Классный час прекрасное в человеке. "увидеть прекрасное в человеке"

Последнее время Максим стал очень увлекаться футболом. Сын растет настоящим футбольным болельщиком. Смотрит все игры, знает счет, игроков, команды. Любовь и интерес к этому спорту у него от папы. Поэтому в этом году на свой день рождения он заказал футбольную вечеринку. И маме ничего не оставалось как приняться за дело!.

Полазив в интернете я пришла к выводу что тема эта не особо популярна, и готовых сценариев нет. Не смотря на то что муж и сын футбольные фанаты (каждый матч они смотрят в шарфиках сидят ) я в этом мало что понимаю . Пришлось напрячь фантазию! С аксессуарами тоже вышла заминка, поскольку готовые наборы (тарелки-стаканы- салфетки-гирлянды и проч.) на футбольно-спортивную тему в природе существуют, но как только понадобилось- их нигде не оказалось. Начало декабря, все уже везде лежит новогоднее... Пришлось все делать самой.

Гирлянда. Распечатала изображение мяча. Вырезала зеленые вымпелы-треугольнички. Скрепила степлером.

Распечатала разукраски с эмблемами клубов. Сын с удовольствием раскрасил.

Стол. Купила обычную цветную одноразовую посуду, зеленую скатерть. Салфетки бело-сине-красные.

Для Пожеланий Имениннику сделала специальный альбом. Те же распечатанные мячи скрепила степлером.

Каждый гость получил вот такое приглашение

Ну а теперь сам сценарий.

"Дорогие ребята! Мы рады вас приветствовать на нашей вечеринке, посвященной дню рождения вашего друга Максима! Но прежде чем вы сядете за праздничный стол в нашем спорт-баре, я предлагаю вам поучаствовать в шуточном товарищеском матче.

Как в настоящем футболе давайте поделимся на две команды. Каждая команда выбирает себе капитана, придумывает название, речевку, цвета клуба. Цвета рисуем аквагримом на щеке или руке каждого игрока. Пишем на доске названия команд.
У каждой команды должна быть группа поддержки! Раздаем мамам цветные метелки

1конкурс.
Для начала посмотрим, знаете ли вы какие мячи бывают? На планшете демонстрируем фото разных мячей- футбольный, тенисный, регбы и т. п. Дети должны их назвать. По результатам присваиваем очки и записываем на доске.

2 конкурс.
"Штрафники". По одному игроку от команды. 2набора стикеров красный и желтый (в каждом по30-40шт). Задача игроков как можно быстрее наклеить их на себя. Победитель зарабатывает очко своей команде

3 конкурс.
Эстафета. Игроки выстраиваются в шеренги. Первый игрок должен добежать до флажка зажав шарик между коленками. Следующий держа на открытой ладони, и так по порядку. Не забываем записать счет

Обычно в середине матча всегда выступают группы поддержки что бы подбодрить своих игроков. Поэтому в 4 конкурсе выступят наши мамы. Мамы изображают танец))))

5 конкурс.
"Горячий мяч". Игроки встают в круг и передают шарик друг другу по кругу. По свистку ведущего игра останавливается. У кого мяч- тот выбывает из игры. И так до последнего игрока, команде которого и начисляется очко.

6 конкурс.
"Пенальти". Нужно попасть шариком в ворота не пользуясь ни руками ни ногами.

7конкурс.
Кто больше назовет футбольных команд.

Ну что ж, ребята. наш товарищеский матч окончен со счетом...*... Но ведь наше состязание было шуточным и поэтому победители у нас сегодня -все!

Далее проходит торжественно награждение участников, вручение грамот и памятных сувениров. В нашем случае это были блокноты, сувенирные мячики, грамоты и сладости. Именинник получил в подарок Футбольную монополию.

Елена Брюхова

Цель: создание у детей радостного и праздничного настроения; развитие интереса к познавательным играм и развлечениям; дать возможность проявить себя, показать свои способности и возможности; воспитание доброжелательного отношения друг к другу и взрослым.

Что необходимо для вечеринки:

1. Растяжка «Поздравляем!» или «С Днём рождения!», флешка с записью спортивной музыки.

2. Скатерть с мячами или зелёная, как поле.

3. Наклейки на сок, на минеральную воду.

4. Тарелки одноразовые и стаканчики в стиле «футбол».

5. Салфетки персональные

6. Украшали фрукты изображениями футбольных мячей, флаг стоял в серединке стола и т. д.

Для конкурсов:

1. Большие буквы имени, шоколадка.

2. Много газет, широкий скотч

3. Кегли, или сетка – рукав.

4. Синий мяч, свисток.

5. Воздушные шары.

6. Конфеты в красных, синих и белых фантиках.

7. Мыльные пузыри.

8. Ткань синего цвета.

9. Влажные салфетки.

10. Фломастеры.

11. Специальные косметические краски для макияжа

Ведущая:

Если праздновать хотите,

Отвечайте, не молчите

Самый лучший и чудесный

Долгожданный, интересный

Вечеринка эта в честь-

День рожденья – Диме «шесть»!

Хорошо там и тут, когда по имени зовут.

Давайте знакомиться! Я вам покажу пример: меня зовут тетя Лена, я Димина бабушка, а это Влада, его старшая сестричка, это … и т. д. (дети по очереди называют свои имена и имена родителей)

А теперь все дружно по моей команде громко-громко крикнем свои имена!

Дети сидят на стульях, диване или кресле…

Ведущая:

Праздник мы сейчас откроем,

Чудо-игры здесь устроим.

Повернитесь все друг к другу,

И пожмите руки другу.

Руки вверх все поднимите

И вверху пошевелите.

Крикнем весело: "Ура!"

Игры начинать пора!

Вы друг другу помогайте,

На вопросы отвечайте

Дружно дайте мне ответ:

Только "Да" и только "Нет".

Если "Нет" вы говорите,

То ногами постучите,

Если говорите "Да",

В ладоши хлопайте тогда.

В школу ходит старый дед.

Это правда, дети?. (Нет - дети стучат ногами)

Внука водит он туда?

Отвечайте дружно. (Да - хлопают в ладоши)

Лед - замерзшая вода?

Отвечаем дружно… (Да)

После пятницы - среда?

Дружно мы ответим. (Нет)

Ель зеленая всегда?

Отвечаем, дети. (Да)

День Рожденья - день веселый?. (Да)

Ждут вас игры и приколы?. (Да)

Именинника поздравим?. (Да)

Или в Турцию отправим?. (Нет)

Ему подарим шоколадку?. (Да)

Поцелуем сладко-сладко?. (Да)

1. Конкурс: «Наш именинник - конфетка»

Все дети знают множество названий конфет и шоколадок, батончиков и прочих сладостей, витаминов. Так вот, каждый из гостей по очереди встаёт и говорит: наш именинник - конфетка и по всем буквам его имени (Д, И, М, А) перечисляете названия всевозможных сладостей, например:

ДИМА – из букв, в стиле футбольных мячей

1. драйв, драже…

2. ирис, инжир в шоколаде…

3. марс, мишка на севере, мармелад…

4. «Алёнка», ананас, аскорбинка…

Кто назвать не может - выбывает из игры, а победителю достаётся главный приз, к примеру, шоколадка «Алёнка». (шоколадки купить)

А вы заметили, что буквы необычные (Буквы напечатаны в стиле футбольных мячей).

Итак, у нас сегодня футбольная вечеринка! Я судья, а по-другому арбитр. Запомнили?

2. Конкурс: «Футбольный мяч»

Реквизит для конкурса: Много газет, широкий скотч.

Командам выдается большая стопка газет и широкий скотч. Задача каждой команды за определенный отрезок времени, например, 3 минуты «смять» большой футбольный мяч и зафиксировать его скотчем. (Прошло очень весело)

3. Конкурс: «Меткий футболист»

Реквизит для конкурса: кегли поставить в виде ворот, а лучше рукав для детской палатки. Настало время проверить меткость. Свой мяч, который сделали, забить в ворота.

4. Конкурс «Выбывание из игры»

Реквизит для игры: синий мяч, свисток.

Дети становятся в круг и начинают по свистку судьи передавать друг другу мяч. Во время игры звучит бодрая футбольная музыка. Судья при этом стоит повернутый к играющим спиной. У кого мяч в руках по сигналу свистка, тот и выходит из игры. Так продолжается для последнего игрока, которому и присуждается в итоге победный гол.

5. Конкурс: «Ловкий футболист»

Реквизит для конкурса: воздушный шар.

Командам выдается по воздушному шару (можно в расцветке футбольного мяча). Задача каждой команды удержать шарик в воздухе как можно дольше. В эту игру могут играть как все дети сразу, так и отдельные игроки.

Шар в воздухе можно удерживать любым способом, но при этом не касаться его руками: не дать шару коснутся пола, но работать при этом только головой: подбивать шарик или дуть на него.

6. "Потерянный цвет"

Все дети становятся в круг, и ведущий объясняет правила: когда он скажет: «Раз, два, три. Красный цвет найти!», ребята должны отыскать на одежде гостей или в зале этот цвет и приложить к нему свою ладонь. Тот, кто не смог ничего найти, садится на место, а для остальных конкурс продолжается. Теперь ведущий называет другой цвет. И так до тех пор, пока не останется один участник.

Что обозначают эти три цвета? (ФЛАГ) На трибунах болельщики размахивают флагами. Мы побудем в роли болельщиков.

7. Конкурс «Болельщики»

Выносят блюдо с одинаковыми конфетами в фантиках трех цветов, например, красного, синего, белого. Дети берут по одной. Потом ведущий просит поднять руки, у кого конфеты в красных фантиках, затем в синих, затем в зеленых, получается три группы. Ведущий предлагает три задания.

Задание 1: «Хлопушка».

Соревнуются, какая из групп громче хлопает в ладоши.

Задание 2: «Шумелка».

Какая группа громче крикнет «Ау!».

Задание 3: «Молчанка».

В течение минуты все должны молчать; группа проигрывает, если кто-то в ней захихикает.

8. Конкурс "Мыльные пузыри"

(продолжаем быть болельщиками).

Выдуть самый большой мяч – шар и самый маленький.

9. Конкурс - Игра «Речка». Так болели, испачкались в мыльных пузырях, надо ополоснуться.

Реквизит для конкурса: кусок ткани синего цвета. Сложите ее в несколько раз, чтобы получилась тонкая полоска. Сначала ручеек тонкий, дети перепрыгивают через него. Постепенно он становится все шире. Вода прибавляется, и мы поднимаем и отпускаем ткань все резче. Дети проползают, стараясь ее не задеть.

Можно переходить речку игра «Низко - высоко».

10. Конкурс «Ограждение» - влажные салфетки

Мы отлично поплавали в речке. Но возвращаемся на футбольное поле. Зрителям на поле находиться нельзя. Ставим ограничения. Кто из влажных салфеток свяжет длинную верёвку за 2-3 минуты – это и есть ограничение.

А теперь свяжем все свои верёвочки- ограничения с другими, что у нас образовалось? (Круг)

11. Конкурс «Воздушный шар»

Реквизит для конкурса: воздушные шарики. Выдували шары, а теперь нам нужны настоящие мячи. Мы будем надувать их. Выбирайте любой цвет. Вдруг у футболистов не будет хватать мячей.

12. Конкурс «Засели мячи»

Реквизит для конкурса:

оздушные шары и маркеры. Детям объясняют, что у них в руках футбольная планета, но есть ещё место для заселения мячей. Каждый участник должен «заселить» свою футбольную планету мячами. Побеждает тот, на чьем шарике нарисованных существ окажется больше. Можно вручить приз.

13. Конкурс «Метко в мяч (воздушный)». Конкурс дополнительный, если есть пистолет с пульками.

Нужно попасть пулькой в воздушный шар. Портим мячи противников.

Драйв, скорость, удар, ГО-О-О-ОЛ

Лучше всех игра…. Футбол

14. Фотосессия

Мы побывали в роли футболистов и болельщиков. На нас мало обращают внимание! Поправим это дело?

Для фотосессии можно приготовить специальные краски. Любимые футбольные слова, которые можно написать: «флаг», «мяч», «ура». «гол», «чемпионы», «футбол» и прочие.

Вместе сядем мы за стол

Объединяет нас … Футбол

Не люблю я баскетбол,

Лучше всех всегда … Футбол

Именинник ох плечист,

Не таксист, не гитарист,

Даже не мотоциклист

Он настоящий …. Футболист

15. Наш любимый каравай

У нас сегодня футбольная вечеринка, предлагаю поздравить замечательного футболиста самой популярной песней «Каравай». Все дети встают в круг, а именинник в центр его и начинают запевать: «Как на Димины именины.». Тот, кого выбрал именинник, в свою очередь встает в круг и песня запевается снова.

16. Торт для именинника

Торт заказан в стиле футбольного поля с воротами и футболистами. Спеть предлагается в футбольной стилистике, и начать с любимых всеми слов «Оле-оле-оле" ! С днем рождения тебя, Дима!»

Самая популярная спортивная игра в мире – это футбол. Его любят все – и дети, и взрослые. Сценарий этого праздника рассчитан на детей от 7 до 10 лет, но, по желанию её можно адаптировать для более взрослых детей (12-14 лет).

Если сынишка является фанатом футбола, или сам играет в него, то ему такое торжество очень понравится.

Подготовка к «Футбольной вечеринке»

  1. Родителям именинника необходимо заведомо предупредить гостей о приближающемся торжестве и разослать приглашения. Открытки могут быть изготовлены вручную или в типографии в виде футбольных мячей или спортивных футболок. Можно устроить гостям «сюрприз»: пригласить ребятишек в качестве футболистов в «известный» спортивный клуб.
  2. Родителям также нужно заранее украсить помещение, в котором будет проводиться празднование дня рождения. Цвета, которые стоит использовать в оформлении интерьера – это чёрный, белый и зелёный.

Особое внимание уделите сервировке праздничного стола: застелите его красивой скатертью (можно выбрать зелёную, такого же цвета, как газон на поле); расставьте посуду и столовые приборы, на которых изображены мячи и пр. футбольная символика (в качестве подставок под тарелки можно использовать «мячи», вырезанные из ткани).

Стены комнаты украсьте яркими гирляндами, которые можно изготовить своими руками: понадобятся бумажные конусы и вырезанные картинки из журналов с футбольной тематикой – эти картинки нужно приклеить к конусам, нанизать их на плотную нитку.

Одну из стен помещения может украсить большая стенгазета, которую также можно изготовить самостоятельно: из журналов о футболе ножницами вырезаются спортсмены и приклеиваются на стенгазету. Затем из распечатанных на принтере фотографий вырезаются лица друзей, родственников (не забудьте про самого именинника!) и приклеиваются вместо лиц «журнальных» призёров и чемпионов. Также на этой стенгазете можно оставить парочку «автографов» или написать несколько смешных фраз.

Обязательно украсьте помещение белыми и зелёными воздушными шарами.

Что едят футбольные фанаты? Правильно, это пиво и чипсы! Но детям такая «еда» не пойдёт на пользу, поэтому родители могут использовать более полезные вариации «фанатских» блюд. На столе должны быть «футбольные» угощения, которые пользуются особой популярностью на матчах – это пицца, чипсы, всевозможные холодные закуски. Чтобы приготовление блюд было менее хлопотным занятием, обычное застолье можно заменить фуршетом: пускай гости подходят с тарелками к столу и набирают в тарелки то, что хотят.

«Финальным» угощением будет торт в виде футбольного мяча или поля.

Сценарий проведения «Футбольной вечеринки» на день рождения

Для проведения Дня Рождения понадобится ведущий. Если детей на празднике будет больше восьми человек, он должен сформировать из участников две команды (количество игроков в обеих командах должно быть равное).

Ведущий встречает гостей фразой:

Здравствуйте, спортсмены! Добро пожаловать на открытие «Футбольного клуба»!.

Открытие футбольного клуба

Ведущий : «Дорогие ребята, сегодня, в один день, совпали два знаменательных события: День Рождения футболиста … и открытие «Футбольного(-ых) клуба(-ов)»! Предлагаю всем вместе решить организационные вопросы и перейти к торжественной части!».

Ведущий : «Первоочередной задачей для команды (или команд) будет сочинение поздравления для именинника в форме «кричалки». В ней обязательно нужно указать имя именинника. Также очень важно придумать название для нашего нового «Футбольного клуба» (новых «Футбольных клубов»)! Ура, поехали! На выполнение задания даю только пять минут!».

Через пять минут участники команды (или команд) предлагают свои варианты названия «Футбольного клуба» (названий «Футбольных клубов»), а также выкрикивают свои поздравительные «кричалки».

«Разминочная тренировка»

Ведущий : «Все присутствующие здесь спортсмены с этого момента считаются принятыми в новый открытый клуб (клубы)! Поздравляю! Однако, для того чтобы соревноваться с другими футбольными клубами, команде (командам) необходимо пройти предварительную аттестацию! Я – официальный представитель Всемирной Федерации Футбола, поэтому именно я буду проводить все испытания!».

Существует два возможных сценария для дальнейшего проведения Дня Рождения:

  • Если участников можно поделить на две команды, то ведущий проводит испытания, приведенные в сценарии ниже, при этом в каждом из них участвуют игроки из обеих команд. Выигравшая команда получает одно очко, а проигравшая – засчитанный судьёй (ведущим) пропущенный гол. После «предварительной аттестации» ведущий обращается к командам со словами: «Обе команды показали высокие результаты! Поздравляю! Оба клуба официально прошли предварительную аттестацию и считаются открытыми! Победителям я сейчас раздам золотые медали, а проигравшим – серебряные (медали нужно приготовить заранее)! Ура!».
  • Если команда всего одна, то нижеприведенные испытания проводятся среди её участников. Те дети, которые выиграли в одном или нескольких испытаниях, считаются забившими гол (одно испытание – один гол). После соревнований ведущий подсчитывает количество «голов» и вручает победителям «золотые» кубки. Команду он поздравляет такими словами: «Поздравляю команду, в которой каждый участник – настоящий чемпион! Объявляю новый «Футбольный клуб …» открытым! Ура!».

Совет : в качестве приятного памятного презента каждому участнику можно подарить спортивную футболку с «эмблемой клуба» (или клубов).

Ведущий может провести от 8 до 12 «тестовых испытаний». Чтобы дети не так быстро устали, их можно отпускать на перерывы в пять-десять минут (между испытаниями).

Во время одного из таких перерывов можно раздать детям пластиковые бутылочки с водой. Пять-десять минут второго перерыва потратьте на изготовление всей командой (командами) особенного поздравления для именинника: на футбольном мече каждый гость должен написать маркером свои пожелания и имя. И ещё один перерыв следует посвятить разучиванию задорных «кричалок» (примеры «кричалок» приведены в дополнении к сценарию).

Футбольные испытания

    1. «Быстрые сборы» – это весёлая игра, для которой потребуется реквизит: два комплекта футбольной формы (футболки, гетры, напульсники и щитки), каждый из комплектов сложен в отдельный, плотно запечатанный, пакет. В игре участвуют два игрока (из одной команды, или по одному участнику из обеих команд). Правила игры: ведущий даёт игрокам пакеты и говорит: «Вперёд!». Задача ребят: быстро одеть костюмы и прокричать громко: «Оле-оле-оле! Наш клуб …чемпион!». Побеждает участник, справившийся с заданием быстрее соперника, ведущий присваивает ему за это один «гол». Таким образом, парами (из одной или двух команд), все игроки соревнуются друг с другом.
    2. «Удержи мяч» – это игра, в которой участвует четыре участника (все четверо из одной команды или по двое из обеих команд). Для испытания понадобятся: два воздушных шарика и два больших круга, вырезанных из ватмана (также подойдут обручи и т.п., главное – чтобы в окружность помещались четыре детских ступни).Обе пары участников становятся каждая в свой круг, в руках каждая пара держит воздушный шар. Задача игроков: по команде ведущего подбросить шарик вверх, а затем поймать его и удерживать (как можно дольше!) с помощью головы и ног. Руки использовать нельзя и выходить за пределы круга тоже. Выигрывает пара, которая удержит свой шарик до того момента, пока ведущий не даст «отбой», при этом оба её участника получают по одному «голу».
    3. «Штрафники» — эта игра, в которую может играть, как один участник, так и двое. Для неё понадобятся красные и жёлтые стикеры (в расчёте – на каждого участника по два-три блока клеящихся бумажек). Ведущий предлагает всем «футболистам» по очереди выходить к нему (можно по двое) и брать по одному или по два блока стикеров. Затем ведущий засекает время и участник (или двое) старается как можно быстрее приклеить все листочки из стикеров на себя (или на партнёра). Победивший игрок (игроки) получает «гол».
    4. Проведите футболном соревнование на импровизированном футбольном поле «Задуй мяч в ворота ». Каждому участнику вручается соломинка для коктейлей – задача игроков «задуть» мяч соломинкой в ворота соперников.
    5. Проводить игру «Мяч – всему голова» ведущий должен с небольшого вступления-загадки: «Маленький, беленький, с черными пятнышками, по полю бегает, но не зверек». Участники быстро догадываются, что это мяч. Ведущий : «Хочу рассказать о том, что у нашего любимого и всеми уважаемого футбольного мяча большая семья. Сейчас я буду показывать фотографии его родственников, а участники нового «Футбольного клуба…» (или участники клубов) должны угадать, как кого зовут. Если участник (или одна из команд) угадал имя одного из родственников, то он получает «гол» (то эта команда получает «гол»). А вот если имя мяча названо не верно, то право назвать его получает другой участник (или команда). Затем я посчитаю, сколько «голов» получил тот, или иной игрок (обе команды)». Картинки с изображениями мячей, которые используют в различных видах спорта можно найти заранее в сети Интернет, а распечатать их можно на принтере. Существует много разных мячей, например: теннисный, баскетбольный, бейсбольный и т.д. Среди картинок с мячами, которые предназначены для других видов спорта, следует поместить несколько картинок с изображениями футбольных мячей, оформленных необычно.
    6. «Удаление с поля» – это игра, в которой будут участвовать все игроки одновременно, а ведущий на время станет «судьёй» и возьмёт на вооружение судейский свисток. Участники становятся в круг, а в его центре ведущий занимает свою «позицию»: в руках у него мяч, во рту – свисток. Доброволец включает музыку и «судья» кидает мяч одному из «футболистов», после этого закрывает глаза. Дети передают мяч по кругу, пока «судья» не засвистит. Игрок, в руках у которого на данный момент оказался мяч, таким образом, получает «штрафной» и начинает танцевать (прыгать, стоять на одной ноге и т.д.) не покидая своего места. Игрок, стоящий справа от «штрафника» становится новым судьёй, а ведущий выходит из круга. «Новый судья» повторяет всё то, что делал ведущий и, таким образом следующий «штрафник» начинает танцевать, а стоящий справа от него игрок принимает «судейский свисток» и мяч. После этого предыдущий судья становится снова в круг. Если мяч оказался в руках уже «оштрафованного» участника, то этому «несчастливцу» действующий «судья» выдаёт «красную карточку» и просит выйти из игры.В «Удаление с поля» играют до тех пор, пока не останется один участник и «судья». Этот игрок побеждает и получает «гол» (или его команда). А оставшегося последним «судьёй» поздравляют и дарят ему памятный свисток.
    7. Для испытания «Бомбардиры» понадобится реквизит, который можно изготовить самостоятельно: ватман, мишень для игры в дартс, мольберт (или что-то подобное) нужно покрасить в зелёный цвет (можно обтянуть зелёной тканью). Это будет «поле», на которое белой краской нужно нанести разметку. Ворота следует нарисовать краской тёмного цвета, так, чтобы получились два прямоугольника, а внутрь этих фигур вклеивают кусочки двухстороннего скотча. Также игра «Бомбардиров» требует наличия мяча – это должен быть совсем маленький мячик, который полностью помещается в воротах (если мячика нет, то можно использовать небольшие пластиковые кружочки). Ведущий показывает всем поле с воротами и даёт первому добровольцу мячик, предварительно завязав ему глаза. Задача всех участников: попасть мячиком в ворота с завязанными глазами. Участник (или команда) «забившая мячей» больше, чем другие, получает «гол».
    8. Забить в ворота гол, играя в «Пенальти» довольно просто, ведь «воротами» станет пластиковое ведро (ведущий устанавливает его на полу так, чтобы днище было с противоположной игрокам стороны). А «футбольным» мячом – теннисный (любой небольшой лёгкий мяч). Участники по очереди подходят к ведру и, на расстоянии одного метра, пытаются забить «пенальти» в «ворота» теннисным мячом. Участник (или команда), забивший больше всех «пенальти» получает «гол».
    9. Та группа (команда), все участники которой первыми успели пройти эстафету с мячом – выигрывает и получает «гол».
    10. Еще одной увлекательной игрой может стать «» — заготовьте картонные фигурки футболистами с прорезями для пальцев и проведите чемпионат по пальчиковому футболу. Победитель чемпионата получает «гол».
    11. Вопросы для «Футбольной викторины» ведущий готовит заранее, ведь их содержание и степень сложности зависит от возраста гостей, которые будут приглашены придут на футбольный день рождения. Для каждого вопроса потребуется по одному чистому листу небольшого формата, затем их можно сложить в ящик или шляпу. Правила у игры «Футбольная викторина» простые: участники по очереди подходят к ведущему, который предлагает им вытащить наугад листик с вопросом. Правильный ответ на вопрос приносит игроку «гол».

Если играют две команды, то на вопросы участники обеих команд должны отвечать по очереди и, если команда не может ответить на вопрос, который ей достался, то возможность ответить на него переходит к команде-сопернице. За каждый свой правильный ответ команда получает один «гол».

Примеры вопросов:

      1. Как назывался фильм про юную футболистку, в котором снялась Кира Найтли? («Играй как Бэкхем»).
      2. Какое прозвище у Роналдо? («Зубастик» ).
      3. Во время чемпионата мира в ЮАР, в 2010 году, болельщики использовали громкую дудку, как она называется? («Вувузела» ).
      4. Все знают известную песню, в которой поют о матче Аргентины и Ямайки. С каким счётом и какая команда выиграла? (Аргентина, пять-ноль ).
      5. Кто назначает «футбольные горчичники»? (Арбитр ).
      6. В какой обуви бегают футболисты по полю во время матча? (В бутсах ).
      7. У какого тренера российской сборной было самое «птичье» имя? (Гус Хиддинк ).
      8. В какой сказке старик-волшебник решил повлиять на ход футбольного матча? (Хоттабыч ).
      9. Есть вкусный кофе, который назвали в честь футболиста. Как он называется? (Пеле ).
      10. Как называется гол, забитый в ворота своей команды? (Автогол ).
      11. Какой футболист смог бы стать героем книги «Из Петербурга в Лондон»? (Андрей Аршавин ).
      12. В этом городе расположен стадион, который может вместить самое большое число людей. Как называется город? (Пхеньян ).
      13. Если посчитать ширину ворот в ярдах, то сколько она будет составлять? (Восемь ярдов ).
      14. Проходил ли когда-нибудь чемпионат мира по футболу на территории России? (Нет, но будет в 2018 году ).
      15. Какая страна может похвастаться тем, что её сборная чаще всего становилась чемпионом мира? (Бразилия ).

Когда «футболисты» пройдут все испытания, ведущий должен произвести подсчёт «голов» и объявить победившего участника (или команду). Затем команда (команды по очереди) дружно, в последний раз, выкрикивает свою «кричалку» («кричалки»). Последний этап торжества – это застолье, после которого отдохнувшие гости могут выйти на улицу и поиграть в настоящий футбол.

Дополнение к сценарию

«Футбольные кричалки»

Ведущий : «Ребята, пока мы отдыхаем и набираемся сил, я предлагаю немного покричать, как на футбольном матче! Давайте сыграем в игру, очень интересную, весёлую и громкую: я буду выкрикивать всю «кричалку», а задачей юных футболистов нового клуба (клубов) будет завершить её словом «футбол»! Только крикнуть его нужно как можно громче! А, чуть не забыл! В том случае, если кому-то по какой-то причине моя «кричалка» не нравится, он должен промолчать и не кричать!».

«Кричалки» :

Скорость, драйв, удар и гол
Лучше всех игра … футбол!

Сядем дружно мы за стол
Скажем тосты за … футбол!

Теннис, регби, баскетбол
Явно лучше, чем…(молчание).

Таец, финн, индус, монгол:
Всем им нравится… футбол!

Я возмущен, взбешен и зол
Когда транслируют…(молчание).

Лучше вымыть тряпкой пол
Чем сидеть смотреть…(молчание).

Финт, подкат, пенальти, гол:
Очень зрелищен… футбол!

Не интересен мне гандбол –
Я люблю играть … в футбол!

Лучше съем я суши ролл,
Чем пойду играть…(молчание).

Наш именинник не артист,
Не танкист и не хорист,
Не буддист, не пародист,
А настоящий… футболист!

Разработка классного часа "Увидеть прекрасное в человеке" Классный руководитель 5 - страница №1/1

Разработка классного часа

"Увидеть прекрасное в человеке"

Классный руководитель

5 класса

Телегина М.В.

Разработка рассчитана на отдельное мероприятие.

Задачи : дать представление о многообразии форм проявления красоты в человеке, показать роль искусства в раскрытии прекрасных сторон личности, развивать эстетическое восприятие, вдумчивое и внимательное отношение к окружающим людям.

Ход подготовки :

1. Поиск в сети Интернет репродукций картин на тему: «Красота человека» («Сикстинская мадонна» Рафаэля; «Портрет старушки» Рембрандта; «Портрет академика, физиолога И. П. Павлова» М. В. Нестерова; «Горький» П. Д. Корина; «Актриса П. А. Стрепетова», «Портрет М. П. Мусоргского» И. Е. Репина; «Портрет Л. Н. Толстого» Н. Н. Ге и И. Н. Крамского; «Портрет Ф. М. Достоевского» В. Г. Перова; «Хозяин земли», «Зацвел багульник», портрет летчиков-космонавта Ю.А. Гагарина и др.), подготовка выставки репродукций с помощью презентации в PowerPoint.

2. Подготовить выступления учащихся с выразительным чтением стихов.

3. Написать плакаты-слайды:

Слайд 2

«Не надо где-то за тридевять земель искать образ идеального человека, способного пробудить восхищение, изумление: уверяю вас, он есть в родном селе, на улице родного города, надо только уметь видеть идеальность в реальности».

В. А. Сухомлинский.

Слайд 3

«Смотрите на людей с мыслью, что вам их обязательно надо написать красками... Скоро вы заметите, что люди оказываются гораздо интереснее, чем раньше, когда вы смотрели на них бегло и торопливо».

К. Г. Паустовский.

4. Предложить учащимся подготовить небольшие рассказы о встречах с интересными людьми.

План-конспект занятия :

1. Вступительное слово учителя (тезисы):

В жизни внешняя красота не всегда совпадает с прекрасными человеческими качествами.

Слайд 4

Внешне неприметный человек может восхищать нас своим мужеством, добротой, глубокой одухотворенностью, честностью, способностью к самопожертвованию ради великой идеи.

Вот человек - он искалечен,

В рубцах лицо. Но ты гляди,

И взгляд испуганно при встрече

С его лица не отводи.

Он шел к победе, задыхаясь,

Не думал о себе в пути,

Чтобы она была такая:

Взглянуть - и глаз не отвести!

Сергей Орлов

Как научиться видеть все многообразие красоты человека, как распознать лицемерие, душевную черствость, эгоизм, скрывающиеся иногда за внешней красивой оболочкой? В этом поможет нам искусство.

Слайд 5

В. Г. Белинский, подчеркивая великую силу искусства, писал: «Лицо, ничем не замечательное само по себе, получает через искусство общее значение, для всех равно интересное, и на человека, который при жизни не обращал на себя внимание, смотрят века, по милости художника, давшего ему своей кистью новую жизнь!»

Слайд 6 -7

Задание 1 . Рассмотрите изображение статуи Давида работы Микеланджело, Венеры Милосской, скульптурный портрет египетской царицы Нефертити и портреты пожилых людей на картинах Рембрандта, П. Д. Корина, А. М. Шилова и др.


  • В чем непохожесть портретов?

  • На чем акцентируют внимание художники в своих произведениях?

  • Что объединяет все портреты?

  • В чем красота изображаемых художником лиц?
Пояснение учителя : красота статуи Давида и Венеры Милосской более доступна для восприятия. Художники обращают внимание на внешнюю, физическую красоту человека, броскую и яркую, подчеркивают силу и мужественность у юноши и женственность, грациозность, гармонию форм у женщины. Портреты пожилых людей, на первый взгляд, не вызывают восторга и восхищения у людей, не подготовленных к восприятию искусства. Однако вглядитесь в эти портреты! Морщинистые лица, старческие, сухие руки... Но лица этих людей прекрасны своей одухотворенностью, мудростью.

Слайд 8

Задание 2 . Перед вами портреты Ф. М. Достоевского работы В. Г. Перова, академика И. П. Павлова кисти М. В. Нестерова, А. М. Горького работы П. Д. Корина. (Можно использовать и другие работы художников-портретистов).


  • Какие черты характера в портретируемых вас привлекли?

  • Какое качество личности желает подчеркнуть художник?

  • Чем он хочет нас заинтересовать?

  • На что обратить внимание?

  • Как сам художник относится к портретируемому?

  • Какими художественными средствами он подчеркивает прекрасные стороны человека, его характерные черты?
Пояснения учителя : научиться раскрывать прекрасные черты человека, которые мы порой не замечаем, поможет нам проникновение в глубину творческого процесса художника, постижение языка изобразительного искусства.

Вспоминая о своей работе над портретом советского физиолога, академика И. П. Павлова, художник М. В. Нестеров писал: «Лицо Льва Толстого объясняют мне великолепные портреты Крамского и Ге. Знал я Д. И. Менделеева: лицо его было характерно, незабываемо - оно было благодарным материалом для художника. Из портретов Павлова я ничего такого усмотреть не мог, это меня обескураживало, и я, не считая себя опытным портретистом, не решался браться не за свое дело...» Однако после встречи с Павловым художник был покорен навсегда «легендарным человеком». «Целый вихрь слов, жестов понесся, опережая друг друга... более яркой особы я и представить себе не мог, - писал художник. - Он был донельзя самобытен, непосредствен. Я позабыл о том, что я не портретист, во мне... проснулся художник, заглушивший все, осталась лишь неутолимая жажда написать этого дивного старика...»

Страстная динамика, внутренний напор, ясность мысли, убежденность, творческая сосредоточенность - все эти качества великого ученого мы можем увидеть в портретируемом. Большую роль в раскрытии волевого характера И. П. Павлова играют руки. Они вытянуты вперед, сжаты в кулаки - это был характерный жест для ученого. Образ И. П. Павлова дополняется лиризмом, благодаря мягкому светлому колориту, который вызывает ощущение внутренней душевной мягкости, чистоты, доброты великого ученого.

В более скупом, сдержанном колорите написан В. Г. Перовым портрет писателя Ф. М. Достоевского. Неопределенный зеленовато-коричневый цвет костюма, темный фон, отсутствие предметов - все это необходимо было художнику для того, чтобы глубже проникнуть в сущность человека, в мир его чувств и переживаний.

В характеристике портретируемого большую роль играют как изобразительные средства (жест, поза человека, его глаза, руки, лицо, особенность одежды), так и выразительные, которые помогают передать сущность изображаемого (тональность, композиция, техника рисунка: формы, линии, их ритмичность, цветовая контрастность).

Слайд 9

Прекрасные стихи написал поэт Н. Заболоцкий о портрете А. П. Струйской работы Ф. С. Рокотова.

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно...

Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач...

Слайд 10

Задание 3. Сравните портреты Л. Н. Толстого, написанные Н. Н. Ге, И. Н. Крамским, И. Е. Репиным; портреты великой русской актрисы П. А. Стрепетовой, написанные И. Е. Репиным и Н. Я. Ярошенко.


  • В чем проявляется творческое своеобразие художников в раскрытии характера портретируемых?

  • В чем разница художественных решений картин?

  • Почему художник выбрал из многих возможных именно такую трактовку образа?

  • Как вы думаете, что могло побудить художника взяться за работу над портретом?

  • Что хотел сказать художник своим произведением?
Пояснения учителя : художник, работая над портретом, старается не только передать внешнее сходство с моделью, но и раскрыть внутреннюю жизнь человека, причем выделить в нем самое, на его взгляд, главное, существенное. Каждый художник по-своему подходит к характеристике одного и того же человека. В портретируемом талантливый художник отражает лицо современников, утверждает высокие духовные начала красоты человека и в какой-то степени высказывает свои раздумья о мире, о человеческой судьбе.

Льва Николаевича Толстого писали многие художники. И. Н. Крамской акцентирует наше внимание на мудрости, проницательности великого писателя, мыслителя, психолога, имевшего способность улавливать «таинственнейшие движения психической жизни». Талантливо передал художник особенно выразительную черту его внешности: пристальный, пронизывающий взгляд, от которого, кажется, ничто не может скрыться.

В картине, написанной в 1887 году, И. Е. Репин передает напряженную внутреннюю жизнь писателя, работу мысли, тяжелые раздумья о судьбах простых людей.

Слайд 11

Прежде чем приступить к работе, художники долго присматриваются к человеку, беседуют с ним, стараются проникнуть в мир его чувств, мыслей, уловить самое характерное, типичное и правдивое в облике портретируемого. Скромной, сдержанной, лиричной, больше похожей на курсистку, изобразил Н. Я. Ярошенко великую трагическую актрису П. А. Стрепетову. Такой она могла быть в жизни. И. Е. Репин изобразил актрису в домашней обстановке, в простом платье, с неубранными волосами. Художнику удалось передать великое трагическое дарование актрисы, в творчестве которой впервые нашли яркое отражение образы простых русских женщин с тяжелой, бесправной судьбой.

2. Рассказ о том, как писатели, художники, скульпторы и т. д. развивают свою наблюдательность, восприятие, творческую память.

Слайд 12

К. И. Чуковский так вспоминает об И. Е. Репине: «Едешь с ним в вагоне, в трамвае и видишь: с любопытством путешественника, впервые попавшего в нашу страну, вглядывается он в каждого сидящего перед ним человека и мысленно пишет его воображаемой кистью... . В этом смотрении была для него творческая радость».

Слайд 13

В статье «Мое творчество» А. Н. Толстой писал: «В молодости я не был наблюдательным, во всяком случае - ниже обычного. Боролся с этим недостатком, заставлял себя наблюдать всегда - самого себя, людей, природу. Затем это вошло в привычку».

3. Рассказы учащихся о встречах с интересными людьми. Можно задать ребятам вопросы: почему эти люди кажутся вам интересными? Как проявляются нравственные и эстетические качества в их внешнем облике?

Слайд 14

Пояснения учителя : характер человека, психологическое состояние, духовная культура отражаются на внешнем облике человека. Иногда глаза, жесты, мимика, руки могут многое сказать о том, каков человек.

Таджикский поэт, Мирзо Турсун-заде считает, что главное в человеке - это его глаза:

Глаза бывают разные. Одни

Полны злодейских чар, как западни,

Другие - ясны и чисты всегда,

Светлы, как предрассветная звезда...

Слайд 15

В стихотворениях Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка» и «О красоте человеческих лиц» звучит гимн душевной красоте человека

НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам её,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про неё,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как своя,

Томит её и вон из сердца рвётся,

И девочка ликует и смеётся,

Охваченная счастьем бытия.


Ни тени зависти, ни умысла худого

Ещё не знает это существо.

Ей всё на свете так безмерно ново,

Так живо всё, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине её горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты её нехороши

И нечем ей прельстить воображенье,-

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом её движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

О красоте человеческих лиц

Есть лица, подобные пышным порталам,


Где всюду великое чудиться в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица


Закрыты решетками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хиженку знал я когда-то,


Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!


Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

Слайд 16

Вывод : Изучение творчества художников-портретистов, мастеров художественного слова позволит вам расширить представление о красоте человека, стать духовно богаче.
Литература:


  1. Гиппиус С. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психотехники. М. - Л.: Искусство, 1967. 295 с.

  2. Сухомлинский В. А. Потребность человека в человеке/Сост. Т. В. Самсонова. Изд. 2-е. М.: Сов. Россия, 1981. 96 с.

"Увидеть прекрасное в человеке"

Классный руководитель

8 «А» класса

МОУ «Гимназия №5»

Криворотова Л.Н.

Разработка рассчитана на 2 классных часа (8 класс) или как отдельное мероприятие.

Задачи : дать представление о многообразии форм проявления красоты в человеке, показать роль искусства в раскрытии прекрасных сторон личности, развивать эстетическое восприятие, вдумчивое и внимательное отношение к окружающим людям.

Ход подготовки :

1. Поиск в сети Интернет репродукций картин на тему: «Красота человека» («Сикстинская мадонна» Рафаэля; «Портрет старушки» Рембрандта; «Портрет академика, физиолога И. П. Павлова» М. В. Нестерова; «Горький» П. Д. Корина; «Актриса П. А. Стрепетова», «Портрет М. П. Мусоргского» И. Е. Репина; «Портрет Л. Н. Толстого» Н. Н. Ге и И. Н. Крамского; «Портрет Ф. М. Достоевского» В. Г. Перова; «Хозяин земли», «Зацвел багульник», портрет летчиков-космонавта Ю.А. Гагарина и др.), подготовка выставки репродукций с помощью презентации в PowerPoint .

2. Подготовить выступления учащихся с выразительным чтением стихов.

3. Написать плакаты- слайды:

Слайд 2

«Не надо где-то за тридевять земель искать образ идеального человека, способного пробудить восхищение, изумление: уверяю вас, он есть в родном селе, на улице родного города, надо только уметь видеть идеальность в реальности».

В. А. Сухомлинский.

Слайд 3

«Смотрите на людей с мыслью, что вам их обязательно надо написать красками... Скоро вы заметите, что люди оказываются гораздо интереснее, чем раньше, когда вы смотрели на них бегло и торопливо».

К. Г. Паустовский.

4. Предложить учащимся подготовить небольшие рассказы о встречах с интересными людьми.

План-конспект занятия :

1. Вступительное слово учителя (тезисы):

В жизни внешняя красота не всегда совпадает с прекрасными человеческими качествами.

Слайд 4

Внешне неприметный человек может восхищать нас своим мужеством, добротой, глубокой одухотворенностью, честностью, способностью к самопожертвованию ради великой идеи.

Вот человек - он искалечен,

В рубцах лицо. Но ты гляди,

И взгляд испуганно при встрече

С его лица не отводи.

Он шел к победе, задыхаясь,

Не думал о себе в пути,

Чтобы она была такая:

Взглянуть - и глаз не отвести!

Сергей Орлов

Как научиться видеть все многообразие красоты человека, как распознать лицемерие, душевную черствость, эгоизм, скрывающиеся иногда за внешней красивой оболочкой? В этом поможет нам искусство.

Слайд 5

В. Г. Белинский, подчеркивая великую силу искусства, писал: «Лицо, ничем не замечательное само по себе, получает через искусство общее значение, для всех равно интересное, и на человека, который при жизни не обращал на себя внимание, смотрят века, по милости художника, давшего ему своей кистью новую жизнь!»

Слайд 6 -7

Задание 1 . Рассмотрите изображение статуи Давида работы Микеланджело, Венеры Милосской, скульптурный портрет египетской царицы Нефертити и портреты пожилых людей на картинах Рембрандта, П. Д. Корина, А. М. Шилова и др.

    В чем непохожесть портретов?

    На чем акцентируют внимание художники в своих произведениях?

    Что объединяет все портреты?

    В чем красота изображаемых художником лиц?

Пояснение учителя : красота статуи Давида и Венеры Милосской более доступна для восприятия. Художники обращают внимание на внешнюю, физическую красоту человека, броскую и яркую, подчеркивают силу и мужественность у юноши и женственность, грациозность, гармонию форм у женщины. Портреты пожилых людей, на первый взгляд, не вызывают восторга и восхищения у людей, не подготовленных к восприятию искусства. Однако вглядитесь в эти портреты! Морщинистые лица, старческие, сухие руки... Но лица этих людей прекрасны своей одухотворенностью, мудростью.

Слайд 8

Задание 2 . Перед вами портреты Ф. М. Достоевского работы В. Г. Перова, академика И. П. Павлова кисти М. В. Нестерова, А. М. Горького работы П. Д. Корина. (Можно использовать и другие работы художников-портретистов).

    Какие черты характера в портретируемых вас привлекли?

    Какое качество личности желает подчеркнуть художник?

    Чем он хочет нас заинтересовать?

    На что обратить внимание?

    Как сам художник относится к портретируемому?

    Какими художественными средствами он подчеркивает прекрасные стороны человека, его характерные черты?

Пояснения учителя : научиться раскрывать прекрасные черты человека, которые мы порой не замечаем, поможет нам проникновение в глубину творческого процесса художника, постижение языка изобразительного искусства.

Вспоминая о своей работе над портретом советского физиолога, академика И. П. Павлова, художник М. В. Нестеров писал: «Лицо Льва Толстого объясняют мне великолепные портреты Крамского и Ге. Знал я Д. И. Менделеева: лицо его было характерно, незабываемо - оно было благодарным материалом для художника. Из портретов Павлова я ничего такого усмотреть не мог, это меня обескураживало, и я, не считая себя опытным портретистом, не решался браться не за свое дело...» Однако после встречи с Павловым художник был покорен навсегда «легендарным человеком». «Целый вихрь слов, жестов понесся, опережая друг друга... более яркой особы я и представить себе не мог, - писал художник. - Он был донельзя самобытен, непосредствен. Я позабыл о том, что я не портретист, во мне... проснулся художник, заглушивший все, осталась лишь неутолимая жажда написать этого дивного старика...»

Страстная динамика, внутренний напор, ясность мысли, убежденность, творческая сосредоточенность - все эти качества великого ученого мы можем увидеть в портретируемом. Большую роль в раскрытии волевого характера И. П. Павлова играют руки. Они вытянуты вперед, сжаты в кулаки - это был характерный жест для ученого. Образ И. П. Павлова дополняется лиризмом, благодаря мягкому светлому колориту, который вызывает ощущение внутренней душевной мягкости, чистоты, доброты великого ученого.

В более скупом, сдержанном колорите написан В. Г. Перовым портрет писателя Ф. М. Достоевского. Неопределенный зеленовато-коричневый цвет костюма, темный фон, отсутствие предметов - все это необходимо было художнику для того, чтобы глубже проникнуть в сущность человека, в мир его чувств и переживаний.

В характеристике портретируемого большую роль играют как изобразительные средства (жест, поза человека, его глаза, руки, лицо, особенность одежды), так и выразительные, которые помогают передать сущность изображаемого (тональность, композиция, техника рисунка: формы, линии, их ритмичность, цветовая контрастность).

Слайд 9

Прекрасные стихи написал поэт Н. Заболоцкий о портрете А. П. Струйской работы Ф. С. Рокотова.

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно...

Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач...

Слайд 10

Задание 3. Сравните портреты Л. Н. Толстого, написанные Н. Н. Ге, И. Н. Крамским, И. Е. Репиным; портреты великой русской актрисы П. А. Стрепетовой, написанные И. Е. Репиным и Н. Я. Ярошенко.

    В чем проявляется творческое своеобразие художников в раскрытии характера портретируемых?

    В чем разница художественных решений картин?

    Почему художник выбрал из многих возможных именно такую трактовку образа?

    Как вы думаете, что могло побудить художника взяться за работу над портретом?

    Что хотел сказать художник своим произведением?

Пояснения учителя : художник, работая над портретом, старается не только передать внешнее сходство с моделью, но и раскрыть внутреннюю жизнь человека, причем выделить в нем самое, на его взгляд, главное, существенное. Каждый художник по-своему подходит к характеристике одного и того же человека. В портретируемом талантливый художник отражает лицо современников, утверждает высокие духовные начала красоты человека и в какой-то степени высказывает свои раздумья о мире, о человеческой судьбе.

Льва Николаевича Толстого писали многие художники. И. Н. Крамской акцентирует наше внимание на мудрости, проницательности великого писателя, мыслителя, психолога, имевшего способность улавливать «таинственнейшие движения психической жизни». Талантливо передал художник особенно выразительную черту его внешности: пристальный, пронизывающий взгляд, от которого, кажется, ничто не может скрыться.

В картине, написанной в 1887 году, И. Е. Репин передает напряженную внутреннюю жизнь писателя, работу мысли, тяжелые раздумья о судьбах простых людей.

Слайд 11

Прежде чем приступить к работе, художники долго присматриваются к человеку, беседуют с ним, стараются проникнуть в мир его чувств, мыслей, уловить самое характерное, типичное и правдивое в облике портретируемого. Скромной, сдержанной, лиричной, больше похожей на курсистку, изобразил Н. Я. Ярошенко великую трагическую актрису П. А. Стрепетову. Такой она могла быть в жизни. И. Е. Репин изобразил актрису в домашней обстановке, в простом платье, с неубранными волосами. Художнику удалось передать великое трагическое дарование актрисы, в творчестве которой впервые нашли яркое отражение образы простых русских женщин с тяжелой, бесправной судьбой.

2. Рассказ о том, как писатели, художники, скульпторы и т. д. развивают свою наблюдательность, восприятие, творческую память.

Слайд 12

К. И. Чуковский так вспоминает об И. Е. Репине: «Едешь с ним в вагоне, в трамвае и видишь: с любопытством путешественника, впервые попавшего в нашу страну, вглядывается он в каждого сидящего перед ним человека и мысленно пишет его воображаемой кистью... . В этом смотрении была для него творческая радость».

Слайд 13

В статье «Мое творчество» А. Н. Толстой писал: «В молодости я не был наблюдательным, во всяком случае - ниже обычного. Боролся с этим недостатком, заставлял себя наблюдать всегда - самого себя, людей, природу. Затем это вошло в привычку».

3. Рассказы учащихся о встречах с интересными людьми. Можно задать ребятам вопросы: почему эти люди кажутся вам интересными? Как проявляются нравственные и эстетические качества в их внешнем облике?

Слайд 14

Пояснения учителя : характер человека, психологическое состояние, духовная культура отражаются на внешнем облике человека. Иногда глаза, жесты, мимика, руки могут многое сказать о том, каков человек.

Таджикский поэт, Мирзо Турсун-заде считает, что главное в человеке - это его глаза:

Глаза бывают разные. Одни

Полны злодейских чар, как западни,

Другие - ясны и чисты всегда,

Светлы, как предрассветная звезда...

Слайд 15

В стихотворениях Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка» и «О красоте человеческих лиц» звучит гимн душевной красоте человека

НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам её,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про неё,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как своя,

Томит её и вон из сердца рвётся,

И девочка ликует и смеётся,

Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого

Ещё не знает это существо.

Ей всё на свете так безмерно ново,

Так живо всё, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине её горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты её нехороши

И нечем ей прельстить воображенье,-

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом её движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

О красоте человеческих лиц

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудиться в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хиженку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

Слайд 16

Вывод : Изучение творчества художников-портретистов, мастеров художественного слова позволит вам расширить представление о красоте человека, стать духовно богаче.

Литература:

    Гиппиус С. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психотехники. М. - Л.: Искусство, 1967. 295 с.

    Сухомлинский В. А. Потребность человека в человеке/Сост. Т. В. Самсонова. Изд. 2-е. М.: Сов. Россия, 1981. 96 с.




Top