Кондратий белов картины. Владимир белов, директор музея народного художника россии кондратия белова, внук живописца

Детство прошло в селе Пача на берегу Томи. Рисовать начал с 7 лет. Отец-крестьянин, подрабатывавший тем, что клал фигурные печи с орнаментом, жестоко пресекал пустое и вредное времяпрепровождение. Белова отдали прислужником и работником к местному священнику, который обратил внимание на баритон и музыкальные данные нового помощника и предложил отцу готовить его сына в иподиаконы. Отец решил женить его на племяннице местной купчихи.

В 17 лет с благословения матери убежал от женитьбы в Томск . Завербовался на строительство Мурманской железной дороги. На строительстве познал лишения пережил множество приключений и бедствий: чудом спасался от самосуда толпы, грабителей, тифа. Возвращается в Сибирь. В мае 1919 года - колчаковская мобилизация. Служба в Омске в 43-м строевом полку, муштра и казарменный режим. Участвовал в неудачном походе против алтайских партизан. Перешел в Красную Армию. Служба в Иркутске в 48-м стрелковом полку.

Солдат Белов рисует химическим карандашом на стене казармы обнаженную женщину, после чего его направляют в художественную студию полка, которой руководил Георгий Мануйлов. Руководитель студии, когда-то волостной писарь в Паче, сразу оценил художественные данные Белова и взял его к себе на 3-месячные курсы. Кондрат Белов достойно завершил занятия в студии и по ходатайству того же Г. Мануйлова, единственный из его выпускников, был откомандирован в годичную художественную студию при политуправлении 5-й Армии. Студия просуществовала только год и сделала единственный выпуск. Среди выпускников (их было 20, 9 военных, остальные - вольнослушатели) был и К. Белов.

1921 год в Иркутске было неспокойно, банды держали город в постоянном напряжении. Служба и обучение проходили параллельно. Педагогами были известные иркутские художники К. И. Померанцев и С. Н. Соколов, любимец студийцев будущий московский график С. Д. Бигос (он был старше Белова только на 5 лет), читинский скульптор Иннокентий Жуков. Первая живописная работа Белова «Широкая масленица» вызвала у преподавателей разноречивые мнения, но ее активно защищал Бигос. В следующем, 1922, году она экспонируется вместе с несколькими новыми работами появилась на весенней выставке иркутских художников.

В 1924 г. он поступил в Омский художественно-промышленный техникум им. М. А. Врубеля. В техникум его приняли условно, без стипендии, поскольку здесь для поступления требовалось 7 классов школы, а он имел только церковно-приходскую школу. Не было проблем со специальными предметами, но трудно давались математика, физика. Приходилось подрабатывать истопником в бывшем Кадетском корпусе, работа требовала много времени и давала мало денег. В Худпроме пришлось заканчивать полиграфическое отделение, которое при тогдашней безработице давало большие возможности найти работу по профессии. В 1929 г., через год после окончания техникума, он устраивается литографом на геокартографическую фабрику при военно-топографическом отделе Сибирского военного округа.

В 1924 г. становится членом Омского филиала самой многочисленной тогда художественной группировки АХР (Ассоциация художников революции). В Омске был организован филиал москвичом Н. Г. Котовым. К этому времени ахровцы заняли ведущее положение в художественной жизни города в отличие от других сибирских городов, где доминировало объединение «Новая Сибирь». Под воздействием Декларации ассоциации все художники-ахровцы пытались дать народу понятное, идеологически активное искусство, не углубляясь в проблемы формообразования.

В 1932 году он был принят в члены только что образовавшегося Союза художников СССР. В этом же году он заболел туберкулезом легких, врачи запретили ему работать в литографской мастерской. Устроился художником в Дом Красной Армии. Там он сначала оформлял спектакли, затем начал играть в них. Первые увлечения театром были еще во время службы в Колчаковской армии. К. Белов серьёзно увлекся театром. В 1934 году устроился в клуб мелькомбината, где стал там актером, художником и режиссером. В этом же году командировка на север Омского района для контроля за уборкой урожая, откуда художник привез 140 графических портретов ударников труда. Эти портреты, выставленные в драмтеатре, составили 1-ю персональную выставку художника.

П. П. Ершов. "Конек-горбунок".

Русская сказка в трех частях.

Омское книжное издательство. 1959.

Это самая большая по объему и, пожалуй, самая значительная по художественному результату работа К. П. Белова в области книжной графики. Им выполнены обложка, титульный лист, шмуцтитулы, заставки, концовки, инициалы (буквицы) и 20 страничных иллюстраций. На нижнем поле, под изображением, на каждом рисунке графитным карандашом рукой художника написана цитата из текста сказки. Эти фразы и приняты музеем как названия иллюстраций.

В марте 1991 года в старинном доме - памятнике деревянного зодчества, известном среди омичей как «дом с мезонином», открылся музей народного художника РСФСР Кондратия Петровича Белова(1900-1988)


Поначалу он считался филиалом Омского музея изобразительных искусств им. М.А.Врубеля, но с 1992 года получил полную самостоятельност ь. Основой для музейной коллекции стали произведения старого Мастера - живописные и графические - переданные городу семьёй художника: вдовой и детьми.

К. П. Белов. 1980-е годы.

В одной из комнат воссоздана мастерская художника: по стенам развешаны семейные фотографии, в шкафу - любимые книги, на вешалке - пальто, шляпа и трость Кондратия Петровича, на мольберте - оставшаяся незавершенной работа мастера.

Кондратий Петрович Белов
Дата рождения:
Место рождения:

д. Верхние Усы, Пермская губерния, Российская империя

Дата смерти:
Место смерти:

Омск , СССР

Страна:

СССР

Жанр:

эпический пейзаж; историко революционная тематика.

Награды:

; Народный художник РСФСР; Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»; Медаль «За трудовое отличие»; Медаль «За многолетнюю активную помощь командирам и политработникам в коммунистическом воспитании советских воинов»; Персональный пенсионер республиканского значения.


Кондратий Петрович Белов (23 марта 1900, деревня Верхние Усы Пермской губернии - 4 мая 1988, Омск) - сибирский художник, эпический пейзажист, Народный художник РСФСР (1976). Отец известного омского художника и педагога заслуженного деятеля искусств РСФСР Станислава Кондратьевича Белова.

Биография

Детство прошло в селе Пача на берегу Томи. Рисовать начал с 7 лет. Отец-крестьянин, подрабатывавший тем, что клал фигурные печи с орнаментом, жестоко пресекал пустое и вредное времяпрепровождение. Белова отдали прислужником и работником к местному священнику, который обратил внимание на баритон и музыкальные данные нового помощника и предложил отцу готовить его сына в иподиаконы. Отец решил женить его на племяннице местной купчихи.

В 17 лет с благословения матери убежал от женитьбы в Томск. Завербовался на строительство Мурманской железной дороги. На строительстве познал лишения пережил множество приключений и бедствий: чудом спасался от самосуда толпы, грабителей, тифа. Возвращается в Сибирь. В мае 1919 года - колчаковская мобилизация. Служба в Омске в 43-м строевом полку, муштра и казарменный режим. Участвовал в неудачном походе против алтайских партизан. Перешел в Красную Армию. Служба в Иркутске в 48-м стрелковом полку.

Солдат Белов рисует химическим карандашом на стене казармы обнаженную женщину, после чего его направляют в художественную студию полка, которой руководил Георгий Мануйлов. Руководитель студии, когда-то волостной писарь в Паче, сразу оценил художественные данные Белова и взял его к себе на 3-месячные курсы. Кондрат Белов достойно завершил занятия в студии и по ходатайству того же Г. Мануйлова, единственный из его выпускников, был откомандирован в годичную художественную студию при политуправлении 5-й Армии. Студия просуществовала только год и сделала единственный выпуск. Среди выпускников (их было 20, 9 военных, остальные - вольнослушатели) был и К. Белов.

1921 год в Иркутске было неспокойно, банды держали город в постоянном напряжении. Служба и обучение проходили параллельно. Педагогами были известные иркутские художники К. И. Померанцев и С. Н. Соколов, любимец студийцев будущий московский график С. Д. Бигос (он был старше Белова только на 5 лет), читинский скульптор Иннокентий Жуков. Первая живописная работа Белова «Широкая масленица» вызвала у преподавателей разноречивые мнения, но ее активно защищал Бигос. В следующем, 1922, году она экспонируется вместе с несколькими новыми работами появилась на весенней выставке иркутских художников.

В 1924 г. он поступил в Омский художественно-промышленный техникум им. М. А. Врубеля. В техникум его приняли условно, без стипендии, поскольку здесь для поступления требовалось 7 классов школы, а он имел только церковно-приходскую школу. Не было проблем со специальными предметами, но трудно давались математика, физика. Приходилось подрабатывать истопником в бывшем Кадетском корпусе, работа требовала много времени и давала мало денег. В Худпроме пришлось заканчивать полиграфическое отделение, которое при тогдашней безработице давало большие возможности найти работу по профессии. В 1929 г., через год после окончания техникума, он устраивается литографом на геокартографическую фабрику при военно-топографическом отделе Сибирского военного округа.

В 1924 г. становится членом Омского филиала самой многочисленной тогда художественной группировки АХР (Ассоциация художников революции). В Омске был организован филиал москвичом Н. Г. Котовым. К этому времени ахровцы заняли ведущее положение в художественной жизни города в отличие от других сибирских городов, где доминировало объединение «Новая Сибирь». Под воздействием Декларации ассоциации все художники-ахровцы пытались дать народу понятное, идеологически активное искусство, не углубляясь в проблемы формообразования.

В 1932 году он был принят в члены только что образовавшегося Союза художников СССР. В этом же году он заболел туберкулезом легких, врачи запретили ему работать в литографской мастерской. Устроился художником в Дом Красной Армии. Там он сначала оформлял спектакли, затем начал играть в них. Первые увлечения театром были ещё во время службы в Колчаковской армии. К. Белов серьёзно увлекся театром. В 1934 году устроился в клуб мелькомбината, где стал там актером, художником и режиссером. В этом же году командировка на север Омского района для контроля за уборкой урожая, откуда художник привез 140 графических портретов ударников труда. Эти портреты, выставленные в драмтеатре, составили 1-ю персональную выставку художника.

В 1937 году по доносу он был исключен из рядов ВКП(б) как активный белогвардеец. Под предлогом сокращения штатов его уволили из клуба, сняли с воинского учета за невозможностью использовать в РККА. 1937 год в Омске был годом охоты на художников. Арестованы были и погибли в лагерях и тюрьмах Ян Янович Авотин, Илья Васильевич Волков, Михаил Михайлович Орешников, Самуил Яковлевич Фельдман - ядро омского отделения товарищества «Всекохудожник», которое возникло в 1932 году на базе местного отделения АХРа.

В годы войны художник постоянно работает. В 1945 г. награжден медалью «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». В 1946 году Белову возвращают звание члена Союза художников России, восстанавливают в ВКП(б). К концу 1940-х годов омские художники весьма заметны в художественной жизни России. О работах омичей лестно отзывается центральная пресса, они отмечаются на республиканских и всесоюзных выставках. В 1949 году Комитет по делам искусства присудил дипломы за лучшие произведения К. П. Белову, В. Р. Волкову, А. Н. Либерову, П. С. Мухину, К. Н. Щекотову.

Работы «Лесосплав на Иртыше» (1948) и «Половодье на Иртыше» (1949) - начало пейзажной линии в живописи художника. Но ещё более свободным, эмоциональным, раскованным он становится в небольших картинах конца 1950-х годов. Конец 1950-х - начало 1960-х годов К. П. Белов совершает поездки по северу. Как результат осмысления увиденного в начале 1960-х годов появляется серия пейзажей, которые проявляют новые черты в творчестве живописца. Эпический масштаб восприятия здесь почти исчезает, но тема остается все та же - жизнь природы.

В послевоенный период К. П. Белов пишет не только пейзажи. Многие работы художника посвящены теме революции, гражданской войне в Сибири. В 1964 году он стал заслуженным деятелем искусств. 1976 - народным художником России. Признание к художнику пришло в 60-е годы. Выступал перед любой аудиторией, устраивал персональные выставки в самых разнообразных уголках России. Среди сибирских художников давно уже стали расхожими выражения - «беловский колорит», «кондратовское небо».

Творчество

Пейзаж «Лесосплав на Иртыше» (1948) стал этапной и программной работой. В 1949 году пейзаж включен в состав выставки советского искусства экспонировавшейся в ряде зарубежных стран. Искусствоведы называли его первым полным и выразительным портретом Сибири. Этой работой живописец открывает новый жанр, который станет для него любимым. К. П. Белов проявляется как эпический пейзажист, во многом противопоставляясь традиционным русским пейзажам лирическому (левитано-саврасовская линия) и декоративно-синтетическому (Куинджи). Сама природа Сибири требовала иных выразительных средств, иных акцентов. В этой работе появляются высокая точка зрения, которая станет потом традиционной, подчеркнутые композицией бесконечные просторы; находится излюбленный мотив - небо и река, отражения облаков в воде, холодный ветер, приводящий все в движение. Для него природа - не красивые куски ландшафта, а одушевленный живой мир, и человек только часть его. Художник видит полноту природы её темперамент, буквально температуру, но и это только часть чего-то большего - космоса. По мироощущению Белов - пантеист.

После поездок 1960-х годов появляются новые черты в беловском пейзаже. В этой серии работ художник отошел от панорамности и масштабности, повествовательную организация динамики сменила внутренняя динамика натуры, выраженная формальными художественными приемами: ритмикой и подвижностью мазка, экспрессией. Природа ещё в большей степени становится соавтором художника. Хотя большинство работ названы по местам, которым они посвящены («Тевриз», 1960, «Усть-Ишим», 1960, «У Тобольска», 1960, «Березовский мыс», 1960, «У Салехарда», 1960, «Салехард», 1961, «Ханты-Мансийск», 1961, «Тобольский центр», 1961) живописец не создает масштабных образов старинных сибирских городов, экскурсионный подход отсутствует напрочь. Казалось бы уголок подобный написанному в одном месте мог бы оказаться в другом, но эта предельная подлинность природы. Индивидуальность облика городов и поселков представляет для живописца частный случай, хотя эту индивидуальность он легко улавливает, но не делает на ней акцент, а подчиняет индивидуальному состоянию природы. В картинах К. П. Белова не только маленькие поселки, но и большие города превращаются в детали пейзажа, в тихие, иногда несколько шумные островки человеческой жизни среди величавой природы.

В послевоенный период работы К. П. Белова посвящены теме революции, гражданской войне в Сибири ("Выступление Красной Армии в Омске, «Последний парад Колчака», «Дружина святого креста», «Крах колчаковской армии»). Выполнены они чаще всего гуашью, иногда маслом. Они не несут в себе глубоких социальных исследований, не претендуют на философское обобщение исторических событий. В композициях большинства из них значительную роль играют памятники архитектуры. Возможно, причина обращения художника к историко-революционной тематике Омска связана с желанием восстановить облик города таким, каким он застал его в молодости, К. П. Белов постоянно пишет исчезнувшие соборы, церкви, часовни, жилые дома - Успенский кафедральный и Воскресенский соборы, Пророко-Ильинскую церковь, Серафимо-Алексеевскую часовню, Тарские ворота. Сам он утверждал: «Мои картины - это личная охрана памятников старины».

Пача и Омск - два главных лейтмотива творчества художника. Его последняя работа - большой холст «Село моей юности».

Похоронен на Старо-Северном мемориальном кладбище Омска.

Награды

Правительственные:

  • Орден «Знак Почёта»
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль «За трудовое отличие»
  • Медаль «За многолетнюю активную помощь командирам и политработникам в коммунистическом воспитании советских воинов»
  • Персональный пенсионер республиканского значения.

Творческие:

  • Диплом Комитета по делам искусств
  • Звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР»
  • Звание «Народный художник РСФСР».
Выставки
  • 1921 г. Весенняя выставка. Иркутск.
  • 1929 г. Выставка. Омск.
  • 1934 г. Персональная выставка. Омск.
  • 1937 г. 1-я областная выставка. Омск.
  • 1938 г. 2-я областная выставка. Омск.
  • 1939 г. 3-я областная выставка, посвященная 20-летию освобождения Сибири от колчаковщины. Омск.
  • 1940 г. Республиканская выставка произведений художников периферии. Москва.
  • 1940 г. 4-я областная выставка. Омск.
  • 1942 г. Передвижная выставка по госпиталям. Омск.
  • 1942 г. Областная выставка, посвященная 25-й годовщине Октября. Омск.
  • 1944 г. Областная выставка. Омск.
  • 1945 г. Республиканская выставка произведений художников периферии. Москва.
  • 1945 г. Областная выставка. Омск.
  • 1947 г. Сибирская межобластная художественная выставка. Новосибирск.
  • 1949 г. Республиканская выставка произведений художников краев, областей и автономных республик РСФСР. Москва.
  • 1949 г. Республиканская художественная выставка. Москва.
  • 1950 г. Республиканская художественная выставка. Москва.
  • 1950 г. Зарубежная передвижная выставка произведений советских художников. Польша, ГДР, Болгария, ЧССР, Индия, ВНР, Финляндия, Румыния.
  • 1951 г. Республиканская выставка произведений художников краев, областей и автономных республик РСФСР. Москва.
  • 1951 г. Республиканская художественная выставка. Москва.
  • 1956 г. Выставка произведений художников Сибири и Дальнего Востока. Иркутск.
  • 1957 г. Всесоюзная выставка, посвященная I съезду художников СССР. Москва.
  • 1960 г. Республиканская выставка «Советская Россия». Москва.
  • 1961 г. Персональная выставка. Омск.
  • 1963 г. Персональная выставка. Москва.
  • 1964 г. Выставка «Советские Вооруженные Силы в изобразительном искусстве». Омск.
  • 1965 г. Персональная выставка. Новосибирск.
  • 1964 г. I зональная художественная тематическая выставка «Сибирь социалистическая». Новосибирск.
  • 1965 г. Передвижная выставка «Художники Сибири». Новосибирск.
  • 1966 г. Выставка произведений художников Сибири и Дальнего Востока. Тюмень.
  • 1967 г. Республиканская выставка «Советская Россия». Москва.
  • 1967 г. II зональная выставка «Сибирь социалистическая», посвященная 50-летию Советской власти. Омск.
  • 1968 г. Областная выставка омских художников «Ленинскому комсомолу посвящается». Дом художника. Омск.
  • 1968 г. Областная художественная выставка «Художники - Октябрю». Дом художника. Омск.
  • 1968 г. Выставка произведений омских художников. Черновцы.
  • 1969 г. Персональная выставка, посвященная 50-летию освобождения Омска от колчаковских войск. Дом художника. Омск.
  • 1969 г. Республиканская выставка «Графики Сибири». Москва.
  • 1969 г. III зональная выставка «Сибирь социалистическая» (к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина). Красноярск.
  • 1970 г. Областная выставка произведений омских художников, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Дом художника. Омск.
  • 1971 г. Персональная выставка. К 70-летию со дня рождения. Омск, Москва, Иркутск, Барнаул.
  • 1971 г. Республиканская выставка «Художники Урала, Сибири, Дальнего Востока». Москва.
  • 1973 г. Юбилейная выставка, посвященная 40-летию Омской организации СХ и ХПМ. Дом художника. Омск.
  • 1974 г. Зарубежная выставка «Художники Омска». Пешт. Венгрия.
  • 1974 г. Выставка «Художники - целине», посвященная 20-летию освоения целинных и залежных земель. Дом актера. Омск.
  • 1975 г. Персональная выставка. К 75-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности. Омск; ЦДСА Москва.
  • 1975 г. Республиканская выставка «Советская Россия». Москва.
  • 1975 г. IV-я зональная выставка «Сибирь социалистическая». Томск.
  • 1975 г. Областная выставка, посвященная 30-летеию Победы над фашистской Германией. Дом художника. Омск.
  • 1977 г. Республиканская выставка «60 лет Великого Октября». Москва.
  • 1977 г. Областная выставка произведений омских художников, посвященная 60-летеию Великого Октября. Дом художника. Омск.
  • 1978 г. Персональная выставка К.П. Белова в г. Юрга Кемеровской области (Юрга)
  • 1979 г. Областная выставка произведений омских художников, посвященная 60-летию освобождения города Омска от колчаковщины. Дом художника. Омск.
  • 1980 г. Персональная выставка. К 80-летию со дня рождения. ООМИИ. Омск.
  • 1980 г. Республиканская выставка «Советская Россия». Москва.
  • 1980 г. V зональная выставка «Сибирь социалистическая». Барнаул.
  • 1982/83 г. Юбилейная выставка произведений омских художников «Омская земля» (50 лет организации). Дом художника. Омск.
  • 1982/83 г. Юбилейная выставка произведений омских художников «Омская земля» (50 лет организации). Москва, Ленинград.
  • 1983 г. Выставка произведений советской живописи. ООМИИ. Омск.
  • 1984 г. Выставка, посвященная 60-летию ООМИИ. Дом художника. Омск.
  • 1984 г. Выставка «Современноя советская графика и скульптура». ООМИИ. Омск.
  • 1985 г. Персональная выставка. Дом художника. Омск.
  • 1985 г. Республиканская выставка «Советская Россия». Москва.
  • 1985 г. VI зональная выставка «Сибирь социалистическая». Кемерово.
  • 1985 г. Областная выставка, посвященная 40-летию Победы над Германией, «Омичи в труде и бою». Дом художника. Омск.
  • 1986 г. Выставка омских художников в ЦДРИ. Москва.
  • 1986 г. Областная выставка произведений омских художников «Художник и город», посвященная 270-летию основания города Омска. Дом художника. Омск.
  • 1986 г. Выставка «Рубежи жизни Родины». ООМИИ. Омск.
  • 1987 г. Областная выставка произведений омских художников «Художники - Октябрю», посвященная 70-летию Великого Октября. Дом художника. Омск.
  • 1989 г. Персональная посмертная выставка. ООМИИ. Омск.
  • 1989 г. Персональная выставка творческого наследия. Москва.
  • 1992 г. Выставка «Худпром». ООМИИ. Омск.
  • 1997 г. Выставка «Союз нерушимый. 50-е годы». Дом художника. Омск.
  • 1998 г. Выставка «Омск - столица Сибири». Музей К. П. Белова.
  • 1998 г. Выставка произведений художников-шестидесятников. Музей К. П. Белова.
  • 1999/2001 г. Выставка «Искусство XX века». ООМИИ им. М. А. Врубеля. Омск.
  • 2000 г. Выставка «К. Белов и художники его времени». Дом художника. Омск.
  • 2000 г. Выставка «Красавец-мужчина». ГОХМ «Либеров-центр». Омск.
  • 2001 г. Выставка «Дорога к храму». Картинная галерея. р.п. Таврическое.
  • 2001 г. Выставка «Омск. Пространство Достоевского». Дом художника. Омск.
  • 2001 г. Выставка «Белая столица: перелом эпох». Музей К. П. Белова.
  • 2001 г. Выставка «Быть человеком между людьми», посвященная Ф. М. Достоевскому. ГМИО. Омск.
  • 2001 г. Выставка «Искусство социального заказа. 1930-1950-е гг.» ООМИИ им. М. А. Врубеля. Омск.
  • 2002 г. «Омский союз художников в контрастах эпохи». К 70-летию образования Омской организации СХ России. ООМИИ им. М. А. Врубеля. Омск.
  • 2002 г. Выставка "Товарищество «Художник». Музей К. П. Белова.
  • 2005 г. Выставка «Село моё родное» из фондов музея К. П. Белова. Кемеровский областной музей изобразительных искусств. Кемерово.
  • 2007 г. Выставка «Художники Омского Прииртышья», посвященная 75-летию Омского отделения Союза художников. ООМИИ им. М. А. Врубеля. Омск.
  • 2008 г. Выставка «Было так…». Музей К. П. Белова.
Творческие поездки и командировки
  • Братская ГЭС (1956).
  • Север Сибири (Тобольск, Салехард, Ханты-Мансийск).
  • Алтай.
  • По реке Каме вместе с Р. Ф. Черепановым и с сыном С. К. Беловым: Пермь, Соликамск, Чердынь (1964).
  • Тюменский Север.
Участие в конкурсах Творческое наследие

Работы К. П. Белова хранятся во многих музеях страны, в Омске они находятся в коллекциях ГУК Омской области «Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля» и МУК Городской музей «Искусство Омска», но основная часть наследия хранится в музее ГУК Омской области «Омский музей Кондратия Белова».

Омский музей Кондратия Белова

Омский музей Кондратия Белова

Музей К. П. Белова открылся 29 марта 1991 года, после кончины известного художника. Но дом для своего музея Кондратий Петрович успел выбрать сам: старинный особняк на бывшей Плотниковской улице (ныне ул. Ч. Валиханова), памятник деревянного зодчества нач. XX в. (1901 г.)

Музей К. П. Белова открылся в 1991 г. как филиал ГУК ОО «Музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля» и через год обрел самостоятельность.

  • Общая площадь здания - 282 кв. м,
  • экспозиционная - 150 кв. м,
  • фондовая - 17 кв. м.

Общее количество единиц хранения: основной фонд - 610, в том числе:

  • живопись - 91,
  • графика - 267,
  • архивные материалы - 252,
  • научно-вспомогательный фонд - 25.

Основная часть художественного фонда состоит из произведений, переданных родственниками художника по его завещанию.

В музее работают представители династии Беловых.

Память
  • Памятник К. П. Белову во дворе музея Кондратия Белова (скульптор Мурашев)
  • Мемориальная доска на доме, где жил художник ул. Орджоникидзе, дом 13.
Интересные факты
  • По количеству добрых анекдотов о Белове вряд ли кто-либо сравнится с ним из омских художников.
  • У Кондратия Петровича был неофициальный титул, его называли патриархом сибирской живописи.
  • В Омске известны 4 художника по фамилии Белов. Владимир Никитич и Сергей Александрович однофамильцы друг другу и отцу и сыну - Кондратию Петровичу и Станиславу Кондратьевичу.
Библиография

Белов К. П. О моей жизни / К. Белов. - Омск: ЛЕО, 2005. - 159 с. : ил., портр., факс. - 105-летию со дня рождения посвящ.

Частично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/

Иллюстрации belovmuseum.ru

«С таким дедушкой, как Кондратий Белов, Дед Мороз был не нужен».

Во вторник, 29 марта, свой двадцатипятилетний юбилей отметило одно из самых самобытных учреждений культуры Омского региона - музей народного художника России Кондратия Белова. В канун праздничной для музея и его завсегдатаев даты в знакомом, наверное, всем омичам и многим людям за пределами города деревянном особняке на улице Валиханова побывал корреспондент «Домашней газеты». И пообщался с директором музея, внуком патриарха сибирской живописи Владимиром Беловым о традициях музея, его повседневной жизни и, конечно же, о великом деде.

- Владимир Дмитриевич, музей Кондратия Белова создавался на вашей памяти. С чего все начиналось?

С того, что сын Кондратия Петровича, Станислав Кондратьевич, профессор живописи и замечательный художник, выступил с инициативой о передаче под мастерские художников Алексея Либерова и Кондратия Белова двух особняков в центре города. С тем, чтобы впоследствии там появились их музеи. Власти поддержали эту идею и предложили на выбор несколько зданий. Кондратий Петрович выбрал бывший особняк Филиппа Штумпфа на улице Валиханова. Надо сказать, что дом к тому времени сильно обветшал, в нем были коммунальные квартиры, где проживало пятнадцать семей. Стани-слав Кондратьевич отговаривал отца от этого варианта, но тот сказал: «Если я откажусь, дом погибнет». Людей расселили в отдельные квартиры, а особняк долго и тщательно реставрировали. В итоге двадцать пять лет назад музей открыл свои двери для посетителей.

- А его первым директором стала ваша мама Вера Кондратьевна…

У мамы не было таких планов. Она работала инженером в проектном институте и не имела музейного образования. Но сначала умер Кондратий Петрович, а потом буквально через год ушел из жизни Станислав Кондратьевич. Дело нужно было доводить до конца. К тому же она помнила, как давным-давно дед, рассуждая о том, кем станут его дети, предсказал: «Ты будешь директором моего музея». Его пророчество сбылось, и именно маме во многом принадлежит концепция музея как дома Белова, куда могут прийти художники, где в гостиной Штумпфа можно выпить чаю из самовара, попробовать знаменитый беловский пирог с капустой и яблоками, который выпекается по секретному рецепту, созданному еще матерью Кондратия Петровича Агафьей Карповной.

- Кто, кроме художников, относится к частым гостям вашего музея?

Сложно выделить какую--то одну категорию посетителей. На экскурсиях у нас часто бывают школьники. На ставшие традиционными рисовальные понедельники помимо прочих годами ходят пожилые и одинокие люди. Музей поддерживает отношения с социальными центрами, и денег с этой категории граждан не берем. Здесь они изучают основы рисунка, участвуют в выставках, но главное - находят общение и отдых для души. Заглядывают к нам и гости города, иностранцы. Однажды, еще в девяностые, почти случайно забрел итальянский бизнесмен. Долго ходил, восхищался картинами и интерьером, угостился пирогом и пообещал приехать еще раз с женой. Мы подумали - шутит. И каково было наше удивление, когда через год он действительно посетил нас с супругой. Чуть ли не на собственном самолете прилетел.

- Реконструкция улицы Валиханова, наверное, тоже привлекла к музею дополнительную публику?

Пожалуй, да. Люди гуляют по «омскому Арбату» и заходят к нам. Не так давно, например, пришел мужчина с внуком, посмотрел на портрет Кондратия Петровича и говорит: «О, а этого деда я знаю!» Начинаем расспрашивать, как и откуда. Оказалось, наш гость в свое время работал на поливальной машине. И как--то проезжая рано утром по Красному Пути, увидел, что к нему наперерез бежит старик с густыми белыми усами и размахивает тростью. Водитель думает, что--то случилось, и выскакивает навстречу. А тот кричит: «Ты только посмотри, какой красивый рассвет!».

- Это было похоже на Кондратия Петровича?

Да, очень! К сожалению, я общался с дедом только в последние десять лет его жизни. Это был очень веселый и добрый человек. Он обожал детей и души не чаял во внуках. Он играл с нами, пел песни под гармошку, на ходу импровизировал увлекательнейшие сказки. До сих пор помню ощущение, когда этот великан с белоснежными усищами сгребал нас своими большими, теплыми руками и прижимал к себе. С таким дедушкой никакой Дед Мороз был не нужен.

- А ведь его творческая судьба складывалась порой непросто…

По большому счету, признание пришло к нему только в 48 лет, после картины «Лесосплав на Иртыше». Это могло случиться и раньше, но в свое время деду припомнили службу в армии Колчака. Он там и выстрелить--то ни разу не успел, а потом служил и в красных отрядах Тухачевского. Тем не менее, его исключили из Союза художников, практически отстранили от любой работы. На помощь пришли московские живописцы, которые приехали в Омск в эвакуацию во время войны. Они стали приглашать его на свои выставки, и постепенно он смог вернуться, что называется, в обойму.

- Почему же он не переехал в Москву, как это многие сделали тогда, а сейчас бы сделал почти каждый?

Может быть, это фамильная черта. Ведь его сын Станислав Кондратьевич, который окончил ВГИК и даже встретил в столице девушку из семьи очень высокопоставленных людей, тоже вместе с ней потом вернулся в родные места. Кондратий Петрович очень любил свою натуру: Сибирь, Прииртышье. На моей памяти и за границей-то он был всего однажды - в Венгрии, когда Омск и Пешт стали городами--побратимами, и между ними начали налаживать культурные связи. Зато почти каждое лето отправлялся на теплоходе по Иртышу и Оби. Пароходство предоставляло ему бесплатную каюту, и они вместе с бабушкой Софьей Васильевной могли путешествовать неделями.

- Супруга оказала влияние на его творчество?

Думаю, что дед стал по--настоящему большим художником во многом благодаря ей. Но в отличие от мужа Софья Васильевна была довольно строгой женщиной. Ее отец до революции был директором Камского пароходства, а потом бежал с семьей в колчаковский Омск. Здесь Софья Васильевна и Кондратий Петрович познакомились и прожили вместе 62 года. Бабушка всю жизнь поддерживала и опекала деда. Иногда довольно курьезным образом. Зная, как много художников сгубил алкоголь, она приводила его в мастерскую и запирала на ключ снаружи. Чтобы никто не приходил, не отвлекал от дела, не угощал. Дед при этом выпивохой никогда не был, хотя и мог, придя в гости, выпить сразу стакан водки. После чего просто общался, не притрагиваясь к спиртному.

- Правда ли, что о нем ходило множество легенд и анекдотов?

Это так. И сейчас уже сложно отличить быль от вымысла. Рассказывали, например, такой случай. Однажды Кондратия Петровича вызвали в отделение Союза художников на партсобрание, потому что какие--то его ученики выпили лишнего и где--то валялись. А он явился на заседание в забрызганном краской халате, с палитрой и кистью, и сам начал распекать партком за то, что его отвлекают от работы. «Кондратий Петрович! Но ведь молодые художники злоупотребляют! Вы должны на них повлиять!» «А я влияю, - сказал дед, - я им всегда говорю - закусывать надо!»

Кондратий Петрович сочетал в себе обаяние личности и мощный творческий дар. Какие его работы производят наибольшее впечатление на вас, его внука?

Их очень много. Среди прочего мне очень дорог колчаковский цикл. Удивительно, что в советские годы Кондратий Петрович создал работы, где очень правдиво и даже, пожалуй, сочувственно изображен старый Омск, разрушенные впоследствии омские соборы, сам адмирал и люди той эпохи. Когда в девяностые годы наш музей в ходе поездки по России посетил Александр Солженицын, он был поражен мастерством и мужеством художника. Это изумление отразилось даже в позе, в которой писатель замер перед картинами на фотографии.

Очень люблю я и последнюю работу деда «Село моей юности». Это большой панорамный вид малой родины Кондратия Петровича - села Пача Кемеровской области. Он писал его часто. Кстати, кемеровский губернатор Аман Тулеев - большой поклонник творчества Белова и друг нашего музея.

- Что, по--вашему, нужно еще сделать для пропаганды искусства патриарха сибирской живописи?

Дом Белова живет интересной жизнью. Кроме выставок, экскурсий, рисовальных понедельников, чаепитий, о которых я уже говорил, мы проводим традиционные пленэры. Наши гости, художники, дарят нам свои работы, которые мы тоже продолжаем выставлять. Государство даже в нынешней непростой экономической ситуации финансирует музей, дает омичам возможность познакомиться с творчеством классика сибирской живописи и современных авторов, и это здорово.

Но, конечно, всегда хочется думать о большем. У нас есть проект подземного выставочного зала, ведь нынешние экспозиционные возможности невелики. Не хватает и площадей под хранилища. За 25 лет число единиц хранения выросло со ста до девятисот, и сегодня мы даже не можем принимать картины в дар. У меня, как у директора, уже давно нет кабинета, а хранителю приходится ютиться на лестнице. В свое время у особняка была кирпичная пристройка квадратов на сорок, но при реставрации ее снесли, и сейчас мы задумываемся о возможности ее восстановления. Есть идея издания музейного каталога и второй книги мемуаров Кондратия Петровича. Будем надеяться и, конечно, стараться, чтобы эти планы воплотились в будущем. Например, к 125--летнему юбилею мастера.

Беседовал Алексей Никишин

Эпический пейзажист, народный художник РСФСР Кондратий Петрович Белов родился 23 марта 1900 года в деревне Верхние Усы Пермской губернии). Однако, всё его детство прошло в селе Пача на живописном берегу сибирской реки Томи. Рисовать он начал с семи лет.

Рисовал он с увлечением, хотя это было небезопасно. Его отец-крестьянин, подрабатывавший тем, что клал фигурные печи с орнаментом, жестоко пресекал пустое и вредное времяпрепровождение. Но мир не без добрых людей. В церковно-приходской школе способности юного художника оценил волостной писарь Пазилов, отбывавший в этих местах ссылку. Он даже добился разрешения принять Белова в только что открывшиеся рисовальные классы (шел 1911 год) Томского Общества поощрения художников. Но отец был непреклонен: «Писать тебя научили, читать, считать тоже. Вот тебе и вся наука. Все будут учеными, кто будет хлеб сеять?» Не помогло даже то, что творческие способности неожиданно принесли прибыль. В Пачу приехал землемер распределять участки среди крестьян. Узнав, что Кондрат умеет рисовать, он поручил ему писать на колышках номера участков и платил по 1 рублю за день работы.

Вместо художественной школы Белова отдали прислужником и работником местному священнику, который через некоторое время обратил внимание на прозревший баритон и музыкальные данные нового помощника и предложил отцу готовить его сына в иподиаконы. Белова отдали прислужником и работником к местному священнику, который обратил внимание на баритон и музыкальные данные нового помощника и предложил отцу готовить его сына в иподиаконы. А отец решил женить его на племяннице местной купчихи.

В 17 лет Кондрат с благословения матери убежал от женитьбы в Томск. Томск его поразил. «С раннего детства я был мальчиком впечатлительным. Кроме своей и некоторых окрестных деревень я нигде не был. В Томске мне было страшно и в то же время радостно. Сплошные магазины на Почтамтской. В гостинице Второва окна в три человеческих роста из толстого зеркального стекла, за окнами чудеса, не мог насмотреться. На площади митинги, люди кричат, хрипят, неистовствуют, аплодируют, хохочут - опять зрелище. Пожары в тайге, горят дома, магазины. В воздухе висело марево дыма, солнце зловеще красное - страшно. Преступность, беспорядок, паника...»

Потом он завербовался на строительство Мурманской железной дороги. На строительстве познал лишения пережил множество приключений и бедствий: чудом спасался от самосуда толпы, грабителей, тифа. И возвратился в Сибирь. В мае 1919 года был мобилизован в колчаковская армию. Служил в Омске в 43-м строевом полку, где процветали муштра и казарменный режим. Участвовал в неудачном походе против алтайских партизан. После этого перешел в Красную Армию. И служил уже в Иркутске, в 48-м стрелковом полку.

Однажды солдат Белов нарисовал химическим карандашом на стене казармы обнаженную женщину. Его талант был замечен, после чего его направляют в художественную студию полка, которой руководил Георгий Мануйлов.

Руководитель студии, когда-то волостной писарь в Паче, сразу оценил художественные данные Белова и взял его к себе на трёхмесячные курсы. Кондрат Белов достойно завершил занятия в студии и по ходатайству того же Г. Мануйлова, единственный из его выпускников, был откомандирован в годичную художественную студию при политуправлении 5-й Армии. Студия просуществовала только год и сделала единственный выпуск. Среди выпускников, которых всего было 20: 9 военных, остальные - вольнослушатели, - был и К. Белов.

В 1921 году в Иркутске было неспокойно, банды держали город в постоянном напряжении. Служба и обучение проходили параллельно. Педагогами Белова были известные иркутские художники К.И. Померанцев и С.Н. Соколов, любимец студийцев будущий московский график С.Д. Бигос, он был старше Белова только на 5 лет, читинский скульптор Иннокентий Жуков.

Первая живописная работа Белова «Широкая масленица» вызвала у преподавателей разноречивые мнения, но её активно защищал Бигос. В следующем, 1922 году она экспонируется вместе с несколькими новыми работами на весенней выставке иркутских художников.

В 1924 году Кондрат поступил в Омский художественно-промышленный техникум имени М.А. Врубеля. В техникум его приняли условно, без стипендии, поскольку для поступления требовалось 7 классов школы, а он окончил только начальную церковно-приходскую школу. Не было проблем со специальными предметами, но трудно давались математика, физика.

Приходилось и подрабатывать - истопником в бывшем Кадетском корпусе, работа требовала много времени и давала мало денег. В Худпроме он заканчивает полиграфическое отделение, которое при тогдашней безработице давало большие возможности найти работу по профессии. В 1929 году, через год после окончания техникума, он устраивается литографом на геокартографическую фабрику при военно-топографическом отделе Сибирского военного округа.

В 1924 году Белов становится членом Омского филиала самой многочисленной тогда художественной группировки АХР (Ассоциация художников революции). В Омске был организован филиал АХРа москвичом Н.Г. Котовым. К этому времени ахровцы заняли ведущее положение в художественной жизни города, в отличие от других сибирских городов, где доминировало объединение «Новая Сибирь». Под воздействием Декларации Ассоциации, все художники-ахровцы пытались дать народу понятное, идеологически активное искусство, не углубляясь в проблемы формообразования.

В 1932 году Кондратий Белов был принят в члены только что образовавшегося Союза художников СССР. В этом же году он заболел туберкулезом легких, врачи запретили ему работать в литографской мастерской. И он устроился художником в Дом Красной Армии. Там он сначала оформлял спектакли, затем, начал играть в них. Первые его увлечения театром начались ещё во время службы в колчаковской армии.

К. Белов увлекся театром серьёзно. В 1934 году устроился в клуб мелькомбината, где стал актером, художником и режиссёром. В этом же году его командировали на север Омского района для контроля за уборкой урожая. Из этой поездки художник привез 140 графических портретов ударников труда. Эти портреты, выставленные в драмтеатре, составили его первую персональную выставку.

В 1937 году Белова по доносу исключили из рядов ВКП(б) как активного белогвардейца. Под предлогом сокращения штатов его уволили из клуба, сняли с воинского учета за невозможностью использовать в РККА. 1937 год в Омске стал «годом охоты» на художников. Были арестованы и погибли в лагерях и тюрьмах Ян Янович Авотин, Илья Васильевич Волков, Михаил Михайлович Орешников, Самуил Яковлевич Фельдман - ядро омского отделения товарищества «Всекохудожник», которое возникло в 1932 году на базе местного отделения АХРа.

В этот тяжелый год Белову во многом помог новый председатель товарищества, организатор Омского отделения Союза художников, талантливый администратор и тонкий пейзажист Дмитрий Степанович Суслов. Он принял опального художника в товарищество, дал ему крупный заказ в духе времени к 20-летию Октября (тогда и позже, буквально до недавнего времени, большинство художников зарабатывало на жизнь юбилейными заказами) на громадный барельеф (3х5 м) для краеведческого музея, где из глины и папье-маше нужно было изобразить 5 фигур идущих рабочих с отбойными молотками. Заказ был срочный, времени мало, а главное, было холодно, просушить глину не удалось.

Снова раздались обвинения во вредительстве. Суслов снова поручился за Белова и посоветовал ему написать живописное панно под старую бронзу с тем же содержанием и такого же размера. Трудно себе представить, как это все было сделано, если учесть, что до появления приемной комиссии оставались только сутки. Снова придется повторить: мир не без добрых людей. Короче говоря, все было готово в нужный момент. Работа была принята с хорошей оценкой.

После этих драматических событий Суслов полностью поверил в Белова-живописца. По его предложению (или по заказу) для 2-й областной выставки 1938 года художник пишет большую работу, естественно, на юбилейную тему «Освобождение политзаключенных из Омской тюрьмы». Картина продолжает те тенденции, которые наметились еще в холсте 1929 года «Последний парад Колчака». Сохраняется многофигурная композиция с достаточно конкретно разработанными персонажами первого плана. Колористический строй полотна строится на традиционном для того времени цветовом контрасте. Мрачный фон тюрьмы заостряет атмосферу радости, счастья людей, получивших свободу.

Пять лет он будет доказывать, что он советский художник. Нервное напряжение и иждивенческая карточка ослабили организм и обострили болезнь. Но он постоянно работает, пишет картины, проводит беседы об изобразительном искусстве в госпиталях, школах. Если судить по названиям его картин ("Павлик Морозов", 1940; "Возвращение партизан в родное село", 1942; "Клуб фронта", 1943; "Пленные немцы", 1944; "Хлеб фронту", 1944; "Лиза Чайкина", 1945 и т. д.), можно подумать, что это обыкновенная конъюнктура. Зерно истины здесь есть, но это не все. Белов учится живописи, в сущности, он восполняет то, что не сделал в 1930-х годах. Люди идут к искусству разными путями.

Живопись сохранившегося эскиза к картине "Дума про Ковпака" (1944) выгодно отличает работу от многих картин других художников этого времени. Холст привлекателен редкой по тем временам цветовой выразительностью. В нем несложно обнаружить некоторые композиционные просчеты, но все это с лихвой перекрывает его колористическая собранность, цельность. Работа не случайно называется думой. Весь ее живописно-пластический строй создает особый ритм, своеобразную мелодическую певучесть, внутреннее эмоциональное напряжение, которое и ассоциируется именно с думой. Повествовательность, так характерная и для художника, и для времени, сводится к минимуму. Главными средствами выражения идеи становятся живописно-пластические. Образный строй произведения художника сближается с романтической концепцией картины, где среда подчиняет себе предметное начало. Позже эта концепция более полно реализуется в его пейзажах.

В годы Великой Отечественной войны художник работает постоянно. И в 1945 году его наградили медалью «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».

В 1946 году Белову возвращают звание члена Союза художников, восстанавливают в партии. К концу 1940-х годов омские художники весьма заметны в художественной жизни России. О работах омичей лестно отзывается центральная пресса, их отмечают на республиканских и всесоюзных выставках. В 1949 году Комитет по делам искусства при Совете Министров РСФСР присудил дипломы за лучшие произведения К.П. Белову, В.Р. Волкову, А.Н. Либерову, П.С. Мухину, К.Н. Щекотову.

Работы «Лесосплав на Иртыше» (1948г.) и «Половодье на Иртыше» (1949г.) - начало пейзажной линии в живописи художника. Но ещё более свободным, эмоциональным, раскованным он становится в небольших картинах конца 1950-х годов. Конец 1950-х - начало 1960-х годов К.П. Белов совершает поездки по Северу. Как результат осмысления увиденного - в начале 1960-х годов появляется серия пейзажей, которые проявляют новые черты в творчестве живописца. Эпический масштаб восприятия здесь почти исчезает, но тема остается все та же - жизнь природы.

В послевоенный период К.П. Белов пишет не только пейзажи. Многие его работы посвящены теме революции, гражданской войне в Сибири. В 1964 году он стал заслуженным деятелем искусств, 1976-м -народным художником России. Признание к художнику пришло в 60-е годы. Он выступал перед любой аудиторией, устраивал персональные выставки в самых разных уголках страны.

Пейзаж «Лесосплав на Иртыше» стал его этапной и программной работой. В 1949 году пейзаж включен в состав выставки советского искусства, экспонировавшейся в ряде зарубежных стран. Искусствоведы называли его первым полным и выразительным портретом Сибири. Этой работой живописец открывает новый жанр, который станет для него любимым.

Естественно возникает вопрос, почему Белов обратился к пейзажу на 49-м году жизни, а не раньше? Он вырос в природе, всегда чувствовал ее, умел ее видеть. Может быть, то, что в человеке естественно заложено, кажется ему слишком простым. Часто мы доверяем больше другим, чем самим себе. Себя тоже нужно найти. К тому же в советском изобразительном искусстве существовала строгая иерархия жанров. Слишком многое в нем определяла тематика. Историко-революционная тема, современная, но социалистическая тематика всячески поощрялись - для них всегда горел зеленый свет. Пейзаж был жанром второстепенным, но и здесь на первый план выходил индустриальный пейзаж. Изображения фабрик, заводов, строек, железных дорог, буровых уже гарантировали внимание выставкомов. Ценилась природа не сама по себе, а преобразованная, подчиненная человеку.

К.П. Белов же проявляется как эпический пейзажист, во многом противопоставляясь традиционным русским пейзажам - лирическому (левитано-саврасовская линия) и декоративно-синтетическому (Куинджи). Сама природа Сибири требовала иных выразительных средств, иных акцентов. В этой работе появляются высокая точка зрения, которая станет потом традиционной, подчеркнутые композицией бесконечные просторы; находится излюбленный мотив - небо и река, отражения облаков в воде, холодный ветер, приводящий все в движение. Для него природа - не красивые куски ландшафта, а одушевленный живой мир, и человек - только часть его. Художник видит полноту природы её темперамент, буквально, температуру. Но и это только часть чего-то большего - космоса.

По мироощущению Белов - пантеист, проповедующий своим искусством философское учение, объединяющее и иногда отождествляющее Бога и мир.

После поездок 1960-х годов появляются новые черты в беловском пейзаже. В этой серии работ художник отошел от панорамности и масштабности, повествовательную организацию динамики сменила внутренняя динамика натуры, выраженная формальными художественными приемами: ритмикой и подвижностью мазка, экспрессией.

Пейзаж «Родные поля» (1958) пронизан чувством любви к этому более чем скромному уголку сибирской природы. Мягкое предвечернее освещение привносит в картину тихую поэзию. Догорающий луч света высвечивает часть сжатого поля, его золотистые оттенки наполняют атмосферу произведения удивительной теплотой. Только затененный первый план и темная полоса леса с тяжелыми облаками несколько сжимают пространство картины, создавая ненавязчивое ощущение настороженной тишины. Богата фактура картона. Художник использует кисть, мастихин, лессировки, процарапывание живописного слоя. Разнообразные мазки, вертикальные, диагональные, в сочетании с пятнами создают внутреннее движение и напряжение живописной поверхности картины.

Позднее Белов любил повторять, что у холста надо жить, танцевать танец, соответствующий картине. Здесь, может быть, впервые легко угадывается меланхолический темперамент пишущего художника, ностальгическое состояние его души.

Совсем иное впечатление вызывает его пейзаж «Родное село» (1959). Сюжета здесь нет, как и в предыдущей работе, есть мироощущение, но оно обнаженно драматическое. Живопись экспрессивна, все построено на контрасте темного и светлого, холодного и теплого. Экспрессивен мазок. Создается ощущение, что не подающая никаких признаков жизни деревня на берегу крутого обрыва вжалась в землю, предчувствуя, как и замершая река, какие-то катаклизмы в природе. Над всем возвышается только заброшенная колокольня старой церкви с темными провалами арочных проемов и обрубленным крестом.

Природа ещё в большей степени становится соавтором художника. Хотя большинство работ названы по местам, которым они посвящены («Тевриз», 1960г., «Усть-Ишим», 1960г., «У Тобольска», 1960г., «Березовский мыс», 1960г., «У Салехарда», 1960г., «Салехард», 1961г., «Ханты-Мансийск», 1961г., «Тобольский центр», 1961г.

Живописец не создает масштабных образов старинных сибирских городов, экскурсионный подход отсутствует напрочь. Казалось бы, уголок, подобный написанному в одном, месте мог бы оказаться в другом, но эта предельная подлинность природы. Индивидуальность облика городов и поселков представляет для живописца частный случай, хотя эту индивидуальность он легко улавливает, но не делает на ней акцент, а подчиняет индивидуальному состоянию природы. В картинах К.П. Белова не только маленькие поселки, но и большие города превращаются в детали пейзажа, в тихие, иногда несколько шумные островки человеческой жизни среди величавой природы.

В послевоенный период работы К.П. Белова посвящены теме революции, гражданской войне в Сибири («Выступление Красной Армии в Омске», «Последний парад Колчака», «Дружина святого креста», «Крах колчаковской армии»). Выполнены они чаще всего гуашью, иногда маслом. Они не несут в себе глубоких социальных исследований, не претендуют на философское обобщение исторических событий. В композициях большинства из них значительную роль играют памятники архитектуры.

Возможно, причина обращения художника к историко-революционной тематике Омска связана с желанием восстановить облик города таким, каким он застал его в молодости…

К.П. Белов постоянно пишет исчезнувшие соборы, церкви, часовни, жилые дома - Успенский кафедральный и Воскресенский соборы, Пророко-Ильинскую церковь, Серафимо-Алексеевскую часовню, Тарские ворота. Сам он утверждал: «Мои картины - это личная охрана памятников старины».

Пача и Омск - два главных лейтмотива творчества художника. Его последняя работа - большой холст «Село моей юности». Как тут не вспомнить самого Белова: «Нет реки без истока, так и в судьбе моей ты - то единственное место, куда устремляется душа моя».

Признание Белова состоялось давно. Слава пришла к нему еще раньше. Он был действительно народным художником, прошел свой путь в гуще многих событий, стремился быть понятным в своем творчестве всем. Взрослым и детям, колхозникам и студентам, рабочим и художникам. Выступал перед любой аудиторией, устраивал персональные выставки в самых разнообразных уголках России. Среди сибирских художников давно уже стали расхожими выражения «беловский колорит», «кондратовское небо»... По количеству анекдотов о Белове вряд ли кто-либо сравнится с ним. Анекдотов веселых и добрых, каким он был сам.

Надо сказать, что у Кондратия Петровича был еще один титул - неофициальный. Его называли патриархом сибирской живописи. И, заметим, ему этот титул очень шел - смелому, крепкому, красивому, раскованному человеку с гордо посаженной головой, с роскошными усами, с проницательными, умными глазами и добрым сердцем.

Стоит ли сомневаться, была ли у него своя звезда?...




Top