Когда родился и я яковлев. Разное, раздел файлов, для игр


Биография

Иван Яковлевич Яковлев родился 13 (25) апреля 1848 года в деревне Кошки-Новотимбаево Бюргановского приказа Жуковского прихода Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Тетюшский район Республики Татарстан).

Родители Яковлева были коренными жителями деревни, которую издавна окружали мордовские, татарские и русские поселения. «Моя мать, Настасья Васильевна Макарова, скончалась спустя три дня после моего рождения, я был виновником ее смерти», - писал в автобиографии гимназист Иван Яковлев, к сожалению, не оставивший воспоминаний о своем отце.

Ивана усыновил удельный крестьянин той же деревни Пахом Кириллов, который в 1837 потерял сразу двух своих сыновей, умерших от холеры.

В доме, где жил Яковлев, было две семьи: самого Пахома, и его сына Андрея. Среди этих людей Иван не был чужим: «…меня не обижали, относились как к родному ребенку... Пахомовы мне о моем происхождении не говорили. Только... когда я уже учился в гимназии... я узнал, что это не родная моя семья».

До поступления в школу Яковлев был подпаском у татарина Хакима, учился у него татарскому языку, игре на флейте, искусству плести лапти. Беззаботное детство продолжалось недолго: в 1856 году Ивана забрали в удельное училище. Для крестьян запись детей на учебу была равносильна рекрутскому набору, к тому же обучение очень дорого обходилось родителям - нужно было платить за квартиру, обеспечивать приличной одеждой и обувью. Многие из более состоятельных откупались. Летом 1856 г. священнику Баратынскому удалось записать только Ивана Яковлева, которого доставили прямо с поля. Крестьяне, собравшиеся на сход, были довольны: священник оставит их детей в покое, а Ивану, мол, все равно, он сирота.

Без согласия опекунов мальчика взяли в удельное училище в с.Бурундуки. Для Кирилловых это было большим ударом: семья лишалась верного помощника в хозяйстве, да еще и поводыря для слепого Пахома. Тот, очень любивший парнишку, пробовал было подкупить священника Баратынского фунтом цветочного чая, чтобы он отпустил Ваню домой, но, видно, сумма взятки была незначительна, и Яковлев остался в учениках.

Обучение в удельном училище велось на русском языке, и поэтому было тягостным для нерусских детей. Программа занятий включала Закон Божий, краткий катехизис и священную историю, чтение по книгам церковной и гражданской печати и рукописей, чистописание, четыре правила арифметики. Устав училища допускал применение телесных наказаний. Позднее Яковлев с горечью рассказывал: «Находились там малолетние воспитанники, отданные на полный произвол безнравственных, некультурных старших... Священник Баратынский появлялся в училище официально лишь в известные часы... и то ненадолго».

В годы учения в Бурундуках Иван Яковлев дважды тяжело болел. А весной 1859 года его жизнь висела на волоске: ночью он упал с полатей и расшибся так, что его посчитали мертвым. К счастью, догадались послать за фельдшером. Оправился он только в июле. На третий год обучения в школе Яковлев уже был первым учеником. Он хотел учиться дальше, но не было средств. Но все-таки в начале сентября продолжил учебу, живя уже в семье Мушкеевых - русских крестьян, которые приняли живое участие в его судьбе и отнеслись, как к родному.

Летом 1860 года Яковлев блестяще окончил удельное училище, но впоследствии вспоминал: «При выходе из Бурундукского училища я плохо усвоил русский язык, будучи в состоянии вести по-русски лишь самый простой, несложный разговор. Книги же я стал читать свободно по-русски позднее, лишь в 1864 году». 5 сентября 1860 года Симбирская удельная контора препроводила в уездное училище отношение, в котором просила проэкзаменовать 18 мальчиков, собранных со всей губернии. В ведомости под номером 8 стояла фамилия «...Бюргановского приказа д. Кошки-Новотимбаево Ивана Яковлева (из чуваш), 11 1/2 лет» со следующими оценками: священная история 4, катехизис 4, арифметика 2, счетоводство 2, чтение гражданской печати 4, чтение славянской печати 4, чистописание 3, письмо под диктовку 2. «Средний бал + 3, принять». (2 - означало посредственную оценку). Принятые должны были стать учителями сельских начальных училищ. Но той же осенью был недобор при организации землемерно-таксаторских классов при Симбирской гимназии, и дирекция решила пополнить их набранными мальчиками 1 класса уездного училища. Так, неожиданно для себя, Яковлев оказался в землемерно-таксаторских классах, где готовили таксаторов, сельских мерщиков и чертежников. Учащиеся изучали топографию, нивелировку, черчение, планиметрию, естественные науки и межевые законы. Обстановка здесь была лучше, хотя преподавание также велось только на русском языке. В это время Яковлев случайно знакомится с семьей Раевских. Отставной полковник С.Д. Раевский проявил большой интерес к одаренному чувашскому мальчику и позднее не раз поддерживал его материально. Об этой дружбе Яковлев вспоминал с большой теплотой. В документах и отчетах в Казанский учебный округ, в Министерство народного просвещения он сообщал о себе: «Я происхожу из удельных крестьян Симбирской губернии, чувашенин по происхождению, но воспитан в русской семье, прошел русскую школу», несомненно, имея в виду семью Мушкеевых и Раевских.

В апреле 1864 года Яковлев успешно окончил учебу и получил свидетельство на звание частного землемера и таксатора. В течение двух лет он должен был пройти стажировку, но практиковался лишь несколько месяцев и, как самый способный, 16 мая 1864 года был утвержден Департаментом уделов сельским мерщиком с жалованьем 120 рублей в год и направлен в Сызрань.

Жалоб на Яковлева за время его службы не было. Воспитанный с детства в труде, он привык все делать честно, четко и обстоятельно, несмотря на обилие ежемесячных отчетов, необходимость заполнения журналов и ведомостей. Не раз получал за хорошую службу денежное вознаграждение.

Яковлев уже свободно читал и изъяснялся по-русски. Его очень тянуло к книгам и журналам, но денег на их покупку было мало, и он стал брать частные заказы. Ежегодно с ранней весны до поздней осени молодой мерщик ездил по уездам, подолгу жил среди чувашей, русских, мордвы.

Монотонная служба его тяготила. Воспользовавшись давней болезнью (вывих ноги, последствия остались на всю жизнь), он просит о переводе в Симбирск. Здесь Яковлев возобновил свои посещения дома Раевских и стал думать о дальнейшем продолжении учебы уже в гимназии. И в начале марта 1866 года обращается в Симбирскую удельную контору с просьбой уволить его со службы. После многомесячной переписки по инстанциям, ходатайств Раевского и Баратынского в декабре 1866 года на имя управляющего Симбирской удельной конторой поступил ответ от генерала Ананьева: «...сельского мерщика, вверенного Вашему высокородию Ивана Яковлева уволить от службы согласно представлениям Вашим...» И Яковлев уволился, причем без всякого выкупа - по законам удельного ведомства он должен был прослужить 10 лет.

Стремясь к образованию, Яковлев задумывался и о судьбе родного народа, он понял необходимость духовного слияния и культурного сближения чувашей с русскими, а средством приобщения должны были стать, по его мнению, родной язык и национальная письменность. Идея Яковлева нашла поддержку у либерально настроенного поляка, помещика О.Л. Косинского, в чьем доме он бывал. Косинские пробудили в нем чувство национального самосознания.

Яковлев готовился поступить в пятый класс гимназии, необходимо было сдать вступительные экзамены, в том числе и по иностранным языкам, которыми не владел. 31 марта 1867 года он представил директору гимназии прошение с просьбой о дозволении держать экзамен в 5-й класс и об избавлении от платы за учение.

Директор гимназии И.В. Вишневский в официальном письме к попечителю Казанского учебного округа писал, что Яковлев «имеет в настоящее время от роду 19 лет... родом из чуваш... истинно желает учиться... может иметь большое влияние на однородцев своих и тем, может быть, подвигнул бы их к образованию, которого они до сего времени чуждаются...»

Попечитель учебного округа П.Д.Шестаков сообщил: «Я разрешаю принять по экзамену в пятый класс вверенной Вам гимназии крестьянина-собственника Ивана Яковлева, о чем и представляю Вам сделать должное распоряжение».

Яковлев был ознакомлен с содержанием письма, его ждали 17 экзаменов. Заболев тифом, он слабо подготовился, но его все-таки зачислили условно, и так он оказался в стенах Симбирской мужской гимназии, о чем давно мечтал. В годы учений, которые совпали с освободительным движением в России, Яковлев выступал со статьями по вопросам просвещения чувашей, с рецензиями на учебники и учебные пособия. Учась в гимназии, он жил у Раевских, это помогало ему оплачивать частные уроки, а также приобретать форменную одежду. Яковлев не забывает о своих сородичах, родных и близких, посылая, небольшие суммы денег, чтобы мальчик (Петр Андреев), с которым он вместе воспитывался, был отдан в училище. Но его все чаще стала волновать идея обучения нерусских детей.

В июне 1868 года Яковлев выезжает в Симбирский и Буинский уезды, чтобы набрать учеников. Но удалось уговорить лишь одного - Алексея Рекеева. Так, обучаясь в гимназии, он становится одновременно и учителем. На второй год учебы Яковлев считал себя вполне подготовленным для организации частной школы. Он много и основательно читает Толстого и Белинского, Писарева, Руссо, Гейне и Добролюбова, не совсем всё понимая, как сам признавался. Но учился прекрасно, за что был освобожден от платы за учение и награжден Похвальным листом и книгой.

После неожиданной смерти С.Д. Раевского в начале ноября 1868 года Яковлев вынужден часто менять квартиры. Осенью 1869 он переходит в последний класс - ему уже ясно, что он обязательно будет учиться дальше. В Симбирске тем временем росло детище Яковлева - частная школа. К этому времени учебный округ знал, что Яковлев содержит на свои средства нескольких чувашских мальчиков и готовит их к учительской деятельности.

Яковлев окончил гимназию в июне 1870 года первым учеником. 25 июня состоялось вручение аттестатов и медалей; золотой медалью был награжден «Яковлев - сын крестьянина из чуваш».

Предстояло поступить в университет, и И.Я.Яковлев поехал в Казань. Условия приема были просты: без экзаменов, с оплатой обучения. В своем заявлении директору гимназии И.В. Вишневскому он просит ходатайствовать за него о зачислении на филологический факультет и освобождении от платы за обучение. Вишневский исполнил просьбу Яковлева. По письму попечителя округа П.Д. Шестакова – «считаю рекомендовать Совету университета чувашенина Яковлева» - молодой человек стал студентом Казанского университета. Здесь были некоторые льготы для нерусских студентов-мусульман, около 50 казенных стипендий. Но высокая плата за обучение мешала поступлению в университет других «инородцев». На Яковлева бесплатное обучение не распространялось, т.к. он был «инородец»-христианин. Смутило его и обилие предметов, о которых он имел весьма смутное представление, и стал хлопотать о переводе на математический факультет. По ходатайству декана физико-математического факультета профессора И.А. Больцани (ученика выдающегося математика Н.И.Лобачевского), Яковлева до конца обучения в университете освободили от платы за обучение. А с декабря 1870 года по письму попечителя П.Д. Шестакова министр просвещения Д.А. Толстой назначил студенту И.Я.Яковлеву «стипендию по 200 рублей в год из суммы министерства...» Яковлев учился и одновременно занимался делами своей школы. Во время каникул он начал сбор материалов устного народного творчества для букваря. Все это совершенно исключало возможность сочетать изучение физико-математических наук с филологическими исследованиями. Испытывая неловкость, Яковлев все же решил вернуться на филологический факультет. В начале 1871/72 учебного года он начал хлопотать о переводе, представив все необходимые документы. Положительно вопрос был решен лишь в октябре.

Яковлев занимался упорно, догнал своих товарищей в изучении греческого языка, давал частные уроки, работал самостоятельно. Его курсовая работа «Несколько памятников устной чувашской словесности» была предложена как основа для написания кандидатской диссертации. В мае 1875 года студент Яковлев успешно сдает выпускные экзамены. 26 мая совет университета разрешил Яковлеву представить работу по теме его курсового сочинения на получение степени кандидата. 17 июля 1875 года он получил временное свидетельство об окончании университета и сразу вернулся в Симбирск. В его школе уже обучалось 52 человека. Забот было много, и он никак не мог вернуться к кандидатской диссертации. Вот почему в университете Яковлеву пришлось учиться 5 лет вместо 4-х, пожертвовав один год историческому делу - созданию нового алфавита, букваря и национальной школы.

Студенческие годы И.Я.Яковлева закончились. 28 августа 1875 года его назначили инспектором чувашских школ Казанского учебного округа. Яковлев уже считался знатоком чувашской культуры и истории. Он был первым из чувашей, который помогал государству в распространении русско-православного просвещения среди своих сородичей. С января 1871 года Министерство просвещения признало его школу и приняло на свой бюджет, а в 1872 г. одобрило создание нового алфавита, а изданные на его основе учебники рекомендовало использовать в школах. Дальнейшая судьба письменности зависела уже от самого народа.

Став инспектором чувашских школ, Яковлев по-прежнему оставался руководителем и чувашской школы в Симбирске. Ее учебная программа постоянно обновляется, включаются новые предметы, большое место отводится практическим занятиям учащихся. Школа продолжает идейно руководить всеми чувашскими училищами, снабжать их учебниками и пособиями, но не имеет права присваивать своим воспитанникам звание учителя. Лишь в 1877 году постановлением министерства ей было разрешено готовить учителей для чувашских школ Казанского учебного округа. С 1877 года школа называлась Симбирской центральной, а с 1890 года - учительской. Здесь будущие учителя изучали Закон Божий, языки, историю, географию и математику, ремесла. Серьезное внимание уделялось хоровому пению на родном и русском языках. Очень популярен был оригинальный хор мальчиков, которым руководил выпускник Казанской инородческой учительской школы А.П. Петров (Туринге).

В 1878 году Яковлев поднял вопрос об организации при Симбирской чувашской школе женского отделения с курсами двухклассного училища. Министерство не дало согласия из-за отсутствия средств, но Яковлев все равно начал набирать девушек в будушее женское училище, заведовать которым он поручил своей жене Екатерине Алексеевне Бобровниковой - приемной дочери Н.И. Ильминского. Она была наставницей, воспитательницей и первые 10 лет существования училища - единственной учительницей, бесплатно несшей бескорыстную службу.

В том же 1878 году Яковлев организовал при Симбирской центральной чувашской школе мужское начальное училище, выделив младший класс в отдельное учебное заведение. Школы, женская и мужская, уже действовали, но царское правительство поддерживать их не спешило.

При Симбирской чувашской школе имелись также мастерские, собственные сады, огороды и ферма. Все это укрепляло ее материальную базу. В программу образования входило более 20 предметов, школа занимала одно из первых мест в Казанском учебном округе по прилежанию, успеваемости, обучению учащихся производительному труду. К 1917 году из стен Симбирской чувашской школы вышло более 1000 учителей. Среди ее воспитанников - классики чувашской литературы К.В.Иванов, Н.В.Шубоссинни, известные математики П.М.Миронов, Н.М.Охотников, выдающийся марийский педагог-ученый Г.Я.Яковлев, первая казахская женщина-учительница А.Д.Оразбаева, русский писатель В.И.Маненков.

В 1920 году на базе школы возник институт народного образования - первый вуз в истории чувашского народа. В одном из его зданий ныне находится Государственный музей И.Я.Яковлева и его школы.

За годы руководства Чувашской учительской школой в Симбирске (1868-1919) и будучи инспектором чувашских школ Казанского учебного округа (1875-1903) Яковлев открыл и преобразовал множество сельских школ, создал 14 приходов. Он выпустил также более 100 учебников, пособий и книг по разным отраслям знаний, вместе со своими учениками издал первые художественные произведения чувашской литературы, а также Новый Завет на чувашском языке, организовал школьный театр, духовой и симфонический оркестры. Деятельность И.Я. Яковлева и его школа способствовали интеллектуально-культурному развитию чувашского народа, зарождению и развитию художественной литературы, музыкального, театрального и изобразительного искусства. Заветной мечтой просветителя были подъем чувашей до уровня русского народа, равноправие и дружба народов России.

И.Я.Яковлев был крупным общественным деятелем, почетным членом Британского и иностранного библейского обществ в Лондоне, организатором благотворительных обществ, инициатором перевода и издания Священного писания. Он также поддерживал творческие связи с учеными многих зарубежных стран. "...ЗА ОТЛИЧНО-УСЕРДНУЮ СЛУЖБУ И ОСОБЫЕ ТРУДЫ..." НЕОДНОКРАТНО получал награду и заслужил всемирную известность.

И в наши дни не потеряло своего значения его «Завещание чувашскому народу» - своего рода кодекс нравственных правил.

Скончался Иван Яковлевич Яковлев в Москве 23 октября 1930 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Великий просветитель оставил талантливейшее потомство. Вот некоторые имена. Старший сын Алексей Иванович Яковлев - профессор, член-корреспондент АН СССР. Средний сын Николай Иванович Яковлев - инженер, музыковед. Достойные продолжатели рода - внучка Ольга Алексеевна Яковлева, кандидат исторических наук, внук Иван Алексеевич Яковлев стал доктором физико-математических наук. Еще две внучки: Екатерина Некрасова - доктор искусствоведения, Анна Некрасова - профессор Государственного института театрального искусства.

Есть известные имена и среди правнуков И.Я. Яковлева. Алла Покровская - народная артистка Российской Федерации, Александр Покровский - концертмейстер Московской консерватории, Владимир Павлов - заслуженный артист Российской Федерации, Екатерина Павлова - кандидат искусствоведения, Франсуаза Варе - профессор медицины (Франция), Михаил Ефремов - заслуженный артист Российской Федерации. Это уже шестое поколение замечательного сына чувашского народа. Именем И.Я. Яковлева названы Чувашский государственный педагогический университет в Чебоксарах, 5 улиц в городах и районах Чувашии. Ему установлен памятник перед зданием Национальной библиотеки в столице республики*.

________________________________________

* Очерк подготовлен на основе книги Н.Г. Краснова «Иван Яковлев и его потомки». Чебоксары, 1998.

Презентация на тему: Иван Яковлевич Яковлев – просветитель чувашского народа



































1 из 34

Презентация на тему: Иван Яковлевич Яковлев – просветитель чувашского народа

№ слайда 1 https://fs1.ppt4web.ru/images/2692/52310/310/img1.jpg" alt="И.Я.Яковлев родился 25 апреля 1848 года в деревне Кошки-Новотимбаево Буинского у" title="И.Я.Яковлев родился 25 апреля 1848 года в деревне Кошки-Новотимбаево Буинского у">

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Иван Яковлевич Яковлев – выдающийся просветитель, гуманист и демократ. Он создал педагогическую систему, где достижения теории сочетаются с народными традициями. И. Я. Яковлев заложил основы среднего и высшего образования. Основанная им Симбирская школа явилась могучим очагом просвещения и культуры, центром подготовки кадров для чувашского народа

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Семья ЯковлеваЖенился И.Я.Яковлев в 1877г. на Екатерине Алексеевне Бобровниковой, сироте, которую вырастила и воспитала семья директора Казанской инородческой учительской семинарии профессора Н.И. Ильминского. Создался необычный союз людей, которые прошли трудный путь жизни. У них родилось трое детей: Алексей (член-корреспондент АН СССР, профессор), Лидия (искусствовед, переводчик) и Николай (инженер, музыкант). Ныне их внуки и правнуки живут и трудятся не только в России, но и за рубежом, продолжая замечательные традиции своего прародителя.

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

№ слайда 16

Описание слайда:

Новый алфавит и издание книгС 1873 г. И.Я.Яковлев вместе со своими учениками начал издавать двуязычный (чувашский и русский) букварь. Издание таких букварей продолжалось до 1919 г. После окончания университета Яковлев организует Переводческую комиссию из числа преподавателей и учащихся. Их силами переведены и изданы учебные книги К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А.Баранова и других, а также произведения классиков русской и зарубежной литературы. В Симбирске был создан издательский центр, открыты книжные склады для распространения дешевых книг среди сельского населения.

№ слайда 17

Описание слайда:

Рост Симбирской чувашской школыЧастная школа И.Я.Яковлева просуществовала около трех лет. В 1871 г. она стала образовательным учреждением Министерства народного просвещения. После этого школа постепенно расширялась: появились женское отделение, учебно-производственные мастерские, домовая церковь и т.д. В 1920 г. на базе школы возник институт народного образования – первый вуз в истории чувашского народа. В одном из зданий этого института ныне находится Государственный музей И.Я.Яковлева и его школы

№ слайда 18

Описание слайда:

№ слайда 19

Описание слайда:

№ слайда 20

№ слайда 21

Описание слайда:

№ слайда 22

Описание слайда:

№ слайда 23

Описание слайда:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Обращаюсь к вам первым, друзья и родичи мои чуваши. О вас болел я душой, к вам в этот час обращается мысль моя, и вам хочу сказать мои последние пожелания. - Крепче всего берегите величайшую святыню – веру в Бога. Вера окрыляет силы ума и сердца, дарует внутренний мир, утешает и ободряет душу в часы несчастья и горя, очищает и просветляет ее в счастье и удаче. С верой в Бога не страшны жизненные испытания; без веры в Него холодно и мрачно на земле. Веруйте, что есть Высший мироздатель за добро и за зло, что есть Высшая правда, есть Божий суд, грозный и праведный. -Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума, сердца и воли. Народ этот принял вас в свою семью, как братьев не обидел и не унизил вас. Ведомый Провидением к великим, нам незримым целям, народ этот да будет руководителем и вашего развития: идите за ним и верьте в него. Трудна была жизнь этого народа, много горестей и несчастий встретил он на своем долгом и скорбном пути, но он не угасил в себе светочей духа и не утратил понимания своего высокого призвания.

№ слайда 24

Описание слайда:

Да будет его радости вашими радостями, его горести вашими горестями, и вы приобщитесь к его светлому будущему и грядущему величию. Народ этот не обидел вас в прошлом, он не обидит вас и в будущем. Любите его и сближайтесь с ним. На всяком поле есть плевелы, но мой долгий опыт да будет порукой тому, что среди русского народа вы всегда встретите добрых и умных людей, которые помогут вашему правому делу. Русский народ выстрадал свою правду, и, нет сомнения, правдой этой он поделится с вами. Верьте в Россию, любите ее, и она будет вам матерью. Залогом и путеводной звездой да послужит бессмертное имя учителя моего Николая Ивановича Ильминского, олицетворяющего для меня все величие и всю красоту русского народного характера. - Обращаюсь к тем из вас, кому выпало счастье получить образование. Помните, что вы сами должны помогать своим бедным и обездоленным сородичам, не надеясь на то, что помощь к ним придет откуда-нибудь со стороны. Помните, что долг работать над просвещением чуваш лежит прежде всего на вас, на людях, которые вышли из их же среды. Возвращайтесь же к своим соплеменникам с сокровищами научного знания, насаждайте среди них понятия гражданственности, учите их закону и праву: заботу об этом должны взять на себя вы, выходцы из народа

№ слайда 25

Описание слайда:

Не гнушайтесь бедности, слабости и невежества своих сородичей: из них вы вышли, и для них вы должны поработать, чтобы заплатить ваш долг за полученное за счет народа образование. Любовь народная вознаградит вас за то, что вы не забудете вашего долга перед своими младшими братьями. - Помните, что владеть сердцем народным вы сможете, только если не будете чуждаться языка народного. В обращении к родному языку нет измены русскому делу: служить великому русскому отечеству можно, не забывая родного языка, воспринятого от матерей ваших. - Доделайте то, что может быть, не удастся закончить мне: дайте чувашскому народу Священное писание полностью, завершив перевод Ветхого завета. Послужите делу христианского просвещения, распространяя свет Евангелия среди многочисленных народностей, населяющих русский Восток: по языку и духу вы ближе к этим народностям, чем сами русские. Работой на этой обширной ниве вы заплатите русскому народу часть того великого долга, которым вы обязаны ему, получив из его рук свет веры Христовой.- Берегите семью: в семье опора народа и государства. Семейные заветы всегда были крепки среди чуваш. Охраняйте же это сокровище. В семейном счастье – защита от жизненных испытаний. Крепкой и дружной семье не страшны внешние житейские невзгоды. Берегите целомудрие, бойтесь вина и соблазнов: если обережете семью, обережете детей и создадите крепкую опору для мирного и спокойного труда.- Будьте дружны между собой, избегайте мелких счетов и распрей, помните о великом завете Спасителя: любите и ненавидящих вас, и твердо надейтесь на жизненную силу уступчивости и снисхождения.

№ слайда 26

Описание слайда:

Верьте в силу мирного труда и любите его. Делайте самое маленькое дело терпеливо и с любовью, не ропщите на размеры жизненной задачи. Самое малое дело можно осветить и осмыслить любовным к нему отношением и самое большое можно уронить и обесславить отношением небрежным и нерадивым. Счастье и успех придут ко всякому, мирно и с любовью совершаемому делу. Бойтесь путей кривых и обходных: успехи, достигаемые нечистыми средствам, – успехи непрочные и временные. Вот все, что я хочу сказать вам, готовясь предстать перед высшим Судией. Если в ком есть память о вольной или невольной обиде, мною причиненной, прошу простить меня и помолиться обо мне. Сердечно благодарю за тепло и ласку, которыми не по заслугам моим дарили меня вы, мои соплеменники, и многие, многие русские люди, приходившие с открытым сердцем на помощь моему делу. Горячую благодарность приношу всем товарищам и сотрудникам моим по работе: без их бескорыстного усердия был бы невозможен и мой труд. Шлю привет непосредственным ученикам моим. Учебные часы, среди них проведенные были отрадными часами моей жизни. Да сохранит и да обережет вас Бог в жизненных путях ваших.

Описание слайда:

Опубликованные трудыУчебники И.Я. Яковлева -Букварь для чуваш. Казань, 1872 (издавался до 1919 г.) -Первоначальный учебник русского языка для чуваш, вып.1, Казань, 1892.-Букварь для чуваш. Часть вторая. Русские разговорные уроки. Изд. 16-е Православного Миссионерского Общества. Симбирск, 1904.-Первая книга для чтения после букваря на чувашском языке. Симбирск, 1909 (в соавторстве с К.В.Ивановым). Книги, брошюры, статьи и письма-Протоиерей Алексей Иванович Баратынский. Казань, 1895.-Временные педагогические курсы, устроенные при Симбирской чувашской учительской школе в 1891 году для учителей чувашских школ (с кратким очерком таких же курсов 1884 года). Симбирск, 1899.-Краткий очерк Симбирской чувашской школы (по случаю сорокалетия. 1868-1908). Симбирск, 1908.- На память о 40-летии Симбирской чувашской школы. Симбирск,1910 (с предисловием Н.И.Колосова).-Отчет о состоянии сельскохозяйственной фермы Симбирской чувашской учительской школы за 1912 год. Симбирск, 1913 (с приложением документов).-Война и чувашская школа в Симбирске. Симбирск, 1915. -Материалы к истории Симбирской чувашской школы, мужского и женского при ней приходских училищ с трехлетними педагогическими курсами. Симбирск, 1915

№ слайда 31

Описание слайда:

Отчет о состоянии Симбирской чувашской школы за первую половину 1875 – 1876 учебного года. Сначала был опубликован в журнале «Циркуляр по Казанскому учебному округу», 1876, № 3. С. 147-171, потом вышел отдельной брошюрой (Симбирск, 1876).-Положение о Симбирской чувашской учительской школе. Симбирск, 1890.-Отчет о состоянии сельскохозяйственной фермы Симбирского общества, переданной в ведение Симбирской чувашской учительской школы с 15 марта 1893 года по январь 1894 года. Симбирск, 1895.-Поездка воспитанников Симбирской чувашской учительской школы и воспитанниц женского при ней училища в Казань, Н. Новгород, Кострому, Ярославль, Сергиеву Лавру и Москву летом 1896. См. также «Циркуляр по Казанскому учебному округу», 1896, № 10. С. 494-509.-Соображения о распространении женского образования между чувашами. Симбирск, 1897. то же в журнале «Православный благовестник», 1897, № 5. С. 227-232; № 6. С. 264-269; № 7. С. 317-324.-Устав Православного Святодуховского Братства при церкви Симбирской чувашской учительской школы и женского при ней училища. Симбирск, 1898.-Проект устава Православного Святодуховского духовно-просветительного Братства при храме Симбирской чувашской учительской школы и женского при ней училища. Симбирск, 1911.-Проект устава Церковного чувашского трудового женского общежития на речке Вараксарарке. Симбирск, 1911.-Краткий очерк Симбирской чувашской учительской школы (по случаю сорокалетия 1868-1908). Симбирск, 1908.-Очерк возникновения женского при Симбирской чувашской школе училища. Симбирск, 1911.И многие другие.

№ слайда 32

Описание слайда:

Награды1.Орден св. Станислава 3 степени. Награжден 26 декабря 1878 г. – «за отлично-усердную службу».2. Орден св. Станислава 2 степени. Награжден 27 декабря 1887 г. – «за отлично-усердную службу».3. Орден св. Анны 3 степени. Награжден 15 мая 1889 г. – «за отличие на службе».4. Орден св. Анны 2 степени. Награжден 26 декабря 1892 г. – «за отлично-усердную службу».5. Орден св. Равноапостольского князя Владимира 4 степени. Награжден 9 марта 1900 г. – «за отлично-усердную службу». Медали: 1. Серебряная медаль в память в Бозе почивающего императора Александра III на Александровской ленте. Награжден 25 апреля 1896 г. на основании именного высочайшего указа от 26 февраля 1896 г.2. Темно-бронзовая медаль на ленте из государственных цветов. Награжден 30 января 1897 г. – «За труды по I всеобщей переписи населения 1897 г.»3. Медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых.4. Медаль в память Отечественной войны 1812 г.

№ слайда 33

Описание слайда:

№ слайда 34

Описание слайда:

Список использованной работы и интернет-ресурсов:Краснов Н, Г., Иван Яковлевич Яковлев. Жизнь. Деятельность. Педагогические идеи. Очерки, Чебоксары, 1976http://gov.cap.ru/hierarhy_cap.asp?page=./86/3743/7378Википеди - Ирĕклĕ энциклопедин чăваш уйрăмĕ http://cv.wikipedia.org/

Чувашский просветитель Иван Яковлев родился 25 апреля 1848 года в неприметной деревушке Кошки-Новотимбаево, в Он был сыном небогатого крестьянина и в совсем раннем возрасте остался без родителей. Осиротевшего ребенка усыновила чувашская семья Пахомовых из той же деревни.

Ранние годы

Мальчику повезло получить образование, которое в будущем позволило ему не только начать карьеру, но и заняться просвещением поволжского населения. В 1856 году мальчик отправился на учебу в училище, в соседнее село Буинского уезда.

Иван Яковлев попал туда благодаря предписанию, которое издало удельное ведомство, отвечавшее за образование крестьян-сирот. Сельское училище было окончено в 1860 году. В нем Иван Яковлев стал лучшим учеником. Природные способности и таланты позволили ему попасть в уездное училище губернского города Симбирска, а потом и в местную гимназию.

Знакомство с чувашской культурой

Яковлев попал в класс землемеров. Окончив учебу в гимназии, он четыре года проработал по своей специальности в Симбирской удельной конторе. Будучи сельским мерщиком, молодой Иван Яковлев объездил не только родную, но и соседние Казанскую и Самарскую губернии. Путешествия не проходили даром. Посещая села и знакомясь с местными жителями, землемер лучше узнавал жизнь, культуру и быт поволжского населения, среди которого были русские, татары, чуваши и мордва.

В то же время на мировоззрение молодого Яковлева сильное влияние оказывали либеральные идеи 60-х гг. XIX века. Следуя этим заветам, он пришел к выводу, что родной чувашский народ нуждался в просвещении, приобщении к русской культуре, а также обучении грамоте. В поволжской провинции уровень ее распространения был крайне низок по сравнению со столицей. Иван Яковлев верил, что, для того чтобы улучшить жизнь чувашей, вовсе не обязательно было прибегать к кровопролитным революциям и социальным потрясениям. Достаточно просветить народ и воссоздать его культуру.

Педагог

Для осуществления своего замысла Яковлев стал подрабатывать репетиторством. Впрочем, эта работа не была его основным занятием. Деньги от уроков начинающий преподаватель стал тратить на организацию и содержание собственной частной школы для чувашских детей.

На этом первом этапе главным товарищем и соратником просветителя был его односельчанин Алексей Рекеев. Он разделял идеи и надежды, которые испытывал Иван Яковлевич Яковлев. Биография педагогов показала, что их стремление обучать детей из глубинки не было просто сиюминутным увлечением юности - они действительно посвятили этой цели свои жизни.

Сторонники

Серьезную поддержку Яковлеву оказал Илья Ульянов - инспектор народных училищ Симбирской губернии и отец Владимира Ленина. Его помощь способствовала расширению школы молодого педагога. В 1870 году Иван Яковлев окончил обучение в гимназии, получив золотую медаль. После этого он отправился продолжать образование в Казанский университет. Во время его отсутствия о чувашской школе заботился Инспектор народных училищ отправлял студенту книги, необходимую литературу и даже деньги, для того чтобы он мог беспрепятственно получить специальность.

В университете Яковлев познакомился с профессором и знатоком фольклора Николаем Ильминским. Его детальные консультации позволили составить новый чувашский алфавит, созданный на основе славянской графики. Уже давно назрела необходимость его обновления. Дело было в том, что прежний алфавит, использовавший в качестве основы тюркский древнебулгарский язык, устарел, а использовался он только небольшой частью населения.

Издание букваря

Появление нового чувашского букваря не заставило себя долго ждать. Книга была издана в 1872 году. Этот букварь и написанные позже рассказы Ивана Яковлевича Яковлева стали важной вехой для развития национальной культуры поволжского народа. Книги просветителя быстро обрели популярность и стали поистине народными. При этом первые два тиража букваря издавались на собственные средства педагога. Самоотверженное решение просветителя не было удивительным для тех, кто хорошо его знал.

Много сил, времени и других ресурсов на просвещение народных масс тратил Иван Яковлевич Яковлев. Биография этого человека удивительна и ярка, ведь до него никто не прикладывал столько усилий для того, чтобы помочь развитию чувашской культуры. В 70-е Яковлеву помогала его молодость и юношеский задор, с которым он брался за любое дело.

Инспектор чувашских школ

В 1875 году студент окончил Казанский университет, получив диплом историко-филологического факультета. Теперь перед ним открылись совершенно новые возможности. Молодой человек стал инспектором, следившим за состоянием чувашских школ в поволжских губерниях. Местом его постоянного пребывания стал Симбирск, где находился центр учебного округа.

Именно тогда филолог и историк во всю силу принялся за просветительскую и педагогическую деятельность. Она была полна тревогами, заботами и драматическими противостояниями с местными чиновниками. Но в то же время каждый публичный рассказ Ивана Яковлева о деле всей его жизни привлекал к нему множество сторонников. Это были не просто симпатизирующие люди. Большую их часть представляли губернские дворяне, обладавшие деньгами и влиянием. Во многом благодаря им просветителю удалось встать во главе Симбирской чувашской школы. Это учебное заведение быстро превратилось в локальный феномен. В школе получали специальность будущие педагоги, которые потом начинали работать в местных небольших школах, помогая чувашским детям избавляться от безграмотности. За пятьдесят лет работы Симбирская школа выпустила несколько тысяч учителей. Это образовательное учреждение стало важным центром чувашской культуры и письменности.

Литературная деятельность

Что конкретно делал Иван Яковлев? Биография педагога представляет пример постоянно пишущего человека. Просветитель регулярно издавал новые учебные пособия, учебники, переводил на чувашский язык художественную, медицинскую, сельскохозяйственную и другую литературу. Особенной популярностью пользовались рассказы Ивана Яковлевича Яковлева для детей. Они издавались в виде сборников и хрестоматий, моментально распространявшихся среди народных масс. В каждом чувашском доме, где воспитывали малышей, эти книги стали настольными.

Отдельное место занимает эпистолярное наследие Яковлева. Просветитель переписывался с академиками, учеными, музыкантами, художниками, журналистами и издателями. За пятьдесят лет он написал около двух тысяч больших писем. Теперь все они представляют историческую и культурную ценность. Благодаря им можно восстановить картину поволжской провинции конца XIX - начала XX в. Письма и сказки Ивана Яковлева не раз переиздавались как в советскую, так и в современную эпоху.

Чувашский просветитель

Важнейшим принципом просветителя была его идея о том, что чувашская культура должна интегрироваться с русской и ни в коем случае не вступать с ней в конфликт. Яковлев считал, что интересы народов огромной империи, а потом и социалистического государства не могут быть противопоставлены. Наоборот, все нации, вне зависимости от их этнических и культурных отличий, должны встать на путь объединения и укрепления связей между собой.

Этот принцип лучше всего отражался на деятельности педагога, связанной с просвещением чувашей. Яковлев полагал, что этот народ должен приобщиться к христианству, так как именно религия могла стать важным связующим звеном между разными этносами. Для этого он сам перевел на чувашский язык некоторые библейские сочинения, в том числе Псалтырь и Новый завет. Для этого же Иван Яковлевич в свое время создал новый алфавит, основанный на кириллице. Кроме того, он считал, что необходимо знакомить русское население с чувашскими реалиями - бытом, традициями и обычаями. Просветитель продолжал преподавать и писать книги до глубокой старости.

Он скончался 23 октября 1930 года. Сегодня память об Иване Яковлеве чтится на территории всего Поволжья, и особенно среди чувашского населения.

Православный миссионер , педагог, организатор народных школ, создатель нового чувашского алфавита и учебников чувашского и русского языков для чувашей, писатель, переводчик, фольклорист.

Биография

Иван Яковлевич Яковлев родился 25 апреля 1848 года в семье удельного («государственного») крестьянина в деревне Кошки́-Новотимба́ево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне - Тетюшский район Республики Татарстан). Рано оставшись без родителей, он был усыновлен семьей чувашского крестьянина Пахомова, односельчанина. Имя и фамилию будущий педагог получил по имени и фамилии своего крёстного отца Ивана Яковлева.

Основные даты жизни и деятельности

  • 1856 - 1860 - учёба в Бурундукском удельном училище
  • Декабрь 1860 - май 1863 г. - учёба в землемерно-таксаторских классах при Симбирской гимназии
  • Май 1864 - декабрь 1866 г. - служба в удельном ведомстве
  • 1(13) сентября 1868 - поступление в V класс Симбирской мужской классической гимназии
  • 28 октября (9 ноября) 1868 - основание Симбирской чувашской школы
  • 25 июня (7 июля) 1870 - получение золотой медали об окончании гимназии
  • 12 (24) августа 1870 - поступление в Казанский университет
  • 1871-1873 - создание чувашской письменности, издание букваря и учебника для чувашских школ
  • 17 (29) июня 1875 - получение свидетельства об окончании Казанского университета
  • 28 августа (9 сентября) 1875 - назначение инспектором чувашских школ Казанского учебного округа
  • 1877 - преобразование Симбирской чувашской школы в центральную
  • 26 сентября (8 октября) 1877 - вступление в брак с Е. А. Бобровниковой
  • 1878 - открытие женского класса при центральной школе
  • 1890 - преобразование Симбирской центральной школы в учительскую
  • 1901 - открытие женских педагогических курсов при Симбирской чувашской учительской школе
  • октябрь 1917 - преобразование Симбирской чувашской учительской школы в учительскую семинарию
  • октябрь 1922 - переезд к сыну в Петроград
  • лето 1923 - переезд в Москву
  • октябрь 1928 - празднование 80-летия со дня рождения и 60-летия со дня основания первой чувашской школы
  • 23 октября 1930 - смерть в Москве и похороны на Ваганьковском кладбище

Чины и награды Российской империи

  • Орден Св. Станислава 3 ст. (26.12.1878)
  • Орден Св. Станислава 2 ст. (27.12.1887)
  • Орден Св. Анны 3 ст. (15.05.1889)
  • Орден Св. Анны 2 ст. (26.12.1892)
  • Серебряная медаль в память Александра III (25.04.1896)
  • Тёмно-бронзовая медаль «За труды по I всеобщей переписи населения 1897 г.» (30.01.1897)
  • Орден Св. Владимира 4 ст. (9.03.1900)
  • Медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых (1913)

История Симбирской чувашской школы

В конце 60-х годов XIX века в Симбирской губернии было 305 чувашских селений, насчитывающих более 100 тысяч жителей и ни одной школы с преподаванием на чувашском языке. Первая такая школа открылась на личные средства гимназиста И. Яковлева и размещалась на частных квартирах. При поддержке инспектора народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянова 15 ноября 1871 года школа приобрела официальный статус, постоянное финансирование и помещение. Закончив университет, И. Я. Яковлев занялся дальнейшим её развитием. Для школы было приобретено на набережной Свияги каменное двухэтажное здание с находящимися при нём строениями и землей. После капитального ремонта, в сентябре 1877 года, была переведена в собственный постоянный дом. В нём разместились учебные классы, спальни воспитанников, кухня, столовая, пекарня и учительская квартира.

В числе построек, вместе с каменным домом, находился одноэтажный деревянный флигель , отведенный под женское отделение школы, которым заведовала жена И. Я. Яковлева - Екатерина Алексеевна, приёмная дочь Н. И. Ильминского . Первоначально там разместилась квартира инспектора Яковлева - до 1885 года.

Построенные в 1878 году мастерские школы, по ходатайству И. Я. Яковлева были перестроены в домовую церковь . 20 января 1885 года храм был освящен во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов . Позже, в 1897-1898 годах, здание было надстроено вторым этажом, пристроен алтарь . В здании разместились школьная библиотека и классы женского отделения. В настоящее время здание передано Ульяновской епархии , и в нём располагается храм во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов.

Для мастерских было отстроено новое двухэтажное каменное здание, где производилось обучение столярно -токарному, переплетному и ручному труду. Вся классная и школьная мебель изготавливалась в мастерских, кроме этого мастерские выполняли заказы города, в том числе для кадетского корпуса , гимназии, лютеранской кирхи и вообще изделий на продажу, что являлось важной статьей дохода школы. Мастерские давали школе до 3,5 тыс. рублей дохода в год, а накопленный капитал школы к 1917 году составил 100 тысяч рублей.

В 1906 году при Симбирской чувашской школе было открыто мужское двухклассное приходское училище , в 1910 году переведенное в собственное трехэтажное здание, пожертвованное симбирским меценатом Н. Я. Шатровым.

Наиболее значительным зданием школы был построенный в 1885 году трехэтажный дом, на третьем этаже которого разместилась квартира И. Я. Яковлева и женское отделение, которым заведовала его жена - Екатерина Алексеевна. Квартира семьи Яковлевых, в которой они прожили до 1922 года , состояла из 6 комнат - кабинета, столовой, гостиной, спален Ивана Яковлевича и Екатерины Александровны и детской.

К 1917 году чувашская учительская семинария представляла собой комплекс, состоящий из учительской школы, мужского и женского начальных училищ , женских педагогических курсов, сельскохозяйственной школы 1-го разряда. В школу принимались крещеные и некрещеные чуваши, а также русские и крещеные татары в возрасте от 11 до 18 лет. К 1918 году в чувашской народной школе было подготовлено около 1200 человек.

В 1919 году в соответствии с реформой образования РСФСР, было принято решение о закрытии Симбирской чувашской семинарии и открытии на её базе учительского института, без учета сложившегося чувашского направления. От чувашской семинарии оставались только трехгодичные чувашские курсы при институте. Все имущество семинарии предавалось институту. Иван Яковлевич остался не у дел. Он всеми силами и средствами старается сохранить своё детище. 23 ноября 1919 года в газете «Заря» - органе Симбирского губкома РКП(б) и губисполкома, появилась заметка: «Яковлев и чуваши», в которой говорилось, что «деятельность Яковлева имела огромное значение среди чувашского населения, но тем не менее в данный революционный момент приходится от Яковлева, безусловно, отказаться. Как он сам, так и его взгляды устарели для нашей эпохи, для нашего времени» .

25 ноября коллегия Симбирского губоно постановила: «Считая, что пребывание Яковлева в стенах семинарии вредно отражается на деятельности семинарии, по предложению Наркомпроса уволить Яковлева в отставку с сохранением за ним пенсии».

Лишь весной 1920 года при вмешательстве В. И. Ленина , лично знакомого с семьей Яковлевых по Симбирску, была назначена пенсия И. Я. Яковлеву и его жене, а 1 сентября 1920 года в зданиях бывшей чувашской семинарии открылся Чувашский институт народного образования, позднее - Ульяновский чувашский педагогический техникум. 23 сентября 1928 года техникуму было присвоено имя И. Я. Яковлева. С 1937 года техникум стал педагогическим училищем им. И. Я. Яковлева, которое просуществовало в Ульяновске до 1956 года.

Семья И. Я. Яковлева

«В семейной жизни я был счастлив и в жене, и в детях моих»

Супруга

В 1870 году, будучи студентом Казанского университета, Иван Яковлевич познакомился с Н. И. Ильминским и его семьей, в которой воспитывались дети умершего друга и коллеги Ильминского А. А. Бобровникова - Екатерина (р. 2 октября 1861 г.) и Николай. Через семь лет состоялась свадьба 16-летней Екатерины, выпускницы казанской женской гимназии, и 29-летнего инспектора чувашских школ Ивана Яковлева.

В жизни Екатерины Алексеевны были не только домашние обязанности. В 1878 году при Симбирской чувашской школе было открыто женское отделение, которое она позднее возглавила и работала преподавателем и воспитателем бок о бок со своим мужем.

Умерла Яковлева Е. А. в 1936 году.

Дети

28 декабря 1878 года в семье Яковлевых родился первый ребёнок, которого в память деда назвали Алексеем. Позднее родились Наталия, Лидия, Николай и Александр. Из них Наташа и Саша умерли в раннем возрасте.

  • Яковлев, Алексей Иванович (1878-1951) - историк, член-корреспондент АН СССР , лауреат Сталинской премии;
  • Некрасова, Лидия Ивановна (в девичестве Яковлева) (1881-1942) - филолог, искусствовед, этнограф, переводчик с английского и немецкого;
  • Яковлев, Николай Иванович (1883-1949) - горный инженер, военный конструктор, музыковед.

Внуки

  • Некрасова, Екатерина Алексеевна (в девичестве Павлова) (?-1911);
  • Павлова, Екатерина Алексеевна (1905-1989) - доктор искусствоведения, специалист по истории русского и европейского искусства, переводчик;
  • Яковлев, Иван Алексеевич (1912-2000) - доктор физико-математических наук, профессор;
  • Некрасова, Анна Алексеевна (1913-2003) - режиссёр Центрального детского театра, профессор Государственного института театрального искусства;
  • Некрасов, Дмитрий Алексеевич (1914-1971);
  • Яковлева, Ольга Алексеевна - кандидат исторических наук;
  • Маару, Наталья Алексеевна (в девичестве Яковлева).

Правнуки

  • Павлова, Екатерина Всеволодовна (1934-2015) - пушкинист, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры Российской Федерации;
  • Покровская, Алла Борисовна (р. 1937) - народная артистка Российской Федерации;
  • Павлов, Владимир Всеволодович (р. 1940) - заслуженный артист Российской Федерации;
  • Покровский, Александр Борисович (р. 1944) - концертмейстер Московской консерватории;
  • Варе, Франсуаза - профессор медицины (Франция);
  • Некрасова, Лидия Дмитриевна (р. 1951) - москвовед, искусствовед.

Праправнуки

  • Толмачёв, Василий Михайлович (р. 1957) - доктор филологических наук, профессор МГУ;
  • Ефремов, Михаил Олегович (р. 1963) - заслуженный артист Российской Федерации;
  • Ордынская, Любовь Михайловна (р. 1966) - дизайнер-типограф;
  • Павлов, Алексей Владимирович (р. 1975);
  • Макеева, Надежда Дмитриевна (в девичестве Некрасова) (р. 1978);
  • Мартынова, Варвара Дмитриевна (в девичестве Некрасова) (р.1980);
  • Павлов, Всеволод Владимирович (р. 1983);
  • Нифонтова, Полина Дмитриевна (в девичестве Некрасова) (р. 1983);
  • Павлова, Екатерина Владимировна (р. 1985);
  • Павлова, Ольга Владимировна (р. 1989).

Прапраправнуки

  • Ефремов, Никита Михайлович (р.1988) - российский актёр театра и кино;
  • Ефремов, Николай Михайлович (р.1991) - российский актёр кино;
  • Макеева, Маргарита Кирилловна (р. 1995);
  • Некрасов, Леон Кириллович (р. 1997);
  • Некрасов, Никита Кириллович (р. 2000);
  • Некрасов, Иван Андреевич (р. 2004);
  • Некрасова, Вероника Андреевна (р. 2005);

И.Я. Яковлев вошёл в историю нашей многонациональной культуры как выдающийся педагог- просветитель. В трудных условиях царской России он создал чувашскую письменность, издал первые учебники и другие книги для чувашских школ, организовал учительскую школу в Симбирске и немало сельских училищ, способствовал сохранению и развитию национальной культуры, распространению среди населения педагогических, сельскохозяйственных и медицинских знаний.




Детские годы Иван Яковлевич Яковлев родился, по официальной записи о крещении в церкви села Жуково Симбирской губернии Буинского уезда, 25 апреля 1848 года в деревне (ныне село) Кошки-Новотимбаево. На третий день он остался без родителей. Фамилия и отчество даны были при крещении по крестному отцу, крепостному крестьянину Якову Яковлеву. Мальчика-сироту взяла к себе после смерти матери семья удельных крестьян - чуваш Пахомовых, жившая в деревне Кошки, саженях в от дома его матери.























Яковлев ищет пути создания новых учебников. Вместе со своим учеником К.В.Ивановым он приступает к составлению нового учебника для внеклассного чтения «Первая книга для чтения после букваря на чувашском языке», изданного в 1909 г. Новая книга была составлена по образцу «Книги для чтения» Л. Н. Толстого и должна была выходить в четырех книгах. Вышла только первая, издание остальных запрещено учебным округом.


И.Я. Яковлев организовал также перевод и издание отдельных классических произведений русской и зарубежной литературы. Вместе со своими учениками он выпустил отдельными книжками на чувашском языке «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова, «Дикие лебеди» Х.К. Андерсена, «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и другие стихотворения М.Ю. Лермонтова. Х. К. Андерсен








Коллектив преподавателей Симбирской чувашской учительской школы г.




Школе было передано 150 десятин земли с фермой на шесть лет с условием, что И. Я. Яковлев будет представлять обществу ежегодный отчет о ее состоянии. В декабре 1892 г. Иван Яковлевич обратился с докладной запиской в Симбирское общество сельского хозяйства, в котором просил передать школе один из заброшенных участков с фермой. За четыре года аренды фермы Яковлев превратил ее в образцовое хозяйство. В 1896 г. она дала школе 1633 рубля дохода.








За годы руководства Чувашской учительской школой в Симбирске () и будучи инспектором чувашских школ Казанского учебного округа () И.Я. Яковлев открыл и преобразовал множество сельских школ, создал 14 приходов. Он выпустил более 100 учебников, пособий и книг по разным отраслям знаний, вместе со своими учениками издал первые художественные произведения чувашской литературы, а также Новый Завет на чувашском языке, организовал школьный театр, духовой и симфонический оркестры.


В октябре 1922 г. Иван Яковлевич и его жена Екатерина Алексеевна выехали из Симбирска в Москву. В столице они жили у сына Алексея, а затем у дочери Лидии. Умер И.Я. Яковлев в Соломенной Сторожке 23 октября 1930 г. от миокардита и был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.






Top