Когда происходят события отцы и дети. Роман Тургенева "Отцы и дети": история создания

Противоречия во взглядах Тургенева с редакцией «Современника», уход из журнала (разногласия с Н.Г. Чернышевским и Н.А. Добролюбовым).

Летом 1860 г. Тургенев изучает немецких вульгарных материалистов. Возмущается утверждением, что есть «расы полноценные арийцы, и неполноценные - негры, например».

Возникает образ героя, убежденного, что естественнонаучные открытия объясняют в человеке и в обществе буквально все. Первый прототип - Добролюбов, затем Павлов и Преображенский. Однако в процессе работы характер Базарова увлекает Тургенева.

В ноябре 1861 г. скончался Добролюбов, Тургенев хотел отложить публикацию романа, но он был издан Катковым. Роман «Отцы и дети» был опубликован в феврале 1862 г. в журнале «Русский вестник».

Конфликт в романе «Отцы и дети».
Роман начинается с изображения семейного конфликта между отцом и сыном Кирсановыми. Семейное начало - зерно и первооснова всех общественных отношений.

Отцам хотелось бы воспитать «сыновнее» отношение к прошлому, настоящему и будущему Отечества, к историческим и нравственным ценностям, которые наследуют дети.

«Нигилизм» Аркадия - легкость отношения к традициям, преданиям, авторитетам.

Беспощадные схватки Базарова с Павлом Петровичем - две партии русского общества претендуют на полное знание народной жизни, обе мнят себя исключительными носителями правды и потому крайне нетерпимы друг к другу.

Тургенев писал роман с тайной надеждой, что русское общество прислушается к его предупреждению, что «правые» и «левые» одумаются и прекратят споры, грозящие трагедией и им самим, и судьбе России. Он верил, что его роман послужит делу сплочения общественных сил, но появление романа лишь ускорило идейное размежевание, вызвав процесс, обратный ожидаемому.

Что такое нигилизм.

В «Словаре по этике» читаем: «Нигилистами было принято называть революционно настроенную разночинскую интеллигенцию, молодежь, которая отвергла дворянско-крепостнические нравственные и эстетические представления».

10-я глава романа «Отцы и дети» - столкновение Павла Петровича Кирсанова и Базарова, принципиальное различие взглядов на аристократию, народ, либеральные реформы, искусство.

Что такое нигилизм с точки зрения Павла Петровича Кирсанова? - Это полное и абсолютное отрицание всех принципов и святынь.

Нигилист - «это человек, который ничего не уважает», а его отрицание - проявление невежества и бескультурья. «Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотелось им прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: все на свете вздор! - и дело в шляпе»;

Это проявление безнравственности или пустоты;

Пустая болтовня - «а только ругаться».

Вывод: отсутствие святых принципов и дела. Базаров вроде бы соглашается с этим, но это в состоянии раздражения. Далее Базаров говорит: «В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем».

Против чего выступает Базаров, что именно он отрицает?

Отрицание направлено на «барчуков проклятых», на дворянство, аристократию. «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы... подумаешь, сколько иностранных... и бесполезных слов»;

Павел Петрович: «Как? Не только искусство, поэзию, но и...страшно вымолвить...» - «Все», - с невыразимым спокойствием повторил Базаров. То, что страшно вымолвить Павлу Петровичу, - это существующий строй, политический режим, официальная идеология, религия, Церковь.

Вывод: отрицание Базарова - это полное и беспощадное отрицание всех устоев самодержавно-дворянской России.
Во имя чего он отрицает? «Вы порицаете мое направление, а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете?» Далее: «когда вы голодны», «когда нужно положить кусок хлеба в рот», «когда дело идет о насущном хлебе», «когда грубейшее суеверие нас душит». Итак, Базаров отрицает во имя тех, кто голоден, во имя тех, для кого главная проблема - проблема хлеба насущного.

Почему он отрицает искусство? - «Теперь химик полезнее поэта».

Обвинение Павла Петровича в том, что нигилисты только болтают и ни за что серьезно не принимаются.
= никто так яростно не ненавидит болтовню, как Базаров;
= «Вы, например, не деретесь, а мы драться хотим». Вывод, сформулированный Тургеневым в письме к К.К.

Случевскому: «...и если он называется нигилистом, то надо читать: революционером».

Отличие базаровского отрицания от «модничанья» Ситникова и Кукшиной. «Забава сытых» - «все у ней выходило, как дети говорят, нарочно, то есть не просто, не естественно». О них можно сказать словами Павла Петровича: «...прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты». На фоне карикатурных псевдонигилистов ярче, убедительнее раскрывается подлинное величие Базарова.

Противоречивое отношение автора к своему герою:
=роман посвящен В.Г. Белинскому. Слова Белинского: «Отрицание - мой бог!»; б) ни Чернышевский, ни Добролюбов, ни их единомышленники себя не называли нигилистами. Е.Н.Водовозова: «В эпоху нашего обновления молодая интеллигенция была проникнута скорее пламенною верою, чем огульным отрицанием».

Некрасов в стихотворении «Газетная»:
Нигилист - это глупое слово,
Говорит, но когда ты под ним
Разумел человека прямого,
Кто не любит живиться чужим,
Кто работает, истины ищет,
Не без пользы старается жить,
Прямо в нос негодяя освищет,
А при случае рад и побить -
Так пожалуй - зови нигилистом...

Базаров - герой трагический

Тургенев отразил в произведении современный общественный конфликт - между традиционными взглядами людей на жизненные явления и формирующимися радикальными взглядами на происходящие события, связанные с отменой крепостного права. (Радикальный - коренной; решительный, непримиримый.) По мнению Тургенева, резкие социальные разногласия способны подорвать живые национальные основы, помешать естественному развитию жизни.

Е. Базаров - явление времени, отрицает прежний крепостной быт со всеми его последствиями как раз накануне крестьянской реформы. «Каждый захотел стоять на своих ногах, не желая чувствовать над собою барина, в каком бы виде он ни проявлялся». Тургенев изобразил систему радикальных убеждений, «последовательно и стройно развил этот взгляд до его крайних выводов» (Страхов).

Базаров, «не желая чувствовать над собою барина», отстаивает полную свободу личности, не признавая ни авторитетов, ни принципов, ни привычных представлений о народе. «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным». Полезна, по Базарову, готовность идти наперекор не только дворянской, но и народной воле, готовность деспотическим путем привести народ в «белую избу». «Плетка – дело доброе» (Базаров на реплику Кукшиной). Поощряет своего отца высечь нерадивого оброчного мужика, «потому что вор и пьяница он страшнейший». Деспотизм Базарова - оборотная сторона его любви к народу, сопровождающаяся чувством тяжелой горечи по поводу отсталости и безропотности народа.

Надменность Базарова, его покровительственный тон в обращении с «учениками» оказываются тоже следствием крепостничества. Аристократизму Павла Петровича противопоставляется гордыня демократа: «Мой дед землю пахал». Павел Петрович утверждает достоинство личности и не уважает Базарова. Базаров делает то же («Дрянь, аристократишко»). Социальное преимущество Базарова перед Павлом Петровичем явственно видно. Но нет преимущества нравственного и философского (насмешки, презрение, резкость).

В силу радикализма Базаров не признает искусства, потому что оно несет с собою гармонию, примирение, а Базаров хочет переделать жизнь. Искусство - это поклонение идеалам, Базаров не признает авторитетов, поэтому «Рафаэль гроша медного не стоит», «Пушкина читает» (о Н.П. Кирсанове).

Базаров - атеист, материалист, придерживающийся упрощенного представления о природе человеческого сознания, сути психических процессов, которые сводятся лишь к физиологическим: «мозг выделяет мысль, как печень - желчь». Базаров не верит в чувства: «Разовьют в себе нервную систему до раздражения... ну равновесие и на рушено», «люди... те же лягушки».

Испытания Базарова в любви - испытание жизнью. Базаров является при этом истинным героем, честен, решителен. Он мужественный и сильный человек. «Базаров головою выше всех лиц». Он побежден не лицами и не случайностями жизни, а самою жизнью. Он сформирован не медленным накоплением знаний и влияний, а крутым переломом. Он человек теории, но в состоянии отрицания полноты жизни ради верности узкой теории оставаться долго невозможно. Жизнь опровергнет теорию, потому что она всегда оказывается сложнее любой из теорий. Такой характер должен или измениться, или погибнуть.


«Отцы» и «дети» в романе И.С. Тургенева.

Время действия в романе - время острейших противоречий в обществе (1859 г.). На это автор указывает специально, прежде чем начать рассказ о жизни Базарова в усадьбе Кирсановых.

Использован прием столкновения героя с чуждой ему средой, известный по комедии «Горе от ума».

Этот конфликт в романе Тургенева осложнен конфликтом семейным, потому что молодой интеллигент из дворян (Аркадий) попадает под влияние новых, радикальных взглядов разночинца Базарова, что вызывает тревогу в семье.

Какова среда, отражающая общественное сознание дворянства пореформенной России? Николай Петрович и Павел Петрович - типы сознания дворянских интеллигентов. Характер Николая Петровича - созерцательный, мягкий. Это образованный и культурный человек, понимающий необходимость перемен в русской жизни. Он пытается не отстать от времени, быть терпимым к новому, даже понять новое. Но это ему далеко не всякий раз удается: он непрактичен, недостаточно тверд, настойчив и, видимо, недостаточно трудоспособен. Не лишен дворянских предрассудков: не женится на Фенечке, но в нем нет сословной спеси, допускает свободу суждений. Павел Петрович имеет более консервативные убеждения, гордится аристократическим происхождением, он вспыльчив, нетерпим, надменен. Тургенева эти герои интересуют не только с общественно-политической точки зрения, но и с общечеловеческой.

Поэтому роман начинается с описания конфликта семейного. Юношеский эгоизм Аркадия, бестактные замечания и советы отцу больно ранят Николая Петровича, огорчают дядю. Отцовская любовь помогает преодолеть непонимание, а сыновнее уважение не позволяет Аркадию заходить слишком далеко в резких суждениях и поступках.

На этом фоне происходит другое столкновение - Базарова и Павла Петровича. Оба придерживаются крайних взглядов на действительность, спорят не с целью найти истину, а доказать собственную правоту. Тургенев придает социальным противоречиям героев нравственный оттенок. Ведь речь идет о культурной преемственности в ходе исторической смены одних поколений другими. Юношеское отрицание может обернуться пренебрежением национальными традициями, историческим народным опытом.

В то же время и отцовская «нетерпимость к заносчивой самонадеянности молодых» оборачивается озлобленным неприятием всего нового, живого, приходящего на смену отжившему. В социальной непримиримой борьбе Тургенев увидел признаки возможной национальной трагедии, раскола нации, разрыва «связи времен», исторического тупика. Крайности опасны, поэтому в романе Базаров гибнет физически, Павел Петрович - духовно.

Образ Базарова в романе, его манеры, характер.

Действие романа начинает разворачиваться весной 1859 года. Центральный персонаж, Евгений Васильевич Базаров, выпускник университета, изучавший медицину, химию, биологию в Санкт-Петербурге, приезжает в имение отца своего студенческого товарища Аркадия Кирсанова.

Базаров попадает в уездное аристократическое общество, живущее старыми традициями и привычками. Базаров не аристократ, его отец - уездный лекарь, и сыну всего приходится добиваться самому, без поддержки и опоры на кого бы то ни было. Внешне Базаров не несет на себе никакой печати аристократизма: «...Человек высокого роста в длинном балахоне с кистями...»

Но если не аристократизм, то и не демократизм. Ни к внешности, ни к одежде не подходят определения «скромность» или «простота», скорее «экстравагантность». Автор, описывая своего героя, намеренно одел его в такой странный наряд и обозвал устами Павла Петровича Кирсанова «волосатым». В то время так характеризовали нигилиста.

«Нигилист м., нигилистка ж., ...радикал, революционер // По внешнему виду: студент и вообще «интеллигент», с длинными волосами, в очках, грязный...»

Базаров нисколько не стесняется, приехав в гости, он не идет «почиститься» с дороги и отказывается от осмотра отведенной ему комнаты, он сразу садится на диван и ждет, когда же принесут ужин. К еде нигилист неравнодушен.

«Поесть действительно не худо», - заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван. ...Базаров почти ничего не говорил, но ел много».

Сразу же освоившийся в деревне и быстро со всеми перезнакомившийся, энергичный, любознательный, но неопрятный и нагловатый, Базаров моментально вызывает отталкивающее чувство у Павла Петровича. Неприятное первое впечатление у Кирсанова усиливается, когда Базаров на следующий же день после приезда в Марьино опаздывает к завтраку, нарушая заведенный в доме порядок. Нигилист, не признающий никого, дает понять, что не только авторитеты для пего не играют никакой роли. Он выше «условностей» вообще и может не только держать себя независимо в чужом доме, но и смеяться над его обитателями.

«Это что?» - произнес с изумлением Базаров. «Это отец». - «Твой отец играет на виолончели?» - «Да». - «Да сколько твоему отцу лет?» - «Сорок четыре». Базаров вдруг расхохотался. «Чему же ты смеешься?» - «Помилуй! в сорок четыре года, человек, отец семейства, в...м уезде - играет на виолончели!»

Сколько бы лет ни было отцу Аркадия, смеяться над отцом в глаза сыну по меньшей мере неприлично. Однако для Базарова приличия и хорошие манеры лишь условности, он их не понимает или не замечает. Аркадий на первых порах молчит, зато угрозу чувствует Павел Петрович и пытается оградить себя и свой дом от несимпатичного и опасного гостя. Язвительный тон и упор на принципы, которые нельзя нарушать, противопоставляет он Базарову. Позднее к принципам добавится еще и дуэль как последнее средство.

Уже на второй день после приезда Базаров ведет себя почти по-хозяйски, входит в дом, «шагая через клумбы», запачканный грязью, с мешком лягушек для опытов, он ни о чем не спрашивает хозяев, просто уносит мешок в свою комнату и через некоторое время, как ни в чем не бывало, выходит вновь к столу и поспешно начинает пить чай. Неудивительно, что утонченному аристократу Павлу Петровичу Кирсанову все это не нравится (см. главу 6). Начинается спор, переходящий в открытую ссору. «Его [Павла Петровича] аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое». Базарову вообще свойственны такие черты характера, как невероятная самоуверенность и вера в свою непогрешимость. Сомнения в правильности собственных поступков крайне редко приходят ему в голову. Находчивый, критичный, довлеющий над собеседником, он держится независимо и гордо и судит всех своим отрицанием, при этом сам оставаясь неуязвимым для критики. Словно ревизор, Базаров сваливается как снег на голову и начинает ревизию: «Видел я все заведения твоего отца, - начал опять Базаров. - Скот плохой, и лошади разбитые. Строения тоже подгуляли, и работ ники смотрят отъявленными ленивцами; а управляющий либо дурак, либо плут, я еще не разобрал хорошенько».

«А я тогда буду готов согласиться с вами, - прибавил он, вставая, - когда вы представите мне хоть одно постановление в современном нашем быту, в семейном или общественном, которое не вызывало бы полного и беспощадного отрицания».

«А это заведение твоего отца тоже нравственное явление? - промолвил Базаров, ткнув пальцем на кабак, мимо которого они в это мгновение проходили» и т. п. С позиции автора романа «сперва гордость сатанинская, потом глумление» в сочетании с нежеланием слушать других свидетельствуют о «деспотизме» в душе. На деспотизм характера Базарова указывает Аркадий Кирсанов: «Я говорю, как умею... Да и наконец это деспотизм».

Потенциал разрушения в базаровском характере, его деспотизм скрыты до поры до времени. Лишь однажды, «вдали от света и людских взоров», Аркадий видит внезапно открывшуюся, искаженную злобой гримасу базаровского лица: «Лицо его друга показалось ему таким зловещим, такая нешуточная угроза почудилась ему в кривой усмешке его губ, в загоревшихся глазах, что он почувствовал невольную робость...»

«Учитель и ученики».

8. А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы братья;
10. ...и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос.
Евангелие от Матфея. Гл. 23.

Боготворят же Базарова кроме родителей два человека. Это Аркадий Кирсанов и Ситников. При всем своем пренебрежительном отношении к Ситникову Базаров не брезгует сходить с ним в гости к Кукшиной, но использует любую возможность для демонстрации своего превосходства над «учениками». Придя на завтрак, долго там сидит, занимаясь «больше шампанским». Когда четыре бутылки выпито и завтрак съеден, нигилист уходит, не прощаясь, полный презрения, зато сытый.

Люди недалекие и абсолютно неинтересные, Кукшина и Ситников, помимо бесплатных завтраков, для вполне определенной цели нужны Базарову, они - его будущая опора, камни пьедестала, на который ему предстоит взойти. Эту мысль «учитель» растолковывает Аркадию Кирсанову, до которого, как правило, все доходит с трудом: «Ты, брат, глуп еще, я вижу. Ситниковы нам необходимы. Мне, пойми ты это, мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!..» - «Эге-ге!.. - подумал про себя Аркадий, и тут только открылась ему на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия. - Мы, стало быть, с тобой боги? то есть - ты бог, а олух уж не я ли?» - «Да, - повторил угрюмо Базаров, - ты еще глуп».

Что за грандиозные планы он имеет, где и в каком качестве он собирается себя проявить, Базаров не уточняет, а на мгновение открывшаяся перед Аркадием «пропасть базаровского самолюбия» тут же снова закрывается. Базаров никому не раскрывает своих секретов, но известно, что он хочет стать «настоящим человеком». А настоящий человек тот, «о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть».

И даже умирая, он продолжает вспоминать о своей оставшейся невыполненной «миссии»: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! ...Я нужен России... Нет, видно, не нужен».

Базаров не собирался провести всю жизнь за микроскопом и с ланцетом в руках. Это сразу поняла Одинцова: «Возможно ли, чтобы вы удовольствовались такою скромною деятельностью, и не сами ли вы всегда утверждаете, что для вас медицина не существует. Вы - с вашим самолюбием - уездный лекарь!»

Амбициозного нигилиста не могла прельстить роль уездного лекаря. Базарову хотелось большего. Возможно, славы, заслуженных лавров и толпы благоговеющих передним «учеников»: «...Я, будущий лекарь, и лекарский сын, и дьячковский внук... Как Сперанский, - прибавил Базаров после небольшого молчания и скривил губы».

Правда, одного верного слушателя, не считая карикатурного Ситникова, уже удалось найти. Аркадий Кирсанов производит вполне приличное впечатление, он хорошо воспитан, а главное надежен, с ним не стыдно пойти на бал к губернатору. На балу Ситников и Кирсанов проявляют себя с наилучшей стороны.

Базаров, который не умеет танцевать, весь вечер проводит в обществе Ситникова. Аркадий Кирсанов же без подсказки со стороны расхваливает держащегося в тени «учителя», так что вконец заинтригованная Одинцова приглашает Базарова в гости. «Аркадий принялся говорить о своем приятеле. Он говорил о нем так подробно и с таким восторгом, что Одинцова обернулась к нему и внимательно на него посмотрела». Именно этого и ждал Базаров. Аркадий заслуживает похвалу старшего товарища: «Воображаю, как ты меня расписывал! Впрочем, ты поступил хорошо. Вези меня».

Дуэль.

Дуэлью с Павлом Петровичем Кирсановым завершается пребывание Базарова в Марьино. Павел Петрович, базаровский антагонист, нашел единственный способ борьбы с нигилизмом. Способ этот заключается в том, чтобы Базарова убить либо самому погибнуть, но погибнуть достойно, на дуэли. Ни холодное презрение, ни доводы рассудка, ни аппеляции к патриотическим чувствам и чувствам морали на Базарова не действуют. А равнодушным к нигилисту Кирсанов оставаться не может. Иначе чего стоят все его принципы? Базаров в глазах Павла Петровича является преступником, посягнувшим на самое святое - на основы государства и общества, на честь дворянина и на честь брата - и наказание преступника должен совершить именно дворянин от лица и во имя тех людей, которые эти основы и принципы создали и сохраняют. Кирсанов знает, что для Базарова ничего святого нет. Но дуэль - поединок чести, отклониться от него - значит опозорить себя, оказаться в глазах окружающих трусом. Базаров, отвергающий условности, поставлен перед необходимостью защищать свою позицию «по правилам». Заставить нигилиста играть по правилам - вот главное, чего добивался Павел Петрович.

Ему удается застать Базарова своим предложением врасплох. Базаров не ожидал такого удара и спохватился слишком поздно: «фу-ты, черт! как красиво и как глупо!.. А отказать было невозможно; ведь он меня, чего доброго, ударил бы, и тогда... (Базаров побледнел при одной этой мысли; вся его гордость так и поднялась на дыбы.)»

Базаров нервничает, он решает написать письмо отцу, потом передумывает. Уверенность в себе, его спокойствие и хладнокровие вдруг исчезают. Его посещают страхи в виде ночных кошмаров, над которыми раньше он бы только посмеялся: «...Павел Петрович представлялся ему большим лесом, с которым он все-таки должен был драться». На следующее утро Базаров держится молодцом, он, как и раньше, насмешливо-ироничен, «он не трусил», но на фоне немногословного Кирсанова Базаров излишне суетлив. Он явно не в своей тарелке.

Наконец, когда Кирсанов идет на Базарова, медленно поднимая пистолет, Базарову становится не по себе: «Он мне прямо в нос целит, - подумал Базаров, - и как щурится старательно, разбойник! Однако это неприятное ощущение. Стану смотреть на цепочку его часов...» «Неприятное ощущение», по терминологии Базарова, заставляет его отвести глаза. Любое чувство для Базарова ощущение: «Принципов вообще нет... - а есть ощущения».

В данном случае «неприятным ощущением» стал страх быть убитым, а умереть Базаров, как и полагается, безотчетно боится. Пуля пролетела мимо, Базаров жив и даже не ранен, но свои «ощущения» он больше не контролирует. И стреляет не целясь. Оставшись наедине с теряющим сознание, но готовым стреляться и дальше Павлом Петровичем, Базарову не остается ничего другого, как продолжать вести себя «благородно». Павел Петрович вполне удовлетворен: «Дуэль, если вам угодно, не возобновляется. Вы поступили благородно... сегодня, сегодня - заметьте».

В тоне, которым Базаров разговаривает с Павлом Петровичем, больше нет ни надменности, ни резкости. Странно звучит вопрос Базарова, вдруг вспомнившего о вежливости, не туго ли он перевязал Кирсанову раненую ногу.

Женщины Базарова.

«Базаров лег поздно, и всю ночь его мучили беспорядочные сны... Одинцова кружилась перед ним, она же была его мать, за ней ходила кошечка с черными усиками, и эта кошечка была Фенечка...»

Тургенев - большой мастер рассказывать сны. Словно специально для будущих фрейдистов автор «Отцов и детей» придумал этот сон. Был у Базарова Эдипов комплекс, или нет, сказать трудно. Но факт остается фактом, в ночь перед дуэлью Базарову снятся три женщины: мать, Одинцова и Фенечка. Значит, они ему не безразличны, да и не так уж мало места им троим отведено в романе.

Наименее подробно Тургенев говорит о матери главного героя - Арине Власьевне. Арина Власьевна была очень добра и, по-своему, вовсе не глупа. Набожная «русская дворяночка прежнего времени», «в молодости она была очень миловидна, играла на клавикордах и изъяснялась немного по-французски». Замуж она вышла «против воли» и всю свою любовь и ласку обратила на сына.

Со своей матерью повзрослевший и выучившийся в университете Базаров груб, даже подчеркнуто груб. Само присутствие матери его раздражает, и он старается поскорее от нее отделаться. И тем не менее способность любить у непримиримого нигилиста не исчезла совсем. Быть может, только благодаря матери он способен еще полюбить по-настоящему сильно.

Роковая женщина в жизни Базарова, Анна Сергеевна Одинцова, сумела на удивление быстро «укротить» Базарова. Уже при первом разговоре с Одинцовой Базаров разнервничался и вел себя «преувеличенно развязно». «Ломание Базарова в первые минуты посещения неприятно подействовало на нее (Одинцову), как дурной запах или резкий звук; но она тотчас же поняла, что он чувствовал смущение...» Одинцова больше слушает, чем говорит и наблюдает за собеседником. «Она навела речь на музыку, но, заметив, что Базаров не признает искусства, потихоньку возвратилась к ботанике...»

Следующая встреча происходит в усадьбе Одинцовой. Поначалу Базаров пытается испытанными приемами шокировать окружающих. С порога он просит дворецкого принести рюмку водки, чем вызывает у последнего «недоумение». Но вот, наконец, выходит Одинцова и берет «бразды правления» в свои руки:

«Я вас познакомлю с моей сестрою, она хорошо играет на фортепьяно. Вам, мсье Базаров, это все равно, но вы, мсье Кирсанов, кажется, любите музыку...»

Одинцова одновременно разлучает приятелей и указывает Базарову на его место в доме. Не хочешь слушать музыку, не слушай, но не мешай другим. Решения здесь принимает хозяйка, и Базарову ничего не остается, как рассматривать альбомы. «Какой я смирненький стал», - думал про себя Базаров» Чем меньше с ним спорили, тем больше становилась его неуверенность в себе, но и споры перестали его интересовать. Потому что и победа в споре не имела того значения, что раньше.

«Базаров говорил все это с таким видом, как будто в то же время думал про себя: «Верь мне или не верь, это мне все едино!»

Влюбленный, а потом отвергнутый нигилист мучительно переживает свою неудачу. И быстро и почти без труда «компенсирует» поражение у Одинцовой успехом у Фенечки. Ей Базаров нравится, он знает к ней подход, ловко играет на взаимной их антипатии к Павлу Петровичу. Миловидная, ласковая, но простоватая Фенечка («кошечка») напоминает мать Базарова в молодости. Ей вполне подошла бы роль жены уездного врача, роль, которую судьба готовит молодому нигилисту и которой он всеми силами стремится избежать.

Не очень умные или не очень красивые, или и то и другое вместе, «посредственности» в романе - Николай Петрович Кирсанов и Фенечка, Аркадий и Катя - устраивают свое семейное счастье, живут и рожают детей. А у ярких индивидуальностей вроде Базарова, Одинцовой, Павла Петровича почему-то ничего не получается в личной жизни. Видимо, сама природа этого не хочет.

Политические позиции Базарова.

В одном из долгих безнадежных споров, когда Павел Петрович пытается защитить и оправдать существующие порядки, его противник говорит о своей политической программе. Поскольку Базарову трудно в принципе что-либо доказать, а в любом деле, в любом общественном институте он находит изъяны и недостатки, логично спросить: что предлагается взамен? Видимо, реально действующие механизмы государства и общества Базаров хочет заменить на другие, идеальные, высоконравственные и справедливые. Но в том-то и дело, что он не знает, на какие именно, и ему приходится ограничиваться критикой: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, - промолвил Базаров. - В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем». - «Однако позвольте, - заговорил Николай Петрович. - Вы всё отрицаете, или, выражаясь точнее, вы всё разрушаете... Да ведь надобно же и строить». - «Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить».

Отрицанию подвергаются основные ценности демократии и парламентаризма, публичное право и гласность. Осмеянию и отрицанию подвергаются и правящая аристократия (слова «дрянь» и «аристократишко» употребляются вместе), и те, кем управляют, ибо крестьянской общине Базаров тоже отказывает в состоятельности. В двадцать шестой главе романа в диалоге Базарова и Аркадия звучит недвусмысленное: «мы драться хотим». Это и есть настоящее «дело», которым хочет заняться Базаров и его воинственно настроенные единомышленники-нигилисты. В программных заявлениях радикалов об этом говорилось открыто. «Таким образом, после периода сознавания известных идей и стремлений должен являться в обществе период их осуществления; за размышлениями и разговорами должно следовать дело».

Нигилизм по сути своей не может находиться в рамках закона. Он, объявивший обществу войну, автоматически оказывается вне общества, иначе говоря, общественным табу.

Базаров и народ

Базаров, если захочет, может найти с людьми общий язык, правда, не всегда и не со всеми, а с определенной категорией людей. В Базарове есть некая сила, замечает Тургенев, притягательная для «людей низших»: «...Базаров...владел особенным уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно». «Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал; они чувствовали, что он все-таки свой брат, не барин».

На первый взгляд все говорит в пользу того, что к Базарову потянутся «люди низшие». Но нет. Интерес к Базарову, больше напоминающий любопытство, скоро остывает, а его «небрежность» в общении больше отталкивает, чем притягивает, нарастающая же день ото дня хандра начинает производить впечатление «потусторонности».

В существующей деревенской иерархии Базарову не находится места. Слуги не считают его барином; слугой он никогда никому не был, он и не мужик, и не барин, и не сельский лекарь, как его отец. Он сам по себе, добровольный изгнанник, непонятый пророк. Базарова мужики сторонятся, на его вопросы «мужик либо не отвечал ничего», либо произносит нечто нечленораздельное. В конце концов, Базаров, еще физически здоровый, но болезненно-апатичный, скучающий, вдруг состарившийся, «со странной усталостью...во всех движениях», превращается в шута. «...умевший говорить с мужиками Базаров (как хвалился он в споре с Павлом Петровичем), этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового...»


Базаров - явление социологическое.

Автор далеко не случайно делает нигилистом человека «из народа». Не дворяне Кирсановы, не Аркадий или соседский помещик становится нигилистом, а человек вполне определенного образовательного и культурного уровня, «разночинец». Воспринявший новые и без того довольно грубые материалистические теории, Базаров огрубляет их еще больше, доводя почти до абсурда. Но самое печальное заключается в том, что он эти теории реализует на практике. Новые философские и научные идеи не «интегрируются» гармонично в старую систему, а противопоставляются ей. У Базарова отсутствует определенная традиция мышления. И с этой точки зрения происхождение героя «из народа» играет огромную роль.

Тургенев не видел в будущем места таким личностям, как Базаров, и, наоборот, «постарался», чтобы дворянская ветвь не исчезла, а у Кирсановых появились наследники. С его точки зрения, фигуры, подобные Базарову, обречены; ранняя смерть героя имеет в романе чисто символическое значение. Неудавшемуся пророку, находящемуся в глубокой депрессии, Базарову суждено умереть нелепой смертью, порезав палец. В самом «способе убийства» нигилиста заключена трагическая ирония. Разложивший законы природы по полочкам Базаров умирает от не подчиняющейся никаким законам слепой случайности. Врач-немец, олицетворение науки, в котором отец Базарова видит последнюю надежду, не в состоянии помочь.

«...Никто, кажется, не подозревает, что я попытался в нем представить трагическое лицо...» - писал о своем герое сам автор.

Естественно-научные и философские взгляды Базарова.

Безусловно, одаренный от природы и образованный главный герой романа имеет полное представление о положении дел в тогдашней науке. Он может дать дельный совет, будь то область биологии, ботаники, сельского хозяйства или медицины. Он - практик. Различные области знаний для него - ремесла, каждое из которых можно изучить и быть в этом деле «мастером». Он при случае может порекомендовать нужную книгу или учебник. В письме к К.К. Случевскому Тургенев объясняет: «Штофф унд Крафт» он рекомендует именно как популярную, т.е. пустую книгу...»

Более грамотный, нежели многие нигилисты того времени, Базаров понимает цену теориям Бюхнера. Экспериментируя на лягушках, он старается найти закономерности, общие для всех живых организмов. Этим путем шла в то время наука, и базаровские опыты лишний раз подтверждают, что главный герой романа описан по возможности объективно. Именно такие эксперименты должен был ставить в середине XIX века естествоиспытатель.

В то же время Базарову абсолютно неинтересна «индивидуальность» живых организмов, будь то растения, жуки, лягушки или люди. Своих пациентов доктор Базаров называет «человеческими экземплярами» и лечит их примерно так же, как в мастерской чинят машины, заменяя одни детали на другие. Впрочем, сама природа для Базарова «не храм, а мастерская». «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой»

Философские взгляды Базарова базируются на грубом материализме, вся философия сводится к постулатам, согласно которым окружающие человека явления, процессы, объекты могут быть полностью объяснены с позиций науки. Феномены сознания имеют физическую природу как результат воздействия внешних и внутренних раздражителей на центральную нервную систему.

Вопрос о познаваемости мира решен однозначно: мир познаваем. И Базаров познает его, расчленяя пока только лягушек на составные части. Другой философии для Базарова не существует.

Базаров и равнодушная природа.

«- Конечно, - промолвил Аркадий, - но что за чудный день сегодня! - Для твоего приезда, душа моя. Да, весна в полном блеске. А впро чем, я согласен с Пушкиным - помнишь, в Евгении Онегине: Как грустно мне твое явленье, Весна, весна, пора любви! Какое...

Уже в самом начале романа возникающая идиллическая картина разрушается грубой базаровской репликой. Признающий исключительно рациональное, Базаров считает любое природное явление совокупностью физических и химических процессов. Следует отметить, что рационалистический подход к окружающей природе был в то время во многом обусловлен бурным развитием промышленности в Европе и Америке середины XIX века.

Такой подход, естественно, должен вызывать ответную реакцию со стороны природы, она становится холодной, равнодушной, мертвой. Тургенев использует образ «равнодушная природа» во многих своих произведениях.

Вот замелькали звезды... Боже мой!
Как равнодушна, как нема природа!
Как тягостны стремительной, живой
Душе - ее законная свобода,
Ее порядок, вечность и покой!
(И.С.Тургенев. «Андрей»)

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять!
(И.С. Тургенев. «Дневник лишнего человека»)

Проблема взаимоотношений между отцами и детьми вечна. Причина её кроется в различиях жизненных взглядов . У каждого поколения своя истина, и понять друг друга крайне сложно, а порой и желание отсутствует. Противопоставление мировоззрений – это основа произведения Отцы и дети, краткое содержание, которого мы и рассмотрим.

Вконтакте

О произведении

Создание

Идея создания произведения «Отцы и дети» возникла у писателя Ивана Тургенева в августе 1860 года . Автор пишет графине Ламберт о намерении написать новую большую повесть. Осенью он отправляется в Париж, а в сентябре пишет Анненкову об окончательном составлении плана и серьезных намерениях в создании романа. Но трудится Тургенев довольно медленно и сомневается в хорошем результате. Однако получив одобрительное мнение от литературного критика Боткина, планирует завершить творение уже весной.

Начало зимы – период активной работы писателя, в течение трех недель третья часть произведения была написана. Тургенев просил в письмах подробно описывать то, как обстоят дела в жизни России. Это происходило перед , и чтобы быть посвященным в события страны, Иван Сергеевич решает вернуться.

Внимание! История написания закончилась 20 июля 1861 года, когда автор находился Спасском. Осенью Тургенев снова отправляется во Францию. Там во время встречи он показывает своё творение Боткину и Случевскому и получает множество замечаний, которые подталкивают его к внесению изменений в текст.

Весной следующего года роман публикуют в журнале «Русский вестник» и он сразу же стал объектом полемического обсуждения. Споры не утихали и после кончины Тургенева.

Жанр и количество глав

Если охарактеризовать жанр произведения, то «Отцы и дети» — это роман из 28 глав , показывающий общественно – политическую ситуацию в стране перед отменой крепостничества.

Основная идея

О чем же идет речь? В своем творении «отцы и дети» Тургенев описывает противоречие и непонимание разных поколений , а также хочет обнаружить выход из сложившейся ситуации, пути избавления от проблемы.

Борьба двух лагерей является противостоянием всего устоявшегося и кардинально нового, эпохи демократов и аристократов , или беспомощности и целеустремленности.

Тургенев пытается показать то, что настало время перемен и вместо людей устарелого строя, дворян, приходят активные, энергичные и молодые люди. Старый строй изжит, а новый пока не сформирован . Роман «Отцы и дети» показывает нам рубеж эпох, когда общество находится в смятении и неспособно жить ни по — старым канонам, ни по новым.

Новое поколение в романе представляет Базаров, вокруг которого и происходит конфронтация «отцов и детей». Он представитель целой плеяды молодого поколения, для которых полное отрицание всего стало нормой. Для них неприемлемо все старое, но привнести что-то новое они не могут .

Между ним и старшим Кирсановым ярко показан конфликт мировоззрений: грубый и прямолинейный Базаров и манерный и изысканный Кирсанов. Образы, описываемые Тургеневым, многосторонни и неоднозначны. Отношение к миру совсем не приносит Базарову счастья. Перед обществом им было обозначено свое предназначение – борьба со старыми устоями , но привнесение на их место новых идей и взглядов его не волнует.

Тургенев сделал это неспроста, тем самым показывая, что перед крушением чего-то устоявшегося требуется найти этому достойную замену. Если альтернатива отсутствует, то даже то, что было предназначено для положительного решения проблемы, сделает только хуже.

Конфликт поколений в романе «Отцы и дети».

Герои романа

Основными героями «Отцы и дети» являются:

  • Базаров Евгений Васильевич. Молодой студент , постигающий профессию врача. Придерживается идеологии нигилизма, ставит под сомнения либеральные взгляды Кирсановых и традиционные взгляды собственных родителей. В конце произведения влюбляется в Анну, и его взгляды отрицания всего на свете меняет любовь. Станет сельским лекарем, из-за собственной невнимательности получит заражение тифом и умрет.
  • Кирсанов Николай Петрович. Является отцом Аркадия , вдовцом. Помещик. Проживает в имении вместе с Фенечкой, женщиной-простолюдинкой, к которой испытывает и стыдится этого, но затем берет ее в жены.
  • Кирсанов Павел Петрович. Является старшим братом Николая. Он офицер в отставке , представитель привилегированного слоя , горд и уверен в себе, разделяет идеи либерализма. Часто участвует в спорах с Базаровым на самые разные темы: искусство, наука, любовь, природа и прочее. Ненависть к Базарову перерастает в дуэль, инициатором которой он сам и являлся. На дуэли его ранят, к счастью ранение окажется легким.
  • Кирсанов Аркадий Николаевич. Является сыном Николая . Кандидат наук при университете. Как и его друг Базаров — нигилист. В конце книги от своего мировоззрения откажется.
  • Базаров Василий Иванович. Является отцом главного героя , был хирургом в армии. Врачебную практику не оставил. Проживает в имении своей жены. Образованный, понимает, что проживая в селе, он оказался отрезан от современных идей. Консерватор, религиозен.
  • Базарова Арина Власьевна. Является матерью главного героя . Ей принадлежит имение Базаровых и пятнадцать крепостных. Суеверная, набожная, мнительная, чувствительная женщина. Безгранично любит сына, и переживает из-за того, что тот отрекся от веры. Сама – последовательница православной веры.
  • Одинцова Анна Сергеевна. Является вдовой, богата . В своем имении принимает друзей, придерживающихся нигилистических взглядов. Ей симпатичен Базаров, но после его признания в любви, взаимности не наблюдается. На первый план ставит спокойную жизнь, в которой отсутствуют волнения.
  • Катерина. Сестра Анны Сергеевны , но в отличии нее, тиха и незаметна. Занимается игрой на клавикорде. Аркадий Кирсанов проводит с ней много времени, при этом он страстно влюблен в Анну. Затем он осознает, что любит именно Катерину и женится на ней.

Прочие герои:

  • Фенечка. Дочь экономки младшего брата Кирсанова. После того, как мать умерла, стала его любовницей и родила от него сына.
  • Ситников Виктор. Является нигилистом и знакомым Базарова.
  • Кукшина Евдокия. Знакомая Виктора, нигилистка.
  • Колязин Матвей Ильич. Является городским чиновником.

Главные герои романа «Отцы и дети».

Сюжет

Отцы и дети краткое содержание представлено ниже.1859 – год , когда начинается действие романа.

Молодые люди прибыли в Марьино и проживают в доме братьев Николая и Павла Кирсановых. Старший Кирсанов и Базаров не находят общего языка, и частые конфликтные ситуации принуждают Евгения уехать в другой город N. Туда же отправляется и Аркадий. Там они общаются с городской молодежью (Ситниковой и Кукшиной), которая придерживается нигилистических взглядов .

На губернаторском балу они проводят знакомство с Одинцовой , а затем едут в её имение, Кукшиной суждено остаться в городе. Одинцова отвергает признание в любви, и Базарову приходится покинуть Никольское. Он и Аркадий отправляются в родительский дом и гостят там. Евгению не нравится излишняя забота родителей, он решает оставить Василия Ивановича и Арину Власьевну, и

Действие романа Отцы и дети происходит в 1859 году, накануне отмены в России крепостного права. Тургенев стремится показать изменения в обществе на примере образа главного героя - Евгения Васильевича Базарова .

Он - студент-медик, учится на хирурга. Режет лягушек, готовясь резать живых людей. Профессия врача автоматически ставит его выше других людей: он не витает в облаках, не предается философии, а занимается строго практическим делом. По сути, это еще один типичный герой своего времени - времени, когда происходят сдвиги в людском сознании. Базаров - нигилист (он не верит ни во что). Это вызвано тем, что старые ценности, которыми жило поколение их отцов, уже потеряли актуальность. А новые еще не успели появиться. Таким образом возникло поколение, которое способно было лишь разрушать прежние принципы, не создавая ничего взамен. Базаров отрицает эстетику, высокие проявления любви, поэзию...

Но Тургенев показывает, что идеи нигилистов могут разрушиться под влиянием сильных эмоций. Базаров влюбляется в Анну Одинцову, хотя сам презирает себя за это. В итоге Базаров умирает едва ли не из-за своей любви: думая об Одинцовой во время операции, он порезал руку и заразился. Но на самом деле, умирает он из-за своей ненадобности: он, как и прочие нигилисты, не нужен России. Следовательно, и жить незачем. Базаров - еще один сверхчеловек, который в итоге становится лишним.

Одна из главных идей романа - примирение всех сословий и всех поколений. Тургенев считает, что Россия может стать счастливой лишь в этом случае, иначе начнутся бесконечный конфликты.

Проблема отцов и детей в романе

Такой пример в романе: споры Базарова с братьями Кирсановыми, конфликт героев 1830-х и 1850-х годов. Здесь мы можем видеть отсылку к Герою нашего времени: Павел Петрович Кирсанов - это своего рода выживший, постаревший Печорин, идеалы которого никому не интересны в новую эпоху. У них не может быть примирения с Базаровым, однако так и не понятно, кто победит в этом споре. Но Базаров становится романтическим героем, участвует в дуэли с Кирсановым. Выходит, где-то глубоко в нем все же живет романтическая культура прошлого поколения, которая дает о себе знать.

Другой герой романа - Аркадий Кирсанов , друг Базарова. Он считает себя его последователем и также нигилистом, однако в Аркадии нигилизм напускной. Выясняется, что им не по пути. Аркадий не готов умереть во имя отрицаний и идеалов, он человек либеральный. Ему хочется простого личного счастья, которое он получает в романе с Катенькой Локтевой.

Женщина-нигилистка Анна Одинцова - персона неординарная. Она похожа на Базарова - эгоистка, она тоже считает себя выше других. Но она не любит его, хоть и заинтересована интересным человеком. Цель ее жизни - сохранить собственное душевное спокойствие, а Базаров может ее потревожить. А Одинцова привыкла жить так, как нравится только ей. Ни один из них не готов идти на уступки, поэтому и речи быть не может о союзе.

Главная идея романа , как было сказано выше, состоит в том, что невозможно жить во всеобщей вражде. Необходимо вырабатывать новую, удобную для всех идеологию, иначе людей ждет лишь смерть.

Роман стал знаковым для своего времени, а образ главного героя Евгения Базарова был воспринят молодёжью как пример для подражания. Такие идеалы как бескомпромиссность, отсутствие преклонения перед авторитетами и старыми истинами, приоритет полезного над прекрасным, были восприняты людьми того времени и нашли отражение в мировоззрении Базарова .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Действия в романе происходят летом 1859 года , то есть накануне крестьянской реформы 1861 года .

    Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов приезжают в Марьино и некоторое время гостят у Кирсановых (отца Николая Петровича и дяди Павла Петровича). Напряжённые отношения со старшими Кирсановыми заставляют Базарова покинуть Марьино и отправиться в губернский город *** . Аркадий едет с ним. Базаров с Аркадием проводят время в компании местной «прогрессивной» молодёжи - Кукшиной и Ситникова. Затем на балу у губернатора знакомятся с Одинцовой. Базаров с Аркадием едут в Никольское, имение Одинцовой, в городе остаётся уязвлённая ими госпожа Кукшина. Базаров и Аркадий, увлечённые Одинцовой, проводят некоторое время в Никольском. После неудачного объяснения в любви испугавший Одинцову Базаров вынужден уехать. Он едет к своим родителям (Василию и Арине Базаровым), вместе с ним едет Аркадий. Базаров вместе с Аркадием гостит у своих родителей. Устав от проявлений родительской любви, Базаров оставляет обескураженных отца и мать, и вместе с Аркадием едет назад в Марьино. По дороге они нечаянно заезжают в Никольское, но, встретив холодный приём, возвращаются в Марьино. Базаров живёт некоторое время в Марьине. Нахлынувший порыв страсти выплескивается в поцелуй с Фенечкой, матерью внебрачного сына Николая Петровича Кирсанова, и из-за неё стреляется на дуэли с Павлом Петровичем. Аркадий, возвратившись в Марьино, один уезжает в Никольское и остаётся у Одинцовой, всё более и более увлекаясь её сестрой Катей. Окончательно испортив отношения со старшими Кирсановыми, Базаров тоже едет в Никольское. Базаров извиняется перед Одинцовой за свои чувства. Одинцова принимает извинения, и несколько дней Базаров проводит в Никольском. Аркадий объясняется Кате в любви. Навсегда простившись с Аркадием, Базаров вновь возвращается к своим родителям. Живя у родителей, Базаров помогает отцу лечить больных и умирает от заражения крови , случайно порезавшись при вскрытии умершего от тифа человека. Перед смертью последний раз видится с Одинцовой, которая приезжает к нему по его просьбе. Аркадий Кирсанов женится на Кате, а Николай Петрович - на Фенечке. Павел Петрович навсегда уезжает за границу.

    Главные герои

    • Евгений Васильевич Базаров - нигилист , студент, учится на лекаря. В нигилизме он - наставник Аркадия, протестует против либеральных идей братьев Кирсановых и консервативных взглядов своих родителей. Революционер -демократ, разночинец . К концу романа он влюбляется в Одинцову, изменяя свои нигилистические взгляды на любовь. Любовь оказалась испытанием для Базарова, он понимает, что в нем живет явный романтик - он даже объясняется в любви Одинцовой. В конце книги работает сельским лекарем. Вскрывая умершего от тифа мужика, сам заражается по невнимательности. После смерти над ним совершают религиозный обряд.
    • Николай Петрович Кирсанов - помещик , либерал, отец Аркадия, вдовец . Любит музыку и поэзию . Интересуется прогрессивными идеями, в том числе в сельском хозяйстве . В начале романа он стыдится своей любви к Фенечке, женщине из простого народа, но затем женится на ней.
    • Павел Петрович Кирсанов - старший брат Николая Петровича, отставной офицер, аристократ , гордый, самоуверенный, ярый приверженец либерализма. Часто спорит с Базаровым о любви, природе, аристократии, искусстве, науке. Одинок. В молодости пережил трагическую любовь. Видит в Фенечке Княгиню Р., в которую был влюблен. Ненавидит Базарова и вызывает его на дуэль , на которой получает лёгкое ранение в бедро.
    • Аркадий Николаевич Кирсанов - сын первой жены Николая Петровича - Марии. Недавний кандидат наук Санкт-Петербургского университета и друг Базарова. Становится нигилистом под влиянием Базарова, но затем отказывается от этих идей.
    • Василий Иванович Базаров - отец Базарова, отставной армейский хирург . Небогат. Управляет имением жены. В меру образован и просвещён, чувствует, что сельская жизнь оставила его в изоляции от современных идей. Придерживается в целом консервативных взглядов, религиозен, безмерно любит сына.
    • Арина Власьевна - мать Базарова. Именно ей принадлежит деревушка Базаровых и 15 душ крепостных крестьян . Набожная последовательница православия . Очень суеверна. Мнительна и сентиментально-чувствительна. Любит своего сына, глубоко обеспокоена его отречением от веры.
    • Анна Сергеевна Одинцова - богатая вдова, которая принимает друзей-нигилистов в своём имении. Симпатизирует Базарову, но после его признания не отвечает взаимностью. Считает спокойную жизнь без волнений важнее всего, в том числе важнее любви.
    • Катерина (Екатерина Сергеевна Локтева ) - сестра Анны Сергеевны Одинцовой, тихая, незаметная в тени сестры девушка, играет на клавикордах . С ней Аркадий проводит много времени, изнывая от любви к Анне. Но позже осознает свою любовь именно к Кате. В конце романа Екатерина выходит замуж за Аркадия.

    Другие герои

    • Виктор Ситников - знакомый Базарова и Аркадия, приверженец нигилизма. Принадлежит к тому разряду «прогрессистов», которые отвергают любые авторитеты, гоняясь за модой на «свободомыслие». Он толком ничего не знает и не умеет, однако в своем «нигилизме» оставляет далеко за собой и Аркадия, и Базарова. Базаров Ситникова откровенно презирает.
    • Евдоксия Кукшина - знакомая Ситникова, которая, как и он, является псевдоприверженцем нигилизма.
    • Фенечка (Федосья Николаевна) - дочь экономки Николая Петровича - Арины Савишны. После смерти матери стала любовницей барина и матерью его ребенка. Становится поводом для дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым, так как Базаров, застав Фенечку одну, крепко целует её, а случайным свидетелем поцелуя становится Павел Петрович, которого до глубины души возмущает поступок «этого волосатого», он особенно негодует ещё и потому, что и сам не вполне равнодушен к возлюбленной брата. В конце Фенечка стала женой Николая Петровича Кирсанова.
    • Дуняша - служанка при Фенечке.
    • Петр - слуга Кирсановых.
    • Княгиня Р. (Нелли) - возлюбленная Павла Петровича Кирсанова.
    • Матвей Ильич Колязин - чиновник в Городе ***.
    • Сергей Николаевич Локтев - отец Анны Сергеевны Одинцовой и Катерины. Известный аферист и игрок , после 15 лет жизни в Москве и Петербурге, «проигрался в прах» и вынужден был поселиться в деревне.
    • Княжна Авдотья Степановна - тётка Анны Сергеевны Одинцовой, злая и чванная старуха. После смерти отца Анна Сергеевна поселила её у себя. В конце романа умирает, «забытая в самый день смерти».
    • Тимофеич - приказчик Василия Ивановича Базарова, бывший дядька Евгения Базарова. Потёртый и проворный старичок с выцветшими жёлтыми волосами.

    Экранизации романа

    • 1915г - Отцы и дети (реж.

    Роман Тургенева «Отцы и дети» был написан в 1861 году. Ему сразу же было суждено стать символом эпохи. Автор особенно четко выразил проблему взаимоотношения двух поколений.

    Для понимания сюжета произведения предлагаем прочитать «Отцы и дети» в кратком содержание по главам. Пересказ выполнен учителем русской литературы, в нем отражены все важные моменты произведения.

    Среднее время чтения – 8 минут.

    Главные герои

    Евгений Базаров – молодой мужчина, студент-медик, яркий представитель нигилизма, течения, когда человек отрицает все на свете.

    Аркадий Кирсанов – недавний студент, приехавший в имение родителей. Под влиянием Базарова увлекается нигилизмом. В конце романа понимает, что не может так жить и отказывается от идеи.

    Кирсанов Николай Петрович – помещик, вдовец, отец Аркадия. Живет в имении с Фенечкой, которая родила ему сына. Придерживается передовых идей, любит поэзию и музыку.

    Кирсанов Павел Петрович – аристократ, бывший военный. Брат Николая Кирсанова и дядя Аркадия. Яркий представитель либералов.

    Базаров Василий Иванович – армейский хирург в отставке, отец Евгения. Живет в имении жены, небогат. Занимается врачебной практикой.

    Базарова Арина Власьевна – мать Евгения, набожная и очень суеверная женщина. Малообразованна.

    Одинцова Анна Сергеевна – богатая вдова, которая симпатизирует Базарову. Но спокойствие в своей жизни ценит больше.

    Локтева Катя – сестра Анны Сергеевны, скромная и тихая девушка. Выходит замуж за Аркадия.

    Другие персонажи

    Фенечка – молодая женщина, у которой есть маленький сын от Николая Кирсанова.

    Виктор Ситников – знакомый Аркадия и Базарова.

    Евдокия Кукшина – знакомая Ситникова, разделяющая убеждения нигилистов.

    Матвей Колязин – городской чиновник

    Глава 1.

    Действие начинается весной 1859 года. На постоялом дворе мелкий помещик Кирсанов Николай Петрович ждет приезда своего сына. Он вдовец, живет в небольшом имении и имеет 200 душ. В молодости ему прочили карьеру военного, но небольшая травма ноги ему помешала. Он отучился в университете, женился и стал жить в деревне. Через 10 лет после рождения сына, у него умирает жена, и Николай Петрович с головой уходит в хозяйство и воспитание сына. Когда Аркадий вырос, отец отправил его в Петербург учиться. Там он прожил с ним три года и снова вернулся в свою деревню. Он очень волнуется перед встречей, тем более, что сын едет не один.

    Глава 2.

    Аркадий знакомит отца с другом и просит с ним не церемониться. Евгений – человек простой, и можно его не стесняться. Базаров решает ехать в тарантасе, а Николай Петрович с Аркадием усаживаются в коляску.

    Глава 3.

    Во время пути отец никак не может успокоить свою радость от встречи с сыном, все время старается его обнять, расспрашивает о друге. Аркадий немного стесняется. Он пытается показать свое равнодушие и разговаривает развязным тоном. Он все время оборачивается на Базарова, как будто боится, что тот услышит его размышления о красоте природы, о том, что ему интересны дела в имении.
    Николай Петрович рассказывает, что имение не изменилось. Немного запинаясь, он сообщает сыну, что с ним живет девушка Феня, и тут же спешит сказать, что она может уехать, если Аркадий этого захочет. Сын отвечает, что это необязательно. Оба чувствуют неловкость и меняют тему разговора.

    Разглядывая запустение, царившее кругом, Аркадий думает о пользе преобразований, но как их воплотить в жизнь он не понимает. Разговор плавно перетекает на красоту природы. Кирсанов старший пытается декламировать стихотворение Пушкина. Его перебивает Евгений, который просит у Аркадия закурить. Николай Петрович замолкает и молчит уже до конца пути.

    Глава 4.

    У барского дома их никто не встретил, только старый слуга и показавшаяся на миг девочка. Выйдя из экипажа, старший Кирсанов ведет гостей в гостиную, куда просит слугу подать обед. В дверях они сталкиваются с красивым и очень ухоженным пожилым человеком. Это старший брат Николая Кирсанова, Павел Петрович. Его безупречный вид сильно выделяется на фоне неопрятно выглядевшего Базарова. Состоялось знакомство, после которого молодые люди отправились привести себя в порядок перед обедом. Павел Петрович в их отсутствие начинает спрашивать брата о Базарове, внешний вид которого ему не понравился.

    Во время еды, разговор не клеился. Все говорили мало, особенно Евгений. После еды, все сразу разошлись по своим комнатам. Базаров рассказал Аркадию свои впечатления от встречи с его родственниками. Они быстро уснули. Братья Кирсановы еще долго не спали: Николай Петрович все думал о сыне, Павел Петрович смотрел задумчиво на огонь, а Фенечка смотрела на своего маленького спящего сына, отцом которого был Николай Кирсанов. Краткое содержание романа «Отцы и дети» не передает всех тех чувств, которые переживают герои.

    Глава 5.

    Проснувшись раньше всех, Евгений отправляется на прогулку изучать окрестности. За ним увязываются мальчишки и все отправляются на болото ловить лягушек.

    Кирсановы собираются на веранде пить чай. Аркадий отправляется к сказавшейся больной Фенечке, узнает о существовании маленького брата. Он радуется и пеняет отцу на то, что тот скрыл факт рождения еще одного сына. Николай Кирсанов растроган и не знает, что ответить.

    Старших Кирсановых интересует отсутствие Базарова и Аркадий рассказывает о нем, говорит о том, что он нигилист, человек, который не принимает принципов на веру. Вернулся Базаров с лягушками, которых отнес в комнату для опытов.

    Глава 6.

    Во время совместного утреннего чая, в компании разгорается нешуточный спор между Павлом Петровичем и Евгением. Оба не стараются скрыть своей неприязни друг к другу. Николай Кирсанов пытается перевести разговор в другое русло и просит Базарова помочь ему с выбором удобрений. Тот соглашается.

    Чтоб как-то изменить насмешки Евгения в адрес Павла Петровича, Аркадий решает рассказать другу его историю.

    Глава 7.

    Павел Петрович был военным. Женщины его обожали, а мужчины завидовали. В 28 лет его карьера только начиналась, и он мог далеко пойти. Но Кирсанов влюбился в одну княгиню. У нее не было детей, но был старый муж. Она вела жизнь ветреной кокетки, но Павел сильно влюбился и не мог без нее жить. После расставания он очень страдал, бросил службу и 4 года ездил за ней по всему свету.

    Вернувшись на родину, он попытался вести такой же образ жизни, как и раньше, но, узнав о смерти своей возлюбленной, уехал в деревню к брату, который в это время стал вдовцом.

    Глава 8.

    Павел Петрович не знает чем себя занять: присутствует при разговоре управляющего и Николая Кирсанова, заходит к Фенечке посмотреть на маленького Митю.

    История знакомства Николая Кирсанова и Фенечки: три года назад он встретил ее в трактире, где дела у нее и ее матери шли плохо. Кирсанов забрал их в поместье, влюбился в девушку, а после смерти ее матери стал с ней жить.

    Глава 9.

    Базаров знакомится с Фенечкой и ребенком, говорит, что он врач, и, если возникнет необходимость, они могут без стеснения к нему обращаться. Услышав, как Николай Кирсанов играет на виолончели, Базаров смеется, чем вызывает неодобрение Аркадия.

    Глава 10.

    За две недели к Базарову все привыкли, но относились по-разному: дворовые его любили, Павел Кирсанов – ненавидел, а Николай Петрович сомневался в его влиянии на сына. Однажды, он подслушал разговор Аркадия и Евгения. Базаров назвал его отставным человеком, чем очень обидел. Николай пожаловался брату, который решил дать отпор молодому нигилисту.

    Неприятный разговор произошел во время вечернего чаепития. Назвав одного помещика «дрянь аристократишка», Базаров вызвал недовольство старшего Кирсанова, который стал утверждать, что следуя принципам, человек приносит пользу обществу. Евгений в ответ обвинил его в том, что он также живет бессмысленно, как и другие аристократы. Павел Петрович возразил, что нигилисты, своим отрицанием, только усугубляют положение в России.

    Разгорелся нешуточный спор, который Базаров назвал бессмысленным и молодые люди удалились. Николай Петрович внезапно вспомнил, как давным-давно, будучи таким же молодым, поссорился с матерью, которая его не понимала. Теперь такое же непонимание возникло между ним и его сыном. Параллель отцы и дети – главное, на что обращает внимание автор.

    Глава 11.

    Перед тем, как отправиться спать, все обитатели имения были заняты своими размышлениями. Николай Петрович Кирсанов уходит в любимую беседку, где вспоминает жену и размышляет о жизни. Павел Петрович смотрит в ночное небо и думает о своем. Базаров предлагает Аркадию поехать в город и посетить старого друга.

    Глава 12.

    Друзья уехали в город, где провели время в компании друга семьи Базаровых Матвея Ильина, посетили губернатора и получили приглашение на бал. Давний знакомый Базарова Ситников пригласил их в гости к Евдокии Кукшиной.

    Глава 13.

    В гостях у Кукшиной им не понравилось, так как хозяйка выглядела неопрятно, вела бессмысленные разговоры, задавала кучу вопросов, но не ждала на них ответов. В разговоре постоянно перескакивала с предмета на предмет. Во время этого визита вперве прозвучало имя Одинцовой Анны Сергеевны.

    Глава 14.

    Приехав на бал, друзья знакомятся с Одинцовой, милой и привлекательной женщиной. Она проявляет внимание к Аркадию, расспрашивая его обо всем. Он рассказывает о своем друге и Анна Сергеевна приглашает их в гости.

    Одинцова заинтересовала Евгения своей непохожестью на остальных женщин, и он согласился на визит к ней.

    Глава 15.

    Друзья приезжают в гости к Одинцовой. Встреча произвела впечатление на Базарова и он, неожиданно, сконфузился.

    История Одинцовой производит впечатление на читателя. Отец девушки проигрался и умер в деревне, оставив двум дочерям разорившееся имение. Анна не растерялась и взялась за хозяйство. Встретила своего будущего мужа и прожила с ним 6 лет. Потом он умер, оставив молодой жене свое состояние. Она не любила городского общества и чаще всего жила в имении.

    Базаров вел себя не так как всегда, чем очень удивлял своего друга. Он много говорил, рассуждал о медицине, ботанике. Анна Сергеевна охотно поддерживала разговор, так как разбиралась в науках. К Аркадию она отнеслась как к младшему брату. В конце разговора она пригласила молодых людей к себе в имение.

    Глава 16.

    В Никольском Аркадий и Базаров познакомились с другими обитателями. Сестра Анны Катя была застенчива, играла на фортепьяно. Анна Сергеевна много разговаривала с Евгением, гуляла с ним в саду. Аркадий, которому она нравилась, видя ее увлечение другом, немного ревновал. Между Базаровым и Одинцовой зарождалось чувство.

    Глава 17.

    Во время проживания в имении, Базаров стал меняться. Он влюбился, несмотря на то, что считал это чувство романтической билебердой. Он не мог от нее отвернуться и представлял ее в своих объятиях. Чувство было взаимным, но они не желали открываться друг другу.

    Базаров встречает управляющего своего отца, который рассказывает, что его ждут родители, они волнуются. Евгений сообщает об отъезде. Вечером между Базаром и Анной Сергеевной происходит разговор, где они пытаются понять, что каждый из них мечтает получить от жизни.

    Глава 18.

    Базаров признается Одинцовой в любви. В ответ он слышит: «Вы меня не поняли,» и чувствует себя крайне неловко. Анна Сергеевна считает, что без Евгения ей будет спокойнее и не принимает его признания. Базаров принимает решение уехать.

    Глава 19.

    Произошел не совсем приятный разговор между Одинцовой и Базаровым. Он сообщил ей, что уезжает, остаться может только при одном условии, но оно – несбыточное и Анна Сергеевна его никогда не полюбит.

    На следующий день Аркадий и Базаров уезжают к родителям Евгения. Прощаясь, Одинцова выражает надежду на встречу. Аркадий замечает, что друг сильно изменился.

    Глава 20.

    В доме старших Базаровых их приняли хорошо. Родители очень обрадовались, но зная, что сын не одобряет такое проявление чувств, старались держаться сдержаннее. Во время обеда отец рассказывал, как он ведет хозяйство, а мать только и смотрела на сына.

    После ужина Евгений отказался поговорить с отцом, сославшись на усталость. Однако, он не уснул до утра. В романе «Отцы и дети» описание отношений между поколениями показано лучше, чем в других произведениях.

    Глава 21

    В доме родителей Базаров пробыл совсем мало, так как ему было скучно. Он считал, что своим вниманием они мешают ему работать. Между друзьями произошел спор, который почти перерос в ссору. Аркадий пытался доказать, что так жить нельзя, Базаров не соглашался с его мнением.

    Родители, узнав о решении Евгения уехать, сильно расстроились, но старались не показывать своих чувств, особенно отец. Он успокоил сына, что раз надо уехать, значит надо это сделать. После отъезда родители остались одни и сильно переживали, что сын их бросил.

    Глава 22.

    По дороге Аркадий решил завернуть в Никольское. Друзей встретили очень холодно. Анна Сергеевна долго не спускалась, а когда появилась, у нее было недовольное выражение лица и по ее речи было понятно, что им не рады.

    В имении Кирсанов старших им обрадовались. Базаров стал заниматься оптами и своими лягушками. Аркадий помогал отцу в управлении имением, но постоянно думал об Одинцовых. Наконец, найдя переписку между матерями, своей и Одинцовой, он находит предлог поехать к ним в гости. Аркадий боится, что ему будут не рады, но одного его встретили тепло и радушно.

    Глава 23.

    Базаров понимает причину отъезда Аркадия и полностью отдается работе. Он уединяется и больше не спорит с обитателями дома. Он ко всем относится плохо, делая исключение только для Фенечки.
    Однажды в беседке они много разговаривали, и, решив проверить свои мысли, Базаров поцеловал ее в губы. Это увидел Павел Петрович, который, молча, ушел в дом. Базаров чувствовал себя неловко, у него проснулась совесть.

    Глава 24.

    Павел Петрович Кирсанов оскорблен поведением Базарова и вызывает его на дуэль. Признаться домашним в истинных причинах они не хотят и говорят, что стрелялись из-за политических разногласий. Евгений ранит Кирсанова в ногу.

    Испортив полностью свои взаимоотношения с Кирсановыми старшими, Базаров уезжает к своим родителям, но по дороге заворачивает в Никольское.

    Аркадий все больше и больше увлекается сестрой Анны Сергеевны, Катей.

    Глава 25.

    Катя разговаривает с Аркадием и убеждает того, что без влияния друга он совсем другой, милый и добрый. Они пытаются объясниться друг другу в любви, но Аркадий, пугается и поспешно уходит. В своей комнате он находит приехавшего Базарова, который рассказал ему о том, что произошло в Марьино в его отсутствие. Встретившись с Одинцовой, Базаров признает свои ошибки. Они говорят друг другу, что хотят остаться просто друзьями.

    Глава 26.

    Аркадий признается Кате в любви, просит ее руки и она соглашается стать его женой. Базаров прощается с другом, злобно обвиняя его в том, что он не годится для решающих дел. Евгений уезжает к своим родителям в имение.

    Глава 27.

    Живя в родительском доме, Базаров не знает чем заняться. Затем он начинает помогать отцу, лечит больных. Вскрывая умершего от тифа крестьянина, он случайно ранит себя и заражается тифом. Начинается горячка, он просит послать за Одинцовой. Анна Сергеевна приезжает и видит совершенно другого человека. Перед смертью Евгений говорит ей о своих настоящих чувствах, а потом умирает.

    Глава 28.

    Прошло полгода. В один день прошли две свадьбы, Аркадия с Катей и Николая Петровича с Феней. Павел Петрович уехал за границу. Вышла замуж и Анна Сергеевна, став спутницей не по любви, а по убеждению.

    Жизнь продолжалась и только два старых человека постоянно проводили время на могиле сына, где росли две елочки.

    Данный краткий пересказ «Отцы и дети» поможет понять основной замысел и суть произведения, для более глубоких знаний рекомендуем ознакомиться с полной версией.

    Тест по роману

    Хорошо запомнили краткое содержание? Пройдите тест, чтобы проверить свои знания:

    Рейтинг пересказа

    Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 29398.




Top