Композитор эдвард григ биография для детей. Рассказ об эдварде григе детям

Эдвард Хагеруп Григ (1843-1907) – норвежский музыкальный деятель и композитор, дирижёр и пианист. Грига всегда считали композитором национального типа, так как огромное влияние на его творчество оказала норвежская народная культура. Свои произведения он творил в период романтизма, написал более 600 романсов и песен, скрипичные сонаты, концерты для фортепиано с оркестром. Самые известные его сочинения – сюиты к драме «Пер Гюнт».

Детство

Эдвард Григ появился на свет в Бергене (втором по величине городе Норвегии) 15 июня 1843 года.

По отцовской линии Эдвард имел шотландские корни. Около 1770 года его прадед, купец Александр Григ, перебрался в Норвегию, какое-то время он даже работал в Бергене на должности британского вице-консула. Затем эту должность унаследовал дедушка Эдварда, Джон Григ, а после него и отец композитора Александр.

С музыкой в семье Григов были давние и тесные отношения. Дед, Джон Григ, играл в городском оркестре и женат был на дочке главного дирижёра.

Мама Эдварда, Гесина Григ (девичья фамилия Хагеруп), родом происходила из зажиточной семьи, была талантливой пианисткой. Игре на инструменте она училась у немецкого композитора Альберта Метфесселя. До замужества она выступала в Лондоне, а став женой и матерью, занялась воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства.

Семья Григ была обеспеченной и культурной. Как и полагалось в таких семействах, детей рано начали обучать музыке. Эдвард – четвёртый ребёнок из пятерых детей Григов, у него были ещё брат и три сестрёнки. Учила музыке их мама, которая обожала музицировать в свободное время, исполняя за роялем произведения Вебера, Моцарта и Шопена. По выходным она собирала дома музыкальные вечера, так что вполне можно сказать, что детей музыка окружала с самого рождения.

Первый раз Эдвард сел за инструмент, когда ему было четыре года. И уже с начальных аккордов музыка покорила маленького мальчика красивыми созвучиями и гармонией. Среди всех пятерых детей Эдвард проявил к музыке особенно увлечение, он мог часами просиживать за фортепиано, самостоятельно перебирая различные мелодии. Родители решили, что ребёнок может заниматься музыкой, сколько ему хочется, ведь Эдвард не являлся старшим сыном в семье, и ему не обязательно было получать специальное образование для продолжения семейного бизнеса (это был удел старшего брата).

Музыкой с Эдвардом занималась мама, а также нанимали учителей. Мальчик был очень дисциплинированным, но ему не нравилось зубрить нудные обязательные этюды, хотелось импровизировать, искать новые мелодии и самому открывать для себя музыку. Эдварду было всего двенадцать лет, когда он написал своё первое произведение для фортепиано. Семья Григов тесно дружила со скрипачом Оле Буллом, он заметил, что у мальчика необыкновенный талант и посоветовал родителям отправить Эдварда на учёбу в Лейпциг, который на тот момент являлся важнейшим культурным центром в Европе.

Обучение

Знаменитую консерваторию в Лейпциге основал Мендельсон. Примечательно то, что консерватория начала свою работу в тот же год, когда появился на свет Эдвард Григ. В 1858 году пятнадцатилетний юноша приехал в Лейпциг и поступил в одно из лучших музыкальных учебных заведений Европы. Он начал обучаться здесь по классу фортепиано и композиции.

Однако вскоре стали не совпадать его интересы и вкусы с первым педагогом по фортепиано Луи Плайди. К тому же парня угнетали консерватизм и строгая дисциплина в консерватории. Эдвард попросил перевести его в другой класс к преподавателю Эрнсту Фердинанду Венцелю. А ещё больше молодой человек стал черпать вдохновение за стенами учебного заведения. Он ходил на репетиции в концертный зал «Гевандхауз», где с вдохновением слушал великолепную музыку Шумана и Себастьяна Баха, Шопена и Моцарта, Бетховена и Вагнера. Среди всех композиторов юному Григу наиболее полюбился Шуман, он до конца жизни остался его любимым музыкантом. И даже в ранних произведениях Эдварда можно уловить нотки влияния великого немца Роберта Шумана.

В 1860 году Эдвард тяжело заболел и приехал к родителям. Однако осенью этого же года, несмотря на запреты медиков, принял решение вернуться в Лейпциг и окончить обучение в консерватории. Он хоть и относился к этому учебному заведению пренебрежительно, но окончил его с отличием весной 1862 года. За время учёбы Григ сочинил четыре пьесы для фортепиано и несколько романсов на стихи немецких поэтов.

Творческий путь

Окончив учёбу, Григ вернулся в родной Берген. Однако в городе музыкальная культура была настолько слабо развита, что талант молодого композитора и музыканта не имел абсолютно никаких условий для развития и совершенствования. В 1863 году Эдвард принял решение переехать в Копенгаген, в то время он являлся центром музыкальной жизни Скандинавии.

В Копенгагене Григ задержался на три года. Здесь произошло его знакомство с композиторами из Дании Гаде и Хартманном, и Норвегии – Рикардом Нурдроком. Они оказали ему содействие в поиске творческой идентичности и помогли немного отойти от сильного влияния немецких классиков и Мендельсона.

В первый год жизни в Копенгагене Григ написал шесть фортепианных пьес, они были выпущены как опус 3 и назывались «Поэтические картинки». В них впервые музыка Эдварда сопровождалась национальными мотивами.

В 1865 году Григ заболел туберкулёзом, ему пришлось покинуть Копенгаген, он уехал в Италию. В Риме композитор оправился от болезни, однако в последующей жизни крепким здоровьем не отличался.

Из Италии Григ поехал в Христианию (так в то время назывался город Осло). Здесь он организовал концерт в 1866 году, в результате был приглашён на должность дирижёра в филармоническое сообщество.

Период проживания в Христиании был самым счастливым в жизни Эдварда. Он был с любимой женщиной, своей супругой Ниной, и на этот же период приходился расцвет его творчества:

  • 1867 – публикация первой тетради «Лирических пьес», выход Второй скрипичной сонаты (критики нашли её гораздо богаче и разнообразнее Первой);
  • 1868 – выход фортепианного концерта, нескольких сборников песен и романсов на стихи скандинавских поэтов;
  • 1869 – «25 норвежских народных песен и танцев» (в него вошли крестьянские шуточные, лирические и трудовые песни);
  • 1871 – основал «Музыкальную ассоциацию Христиании» (сейчас это Филармоническое общество в Осло);
  • 1872 – публикация пьесы «Сигурд крестоносец».

С 1874 года композитору Эдварду Григу норвежским правительством была назначена пожизненная государственная стипендия. Также он получил гонорары за свои произведения и с этого времени приобрёл материальную независимость.

В этом же году известный норвежский поэт Генрик Ибсен предложил Григу написать музыку к его драме «Пер Гюнт». Над этой увертюрой композитор трудился с особым вдохновением, потому что фанатически любил произведения Ибсена, а больше всего «Пер Гюнта». Увертюра была представлена в конце зимы 1876 года, пьеса прошла с громким успехом. Отныне музыка Грига была популярна не только в Норвегии, но и вышла на просторы Европы. С женой Ниной они осуществляли много концертных поездок, произведения Грига печатали солидные немецкие издательства.

Эдвард получил широкое признание, к тому же он был материально обеспечен, поэтому принял решение оставить музыкальную деятельность в столице и вернуться в родной город Берген.

Личная жизнь

Во время проживания в Копенгагене Григ встретил свою кузину Нину Хагеруп. Она была младше Эдварда на два года, в детстве они росли вместе в Бергене, а когда Нине было восемь лет, её семья переехала в Копенгаген. Григ не видел её с детства, а при встрече влюбился. Нина к этому времени стала взрослой девушкой, у неё был чудесный голос, что взволновало молодого композитора. Причём так сильно, что он посвятил ей пять песен подряд, одна из которых носила название «Я тебя люблю».

В 1864 году на Рождество Григ сделал Нине предложение стать его супругой. Девушка ответила двоюродному брату взаимностью, однако к перспективе свадьбы Нины и Эдварда скептически отнеслись родственники. Мать Нины была «против» категорически, она убеждала дочь, что Григ – никто и ничто, создаёт музыку, которую не хотят слушать.

Но молодые люди решили слушать не родню, а свои сердца и обвенчались в 1867 году. Родственников на торжество они не позвали.

Весной 1868 года у Григов родилась девочка, ей дали имя Александра. Эдвард был на седьмом небе от счастья и в радостном порыве написал гениальный концерт ля минор для фортепиано. Однако счастье было недолгим. В 1869 году малышка заболела менингитом и умерла.

Смерть девочки поставила крест на счастливой жизни супругов. Нина замкнулась в себе. Но до конца жизни они остались партнёрами в музыке, давали концерты и вместе ездили в гастрольные туры.

Был период, когда Нина настолько отдалилась от мужа, что решила уйти. Около трёх месяцев Григ жил один. Но потом они помирились с женой, в знак этого примирения решили уехать из города в предместье, где выстроили чудесную виллу.

Последние годы жизни

Сырость в Бергене вызвала обострение плеврита, которым Эдвард тяжело переболел ещё во время обучения в консерватории. Медики опасались, что на этой почве снова может прогрессировать туберкулёз.

В 1885 году он переехал в загородную виллу в пригороде Бергена «Тролльхауген». Несмотря на то, что весь проект виллы принадлежал известному норвежскому архитектору, троюродному брату Грига, сам композитор принимал в её создании не меньшее участие. Он даже называл виллу своим лучшим произведением в жизни.

Здание было построено в викторианском стиле, имелась просторная веранда и башня, на которой всегда развевался флаг Норвегии, если Григ был дома. Окна сделали большими, чтобы можно было впускать в комнаты много воздуха и света. Неподалёку от дома Григ построил маленький флигель и назвал его «Хижина Композитора». Здесь он уединялся и создавал прекрасные музыкальные произведения: балладу для фортепиано, Первый струнный квартет, песни, посвящённые норвежской природе.

Эдвард обожал подолгу бывать в горах, находиться в самой деревенской глуши среди обычных лесорубов, крестьян и рыбаков. Здесь он пропитывался духом народной музыки. Это чудесное место Григ покидал, только когда уезжал с концертами. Его выступлений всегда ждали как в родной Норвегии, так и за рубежом – в Польше, Франции, Голландии, Англии, Венгрии, Швеции, Германии.

В 1898 году в Бергене прошёл первый фестиваль норвежской музыки, основателем которого был Григ. Эта традиция сохранилась до наших дней.

Несмотря на то, что здоровье композитора ухудшалось, концертную деятельность он не прекращал.

Весной 1907 года состоялась большая гастрольная поездка по городам Германии, Дании и родной Норвегии. Осенью этого же года Григ собирался посетить фестиваль в Англии. Вместе с супругой они приехали со своей уютной виллы в Берген, где остановились в маленьком отеле, чтобы подождать отправления корабля в Лондон. Здесь Эдварду стало плохо, его положили в больницу, и поездка отменилась.

4 сентября 1907 года композитора не стало. Григ завещал, чтобы его похоронили в скале над фьордом, неподалёку от любимой виллы.

Нина Хагеруп пережила своего супруга на 28 лет. Её прах захоронен рядом с Эдвардом в горной могиле неподалёку от их уютной и любимой виллы «Тролльхауген». Спустя сто лет после того, как был выстроен домик норвежского композитора (в 1985 году), неподалёку от него построили концертный зал «Тролльзален». Возле самого входа в концертный зал возвели памятник Эдварду Григу, каждый год здесь проводят около 300 концертов классической музыки.

Дом «Тролльхауген», рабочая избушка, где любил уединяться и сочинять музыку композитор, усадьба и прилегающая местность теперь являются действующим открытым музеем Эдварда Грига.

Эдвард Григ — норвежский композитор, пианист, дирижер, критик, писавший народную музыку.

Творческое наследие Эдварда Грига насчитывает более 600 песен и романсов, 20 пьес, симфонии, сонаты и сюиты для фортепиано, скрипки, виолончели.

Григ в своих произведениях сумел передать таинство шведских и норвежских сказок, где за каждым камнем прячется гном, из любой норы может вылезти — тролль. Ощущение сказки, лабиринтов можно уловить в его музыке.

Самыми известными и узнаваемыми произведениями Грига можно назвать «Утро» и «В пещере горного короля» из сюиты Пер Гюнт. Предлагаем послушать эти произведения.

Слушать «Утро» из сюиты Пер Гюнт

/wp-content/uploads/2017/12/Эдвард-Григ-Утро-из-Первой-сюиты.mp3

Слушать «В пещере горного короля» из сюиты Пер Гюнт

/wp-content/uploads/2017/12/Эдвард-Григ-В-пещере-горного-короля.mp3

Биография Грига

Полное имя: Эдвард Хагеруп Григ. Годы жизни: 1843 - 1907 гг. Рост: 152 см.

Родина : город Берген в Норвегии. Самый дождливый город в Европе. На сегодняшний день это 2 по величине город в Норвегии.


Берген — родина Грига

Отец Грига — Александр Григ был родом из Шотландии. В Бергене он исполнял обязанности британского вице-консула. Мать — Гесина Хагеруп была пианисткой — лучшей в Бергене. Она окончила консерваторию в Гамбурге, несмотря на то, что в это учебное заведение принимали исключительно юношей. У Грига было два брата и 3 сестры, которые с детства обучались музыке.

Гуляя однажды близ Бергена в горах, маленький Эдвард останавливался у сосны, выглядывающей из ущелья, долго смотрел на неё. Потом спрашивал у отца: «где живут тролли?» И хотя отец говорил ему, что тролли живут только в сказках, Эдвард не верил ему. Он был твердо уверен, что тролли живут среди скал, в лесах, в корнях старых сосен. В детстве Григ был фантазером и любил рассказывать удивительные истории своим близким. Свою мать Эдвард считал феей, ведь только фея может так играть на рояле.

Читая дневники маленького Грига, можно подчеркнуть, что феноменальные идеи рождаются в детстве. Григ, подходя к пианино, сразу заметил, что две соседние ноты звучат плохо. Но если через одну — то получается красиво. Об этом он писал в своем дневнике. Однажды, когда он подрос — нажал 4 ноты. А чуть позже, когда рука подросла – 5 нот через одну. И получился нонаккорд или димаккорд! И тогда в своем дневнике он написал что стал композитором!

В возрасте 6 лет мать начала обучать Грига игре на фортепиано. Играя гаммы и арпеджио – Григ представлял, как марширует взвод солдат.
Все детство он жил в мире фантазий. Делал скучные упражнения интересными, серую погоду, яркой, длинную дорогу в школу – сменой волшебных картин. Когда Григ подрос, ему разрешили посещать музыкальные вечера. На одном из таких вечеров, он слушал игру Моцарта.

Когда Григу было 8 лет в его дом, в качестве гостя, посетил Оле Булль – скрипач-виртуоз, получивший признание во всей Европе.
В 10 лет Григ стал посещать школу, но учеба для него была не интересной.

В 12 лет Григ написал свое первое сочинение: «В гостях у кобольдов».
Эдвард отнес в школу тетрадь со своим первым сочинением. Учитель, невзлюбивший мальчика за его невнимательное отношение к учебе, осмеял эти записи. Больше свои сочинения Григ не приносил в школу, но сочинять не перестал.

Семья Грига переезжает в предместье Бергена Ландос. Там вместе со старшим братом Эдворд часто ходил на соседний хутор — слушать песни крестьян и их игру на народных скрипках феле.

Норвежский мотив — национальный узор Норвегии — это танец, халиген, напевы – со всем этим Григ рос. И эти мелодии «прятал» в своих произведениях.


Когда Эдварду было 15 лет, его игру услышал Оле Булль и произнес пророческие слова: «Этот мальчик прославит Норвегию». Именно Булль посоветовал Григу ехать в Германию учиться в Лейпцигской консерватории.

В 1958 году Эдвард стал студентом консерватории.
Во время учебы Григ переболел плевритом и потерял одно легкое. По этой причини он перестал расти и остался рост — 152 см. В то время как средний рост мужчин в Норвегии было более 180 см.

Так или иначе Григ закончил консерваторию с отличными оценками и восхищёнными рекомендациями.

За годы учебы Эдвард посетил множество концертов, наслаждаясь произведениями великих музыкантов – Вагнера, Моцарта, Бетховена.
У самого Грига был интересные ритуал. Во время каждого своего выступления в кармане пиджака Грига лежала глиняная лягушка. Перед началом каждого концерта он обязательно вынимал её и гладил по спинке. Талисман работал: на концертах каждый раз был невообразимый успех.

В 1860-е Григ пишет первые произведения для фортепиано – пьесы и сонаты.
В 1863 году он стажировался в Копенгагене у Датского композитора Н. Гаде.

В то же период жизни в Копенгагене Григ познакомился и подружился с Гансом Христианом Андерсеном. Автором всем известных сказок: Гадкий утёнок, Стойкий Оловянный солдатик, Огниво, Оле-Лукойе, Пастушка и трубочист, Принцесса на горошине, Русалочка, Свинопас, Снежная королева и т.д. Композитор написал музыку на несколько его стихов.

Нина Хагеруп

Все в том же Копенгагене Эдвард Григ встречает женщину своей жизни - Нину Хагеруп. Молодая успешная певица ответила взаимностью на страстное признание Грига. На пути к их безграничному счастью было лишь одно препятствие - родственная связь. Нина была двоюродной сестрой Эдварда по материнской линии. Их союз вызвал бурю негодования родственников, и на все последующие годы они стали изгоями в собственных семьях.

В 1864 Эдвард сделал предложение Нине Хагеруп в рождественский вечер, в обществе молодых деятелей культуры, преподнеся ей сборник своих любовных сонетов под названием «Мелодии сердца», которые были написаны его другом Гансом Христианом Андерсеном.

В 1865 году совместно с другим композитором из Норвегии Нурдроком Григ основал Общество Эвтерпы, которое должно было популяризовать произведения молодых композиторов.

В 1867 году он женится на Нине Хагеруп. Из-за неодобрения родственников паре пришлось переехать в Осло – столицу Норвегии.

С 1867 года по 1874 Григ работает дирижером в Филармоническом обществе в Осло.

В 1868 году Лист (идол всей Европы) знакомится с творчеством Грига. Он поражен. Послав ему поддерживающее письмо, в 1870 году они познакомились лично.

Григ в свою очередь пишет Листу, что сочинил концерт, и хочет исполнить его для Листа в Вейморе (город в Германии).


Лист ждет его — ожидает высокого норвежца. А вместо этого видит «карлика» в полтора метра ростом. Однако когда Лист услышал фортепианный концерт Грига, то поистине огромный Лист с огромными руками воскликнул маленькому человечку Григу: «Гигант!».

В 1871 году Григ основал музыкальное общество, которое занималось пропагандой симфонической музыки.
В 1874 году за заслуги перед Норвегией правительство страны выписало Григу пожизненную стипендию.

В 1880 году возвращается в родной Берген и является главой музыкального общества Гармония. В течение 1880-х пишет произведения, в основном, предназначенные для игры на фортепиано в 4 руки.

В 1888 году знакомится с Чайковским, знакомство перерастает в дружбу.

Позже Чайковский говорил о Григе: «…человек очень маленького роста и тщедушной комплекции, с плечами неравномерной высоты, взбитыми кудрями на голове, но с чарующими голубыми глазами невинного прелестного ребёнка…» Чайковский даже посвятил Эдварду свою увертюру «Гамлет».


В 1889 году получает членство во Французской академии изящных искусств, в 1872 – в Шведской королевской академии, а в 1883 – Лейденского университета.
В 1893 году получает степень доктора музыки Кембриджского университета. Одновременно учебу он совмещает с гастролями по Европе вместе со своей женой Ниной.

Между гастрольными поездками по крупнейшим европейским городам, он возвращался в Норвегию и уединялся в своём имении, названном «Холм троллей».


Воспользовавшись своей славой, в 1898 году он организовывает в родном Бергене музыкальный фестиваль норвежской музыки, куда съезжались лучшие музыканты и музыкальные деятели мира, и таким образом наконец-то включил Норвегию в активную музыкальную жизнь Европы. Данный фестиваль проводится до сих пор. Григ много выступает, организовывает концерты и
фестивали, где выступает в качестве дирижёра, пианиста, просветителя. Зачастую они выступают вдвоём с женой — одарённой камерной певицей Ниной Хагеруп, которая вдохновляла его на написание большого количества
романсов (естественно, что на тексты скандинавских поэтов).
С 1891 по 1901 годы Григ творит без отдыха – пишет пьесы и сборник песен, в 1903 году выпускает обработку народных танцев для исполнения на фортепиано.

Продолжая гастролировать вместе с женой по Норвегии, Дании и Германии, он простывает, и 4 сентября 1907 года умирает от плеврита.


Произведения Грига

Сюита Пер Гюнт

Одно из наиболее значительных произведений Грига является сюита «Пер Гюнт», написанная по мотивам драмы норвежского писателя Генриха Ибсена. Однажды к Григу пришла посылка от драматурга Генриха Ибсена. Это была новая пьеса, для которой он просил Грига сочинить музыку.
Пер Гюнт – так зовут парня, выросшего в маленькой деревушке. Здесь его дом, мать и девушка, которая его любит – Сальвейг. Но не мила стала для него родина – и отправился он на поиски счастья в далёкие страны. Через много лет не найдя своего счастья, он вернулся на родину.

Прочитав пьесу, Григ отправил ответ с благодарностью за предложение и о своем согласии.

После премьеры спектакля в 1876 году музыка Грига так полюбилась публике, что он составил из неё две сюиты для концертного исполнения. Из 23 номеров музыки к спектаклю в сюиты вошло 8 пьес. И музыка к спектаклю, и сюиты написаны для симфонического оркестра. Потом композитор сделал переложение обеих сюит для фортепиано.

Первая сюита состоит из четырёх частей:

  • «Утро»,
  • «Смерть Озе»,
  • Танец Анитры,
  • «В пещере горного короля».

Вторая сюита тоже состоит из четырёх частей:

  • «Жалоба Ингрид»,
  • Арабский танец,
  • «Возвращение Пера Гюнта»,
  • Песня Сольвейг.

По сути, Григ стал первым норвежским композитором, снискавшим мировую славу, к тому же продвинувшим народные скандинавские мотивы на новый уровень. Вспомним Сольвейг из Пер Гюнта. Там мы слышим норвежский мотив, а в теме танцующей Анитры все тот же мотив, но уже спрятанный. Там же мы слышим любимый аккорд из 5 нот — открытие детства. В пещере горного короля — снова этот народный норвежский мотив, но уже спрятанный — в обратную сторону.

Григ дал в городе Осло большой концерт, программа которого состояла исключительно из произведений композитора. Но в последнюю минуту Григ неожиданно заменил самый последний номер программы произведением Бетховена. На следующий день в самой крупной столичной газете появилась очень ядовитая рецензия известного норвежского критика, который очень не любил музыку Грига. Критик особенно строго отнесся к последнему номеру концерта, отметив, что это «сочинение просто смешно и совершенно неприемлемо». Григ позвонил этому критику по телефону и сказал:

Вас беспокоит дух Бетховена. Я должен вам сообщить, что последнее произведение, исполненное в концерте Грига, сочинил я!От подобного конфуза с несчастным опозоренным критиком случился инфаркт.

Григ и его друг дирижёр Франц Бейер часто отправлялись порыбачить в местечко Нурдо-сваннет. Однажды на рыбалке у Грига внезапно родилась какая-то музыкальная фраза. Он вынул из сумки кусочек бумаги, записал её и спокойно положил бумагу рядом с собой. Налетевший внезапно порыв ветра сдул листок в воду. Григ не заметил, что бумага исчезла, а Бейер незаметно выудил её из воды. Он прочитал записанную мелодию и, спрятав бумагу, принялся её напевать. Григ молниеносно обернулся и спросил:

Что это?.. Бейер совершенно невозмутимо ответил:

Всего лишь идея, которая пришла мне только что в голову.

- »Ну вот, а все говорят, что чудес не бывает! - в великом изумлении сказал Григ. —

Представляешь, ведь мне тоже несколько минут назад пришла в голову точно такая же идея!

В рассказе «Корзина с еловыми шишками» Константин Паустовский несколькими яркими штрихами создает портрет Грига. О внешности композитора писатель почти не говорит. Но по тому, как герой новеллы прислушивается к голосу леса, как он добрыми смеющимися глазами присматривается к жизни земли, мы узнаем в нем великого норвежского композитора. Мы верим, что Григ мог быть только таким: беспредельно чутким и талантливым на добро человеком.

Эдвард Хагеруп Григ - величайший композитор, прославивший на весь мир свою любимую Родину-Норвегию. Впитавший с молоком матери норвежский фольклор, он стремился в своей музыке воссоздать его неповторимый образ.

Родившись 15 июня 1843 года в г. Берген, в обеспеченной семье, он с детских лет слышал музыку Моцарта, Шопена, которую исполняла его мама Гесина Григ. В семье было пятеро детей, которых родители старались приучить к миру музыки.

Эдвард начал играть в возрасте 4 лет, сразу определив для себя будущее призвание. Двенадцатилетним мальчиком он пишет свое первое фортепьянное произведение. В пятнадцатилетнем возрасте он поступает Лейпцигскую консерваторию. Город великих композиторов, вдохновлял Грига. За время своего обучения им было написано»4 фортепьянные пьесы», романсы на стихи немецких поэтов. Его любимыми композиторами были Шуман, Мендельсон, Шуберт, что яркой музыкальной темой пронеслось по его раннему творчеству.

Блестяще окончив 1862 году консерваторию, Эвард возвращается в свой родной Берген. Но город был тесен для развития творческих способностей музыканта - композитора. Через год он переезжает в Копенгаген. В этот период времени им написано множество произведений: первую симфонию, увертюру «Осень», романсы, первую скрипичную сонату. Основная тема произведений - народные мотивы Норвегии. В это же время он встретил свою двоюродную кузину, которая стала его женой и верной спутницей всей жизни. Семья и родственники не одобрили брак Грига с сестрой и молодожены вынуждены были перебраться в Осло.

Ословский период наиболее творческий в жизни композитора. В 1868 году появились на свет несколько сборников его песен, романсов, фортепьянный концерт. Смерть годовалой дочки Александры поставила семейное счастье Грига под угрозу, супруга замкнулась в себе, счастье покинуло дом композитора. Григ продолжает сочинять и в 1869 году выходят в свет «25 норвежских народных песен и танцев».

В 1871 году Эвард вместе со своим другом Юханом Свенсом основал концертное общество, где пропагандировали музыку современных композиторов (Вагнер, Листа, Шумана).

За свои заслуги перед Норвегией Григу правительство назначило государственную стипендию пожизненно. В этот период появляется его знаменитая музыка к драматическому произведению «Пер Гюнт», премьера которой в 1876 году принесла известность музыканту по всей Европе.

Популярность и материальное благополучие позволили композитору вновь вернуться в город своего детства. В 1883 году композитору поставили страшный диагноз «туберкулез», в этот же год его покинула супруга. Два года Григ творил в одиночестве, но помирившись с женой, он переселяется на свою вилле «Тролльхауген», где и проживает до своей кончины в 1907 году.

Смерть композитора потрясла не только Норвегию, но и всю музыкальную Европу. Еще при жизни организованный Григом фестиваль норвежской народной музыки проходит в Бергене до настоящего времени.

О Григе

Музыку Грига слышали многие, особенностью его произведений является удивительная воздушность и легкость. К слову сказать, есть доказанные сведения о полезном воздействии музыки этого композитора для здоровья. Подобно тому как музыку Моцарта слушают ради того чтобы развить интеллект, Григ в медицинском смысле полезен для людей скованных и нервных и страдающих от психосоматических недугов наподобие астмы.

Норвежский композитор и дирижер родился летом 1843 года в городе Берген в семье дипломата. Благодаря великолепному музыкальному образованию, которое имела мать Грига, юноша с ранних лет приобщился к музыке. В 1858 году поступает в Лейпцигскую консерваторию, а по окончанию своего обучения там переезжает в Копенгаген для обучения к Н. Гаде.

Следует отметить знакомство Грига с Гансом Андерсоном, который оценил талант юного музыканта. Григ в свою очередь создал ряд романсов по произведениям сказочника. Фольклорные темы привлекали композитора, и он выбрал вариант использования элементов народной музыки и норвежской культуры, в связи с чем, получил в дальнейшем известность именно национального композитора Норвегии.

С 1866 года Григ обитает в Осло, где знакомится с драматургом Бьернсоном. Данное знакомство становится причиной для создания постановок и опер на сюжеты пьес этого автора. Наряду с этим композитор довольно активно ведет общественную деятельность и становится создателем первого национального музыкального учебного заведения – Музыкальной академии, которую, нужно сказать, закрыли спустя пару лет. Помимо этого он создал Филармоническое общество, которое существует по сей день.

Период проживания в столице дарит музыкальному миру много интереснейших произведений, из которых особенно следует отметить фортепианный концерт, получивший славу своеобразного гимна Норвегии. Тем не менее, наибольшие плоды принес период после переезда в родной город. Оказавшись снова в Бергене Григ создает музыку для драмы Пер Гюнт, которая делает его всемирно известным, собственно, до сих пор мелодии из частей Утро и других являются узнаваемыми практически везде.

Для проживания композитор выбирает собственную виллу в так называемой Долине троллей. Там он поселяется на берегу фьорда, поблизости от родного города и проживает с 1885 года до собственной кончины. Природа Норвегии и вдохновляющие пейзажи приносили этому автору возможность создавать свои удивительные произведения.

Эдвард Хагеруп Григ - норвежский композитор периода романтизма, музыкальный деятель, пианист, дирижёр.

Родился 15 июня 1843 года в норвежском городе Бергене. Это отец был купцом, а мать неплохой пианисткой. Эдварду с детства прививали любовь к музыке. Мать учила Эдварда игре на пианино уже с четырех лет. В двенадцать лет он сочинял музыку.

Затем же по совету Уле Булла родители Грига отдали его учиться в консерваторию Лейпцига. С 1858 по 1862 год Эдвард Григ проходил обучение в этом музыкальном учебном заведении. Первый концерт Григ дал в 1862 году в Карлсхамне.

Недолго побыв в Бергене, Григ направляется в Копенгаген. В 1864 году Григ стал одним из основателей общества «Эвтерпа», которое было призвано просвещать население страны. Григ путешествовал по всей Европе, давая концерты совместные с женой – певицей Ниной Хагеруп.

Пока Григ жил в Копенгагене он написал довольно много интересных произведений. Среди них увертюра «Осень», фортепианные и скрипичные сонаты. В 1866 году Григ переехал в Кристианию, ныне Осло. Там он выступил с концертом. Концерт имел огромный успех. В 1869-70 гг. Эдвард посетил Рим.

Именно в Риме Григ познакомился с Ференцом Листом, после чего написал одно из известнейших его произведений – «Сигурда Крестоносец».

Григ прогрессировал и в 70-е годы. От властей Норвегии он получил пожизненную пенсию. Он написал симфоническую пьесу «Пер Гюнт» в 1875 году. Именно это сочинение принесло композитору всемирную славу.

В 1893 году Эдварда Грига избрали почетным доктором музыки в Кембриджском университете. Григ считался таким же великим композитором как Сен-Санс, Чайковский и другие. Григ печатал весьма интересные очерки о Моцарте, Шумане, Верди. С Чайковским у Эдварда была дружба. В своих сочинениях Григ прибегал к норвежской народной музыке. Григ не раз доказывал свежесть своего ума в старости. В письмах 1900 года он иронизирует по поводу своего возраста. В 1989 году Григ учредил фестиваль норвежской народной музыки в Бергене. Кстати, это фестиваль проводится и до сих пор.

Детство и юность. Эдвард Хагеруп Григ родился 15 июня 1843 года в приморском городе Бергене - крупном торговом центре Западной Норвегии. Отец его, британский консул и коммерсант Александр Григ, занимал в городе видное общественное положение. Своим детям он старался дать основательное, широкое образование (в семье было два сына и три дочери, Эдвард был четвертым ребенком). Будущий композитор рос в интеллигентной, культурной среде, где художественные интересы занимали далеко не последнее место.

В семье Грига любили музыку. Прекрасной, одаренной пианисткой была его мать. Она постоянно выступала в публичных концертах, руководила музыкальным кружком любителей и сама давала уроки музыки детям - маленькому Эдварду и его старшему брату. В доме консула Грига постоянно устраивались музыкальные вечера, на которых исполнялись произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Вебера. Эти первые музыкальные впечатления глубоко запечатлелись в памяти Эдварда. Особенно горячо полюбил он музыку Моцарта.

Детские годы композитора протекали в тихой, спокойной обстановке провинциального быта. В семье царила строгая дисциплина, порядок, любовь к труду. Воспитанные умной и взыскательной матерью, дети не были приучены к излишествам и праздности. Вместе с братом Эдвард посещал общую городскую школу, где ему, мечтательному, рассеянному мальчику, нередко приходилось терпеть строгие наказания за свою невнимательность.

Музыкальное воспитание Грига началось рано. Заметив исключительные способности ребенка, мать начала с шести лет систематически учить его музыке. Она старалась привить ему хорошую пианистическую технику, сделать из него в первую очередь исполнителя-пианиста. Но Эдварда мало привлекали этюды и упражнения. Он с раннего детства привык импровизировать за фортепиано, играть по слуху. Уже тогда созревал в нем творческий дар. С 12 лет он начал записывать свою музыку. К этому времени относится его первое сочинение - «Вариации на немецкую тему» для фортепиано. Любопытно, что этот первый опыт не получил поощрения: школьный учитель-педант, узнав о том, что «маленький бездельник Григ сочиняет», задал ему жестокую трепку.

Но вскоре музыкальное дарование мальчика получило должную оценку. Знаменитый норвежский скрипач и композитор Уле Булль, услышав игру 15-летнего Эдварда, посоветовал родителям отправить его в Лейпцигскую консерваторию. Совет Булля был выполнен беспрекословно: отец и мать Эдварда хорошо понимали, что сыну суждено стать выдающимся музыкантом. В 1858 году Григ уезжает в Германию.

В Лейпциге начались трудные годы ученья. Оторванный от родины и семьи, от природы хрупкий и впечатлительный, юноша тяжело переживал разлуку. Обстановка большого города, академическая среда консерватории казались ему чуждыми после привольной и тихой жизни родного Бергена. И в то же время Лейпциг не мог не привлечь его как центр немецкой музыкальной культуры, известный своими высокими художественными традициями. Ведь именно здесь, в Лейпциге, в XVIII веке развертывалась деятельность величайшего композитора Германии - Баха. Здесь жил и творил гениальный Шуман; здесь работал один из крупнейших музыкантов XIX века - основатель Лейпцигской консерватории Мендельсон. Григ приехал в Германию через два года после смерти Шумана. Все здесь, казалось, напоминало об этом замечательном композиторе, смелом новаторе, чье имя было знаменем передового искусства для всех молодых музыкантов.

Но юному Григу пришлось горько разочароваться в своих ожиданиях. Боевой дух просветительства, царивший в Лейпциге во времена Шумана и Мендельсона, теперь уступил место консервативному академизму. Общая атмосфера реакции, наступившей после революционных событий 1848 года, пагубно отразилась и на музыкальном образовании. В консерватории прочно укоренились рутинные методы преподавания, ремесленничество и равнодушие к молодым талантам. Признанные «маститые» педагоги в большинстве случаев вели свой курс по проторенной дороге, не заботясь ни о развитии творческой индивидуальности студентов, ни о национальной природе их дарования. А ведь именно этой яркой национальной самобытностью и отличался в первую очередь талант молодого Грига.

В своих воспоминаниях Григ остроумно высмеивает педантские методы лейпцигских педагогов, приучавших студента не столько к самостоятельной творческой работе, сколько к сухому теоретизированию - «решению музыкальных ребусов». Лишь немногие из них могли дать талантливому юноше хорошую профессиональную подготовку. Григ всегда с благодарностью вспоминал уроки знаменитого пианиста Игнаца Мошелеса - большого почитателя и пропагандиста творчества Бетховена, Уроки пианиста Венцеля-тонкого музыканта и друга Шумана, уроки теоретика Гауптмана, руководившего занятиями по композиции.

Однако не эти педагоги сыграли решающую роль в творческом развитии молодого музыканта. Его подлинными «учителями» были великие композиторы прошлого - Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман. Замечательные концерты, которыми прославился концертный зал Лейпцига «Гевандхауз», помогли ему глубоко понять и полюбить классическое искусство. Он с жадностью впитывает новые впечатления, слушает симфоническую музыку, изучает оркестровые партитуры классиков.

Особенно высоко ценил Григ музыку Шумана. Своей тонкой одухотворенностью, силой и глубиной чувств, искусство Шумана навсегда покорило молодого норвежского музыканта. Недаром Григ впоследствии называл себя «композитором шумановской школы». Нельзя не отметить, что именно в Лейпциге он мог ближе всего узнать живую традицию шумановского творчества: здесь выступала знаменитая пианистка Клара Шуман, жена великого композитора и лучшая исполнительница его произведений.

О плодотворном влиянии Шумана говорят первые сочинения Грига, написанные им к моменту окончания в 1862 году Лейпцигской консерватории: четыре фортепианные пьесы и четыре романса на слова немецких поэтов. В этих поэтичных миниатюрах уже проскальзывают черты индивидуального стиля Грига, хотя в целом они еще не самостоятельны и носят печать подражания любимому композитору.

После четырехлетнего обучения Григ вернулся на родину, в Берген. Слабое состояние здоровья (в студенческие годы Григ перенес тяжелый плеврит, послуживший началом хронического заболевания легких) и пошатнувшиеся материальные дела отца не позволили ему продолжать образование за границей. К тому же юноша горел желанием работать у себя на родине, приносить пользу родной стране. Приехав в Норвегию, он сразу же осознал необходимость большой, напряженной работы - не только творческой, но и музыкально-общественной, организационной.

Однако отсталая музыкальная жизнь Норвегии не могла дать ему широких возможностей творческого роста: концерты здесь были явлением редким, исключительным и творчество своих национальных композиторов не получало поддержки.

Пытливый юноша устремляется в ближайший крупный центр музыкальной культуры - Копенгаген. Ему хотелось воспользоваться советами прославленного датского композитора Нильса Гаде, признанного в то время главой и руководителем северной, скандинавской школы в музыке.

Гаде одобрил сочинения Грига, но не сумел еще распознать в нем яркий и самобытный талант. Стремления молодого норвежца были непонятны ему - даровитому, но в достаточной мере академичному мастеру, приверженцу умеренно романтической школы. Под руководством Гаде Григ написал свою первую и единственную симфонию - талантливое, но юношески незрелое сочинение, так и не получившее широкой известности (впоследствии Григ сам запретил исполнять симфонию на концертной эстраде).

Как и в Лейпциге, основное, важнейшее значение для творческого развития молодого композитора имела та общественная среда, с которой ему пришлось столкнуться в столице Дании. Не столько уроки Гаде, сколько общение с представителями передовой датской интеллигенции помогло Григу найти свой путь в искусстве. Он приехал в Копенгаген в 1863 году, в период расцвета датской художественной культуры, признанным главой которой был гениальный писатель-сказочник Андерсен. Провозглашенная Андерсеном идея народности в искусстве увлекала передовую молодежь. Под его благотворным влиянием датские поэты и музыканты обращались к изучению родного фольклора, собиранию народных песен. И в сознании Грига задушевное, светлое искусство Андерсена немедленно вызвало горячий, сочувственный отклик. Он пишет цикл песен «Мелодии сердца» на слова Андерсена, посвятив их великому датскому писателю. Эти песни («Люблю тебя», «Сердце поэта» и другие) были его первым значительным творческим успехом.

В свою очередь Андерсен, очень любивший музыку, тепло встретил первые сочинения молодого композитора и сразу увидел в нем большой, расцветающий талант.

«Андерсен был одним из первых ценителей моего творчества», - говорил впоследствии Григ.

В эти же годы, в Копенгагене, Григ нашел верного друга и союзника в лице молодого норвежского композитора Рикарда Нурдрока (1842-1866). Энтузиаст народной норвежской музыки, Нурдрок был увлечен идеей создания большого, значительного национально-норвежского искусства. Его привлекали суровые, героические образы древненорвежского эпоса, образы легендарных героев-богатырей. Бодрый и мужественный тон господствует в его музыке, воспевающей силу свободолюбивого норвежского народа. Ведь именно Нурдроку принадлежит честь создания национального норвежского гимна «Да, мы любим нашу страну!».

Глубоко зная народную музыку, Нурдрок знакомил Грига с норвежскими народными песнями, с характерными особенностями народных танцев. Встреча с этим талантливым музыкантом, по собственному признанию Грига, помогла ему открыть глаза на ту своеобразную красоту норвежского фольклора, которую он, горожанин по воспитанию, до сих пор угадывал только интуитивно.

В 1865 году Григ вместе с Нурдроком и несколькими молодыми датскими музыкантами организует музыкальное общество «Евтерпа». Свою основную задачу руководители общества видели в пропаганде новой национальной датской и норвежской музыки, связанной с народными истоками. С этой целью Григ и Нурдрок немедленно приступили к организации симфонических концертов, в которых оба они выступили как дирижеры- исполнители собственных произведений и сочинений своих товарищей. Одним из первых посетителей этих концертов был Андерсен.

Общество «Евтерпа» просуществовало недолго. Но самое возникновение этой творческой организации явилось ярким свидетельством роста демократических идей, питавших национальную культуру Дании и Норвегии. Значительным оказалось оно и для Грига. В кругу своих товарищей, молодых энтузиастов, Григ сразу почувствовал огромный подъем творческих сил. В течение 1865 года он создает замечательную фортепианную сюиту «Юморески», дне большие сонаты (фортепианную и скрипичную), симфоническую увертюру «Осенью», ряд романсов. Полные светлого, восторженного пафоса, эти произведения говорят о расцвете молодого художника, смело идущего навстречу жизни.

Нина Хагеруп-Григ — жена композитора

Творческий перелом совпал с важными событиями личной жизни композитора. В Дании он встретил и полюбил свою двоюродную сестру Нину Хагеруп (1845-1935), с которой вскоре обручился (в 1867 году состоялась их свадьба). Талантливая, артистически одаренная певица, Нина Хагеруп-Григ навсегда стала верной спутницей жизни композитора, его помощником и другом. Постоянно выступая с мужем в камерных концертах, она прославилась как замечательная, чуткая исполнительница его романсов. Ею вдохновлены многие сочинения Грига.

После трехлетнего пребывания в Копенгагене, Григ совершил поездку в Рим. Здесь он впервые встретился с Ибсеном. Великий писатель высоко оценил дарование молодого норвежца и посвятил ему замечательное стихотворение «В альбом композитору».

В Риме Григ с глубокой скорбью узнал о безвременной смерти своего товарища Нурдрока, скончавшегося в Берлине от туберкулеза.

«Мы надеялись вместе работать для развития нашего национального искусства, - писал он отцу Нурдрока. - Этому не суждено было осуществиться. Но я свято сдержу то, что ему обещал: его дело будет моим делом, его цель - моей целью».

Осенью 1866 года молодой композитор вернулся в Норвегию - на этот раз с твердым решением работать в родной стране.

Годы, проведенные в Дании, были для Грига временем первого, яркого творческого расцвета. В атмосфере горячего энтузиазма, в общении с прогрессивными деятелями норвежской и датской культуры созревают его идейно-художественные взгляды, формируются основные черты его дарования, осознаются стремления и цели в искусстве.

Основную линию творчества молодого Грига можно определить как линию постепенного становления своего национального стиля, своей яркой индивидуальности норвежского мастера. Эти искания заметны уже в ранних юношеских произведениях. Так, например, если в раннем цикле маленьких фортепианных пьес «Поэтические картинки» {соч. 3), при всем изяществе и тонкой одухотворенности этих миниатюр, нельзя еще усмотреть прямого влияния норвежской народной мелодики, то несравненно полнее проявилось оно в следующем фортепианном цикле «Юморески» (соч. 6), где на первый план выступают характерные черты бодрого, жизнерадостного норвежского танца.

Уже в этих первых произведениях наметилась важная, типическая особенность творчества Грига-склонность к сжатым формам фортепианной миниатюры, романса.

Огромное большинство произведений композитора принадлежит к числу так называемых «малых форм». Их можно сравнить с небольшими лирическими стихотворениями. Но Григ, подобно великим поэтам-лирикам, умеет в немногих словах сказать многое. Каждая из его песен или фортепианных пьес дает единый, законченный, неповторимый в своей художественной цельности образ. Несколькими штрихами создает он тонкий портрет-характеристику, пейзаж или поэтическую «картину настроений». Особая психологическая утонченность в передаче душевных состояний всегда выдает в нем чуткого лирика-поэта. Краткость, лаконизм, глубокая проникновенность и сосредоточенность выражения-вот отличительные качества григовского стиля.

Таковы уже первые романсы Грига, в числе которых можно найти прекрасные, классические образцы его лирики.

Как и в его фортепианной музыке, в них отчетливо прослеживается путь к овладению национальной, народной мелодикой. От первых песен студенческих лет, написанных на слова немецких поэтов, Григ приходит к более индивидуальным и ярким романсам на слова Андерсена, в которых заметно ощущается характерный «григовский», северный колорит. Некоторые из них целиком выдержаны в духе норвежской или датской народной песни.

Ранние романсы Грига пленяют восторженным и светлым лиризмом. С большой непосредственностью изливаются в них чувства любви, молодого порыва и светлой надежды. Таковы известные романсы «Люблю тебя» и «Сердце поэта» на слова Андерсена. В простых народно-песенных по своему складу романсах «В лесу», «Избушка» лирическое высказывание сливается с тонким ощущением северного Пейзажа, родной природы, к которой всегда с такой любовью обращается Григ.

С огромным душевным подъемом написана большая песня-поэма «Осенняя буря» (на слова датского поэта Рикарда). Образы природы - весеннего обновления, наступившего вслед за осенними бурями и холодной зимой - здесь непосредственно связаны с той атмосферой «национального возрождения», которая окружала Грига в юные годы. Кипучее ликование молодости слышится в музыке «Осенней бури», с ее торжествующим призывом к жизни:

Хоть мир и стынет в оковах сна,

Я знаю, что вновь придет весна,

И вот он, вестник вешних дней, -

Подснежник первый в снегах полей!

Светлым восторженным настроением проникнуты самые крупные, значительные сочинения молодого Грига - его сонаты.

1865 год ознаменовался созданием большой фортепианной сонаты ми-минор (соч. 7), в которой впервые со всей полнотой раскрылись различные стороны дарования композитора. Романтическая взволнованность, горячий темперамент и чистота лирических чувств делают ее одним из самых типичных и ярких произведений раннего Грига.

Соната написана в классической форме четырехчастного цикла. Ясность формы сочетается в ней с поэтической свободой и непосредственностью лирического высказывания. Бурным потоком льется музыка первой части, с ее призывной, волевой главной темой. Полна глубокой, сосредоточенной нежности вторая часть, написанная в духе размышления Яркой характерностью отличается третья часть сонаты - величавый, торжественный менуэт. В итоге всего развития рождается блестящий и энергичный финал, пронизанный ритмом норвежского танца. Соната завершается восторженным, патетическим заключением, звучащим как торжествующий гимн ликования.

Радостное весеннее чувство господствует в первой скрипичной сонате Грига (соч. 8, 1865 г.), где средняя часть написана в характере народного танца. Своей оригинальностью и национальной самобытностью это произведение привлекло пристальное внимание великого венгерского композитора Листа.

Еще более значительными оказались произведения, созданные вскоре после возвращения в Норвегию: вторая скрипичная соната и фортепианный концерт. В них раскрываются новые жизненные впечатления молодого художника, впервые глубоко познавшего свою родину.

Такова вторая-соната для скрипки и фортепиано (соч. 13, 1867 г.), возникшая на основе народных танцевальных мелодий. Кипучая энергия, молодой задор льются в ней через край, наполняя всю музыку радостным ощущением жизни, солнца и света. Порой в сонате слышатся живые отголоски народного празднества, отзвуки игры норвежских народных скрипачей - «хардингфелеров». И вместе с тем соната-не только картина народной жизни. Сквозь оболочку народно-жанрового всюду прорывается искреннее лирическое чувство - душевное излияние самого поэта.

Вслед за второй скрипичной сонатой возникло лучшее сочинение молодого Грига - фортепианный концерт ля-минор (соч. 16, 1869 г.). Не только в творчестве самого композитора, но и во всей фортепианной музыке это произведение занимает особое место.

Наряду с концертами Шопена, Шумана, Листа концерт Грига прочно вошел в репертуар пианистов всего мира.

Среди фортепианных сочинений Грига концерт выделяется своей монументальностью и широким виртуозным размахом.

Композитор с большим артистизмом использовал здесь самые разнообразные и эффектные приемы фортепианной техники. Но виртуозность в концерте всецело подчинена лирическому началу. Григ создал замечательный образёц лирического концерта, в котором широко разработанная фортепианная партия солиста представляет собой как бы свободный монолог или высказывание «от автора». Музыка концерта полна поэтического вдохновения. В ней раскрывается живой облик молодого Грига с его горячностью, пылким темпераментом и верой в созидательные силы жизни.

По сравнению с ранними сонатами Грига концерт отличается большей глубиной психологического содержания. Характерная для Грига оптимистическая тема утверждения жизни здесь выражена, прежде всего, как тема единения художника с народом. Григ говорит о себе, но говорит языком народного художника, живущего жизнью своего народа, своей природы, своей страны.

Три части концерта последовательно раскрывают этот замысел. Сначала - страстное признание-монолог в полной лирической взволнованности первой части концерта. Затем - погружение в мир природы в спокойно-созерцательной медленной части (адажио). В блестящем, праздничном финале Григ подчиняет развитие музыки упругой, бодрой ритмике норвежского танца. Полная праздничного ликования и подъема, музыка с яркой динамичностью устремляется к торжественному заключению (коде). Простые народно-песенные и танцевальные темы в финале концерта постепенно преображаются и приобретают высокое патетическое звучание. Лирика перерастает в героический пафос, личное чувство-в общенародное.

Написанный 25-летним композитором концерт ознаменовал вершину первого периода его творчества. В этом произведении он в полной мере овладел выразительными средствами национального языка, народной музыки. Перед ним лежал широкий путь национального композитора, призванного решить высокую задачу создания норвежской музыкальной классики.




Top