Кондратий белов картины. Белов, Кондратий Петрович: биография

, Пермская губерния , Российская Империя - 4 мая 1988, Омск , РСФСР , СССР ) - сибирский художник, эпический пейзажист, член СХ СССР , Заслуженный деятель искусств РСФСР (1964), Народный художник РСФСР (1976). Участник Гражданской войны в Сибири .

Биография

Родился на Урале в русской крестьянской семье. Вскоре родители переселились в Сибирь, в Томский уезд . Здесь, в селе Пача (ныне - Яшкинский район ), на берегу реки Томи прошло детство Кондратия Белова. В его память впечатались яркие картины того детства, яркие и разнообразные: величественную тайгу с рекою, которые для села были всем - кормилицей, дорогой, отдыхом; ежегодные ярмарки, шумные, крикливые, с разухабистым весельем, мошенничеством, слезами. Запомнились образы людей - то суровых и замкнутых, то богомольных и благообразных, то жадных, завистливых, то лицемерных, но строго соблюдавших в своих домах-крепостях принцип невмешательства: две собаки дерутся, третья - не суйся.

Путеводная звезда появилась. Рисовал он с увлечением, хотя это было небезопасно. Отец-крестьянин, подрабатывавший тем, что клал фигурные печи с орнаментом, жестоко пресекал пустое и вредное времяпрепровождение . Но мир не без добрых людей. В церковно-приходской школе способности юного художника оценил волостной писарь Пазилов, отбывавший в этих местах ссылку. Он даже добился разрешения принять Кондратия Белова в только что открывшиеся рисовальные классы (шёл 1911 год) Томского Общества поощрения художников . Но отец был непреклонен: «Писать тебя научили, читать, считать тоже. Вот тебе и вся наука. Если все в деревне будут учёными, кто будет хлеб сеять?» Не помогло даже то, что творческие способности неожиданно принесли прибыль. В Пачу приехал уездный землемер распределять участки среди крестьян. Узнав, что Кондрат умеет рисовать, он поручил ему писать на колышках номера участков и платил по 1 рублю за день работы. Но вместо художественной школы отец отдал Кондратия в мальчики - так тогда называли прислужников у состоятельных сельчан. Прислуживать довелось местному священнику, который через некоторое время обратил внимание на прозревший баритон и музыкальные данные нового помощника и предложил отцу готовить его сына в иподиаконы для дальнейшей церковной службы. Но отец рассчитывал на иной вариант судьбы Кондратия, решил женить его на одной состоятельной девице. Про неё говорили: «В двери не войдёт, но зато племянница местной купчихи». Расчёт отца выбиться в люди приобретал ясные очертания, но они не совпадали никак с представлениями о жизни молодого парня.

В 17 лет (весна 1917 года), с благословения матери, Кондратий убежал от женитьбы на заработки в Томск . Мать дала 2 рубля и со слезами благословила. Губернский столичный Томск поразил и потряс молодого человека. Позднее он вспоминал:

С раннего детства я был мальчиком впечатлительным. Кроме своей и некоторых окрестных деревень я нигде не был. В Томске мне было страшно и в то же время радостно. Сплошные магазины на Почтамтской . В гостинице Второва окна в три человеческих роста из толстого зеркального стекла, за окнами чудеса, не мог насмотреться. На площади - митинги, люди кричат, хрипят, неистовствуют, аплодируют, хохочут: опять зрелище. Близ города - пожары в тайге, горят дома, магазины. В воздухе висело марево дыма, солнце зловеще красное - страшно. Преступность, беспорядок, паника…

Так начались жизненные университеты К.П. Белова, которые ввергли его в томские ночлежки с их романтикой и грязью «дна» жизни. Через некоторое время Кондратий завербовался на строительство Мурманской железной дороги и уехал на Русский Север. На строительстве познал лишения, пережил множество приключений и бедствий: чудом спасался от самосуда толпы, избежал убиения грабителями, заболел тиф ом. Возвращается в 1918 году в охваченную революцией Сибирь, в Томск и полгода восстанавливал здоровье.

В мае 1919 года попал под колчаковскую мобилизацию в Сибирскую армию . Служить отправлен рядовым в 43-м строевом полку, расквартированном в городе Омск е, столице колчаковского режима. Близость к начальству вылились в неимоверную муштру солдат и жёсткий для них казарменный режим. Осенью часть была направлена на усиление частей, участвовавших в походе против алтайских краснопартизанских армий. Поход закончился разгромом колчаковских частей в боях в Барнаульском уезде, во время которых Кондратий Белов с группой других солдат крестьянского происхождения перешли на сторону красных. Был проверен контрразведкой ВЧК и затем зачислен в ряды 5-й Красной Армии , которая стремительно продвигалась на восток. После взятия Верхноудинска наступательное продвижение прекратилось - за Байкал ом была создана буферная Дальне-Восточная Республика . Кондратий Белов служил в Иркутске в 48-м стрелковом полку 5-й РККА . Здесь впервые получил признание рисовальческий талант молодого 20-летнего красноармейца.

Белов весьма реалистично рисует простым химическим карандашом на стене казармы обнажённую женщину. Этот импровизированный эскиз понравился командованию и комиссару части, после чего Кондратия направляют в художественную студию полка, которой руководил Георгий Мануйлов. Это был проницательный человек и земляк, когда-то служил волостным писарем, жил некоторое время в Паче . он сразу оценил художественные данные Белова и взял его к себе на трёхмесячные курсы. К счастью, три сумасшедших года, когда жизнь не стоила ничего, а смерть была постоянно рядом, не лишили сибиряка впечатлительности. Он достойно завершил занятия в студии и по ходатайству всё того же Г. Мануйлова, единственный из его выпускников, был откомандирован в годичную художественную студию при Политуправлении 5-й Армии. Это была удача, поскольку студия просуществовала только год и сделала единственный выпуск. Среди выпускников (их было 20, 9 военных, остальные - вольнослушатели) был и К. Белов.

В 1946 году Кондратию Белову возвращают звание члена Союза художников России , восстанавливают в рядах членов ВКП(б) . К концу 1940-х годов омские художники весьма заметны в художественной жизни России. О работах омичей лестно отзывается центральная пресса, они отмечаются на республиканских и всесоюзных выставках. В 1949 году Комитет по делам искусства присудил дипломы за лучшие произведения К.П. Белову, В.Р. Волкову, А.Н. Либерову, П.С. Мухину, К.Н. Щёкотову.

Работы «Лесосплав на Иртыше» (1948) и «Половодье на Иртыше» (1949) - начало пейзажной линии в живописи художника. Но ещё более свободным, эмоциональным, раскованным он становится в небольших картинах конца 1950-х годов. Конец 1950-х - начало 1960-х годов К.П. Белов совершает поездки по сибирскому северу. Как результат осмысления увиденного в начале 1960-х годов появляется серия пейзажей, которые проявляют новые черты в творчестве живописца. Эпический масштаб восприятия здесь почти исчезает, но тема остается все та же - жизнь природы.

В послевоенный период К.П. Белов пишет не только пейзажи. Многие работы художника посвящены теме революции, гражданской войне в Сибири. В 1964 году ему присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР . В 1976 году - присвоено звание Народного художника России . Признание к художнику пришло в 1960-е годы. Выступал перед любой аудиторией, устраивал персональные выставки в самых разнообразных уголках России. Среди сибирских художников давно уже стали расхожими выражения - «беловский колорит», «кондратовское небо».

В послевоенный период работы К.П. Белова были в основном посвящены теме революционных лет в Сибири («Выступление Красной Армии в Омске», «Последний парад Колчака», «Дружина святого креста», «Крах колчаковской армии»). Выполнены они чаще всего гуашью, иногда маслом. Они не несут в себе глубоких социальных исследований, не претендуют на философское обобщение исторических событий. В композициях большинства из них значительную роль играют памятники архитектуры. Возможно, причина обращения художника к историко-революционной тематике Омска связана с желанием восстановить облик Омска таким, каким он застал его в молодости. К.П. Белов постоянно пишет исчезнувшие соборы, церкви, часовни, жилые дома - Успенский кафедральный и Воскресенский соборы, Пророко-Ильинскую церковь, Серафимо-Алексеевскую часовню, Тарские ворота. Сам он утверждал: «Мои картины - это личная охрана памятников старины».


художник

Любовь к родному краю в пейзажах омского художника К. П. Белова Любовь к отечеству начинается с любви к родному городу, родному краю. Старейший омский художник К.П. Белов, как ни кто другой, чувствовал свою родину, умел видеть в ней все самое прекрасное и все свои картины посвятил Сибири . Его пейзажи показывают Сибирь как красивый и бескрайний край, открывают нам страницы прошлого и показывают то, что было безвозвратно утеряно.

Родился будущий художник на Северном Урале, вырос в Сибири, на берегу полноводной и мощной реки Томи в селе Пача. В его памяти сохранились яркие и разнообразные впечатления детства, связанные с природой и традициями родного края.

В 17 лет Кондратий Петрович, волею судьбы, оказался в Томске , который поразил его: «С раннего детства я был мальчиком впечатлительным. Кроме своей и некоторых окрестных деревень я нигде не был. В Томске мне было страшно и в то же время радостно… ». Именно в Томске начались жизненные университеты Белова, а потом продолжались уже в Сибири.

В 1922 году первая живописная работа Белова "Широкая масленица" появилась в экспозиции весенней выставки иркутских художников.

Пейзаж "Лесосплав на Иртыше" (1948) - важнейший этап в творчестве художника. Некоторые искусствоведы в порыве энтузиазма назвали его первым полным и выразительным портретом Сибири. В этой работе живописец открыл не только новый жанр, который станет для него своим, родным, здесь раскрываются новые грани дарования художника, его мироощущение, его мировосприятие. В "Лесосплаве" определились возможности живописца-пейзажиста . Он заявляет о себе как о художнике эпического склада, сурового и мужественного. Появляются высокая точка зрения, которая станет потом традиционной, бесконечные просторы, находится и излюбленный мотив - небо и река, отражения облаков в воде, холодный ветер, приводящий все в движение. Этот мотив будет потом варьироваться, но не превратится в штамп, облегчающий художнику контакт с натурой, а явится результатом осмысления природы Сибири, стремления выразить ее суть в самых широких, только ей присущих категориях.

Почему же Белов обратился к пейзажу на 49-м году жизни, а не раньше? Он вырос в природе, всегда чувствовал ее, умел ее видеть. В то время пейзаж был жанром второстепенным, но и здесь на первый план выходил индустриальный пейзаж . Изображения фабрик, заводов, строек, железных дорог и т.д. Ценилась природа не сама по себе, а преобразованная, подчиненная человеку.

Белов воспринимает природу по-другому. Он представляет эпический пейзаж - направление, редко встречавшееся в русской пейзажной живописи, где традиционно доминировали лирический и декоративно-синтетический пейзажи. Для него природа - не красивые куски ландшафта, а одушевленный живой мир, частью которого является человек. К.П. Белов стремится видеть природу, чувствовать жизнь окружающего мира, ее темперамент. В его пейзажах нет разделения на основной мотив и фон, нет четко выраженного композиционного центра. Каждая часть природы, независимо от того, ближе она или дальше, не может играть подчиненную роль. В этом принципиальное отличие эпического пейзажа от лирического. Все это в полной мере придет позже, но началось все именно с «Лесосплава».

Следующая работа «Половодье на Иртыше» (1949), продолжая обозначившуюся линию, как бы суммирует все лучшее из того, что в то время мог сказать художник. Остается высокая точка зрения, остается глубина пространства. Но восприятие природы концентрируется, спрессовывается. Исчезает повествовательность, нет места мелким развлекательным подробностям, но начинается предыдущая картина (фигурки людей, лошади, детали домиков). Композиция приобрела строгость, собранность, цельность.

Более свободным, эмоциональным, раскованным Белов становится в небольших картинах конца 1950-х годов. В свое время их не оценили по достоинству. Слишком резко они контрастировали с господствовавшей тогда лакировочной живописью. Две из них художник сделал на картоне для себя как эскизы будущих работ о своей родине - деревне Пача, которую он продолжал любить всегда. В этих картинах эпическое начало заметно уменьшается, хотя все внешние параметры эпики сохраняются - высокая точка зрения, глубина пространства, свободная композиция. Однако в эпическую структуру вторгается романтическое содержание, здесь много личностного, эмоционального, выраженного языком пластики и цвета.

Пейзаж «Родные поля» (1958) пронизан чувством любви к этому более чем скромному уголку сибирской природы. Мягкое предвечернее освещение привносит в картину тихую поэзию. Догорающий луч света высвечивает часть сжатого поля, его золотистые оттенки наполняют атмосферу произведения удивительной теплотой. Только затененный первый план темная полоса леса с тяжелыми облаками несколько сжимают пространство картины, создавая ненавязчивое ощущение настороженной тишины. Здесь впервые легко угадывается меланхолический темперамент самого художника, ностальгическое состояние его души.

В печальном событии картины «Старая мельница» (1960) художник также видит свою красоту. Неторопливо течет вода, она давно уже преодолела запруду и постепенно затопила некогда жилое пространство, заборы, сараи, дома. Над водной гладью возвышается только забытая старая мельница с заколоченными окнами и дверью, ставшая прибежищем птиц. Когда-то добротная постройка уже начинает разрушаться. Живописец не делает из этого трагедии. Основная тема картины - какая-то скептическая элегичность («все течет...»). Она и определяет композиционный строй полотна. Старые бревна и доски от влажности и времени приобретают красивый серебристый оттенок, клубятся облака, солнечные зайчики затейливо играют на поверхности воды. Природа живет своей жизнью. В произведениях К. П. Белова природа одухотворяется. Все, что есть на холсте, - это проявление ее жизни, активной, напряженной, динамичной. Понятно, что индивидуальность облика городов и поселков представляет для живописца частный случай, подчиняет индивидуальному состоянию природы. В его картинах не только маленькие поселки, но и большие города превращаются в детали пейзажа, в тихие, иногда несколько шумные островки человеческой жизни среди величавой природы.

Исключением из этого правила (и то с оговорками) является для художника город Тобольск, который он любил и в котором всегда чувствовал подъем творческих сил. В бывшей столице сибирского края он находит основательность, эпичность, свойственные всей природе Сибири. В пейзажах, посвященных Тобольску, живописец активно включает в характеристику города воду и небо, хотя сам город занимает здесь значительно больше места, чем в других подобных работах.

В картине «Окраина Тобольска» (1971) голубоватые холодные тона разливающейся реки определяют всё колористическое решение холста - стихия победила, и дома, как небольшие островки, теряют самостоятельное значение в этом необъятном просторе воды.

В пейзаже «Тобольский кремль» (1964) стихия и город живут в полном согласии. Небо по-прежнему является цветовым камертоном картины, но оно отходит на задний план, как бы уступая место громаде кремля. Поэтому появляется ощущение, что источник теплого вечернего тона закатного неба - сам кремль, который композиционно доминирует в работе, будто охраняет покой соседних небольших уютных домиков.

Вообще небо играет важную роль в композиционном строе произведений Белова. Любой этюд, любую картину, по его утверждению, он начинает писать с неба. Состояние неба - это и есть настроение его будущего произведения, та «тональность», в которой будет закончена работа.

С середины 1960-х годов Белов возвращается к жанру эпического пейзажа. Возвращается на новом уровне, обогатив свой изобразительный язык новыми живописно-пластическими решениями. Романтическая концепция пейзажа, элементы которой и раньше проявлялись в его произведениях, теперь определяет структуру его работ. Романтические тенденции наиболее отчетливо проявляются в эпических произведениях К. П. Белова («Родина», 1978; «Устье Тобола», 1980) - собирательных образах родины - Сибири. Все они возникли на основе десятков этюдов и картин.

Белову лучше всего удаются пейзажи тех мест, которые он хорошо знает и любит, что связаны с его детством, юностью, молодостью. Это река Томь, где он вырос; Прииртышье, где он формировался как художник; Алтай, Северный Урал, тюменский Север, где он часто бывал. Работы, изображающие эти места, подкупают неповторимостью личной интонации живописца.

К. П. Белов обладает прекрасной художественной памятью, может с доскональной точностью воспроизвести события жизни, знакомые места. Часто и с нежностью художник пишет свою родину. Это темная река, на которой приютилось село, церковь, мельница, с которыми связано так много воспоминаний детства, запутанные, но такие знакомые деревенские улочки («Улица моя», 1968; «Родина», 1973; «Воспоминания детства», 1974).

Многие работы художника посвящены теме революции, гражданской войне в Сибири, но и здесь он обращается к пейзажу, природе. Природа - то главное действующее лицо, то деликатно отступает в глубину, давая возможность развиваться событиям. В работе «Крах колчаковской армии» (1968) отступление колчаковских войск из Омска - их бывшей столицы - трактуется буднично, просто, без элементов нажима, шаржа. Фон отступления - мост через реку Омь, Пророко - Ильинская церковь, Никольский собор, часовня, дома - документально восстанавливает облик Омска 1919 года. Но одновременно пейзаж (вот где проявляются и такт, и мастерство художника) создает и образное решение темы. Соборы, которые художник любит как олицетворение души народа, его извечного стремления к красоте, стоят величественные, гордые, провожая еще одно временное явление, претендовавшее на устойчивость и так буднично и обыденно заканчивающее свое существование. Лист «Митинг. Канун Октября» (1968) возвращает зрителя к событиям 1917 года в Омске . Октябрьская осень, ясный день. Спокойно плывут облака. На площади перед Успенским кафедральным собором собралась толпа. Что-то на трибуне энергично вещает агитатор. Кто-то его слушает, кто-то нет. Одни отдыхают, другие прогуливаются. Но это не важно. Вся толпа - стаффаж, то есть второстепенный элемент композиции, оживляющий изображение. Главный персонаж - величественный собор. На дальнем плане - освещенная солнцем Крестовоздвиженская церковь. Рассматривая все работы, посвященные революционному Омску, нетрудно убедиться, что в композициях большинства из них значительную роль играют памятники архитектуры. Одна из причин многочисленных обращений художника к историко-революционной тематике Омска связана с желанием, восстановить облик города таким, каким он застал его в молодости. Белов постоянно пишет исчезнувшие соборы, церкви, часовни, жилые дома - Успенский кафедральный и Воскресенский соборы, Пророко - Ильинскую церковь, Серафимо - Алексеевскую часовню, Тарские ворота, восстановленные уже после смерти живописца. Название одной работы об этом говорит безапелляционно - «Омск исторический» (1979). Сам он утверждал: «Мои картины - это личная охрана памятников старины». Пача и Омск - два главных лейтмотива творчества художника. Его последняя работа - большой холст «Село моей юности». (Как тут не вспомнить самого Белова: «Нет реки без истока, так и в судьбе моей ты - то единственное место, куда устремляется душа моя»). Произведения омского художника К. П. Белова – живое, впечатляющее повествование о любви к родному краю, к его красоте, к его истории, представляющие интерес для самого широкого круга всех тех, кто не может быть равнодушным к прошлому и настоящему своей Родины.

Кондратий Белов рисовал с детства. Отец, крестьянин, переехавший в Сибирь, в село Пача Томской губернии, «с пятью рублями в кармане и медным самоваром», регулярно лупил его за это «баловство», рвал рисунки, ломал карандаши. Но мальчик не спешил исправляться и все равно рисовал — по ночам, когда отец спал, убавив огонек в лампе. Цветные карандаши и бумагу ему привозили из Томска дети купца Просянкина, для которых он изображал «что попросят». И, конечно же, не мог и мечтать, что когда-нибудь его назовут «патриархом сибирской живописи», что ему предстоит стать художником - летописцем событий, кардинально изменивших жизнь нашей страны...

Самым счастливым временем для него была Пасхальная неделя, когда всех пускали на колокольню деревенской церкви: «Я каждый день уходил звонить и целую неделю смотрел вдаль с колокольни, как идет весна», - напишет он потом в воспоминаниях.

Вот откуда знаменитый беловский взгляд - на уровне птичьего полета. Не зря все свои картины народный художник России Кондратий Белов непременно начинал писать с неба. С ним у него явно сложились особые отношения - еще тогда, в детстве.

Он прославился как мастер редкого для русской живописи эпического пейзажа. Рисовал не красивые фрагменты ландшафта, а особый живой мир, который является частью чего-то большего. Без разделения на основной мотив и фон, без четко выраженного композиционного центра: все изображенное одинаково важно.

А еще ему было суждено стать летописцем финала главной русской трагедии ХХ века. «То, чему я оказался свидетелем, о чем слышал, прочитал, узнал, повернулось иной гранью - потребностью рассказать людям об исторических событиях Гражданской войны, о ее героях, о том, как революция расколола мир, определила его полюса», - объяснял художник в одном из своих интервью.

На своих полотнах он запечатлел и лидеров красного движения, и тех, кто был по другую сторону. Вот на Соборной площади принимает свой последний парад адмирал Колчак... Шагает по залитой дождем улице интернациональный красный отряд Лигети. Тухачевский допрашивает в губернаторском дворце усталого седовласого генерала Римского-Корсакова. С удивительным достоинством держится преданный сторонниками барон Унгерн...

Серию, в которую вошли около шестидесяти работ, Кондратий Петрович назвал по всем тогдашним канонам «Революционное прошлое Сибири». Но знаменитое «кондратовское небо» красноречиво свидетельствует о том, о чем в те времена нельзя было сказать прямо. Говорит правду о драме, разыгравшейся в нашей стране.


В центре выставки, открывшейся по случаю 115-летия Белова в его омском доме-музее, оказалась картина под названием «Крах колчаковской столицы». На ней запечатлено крушение отдельно взятого маленького мира. По берегу полузамерзшей реки несутся всадники с красными кокардами - войска красных вступили в Омск. Город застыл между снежным и облачным морем. В Серафимовской часовне на берегу светятся все окна...

Чаще других исторических деятелей на картинах Белова встречается адмирал Колчак. «Предварительный арест Колчака» надолго приковывает к себе взгляд. Фигура адмирала здесь самая яркая, она выделяется на фоне остальных персонажей. Символична и поза - так стоят не на заснеженном полустанке, а на капитанском мостике. А за спиной - бурное небо, не предвещающее ничего хорошего.

Кондратий Петрович не просто уважительно изображал врага революции, но еще и демонстрировал это на выставках.

В центр экспозиции он всегда помещал большое полотно с изображением Ленина, которому как-то довелось проезжать через Омск. Все партийные чиновники смотрели на вождя мирового пролетариата, а на остальные вещи уже не обращали особого внимания, - рассказывает директор музея, внук художника Владимир Белов.

Получилось так, что Колчак, сам того не зная, несколько раз сыграл в судьбе живописца решающую роль. Их судьбы странным образом переплелись.

Кондратий Белов попал под последний колчаковский набор - весной 1919 года. Первое, что будущий художник увидел в Омске, где стоял их 43-й сибирский стрелковый полк, оказалось парадом, который принимал сам Верховный правитель.

«Еще не обученные, зеленые, как молодой лук, новобранцы выстроились на площади. Дул сильный ветер, столбы пыли кружили над городом. Нигде я не видел такой пыли. Мы не могли без смеха смотреть друг на друга: на серых от пыли лицах видны были только глаза и зубы... Стоя на помосте рядом с Колчаком, Матковский, улыбаясь, что-то шептал ему на ухо... Колчак тоже был в английской форме, на адмиральских погонах сияли двуглавые орлы. Он стоял, вытянувшись в струну, твердый рот крепко сжат, большой мясистый нос навис над расколотым на две половины подбородком...»


Этот образ полвека спустя Кондратий Петрович воспроизводил на своих картинах по памяти...

Однажды дежурный по роте Белов взялся рисовать Колчака с портрета, висевшего на стене, чтобы не уснуть и не прозевать начальника караула. Увлекся, не заметил дежурного, получил два наряда. И даже не догадывался, что этот эпизод потом фактически решит его судьбу.

В октябре 1919-го их 43-й полк отправили в поход против алтайских партизан. Хозяин хаты в Новичихе, к которому Белова с товарищами определили на постой, узнал, что они из Омска, и стал интересоваться, каков из себя адмирал.

«А вот у нас художник сидит, он его с карточки рисовал, - показал на меня пальцем мой товарищ... Принесли бумагу, и по просьбе хозяина я сделал по памяти рисунок.

Вот он какой, - удивился хозяин. - А я думал, он с бородой, как Макаров - адмиралы все с бородами были, только Нахимова Бог обидел...

Тут меня окружили ребятишки: для них особенно было в диковинку видеть, как рисует карандаш на бумаге. Самый младший начал давать заказы: то зайчика нарисуй, то волка, то шарика с конем. Я рисую, а хозяин смотрит и вздыхает: «Эх вы, армия!»...

Тот вечер стал судьбоносным. Хозяин, сочувствовавший красным, проникся симпатией к молодому художнику и буквально в последний момент вытащил его из готовившейся мясорубки - полк как раз готовился выступать против партизан, а затем был полностью разгромлен.

Историки отмечают, что работы Белова отличает особая степень достоверности. Он обладал феноменальной памятью на детали. Его изображениям зданий, одежды, формы военных можно доверять, как фотографии.


«Мои картины - это личная охрана памятников старины», - говорил Кондратий Петрович. На них Омск выглядит островом посреди бушующего моря неба и земли. И кажется, что главные герои здесь даже не люди, а храмы и дома с резьбой и башенками, которые потом ничтоже сумняшеся пустили под снос. Все персонажи прописаны тщательно. Наверное, где-то среди них есть и командир взвода по прозвищу Козья Папаха, который в Иркутске в 1920 году, когда Белов служил уже в Красной Армии, «накрыл» его за рисованием женской фигуры на стене казармы, пообещал посадить на губу, но неожиданно привел... к двери с вывеской «Художественная студия».

«Можете представить, что со мной было! Хочу шагнуть, а ноги не идут. Яркий электрический свет ослепил меня. Нет, не ослепил, а озарил светом грядущего, которое ждало меня за порогом этой комнаты...» - так перед ним внезапно раскрылась дверь в большое искусство. Потом, по ходатайству руководителя студии Георгия Мануйлова, Белов, единственный из его выпускников, был откомандирован в другую студию - годичную художественную, при политуправлении 5-й армии. Кстати, просуществовавшую лишь год и подготовившую единственный выпуск.

В общем, события Гражданской войны определили в судьбе Кондратия Белова очень многое. «Нам нельзя не помнить истории нашей... Если ты неравнодушен к прошлому, значит, неравнодушен к настоящему и будущему», - говорил Кондратий Петрович.

23.03.1900, д. Верхние Усы Пермской губернии Осинского уезда - 4.05.1988, Омск

Похоронен на Северном кладбище

Живописец

Народный художник РСФСР

Член СХ с 1939

1917 - работал на строительстве Мурманской железной дороги

1919 - мобилизован в армию Колчака. Перешел к алтайским партизанам

1920-22 - служил в Пятой Красной Армии, 48 сибирском стрелковом полку, окончил полковую художественную студию в Иркутске (педагоги К.И. Померанцев и С.Н. Соколов, С.Д. Бигос)

1921 - откомандирован в художественную студию при политуправлении 5-й Армии

1924-28 - учился в Омском Художественно-промышленном техникуме им. Врубеля на полиграфическом отделении (преп. К.П.Трофимов, Е.А. Клодт, С.Я. Фельдман) по специальности художник-гравер, хромолитограф

В 1929 принят в Омское отделение АХР

1932-33 - главный художник при Доме Красной Армии

1932-37 - работал режиссером, актером и художником в клубе Мелькомбината им. К.Е. Ворошилова, с 1937-60 - в т-ве «Омхудожник», затем - в Омском отделении ХФ РСФСР

Член правления Омского ССХ с 1939-52

Участник II съезда художников РСФСР (1967)

Выставки: участник выставок с 1921 года (Иркутск, 1921, Омск, 1929)

Персональные:

Омск, 1934; 1961; Москва, 1963; Новосибирск, 1965; выставка, посв. 50-летию освобождения Омска от колчаковских войск. Омск, Дом художника, 1969; к 70-летию со дня рождения. Омск, Москва, Иркутск, Барнаул, 1971; к 75-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности. Омск, Москва (ЦДСА), Томск, Красноярск, Кемерово, 1975/76; к 80-летию со дня рождения. ООМИИ, 1980; Омск, Дом художника, 1985; посмертная выставка. ООМИИ, 1989; выставка творческого наследия. Москва, 1990; «К. Белов и художники его времени». Дом художника, 2000

Областные с 1937

Зональные, региональные:

Сибирская межобластная художественная выставка. Новосибирск, 1947; выставка произведений художников Сибири и Дальнего Востока. Иркутск, 1956; Тюмень, 1966; «Сибирь социалистическая». Новосибирск, 1964; Омск, 1967; Красноярск, 1969; Томск, 1975; Барнаул, 1980; Кемерово, 1985

Республиканские:

Выставка произведений художников периферии. Москва, 1940; 1945; произведений художников краев, областей и автономных республик РСФСР. Москва, 1949, 1951; Художественная выставка. Москва, 1949, 1950, 1951; «Графики Сибири». Москва, 1969; «Советская Россия». Москва, 1960, 1967, 1975, 1980, 1985; «Художники Урала, Сибири, Дальнего Востока». Москва, 1971; «60 лет Великого Октября». Москва, 1977

Всесоюзные: выставка, посв. I съезду художников. Москва, 1957

Зарубежные:

Передвижная выставка произведений советских художников. Польша, ГДР, Болгария, ЧССР, Индия, ВНР, Финляндия, Румыния, 1950; групповая выставка омских художников в ВНР. Будапешт, 1975

Групповые, тематические:

«Художники - детям», посв. 40-летию пионерской организации. Омск, 1962; «Советские Вооруженные Силы в изобразительном искусстве». Омск, 1964; передвижная выставка «Художники Сибири». Новосибирск, 1965; выставка произведений омских художников в г. Черновцы, 1968; юбилейная выставка, посв. 40-летию Омской организации СХ и ХПМ. Омск, Дом художника, 1973; «Художники - целине», посв. 20-летию освоения целинных и залежных земель. Омск, Дом художника, 1974; выставка произведений советской живописи. ООМИИ, 1983; «Омская земля». Омск, 1983, Москва, 1984, Ленинград, 1985; «Современная советская графика и скульптура». ООМИИ, 1984; выставка, посв. 60-летию ООМИИ. Дом художника, 1984; выставка омских художников в Центральном Доме работников искусств. Москва, 1986; «Рубежи жизни Родины». ООМИИ, 1986; «Худпром». ООМИИ, 1992; «Союз нерушимый. 50-е годы». Дом художника, 1997; «Омск - столица Сибири. Музей К.П. Белова 1998; «Искусство XX века». ООМИИ им. М.А. Врубеля, 1999/2001; произведений художников-шестидесятников. Дом-музей К.П. Белова, 1999; «Красавец-мужчина». ГОХМ «Либеров-центр», 2000; «Дороги к храму». р.п. Таврическое, картинная галерея, 2001; «Омск. Пространство Достоевского». Омск, Дом художника, 2001; «Белая столица: перелом эпох». Омск, Музей К.П. Белова, 2001; «Быть человеком между людьми», посв. Ф.М. Достоевскому. ГМИО, 2001; «Искусство социального заказа. 1930-1950». ООМИИ им. М.А. Врубеля, 2002; «Омский Союз художников в контрастах эпохи». К 70-летию образования Омской организации СХ России. ООМИИ им. М.А. Врубеля, 2002; Товарищество «Художник». Омск, Музей К.П. Белова, 2002.

Правительственные награды: орден «Знак Почета», медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.», «За трудовое отличие», «За многолетнюю активную помощь командирам и политработникам в коммунистическом воспитании советских воинов». Персональный пенсионер республиканского значения

Творческие награды: диплом Комитета по делам искусств (1949); звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (1963 или 65?); народный художник РСФСР (1977)

Творческие дачи: Академическая (1949, 1965, 1973)

Творческие командировки: Братская ГЭС, 1956, север Сибири (Тобольск, Салехард, Ханты-Мансийск), Алтай, Северный Урал, тюменский Север

Участвовал в конкурсах: Иркутск, 1921; Омск, 1938 (эскиз «Павлик Морозов»); на лучшие иллюстрации к книге М. Горького «Дело Артамоновых». Омск, 1941

Мастер эпического пейзажа и композиций на историко-революционную тематику.

Основные произведения: «Лесосплав на Иртыше», 1948, «Половодье на Иртыше», 1949, «Енисей», 1954, «Тобольский центр», 1961, «Тобольск», 1964, «Над иртышскими просторами», 1967, «Устье Тобола», 1977, «Иртыш - река Сибири, 1983, «Воспоминание о Родине», 1985 и др.; цикл графических работ (гуашь) на тему истории гражданской войны в Сибири («Тарские партизаны», 1958; «Курсанты студии ПУАРМ 5», 1958; «Узники Знаменского монастыря», 1966; «Дружина Святого Креста», 1966; «Последние страницы гражданской войны», 1966; «Крах колчаковской армии», 1968; «Восстановление моста», 1968 и др.).

Совместно с К.Н. Щекотовым выполнена роспись Сибирского павильона на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве (1949). Иллюстрировал книги М. Горького «Дело Артамоновых» (1942), П. Ершова «Конек-Горбунок» (1959).

Произведения приобретались МК РСФСР, Дирекцией Художественных выставок; находятся в музеях Омска, Иркутска, Читы, Белгорода, Барнаула, Новороссийска, Ангарска, Кемерово, Новокузнецка, Тобольска, музее села Пача Кемеровской области, Томска и др.

Енисей. 1954 Холст, масло. 80х119,5 ООМИИ им. М.А. Врубеля

Иртыш - река Сибири. 1983 Холст, масло 80х100 ООМИИ им. М.А. Врубеля

Пачинский пруд. 1965. Холст, масло. 70х90




Top