Колокола лить - идиоматическое выражение. Почему мы так говорим? Звон в ушах и литье колокол Лить колокола происхождение фразеологизма

Вступительное примечание:
В настоящей статье из-за ограниченности публикации в 5000 знаков рассмотрение вытекающих из фразеологизма «лить колокола» выражений «лить пушки», «пушкарь» и «лить пули» намеренно опущено. Акцент статьи сделан на корнях возникновения традиции колокольных дела мастеров Москвы.

Иногда, просматривая любимые киношедевры обращаешь внимание на какую-нибудь мелочь, которая потом приводит к неожиданному результату. С этим я столкнулся и при просмотре кинокомедии «Женитьба Бальзаминова».

В знаменитом фильме по пьесе А.Н. Островского «За чем пойдешь, то и найдешь» перед появлением на заборе Бальзаминова в одежде башмачника прозвучала странная на первый взгляд фраза Домны Белотеловой (в исполнении Нонны Мордюковой). На новость о появлении в округе шайке разбойников она заявила:

«Может быть, это колокол льют».

Казалось бы, какая связь между шайкой разбойников и литьем колоколов?

Но странной фраза выглядит только потому, что в фильме опущена предшествующая фраза свахи:

«Красавина. Мало ли разговору, да всему верить-то нельзя. Иногда колокол льют, так нарочно пустую молву пускают, чтоб звончее был».

Что за обычай упомянул А.Н. Островский в своей пьесе?

Мониторинг Интернета дал такой результат: действительно была у колокольных дел мастеров Москвы (заметьте, не Руси, а именно Москвы!) такая традиция распускать нелепые слухи перед отливкой колоколов, дабы они «звончее» были. Но с появлением газет традиция эта постепенно сошла на нет, а вот ее отголоски остались. Возник фразеологизм «лить колокола», означающий «врать, распускать сплетни, слухи и небылицы», позднее «ужавшийся» до «заливать».

В основном вся имеющаяся в Интернете информация об этом фразеологизме сводится к пересказу в том или ином виде Н.П. Гилярова-Платонова, Н.П. Милюкова Н.П., И.М. Морица, В.И. Даля, В.А. Гиляровского.

Я процитирую только одного из них – А.П. Милюкова, жившего в 1830-е годы в Москве по соседству с заводами, отливающими колокола:

«Наша сторона была для всей Москвы источником самых эксцентрических сплетен и вымыслов. У колокольных заводчиков испокон века установилось поверье, что для удачной отливки большого колокола необходимо распустить в народ какую-нибудь нарочно придуманную сказку, и чем быстрее и дальше она разойдется, тем звучнее и сладкогласнее будет отливаемый в это время колокол. От этого-то и сложилась известная поговорка колокола льют, когда дело идет о каком-нибудь нелепом слухе».

Информация других авторов ничем по сути не отличается. Та же констатация факта традиционного распространения слухов перед отливкой колоколов и появления вследствие этой традиции фразеологизма «лить колокола – распускать слухи и небылицы».

Но до сих пор НИГДЕ и НИКЕМ не даны разъяснения о появлении самой традиции. По крайней мере, мониторинг Интернета дал отрицательный результат. А ведь традиция не могла появиться на пустом месте. Что же подвигло колокольных дел мастеров на принятие таких решений, чего они добивались, распространяя слухи?

Может быть сами изготовители колоколов объясняли когда-нибудь историю возникновения столь странной традиции. Но в книге потомственного литейщика колоколов из Ярославля Н.И. Оловянишникова «История колоколов» упоминается только факт такого московского обычая, да еще описание пары опять-таки московских слухов из «Коллекции «отлитых» историй».

Возможно в двух шагах от разгадки истории этого обычая стоял филолог В.Н. Вакуров, который еще в 1980 году писал:

«У древних славян существовала такая примета: если у кого звенит в правом ухе, то о нем говорят друзья, если в левом – враги. Считалось, что если начать говорить о ком-либо, то у него зазвенит в ухе. Эта мнимая связь между речью и звоном нашла отражение в образовании выражения «лить колокола» (Из Настольного календаря 1982 года).

Но конкретного объяснения этой мнимой связи В.Н.Вакуров так и не привел.

А если развить эту тему, то можно докопаться до истины! Ведь именно эта примета о звоне в ушах все и объясняет.

На Руси существовало поверье, что за правым плечом человека стоит его ангел-хранитель, а вот бесёнок всегда таится за левым. С этим связана и суеверная привычка сплевывать всегда через левое плечо. Поэтому, когда у человек звенело в левом ухе, считалось, что бесёнок ябедничает своему начальству на этого человека.

И это было также предзнаменованием дурных вестей или событий, поскольку суеверная молва также приписывает этому персонажу стремление всячески напакостить человеку.

Литью колокола предшествовала многомесячная работа по изготовлению формы. При заливке формы расплавленным металлом все имело значение – и температура расплавленного металла, и его состав, и скорость охлаждения отливки. Любые непредвиденные ситуации при этом могли привести к ухудшению звучания колокола или к его полному браку, что воспринималось суеверными мастерами как «сглаз», и потому родилась у литейщиков столь необычная традиция - распускать нелепейшие слухи и сплетни.

Это было своего рода оберегом - пока бесёнок, падкий до сенсаций, спешил к своему начальству с соответствующим докладом, литейщики спокойно занимались своим делом. Отсутствующий бесёнок не мог выведать у них секретный состав колокольного металла и тем более напакостить в сложнейшей операции - заливки колокольной формы расплавленным металлом.

Я не могу понять, почему указанные выше корифеи, знатоки русской словесности не смогли заметить столь очевидную связь между распространенным на Руси поверьем (звон в ушах) и традицией изготовителей колоколов распространять слухи и небылицы.

Также не могу понять, почему В.Н. Вакуров не развил свою попытку докопаться до истины и ограничился только упоминанием «мнимой связи между речью и звоном».

Может быть были еще какие-нибудь исследования столь необычной традиции литейщиков?

Ответа на это вопрос нет - тщательный мониторинг Интернета на наличие этой информации в открытом доступе дал отрицательный результат.

Соответственно, на дату публикации статьи (20 апреля 2016 года) изложенная мной версия истории возникновения обычая роспуска слухов и небылиц перед отливкой колокола является ПИОНЕРНОЙ, достойной знака копирайта ©.

Рецензии

Статьи похожего содержания, также содержащие цитаты из Островского и ссылки на Милюкова, с удивлением нахожу на сайтах:
http://esperanto-plus.ru/fraz/k/kolokola.htm
http://www.mybells.ru/statyi.php3?st=zvon

"... у кого звенит в правом ухе, то о нем говорят друзья, если в левом – враги..."
Мне всегда интересно, откуда берутся эти сведения? Ну почему бы филологу Вакурову не подтвердить свое утверждение источником: записано по словам бабушек из таких-то деревень; либо взято из такой-то былины или писания такого-то монаха-грамотея. Я, к примеру, читал и такую, тоже голословную, версию: "Звенит в правом ухе? Если вы одиноки, то встретите свою любовь. Если женаты или замужем, то ждите прибавления в семействе, например, рождения ребенка.
Звон же в левом ухе сулит беды и неприятности..."
Побродив по интернету, выяснил - источником являются записанные кем-то народные приметы (умиляет вывод филолога о том, что приметы сии зафиксированы у "древних славян" - он что, изучал поверья антов или склавинов?)
Что касается правого-левого, то ученые давно установили, что у индоевропейцев правое ассоциировалось со всем хорошим (справедливостью, светом), а левое - со всем плохим (зловещим, темным), поэтому русские поверья в данном случае - отражение языческих представлений индоевропейской общности. Однако для расшифровки понятия "лить колокола" фактор правого или левого уха не имеет никакого значения. Когда колокол отливали, он не звенел.

Инфа по приведенным ссылка знакома. Также внимательно читал книгу Оловянишникова.
У него в ней описаны и другие поверья. Так например, на любой стадии изготовления, перевозки и установки колокола категорически не допускались не православные люди и снохачи (по нынешним понятиям - приверженцы инцеста).
Вполне возможно, что Вакуров и указывал источники полученной им информации. Они просто не оцифрованы и не выложены в Инет. Ведь когда писал Вакуров, тогда Интернетом и не пахло
С уважением,

Лить колокола Устар. Ирон. Врать, распускать сплетни, лживые слухи. - От существовавшего в старину суеверного обычая распространять сплетни во время отливки нового колокола, чтобы он громче звучал. Лит.: Виноградов В. В. Из истории русской литературной лексики // Докл. и сообщ. Ин-та русск. яз. АН СССР. - М., 1948. - Вып. 2. - С. 19.

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Лить колокола" в других словарях:

    Лить колокола - Разг. Неодобр. Лгать, распространять ложные слухи; пустословить. БМС 1998, 282; ФСРЯ, 202; Мокиенко 1990, 113 … Большой словарь русских поговорок

    лить колокола - устар. или неодобр. врать, распускать небылицы,сплетни; пустословить. Выражение связывают с обычаем распускать невероятные небылицы и выдумывать слухи во время отливки церковных колоколов. Считалось, что чем невероятнее будет слух и чем больше… … Справочник по фразеологии

    ЛИТЬ - ЛИТЬ, ливать; моск. линуть, костр. ленуть что, выпускать из сосуда жидкость, выбрасывать жидкую струю, поток. Лей вино в стакан, наливай; они всякую дрянь льют на улицу, выливают, выплескивают; лить воду в огонь, заливать его; лить масло в огонь … Толковый словарь Даля

    ЛИТЬ - ЛИТЬ, лью, льёшь; д.н.в. (устар.) лия, повел. лей, прош. вр. лил, лила, лило, несовер. 1. что. Заставлять (жидкость) Течь, литься. Лить воду, вино. 2. что. Делать что нибудь из расплавленного вещества (тех.). Лить пушки. Лить колокола. Лить свечи … Толковый словарь Ушакова

    лить - глаг., нсв., употр. сравн. часто Морфология: я лью, ты льёшь, он/она/оно льёт, мы льём, вы льёте, они льют, лей, лейте, лил, лила, лило, лили, льющий, ливший, литый 1. Лить значит заставлять перемещаться струёй какую либо жидкость. Лить воду. |… … Толковый словарь Дмитриева

    лить - лью, льёшь; лей; лил, ла/, ли/ло; ли/тый; лит, а/, ли/то; нсв. см. тж. литься 1) а) что Заставлять вытекать, течь какую л. жидкость. Лить воду. б) отт. Наливать, вливать куда л. Лить керосин в бочку … Словарь многих выражений

    колокола - Первые сведения о московских колоколах относятся к 1338, когда московский князь в знак зависимости Тверского княжества от Москвы привёз с собой знаменитый колокол из тверского Спасского собора. Первые летописные сведения об отливке колоколов в… … Москва (энциклопедия)

    лить - Лить слезы (книжн.) горько плакать. Много слез горючих невинно я лила. Лермонтов. Лить масло в огонь обострять какие н. неприязненные отношения, содействовать усилению каких н. неприязненных чувств, настроений. Своими словами ты… … Фразеологический словарь русского языка

    лить - лью, льёшь; лей; лил, ла, лило; литый; лит, а, лито; нсв. 1. что. Заставлять вытекать, течь какую л. жидкость. Л. воду. // Наливать, вливать куда л. Л. керосин в бочку. Л. масло на сковородку. // Проливать, разливать. Л. воду на пол. Л. на руки… … Энциклопедический словарь

    Литьё - (Casting) Технологический процесс изготовления отливок Уровень культуры литейного производства в средние века Содержание Содержание 1. Из истории художественного литья 2. Сущность литейного производства 3. Типы литейного производства 4.… … Энциклопедия инвестора

ЛИТЬ КОЛОКОЛА (УСТАР.ИЛИ НЕОДОБР.)

врать, распускать небылицы,сплетни; пустословить. Выражение связывают с обычаем распускать невероятные небылицы и выдумывать слухи во время отливки церковных колоколов. Считалось, что чем невероятнее будет слух и чем больше людей ему поверит, тем звонче будет новый колокол.

Справочник по фразеологии. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЛИТЬ КОЛОКОЛА (УСТАР.ИЛИ НЕОДОБР.) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КОЛОКОЛА в Большом энциклопедическом словаре:
    (нем. Glocken итал. campane), ударный самозвучащий музыкальный инструмент. Набор специальных труб-цилиндров, свободно подвешенных в раме. Применяются в оркестре для имитации …
  • КОЛОКОЛА
    ударный музыкальный инструмент. Набор из 12-18 труб-цилиндров (латунных, никелированных или стальных хромированных), свободно подвешенных в металлической или деревянной раме-стойке. Имеет …
  • КОЛОКОЛА
    В церковном предании, приписывающем введение при христианском богослужении металлических К. Павлину, епископу испанскому (353 — 431), рассказывается очень поэтическая легенда …
  • КОЛОКОЛА в Современном энциклопедическом словаре:
  • КОЛОКОЛА
    ударный самозвучащий музыкальный инструмент симфонического оркестра: набор специальных труб-цилиндров хроматического строя, свободно подвешенных в раме. Применяется для имитации колокольного …
  • ЛИТЬ в Энциклопедическом словаре:
    2, лью, льешь; лил, лила, лило; лей; литый (лит, лита, лито); несов., что. Изготовлять что-н. из расплавленного, размягченного материала. Л. …
  • КОЛОКОЛА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (нем. Glocken, итал. саmраnе), ударный самозвучащий муз. инстр-т. Набор спец. труб-цилиндров, свободно подвешенных в раме. Применяются в оркестре для имитации …
  • КОЛОКОЛА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? В церковном предании, приписывающем введение при христианском богослужении металлических К. Павлину, епископу испанскому (353 ? 431), рассказывается очень поэтическая …
  • ЛИТЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ли"ть, лью", льём, льёшь, льёте, льёт, лью"т, ли"л, лила", ли"ло, ли"ли, ле"й, ле"йте, лью"щий, лью"щая, лью"щее, лью"щие, лью"щего, лью"щей, лью"щего, …
  • ЛИТЬ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: …
  • ЛИТЬ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: …
  • ЛИТЬ в Словаре синонимов Абрамова:
    обливать, крапать, накрапывать, покрапывать, кропить, окроплять, струить, точить, брызгать, плескать, прыскать, обдавать, окачивать. Вода бьет ключом, фонтаном. Точить слезы. Собаки …
  • ЛИТЬ в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: …
  • ЛИТЬ
  • КОЛОКОЛА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • ЛИТЬ в Словаре русского языка Лопатина:
  • ЛИТЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    лить, лью, льёт; прош. лил, лила, …
  • ЛИТЬ в Орфографическом словаре:
    лить, лью, льёт; прош. лил, лил`а, …
  • ЛИТЬ в Словаре русского языка Ожегова:
    1 ! заставлять течь, литься Л. воду из лейки. Л. слезы (горюя, плакать). Лампа льет свет. лить 1 3! Colloq …
  • УСТАР. в Словаре Даля:
    (abbreviation) устаревшее слово или …
  • ЛИТЬ в Словаре Даля:
    ливать; моск. линуть, костр. ленуть что, выпускать из сосуда жидкость, выбрасывать жидкую струю, поток. Лей вино в стакан, наливай; они …
  • КОЛОКОЛА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (нем. Glocken, итал. campane), ударный самозвучащий музыкальный инструмент. Набор специальных труб-цилиндров, свободно подвешенных в раме. Применяются в оркестре для имитации …
  • ЛИТЬ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    лью, льёшь; д. н. (устар.) лия, пов. лей, прош. лил, лила, лило, несов. 1. что. Заставлять (жидкость) Течь, литься. Лить …
  • ЛИТЬ
    несов. перех. и неперех. 1) а) перех. Заставлять течь, литься что-л. жидкое. б) Проливать, разливать. в) Наливать, вливать. 2) перех. …
  • КОЛОКОЛА в Толковом словаре Ефремовой:
    колокола мн. Оркестровый ударный музыкальный инструмент, представляющий собою набор металлических трубок, подвешенных к металлической или деревянной …
  • ЛИТЬ
    несов. перех. и неперех. 1. перех. Заставлять течь, литься что-либо жидкое. отт. Проливать, разливать. отт. Наливать, вливать. 2. перех. Изготовлять …
  • КОЛОКОЛА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    мн. Оркестровый ударный музыкальный инструмент, представляющий собою набор металлических трубок, подвешенных к металлической или деревянной …
  • ЛИТЬ
    I несов. перех. и неперех. 1. перех. Заставлять течь, литься что-либо жидкое. отт. Проливать, разливать. отт. Наливать, вливать. 2. неперех. …
  • КОЛОКОЛА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    мн. Оркестровый ударный музыкальный инструмент, представляющий собою набор металлических трубок, подвешенных к металлической или деревянной …
  • УАР (ШМАРИН)
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Уар (Шмарин) (1880 - 1938), епископ Липецкий, священномученик. Память 10 сентября и …
  • КОЛОКОЛЬНЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Колокольня, пристроенное к храму, или стоящее рядом сооружение, в котором повешены колокол или колокола, …
  • ГЕРЦЕН в Литературной энциклопедии:
    Александр Иванович — замечательный публицист и один из самых талантливых мемуаристов мировой лит-ры, выдающийся политический деятель, основатель русского вольного …
  • ГЕРЦЕН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Александр Иванович (псевдоним - Искандер) , русский революционер, писатель, философ и публицист. Родился в семье богатого …
  • ВЬЕТНАМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Vièt-Nam). I.Общие сведения В. расположен в Юго-Восточной Азии, на полуострове Индокитай. Территория В. узкой полосой шириной до 600 км на …
  • ШАМАНИЗМ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    самая грубая языческая религия, некогда имевшая чрезвычайно широкое распространение. Теперь Ш. придерживаются немногие сибирские инородцы; у других шаманские верования удерживались, …
  • СИФОНОФОРЫ
  • ЛИТЕЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Все металлы, способные плавиться, как, напр., золото, серебро, олово, свинец, цинк и т. п., могут быть употребляемы для отливок. Но …
  • КУПОРОСНОЕ МАСЛО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • КОЛОКОЛЬНЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    - пристроенное к церкви, или стоящее отдельно от нее, но по близости с ней, сооружение, в котором повешены колокол или …
  • ЗВОН КОЛОКОЛЬНЫЙ, ЦЕРКОВНЫЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    одна из существенных принадлежностей христианского храмового богослужения. Он употребляется: 1) для призыва христиан к богослужению и для оповещения времени его …
  • ВОДОЛАЗНОЕ ДЕЛО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • КАРЬЕРА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж. 1. Род занятий, профессия. К. ученого. Артистическая к. 2. Путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном …
  • ЧЁРТ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, мн. черти, -ей, м. 1. В религии и народных поверьях: злой дух, олицетворяющее зло сверхъестественное существо в человеческом …
  • РУКА в Энциклопедическом словаре:
    , -и, вин. руку, мн. руки, рук, рукам, ж. 1. Одна из двух верхних конечностей человека от плеча до кончиков …
  • ТЫ в Энциклопедическом словаре:
    , тебя, тебе, тебя, тобой (-ю), о тебе; мест. личн. 2л.ед.ч.1. Служит для обозначения лица, собеседника, преимущ. близкого. Простое, сердечное …
  • РОЖОН в Энциклопедическом словаре:
    , -жна, м. (стар.). То же, что кол (в 1 знач.). С рожном идти на кого-н. (вооружившись колом). 4- На …
  • СОБАКА в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. 1. Домашнее животное сем. псовых. Служебные собаки. Комнатные собаки. Дворовая с. Охотничья с. Сторожевая с. С собаками …
«Лить колокола» значит: врать, рассказывать небылицы. Почему?
Отлить церковный колокол было непросто. Для этого требовались и немалое мастерство, и хитроумные приспособления, и правила. Чуть что не так, неизбежна была неудача: пропадал дорогой металл или колокол получался с неверным, дребезжащим звоном. Люди, занятые этим делом, сами считали его чем-то близким к колдовству, выдумывали всевозможные странные обычаи и приметы, без которых-де ничего не получится.
Вот тогда-то и родился суеверный обычай: во время отливки колокола распространять в народе самые нелепые слухи, а скоро и сами слова «колокола лить», «заливать» стали означать: выдумывать бог знает что. Считалось, что чем невероятней удастся пустить слух, чем больше народа ему поверит, тем звончей, красивей по тону выйдет новый колокол.
У А. Н. Островского в «Женитьбе Бальзаминова» на вопрос купчихи «Нет ли по Москве разговору какого?» сваха Красавина отвечает: «Мало ли разговору, да всем верить-то нельзя. Иногда колокол льют, так нарочно пустую молву пускают, чтоб звонче был».

Фразеологизм «Лить колокола» значение

Пушку лить - пушкарь - брать на пушку - пулю отлить - получите с Пушкина.
Не правда ли, презанятнейшая фразеологическая цепочка . Началась она с одного суеверного обычая, а закончилась… А чем он; кончилась, вы сейчас узнаете сами.
Всем известны шуточные выражения, в которых упоминается фамилия великого поэта: «А кто за тебя делать (читать, писать, работать будет, Пушкин?», «Пусть Пушкин платит!», «Получишь с Пушкина»
Родословная этих очень не проста и на первый взгляд даже невероятна.
Познакомимся сначала с одним обычаем, который сложился на Ру­си еще в XIV веке.
В те времена отливка колокола была делом сложным, требующим и высокого мастерства, и хитроумных приспособлений, и, как полага­ли, соблюдения обрядов и учета примет. Тогда-то и вошло в обычай во время отливки колоколов распространять в народе самые нелепые слу­хи «от сглазу», без чего колоколу хорошо не отлиться, малиново не звенеть.
Послушайте, как описывает это В. Гиляровский в книге «Москва и москвичи»:
«Колокола льют!.. И тотчас же по всему рынку, а потом и по горо­ду разнесут нелепые россказни и вранье. И мало того, что чужие по­вторяют; каждый сам старается похлеще соврать и обязательно дейст­вующее лицо и место действия точно обозначить.
- Слышали, утром-то сегодня? Под Каменным мостом кит на мель сел… Народищу там!..
- Сейчас Спасская башня провалилась. Вся! И с часами. Только верхушку видать.
Новичок и в самом деле поверит, а настоящий москвич выслушает и вида не подаст, что вранье, не улыбнется, а сам еще чище что-нибудь прибавит. Такой обычай».
Так вслед за поверьем и само выражение колокол лить стало оз­начать: выдумывать невесть что, сказывать небылицы.
Занятный обычай слагать небылицы перекочевал со временем в другие отрасли литейного дела. Приступают на заводе к отливке ар­тиллерийских орудий, и город заполняется слухами один неправдопо­добнее другого. Это теперь уже мастера пушкарного дела пушку льют.
Ну а кто льет пушку? Конечно, пушкарь. Так, пушкарем стали именовать в народе всякого, кто был не прочь придумать невесть что.
Наладили на Руси изготовление свинцовых пуль - и вот пожалуй­ста: появляется новое выражение пули лить, а смысл-то прежний: вы­думывать всякую небывальщину. Правда, в значении наметились от­тенки: лить пули, пулю отливать - это не просто врать, а «завира­ясь, хвастать».
Тем временем пополнял свой тайный словарь и воровской мир. Он окрестил пушкой личное огнестрельное оружие, и на языке преступ­ников брать на пушку стало означать: вводить в заблуждение, брать на испуг.
Так, цепная реакция привела нас постепенно к совсем, казалось бы, объяснимому иносказанию получите с Пушкина. Этот каламбур строен на игре переносных значений слов пушка, пушкарь и фамилии Пушкин.
И пошел гулять в разговоре, на страницах книг шуточный крыла­тый оборот.




Top