Кносский дворец: история, фото, карта дворца. Акробаты с быком Описание фрески игра с быком

Кносский дворец на Крите знают во всех уголках планеты, правда, под несколько другим названием – Лабиринт Минотавра.

Древняя история о ребенке-чудовище, который настолько испугал своего отца-царя, что тот приказал навсегда запереть монстра в огромном, специально для этого построенном лабиринте, пережила даже цивилизацию, создавшую ее.

И, несмотря на то, что в мрачные Средние века многие фрагменты греческой культуры были уничтожены, на самой заре Возрождения Данте Алигьери вернул Минотавра к жизни, органично вписав его в «Божественную комедию» как судью и палача в одном из кругов Ада.

С тех пор жуткое существо с головой быка и телом человека стало популярным героем различных книг и спектаклей, а с прошествием веков, еще и фильмов и компьютерных игр.

Впрочем, речь сейчас пойдет все же не о самом Минотавре, а о месте его обитания, которое, несмотря на все свои мифические атрибуты, является вполне реальным.

Кносский дворец обладает еще более богатой историей, чем его легендарный обитатель, и наверняка вошел бы в список Чудес Света, доживи он до этого момента. В этой статье мы расскажем вам о рассвете и падении как Кносского дворца, так и минойской цивилизации, символом которой он являлся. Приготовьтесь - это путешествие будет долгим.

Где находится дворец и сколько стоит посещение?

Для ответа на этот вопрос нам понадобится супергерой, который явно приложил руку к большинству названий, связанных с древней Грецией. Правильно – Капитан Очевидность.

Посудите сами: минойскую цивилизацию назвали так потому, что ее основал царь Минос, Минотавра –так как в переводе это означает «Бык Миноса», Кносский дворец – потому, что он находится в Кноссе, а Кносс – это столица минойского Крита, которая была разрушена вместе с дворцом в результате извержения вулкана за 1450 лет до нашей эры.

Сам Кносс критяне впоследствии восстановили, но вот дворец оставили в руинах.

Кстати, это был уже второй Кносский дворец – первый был снесен землетрясением за 300 лет до этого.

Географически, древний Кносс находился на северо-востоке центральной области Критского острова, на берегу моря, в нескольких десятков километров от нынешней столицы острова – Ираклиона, дворец расположен в 5 км от центра города.

Добраться до него не сложно, автобусы курсируют регулярно. Их легко узнать по надписи наверху – КNOSSOS, это автобусы голубого цвета компании МINOAN LINES, отходят со станции около порта, а также от расположенного на площади Львов (Lion’s Square) фонтана.
Ехать около 25 минут, стоимость проезда 1.50 евро. Билеты нужно купить заранее – туда и обратно, на конечной станции киоска нет.
Интервал движения автобусов – не больше получаса.

Доехать на арендованном автомобиле тоже не составит труда – по всему пути к главной достопримечательности острова развешаны указатели, заблудиться не получится даже если очень захотеть.
Непосредственно у входа в комплекс расположены три бесплатных парковки.

Очередь за билетами движется быстро, вход – 6 евро, детям до 18 лет – бесплатно.

Дворец принимает туристов круглый год, однако есть зимнее и летнее расписание.

С мая по октябрь комплекс открыт для посетителей с 8.00 до 19.00, а в зимнее время (с ноября по март) с 9.00 до 15.00.

Вход на территорию дворца прекращается за 30 минут до закрытия. Часы его работы устанавливает министерство туризма, ежегодно публикуя расписание.

Бесплатно посетить дворец можно в первое воскресенье месяцев зимнего сезона и в международный день туризма – 27 сентября, а также в дни национальных праздников Греции.

У самого дворца обычно наблюдается интенсивное движение туристов, прибывающих в разное время и ищущих оригинальные сувениры или друг друга.

У входа есть туалеты, сувенирный магазин и кафе, где можно слегка перекусить хот-догами до или после осмотра дворца.

Цены не маленькие, апельсиновый фреш, к примеру – 4 евро, но делают качественно и порции большие.

Вместе с билетами или отдельно (в сувенирном магазине) можно приобрести карту дворца, которая поможет ориентироваться в непростом переплетении комнат, внутренних дворов, лестниц и коридоров.
Путеводители на русском языке продаются в киосках в городе по цене 12-15 евро.

Если вы прибыли в Кносский дворец самостоятельно, то всегда сможете присоединиться к организованной экскурсии на месте, что обойдется вам в 10 евро.
Группы по 6-10 человек набираются каждые 15-20 минут.
Интересно, что на территории дворца громко шумят цикады, и это мешает слышать экскурсовода.

Необходимо учитывать, что в летнее время в полдень солнце тут сильно припекает, поэтому совершить экскурсию лучше до 12 или после 16 часов, или же иметь с собой головной убор.

Тени практически нет — запаситесь водой и удобной обувью!

На осмотр всего комплекса понадобится не менее двух часов, которые, конечно же, стоит потратить, чтобы ознакомиться с легендарным архитектурным памятником минойской культуры, многие загадки которого до сих пор не раскрыты.

О богах Древней Греции и связанных с ними достопримечательностях Крита вы .

Древний Кносс

О самом городе Кносс известно крайне мало – он был основан примерно за два тысячелетия до Рождества Христова и являлся одним из основных центров древнегреческой культуры и в какой-то период им правил полулегендарный царь Минос. Увы, но это практически все достоверные данные – дальше придется уйти в царство догадок и домыслов. Впрочем, кое-какие моменты из истории Крита мы затронем несколько ниже, когда будем рассказывать о легендах Кносса.

Известно, что Крит, за время существования минойской цивилизации (почти тысяча лет, с момента основания Кносса и до его гибели), дважды подвергался масштабным катаклизмам – землетрясение примерно в 1700 до н. э. и извержение вулкана двести лет спустя.

Также, примерно в 1450 году, на Кноссе произошел большой пожар, уничтоживший остатки второго Кносского дворца и практически все археологические свидетельства минойской цивилизации.

Примерно в это же время Кносс был захвачен Микенами – одним из материковых греческих полисов. Микенские греки довольно бережно обращались с наследием Миноса, но достоверно об их правлении известно мало.

Кносс пришел в запустение примерно в начале первого тысячелетия до нашей эры. Впоследствии на его место пришли римляне и основали там колонию, которой и было передано имя легендарной столицы древнего Крита. Увы, о ней известно еще меньше и основной причиной этого является главный герой следующей части этой статьи.

Сэр Артур Эванс

Сэр Артур Эванс – это легендарная, но очень противоречивая фигура в археологии. В конце XIX века, вскоре после того, как Шлиман нашел Трою, Эванс отправился в Грецию на Крит, где и получил подтверждения того, что купец по имени Минос Калокайринос нашел неподалеку от Ираклиона странные артефакты и пытается провести дальнейшие раскопки.

Быстро опознав находку как предметы минойской эпохи, Эванс вызвал команду из Англии и перехватил инициативу.

К концу своей жизни он не только полностью раскопал Кносский дворец, но и восстановил некоторые его части (а также чуть не обанкротил свою крайне богатую семью). Между прочим, его документация, составленная во время раскопок дворца, до сих пор считается золотым стандартом. В Англии Эванса почитают наравне со Шлиманом, а на территории Кносса стоит памятник великому археологу.

Однако есть и другая сторона медали. Во время раскопок Артур Эванс, вместо того, чтобы аккуратно снимать слои грунта, приказал просто срыть все неинтересные ему слои – именно поэтому мы почти ничего не знаем о Кноссе после разрушения дворца.

Кроме того, его реставрации дворца вызывают недоумение у большинства современных археологов – Эванс зачастую не мог найти достоверные изображения некоторых частей здания и просто додумывал их. Впрочем, самоотверженность археолога отрицать нельзя, да и восстановленный дворец стал гораздо лучше привлекать туристов, так что на территории нынешней Греции его ни в чем не винят и наоборот, крайне уважают за восстановление фресок минойской эпохи, которые Эванс отреставрировал с невероятной точностью и мастерством.

Архитектура

Начнем с того, что термин «дворец» - некорректен. Кносский дворец Миноса был не только резиденцией царствующей семьи, но и небольшим городом-в-городе, наподобие Ватикана или Запретного города в Пекине.

Отличительной чертой является тот факт, что весь этот город был одним огромным зданием, располагавшимся на площади в 6 акров (примерно 24 тысячи квадратных метров).

Во дворце было более тысячи комнат, соединенных коридорами, а также множество специализированных построек, наподобие театра, храма и даже горшечной мастерской.

В огромных хранилищах дворца были запасы на случай осады, кроме того, прямо во дворце располагались свои мельницы, а также виноградники и винодельни, что позволяло при необходимости поддерживать определенную автономию.

Кроме прочего, стоит отметить, что во дворце была вполне рабочая канализация, а также несколько источников воды.

Что же касается архитектуры декоративной, то здесь интересным моментом являются колонны – минойские колонны в корне отличаются от греческих.

В отличие от материковых версий, которые обычно были белого цвета и сужались к вершине, минойские колонны выкрашены в красный и наоборот, расширяются к верхней части.

Настоящей загадкой стал Малый тронный зал Кносского дворца (Большой до наших дней не дошел).

Это небольшая тронная комната, скорее всего, построенная в период Микенской оккупации Крита, расписана прекрасными фресками и обладает отличным от других комнат стилем, в котором чувствуется влияние уже материковой Греции.

Однако, что наиболее поразило археологов, так это белый трон у северной стены комнаты. До сих пор неизвестно, кому именно он принадлежал, ведь царский трон был расположен в другой части дворца.

Возможно, отсюда правила царица, либо же трон был оставлен пустым как место правления какого-либо бога.

Герои, чудовища и трагедии: древние легенды и секреты Кносского дворца

О том, как был основан город Кносс, известно мало.

Первые легенды о древнегреческом периоде его истории рассказывают о Миносе, как об основателе Кносса, но проблема в том, что Миноса называют основателем практически всех критских городов, что несколько­ маловероятно.

Минос – это легендарный царь Крита, человек, который мог перечить богам.
У Миноса было два брата – Радаманф и Сарпедон, но из-за конфликта между ними, оба брата покинули остров.

Радаманф позже женился на овдовевшей матери Геракла и прославился как самый справедливый судья Греции, а Сарпедон пережил три поколения людей и погиб лишь в начале Троянской войны от рук Патрокла.

Что касается самого Миноса, то он получил свою власть не просто так – по легенде, его власть была дарована ему богами-олимпийцами.

Зевс лично вручил ему царский скипетр и впоследствии не раз помогал с составлением законов, а Посейдон подарил ему прекрасного быка из своих стад, с указанием принести быка в жертву.

Минос ослушался бога морей и принес в жертву другого, менее красивого быка.

Тогда Посейдон решил наказать дерзкого смертного и внушил жене Миноса, Пасифае, невероятную страсть к быку, на которого наслал бешенство.
От этого союза и родился Минотавр.

Мальчик-бык впал в бешенство еще до рождения и почти сразу попытался загрызть кормилицу. Самого быка несколько позже упокоил Геракл в рамках своих двенадцати подвигов.

Здесь и начинается история Кносского дворца царя Миноса.

Увидев «наследника», Минос в ужасе обратился к своему старому другу – архитектору Дедалу.
Тот предложил не убивать родную кровь, а создать огромный лабиринт, из которого глуповатое чудовище просто не сможет выбраться.

Так и был построен первый Кносский дворец-лабиринт.

С годами отношения между друзьями ухудшились и Дедал был вынужден бежать с Крита вместе со своим сыном Икаром.

Подросший к этому времени Минотавр начал требовать свежего человеческого мяса.
Постаревший Минос решил обложить живым налогом покоренные критянами греческие города.

Каждый год Минотавр убивал 7 юношей и 7 девушек, пока однажды в число жертв не попал принц Афин Тесей, который при помощи влюбленной в него Ариадны (дочери Миноса) прикончил чудовище и сумел выбраться из Лабиринта.

Впоследствии Тесей вместе с Ариадной уплыл с острова (правда, чуть позже он ее оставил на одном из островков по пути в Афины), Минос погиб на войне с Сицилией, в которую он ввязался с целью вернуть Дедала на Крит, а Кносский престол унаследовал один из его сыновей.

Триста лет спустя по Криту прошло землетрясение и разрушило старый лабиринт, на месте которого и был построен Кносский дворец, простоявший еще два с половиной столетия и покинутый обитателями после извержения вулкана.

Кносские фрески

Дельфины — фреска Кносского дворца

Фрески Кносского дворца – это предмет гордости всех критян. Фактически они являются доказательством культурного превосходства Крита над большинством греческих полисов, так как их красота и уровень исполнения на голову превосходят все творения материковой Греции той эпохи.

Фрески, в большинстве своем, были восстановлены командой Артура Эванса и в этом случае он провел действительно впечатляющую работу.

Вне зависимости от расположения и содержания фрески, реконструкторы с точностью передали как цвета, так и контуры древних рисунков.

Фреска «Парижанка»

А вот некоторые фрески стали жертвами археологического юмора, например, фреска, называемая «Парижанка».

«Парижанка» - это фреска, на которой изображена молодая женщина с вычурной прической жрицы.

Однако именно в прическе реставраторы углядели схожесть с тогдашней парижской модой и окрестили фреску «Парижанка».

В официальных работах ее называют «Минойская леди».

Фреска «Игры с быком»

В наши дни «Минойская леди», как и другие фрески Кносса, находится в музее Гераклиона, расположенном неподалеку от дворца.

Кносский дворец и музей Гераклиона лучше посещать совместно, загодя выделив на это день.

Помимо решения транспортного вопроса, это также позволит вам приобрести комбинированный билет.

Да и минойские коллекции музея смотрятся совсем по-другому после того, как вы лично увидели следы цивилизации, создавшей их.

Кносский дворец – это последнее свидетельство существования минойской цивилизации, доказательство того, что все ее жители жили и умирали не зря.

Несмотря на то что прах тех, кто его населял, уже давно смешался с землей, а их боги покинули этот мир, Кносс все равно продолжает существовать.

Мир помнит о храбрости и предательстве Тесея, величии и гордыне Миноса, безумии и вечном заточении Минотавра.

И если история Кносса подошла к концу, то это еще не значит, что ее не стоит услышать.

Австрийский специалист по древней истории Фриц Шахермайр отмечал особую любовь минойских архитекторов, скульпторов, художников к ярким, иногда даже несколько пестрым тонам в настенной и вазовой живописи. Об их чисто женском восприятии окружающего, столь ясно выраженном в сценах из жизни природы, особенно в изображениях самок различных животных с детенышами, об особом настроении праздничности, буквально пронизывающем все наиболее известные произведения классического критского искусства и царящем даже в сценах заупокойного культа на саркофаге из Айа Триады. Конечно, каждый из этих характерных штрихов в отдельности может найти свое особое объяснение и в каких-то иных глубинных свойствах минойского духа и минойской культуры. Тем не менее, взятые в совокупности они почти неизбежно приводят нас к мысли о том, что присущая этой культуре система ценностей была ориентирована в значительной мере именно на женскую психику, женское восприятие мира.

Женственный или, скорее, андрогинный облик критских мужчин прекрасно гармонирует с их удивительным миролюбием, воспринимающимся как некая аномалия на общем фоне суровых реалий бронзового века. Если принимать всерьёз свидетельства дошедших до нас памятников изобразительного искусства, нам неизбежно придётся признать, что демонстрация религиозного благочестия , то есть участие во всевозможных обрядах и церемониях, занимала в жизни мужчин несравненно более важное место, чем война и охота — подлинно мужские занятия. На самом Крите сюжеты такого рода, если не принимать во внимание некоторые достаточно проблематичные реконструкции Артура Эванса, остаются практически неизвестными вплоть до очень позднего времени.

Итак, есть основания полагать, что природная мужская агрессивность , драчливость и любовь к авантюрам в минойском обществе искусственно сдерживались. Во всяком случае, их демонстративные проявления не поощрялись . Существовали лишь две возможности демонстрации удали и молодечества, видимо, не осуждавшиеся, а напротив, поощрявшиеся общественным мнением.

Таковыми могут считаться кулачные бои и так называемые тавротапсия «игры с быками». Оба эти сюжета весьма популярны на Крите и на всей территории, охваченной влиянием минойской цивилизации, изображения атлетических состязаний , видимо, заключали в себе некий не вполне доступный нашему пониманию «сакрально-магический подтекст ритуальных действий в самых важных религиозных празднествах годичного цикла.

Об обрядах - таврокатапсии - (греч. ταυροκαθάψια) - ритуальные прыжки через быка, мы узнаём из многочисленных изображений на стенах дворцов, сохранившихся во дворцах острова Крит, на фресках и предметах быта.

Сцены таврокатапсии достаточно хорошо представлены почти во всех основных жанрах минойского искусства: и во фресковой живописи, и в скульптуре, и в глиптике. Насколько позволяют судить эти изображения, игры с быками в минойской цивилизации были сопряжены со смертельным риском для их участнико в и едва ли обходились без серьезных человеческих жертв . Вполне вероятно, что их конечной целью было умилостивление божества, которому в процессе состязания предоставлялась возможность выбора угодной ему кровавой жертвы .

Трагический исход таврокатапсии , как правило, остается скрытым от нас. Тема смерти если и присутствует в сценах тавромахии, то чаще всего лишь скрыто, неявно. И в этом, как нам думается, нашло свое выражение столь характерное для женственной психики минойцев стремление уйти от слишком мрачных и тяжёлых сторон действительности , сделав вид, что они вообще не существуют в природе.

Эта тенденция тем более показательна, что женщины явно не хотели уступать пальму первенства представителям «сильного пола» даже и в этих своеобразных корридах, несомненно, требовавших от их участников огромной физической выносливости, силы, ловкости и отваги.

На известной «фреске тореадора» из Кносского дворца , кроме мужчины-акробата, совершающего рискованный прыжок через быка, мы видим также двух девушек, одетых по мужской моде в короткие передники с туго стянутыми на талии поясами и легкие полусапожки. Одна из них ухватилась руками за направленные прямо на неё бычьи рога с явным намерением последовать за своим партнером, повторив тот же «смертельный номер» . Другая девушка, похоже, уже приземлилась сзади от быка после удачно выполненного сальто и теперь в радостном возбуждении наблюдает за действиями своих товарищей по команде.

Кносская фреска так же, как и некоторые другие росписи из той же серии, достаточно ясно показывает, что в минойской таврокатапсии женщины отнюдь не довольствовались исполнением второстепенных ролей ассистентов матадора, как в испанской корриде, но отважно вступали в смертельно опасную схватку с разъярённым животным наравне с мужчинами.

Уже само по себе это свидетельствует о необычайно высоком, по понятиям почти всех древних народов, уровне социальной активности критских женщин , их чрезвычайной уверенности в себе и обострённом Однако было бы ошибкой полагать, что единственным стимулом, который заставлял их выходить на арену, было обычное честолюбие или жажда самоутверждения.

Игры с быками устраивались, как правило, на центральном дворе Кносского дворца, то есть в самом «сердце» этого огромного ритуального комплекса, что уже само по себе может свидетельствовать об их совершенно исключительной религиозной значимости.

Занимая одно из ключевых мест в традиционной обрядовой практике минойцев, тавромахия представляла собой своего рода священнодействие и женщины, как главные жрицы Великой Матери, не уступали мужчинам это важное средство общения с потусторонним миром. Если признать оправданным высказанное выше предположение о феминизации мужской половины минойского общества, то, пожалуй, не менее правомерной была бы и догадка о встречном процессу маскулинизации минойских женщин.

Те, кто признают историческую реальность «минойского матриархата», чаще всего склонны оценивать его, как явление скорее пережиточного характера — не до конца изжитое наследие эпохи «материнского права». Однако современная этнография уже давно пришла к выводу, что такой эпохи в истории человечества вообще не было, конечно, если вложить в понятие «материнское право» нечто большее, чем просто матрилинейный счёт родства или же матрилокальный брак.

Следовательно, объяснение этого загадочного феномена может дать только анализ той конкретной исторической ситуации, которая сложилась на Крите в период становления и расцвета минойской цивилизации, т.е. во второй половине III — первой половине II тыс. до н.э.
Появление первых дворцов и всего связанного с ними хозяйственного уклада, политических структур, идеологии и т.п. нередко воспринимается как некий мираж, внезапно возникший на вытянутом в длину гористом и лесистом острове Крит. Это впечатление, отчасти, вызванно крайней неполнотой археологической картины периода генезиса минойской государственности, всё же нельзя признать абсолютно беспочвенным.

За сравнительно короткий по масштабам истории древнего мира срок, за одно-два столетия, на Крите появились минойская дворцовая цивилизация. Важнейшие элементы дворцовой цивилизации — монументальная архитектура, развитая индустрия бронзы, керамика, изготовленная с помощью быстро вращающегося гончарного круга и расписанная в поражающем своей насыщенной красочностью посуда в стиле Камарес , возникло сначала иероглифическое, а затем и

Внезапность этого скачка в новое качество кажется тем более очевидной, что до самого конца эпохи ранней бронзы, то есть, до начала периода оставался одной из самых отсталых культурных провинций Эгейского мира. В особенности, если сравнивать Крит с такими районами, как Пелопоннес или Троада, где уже во второй половине III тысячелетия до н.э. возникли простейшие своеобразные культурные модели, системы и начали формироваться ранние дворцовые государства.

Эта замедленность развития минойского общества, очевидно, ещё более усугубленная его длительной изоляцией от внешнего мира, имела своим результатом явно преувеличенные формы родоплеменной организации , которые возникли на Крите уже в хронологических рамках эпохи ранней бронзы, а в некоторых местах продолжали существовать ещё и в течение периода «старых дворцов».

Курган Атрея в Микенах. Крито-Микенская цивилизация

О родоплеменной организации на Крите напоминают широко практиковавшиеся на острове Северного Причерноморья, захоронения в больших усыпальницах — «толосах» в южной и центральной части Крита , и «оссуариев»- на Востоке Крита.
С учётом всех этих особенностей исторического пути, пройденного минойской цивилизацией Крита в эпоху бронзы , становится более или менее понятной и природа того парадоксального явления, которое мы условно называем «минойским матриархатом». Видимо, это была своего рода защитная реакция глубоко архаичной системы на слишком быстрый для неё и, видимо, недостаточно подготовленный её предшествующим существованием переход от первобытнообщинного строя к классам и государству.

Эту потребность защиты архаичной системы устройства общества могли ещё более обострить и усилить стихийные катаклизмы наподобие великого землетрясения рубежа XVIII-XVII вв. до н.э., обратившего в развалины чуть ли не все дворцы и поселения Крита. Природные катаклизмы обращали вспять, к своим истокам , и без того уже травмированное этническое сознание минойцев, вынуждали его к отказу от сомнительного и опасного будущего во имя надежного, не раз проверенного прошлого.

Великая богиня Мать — 1800 — 1700 г.г. до н.э. Крит.

В этой обстановке женщины, как более консервативная и традиционно мыслящая часть социума, очевидно, и смогли выдвинуться на первый план общественной жизни. Привязанные к своим домашним очагам и детям, да и чисто физиологически ограниченные в своей самодеятельности, женщины пользовались огромным авторитетом, как хтонических (Хтония – , относящихся к земле и подземному миру , которые, по понятиям древних, несли основную ответственность за землетрясения и другие стихийные бедствия. Это давало возможность женщинам контролировать поведение своих мужей и братьев, сдерживать их чрезмерный азарт, жажду нового и склонность к авантюрам и тем самым тормозить слишком быстрое движение общества по пути исторического прогресса.

Иначе говоря, если понимать нравственность и не агрессивность минойского общества , как историческую ущербность Минойской цивилизации, которая сложилась, как следствие сознательно культивируемой в обществе инфантильности мужчин, творчески активной части социума.

Впрочем, едва ли стоит порицать за это минойских женщин, ведь именно их мудрой опеке над представителями противоположного пола обязаны мы тем, что созданная ими культура стала едва ли не самым прекрасным из побегов на древе истории древнего Средиземноморья.

Обряд тавротапсии сохранился в Испании, но приобрёл несколько иные формы.

В 1816 году испанский художник и гравёр Франсиско Гойя создал серию из 33 офортов со сценами корридаы, под названием «Тавромахия»

Тавромахия (греч., от tauros — бык, и mache — бой) (торео, коррида) — публичное зрелище, во время которого боец (тореро или матадор) дразнит быка красным полотнищем (мулетой), проделывая серию искусных телодвижений, а в завершение корриды, как правило, убивает быка шпагой

В формировании искусства народов, живших в бассейне Средиземноморья, огромную роль сыграло так называемое эгейское искусство. Эгейская культура сложилась и развилась в III-II тысячелетиях до н. э. и была создана племенами, обитавшими на острове Крит, Пелопоннесе, Западном побережье Малой Азии.

В 1871 г. немецкий археолог Генрих Шлиман раскопал на Гиссарлыкском холме еще «догомеровские» города, которые можно датировать III тысячелетием до н. э. и которые относятся к предыстории эгейской культуры. Вскоре Шлиман начал раскопки на Пелопоннесе; им и В. Дёрпфельдом были раскопаны Микены, а в начале XX в. английский археолог А. Эванс открыл миру архитектуру и живопись Кносского дворца на Крите. Он первый поставил вопрос о связи критского искусства с искусством Древнего Востока, прежде всего Египта, ему также принадлежит и периодизация эгейской культуры . Периоды, на которые Эванс предложил разделить эгейскую культуру, называются минойскими (ранний, средний и поздний) - по имени легендарного царя острова Крит Миноса. Это о Крите и его былом писал римский поэт Вергилий в I в. до н. э.:

«Крит, великого Зевса остров, лежит среди моря, горы Идейские там, колыбель это нашего рода. Сто городов населяют великих богатые царства...»

Города Крита начали застраиваться в начале II тысячелетия до н. э. Еще с XVIII в. до н. э. главным среди городов Крита стал Кносс . Кносский дворец , насколько можно судить по раскопкам, был создан древними зодчими с большим мастерством, с учетом особенностей ландшафта.

Дворец расположен на невысоком холме, центром архитектурного комплекса является прямоугольный двор (60х28 м). Вокруг двора свободно и естественно группируются помещения, в разных своих частях дворец был разноэтажным. Царские апартаменты сменялись более скромными жилыми комнатами, святилища - гимнастическими залами, бассейнами (критянам был известен водопровод), открытыми площадками (как предполагают ученые, для театральных представлений и религиозных церемоний). Особенностью строительной техники Кносского дворца, п остроенного из кирпича-сырца и камня, являются деревянные на каменной базе колонны, расширяющиеся кверху.

Кносский дворец. Фреска.

Кносский дворец. Фреска.

Стены парадных зал дворца были расписаны фресками (водяными красками по сырой штукатурке). Черная, белая, синяя, красная, желтая краски составляют праздничную гамму. Изображения - это запечатленная реальность, цветы, папирусы, листья пальм -пальметты, лилии, птицы, кошки, обезьяны. Особенно часто появляется фигура быка: игры с этим животным, видимо, имели особое распространение и какой-то ритуальный смысл.

В Тронном зале Кносского дворца на красном фоне стены изображены среди папирусов сказочные существа - грифоны (львы с орлиными головами). На стенах Кносского дворца множество человеческих фигур, то исполняющих какой-то религиозный обряд, то являющих собой данников с дарами, участников театральных представлений, пиров. Все это изображено живо, непосредственно, свободно, с непременными яркими реалиями быта. Условность изображений человеческих фигур сказывается в том, по лицо обычно изображено в профиль, а глаза (глаз) - в фас.

Женщины, смотрящие на представление (так называемые «Дамы в голубом»). Фреска Кносского дворца* (реставрирована). Середина 2 тысячелетия до н. э. (16 в. до н.э.) Гераклейон. Музей.

В сценах с быком несоразмерны фигуры быка (всегда очень крупного) и людей.

Акробаты с быком. * прибл. 1550 до н. э. 78,2 см × см Фрески Кносского дворца Археологический музей Ираклиона

Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: Высш. шк., 2000.- 368 с.

История Кносского дворца

Кносский дворец еще в древние времена поражал своими размерами – полторы тысячи комнат, более 22 тыс. кв. м, многочисленные переходы, коридоры, террасы и подвалы. Логично, что люди не сразу могли найти дорогу в этом огромном архитектурном комплексе, добавим сюда легенды о Минотавре и получим значение современного слова «Лабиринт», т.е. здание из которого сложно найти выход.

Каждый фрагмент этого археологического комплекса имел строго определенное назначение. Северная часть Кносского дворца, например, выполняла торговую функцию, там начиналась дорога, соединяющая Кносс с портом. На востоке находились личные покои царя и царицы, а также район с мастерскими. Западная часть дворца административная, она известна в первую очередь тронным залом, многочисленными кладовыми и святилищами. Но обо всём по порядку.

Видео Кносского дворца

Западный двор Кносского дворца

Западный двор – это место религиозного культа. У самой стены Кносского дворца находятся четырехугольные основания двух алтарей, на которых приносили в жертву богам коз, овец. А во время самых важных праздников – и быков.

Пройдя турникеты вы как раз попадаете на Западный двор.

Здесь же на западном дворе находится , он посвятил свою жизнь раскопкам Кносса. Эванс доказал ученым, что Кносский дворец – не миф, придуманный древними греками. Именно Эванс назвал древнейшую цивилизацию минойской.

Артур Эванс доказал, что минойцы относились не к грекам, а к так называемой среднеземноморской расе. Минойцы имели смуглую кожу, миндалевидный разрез глаз, тёмные вьющиеся волосы, и вообще, походили своим внешним обликом на древних египтян. Вероисповедание также отличалось от греческой, минойцы поклонялись целому пантеону своих божеств, главным из которых являлась богиня Мать. Символом этой богини был двойной топор, который обозначали словом «лабрис». Термин «лабиринт» появляется как производная от слова «лабрис». Т.е. Лабиринт – это не что иное, как храм двойного топора или святилище двойного топора.


Деревянная копия царского трона

Центральный двор

Центральный двор – это сердце Кносского дворца, место ритуальных игр с быком, здесь же родился миф о Минотавре и лабиринте. Центральный двор имел невероятно важное техническое так и религиозное значение. С технической точки зрения он необходим был, чтобы обеспечивать достаточное освещение и вентиляцию примыкающих помещений. Также под ним располагалась огромная цистерна объёмом 12 тыс. литров, где собиралась дождевая вода.

Древний театр

Это не простая лестница, как может показаться вначале. Это самый древний театр Европы. Здесь происходили различные религиозные действа, посвященные минойским богам. Зрители располагались на ступенях, причём стоя, а не сидя. Возвышения предназначалось для наиболее высокопоставленных лиц Кносского дворца. Неровность сцены демонстрирует последствия от землетрясения.

Это вовсе не ступени, а древний театр минойцев

Фрески Кносского дворца

Фрески, найденные при раскопках в Кносском дворце, имеют первостепенное значение, т.к. именно по ним учёные смогли определить внешний вид минойской расы, их вероисповедание, уклад жизни. Да, здесь были также найдены таблички с письменами, но они до сих пор не расшифрованы.

Первая фреска, которую вы увидите во дворце называется «Коридор процессий» . На ней изображены мужчины и женщины, несущие подношения богине матери. Люди, изображенные на фреске, имеют черты среднеземноморской расы, о которой мы писали выше.

Фреска "Коридор процессий"

Небольшое количество фресок Кносского дворца можно найти в помещении, называемое Комната копий .

Минойские фрески указывают на наличие матриархата (главенство женщины в обществе и семье).

На следующей фреске изображены женщины - жрицы, а вся красная масса вокруг – это мужчины. Это явное проявление матриархального мировоззрения.

Фреска с изображением женщин жриц

На следующей фреске также изображены жрицы. Здесь большое внимание уделено деталям, прорисовки одежды, украшениям, лицам женщин.

На данной фреске более детальная прорисовка жриц

В минойской культуре отсутствовало изображения насилия, убийства, кровопролития, эротики.

Главная фреска в комнате – Игра с быком . На фреске изображён бык и три человеческой фигуры. Это символ трёх упражнений, которые являлись частью игры с быком. Сначала необходимо было ухватиться за его рога. Затем совершить кувырок через спину животного и приземлиться с противоположной стороны. В чём смысл? А смысл в том, что данная игра с быком – это символическое изображение союза между богиней Матерью и божественным быком. Это ритуал воссоединения божеств минойцев, начало нового природного цикла, возрождение природы. Это был главный праздник для минойцев.

Фреска "Игра с быком"

Причём же здесь минотавр?

Миф о минотавре был придуман именно греками. Когда происходила ритуально-священная игра минойцев с быком, чужеземцев – греков, не пускали во дворец. Они могли только слышать вой быков, душераздирающие крики раненных атлетов, возгласы толпы. Благодаря грекам рождается легенда, что здесь в сердце лабиринта, некое чудовище с головой быка принимает человеческие жертвы, живьём поедая несчастных людей.

Ещё одна важная и самая таинственная фреска Кносского дворца – Принц с лилиями . Фреска является трёхмерной и выделяется своими большими размерами. К сожалению, до сих пор неизвестно, что на самом деле на ней изображено.

"Принц с лилиями"

Карты Кносского дворца

Наш отзыв о Кносском дворце

Поддавшись на рекламу и раскрученность этого археологического комплекса, мы приехали посмотреть, что за дворец за такой. Кносский дворец представляет собой частично восстановленные руины с частично сохранившимися стенами, арками и фресками. Территория намного меньше археологического парка в Пафосе на Кипре , но сохранившихся и реставрированных руин больше.

Просто так гулять по развалинам Кносского дворца за 15 евро с человека достаточно большое расточительство (деньги заплатите, но ничего не поймёте, что и где находится), поэтому лучше всего воспользоваться хотя бы аудиогидом (можно скачать на телефон перед поездкой) или заказать экскурсию. На месте тоже предлагают экскурсии с экскурсоводом. Стоимость может колебаться от 10 до 20 евро (помимо стоимости билета). Имейте ввиду – это не индивидуальная экскурсия, придётся ждать, пока соберётся группа (и группы собирают большие).

При этом придётся отстоять много очередей, чтобы посмотреть ключевые достопримечательности дворца. Самые большие очереди собираются у тронного зала и покой царицы. Стоять в очереди придётся на солнышке, причём, если вы возьмёте групповую экскурсию, то стоять уже придётся 100%, т.к. уплочено.

Можно, заранее забронировать индивидуальную экскурсию на русском языке с гидом - историком, стоить это будет, естественно, дороже, но зато не придётся на жаре ждать сбора группы, и вы сможете пройтись более интересным индивидувльным маршрутом по дворцу.

Примеры интересных индивидуальных экскурсий по Кносскому дворцу:

Совет 1: обязательно возьмите с собой воду, головные уборы и аудиогид на телефон. Ну, или распечатку статьи о Кноссе с нашего сайта.

Совет 2: если есть возможность и желание, лучше заранее возьмите , т.к. очень многое непонятно, а ведь здесь самое главное - история!

Совет 3: приезжайте в не сезон или когда, облачная погода и пораньше. В кассах дворца всегда большие очереди, но они быстро двигаются. Стоять придётся 10-15 минут.

А теперь важная информация по ценам, времени работы Кносского дворца и маршрутам, как добраться до данной достопримечательности Крита.

Стоимость входных билетов в Кносский дворец и часы работы

Обычный входной билет стоит - 15 евро.

Стоимость льготного билета - 8 евро.

На официальном сайте фигурирует достаточно длинный список лиц, которые имеют право на скидку. В 95% случаев это относится к гражданам Греции и ЕС. Если вы не гражданин ЕС, то льготный билет распространяется только на студентов высших учебных заведений по предъявлению студенческого билета.

Гиды имеют право проходить бесплатно при предъявлении служебного удостоверения.

Как добраться до Кносского дворца?

Мы не будем сейчас говорить о том, как добраться до него на экскурсионном автобусе – это забота турфирмы.

На автомобиле

На автомобиле тоже всё просто – обозначаете точку на карте в навигаторе (без которого в чужую страну лучше не ехать), и он вас ведёт куда надо. Мы используем MAPS.ME. Но можно и с Google-навигатором попробовать. Дорога к дворцу ведёт хорошая. Единственный момент – лучше приезжать или рано утром к открытию, либо уже где-то к обеду. Стоянка бесплатная возле дворца есть, но она маленькая и вся заставлена автобусами.

На городском автобусе

Из Ираклиона с автовокзала ходит городской автобус №2 синего цвета. У него на лбу написано Knossos, и Кносский дворец является конечной остановкой на его маршруте. Время поездки – 20 минут. Стоимость билета в одну сторону – 1,5 евро.

Подводя итог, выделим субъективные плюсы и минусы посещения Кносского дворца.

Плюсы: многовековая история, интересные фрески, экспонаты, запах сосен вокруг.

Минусы: цена за билет, толпы народа и очереди. В кассах нет карт, брошюр с информацией о территории Кносского дворца.

Стоит ли ехать в Кносский дворец? - Скорее да, чем нет. Но, не возлагайте больших иллюзий, если честно, мы не получили большого восторга, возможно, это произошло из-за завышенной стоимости билетов и больших толп туристов. Надо быть к этому готовым.

Как мы экономим на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Нам нравится поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Австрийский специалист по древней истории Фриц Шахермайр отмечал особую любовь минойских архитекторов, скульпторов, художников к ярким, иногда даже несколько пестрым тонам в настенной и вазовой живописи. Об их чисто женском восприятии окружающего, столь ясно выраженном в сценах из жизни природы, особенно в изображениях самок различных животных с детенышами, об особом настроении праздничности, буквально пронизывающем все наиболее известные произведения классического критского искусства и царящем даже в сценах заупокойного культа на саркофаге из Айа Триады. Конечно, каждый из этих характерных штрихов в отдельности может найти свое особое объяснение и в каких-то иных глубинных свойствах минойского духа и минойской культуры. Тем не менее, взятые в совокупности они почти неизбежно приводят нас к мысли о том, что присущая этой культуре система ценностей была ориентирована в значительной мере именно на женскую психику, женское восприятие мира.

Женственный или, скорее, андрогинный облик критских мужчин прекрасно гармонирует с их удивительным миролюбием, воспринимающимся как некая аномалия на общем фоне суровых реалий бронзового века. Если принимать всерьёз свидетельства дошедших до нас памятников изобразительного искусства, нам неизбежно придётся признать, что демонстрация религиозного благочестия , то есть участие во всевозможных обрядах и церемониях, занимала в жизни мужчин несравненно более важное место, чем война и охота — подлинно мужские занятия. На самом Крите сюжеты такого рода, если не принимать во внимание некоторые достаточно проблематичные реконструкции Артура Эванса, остаются практически неизвестными вплоть до очень позднего времени.

Итак, есть основания полагать, что природная мужская агрессивность , драчливость и любовь к авантюрам в минойском обществе искусственно сдерживались. Во всяком случае, их демонстративные проявления не поощрялись . Существовали лишь две возможности демонстрации удали и молодечества, видимо, не осуждавшиеся, а напротив, поощрявшиеся общественным мнением.

Таковыми могут считаться кулачные бои и так называемые тавромахии — «игры с быками». Оба эти сюжета весьма популярны на Крите и на всей территории, охваченной влиянием минойской цивилизации, изображения атлетических состязаний , видимо, заключали в себе некий не вполне доступный нашему пониманию «сакрально-магический подтекст ритуальных действий в самых важных религиозных празднествах годичного цикла.

Сцены тавромахии , достаточно хорошо представлены почти во всех основных жанрах минойского искусства: и во фресковой живописи, и в скульптуре, и в глиптике. Насколько позволяют судить эти изображения, игры с быками в минойской цивилизации были сопряжены со смертельным риском для их участнико в и едва ли обходились без серьезных человеческих жертв . Вполне вероятно, что их конечной целью было умилостивление божества, которому в процессе состязания предоставлялась возможность выбора угодной ему кровавой жертвы .

Трагический исход тавромахии , как правило, остается скрытым от нас. Тема смерти если и присутствует в сценах тавромахии, то чаще всего лишь скрыто, неявно. И в этом, как нам думается, нашло свое выражение столь характерное для женственной психики минойцев стремление уйти от слишком мрачных и тяжёлых сторон действительности , сделав вид, что они вообще не существуют в природе.

Эта тенденция тем более показательна, что женщины явно не хотели уступать пальму первенства представителям «сильного пола» даже и в этих своеобразных корридах, несомненно, требовавших от их участников огромной физической выносливости, силы, ловкости и отваги.

На известной «фреске тореадора» из Кносского дворца , кроме мужчины-акробата, совершающего рискованный прыжок через быка, мы видим также двух девушек, одетых по мужской моде в короткие передники с туго стянутыми на талии поясами и легкие полусапожки. Одна из них ухватилась руками за направленные прямо на неё бычьи рога с явным намерением последовать за своим партнером, повторив тот же «смертельный номер» . Другая девушка, похоже, уже приземлилась сзади от быка после удачно выполненного сальто и теперь в радостном возбуждении наблюдает за действиями своих товарищей по команде.Кносская фреска так же, как и некоторые другие росписи из той же серии, достаточно ясно показывает, что в минойской тавромахии женщины отнюдь не довольствовались исполнением второстепенных ролей ассистентов матадора, как в испанской корриде, но отважно вступали в смертельно опасную схватку с разъярённым животным наравне с мужчинами.

Уже само по себе это свидетельствует о необычайно высоком, по понятиям почти всех древних народов, уровне социальной активности критских женщин , их чрезвычайной уверенности в себе и обострённом чувстве собственного достоинства. Однако было бы ошибкой полагать, что единственным стимулом, который заставлял их выходить на арену, было обычное честолюбие или жажда самоутверждения.

Игры с быками устраивались, как правило, на центральном дворе Кносского дворца, то есть в самом «сердце» этого огромного ритуального комплекса, что уже само по себе может свидетельствовать об их совершенно исключительной религиозной значимости.

Занимая одно из ключевых мест в традиционной обрядовой практике минойцев, тавромахия представляла собой своего рода священнодействие и женщины, как главные жрицы Великой Матери, не уступали мужчинам это важное средство общения с потусторонним миром. Если признать оправданным высказанное выше предположение о феминизации мужской половины минойского общества, то, пожалуй, не менее правомерной была бы и догадка о встречном процессу маскулинизации минойских женщин. Те, кто признают историческую реальность «минойского матриархата», чаще всего склонны оценивать его, как явление скорее пережиточного характера — не до конца изжитое наследие эпохи «материнского права». Однако современная этнография уже давно пришла к выводу, что такой эпохи в истории человечества вообще не было, конечно, если вложить в понятие «материнское право» нечто большее, чем просто матрилинейный счёт родства или же матрилокальный брак.

Следовательно, объяснение этого загадочного феномена может дать только анализ той конкретной исторической ситуации, которая сложилась на Крите в период становления и расцвета минойской цивилизации, т.е. во второй половине III — первой половине II тыс. до н.э.
Появление первых дворцов и всего связанного с ними хозяйственного уклада, политических структур, идеологии и т.п. нередко воспринимается как некий мираж, внезапно возникший на вытянутом в длину гористом и лесистом острове Крит. Это впечатление, отчасти, вызванно крайней неполнотой археологической картины периода генезиса минойской государственности, всё же нельзя признать абсолютно беспочвенным.

За сравнительно короткий по масштабам истории древнего мира срок, за одно-два столетия, на Крите появились минойская дворцовая цивилизация. Важнейшие элементы дворцовой цивилизации — монументальная архитектура, развитая индустрия бронзы, керамика, изготовленная с помощью быстро вращающегося гончарного круга и расписанная в поражающем своей насыщенной красочностью посуда в стиле Камарес , возникло сначала иероглифическое, а затем и слоговое минойское письмо.

Внезапность этого скачка в новое качество кажется тем более очевидной, что до самого конца эпохи ранней бронзы, то есть, до начала периода «старых дворцов» Крит оставался одной из самых отсталых культурных провинций Эгейского мира. В особенности, если сравнивать Крит с такими районами, как Пелопоннес или Троада, где уже во второй половине III тысячелетия до н.э. возникли простейшие своеобразные культурные модели, системы и начали формироваться ранние дворцовые государства.

Эта замедленность развития минойского общества, очевидно, ещё более усугубленная его длительной изоляцией от внешнего мира, имела своим результатом явно преувеличенные формы родоплеменной организации , которые возникли на Крите уже в хронологических рамках эпохи ранней бронзы, а в некоторых местах продолжали существовать ещё и в течение периода «старых дворцов».

Курган Атрея в Микенах. Крито-Микенская цивилизация

О родоплеменной организации на Крите напоминают широко практиковавшиеся на острове массовые курганные, как у скифов , захоронения в больших усыпальницах — «толосах» в южной и центральной части Крита , и «оссуариев»- на Востоке Крита.
С учетом всех этих особенностей исторического пути, пройденного минойской цивилизацией Крита в эпоху бронзы , становится более или менее понятной и природа того парадоксального явления, которое мы условно называем «минойским матриархатом». Видимо, это была своего рода защитная реакция глубоко архаичной системы на слишком быстрый для неё и, видимо, недостаточно подготовленный её предшествующим существованием переход от первобытнообщинного строя к классам и государству.

Эту потребность защиты архаичной системы устройства общества могли ещё более обострить и усилить стихийные катаклизмы наподобие великого землетрясения рубежа XVIII-XVII вв. до н.э., обратившего в развалины чуть ли не все дворцы и поселения Крита. Природные катаклизмы обращали вспять, к своим истокам , и без того уже травмированное этническое сознание минойцев, вынуждали его к отказу от сомнительного и опасного будущего во имя надежного, не раз проверенного прошлого.

Великая богиня Мать — 1800 — 1700 г.г. до н.э. Крит.

В этой обстановке женщины, как более консервативная и традиционно мыслящая часть социума, очевидно, и смогли выдвинуться на первый план общественной жизни. Привязанные к своим домашним очагам и детям, да и чисто физиологически ограниченные в своей самодеятельности, женщины пользовались огромным авторитетом, как главные хранительницы культов хтонических (Хтония - Богиня Земли) божеств , относящихся к земле и подземному миру , которые, по понятиям древних, несли основную ответственность за землетрясения и другие стихийные бедствия. Это давало возможность женщинам контролировать поведение своих мужей и братьев, сдерживать их чрезмерный азарт, жажду нового и склонность к авантюрам и тем самым тормозить слишком быстрое движение общества по пути исторического прогресса.

Иначе говоря, если понимать нравственность и не агрессивность минойского общества , как историческую ущербность Минойской цивилизации, которая сложилась, как следствие сознательно культивируемой в обществе инфантильности мужчин, творчески активной части социума. Впрочем, едва ли стоит порицать за это минойских женщин, ведь именно их мудрой опеке над представителями противоположного пола обязаны мы тем, что созданная ими культура стала едва ли не самым прекрасным из побегов на древе истории древнего Средиземноморья.




Top