Концепция русской идеи и ильина. О русской идее

Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит “общественный, государственный”. Однокоренными со словом публицистический являются слова публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы). Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения: 1)посетители, зрители, слушатели; 2) люди, народ.

Цель публицистического стиля речи - информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Сфера употребления публицистического стиля речи - общественно-экономические, политические, культурные отношения.

Жанры публицистики - статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

Для публицистического стиля речи характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность и соответствующие им языковые средства. В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решении, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логичной последовательности, используется общенаучная терминология. Это сближает его с научным стилем.

Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Это также сближает его с научным стилем речи. С другой стороны, для публицистической речи характерна страстность, призывность. Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, - общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

У публицистического стиля много общего и с художественным стилем речи. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.

Широко известны публицистические статьи литературных критиков В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, Н.В. Шелгунова, историков С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, философов В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, выступления выдающихся русских юристов А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако. К публицистическим жанрам обращались М. Горький (циклы «О современности», « В Америке», «Заметки о мещанстве», «Несвоевременные мысли»), В.Г. Короленко (письма А.В. Луначарскому), М.А. Шолохов, А.Н. Толстой, Л.М. Леонов. Известны своими публицистическими статьями писатели С.П. Залыгин, В.Г. Распутин, Д.А. Гранин, В.Я. Лакшин, академик Д.С. Лихачев.

К публицистическому стилю (как говорилось ранее) относится речь защитника или обвинителя на суде. И от их ораторского искусства, умения владеть словом, нередко зависит судьба человека.

Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека, и др.

В публицистическом стиле часто используются слова: с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз- (с-); с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-.

Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с ярко эмоциональной окраской.

Средства эмоционального воздействия, употребляемые в этом стиле речи, многообразны. В большинстве своем они напоминают изобразительно- выразительные средства художественного стиля речи с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений.

К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены эпитеты (в том числе являющиеся приложением), сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация. Градация иногда сочетается с повтором (нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной минуты), она может усиливаться грамматическими средствами: употреблением градационных союзов и союзных сочетаний (не только…, но и; не только…, а и; не только…, сколько). Сюда относятся фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи (в том числе просторечия); использование литературных образов, цитат, языковых средств юмора, иронии, сатиры (остроумных сравнений, иронических вставок, сатирического пересказа, парадирования, каламбуров).

Эмоциональные средства языка сочетаются в публицистическом стиле со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания.

Общественно-политическая лексика пополняется в результате заимствований, новообразований и возрождения известных ранее слов, но получивших новое значение (например: предприниматель, бизнес, рынок и др.).

В публицистическом стиле речи, как и в научном, часто используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения типа голос мира, страны ближнего зарубежья. В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения, возвратные глаголы.

Д ля синтаксиса этого стиля речи характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.

Публицистический стиль речи – один из функциональных стилей, обслуживающий широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. Используется в политической литературе, в СМИ (в газетах, журналах, на радио, на телевидении), в документальном кино. Таким образом, сфера употребления публицистического стиля – политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, быт, текущие события (его еще называют «летописью современности»). Синонимы: газетно-публицистический, газетный, политический, газетно-журнальный. Естественная форма бытования – письменная. В устной речи – доклады, речи, выступления на собраниях, митингах, в государственных и общественных организациях. Задачи – сообщение новостей, их комментирование. Функции: воздействующая, информационная. Общие черты: сочетание экспрессии и стандарта, выразительность речи, социальная оценочность, документальность, эмоциональность, субъективность изложения, непосредственное обращение к читателю, персонализированность.

Современная газетная проза эмоциональна, личностна, пристрастна. До середины 80-ых гг. автор в газетной прозе – обобщенное лицо, рупор партии, издающего органа. Публицистика, безусловно, отражает настроение времени, изменения, которые происходят в обществе, в человеке.

Лингвистические черты:

I. Лексика. Используется общелитературная лексика, которая становится собственно публицистической по причине переноса значений, например, в следующих лексемах произошел перенос значения: сцена, арена, агония, артерия, раковая опухоль. В результате мы видим, что эти слова стали в обновленном виде активно использоваться в публицистике в ином контексте. Широко используется позитивно и негативно оценочная лексика (веха, форум, свершения – злодеяния, клика, клеймить). В публицистике очень часто меняются значения с «+» на «-»: слова «бизнес», «бизнесмен» имели до 80-ых гг. XX века отрицательный смысл, сейчас, наоборот, имеют положительный смысл. Произошла нейтрализация значения в слове «элита». В публицистике активно используется ирония. За текстами публицистического стиля всегда видна конкретная личность. Авторское «я» носит черты мягкости, человечности, раскованности. Визитная карточка публицистики – газетизмы (слова и выражения, употребляемые только в рамках данного стиля): агентура, акробаты благотворительности, акула пера, желтая пресса, вандал, жупел, зубр, кликуша, плутократ, пошехонец, опиум для народа.

II.Грамматика.

2.1. Словообразование. Используются существительные с иноязычными суффиксами (утопизм, космизм, провокация, продукция), прилагательные с иноязычными аффиксами (телегеничный, биогенный, диссертабельный, коммуникабельный), прилагательные с русскими и старославянскими приставками (вне-, внутри-, меж-, про-, противо-, со-, все-, пре-, вос-), иноязычные приставки (анти-, архи-, де-, дез-, пост-, транс-, контр-, гипер-), сложные слова (взаимовыгодный, повсеместный, добрососедский, торговопромышленный).



2.2. Морфология. В публицистике достаточно часто происходит отступление от норм литературной речи. Использование разговорных флексий привносит в речь особый оттенок доверительности: вместо в цехе – в цеху, тракторы – трактора. Существительные часто обрастают отвлеченным и обобщенным значением (читатель, пенсионер, избиратель). Не используются местоимения я, мои. Вместо них – мы, наш. Часто употребляемые формы – глаголы в настоящем времени.

2.3.Синтаксис. Речь в публицистике должна быть яркой, эмоциональной, выразительной. Поэтому использование стилистических фигур – необходимый компонент стиля. Наиболее популярны инверсия (обратный порядок слов), анафора (единоначатие), эпифора (одинаковые концовки), параллелизм (лексический, синтаксический), риторические вопросы, обращения. Характерна правильность построения предложений. Используются разные формы речи в зависимости от жанра. Монологическая речь – в аналитических жанрах; диалог, прямая речь – в интервью. Так как речь должна быть эмоциональной, используются разные предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Чаще других – все виды односоставных предложений. Номинативные, присоединительные, парцеллированные конструкции придают речи фрагментарность, выполняют контактоустанавливающую функцию. Для публицистики характерно «нанизывание» однородных членов предложения.

В публицистике активно используются методы риторики, теории аргументации, методы социального, политического анализа.

Имеется два подстиля: газетно-информационный, собственно публицистический. Сфера применения газетно-информационного подстиля – периодическая печать, политического подстиля – политический аспект в подходе к действительности.

Информационные жанры : хроника, информационные заметки, интервью, репортаж, отчет. Аналитические жанры: статья, корреспонденция,беседа, обзор, обозрение. Художественно-публицистические жанры: очерк, фельетон, памфлет, эссе, рецензия.

Публицистический стиль занимает ведущее место в стилистической структуре русского литературного языка: по силе, масштабу влияния на развитие литературного языка, формирование языковых вкусов, речевых норм превосходит художественную речь. Велика роль СМИ в формировании, изменении языковых норм, стилевых особенно. Многие языковые средства апробируются сначала в публицистике. Но отрицательное влияние публицистики на литературный язык тоже имеется – это злоупотребление заимствованиями, жаргонизмами, вульгаризмами, нарушение языковых норм.

Речи нашел широкое применение в разных сферах человеческой жизни. В частности, его используют в журналах, на телевидении, в газетах, на радио, в партийной деятельности, в публичных выступлениях. Среди сфер его применения следует отметить и документальное кино, и политическую литературу, рассчитанную на массового читателя.

Публицистический стиль - это функциональный вид литературного языка. Данное понятие имеет тесную связь с понятием «публицистика», которое, в свою очередь, ввиду особенностей содержания произведений, относящихся к ней, считается понятием больше литературным, нежели лингвистическим.

Особенность этого стиля заключается в широте лексического охвата литературного языка. Публицист способен применять технические и научные термины, при этом он может выйти за рамки языка литературного и начать использовать простую (в некоторых случаях и жаргонные элементы), чего, однако желательно избегать.

Следует отметить, что публицистический стиль речи относится далеко не ко всем текстам, которые размещены в СМИ. Так, например, представленные в газетах указы, законы, постановления являются публикациями официально-деловыми. Представленные научными работниками статьи по темам являются научными публикациями. Часто по радио можно услышать чтение романов, рассказов, повестей. Данные произведения являются художественными.

Публицистический стиль речи может касаться любой темы, которая проникла в центр внимания общественности. Разумеется, данное обстоятельство заставляет присоединять к речи специальные лексические элементы, требующие пояснений, а в некоторых случаях, и достаточно развернутых комментариев.

Вместе с этим, определенные темы находятся во внимании общественности постоянно. Таким образом, относящаяся к ним лексика приобретает окраску публицистического стиля, и состав словаря пополняется сформированным кругом характерных для него лексических единиц. Среди тем, освещаемых постоянно, следует выделить политику, информацию о выборах, деятельности парламента и правительства, заявлениях государственных деятелей и прочие. Немаловажное значение имеет и экономическая тематика.

Выраженные морфологические черты публицистического стиля выражаются в особых способах употребления грамматических форм.

Так, например, часто в значении множественного числа применяется единственное число: «Выносливость и понятливость в русском человеке присутствовала всегда…»

Характерно также применение существительных во множественном числе, не имеющих его. Например: власти, риски, бюджеты, стратегии, мафии, поиски, свободы и прочие.

В целях привлечения внимания в публицистике используются повелительные Например: «Давайте подумаем…», «Посмотрите…», «Обратите внимание…» и прочие.

Для того чтобы подчеркнуть значимость того или другого события, применяется настоящая форма глагола. Например: «Завтра открывается ярмарка».

Характерным для стиля является и использование таких как: на базе, в интересах, по причине, в свете, на пути, с учетом, в ходе и прочих.

Весьма типичным является и инверсионный порядок слов. Это позволяет во многих случаях в предложении поставить тему на первое место.

Для усиления эмоционального воздействия, подкрепления выражаемой мысли часто задаются вопросы риторические. Например: «Чем же эти люди хуже других?»

Жанры публицистического стиля речи обычно разделяют на три группы: беседа, обзор, рецензия и прочие), информационную (репортаж, заметка, отчет, интервью) и художественно-публицистическую (очерк, эссе, фельетон).




Top