Коллекционирование в первой половине XIX века. Крупнейшие коллекционеры русского искусства "Коллекционирование в XVIII веке"

Русское частное коллекционирование произведений искусства пережило немало потрясений во время становления СССР. Отечественные коллекционеры и поныне питают недоверие к государству, подозревая его в том, что оно может в любой момент отобрать у них все, что они собрали. Но, несмотря на это, частное коллекционирование в России развивается, а среди новых собраний уже появились настоящие жемчужины. В этой и следующей статьях мы проследим историю русского коллекционирования от его возникновения до наших дней. Первая часть нашего исследования будет посвящена развитию коллекционирования с петровских времен до конца XIX века.

Первый русский коллекционер

Появлению культуры коллекционирования Россия обязана лично Петру I и его реформам. Царь стал по сути и первым коллекционером, который подал пример своим подданным.

Предшествовавшее петровским преобразованиям «великое посольство» — дипломатическая поездка царя по странам Европы — познакомило его с западными частными собраниями. Родиной русского коллекционирования стала Голландия, которая на рубеже XVII-XVIII веков была крупным торговым узлом. В Голландию стекались древности и редкости со всего мира, при этом страна обладала собственным развитым рынком живописи. Собирательство произведений искусства там уже было достаточно сильно развито, голландцы увлеченно составляли кунсткамеры, в которых соседствовали природные редкости и рукотворные предметы. Петр познакомился с известными коллекционерами того времени и посетил мастерские местных художников, чьи работы украшали дома зажиточных голландцев. Сам он за время посольства неоднократно позировал западным живописцам. В Лондоне он посетил музей Королевского общества и коллекции Букингемского дворца, в Дрездене осмотрел собрание саксонского курфюрста Августа II. Под впечатлением от поездки он начал увлеченно собирать естественнонаучные и этнографические редкости, которые стали основой знаменитой Кунсткамеры.

Во время своей второй заграничной поездки, в 1716-1717 годах, Петр стал больше внимания уделять приобретению произведений искусства. При покупке картин царь руководствовался личным вкусом: он предпочитал батальные полотна, морские пейзажи и остроумные бытовые сцены. Поскольку Петра чаще занимал смысл сюжета и правдоподобность в изображении кораблей, в его коллекции оказывались полотна разного качества и художественных достоинств. При выборе скульптуры он отдавал предпочтение аллегорическим фигурам. Увлечение императора и украшение им собственных дворцов и парков задало тон и моду для тогдашнего высшего общества. Подданные императора начали создавать собственные коллекции произведений искусства. Первыми крупными коллекционерами того времени стали сестра царя Наталия Алексеевна, его сподвижники Александр Меншиков и Борис Шереметев.

По иронии судьбы именно основоположник русского коллекционирования Петр I положил начало и традиции конфискации собраний искусства у осужденных. Коллекции состоятельных арестантов входили в состав императорских, по сути становясь имуществом государства. Уже после смерти Петра такая участь постигла собрание Меншикова.

Русские коллекции эпохи Просвещения

Развитие русского коллекционирования на некоторое время зачахло при наследниках Петра I: Екатерина I и Анна Иоанновна не слишком интересовались изобразительным искусством, что повлияло и на увлечения их подданных. Художественные коллекции вновь оказались в центре внимания при Елизавете Петровне, которая всячески старалась подчеркнуть, что она продолжает дела своего отца.

Настоящего расцвета коллекционирование достигло в просвещенное царствование Екатерины Великой. Золотые времена в тот период переживало дворянство, получившее неслыханное количество привилегий. Благодаря идеям просвещения в моду вошло западное образование и европейские путешествия. Молодежь из богатых дворянских семейств отправлялась в Европу, где приобщалась к сокровищницам западной культуры. На родину дворяне возвращались не только с покупками — коллекциями скульптуры и живописи, но и с развитым художественным вкусом. Они становились покупателями работ уже русских художников и продолжали заказывать произведения искусства из Европы. Развитие дворянских коллекций было неразрывно связано с усадебной культурой. Именно загородные резиденции, как правило, становились хранилищами для живописных и скульптурных сокровищ. «Можно подумать, что русские богачи обобрали всю Европу для составления своих замечательных коллекций», — писал английский путешественник Кларк в конце XVIII века.

В рекордные сроки русские коллекции сравнялись с европейскими по качеству и даже начали с ними соперничать. Коллекционеры занялись систематизацией своих собраний, начали составлять каталоги и даже выставлять свои богатства на всеобщее обозрение. Например живописное собрание графа Александра Строганова было открыто для посетителей, в галерее на Невском проспекте проходили занятия студентов Академии Художеств.

Все внимание - русскому искусству

В первой половине XIX века появилась и широко распространилась тенденция коллекционирования национальных художественных ценностей. Победа над Наполеоном привела к волне патриотизма и росту национального самосознания. Одновременно война нанесла серьезный удар по частному коллекционированию, поскольку многие ценности были уничтожены московским пожаром 1812 года.

Дворяне обратили свое внимание на русскую старину, в том числе на древние рукописи. Именно к этому поколению коллекционеров принадлежал Алексей Мусин-Пушкин, открывший «Слово о полку Игореве». В послевоенное время появились и коллекционеры, которые основной своей миссией считали поддержку современных отечественных художников. В этом смысле одним из самых выдающихся собраний того времени была коллекция министра Федора Прянишникова. Именно его собрание русского искусства вдохновило Павла Третьякова на создание собственной известной коллекции. Еще при жизни Прянишникова его коллекция была выкуплена государством и после его кончины стала частью собрания музея Академии Художеств.

В XIX веке новой вехой в развитии русского коллекционирования стало создание музеев, в основу которых легли частные коллекции. География коллекционирования вышла за рамки Москвы и Петербурга — новыми его центрами стали крупные университетские города, в частности Казань. Коллекционированием произведений искусства занялись не только высокопоставленные сановники, но и мелкие чиновники, офицеры и разночинцы.

Демократизация русского коллекционирования

Реформы Александра II привели к масштабным общественным изменениям, которые в свою очередь повлияли и на коллекционирование. Дворянство окончательно перестало быть монополистом в деле коллекционирования: массово собирать предметы искусства начали разбогатевшие купцы и разночинцы. Многие художники, работавшие над историческими полотнами, стали коллекционировать предметы русского быта.

У коллекционеров возрос интерес к современному реалистичному русскому искусству. Они начали поддерживать художников-передвижников, собирая жанровые картины. Известнейшим коллекционером отечественной живописи стал промышленник Павел Третьяков. В 1881 году его коллекция была открыта для широкой публики: на тот момент она насчитывала почти две тысячи предметов, большинство из которых — картины русских художников. В 1892 году Третьяков подарил свое собрание Москве, оставшись распорядителем галереи.

Среди нового поколения русских коллекционеров появились люди, обладавшие исключительной прозорливостью и чутьем к новым тенденциям. Так, промышленник Иван Морозов и купец Сергей Щукин стали одним из первых собирателей картин импрессионистов и постимпрессионистов. Принадлежавшие им картины Дега, Ренуара, Сезанна, Гогена, Ван Гога и Пикассо стали основой нынешних коллекций ГМИИ и Эрмитажа.

Во второй половине XIX века все шире стала распространяться практика создания музеев и проведения выставок, которые часто преследовали благотворительные цели. Коллекционеры стремились показать свои собрания всем желающим. В 1862 году в Москве открылась галерея промышленника Василия Кокорева, в которой были размещены произведения как русской, так и западноевропейской живописи. Впрочем, эта галерея просуществовала недолго: в 1870 году Кокорев был вынужден продать свое собрание из-за финансовых трудностей. Впоследствии оно пополнило коллекцию Русского музея. В 1865 году в Москве заработал Голицынский музей, в котором потомки дипломата Михаила Голицына выставили его художественную коллекцию и библиотеку старинных книг.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

1. О КОЛЛЕКЦИОНЕРАХ

2. ИЗВЕСТНЫЕ КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ РУБЕЖА XIX - XX веков

2.1 Мамонтов С.И. (1841-1918)

2.2 Тенишева М.К. (1867-1928)

2.3 Братья Третьяковы

2.4 Бахрушины А.П. и А.А

2.5 Рябушинский Н.П. (1877-1951)

2.6 Морозов И.А. (1871--1921)

2.7 Щукин С.И. (1854-1936)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

На богатом фоне меценатства в России рубеж XIX - XX веков могут быть по справедливости названы его «Золотым веком меценатства, благотворительности и коллекционирования», порой его подлинного расцвета. И эта пора была связана, главным образом, с деятельностью именитых купеческих династий, давших «потомственных благотворителей и меценатов». Только в Москве ими были осуществлены столь крупные начинания в области культуры, просвещения, медицины, самых различных областей науки, что можно с полным основанием утверждать: это был качественно новый этап благотворительности и меценатства.

По инициативе действительно просвещенных и по-настоящему образованных дарителей, развивались становящиеся приоритетными отрасли отечественной науки, открывались уникальные галереи и музеи, получили заслуженное признание отечественной интеллигенции театры, которым было суждено осуществить глобальную реформу всего театрального дела. Такими стали Третьяковская галерея, Щукинские и Морозовские собрания современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, Частная опера С.И. Мамонтова, Частная опера С.И. Зимина, Московский Художественный театр, Музей изящных искусств (на строительство которого заводчик, крупный землевладелец Ю.С. Нечаев-Мальцев потратил более 2 млн. рублей), Философский и Археологический институты, Морозовские клиники, Коммерческий институт, Торговые школы Алексеевых, Морозовых и т.д. Благодаря пожертвованиям Варвары Алексеевны Морозовой стало возможным создание первой в России бесплатной библиотеки-читальни имени И.С. Тургенева, содержавшей 3279 томов.

Многие меценаты и коллекционеры рубежа XIX - XX веков были купцами-старообрядцами. И Щукин, и Морозов, и Рябушинский, и Третьяков. Ведь старообрядческий мир традиционен, глубоко связан с истинной культурой - они из века в век научились спасать и сохранять свое духовное наследие, это было заложено в семейных генах.

Я хочу рассмотреть тему «Русские коллекционеры рубежа XIX - XX веков» на примере конкретных фамилий, которые сыграли существенную и основополагающую роль в истории российского коллекционирования и развития искусства в целом.

1. О КОЛЛЕКЦИОНЕРАХ

Всеми богатствами, которыми владеют наши музеи, самим поступательным движением музейного дела в России, поисками, открытиями мы обязаны им - энтузиастам, собирателям, меценатам. Никаких государственных программ и планов не было в помине. Каждый коллекционер был предан своему кругу увлечений, собирал приглянувшиеся ему свидетельства былых времен, произведения художников, как умел, их систематизировал, иногда исследовал и публиковал. Но последствия этой стихийной деятельности оказались в итоге грандиозными: ведь все фонды музеев дореволюционной России были составлены не столько из отдельных предметов, сколько именно из собраний, скрупулезно подобранных. Коллекции частных лиц - собрания многие и разные - не были похожи друг на друга, отбор подчас был не строг, и тогда профессионалы имели право назвать увлечение любительством. Однако наличие коллекций, взаимно одна другую дополнявших, позволяло формировать фонды музейных ценностей полно и многообразно, во всех тонкостях отражая представление русского общества о тех или иных периодах и явлениях в русской и западной культуре.

Анализ хронологического ряда развития собирательства и коллекционирования на протяжении XVIII-XX вв. позволил определить так называемые «всплески» коллекционирования. По нашим расчетам, они приходятся на вторую половину XIX в., когда в середине века и в пореформенное время была сформирована 71 коллекция (48,29%). Самый активный всплеск коллекционерской деятельности приходится на 1880-1890е гг. Это, возможно, во многом было обусловлено и тем фактором, что коллекционеры в это время активно участвовали в целом в социокультурной жизни и музейном строительстве.

Более одной трети отечественных коллекционеров XVIII-XX вв. (38,1%) были тесно связаны с формированием новых музейных учреждений, что в значительной степени было обусловлено их собирательской деятельностью и желанием сохранить созданные их усилиями коллекции, открыть к ним доступ общественности.

Большинство коллекционеров также могут считаться создателями и хранителями музейных коллекций и фондов, так как большинство их частных коллекций поступило в столичные музеи, включая Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (8 поступлений), Государственный исторический музей (19 поступлений), Государственную Третьяковскую галерею (18 поступлений), Государственный Русский музей (14 поступлений) и Государственный Эрмитаж (18 поступлений), музеи А.С. Пушкина (9 поступлений), Кунсткамеру (7 поступлений), Румянцевский музей (7 поступлений), Оружейную палату (3 поступлений) и провинциальные музеи. Часть собраний коллекционеров пополнила состав российских библиотек (БАН -- 2 коллекции, ГПИБ -- 2 коллекции, РГБ -- 7 коллекций, ГПБ -- 11 коллекций) и архивов (Архив Министерства юстиции, Российский государственный архив древних актов, Архив Архангельской области). В основном собираемые коллекции носили комплексный характер и включали самые разнообразные вещи и предметы. Только 34 коллекционера, то есть менее одной четверти общего состава, обладали коллекциями, представлявшими их единственный интерес или связанными с одной областью науки и знания или одной областью искусства.

2. ИЗВЕСТНЫЕ КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ РУБЕЖА XIX - XX веков

2.1 Мамонтов С.И. (1841-1918)

Савва Иванович Мамонтов родился 2 октября 1841 г. в сибирском городке Ялуторовске в состоятельной купеческой семье. В 1849 году семья Мамонтовых перебралась в Москву, в этом городе и пройдет почти вся жизнь Саввы.

Меценатство Саввы Ивановича было особого рода: он приглашал своих друзей-художников в Абрамцево, зачастую вместе с семьями, удобно располагал в основном доме и флигелях. Все приезжавшие под предводительством хозяина отправлялись на природу, на этюды. Все это весьма далеко от привычных примеров благотворительности, когда меценат ограничивает себя передачей определенной суммы на доброе дело. Многие работы членов кружка Мамонтов приобретал сам, для других находил заказчиков.

Одним из первых художников к Мамонтову в Абрамцево приехал В.Д. Поленов. С Мамонтовым его связывала духовная близость: увлечение античностью, музыкой, театром. Был в Абрамцеве и Васнецов, именно ему обязан художник своим знанием древнерусского искусства. Тепло отеческого дома художник В.А. Серов найдет именно в Абрамцеве. Савва Иванович Мамонтов был единственным бесконфликтным покровителем искусства Врубеля. Для очень нуждавшегося художника нужна была не только оценка творчества, но и материальная поддержка. И Мамонтов широко помогал, заказывая и покупая произведения Врубеля. Так проект флигеля по Садово-Спасской заказывает Врубелю. В 1896 г. художник по заказу Мамонтова выполнил грандиозное панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде: “Микула Селянинович” и “Принцесса Греза”. Хорошо известен портрет С.И. Мамонтова. Мамонтовский художественный кружок был уникальным объединением.

Савва Иванович не только славился радушием и гостеприимством, он вкладывал большие средства в развитие русской культуры: финансировал журнал «Мир искусства» и газету «Россия», внес значительную сумму на строительство Музея изящных искусств, создал и финансировал Московскую частную русскую оперу.

Можно сказать вполне определенно, что если бы все достижения частной оперы Мамонтова были бы ограничены лишь тем, что она сформировала Шаляпина - гения оперной сцены, то и этого было бы вполне достаточно для самой высокой оценки деятельности Мамонтова и его театра.

2.2 Тени ш ева М.К. (1867-1928)

Мария Клавдиевна была незаурядным человеком, обладательницей энциклопедических знаний в искусстве, почетным членом первого в России союза художников. «Созидательницей и собирательницей» назвал Тенишеву Рерих. И это действительно так и это в полной мере относится к русским меценатам золотого века. Тенишева не только на редкость разумно и благородно ассигновала деньги на цели возрождения отечественной культуры, но и сама непосредственно, своим талантом, знаниями и умениями внесла заметный вклад в изучение и развитие лучших традиций отечественной культуры.

Тенишева собирала акварели и была знакома с художниками Васнецовым, Врубелем, Рерихом, Малютиным, Бенуа, скульптором Трубецким и многими другими деятелями искусства. Ею была организована студия для подготовки молодых людей к высшему художественному образованию в Петербурге (1894--1904), где преподавал Репин. Параллельно была открыта начальная рисовальная школа в Смоленске 1896--1899 гг. Во время пребывания в Париже Тенишева училась в Академии Жюлиан, серьёзно занималась живописью, коллекционированием. Коллекция акварелей русских мастеров была передана Тенишевой в дар Государственному Русскому музею.

Мария Клавдиевна субсидировала (совместно с С. И. Мамонтовым) издание журнала «Мир искусства», материально поддерживала творческую деятельность А. Н. Бенуа, С. П. Дягилева и других выдающихся фигур «Серебряного века».

Одним из главных просветительских проектов в жизни Тенишевой стало Талашкино -- родовое имение княгини Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской, которое Тенишевы приобрели в 1893 г. (управление делами было оставлено в руках бывшей хозяйки). Дружившие с детства Тенишева и Святополк-Четвертинская воплотили в Талашкино концепцию «идейного имения», то есть центра просветительства, возрождения традиционной народной художественной культуры и одновременно -- развития сельского хозяйства.

На протяжении почти четверти века (с 1893 по 1914 г.) Талашкино являлось крупным художественным центром России. Оно сыграло зна­чительную роль в возрождении и развитии основных направлений русского прикладного искусства, в становлении неорусского стиля. Анализ истории отечественного искусства на рубеже веков невозможен без учета Талашкино.

С этим центром связано начало смоленского музея, здесь была собрана одна из лучших коллекций в России русского народного искусства. В Талашкине (как и в Абрамцеве) художники создали немало значительных произведений. Большое внимание уделялось музыке, был создан театр, организован балалаечный оркестр, здесь И. Ф. Стравинский начинал работу над балетом "Весна священная".

2.3 Братья Третьяковы

История рода Третьяковых в сущности сводится к жизнеописанию двух братьев, Павла и Сергея Михайловичей. Не часто бывает, чтобы имена двух братьев являлись так тесно друг с другом связанными. При жизни их объединяли подлинная родственная любовь и дружба. В вечности они живут, как создатели Галереи имени братьев Павла и Сергея Третьяковых. Бурышкин П.А. Москва купеческая: Мемуары. М.: Высшая школа, 1991

В.В. Стасов, выдающийся русский критик, в некрологе на смерть П.М. Третьякова, писал: «Третьяков умер знаменитым не только на всю Россию, но и на всю Европу. Приедет ли в Москву человек из Архангельска или из Астрахани, из Крыма, с Кавказа или с Амура - он тут же назначает себе день и час, когда ему надо идти в Лаврушинский переулок, и посмотреть с восторгом, умилением и благодарностью весь тот ряд сокровищ, которые накоплены этим удивительным человеком в течение всей его жизни». Не менее высоко оценивали подвиг Третьякова и сами художники, с которыми он был, прежде всего, связан на ниве собирательства. Идея положить начало общественного, всеми доступного хранилища искусства не возникала ни у кого из современников, хотя частные коллекционеры существовали и до Третьякова, но они приобретали картины, скульптуру, посуду, хрусталь и т.д. прежде всего для себя, для своих частных собраний и видеть принадлежавшие коллекционерам произведения искусства могли немногие.

В феномене Третьякова поражает также и то, что он не имел никакого специального художественного образования, тем не менее раньше других распознавал талантливых художников. Раньше многих он осознал неоценимые художественные достоинства иконописных шедевров Др. Руси.

Коллекционировать искусство и поддерживать русских художников П.М. Третьяков начал в 1856 году, когда купил две первые картины своих соотечественников -- "Искушение" Николая Шильдера и "Стычку с финляндскими контрабандистами" Василия Худякова. Этот год считается датой основания Третьяковской галереи, хотя художественное собрание Павла Третьякова началось еще раньше -- в 1854-1855 годах он приобрел 11 графических листов и 9 картин голландских мастеров на знаменитых "развалах" у Сухаревской башни.

Сергей Михайлович, как и его старший брат, любил искусство «страстно». В 1888 году С.М. Третьяков избран председателем Московского общества любителей художеств, членом-любителем которого он был с момента основания общества в 1860 году. Помимо обычных для общества постоянных и периодических выставок, аукционов, лотерей, конкурсов с денежными премиями, в период правления С.М. Третьякова была организована первая этюдная выставка МОЛХ, впоследствии утвердившаяся в выставочной практике общества. В 1873 году он вступил в члены другого объединения любителей искусств в Москве - Московское художественное общество, при котором функционировало Училище живописи, ваяния и зодчества, членом Совета которого он стал в 1874 году. Не случайно Московская городская Дума постановила увековечить память С.М. Третьякова, учредив после его кончины стипендию его имени для учеников училища.

Начав создание собственной коллекции, С.М. Третьяков не сразу определил свои пристрастия в этой области. По свидетельству Павла Михайловича, приступив к формированию собрания в начале 1870-х гг., он приобрел сначала несколько работ русских художников, но, не желая конкурировать с братом, сосредоточил вскоре усилия на собирании работ западноевропейских мастеров, создав к началу 1890-х гг. великолепное собрание. Основу этого собрания составляли произведения французских и немецких художников 1840-1890-х гг. В нем было также немало работ известных испанских, австрийских, голландских и швейцарских художников того же времени. Приймак Н. С.М. Третьяков. // журнал «Третьяковская галерея» №3, 2004 (04).

2.4 Бахрушины А.П. и А.А

У Бахрушиных в крови было два свойства: коллекционерство и благотворительность.

Из коллекционеров были известны Алексей Петрович и Алексей Александрович. Первый собирал русскую старину и, главным образом, книги. Его коллекция, в свое время, была подробно описана. По духовному завещанию, библиотеку он оставил Румянцевскому Музею, а фарфор и старинные вещи -- Историческому, где были две залы его имени. Про него говорили, что он страшно скуп, так как «ходит каждое воскресение на Сухаревку и торгуется, как еврей». Бурышкин П.А. Москва купеческая: Мемуары. М.: Высшая школа, 1991

Алексей Петрович стал одним из самых известных московских коллекционеров. В своем собирательстве он доходил до фанатизма. Его, прежде всего, увлекал сам процесс поиска того или иного раритета.

Его лично знали едва ли не все известные антиквары и букинисты. Коллекция Бахрушина включала самые разнообразные предметы: медали, миниатюры, гравюры, акварели, живопись, иконы, изделия из бисера, фарфора, стекла и бронзы, старинное шитье.

Однако особую любовь испытывал Алексей Петрович к книгам. В его библиотеке насчитывалось около 30 тысяч томов по истории, географии, археологии, этнографии.

Уже после смерти вышла в свет книга Бахрушина «Кто что собирает» -- своеобразная энциклопедия частного собирательства России начала ХХ в. Ее содержание не потеряло своего значения по сей день, став бесценным историческим источником многих современных исследований.

О Театральном музее Алексея Александровича, второго коллекционера из рода Бахрушиных, слишком хорошо известно, чтобы на нем останавливаться. Это единственное в мире богатейшее собрание всего, что имело какое-либо отношение к театру. Видно было, с какой любовью оно долгие годы собиралось. А. А. был большим любителем театра, долгое время председательствовал в Театральном обществе и был весьма популярен в театральных кругах. собирательство коллекционер музейный театральный

Он был человек очень интересный и несколько взбалмошный. Когда он был в духе и сам показывал свои коллекции, было чрезвычайно поучительно. Бурышкин П.А. Москва купеческая: Мемуары. М.: Высшая школа, 1991

В 23 года Алексей серьезно занялся купеческой деятельностью, войдя в семейное дело - «Товарищество кожевенной и суконной мануфактуры А. Бахрушин и сыновья». У молодого человека появились свободные деньги, и он по примеру двоюродного брата Алексея Петровича Бахрушина увлекся коллекционированием. Сначала Алексей собирал восточные редкости, затем - все, что связано с Наполеоном и войной 1812 года. А в 1890 году перешел на коллекционирование русской театральной старины. Поводом к новому увлечению послужило пари со страстным московским коллекционером купцом Н.А Куприяновым, доводившимся Бахрушину двоюродным братом. А поспорили купцы о том, кто больше за год соберет театральных раритетов (по другим сведениям - на сбор коллекции отводился месяц). Новому увлечению Алексей отдался с жаром. Дом стал наполняться фотографиями актеров, эскизами костюмов и декораций, афишами и программами спектаклей, личными вещами артистов и книгами о театральном искусстве.

В октябре 1894 года собиратель впервые представил свою коллекцию московским театралам. С этого времени и идет отсчет работы Московского литературно-театрального музея.

Стоит отметить, что коллекционированием Бахрушин занялся профессионально. «Коллекционировать только через антикваров, - говорил он, - не выискивая самому, не интересуясь глубоко, - занятие пустое, неинтересное, а если собирать старину, то только при условии глубокого личного интереса к ней». Он обладал таким интересом, и потому поиск театральных раритетов вел целенаправленно, стремясь отразить в своей коллекции всю историю российского театра.

Слава о коллекции Бахрушина быстро распространилась в театральной среде, и многие известные российские актеры и театральные деятели стали передавать ему личные вещи, фотографии, театральные костюмы и даже фрагменты декораций. Дом Бахрушина стал своеобразным театральным клубом, куда собирались пообщаться в товарищеском кругу многие известные актеры, режиссеры, писатели, художники. Здесь можно было застать К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Ф.И. Шаляпина и Л.В. Собинова, А.И. Южина и А.П. Ленского, Г.Н. Федотову и М.Н. Ермолову, Ц.А. Кюи и А.Д. Вяльцеву.

В ноябре 1913 года Бахрушин передал свою коллекцию Российской Академии наук. Алексей Александрович возглавил правление музея, который стал носить его имя.

2.5 Рябушинский Н.П. (1877-1951)

Рябушинские - это купцы - староообрядцы, как и, например, Морозовы. Интересно, что после того, как гонения на старообрядцев были прекращены в 1905 году, Рябушинские активно участвовали в развитии старообрядческого центра недалеко от Рогожской заставы. Членами этой действительно удивительной семьи были банкиры, промышленники, реставраторы и коллекционеры икон, и знаменитый (за границей советской России) гидроаэродинамик. Да что уж там - первый автомобильный завод в России был построен этими людьми, правда от отвёрточной сборки до полноценного производства его доводила уже советская власть.

Николай был пятым сыном в семье известного московского промышленника П. Рябушинского.

В доме Николая Рябушинского собирались художники, писатели, театральные актеры. Любопытно, что Николай практически не общался с братьями, гораздо ближе ему оказалась сестра, Ефимия Павловна. Она вышла замуж за известного промышленника В. Носова. Именно Ефимия заразила брата увлечением русским авангардом.

В отличие от других коллекционеров, Рябушинский не столько приобретал картины, сколько помогал материально их создателям. Он стремился стать организатором нового направления в искусстве, поднять его авторитет среди московской публики.

Он стремился стать организующим центром символизма, поднять его значение и авторитет в художественно-культурной жизни Москвы. Перед ним был пример Дягилева С.П., и Рябушинский Н.П. решил выступить в роли преемника петербургского мецената и продолжить традицию «Мира искусства» Дягилева С.П.

Он решил организовать выпуск художественного иллюстрированного журнала под названием "Золотое руно". Участвовать в этом проекте Рябушинский Н.П. пригласил: К.А. Сомова, Е.Е. Лансере, Остроумову, Л.С. Бакста, А.Н. Бенуа. Все они были выпускниками Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

Кроме издательской деятельности, он регулярно занимался проведением художественных выставок, которые были объединены под названием салон «Золотого руна». Вместе с русскими художниками на них были представлены картины французских мастеров из собраний московских коллекционеров. Только за один 1908 год Рябушинский показал 282 картины и 3 скульптуры.

Подражая Дягилеву С.П., Рябушинский Н.П. старался следовать по его стопам и в организации и устройстве художественных выставок. Первым его опытом на этом поприще была выставка "Голубая роза". Выставка открылась в 1907 в доме на Мясницкой. Выставка стала сенсацией в московском мире искусства. В выставке участвовали шестнадцать художников: Кузнецов, Уткин, Судейкин, Сапунов Н.Н., Сарьян М.С., Н. и В. Милиоти, Крымов, Арапов, Феоктистов, Фонвизин, Дриттенпрейс, Кнабе, скульпторы Матвеев и Бромирский. Всех их связывала общность эстетических принципов. После "Голубой розы" была организована еще серия выставок, устраивавшихся при финансовой помощи Рябушинского Н.П. и под маркой его журнала.

Интересно, что большая часть работ была доставлена специально для показа из Парижа благодаря французскому помощнику Рябушинского А. Мерсеро. Кроме него, постоянную помощь оказывала княгиня М. Тенишева, а также многие коллекционеры. Примечательно, однако, что крупнейшие коллекционеры французской живописи И. Морозов и С. Щукин бойкотировали выставку Рябушинского, отказавшись предоставить принадлежавшие им картины.

Естественно, что после революционных событий 1917 года все инициативы Рябушинского оказались никому не нужными. И хотя сам он не подвергался никаким репрессиям, его имущество было конфисковано, а коллекция отправлена в музеи. В ней находились произведения Рафаэля, Микеланджело, Б. Челлини, а также иконы, бронза, фарфор. Судьба некоторых экспонатов неизвестна до сих пор.

2.6 Морозов И.А. (1871--1921)

В 1871 году в семье Саввы Морозова родился сын, Иван Абрамович, которому было суждено стать известным российским промышленником, благотворителем и талантливым коллекционером.

Его старший брат Михаил Абрамович Морозов (1870--1903), преуспевающий промышленник, собрал большую коллекцию картин русских художников: Исаака Левитана, Василия Сурикова, Валентина Серова, Константина Коровина, Виктора Васнецова. Увлекался он и западноевропейским искусством. После его смерти в 1903 г. Иван Морозов продолжил дело брата. Постепенно собрание начало пополняться произведениями французских импрессионистов.

Иван Абрамович познакомился с Сергеем Щукиным - великим собирателем и любителем искусства, чья галерея западной живописи произвела на Морозова огромное впечатление. Начало морозовской коллекции положило приобретение картин русских мастеров. В 1903 году Иван купил картину «Мороз в Лувесьенне» кисти Альфреда Сислея, с которой и началось его собрание западноевропейских произведений искусства. Вскоре эта коллекция Морозова стала одной из крупнейших в России.

Иван Абрамович нередко покупал картины прямо в мастерских художников, а также у парижских маршанов. Он регулярно совершал поездки в Европу, чтобы посетить известные выставки и музеи. С особой обстоятельностью Морозов приобретал новую французскую живопись, словно собирая настоящий музей. Его коллекционерские способности всегда были системными: он никогда не действовал импульсивно. Всего лишь за десять лет Морозов пополнил свою коллекцию практически на шестьсот картин и тридцать ценных скульптур, половина из которых была создана русскими мастерами.

Морозов-коллекционер никогда не пренебрегал советами консультантов. Среди его советчиков были художники В. Серов, С. Виноградов, И. Грабарь и критики Я. Тугендхольд и С. Маковский. Кроме того, он обладал собственным чутьем.

Декретом 1918 года Морозовская коллекция (вместе с коллекциями Алексея Викуловича Морозова и Ильи Семёновича Остроухова) была национализирована. В марте 1923 года Щукинская и Морозовская коллекции были административно объединены в единый «Государственный музей новой западной живописи» (ГМНЗИ). «Музей нового западного искусства» был ликвидирован 6 марта 1948 года постановлением Совета Министров СССР, его коллекция была поделена (без какого-либо художественного принципа) между Музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Эрмитажем, а в здание бывшего Морозовского особняка въехала Академия художеств СССР.

2.7 Щукин С.И. (1854-1936)

Последняя, причисляемая мною к самому «цвету» московского купечества, была семья Щукиных. Она отличалась от других тем, что ее представители получили известность не только в России и не за свои деяния в России, -- Третьяковскую Галерею знают во всем мире, -- но Щукины внесли крупный вклад в западно-европейскую культуру.

Сергей Иванович Щукин родом из купеческой старообрядческой семьи.

Сергей Иванович занимает совершенно исключительное место среди русских -- и московских -- самородков-коллекционеров. Собирал он картины современной французской живописи. Можно сказать, что вся французская живопись начала текущего столетия, Гогэн, Ван Гог, Матисс, часть и их предшественников, -- Ренуар, Сезанн, Монэ, Дега, находятся в Москве -- и у Щукина и, в меньшей степени, у Ив. Абр. Морозова.

В Щукинской коллекции замечательно то, что С. И. показал картины того или иного мастера в то время, когда он не был признан, когда над ним смеялись, и никто не считал его гением. Покупал он картины за грош, и не по своей скаредности и не по желанию прижать или притеснить художника, но потому, что картины его не продавались, и цены на них не было.

Но как бы то ни было, Щукинское собрание стало изумительным по своей ценности музеем новой французской живописи, которому не было равного ни в Европе, ни в самой Франции.

Щукин С.И. обладал, несомненно, исключительным даром распознавать подлинные художественные ценности и видел их еще тогда, когда окружающие их не замечали. Это и дало ему возможность создать свое изумительное собрание, что и сотворило ему всеевропейскую славу. Он сам мне рассказывал, что когда уже в беженстве он обосновался в Париже, то крупнейший торговец картинами просил его «начать кого-нибудь собирать». Бурышкин П.А. Москва купеческая: Мемуары. М.: Высшая школа, 1991

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Меценатство и коллекционирование в России рубежа XIX - XX веков были существенной, заметной стороной духовной жизни общества.

Эти сферы в большинстве случаев было связано с теми отраслями общественного хозяйства, которые не приносили прибыли и не имели поэтому никакого отношения к коммерции; само число меценатов в России на рубеже двух веков, наследование добрых дел представителями одной семьи, легко просматриваемый альтруизм благотворителей, удивительно высокая степень личного, непосредственного участия отечественных меценатов в преобразовании той или иной сферы бытия - все это в совокупности позволяет сделать некоторые выводы.

Во-первых, среди черт, определяющих своеобразие отечественной буржуазии, одной из главных и почти типичных была благотворительность в тех или иных формах и масштабах.

Во-вторых, личностные качества известных нам меценатов «Золотого века», спектр их ведущих интересов и духовных потребностей, общий уровень образованности и воспитанности, дают основание утверждать, что перед нами подлинные интеллигенты. Их отличает восприимчивость к интеллектуальным ценностям, интерес к истории, эстетическое чутье, способность восхищаться красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, обладание навыками воспитанного человека и т.д.

В-третьих, обозревая масштабы сделанного меценатами и коллекционерами в России на рубеже веков, прослеживая сам механизм этой удивительной благотворительности, учитывая их реальное воздействие на все сферы бытия, приходим к одному принципиальному выводу- отечественные меценаты в России “золотой поры”- качественно новое образование, оно просто не имеет аналога в истории цивилизации, в опыте других стран.

В 1918 году вышел указ о национализации частных коллекций, которые большей своей частью составляют теперь музейные коллекции Москвы и Санкт-Петербурга, а бывшим хозяевам пришлось иммигрировать для сохранения своей жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. М.: 2001

2. Бурышкин П.А. Москва купеческая: Мемуары. М.: Высшая школа, 1991

3. Думова Н.Г. Московские меценаты. М.: 1992

4. Приймак Н. Третьяков С.М.. // журнал «Третьяковская галерея» №3, 2004 (04).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Илл.1. Репин И.Е. Портрет С.И. Мамонтова. 1878 г.

Илл. 2. Фотография Тенишевой М.К.

Илл. 3. И.Е. Репин Портрет П.М. Третьякова 1901

Илл. 5. Фотография Бахрушина А.П. Бахрушина А.А.

Илл. 7. Фотография Рябушинского Н.П.

Илл. 8. В. Серов Портет И.А. Морозова, 1910 г.

Илл. 9. Д. Мельников Портрет Щукина С.И. 1915 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исключительное место конфликтологии как самостоятельной науки в конце XIX–начале XX веков. Социологические разработки проблем конфликта, его источники, создание социологической теории. Сущность концепций конфликта Ральфа Дарендорфа и Зигмунда Фрейда.

    доклад , добавлен 10.12.2009

    Начальный этап развития русской социологии: возникновение, этапы развития, направления конца XIX и начала ХХ веков (позитивизм, марксизм, неопозитивизм). Вклад учёных России в развитие социологического учения, изучение индивида, группы и общества.

    курсовая работа , добавлен 19.09.2012

    История развития негосударственных пенсионных фондов. Понятие и преимущества негосударственных пенсионных фондов, их функции и задачи. Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2015

    Ознакомление с историей развития социологии города как самостоятельной отраслью знаний. Рассмотрение ряда социально–исторических условий урбанизации и их современного содержания; изучение проблем в данной сфере. Социология городского образа жизни.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2014

    Герберт Спенсер и натуралистическая концепция эволюции. Изучение социологии Э. Дюркгейма, М. Вебера, П. Сорокина. Общество: определения, теории происхождения, признаки. Социологические взгляды на развитие личности казахских мыслителей XIX-ХХ веков.

    шпаргалка , добавлен 10.11.2014

    Характеристика особенностей этнической структуры населения Автономной республики Крым. Изучение разнообразного национального состава населения Крыма - русские, татары, немцы, греки, армяне, болгары, евреи, караимы, крымчаки, поляки, чехи, молдаване.

    реферат , добавлен 01.06.2010

    Молодежные экстремистские организации в России. Девиантное поведение в механизме формирования криминального экстремизма в молодежной среде. Криминологическая характеристика причин, условий и личности экстремиста. Характеристика личности экстремиста.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2012

    Изучение доходов населения, при помощи выборочного наблюдения. Расчет среднего дохода населения в микрорайоне. Увязание средних доходов населения по определенным районам. Отражение и сравнение показателей ряда распределения работников по заработной плате.

    контрольная работа , добавлен 08.01.2012

    Изучение устройств, имитирующих виртуальную реальность. Характеристика их влияния на мозг человека. Исследование истории развития виртуальных технологий. Анализ основных видов виртуальной реальности. Создание обучающего пособия и модели виртуальной школы.

    отчет по практике , добавлен 10.01.2014

    Изучение развития социология музыки - науки о закономерностях распространения и функционирования массовой музыки в молодежной среде. Рационализация в музыке у М. Вебера, который считался первым социологом, рассматривающим искусство в социальном контексте.

Никита Лобанов-Ростовский. Цюрих, 2007 / фото wikipedia

Русский князь и лондонский коллекционер Никита Лобанов-Ростовский - почетный член Российской академии художеств, бессменный советник аукционных домов «Кристис» и «Сотбис», попечитель музея Метрополитен, чье собрание театрально-декоративного искусства считается крупнейшим в мире. Коллекция в свое время стала настоящим ковчегом русского искусства в эмиграции. Он начал собирать ее в начале 1950-х. «Начало моей коллекции - эскизы костюмов Сергея Судейкина к балету «Петрушка». Я приобрел их по 25 долларов», - вспоминает Никита Дмитриевич. Среди имен его коллекции - Лев Бакст, Александр Бенуа, Наталья Гончарова, Константин Коровин, Михаил Ларионов, Василий Кандинский, Казимир Малевич, Эль Лисицкий и Марк Шагал

В 1987 году передал в дар 80 произведений русской графики из своего собрания в ГМИИ им. А. С. Пушкина, полотно Джорджо де Кирико «Меланхолия поэта» (1916) и акварель голландского Тео ван Дуйсбурга «Чёрный зигзаг» (1924). Среди пожертвований князя и 4500 томов личной библиотеки, подаренных в 2010 Дому русского зарубежья. Бесценная коллекция Никиты Дмитриевича находится в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства. «Моя цель - умереть бедным человеком. Я стараюсь постоянно расстаться с тем, что я имею. Вот почему я с радостью отдаю, без сожаления», - признался однажды Лобанов-Ростовский.

Тема: возвращение утраченных национальных реликвий


Виктор Вексельберг / фото fabergemuseum.ru

Российский предприниматель Виктор Вексельберг обладает крупнейшей в мире частной коллекцией яиц Фаберже, а также уникальным собранием икон и полотен. Зимой 2004 предприниматель совершил культурную сделку века, выкупив на аукционе Sotheby’s всю коллекцию императорского ювелира еще до начала проведения торгов. Отмена аукциона тогда стала беспрецедентным случаем в истории, в Sotheby’s тогда заметили, что руководствовались возвращением драгоценного наследия на историческую родину. Сам же виновник торжества заявил: «Зная, что Коллекцию Форбса собираются продать с аукциона, я тот час понял, что это может быть единственным шансом во всей жизни отдать моей стране одно из ее наиболее уважаемых сокровищ». Покупка Фаберже стала фундаментом для культурного фонда Вексельберга «Связь Времен», проекты которого посвящены возвращению в Россию утраченных культурных и исторических ценностей.

Тема: возвращение утраченных имен / современное русское искусство


Вячеслав Кантор / фото moshekantor.com

Коллекцию предпринимателя и филантропа Вячеслава Кантора - известнейшее частное собрание искусства русского авангарда ХХ века. Дебютным полотном стала покупка на аукционе картины итальянского художника Эжена де Блааса «Собирающая виноград» (1902). Самым известным направлением собрания является современное русское искусство. Миссия Музея искусства авангарда, основанного Кантором - показать вклад художников еврейского происхождения, родившихся в России, в искусство мирового авангарда. Среди полотен собрания Кантора - работы Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Валентина Серова, Ильи Репина, Марка Шагала, Хаима Сутина, Амедео Модильяни.

Тема: русская живопись начала XX века / майолика Михаила Врубеля


Петр Авен / фото kandinsky-prize.ru

Предприниматель и коллекционер Петр Авен владеет крупнейшим в стране собранием русской живописи начала XX века. Среди полотен - произведения Марк Шагала, Василия Кандинского, Константина Коровина, Кузьмы Петрова-Водкина, Аристарха Лентулова, Сергея Судейкина, Петра Кончаловского. Также Петр Авен владеет крупнейшим собранием майолики Михаила Врубеля, обширной коллекцией рижского фарфора и современных скульптур. Одни из самых известных приобретений коллекционера - на торгах Christie’s картины Василия Кандинского «Эскиз к импровизации №8» за $23,000,000, а также скульптуры Генри Мура «Полулежащая фигура: Фестиваль» за $30, 000,000.

Тема: советский фарфор / агитлак / тибетская иконопись / культовые аксессуары


Александр Добровинский / фото dobrovinsky.ru

Российский адвокат и коллекционер Александр Дубровинский обладает крупнейшим в мире собранием советского фарфора. Кроме этого - роскошной коллекцией лакированных шкатулок с изображением революционных миниатюр, а также уникальным собранием реликвий, которые принадлежали известным людям. Среди них - часы, которые принадлежали английскому королю Эдуарду VIII, палка Уинстона Черчилля в виде гольф-клюшки и еще множество исторических аксессуаров.

Тема: каслинское чугунное литье


Владимир Лисин / фото finansmag.ru

Российский предприниматель собрал крупнейшую в мире коллекцию дореволюционного каслинского литья. Собрание насчитывает более 200 произведений архитектурно-художественного литья, созданных в Касли. Редкие экспонаты коллекции эксперты оценивают в $3,000 - 5,000. Самый первый экспонат каслинского собрания Лисина - подаренная бабушкой супруги старая скульптура «Охота на кабана», автором модели которой был французский скульптор-анималист Мен Пьер Жюль. Коллекционер отмечает, что эти работы у него как выпускника литейного факультета вызывали интерес - он понимал, как делалось то или иное произведение, и то, сколько человеческого труда было вложено в ручную работу мастеровых.

Тема: иконы / скульптурные лягушки


Феликс Комаров / фото felixkomarov.com

Меценат, создатель галереи «Русский мир» на Пятой Авеню Нью-Йорка - Феликс Комаров - хозяин крупнейшей в мире коллекции большой Русской иконы, а также самой большой в мире скульптурной коллекции лягушек. Перефразируя классика, коллекционер шутит, что чем больше узнает людей, тем больше любит лягушек. В его уникальном собрании более 15 000 экспонатов. Одна из лягушек вырезана перуанским скульптором из купленного на аукционе метеорита. Есть китайская лягушка из черного нефрита весом около ста килограммов. Собирать лягушек Комаров начал случайно, купил первую в магазине сувениров на Манхэттене. Другим собранием Феликса Комарова является не имеющая аналогов коллекция больших храмовых икон XV-XX веков. Самый большой из образов около 2,5-3 метров.

Тема: русская живопись реалистической школы XX века


Алексей Ананьев / фото culture.ru

Российский предприниматель и меценат Алексей Ананьев владеет крупнейшей в стране частной коллекцией произведений соцреализма. В основанном им Институте русского реалистического искусства в Москве представлены известнейшие картины Гелия Коржева, Виктора Попкова, братьев Ткачевых, Виктора Иванова, Юрия Пименова, Сергея Герасимова, Аркадия Пластова, Александра Дейнеки, Георгия Нисского. Летом 2014 на лондонских торгах Sotheby’s приобрел работу Георгия Нисского «Над снегами» (1964) за £1,762,500. «Мне близко и понятно это время - на вторую половину ХХ века пришлось мое детство, юность, поэтому все, что изображали художники этого периода, я прожил вместе с ними. Мне легко определить, что имел в виду мастер, где сюжет придуман, а где взят из жизни»,- говорит коллекционер.

Тема: картины Николая Рериха


Леонид Федун / фото fratria.ru

Российский предприниматель Леонид Федун - увлеченный собиратель произведений художника и философа Николая Рериха. Среди работ его московской коллекции - «Долина голубых гор» (1917), «Облака» (1918), «Собирают дань» (1908), «Башня Ипатьевского монастыря» (1903-1904), «Дом Джа-ламы» (1927-1928). Ряд уникальных произведдений кисти Рериха, среди которых эскизы к театральным работам, коллекционер приобрел в марте 2005 года на аукционе Bukowski"s. «С юности любил его, правда, не как художника, а как философа, адепта новой мировой религии, где соединяется ислам, христианство, буддизм», - признался в одном из интервью коллекционер.

Тема: иконы / современное русское искусство


Виктор Бондаренко

Бизнесмен и меценат Виктор Бондаренко собрал крупнейшую коллекцию православных икон и картин современного российского искусства. Почетный член Российской академии художеств, член Попечительского совета Государственной Третьяковской галереи является одним из влиятельнейших собирателей иконописи. В его живописной коллекции работы таких мастеров современного искусства, как Оскар Рабин, Владимир Немухин, Михаил Шварцман, Эрик Булатов, Илья Кабаков, Эрнст Неизвестный, Дмитрий Гутов, Александр Косолапов, Олег Кулик.

Если не брать в расчет царский двор и аристократию, то коллекционировать в России начали купцы. В советское время в номинации «коллекционер» альтернативы не имелось: первое и единственное место было отдано П.М. Третьякову, а остальных как бы не существовало. До 1990 года писать о коллекционерах не разрешалось, публике были известны имена Третьякова и Бахрушина, поскольку они сохранились в названиях музеев, иногда упоминался Морозов.

Предлагаю свой рейтинг собирателей в хронологическом порядке. По гамбургскому счету выбранные мной фигуры неоднозначны. Гениальный собиратель «искусства будущего» С.И. Щукин не идет ни в какое сравнение с П.И. Щукиным или Г.А Брокаром, покупавшими старину товарными партиями. Возможно, для чистоты подхода следовало бы исключить из списка петербуржца Шустера, тогда картина московского собирательства была бы законченной.

История московского собирательства, как когда-то заметил Абрам Эфрос, есть история художественных вкусов. Господство реализма создало П.М. Третьякова, импрессионизм и кубизм — С.И. Щукина. А между ними уместились все прочие оттенки московского коллекционерства.

Павел Михайлович Третьяков (1832-1898)

Константин Флавицкий. "Княжна Тараканова"


Михаил Нестеров. "Видение отроку Варфоломею"

Коллекция П. М. Третьякова. Произведения И.И. Соколова, М.П. Боткина, Филиппова, Макарова и др

Владелец костромской льняной мануфактуры. Искусство любил с юности, но сильно переживал из-за недостатка образования и потому постоянно читал книги, даже в экипаже. В 28 лет решил завещать свой капитал на создание галереи русского искусства. За 42 года истратил на картины более миллиона рублей, сделавшись, по сути, главным спонсором художников-передвижников. Подарил галерею Москве.

Замкнутый, трудолюбивый, скромный. Жил по плану: утром — контора, вечером — галерея. В праздничные дни, после обедни — мастерские и антикварные магазины. Перед выставкой объезжал всех художников, и, когда Передвижная выставка открывалась, все лучшее уже было у него. Всегда торговался и денег вперед никогда не платил. Из окна конторы наблюдал за входящими в галерею, интересуясь, что смотрят. Говорил, что собирал для народа и хочет знать его мнение. Народу же особенно нравились Перов, Верещагин, Шишкин, Маковский, ну и, конечно, Репин с Суриковым. Если бы не Третьяков, вряд ли критический реализм приобрел бы такой вес и масштабы в русской живописи.

Генрих Афанасьевич Брокар (1836-1903)

Рембрандт. Христос, изгоняющий менял (торговцев) из храма

Главный зал ГУМа

Французский подданный и самый успешный российский парфюмер. Обладатель миллионного состояния и самой большой из собранных когда-либо частным лицом в России коллекций — более пяти тысяч предметов — начиная с картин и заканчивая стеклом, фарфором и веерами. Не стал тратиться на строительство специального особняка и, тем не менее, в 1891 году выставил свои несметные богатства на всеобщее обозрение. Ход был гениальный: показать коллекцию не где-нибудь, а в только что открывшихся суперсовременных Верхних торговых рядах, нынешнем ГУМе, заодно устроив рекламу бренду «Брокар». Этот прием спустя сто лет повторит владелец парфюмерной сети «Арбат-престиж» — повторит в точности, выставив коллекцию в своих магазинах. Фабрику Брокара национализируют и назовут «Новая заря», а «лабиринт старины и художественных редкостей» исчезнет бесследно. Лишь лучшие вещи окажутся в Пушкинском музее на Волхонке, включая редчайшего раннего Рембрандта. Владелец «Арбат-престижа» г-н Некрасов тоже лишится бизнеса и окажется под судом, но коллекцию сохранит.

Сергей Иванович Щукин (1854-1936)


Интерьер особняка С.Шукина в Б. Знаменском переулке, зал Пикассо


Интерьер особняка С.Шукина в Б. Знаменском переулке, зал Ренуара

Христиан Корнелиус. Портрет Сергея Щукина

Величайший коллекционер ХХ века. Возглавлял фирму, контролировавшую производство и сбыт текстиля. Начал собирать в 40 лет, увлекся и купил 256 полотен импрессионистов и постимпрессионистов, которые теперь оцениваются в три миллиарда долларов. В 1890-е покупал Моне и Ренуара, в 1900-е — Гогена и Матисса, в 1910-е — Дерена и Пикассо. С удовольствием показывал свою коллекцию, сам водя экскурсии по особняку на Знаменке. Современных русских художников не покупал, зато в особняк пускал охотно. Овеществленный результат щукинского просветительства — искусство первого русского авангарда. Ученики Школы живописи писали под Сезанна, «матиссничали», дробили форму а-ля Пикассо... Листаешь альбомы художников русского авангарда начала ХХ века и понимаешь, какая из картин запала в душу молодым Ларионову и Гончаровой, какая — Удальцовой и Кончаловскому. Можно с точностью установить, когда каждый из них впервые оказался в особняке на Знаменке и что и как после этого стал писать.

В 1907 году Щукин завещал коллекцию Москве, а в 1926-м переписал завещание, и теперь наследники требуют вернуть картины. В 1918-м эмигрировал и умер в Париже, так и не вернувшись к собирательству.

Щукинские картины вывезли в 1928 году из особняка в Б. Знаменском переулке и «слили» с собранием И.А. Морозова в единый Музей нового западного искусства. В 1948-м ГМНЗИ ликвидировали, и коллекции поделили между собой Москва и Ленинград. Если бы можно было заново разделить коллекции и отдать Петербургу, скажем, Музей Щукина, а Москве — Морозова, то историческая справедливость хотя бы отчасти восторжествовала. Этого хотят и наследники.

Илья Семенович Остроухов (1858-1929)


Икона «Чудо о Флоре и Лавре»

Редкий образец художника-коллекционера. Из купцов. Собственного бизнеса не имел, служил у своего тестя — Боткина, главного русского торговца чаем и сахаром. Собирал с юности: сначала бабочек и птичьи яйца, потом рисунки. По профессии был художник, а по призванию — собиратель и музеестроитель. Четырнадцать лет руководил Галерей братьев Третьяковых, стараясь превратить ее в Национальный музей русской живописи. В своем же особняке в Трубниковском переулке создал «Музей личного вкуса». С невероятным темпераментом, азартом и подлинной страстью покупал французскую живопись и русскую графику, восточную бронзу и античное стекло, китайские лаки и русскую икону. Кстати, именно ему вменяют в заслугу открытие художественного феномена русской иконы, в которой до Остроухова ценились совсем иные, нежели собственно живописные, достоинства.

После революции стал директором Музея иконописи и живописи своего собственного имени, который после его смерти мгновенно ликвидировали, «распылив» по многочисленным музеям.

Иван Абрамович Морозов (1871-1921)

Картина Валентина Серова


Поль Сезанн "Берега Марны"


Особняк Ивана Морозова. 1930 г.

Коллекция И. Морозова. Зал Сезанна

Глава Товарищества Тверской мануфактуры, миллионер. На картины тратился с легкостью — в Париже его называли «русский, который не торгуется». Французская коллекция ему обошлась в 1 410 665 франков (за рубль в 1913 году давали 40 франков). В отличие от Щукина покупал еще и современную русскую живопись, причем в товарных количествах. Все это богатство было выставлено в его дворце на Пречистенке, куда посторонние не допускались. Морозов хотя и был дилетантом, но «планировал» свой музей как опытный куратор. Точно знал, какая работа ему нужна, и держал для таких картин свободное место на стенах. Прислушивался к чужому мнению, доверял художникам: из русских — Серову, из французов — Морису Дени, которого пригласил оформить Музыкальный зал в особняке. Морозов бежал из России и умер, не дожив до пятидесятилетия, в Карлсбаде, куда приехал на лечение. Русские картины попали в Третьяковку, но большая их часть исчезла; французские висят в Пушкинском и Эрмитаже, а дом на Пречистенке занимает Академия художеств и сам Зураб Церетели.

Алексей Викулович Морозов (1857-1934)


Дом Алексея Морозова


Интерьер особняка А. Морозова на Покровке

Кузен И.А. Морозова, холостяк и франт. Ничем другим, кроме коллекционирования, не интересовался и даже переуступил руководство текстильной фабрикой брату. Собирал фарфор, миниатюры, гравюры, лубок, иконы, стекло, хрусталь, серебро, табакерки, деревянные резные игрушки, ткани и вышивки. Самой ценной частью коллекции, размещавшейся в огромном особняке на Покровке, было собрание фарфора — без малого две с половиной тысячи предметов. Часть грандиозной коллекции погибла, когда в 1918-м дом захватили анархисты, другая разошлась по многочисленным музеям. Даже коллекция фарфора, благодаря которой создали в Москве Музей фарфора,потерялась в многотысячных фондах Музея керамики и усадьбы Кусково.

Петр Иванович Щукин (1853-1912)



Интерьер музея российских древностей П. Щукина на Большой Грузинской

Особняк Петра Щукина

Совладелец фирмы «Иван Щукин с сыновьями» и брат С.И. Щукина. Собрал Музей российских древностей, для которого выстроил целый комплекс домов в русском стиле на Большой Грузинской. Был безмерно скуп, но для коллекции денег не жалел и всю жизнь охотился за всевозможными диковинами: персидскими коврами, китайским фарфором, японскими ширмами, индийской бронзой, вышивками, тканями, оружием, ключами, самоварами, веерами, орденами, медалями, посудой и драгоценностями.

В 1905 году грандиозную коллекцию, насчитывавшую почти 40 тысяч предметов, завещал Историческому музею. После революции Щукинское собрание рассредоточилось по музеям: что-то забрал Музей искусств Востока, что-то Третьяковка, что-то Оружейная палата, а мелочи вроде серебра, собрания старинных пуговиц, серег и ювелирных украшений оставил себе Исторический. Сказочный терем в Грузинах достался Биологическому музею им. Тимирязева, пропагандисту «биологических и атеистических знаний».

Алексей Александрович Бахрушин (1865-1929)



Интерьер театрального музея Бахрушина

Из семьи богатейших поставщиков кожи и суконщиков. Собирать начал «на спор»: сказал, что за месяц соберет коллекцию, и так увлекся, что собрал целый музей, включавший исключительно предметы, касающиеся театра. Над Бахрушиным смеялись, что он дрожит над пуговицей от брюк артиста Мочалова и сапогами Щепкина, а тот все собирал и собирал: афиши, программки, плакаты, гравюры, картины и фотографии. Из театральных реликвий родился первый в Европе Театральный музей, для которого он построил особняк, напоминавший английский коттедж времен Шекспира. В 1913-м подарил музей Академии наук. После революции работал в музее своего имени научным сотрудником.

Исаак Израилевич Бродский (1883-1939)

Александр Лактионов. «Портрет художника И.Бродского»


Исаак Бродский. Портрет Ильи Репина 1912 г

Исаак Бродский. "Ленин на фоне Смольного"

Борис Кустодиев "Иссак Бродский"

Художник, из семьи мелкого торговца. Начал карьеру живописца до революции и с успехом продолжил ее при советской власти, которой был обласкан. Собирать начал, учась в Академии художеств, когда его учитель Илья Репин, самый модный и дорогой художник России, подарил ему несколько набросков. Основную часть коллекции приобрел в 1920-х и 1930-х годах на гонорары от неиссякаемого потока госзаказов. Использовал служебное положение: будучи главой академии, знал, где и что можно купить, а что забрать просто так. Проживал в бывших графских апартаментах; в этой шикарной квартире уместилось 600 картин Сурикова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева, Врубеля, Головина. В 1930-х нигде, кроме как у Бродского, нельзя было увидеть работы русских авангардистов. Тогда же оказался под следствием по делу о покупке антиквариата. Вынужден был написать завещание и отписать коллекцию государству. Ныне Музей-квартира И.И. Бродского на площади Искусств в Санкт-Петербурге — вторая по величине после коллекции Русского музея коллекция русской живописи — более двух тысяч единиц хранения.




Top