Конфликт отцы и дети тургенев. Отцы и дети в чем выражен конфликт поколений? Извечная проблема России

Более полувека Иван Сергеевич Тургенев находился в центре общественной и духовной жизни России и Западной Европы, стремясь, по его собственным словам, «в течение всего этого времени... воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет самый образ и давление времени, и ту быстро изменявшуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно» служил «предметом» его «наблюдений». Тургенев владел умением угадывать нарождающееся в обществе движение. Дыхание эпохи 60-х годов, ее типические особенности ощутимы в образах героев романа «Отцы и дети», в историческом финале, на котором разворачивается действие, в центральном конфликте романа. Тургенев писал Полине Виардо: «Я попытался представить конфликт двух поколений».

  • «Главное лицо представляется выражением новейшей нашей современности», - писал Тургенев Достоевскому. Одним из важнейших исторических явлений этой поры была борьба буржуазно-дворянского либерализма с революционным демократизмом вокруг коренных вопросов русской жизни, борьба двух направлений, двух исторических тенденций - реформистской и революционной - в русском общественном развитии начиная с 60-х годов. Этот конфликт и послужил объективной исторической основой романа Тургенева.

В основу романа лег общественно-политический конфликт между либералами и революционерами-демократами накануне 1861 года но вопросу готовящейся реформы.

Столкновения между этими политическими силами нашли выражение на страницах романа в спорах Базарова с братьями Кирсановыми. Эти герои обсуждают готовящуюся реформу. Базаров прямо говорит, что реформа не пойдет впрок. В романе ярко переданы споры «отцов» и «детей», представителей двух культур - старой, уходящей дворянской культуры и новой, демократической. Эти споры отразили столкновение между дворянскими либералами, сыгравшими свою относительно прогрессивную роль в 40-х годах, и разночинцами-демократами, ставшими во главе передового общественного движения. Споры идут о положении народа, его перспективах, об искусстве, литературе, о политическом устройстве, жизненных принципах. Недаром Книга названа романом идейных споров.

Споры велись вокруг самых различных вопросов, волновавших общественную мысль 60-х годов: об отношении к дворянскому культурному наследию, об искусстве и науке, о системе поведения человека, о нравственных принципах, о воспитании, об общественном долге, - все эти проблемы нашли свое освещение в романе Тургенева. Беглыми, но выразительными штрихами, подчеркивающими историческую необходимость уничтожения крепостного строя, в романе показаны безотрадная судьба крепостных крестьян, темнота и невежество народа. Мысль о тяжелом положении народа вводится Тургеневым с самого начала романа и в горестные сетования Николая Петровича о плохой работе мужиков, и в размышления Аркадия о необходимости преобразований, вызванные неприглядной картиной деревенской нищеты. Глубокой основой романа Тургенева был вопрос о судьбе России, русского народа, о путях его дальнейшего развития. Сам Тургенев дал такую оценку политического содержания «Отцов и детей»: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность.

Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян - и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность». Эти слова не означали стремления окарикатурить представителей дворянства. Писатель замечал в дворянах и много хороших качеств, обладание определенными достоинствами, но вместе с тем видел их историческую бесперспективность. В образах Павла Петровича, Николая Петровича и Аркадия показано русское либеральное дворянство в его различных проявлениях. Главным антагонистом Базарова, на столкновении с которым держится основной идейный конфликт, является Павел Петрович, наделенный силой, страстностью, бескомпромиссностью.

У главного героя романа, Евгения Базарова, широкий научный кругозор: у него глубокие научные познания в области медицины, химии,"физики, ботаники, зоологии. Увлечение естественными науками было типичной чертой культурной жизни России 60-х годов. На изучение естественных наук в то время смотрели как на необходимый фундамент всех знаний. Базаров - не только будущий ученый-материалист, но и будущий общественный деятель.

Старик Базаров спрашивает Аркадия: «...Ведь он не на медицинском поприще достигнет той известности, которую вы ему пророчите?» - «Разумеется, не на медицинском, хотя он и в этом отношении будет из первых ученых », - отвечает Аркадий, которому были известны намерения Евгения. Нигилизм Базарова родился в эпоху ломки общественного сознания.

Добролюбов писал о людях базаровского типа еще до появления образа главного героя Тургенева и говорил о том, что такие люди решаются «ступить на дорогу беспощадного отрицания для отыскания чистой истины», их конечная цель - «принесение возможно большей пользы человечеству». И. И. Мечников писал: «Среди молодежи распространилось убеждение, что только положительное знание способно вести к истинному прогрессу, что искусство и другие проявления духовной жизни людей, наоборот, лишь тормозят движение вперед. Чуткий ко всем стремлениям молодого поколения, Тургенев изобразил в Базарове тип молодого человека, верящего исключительно в науку...

» Тургене в ярко изобразил конфликт двух поколений. Старший Кирсанов, вряд ли отдавая себе в этом отчет, ненавидел Базарова потому, что тот перечеркивал всю его жизнь. Павел Петрович считал, что ведет благородную жизнь и достоин уважения. По мнению же Базарова, Павел Петрович - «архаическое явление», его существование - «распущенность, пустота», его принципы - «самооправдание человека, который «сидит сложа руки». В романе показано духовное омертвение Павла Кирсанова. Он благородно относится к брату, к Фенечке, постоянен в любви, честен, и горько, что жизнь человека, обладающего несомненными достоинствами, проходит настолько бездарно. Николай Петрович тоже счастлив в семье, окружен любимыми людьми, но и его жизнь бедна по содержанию.

Все добрые начинания Николая Петровича - желание устроить имение, стремление не отстать от передовой молодежи, не отстать от жизни - заканчиваются крахом. Он - «человек отставной».

Тургенев с печальной иронией говорит в эпилоге романа, что существование Николая Петровича так же бессмысленно, как и существование его брата. Судьба «отцов» и у стариков Базаровых. Роман вызвал споры сразу после своего выхода в свет, причем критические отзывы раздавались как со стороны консерваторов, так и со стороны демократического лагеря, где тоже по-разному оценили роман. Антонович, сотрудник «Современника», выступил со статьей «Асмодей нашего времени», в которой писал, что Базаров - это злая клевета на демократов-разночинцев.

Критик отрицал художественную ценность романа и назвал его родоначальником антинигилистических романов. Антонович истолковал образ Базарова как клевету на молодое поколение. Такое понимание романа проистекало из неверных методологических принципов критика: он подменял то, что фактически было изображено в романе, тем, что, по его мнению, хотел сказать Тургенев.

От лица другого демократического журнала, «Русское слово», выступил Писарев со статьей «Базаров». Писарев снял с Базарова обвинение в карикатурности, объяснил положительное значение образа, подчеркнул социальную роль Базаровых. Писарев проанализировал склад мышления, поведение в обществе, идеалы людей типа Базарова. Критик отделил подлинного демократа Базарова от карикатурных нигилистов Ситникова и Кукшиной. В то же время Писарев, в отличие от Антоновича, разделил «отцов» и «детей» не по возрастному принципу, а по политическому, отнеся к «детям» только Базарова.

Писарев увидел в романе и антипатию Тургенева к своему герою, высказав мысль, что при изображении людей противоположного лагеря нужно держать в узде свою антипатию. Оценка Писарева была не безукоризненно правильной: критик был склонен оправдывать безразличие Базарова к будущему народа, неверие в его потенциальные силы, потому что сам был солидарен в этом с Базаровым. Кроме того, Писарев, недооценивающий роль эстетики и искусства в жизни, во многом солидарен и с базаровским суждением об искусстве.

Например, роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», написанный в 60-е годы XIX века.

Роман считается знаковым для того времени, а образ главного героя Евгения Базарова воспринимался молодёжью как пример для подражания бескомпромиссности, преклонения перед авторитетами и старыми истинами. Базаров «нигилист-разночинец» и в его рассуждениях главенствует приоритет «полезного» над «прекрасным», когда во всем присутствует некий налет отрицания присущий раннему атеизму. Сейчас было бы правильнее назвать подобного человека демагогом, но это уже не суть важно.

Важным в данном случае является описанный Иваном Тургеневым сам конфликт отцов и детей на примере Базарова и Аркадия Кирсанова, приехавших в Марьино и некоторое время гостивших у Кирсановых (отца и дяди Аркадия). Напряжённые отношения со старшими Кирсановыми заставляют Базарова покинуть Марьино и отправиться в губернский город, где он знакомится с богатой вдовой Одинцовой. К концу романа скептицизм Базарова по разным жизненным обстоятельствам утрачен.

Нигилизм середины XIX века основан на отрицании и скептике к любви, искусству, общепринятой морали и религии. Нигилист это революционер демократ отрицающий консерватизм общественной политики государства. Движения за эмансипацию женщин дополнило нигилизм в России и внесло свой вклад в изменении общественного сознания после того, как в 1789 обнародовали «Декларация прав женщины» с требованием политических прав женщин наравне с мужчинами.

В данном случае конфликт отцов и детей показан на примере среднего возрастного уровня, когда в роли детей выступают уже сложившиеся личности способные иметь своих детей. Поэтому этот конфликт было бы правильно назвать конфликт «Отцов и дедов», отцы это среднее, а деды уходящее поколение в системном построении жизненного пути человечества. Отцы в данном случае это возрастной ценз, который определяет период выхода детей из подчинения отцовской воли.

Ситуация конфликта между родственниками возникает на фоне их законных имущественных прав, когда до XX века все имущественные права семьи были на стороне отца и поддерживались имеющимся законодательством. Статья 1534 Уложения о наказаниях, преследовала, за нанесение личной каким-либо оскорбительным действием обиды отцу или матери. Таким образом, законом защищалось право главы семьи на воспитание членов семьи, и распоряжаться семейным бытом.

Против такого консерватизма закрепляющего преимущества «Отцов» и боролись нигилисты. В данном случае члены семьи не имели права требовать какой-либо части имущества, и существовал «выдел», когда отец отделял сына для самостоятельного ведения хозяйства, передавая ему части семейного имущества по своему усмотрению. Сохранились ли в сегодняшнем обществе подобные отношения принудительного уважения к старшим и закрепления за ними имущественного права сказать трудно. Хотя существует в правовом отношении право родителей на получение алиментов от детей на их содержание.

Логически выстраивая известные нам исторические события, приходим к выводу, что подмеченный Иваном Тургеневым конфликт поколений существует, как некая природная данность, различающая человека в его развитии. Триединое начало в данном случае проявлено в системном построении жизненного пространства человека: прошлое – настоящее – будущее, когда эта взаимосвязь на бытовом уровне будет выглядеть как деды – отцы – внуки.

Получается так, что конфликт поколений заложен самой природой для эволюционных преобразований в окружающем мире. Этот конфликт проявлен в процессе воспитания детей, когда родители вынуждены в некоторых случаях подавлять психику ребенка подчиняя и заставляя его выполнять какие-либо требования для успешной адаптации ребенка в обществе. До XX века, как уже было сказано, дети были подчинены родителям и имущественно зависели от них.

В современном обществе ребенок вынужден подчиняться родителям до своего возмужания (совершеннолетия). В это время дети бывают часто агрессивны по отношению к родителям, которые выполняя социальные требования общества должны подготовить нового члена общества и обучить его всем требованиям существующей морали. В этот момент чувства острой неприязни друг к другу могут быть у обеих сторон конфликта, как у родителей, так и у их детей.

Таким образом, каждый человек проходит все этапы своего развития с момента его рождения, рождения и воспитания его детей, до момента его ухода с земного плана. И каждый раз он сталкивается с проблемой самоутверждения при столкновении собственных интересов с интересами его родителей, а затем с интересами его детей. Эти особенности поведения человека в разных трансформациях по-разному толкуются в эзотерических и религиозных учениях.

В этих учениях объясняется на уровне познания человека и его «эго» обладающего своей персональной «душой», что отцы и дети это разные люди, имеющие кровное родство, но обладающие каждый своей собственной психикой. Эта психика или «эго» при определении своего места в сообществе и утверждении «самости» и выстраивает конфликтные отношения с окружающим миром.


Основной проблемой в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» является проблема противоречия поколений, взаимоотношений между отцами и детьми. Тургенев рассматривает это противоречие с двух сторон: с социальной (конфликт аристократов и нигилистов) и с философской (непосредственно конфликт отцов и детей).

Социальный конфликт заключается в противостоянии различных слоев общества: дворянского сословия, отстаивающего существующие порядки, и последователей теории нигилизма, отрицающих авторитеты, принципы и ценности. Тургенев раскрывает это противостояние с помощью образов Павла Петровича Кирсанова, представителя аристократии, и Евгения Васильевича Базарова, типичного нигилиста.

Павел Петрович – дворянин, в прошлом блестящий офицер, пользовавшийся огромным успехом в обществе. Все изменила его трагическая любовь к княгине Р.

После её смерти он лишился надежд на счастье и переехал к брату в Марьино, где сохранил «все привычки светского льва» и аристократические манеры, не характерные для сельской местности: чтение по-английски, привычка одеваться по последней моде, тщательный уход за внешностью и пр. Для Павла Петровича большую ценность представляют собой аристократизм, принципы и устои прошлого века, культура – то, что было ценно для предков.

Евгений Базаров – абсолютная противоположность Павлу Петровичу. Он умен, образован, интересуется естественными науками; обладает жаждой деятельности, стремится совершить нечто великое за свою жизнь, способен к развитию. Но в то же время Евгений – материалист, самолюбив, высокомерен, циничен, пренебрежительно относится к людям, эгоист, безнравственен. Отрицание прошлого опыта, сведение человеческих отношений к физиологическим инстинктам, беспринципность (в соответствии с теорией нигилизма) подчеркивает минусы Базарова и усугубляет их.

Все то духовное, что всегда было важно для человечества: искусство, любовь, дружба, добро, – не имеет для него никакого значения.

Именно из-за различий во взглядах на мир, в ценностях, в идеях и происходят столкновения этих персонажей, а следовательно, аристократов и нигилистов. То, что считается аристократами основой жизни, нигилистами отрицается как отжившее, больше не являющееся верным и мешающее прогрессу.

Под философским конфликтом Тургенев подразумевает непосредственно конфликт поколений, старшего и младшего. В отношениях Аркадия и его отца, Николая Петровича Кирсанова, почти нет существенных противоречий, между ними есть взаимопонимание, теплота. Хотя в начале романа Аркадий представлен как единомышленник Базарова, по мере развития событий мы видим, что он гораздо больше похож на отца образом мыслей, и его приверженность к нигилизму не более чем попытка казаться взрослее, увереннее и независимее. Так же как и для Николая Петровича, для Аркадия важны любовь, семья, дружба – то, что делает человека счастливым.

Отношения Базарова с родителями гораздо запутаннее: с одной стороны, Евгений любит их, хоть и нечасто показывает свои чувства; с другой стороны, Базарову скучно с ними, он не может понять и принять их образ жизни. И отец, и мать Базарова придерживаются традиционного образа жизни. Евгений хотел, чтобы самые близкие люди разделяли его взгляды и мысли, и они действительно старались это сделать, хотя и безуспешно. Отсюда и возникла проблема непонимания поколениями друг друга.

Таким образом, Тургенев, сам относящийся к поколению «отцов», тем не менее стоит на стороне Базарова. «Тургенев не любил беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною, и внушает каждому читателю невольное уважение», - говорил Д. Писарев.

Обновлено: 2017-08-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Книга «Отцы и дети» была написана в шестидесятые годы девятнадцатого века. Это рассказ о несчастной любви, новых убеждениях и вечной проблеме взаимопонимания разных поколений. Именно последняя тема представлена ​​в романе с различных точек зрения.

Основа разногласий в романе

Тема взаимопонимания родителей и детей - вечная. Особенно удачно ее раскрыл русский классик Конфликт поколений в романе «Отцы и дети» - это различие взглядов на политическую, культурную и социальную ситуацию в России во второй половине XIX века. Именно 1860 год стал переломным в истории империи. Постоянные восстания недовольных крестьян заставили власть отменить крепостное право. Это разделило людей на два лагеря.

В первом были представители старого мира, дворяне и богачи. Вторая часть - сторонники новой, свободной эпохи, где ценили и уважали человека. Евгений Базаров, герой романа «Отцы и дети», принадлежал к тем, кто хотел революции. Он нигилист, а значит не признает авторитетов и смеется над общепринятыми ценностями. Его идеи разделяют Аркадий и любимая Анна. Но вместе с тем он становится врагом для близкого друга и для своих родителей.

Столкновение взглядов

Наибольшее развитие конфликт приобретает из-за упрямства и недоразумения двух представителей разных поколений и эпох. Это встреча убеждений революционера-демократа в и либерала-дворянина Николая Петровича Кирсанова. Первый пытается работать на благо общества. Второй больше заботится о собственной выгоде. Тем не менее оба они энергичны и уверенно отстаивают свои убеждения. В общем, их разнообразны.

Они касаются религии, философии и даже поэзии. Характеристика романа «Отцы и дети» - это краткое описание событий, которые на самом деле происходили в России в 1860-х годах. Беседы и - это разговоры людей тех переломных для общества лет.

Расхождения в семье Кирсановых

Важно также рассмотреть отношения Аркадия и Николая Петровича. Эти двое, отец и сын, также представители разных поколений. Аркадий - лучший друг Евгения Базарова и по совместительству его послушный ученик. Он стремится познать нигилизм и максимально окунуться в теорию демократии.

Его отец - заядлый либерал, который стесняется своей связи с простым народом. В частности, ему стыдно за любовь к молодой женщине по имени Фанечка. Первый конфликт поколений в романе «Отцы и дети» возникает у отца с Аркадием. Но любовь, которую они лелеют в себе друг к другу, сильнее недоразумения относительно взглядов на общество.

Родство, что сильнее убеждения

Так, со временем Аркадий отказывается от своей теории и прекращает попытки приобщиться к созданию нового мира. Не отстает и Николай Петрович. Он в конце романа женится на простолюдинке Фанечке. А Аркадий выбирает себе в жены скромную и тихую Екатерину. Их конфликт разрешается.

Характеристика романа «Отцы и дети» - анализ тогдашнего общества. Тургенев показывает, что мысли Базарова не прижились, конфликт, который возник в этой семье, замялся, так и не дойдя до логического решения. Но в конце книги, во время двойной свадьбы отца и сына, автор делает незначительный акцент и говорит, что ни один ни другой не выглядит счастливым.

Автор и родители Базарова

Иван Сергеевич Тургенев не скрывает своего отношения к старшему поколению и прививает любовь к этому своему читателю. Его нежные чувства благодарности и уважения можно увидеть в описании Милые, очаровательные супруги с первых строк симпатичны нам теплотой и дружелюбием, которым от них веет.

Конфликт поколений в романе «Отцы и дети» не смог бы быть настолько ярким, если бы автор так четко не раскрыл перед читателем образы стариков. Так, он знакомит нас с Ариной Власьевной и Василием Ивановичем. Матушка - милая старушка, равно верит в Бога и народные суеверия. Она - это воплощение гостеприимства, мира и добра. Отец, почтенный человек, который справедливо заслужил уважение знакомых. Он искренний, сердечный и даже пытается приобщиться к новым идеям поколения.

Единственный сын - самая большая радость в их жизни. Зная о его непростом характере, родители как можно больше стараются ему потакать. Ходят вокруг него на цыпочках и проявляют лишь часть чувства к любимому ребенку. Евгений Базаров, главный герой романа «Отцы и дети», раскрывается для нас с другой стороны в родном доме.

Роль всей жизни Базарова

Неприступное сердце не так уж и неприступно. С первых строк романа читатель наблюдает, как пренебрежительно относится Евгений к старшему поколению. Въедливый, напыщенный, самовлюбленный, он отказывается от любых чужих мыслей. Его высокомерие и холод отталкивают. Он бесчеловечен и равнодушен к старости.

Но стоило ему оказаться в доме родителей, как большая часть его презрения исчезает. Главная тема романа «Отцы и дети», разница поколений, ярко выражается именно в отношениях Евгения и его родителей. Изменение среды меняет образ мыслей Базарова. Он становится мягче, терпимее, нежнее. Несмотря на то что он редко наведывается на родину, он горячо любит близких, хотя и старательно это скрывает за маской рассеянности. Основная его проблема в том, что он так и не научился выражать чувства, особенно если это касается светлых, положительных эмоций. Именно с такой стеной неумения и непонимания столкнулись родители.

Конфликт взглядов

В своем произведение Тургенев раскрыл простую и болезненную истину - разницу поколений. Старомодные родители Базарова только ухудшают, хотя и не специально, отношения с сыном. Все образы романа «Отцы и дети» - очень сильные личности, и для них сломать собственные взгляды в пользу чужих является вещью недопустимой.

Молодой человек не делится с родителями, представителями другого поколения, своей философией. Они набожны, а он - атеист, они люди первой половины века, он - второй. И родители, зная о замкнутости сына, не пытаются влезть в его мир новых принципов. Так, и первые и второй радуются той малой доли близости, которая есть.

Возможно, если бы жизненный путь Евгения был длиннее, он сам стал отцом, то с годами понял бы то, что не открывалось ему - юному мечтателю. И тогда конфликт поколений в романе «Отцы и дети» смог бы найти логичное решение. Но автор решил исправить ситуацию в судьбах своих читателей через горе персонажей.

Мир, который не дорос до взглядов Базарова

События в романе происходят с мая 1859-го до зимы 1860-го. Это знаменательные годы для истории России. Именно тогда зарождались новые идеалы. И первым, кто начал их распространять, был Евгений Базаров. Но мир оказался не готов к его убеждениям, поэтому единственное, что осталось одинокому герою, это оставить свои попытки изменить страну. Но судьба выбрала для него другой путь.

Смерть положила конец страданиям на земле, где никто его не понимал. Вместе со смертью Базарова решились и все конфликты, которые создал автор в произведении. История романа «Отцы и дети» - это рассказ безродного человека. Он был забыт друзьями, сторонниками и любимой. И только престарелые родители продолжали оплакивать свою единственную радость.

Проблема «отцов и детей» возникает во всех сферах человеческой жизни: в семье, в рабочем коллективе, в обществе. Этот вопрос удастся решить, если старшее поколение будет терпимее относиться к младшему, где-то, возможно, соглашаясь с ним, а "дети" при этом будут проявлять большее уважение.

Уже само название произведения наводит на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос — взаимоотношение поко-лений. В некоторой степени это справедли-во. Но основное внимание автора обращено на конфликт разных мировоззрений — либе-ралов и революционеров-демократов, назы-ваемых нигилистами. Тургенев создал образ нового человека, разночинца по происхожде-нию, демократа по политическим взглядам. В противопоставлении взглядов разночинца и дворянина, демократа и либерала — осно-ва конфликта романа.

Среди героев романа наиболее активны-ми представителями непримиримых миро-воззрений являются Евгений Базаров и «аристократ до мозга костей» Павел Кир-санов. Павел Петрович был типичным пред-ставителем своей эпохи и среды. Он следо-вал «принсипам» везде и во всем, продол-жая даже в деревне жить так, как и прежде. Он сохранил свои привычки неизменными, xoтя c практической точки зрения это было неудобно. А для нигилиста Базарова это вы-глядело попросту смешно.

Павлу Петровичу около сорока пяти лет, он всегда выбрит, ходит в строгом английском костюме, воротничок его рубашки всегда бел и накрахмален. «Весь облик Павла Пет-ровича, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большей ча-стью исчезает после двадцатых годов». По внешности, по убеждениям Павел Петро-вич — аристократ. Правда, как отмечает Пи-сарев, «убеждений у него... не имеется, но зато есть привычки, которыми он очень дорожит», и он «по привычке доказывает в спорах необходимость «принсипов». В чем же заключаются эти «принсипы»? Прежде всего, это взгляд на государственное уст-ройство. Сам дворянин и аристократ, он придерживается тех же взглядов, что и большинство дворян того времени. Павел Петрович за установившиеся порядки, он монархист.

Павел Петрович не переносит инакомыс-лия и яростно защищает доктрины, кото-рым «постоянно противоречили его поступ-ки». Он любит порассуждать о русских крес-тьянах, но при встрече с ними «морщится и нюхает одеколон». Кирсанов толкует о Рос-сии, о «русской идее», но употребляет при этом огромное количество иностранных слов. Он с пафосом говорит об обществен-ном благе, о служении отечеству, но сам сидит сложа руки, удовлетворившись сытой и спокойной жизнью.

Но, видя, что не может победить нигилис-та в споре, не может поколебать его нравст-венные устои, вернее, отсутствие их, Павел Петрович прибегает к последнему средству решения конфликтов подобного рода. Это — дуэль. Евгений принимает вызов, хо-тя считает это выходкой полоумного «аристократишки». Они стреляются, и Евгений ра-нит Кирсанова. Решить их проблемы дуэль не помогла. С помощью отчасти сатиричес-кого изображения этих событий автор под-черкнул нелепость поведения Павла Петро-вича, потому что смешно и даже бессмыс-ленно полагать, что можно силой заставить молодое поколение думать так же, как поко-ление «отцов». Они расстаются, но каждый из них так и остался при своем мнении. Ба-зарову удалось лишь нарушить душевное равновесие Павла Петровича,

Для молодых нигилизм — определенная политическая и жизненная позиция. Многие воспринимают ее как модное поветрие (Ситников, Кукшина, Аркадий). Отрицать все: авторитеты, науку, искусство, опыт пре-дыдущих поколений и ни к чему не прислу-шиваться — вот их девиз. Но все они рано или поздно повзрослеют, обзаведутся се-мьями и будут вспоминать о своих убежде-ниях как об ошибках юности. А сейчас они только опошляют идеи, которые проповеду-ет Базаров.

Однако главный герой отдает отчет своим мыслям, тверд в своих убеждениях. Он инте-ресуется естественными науками и собира-ется/продолжить дело отца, отставного ле-каря, который и в деревенской глуши не ос-тавляет занятий медициной.

Евгений насмехается над «принсипами» Павла Петровича, считая их ненужными и просто несерьезными. Базаров находит, что лучше отрицать, и он отрицает. На вос-клицание Павла Петровича: «Но надобно же и строить!», — он отвечает: «Это уже не на-ше дело». Евгений язвительно отзывается о романтиках, но, встретив любовь, осозна-ет романтика в себе. Жизнь жестоко обо-шлась с Базаровым. Не верящий в любовь, он полюбил, но его любовь была отвергнута.

Рассматривая альбом Саксонской Швей-царии, Базаров говорит Одинцовой: «Вы не предполагаете во мне художественного смысла — да во мне действительно его нет, но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической». Базаров пыта-ется развенчать бездейственные «принсипы», не принимает иллюзорную мечтатель-ность. Но вместе с тем он отказывается от великих достижений культуры («Рафаэль гроша медного не стоит»), утилитарно вос-принимает природу.

Базаров умирает со словами: «Я нужен России... Нет, видно не нужен. Да и кто ну-жен?» Таков трагический итог жизни Ев-гения.

Отношение автора к своим героям совсем не простое. Сам писатель принадлежит к поколению, воспитанному в немецких уни-верситетах, он дворянин и либерал. Но ему замечательно удалось показать смену форм сознания, а также неизбежную трагедию людей, первыми делающими шаг вперед, к новому миропорядку.




Top