Когда родилась сара де кей. Михаил шемякин

Коллекции лучших модных дизайнеров периодически представляют в рамках своих коллекций вязаные кофты, отличающиеся стильными решениями и большой степенью комфортности. Максимально эффектные и достойные варианты должны занимать место в шкафу каждой модницы.

Кутюрье вновь и вновь напоминают, что вязаные вещи – это эксклюзивные элементы прикладного искусства. Каждая модель – это уникальное произведение.

Вторая грань – комфорт, что позволяет девушке любой профессии и телосложения добавить такую модель в свой гардероб. Цвета, модели, различные варианты вязки – выбор огромен.

Модные модели вязаных кофт, как правило, делятся на две категории: ручную и машинную вязку.

Отдельным направлением в модной волне станут тонкие трикотажные изделия, но традиционные образы вязаных кофт не спешат покидать подиумы. Нина Ричи и Лакост успели ввести в моду следующего сезона удлиненные тонкие кардиганы самых разных цветов.

Некоторые сделали акцент на богатое декорирование своих моделей. Популярные бренды, взяв за основу классические форматы вязаных кофт, обильно украсили их атласными лентами. Другие, в свою очередь, решили, что яркие цвета, такие как оранжевый, желтый и насыщенные коричневые оттенки, нуждаются в уникальных аппликациях, вышивке и бусинах.

Удлиненная вязаная кофта темно-коричневого оттенка, свободного силуэта создаст стильный образ с юбкой серого цвета длиной выше колен и ботильонами черной расцветки на высоком каблуке.

Длинная вязаная кофта темно-серого оттенка, прямого фасона составит гармоничный ансамбль с юбкой белого цвета с принтом, объемной небольшой сумкой и оригинальными туфлями черной расцветки на шнуровке и высоком каблуке.

Вязаная кофта черного оттенка с серой вставкой, облегающего покроя, с горловиной хорошо сочетается с расклешенной юбкой в клетку в светло-коричневых тонах, длиной ниже колен, сумкой темно-синего цвета и высокими сапогами бордовой расцветки на каблуке.

Вязаная кофта темно-серого оттенка, свободного силуэта с асимметричным низом отлично дополняется укороченными брюками, классического фасона со стрелками, объемной лаковой сумкой и ботильонами черной расцветки на каблуке.

Короткая вязаная кофта темно-серого цвета, прямого покроя великолепно гармонирует с шортами черного оттенка, длиной до колен, свободного силуэта и лаковыми туфлями черной расцветки на высоком каблуке.

Вязаная кофта голубого оттенка с рисунками, объемного фасона, длиной до середины бедра будет хорошо смотреться с юбкой черного тона, длиной выше колен и ботинками бежевой расцветки на толстой подошве.

Вивьен Вествуд посчитала, что и этого будет недостаточно. Её модели выделялись сочными алыми, персиковыми и даже салатовыми оттенками. Особой новой гранью стали выпуклая вязка и круглый вырез, позволяющий надевать водолазки и блузы, как нижний слой.

Если вы ищете оригинальности и не боитесь рисковать, выбирайте разноцветные узоры, различные плетения в стиле косичек и ромбов, а также замысловатые текстурные композиции.

Стильная вязаная кофта черного цвета, прямого силуэта, с асимметричным низом отлично выглядит с юбкой расклешенного покроя, длиной выше колен и сапогами черной расцветки на высоком толстом каблуке.

Оригинальная вязаная кофта из новой коллекции A.F.Vandevorst серого цвета, в сочетании с юбкой прямого фасона, длиной выше колен и высокими сапогами черной расцветки на низком ходу от A.F.Vandevorst.

Вязаная кофта из коллекции нового сезона от Adam Lippes бежевого оттенка с темно-серым орнаментом гармонирует с блузкой в мелкую полоску, брюками свободного покроя и босоножками темно-серой расцветки на высоком каблуке от Adam Lippes.

Великолепная вязаная кофта из коллекции модного дома Altuzarra голубого цвета, облегающего силуэта, дополняется прямой юбкой светло-серного оттенка, длиной до колен, с передним разрезом и высокими сапогами черной расцветки на каблуке от Altuzarra.

Вязаная кофта из коллекции Diesel Black Gold белого цвета, облегающего фасона, сочетается с расклешенной юбкой длиной выше колен и ботильонами белой расцветки с черной вставкой, на низком каблуке от Diesel Black Gold.

Элегантная вязаная кофта из новой коллекции Diesel Black Gold черного цвета, свободного покроя гармонирует с черной юбкой расклешенного фасона, длиной выше колен и ботильонами черной расцветки на низком ходу от Diesel Black Gold.

Цветовая гамма вязаных кофт

Важно опираться на основу вашего гардероба, его цветовой спектр и, конечно же, трудовую и профессиональную деятельность.

Классический белый тон превосходно выглядит на любой моднице, но не отличается особой практичностью. Такие вязаные женские свитера можно хранить в офисе и надевать в холодную пору, чтобы не заболеть от сквозняка, проветривая помещение.

Элегантная вязаная кофта темно-зеленого цвета, широкого фасона отлично дополняется рубашкой голубого оттенка, брюками черного тона, облегающего покроя, маленькой сумкой и босоножками с анималистическим принтом на высокой платформе.

Вязаная кофта зеленого цвета, прямого силуэта великолепно гармонирует с юбкой с запахом серебристого оттенка, длиной выше колен, маленькой сумкой белого тона и босоножками черной расцветки на плоской подошве.

Короткая вязаная кофта горчичного оттенка, с рукавами в три четверти будет хорошо смотреться с укороченными клетчатыми брюками в зеленых и синих тонах, сумкой с леопардовым принтом и открытыми босоножками черной расцветки на высоком каблуке.

Удлиненная вязаная кофта сиреневого оттенка, свободного фасона отлично выглядит с юбкой черного цвета, длиной выше колен, маленькой сумкой серого тона и туфлями черной расцветки на низком каблуке.

Удлиненная вязаная кофта синего цвета, широкого фасона составит органичный ансамбль с юбкой в складку черного оттенка, длиной в пол и туфлями бирюзовой расцветки на высокой платформе голубого тона.

Универсальный черный пригодится для офисного стиля. Особенно гармонично выглядит в паре с и яркой белоснежной рубашкой. Помните о цветных аксессуарах, которые из офисного лука превратят вас в яркую модницу. В таком образе не стыдно пойти в кино, кафе и даже отправиться на вечеринку.

Незаменимы и яркие цвета, придающие свежесть лицу и шикарное настроение. Красные, коричневые и даже желтые оттенки в тонкой вязке выглядят не слишком броско и допустимы на любой должности.

Если покупка вязаной кофты состоялась из практической необходимости согреться, отдайте предпочтение смешанной цветовой гамме, чтобы вещь стала универсальной. Идеальным вариантом станут черно-белые кофты на пуговицах или молнии свободного покроя. Такую модель, обыграв аксессуарами: браслетами или поясом, можно легко изменять в любой стилистической палитре.

Короткая вязаная кофта темно-синего цвета, полуприталенного силуэта хорошо сочетается с кожаной юбкой черного оттенка, расклешенного покроя, длиной ниже колен, рюкзаком желтого тона и туфлями бежевой расцветки на высоком каблуке.

Вязаная кофта оранжевого оттенка, приталенного фасона, с рукавами в три четверти отлично дополняется зауженной юбкой, длиной до колен, небольшой сумкой белого тона и туфлями черной расцветки на высоком каблуке.

Удлиненная вязаная кофта темно-синего оттенка, свободного силуэта великолепно гармонирует с юбкой в складку, длиной до колен, объемной сумкой и туфлями темно-серой расцветки на плоской подошве.

Роскошная вязаная кофта бордового оттенка с рисунком, широкого удлиненного покроя, с высокой горловиной, с расклешенными рукавами в три четверти хорошо смотрится с лаковыми ботинками серой расцветки на толстой подошве.

Стильная вязаная кофта белого оттенка с рисунком, прямого фасона будет отлично выглядеть с юбкой в складку черного цвета, длиной выше колен и ботинками светло-голубой расцветки на толстой подошве.

Вязаная кофта из коллекции нового сезона от Tommy Hilfiger черного цвета с рисунком, объемного силуэта в сочетании с короткой юбкой бордового оттенка и оригинальными ботильонами на низком ходу от Tommy Hilfiger.

Вязаные кофты на осенне-зимний период

Вся линейка зимних коллекций разделена на две вариации:

  • Демократичность и элегантность моделей, которые великолепно подходят для повседневного и классического стилевого решения.
  • Романтичность и уникальность, где акцент делается на ручную работу и искусную вязку.

Важное правило – выбирать качественные материалы. Благородная шерсть (альпак или меринос) прибавляет повседневному фасону элемент дороговизны. Романтичные модели очень женственно и интересно смотрятся в исполнении из мохера.

Стильная вязаная кофта оранжевого цвета, объемного силуэта создаст отличный образ с юбкой серого оттенка, длиной выше колен, большой сумкой желтого тона и высокими сапогами коричневой расцветки на высоком каблуке.

Вязаная кофта темно-серого цвета, свободного покроя составит органичный ансамбль с брюками черного оттенка, облегающего фасона, объемной сумкой серого тона и лаковыми туфлями черной расцветки на высоком каблуке.

Великолепная вязаная кофта белого цвета, прямого силуэта хорошо смотрится с юбкой бирюзового оттенка, облегающего покроя, длиной до колен и туфлями бежевой расцветки на высоком каблуке.

Изящная вязаная кофта бирюзового оттенка, облегающего фасона отлично дополняется платьем голубого цвета, длиной выше колен, большой сумкой и ботильонами коричневой расцветки на высоком каблуке.

Стильная вязаная кофта в черных и белых тонах, объемного прямого силуэта великолепно гармонирует с брюками черного цвета, облегающего фасона, маленькой сумкой черного тона и ботильонами бордовой расцветки на среднем каблуке.

Элегантная вязаная кофта белого оттенка, полуприталенного силуэта хорошо смотрится с брюками черного цвета, облегающего покроя, большой сумкой и ботинками черной расцветки на толстой подошве, со шнуровкой.

Тем, кто не хочет выглядеть, как радуга, а таких моделей сейчас очень много, предлагаются серые, глубокие синие и все оттенки коричневого тона.

Осень же возвращает : идеальные пропорции комфорта и модных веяний. Объемный свободный силуэт, широкий рукав и оригинальные отделки ворота – то, что позволит выглядеть модно и при этом непринужденно. Немного элементов для легкого шика добавить стоит: тонкую вязку, сложный орнамент и разнообразные узоры.

Короткая вязаная кофта темно-серого оттенка, прямого фасона будет отлично выглядеть с кожаной юбкой черного цвета, длиной до колен, плащом белого тона, с рукавами в три четверти и ботильонами черной расцветки на высоком толстом каблуке и платформе.

Модная вязаная кофта серого цвета, прямого покроя создаст стильный образ с юбкой черного цвета, длиной ниже колен, клатчем розового тона и туфлями серой расцветки на низком широком каблуке, со шнуровкой.

Оригинальная короткая вязаная кофта составит органичный ансамбль с брюками оранжевого цвета, облегающего фасона, небольшой сумкой черного тона и ботинками коричневой расцветки на низком широком каблуке.

Короткая вязаная кофта бежевого оттенка, прямого силуэта хорошо сочетается с гипюровой юбкой, облегающего фасона, длиной до колен, клатчем голубого тона и ажурными туфлями черной расцветки на низком широком каблуке.

Для девушек, желающих скрыть некоторые недостатки своей фигуры, модельеры вернули любимую асимметрию в вязаной моде. Переосмысленные идеи силуэтов, исполненные в неожиданных непропорциональных моделях, будут на самом пике модной формы.

С чем носить вязаные кофты летом

Летние вязаные кофты – далеко не самый классический элемент для жаркого времени года, а значит и сочетать его необходимо по особым принципам.

Днем жарко, а вечером холодно – знакомо наверняка многим. Для борьбы с переменчивой погодой дизайнеры предлагают объединять классические брюки и юбки с вязаными кофтами.

Вязаная кофта красного цвета, свободного покроя, с рукавами в три четверти великолепно гармонирует с укороченными джинсами, украшенными нашивками, небольшой сумкой фиолетового оттенка и туфлями красной расцветки на высоком каблуке.

Стильная вязаная кофта синего цвета, свободного фасона, с рукавами в три четверти хорошо смотрится с короткими шортами белого оттенка, большой сумкой и босоножками белой расцветки на плоской подошве.

Оригинальная вязаная кофта бордового оттенка, прямого силуэта будет отлично выглядеть с юбкой светло-коричневого цвета, расклешенного покроя, длиной выше колен, большой сумкой и разноцветными ботинками на платформе.

Короткая вязаная кофта светло-серого оттенка, прямого фасона, с рукавами в три четверти создаст отличный образ с расклешенной юбкой в складку, длиной ниже колен, объемной сумкой и босоножками коричневой расцветки на высоком каблуке.

Великолепная вязаная кофта серого цвета, полуприталенного покроя, длиной до середины бедра составит органичный ансамбль с юбкой с эффектом металлик, зауженного силуэта, длиной ниже колен, небольшой сумкой и туфлями черной расцветки на высоком каблуке.

Торопясь на презентацию и иные схожие мероприятия, накиньте кофту сверху на ваш классический или вечерний наряд, теперь, согласно всем модным тенденциям, вас не станут считать неряшливой и безвкусной.

Абсолютное новшество в мире моды – это сочетание вязаных кофт с . Цветовую гамму необходимо подбирать схожую, создавая зрительный силуэт, подобный элегантному . Не забывайте о , разбавляющих ваш образ, желательно контрастных.

Короткая вязаная кофта светло-серого цвета, прямого силуэта отлично дополняется брюками белого оттенка, свободного фасона, маленькой сумочкой и кроссовками голубой расцветки на толстой подошве.

Вязаная кофта бордового оттенка, приталенного покроя великолепно гармонирует с юбкой персикового тона, прямого фасона, длиной выше колен, клатчем с растительным орнаментом и туфлями бордовой расцветки, с бежевой и бронзовой вставкой, на плоской подошве.

Вязаная кофта серого цвета с желтой вставкой, свободного силуэта будет отлично выглядеть с юбкой в складку оранжевого оттенка, длиной ниже колен, маленькой сумкой светло-серого тона с черным принтом и туфлями на высоком каблуке.

Имейте в гардеробе одну вязаную кофту тонкой вязки в стиле «крыло летучей мыши» нейтрального цвета: черный, бежевый или белый. Актуальна, как в прогулочных вариантах одежды с джинсами, так и с романтическим . Будьте аккуратнее в своих движениях, ведь такая вязка легко цепляется за окружающие предметы и разрушается.

Вязаные кофты для полных женщин

Существуют и прекрасные вязаные кофты для полных, ведь в холодное время года холодно всем без исключения. Однако полным дамам недопустимо надевать удлиненные вязаные кофты с широкими или расклешенными брюками, чтобы избежать дополнительного объема и массивности. Рисунок вязки также не должен быть слишком крупным, но и слишком простые варианты выбирать не стоит.

Не выбирайте очень широкие проймы, а тем более приспущенные варианты рукавов – это сделает фигуру абсолютно квадратной. Сама модель должна быть на разумной грани между облегающей и слишком свободной.

Удлиненная вязаная кофта серого цвета, свободного покроя, с поясом и спущенными рукавами хорошо сочетается с лосинами черного оттенка и босоножками черной расцветки на высоком каблуке.

Элегантная вязаная кофта белого цвета, прямого фасона отлично дополняется юбкой бирюзового оттенка, расклешенного силуэта, длиной ниже колен, большой сумкой белого тона и балетками черной расцветки.

Стильная вязаная кофта красного цвета, свободного покроя, с рукавами в три четверти и горловиной великолепно гармонирует с джинсами голубого оттенка, объемной сукой серого тона с цветочным принтом и туфлями черной расцветки на высоком каблуке.

Изящная вязаная кофта черного цвета, прямого фасона, с горловиной хорошо смотрится с брюками черного оттенка в мелкую полоску, классического покроя, объемным рюкзаком и сапогами черной расцветки на среднем каблуке.

Удлиненная вязаная кофта бежевого оттенка с рисунком черного цвета, прямого силуэта, длиной выше колен будет отлично выглядеть с длинным шарфом серого тона и ботинками белой расцветки на шнуровке и толстой подошве.

Удлиненная вязаная кофта из коллекции Max Mara светло-коричневого оттенка, прямого фасона в сочетании с юбкой светло-серого цвета, длиной ниже колен и ботинками светло-серой расцветки на толстой подошве от Max Mara.

Как выбрать вязаную кофту

Следуя веяниям моды, стоит выбирать кофты и кардиганы с легкосъемными пуговицами и застежками. Такие модели удобно изменять по погодным условиям и жизненным обстоятельствам.

Главное предназначение таких вещей – придание образу женственности и романтичности. В этом помогают замысловатые вязаные рисунки и ажурные орнаменты. Вязка должна быть ровной и отлично исполненной. Материал – качественным: ангора, меринос или альпак, для более теплых вариантов подойдет сочетание шелка и шерсти.

Модная вязаная кофта в черных и серых тонах, длиной до середины бедра, с поясом создаст отличный образ с брюками черного цвета, облегающего силуэта, небольшой сумкой и ботильонами черной расцветки на среднем каблуке.

Великолепная вязаная кофта темно-розового цвета, прямого фасона составит гармоничный ансамбль с юбкой черного оттенка, расклешенного покроя, длиной выше колен и ботильонами черной расцветки на среднем широком каблуке.

Тёплая мягкая кофта пришла в современный гардероб из спортивного. Удобная одежда из трикотажной ткани получила признание, благодаря своей практичности и многофункциональности. Название этот вид кофты получил в память о великом русском писателе Льве Толстом. Известный прозаик больше всего из одежды предпочитал свободные длинные рубахи, которые носил на выпуск. В течение времени толстовка претерпела ряд видоизменений, появились новые фасоны, современные ткани и виды отделки. Сейчас её можно встретить в офисном ансамбле и на праздничных мероприятиях, отсюда и возникает вопрос с чем носить толстовку.

Любите одежду в спортивном стиле и цените свой комфорт - Вам будет интересно узнать:

Как носить и как выбрать толстовку

Все толстовки можно разделить на несколько видов. Объединяет модели свободный крой и мягкий материал, из которого шьётся кофта. Грань между фасонами очень тонкая, к моделям одновременно можно применить несколько названий.
Основные виды толстовок:

  • Классическая модель с капюшоном или высоким воротником, защищающим шею.
  • Удлинённый вариант - худи.
  • Модели с карманами. Если присутствует капюшон, обычно этот вариант называют «кенгурушка».
  • Свитшот - кофта с резинкой по вороту, низу и на рукавах.
  • Бомбер - модель с застёжкой на молнию.

С чем носить толстовку мужчинам и женщинам зависит от фасона и плотности ткани. Обычно одежду этого вида изготавливают из хлопкового трикотажа, футера и флиса. Есть лёгкие модели для лета, для осени и зимы подойдут утеплённые варианты. Дизайнеры предлагают различные варианты декора. Трикотаж украшается не только, ставшими уже привычными, принтами и надписями, но и стразами, вышивкой. Особенно богатый декор отличает женские модели. От его видов и насыщенности зависит, с чем носить толстовки. Женский гардероб не ограничивается брюками, поэтому можно подобрать к тёплой кофте юбку, платье, соответствующую обувь.
Покупая обновку, обратите внимание на качество изделия. Ровные швы, чёткие рисунок и симметричность - показатель того, что у Вас в руках фирменная вещь. Если выбираете модель с принтом, обратите внимание на уровень печати. Рисунок должен быть насыщенным и наноситься тонким слоем. Логотипы и эмблемы на клеевой основе должны плотно прилегать к основной ткани, клей не должен выступать за края фирменного знака.
Выбирая модель, отталкивайтесь от особенностей фигуры. Для плотного телосложения лучше избегать слишком объёмных форм. При маленьком росте не подходят удлинённые худи и модели с завязками. Чтобы чувствовать себя комфортно, при примерке поднимите руки вверх - кофта не должна открывать линию талии.

Модные сочетания толстовки с популярной одеждой:

С чем можно носить толстовку из тонкого трикотажа? Практически с любым предметом гардероба. Летом она самостоятельно выполняет роль верхней одежды и надевается на голое тело. Осенью поверх неё можно надеть куртку, ветровку, бомбер, а капюшон с успехом заменит головной убор. Даже если Вы не планируете его надевать на голову - прятать не следует. Модели из толстого футера и флиса подходят для прохладной погоды и служат альтернативой тёплым свитерам и курткам.
Какой выбрать цвет, зависит от модных тенденций и Вашего цветотипа. Темноволосым парням и девушкам подходит яркая цветовая палитра, блондинам - пастельная. Боитесь ошибиться с цветом - классические чёрный, белый и серый. Добавить красок в ансамбль можно, если выбрать популярную среди молодежи толстовку Трэшер или Palace. Планируете носить худи, свитшот на работу или учёбу - выбирайте однотонные модели монохромных цветов без декоративных элементов. Исключение могут составить лаконичные надписи, нанесённые способом фотопечати.

Как носить толстовку с джинсами

Толстовка и джинсы – классика женского и мужского гардероба. Этот дуэт - беспроигрышный вариант для повседневной носки. К прямой модели брюк подойдут свитшоты, бомберы, кенгурушки. К зауженным джинсам и скинни лучше подобрать удлинённые худи. Утеплённые модели осенью заменят пальто.
С кожаным пиджаком и блейзером модель с капюшоном впишется в деловой ансамбль, если в Вашей компании не предполагается строгий дресс-код. Свитшот - универсальный крой
Толстовка под «рваные» джинсы или свободного кроя должна быть более объёмная, чем для классических моделей. Этот стиль уже больше подходит к определению «уличная мода». Для работы и учёбы эти ансамбли не подходят, но в клуб, на свидание или встречу с друзьями в таком виде можно отправляться смело.

Как носить толстовку со штанами

Для тех, кто читает рэп, танцует хип-хоп и просто проводит своё время на спортплощадке или на роллер дроме – толстовка со штанами. Подобный ансамбль не сковывает движения, но выглядит более стильно, чем традиционный спортивный костюм. Особенно хороши для этих целей модели с принтами. Кофта с изображением любимого рэпера, с логотипом спортклуба выступит дополнительным стимулом к спортивным или творческим достижениям. Единственный недостаток - такой наряд подходит только для неформальной обстановки, на работу или учёбу в таком виде отправиться не получиться - вместо штанов лучше выбрать демократичные джинсы. Стремитесь выглядеть элегантно в любой ситуации - штаны и кофту выбирайте тон в тон. Если одежда украшена рисунками или надписями - они должны дублироваться.

Шорты и толстовка – повседневный ансамбль для лета и межсезонья. Лёгкую трикотажную модель с джинсовыми шортами модно дополнить спортивными туфлями и носками белого цвета или в тон кофты. Весной и осенью выбирайте свободные шорты, не обязательно ограничиваться денимиом - подойдут модели из вельвета и твида, которые отлично гармонируют с плотными колготками. Дополните ансамбль объёмной курткой, паркой, тренчкотом, из аксессуаров выбирайте рюкзак.
Шорты для парней длиннее, чем женские и более прилегающие. В нынешнем сезоне их модно подворачивать. Такой ансамбль идеально подходит для летнего активного отдыха.

Как носить толстовку с юбкой

Вариант наряда – толстовка с юбкой – так же имеет право на жизнь. Классическое сочетание - прямая джинсовая юбка длиной до колена. Являетесь обладательницей стройных ног, надевайте «мини» со свитшотом. Подобный наряд подчеркнёт красоту ног и оптически увеличит рост. Ткань может быть самая разнообразная - шёлк в игривый горошек или дерзкая глянцевая кожа впишутся в ансамбль одинаково хорошо, если правильно подобрать верх. Не любите привлекать внимание к частям своего тела - широкие длинные юбки так же удачно сочетаются с объёмными моделями кофт с капюшонами.

Как носить толстовку с платьем

С чем носить толстовку девушке, предпочитающей романтический стиль? Надевайте модель с застёжкой поверх любимого платья, дополняйте ансамбль балетками или туфлями на устойчивом каблуке. Главное правило - чем длиннее платье, тем короче кофта. Платье «в пол» из лёгкой ткани дополнит объёмный свитшот, к прямой модели выше колена подойдёт худи с застёжкой или без неё.
Если на Вас надето платье с рисунком - кофту выбирайте однотонную, и наоборот. В этом году особое внимание уделяется принтам. В тренде цветочные мотивы и одежда с надписями .
Хотите создать провокационный образ - носите худи самостоятельно, вместо платья. В этом случае нужно надевать плотные колготки или высокие сапоги ботфорты. Можете примерить гетры в сочетании с кроссовками или туфлями и ботинками на толстой подошве.

Обувь к толстовке

Традиционно обувь к толстовке выбирают в спортивном стиле. Кроссовки, кеды, слипперы присутствуют в гардеробе каждого современного человека, отдающего предпочтение активному образу жизни. Категорически не подходят классические модели - мужские оксфорды и женские лодочки на шпильке с подобным предметом одежды не сочетаются. Можете поэкспериментировать с обувью в городском стиле - дуэт просторной тёплой рубахе составят мокасины, топ-сайдеры, для осени подойдут гриндерсы. Девушки могут выбирать балетки, ботинки, ботильоны. Эта обувь подойдёт, если с тёплой кофтой носится юбка, платье или скинни.
Если понять, как правильно носить толстовку, с чем её сочетать, – можно создавать стильные образы не только для занятий спортом. Модные ансамбли могут быть уместны в студенческих аудиториях, школьных классах и на молодёжных тусовках.

Знаменитый художник рассказал «Вечёрке» о хороших и плохих привычках, о вкусовых пристрастиях и об отношении к дуракам

Михаил Шемякин живет во Франции, куда перебрался из Америки, чтобы быть поближе к России и наведываться в обожаемый им Петербург, но чаще чем раз в полгода не получается. Старается обязательно приезжать на вернисажи художественно-аналитических выставок из серии «Воображаемый музей Михаила Шемякина. Антология форм». На открытие экспозиции «Метафизическая голова» в сентябре приехать не смог — приехал в октябре. Выставка — по традиции — в декабре должна была полностью обновиться и работать до мая. Но в декабре экспозицию «Метафизиче-ская голова» пришлось свернуть (временно, до 20 января), чтобы развернуть другую — «Художник и театр», организованную в рамках Третьего международного культурного форума... И снова Михаил Михайлович в городе на Неве, в своем фонде на Садовой, 11. На вернисаже один посетитель шепнул другому: «Что-то Шемякин зачастил в Питер», а в ответ услышал: «Шемякина много не бывает»…

Велосипед посадил на диету

— Михаил, мы давно знакомы, встречаемся всякий раз, когда вы приезжаете в Петербург, а когда встречаемся и общаемся под диктофон, «для газеты», обычно говорим на какие-то высокие темы — о современном искусстве, о судьбе России. Еще — о ваших выставках, о судебных разбирательствах по поводу фальшивок под Шемякина. И ни разу не говорили о Шемякине как о человеке. Ваш друг Владимир Высоцкий перечислил все, что он не любил, в песне, которую так и назвал — «Я не люблю». Чего не любит, категорически не принимает Шемякин?
— Жирную пищу.

— Так, еще.
— Очень соленую пищу.

— Сара (жена Мих. Шемякина. — Прим. авт. ) посадила на диету, что ли? (Сара присутствовала при беседе, но участвовала в ней только отдельными репликами. — Прим. авт. )
— Велосипед посадил меня на диету. Мы же с Сарой готовимся к «Тур де Франс». (Смеется.) Когда едешь на велосипеде, а тем более по сильно пересеченной местности, а то и вообще в гору, нужно быть в очень хорошей форме, а не пыхтеть, как это происходило раньше со мной. Думаю, по мне заметно, что я возвращаюсь к своему нормальному весу...

(Сара: «Миша похудел очень. И помолодел!»)

Мой обычный вес — 59 — 60 кг. Это как раз тот вес, что нужен для занятий спортом, велосипедным в том числе. А к спорту, как вы знаете, я никогда не был равнодушен.

— Так, что еще кроме жирного и соленого не любит Михаил Шемякин?
— Я понимаю, куда вы клоните. Глупость человеческую не люблю! Много чего не люблю, но прежде всего — глупость. Она страшнее жирной пищи, страшнее пересолов. Мне понравился заголовок статьи нашего нобелевского лауреата Жореса Алферова: «Мир погубит не атом, не рак, а жадный дурак». Точнее не скажешь. Глупость ведет к необдуманным поступкам — человеческим, политическим, приводит к войнам. К уничтожению природы. Глупость порождает жадность. А жадность — основной двигатель в разрушении нашей планеты. Невозможно остановить алчного предпринимателя; сколько ему ни говори: прекратите выпускать пластиковые мешки, они гибельны для планеты, — не прекратит. Он, дурак, будто бы живет на планете другой, он свято верит: все умрут, а я останусь! Бессмысленно взывать: прекратите излишне рьяно бурить скважины! «Как «прекратите»?! Это же — нефть, это же газ! Это деньги!» Ура! Первая буровая скважина в Антарктиде! Что это, если не человеческая глупость? Чему радуетесь, дураки?! Когда я прочитал об этом, пришел в ужас. Вы о последствиях подумали? Я представил себе белоснежные снега, льды — в мазутных пятнах, разводах, лужах, озерах, малых и больших. Через некоторое время, не дай бог, случится какая-нибудь авария и — экологическая катастрофа! Что, опять — «после нас хоть потоп»? (Кстати, слова эти ошибочно приписывают королю Людовику ХV — они принадлежат его фаворитке маркизе де Помпадур.) А все потому, что мы бездумно спешим набить карманы! И атмосферу загрязняем выхлопными газами опять же только потому, что автомобилестроителей и торговцев машинами, так же как и торговцев оружием, невозможно остановить. Деньги, деньги, деньги! Ну просто затмение разума какое-то! Глупость! Так что, повторюсь, для меня самый страшный порок, страшнее всех остальных — глупость. Будем продолжать разговор в том же духе? Опять ведь выйдем на глобальные темы. Впрочем, уже вышли.

Взаимопонимание с мыслящей улиткой

— Если я правильно понял, вы в 70 лет впервые сели на велосипед?
— Нет, нет. Просто в последнее время мы с Сарой сделали привычкой езду на велосипеде почти ежедневно. Я увлекся. Для меня это даже не столько спорт, сколько иная, ранее не испробованная возможность наблюдения природы, открытия каких-то новых достопримечательностей — замков (во Франции их превеликое множество), архитектурных доминант, памятников да и просто интересных строений. Мы живем в интереснейшей местности — вблизи города Шатору. И теперь ежедневно благодаря велосипеду знакомимся с тремя-четырьмя замками.

— Михаил, но автомобиль предоставил бы вам значительно больше возможностей для знакомства с окрестностями Шатору, и не только с окрестностями…
— Одно другого не исключает. Но из окна машины никогда не увидишь, что у тебя под колесами, например, улитка. В последнее время я часто спасаю улиток. После того как я многое узнал, читая, об этих удивительных моллюсках, я проникся к ним большущим уважением. Что такое улитка для человека? Для кого-то — брюхоногий моллюск, для кого-то — слизняк, для кого-то — ингредиент; бросил в кипяток, поварил сколько-то времени — вот тебе и суп. Оказывается, улитки — существа мыслящие. Оказывается, они спасают друг друга. Сейчас, когда я вижу ползущую по дороге улитку и понимаю, что ее вот-вот может машина раздавить, слезаю с велосипеда, беру в руки и отношу за обочину. Иногда мы с улиткой побеседуем…

— По-русски? По-французски?
— По-русски, по-русски. Вы смеетесь, а они, улитки, — удивительно любопытные существа. Одну, виноградную, я нашел на дороге в Шатору, на проезжей части. Машины едут, а она себе ползет! Еще чуть-чуть — и конец ей был бы! Я на руке привез улитку домой. Она, высунув глазки, с любопытством маленького ребенка смотрела туда-сюда — на лестницу, на потолок, на люстру. Это было так удивительно!

Разъезжая на велосипеде, я очень много фотографирую. Собираю полевые цветы для гербария. У меня громадное собрание сушеных листьев, из них я делаю коллажи. Исподволь готовлюсь к выставке довольно любопытной — танцующих листьев, которая будет называться «Гербариум».

— Когда и где планируется устройство экспозиции?
— Думаю, в Русском музее. Когда? Через пару лет, не раньше. Любой моей выставке предшествует большая, серьезная подготовительная работа.

Режим нечеловеческий, но мы выдерживаем

— Как вы выстраиваете свой день? При таком обилии дел на сон должно оставаться в лучшем случае часа два-три…
— На сон времени мало остается. Поэтому говорить о моем рабочем дне очень сложно. Правильнее говорить о рабочей ночи, которая плавно переходит в рабочий день. Во всяком случае, когда нас с Сарой спрашивают, как мы переносим постоянную смену часовых поясов, отвечаем: без особых проблем. Мы же действительно — то в Америку, то из Америки, то сюда, в Россию, в Ханты-Мансийск (еще недавно, при прежнем, здравомыслящем, губернаторе округа), то на Кавказ, в Кабарду — на родину моих предков, теперь еще и в Воронеж, где я теперь преподаю в Академии искусств. У многих людей возникают проблемы с перестройкой организма. Кому-то надо два дня приходить в себя, отсыпаться. А у нас с Сарой все нормально. Но в любом случае режим, по которому я живу, смело можно назвать не совсем человеческим. Но мы выдерживаем. Сару, правда, жалко. Бедняга, выпала ей такая судьба…

Быть супругой Шемякина — это тяжелый крест. Не каждая бы женщина выдержала. Но Сара — достойный потомок американских первопроходцев, которые с ружьями на плече шагали рядом с кибитками, ели что придется… (Сара: «Ну да, ежиков ели».)

— Михаил, машину Сара водит?
— Жена. Я не умею. Когда-то — не учился принципиально. Потом злоупотреблял алкоголем, страдал запоями. Я, слава богу, понимал: если получу водитель-ские права, то одновременно получу и путевку если не для себя, то для кого-то другого — если не на кладбище, то в больницу. Пьяный за рулем — вы сами понимаете, к чему это может привести. Я знаю, что так же поступил и художник-абстракционист Серж Поляков, младший брат знаменитого гитариста Володи Полякова, с которым я работал. Когда Серж стал зарабатывать колоссальные деньги, он купил автомобиль, по-моему, даже Кандинского (это мне Дина Верни рассказывала), но принципиально отказался идти в школу водителей и завел себе шофера, потому что знал: может в любую минут сорваться и уйти в запой.

— Насколько я знаю, не только с запоями, а вообще с выпивкой давно покончено. Вы алкоголь не употребляете…
— …двадцать лет! Наверное, это интересно — самому водить машину, но я уже привык, что Сара великолепно управляет автомобилем, а я могу, открыв окошечко, фотографировать. А то и покемарить. Это вторая причина, по которой я не стал учиться. Есть и третья: элементарно нет времени.

Иногда так и хочется треснуть кого-нибудь по шее

— Пьянство помимо всего прочего отнимает время у творчества…
— Мы — что я, что Володя — пили от перегрузок. Когда понимали, что организм не выдерживает. Как нам казалось, давали мозгу отдохнуть. Мой опыт показывает, что можно и без этого. Беда в том, что мы оба были запойные.

— Сейчас в России идет интенсивная борьба с курением. А на обложке книги Александра Петрякова «Зазеркалье мастера», трижды, по-моему, переизданной, фотография, где Шемякин с сигаретой. Я, честно говоря, давно не видел вас курящим…
— Я не курю. Давно. Сара, сколько лет? Семь? (Сара: «Девять».) Вот: девять лет. Однажды я понял: курение это — глупость. Да, да, тот самый порок, который я не терплю в людях! Понял, что кто-то на мне делает деньги. Да еще при этом гробит мое здоровье. Вот я однажды и бросил сигарету и сказал себе: «Все, с куревом покончено!» Говорят, бросить курить очень трудно, приводят слова Марка Твена: «Нет ничего проще, чем бросить курить, я это проделывал тысячу раз!» Ничего подобного! Никаких «тысячу раз» не потребовалось. Я просто дал себе команду и вот уже девять лет в рот не брал сигарету, и нет никакого желания взять. И потом: не для меня — быть в зависимости от кого-то или чего-либо. Начинаю себя презирать.

— Покончили с тем, бросили это… Но ведь должна же быть хоть какая-то слабость. Сладкое, например.
— Нет, я не большой любитель сладкого. Ну, если разобраться, то слабостей у меня, как у каждого человека, вагон и маленькая тележка наберется. Иногда хочется кого-нибудь треснуть по шее. Сдерживаешься. Иногда из кровати не хочется вылезать.

— И что же заставляет вас покидать ложе?
— Осознанная необходимость. Помните, как слуга будил великого философа Анри Сен-Симона: «Вставайте, сударь, вас ждут великие дела!»? По другой версии, так будили Фридриха Великого, когда он еще не был великим. Я же обычно сам себе говорю: «Вставай, парень, у тебя масса дел недоделанных».

— И тогда последний вопрос: вы в себе миссионерство чувствуете?
— Это очень опасное чувство на территории России. Оно ведет к печальным последствиям. Поэтому если такая шальная мысль проскочит, я ее стараюсь выжечь… перекисью водорода.


Его с полным правом можно назвать «гражданином мира». Шемякин начал жизнь пилигрима не по своей воле, но не жалеет об этом. Сегодня он вряд ли сможет сказать, сколько раз облетел земной шар.

Из школы его исключили в 18 лет и за «идеологическую несовместимость» поместили в советскую экспериментальную психиатрическую клинику. Выписавшись оттуда, Шемякин сбежал из дома и после полугодовых скитаний по Кавказу стал послушником в Псково-Печорском монастыре. Позднее Михаил устроился в Государственный Эрмитаж, где проработал пять лет такелажником. Все это время он занимался самообразованием, писал картины и был участником нескольких выставок, которые закрывались через день-два после экспонирования.

В 1971 году его друзья устроили выставку картин Шемякина во Франции. После этого под угрозой очередного ареста и заключения Михаил был вынужден эмигрировать. С этого и начались многолетние путешествия Михаила Шемякина. Во Франции художник прожил десять лет, а в 1981 году переехал в Нью-Йорк. Там его избрали действительным членом Нью-Йоркской академии наук и академиком искусств Европы. В 1989 году, приняв американское гражданство, Михаил Шемякин поселился в небольшом городке Клаверак в окрестностях Нью-Йорка. Сегодня он живет там со своей гражданской женой, филологом Сарой де Кей.

Михаил, со стороны кажется, что у вас счастливая судьба. Вы художник мирового уровня, живете в Штатах, объездили весь мир. На ваш взгляд, путешествие по жизни сложилось успешно?

Я не считаю, что у меня все сложилось успешно. Наоборот, я не предполагал, что будет столько сложностей. Знал, что жизнь будет нелегкой, но не думал, что до такой степени. Сложностей у меня в жизни хватает. Бывает, конечно, и хуже. Это единственное, что утешает.

- Первые шаги в путешествии по жизни у нас происходят благодаря родителям. Они вам помогли в выборе вашего пути?

- Отец хотел, чтобы я стал военным. После того как я избрал карьеру художника, он со мной до самой своей смерти почти не общался. Мама - актриса, она мечтала, чтобы я был актером. Мой выбор в семье никого не удовлетворял. Я же занимался нонконформистским искусством, и все, что я делал, пока был в России, мою маму очень раздражало. Ей казалось, что я занимаюсь не тем, чем надо. Состоявшимся в профессии отец меня так и не увидел, а мама, конечно, пережила немало приятных минут, присутствуя при вручении мне докторатов и на моих больших вернисажах. Когда она приехала на Запад и увидела отношение ко мне галерейщиков, университетов, это ее утешило.

- Вы много проводите выставок?

В последнее время выставляюсь мало. Я порвал с галереями, устал от этого довольно нечистоплотного бизнеса. Если у меня и проходят выставки, то в основном в музеях. Мотаться по свету, конечно, приходится, и это не туристические вояжи. Я объездил весь земной шар, и не один раз. Но города рассматривать не удается. Нет возможности знакомиться близко с теми странами, в которых бываю.

- Где вы побывали на своем веку?

Все перечислить сложно. Это и Япония, и Сингапур, и европейские страны. Легче назвать места, где я не был. В Индии, скажем, не был. Из экзотических стран - бывал в Афганистане, Пакистане.

В Афганистан вы поехали вызволять наших пленных и рискнули подставить голову под пули. Как вы на это решились? Это был поступок сентиментального человека, самопиар или что-то другое?

Говорить о пиаре нелепо. Афганистаном я начал заниматься после того, как советское правительство совершило очередное предательство, не сказав на Женевской конференции ни слова о наших пленных. А их тогда уже было более трехсот. Поэтому я организовал международный комитет, чтобы привлечь внимание Запада к этой проблеме. У меня был выход на афганских командиров. Я познакомился с некоторыми деятелями афганской общины еще когда на их проблемы никто не обращал внимания: ни Западная Европа, ни Америка.

И мы тогда устроили аукцион, где были проданы мои работы на десятки тысяч долларов. Эти деньги я передал на радио «Свободный Афганистан». Так и подружился с афганцами, которые, в отличие от русских, умеют помнить добро. Если помните, моджахеды дали клятву не вести никаких переговоров с советским правительством до вывода войск. Вскоре советское правительство попросило меня выступить в роли посредника. А когда все зашло уже очень далеко, пришлось туда ехать. Не скажу, что я туда рвался. Поездка была опасной. Но, как говорится, взялся за гуж, не говори, что не дюж. Сработали мои чисто мужские амбиции, мои понятия о чести.

- В дальнейшем вы встречались с людьми, которых удалось вызволить из плена?

Я поддерживал отношения с некоторыми русскими пленными. Но с теми, которых именно мы освободили, я позже не сталкивался. Мы ведь тогда буквально выклянчили несколько человек у Раббани. Многие из них потом остались на Западе, а некоторые и в Афганистане. Когда мы встречались с Раббани, он рассказывал, что едет на свадьбу одного украинца, принявшего ислам.

- Начальник службы охраны Ахмада шах Масуда тоже был из бывших русских пленных.

С Масудом нам встретиться не удалось, хотя я и тогда и сейчас отношусь к нему с большим уважением. Он был серьезный, честный человек и настоящий солдат.

Полезно ли для художника постоянно менять вокруг себя страны, людей, условия быта или это может размыть его внутренний стержень?

Художники - существа разноплановые. Одним это помогает. А Рембрандт, например, говорил, что если ты будешь внимательно вглядываться в вещи твоего дома, тебе хватит, чтобы работать в нем всю жизнь. Путешествуй по своему дому, как говорил Рембрандт.

В 28 лет вы оказались в Париже. Что вас поразило, удивило, вдохновило, кроме, разумеется, полных полок в магазинах?

Столкновение с западным миром после советской серости оказалось ошеломляющим. Удивляло все: раскрепощенность людей, то, как они свободно, мило и со вкусом одеваются. Отсутствие закомплексованности. Поражали архитектура, да и сам быт, весьма отличный от нашего угрюмого советского бытия.

- К жизни во Франции привыкли быстро?

Долго привыкал. Было столько новых вещей, которых я не знал, включая еду, материалы, бумагу, книги. Потребовались годы, чтобы приспособиться. Долго вел полунищенское существование, не мог привыкнуть к французской кухне. Хотя по большому счету я не гурман. Единственное - скучал по черному хлебу.

- Первое время жили в гостинице?

Несколько дней я жил в роскошном замке, который мне подарила галерейщица Дина Верни. Но когда мне был предложен абсолютно кабальный контракт, я ушел от нее навсегда и жил в довольно сложных условиях. «Сите Дезар» - Город искусств - организация, куда Россия не входила, дала мне как нищему российскому художнику помещение заброшенного бильярдного клуба, без всяких удобств.

Там я и начинал свое бытие изгнанника. Первый контракт я получил в 1974 году. Три года приходилось выживать. Потом появилась квартира, первая более-менее нормальная мастерская. Появились первые коллекционеры, но друзей было мало - французским я тогда не владел.

Говоря о Франции, нельзя не вспомнить Марину Влади , актрису и жену Владимира Высоцкого . Вы с ней дружили?

С ней сложно дружить. Что касается наших отношений с Высоцким, то это была большая серьезная творческая дружба. А дружил я в основном с русскими цыганами, Алешей Дмитриевичем, Володей Поляковым, Лидой Гулеско и еще несколькими людьми. Они работали в известных русских кабаках, и общение с ними нередко приводило к большим загулам.

- Шрамы у вас на лице - результат драк? Вы «горячий» человек?

Есть два типа людей, служащих Бахусу. Это алкоголики и пьяницы. Я принадлежал к пьяницам, то есть к людям, страдающим запоями. Как хорошо известно всем русским, когда уходишь в запой, случаются и драки.

- Драки происходили в Париже?

И в России бывали. Я начал пить уже после выхода из монастыря, где был послушником. До монастыря я к алкоголю не прикасался. Вообще же шрамы на моем лице от ожогов, от чисто производственной травмы.

- Париж - город любви и женщин. Романов много было?

Жизнь была сложная, было не до романов. Нужно было выживать.

- В 1981 году вы уехали из Парижа в Нью-Йорк. Чем вас поразил и удивил этот город?

Когда я впервые приехал в Нью-Йорк, то был просто потрясен этим городом, его динамикой, красотой, необычностью. Раскрепощенностью людей, их доброжелательностью. И я понял, что этот город мне, как творческому человеку, необычайно близок, и я просто должен в нем жить. Восемь лет я снимал мастерскую в Сохо. Но вскоре Сохо стал очень модным и очень дорогим.

Там открылась масса роскошных галерей, магазинов, стали подниматься цены на мастерские, и художникам пришлось покинуть район, который именно они и сделали интересным. Это произошло не только с художниками-эмигрантами, но и художниками- американцами. Пришлось искать какое-то большое место, и оно нашлось в Клавераке.

- Соседи к вам как относятся? Вы с ними общаетесь?

Я даже не знаю, кто у меня соседи. Я ведь человек не очень коммуникабельный. Соседи знают, что рядом живет художник и скульптор, но никаких вторжений на мою территорию не происходит. И я в свою очередь никому не наношу дружеских или враждебных визитов. Правда, однажды мои собаки, здоровенные неаполитанские мастифы, забежали к соседке. Мило поздоровавшись с ней, они ее отбросили метров на десять, при этом сломали руку. Пришлось платить деньги за лечение, и после этого мы поставили проволочный забор, чтобы предотвратить выход моих «монстров» на чужую территорию. Но вообще строить заборы в Америке не принято. Это дурной тон и к тому же дорого стоит.

- Как вы общаетесь с внешним миром, не зная английского языка?

В основном через Сару. И машину водит Сара, потому что я был человеком запойным и понял, что за руль мне лучше не садиться.

Сара де Кей - фактическая жена Михаила Шемякина, хотя сам он ее называет подругой. Сара хорошо говорит по-русски, с Шемякиным она познакомилась, когда переводила тексты Владимира Высоцкого для американского фильма. Михаил всегда и везде ездит вместе с Сарой, она ведет его картотеку, финансовые дела и переговоры.

В конце 1980-х произошло ваше триумфальное возвращение в Россию. Была громкая выставка, много прессы. Что вы ощутили, когда приехали?

Я когда приехал, сначала подумал, что у меня что-то произошло с глазами. Потом понял, что из цветного кинофильма попал в черно-белый. Все было серое, люди ходили в черном, сером, ни одного яркого или светлого пятна. За долгие 18 лет я отвык от этой тональности. При этом поразила теплота, с которой встретили мою выставку в зале на Крымском Валу. Совершенно неожиданное столпотворение людей, пришедших на мой вернисаж. Мне пришлось даже сбежать, столько поклонников на меня набросилось. Они мне чуть не выбили глаз моим же каталогом. Милиция вывела меня через черный ход и отправила в отель. Глаз болел, но на душе было радостно.

- Пребывание в каких странах на вас произвело наиболее сильное впечатление?

Более всего я люблю Венецию и Рим. Бродский любил те же места. У него есть знаменитые «Римские элегии», часть из которых я даже знаю наизусть, хотя никогда не заучиваю стихи. Он тоже обожал Венецию, он там и похоронен. Для людей, рожденных и выросших в Петербурге, любовь к Венеции естественна.

- Где вы отдыхаете, на каких курортах?

Я практически никогда не отдыхаю. У меня нет понятий «поехать отдыхать», «в отпуск», «на зимний курорт». Лет тридцать я вообще не отдыхал, нигде не был. Работа, работа и только работа.

- А рыбалкой или охотой занимаетесь?

Нет, я не охотник. Когда-то в свое время рыбачил, но последние годы у меня рука не поднимается на рыб. Я все больше и больше вхожу в состояние дзен-буддизма. Терпеть не могу убивать насекомых, всегда спасаю пауков, когда они падают в ванную или в умывальник.

- Михаил, у вас есть джентльменский набор путешественника и что в него входит?

Пижаму я не ношу, и теплых тапочек у меня нет. Белые однажды надену, но, надеюсь, в отдаленном будущем. С собой беру прежде всего книги и то, что связано с моей работой, художественной или театральной.

- В еде предпочтения есть? Готовите вы или Сара?

Когда бывал в запоях, я готовил сам. Правда, все животные норовили убежать на улицу, из окон валил дым. Как-то раз Сара мне сказала, что нашла на месте моей готовки груду таблеток аспирина. Я вываливал все, что находил в шкафах, все подливы, все кетчупы, и свою стряпню густо посыпал таблетками. Хотя мои собутыльники говорили, что никто так вкусно не готовит, как я. Что мы ели, я не понимаю. Так что иногда я занимался поварским искусством. А гурманство мне чуждо.

- В Америке свой менталитет и свои блюда, не очень родственные русскому желудку.

В Америке, слава Богу, существует очень много японских ресторанов, это моя любимая еда. Однажды в Токио у меня была выставка в музее Мицукуши, и директор пригласил нас с Сарой на обед. Я сказал, что хочу настоящей японской кухни. Директор поморщился, но согласился. Нам принесли два громадных раскаленных камня, на которые великолепно одетые японские дамы в париках клали кусочки рыбьего жира, водорослей, отчего поднималась немыслимая вонь.

Есть это было невозможно. Когда мы с кислыми улыбками поблагодарили директора музея за доставленное удовольствие, он сказал, что сегодня мы отведали пищу настоящих самураев. Тогда я спросил, где же суши, сашими. Он рассмеялся и ответил, что это поздняя кухня и никакого отношения к подлинно японской она не имеет.

Вы подсознательно ассоциируетесь у меня с мудрым удавом Каа из сказки «Маугли». Но ведь ни одно жизненное путешествие не обходится без столкновений с ненавистью, с завистью, и не только собратьев по творчеству, но и обычных людей. Как вам удается с этим справляться?

Я с детских лет увлекаюсь философией, поэтому на многие неприятные вещи смотрю философски. Я знаю по личному опыту, что ни одно доброе дело безнаказанным не остается. Да и предательств по отношению ко мне было предостаточно. Например, мой галерейщик однажды заказал какому-то дилетанту 12 вариантов моих скульптур и торговал, выдавая их за мои.

- Мемуары писать не планируете?

Когда вспоминаешь ухабы своей жизни, начинаешь представлять, какой предстоит труд. У меня было много женщин, бывали срывы, ошибки. Обнажать себя как Лимонов - ни к чему. А показать себя ангелом -все равно не поверят. Я был и гулякой, и драчуном. Книгу нужно писать искренне, а это непросто.

- Дайте совет, как выдержать испытания огнем, водой и медными трубами?

Древние говорили - ничто так не портит человека, как власть. Поэтому искушение властью и деньгами, мне кажется, самое страшное.

Я наблюдал в своей жизни метаморфозы, которые происходили с людьми из-за этих искушений. Их следует избегать. И больше читайте.

Беседовал Евгений Данилов 2822

В отечественном искусстве наметилась новая тенденция. Художники покидают городские квартиры и отправляются в Европу за поиском нового жилища. Как правило, им становится большой замок на окраине города - огромное пространство для свободного творчества, а стоит дешевле, чем квартира в Москве. Михаил Шемякин и его супруга Сара показали свой дворец и рассказали о новом веянии.

«Дешевле, чем квартира в Москве»

– Долго вы этот замок во французской глубинке искали?

– 15 лет. Чего только не посмотрели за это время! Помню, понравился замок Луи Де Фюнеса. Приехали, снаружи впечатление – просто громадный, а внутри – такой маленький! Сколько за него просили, уже и не вспомню, но мало – тут замки дешевле, чем квартира в Москве. И кому сегодня вообще нужен замок?

– Вам, например.

– Я – художник. Если бы мы нашли приличную пустующую фабрику, я, быть может, с большей охотой купил бы ее. Но французы не строили фабрики далеко от города. А мне хотелось уединения.

– Часто замки продаются в ужасном состоянии. Вам еще повезло...

– Обычно, если покупаешь замок, допустим, за миллион долларов, еще миллионов пять нужно вложить только для того, чтобы в него можно было въехать – крыши разрушены, стены в трещинах.

– Сара: Знаете, что говорят о замках? Что для их владельцев есть два счастливых дня в жизни – день покупки и день продажи.

– Михаил: Конечно, мы вложили какие-то деньги – например, почти полностью поменяли электропроводку. Мы первое время, когда приезжали сюда, жили в отеле. Утром приходили в замок, включали фонарики. Даже воды тут не было. Кругом висели провода, и мы понимали: вспыхнуть может в любой момент. Один пожар в Америке мы уже пережили (в Клавераке, имении Шемякина в двух часах от Нью-Йорка, пожар случился из-за старой проводки. – Прим.)... Да вы угощайтесь – вот сыр, варенье, чай, сахар берите...

Михаил Михайлович Шемякин

  • Родился 4 мая 1943 года в Москве в семье военного и актрисы, детство провел в Восточной Германии.
  • В 1957 году вернулся в СССР, поступил в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина в Ленинграде.
  • В 1961 году был отчислен за «эстетическое развращение» однокурсников. Принудительно лечился в клинике для душевнобольных.
  • В 1971 году был лишен гражданства и выслан из СССР. 10 лет жил во Франции, потом переехал в США.
  • В 1985 году познакомился с Сарой де Кей, которая стала его второй женой. От первого брака с художницей Ребеккой Модлен есть дочь Доротея, 46 лет, живет во Франции.
  • 4 ноября 2009 года получил орден Дружбы из рук Дмитрия Медведева.

«Я пил, чтобы уйти в запределье»

– Мой отец всегда клал в чай десять ложек сахара. Он был сиротой и сладкое любил до самой смерти. Я в детстве тоже обожал сладкое. Но проблема в том, что не имею привычки останавливаться. Когда отец во время войны привез громадную коробку шоколада, я ночью объелся им тайком. Весь покрылся сыпью и прыщами, пришлось вызывать полкового врача – так мне было дурно. Потом отец привез мед, 3-литровой банки для ребенка оказалось слишком много. Я едва выжил, но теперь сладкого почти не ем.

– Зато ваши собаки только и ждут, чтобы вы им дали булочку со стола. Сколько их у вас?

– Сейчас семь. Часть из Штатов привезли, часть уже здесь купили. Одного – в России. Продали нам его как породистого – во-от такую бумагу дали с родословной. Оказалось – все подделка. Он астматик, даем лекарства – ничего не помогает. Я его для сестры в подарок брал, но теперь сами возимся. Как и с двумя немецкими догами – они щенки еще...

– И вот их вы называете щенками?!

– Зря вы так пугаетесь – они действительно маленькие еще. Вот у нас был неаполитанский мастиф, так моя голова в его пасти умещалась.

– И как вам только такая мысль пришла – засовывать голову в пасть мастифу?

– По пьяни, конечно. Трезвому разве такое в голову придет?

– Теперь вы в завязке. Даже вино за ужином, как принято у французов, не пьете?

– Нет. Могу полстакана пива, бокал вина – но зачем? Я ведь пил для того, чтобы уйти в запределье, а не для удовольствия.

– В Штатах у вас для удовольствия казино было…

– Сейчас нет. Хотя прежде благодаря казино даже из долгов вылезал. Однажды на автоматах выпало три семерки, да к тому же в такой цветовой последовательности, что сумма увеличилась с 15 до сотни тысяч долларов! Выиграл бы сейчас – пустил бы на ремонт замка.

«Это был переезд века»

– Михаил, можно ли в таком замке чувствовать себя как дома?

– А тут все очень уютное. Вот у нас в Клавераке – залы, по 300 квадратных метров каждый, в свое время там были театр и концертный зал. А французы никогда не делали больших замков по одной простой причине – топить ведь нужно, а это дорого.

– Сара: Мы живем в холоде. У нас зимой бывает и плюс 13 градусов, но чаще – плюс 16.

– Михаил: И привыкли. Я не люблю, если дома слишком жарко. Когда в комнате сильно натоплено, мне становится дурно.

– Неужели и камином не пользуетесь?

– Сара: Нет, он просто не работает: руки не доходят починить. Да и дорого очень.

– Михаил: Пока занимались реконструкцией библиотеки, заказали итальянцам специальный лифт для книг – он 300 килограммов поднимает.

– Ваша библиотека впечатляет!

– Когда переезжали из Америки, набралось 5 тысяч ящиков книг.

– Неужели сами паковали?

Сара: Да, многие месяцы. 19 контейнеров набралось. Для меня это был переезд века.

– Сара, а где вы так хорошо выучили русский?

Сара: В университете учила.

Михаил: У Сары русский теперь как родной. И все благодаря любви к литературе.

– Разве не к вам?

– Это было еще до меня! Нас познакомил Высоцкий. После смерти Владимира Сара готовила фильм о нем и узнала, что в Нью-Йорке живет его друг.

Сара: Знакомые мне сказали: «Раз делаешь фильм о Высоцком, тебе нужно обязательно связаться с Шемякиным». Я же послушная девушка – и связалась. Причем на всю жизнь.

– Зато вы теперь совсем обрусели, даже огородик маленький разбили около замка.

– У меня и в Америке был свой огородик. А здесь впервые со времени переезда посадила то, что можно сразу вырвать и съесть, – салат, травы. Теперь жду урожая.

– Сара, какой Михаил в быту?

– Суровый, но справедливый. Мы вместе уже 25 лет. Но на самом деле мы почти что молодожены: у нас только шестой год супружеской жизни, 19 лет присматривались друг к другу. А самое смешное, что пока просто жили вместе, в русской прессе я значилась женой. Но как только официально зарегистрировались, все начали звать меня подругой.

– Не жалеете, что вышли за Шемякина замуж?

– Ой, не жалею. Это был самый счастливый день для меня в жизни.

– Не получится, как у хозяев замков, что второй самый счастливый день – тот, когда…

– ...разведусь? Нет-нет. На развод я никогда не соглашусь.

Михаил: И в этом мы совершенно одинаковы.




Top