Коммуникационная функция культуры. Приведите пример функции культуры адаптивной, исторической преемственности, ценностной функции культуры, нормативной функции культуры, коммуникативной функции культуры
И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.
Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.
Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому - музыканта, третьему -лекаря и т. д. А как поступить со стыдом и правдой?
Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей...
О чем этот миф?
Сегодня на уроке речь пойдет о социальных ценностях и нормах - регуляторах человеческого поведения.
Создавая род человеческий, боги позаботились о нем с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким -либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела -строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой...
С ценностями мы сталкиваемся на каждом шагу. Но часто ли задумываемся над ними? Изречение «Смотри внутрь себя» предполагает, что основой нашей нравственности должен быть внутренний диалог, суд человека над самим собой, в котором он сам и обвинитель, и защитник, и судья.
А что определяет суть этого монолога?
Конечно, те ценности, которые двигают человеком. Что же такое ценности?
По ходу моего объяснения мы будем составлять конспект- схему.
Все ценности находятся во взаимосвязи, в единстве и образуют целостный внутренний мир человека - пирамиду ценностей.
Постройте свою собственную пирамиду ценностей и объясните свой выбор.
Как вы думаете, могут ли люди жить без ценностей? Свое мнение аргументируйте.
Ценности -это незыблемые, сокровенные жизненные ориентации человека .
Без них человек существовать не сможет. Другое дело, что для кого-то золотой телец является главным ориентиром, а для кого-то высшей ценностью является дружба.
И все же есть такие ценности, которым поклоняется абсолютное большинство жителей планеты. О каких ценностях я говорю?
Добро Вера
Добро Вера
Благородство Надежда
Достоинство Истина
Красота Свобода
Совесть Любовь
Как вы думаете, какую роль эти ценности играют в жизни человека?
Следовательно, любая ценность носит социальный характер.
Под социальной ценностью понимается компонент общественной жизни, наделенный особым значением в сознании индивидуума или в общественном сознании. Ценности активно воздействуют на сознание и поведение людей.
Приведите примеры воздействия социальных ценностей на сознание и поведение людей.
Кто-то из вас спросит: а разве нормы поведения не воздействуют и не определяют поведение людей? Попробуем провести параллели между ценностью и нормой.
Регулирование поведения людей социальными нормами осуществляется тремя способами:
Дозволение -указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны;
Предписание -указание на требуемое действие;
запрет -указание на действия, которые не следует совершать. Внимательно изучите данные таблицы «Социальные нормы»и укажите, какие из представленных норм являются запретом?
Какие -предписанием? Какие - дозволением?
социальное действие
Важнейшим понятием социологии является социальное действие , т. е. преднамеренный, целенаправленный акт поведения, ориентированный на других, на их ответные действия.
Скажите, каким должно быть поведение человека, включенного в систему социальных отношений.
Правоведы утверждают, что правовая система без правовой культуры не существует. Чтобы наглядно представить, что такое правовая культура общества и личности, из каких частей она состоит, нарисуйте (схематически) дом в три этажа. На каждом из этажей расположена одна из трех характеристик правовой культуры:
Правовые знания и умение ими пользоваться.
Положительное отношение к праву (уважение к праву).
Правомерное (правопослушное) поведение, действия в соответствии с законом .
Расположите эти характеристики по этажам по своему усмотрению.
Затем дорисуйте фундамент дома (т. е. то, на что правовая культура опирается). Поместите в него все, что вам покажется существенным, из следующего перечня составляющих общей культуры: нравственная культура, художественная культура, политическая культура, техническая культура, информационная культура... Свой выбор обоснуйте. Затем представьте свою работу.
Золотое правило морали гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе».
Можно ли считать это правило моральной нормой? Ответ аргументируйте.
Суть правовой культуры правоведы выражают формулой: «Знать- уважать - соблюдать». Согласны ли вы с ней? Почему?
На вопрос о том, что для вас является высшей ценностью, нередко дают ответ: «Деньги». Есть, конечно, и другие ответы. А как вы ответите на этот вопрос? Свой ответ аргументируйте.
Как вы понимаете смысл слов Аристотеля, который говорил: «Мы становимся справедливыми, поступая справедливо, умеренными - поступая умеренно, смелыми -делая смелые поступки... Поэтому немаловажно то, что мы формируем наши те или иные привычки с самых ранних лет. Это очень важно, а может, самое важное»?
Домашнее задание
Выучите § 5, выполните задания. Напишите эссе на тему: «Если бедность - мать преступлений, то недостаток ума - их отец» (народная мудрость).