Клинская елочная игрушка история. Музей ёлочной игрушки

До Нового года остались считанные дни, и все с нетерпением ждут приближения самого любимого праздника. Дети пишут письма Деду Морозу, взрослые закупают подарки и думают о том, где и как будут проводить Новогоднюю ночь. Одним из самых интересных событий в новогодние праздники может стать поездка на фабрику елочных игрушек. Таких фабрик в регионе несколько. Мы советуем посетить старейшую из них — фабрику в Высоковске, но для начала заглянем в соседний Клин.

Если вы обожаете скученность, толпы народа, череду школьников из 3Б, 5А и 4Г, то канун Нового года — это самое время, чтобы ехать на фабрику елочных игрушек. Ну а если вам больше по нраву спокойствие и умиротворенность, то лучшее время для поездки — это лето. Но волшебство момента тогда будет утрачено. Впрочем, выход есть: вставайте пораньше и приезжайте прямо к открытию — к 9 утра.

Наша первая остановка — это выставочный комплекс «Клинское подворье». Здесь работает самый большой в России музей ёлочной игрушки. Паркуемся у домика в псевдорусском стиле и слезно просим администратора присоединить нас к какой-нибудь экскурсионной группе. Даже рано утром группы идут плотным потоком. Охранник сообщает нам, что сегодня будет более 40 автобусов со школьниками. Администратор управляет группами при помощи мегафона, у нее это получается мастерски — никто не теряется, все организовано на высшем уровне.

Нас прикрепляют к группе третьеклассников из Мытищ. Надо отметить, что дети ведут себя гораздо лучше сопровождающих их родителей. Экскурсовод начинает свой рассказ.

Впервые новогоднюю ель поставили в 1510 году в Риге. В Средние века речи об украшении новогоднего дерева стеклянными игрушками не шло. Слишком дорог был этот материал. Лесную красавицу наряжали засахаренными розами и яблоками. В ту пору Рига находилась под влиянием немецкого Тевтонского ордена. Германия и поныне является законодателем мод в области новогодних украшений.

Как известно, указ об отмечании «новолетия» первого января подписал еще Петр I в 1700 году. Но россияне не торопились тащить в дом ель. Темный еловый лес страшил наших предков, они считали ель символом смерти.
По прошествии ста с небольшим лет великая княгиня Александра Федоровна решилась установить праздничную ель в своих покоях. А в 1828 году она же организовала первую «детскую ёлку». Мода распространялась неспешно. Прошло целых 20 лет прежде чем ёлки из императорских дворцов перекочевали в дома дворян.

в русских домах принят обычай немецкий… украшают… деревцо как только возможно лучше, цветами и лентами, навешивают на ветки вызолоченные орехи. Красненькие, самые красивые яблоки, кисти вкусного винограда… всё это освещается множеством восковых свеч, прилепленных к веткам, а иногда и разноцветными фонариками

Примерно в это же время начали устраивать и публичные елки, например, в зданиях вокзалов. Елки устраивались в гимназиях и школах, несмотря на настороженное отношение Православной церкви, которая видела в этом проявление языческих обрядов.

В 1929 году в СССР отменили празднование Рождества. А новогодняя елка стала считаться буржуазным обычаем. Но продлился такой запрет не долго. Уже в 1935 году вышла статья в газете «Правда», призывающая комсомольцев организовывать праздники для детишек во всех городах и колхозах страны.

Именно в это время в СССР начинается массовое производство новогодней игрушки. Самыми массовыми и дешевыми были картонажные игрушки. Библейские сюжеты заменяются на героев русских сказок, а Вифлеемская звезда — на пятиконечную советскую звезду с серпом и молотом.

Специальные инструкции описывают сценарии новогодних праздников, выпускаются соответствующие маски.

По елочной игрушке можно изучать историю страны. В 1936 году в советских кинотеатрах выходит фильм «Цирк». Фильм понравился и народу, и Сталину. Тут же появляются елочные игрушки из папье-маше, изображающие цирковых персонажей.

Тогда же в СССР активно развивается авиация и воздухоплавание. На новогоднюю ель вешают парашюты, дирижабли и самолеты.

Через 20 лет выходит другой хит — «Карнавальная ночь» с Людмилой Гурченко. Песня «Пять минут» становится всенародно любимой. И в продажу поступают елочные игрушки на тему часов, отсчитывающих минуты до наступления Нового года.

Конечно же выпускаются игрушки в костюмах народов СССР.

В 1960-х годах Юрий Гагарин становится первым человеком, поднявшимся в космос, Валентина Терешкова — первой женщиной-космонавтом, а Алексей Леонов впервые выходит в открытый космос. Все эти исторические события находят отражения не только в официальной пропаганде, но и на новогодней елке.

В музее постарались воспроизвести интерьер советской квартиры, украшенной к Новому году. Обязательные гирлянды-бусы, звезда из оргстекла. Телевизор «КВН», лыжи у стенки…

Одним из новогодних атрибутов является балет «Щелкунчик». В канун 2014 года его ставят Большой театр и Театр Станиславского, а также несколько менее известных трупп. Последние годы своей жизни Петр Ильич Чайковский провел в своей усадьбе в Клину. Именно здесь композитор и сочинил свой знаменитый балет. Конечно, в музее есть специальная елка, посвященная Чайковскому и Щелкунчику.

Как мы уже упоминали, законодателем новогодней моды является Германия. А там, где мода, там и дизайнеры, модели, подиум, дефиле. У высоковской фабрики есть свои дизайнеры, их работы не раз становились победителями международных дефиле рождественских елок.

Новогодняя коллекция этого года посвящена сказке Золушка. А если быть точным, то ее экранизации, созданной на «Ленфильме» в 1947 году. Самая маленькая елочка — это ученик Феи, тот самый, которой произносит знаменитую фразу «Я не волшебник, я только учусь». За ним стоит Золушка в бальном платье, а позади нее — добрая Фея.

Коллекция Дедов Морозов и Снегурочек. Кажущийся нам исконно русским Дед Мороз стал приходить к детям на елку лишь перед самой революцией. А окончательно его образ сформировался уже в советское время, в тридцатых годах. Свою внучку, Снегурочку, добрый зимний волшебник представил публике лишь в 1937 году, тогда она была еще совсем маленькой девочкой, но со временем подросла и стала вечно юной девушкой уже в послевоенное время.

Заканчивается экскурсия в зале, где стоит огромная 10-метровая ель.

Здесь к гостям подворья приходит Дед Мороз. Дети с радостью помогают зажечь огоньки на елке, водят хоровод, а потом все — и дети и взрослые — загадывают желания. Чтобы они исполнились, нужно обязательно подержаться за посох с закрытыми глазами.

После экскурсии желающие могут пройти мастер-класс по росписи новогодней игрушки.

Фантазировать можно как угодно. Но если муза все не приходит, то можно взять готовую инструкцию и сделать рисунок по шагам. Очень приятно будет повесить у себя дома собственноручно расписанную игрушку.

Если одной игрушки вам маловато или результат далек от ваших ожиданий, то можно пройти в магазин елочной игрушки. В 2013 году игрушки фабрики «Елочка» можно купить в самом центре Москвы, ГУМе на месте центрального фонтана. Но в Клину вы купите елочные игрушки в полтора-два раза дешевле. Здесь продаются как наборы, так и отдельные шары, пики и прочие украшения. В магазине принимают платежные карты.

Во время экскурсии гости Клинского подворья проходят через помещения, где работают стеклодувы и художницы. Но чтобы по-настоящему познакомиться с процессом создания новогодней игрушки, надо ехать на производство — в Высоковск. Это следующий пункт нашей поездки. Между тем неплохо было бы подкрепиться.

Где поесть в Клину

С общепитом в Клину никаких проблем нет. В радиусе километра от Клинского подворья есть и представители известных американских фаст-фудов, и местные заведения. При посещении различных мест мы придерживаемся принципа «поддерживай местных», чего и вам советуем. Поэтому на обед мы отправились в кофейню «Копакабана» (улица Гагарина, дом 6). На наш взгляд, еду здесь готовят без изысков, но быстро. На втором этаже некурящая зона. Цены невысокие. Чайник чая — 130 рублей, столько же стоит кофе По-Венски. Тарелка супа — 80-100 рублей, блинчики — 70-80, спагетти — 150-200.

Фабрика в Высоковске

Подкрепившись, продолжим наше новогоднее путешествие и едем на фабрику елочной игрушки в соседний город Высоковск. Ехать недолго, примерно 15 километров. Дорога проходит по участку Клинско-Дмитровской возвышенности, для которой характерны наибольшие перепады высот вблизи Москвы, а следовательно, живописна в любое время года.

И вот мы у ворот фабрики. Народу здесь поменьше, чем в Клину, и работники уделяют нам больше внимания. Открывают ворота фабричной парковки и разрешают удобно припарковаться. Неожиданно и приятно. Начинаем осмотр.

До середины девятнадцатого века стеклянные елочные игрушки завозились в Россию из Германии, своего производства в нашей стране не было. В 1848 году князь Меньшиков получил разрешение на открытие стекольного производства в своем имении под Клином. Этому способствовали находящиеся здесь богатые залежи кварцевого песка. Завод выпускал, в основном, бутылки и лампы.

Предприимчивые крестьяне быстро переняли секреты стекольного производства и открыли в своих избах кустарное производство стеклянных изделий. В кустарных условиях было легко производить маленькие изделия, такие как бусы или серьги. Именно бусами и любили украшать рождественские ели. Технология производства за 150 лет не сильно изменилась. Исходный материал для создания изделия — это стеклянная трубка, которая называется стеклодрот. Трубка разогревалась в горелке, жар в которой создавался при помощи мехов. Ставшее пластичным стекло затем или выдувалось, или принимало форму в специальных небольших прессах, похожих на щипцы.

Мастерство стеклодувов передавалось из поколение в поколение. Наиболее предприимчивые и удачливые крестьяне создавали мастерские, в которых работали наемные рабочие. Именно поэтому высоковскую елочную игрушку можно отнести к .

После революции промысел не исчез, а наоборот, стал расти. Мастера-стеклодувы объединялись в артели. Для их профессиональной подготовки в одном из окрестных сел открыли училище, в котором готовили специалистов по созданию медицинской аппаратуры и елочных игрушек.

Журнал «Советская игрушка» писал в 1936 году:

Клинский район Московской области с давних пор был сосредоточением кустарей — стеклодувов. Отсюда на рынок (если не считать небольшой доли импортируемых из Германии) выбрасывалась вся масса ёлочных украшений из стекла. Стеклодув — игрушечник вырабатывал продукцию на дому, этим обычно занималась вся семья, по наследству передавалось искусство стеклодува…

А к 80-м годам артели и небольшие производства Клинского района объединились в предприятие «Ёлочка». Пройдя через перестроечный кризис, после приватизации предприятие не закрылось, продолжило выпускать елочные игрушки. В 2002 году клинские стеклодувные традиции были отнесены к народным промыслам, а в 2008 открылось Клинское подворье, где мы уже побывали.

В здании фабрики действует небольшой музей. Здесь тоже можно ознакомиться с традиционной советской елкой.

Посмотреть на самые модные в этом сезоне елочки.

В музее представлен ассортимент продукции разных периодов, начиная с 1930-х годов и заканчивая современными. Наверное, многие с детства помнят наборы «овощных» елочных игрушек. Представьте, что и в них прослеживается история страны, во времена Хрущева в наборе кроме традиционных огурцов и морковок появилась кукуруза.

Но самое интересное на фабрике, конечно же, — производство. Это и есть цель нашего визита, но к сожалению, фотографировать в цехах запрещено.

В Новый год случаются чудеса, в цехах вырастает елка в расцветке государственного флага, а у нас в памяти фотоаппарата появляется несколько снимков. Кстати, в левой нижней части снимка лежат те самые стеклодроты, которые превращаются в шары и другие елочные игрушки.

Цех, где работают стеклодувы. Технология за 150 лет не очень изменилась. Вот только вместо мужчин на производстве работают одни женщины, вместо мехов — газ и вместо печной трубы появилась принудительная вытяжка. От горелок и вытяжек в цеху очень шумно. Когда-то от шума защищались берушами, теперь же у всех наушники и приятная музыка.

Пожалуй, главное технологическое новшество — цех металлизации. Прозрачный стеклянный шар помещается в специальный бак. Туда же помещают вольфрамовые проволочки, на которые нанизана алюминиевая пищевая фольга (в точно такую же фольгу упаковывают шоколадки). Затем бак закрывают, откачивают воздух, создавая тем самым вакуум, и подают напряжение на вольфрамовые проволочки. Фольга плавится, и в баке создается аллюминиевый туман, который оседает на шарах, делая их блестящими.

Готовые шары, а также игрушки других форм, поступают в цех, где их окунают в нитрокраску, тем самым окрашивая основу. В цехе росписи художницы вручную расписывают игрушку. А чтобы создать эффект снега или позолоты — посыпают белыми, золотыми и другими посыпками.

Посмотреть как делают елочную игрушку можно в этом видеоролике (© «Вести Москва»).

На фабрике, как и в Клину, можно принять участие в мастер-классе. Игрушку для росписи вам дадут точно такую же, но рабочее места здесь более просторные. Если вы забыли оплатить мастер-класс маленькому ребенку, но он хочет творить — попросите у сотрудников какую-нибудь бракованную игрушку. Поверьте, брак будет заметен только профессионалам, а ребенок будет доволен. Если вам понравилось, то здесь же можно купить набор из четырех шаров и спокойно расписать их дома.

Продолжаю не поздравлять вас с Новым годом, а дарить подарки. После сегодня дарю вам второй!
Вот он: чудесное и сказочное путешествие в самое уютное время детства - в Новый год, когда мы были детьми.

Вот знали ли вы про то, что у старых ёлочных игрушек в прошлом году появился свой терем?
В Клину, возле знаменитой фабрики «Ёлочка» , которая производит стеклянные ёлочные игрушки, появился музей «Клинское подворье» . Там с прошлого года и живут ёлочные игрушки XX века.

Посещение музея ёлочной игрушки – это без преувеличения секрет молодости. Мне кажется, что, попадая в царство Нового года, все люди становятся маленькими детьми и наивно верят в чудеса, в ёлки с волшебными подарками под ними, в доброго Деда Мороза и его внучку Снегурочку, которые появляются только однажды, в самый сказочный день года.

Любой скепсис разбивается о порог музея ёлочной и игрушки: когда набирается группа и экскурсовод проводит вас в комнаты, до потолка наполненные радостью и весельем, восхищением и предвкушением. Экскурсоводы, кстати, тоже непростые, и не экскурсию они ведут, а будто сказку рассказывают.

Сначала рассказывают, как производство ёлочных игрушек было налажено раньше.
Вот изба мастера-стеклодува. Обычная, казалось бы, деревенская изба, что мы их не видели что ли в Витославлицах да Суздале. Ан нет – приглядитесь: на столе лежат необычные инструменты. Это стол мастера.

Рядом меха, чтобы качать воздух, перед умельцем стояла газовая гарелка, с помощью которой он и нагревал стеклянную трубку – аккуратно и равномерно, в выбранном месте. Затем стеклодув зажимал нагретый кусок специальными тисками. Вот они рядом лежат. В каждой половинке кузнецы высекали какой-то образ – зверушку, домик или просто шарики для бусин. Соединяясь, обе половинки создавали полую форму, которую и заполняло податливое стекло.

А вот видео современного действа. Оно практически не отличается, только способы производства формочек-заготовок более усовершенствованы сейчас, и газ к горелке автоматически подаётся.
На этом месте вся наша группа прилипла к стеклу, и не только школьники, но даже и учителя восклицали: «Это просто волшебство!»
Девушка слева выдувает игрушку – грибок. Видимо, это сложнее, т.к. несколько игрушек ей просто пришлось выкинуть. Девушка справа делает тигриные игрушки как раз по той технологии, что я описала выше.

Очень предусмотрительно, стеклодувный цех отгорожен стеклом, потому что за ним шумно неимоверно.

После того, как игрушки выдули из стекла, они отправляются в раскрасочный цех. Там фотографировать было запрещено. Но зрелище завораживает: кажется, часами можно смотреть, как тонкие кисти оставляют полоски на тигровой шкурке или как шар покрывается золотыми вензелями.

Разобравшись с тайной, как делаются чудеса, мы отправились смотреть эти самые чудеса в витринах.
Честно говоря, заходя во все следующие залы, я как ребёнок, бросалась к каждой витрине с криками: «О! Вот такая игрушка у меня в детстве была! А! И такая тоже была!» Какой-то бурный эмоциональный вострог поднялся внутри – словно лавиной накатил и выплёскивался наружу радостными криками. Какая же гордость во мне была, когда я понимала, что некоторые из драгоценных игрушек у меня есть до сих пор!

Вот, например, картонажные игрушки 1930-70е гг.

Игрушки из ваты, 1920-50-е гг.

Монтажные игрушки, 1930-60-е гг.

Формовые игрушки 1900-1950-е гг.
Бусы конец XIX в.

Бусы 1930-е гг.

А вы знали, что автор самой волшебной, самой любимой новогодней музыки П.И.Чайковский жил в Клину? Честно говоря, я нет. А между тем, в городе даже есть дом-музей композитора.
Ну, а в музее ёлочной игрушки в отдельном зале стоит ёлка, которая так и называется «Щелкунчик».

В этом году я уже посмотрела наш советский мультик, послушала сказку и отдельно музыку «Щелкунчик». Можно было ещё и балет посмотреть для полного набора, но в начале декабря все билеты на «Щелкунчика» во всех театрах были распроданы на два месяца вперёд. Но это ладно. «Щелкунчик» обладает удивительным свойством – он настраивает на чудо и возрождает вот это самое предвкушение праздника, так знакомое, так любимое нами с детства и, может быть, чуть-чуть забытое сейчас!

Ёлка в буржуазной семье (так и было подписано честно-честно!)

Вообще производство игрушек отражало все события, происходящие в стране. Солдаты и Деды Морозы с автоматами – в военные годы, дирижабли, ракеты, самолёты – периода эйфории по поводу первого полёта в космос.

1930-60-е гг.

А вот наши старые добрые открытки. Почему-то при виде их накатывает особая ностальгия. Это окружение нашего детства. Хоть они и кажутся сейчас старомодными, но мне, думается, что сейчас нет в открытках такой доброты и, может быть, наивности, детскости. А для новогодних открыток – это очень важно.

А вот такие лампочки-гирлянды, наверно, были у каждого. Мой папа, сколько помню, регулярно чинил эту допотопную гирлянду – то фольгу подкладывал, то паял чего-то.
Эх, вот заведу хороший фотик, непременно перещёлкаю все наши игрушки, которые ещё не выкинули!

Игрушки-сказочные герои

Немецкие и чешские игрушки 1920-70-е гг.

Игрушки 1950-60-е гг.

А дальше в каждый следующий зал я входила с удивлённым вздохом: «Ого!» «Ничего себе!» «Ух ты!!!» «ААА!» (это последнее говорится на вдохе, где-то посередине, задыхается от восторга) – и так в каждом следующем зале с апофеозом в последнем – там моё «Аааа!» грозило перейти в совершенно девчоночий визг. Заинтриговала? Тогда всё по-порядку.

Красочные витрины с современными игрушками. Совсем другой стиль.

и ёлки по временам года.

Ёлки вверх ногами
- Знаете, чем плоха такая ёлка? – спрашивает наш экскурсовод.
Группа теряется в догадках.
- А куда же подарки-то складывать? На потолок что ли?!

А вот дизайнерские ёлки-невесты и панно опять-таки по сезонам

А это моя любимая гора Дедов Морозов.

Вот такой вот у меня не только был, но и сейчас есть. Вон тот – самый красивый!

Только его надо чуть-чуть подчинить. Никто кстати не возьмётся починить??? а то я с папье-маше работать не умею:(

И вот тут мы подошли к самому последнему залу - виновнику моего абсолютно детской и совершенно неподдельной радости. Двери были закрыты, а когда они распахнулись – я восторженно вздохнула и, поднимая голову всё выше, чуть не завизжала. Под самый потолок уходила огромная ёлка в бантах и игрушках – красочная и такая большая, праздничная, радостная!

Мне на ум сразу пришли детские ёлки, которые устраивались в спортивных залах школ или в ДК. Приглашения туда приносил папа и начинались они всегда одинаково: «Дорогой Друг!» И было предвкушение, и пляски, хороводы вокруг огромной ёлки, а потом, из окошек картонных домиков выдавали подарки: целые мешки разных конфет и обязательно с какой-нибудь игрушкой. От этого пакета исходил такой вкусный, неповторимый аромат – то ли новизны, то ли смесь шоколада и конфет, то ли… просто подарка с сюрпризом. С тех пор, как я перестала ходить на детские ёлки, я ни разу не чувствовала больше этот запах. Но до сих пор для меня так пахнет Новый год.

И ещё я вспомнила, как не смогла пойти на долгожданную ёлку из-за внеплановой ангины, а папочка сходил, и принёс подарок мне домой. И не какого-то дурацкого пластмассового пупса, а очень красивый и необычный красный шарик - ёлочная игрушка, сделанная из какого-то гибкого прозрачного материала. «Там были разные игрушки - говорил папа, наклоняясь над моей сделанной из раскладного стола кроватью, заткнутой между двумя шкафами из-за катастрофической нехватки места - но я сказал, что моей доченьке нужен самый красивый подарок, и взял этот шарик!»

Вот все эти милые воспоминания мигом нахлынули на меня и как будто укутали теплотой, и во мне поселилось абсолютное счастье - какое было в детстве!

17 октября 1918 года был основан Музей игрушки в городе Сергиев Посад, который, как это ни удивительно, стал первым подобным музеем во всем мире. Сегодня мы решили рассказать о нем и других известнейших музеях игрушки.

Самый первый музей игрушек в мире, вся экспозиция которого поделена на большие разделы: тут можно увидеть славянскую игрушку, игрушку стран Востока, западноевропейские игрушки. Существует также раздел, который посвящен исключительно детскому портрету. В отделе детского портрета в основном находятся малоизвестные работы российских и европейских мастеров.

Музей детских игрушек в Милане обожают не только дети, но и взрослые. Очень часто здесь можно встретить даже стариков, мечтающих, наверное, вернуться в счастливое детство. Коллекция этого музея самая крупная среди всех европейских стран, а экспонаты ее начинают свою историю с XVIII столетия. Она собиралась по крупицам, пока, наконец, не достигла очень даже впечатляющих размеров. Купленные на аукционах, подаренные музею, найденные всеми возможными способами игрушки-раритеты заботливо размещены в интересных экспозициях, даря радость каждому посетителю.

Музей игрушек в Праге – это воистину настоящее королевство игрушек со всех стран мира. Основал данную коллекцию знаменитый кинорежиссер Иван Штайгер, который приобрел первую игрушку для съемок фильма, и она настолько очаровала его, что он решил собрать целую коллекцию таких. Пятнадцать лет он покупал и собирал своих любимцев, и, наконец, в его квартире собралось такое количество разнообразных игрушек, что в 1989 году был открыт музей в Праге (Muzeum Hracek). Чего тут только нет: удивительные игрушки древних индейцев, сделанные из хлеба, таинственные игрушки древних египтян. Только подумайте, одной из выставленных кукол уже более 2 тысяч лет! Каменные, деревянные, одним словом, эксклюзивные и очень впечатляющие экземпляры. Красивые рождественские украшения также нашли место в экспозициях музея. Оловянные солдатики, металлические игрушечные автомобили, даже модель паровой машины, которая до сих пор шипит, пыхтит и крутит свои шестеренки. Также представлено множество современных игрушек: например, очень впечатляющая коллекция Барби.

Петербургский музей кукол - один из самых замечательных музеев города и целой России. Один из немногих музеев России, который открыт за негосударственный счет. Музейный фонд создан с помощью использования частных коллекций. Замечательные экспозиции рассказывают посетителям об истории куклы, начиная с древних времен и заканчивая современностью. Интересно посетить также мастерские по изготовлению сувенирных кукол. Кроме того, тут можно приобрести уникальных авторских кукол, которые украсят любой интерьер и будут радовать и взрослых и детей долгие годы.

Украинский национальный музей игрушки представляет своим посетителям огромную коллекцию из 10 тысяч экспонатов, которые начинают свою историю еще с 30 годов ХХ столетия. Разнообразие интересных кукол и всевозможных фигурок, мягких игрушек и елочных украшений, полиграфических игр и конструкторов впечатляет. Музей демонстрирует почти все, что выпускала игрушечная промышленность во времена СССР. Жемчужиной коллекции музея являются уникальные этнографические куклы, которые одеты в красивые костюмы - копии национальных одежд жителей разных регионов Украины. Каждая из них обладает своими исключительными чертами внешности, которые отображают их корни. А чего стоит коллекция украинских народных игрушек, которых крестьяне создавали из глины, соломы, травы, сыра и других подручных средств!

«В Клину родилась «Ёлочка». (Поездка на фабрику ёлочных игрушек)»

Интересно устроены люди. Имею сейчас возможность выбирать среди шикарных, блестящих, витиеватых новогодних игрушек, тем не менее, они не имеют надо мной власти. Это можно понять и проверить, если вытащить с антресолей старую коробку со старыми ёлочными украшениями. Именно эти чуть облупившиеся пчёлки и зайчишки, цыплята и белочки, клубнички, шишечки, сосульки невиданным образом мгновенно потянут вас в детство. Вы себя будете чувствовать так, как будто кто-то дотронулся до вас волшебной палочкой. Поверьте мне.

Фабрика «Ёлочка» по производству новогодних игрушек находится в г. Высоковск . На неё заранее и отдельно организуются свои экскурсии. А в Клину (12км от Высоковска) открыт Выставочный центр от фабрики - «Клинское подворье». И сюда можно приехать самостоятельно.

Читала, что фабрика находится в удручающем состоянии. А выставка-музей «Клинское подворье» - в отличном. Тут вопрос в другом - с детьми постарше интереснее и желательно посетить оба места, поскольку увидеть своими глазами в настоящем масштабе настоящий процесс изготовления игрушки (выдувку, посеребрение, раскраску, упаковку) возможно только и именно на фабрике. Несмотря на её обшарпанность. С малышами, конечно, удобнее и разумнее, увидеть всё то же самое, но в мини-варианте на «Клинском подворье».

Музейно-выставочный комплекс «Клинское подворье»

Первый и Второй залы. История промысла

Третий зал
Производство. Выдувка игрушек
Это самое интересное. В небольшой комнате за стеклом сидят мастера, не обращают на расплющенные детские и взрослые носы об стеклянную стену никакого внимания и колдуют над длинными полыми стеклянными трубками. Вспыхивает фиолетовый огонь. Мастер надувает щеки и дует в трубу. Она идет прозрачными стеклянными волнами как живая. Мастер делает чик - и обрезает с одной стороны, потом чик с другой стороны. Смотришь, а в руках у него игрушка… На самом деле - это настолько интересное завораживающе зрелище, можно сказать кульминация экскурсии. Но - фотографировать здесь запрещено. И вот уже ломится следующая группа и мы уходим…

Четвертый зал
Цех художественной разрисовки

Понятно, что здесь в музее он скорее презентационный, чем настоящий рабочий. Это маленькая комнатка, где сидит несколько (двое или трое) художниц-расписывальщиц. Перед ними - бледные ещё нерасписанные игрушки, наборы красок, кисточек, золотой-серябряной посыпки и пр. Смотреть не очень интересно. Даже не знаю почему. Пропала магия превращения стеклянной твердой трубки в мягкий стеклянный пузырь, а потом в фигурку… И дело не в художниках. То ли краски сейчас такие, то ли перебор искристой посыпки - в результате при всех усилиях игрушка смотрится…по-деревенски (старалась избежать слова по-китайски). Почему я так пишу? Самой обидно. Если взять, например, для сравнения старенького цыплёнка или мухоморчик хотя бы 70-х годов (а это уже поточное производство), то они и сейчас выглядят просто, но со вкусом. А сегодняшние игрушки в своём большинстве выглядят слишком-too much пёстро, блестуче, аляповато, недолговечно. Когда я увидела раскрашенного тигренка - символ наступающего 2010 года - вздрогнула. Мда… ну и раскраска… да ещё весь в прилипающих к пальцах блёстках… Я не думаю, что художницы на меня обидятся. Дело в дешевых синтетических современных красках, а не в их талантливых руках. Профессионалы наверняка точно назовут причину понижения эстетического уровня, несмотря на заявляемый фабричный «ёлочный» ассортимент «из 700 видов игрушек» с «20%-м ежегодным обновлением».

Шестой и Седьмой залы
Выставка ёлочных украшений

Игрушки рассортированы по годам и выложены в прозрачных витринах по тематике. Если вы обычный любопытный турист - то здесь вам будет о-очень интересно, ну, а если вы коллекционер - то чрезвычайно и пре-очень любопытно. Сначала рассматриваем ватные и картонные украшения. Помните? :) В коробке с новогодними игрушками из моего детства такие были:).

Ватные - это прессованный раскрашенный хлопок. Из него делали особенно много детских фигурок, например, «Ребенок», «Мальчик», «Девочка», «Девочка-чукча», «Девочка с муфтой», «Мальчик на санках», «Мальчик с портфелем», «Украинец», «Грузин», «Арлекин», «Матрос», «Шахтер», «Повар», «Трубочист». Или ватная серия «Фрукты и овощи» - «Лимон и груша», «Две редиски», «Мухомор», «Гриб», «Три ореха» :). И др.

С Новым Годом! Ватные игрушки


Ватные фрукты и овощи


Ватные пингвинчики

Картонные - делали из прессованного серебристого картона. Здесь особенно много животных и птиц: «Гусь», «Утка», «Курочка», «Попугай», «Заяц», «Ежиха», «Белочка», «Мишка», «Рыбка», «Бабочка» и др. Ну и, конечно же, сказочных персонажей: «Колобок и заяц», «Колобок и лиса», «Колобок и медведь», «Золотая рыбка», «Кот в сапогах», «Дед Мороз» и др.

Картонные игрушки

Монтажные ёлочные украшения - это сложные наборы из стекляруса, бусин, шариков, на мягкой проволоке. Я покупала себе как-то на блошином рынке старые винтажные ёлочные бусы. Красивые…!

Довоенные ёлки украшали такие дирижабли и звёзды


Монтажный дирижабль


Далее очень заметна ассортиментная волна стеклянных игрушек, моду на которые диктовало время:
До и послевоенные : «Два солдатика (будённовцы)», «Красноармеец», «Парашютист», «Дирижабль», «Звезда», «Серп и Молот» , и др.

60-е -70-е годы :
Серия «Фрукты и овощи» . Конечно же «Кукуруза», «Колос», «Стручок гороха», «Баклажан», «Огурцы», «Помидор», «Тыква», «Груша» и «Яблоко», «Апельсин», «Мандарин», «Лимон», «Клубника» и «Малина», «Ананас», «Виноград», «Слива», и др. А ещё «Орех» и «Желудь» .

Серия из шишек.
Серия «Космонавтика».
Серия «Музыкальные инструменты».

Серия «Сказки» . Это «Витязь», «Шамаханская царица», Голова из «Руслана и Людмилы», «Красная шапочка», «Алладин», Тётя Кошка, «Избушка на курьих ножках», «Гуси-лебеди» и др.

Серия «Фигурки» (моя самая любимая!). «Ребенок», «Ребенок с коньками», «Ребенок с игрушкой», «Девочка в русском платье», «Якут», «Узбек», «Клоун», «Восточная красавица», «Русская красавица» и др.

Серия «Чипполино» (уже очень редкая!). «Земляничка», «Чипполино», «Граф Вишенка», «Музыкант Груша», «Кум Тыква», «Сеньор Помидор», «Собака Держи-Хватай» и др.

Серия «Животные и птицы» . «Белка», «Лиса», «Мишка», «Белый мишка», «Попугай», «Сова» и др. И ещё «Лампа», «Светофор», «Часы», «Домик» и др.

В магазинах такого изобилия не было, зато на ёлках - всегда


Царица полей - кукуруза - тоже украшала ёлку 60-х


Часы из «Карнавальной ночи» - без 5 12


Слева - серия «Космонавты», справа - «Сказка о золотой рыбке», в центре - Алёнушка с козленочком


Слева - серия «Шишки», справа - «Лиса и заяц», в центре - «Сказки Пушкина»



Сказки Пушкина - Шамаханская царица, Сватья Бабариха, 33 богатыря


Восьмой Зал
Современные игрушки и дефиле ёлок.

Почему то сейчас нас всех пытаются убедить, что шар с ручной росписью - это «самая красивая игрушка». При всем уважении к труду художниц, смею заметить, что это ошибочное мнение. Шар тяжелый, он пригибает ветку вниз, да и мало кому охота рассматривать затейливо выписанный пейзаж. Гораздо больше удовольствия доставляет, например, обычная шишечка, или грибок, или снеговик, молчу уже про винтажные удовольствия.

Ещё в этом зале наряжены искусственные ёлки. Красиво - здесь есть и ёлки-невесты, и елки-царицы, и ёлки в моноцветной «одежде», т.е. только украшенные голубыми, белыми, серебряными или золотыми украшения. Красиво, но… так одноразово, недушевно… Насколько мы поняли, сюда можно приехать и купить вот такую раскрасавицу «всё в одном флаконе».


Сравните - этим игрушкам уже лет по 40-50

Ёлочка 60-х

Ёлка 2009 года

Дореволюционная крестьянская ёлка


Дореволюционная дворянская ёлка


Девятый зал
Дед Морозы и старые фотографии Клина.

Любопытно. В витрине собраны Дед Морозы всех размеров, цветов и мастей. На стенах виды старинного Клина.
Дед Морозы хором: С Новым Годом!


И Десятый зал
Ёлочка, зажгись!

Тут нашу группу собрали у какой-то двери и раз - торжественно её распахнули. И все остолбенели. В большом зале с высоким потолком стояла огроменная Красавица-Ёлка. Наряженная в русском стиле, а именно - в рыже-красно-золотой гамме, и вся в расписных чайничках, матрешках, шарах, звездах и колокольчиках, да ещё в бантах.



Современная игрушка «Русский чайник»


Игрушка «Русская матрешка»


Честно говоря, приехав сюда в музей «Клинское подворье» - мы совсем не ожидали такого качественного праздника. Включили известную всем песенку, дети схватились за руки и отплясали положенный предновогодний хоровод вокруг Ёлки. А потом все кинулись фотографироваться:).
И это ещё не все:).

Мастер-класс по росписи стеклянного шарика
Спустившись с группой вниз, на первый этаж, мы спросили у экскурсовода где и как нам попасть на мастер-класс. Она заглянула в одну из комнат, похожую на школьный класс и сказала, а вот здесь вам «Марь Иванна» (условно, точно не помню) всё и покажет. Нам несказанно повезло:) - поток групповых экскурсий временно схлынул и мы одни, сели на стульчики, пододвинули к себе краски и варианты росписей, выбрали из 3х предложенных на выбор шаров (красный матовый, красный зеркальный, синий зеркальный), уселись …не рисовать, а наблюдать за нашим раскрасневшимся от удовольствия маканайцем, который самозабвенно окунал кисточку в разные цвета и рисовал домик, дерево, зайчика на боках шарика.

Только мы закончили, как с рёвом ворвалась очередная группа, и наш класс-комната заполнился до отказа.
И это ещё не все:).
В раздевалке по билетикам нам выдали подарки - три упаковочки с новогодними игрушками (разноцветными шарами). И мы пошли в их фирменный магазин (вход с улицы).

Фирменный магазин


Я пережила целую гамму противоречивых ощущений.

Начну с минусов. Смотри выше - я уже покритиковала нынешние краски и чрезмерную «китайскую» блестучесть.
Плюсы. Выбор гораздо более интересный, чем в тех же московских универмагах, где наши отечественные новогодние ёлочные игрушки как капля в море китайского и прочего азиатского стеклотовара. Цены - безусловно, более щадящие, чем в … см. выше.
Игрушки можно условно поделить на простые и сложные.

Простые - это «Царевна-лягушка», «Мурзилка», «Белый медвежонок», «Снеговичок», «Теремок», «Гриб-лесовичок», «Ёлочка» и др. (можно посмотреть здесь
Стоят от 80р. за штуку.

Сложные - это «Лебеди» , и те самые чайнички и самоварчики, которыми была украшена клинская ёлка. Они состоят из нескольких деталей, к ним припаяны отдельно носики, ручки, крышечки. И всё это совершенно другой уровень работы. Стоят от 120р. за штуку, и реально стоят этих денег. Я где-то читала, что выпускается целый ёлочный чайный сервиз, но он пользуется ажиотажным спросом и купить его можно… только летом.

Помимо этого на полках - кучи разных шаров, которые как-то ну совсем мне пришлись не по душе, а также игрушек, сгруппированных в наборы.


Интересный момент. Я почитала в отзывах, что помимо основного зала, есть маленький прилавок (на входе налево), где продаются «дешевые игрушки». Мы посмотрели. И действительно, там был очень неплохой, и крайне симпатичный выбор игрушек-малюток по 30-40р.

Послесловие
Не знаю как вас, а я лично до сих не могу забыть любимые с детства кусочки из «Чука и Гека» Аркадия Гайдара:
«…На следующий день было решено готовить к Новому году елку. Из чего-чего только не выдумывали они мастерить игрушки! Они ободрали все цветные картинки из старых журналов. Из лоскутьев и ваты понашили зверьков, кукол. Вытянули у отца из ящика всю папиросную бумагу и навертели пышных цветов. Уж на что хмур и нелюдим был сторож, а и тот, когда приносил дрова, подолгу останавливался у двери и дивился на их все новые и новые затеи. Наконец он не вытерпел. Он принес им серебряную бумагу от завертки чая и большой кусок воска, который у него остался от сапожного дела. Это было замечательно! …Пусть игрушки были и не ахти какие нарядные, пусть зайцы, сшитые из тряпок, были похожи на кошек, пусть все куклы были на одно лицо — прямоносые и лупоглазые, и пусть, наконец, еловые шишки, обернутые серебряной бумагой, не так сверкали, как хрупкие и тонкие стеклянные игрушки, но зато такой елки в Москве, конечно, ни у кого не было. Это была настоящая таежная красавица — высокая, густая, прямая и с ветвями, которые расходились на концах, как звездочки …».

Музей «Клинское подворье» называют уникальным, а его экспонаты - праздничными и волшебными. В этом музее представлена история елочных игрушек – главных атрибутов новогодних и рождественских праздников. Пожалуй, только в этом музее в любое время года можно увидеть наряженную елку, и не одну.

В середине XIX столетия князь Александр Сергеевич Меншиков, внук петровского соратника Александра Даниловича Меншикова, устроил в селе Александрово Клинского уезда стекольную фабрику. В трех печах этого предприятия 80 рабочих из числа крепостных выдували изделия из стекла: аптекарские емкости, лампы и бутылки. Позднее бывшие меншиковские работники, освоившие тонкости технологии, стали создавать собственные мелкие мастерские и делать в них мелкие стекольные изделия – бусины, пуговицы и прочее. После революции такие мастера работали артельно, а в 70-е годы несколько стекольных производств были объединены в большое стекольное объединение «Ёлочка», которое и сейчас действует в городе Высоковске Клинского района. Оно выпускает елочные игрушки, которые в начале 2000-х годов были признаны изделиями народных художественных промыслов, а сама «Ёлочка» считается старейшим стеклодувным предприятием России.

Музей «Клинское подворье» расположен в Клину и состоит из двенадцати залов. В первом из них представлены первые елочные украшения, которые делали из сладостей и орехов. Ёлки в дореволюционной России любили украшать фруктами и пряниками, а также делали для них самодельные украшения из бумаги, ваты, фольги. Позднее из этих материалов, а также из стекла и картона стали делать игрушки фабричным способом.

В другом зале представлено рабочее место первых стеклодувов, расположенное в крестьянской избе. Игрушки советских лет можно увидеть в отдельном разделе, при их изготовлении мастера придерживались популярных в то время символики и тематики. Так, после полета Юрия Гагарина в космос среди елочных игрушек стали появляться стеклянные и картонные космонавты, ракеты и спутники. В музее также есть возможность увидеть сам процесс выдува стеклянной игрушки и ее росписи.

Один из самых интересных и впечатляющих экспонатов этого музея – большая рождественская елка в зале Щелкунчика. Петр Чайковский жил в Клину в последние годы жизни – с 1892 по 1897-й. Дом, в котором он жил, сейчас является Государственным музеем-заповедником композитора. Его знаменитая рождественская история была окончена, когда Петр Ильич жил здесь.

В одном из залов представлено дефиле елок – множество украшенных в разных стилях колючих деревьев. Еще один зал посвящен Деду Морозу и вариациям его образа.




Top