Ко дню рождения корнея чуковского. Корней Иванович Чуковский

Татьяна Митрофанова

Досуг посвященный ко Дню рождения К . И. Чуковского .

Ход вечера

Под музыку дети входят в зал и садятся.

Ведущий : Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о самом любимом детском писателе – Корнее Ивановиче Чуковском . Его стихи приносят радость всем. Не только дети, но и их родители. Дедушки и бабушки не представляют своего детства без сказок героев Чуковского .

А вот какое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу писатель Валентин Берестов :

Нам жалко дедушку Корнея :

В сравненье с нами он отстал

Поскольку в детстве «Бармалея»

И «Крокодила не читал

Не восхищался «Телефоном»

И в Тараканище» не вникал.

Как вырос он таким ученым.

Не зная самых главных книг?

Ведущий : Действительно трудно представить, что когда то этих «самых главных книг» не было.

Дети,а вы любите сказки Корнея Ивановича Чуковского ? За что же они вами любимы?

Ответ детей

Ведущий : А еще все они поучительные. После каждого знакомства со сказкой вы начинаете понимать. что есть добро, а что зло. И стараетесь походить на добрых и смелых персонажей. Но секрет успеха произведений Чуковского не только в героях и их приключениях, но и в том как они написаны. Вот послушайте внимательно эти строки из известной вам сказки :

Утюги за сапогами.

Сапоги за пирогами.

Пироги за утюгами

Кочерга за кушаком.

Ведущий : Правда, похоже на то, что слова как будто бегут по лестнице, перепрыгивая друг через друга? Такие строки легко запоминаются на всю жизнь. Звучные стихи Чуковского развивают и обогащают нашу речь.

Мы Чуковского все знаем .

С детства раннего читаем.

Сказки, песни для детей.

Писал дедушка Корней.

И теперь в саду у нас

Есть чудо- дерево для вас,

А над ним комарики

На воздушном шарике.

Рыбы по саду гуляют,

Жабы по небу летают,

Пуще прежнего шалят.

Веселиться всем велят!

Всех Чуковский рассмешит ,

Позабавит, удивит.

И покажет ребятишкам,

Как добру учиться в книжках!

(звонит телефон, ведущий берет трубку)

Ведущий : У меня зазвонил телефон. Кто говорит?

Дети : (хором) Слон.

Ведущий : Откуда.

Дети : (хором) От верблюда.

Ведущий : Что вам надо?

Дети : (хором) Шоколада.

Ведущий : (кладет трубку) Как называется стихотворение, отрывок из которого вы помогли мне прочесть?

Дети : (хором) «Телефон»

Ведущий : Правильно! А вы знаете ли вы, что сказки Корней Иванович Чуковский писал не всегда они родились у него случайно. Первым появился «Крокодил» У Корнея Ивановича заболел сын. Он вез его домой в ночном поезде и чтобы хоть как-нибудь облегчить страдания мальчика, под перестук вагонных колес стал рассказывать.

Жил да был. Крокодил.

Он по улицам ходил,

Папиросы курил. По- турецки говорил,

Крокодил Крокодил Крокодилович.

А знаменитый «Мойдодыр» появился, когда однажды, работая в своем кабинете, писатель услышал, как ревет в три ручья его маленькая дочь не желая мыться. Он вышел из кабинета взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал :

Надо, надо умываться.

По утрам и вечерам. А не

А не чистым трубочистам.

Стыд и срам! Стыд и срам!

А уж потом было множество других сказок и стихов. Сегодня произведения Чуковского играют в детских театрах, по их мотивам создают мультфильмы, детские музыкальные оперы, они переведены на многие языки народов мира.

Ведущий : Дети, а что еще необычного вы заметили в произведениях Чуковского ?

Дети : Имена героев

Ведущий : Да, Корней Иванович был настоящим выдумщиком и фантазером, придумывал необычные и забавные имена своим главным героям. Например Мойдодыр. Вслушайтесь в звучание этого слова : Мой – до- дыр. Из каких слов оно состоит?

Дети : Мой до дыр.

Дети : Ай болит.

Ребенок : Айболита дети знают,

Всех зверей он исцеляет.

Добрым словом одарит

И здоровьем наградит.

Танец «Полька зверей»

(Звучит аудиозапись «Жужжание мухи» )

Ведущий : Дети, слышите этот звук? Как вы думаете, какому сказочному персонажу Чуковского он соответствует ?

Дети : Мухе – Цокотухе

Танец «Муха – Цокотуха»

Ведущий : Эта сказка, как и все сказки Корнея Ивановича со счастливым концом. В любой библиотеке, каждой семье есть книги этого писателя. Недалеко от Москвы в поселке Переделкино, стоит маленький дом, снаружи расписанный картинами из сказок. Это библиотека, которую построил Чуковский для своих маленьких друзей. В ней можно не только почитать интересные книги, но и есть специальный зал для игр, где малыши любят проводить время за рисованием и лепкой.

При жизни Чуковский часто заходил сюда : рассказывал детям сказки, загадывал загадки.

И у нас в детском саду много книг этого замечательного писателя. И я хотела бы убедиться, что вы хорошо знаете его произведения и предлагаю вам игру.

Игра «Мешок сказок»

Ведущий : В этом волшебном мешочке лежат предметы (телефон, воздушный шарик, блюдце, термометр., принадлежащие героям сказок Чуковского .

Помогите мне, пожалуйста узнать из каких сказок они и кому принадлежат.

(Дети выполняют задания)

Ведущий : Молодцы, хорошо знаете сказки Чуковского .

Звучит музыка, входит Бармалей с угощением для детей, лицо его озарено улыбкой.

Бармалей : Добрый стал, веселымя,

Всех детишек я люблю

Сушки, пряники дарю!

Пряник мятный, ароматный

Приходите, получите

Потому, что Бармалей

Любит маленьких детей!

Ведущий : Спасибо тебе Бармалей за подарки.

Звучит музыка и входит Федора чистая, опрятна со сверкающим самоваром.

Федора : Самовар вас в группе ждет

Сладкий чай, варенье, мед.

Ешьте, угощайтесь!

Здоровья набирайтесь!

Дети благодарят Федору и поют песню.

Песня «Про Федорино горе»

Ведущий : Дети, понравилась вам встреча с героями сказок.

(ответ детей)

Дети читайте произведения Чуковского ,они приносят вам огромную радость. А взрослым хотелось бы пожелать :

Не бойся сказки

Бойся лжи.

А сказка не обманет

Ребенку сказку расскажи.

На свете правды больше станет

31 марта исполняется 130 лет со дня рождения русского писателя и переводчика Корнея Чуковского.

Русский и советский поэт, писатель, критик, литературовед, переводчик Корней Иванович Чуковский (настоящее имя Николай Иванович Корнейчуков) родился 31 (19 по старому стилю) марта 1882 года в Санкт-Петербурге. Отец Чуковского, петербургский студент Эммануил Левенсон, в семье которого была прислугой мать Чуковского - крестьянка Екатерина Корнейчукова, через три года после рождения сына оставил ее. Вместе с сыном и старшей дочерью она вынуждена была уехать в Одессу.

Николай учился в одесской гимназии, но в 1898 году он был исключен из пятого класса, когда по специальному указу (указ о кухаркиных детях) учебные заведения освобождались от детей низкого происхождения.

С юношеских лет Чуковский вел трудовую жизнь, много читал, самостоятельно изучил английский и французский языки.

В 1901 году Чуковский начал печататься в газете "Одесские новости" , куда его привел старший друг по гимназии, впоследствии политический деятель, идеолог сионистского движения Владимир Жаботинский.

В 1903-1904 годы в качестве корреспондента "Одесских новостей" Чуковский был направлен в Лондон. Почти ежедневно он посещал бесплатный читальный зал библиотеки Британского музея, где читал английских писателей, историков, философов, публицистов. Это помогло писателю впоследствии выработать собственный стиль, который потом называли парадоксальным и остроумным.

С августа 1905 года Чуковский жил в Петербурге, сотрудничал со многими петербургскими журналами, организовал (на субсидию певца Леонида Собинова) еженедельный журнал политической сатиры "Сигнал". В журнале печатались Федор Сологуб, Тэффи, Александр Куприн. За смелые карикатуры и антиправительственные стихи в четырех вышедших номерах Чуковский был арестован и был приговорен к шестимесячному заключению.

В 1906 году он стал постоянным сотрудником журнала Валерия Брюсова "Весы" . С этого года Чуковский также сотрудничал с журналом "Нива", газетой "Речь", где печатал критические очерки о современных писателях, позднее собранные в книгах "От Чехова до наших дней" (1908), "Критические рассказы" (1911), "Лица и маски" (1914), "Футуристы" (1922).

С осени 1906 года Чуковский поселился в Куоккале (ныне поселок Репино), где сблизился с художником Ильей Репиным и юристом Анатолием Кони, познакомился с Владимиром Короленко, Александром Куприным, Федором Шаляпиным, Владимиром Маяковским, Леонидом Андреевым, Алексеем Толстым. Позднее Чуковский рассказал о многих деятелях культуры в своих мемуарах - "Репин. Горький. Маяковский. Брюсов. Воспоминания" (1940), "Из воспоминаний" (1959), "Современники" (1962).

В Куоккале поэт переводил "Листья травы" американского поэта Уолта Уитмена (опубликовал в 1922 году), писал статьи о детской литературе ("Спасите детей" и "Бог и дитя", 1909) и первые сказки (альманах "Жар-птица", 1911). Здесь же был собран альманах автографов и рисунков, отразивший творческую жизнь нескольких поколений деятелей искусства - "Чукоккала", название которого придумал Репин.

Этот юмористический рукописный альманах, где оставили творческие автографы Александр Блок, Зинаида Гиппиус, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Илья Репин, а также писатели Артур Конан Дойл и Герберт Уэллс, впервые был опубликован в 1979 году в урезанном варианте.

В феврале-марте 1916 года Чуковский предпринял вторую поездку в Англию в составе делегации русских журналистов по приглашению британского правительства. В том же году Максим Горький пригласил его руководить детским отделом издательства "Парус". Результатом совместной работы стал альманах "Елка", изданный в 1918 году.

Осенью 1917 года Корней Чуковский возвратился в Петроград (ныне Санкт-Петербург), где жил до 1938 года.

В 1918-1924 годах он входил в руководство издательством "Всемирная литература".

В 1919 году участвовал в создании "Дома искусств" и руководил его литературным отделом.

В 1921 году Чуковский организовал в Холомках (Псковская губерния), где он "спасал свою семью и себя от голода", для петроградских писателей и художников дачу-колонию, принимал участие в создании детского отдела издательства "Эпоха" (1924).

В 1924-1925 годах работал в журнале "Русский современник", где вышли его книги "Александр Блок как человек и поэт", "Две души Максима Горького".

В Ленинграде Чуковский издал книги для детей "Крокодил" (опубликована в 1917 году под названием "Ваня и крокодил"), "Мойдодыр" (1923), "Тараканище" (1923), "Муха-цокотуха" (1924, под названием "Мухина свадьба"), "Бармалей" (1925), "Айболит" (1929, под названием "Приключения Айболита") и книгу "От двух до пяти", которая впервые была опубликована в 1928 году под названием "Маленькие дети".

Детские сказки стали причиной начатой в 1930-е годы травли Чуковского, так называемой борьбы с "чуковщиной", инициированной Надеждой Крупской, женой Владимира Ленина. 1 февраля 1928 года была опубликована ее статья "О "Крокодиле" К.Чуковского" в газете "Правда". 14 марта в защиту Чуковского на страницах "Правды" выступил Максим Горький своим "Письмом в редакцию". В декабре 1929 года в "Литературной газете" Корней Чуковский публично отрекся от своих сказок и обещал создать сборник "Веселая колхозия". Он был подавлен пережитым событием и после этого долго не мог писать. По собственному признанию, с того времени он из автора превратился в редактора. Кампания травли Чуковского из-за сказок возобновлялась в 1944 и 1946 годах - были напечатаны критические статьи в адрес "Одолеем Бармалея" (1943) и "Бибигона" (1945).

С 1938 года до конца жизни Корней Чуковский жил в Москве и на даче в подмосковном Переделкине. Он покинул столицу лишь во время Великой Отечественной войны, с октября 1941 года по 1943 год эвакуировавшись в Ташкент.

В Москве Чуковский опубликовал детские сказки "Краденое солнце" (1945), "Бибигон" (1945), "Спасибо Айболиту" (1955), "Муха в бане" (1969). Для детей младшего школьного возраста Чуковский пересказал древнегреческий миф о Персее, переводил английские народные песенки ("Барабек", "Дженни", "Котауси и Мауси" и другие). В пересказе Чуковского дети познакомились с "Приключениями барона Мюнхгаузена" Эриха Распе, "Робинзона Крузо" Даниэля Дефо, "Маленьким оборвышем" Джеймса Гринвуда. Чуковский переводил сказки Киплинга, произведения Марка Твена ("Том Сойер" и "Геккельбери Финн"), Гилберта Честертона, О. Генри ("Короли и капуста", рассказы).

Уделяя много времени литературному переводу, Чуковский написал исследовательский труд "Искусство перевода" (1936), позднее переработанный в "Высокое искусство" (1941), расширенные издания которого вышли в 1964 и 1968 годах.

Увлеченный англоязычной литературой, Чуковский исследовал жанр детектива, набиравший обороты в первой половине XX века. Он прочел много детективов, выписывал особенно удачные места из них, "коллекционировал" способы убийств. Он первый в России заговорил о зарождающемся феномене массовой культуры, приводя в пример детективный жанр в литературе и кинематограф в статье "Нат Пинкертон и современная литература" (1908).

Корней Чуковский являлся историком и исследователем творчества поэта Николая Некрасова. Ему принадлежат книги "Рассказы о Некрасове" (1930) и "Мастерство Некрасова" (1952), опубликованы десятки статей о русском поэте, разысканы сотни некрасовских строк, запрещенных цензурой. Эпохе Некрасова посвящены статьи о Василии Слепцове, Николае Успенском, Авдотье Панаевой, Александре Дружинине.

Относившийся к языку как к живому существу, Чуковский в 1962 году написал книгу "Живой как жизнь" о русском языке, в которой описал несколько проблем современной речи, главной болезнью которой он назвал "канцелярит" - придуманное Чуковским слово, обозначающее загрязнение языка бюрократическими штампами.

Известный и признанный писатель Корней Чуковский как человек мыслящий многое не принимал в советском обществе. В 1958 году Чуковский оказался единственным советским писателем, поздравившим Бориса Пастернака с присуждением Нобелевской премии. Он был одним из первых, кто открыл Солженицына, первым в мире написал восхищенный отзыв об "Одном дне Ивана Денисовича", дал писателю кров, когда тот оказался в опале. В 1964 году Чуковский хлопотал в защиту поэта Иосифа Бродского, отданного под суд за "тунеядство".

В 1957 году Корнею Чуковскому была присвоена ученая степень доктора филологических наук, в 1962 году - почетное звание доктора литературы Оксфордского университета.

Чуковский был награжден орденом Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени и медалями. В 1962 году ему была присуждена Ленинская премия за книгу "Мастерство Некрасова".

Умер Корней Чуковский в Москве 28 октября 1969 года. Писатель похоронен на Переделкинском кладбище.

25 мая 1903 года Чуковский венчался с Марией Борисовной Гольдфельд (1880-1955). У четы Чуковских родились четверо детей - Николай, Лидия, Борис и Мария. Одиннадцатилетняя Мария умерла в 1931 году от туберкулеза, Борис погиб в 1942 году под Москвой во время Великой Отечественной войны.

Старший сын Чуковского Николай (1904-1965) также был писателем. Он автор биографических повестей о Джеймсе Куке, Жане Лаперузе, Иване Крузенштерне, романа "Балтийское небо" о защитниках осажденного Ленинграда, психологических повестей и рассказов, переводов.

Дочь Лидия (1907-1996) - писательница и правозащитница, автор повести "Софья Петровна" (1939-1940, опубликована в 1988 году), представляющей собой свидетельство современницы о трагических событиях 1937 года, работ о русских писателях, воспоминаний об Анне Ахматовой, а также трудов по теории и практике редакторского искусства.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА в старшей группе.

Тема: «135 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КОРНЕЯ ИВАНОВИЧА ЧУКОВСКОГО» Воспитатель: Нидякина Татьяна Валентиновна.

Цели:

Обобщить и углубить знания о творчестве К. И. Чуковского;

Познакомиться с историей создания некоторых произведений;

Формировать у детей навыки выразительного чтения;

Совершенствовать различные виды речевой деятельности;

Воспитывать чувство любви, добра и радости от общения друг

с другом на основе произведений автора.

Задачи:

    Глубже познакомить детей с произведениями К.И.Чуковского.

    Мотивировать детей и родителей на развитие традиции семейного чтения, а так же на выполнение творческих работ по прочитанному материалу.

    Создать условия в группах для поддержания интереса детей к творчеству К.И.Чуковского (оборудование книжного уголка, театральной зоны с костюмами героев сказок К.Чуковского и др.)

    Организовать совместную деятельность педагогов, детей и родителей.

Оборудование: портрет К. И. Чуковского, выставка книг автора, выставка рисунков и поделок по произведениям Чуковского.

Ира Я.

Как у наших у ворот

Чудо- дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо – расчудесное!

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём,

Только сказки, да стихи,

Словно яблоки!

Добрый доктор Айболит

Под тем деревом сидит.

С Бармалеем и с Федорой

Добрый доктор говорит

Ты, Федорушка, беги,

Пироги скорей пеки

Бармалей, гостей встречай

Караваем угощай!

Нынче праздник у Корнея

День рождения!!!

Влад Б.

Много книг читаем мы всегда.

- Даля, Жуковского, Фета, Толстого,

Бианки, Хармса, Крылова.

Сказки, басни, рассказы, стихи.

Всё это в садике с воспитателем нашим прочли.

И приставали к папе и маме.

Внимательно слушали их. Много раз!

Про Тараканища и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про телефон и Федорино горе.

Мамы и папы нам рассказали,

Что этих героев давно они знали.

Бабушки в детстве им сказки читали

От них они этих героев узнали.

К бабушкам долго они приставали-

Откуда они этих героев узнали?

Про Тараканища и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про телефон и Федорино горе.

Бабушки вот что нам рассказали-

Сказки они эти в книжках читали.

Книжечки эти писал дедушка Корней.

Сказочник.

Критик.

Поэт.

Чародей.

Дорогие ребята!

Мы собрались на юбилей Корнея Ивановича Чуковского, которому исполнилось 135 лет со дня рождения, чтобы вспомнить произведения его и узнать что-то новое о жизни и творчестве этого великого человека.

Сейчас я вам расскажу немного…………………………….

Корней Иванович был всегда жизнерадостным человеком. Родился в Петербурге, 31 марта, но день рождения свой он отмечал 1 апреля. А 1 апреля, как известно, считается днём шуток, веселья и смеха.

Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя – Николай Васильевич Корнейчуков.

Так давайте же вместе вспомним имя этого чудесного писателя, сказочника, критика, литературоведа, переводчика и его замечательные книги.


Да, есть имена, живущие в нашем сознании как бы изначально: ровно столько, сколько мы себя помним. Имя Корнея Ивановича Чуковского одно из них.

Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. Всегда, где бы он ни был: в трамвае, в магазине, в кабинете у врача,

Он, чтобы не тратить попусту время, сочинял загадки для детей.

А сейчас ребята вам надо потрудиться, я буду загадывать загадки, а вы отгадывать. Если вы отгадаете правильно, то получаете «волшебную палочку»!

1.Загадка ребятам.

«Чудесный дом»

1. Был белый дом.
Чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился и оттуда

Живое выбежало чудо-

Такое тёплое, такое пушистое и золотое.

(яйцо и цыпленок).

2.Загадка ребятам.

«Чудесная пещера»

2. Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.

и мясо, и хлеб - всю добычу мою.

Я с радостью белым зверям отдаю.(рот и зубы)

3.Загадка ребятам.

«Чудесные кони»

3. Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.

А вода тверда, словно каменная. (Коньки и лед).

4.Загадка ребятам.

«Чудесный паровоз»

Паровоз без колес!
Вот так чудо паровоз!
Не с ума ли он сошел
Прямо по морю пошел.
(Пароход).

5.Загадка ребятам.

«Зубастая загадка»

Хожу-брожу не по лесам.
А по усам и волосам,

И зубы у меня длинней, чем у волков и медведей. (Расческа).

6.Загадка ребятам.

6. Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец - глупца, баран - барана.
Овцу в нем видела овца

И обезьяну - обезьяна.

А вот подвели к нему Федю Баратова,

А Федя неряху увидел лохматого.

(зеркало)

7.Загадка ребятам.

Ах, не трогайте меня!

Обожгу и без огня! (крапива)

8.Загадка ребятам.

Вдруг из чёрной темноты

В небе выросли кусты,

А из них то голубые,

Пунцовые, золотые

Распускаются цветы

Небывалой красоты.

И все улицы под ними

Тоже стали голубыми,

Пунцовыми, золотыми,

Разноцветными. (Салют).

Воспитатель. Динамичная пауза.

Вы много прочли стихов и сказок Корнея Ивановича Чуковского и узнали интересные факты из жизни и творчества писателя.

Викторина.

Дети срывают с чудо-дерева чулочки, башмаки, сапожки…и тд.

В каком году родился К.И. Чуковский? (1882)

Город, в котором родился писатель. (Петербург)

Настоящие ФИО писателя (Николай Васильевич Корнейчуков).

Где прошло детство Чуковского? (Одесса).

Газета, где начал печататься Чуковский. (Одесские новости).

Кому посвящены стихи «Путаница», «Чудо-дерево»? (мл. дочери Марусе).

Детские сказки и стихи Корнея Ивановича Чуковского собраны в прекрасной книге, под названием «Золотые страницы». Мы ещё не раз будем обращаться к этой замечательной книге. Инсценировка стих-ий Валя Ч., Ангелина М.(читают наизусть).

Радость

Рады, рады, рады

Светлые берёзы,

И на них от радости

Вырастают розы.

Рады, рады, рады

Тёмные осины,

И на них от радости

Растут апельсины.

То не дождь пошёл из облака

И не град,

То посыпался из облака

Виноград.

И вороны над полями

Вдруг запели соловьями.

И ручьи из-под земли

Сладким мёдом потекли.

Куры стали павами,

Лысые - кудрявыми.

Даже мельница - и та

Заплясала у моста.

Так бегите же за мною

На зелёные луга,

Где над синею рекою

Встала радуга-дуга.

Мы на радугу

вска-ра-б-каемся,

Поиграем в облаках

И оттуда вниз по радуге

На салазках, на коньках!

А сейчас мы с вами проведём небольшую викторину «Доскажи словечко». Задания мы выбрали из этой книги. Вы доскажите слово или фразу и назовёте сказку. Отвечайте дружно, слушайте друг друга.

А потом позвонила свинья:

Пришлите ко мне соловья.

Мы сегодня вдвоём с соловьем

Чудесную… (песню споем) А сказка называется?

«Телефон».

И мне не надо

Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Да, очень маленьких…
(детей)

«Бармалей»

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно) («Краденое солнце»)

Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю-хрю) («Путаница»)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит) («Доктор Айболит»).

И сейчас же щётки, щётки

Затрещали как трещотки.

И давай его тереть,

Приговаривать:

Моем, моем трубочиста

……. (Чисто, чисто, чисто, чисто). (« Мойдодыр»).

Лиля М.(чтение наизусть).

Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей ) («Тараканище»).

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу) («Федорино горе»).

Эй вы, звери, выходите,

Крокодила победите,

Чтобы жадный Крокодил

…….. (солнце в небо воротил) («Краденое солнце»).

Ехали медведи на …….. (велосипеде)

А за ними кот……… (задом наперед) («Тараканище»).

И сейчас же к нему из-за ёлки

Выбегают лохматые волки:

Садись, Айболит, верхом,

……….. (мы живо тебя довезем) («Доктор Айболит»).

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо,

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И….. (купила самовар) («Муха-Цокотуха»)

(Муха выходит с самоваром)

- Приходите, приходите, я вас чаем угощу!

Песня

«Муха-Цокотуха» . (музыка Красёва). Динамичная пауза.

Мы оказались в удивительной сказочной стране. Чукоккала- страна детства, ведь знакомство с этими книгами начинается в те счастливые младенческие годы, когда Корней Иванович Чуковский для нас и сочинитель сказок, и очевидец, и участник происходящих в них волшебных событий.

Это у его ворот и даже на письменном столе растёт чудо- дерево, на котором «зреют чулки и башмаки, словно яблоки». Это он запросто разговаривает по телефону со всем звериным миром.

Игра «Бюро находок»

В корзине находятся Разные вещи. Их кто-то потерял. Вспомните строки об этом предмете и название произведения.

- телефон (У меня зазвонил телефон)

- мыло (Вот и мыло подскочило)

- блюдце (а за ними блюдца)

- градусник (И ставит им градусники)

- Воздушный шарик (а за ним комарики на воздушном шарике)

- шоколад (что вам надо – шоколада), (и всем по-порядку даёт шоколадку)

- денежка (муха по полю пошла, муха денежку нашла)

- спички (а лисички взяли спички)

Дорогие ребята, мы с вами не только вспомнили жизнь и творчество К. И. Чуковского, но и детские произведения этого замечательного человека. Благодаря труду Чуковского, мы сможем прочитать великолепные английские, американские романы, повести, стихотворения: «Приключения Тома Сойера», «Принц и Нищий», «Приключения барона Мюнхаузена», «Рикки-Тики-Тави» и многие другие произведения мы можем прочитать на русском языке благодаря талантливому переводу Корнея Ивановича Чуковского.

Вот и подошёл к концу наш праздник.

Теперь мы знаем, какой огромный мир Корнея Ивановича Чуковского.

Желаем вам не расставаться с книгами Чуковского, открывать для себя его новые и новые произведения.

Ведь они дарят нам прекрасные моменты, радость, веселье, праздник. Пробуждают желание помочь, стать добрее, умнее, лучше.

- А на нашем стенде, долго будут висеть замечательные рисунки, поделки, рукоделие сделанные руками ваших родителей и вами. -Ох! Ох! Ох! Ох! Здесь такой переполох! Все бегут, несутся, скачут,

Им кричат: «Куда? Куда?».

Ну а кто-то горько плачет от досады и стыда.

Но отлично всё кончается, всё на место возвращается,

Все виновную прощают, Сладким чаем угощают. (Федора). Как у наших у ворот

Чудо-дерево растёт! Чудо, чудо, чудо, чудо - Расчудесное! (Чудо- дерево). Света К.(читает наизусть)приподносит поделку.



В этой сказке именины, много было там гостей. Но на этих именинах появился вдруг злодей. Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил. Но коварному злодею кто-то голову срубил. («Муха- цокотуха»).


Актуальность.

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложней­шими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и ковар­ство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Итог мероприятия:

I. Целенаправленное общение старшего дошкольника с книгами К.И.Чуковского доставляющее ребенку удовольствие, будет:

вызывать интерес, помогающий приобретать знания, стимулирующий работу ума и души;

способствовать формированию литературного вкуса;

расширять кругозор ребенка и обогащать спектр личностных особенностей.

II. Показывая ребенку смысл и глубину содержания произведений К.И.Чуковского, увлекая его процессом общения с книгой, можно сделать так, чтобы чтение постепенно становилось ведущей деятельностью.

III. Родители воспитанников, наряду с детьми, станут активными действующими лицами.

Сценарий праздника, посвященного дню рождения Корнея Чуковского.


Арчвадзе Юлия Дмитриевна, учитель начальных классов.
Место работы: МБОУ «Будановская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза М. В. Грешилова», д. Будановка, Золотухинского района, Курской области.
Описание материала: Праздник посвящён 135-летию со дня рождения К. И. Чуковского. Материал может быть полезен учителям начальных классов, воспитателям детских садов, детям и их родителям. В публикации использованы авторские стихотворения Арчвадзе Ю. Д.
Цель: формирование у детей дошкольного и младшего школьного возраста интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.
Задачи:
- познакомить с произведениями детского писателя К.И. Чуковского,
- прививать любовь к литературе и поэзии;
- развивать творческие способности, умение использовать изобразительно-выразительные средства языка; - воспитывать личностные качества: дружелюбие, отзывчивость, уважительное отношение к старшим, любовь к животным.
Оборудование:
портрет К. И. Чуковского; выставка книг К.И. Чуковского; детские иллюстрации к сказкам К. И. Чуковского, костюмы сказочных героев.

Ход праздника

Учитель:
Здравствуйте ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались на праздник, посвящённый 135 - летию со дня рождения детского поэта Корнея Ивановича Чуковского.


В деревне Переделкино (это под Москвой)
Жил большой человек с доброй душой.
Он был волшебник, чародей
Со странным именем Корней.

Щёточка усов, смеющийся взгляд
Рядом с ним всегда было много ребят.
Поэта ласково Чукошей называли
И наизусть все его сказки знали. (Арчвадзе Ю. Д.)


Учитель:
Без книг К.И. Чуковского невозможно представить наше детство. Ваши мамы и папы, и даже бабушки и дедушки знакомы с его стихами и сказками.

Дети читают стихотворение "Дедушке Корнею"
1-й ученик:
Тара-ра! Тара-ра!
Праздник с раннего утра.
135 лет со дня рожденья чародея
Сказочника доброго Корнея.
2-й ученик:
Для девчонок и мальчишек
Написал он много книжек.
И поэтому с утра
Веселится детвора.
3-й ученик:
Веселится вместе с детворой
И сказочный народ
Радуется, в пляс идёт,
Громко песенки поёт.
4-й ученик:
Воробей и Таракан
Бьют в огромный барабан.
Пляшет Муха с Комаром,
С Цинцинелой Бибигон.
5-й ученик:
С Мойдодыром Айболит,
С Каракулой синий кит.
Ни лаптей, ни сапог не жалея,
Пляшет бабушка Федора с Бармалеем.
6 ученик:
Мурочка и Крокодил,
Тот, что солнце проглотил.
А с Топтыгиным и Лиса.
Вот такие чудеса!
7-й ученик:
На поляне стол накрыт,
Самовар уже кипит.
Будет, будет детвора
Веселиться до утра.
Нынче сказочник
Чуковский именинник!(Арчвадзе Ю. Д.)

Учитель:
Книжки Корнея Ивановича Чуковского уже много-много лет дарят нам радость. В них происходят необыкновенные чудеса. Его весёлые, забавные стихи можно распевать, а сказки читать и перечитывать в любом возрасте.
Давайте ещё раз окунёмся в удивительный сказочный мир Корнея Чуковского.

Викторина "Угадай название сказки" Автор Арчвадзе Ю.Д.
Он показал мальчишке целый мир
Мочалок, пасты, гребешков и мыла.
Кого герой потом благодарил?
Великого чистюлю … («Мойдодыр»)


Он по Африке гулял,
Детей малых похищал.
Ужасно страшным был злодей.
Его звали … («Бармалей»)


В этой сказке всё наоборот:
В мышеловку попал кот,
На суку кукушка лает,
Рядом воробей коровою мычит,
Только крохотный зайчонок не шалит. («Путаница»)


В этой сказке герою слава, почёт.
Его уважает звериный народ.
Он спас их от злодея великана
Рыжего усатого …
А потом зверушки эти,
Веселились, словно дети. («Тараканище»)


Бабочки, букашки, мошки
Мчались в гости по дорожке.
Там пили чай, варенье ели,
Пели, веселились,
Ну, а как пришла беда,
По щелям забились. («Муха Цокотуха»)


В этой сказке от грязнули
Сбежали тарелки,
Умчались кастрюли.
Их вёл Самовар через лес, через поле.
А называется сказка … («Федорино горе»)


Мама, папа, даже дети
С него срывали на рассвете
Лапти, туфли, босоножки,
Калоши, валенки, сапожки.
У ворот оно росло
Чудо расчудесное. («Чудо-дерево»)


Этот доктор всех добрей,
Лечит он больных зверей.
И на помощь скорее спешит,
Лишь услышит их плач … («Айболит»)


В этой сказке крокодил злое дело сотворил.
Но медведь в темноте его отыскал,
Тумаков и пинков хорошенько дал.
Будет помнить злодей, будет знать -
Что очень плохо воровать! («Краденое солнце»)


С утра до вечера в квартире слышен звон,
Уже от звона дом весь ходуном.
Но слышно снова: Динь-ди-лень!
Когда же прекратится эта дребедень? («Телефон»)


Горевал и плакал Мишка,
Что родился без хвоста.
А Лиса свои советы
Ему давала неспроста.
Хвост павлиний нацепил,
Об опасности забыл.
Красотой по лесу щеголял
Лёгкой добычей охотников стал. («Топтыгин и лиса»)


Светом медовым манила Луна
Косолапого Мишку к себе.
И потому оказался медведь
На самой высокой сосне.
И хоть крылья ему дали,
До Луны долетит он едва ли. («Топтыгин и Луна»)


Отважным мальчуганом побеждён был враг-
Злой, кровожадный индюк Брундуляк.
Каждый из нас с мальчуганом знаком.
Храбрец носит имя … («Приключения Бибигона»)

Инсценировка сказки "Муха-цокотуха"

Ученик:
Мы сказки Чуковского любим и знаем.
С удовольствием сказки эти читаем.
Чтоб жить вам было веселей,
Придумал их все дедушка …
Дети хором: КОРНЕЙ!
Учитель:
Добро побеждает зло - девиз сказок Корнея Ивановича Чуковского. Они учат нас радоваться, сопереживать, сострадать. Без этих качеств человек - не человек. Ираклий Андроников писал, что "талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь"
Дети исполняют песню (на мотив песни «Маленькая страна»)
Есть за горами, за лесами
Маленькая страна
С детства мы с нею все знакомы
Сказок она полна.
Мы к сказкам в гости постучимся
Встретим чудес много в них
Гуляют по сказкам небылицы
И волшебства много в них.
Припев:

С детства вас знаем, обожаем
Вы наши любимые.
Сказки Чуковского добрые, милые
С детства вас знаем, обожаем
Вы наши любимые.

Здесь чудо-дерево большое
А под ним океан
Здесь есть акула Каракула
И Таракан великан.
Здесь Бармалей живёт и Муха,
Здесь Мойдодыр живёт
Здесь Бибигон отважный ходит
И Айболит вас ждёт.
Припев:
Как хорошо, что жил на свете
Сказочник мудрый Корней
Умных и добрых книжек много
Он написал для детей.
В гости дружок, приходи скорее,
Сказки его читай.
Будешь послушнее, мудрее,
Ты это твёрдо знай.

31 марта исполняется 135 лет со дня рождения русского писателя, переводчика и поэта Корней Иванович Чуковский. Его настоящее имя Николай Васильевич Корнейчуков. Однако еще в молодости он сменил его на литературный псевдоним.

Корней Чуковский появился на свет 17 марта 1882 года (1 апреля по новому стилю) в Санкт-Петербурге. Он был незаконнорожденным сыном предпринимателя Э.С.Левенсона и простой крестьянки из Полтавы, которая служила в его доме прислугой. В детские годы мать с сыном перебралась в Одессу, где и начался творческий путь будущего писателя.

Его настоящее имя Николай Васильевич Корнейчуков. Однако еще в молодости он сменил его на литературный псевдоним, так как тяготился своим происхождением.

Журналистская деятельность писателя

Первое место работы К.И.Чуковского - газета «Одесские новости», куда он писал небольшие заметки о жизни горожан. Литературные способности молодого сотрудника проявились довольно быстро, и вскоре он был отправлен на работу в Лондон, где всерьез увлекся английской классикой.

События 1905 года Корней Чуковский принимает с большой симпатией. Он активно участвует в революционных событиях, издает сатирический журнал «Сигнал», в результате чего получает обвинение в оскорблении царской семьи, но избегает тюрьмы благодаря адвокату.

Литературоведческие работы К.И.Чуковского

Сразу после революции 1905 года на долгих 10 лет К.И.Чуковский перебирается в село Куоккала (современный г.Репино), где знакомится с Ильей Репиным, Владимиром Короленко, Леонидом Андреевым, Алексеем Толстым. В этот период он активно пробует себя в переводе английских авторов, занимается литературной критикой, выступает в защиту новых литературных направлений, начинает выпуск своего сатирического альманаха «Чукоккала», который он вел до конца жизни.

В 1917-1923 годах Корней Чуковский пишет несколько книг о творчестве русских писателей (А.Ахматова, А.Блок, Н.Некрасов, А.Чехов и другие.). В своих работах он применял собственную методику воссоздания психологического портрета писателя на основе анализа текста его произведений.

Впоследствии К.И.Чуковский издает несколько заметных трудов об основных принципах и литературных приемах в области художественного перевода зарубежных изданий. Его перу принадлежит книга «Живой как жизнь» о развитии современного русского языка.

Благодаря К.Чуковскому, российский читатель открыл для себя таких классиков зарубежной литературы, как Оскар Уайльд, Уильям Шекспир, Артур Конан Дойл, Гилберт Честертон, О.Генри.

Книги К.Чуковского для детей

Детской литературой Корней Чуковский увлекся, будучи уже достаточно известным в литературных кругах. Увлечение началось с интереса к психологическим аспектам развития речи у детей, их словесным экспериментам. Успех его произведений обусловлен точным пониманием речевого восприятия ребенка: яркие образы, точные формулировки, простые слова и легкие для запоминания рифмы.

Помимо издания собственных произведений, К.И.Чуковский активно занимался переводом детских произведений Марка Твена, Редьярда Киплинга, Даниэля Дефо.




Top