Когда начал сходить благодатный огонь. Благодатный огонь - разоблачение

С раннего Средневековья появился обычай. по которому накануне Пасхи иерархи Православной Церкви зажигали огонь в иерусалимском и благословляли его в честь главного праздника верующих. Однако с конца первого тысячелетия, судя по сообщениям религиозных историков того времени, появилось о схождении священного огня, то есть о том, что огонь накануне Пасхи дается верующим Богом. Многочисленные свидетельства о схождении огня относятся к X веку, причем об этом чуде писали не только христианские, но и историки. Первоначально огонь зажигался утром, причем сам обряд описывается по-разному, чаще всего упоминается появление молнии. Неизменным остается только место - храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Некоторые очевидцы событий X века писали о том, что огонь был принесен непосредственно ангелом.

Современный обряд схождения огня

К XIX веку церемония схождения Благодатного огня приобрела современные черты. Она даже была закреплена специальным документом, изданным правительством Османской империи. Это было сделано во избежание конфликта между представителями различных православных , а также православных с мусульманами.

Ключи от часовни Гроба Господня много поколений хранятся в одной арабской семье, представитель которой и передает раз в год ключи патриарху.

Службу в день схождения огня проводит иерусалимский патриарх. Вместе с ним имеют право находиться и священнослужители других православных церквей, например, армянской. Священники надевают праздничные белые одежды, а затем обходят крестным ходом вокруг храма, вознося молитвы. После этого патриарх вместе с представителем духовенства может в маленькую древнюю часовню, над которой был надстроен храм Гроба Господня. С собой они берут свечи, которые позднее будут зажжены от Благодатного огня.Патриарх возносит специальную молитву непосредственно у Гроба Господня. В это время верующие ждут схождения огня как в самом храме, так и за его пределами. Также ведется телевизионная трансляция во многих странах, в том числе в России. После появления огня патриарх зажигает от него свечи, от которых, в свою очередь, может зажечь огонь любой желающий. После церемонии Благодатный огонь

«Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!» Так мы привыкли слышать это Пасхальное приветствие верующих, наполненное радостью и счастьем в честь Воскресения Иисуса Христа!

Каждый год, весной верующие отмечают праздник именуемый Пасхой. Перед празднованием верующие очень тщательно готовятся, в течение некоторого времени они соблюдают строгий пост, тем самым повторяя подвиг Христа, когда Он после крещения 40 дней пребывал в пустыне и Его искушал дьявол.

В последний день поста, в Великую Субботу, происходит очень необычное явление, которого ждут миллионы православных христиан – это появление Благодатного огня в Храме Воскресения Христова. Многим известны необычайные свойства этого огня. Считается, что в первые минуты его появления, он не жжется, объясняется такое чудо особой Благодатью которая сходит к нам с неба, некоторые верующие даже умывают свое лицо, руки и тело чудесным пламенем, не причиняя себе никакого вреда.



Сейчас, благодаря телевидению и интернету схождение Благодатного огня можно наблюдать в прямом эфире из любого уголка нашей планеты, таким образом можно наблюдать чудо не выезжая в Иерусалим, но даже видя как происходит это чудо люди не перестают задавать вопрос, -

Схождения благодатного огня в истории

Историческое упоминание о схождении огня начинается как минимум с IV века, о нём свидетельствуют:

  • Святой Григорий Нисский
  • Евсевий Кесарийский
  • Сильвия Аквитанская

Есть описания и более ранних свидетельств, например:

  • Григорий Нисский писал о том, что Апостол Пётр видел, как после Воскресения Иисуса Христа, Его гроб был освящен ярким светом.
  • Евсевий Кесарийский писал, что во втором веке благословением патриарха Нарцисса было велено из Силоамской купели лить воду в лампады из-за нехватки масла, затем чудеснейшим образом с неба сошел огонь, от которого лампады загорелись сами собой.
  • Латинский монах-путешественник Бернард, описывал в своем дневнике что в Великую Субботу во время службы пели «Господи помилуй», до того момента, пока не явится ангел и не зажжет огонь в лампадах.

Обыск карманов Патриарха

В ответственный момент, накануне перед празднованием, в храме тушат все лампады и свечи – это связано с историческим прошлым, из-за того, что в разные времена чудо схождения Благодатного Огня по разным причинам пытались разоблачить.

Турецкие власти проводили строжайший обыск Кувуклии и всего Храмового комплекса. По инициативе католиков иногда даже проводился обыск карманов Патриарха, чтобы проверить его на наличие предметов, из которых можно извлечь огонь.



С тех пор, перед тем, как войти в Кувуклию, Патриарх обязательно разоблачается, оставаясь лишь в одном подряснике, тем самым, как бы доказывая, что у него ничего с собой нет. Конечно, сейчас по большому счёту такие действия скорее являются обрядом, однако во времена правления арабов - обыск патриарха и Кувуклии был обязательным элементом, если бы заподозрили что-то неладное, или обман – полагалась смертная казнь. Сейчас за процессией наблюдают израильские власти.

  • Перед входом в Кувуклию Константинопольского или Израильского патриарха и Армянского католикоса на Гроб Господень ставится лампада с маслом и вносится пук состоящий из 33 свечей. Их количество связано с земной жизнью Иисуса Христа.
  • После того, как патриархи входят в пещеру, дверь за ними закрывается и ставится большая восковая печать, которая еще дополнительно фиксируется красной лентой.
  • Патриархи остаются в Гробнице до момента появления благодатного огня. Сошествие Благодатного огня, может ожидаться как несколько минут, так и многие часы. Все это время, находясь в Кувуклии, Константинопольский патриарх коленопреклонно и слёзно молится.

Считается, что если в последний год Празднования Пасхи огонь не сойдет, то храм будет уничтожен, а все находящиеся в нём погибнут.

Благодатный Огонь не сошел

Кстати, присутствие двух патриархов в Кувуклии также носит исторический характер. В 1578 году Армянские священники с новым главой Иерусалима договорились о праве передачи получения Благодатного Огня ими, а не Иерусалимским патриархом, на что было дано согласие.

В Великую Субботу 1579 года Иерусалимского патриарха с остальными священниками насильно не пускали в храм, и им пришлось остаться в не его пределах. Армянское священство молилось в пещере Господу, и просило его о схождении огня. Однако их молитвы не были услышаны и огонь в Гробницу не сошел.

Израильский патриарх и священники молились на улице, именно тогда произошло единственное за все время сошествие Благодатного огня за пределами Храма, тогда одна из колонн, находящаяся слева от входа в Храм треснула, и из неё сошел Огонь!



С огромной радостью тогда патриарх возжег свечи от этой колонны передавая его остальным верующим. Арабами тот час же Армяне были изгнаны из Гробницы, а Израильскому патриарху было разрешено войти в храм.

С тех пор в процессе принятия огня участвует именно Израильский или Константинопольский патриарх, а Армянский католикос только присутствует во время сошествия.

Кроме того, в ожидании схождения Благодатного огня в храме обязательно должны присутствовать монахи и настоятель Лавры Саввы Освященного. Это соблюдается со времен паломничества игумена Даниила в двенадцатом веке.

Еще одним важным элементом считается присутствие в храме православной арабской молодежи. Через некоторое время после опечатывания Гробницы – Кувуклии в Храм входят арабы с криками, топаньем, барабанами, плясками и молитвенными песнями. Такими действиями арабская молодежь славит Христа и Богородицу. У Божьей Матери они просят милости, чтобы Сын послал им Благодатный Огонь. Точно определить историю возникновения такого особого арабского ритуала – невозможно, но тем не менее такой обряд существует до сих пор.

Однажды, не так давно в период британского господства над Израилем, губернатор попытался присечь арабскую традицию, считая что такое поведение «дикое» и оно не допустимо в Святом Храме. Однако, в тот год патриарх долгое время молился в Кувуклии, но огонь не сходил, тогда, по своей воле патриарх распорядился о том, чтобы арабов в Храм пустили, и только после арабских плясок и песнопений Огонь сошел.



После входа патриарха в гробницу наступает трепетное ожидание. Ожидание верующих перед сходом Огня сопровождается еще одним интересным явлением. Храм начинает озаряться яркими вспышками и всполохами, причем, перед появлением Благодатного Огня интенсивность всполохов увеличивается. Эти вспышки возникают по всему Храму и свидетелями этого явления являются все прихожане.

Благодатный Огонь доставляется по всему миру

Очевидцы утверждают, иногда случалось что пламя возжигалось само собой на свечах у некоторых прихожан, а так же на православных лампадах висящих около Кувуклии.

Возжигание Огня происходит только во время молитвы Православного патриарха, такое явление напоминает грешникам о Великой Субботе, о том, что Христос Воскрес и победил ад. Другими словами смысл этого таинства и явления можно толковать так: Заблудшие грешники, которые не могут познать истину, или просто запутались в своём жизненном пути Господь свидетельствует им о своем Воскрешении на Израильской земле, как о чуде, которое может помочь грешникам уверовать и встать на путь спасения.



Тем людям которые не стремятся встать на истинный путь спасения души Господь предупреждает о своем Втором Пришествии и Страшном Суде. Своим противникам Иисус Христос доказывает Своё могущество над адом и победе над ним, предупреждая неверных о адских муках которые им предстоят после Страшного Суда.

После некоторого ожидания, в Кувуклии появляется Огонь, в этот момент начинают звонить колокола. Из южного окна Гробницы Армянский католикос передаёт огонь армянам, через северное окно патриарх передаёт огонь грекам, после чего с помощью специальных, так называемых скороходов, Огонь быстро разносится ко всем прихожанам, находящимся в Храме.

В наше современное время, Благодатный Огонь, доставляется по всему миру с помощью специальных авиарейсов, которыми он привозится в различные страны. В аэропортах его встречают с особым почётом и радостью. В церемонии принимают участие как и высокопоставленные чиновники, так и духовенство и просто верующие испытывающие радость в своей душе!

Тайна благодатного огня

У этого чудесного явления в разные времена было много критиков, одни из-за своей нездоровой любознательности или неверия пытались разоблачить и доказать искусственное происхождения огня. В числе не согласных выступала даже католическая церковь. В 1238 году Папа Римский Григорий IX выступил с несогласием о чудотворности Благодатного Огня, задавая все тоже же вопрос который не теряет актуальности и сегодня, - Откуда берется благодатный огонь?

Некоторые арабы не понимая истинного происхождения благодатного огня, пытались доказать, что Огонь, якобы добывается с помощью каких-либо средств, веществ и приспособлений, однако прямых доказательств у них нет, кроме того, они даже не являлись свидетелями этого чуда.

Современные исследователи также, пытались изучить природу этого явления. Искусственно огонь добыть, конечно, возможно, возможно и самовозгорание химических смесей и веществ, но ни одно из них, ни схоже с появлением Благодатного Огня, особенно с его удивительным свойством, когда он не жжется и не опаляет в первые минуты своего появления.

Были попытки получить Благодатный огонь и представителями других религиозных христианских конфессий. Это были армяне и в 1101 году католики, которые в те времена господствовали над Иерусалимом после первого Крестового похода. Тогда были изгнаны все христиане, которые не являлись латинянами, Храм был захвачен, и в Великую Субботу 1101 года Огонь не сошел! Это говорит о том, что обязательно должны присутствовать православные христиане!



Однажды, еще до Рождества Христова перед людьми верующими в разных богов возник вопрос, какая же вера самая правильная: Вера в Истинного Бога или же вера в различных языческих богов? На путь примирения встал пророк Илия. Он придумал самый простой способ доказательства.

Пророк предложил различным исповедникам призвать имя своего Бога, и от чьих молитв будет получен ответ в виде схождения огня, то и есть Бог истинный. Если Ваал Бог – то поверим и пойдем за Ваалом, если Господь Бог, то за Ним. Люди охотно приняли такое предложение и вознесли молитвы богам своим. И только на молитвы пророка Илии был получен ответ, сошел огонь на жертвенник и сжёг его, тогда и стало понятно, чьё Богопочитание истинно!

Вот и доказательство того, что Благодатный огонь сходит только по православным молитвам. Вот оно, неоспоримое чудо от Бога, которое мы наблюдаем из года в год в Великую Субботу, в канун Пасхи! Именно по этому ответом на вопрос,- откуда берется благодатный огонь , может быть только одно – это чудо, а уж чье, природы или Господа, пока установить точно не удалось.

Это уже седьмая по счету тема. Кто хотел опубликовать какую то тему из предложенного читателями — не стесняйтесь, делайте. Сообщите мне, и я сделаю репост вашего поста. А теперь перейдем к нашей теме:

Сошествие Огня на Пасху происходит уже около 2 тыс лет. Считается, что год, когда Огонь не возгорится, станет последним в истории человечества

В IV веке по приказу святой равноапостольной Елены над местом распятия и погребения Господа нашего Иисуса Христа был воздвигнут великолепный храм — Базилика. Под ее сводами оказалась и Голгофа, и Святая Гробница. Базилика несколько раз перестраивалась, разрушалась (614 год), восстанавливалась и сейчас известна как Храм Гроба Господня.

Непосредственно над погребальной пещерой Спасителя издревле находится часовня — Кувукпия, что означает «царская опочивальня», где «Царь царствующих и Господь господствующих» был положен для тридневного сна. Святая Гробница состоит из двух комнат: небольшая «погребальная камера» почти наполовину занятая каменным ложем — аркосапием, и входное помещение, называемое приделом Ангела. Посреди придела Ангела расположен пьедестал с частью священного камня, который был отвален от Святой Гробницы Ангелом и на котором он и сидел, обращаясь к женам-мироносицам.

Храм Гроба Господня — это огромный архитектурный комплекс, включающий несколько храмов и приделов, принадлежащих разным христианским конфессиям. Например, Алтарь гвоздей — католическому ордену св. Франциска, храм равноапостольной Елены и придел «Три Марии» — Армянской апостольской церкви, могила св. Иосифа Аримафейского — Эфиопской (Коптской) церкви. Но главные святыни — Голгофа, Кувуклия, Кафопикон (соборный Храм), как и общее руководство, службами в Храме, принадлежат Иерусалимской Православной Церкви.

При схождении Огня необходимо присутствие трех групп участников. Прежде всего — Патриарх Иерусалимской Православной Церкви или один из архиереев Иерусалимского патриархата по его благословению (как было в 1999 и 2000 годах, когда Огонь принимал Хранитель Гроба митрополит Даниил). Только по молитвам этого обязательного участника таинства совершается чудо схождения Благодатного Огня.

Давайте вспомним, как это происходит сейчас …

История помнит два случая, когда пытались получить Огонь представители иных христианских конфессии. «Первый латинский патриарх Арнопьд из Шоке приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии. Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше.

Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него. Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 году в Великую субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав».

В 1578 году армянские священники договорились с новым градоначальником о передачи права получения Благодатного Огня представителю Армянской церкви. Православного Патриарха со священнослужителями в 1579 году в Великую субботу даже не пустили в Храм Гроба Господня. Стоя у закрытых дверей Храма православные священники молились ко Господу. Внезапно послышался шум, колонна, находящаяся слева от закрытых дверей Храма, треснула, из нее вышел Огонь и зажег свечи в руках у Иерусалимского Патриарха. С великой радостью православное священство вошло в Храм и восславило Господа. Следы схождения Огня до сих пор можно видеть на одной из колонн, расположенных слева от входа. С тех пор более уже никто из не православных не пытается повторять подобные попытки, опасаясь неизбежного посрамления.

Обязательными участниками таинства схождения Благодатного Огня являются игумен и монахи лавры преподобного Саввы Освященного. Из всех древних монастырей Иудейской пустыни, процветшей когда-то великими подвижниками, сохранилась в первозданном виде лишь эта лавра в семнадцати километрах от Иерусалима, в долине Кедрона, невдалеке от Мертвого моря. В 614 году, во время нашествия шаха Хасроя, персы перебили здесь четырнадцать тысяч иноков. В современном монастыре четырнадцать иноков, включая двух русских.

И, наконец, третья группа обязательных участников — местные православные арабы. В Великую субботу с криком, топаньем, барабанным боем верхом друг на друге врывается в Храм и начинает песни и пляски арабская православная молодежь. О времени установления этого «ритуала нет свидетельств. Возгласы и песни арабской молодежи представляют собой древние молитвы на арабском языке, обращенные к Христу и Божией Матери, Которую просят умолить Сына о ниспослании Огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Они буквально выкрикивают, что они «самые восточные, самые православные, живущие там, где восходит солнце, принесшие с собой свечи для возжигания Огня». По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918-1947) английский губернатор попытался запретить однажды «дикарские» пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа, но безрезультатно. Тогда Патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь. После исполнения ими ритуала Огонь сошел.

Где-то к десяти часам дня Великой субботы в Храме тушатся все свечи и лампады. После этого происходит процедура проверки Кувукпии на наличие источников огня и опечатывания входа в нее большой восковой печатью. Свои личные печати на большой восковой ставят осуществлявшие проверку представители мэрии Иерусалима, турецкой стражи, израильской полиции. И вскоре сначала изредка, а затем все сильнее и сильнее все пространство Храма пронизывают световые всполохи. Они имеют голубоватый цвет, их яркость и размеры волнообразно нарастают. Около тринадцати часов начинается литания («молитвенная процессия») Благодатного Огня — крестный ход от алтаря Кафоликона через весь Храм с троекратным обходом Кувуклии. Впереди хоругвеносцы с двенадцатью хоругвями, за ними отроки с рипидами, клирик-крестоносец и, наконец, сам Блаженнейший Патриарх Иерусалимский. В крестном ходе участвуют и игумен с иноками монастыря Саввы Освященного. Затем Патриарх разоблачается, оставаясь в одном белом подризнике. Патриарха обыскивают, и он заходит в Кувуклию. Напряжение достигает наивысшей точки. Интенсивность и частота световых всполохов нарастает.

Наконец, Огонь сходит, Еще прежде, чем в дверях Кувукпии появится Патриарх с зажженными от Благодатного Огня свечами, свещеносцы-скороходы, принявшие Огонь через оконца в приделе Ангела, уже разносят его по всему Храму. И радостный колокольный звон сообщает всем о совершившемся чуде. Огонь молниеносно распространяется по всему Храму. Причем Огонь не обжигает: и не только от Патриаршей свечи, но и от всех обычных свечей, купленных не в Храме (здесь нет никакой торговли), а в обычных арабских лавках Старого города.

Пасхальная свеча Храма Гроба Господня — это тридцать три соединенные свечи. У присутствующих часто в руках по два-три пучка, свечи из других мест Святой земли. В Храме люди стоят так плотно, что, будь Огонь обыкновенным, обязательно кто-нибудь загорелся бы. Однако люди в буквальном смысле омываются Благодатным Огнем, который первое время вовсе не жжет. Пламя у всех настолько обширное, что видно, как оно касается близстоящих людей. И за всю историю нисхождения Огня — ни одного несчастного случая, ни одного пожара.

Затем в Старом городе начинается торжественное шествие с Огнем, который, кстати, несут во главе каждой колонны турки-мусульмане. Вся христианская и арабская община Иерусалима (более 300 тысяч человек) участвует в шествиях, причем даже арабы-мусульмане считают необходимым принести Благодатный Огонь в дом и зажечь домашние светильники от него. У них есть легенда, что в год, когда не сойдет Огонь, наступит конец света. Этот день в Иерусалиме не празднуют только иудеи, которые предпочитают не выходить из дома. Именно иудеи в основном и пишут об имитации «нечестными» священниками схождения Благодатного Огня, называя его греческими «хитростями». И это притом, что в последние почти пятьдесят пет иудеи участвуют и в опечатывании Кувуклии, и в обыске Иерусалимского Патриарха.

Здесь надо отметить, что земля, на которой построен Храм, принадлежит турецкой семье. Каждое утро происходит интересный ритуал: священники вручают установленную давным-давно арендную плату и после этого в сопровождении членов турецкой семьи проходят в Храм. Любое шествие в Храме, включая крестный ход на Пасху, происходит в сопровождении кавасов — турок, охраняющих процессии от провокаций мусульман и иудеев. До входа в Кувуклию Иерусалимского Патриарха она стоит запечатанной, под надзором двух турецких стражей и израильской полиции. Сохранность печати на входных дверях Кувуклии проверяется перед входом в нее Патриарха Иерусалимского с армянским первосвященником. Для получения Огня в Кувуклию входят_двое — Иерусалимский Патриарх и представитель Армянской церкви. Последний в ожидании Огня остается в приделе Ангела, видит все действия и имеет возможность вмешаться. Поэтому версия о подлоге может вызвать только улыбку у людей, живущих в Иерусалиме.00″ hspace=»20″>

Вопрос о том, каким образом сходит Благодатный Огонь интересует многих. В послании Арефы, митрополита Кесарии Каппадокийской, к эмиру Дамасскому (начало X века) написано: «Тогда внезапно является молния, и кадила возжигаются, от этого света~5ерут все обитатели Иерусалима и зажигают огонь». Иеромонах Мелетий, совершавший паломничество в Святую Землю в 1793-1794 годах, передает рассказ о сошествии Огня со слов архиепископа Мисаипа, епитропа Патриарха Иерусалимского, получавшего Огонь в течение многих лет. «Вшедшу мне внутрь ко святому Гробу, видим бе на всей» крышке Гробной блистающ свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру в виде голубого, белого, алого и других цветов, который потом, совокупляясь, краснел и претворялся в течение времени в вещество огня; но огонь сей в течение времени, как только можно прочесть не спеша четыредесят крат «Господи, помилуй», не жжет, и от сего огня уготованные кандила и свещи возжигаются».

Все источники сообщают или о конденсации жидких мелких капель «огненного бисера» непосредственно на ложе-аркосалии Святого Гроба при существующем куполе над Кувуклией, или о выпадении дождевых капель над Кувуклией и наличии вследствие дождя на крышке Святого Гроба «мелких бисеринок» при открытом куполе Храма и о голубоватых всполохах — молниях, предшествующих сошествию Благодатного Огня. Оба указанных явления одновременно имеют место в течение коленопреклоненной молитвы Патриарха Иерусалимского и в настоящее время. При этом самопроизвольно возжигаются и фитили свечей или лампад на крышке святого Гроба. Возможны также возжигания фитилей православных лампад, висящих около Кувуклии. При всех возможных вариантах во время Чуда схождения Благодатного Огня остаются абсолютно необъяснимыми с точки зрения современной науки следующие явления.

Чудесным или обычным способом появляется огонь?

Верующий человек не нуждается в каких то доказательствах, фактах и теориях. Он верит что это чудо. Это его священное право.

А вот для других людей можно упомянуть вот такие исторические факты.

Первые упоминания о нем датируются IX веком.

Апологеты чуда, часто упоминают свидетельство Сильвии, паломницы 4 века как аргумент в пользу чуда, например:

Существуют два фрагмента из написанного Сильвией:

1. Паломница 4 века, упоминая о вечерней службе пишет:

«В девятый же час (что мы называем вечерней), — пишет эта паломница, — все собираются в храм Воскресения, зажигаются все лампады и свечи и делается большой свет. А огонь не приносится извне, но подается из внутренности пещеры, где денно и нощно горит неугасимая лампада, то есть, внутри преграды» / http://www.orthlib.ru/other/skaballanovich/1_05.html/.

но, как замечал ещё дореволюционный исследователь:

» (…) более ранним свидетельством можно было бы считать разсказ {227} паломницы IV века (Сильвии Аквитанской?), но она говорит еще не о чуде, а лишь об обычае поддерживать неугасимый огонь» /Крачковский/..

2. «Более ранних литургических свидетельств об обряде св. огня мы не имеем, однако некоторые намеки на его возникновение мы находим в описании иерусалимского богослужения паломницы IV века Сильвии Аквитанки. Она о службе великой субботы пишет следующее: «На другой день в субботу правится по обычаю на третьем часе; также и на шестом; на девятом же в субботу не правится, но приготовляется пасхальное бдение в большой церкви, т.е. в мартириуме. Пасхальное же бдение совершается так же, как у нас, только здесь прибавляется еще следующее: дети,воспринявшие крещение, одетые так, как они вышли из купели, ведутся вместе с епископом прежде всего в Воскресение. Епископ идет за преграду Воскресения, поется одна песнь, затем епископ произносит молитву за них и потом идет с ними в большую церковь, где по обычаю бодрствует весь народ. Там совершается то, что обыкновенно бывает и у нас, и по совершении литургии бывает отпуст»/ Проф. Успенский Н. Д. К истории обряда святого огня, совершаемого в Великую Субботу в Иерусалиме. Актовая речь, произнесенная 9 октября 1949г., http://www.golubinski.ru/ecclesia/ogon.htm /.

Собственно говорящее о службе.

Но в обоих не говорится о чуде, в первом о зажигание огня от лампады, вот втором о том, что в обычный час вечерней служба не проводится, а готовятся ко всенощной и также не упоминается чудо на проятжение более ранних служб.

Вплоть до 9 века мы теряем следы БО, можно предполагать, что в этот период оно стало восприниматься уже как чудо и почти с первыми свидетельствами чудесной природы мы встречаем первые свидетельства критики. В этот период критика исходит от мусульман, которые хоть и разоблачали данное «чудо» но по большей части не стремились препятствовать его прохождение.

Тут нужно обратить внимание на два момента.

Во-первых, только после 12-13 века священники стали входить внутрь Кувуклии. Другими словами, огонь не сходил в присутствие человека.

Во-вторых, последующие критики брали информацию у предыдущих, хотя сам ритуал БО уже значительно изменился.

Исходя из этих особенностей ритуала до 12 -13 века свидетельства разоблачителей указывают прежде всего на систему приспособлений доставки огня без участия человека.

Обратимся к свидетельствам:

Ибн-ал-Каланиси (ум. 1162)

«Когда они находятся на Пасху там… то вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость, чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамоваго дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом. он обладает ярким светом и блестящим сиянием. Они ухитряются провести между соседними лампадами натянутую железную проволоку наподобие нити, непрерывно идущую от одной к другой, и натирают ее бальзамовым маслом. скрывая это от взоров. пока нить не пройдет ко всем лампадам. Когда они молятся и наступает время нисхождения, открываются двери жертвенника; а они полагают, что там колыбель Исы, да будет ему мир, и что оттуда он поднялся на небо. Они входят и зажигают много свечей, а в доме от дыхания множества народа становится жарко. Кто-нибудь из стоящих старается приблизить огонь к нити, он зацепляется за нее и переходит по всем лампадам от одной к другой, пока не зажигает все. Кто смотрит на это, думает, что с неба сошел огонь зажглись лампады» /Крачковский/.

ал-Джаубари (ум. 1242)

«А дело в том, что эта лампада величайший из фокусов, устроенных первыми поколениями; я разъясню его тебе и открою тайну. Дело в том, что в вершине купола есть железная шкатулка, соединенная с цепью, на которой подвешена. Она укреплена в самом своде купола, и ее не видит никто кроме этого монаха. На этой цепи и есть шкатулка, внутри которой пустота. А когда наступает вечер субботы света, монах поднимается к шкатулке и кладет в нее серу на подобие «санбусека» , а под ней огонь, разсчитанный до того часа, когда ему нужно нисхождение света. Цепь он смазывает маслом бальзамового дерева и, когда наступает время, огонь зажигает состав в месте соединения цепи с этой прикрепленной шкатулкой. Бальзамовое масло собирается в этой точке и начинает течь по цепи, спускаясь к лампаде. Огонь касается фитиля лампады, а он раньше бывает насыщен бальзамовм маслом, и зажигает его. Уразумей же все это» .»/Крачковский/.

Муджир-ад-дина, писавшаго около 1496 года

«Они устраивают с ним хитрости, так что глупцы среди их невежд думают, что огонь сходит с неба. На самом деле он происходит от смазывания маслом бальзама высоко протянутых шелковых нитей, натертых серой и прочим».

Если опустить некоторые, сомнительные подробности описания Ибн-ал-Каланиси, то из этих трёх описаний можно сделать следующую простую схему получения огня, о которой подозревали мусульманские критики. В Кувуклии, скорее всего в её куполе, была запрятан зажженная свечка (или нечто более сложное, представляющее из себя железный сундук). К свечке подходила шелковая нить (точнее медная проволока и шёлковая нить) или железная цепочка, смазанная горящим веществом. В момент, когда свечка прогорала до места соприкосновения с нитью, огонь переходил на нить и по нити шёл до нужных лампад. Время горения свечки рассчитать нетрудно. Нетрудно и замаскировать горящую свечку внутри Кувуклии. Так как имеется и большое пространство купола, присутствуют ниши, в которых свеча может стоять и спокойно сгорать без риска быть обнаруженной. Кроме того, над самим гробом подвешены на цепочках десятки лампад, и замаскировать ещё одну цепочку не составляет труда.

При обыске, разоблачить такую систему можно только, либо полностью разобрав Кувуклию, либо заранее зная, где находится скрытая ниша.

Этот способ чудотворения можно модифицировать добавив подвижную платформу для свечки, управляемую вне Кувуклии с помощью верёвки отведённой в заднюю часть Кувуклии. И опять, замаскировать эту верёвку не проблема.

Как мы видим, у естествоиспытателей того времени уже были вещества, способные вызывать самовозгорание при взаимодействии. Причем, это далеко не единственный огненный состав, известный с давних времен. Самовоспламенение вызывает смесь концентрированной серной кислоты с порошком марганцовки или хроматом калия. Позолоченные изделия в древних цивилизациях изготавливались при помощи царской водки — смеси азотной и соляной кислот. Обе эти кислоты получались только действием серной кислоты на их соли — селитру и поваренную соль. Значит, серная кислота была известна уже давно. А хромат калия издревле использовался для дубления кожи, то есть также был доступен древним химикам.

В 1834 году драка в храме переросла в жестокое побоище, в которое пришлось вмешиваться турецкой армии. Погибло около 300 паломников (*_*). Английский путешественник оставил воспоминания о разговоре с местным начальником Ибрагим Пашой где описана решимость правителя публично обличить этот обман, но и его боязнь по поводу того, что данное действие может быть воспринято как притеснение христиан на святой земле (*_*)

О действиях предпринятых Ибрагимом Пашой по прошествии 15 лет мы узнаём из дневников видного учёного и деятеля православной церкви, основателя Русской Православной миссии в Иерусалиме епископа Порфирия (Успенского). Порфирий вёл дневник, куда заносил свои впечатления от событий исторического масштаба, размышления на отвлечённые темы, описания памятников и разные мелочи. Изданы они были в 8 томах Императорской академией наук на иждивение Императорского Православного Палестинского Общества под редакцией П. А. Сырку после смерти Успенского, третий том вышел в свет в 1896 году.

Вот точная цитата:

«В тот год, когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в великую субботу есть огонь не благодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова или зажигается серною спичкою. Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5000 пунгов (2500000 пиастров), а в случае лжи, пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге. Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит Даниил, и филадельфийский епископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня. После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня. Рассказавши всё это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба. Мы, – продолжал он, – уведомили патриарха Афанасия, жившего тогда в Царьграде, о домогательстве Ибрагима паши, но в своём послании к нему написали вместо “святый свет”, – “освящённый огонь”. Удивлённый этой переменою, блаженнейший старец спросил нас: “почему вы иначе стали называть святый огонь?”. Мы открыли ему сущую правду, но прибавили, что огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады всё-таки есть огонь священный, получаемый с места священного» (*_*).

В этой записи важно обратить внимание на следующие моменты:

1. Признание было сделано в тесном кругу высших иерархов православной церкви.
2. Рассказал Успенскому происшедшее непосредственный участник событий. Очевидец признания в подлоге.
3. Ибрагиму пригрозили обострением отношений с Россией. Крымская война показала, как опасно властям вмешиваться в религиозную жизнь Православной церкви на Святой земле.
4. «Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня». А значит, результатом признания стала потеря веры в чудо святогробского духовенства. Чему уже был свидетель сам епископ Порфирий.

Записи в дневнике Епископа Порфирия представляются наиболее ценными из всех источников. Во-первых, они не были предназначены для широкой огласки, во-вторых, епископ имел очень большой авторитет как среди духовенства, так и среди научных кругов, и в-третьих, здесь хорошо описана ситуация признания: «…Мисаил признался, что он в Кувуклии зажигает огонь от лампады…».

«С этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня». О потере веры святогробского духовенства говорит священник, а не иноверцы.

Что касается необжигающих свойств огня, то и этому чуду есть простое объяснение. Химикам хорошо известен так называемый холодный огонь. Им горят многие эфиры органических и неорганических кислот. Температура такого горения зависит от концентрации эфира в воздухе и условий теплообмена. Горящим эфиром можно обтирать тело, а его облако вполне может перемещаться в пространстве, так как тяжелее воздуха. То есть можно заблаговременно изготовить «специальные» свечи и затем продать приезжим (в храме предлагают зажигать связки свечей по 33 штуки, которые продаются неподалеку). Естественно, эфир быстро сгорает, поэтому «чудо» может длиться только непродолжительное время. Далее «волшебный» огонь приобретает обыкновенные свойства обжигать все, к чему он прикасается. Естественно, данные комментарии не особо популярны, поэтому не известны широкой публике. Чудо Благодатного огоня можно проверить – зажечь от него после несшествия привезенную с собою свечку и потрогать пламя рукой.

То, что чудо существует до сих пор, объясняется, скорее всего, большими доходами, которые получают за него и мусульмане, и израильтяне. Хотя, последние 200 лет немалую роль играет и международный престиж. Стоит только заикнуться о хитростях монахов, как сразу обвинят в разжигание розни, притеснениях и т.п.

Ал-Джаубари (до 1242) под заголовком «Хитрость монахов при зажигание огня в церкви Воскресенья» говорит: «Ал-Мелик ал-Мауззам, сын ал-Мелика ал-Адиля вошёл в церковь Воскресения в день субботы света и сказал монаху, (приставленному) к ней: «Я не уйду, пока не увижу, как сходит этот свет». Монах сказал ему: «Что приятнее царю: это богатство, которое стекается к тебе таким способом, или знакомство с этим (делом)? Если я открою тебе эту тайну, тогда правительство лишится этих денег; оставь же её скрытой и получай это большое богатство». Когда правитель услышал это, он понял скрытую суть дела и оставил его в прежнем положении». (Крачковский, 1915).

Доходы настолько огромны, что, по сути дела, всё население Иерусалима кормилось от них. Проф. Дмитриевский цитирует следующее наблюдение проф. Олесницкого: «В Иерусалиме и Палестине этот праздник принадлежит не православному только населению: в нем принимают участие все местные жители, не исключая и мусульман… Это чувствует все население, и не может не чувствовать, потому что Палестина питается почти только теми дарами, которые приносятся ей поклонниками святого гроба из Европы. (Дмитриевский, 1909).

Из советской литературы до нас дошло свидетельство бывшего известного богослова А.А. Осипова. Он вспоминает о видном богослове, профессоре Ленинградской духовной академии, который заинтересовался проблемой «святого огня» на гробе господнем. «Изучив древние рукописи и тексты, книги и свидетельства паломников, — пишет А.А. Осипов, — он доказал с исчерпывающей точностью, что никакого «чуда» никогда не было, а был и есть древний символический обряд возжигания самими церковнослужителями лампады над гробом». Если бы только читатели могли представить, какой вой подняли церковники после выступления верующего профессора богословия, осмелившегося сказать добытую им правду!

В итоге всего этого дела ныне покойный митрополит Ленинградский Григорий, тоже человек с богословской ученой степенью, собрал ряд богословов Ленинграда и сказал им: «Я тоже знаю, что это только легенда! Что… (здесь он назвап по имени-отчеству автора исследования) абсолютно прав! Но не трогайте благочестивых легенд, а то падет и сама вера!» (Осипов А. А. Откровенный разговор с верующими и неверующими. Размышления бывшего богослова. Л., 1983).

источники

http://www.bibliotekar.ru/ogon/13.htm

http://www.fakt777.ru/2013/01/blog-post_351.html

http://humanism.su/ru/articles.phtml?num=000511

http://holy-fire.ru/modules/pages/Ogon_na_pashu-print.html

http://afaq.narod.ru/society.htm

http://afaq.narod.ru/1.html

Давайте я вам напомню еще что нибудь на тему религий: вот например такие , а вот знаменитая . Вот был такой человек Вспомним еще про . А знаете ли вы, почему этот ? Ну и бывает конечно так, что Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Схождение святого Благодатного огня происходит каждый год в Великую Субботу, накануне православной Пасхи . Раннее свидетельство о схождении огня в Иерусалиме относится к IV веку и принадлежит паломнице Этерии. Огонь сходит только накануне Пасхи, празднуемой по старому, юлианскому календарю, а мы знаем, что празднование Воскресения Христова приходится каждый год на разные дни. Благодатный огонь сходит только по молитвам православного патриарха.

Иерусалимский храм Воскресения Христова покрывает своей кровлей гору Голгофу, и пещеру Гроба Господня, и сад, где произошло первое явление воскресшего Христа Спасителя Марии Магдалине. Храм этот воздвигнут в IV веке святым императором Константином и его матерью святой Еленой.

В наши дни чудо схождения небесного огня происходит так. Около полудня Иерусалимский патриарх с духовенством и молящимися крестным ходом идет из Патриархии в храм Воскресения. Процессия входит в храм и, три раза обойдя часовню Гроба Господня, расположенную внутри храма, останавливается около входа в нее. В храме собираются паломники со всего мира, все свечи и огни в храме погашены.

Каждый год несколько тысяч присутствующих в храме Гроба Господня видят: в Кувуклию, которая была проверена и запечатана, входит патриарх, одежды которого были специально осмотрены. В осмотре Кувуклии, в запечатывании ее и досмотре патриарха каждый год участвуют представители иных христианских конфессий и полицейские. Досмотр проводится, чтобы доказать, что патриарх никак не может принести в Кувуклию источник огня. Обычай этот установили турки, овладевшие в 1517 году Палестиной. После обыска в Кувуклии они запечатывали ее и ставили стражу до входа патриарха.

Патриарх в одном полотняном подряснике, с тридцатью тремя незажженными свечами в руке входит в часовню. Преклонив колена, он молится перед гробом Господним о ниспослании Благодатного огня.

Схождению огня предшествуют сполохи в виде молний голубоватого цвета, пронзающие все воздушное пространство храма. Потом на мраморной плите гроба Господня появляются огненные шарики голубого пламени как бы в виде капель дождя или росы. Иногда Благодатный огонь сам возжигает лампады у гроба. Патриарх зажигает от них вату и затем поджигает этим огнем свечи. Выйдя из часовни, он передает огонь Армянскому патриарху и народу. Весь храм охватывает ликование, огонь передают друг другу, зажигая его от уже горящих свечей. Люди держат в руках пучки из тридцати трех свечей — по числу лет земной жизни Спасителя. Благодатный огонь первое время имеет чудесное свойство — не обжигать. Стоящие в храме проводят пламенем по лицу и волосам, «умываются»: первые несколько минут огонь не обжигает кожу и не опаляет волосы.

Чудо схождения Благодатного огня именно на православную Пасху после молитвы Иерусалимского православного патриарха — доказательство истинности нашей веры. В 1579 году армянская община добилась у турецких властей, чтобы в часовню был допущен их предстоятель, а не православный патриарх. (Нужно сказать, что армяне, хотя и являются христианами, исказили веру православную еще в IV веке и придерживаются монофизитской ереси, то есть признают во Христе только одну — Божественную — природу.) Православные смиренно молились у закрытых дверей храма, армяне ждали схождения Благодатного огня в Кувуклии. И Господь сотворил чудо: Благодатный огонь сошел, но не на гроб Господень. Молния ударила в колонну, рядом с которой молились православные, и из нее вышел огонь. Опаленная мраморная колонна и сейчас свидетельствует об этом чуде.

Рассказ очевидца

Известный путешественник Авраам Сергеевич Норов присутствовал при схождении святого огня. Норов совершил путешествие в Иерусалим в 1835 году, был в часовне. Из придела Ангела видел принимавшего огонь митрополита Мисаила: «Таким образом, мы достигли часовни Гроба Господня среди чýдного зрелища народа, волнуемого или нависшего со всех аркад и карнизов.

В часовню Гроба Господня вошли за митрополитом только один из греческих епископов, архиерей Армянский (недавно получивший на это право), русский консул из Яффы и мы, трое путешественников. За нами затворились двери. Никогда не угасающие лампады над гробом Господним были уже потушены, одно слабое освещение проходило к нам из храма сквозь боковые отверстия часовни. Эта минута торжественна: волнение в храме утихло; все исполнилось ожидания. Мы стояли в приделе Ангела, пред отваленным от вертепа камнем; один только митрополит вошел в вертеп Гроба Господня. Я уже сказал, что вход туда не имеет дверей. Я видел, как престарелый митрополит, склонясь пред низким входом, вошел в вертеп и повергся на колени пред святым гробом, пред которым ничего не стояло и который совершенно обнажен. Не прошло минуты, как мрак озарился светом, и митрополит вышел к нам с пылающим пуком свечей.

Надеясь уловить православных на подделке городское мусульманское начальство расставляло турецких воинов по всему храму, а те обнажали ятаганы, готовые отрубить голову всякому кто будет замечен вносящим или зажигающим огонь. Однако за всю историю турецкого владычества никто в этом так и не был уличен. В настоящее же время Патриарха осматривают еврейские полицейские следящие.

Hезадолго до патриарха подризничий вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи – по числу лет земной жизни Спасителя. Затем Православный и Армянский Патриархи (последний также разоблачается перед входом в пещеру) входят внутрь. Их запечатывают большим куском воска и налагают на дверь красную ленту; православные служители ставят свои печатки. В это время в храме выключается свет и наступает напряженная тишина – ожидание. Присутствующие молятся и исповедуют свои грехи, прося Господа даровать Благодатный Огонь.

Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с Огнем в руках. Впрочем в сердцах многих людей присутствуют не только терпение, но и трепет ожидания: в соответствии с преданием Иерусалимской Церкви считается, что тот день, когда Благодатный Огонь не сойдет, будет последним для людей находящихся в Храме, а сам Храм будет разрушен. Поэтому, паломники обычно причащаются перед тем как прийти в святое место.

Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов.

Схождение

Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышки Благодатного Света, тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма – от иконы, висящей над Кувуклией, от купола Храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Кроме того, то тут, то там, между колоннами и стенами храма мелькают вполне видимые молнии, которые часто проходят без всякого вреда через стоящих людей.

Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи, сами зажигаются лампады находящиеся по бокам Кувуклии загораются сами (за исключением 13 католических), как и некоторые другие в пределах храма. «И вдруг капля падает на лицо, а затем в толпе раздается крик восторга и потрясения. Огонь пылает в алтаре Кафоликона! Вспышка и пламя – как огромный цветок. А Кувуклия еще темная. Медленно – медленно, по свечам Огонь из алтаря начинает спускаться к нам. И тут громовой вопль заставляет оглянуться на Кувуклию. Она сияет, вся стена переливается серебром, белые молнии струятся по ней. Огонь пульсирует и дышит, а из отверстия в куполе Храма на Гроб с неба опустился вертикальный широкий столб света,». Храм или отдельные его места заполняются не имеющим аналогов сиянием, которое как полагают, впервые явилось во время Воскресения Христова . В это же время двери Гроба открываются и выходит Православный патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный Огонь.

О том как загорается Благодатный Огонь рассказывают сами патриархи. «Я видел, как митрополит склонился над низким входом, вошел в вертеп и повергся на колени пред Святым Гробом, на котором ничего не стояло и который был совершенно обнажен. Не прошло и минуты, как мрак озарился светом и митрополит вышел к нам с пылающим пучком свечей». Иеромонах Мелетий приводит слова архиепископа Мисаила: «Вшедше мне внутрь Святаго Гроба Господня, видевши бе на всей крышке Гробней блистает свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру, в виде белого, голубого, алого и других цветов, который потом совокупляясь, краснел и претворялся в вещество огня… и от сего-то огня уготованные кандила и свечи возжигаются.».

Гонцы, еще когда Патриарх находится в Кувуклии, через специальные отверстия разносят Огонь по всему храму, огненный круг постепенно распространяется по храму.

Однако не все зажигают огонь от патриаршей свечи, у некоторых он загорается сам. «Все ярче и сильнее вспышки Небесного Света. Теперь Благодатный Огонь стал летать уже по всему храму. Рассыпался ярко-голубыми бисеринками над Кувуклией вокруг иконы «Воскресения Господня», и вослед вспыхнула одна из лампад. Врывался в храмовые часовни, на Голгофу (зажег на ней также одну из лампад), сверкал над Камнем Миропомазания (здесь также зажглась лампадка). У кого-то обуглились фитили свечей, у кого-то сами собой вспыхнули светильники, пучки свечей. Всполохи все более усиливались, искры тут и там разносились по пучкам свечей.». Один из свидетелей отмечает, как у стоящей рядом с ним женщины трижды сами загорались свечи, которые она дважды пыталась затушить.

Первое время – 3-10 минут, загоревшийся Огонь обладает удивительными свойствами – совершенно не жжет, независимо от какой свечи и где он будет зажжен. Можно видеть, как прихожане буквально умываются этим Огнем – водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит никакого вреда, поначалу не опаляет даже волосы. «Возжегше в одном месте 20 свеч и браду свою теми всеми свещами жег, и ни единаго власа ни скорчило, ни припалило; и погасиша все свещи и потом возжегше у иных людей, те свещи затеплил, тако же и в третий те свещи затепли и я, и то ничем жене тронуша, единаго власа не опалило, ни скорчило…» – писал четыре столетия назад один из паломников. Капельки воска, которые падают от свечек прихожане называют Благодатной росой. Как напоминание о Чуде Господнем они останутся на одежде свидетелей навсегда, никакие порошки и стирки их не возьмут.

Людей, находящихся в это время в храме, переполняют непередаваемые и ни с чем несравнимое по своей глубине чувство радости и духовного успокоения. По словам тех, кто побывал на площади и в самом храме при снизшествии огня, глубина чувств переполнявших людей в этот момент была фантастической, – из храма очевидцы выходили как бы зановородившимися, как они сами говорят, – духовно очистившимися и прозревшими. Что особенно замечательно, не остаются равнодушными даже те, кому неудобно это дарованное Богом знамение.

Случаются и более редкие чудеса. Съемка на одной из видеопленок свидетельствует о происходящих исцелениях. Визуально камера демонстрирует два таких случая, – у человека с изуродованным гниющим ухом рана, смазанная Огнем, прямо на глазах затягивается и ухо принимает нормальный внешний вид, а также показан случай прозрения слепого (по внешним наблюдениям у человека были бельма на обоих глазах до «умывания» Огнем).

В дальнейшем, от благодатного Огня будут зажжены лампады по всему Иерусалиму, специальными авиарейсами Огонь будет доставлен на Кипр и в Грецию, откуда будет развезен по всему миру. В недавнее время непосредственные участники событий стали его привозить и в нашу страну. В близлежащих к Храму Гроба Господня районах города свечи и лампады в храмах загораются сами.»

Только ли православным?

Многие инославные, когда впервые слышат о Благодатном Огне пытаются укорить православных: откуда Вы знаете, что он дарован именно Вам? а что если бы его принимал представитель иной Христианской конфессии? Однако попытки силой оспорить право получения Благодатного Огня со стороны представителей других деноменаций были и случались не единожды.

Лишь в течение нескольких веков Иерусалим находился под контролем Восточных христиан, большую же часть времени, как и сейчас, городом правили представители других недружелюбно или вовсе враждебно относившихся к Православию учений.

В 1099 г. Иерусалим был завоеван крестоносцами, римская и местные градоночальники почитая Православных за вероотступников, смело принялись попирать их права. Английский историк Стивен Рансимен приводит в своей книге повествование об этом летописца западной церкви: «Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии… Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него… Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 г. в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав…».

Капеллан Иерусалимских королей-крестоносцев, Фульк, рассказывает, что когда западные поклонники (из числа крестоносцев) посетили св. град прежде взятия Кесарии, для празднования в нем св. Пасхи пришли в Иерусалим, весь город был в смятении, потому что святый огонь не являлся и верные целый день оставались в тщетных ожиданиях в храме Воскресения. Тогда, как бы по небесному внушению духовенство латинское и король со всем двором своим пошли… в храм Соломонов, недавно обращенный ими в из мечети Омаровой, а между тем Греки и Сирияне, оставшиеся у св. Гроба, раздирая свои одежды, с воплями призывали благодать Божию, и тогда, наконец, сошел св. Огонь».

Но самый знаменательный случай произошел в 1579 г. Владельцами Храма Господня являются одновременно представители нескольких Христианских Церквей. Священникам армянской церкви, вопреки традиции, удалось подкупить султана Мурата Правдивого и местное градоначальство, чтобы те позволили им единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный Огонь. По призыву армянского духовенства, со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху. Православные вместе с Патриархом Софронием IV были удалены не только от кувуклии, но и вообще из Храма. Там, у входа в святыню, они и остались молиться о схождении Огня, скорбя об отлучении от Благодати. Армянский Патриарх молился около суток, однако, несмотря на его молитвенные усилия, никакого чуда не последовало. В один момент с неба ударил луч, как это обычно бывает при снизшествии Огня, и попал точно в колонну у входа, рядом с которой находился Православный патриарх. Из нее во все стороны брызнули огненные всплески и зажглась свеча у Православного Патриарха, который передал единоверцам Благодатный Огонь. Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по молитвам Православного, а не армянского первосвященника. «Все обрадовались, а православные арабы от радости стали прыгать и кричать: «Ты еси един Бог наш, Иисус Христос, едина наша истинная вера – вера православных христиан» – пишет инок Парфений . В это же время на анфиладах построек прилегающих к храмовой площади находились турецкие солдаты. Один из них, по имени Омир (Анвар), увидев происходящее воскликнул: «Единая вера Православная, я – христианин» и спрыгнул вниз на каменные плиты с высоты около 10 метров. Однако юноша не разбился – плиты под его ногами растопились как восковые, запечатлев его следы. За принятие христианства мусульмане казнили храброго Анвара и пытались соскоблить следы, столь явно свидетельствующие о торжестве Православия, однако им это не удалось, и приходящие в Храм до сих пор могут видеть их, как и рассеченную колонну у дверей храма. Тело мученика было сожжено, однако греки собрали останки, которые до конца XIX века находились в женском монастыре Великой Панагии, источая благоухание.

Турецкое начальство весьма разгневалось на самонадеянных армян, и поначалу даже хотело казнить иерарха, но позже смиловалось и постановило ему в назидание о случившемся на Пасхальной церемонии всегда следовать за Православным патриархом и впредь не принимать непосредственного участия в получении Благодатного Огня. Хотя власть давно сменилась, обычай сохраняется до сих пор ,. Впрочем, это была не единственная попытка мусульман, отрицающих Страсти и Воскресение Господне, воспрепятствовать схождению Благодатного огня. Вот что пишет известный исламский историк ал-Бируни (IX-X вв.): «…однажды губернатор приказал заменить фитили медной проволокой, надеясь что лампады не загорятся и само чудо не произойдет. Но тогда же когда огонь сошел, медь загорелась» .

Трудно перечислить все многочисленные события, которые происходят перед схождением Благодатного Огня и во время его. Однако одно заслуживает особого упоминания. Несколько раз за сутки или непосредственно перед схождением Благодатного Огня, в Храме начинали мироточить иконы или фрески с изображением Спасителя. Впервые это произошло в Великую Пятницу в 1572 г. Первыми свидетелями стали два француза, письмо об этом одного из них хранится в Центральной Парижской библиотеке. Через 5 месяцев – 24 августа Карл IX устроил в Париже Варфоломеевскую резню. В 1939 в ночь с Великой пятницы на Великую субботу она опять замироточила. Свидетелями стали несколько монахов, живущих при Иерусалимском монастыре. Через пять месяцев, 1 сентября 1939 г. началась II мировая война. В 2001 г. это случилось вновь. Христиане не увидели в этом ничего страшного… но о том что произошло 11 сентября этого года в США – через пять месяцев после мироточения, знает весь мир .

В разные годы, разными людьми использовались и другие названия для чуда сошествия Благодатного Огня: Благодатный Свет, Священный Свет, нерукотворный Свет, Благодать.




Top