Когда ввели летоисчисление от рождества христова. Теория про Фаэтон

Предварения

Как уже отмечалось, эра «от Рождества Христова» была введена post factum «кончиком пера». Впервые от Рождества Христова (в латинской традиции - «Anno Domini» (AD) - «года Господня») был обозначен год, который стал 525-м годом нового летосчисления.

Эра была создана римским монахом, папским архивариусом, скифом по происхождению Дионисием Малым. Никаких сведений о том, на основании каких расчётов и соображений это было сделано, не имеется. Поэтому относительно схемы перехода на новое летосчисление предлагаются различные догадки, хотя ни одна из них не представляется убедительнее другой. Доподлинно известно лишь то, что связано это было с подготовкой пасхальных таблиц (пасхалии) на дальнейшую перспективу.

По сложившейся в свете решений Никейского Собора 325 года церковной традиции, христианская Пасха должна отмечаться в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. В связи с несоразмерностью солнечного и лунного циклов, которым она сопоставляется, дата праздника с годами смещается по временной шкале в пределах с 22 марта по 25 апреля по юлианскому календарю. Практически на каждый год она определяется расчётным путём.

При составлении пасхалий днём весеннего равноденствия с 325 года принято было считать 21 марта по юлианскому календарю. В основание расчётов пасхальных фаз Луны на каждый год был положен относительно точный 19-летний лунный цикл, открытый великим греческим астрономом Метоном в 432 - олимпийском - году до н. э. Как было установлено, каждые 19 лет все фазы Луны приходятся на те же числа месяца солнечного года. Это так называемый «круг Луны».

С другой стороны, в юлианском календаре каждые 28 лет все числа месяца приходятся на те же самые дни недели. Это так называемый «круг Солнца».

Поскольку 19 и 28 - числа некратные, то все (расчётные!) фазы Луны совпадают с теми же числами месяца и днями недели через период времени, равный произведению 19 х 28, то есть через 532 года. Поэтому каждые 532 года (этот период называется великим индиктионом) повторяются и расчётные даты пасхальных воскресений. В современной традиции индиктионы принято отсчитывать от исходного момента византийской эры - от 5508 года до Р. Х. В настоящее время идёт 15-й великий индиктион, который начался в 1941 году.

Исходя из практических соображений, при разработке пасхальных таблиц пользовались менее точным, но более удобным 95-летним (= 19 х 5) циклом (это так называемый малый пасхальный круг). По обычаю, восходящему к началу IV века, такие таблицы подготавливались пасхалистами Александрийской Церкви и затем рассылались по всему христианскому миру.

Предположения

В 247 году эры Диоклетиана заканчивался малый пасхальный круг, составленный на истекавшее 95-летие (153–247 гг.) патриархом Александрийским Кириллом (444 г. по Р. Х.). В связи с этим в 241 году Дионисий Малый приступил к вычислению новой пасхалии, которая должна была начинаться с 248 года эры Диоклетиана. Однако названный император, о чём уже говорилось выше, был жестоким гонителем христиан. Поэтому Дионисий в одном из своих писем высказал предложение отказаться от эры, связанной с именем ненавистного правителя, и впредь считать годы от Рождества Христова (по другим данным - «ab Incarnatio Domini» - «от Воплощения Господа», то есть от праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, который тогда уже отмечался 25 марта).

Существует предположение, что Дионисий в своих расчётах принимал в соображение следующее обстоятельство. Согласно одной из трактовок синоптических Евангелий и древнему преданию, Иисус Христос, «начиная Свое служение, был лет тридцати» (Лк. 3, 23), а распят был на кресте, умер и восстал из мертвых на 31-м году жизни. Воскресение Его совершилось 25 марта. Это была первая христианская Пасха, которая совпала с днём Благовещения Пресвятой Богородицы и называется поэтому Кириопасхой («Господней Пасхой»).

Подобное совпадение, как уже говорилось, может наблюдаться один раз в 532 года, в период, называемый великим индиктионом. Именно через 532 года все фазы Луны приходятся на одни и те же числа месяца и дни недели.

Как Дионисий мог определить по своим пасхальным таблицам, ближайшая Кириопасха, то есть Пасха, приходящаяся на воскресный день 25 марта и совпадающая с праздником Благовещения, должна была быть в 279 году эры Диоклетиана. Следовательно, первая Кириопасха, по римскому пасхалисту, была за 532–279 = 253 года до начала данного летосчисления. Присовокупив же к сему число 31 (предполагаемый возраст Христа к моменту крестной смерти), он получил, что сама эра Диоклетиана началась в 253 + 31 = 284 году по Воплощении Господа, как об этом говорилось выше (с. 24–25).

Таким образом, в согласии с предполагаемой схемой рассуждений Дионисия Малого, начало эры «от Рождества Христова», то есть 1 января 1-го года, пришлось на 1 января 753-го года от основания Рима, 43-го года от воцарения Августа, 4-го года 194-й олимпиады. В этот день вступили в свои должности консулы Гай Цезарь и Эмилий Павл. С 1 марта 1-го года по Р. Х. начинался 5509-й год от сотворения мира византийской эры, с 21 апреля - 754-й год от основания Рима, с новолуния 10 июня - 1-й год 195-й олимпиады, с 1 августа - 44-й год от воцарения Августа.

Нелишне отметить, что сам Дионисий начинал счёт дней в году с 25 марта, с праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (Напомним соответствующий фрагмент из евангельского повествования: «И… вошед к… Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова… сказал ей Ангел:… радуйся, Благодатная! Господь с тобою… И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына и наречешь Ему имя: Иисус»(Лк. 1, 27. 28. 30. 31)).

Рождество же Христово (воспроизведём евангельский текст: «Иисус родился в Вифлееме Иудейском, во дни царя Ирода» ((Мф. 2, 1); «И родила (Мария) Сына своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2, 7)) папский архивариус и пасхалист относил, естественно, ровно на девять месяцев вперёд, то есть на 25 декабря 1-го года введённого им летосчисления (см.: П. Попов. Краткая пасхалия с изложением наикратчайших способов к определению числа Пасхи Православной Церкви на всякий данный год. - Печатано с дозволения цензора Московского духовно-цензурного комитета священника Александра Гиляревского от декабря 21 дня 1895 года. - Кострома, 1896. - С. 5; И. А. Климишин. Календарь и хронология. - Изд. 2-е. - М.: «Наука», 1985. С. 243.). Именно 25 декабря Рождество Христово тогда уже и праздновалось.

Предвосхищения

Вполне уместен вопрос: а не мог ли Дионисий при установлении эры «от Рождества Христова» воспользоваться уже готовыми расчётами или предположениями? Каковы мнения по этому вопросу христианских историков предшествовавшего периода?

Согласно епископу Лионскому Иринею и его современнику Тертуллиану (начало III века по Р. Х.), «Христос Господь пришёл в мир около 41-го года правления Августа». По Евсевию Кесарийскому, «это был 42-й год правления Августа, а властвования над Египтом 28-й». Епифаний Кипрский указывает 42-й год Августа, 752-й год от основания Рима, при консульстве Августа в 13-й раз и Сильвана. По Сексту Юлию Африканскому, это произошло около 29-го года после битвы при мысе Акциум. Позже греческий историк Иоанн Малала (491–578 гг.) относил Рождество Христово на 3-й год 193-ей олимпиады, 752-й - от основания Города, 42-й - Августа, а «Пасхальная хроника» - на 28-й год воцарения Августа в Египте, в консульство Лентула и Писона.

В «Константинопольском списке консулов 395 года» (Consularia Constantinopolitana ad a. CCCXCV), как и у Епифания Кипрского, Рождество Христово относится на год консульства Августа и Сильвана: «При этих консулах родился Христос в день восьмой до январских календ», то есть 25 декабря, по пресвитеру Исихию.

В «Хронографе 354 года» (Chronographus Anni CCCLIIII) событие Рождества Христова отнесено на год консульства Гая Цезаря и Эмилия Павла, то есть на 1-й год новой эры. «При этих консулах, - говорится здесь, Господь Иисус Христос родился в восьмой день до январских календ в пятницу 15-й Луны».

«Хронограф 354 года» - достаточно серьёзный труд, содержащий, в частности, перечень всех римских консулов, начиная с 509 г. до н. э. по 354 г. н. э., списки префектов Рима за сто лет (251–354 гг. н. э.) и римских епископов от апостола Петра до папы Юлия ((352 г.). Будучи папским архивариусом, Дионисий вполне мог знать о документе, содержавшем столь важные хронологические сведения. И потому он мог использовать цитированное свидетельство при установлении исходной точки системы счёта лет от Рождества Христова. Быть может, именно оно и натолкнуло его на мысль о введении собственно христианского летосчисления?

Безусловно, здесь нельзя исключать и возможности позднейшей интерполяции. Оригинал «Хронографа» утрачен, и мы располагаем лишь копиями памятника. Однако в пользу его подлинности может говорить, в частности, следующее обстоятельство.

Здесь - после указания под 29-м годом н. э. (безусловно, в позднейшем уже пересчёте) имён консулов Фуфия Гемина и Рубеллия Гемина - отмечается: «В их консульство Господь Иисус Христос пострадал в пятницу при возрасте Луны 14 дней». И далее, в разделе XIII «Римские епископы», находим дополнительные сведения: «Во время правления Тиберия пострадал Господь наш Иисус Христос при консульстве обоих Геминов в день восьмой до апрельских календ».

Как видим, в приведённых фрагментах смерть Христа на кресте отнесена на пятницу 25 марта, а Воскресение Его, следовательно, - на 27 марта. В Западной Церкви во II–V веках многие авторитетные богословы и историки (епископ Ипполит, пресвитер Тертуллиан и другие) приняли на веру свидетельство подложных «Актов Пилата», согласно которым «Христос пострадал за восемь дней до апрельских календ (ante diem VIII Kal. Apr.)». В римский мартиролог (поминальный список мучеников) под этим числом был даже внесён благоразумный разбойник, один из двух, которые были распяты на Голгофе рядом со Христом (Лк. 23, 32. 39–43). Но после Дионисия, датировавшего первую Кириопасху именно 25 марта 31 года по Р. Х., подобный анахронизм в позднейшей интерполяции вряд ли можно считать возможным.

Применительно к случаю приведём и другой пример. В одном из памятников, близких к «Хронографу 354 года» по времени, в частности, в «Константинопольском списке консулов 395 года» (Consularia Constantinopolitana ad A. CCCXCV), под 29 годом н. э. после имён «обоих Геминов» имеется приписка: «При этих консулах пострадал Христос в день десятый до апрельских календ и воскрес в восьмой день (passus est Christus die X Kal. Apr. et resurrexit VIII Kal. easdem)». При совпадении с Дионисием дня в данном случае разнится год смерти Христа. В позднейших памятниках прямо указывается дата 25 марта.

Постразмышления

Прямо или косвенно, но в определении времени Рождества Христова, к сожалению, Дионисий несомненно ошибся. Его датировка вступает в прямое противоречие с приведённым выше историческим свидетельством Евангелия от Матфея: «…Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода» (2, 1).

Как следует из сообщения Иосифа Флавия в «Иудейских древностях» (XIV. 14, 5), царь Ирод I Великий «достиг царской власти в сто восемьдесят четвёртую олимпиаду, во вторичное консульство Гнея Дометия Кальвина и [в первое] Гая Асиния Поллиона».

По консулам - это 714 год от основания Рима, то есть 40 год до н. э. К сожалению, номер года в четырёхлетие 184-й олимпиады автором не указан, как это часто у него случается.

В частности, консул Асиний Поллион (76 г. до н. э. - 4 г. н. э.), оратор, поэт, историк (его «История» до наших дней не сохранилась), общественный деятель, известен как основатель первой публичной библиотеки в Риме и покровитель выдающегося римского поэта Вергилия (70–19 гг. до н. э.).

Именно с этим современником Мецената связывает Вергилий в знаменитой IV эклоге «Буколик» («Пастушеских песен») свои проникновенные пророчества о наступлении «золотого века»:

«Круг последний настал по вещанью пророчицы Кумской, Сызнова ныне времён зачинается строй величавый, Дева грядет к нам опять, грядет Сатурново царство, Снова с высоких небес посылается новое племя. К новорожденному будь благосклонна, с которым на смену Роду железному род золотой по земле расселится. Дева Луцина! Уже Аполлон твой над миром владыка. При консулате твоём тот век благодатный настанет, О Поллион! - и пойдут чередою великие годы».

Но вернёмся к царю Ироду, имя которого стало нарицательным во всём христианском мире. Скончался сей жестокий властитель «спустя пять дней после казни [своего сына] Антипатра, процарствовав тридцать четыре года после умерщвления Антигона [последнего правителя из династии Хасмонеев] и тридцать семь лет после провозглашения своего царём со стороны римлян… сумев дожить до преклонного возраста… (ему было около семидесяти лет)» («Иудейские древности», XVII. 8, 1).

В том году перед иудейской пасхой, в ночь после казни Иродом восставших против его беззаконий иудеев под водительством некоего Матфия, которых он «велел сжечь живьём», «произошло лунное затмение» (XVII. 6, 4).

Согласно астрономическим расчётам, на ближайший к событию период времени приходилось три лунных затмения: в ночь с 12 на 13 марта 750 года, 20 января 752 года и в ночь с 9 на 10 января 753 года от основания Рима. При этом второе из них видимо было лишь в западном полушарии и тем самым в рассмотрение может не приниматься. Далее, на монетах 753 года указывается уже преемник окончившего свой кровавый век царя, да и январь - слишком ранний срок для празднования иудейской пасхи. Всё это указывает на первое затмение. А сие означает, что Ирод почил от злых дел своих в 750 году от основания Рима, то есть в 4 году до Рождества Христова.

Согласно Евангелию от Матфея (2, 1–18), за несколько лет до своей кончины властолюбивый царь совершил, быть может, самое коварное и жестокое в жизни своей злодеяние - избиение младенцев.

Надменный правитель счёл «себя осмеянным волхвами», кои, путеводимые Вифлеемской звездой, пришли с Востока поклониться Рождшемуся Младенцу Иисусу, Которого именовали Царём Иудейским. Они не возвратились больше в Иерусалим в деталях известить коварного и зломысленного сатрапа. И тот «весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое [прежде] выведал от волхвов».

Приведённое евангельское свидетельство относит событие Рождества Христова от кончины Ирода ещё далее, в пределах до двух лет, «по времени которое выведал [царь] от волхвов». До его смерти святое семейство некоторое время пребывало в стране пирамид («бегство в Египет», Мф. 2. 13–15, 19–21).

В этом контексте можно напомнить и о том, что по Евангелию от Иоанна проповедь Христа до предания Его на крестные муки и смерть продолжалась не один, а три года. Об этом свидетельствует, в частности, иерусалимский пресвитер Исихий ((432 г.). Тем самым хронологические рамки земной жизни Спасителя заметно расширяются.

Кроме обстоятельств исторического характера, несомненно, следует принимать во внимание и погрешности в исходных данных при хронологических расчётах Дионисия (если таковые производились): неточность метонова лунного цикла да и самого юлианского календаря, отсутствие конкретной временной привязки александрийских пасхальных таблиц и многое-многое другое…

К проблеме датировки Рождества Христова астрономы обращались и позднее. В частности, предпринимались попытки связать евангельское свидетельство о явлении Вифлеемской звезды, которая путеводила волхвов, со взаимным расположением планет на одной оси, с их схождением, соединением в одной точке небосвода с умноженной в результате этого яркостью свечения.

Как говорил, в частности, раввин Абарванела (XV век), «наиболее важные перемены в подлунном мире предзнаменуются соединениями Юпитера и Сатурна». Пророк Моисей, по его словам, «родился три года спустя после такого соединения в созвездии Рыб».

Одно из соединений Юпитера и Сатурна как раз в созвездии Рыб наблюдалось в 747 году от основания Рима, то есть в 7 году до н. э. Расстояние между ними в это время составляло около полуградуса, что равно диаметру Луны. В следующем году к этим планетам присоединился и Марс. Именно исходя из расчётов расположения упомянутых планет один из основоположников новой астрономии Иоганн Кеплер (1571–1630 гг.) относил событие Рождества Христова к 748 году от основания Рима, то есть к моменту времени за два года до кончины царя Ирода. Полагая иную точку зрения абсолютно ошибочной и совершенно условной, творец законов движения планет свой труд «Новая астрономия» датировал так: «Anno аегae Dionisianae 1609» «Года эры Дионисиевой 1609».

В поисках следов Вифлеемской звезды, отметим также, некогда исследовались архивы, содержавшие сведения о самых различных астрономических явлениях в масштабе всего мира. В результате были обнаружены записи в китайских и корейских хрониках, согласно которым весной 5 года до н. э. в точке неба недалеко от звезды Козерога вспыхнула Новая звезда, которая была видна на протяжении 70 дней. По астрологическим представлениям того времени это предвещало рождение великого царя.

Здесь, полагаем, не будет неуместным ещё раз напомнить об одном из нескольких исторических фактов, которые, безусловно, связаны с обсуждаемой проблемой.

Обратимся к приводившимся выше начальным словам повествования о Рождестве Христовом из Евангелия от Луки: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею» (2, 1–2).

Император Цезарь Август незадолго до кончины составил краткое жизнеописание, которое завещал вырезать на медных досках и установить у входа в свой мавзолей. После его кончины так называемые «Деяния божественного Августа» на латинском и греческом языках получили широкое распространение во всей Римской империи.

В 1555 году по Р. Х. послами императора Фердинанда II к султану Сулейману в Анкаре (древней Анкире) на стене местного храма Рима и Августа, позднее превращённого в мечеть, была обнаружена надпись-билингва (Monumentum Ancyranum), содержавшая текст «Деяний». Фрагменты подобных надписей были найдены также в Антиохии и Аполлонии (Писидия в Малой Азии).

В жизнеописании от первого лица повествуется о деяниях божественного Августа на благо римского народа, ради утверждения его величия, процветания и могущества, ради воцарения мира, возрождения старых добрых нравов; перечислены все его победы и триумфы, все благотворения, адресованные римским гражданам, воинам, ветеранам когорт.

Среди прочего здесь говорится и о проведении кесарем Августом переписи «по всей земле». За годы его правления она проводилась трижды: «Перепись была произведена после промежутка в сорок два года… Вторую перепись я произвёл один, обладая консульскими полномочиями, в консульство Гая Ценсорина и Гая Асиния… Третью перепись, обладая консульскими полномочиями, я произвёл вместе с сыном моим Тиберием Цезарем в консульство Секста Помпея и Секста Аппулея».

Согласно принятой в современной историографии датировке, первая перепись в империи была проведена в 28 году до н. э., вторая - в 8 году до н. э., третья - в 14 году н. э. Результаты последней переписи были опубликованы за 100 дней до кончины Августа (См., в частности: Хрестоматия по истории Древнего Рима. - М., 1962. - С. 528).

Иудея не считалась провинцией Рима вплоть до 6 года н. э., когда при Архелае, сыне царя Ирода, она была присоединена к Сирии. Однако страна находилась в сильной зависимости от империи, правители её назначались в Вечном городе. Ирод был утверждён на престоле Иудеи в 40 году до н. э. в римском сенате, откуда он вышел в сопровождении двух из триумвиров - Гая Юлия Цезаря Октавиана и Марка Антония. Иосиф Флавий, как мы видели ранее, говорит о провозглашении Ирода царём «со стороны римлян». Поэтому евангелист Лука и упоминает о проведении переписи повелением кесаря.

В свете прежде изложенного становится более понятной применительно к Иудее и временная шкала «Деяний божественного Августа». Правда, документально подтверждено назначение Квириния наместником Сирии лишь в 6 году н. э. Однако, исходя из евангельского текста: «Эта перепись была первой в правление Квириния Сириею» (Лк.2,2), - кажется вполне возможным предположить, что он мог быть там дважды: не только в новое время, но и несколько ранее. Как считают комментаторы, это могло быть в 3–2 гг. до н. э. и в 6–7 гг. н. э. (Иосиф Флавий. Иудейские древности. Т. 2. - Минск: «Белоруссия», 1994. - Примечания к книге XVIII. - С. 591). Но там, где допускается мультиплицирование событий, проблема двух - трёх лет, полагаем, - отнюдь не проблема. Правда, вряд ли можно утверждать при этом, что тем самым вопрос закрыт.

В заключение и в подтверждение последнего тезиса приведём весьма компетентное в данном случае мнение, принадлежащее видному русскому историку Древней Церкви и авторитетнейшему специалисту в области именно церковной хронологии, профессору Санкт-Петербургской духовной академии В. В. Болотову (1854–1900 гг.).

Когда в 1899 году на заседании Комиссии Русского астрономического общества по реформе календаря, на котором учёный присутствовал в качестве представителя Святейшего Синода Русской Православной Церкви, была затронута проблема исходного момента (эпохи) перспективной системы всемирного летосчисления, он заявил: «Год рождения Христа лучше исключить из списка тех эпох, на которых Комиссия может остановить свой выбор. Научно год рождения Христа (даже только год, а не месяц и число!) установить невозможно» (Цит. по: С. И. Селешников. История календаря и хронология. - М.: «Наука», 1970. - С. 190).

Апробация эры «от Рождества Христова»

Эра «от Рождества Христова», введённая Дионисием Малым в 525 году, уже в начале VII века была апробирована папой Римским Бонифацием IV. Она встречается и в документах папы Иоанна XIII (965–972 гг.). Но лишь со времени Евгения IV, с 1431 года, данная эра применяется в документах канцелярии Ватикана регулярно. Одновременно в обязательном порядке должен был указываться и год от сотворения мира.

Вскоре после введения эра была использована также и некоторыми западными историками и писателями, в частности, современником папского архивариуса Марком Аврелием Кассиодором, столетием позже - Юлианом Толедским, затем - Бедой Достопочтенным.

На протяжении VIII–IX веков новая эра получила широкое распространение во многих государствах Западной Европы.

Что же касается Восточной Церкви, то она, по словам Э. Бикермана, долгое время избегала пользования эрой «от Рождества Христова», так как споры о времени явления в мир Вифлеемского Младенца в Константинополе продолжались вплоть до XIV века.

Правда, бывали и исключения. Так, в греческой пасхалии, составленной в IX веке на весь 13-й великий индиктион (877–1408 гг.) Иоанном Пресвитером, наряду с годом от сотворения мира, кругами Солнца и Луны и т. п. проставлен также и год от Рождества Христова.

В России христианское летосчисление и январское новолетие, как уже говорилось, было введено в конце 1699 года указом Петра I, по которому (лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах(год, начинавшийся после 31 декабря 7208 года от сотворения мира, стал считаться 1700 годом от Рождества Христова. Однако юлианский календарь сохранил своё существование до 1918 года. Видимо, русский царь не дерзнул посягнуть на овеянное древностью достояние великого и божественного Цезаря. При этом, как уже отмечалось, Петр I ошибочно считал 1700 год началом нового столетнего века.

К настоящему времени эра «от Рождества Христова», созданная Дионисием Малым более полутора тысячелетия тому, «стала как бы абсолютной шкалой для фиксирования исторических событий во времени» (Е. И. Каменцева. Хронология. - М.: «Высшая школа», 1967. - С. 24).

Любой современный человек, спроси его, какой сейчас год, не задумываясь, ответит - год 2010-й. Спроси его, какая сейчас эра - он удивится, но ответит, что сейчас “наша эра”. А дату “год 2010-й нашей эры” можно записать как “год 2010-й от Рождества Христова”. Иначе говоря, почти все современное человечество, не особенно задумываясь об этом, живет по летоисчислению от даты рождения Иисуса Христа.
Однако далеко не каждый сможет ответить, как, когда и где была вычислена эта самая дата “Рождества Христова”, а самое главное - когда система отсчета лет от этой даты стала настолько привычной, что сегодня мы даже не задумываемся о ее происхождении?
Попытаемся найти ответ на этот вопрос. Для этого нам придется вернуться далеко назад во времени, в глубокое прошлое, и дойти до основателя христианской религии - самого Иисуса Христа.
Споры об историчности Христа, то есть о том, является ли Иисус Христос реальным историческим лицом, ведутся в среде ученых и знатоков богословия до сих пор. Однако большинство историков в наши дни склоняются к выводу, что, скорее всего, в основе мифа о Христе лежит реальный человек - вероятно, это был глава небольшой религиозно-философской секты, близкой к иудаизму, а также бродячий проповедник и самопровозглашенный “пророк” и “мессия”. Персонажей, подобных Христу, было немало в Палестине в те времена (I век до н.э - I век н.э), что было обусловлено общим кризисом иудаизма и влиянием на иудеев эллинистической философии.
Очевидно, Христос действительно был распят на кресте - распространенным в Римской Империи способом казни опасных преступников и смутьянов. Однако, последовавшая вслед за смертью Христа, активная проповедническая деятельность и фанатизм его сторонников привели к широкому распространению в Средиземноморье нового религиозного учения, и, в конце концов, к утверждению его как официальной религии Римской Империи в начале IV века нашей эры.
При этом, как это ни покажется странным, вопрос о точной дате рождения Христа очень долго не был важным для христиан. Проходящие года первые христиане отсчитывали вовсе не от даты рождения Иисуса. Счет лет в разных частях огромной Римской Империи и за ее пределами велся по своим местным, традиционным летоисчислениям (“эрам”). Некоторые люди в то время могли считать года “от разрушения Иерусалима” (69-й год н.э.), другие “от основания Рима” (753-й год до н.э.), очень популярна в поздней Римской Империи была “эра Диоклетиана” (284-й год н.э.). На Востоке использовали свои собственные “эры” - “от сотворения мира“ (т.н. “Константинопольская эра”), “эра Набоссара”, “после Александра Македонского” и другие. Все эти “эры” брали свое начало от начала правления или смерти какого-то правителя, важного события, или даже от мифического момента сотворения мира.
Даже праздник Рождества в первые века существования христианской религии был вовсе не самым важным празднеством (свое значение он приобретет только в Средние Века). Рождество христиане начали отмечать только в III веке, вначале оно приходилось на 6 января, а затем на 25 декабря, скорее всего, потому, что на конец декабря приходится зимнее солнцестояние, имеющее традиционно большое сакральное значение во множестве культур и религий. Так, на 25 декабря приходился день почитания иранского языческого бога Митры, чей культ был широко распространен в поздней Римской Империи, и христиане, таким образом, стремились вытеснить “языческий” праздник. Римляне же, именно 25 декабря праздновали День Солнца. Таким образом, привязывая свои праздники к широко известным языческим праздникам, христиане стремились расширить число своих сторонников и облегчить новым верующим переход из язычества в веру Христа, а также вытеснить “языческие” памятные даты, заменив их своими. Отсутствие традиции празднования Рождества первыми христианами связано также с тем, что самые первые последователи веры Христа были евреями, у которых в принципе было не принято отмечать Дни Рождения.
Главной же датой в году для ранних христиан была, без сомнения, дата годовщины важнейшего места в библейском мифе о Христе - смерть на кресте и воскрешение Спасителя. Так как эти события произошли в еврейский праздник “Песах” - праздник годовщины Исхода евреев из Египта под руководством Моисея, то “Песах” автоматически стал и главным праздником христиан. Это было тем легче, что раннее христианство, по сути, вышло из религии древних евреев. Постепенно, из-за разнообразных звуковых искажений при передаче еврейского слова на греческом и латыни, “Песах” превратился в слово “Пасха”.
После периода бурного развития и распространения, гонений со стороны римских властей, внутренних расколов и споров, христианство, наконец, стало официальной религией Римской Империи при императоре Константине I (323-337 н.э.). Сразу же встал вопрос о внесении единообразия в обряды, тексты писаний, догматы и даты праздников - в те времена в христианстве было множество отдельных направлений и течений (несторианство, арианство, манихейство и другие), которые яростно спорили между собой по тем или иным богословским вопросам. Наконец, местные Церкви в разных частях огромной Римской Империи многие обряды и праздники отправляли не так, как в других местах. Одним из важнейших спорных вопросов стал вопрос о дне праздновании Пасхи.

Для разрешения всех этих спорных моментов в 325-м нашей эры году был созван первый Вселенский (т.е. всехристианский) церковный собор (съезд) в городе Никея (ныне Изник, Турция) в Малой Азии. На соборе присутствовало множество легатов из всех концов христианского мира, и немало епископов, впоследствии причисленных к лику святых (например, Святитель Николай, или Александр Александрийский). Председательствовал на соборе сам император Константин I.
На соборе были приняты основные догматы и постулаты христианской веры, включая Символ Веры (формула вероисповедания). Среди прочего, Собор также четко установил время празднования Пасхи: в первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием (каждый год это разная дата). Одновременно с этим были составлены Пасхалии - таблицы вычисленных дат празднования Пасхи в следующие годы.

Здесь можно остановиться и спросить - но как это все связано с летосчислением от “Рождества Христова”? Как ни странно, но самое непосредственное. Столь длинная “пасхальная” история приведена тут потому, что именно вопрос о дате празднования Пасхи оказал решающее влияние на появление счета лет от даты рождения Христа.
Вернемся к нашему повествованию. В последующие за Никейским собором годы Пасхалии неоднократно уточнялись и продлевались разными церковными деятелями. В 525-м году папа римский Иоанн I (523-526) озаботился необходимостью в очередной раз дополнить пасхальные таблицы. Эта работа была поручена ученому римскому аббату Дионисию (Дени), получившему прозвище Малый из-за своего небольшого роста, который уже ранее отличился собиранием документов по работе Никейского и других Вселенских соборов.
Дионисий (годы жизни его, увы, неизвестны), принялся за работу, и вскоре составил новые пасхальные таблицы. Однако он столкнулся с тем, что его таблицы, как и первые Пасхалии, датировались “эрой Диоклетиана”. Римский император Диоклетиан (284-305) был выдающимся императором Рима и реформатором Империи, но среди прочего - известным гонителем христиан. Начало эры его имени приходилось на начало его правления (284-й год по нашему счету). “Эра Диоклетиана” была очень популярна в IV-VI веках для отсчета лет в Европе и на Ближнем Востоке.
Дионисий высказал мнение, что не подобает христианам светлый праздник Пасхи хоть как-то связывать с личностью жестокого “языческого” императора и гонителя христиан. Иначе говоря, нечестиво датировать Пасхалии “эрой Диоклетиана”. Но чем ее заменить?
Как уже говорилось выше, в то время в Европе и на Ближнем Востоке использовалось сразу несколько систем летосчисления - “от основания Города” (она же “от основания Рима”), “от сотворения мира” и другие, но ни одна не являлась чисто “христианской”. Даже датировка “от сотворения мира” вела свое происхождение из Ветхого Завета, то есть, от евреев, кроме того, она широко использовалась в Византийской Империи. В Византии же находилась Константинопольская церковь, с которой у римских пап всегда были очень сложные отношения.
В этой ситуации Дионисий предложил нечто совершенно новое - использовать в пасхальных таблицах счет лет от года рождения Иисуса Христа. Однако тут оказалось, что точной даты рождения Христа за более чем 500 лет существования христианства никто не высчитывал! Это может вызвать удивление, но пять веков христиане прожили, даже не зная точной даты рождения своего Бога!
Тогда аббат Дионисий сам вычислил год рождения Христа - согласно его подсчетам, это оказался год 284-й до эры Диоклетиана, или 753-й год “от основания Рима”. Таким образом, текущим годом для самого Дионисия был 525-й год после рождения Христа (“от Рождества Христова”). В качестве дня рождения Христа Дионисий взял уже установившуюся традиционную дату - 25 декабря.

Нам неизвестно в точности, как Дионисий проводил свои расчеты. Сегодня мы может лишь предположительно восстановить ход его мыслей и вычислений.
Без сомнения, что Дионисий опирался в своих вычислениях на евангельские тексты - иного источника сведений о жизни Христа у него просто не было. Однако тексты Евангелий содержат весьма туманные свидетельства, что Христос был “лет около 30” в момент распятия. В каком именно году Христос родился, и в каком точно году его распяли, евангелические тексты вовсе не сообщали. Единственной подсказкой Дионисию могло служить только прямое указание в Евангелиях, что Христос воскрес 25 марта, в воскресенье, в праздник Пасхи (вернее, тогда еще “Песах”).
Ближайшим к Дионисию годом, когда Пасха приходилась бы на воскресенье 25 марта, был 279-й год “эры Диоклетиана” (563-й год нашей эры). От этого числа Дионисий отнял 532, а затем еще 30, и получил год 284-й до начала эры Диоклетиана в качестве первого года жизни Христа.
Но что за странные числа отнимал Дионисий? Число 30 - указание на возраст Христа в момент распятия (“лет около 30”). Число, мягко говоря, не самое точное, но с ним, по крайней мере, все просто и ясно. А число 532?
Число 532 - это так называемый “Великий Индиктион”. Число 532 играло большую роль при вычислении Пасхалий в те времена. “Великий Индиктион” состоит из перемножения двух чисел - “круга Луны” (19) и “круга Солнца” (28). Действительно, 19х28=532.
“Круг Луны” - это число лет (19), через которое все фазы Луны приходятся на те же самые числа месяца, что и в предыдущий “круг”. Что касаемо “круга Солнца”, то 28 - число лет, когда все числа месяца приходятся снова на те же самые дни недели в юлианском календаре, что и в предыдущий “круг”.
Т.к. Пасха, согласно постановлениям Никейского собора, привязана к первому воскресенью после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием, то спустя каждые 532 года (число “Великого Индиктиона”) Пасха будет приходиться на одно и тоже число. И если Пасха попадала на воскресенье 25 марта в евангельской записи о распятии Христа, а ближайшая к Дионисию Пасха с такими же параметрами была в 279-м году “эры Диоклетиана”, то предыдущее выпадение такой же Пасхи было в 254-м году до наступления эры Диоклетиана. Оставалось отнять еще 30 лет (предполагаемый возраст Христа в момент распятия) и получить год рождения Христа, ставший 1-м годом новой эры.
Нетрудно заметить, что вычисление даты рождения Христа Дионисием, опиралось на весьма обрывочные и местами вольно трактуемые сведения из библейских текстов. Кстати, в настоящее время предположительная дата рождения Христа приходится по разным теориям и предположениям историков на интервал с 12 по 4 года до н.э., так что Дионисий все равно ошибся.
Как бы то ни было, но Дионисий сделал своей дело - основал новую эру, где счет лет велся от даты рождения Иисуса Христа. Однако сам Дионисий даже не знал этого - новую датировку он придумал исключительно для своих Пасхалий и более нигде ее не применял. В итоге, его счет лет очень долго так и оставался исключительно придумкой Дионисия для Пасхалий. В Риме по-прежнему предпочитали летосчисление или “от основания Города”, или “от сотворения мира”. Второй вариант был также основным в Византийской Империи и вообще в христианских Церквях на Востоке.
Лишь в начале VIII века ученый англосаксонский монах и богослов из Нортумбрии по имени Беда Достопочтенный (673-735), впервые использовал летосчисление Дионисия вне пасхальных таблиц, применив его для датировки событий в своем знаменитом историческом труде “Церковная история народа Англов” (“Historia ecclesiastica gentis Anglorum”), которую он закончил около 731 года. Счет лет от рождения Христа у Беды назывался “годы от Явления Господа”.

По сути, Беда заново открыл и ввел в широкое употребление счет лет Дионисия, чему способствовала большая популярность его исторического труда. Скорее всего, появление отсчета лет как “годы от Явления Господа” в труде Беды произошло только потому, что значительная часть хроники англосаксонского монаха посвящена вопросам вычисления дат празднования Пасхи, а, значит, Беда не мог не воспользоваться Пасхалиями Дионисия.
В 742 году дата, записанная как “год от Рождества Христова” впервые появилась в официальном документе - одном из капитуляриев майордома (военно-политического правителя) Франкского государства Карломана (741-747). Скорее всего, это появление даты, записанной в годах от рождения Христа, явилось самостоятельной инициативой франков, независимо от труда Беды.
Во времена императора франков Карла I Великого (774-814), отсчет лет от рождения Христа (“от воплощения господа нашего”), уже широко распространяется в его государстве в официальных документах двора. IX век окончательно вводит привычное нам летоисчисление в разного рода юридические и политические документы Европы, а начиная с X века большая часть документов, хроник и указов королей в Западной Европе датированы именно годами по Христу. При этом, датировка имела разные названия - “от воплощения Господа нашего”, “от прихода Господа в мир”, “от рождения Господа”, “от Рождества Христова” и т.д.
В конце концов, общеупотребительной в Европе при записи года стала формулировка “от Рождества Христова”, или в латинском написании - “Anno Domini” (дословно “Год Господа”). Краткой формой было “от Р.Х.” - “A.D.”.
Интересно, однако, что в канцелярии римских пап, откуда и появилась новая эра, новое летоисчисление приживалось медленнее, чем в указах и законах светских правителей - лишь в X веке запись датами от рождения Христа начинает часто применяться в актах Престола Святого Петра, а обязательной дата “A.D.” в папских документах стала только в XV веке. Таким образом, католическая церковь полностью и окончательно приняла изобретенный ее же служителем, аббатом Дионисием, счет лет только спустя почти тысячелетие. Большая часть светских государей перешла на эру от Христа гораздо раньше церковников - последней страной в Западной Европе, которая это сделала, стала Португалия в 1422-м году.
На Востоке, однако, православные христиане по-прежнему использовали “Константинопольскую эру” - счет лет “от сотворения мира”. В России, где православие имело византийские корни, еще очень долго использовали счет “от сотворения мира” и лишь в 1699-м году указом Петра I (1689-1725), был введен счет лет “от Рождества Христова”, с формулировкой в указе “лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах”. Таким образом, за 31 декабря 7208-го года “от сотворения мира” последовало 1 января 1700-го года “от Рождества Христова”. Введение в России счета лет в уже устоявшейся в Европе христианской эре являлось одним из шагов в реформах Петра I, призванных повернуть Россию на западный путь развития.
В XVIII-XX веках распространение в мире эры от рождения Христа продолжалось. Имеющая религиозный оттенок формулировка “от Рождества Христова” в названии эры, постепенно была заменена на более нейтральную: “наша эра”. Т.е. все годы до года рождения Христа стали именовать “года до нашей эры”, а после - “года нашей эры”. За 1-м годом до нашей эры следовал 1-й год нашей эры. В настоящее время летосчисление по “нашей эре” используется практически во всех странах мира. Даже мусульманские страны, которые считают года “от Хиджры” (года переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в 622-м году), порой используют “мусульманскую” эру во внутренних документах, но для внешнеполитических вопросов предпочитают все же “нашу эру”.
Без сомнения, введение единой системы христианского летосчисления было во время Средних Веков важнейшим шагом в религиозной и культурной консолидации западного мира. Однако позже, с присвоением эре нейтрального обозначения “наша эра”, религиозная подоплека исчезла, и теперь христианское летосчисление превратилось просто в стандартный и понятный всем инструмент отсчета лет, которым мы и пользуемся сегодня, даже не вспоминая о причинах и истории его появления.

Есть в хронологии такое понятие как эра . Дело в том, что каков бы ни был календарный год, он должен иметь порядковый номер, то есть отсчитываться от какой-либо начальной даты - основы летосчисления.

Собственно, сам термин эра, как считается, это аббревиатура следующей фразы: «ab exordio regni Augusti», т. е. «от начала царствования Августа» (aera - эра).

В связи с этим заметим, что эра может быть реальной - это когда счет лет идет от какого-либо реального события, например, от начала царствования, или фиктивной - это когда счет лет идет от какого-либо мифического события, например, от сотворения мира.
До тех пор пока счет последователен, это не играет никакой роли.

Одну такую эру мы знаем - христианскую эру, или систему летосчисления от Рождества Христова .
Она была создана римским монахом Дионисием Малым в VI в. н. э. Тогда использовалась так называемая эра Диоклетиана, т. е. счёт лет вёлся от даты вступления на престол римского императора Диоклетиана.
Дионисий каким-то образом рассчитал, что год рождения Христа имел место за 284 года до начала эры Диоклетиана, или, другими словами, приравнял начальный год царствования Диоклетиана к 284 г. христианской эры. Эра Дионисия была принята во всей христианской Европе.

Совсем не так обстояло дело в России. Поскольку христианство пришло к нам из Византии, оттуда же пришла к нам и византийская система летосчисления от сотворения мира . Эта система использовалась в России вплоть до 1700 года, пока указом Петра I Россия не была переведена на христианскую эру.

Согласно византийской системе летосчисления, от сотворения мира до рождества христова прошло 5508 лет. Год в ней, так же как и в христианской системе, был построен на базе юлианского календаря.

Казалось бы, если разница только в точке отсчета, то перевод между эрами тривиален, но на самом деле в древней Руси до конца XVII века новый год начинался не с января, как в христианской эре, а с марта (как в древнем Риме) или с сентября (как в Византии). То есть, до указа Петра I существовало параллельно аж два календарных стиля: мартовский, согласно которому новый год приходился на 1 марта, и сентябрьский, с новым годом, наступающим 1 сентября.

Разные стили немного меняют способ расчета, так как в мартовском стиле новый год отстает на два месяца от нового года христианской эры, а в сентябрьском стиле, наоборот, опережает новый год христианской эры на четыре месяца. Поясним это на примере.

Предположим, указан март 7100 года по «мартовскому стилю». Это соответствует (7100-5508=1592) марту 1592 года от Рождества Христова.
Если же указан февраль 7100 года по «мартовскому стилю», то есть практически конец года, то он будет соответствовать февралю 1593 года от Рождества Христова.

Теперь рассмотрим сентябрь 7100 года по «сентябрьскому стилю». Это соответствует сентябрю 1591 года от Рождества Христова, а вот февраль 7100 года по «сентябрьскому стилю» соответствует февралю 1592 года.

При этом при датировке событий в летописях, естественно, не указывалось, какой «стиль» используется. Впрочем, существует масса логических приемов, помогающих исследователям установить используемый в летописи стиль. Также известно, что с конца XV века сентябрьский стиль практически вытесняет мартовский (действительно, зачем равняться на Рим). К тому же у мартовского стиля было еще две модификации - ультра-мартовский и цирка-мартовский стили, но в такие дебри мы уже лезть не будем.

Собственно, калькулятор ниже переводит даты из нашей эры в древнерусскую (византийскую), и служит больше для развлечения. Задача обратного перевода, нужная для правильной датировки летописей, как было показано выше, более сложна и требует анализа контекста для определения используемого в летописи стиля.

Заключительное слово о месяцах - поскольку в основе лежал древнеримский (юлианский) календарь, то в наиболее ранних источниках названия месяцев встречаются в форме, наиболее близкой к латинскому прообразу, еще не приобретшие русифицированную форму, например, иуний, иулий, аугуст и так далее.

01-01-1997

№48 1997 год Валерий Лебедев

Отсчет времени от Рождества Христова, который мы ныне приурочиваем к 25 декабря (или, для точности календаря, к 1-му января 1-го года новой эры), был "вычислен" исходя из теологических аргументов значительно позднее (эти подсчеты и споры продолжались около 500 лет и завершились только в начале XI века. Дело было так. В 325 году н.э. собрался Никейский первый всеобщий (вселенский) собор христианских епископов, который установил, что летоисчисление должно вестись от "сотворения мира". Это нужно было для того, чтобы точно знать, когда же следует праздновать Пасху - на этот счет существовали большие разногласия.

Как же узнали, когда произошло сотворение мира?

С помощью весьма тонких теологических рассуждений, суть которых сводится к следующему.

Сначала более или менее обоснованно установили дату казни Иисуса. Из евангелий было известно, что он начал проповедовать в 30 лет - это типичная дата мужской зрелости - и затем учил народ три года. Казнили его при прокураторе (правителе) Понтии Пилате (Палестина входила в римскую провинцию Сирию) во время правления императора Тиберия и при иерусалимском первосвященнике Каифе. Из евангельских текстов известно также, что казнь cостоялась на 14 нисана в полнолуние, накануне великой субботы, когда праздновалась еврейская пасха. Во время казни произошло затмение Солнца. Сопоставляя все эти данные, пришли к выводу, что датой казни могло быть 3 апреля 33 года. Именно в этот день произошло полное затмение, но не солнечное, а лунное, видимое в Палестине. Теперь мы точно знаем, что оно началось в 15 часов 44 минуты и закончилось в 18 часов 37 минут. Солнечное же затмение было четырьмя годами ранее, 24 ноября 29 года, но этот день не совпадает с предпасхальным днем великой субботы. Видимо, спустя десятки лет после казни, когда создавались евангелия, в народном представлении оба эти затмения слились в одно и были приурочены к моменту смерти "света истины". Дата 3 апреля 33 года находится в диапазоне правлений вышеуказанных исторических личностей.

Затем приступили к вычислению даты рождения Иисуса. Из вышесказанного ясно, что он родился тридцатью тремя годами ранее, а днем его рождения стали считать 25 декабря. И в Римской империи, и во многих странах Востока этот день издревле широко отмечался как день зимнего солнцестояния, после которого день начинает прибывать. В Риме этот праздник проходил, так сказать, под лозунгом "Солнце родилось. Свет растет". Члены многих первых иудео-христианских сект именовали себя "сынами света", свое учение - светом истины, а Иисуса Христа - светочем мира. Естественно было совместить старый языческий обычай празднования нового Солнца и света с днем рождения Иисуса, так же как естественно было отождествить его смерть с угасанием светила, с солнечным затмением. (Здесь дан только краткий итог, на самом деле споры о датах рождения и смерти Иисуса в христианской литературе велись сотни лет.)
Итак, дата рождения Иисуса Христа как будто известна. Теперь Никейскому собору предстояло главное - указать, когда именно библейский Бог сотворил весь мир. Из второго послания апостола Петра и из некоторых других источников было известно, что христианство приравнивает один день деятельности Бога тысяче земных лет. Господь создавал мир полную рабочую неделю, исключая день отдыха (по-еврейски седьмой день недели называется шабат, Суббота, отсюда наше "шабаш", конец работы, но в христианстве седьмой день получил название "воскресенье" и также стал днем отдыха), то есть семь дней. Отсюда следовало, что миру предстоит жить до страшного суда 7 тысяч лет. Адам был сотворен в шестой день, в полдень, после 5,5 дней других Божественных деяний, в результате "увидел Он, что это хорошо". Из соображений все той же христианской симметрии рождение Иисуса Христа приравнивалось как бы ко второму рождению человека (человечества). Иисус - новый Адам. Стало быть - внимание! - до рождения Иисуса Христа на земле протекло 5,5 тысяч лет и мир был сотворен 5,5 тысяч лет до рождения Христова. В действительности позднее была принята цифра не ровно в пять с половиной тысяч лет, а в 5508 лет, что связано с поправкой на традиционное византийское летоисчисление по 15-летиям, так называемым индиктам.

Осталось добавить немного. После Никейского Собора Римская империя постепенно начала переходить на летоисчисление "от сотворения мира". И лишь еще спустя более чем 200 лет, когда христианство достаточно широко распространилось по Европе, римский монах Дионисий Малый предложил вести отсчет времени от Рождества Христова (в 532 г.). Однако новое летоисчисление было принято повсеместно только около 1000 года, а в России отсчет "от сотворения мира" продолжался вплоть до XVIII века, до реформы Петра I в 1700 году (правда, и в XVIII веке часто давались две цифры - одна от Рождества Христова, а вторая, в скобках, от сотворения мира).

Любопытно заметить, что начало года далеко не сразу сделалось близким к Рождеству Христову. До григорианской реформы в 1582 году начало года отмечалось 1 марта, это был так называемый пасхальный год, ибо по некоторым исчислениям эта дата соответствовала христианской пасхе, а в России с 1492 года начало года было перенесено на 1 сентября (отсюда осталась традиция начинать учебный год 1 сентября) и лишь после григорианской реформы в Европе и Петровских реформ в России начало года было установлено "рядом" с Рождеством, после окончания декабря, то есть с 1-го января.

Насколько сильны культурные традиции и насколько плотно последующие события увязаны с предыдущими, можно видеть на примере безнадежных попыток изменить исторически сложившийся календарь. Еще ни одному строю не удалось, скажем, отменить недели или упразднить седьмой день отдыха - воскресенье, то есть воскресение Иисуса. Совершенно неудачной оказалась попытка правительства революционной Франции в 1792 году ввести новый календарь, где бы точкой отсчета времени было начало республики (2-й год республики, 3-й год и т.д.) и заменить неделю на декаду с переименованием традиционных названий месяцев, придумав термидор, жерминаль, флореаль и прочие. После прихода к власти Наполеона все эти нововведения были отменены, ибо не привились у народа.

В России после октября 1917 года тоже пытались изобрести новый революционный календарь, но из этой затеи, в отличие от многих других безумных затей типа коллективизации, ничего не вышло сразу же.

Заканчивая, сообщу малоизвестные факты. Сначала известный: для того чтобы узнать, сколько лет прошло от сотворения мира, надо к данному году от рождества Христова прибавить 5508 лет. Напомню, что в Европе от сотворения мира вели летоисчисление до Х века, а в России - до Петровских реформ. Постепенно новый счет вытеснил старый, но в памяти его держали.Это известно. Теперь малоизвестный факт. В 1492 году исполнялось семь тысяч лет от сотворения мира (1492 + 5508 = 7000). А восьмого тысячелетия никак не может быть, потому что творение шло шесть дней да еще седьмой день отдыха, итого семь дней, восьмого дня, как видите, не предусмотрено. Но так как, напоминаю, один день творения приравнивался тысяче лет на земле, то и получалось, что после седьмого тысячелетия земное время кончается и наступает вечность. Отсюда вытекало, что наступление восьмого тысячелетия от сотворения мира означает конец света, который как раз и приходился на 1492 год от Рождества Христова. За год до этого многие уже ни пахали ни сеяли, не составляли календарей. Кто блудил и веселился, кто постился и каялся. Случился большой переполох, особенно в России, где официально вели отсчет от сотворения мира. А когда 1492 год прошел и ничего ужасного не случилось, то папа издал буллу, в которой говорилось, что вычислять конец света не дело ума человеческого, а нужно жить так, чтобы каждый день быть готовым к нему. Так же считал и русский митрополит, хотя и был врагом папе.

От всей этой паники в культуре осталась своя зарубка - цифра 8 стала символизировать вечность. Именно поэтому часто на православных крестах на могилах добавляют дополнительные перекладины, которые в итоге дают восемь концов, символизируя вечный покой. Позже восьмерку повернули набок и получили символ для обозначения бесконечности в математике.

Почему люди, жившие 2015 лет назад, вдруг решили назвать свой год первым годом "нашей эры"? А как до этого они нумеровали годы?

Ответ

Привычный нам календарь, по которому сегодня (когда пишется этот ответ) 28 февраля 2015 года (после Рождества Христова или нашей эры), не является единственным и общепринятым во всём мире (хотя и самый используемый). Так, по исламскому календарю, сегодня 9 Джумада аль-уля 1436 года (ведётся от даты переселения пророка Мухаммада и первых мусульман из Мекки в Медину), по еврейскому календарю сегодня 9 адара 5775 года (ведётся от первого новолуния после сотворения мира богом), а по буддийскому календарю сегодня 10-й день 4-го месяца 2558 лунного года (ведётся с года ухода Будды Гаутамы в нирвану).

Все употребительные календари, включая наш, носящий название григорианского, имеют религиозную основу. В истории человечества были попытки создать абсолютно нерелигиозный календарь (но при этом не безидеологический!). Например, после Великой Французской революции придумали новый календарь, согласно которому начиналась новая эра со дня провозглашения во Франции республики - 22 сентября 1792 года, были придуманы новые названия месяцев; но календарь продержался всего несколько лет (и потом несколько месяцев в период Парижской коммуны - с 18 марта по 28 мая 1871 года). В советское время было предложено начать новое летоисчесление с момента победы Великой октябрьской Социалистической революции, но это предложение не реализовалось (хотя в отрывных календарях вплоть до 1991 года и писалось: "такой-то год социалистической революции").

В фантастической повести Г. Мартынова "Гость из бездны" действие происходит в 19 веке после Великой Октябрьской революции.

Но вернёмся к сегодняшнему - григорианскому - календарю. Как уже сказано, он имеет начало отсчёта от Рождества Христова. Но это не означает, что этот календарь реально начал употребляться 2015 лет назад, как только родился Иисус Христос. Во времена зарождения христианства в разных частях мира от чего только не отсчитывали годы: от основания Рима, от разрушения Рима, от сотворения мира, от рождения Адама... и знание точной даты рождения Христа, на самом деле, не очень интересовало христиан в течение целых 500 лет после возникновения христианства. Но расчёт пасхалий (календарных дат празднования Пасхи) подвигнул аббата Дионисия установить год рождения Христа, основываясь на весьма туманных данных из евангелий. Это оказался 753-й год от основания Рима. А датой рождения, по установившейся до этого традиции празднования Рождества, вышедшей из языческих традиций, было взято 25 декабря. Таким образом, получилось, что текущий для самого Дионисия год стал 525-й годом после Рождества Христова. Долгое время это летоисчисление было используемо очень узко лишь для вычисления пасхалий и люди продолжали пользоваться старыми календарями. Лишь в 742 году дата, записанная как "год от Рождества Христова" впервые появилась в официальном документе, а широко распространилось летоисчесление "от рождества Христова" в Европе лишь в конце 8 века.

На Руси летоисчисление "от Рождества Христова" появилось с "подачи" Петра I, который предписал 1 января 7208 г. "oт сотворения мира" считать 1 января 1700 г. "от рождества господа бога и спаса нашего Иисуса Христа".

Так что ни в одном архиве мира вы не найдёте оригинальный документ, датированный, например, 35-ым годом "от Рождества Христова" ("от Р.Х.", Anno Domini, "A.D.", "нашей эры").




Top