Когда и как умер баталов. Скончался народный артист ссср алексей баталов

Эта смерть подытожила эпоху, когда о киногероях спорили в газетах, университетах, на работе и дома. Когда кино в России было больше, чем кино - оно не только считалось, но и было одним из важных жизненных ориентиров.

Кадр из фильма "Москва слезам не верит". Фото: kinopoisk.ru

Баталову посчастливилось выразить эту эпоху, а нам повезло с Баталовым: его лобастый, вихрастый, упрямый и принципиальный герой сопровождал судьбу многих поколений и ее несомненно формировал.

"Много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести ее в перл созданья", - писал в своей поэме Гоголь. Это для искусства правило непреходящее: есть личность - есть искусство. Баталов был личностью. Его душевные качества, его убежденность и жизненные принципы магическим образом сообщались его персонажам, давали им масштаб, энергию и его неповторимое, баталовское обаяние. Владимир Меньшов, автор оскароносного фильма "Москва слезам не верит", вспоминал, как выбор именно этого актера перевернул всю задуманную концепцию роли и как Гоша из "хамоватого мужика, говорившего всем колкости и гадости", превратился в "рабочего интеллигента", в "аристократа золотые руки", способного установить свои правила в жизни героини - на правах мужчины. Феминистки скандалят, завидев картину, и до сих пор, - но и они не могут не признавать притягательность героя, его внутреннюю силу и чистоту.

Алексей Баталов своим появлением произвел в нашем кино революцию. Не в одиночку, конечно: в эпоху "оттепели" отлитых в бронзе персонажей сменяли герои живые и думающие. Но сейчас уже трудно вообразить взрыв в умонастроениях общества, какой произвели первые роли Баталова: рабочий парень в фильме "Большая семья" и простой шоферюга в "Деле Румянцева". Пролетарскую простецкость не умеющих сомневаться персонажей - "своего парня" Бориса Чиркова или монументального Бориса Андреева - сменил человек размышляющий. И оказалось, что сомневаться и сопротивляться можно и нужно, что временем теперь востребован человек с самостоятельной жизненной позицией.

Баталов вернул нашему кино великую литературную традицию

Тихая, лирическая, камерная "Дама с собачкой" - картина, где молчания было больше, чем диалогов, - как ни удивительно, тоже несла в себе взрывное ощущение непривычной свободы. На этот раз - свободы чувств, права человека на свободу личной жизни. Герои противостояли замшелости общественных установлений и уже тем "революционизировали" умонастроения. Простая человеческая история, ее трактовка актерами Ией Саввиной и Алексеем Баталовым воспринимались как дуновение из иного мира. Более раскованного, открытого, естественного.

Приходила пора фильмов-диспутов, идеально вписавшихся в оттепельный мир поэтических вечеров в Политехническом, споров "физиков и лириков", театра "Современник", принципиально новых молодых героев. Символами времени стали Алексей Баталов и Иннокентий Смоктуновский в фильме "Девять дней одного года" - физики-ядерщики, романтики и прагматики, идущие навстречу опасностям как к вратам в новые эпохи. Кино уже не транслировало в массы официальные установки, а говорило с согражданами на равных - думая вместе с ними, сомневаясь и споря. Этот мощный рывок в будущее, свободное от предрассудков и сменившее веру на знание, Баталов воплощал идеально.

Он был больше, чем кинозвездой. Если в те же годы вся Америка делала макияж под Мэрилин Монро, зрители Советского Союза сверяли по Баталову свое сердце, мысли, жизнь. Разница принципиальна. "Девять дней..." в кинотеатрах посмотрели около 25 млн. человек, по опросам журнала "Советский экран" Баталов был признан актером года.

На самом деле ему повезло воплотить то неуловимое, что называют национальной идеей. В мировом кино таких персонажей тоже немного: во Франции таким был Жерар Филип, в Италии - Анна Маньяни, в США - Джон Уэйн. Баталов с его "простонародным" обаянием, но закваской истинного интеллигента вернул тогда нашему кино великую литературную традицию, заставившую мир предполагать в русских особую стать и сложность душевной организации. Традицию, наиболее полно выраженную Толстым, Чеховым, Буниным, а потом адаптированную к советским реалиям и, в сущности, уничтоженную. Герои Баталова как бы соединяли утонувшее в Лете прошлое с тем будущим, в которое шел, рискуя собой, его Гусев из "Девяти дней...". Они утверждали: может ломаться общественный строй, но национальный характер неуничтожим.

И здесь нужно вспомнить о том, откуда пошла эта человеческая закваска. Племянник знаменитого актера Николая Баталова, сын мхатовских артистов Владимира Баталова и Нины Ольшевской, выросший в доме писателя Виктора Ардова в кругу таких людей, как Булгаков, Шостакович, Олеша, Мандельштам, Светлов, Раневская, Зощенко, с юности подружившийся с Анной Ахматовой и даже написавший ее портрет, Алексей Баталов не мог не пойти в актеры, в Школу-студию Художественного театра. И на киноэкране впервые появился уже в 16 лет - в фильме "Зоя". Его сразу полюбила кинокамера: ей здесь есть за чем наблюдать и что выявлять через взгляд героя и неуловимые изменения его мимики. Когда герой на экране вдруг становится тобою, сидящим в зале, и ты уже готов пройти вместе с ним его - наш! - путь испытаний и сомнений. Только такой актер из лицедея способен стать национальным героем и символом. И любую свою роль укрупнить до главной.

Такой феномен произошел, например, в военной драме "Летят журавли" - первом и пока единственном нашем фильме, увенчанном Золотой пальмовой ветвью Каннского фестиваля. Герой Баталова Борис появляется в начальном эпизоде картины, потом уходит на фронт и погибает. Но эти немногие кадры его лица сопровождают нас в течение всей картины, а потом и всей нашей последующей жизни. Такими важными для всех нас героями были созданные им образы в фильмах "Дорогой мой человек", "День счастья", воплощение обостренной совести Протасов в "Живом трупе", Павел Власов в горьковской "Матери", где он вступил в рискованное состязание со своим прославленным родственником Николаем Баталовым.

Свою последнюю настоящую роль он сыграл в фильме "Москва слезам не верит" более 35 лет назад. Он понимал, вероятно, что с быстро меняющимся временем уходит и его герой, на смену устремленности вперед приходит мазохистское копание в собственных язвах, а веру в пока не познанное вновь вытесняет вера в непостижимое. Наступала иррациональная эпоха пофигизма, с которой он так и не смог, не захотел найти общий язык. Потому что до конца жизни оставался верен таким понятиям, как служение идеалу, достоинство и профессиональная честь. Уже немногие могут вспомнить, чем был Алексей Баталов для народа и страны и за что ему должны быть благодарны новые, более свободные и умные поколения. Его фильмы теперь принадлежность киноклубов и киноархивов, их все реже показывают по телевидению - вероятно, потому, что язык надежды, которым они с нами говорили, становится все менее понятным и актуальным.

Но надежда и порыв к свету вернется по тем же законам, по которым заморозки сменяет оттепель. И взыскующий взгляд Алексея Баталова снова будет поверять наши души и их согревать.

Вспоминая роли Алексея Баталова, невозможно не вспомнить картину Иосифа Хейфица 1958 года «Дорогой мой человек», в которой актер сыграл доктора Устименко. Сразу после выхода на экраны фильма зрители «поженили» актера с Инной Макаровой, исполнившей роль возлюбленной героя Вари Степановой. Но это напрасно. У каждого из них на тот момент была своя личная жизнь. Дочь Инны Макаровой Наталья Бондарчук поделилась своими воспоминаниями об артисте и предположила, что могло подорвать здоровье Алексея Владимировича.

С самого моего детства я знаю Алексея Баталова. Поэтому я будто потеряла родственника. Нам сейчас очень тяжело. Но сейчас надо думать о другом, о его наследии. Алексей Баталов оставил великолепные роли. То, что они сделали с моей мамой Инной Владимировной Макаровой в картине «Дорогой мой человек», - это навсегда. Я так к нему и относилась всю жизнь - как к дорогому человеку. Своей работой он вывел на первый план интеллигента, нашего современника. Показал, каким может быть простой советский человек.

- Часто ему доставались роли рабочих, но он был совсем из другой семьи - столичных актеров, интеллигентов.

У него даже дворянские корни есть. Но при этом, какие бы роли не играл, он олицетворял лучшее, что было в наших людях. И не важно, Тибул он в «Трех толстяках», Борис в «Летят журавли», Гоша в «Москва слезам не верит», все образы потрясающие. Баталов - часть народной души, наше достояние.

- Как справилась ваша мама Инна Макарова с известием о кончине Алексея Баталова?

А она не справилась. Мы не говорим ей об этом.

- Почему?

Мама уже в том состоянии души, когда у нее все живы. И мой папа, и бабушка. Я поддерживаю ее в этом ощущении, пусть думает, что смерти нет. Мы даже поговорили с очень известными специалистами, и они считают, что так для нее будет лучше. Потому что, когда редеет эта рать, еще недавно окружающая тебя, это ужасно. И каждый раз, когда уходит близкий человек, ощущение, что «очередь за мной», как говорил поэт. Так что мы отключили все телефоны и надеемся, что она ничего не узнает.

- Думаете, по телевизору не услышит?

Она плохо себя чувствует, и я попросила сиделку, чтобы она не включала телевизор. Я очень ее берегу. Вы знаете, мне кажется, что она и не очень поймет, что случилось. Но с ней об этом мы говорить не будем. Лучше попоем романсы, которые она так любит. Она до сих пор помнит много стихов и прекрасно их читает.

Буквально на днях завершилась эта тяжба семьи Алексея Баталова с соседом по дачному участку, который на земле актера построил баню.

Эти ужасные суды, конечно, сократили жизнь Алексея Владимировича. Он защищал права своей дочери, ведь участок принадлежит Маше Баталовой. Для Алексея она ребенок сложный, особенный, у нее ДЦП. И кто, кроме него, мог защитить дочь. Но оказалась, помощь нужна ему самому. Меня несколько раз приглашали на различные телешоу, где неравнодушные люди, как могли, пытались поддержать Алексея и, чем возможно, помочь, посоветовать, найти экспертов.

Когда я сидела в одной студии с тем человеком, который затеял тяжбу с семьей актера и кричал: «Это для вас он Алексей Баталов, а для меня - обычный человек. И почему он должен пользоваться землей, которую он отписал мне», меня это просто перевернуло. Это крутое невежество. Да, есть обычные люди, их много, они могут быть и очень хорошими, и очень плохими. Но есть великие - ученые, писатели, художники, поэты, актеры. Так вот Алексей Баталов относится к этой категории. Он - великий артист, который глубоко зашел в душу каждого из нас, даже, не побоюсь сказать, целого народа. Сейчас во многих городах, поселках, деревнях люди плачут и молятся за него. Я даже не сомневаюсь в этом.

- При его регалиях, всенародной любви он никогда не мог стукнуть по столу и решить свои проблемы.

Да что вы, он ничего не мог, особенно в последние годы. Он был практически слепым. К тому же интеллигентнейшим человеком из такой же семьи, в которую были вхожи многие известные люди. Алексей дружил с Анной Андреевной Ахматовой. И не переносил всяких разбирательств. И когда ему пришлось с ними столкнуться, эти суды украли у него несколько лет жизни. Я так считаю.

- Как вам кажется, что теперь будет с дочерью Алексея Владимировича Машей?

Слава Богу, жива Гитана, супруга Алексея. Она главная ее защитница. Дети с таким диагнозом, как у Маши, - особенные дети, очень тяжело переживают уход близкого человека. Дети с ДЦП в основном передвигаются на коляске. И представьте, уйдет человек, который возит эту коляску, - и всё. И дальше беспросветность так называемой государственной опеки. Очень хочется, чтобы Гитана успела найти опекуна дочери. Здоровья ей и Маше. Как ни страшно, но ей придется этим заняться. Потому что одна дочь не сможет без помощи.

Вы знаете, я сейчас подумываю о создании каких-то общин-поселений, которые бы договаривались друг с другом об опеке их особенных детей. Чтобы не оставить их без помощи, не рассчитывая только на государство. Это нужно делать со священниками и теми, кто сам попал в эту ситуацию.

Алексей Баталов на примере своей семьи показал многим, что особенных детей не сдают в детские дома, что с ними можно и нужно заниматься. Ведь Маша получила хорошее образование. Пишет детские книги.

Маша - уникальная девушка. Она окончила ВГИК, сценарный факультет. Пишет сценарии, недавно издала книги рассказов для детей. Но чтобы добиться таких результатов, требуется еще и помощь специалистов.

Когда Маша была маленькой, ее возили на лечение в Военный клинический детский санаторий в Евпатории. Я изучила эту проблему и специфику детей с ДЦП. Узнала, что даже колясочникам надо пытаться вставать и ходить. Хотя бы начать развивать этот навык. Хотела снять фильм об этих детях, и о санатории, но Министерство культуры отклонило мою заявку. Мне кажется, люди должны больше знать о проблемах таких детей, и, быть может, кому-то удастся помочь.

Алексей Баталов родился 20 ноября 1928 года. В квартире на Большой Ордынке, где будущий актер жил с матерью и отчимом, подолгу гостила Анна Ахматова. У них в гостях часто также бывали поэты Осип Мандельштам, Борис Пастернак, писатели Михаил Зощенко, Илья Ильф и Евгений Петров


В Москве в четверг, 15 июня, в возрасте 88 лет скончался народный артист СССР Алексей Баталов. Актер умер в одной из московских больниц.

Об этом газете сообщил близкий друг артиста Владимир Иванов.

Информацию о кончине актера подтвердили близкие Баталова.

"Да, мы подтверждаем, Алексей Владимирович скончался сегодня ночью", - сказали в семье актера. Последнее время Алексей Баталов тяжело болел. Ранее супруга артиста Гитана Леонтенко рассказала, что он два месяца находился в больнице после двойного перелома ноги. Позже Баталова перевели в реабилитационный центр.

В январе актер сломал шейку бедра, в феврале ему сделали операцию. У артиста диагностировали осложнения после протезирования сустава. Его состояние врачи оценивали как "средней тяжести". С мая он проходил реабилитацию. Накануне в палату к Баталову приходил священник, который его причастил.

Как рассказал "КП" Владимир Иванов, Алексей Баталов умер тихо во сне - вечером лег спать, а утром не проснулся. Иванов также сообщил, что Баталов умер "сегодня под утро, во сне". По просьбе семьи артиста он не стал разглашать подробностей.

Прощание с Алексеем Баталовым состоится в московском Доме Кино, сообщил ТАСС заместитель председателя Союза кинематографистов России Клим Лаврентьев. "Дату мы пока не определили. Отпевание - в храме иконы Божией Матери на Ордынке, похороны - на Преображенском кладбище", - сказал он.

Ранее о том, что Баталов, скорее всего, будет погребен на Преображенском кладбище столицы, сообщил Владимир Иванов. "Алексей Владимирович скончался сегодня между часом ночи и шестью утра в одном из пансионатов, где он находился в последнее время", - сказал Иванов, отметив, что родственники просили не указывать название учреждения. "Вчера Алексей Владимирович причастился. Он ушел из жизни спокойно, во сне", - сказал Иванов. По его словам, о смерти легендарного актера уже сообщили руководителю Союза кинематографистов РФ Никите Михалкову, который будет помогать в организации прощания и похорон Баталова. "Сам Алексей Владимирович просил похоронить его на Преображенском кладбище рядом с мамой", - сказал Иванов.

Алексей Баталов родился 20 ноября 1928 года в городе Владимире в семье актеров Владимира Баталова и Нины Ольшевской. Его отчимом был писатель-сатирик, драматург и сценарист Виктор Ардов. В доме семьи часто бывали известные люди, в том числе подолгу гостила известная поэтесса Анна Ахматова.

Баталов впервые вышел на сцену в возрасте 14 лет в Бугульме, где в эвакуации его мать создала свой театр. Через год он дебютировал в кино, снявшись в эпизодической роли в фильме Лео Арнштама "Зоя".

Алексей Баталов сыграл более чем в 40 картинах, в том числе в пяти фильмах Иосифа Хейфица: "Большая семья", "Дело Румянцева", "Дорогой мой человек", "Дама с собачкой", "День счастья", - а также в фильмах "Летят журавли", "Девять дней одного года", "Бег", "Звезда пленительного счастья", "Чисто английское убийство", "Зонтик для новобрачных".

Одна из самых известных лент с его участием - "Москва слезам не верит" Владимира Меньшова, где он сыграл роль слесаря Гоши. В 1981 году картина была удостоена премии "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" и Государственной премии СССР.

В качестве режиссера-постановщика Алексей Баталов снял три фильма - "Шинель" по Николаю Гоголю, "Три толстяка" по Юрию Олеше совместно с Шапиро, "Игрок" по Федору Достоевскому.

В 1950-1953 годах актер работал в Центральном театре Российской армии, в 1953-1957 годах - в МХАТ им. Горького (ныне МХТ им. А. П. Чехова).

Баталов много работал на радио. Среди его радиопостановок: "Казаки" Льва Толстого, "Белые ночи" Федора Достоевского, "Поединок" Александра Куприна, "Герой нашего времени" Михаила Лермонтова, "Ромео и Джульетта" Уильяма Шекспира.

В 1975 году Алексей Баталов стал преподавателем Всероссийского Государственного института кинематографии (ВГИК). С 1980 года - профессор ВГИКа. В 1963 году за художественный фильм "9 дней одного года" Баталов был награжден Государственной премией РСФСР. Премия Ленинского Комсомола за создание образов молодого человека в фильмах "Дорогой мой человек", "9 дней одного года", "Летят журавли" и других была присуждена актеру в 1967 году. Премия братьев Васильевых - в 1968 году.

В 1976 году Алексей Баталов был удостоен почетного звания Народного артиста СССР.

В 1979 году Баталову присвоили звание Героя Социалистического труда. Актер награжден двумя орденами Ленина, Славянским орденом культуры "Кирилла и Мефодия". Лауреат премии "Юнона" за 1997 год, премии "Кинотавр" в номинации "Премии за творческую карьеру" за 1997 год.

В 2002 году Баталов был удостоен главной кинонаграды страны "Ника" в номинации "Честь и достоинство". В 2008 году он стал первым обладателем приза "Признание поколения", присужденном ему на кинофестивале ВГИКа.

ТАСС-ДОСЬЕ. 15 июня в Москве в возрасте 88 лет скончался народный артист СССР Алексей Баталов.

Алексей Владимирович Баталов родился 20 ноября 1928 г. во Владимире в семье театральных актеров Владимира Петровича Баталова (1902-1964) и Нины Антоновны Ольшевской (1908-1991).

Когда Алексею Баталову исполнилось пять лет, родители расстались. Мать вышла замуж за писателя Виктора Ардова.

Во время Великой Отечественной войны Алексей Баталов вместе с матерью с 1942 г. находился в эвакуации в Бугульме (Татарская АССР, ныне - Республика Татарстан), где Ольшевская работала главным режиссером в местном драматическом театре. На его сцене Алексей Баталов, будучи школьником, дебютировал в качестве актера. В 1944 г. впервые снялся в кино, сыграв редактора школьной стенгазеты в военно-патриотическом фильме Лео Арнштама "Зоя" (в титрах не указан).

В 1950 г. окончил Школу-студию МХАТ (ныне - Школа-студия (институт) им. Вл. И. Немировича-Данченко при Московском художественном театре им. А. П. Чехова), где обучался в мастерской Сергея Блинникова и Виктора Станицына.

В 1950-1953 гг. являлся актером Центрального театра Советской армии (ныне - Центральный академический театр Российской армии, Москва), в 1953-1957 гг. - Московского художественного академического театра, в 1957-1975 гг. - актером и режиссером киностудии "Ленфильм" (Ленинград, ныне - Санкт-Петербург).

Алексей Баталов был широко известен в качестве киноактера. Первая крупная работа - молодой рабочий Алексей Журбин в драме Иосифа Хейфица "Большая семья" (1954).

Среди наиболее известных ролей актера - Борис Бороздин в драме Михаила Калатозова "Летят журавли" (1957), врач Владимир Устименко в фильме Иосифа Хейфица "Дорогой мой человек" (1958), физик-ядерщик Дмитрий Гусев в киноповести Михаила Ромма "Девять дней одного года" (1961), Георгий Иванович в мелодраме Владимира Меньшова "Москва слезам не верит" (1979) и др.

Также снимался в фильмах: "Дело Румянцева" (1955, режиссер Иосиф Хейфиц), "Мать" по роману Максима Горького (1955, Марк Донской), "Дама с собачкой" по рассказу Антона Чехова (1960, Иосиф Хейфиц), "День счастья" по повести Юрия Германа (1964, Иосиф Хейфиц), "Живой труп" по пьесе Льва Толстого (1968, Владимир Венгеров), "Внимание, черепаха!" (1970, Ролан Быков), "Бег" по мотивам произведений Михаила Булгакова (1970, Александр Алов и Владимир Наумов), "Чисто английское убийство" по роману Сирила Хэйра (1974, Самсон Самсонов), "Звезда пленительного счастья" (1975, Владимир Мотыль), "Скорость" (1983, Дмитрий Светозаров), "Зонтик для новобрачных" (1986, Родион Нахапетов) и др. В общей сложности он сыграл в более чем тридцати картинах.

Был режиссером фильмов "Шинель" (1959, по повести Николая Гоголя), "Три толстяка" (1966, совместно с Иосифом Шапиро; по повести Юрия Олеши) и "Игрок" (1972, СССР - Чехословакия; по роману Федора Достоевского).

Написал сценарии к мультфильмам "Зайчонок и муха" (1977, режиссер Валентин Караваев) и "Чужая шуба" (1985, Ольга Розовская).

Принимал участие в озвучивании ряда анимационных и документальных фильмов.

С 1971 г. на протяжении ряда лет являлся секретарем правления Союза кинематографистов СССР.

С 1975 г. преподавал во Всесоюзном государственном институте кинематографии (ВГИК; ныне - Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова), с 1981 г. - профессор. С 1989 г. несколько лет заведовал кафедрой актерского мастерства. Как руководитель курса выпустил семь актерских мастерских. Являлся художественным руководителем актерского факультета ВГИК.

С 2007 г. по 2013 г. - президент Российской академии кинематографических искусств "Ника". Также был президентом кинофестиваля "Московская премьера".

Народный артист СССР (1976).

Герой Социалистического Труда (1989).

Награжден орденами Ленина (1967, 1989), "За заслуги перед Отечеством" II и III степени (2008, 1998), "Кирилл и Мефодий" (Народная Республика Болгария).

Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1966), премии Ленинского комсомола (1967), Государственной премии СССР (1981), премии президента РФ в области литературы и искусства (2000), Государственной премии РФ (2005), премии города Москвы в области литературы и искусства (2009).

Был отмечен наградами Каннского фестиваля (1955, Франция; приз за лучший актерский состав фильма Иосифа Хейфица "Большая семья") и Московского международного кинофестиваля (2007, премия "За вклад в мировой кинематограф"), а также премией "Ника" (2002, номинация "Честь и достоинство").

Был дважды женат. Первая супруга - Ирина Константиновна Ротова, вторая - Гитана Аркадьевна Леонтенко. От первого брака имел дочь Надежду, от второго - дочь Марию.

Жизни и творчеству актера посвящены документальные фильмы "Свет звезды. Алексей Баталов. Портрет со спины" (2003, режиссер Наталия Ясницкая), "Алексей Баталов. Дорогой наш человек" (2008, Ирина Голубева), "Алексей Баталов. Я не торгуюсь с судьбой" (2013, Расим Полоскин), "Алексей Баталов. Он же Гога, он же Гоша" (2013, Филипп Сурков), а также одноименные книги "Алексей Баталов" Маргариты Кваснецкой (1983) и Лидии Крымовой и Михаила Осико (2000).

С 2008 г. Бугульминский государственный русский драматический театр носит имя Алексея Баталова. В честь актера назван астероид 4616 Batalov, открытый в 1975 г.




Top