Маленькие дети любят оставлять на бумаге кляксы. Родители, недооценивая «шедевры» собственных детей, избавляются от непонятных рисунков. Но, оказывается, из оставленных клякс можно создать уникальный рисунок. Существует даже такая техника рисования — кляксография.
Кляксография относится к силуэтному искусству, но история возникновения фигуративной росписи восходит еще к Древней Греции. Изображения на амфорах раскрывают сцены мифологии, олимпийских игр и жизни богов Олимпа. Но наиболее популярным этот вид искусства стал в 18-19 веке. Многие художники начали работать в этой технике и создали огромное количество работ в этой технике. Такой была история возникновения техники рисования - кляксографии.
Рисунки, выполненные в технике кляксография - это уникальный способ заинтересовать детей рисованием, вызвать у них желание научиться данному виду изобразительного искусства и самим вспомнить детское время. Способ абсолютно не сложный, но очень увлекательный, развивающий не только навыки и способности к рисованию, но и фантазию, смекалку, усидчивость. Кляксография - это, пожалуй, один из самых необычных способов в рисовании. Более того, его принято считать нетрадиционной техникой, как, впрочем, и многие другие, где используется необычный для этой цели материал.
При помощи кляксографии хорошо получаются разнообразные растения, деревья разных видов и кустарники.
Положительные стороны кляксографии
В последнее время, данный вид рисования стал очень популярен. Случайное пятно, появившееся на бумажном листе из-за неосторожности, может иметь неповторимую структуру. Как бы вам не хотелось, такой узор больше не повторить. Добавив немного фантазии и креативности мышления, любую кляксу можно превратить в предмет животное или выдуманное существо.
Данный вид деятельности не имеет абсолютно никаких ограничений в возрасте. То есть, могут заниматься, как дети, так и взрослые.
Кляксография техника рисования
Необходимый инструмент
Для создания уникального рисунка необходимо подготовить следующий материал:
- Художественную кисть. Желательно использовать жесткие кисточки. Порой дети, чтобы изобразить кляксу большого размера прибегают к помощи зубной щетки.
- Краски. В этом виде искусства применяют только жидкую акварель. Если под рукой нет подходящих красок, то можно просто развести имеющуюся акварель водой. Кстати, необходимой для рисунка консистенцией обладает разноцветная тушь. Ее также можно использовать при рисовании.
- Картон или лист белой бумаги.
- Емкость для воды.
- Ватные палочки.
- Влажная тряпочка. Используется для удаления загрязнения с рук.
Этапы творческого процесса
Итак, кляксография техника рисования. С чего начать? Если вы новичок в этой области, то первоначально следует определиться с темой будущего рисунка. Здесь крайне важно направить мыслительную деятельность в нужное русло, говоря другими словами, задать направление. Сделав кляксу на листе бумаги, включите фантазию и попробуйте увидеть в ней очертания какого-либо предмета или живого существа. Может быть, перед вами расположилась удивительная планета или живописный подводный мир.
Создать рисунок с помощью кляксографии можно несколькими способами.
Наиболее распространенный — капельный метод
.
Здесь потребуется широкая, объемная кисть. Ее следует тщательно напитать краской, и затем, расположив ее над листком бумаги начать разбрызгивать акварель. Если вы хотите чтобы капли оросили небольшой участок, постучите кисточкой о палец или руку. Когда же кистью просто встряхивают, область разбрызгивания увеличивается. Для точечного нанесения краски используют пипетку. Кстати, с ее помощью можно создать кляксу большого размера изобразив, таким образом, к примеру, солнце. Чаще всего при помощи такого способа кляксографии создают пейзажи.
Во втором способе кляксографии используют метод растекания.
Для этого в угол листа с помощью кисти наносят большую кляксу. Важно, краска должна быть очень жидкой. Затем с помощью питьевой трубочки начинают раздувать краску по поверхности бумаги. Желательно направлять акварель в разные стороны. Теперь нужно присмотреться к полученному рисунку и дорисовать детали.
Кляксография поможет детям поэкспериментировать с красками и весело провести время. В процессе рисования картинки, в которой используется техника кляксография, у детей:
- развивается глазомер и координация рук
- развивается фантазия, творческое виденье и воображение,
- отрабатываются навыки работы с красками, кистями,
- дети учат передавать силуэты людей, растений и животных,
- развивается старательность, внимательность, аккуратность.
Средства выразительности:
пятно.
Материалы:
бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг
Средства выразительности:
точка, фактура.
Материалы:
бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5´
5 см).
Способ получения изображения:
ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев
Средства выразительности:
фактура, цвет.
Материалы:
бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения:
ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Тиснение
Средства выразительности:
фактура, цвет.
Материалы:
тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.
Способ получения изображения:
ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.
Цветной граттаж
Средства выразительности:
линия, штрих, цвет.
Материалы:
цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения:
ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
Монотипия пейзажная
Средства выразительности:
пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы:
бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения:
ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Перспективное планирование в средней группе
№ п/п
| Тема занятия
| Нетрадиционные техники
| Программное содержание
| Оборудование
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сентябрь
|
|
|
| Подсолнухи
| Рисование пальчиками
| Упражнять в рисовании пальчиками Учить рисовать стебель и листья у подсолнуха. Закрепить навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции
| Лист формата А4 с нарисованным кругом и лепестками, выполненными на занятии по аппликации, черная тушь в мисочках, зеленая гуашь, кисти, эскизы и иллюстрации
|
|
| Укрась платочек
| Оттиск пробкой, рисование пальчиками
| Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием приманивания. Развивать чувство композиции и ритма
| Цветной лист треугольной формы, гуашь в мисочках для рисования пальчиками и печатания, пробка, кисти, гуашь, эскизы и иллюстрации
|
|
| Осеннее дерево
| Оттиск печатками из ластика
| Познакомить с приемами печати печатками. Упражнять в рисовании углем и сангиной
| Лист тонированной бумаги формата А4, сангина, уголь, печатки в форме листьев, гуашь в мисочках для печатания, иллюстрации и эскизы
|
|
| По замыслу
| Различные
| | Все имеющиеся в наличии
|
|
Октябрь
|
|
| Мои игрушки
| Оттиск пробкой, печатками, рисование пальчиками
| Упражнять в рисовании предметов круглой формы (неваляшка, мяч). Закрепить умение украшать предметы, используя печатание и рисование пальчиками. Развивать чувство композиции
| Лист формата A3, гуашь, гуашь в мисочках, кисти, мячи и неваляшка, два медвежонка для игровой ситуации, эскизы
|
|
| Нарисуй воздушные шарики и укрась их
| | Учить рисовать предметы овальной формы. Закрепить умение располагать рисунки по всей поверхности листа. Упражнять в украшении рисунков печатанием
| Лист тонированной бумаги формата A3, гуашь, гуашь в мисочках, кисти, воздушные шарики удлиненной формы, листочки с нарисованными овалами для обведения, эскизы
|
|
| Грибы в лукошке
| Оттиск печатками, рисование пальчиками
| Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатании печатками. Закрепить умение украшать предметы простым узором (полоска из точек), используя рисование пальчиками. Развивать чувство
композиции.
| Лист тонированной бумаги формата А4, коричневая гуашь, гуашь в мисочках, кисти, муляжи грибов, кукла, белка, сумочка и корзинка для игровой ситуации, эскизы
|
|
| По замыслу
| Различные
| Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество
| Все имеющиеся в наличии
|
|
|
|
| Ноябрь
|
|
|
| Мои любимые рыбки
| Восковые мелки и акварель
| Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист разными цветами акварелью. Развивать цветовосприятие
| Лист формата А4, восковые мелки, акварель, кисти, эскизы, иллюстрации
|
|
| Первый снег
| Рисование пальчиками, оттиск печатками
| Закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью печатания или рисования пальчиками. Развивать чувство композиции
| Лист формата А4, тонированный темно-синим, темно-серым цветом, белая гуашь в мисочках, печатки из ластика в форме снежинок, черная тушь, кисть, эскизы, иллюстрации, фото
|
|
| Укрась шарфик
| | Познакомить с печатью по трафарету. Учить украшать полоску простым узором из чередующихся цветов и точек. Развивать чувство ритма, композиции
| Шарфик, вырезанный из тонированной бумаги, гуашь в мисочках, трафареты цветов, поролоновые тампоны, девочка (игрушка би-ба-бо), шарфик.
|
|
| По замыслу
| Различные
| Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество
| Все имеющиеся в наличии
|
|
|
|
| Декабрь
|
|
|
| Зимний лес
| Печать по трафарету, рисование пальчиками
| Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции
| Лист формата A3, верхняя часть которого тонирована голубым или серым цветом, а нижняя - белая (снег); белая и зеленая гуашь в мисочках, сангина, трафареты елей разной величины, поролоновые тампоны, фото и иллюстрации, эскизы
|
|
| Два петушка | ссорятся
| | Рисование
ладошкой
| Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество
| Лист формата А4 тонированный, кисть, гуашь, игрушка петушок, эскизы
|
|
| По замыслу
| Различные
| Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество
| Все имеющиеся в наличии
|
|
| Укрась елочку бусами
| Рисование пальчиками, оттиск проб-
кой
| Упражнять в изoбражении елочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания пробкой. Учить чередовать бусины разных размеров. Развивать чувство ритма
| Можно использовать готовые елки из цветной бумаги, наклеенные на занятии по аппликации или нарисованной гуашью, гуашь в мисочках, пробка, елочные бусы, эскизы
|
|
|
|
| Январь
|
|
|
| Елочные игрушки
| Восковой мелок и акварель, оттиск пробкой
| Упражнять в рисовании восковыми мелками елочных игрушек. Закрепить умение тонировать рисунок акварелью. Печатать пробкой
| Вырезанные из плотной бумаги елочные игрушки (шары, сосульки, месяц, звезда и др.), восковые мелки, акварель, кисти, гуашь в мисочках, пробка, елка, нарисованная на ватманском листе, елочные игрушки
|
| Снеговичок
| Комкание бумаги (скатывание)
| Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комканье бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции
| Лист плотной бумаги формата А4 (тонированный), салфетка целая и половинка (белого цвета), клей в блюдечке, гуашь, кисть, снеговичок из ваты, эскизы
|
| По замыслу
| Различные
| Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество
| Все имеющиеся в наличии
|
Февраль
|
| Нарисуй какую хочешь чашку и укрась ее
| Оттиск печатками, печать по трафарету
| Учить рисовать чашки различной формы (прямоугольной, полукруглой), украшать их узором (основное украшение - печать по трафарету, дополнительные - печатание печатками). Развивать чувство композиции и ритма
| Лист формата А4, гуашь, кисть, печатки из ластика, трафареты, поролоновые тампоны, гуашь в мисочках, иллюстрации и эскизы, чашки различной формы
|
| Кораблики в море
| «Знакомая форма - новый образ»; черный маркер и акварель
| Учить рисовать кораблики, используя в качестве шаблона для обведения ступню. Закрепить умение раскрашивать рисунок акварелью. Воспитывать аккуратность. Развивать воображение
| Лист формата А4 бледно-голубого цвета, черный маркер, акварель, кисть, эскизы и иллюстрации
|
| «Портрет» зимы
| Восковые мелки + акварель, черный маркер + акварель
| Закрепить умение рисовать человека восковыми мелками или маркером, украшать деталями (снежинки), тонировать лист в цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветовосприятие
| Лист формата А4, синий восковой мелок, черный маркер, акварель, кисть, эскизы, иллюстрации
|
| По замыслу
| Различные
| Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать творчество.
Март
| Все имеющиеся в наличии
|
| Нарисуй и укрась вазу для цветов
| «Знакомая форма - новый образ»; оттиск печатками
| Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках. Развивать воображение, чувство композиции, ритма
| Лист формата А4 тонированный, гуашь в мисочках, печатки, предметы для обведения (подносы, подставки круглой и овальной формы), эскизы, иллюстрации
|
| Открытка для мамы
| Печать по трафарету, рисование пальчиками
| Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции, ритма
| Лист формата A3 (с приклеенными вазами), сложенный вдвое, тонированный, гуашь в мисочках, гуашь, кисть, тампоны из поролона, трафареты цветов, мимозы и тюльпаны или иллюстрации, эскизы
|
| Весеннее солнышко
| Рисование ладошками
| Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Учить смешивать разные краски (желтую, красную, оранжевую) кистью прямо на ладошке
| Ватманский лист бледно-голубого цвета, гуашь, кисти, иллюстрации, эскизы
|
| По замыслу
| Различные
| Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество
| Все имеющиеся в наличии
|
Апрель
|
| Ракеты в космосе
| Печать по трафарету
| Продолжать учить смешивать различные краски (синюю, голубую, фиолетовую, черную) прямо на листе бумаги. Закрепить умение печатать по трафарету. Учить рисовать ракеты, летающие тарелки
| Лист формата A3, гуашь, кисти, гуашь в мисочках, трафареты звезд, эскизы и иллюстрации
|
| Цыплята
| Комкание бумаги или обрывание
| Закрепить умение комкать салфетки или обрывать их и делать цыплят, дорисовывать детали пастелью (травку, цветы) и черным маркером (глазки, клюв, ножки). Развивать чувство композиции
| Лист формата А4 бледно-голубого цвета, салфетки желтые, целые и половинки (для головы и туловища цыплят), клей ПВА в блюдечках, пастель, черный маркер, шапочки цыплят (для игры), эскизы и иллюстрации
|
| Укрась свитер
| Тычок жесткой кистью, печатание печатками
| Совершенствовать умения в данных техниках. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность
| Вырезанные из тонированной бумаги свитера. Жесткая кисть, гуашь, гуашь в мисочках, печатки,эскизы, кукла и мишка для игровой ситуации
|
| По замыслу
| Различные
| | Все имеющиеся в наличии
|
Май
|
| Одуванчики
| Восковые мелки и акварель, печатание печатками
| Закрепить умения детей в данных техниках. Учить создавать выразительный образ одуванчиков. Развивать чувство композиции
| Лист формата А4 белого или бледно-зеленого цвета, восковые мелки, акварель, кисть, гуашь в мисочках, гуашь, печатки в форме треугольников разной величины, иллюстрации, эскизы.
|
| Как я вырос за год (автопортрет)
| Черно-белый граттаж (готовый лист), черный маркер, сангина
| Закрепить умение рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики (линия, точка, штрих). Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции
| Приготовленный лист для черно-белого граттажа или лист формата A3 белый на выбор, палочка для процарапывания, черный маркер, сангина, репродукции автопортретов, эскизы
|
| По замыслу
| Различные
| Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество
| Все имеющиеся в наличии
|
| |
| | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перспективное планирование в старшей группе
№ п/п
| Тема занятия
| Нетрадиционная техника
| Программное содержание
| Оборудование
|
|
|
| Сентябрь
|
|
| Летний луг
| Восковые мелки + акварель, печать по трафарету
| Закрепить ранее усвоенные умения и навыки в данных техниках. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете
| Бумага формата A3, восковые мелки, акварель, трафареты цветов, гуашь в мисочках, поролоновые тампоны, кисти
|
| Укрась вазу для цветов
| Печать (печатками, по трафарету) «знакомая форма - новый образ»
| Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику печатания и технику «старая форма - новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции
| Предметы круглой и овальной формы (например, поднос, блюдце), печатки и трафареты, простой карандаш, поролоновые тампоны, гуашь в мисочках
|
| Бабочки, которых я видел летом
| Монотипия, обведение ладошки и кулака
| Познакомить детей с техникой монотипии. Закрепить умение использовать технику «старая форма - новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулачок - маленькое). Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление
| Силуэты симметричных и несимметричных предметов в иллюстрации бабочек, лист бумаги, белый квадрат, гуашь, кисть, простой карандаш
|
| Натюрморт из овощей «Что нам осень подарила?» (с натуры)
| Различные
| Закрепить умение составлять натюрморт, анализировать его, составляющие и их расположение, упражнять в рисовании пастелью торцом мелка и всей его поверхностью. Развивать чувство композиции
| Овощи или муляжи, бумага темного цвета, пастель, эскизы и картины (репродукции) с изображением натюрморта
|
|
|
| Октябрь
|
|
| Ежики
| Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой
| Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить выполнять рисунок тела ежика (овал) тычками без
предварительной прорисовки карандашом. Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями
| Иллюстрации с изображением ежей, жесткая кисть, смятая бумага, набор гуаши, кисть, сухие листья, клей
|
| Ветка рябины (с натуры)
| Рисование пальчиками
| Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятие
| Лист формата А 4, ветка рябины, гуашь (в том числе оранжевая и алая) в мисочках, кисти
|
| Я в волшебном лесу
| Печать поролоном по трафарету; способ тычка
| Развивать фантазию и творчество в рисовании нетрадиционными техниками выразительности образа леса; развивать чувство композиции.
| Лист А 4, гуашь, жёсткая кисть, трафарет.
|
| Животные, которых я сам себе придумал.
| Кляксография.
| Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов.
| |
Ноябрь
|
| Я шагаю по ковру из осенних листьев
| Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету
| Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати
| Листы формата A3 черного цвета, опавшие листья, гуашь, кисти, поролоновые тампоны, трафареты
|
| Мое любимое дерево осенью
| Оттиск печатками, набрызг по трафарету, монотипия
| Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники (дерево в сентябре - монотипия, в октябре - набрызг по трафарету, в ноябре - печатание печатками). Учить соотносить количество листьев и цвет (в сентябре листьев много, они желто-зеленые, в ноябре листьев мало, зеленых нет). Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках
| Уголь, сангина, печатки, трафарет, жесткая кисть, бумага формата А4 голубого и серого цвета, кисти, гуашь, иллюстрации, эскизы пейзажей осени (по месяцам)
|
| Волшебная Жар-птица
| Техника граттаж
| Учить детей передавать в рисунке характерные черты сказочной птицы, используя технику «граттаж». Закреплять у детей умение работать коллективно.
| Половина альбомного листа картона подготовленного в технике «граттаж», палочки для процарапывания, акварель, кисти, схема рисования жар-птицы.
|
| Мое любимое платье или свитер
| Оттиск печатками, рисование пальчиками
| Закрепить умение украшать платье или свитер простым узором, используя в центре крупное одиночное украшение (цветок и др.), а по вороту - мелкий узор в полосе
| Платья и свитера, вырезанные из бумаги, разные печатки, гуашь в мисочках, рисунки одежды, одежда кукол
|
|
|
| Декабрь
|
|
| Первый снег
| Монотипия. Рисование пальчиками
| Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями (см. занятие №17). Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции
| Лист формата А4 темно-голубого, темно-серого, фиолетового цветов, черная гуашь или тушь, белая гуашь в мисочках, салфетки, эскизы и иллюстрации
|
| Я люблю пушистое, я люблю колючее
| Тычок жесткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном
| Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции
| Тонированная или белая бумага, жесткая кисть, гуашь (для графики - только черная), скомканная бумага, поролоновые тампоны, тарелочка для печати бумагой или поролоном, эскизы, фотографии, иллюстрации
|
| Волшебная страна – подводное царство
| Рисование по сырому фону
| Учить рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу. Учить передавать композицию в сюжетном рисунке. Воспитывать воображение и творчество.
| Акварельные краски, поролоновая губка, кисточки №6, №3.
|
| Мои любимые снежинки (декоративные)
| Различные
| Учить украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закрепить умение смешивать в мисочке белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции
| Тарелочки и подносы, вырезанные из черной бумаги, белая, синяя, фиолетовая гуашь, иллюстрации, эскизы
|
|
|
| Январь
|
|
| Елочка нарядная
| Рисование пальчиками, акварель + восковые мелки
| Учить изготовлять плоскостные елочные игрушки (в технике акварель + восковой мелок) для украшения елочки (коллективная работа, выполненная обрыванием). Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на елочных игрушках. Учить украшать елку бусами, используя рисование пальчиками
| Различные вырезанные из бумаги фигуры, елочка, акварель, восковые мелки, гуашь в мисочках, елочные игрушки
|
| Обои в моей комнате
| Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками
| Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры (полоска, клетка)
| Бумага формата A3, печатки, поролон, пенопласт, тарелочки для краски, гуашь, кисти, образцы обоев
|
| Филин
| Тычок полусухой жесткой кистью
| Учить создавать выразительный образ филина, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. Закрепить навыки работы с данными материалами
| Бумага формата A3, уголь, жесткая и мягкая кисти, черная гуашь, иллюстрации, эскизы, рисунки детей за прошлые годы
|
Февраль
|
| Мой портрет
| Черно-белый граттаж, акварель + восковые мелки
| Дать знания о портрете как жанре изобразительного искусства. Закрепить умение рисовать портрет человека. Учить отображать в рисунке свое настроение, особенности внешности (прическа и др.) Развивать чувство композиции
| Репродукции портретов (автопортреты), зеркало, бумага формата A3, акварель, восковые мелки, полукартон формата А4, тушь черная с жидким мылом, свеча, палочка для процарапывания
|
| Зимний пейзаж
| Кляксография.
| Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.
| Черная и цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.
|
| Я в волшебном еловом лесу
| Черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету
| Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках (черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету). Учить в работе отражать облик елей наиболее выразительно. Развивать чувство композиции
| Бумага белая формата А4 и A3, картон для граттажа, свечка, палочка для процарапывания, черная тушь, уголь, кисти, поролоновые тампоны, иллюстрации, эскизы
|
| Я в подводном мире
| Рисование ладошкой, восковые мелки + акварель
| Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции
| Голубой или белый лист формата A3, восковые мелки, акварель, кисти, салфетки, эскизы, иллюстрации
|
|
|
| Март
|
|
| Открытка
для мамы (мамины любимые цветы)
| Печать по трафарету, рисование пальчиками
| Учить украшать цветами и рисовать пальчиками открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по-разному
| Лист формата A3, согнутый пополам, гуашь в мисочках, зеленая гуашь в банке, кисти, трафареты цветов, поролоновые тампоны, салфетки, иллюстрации, открытки
|
| Моя мама
| сангина
| Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закрепить умение изображать лицо (фигуру) человека, пользуясь различными приемами рисования сангиной, графически выразительными средствами (линия, пятно, штрих). Развивать чувство композиции
| Листы бумаги формата А4, A3, сангина, репродукции женских портретов
|
| Подснежники для моей мамы
| Акварель + восковой мелок
| Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие
| Бумага формата А4, акварель, восковые мелки, иллюстрации, эскизы
|
| Берег реки
| Рисование по сырому фону
| Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию.
| Приспособление для рисования, крупный тампон для смачивания поверхности листа.
|
Апрель
|
| Звездное небо
| Набрызг, печать поролоном по трафарету
| Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовос-приятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник
| Бумага формата A3, кисти, гуашь, трафареты, поролоновый тампон, жесткая кисть и картонка для набрызга, эскизы, иллюстрации
|
| Какого цвета весна
| Монотипия
| Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски.
| Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки.
|
| Фрукты на блюде (с натуры)
| Восковые мелки+акварель
| Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании восковыми мелками фруктов, создании созвучного тона с помощью акварели
| Фрукты или муляжи, тарелка (блюдо), бумага формата А4, восковые мелки или восковая пастель, кисти, акварель, эскизы
|
| Ветка с первыми листьями (с натуры)
| Оттиск печатками
| Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки. Закрепить умение рисовать полураспустившиеся и только проклюнувшиеся листья с помощью печатания, передавать их цвет. Развивать чувство композиции
| Лист формата A3, гуашь, кисти, печатки,зеленая гуашь в мисочках, веточки с полураскрывшимися листьями в вазе, эскизы
|
|
|
| Май
|
|
| Вишня в цвету (с натуры)
| Рисование пальчиками, тычками
| Закрепить умения продумывать расположение рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размер вазы и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунка
| Цветущая вишня в вазе, тарелочка для смешивания красок, тычок (палочка с ваткой), салфетки, гуашь, кисти, бумага формата A3 голубого или темно-голубого цвета, педагогические эскизы
|
| Как я люблю одуванчики
| Восковой мелок + акварель, обрывание, тычкование
| Совершенствовать умения в данных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа
| Белая бумага формата А4, цветной картон формата А4, восковые мелки, акварель,-кисти, желтые салфетки или квадраты (2x2 см) из желтой бумаги (для тычко-вания), зеленая бумага, синтепон, пеноплен и др., клей
|
| Чудесный букет
| Монотипия
| Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Учить изображать букет в технике монотипии
| Бумага формата А4, A3, гуашь, кисти, иллюстрации, эскизы, рисунки детей за прошлые годы
|
| Итоговая выставка рисунков за год
|
| Продолжать учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления, высказывания, выбор понравившихся и непонравившихся рисунков
| Рисунки детей за год (несколько работ рисунков каждого ребенка)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мастер - класс по рисованию (изучение различных техник рисования с детьми дошкольного возраста)
Мастер-класс. Нетрадиционная техника рисования - кляксография «Волшебные кляксы»
Мастер - класс рассчитан
для родителей и воспитателей, а также детей дошкольного возраста - от 3 до 6 лет.
Назначение мастер - класса:
Кляксография - это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат... Такое занятие будет интересно и взрослым и детям. Причем не только интересно - но и полезно: например, в качестве артикуляционной гимнастики. Также рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле).
Хочется отметить, что с помощью данного вида рисования хорошо, получается, изображать различные деревья (получаются замысловатые стволы, ветки и т.д.). Попробуйте, результат Вам понравится!
Цель
: Познакомить детей с таким способом изображения, как кляксография, показать её выразительные возможности
Задачи:
Вызвать интерес к «оживлению» необычных форм (клякс), учить дорисовывать детали объектов (клякс), для придания им законченности и сходства с реальными образами; учить видеть необычное в обычном;
Развивать образное мышление, гибкость мышления, восприятие, воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности; воспитывать аккуратность в рисовании красками.
Материалы для работы:
Альбомные листы;
Гуашь или акварель;
Крупная кисть;
Трубочка для напитков или можно использовать пипетку;
Вода в баночке;
Влажная тряпочка - вытирать руки, если запачкаются;
Ватные палочки;
Пластилин.
Кляксографию можно совмещать с разными техниками изобразительного искусства, такими как монотипия, аппликация и другими. Некоторые из них и представлены в данном мастер - классе.
Этот способ рисования «кляксами» можно использовать в работе с детьми 3-4 лет и старше.
Макаем кисть в разведенную краску и брызгаем на лист бумаги. Чем гуще краска - тем насыщеннее цвет, но труднее она выдувается.
Берем трубочку, и дуем через нее на разноцветные капли краски, они превращаются в кляксы. При этом лист бумаги можно поворачивать - кляксы получаются ещё интереснее!
Кляксография с использованием ватных палочек
С помощью крупной кисти ставим кляксу в уголке листа.
С помощью трубочки раздуваем краску в разных направлениях. Получилось вот такое дерево!
Немного подумав, это дерево мне напомнило рябину, одиноко растущую на склоне. С помощью ватных палочек подрисовываем ягоды и листья.
Оформляем рамку также с помощью ватной палочки. Именно о такой рябине, возможно, и написала стихотворение «Рябина» Ирина Токмакова.
Красненькую ягоду
Мне дала рябина.
Думал я, что сладкую,
А она - как хина.
То ли эта ягодка
Просто недозрела,
То ль рябина хитрая
Подшутить хотела?
Кляксография с использованием фломастера
Также как и в предыдущих работах ставим кляксу и выдуваем с помощью трубочки ствол и ветки. А это что за дерево получилось? Конечно же, сосна!
С помощью зеленого фломастера дорисовываем иголки.
Сосна
Над жёлтой осыпью обрыва
Склонилась старая сосна,
Корнями голыми пугливо
Поводит по ветру она. (Тимофей Белозеров)
Украсив все веточки пышными иголочками, приступаем к оформлению полянки вокруг сосны. Наносим кляксы зеленого цвета и раздуваем с помощью трубочки. Получились стебельки цветов!
Дорисовываем на стебельках листья и цветы - одуванчики. Теперь одинокой сосне вовсе не скучно!
Кляксография + пластилинография
С помощью пластилина создаем морское дно: лепим ярких рыбок, морскую звезду, камешки.
Но чего - то не хватает в этом рисунке? Конечно же, морских водорослей! С помощью волшебных клякс и трубочки появляется и морская трава! Кляксы располагаются между камешек, и если краска слегка зайдет на пластилин, ничего страшного, его с легкостью можно подтереть тряпочкой и работа не будет испорчена.
Ну чем не морское дно! Дорисовываем пузырьки и рисунок готов!
Рыбка рыбку догоняла,
Рыбка хвостиком виляла,
Ткнулась в брюшко - Догнала!
- Эй, подружка! Как дела? (Т. Второва)
А этот способ рисования подойдёт для детей более старшего возраста (5 - 7 лет). Набираем краску на кисточку и сбрызгиваем на лист бумаги. С помощью трубочки выдуваем волшебные кляксы. А теперь самый ответственный момент - нужно включить своё воображение!
В каждой кляксе
Кто-то есть,
Если в кляксу
Кистью влезть.
В этой кляксе -
Кот с хвостом,
Под хвостом -
Река с мостом,
На мосту -
Чудак с чудачкой.
Под мостом -
Судак с судачкой.
Рисунок нужно рассмотреть с разных сторон и только потом дорисовать отдельные детали, чтобы образ стал более узнаваем.
Кляксография + монотопия
Заранее готовится фон с помощью техники - монотопия. На высохший слой наносятся кляксы разного цвета и выдуваются с помощью трубочки.
За рощею в речку упала Звезда.
Бегом я отправилась сразу туда!
Она не разбилась - лежала на дне!
А, может быть, это привиделось мне? (Т. Гетте)
Вот лишь малая часть того, что можно выполнить с помощью « волшебных клякс» - кляксографии. А с какими ещё техниками изобразительного искусства можно совмещать Кляксографию - это подскажет Ваша фантазия!
Нетрадиционная техника рисования - кляксография "Волшебные деревья" Тема: «Волшебные деревья» Программное содержание
. Закрепить знания детей с нетрадиционной художественной техникой кляксографии с трубочкой последующим дофантазированием изображения. Продолжать учить детей, вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание. Использовать знакомые приемы рисования кистью при дорисовании рисунка. Прививать интерес к нетрадиционному виду рисования, развивать координацию и силу движений, самостоятельность, творчество, фантазию, воображение, развивать дыхательную систему. Воспитывать аккуратность. Оборудование
: затонированные листы бумаги, гуашь, кисти, трубочки для коктейля, салфетки, вода. Предварительная работа:
наблюдение за деревьями, кустарниками во время прогулки; выдувание воздуха через трубочки.1. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте! Ребята сегодня к нам пришли гости, давайте мы с ними поздороваемся. Дети здороваются. 2. Основная часть.
- Ребята, вы верите в волшебство? Ответы детей.
- А кто из вас мечтает стать волшебником? Ответы детей.
- А кто они, эти волшебники и что они могут делать?
Ответы детей. Воспитатель:
Сегодня я предлагаю вам превратится в волшебников. а палочка для коктейля превратится в волшебную палочку. Итак, превращаемся… - Завертелись, закружились… и в волшебников превратились! - Вот вы и превратились в волшебников. - Когда я сегодня шла в детский сад, то увидела, как качаются деревья. Что заставляло их качаться? Ответы детей.
Воспитатель:
Покажите, как качаются кроны деревьев, когда дует сильный ветер? А когда дует слабый ветерок? (Дети показывают) Молодцы! Сегодня мы будем рисовать волшебные деревья, с помощью волшебной палочки- трубочки. Но вначале мы с вами потренируемся. Попробуйте нарисовать с помощью трубочки и воздуха выдуваемого вами воображаемое дерево. (дети рисуют в воздухе) - Молодцы ребята! Хорошо у вас получается. (Воспитатель с помощью ложки делает кляксу на листе бумаги.) Капля с ложечки упала, Это клякса прибежала, Всё вокруг заколдовала И деревья и кусты, А расколдовывать будем мы. 3. Объяснение и показывание:
Сначала разведем на палитре коричневую гуашь с водой. Возьмем ложечкой краску и сделаем кляксу на том месте, где будет начинаться ствол дерева. С помощью трубочки дуем на кляксу, чтобы ее конец не касался ни бумаги, не краски. При необходимости лист можно поворачивать, создавая ствол. Такая техника рисования называется – кляксография. 4. Самостоятельная деятельность детей.
(Звучит тихая музыка) В процессе рисования воспитатель следит за техникой кляксографии, при необходимости помогает детям, дает советы. 5. Анализ работ. Рефлексия.
Воспитатель
: Давайте посмотрим, что у нас получилось? Какие красивые деревья! А как качается твоя (имя ребенка) крона дерева? Чьи работы получились самыми интересными? Какое настроение у вас сейчас? Вам понравилось быть волшебниками? Молодцы ребята! А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Завертелись, закружились… и в детей мы превратились! Дети прощаются с гостями.
Популярное в рубрике:
Сонник туши свиней. Разделывать свинью. Малый Велесов сонник
читать
Традиционные блюда в стране
читать
Грушевый компот рецепт. Компот из груш на зиму. Как быстро...
читать
Арктур — самая яркая звезда в Северном полушарии (видео) В каком...
читать
Top
|