Когда умер дмитрий хворостовский. Умер оперный певец дмитрий хворостовский

Михаил Ардов, младший брат Алексея Баталова - известный миру как отец Михаил, рассказал о семье легендарного актера. Со знаменитым артистом у них одна мать, но разные отцы. С Баталовым они были по-настоящему близкими людьми

О смерти Баталова брат узнал одним из первых. Народный артист умер во сне в санатории, где проходил реабилитацию после перелома шейки бедра.

«Когда последний раз навещал недели три назад в больнице, он совсем был плохонький. И такое бледное лицо, что я в жизни не видел ни у одного человека такого бледного лица. Он оживлялся, улыбался. Посмеивался, когда я шутил, но я понимал, что это уже недалеко», - вспоминает Ардов.

За жизнь актера до самого последнего дня боролась его жена Гитана. Она верила: Алексей Баталов вернется домой и обнимет дочь. Алексей Баталов был опорой для семьи. Дочь актера - 49-летняя Мария - инвалид детства, у нее ДЦП. Супруга Баталова, в прошлом артистка цирка, целиком посвятила себя уходу за единственным ребенком. А теперь друзья беспокоятся о том, кто после смерти Баталова позаботится о его семье.

По словам Михаила, ухаживать за Марией вдове Баталова поможет дочь актера от первого брака. Надежде 62 года, у нее уже есть свои дети и внуки. Несмотря на слухи, народный артист свою первую жену и старшую дочь никогда не бросал.

«Полное вранье. Первая жена сама от него ушла. Мама ему моя сказала об этом, и он сидел и плакал. У нас был замечательный песик - такса Цигель. Он подошел и подвывал, сочувствовал. Я эту сцену забыть не могу», - говорит брат актера.

Актриса Наталья Дрожжина отметила, что старшая и младшая дочери Алексея Баталова дружили и встречались на праздниках.


(Фото: кадр из фильма)

«Каждый год Маша любила праздновать свой день рождения в Доме литераторов. И она всегда приглашала Надю. Надя приходила с цветами, с подарками. Я видела, как ее Алексей Владимирович обнимал, целовал», - говорит Дрожжина.


(Фото: кадр из фильма)

По словам друзей, Алексей Баталов указал в завещании обеих дочерей. Правда, с одной оговоркой. Все немногое имущество, которое нажил при жизни актер, а именно квартира и дача, достанется сначала младшей - 49-летней Марии, а после ее смерти имущество наследует старшая, 62-летняя Надежда.

Впервые откровенно рассказывает о своем первом юношеском браке с Ириной Ротовой и о старшей дочери Надежде, отношения с которой актеру почти не удалось сохранить...

О семье Алексея Баталова - дочери Маше и супруге Гитане, с которой актер в браке уже более полувека, - известно всем поклонникам Алексея Владимировича. Но в юности у него была другая семья, и в том браке тоже есть дочь. В интервью «7Д» актер впервые честно рассказал, как он женился в 16 лет и почему ему не удалось сохранить семью.

- Алексей Владимирович, в первый раз вы женились в 16 лет.

Расскажите, пожалуйста, об этом…

С первой женой мы были знакомы с детства. С семьей художника Константина Ротова, отца Иры, у моего отчима Виктора Ардова дачи были рядом, в писательском поселке на Клязьме. Мы с Ирой ровесники, так что у нас была общая компания: мы бегали вместе, играли. Помню, как я эффектно появился перед всеми на белом коне. Ирина это запомнила. Хотя все получилось случайно. Водовоз позволил мне проехать верхом, а лошадка была совсем старенькая. Это было незадолго до войны. Все довоенное детство кажется таким беззаботным, солнечным. Помню, как однажды встретил Иру на катке на стадионе «Динамо».

Она каталась мастерски, что в то время было редкостью, и это произвело на меня впечатление. Она была небольшого роста, темноволосая, характер озорной. А потом нас разлучила война. Меня увезли в эвакуацию в Чистополь, а Иру - в Алма-Ату. Мы снова встретились, когда, вернувшись из эвакуации, я зашел в гости к своему другу, Пете Петрову. Туда заглянула и Ира. Нам было по 16 лет, хотя взрослые нас все еще считали детьми. Для меня большое значение имело, что она своя, проверенная долгими годами дружбы. Ведь с девчонками я был очень робкий. Я не мог жениться на чужой девушке, даже подойти к незнакомке мне было трудно! Так что, скорее всего, это было просто юношеское увлечение, которое проистекало из моей стеснительности. Словом, мы с Ирой снова стали общаться, гулять вместе. Вот буквально по улицам ходили. В то время не было никаких кафе, а если и были, то нам не по карману.

Еще даже продовольственные карточки не отменили, не редкостью было, что люди недоедали. Нет, это не такое ухаживание, как себе представляют нынешние молодые люди. И цветов не продавали - их можно было только где-то украдкой нарвать. И подарков я делать не мог вообще никаких! И одевался черт-те во что… Помню, у меня была шинель, солдатские ботинки и флотские брюки. И никаких носков - их тогда вообще невозможно было достать! Чтобы ноги не «белели» под черными брюками, я их красил ваксой.

- Почему же вы с Ириной решили пожениться? Разве не страшно заводить семью в таких условиях?

В те годы люди так не рассуждали, ведь бедствовали все. А молодым все равно хотелось любить, создавать семьи.

Жениться на любимой девушке - это было нормально. Но конечно, если бы мы стали спрашивать совета у старших, пожениться нам, школьникам, никто бы не разрешил. Поэтому, дождавшись, пока возраст подошел, мы удрали в загс тайком.

Зашли и расписались. Правда, у нас было кольцо - одно на двоих, мы купили его, одолжив денег у домработницы Николая Погодина. Такое маленькое золотое колечко, на внутренней стороне мы попросили выгравировать: «Алеша + Ира = Любовь». Помню, в загсе нам сказали, что мы самая юная пара, но все-таки расписали и вручили свидетельство о браке. С ним-то мы и пошли к родителям, которые и не подозревали, что «дети» поженились! Конечно, они пришли в ужас. Еще не окончили школу, нигде не работаем, никакого жилья нет, и вдруг - муж и жена… Двое сумасшедших!

Они-то не обращали внимания на нашу дружбу, думали, что мы еще маленькие. Ну ходят друг к другу в гости и ходят, и тут вдруг эти «гости» получили документальное подтверждение. Однако ничего с нами нельзя было поделать, и нам пошли навстречу. Отдельной комнаты для нас взять было, правда, негде. У нас на Ордынке жили отчим, мама, два брата, еще часто приезжала и жила Анна Ахматова в моей комнатке. Я ее на это время освобождал. У Ирочки тоже лишнего метража не было. Поэтому мы как-то крутились, жили то у меня, то у нее. Вскоре после нашей свадьбы из лагеря вернулся Ирин отец - художник Константин Ротов. Дело в том, что он был очень хорошим художником, и кто-то из зависти написал донос, будто бы он тайком рисовал какие-то портреты Сталина. И Константина Павловича посадили, он отсидел несколько лет. А когда вернулся, Ирина познакомила меня с ним уже в новом качестве.

И мы быстро нашли общий язык. Более того, именно Ротов первый стал учить меня рисовать! Получилось это случайно. Константин Павлович работал в журнале «Крокодил», ему нужна была натура. И вот он меня использовал: просил встать в ту или иную позу и делал зарисовки. Получается, что я у него работал натурщиком. Ну а раз я оказался рядом, то начал и красочки смешивать, еще в чем-то помогать. И вот так постепенно Константин Павлович стал меня учить рисовать. Кстати, благодаря Ротову, который в свое время получил заказ на иллюстрации к «Дяде Степе» Михалкова, Дядя Степа приобрел мое лицо. Тесть объяснял: «Ведь у тебя, Леша, размер ноги сорок пятый. И у Дяди Степы тоже! Так, значит, вы похожи». Сейчас я уже никому не могу доказать, что был Дядей Степой, но это действительно так!

- А теща как к вам относилась?

С тещей, Екатериной Борисовной, с самого начала не сложились отношения. Сама она была драматургом, автором нескольких пьес и книг для детей. При этом ей совершенно не нравилось, что я хочу стать актером. Но я не рассматривал никакие другие варианты. Ведь я буквально родился и вырос в театре. Когда был совсем маленьким, мы с мамой жили прямо в здании МХАТа, в бывшей дворницкой. Чтобы выйти во двор, мне достаточно было перешагнуть через подоконник. А там кругом декорации и загримированные люди в париках, с бородами и в разных костюмах. Все это я принимал за реальность. На улицу меня лет до пяти вообще не выводили, я играл только в этом дворе и на полном серьезе воспринимал его как весь город. Это был мой мир, и я искренне думал, что все люди на свете работают в театре!

Мы как играли? Вот лето, театр в отпуске, можно бегать по сцене. Мы под нее заползали на пузе и доставали из-под сцены кошек. В здании МХАТа в те годы кошек была бездна. Они во время спектакля когда хотели, тогда и выходили на сцену, и никто даже не смеялся, до того это было привычным делом. И вот мы этих кошек доставали. Так что никаких сомнений не было: театр - мой дом, и я должен быть здесь.

- Нетрудно предположить, что, когда вы пришли в Школу-студию, где преподавал ваш родственник Виктор Станицын, зазвучали разговоры: «Ну конечно, за этого попросили!»

За меня никто бы не стал хлопотать. Это было не принято в те годы. И если кто-то мне и помог поступить в Школу- студию, то Галина Христофоровна.

Эта удивительная женщина, педагог, была другом дома и стала со мной заниматься, увидев, какой я неуч. Ведь во время войны мы с мамой и двумя братьями жили бог знает где. Отец и отчим ушли на фронт, а мы проехали по маршруту Свердловск - Уфа - Казань - Бугульма. Это сейчас Бугульма большой город, а в 1941-м была самой настоящей деревней. Там я, воспитанный домашний мальчик, впервые увидел лошадь, корову и крестьянскую избу, где, собственно, нас и поселили. Пришлось много работать по хозяйству, а потом устроиться рабочим сцены в местный театр. Учиться было некогда и негде. Поэтому, вернувшись в Москву, я среди товарищей чувствовал себя недоучкой и стеснялся этого. Часто уроки просто прогуливал, и поэтому возник вопрос о моем исключении. Тогда родители определили меня в школу рабочей молодежи, ее я кое-как дотянул.

Так вот Галина Христофоровна пожалела меня и стала специально приходить, чтобы со мной заниматься. Я ей обязан всем! Ну а родственные связи меня даже несколько сковывали. Я чувствовал, что за мной тень дядей, в том числе Николая Баталова, имя которого в тридцатые годы гремело. Я не мог подвести своих родственников, недопустимо было бы, если бы им сказали: «Ваш Алексей там выкаблучивается!» Так что в институте я старался не высовываться и вел себя очень скромно. Может, поэтому поначалу не производил впечатления на педагогов и не проявил себя. У меня в голове была установка: «Не выставляться! Я буду как все. Мне - как положено!» Даже когда после дипломного спектакля Ольга Книппер-Чехова сама подошла ко мне и предложила подписать диплом, я сначала отказывался. Она меня слушала, слушала, а потом все-таки подписала и сказала: «Бери, дурак!

Потом поймешь». Так я окончил Школу-студию. Наконец-то можно было идти в большую жизнь, что-то делать… Но мои планы резко оборвались - меня совершенно неожиданно призвали в армию. Я-то думал, что это меня уже не коснется. Мы в институте проходили военное дело, а теперь я стал дипломированным актером… Но тут Сталину вдруг приходит в голову, что снова может начаться война. И он издает специальный указ, по которому все молодые люди нашего возраста призываются, независимо ни от чего. Меня вполне могли бы отправить служить куда-нибудь на Дальний Восток.

В столице я остался просто чудом! В Театре Красной Армии не хватало призывников для массовки. Это даже не актеры, а солдаты, которых используют в спектаклях, и надо признаться, что использовали нас много, почти в каждом спектакле.

А когда спектакль заканчивался, мы еще и разбирали декорации, а ночью по очереди несли охрану театра. Вот на такое место я и попал. Но все равно был счастлив: все-таки можно было что-то сыграть. В более крупных ролях я был занят в двух спектаклях, с которыми мы гастролировали по гарнизонам.

- После армии вы стали актером МХАТа, но не прошло и трех лет, как вы сделали выбор в пользу кино. Это был смелый шаг...

Когда я радостно сообщил в театре, что мне нужно ехать на очередные съемки, услышал ответ: «Это невозможно! Если ты поедешь - придется тебя уволить». Уйти из театра, где кругом родственники, в котором я буквально родился...

Это было невероятно трудно! И страшно. Театр - это стабильность, постоянный заработок, служебная лестница, артистов МХАТа тогда все уважали и знали… А в кино - полная неразбериха: сегодня ты нужен, завтра - нет. Показывают фильм с твоим участием, а ты уже сидишь дома без работы, и неизвестно, когда тебя в следующий раз позовут. Поэтому все были, мягко говоря, удивлены. Администрация театра уговаривала меня остаться, но и на съемки не отпускала. Нужно было выбирать. И я написал заявление об уходе, которое, по словам старожилов, было чуть ли не единственным с истории основания театра. Поэтому его потом долго хранили как реликвию... Ради съемок мне то и дело приходилось оставлять и молодую жену, потому что не было никакой возможности взять ее с собой, например, в Ленинград, где снимался фильм «Большая семья».

Думаю, меня туда взяли не потому, что я блеснул талантом на пробах, а просто я оказался «в масть» с главными героями: Борисом Андреевым, Сергеем Лукьяновым. Нужен был младший сын, похожий на них - с голубыми глазами, курносый. Там попробовали человек пятнадцать, в итоге Иосиф Хейфиц выбрал меня. Так началось наше знакомство…

- А почему нельзя было взять с собой на съемки жену?

Потому что я ехал в абсолютно чужой город, без денег, и там у меня никого нет. Вы знаете, как я жил в Ленинграде? Одно время снимал койко-место у домоуправа - у него была комната напротив «Ленфильма». Это уж потом Хейфиц, слава богу, пригласил меня жить к себе, и я там у них спал на раскладушке. На киностудии ставка была совсем небольшая, ее едва хватало, чтобы прокормиться.

Так что я буквально бедствовал. Не было ни одного приличного костюма, ходил в чем попало. Позже, когда мне понадобилось поехать на первый кинофестиваль, мне сшили костюм в долг. Я написал расписку, что со следующего гонорара у меня вычтут деньги.

- Вы скучали по своим родным?

Конечно, скучал! В Ленинграде поначалу я чувствовал себя чужим и одиноким. Я привык, что в Москве все родное, все привычное. Вот тут театр, тут мама, тут отчим-писатель. Все тебя знают, все готовы помочь. А там ты чужак - и на «Ленфильме», и везде, никто тебя знать не знает. При этом я понимал, что сейчас вся моя судьба решается, и от того, как я буду работать в кадре, все зависит. Я вообще больше ничем не занимался, кроме работы.

Старался изо всех сил! Даже если меня не снимали в этот день, я приходил на съемочную площадку и наблюдал за мастерами. Смотрел, как они играют, что они делают. И потом, мы же с Хейфицем репетировали просто день и ночь. Поздно вечером закончатся съемки, мы садимся в его машину, я - за рулем. И даже в дороге все равно обсуждаем какую-то роль. Приезжаем домой, там допоздна репетируем. И в таком режиме я жил постоянно. То же было с Марком Донским на съемках фильма «Мать». Я жил у него в кабинете, то есть буквально спал там. Только поднимешься - репетиция! Он меня не отпускал от себя. Так что эти люди, а прежде всего Хейфиц, для меня в сто раз больше, чем режиссеры!

- А как же ваша семья? Ведь со временем у вас родилась дочь, Надя. Вы как-то участвовали в ее воспитании?

Я никак в этом не участвовал. Конечно, я помню, как Надя родилась, как впервые взял ее на руки. Это было интересно… Но для Нади я стал просто… воскресным папой. Появлялся, когда выдавались какие-то перерывы в съемках. Помню, Наде было года три. А я в очередной свой приезд в Москву возился с машиной и придумал такое устройство, благодаря которому машина сама двигается по кругу, а руль заблокирован. Посадил дочь за руль, якобы она ведет. Сам сел рядом и окликнул свою маму и Ирину. Когда они высунулись из окна, оцепенели: трехлетняя девочка за рулем! Говорю честно: я не участвовал в быту, я этого ничего не знал. И не стремился этим заниматься. Вся семейная жизнь была подчинена графику моих съемок. Сниматься было самым главным, и я этого не скрывал.

- А Ирина работала?

Пока была замужем за мной - нет. А потом, насколько я помню, получила профессию художника-ретушера.

- Из-за чего же вы все-таки расстались?

Тут сослужили плохую службу сплетни. Теще кто-то сказал, что на съемках в Киеве я закрутил какой-то роман. А она и так была уверена, что актер - профессия несерьезная, и поверила в это… Но главное, вероятно, заключалось в том, что жене не хватало моего внимания. Мы начали ссориться. Крушение семьи происходило постепенно. То тут провал, то там… Вот так и получилось. Насколько я помню, официально в 1961 году. В те времена еще сохранялась традиция печатать объявления о разводах в «Вечерней Москве». И вот однажды там появилась информация и про нас с Ириной. Но, по сути, расстались мы гораздо раньше, потому что я начал активно сниматься.

Как раз тогда в Москве шли съемки фильма «Летят журавли», и я день и ночь проводил на площадке. После нашего развода Ира потом снова вышла замуж. А сейчас ее уже нет на свете.

- Если говорить откровенно, вы считаете себя виноватым перед той семьей?

Да. Виноват, конечно, тут не может быть никаких сомнений! И прежде всего перед дочкой. Она была маленькая совсем, она тут вообще ничего не решала… Это старшие воевали и принимали за нее решения. Она же ничего не могла тогда ни понять, ни сказать, в том-то все и дело…

- Вы тоже были совсем маленький, когда ваши родители развелись.

Для меня развод родителей прошел незаметно. Тем более что мне повезло: моим отчимом стал Виктор Ардов. Он очень ответственно к этому отнесся. Мне не было отказа ни в советах, ни в карманных деньгах. Правда, деньги я просить всегда стеснялся. И когда это делал, всегда начинал издалека: «Витя, намечается такой небольшой юбилей… Мы решили пойти туда-то…» Он тут же меня прерывал: «Не морочь мне голову! Сколько нужно?» В общем, для меня Ардов был отцом в квадрате, очень близким человеком! К тому же и родной отец никуда не делся, он был тут же, в Москве, работал со Станиславским, мы все общались.

- А с дочерью вы после развода общались?

Конечно. Моя мама, Нина Антоновна, вообще очень ее любила. Ира вместе с дочерью нередко гостила у нее в доме на Ордынке.

И я с дочкой встречался. Правда, по мере того, как выходили мои фильмы и меня стали все больше узнавать на улице, это становилось все труднее. Однажды мы пошли в зоопарк и не смогли там гулять из-за нахлынувшей толпы. Меня такие случаи всегда смущали. И Надя стала приходить к моему гаражу, где я любил возиться с машиной. В вопросы ее воспитания я никогда не вмешивался. Но мог устроить представление. Как-то я спросил ее, когда мы шли по Ордынке: «А ты будешь меня любить, когда я буду старый и кривой?» Надя не задумываясь ответила: «Конечно!» И тогда я притворился - стал припадать на одну ногу, скосил глаза… А ведь это Ордынка, нас там все знали: соседи, дворники. И это было самым важным - что была публика. Дочке, конечно, стало стыдно за меня, она просила: «Папа, не надо!» Но главное, что не бросила. Так и бежала за мной по улице.

- Почему же сейчас вы с ней почти не общаетесь? Ведь кроме старшей дочери у вас есть еще внучка и даже правнучка…

Жизнь так сложилась. Все-таки Надежда выросла в другой семье, и она теперь сама по себе… Работает переводчиком. Окончила институт иностранных языков по специальности «английский язык». Да дело не в этом! Я просто признаю: был хреновым отцом для нее. Вот и все.

- Алексей Владимирович, когда речь идет о годах юности, нередко актеры жалеют: вот меньше бы пить, а больше делом заниматься! Про вас никогда ничего такого не было слышно…

Ну, я физически не мог выпивать. Дело в том, что еще во время войны я тяжело переболел, что-то с печенью.

Потом, когда стал старше, несколько раз пытался принять алкоголь - и тут же накатывала боль, опоясывающая, невыносимая… Помню, когда студентом в свой день рождения выпил чуть-чуть, на следующий день едва доехал до учебы. С тех пор я вообще никогда не пил. Что курил с 13 лет - это правда, и продолжаю курить, тут уж ничего не поделаешь. А вообще, в студенческие годы у нас было очень мало времени на баловство. Понимаете, мы, вчерашние пацаны, недоучившись, ничего не зная, пришли в Школу-студию, и здесь из нас сделали людей! Педагоги были серьезные, предметы интересные - например, хорошие манеры нам преподавала настоящая княгиня Волконская, из бывших. Нам показывали, как подать руку даме, как сесть в машину - мы же этого ничего не умели.

- А почему вы начали курить?

Элементарно: чтобы заглушить голод! Был такой способ в войну: покуришь махорки - и вроде есть не так хочется. Достать ее было легко, ведь даже в тылу кругом - военные. Мы с мамой ходили по госпиталям, выступали. Я ей помогал, мог стихотворение прочитать. И с ужасом смотрел на покалеченных людей: кто без рук, кто без ног, у кого забинтована половина лица... Это было страшно. Но постепенно страх проходил, потому что, когда мы начинали выступать, эти люди улыбались... Они становились живыми, близкими. Я понимал, что это за нас они отдавали жизни, здоровье. Поэтому в Москву я вернулся уже другим, повзрослевшим… К сожалению, передать атмосферу сороковых-пятидесятых годов просто невозможно, сколько ни снимай о них фильмы. Другое время было, другие совершенно люди. Ни с кем и никогда этого больше не повторится. А мне еще и особенно везло на людей.

Со мной постоянно случалось какое-то чудо. Что была в моей жизни Анна Ахматова, что встретились на моем пути такие люди, как Иосиф Хейфиц, Михаил Ромм, что Владимир Меньшов снял меня в «Москва слезам не верит». Ведь все они потом вошли в историю кино. То, что я работал с ними, - это абсолютное счастье! И важно, что фильмов с моим участием не так много - пять-шесть настоящих. Честно скажу: я сам от многого отказывался. Всю жизнь я стремился не изменять себе и быть никому не обязанным. Вот только за это иногда приходилось очень дорого платить.


Благодарю за поднятую тему.Каждый из нас проходит определенные уроки в этой жизни.Важнее всего понять и правильно воспринимать их.Это работа всего нашего организма и нашей жизни.За все приходится платить и научиться любить другого человека.Приносить каждый день радость не только себе любимой,но и рядом соседу,сослуживцу и т. д.

Мария Баталова – инвалид от рождения. Казалось бы, с диагнозом ДЦП ей суждено было влачить жалкое существование, но дочери известного актера удалось получить образование и стать сценаристом. Она не живет в роскоши, даже наоборот, во многом нуждается. Зарабатывая деньги, жертвует на благотворительность. Потому что считает: на свете есть люди, которым еще больнее.

Маша появилась на свет в результате большой любви, прошедшей через многие испытания. Ее родители, начинающий актер Алексей Баталов и потомственная цирковая артистка, цыганка Гитана Леонтенко, познакомились в 1953 году. Их роман тянулся десять лет. Алексей не был свободен. Он женился в 16 лет по любви, в браке родилась дочка Наденька. Но к моменту встречи с Гитаной брак начал распадаться. Несколько лет Баталов метался между семьей и новой любовью. Да и родственники юной циркачки не особенно-то его жаловали, ведь цыгане неохотно выдают замуж дочерей за инородцев. И все же в 1963 году они поженились, а через пять лет родилась долгожданная дочка Маша. Во время родов малышка получила травму. Каким же ударом для родителей было узнать страшный диагноз ребенка! Казалось, это приговор.

– Но у нас даже мысли не было отказаться от ребенка! – вспоминает Алексей Владимирович. – Считаю, что любые нормальные люди поступили бы так же, как и мы.

Родители утешались надеждой: ребенок выздоровеет! И растили Машу, внушая ей, что она – полноценный человек и обязательно одолеет болезнь. Старались, чтобы она не отставала от своих сверстников, училась. Машеньку не хотели принимать в обычную среднюю школу. Родителям стоило большого труда, чтобы убедить комиссию: девочка дееспособна!

– Ею постоянно занимались бабушка и мама, – рассказал Алексей Баталов. – Только благодаря им она нормально окончила школу. Мы надеялись на выздоровление дочери. Когда я преподавал в Канаде, Америке, то пытался найти какие-то лекарства, которых нет в России, искал врачей, которые могли бы помочь. Но, к сожалению, чуда не произошло. Дочь прикована к коляске. Но я купил ей специальную клавиатуру, с помощью которой она может печатать одним пальцем. Дочка у меня очень упорная, постоянно занимается. Она по несколько раз в день выполняет специальные упражнения, чтобы хоть чуть-чуть двигаться. Становится аж мокрой – столько усилий ей приходится прилагать. Это, конечно, адовы муки…

Благодаря усилиям родных Маша окончила школу. А потом отец, занимавший пост руководителя кафедры актерского мастерства во ВГИКе, задумался, как дать дочери высшее образование. Конечно, пришлось убеждать руководство вуза, чтобы человека, который не может говорить и двигаться, приняли на сценарный факультет. Но творческое задание на вступительных экзаменах Маша выполнила сама. Преподаватели убедились: девушка обладает писательским талантом. По просьбе отца преподаватели приезжали домой к Баталовым и начитывали курс. Мария успешно сдала экзамены и получила диплом сценариста.

Свой первый в жизни сценарий Маша написала благодаря матери. Гитана Аркадьевна много рассказывала дочери о цирковом прошлом. Так родился фильм «Дом на Английской набережной», режиссером которого стал Михаил Богин. В 2008 году на фестивале «Московская кинопремьера» Мария получила из рук Эльдара Рязанова приз за лучший сценарий.

– Это был для нас самый счастливый момент в жизни! – вспоминает Алексей Владимирович. – У меня навернулись на глаза слезы. Кто бы мог подумать, что наша дочка добьется такого успеха, станет признанным сценаристом. Тем более это не единственное ее достижение, она пишет музыкальные рецензии в газетах, ее знают в мире музыкальной критики.

Обычно день Маши проходит в работе. Она часами сидит у компьютера. Интернет для нее – мир в окно. А недавно она получила заказ еще на один сценарий.

– Пока что мы не хотим говорить, кто режиссер и о чем фильм, чтобы не сглазить, – рассказала мама Марии Гитана Аркадьевна. – Дочь очень трепетно относится к своей работе, нервничает, мы уж стараемся ее не трогать… Маша характером пошла в отца, привыкла к работе подходить ответственно. Она пишет долго, но все делает на совесть!

Гитана Аркадьевна из скромности не говорит об одном поразительном обстоятельстве. Все свои доходы от выпуска книг и сценариев Маша уже не раз жертвовала на Дом ветеранов кино в Матвеевском. Это место, где доживают свои дни актеры, которые на старости лет оказались забытыми, ненужными родственникам.

– Мы поражены поступком этой мужественной девочки. Ей самой нужна помощь, да и ее отец едва сводит концы с концами, – говорит актриса Римма Маркова, которая также участвует в помощи этому учреждению. – Но Машенька объяснила, что не считает себя обделенной. Она сказала: «Люди должны не сетовать на физические страдания, а радоваться каждому дню и жить полной жизнью, несмотря ни на что».

У всемирно известного физика Стивена Хокинга появились первые симптомы паралича, когда он был студентом. Но стремительно развивающаяся болезнь, которая в итоге посадила талантливого ученого в инвалидное кресло, не помешала ему стать преподавателем Кембриджа. Используя так называемый синтезатор речи, ученый передает свои знания учащимся посредством компьютерных лекций. Врачи говорят, что в мире крайне мало людей, которые с таким диагнозом доживают до преклонного возраста, а Хокингу это удалось. К тому же у него есть трое детей и один внук, и все они здоровы.

Семейные неурядицы и суды с соседями довели жену актёра до больничной койки

Супруге всенародно любимого Алексея БАТАЛОВА 18 августа исполняется 80. 52 года из них цыганка Гитана ЛЕОНТЕНКО, потомственная цирковая артистка, живет в браке с Алексеем Владимировичем. А познакомились они еще раньше, за десять лет до женитьбы, и прошли мучительный путь к своему счастью.

Гитана, как и я, выросла в цирке, - рассказывает известная акробатка Ирина Шестуа. - Наши мамы близко дружили, поэтому и мы с Леонтенко всегда хорошо общались. Правда, она немного старше, так что и успех к ней, выступающей на арене с девяти лет, пришел раньше. Отлично помню цыганский коллектив, где, помимо принцессы Гитаны, потрясающе работал Михаил Шишков, будущий актер кино и театра «Ромэн». Впрочем, Леонтенко совершенно не терялась на его фоне: она была настолько великолепной наездницей, что, несмотря на свою внешнюю хрупкость, освоила сложнейший цирковой жанр - акробатика на лошади. От ее лихих джигитовок у зрителей сердце уходило в пятки. В то же время в бытовом общении Гитана всегда была простая и очень искренняя. Конечно, мужчины немедленно влюблялись в эту добрую девушку с экзотической внешностью.

25-летний Баталов познакомился с Гитаной в Ленинграде в 1953 году. Алексей тогда играл свою первую большую роль - в картине «Большая семья», а 18-летняя Леонтенко приехала в творческую командировку в город на Неве вместе с цирковым коллективом.
В ресторане гостиницы «Европейская», где оба поселились, они впервые и повстречались. Искра пробежала тут же! Родня Гитаны, смекнув, что их девочкой увлекся начинающий киноартист, сразу решила, что тот ей не пара. Дескать, кавалера стоит искать в своем кругу. Цыгане даже пригрозили Баталову. Но тот оказался не из пугливых и... назначил красавице тайную встречу.
- Все это происходило на моих глазах, - говорит другая звезда цирка, наездница Энгелина Рогальская. - На Руси ведь частенько гусары влюблялись в цыганок, потому что у тех от природы какая-то внутренняя сила. Когда я поняла, что у Гитаны и Алексея вспыхнуло взаимное чувство, решила усилить и без того гигантскую эротичность и магию девушки и стала уговаривать ее сделать модную стрижку. Она отмахнулась: «Алеше и так нравится».

Десять белых ночей

Несмотря на то что элегантный интеллигент Баталов с 17 лет был связан узами брака с ровесницей Ирой Ротовой, дочкой известного художника, а едва достигнув совершеннолетия, успел стать отцом прелестной девочки Нади, барышни постоянно теряли от него голову. Например, во время учебы в Школе-студии МХАТ в Алексея по уши влюбилась однокурсница Элла Позднякова. Но тогда будущий кумир публики дал Эллочке четко понять, что ей ничего не светит. А вот в случае с Гитаной у женатика все вышло совершенно по-другому.
На протяжении десяти белых ленинградских ночей Леонтенко и Баталов наслаждались обществом друг друга и, как дети, радовались, что жизнь так улыбнулась обоим, подарив счастье пусть даже тайных свиданий. Но на одиннадцатый день Алексей все же решился признаться Гитане, что не свободен. Слова эти будто ножом ранили сердце девушки. Она убежала прочь, бросив на прощание, что ее не нужно догонять, все равно рассчитывать не на что.
В течение последующих пяти лет они ни разу не встретились...

Дорогой мой человек

Вскоре сердце Гитаны разбил еще один киноактер - Сергей Гурзо. После роли Сережи Тюленина в «Молодой гвардии» на симпатичного парня обрушилась невероятная слава. Несмотря на малокартинье, воцарившееся в отечественном кино, он продолжал много сниматься.
Для роли табунщика, сыгранной в ленте «Смелые люди», Гурзо брал уроки верховой езды у цирковых артистов из династии Кантемировых. Навсегда прикипев к арене с запахом опилок и зверья, крутизне трибун и, конечно, цирковым актерам, донжуан Гурзо просто не мог упустить из виду обворожительную гротеск-наездницу Леонтенко.
- Да, у моего теперь уже давно покойного отца в свое время случился бурный роман с Гитаной, - подтвердил актер и режиссер Сергей Гурзо-младший. - Папа всегда отличался большой нежностью к женскому полу. Крепко дружил с Василием Сталиным, оба - еще те ходоки! Страсть между отцом и Гитаной вспыхнула неожиданно. Причем они вмиг стали не только любовниками, но и очень хорошими друзьями. В том смысле, что, кроме плотского притяжения, имели много общих интересов, им всегда было о чем поговорить. А когда чувства перегорели и они решили разойтись, продолжали тепло общаться.

Шестуа добавила, что в период сожительства с Гурзо цыганка обитала с Сергеем в общежитии на Неглинке:
- У Леонтенко тогда как раз случился пик карьеры, ее головокружительные номера никто в мире не мог повторить, она даже во Франции гастролировала с конным цирком. И вдруг из-за Сергея на время решила прервать работу. Ушла из цирка, чтобы сопровождать его на съемках. Но потом, после их разрыва, вернулась в профессию.
В это же самое время Баталов увлекся балериной Ленинградского театра им. Кирова Ольгой Заботкиной. В 55-м она снискала успех как киноактриса, снявшись в роли Кати Татариновой в фильме «Два капитана». Алексей тоже стал звездой после выхода на экраны картины «Летят журавли». Немудрено, что, едва познакомившись с Баталовым, приехавшим в Питер на съемки ленты «Дорогой мой человек», Заботкина сразу влюбилась.
- Оля очень хорошо относилась ко мне и, наверное, рассчитывала, что я на ней женюсь, - вспоминал позже Алексей Владимирович. - Даже с подругами этой мыслью делилась. Но наша свадьба так и не состоялась... На тот момент я только-только развелся с первой женой Ириной и о втором браке не думал. А когда понял, что Оля ждет от меня серьезного шага, просто решил с ней расстаться.
Причем объясниться с зазнобой Алексей не решился: просто скоропалительно уехал от нее в Москву. Заботкина долго не находила себе места, но разыскивать беглеца не стала.
Уже на склоне лет, когда танцовщицы не было в живых, Баталов снял камень с души и раскаялся, что тогда по молодости поступил очень жестоко. Впрочем, Ольга после странных отношений с актером дважды побывала замужем - за музыкантом Сергеем Красавиным и поэтом-пародистом, ведущим передачи «Вокруг смеха» Александром Ивановым.

Страх и ревность

С радостью вернувшись к работе на манеже, Гитана недолго горевала и приняла ухаживания коллеги - канатоходца Магомеда Магомедова. Об этом автору этих строк рассказала одна из жен артиста цирка - Ларита Магомедова, тоже звезда советской арены:
- Роман Магомеда с Гитаной случился еще до того, как он на мне женился, а Леонтенко стала супругой Баталова. Я-то помоложе цыганки и еще в детстве имела возможность наблюдать за ее потрясающей работой. Мой папа, начальник комиссии по военно-промышленным вопросам, дружил с Эмилем Кио, так что мы часто бывали на представлениях. Неизгладимое впечатление на меня однажды произвела мама Гитаны, которую тоже звали Гитаной. Когда на арену вышла маленькая, как пигмей, женщина с распущенными длинными волосами и кнутом, я, как сейчас помню, вжалась в кресло от страха. Цыганка обвела публику пронзительным взглядом, гулко ударила хлыстом, и тут же на манеж выбежала лошадь. На ней балансировала дивная, с кучерявыми волосами девочка - ее дочь. Кто бы мог подумать, что судьба нас потом так пересечет...

Резко сменив тему, Ларита Анатольевна задает мне вопрос и тут же сама на него отвечает:
- Знаете, почему мой Магомет на Гитане так и не женился? В его роду было принято брать в супруги только девственниц. А Леонтенко успела до встречи с ним побывать в объятиях других мужчин. Впрочем, Магомедов ее долго не мог забыть. Уже после того, как мы прожили пару лет в браке, я у него в ящиках, между канатами, нашла фотографии этой цыганки. Устроила жуткую сцену ревности, в клочья порвала снимки, хотя к самой Гитане я всегда уважительно относилась. Она умная и эрудированная женщина. Не зря же сам Баталов, настоящий интеллигент и эталон мужчины, с ней столько лет рядом!

Проза жизни

Стоит отметить, что желание связать судьбу с Гитаной (после расставания с первой женой Ротовой и балериной Заботкиной Алексей разыскал ее и предложил начать все сначала) многие в его окружении не приняли. Дескать, негоже выходцу из именитой семьи якшаться с циркачкой. Но Баталов не пошел на поводу у общественного мнения. И был за это вознагражден. К тому же неожиданный выбор одобрила давняя подруга его семьи Анна Ахматова.
Тем не менее поначалу Гитане не всегда было сладко рядом с мегапопулярным мужем.
- Как-то в гостях Алеша стал ухаживать за одной дамой, - делилась однажды она. - Дома я устроила цыганский скандал. Алеша не спорил, не оправдывался. До семи часов утра он объяснял мне, что ревновать неприлично, недостойно, что умные женщины так не поступают. Уже через час я готова была просить прощения, а он все говорил и говорил. На следующий день мы опять были в гостях. Увидев, что Алеша нежно разговаривает с Мордюковой, я, боком-боком, - в другую комнату. Только бы не подумал, что ревную. Вторую воспитательную ночь я бы не выдержала...

К слову, в 63-м, незадолго до свадьбы, на съемках фильма «День счастья» Баталов увлекся юной Ларисой Голубкиной. И начинающая актриса, как утверждает с ее слов Николай Щербинский (которого долгие годы многие считали отцом ее дочери Маши), Алексею подарила свою невинность.
А шесть лет назад телеведущая Кира Прошутинская опубликовала в глянцевом журнале небольшую документальную повесть под названием «Рассказать о Маэстро». В главном герое легко угадывается Баталов. Пикантность ситуации заключалась в том, что Прошутинская отважилась описать в деталях бурный и продолжительный роман актера с юной девушкой, очевидицей которого стала. Повествование относится к 70-м. Жена главного персонажа измотана его неверностью, а молодая возлюбленная - неопределенностью. В конце концов, спустя чуть ли не 13 лет, любовники принимают горькое решение расстаться. Героиня уезжает жить за границу, где умирает...
Грянул скандал. Баталов вынужден был оправдываться. Он объяснил, что действительно был знаком с некой дамой по имени Ксения, трагедию которой описала Прошутинская. Но близкие отношения с ней подтверждать не стал.
Вернемся к нашей героине. В окружении замечательной пары находятся и те, кто считает, что цирковая наездница и сама порой позволяла себе раскованности с другими мужчинами.
- К примеру, у Гитаны с Юрием Никулиным в свое время случились отношения, - огорошил Сергей Гурзо-младший. - Но это объяснимо: он был в цирке всемогущим человеком. От Юрия Владимировича зависели зарубежные поездки и много чего еще. Это проза жизни...
- Главное, что и Гитана, и Леша - очень хорошие люди, - отмахивается от всех сплетен Ирина Шестуа. - Когда мне срочно понадобилась большая сумма в долг, они первыми пришли на помощь. Очень несправедливо, что их талантливейшая дочка Маша, которой уже 47 лет, с рождения стала инвалидом.


Суд да баня

Да-да, Гитана Аркадьевна всю жизнь верой и правдой служит мужу и больной дочери, после рождения которой окончательно ушла из профессии, - подтверждает друг семьи, юрист и меценат Михаил Цивин. - Сама Гитана сейчас плохо себя чувствует, никак не оправится после операции, которую ей сделали в мае (тогда пожилую женщину экстренно госпитализировали с язвой желудка, обострившейся, как считают врачи, из-за нервных нагрузок. - Г. У.). Но она и не собирается сдаваться или грустить, ведь Москва слезам не верит, верно? В молодости Гитана была физически сильной, накачанной, с крепкими мышцами. Из-за этого и случилась проблема при родах Маши. По всем показаниям тогда должны были делать кесарево, но в нужный момент рядом почему-то не оказалось хирурга. Вот девочку и вытянули щипцами, из-за чего у малышки случился церебральный паралич. Гитана - сумасшедшая мама: любит Машу безумно, окружила ее невероятной заботой, ухаживает. Дочка же, которая не может ходить, пишет потрясающие сказки, сценарии и рецензии на спектакли. Причем делает это всего одним пальчиком - остальные не слушаются. Марию раз в неделю возят на дачу подышать свежим воздухом.
Напомним, о некрасивой истории именно с этой дачей семьи народного артиста в Переделкино «Экспресс газета» написала в сентябре 2013-го первой: соседи оттяпали у наших героев часть участка, передвинув забор и возведя на прихваченной территории баньку. Суд вроде бы решил дело в пользу Баталовых. Но, как выясняется, воз, а точнее, парилка и ныне там.
- Баню не сносят, а соседи Баталовых куражатся, все еще пытаясь доказать, что Алексей Владимирович незаконно получил свой участок, - возмущается Цивин. - Из-за этого и пошатнулось здоровье пожилых супругов, они сильно переживают. Но я уверен, что правда все-таки восторжествует. От лица всех почитателей таланта поздравляю Гитану Аркадьевну с юбилеем и хочу заверить: мы вас очень любим и всегда будем поддерживать!




Top