Конный памятник александру 3. История создания памятника императору Александру III

В памятнике Александру III, установленному у Мраморного дворца, не сразу можно распознать памятник предпоследнему российскому государю. В нем ничего героического, великодержавного и помпезного. Скорее он напоминает фольклорное изображение какого-нибудь былинного богатыря, сидящего на исполинской лошади. Неслучайно этот памятник называют самой яркой антитезой Медному всаднику. Стремительный порыв и горделивое воплощение самодержавия в работе Фальконе контрастирует с приземленностью, подчеркнутой массивностью и основательностью в работе итальянского скульптора Паоло Трубецкого.

Сначала памятник был установлен на Знаменской площади Петербурга перед зданием Николаевского вокзала (нынешняя площадь Восстания) 28 января 1909 года. Скульптор трудился восемь лет, прежде чем был достигнут окончательный вариант статуи. Трубецкой создал 14 моделей, при этом две в натуральную величину, но только третья большая модель получила одобрение специальной комиссии и царской семьи.

Место установки памятника связано с заслугами Александра III как основателя Сибирского железнодорожного пути от Петербурга до Владивостока. Первоначально скульптор предполагал изваять монарха сидящим, но во втором туре предложил два варианта конной статуи императора. Для фигуры всадника Трубецкому позировал фельдфебель дворцового ведомства П. Пустов, обладающий большим внешним сходством с императором. Для фигуры лошади был выбран скакун породы першерон - тяжеловесный и массивный, как раз под стать фигуре императора. Отливка памятника осуществлялась мастером-литейщиком Э. Сперати, которого специально пригласили из Турина. Пьедестал выполнен из валаамского розового гранита.

Сразу после открытия памятник вызвал самые противоречивые отзывы, от восторженных до резко критических. Говорили, что это насмешка над самодержавием, что изваять царя в виде толстого болвана с тупым взглядом из-под насупленных бровей, сидящим на такой же толстой упирающейся лошади, недопустимо. По городу немедленно пошли гулять стихи, которые живы и сегодня:

Стоит на площади комод,
На комоде - бегемот,
На бегемоте - обормот,
На обормоте - шапка.

Сам Николай II, по словам Александра Бенуа, выражал желание «сослать памятник в Сибирь». В городе ходила легенда, по которой памятник Александру III предполагалось установить в Уральских горах, на границе Европы и Азии, поэтому он создан таким массивным и тяжеловесным. Предполагалось, что на памятник будут смотреть из окон мчащегося поезда, с большого расстояния, так что массивность статуи будет не так бросаться в глаза.

Своеобразно отзывался о памятнике сам Паоло Трубецкой. На вопрос, какая идея заложена в этом памятнике, он отшучивался: «Не занимаюсь политикой. Я изобразил одно животное на другом».

В мировой истории монументов памятник считается образцом гротескного решения образа. Надо отметить, что при жизни Александр III отличался недюжинной физической силой и исполинским ростом: 193 см. Он голыми руками ломал монеты и гнул подковы, а с годами сделался тучным и громоздким. С. Ю. Витте писал о нём: «По наружности походил на большого русского мужика из центральных губерний, к нему больше всего подошёл бы костюм: полушубок, поддевка и лапти».

После революции 1917 года памятник подвергся массовой критике. Как его только не ругали: и пугало, и скотина, и обормот… В 1927 году на гранитном пьедестале было высечено четверостишие Демьяна Бедного:

Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья:
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.

В 1937 году под предлогом реконструкции площади Восстания и прокладки трамвайных путей по Невскому проспекту памятник был убран в запасники. В 1939 году его передали Государственному Русскому музею, и монумент был перемещен в Михайловский сад. Как тогда говорилось, он стал «узником Русского музея». Во время блокады памятнику пришлось пережить прямое попадание артиллерийского снаряда, но, к счастью, это прошло для него бесследно, так как сотрудники музея, как могли, засыпали памятник песком, обшили досками и сверху укрыли бревнами.

После Великой Отечественной войны несколько камней из постамента памятника были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому-Корсакову. В 1953 году монумент был поднят и перенесен во внутренний двор Русского музея. В 80-е годы в период ремонта корпуса Бенуа статую убрали под дощатый колпак и лишь в 1990 году освободили из этого укрытия.

В 1994 году конный монумент Александру III был установлен у Мраморного дворца. И, как оказалось, загадку про комод и бегемота в городе по-прежнему помнят.

Как добраться

Памятник Александру III находится перед восточным фасадом Мраморного дворца. Добраться до Мраморного дворца можно следующим образом. От станции «Невский проспект»/»Канал Грибоедова» или «Гостиный двор» пройти по Невскому до канала Грибоедова, повернуть направо и пройти по набережной канала Грибоедова мимо собора Спаса на Крови до моста через реку Мойку. Повернуть налево, пройти минуту по набережной Мойки и свернуть направо в Аптекарский переулок, который приведет вас на Миллионную улицу. Мраморный дворец будет располагаться справа.

В ходе обзорной экскурсии монумент Александру III если и показывают, то мельком. Между тем, это один из самых противоречивых петербургских памятников. Что это вообще такое? Памятник-насмешка? Памятник-аллегория? Или реальный образ «царя-миротворца», переданный скульптором? Давайте присмотримся к нему повнимательнее…

Установить памятник предполагалось на Знаменской площади (это сейчас он переехал во дворик красивейшего Мраморного дворца, в котором, кстати, было совершено несколько громких преступлений — о них читайте здесь), перед зданием Николаевского вокзала, в напоминание об одной из важнейших заслуг царствования Александра II – основании Транссибирской железнодорожной магистрали. С.Ю. Витте в своих мемуарах приписывает себе инициативу создания памятника («По смерти Императора Александра III, в виду моего чувства поклонения его памяти, я сейчас же возбудил вопрос о сооружении ему памятника, зная, что если это не будет сделано покуда я нахожусь у власти, то это затем не будет сделано в течение многих десятков лет»). Был объявлен конкурс проектов, в котором роль жюри играла императорская семья. Августейшие заказчики остановили свой выбор на проекте Павла Трубецкого (незаконный сын кн. Петра Трубецкого, на итальянский манер его называли Паоло, т.к. родился и вырос в Италии). Причем Витте счел модель несколько странной – но ни он, ни члены комиссии по сооружению памятника (в которой, в числе прочих, был А.Н. Бенуа) не имели никакого влияния; Трубецкой руководствовался только мнением императора, а вернее сказать – вдовствующей императрицы Марии Федоровны, которая была вполне довольна проектом.

В 1909 г. памятник Александру 3 в Санкт-Петербурге был торжественно открыт; и первая эмоция, которую он вызвал у большинства современников – недоумение. Грузный человек крестьянской наружности в мешковатой одежде неуклюже сидит на толстой упирающейся лошади – в монументе российскому самодержцу поразительно мало величия и торжественности; сразу же возникает вопрос – а не карикатура ли это?

Вот что я сделаю с вашими корпусами!

Как на самом деле выглядел император? Александр III был высокого роста (193 см) и крепкого телосложения, а с возрастом его богатырская фигура стала громоздкой и тучной. Внешность его была напрочь лишена аристократизма – об этом свидетельствуют и воспоминания современников, и фотографии, которые в отсутствие современных фильтров представляют императора без прикрас.

Любимой резиденцией Александра в молодости был , позднее — Гатчина.

Про невероятную физическую силу императора ходило множество рассказов. Великий князь Александр Михайлович описывает знаменитый эпизод: «Австро-венгерский посол в С. Петербурге угрожал нам войною. На большом обеде в Зимнем Дворце, сидя за столом напротив Царя, посол начал обсуждать докучливый балканский вопрос. Царь делал вид, что не замечает его раздраженного тона. Посол разгорячился и даже намекнул на возможность, что Австрия мобилизует два или три корпуса. Не изменяя своего полунасмешливого выражения, Император Александр III взял вилку, согнул ее петлей и бросил по направлению к прибору австрийского дипломата: «Вот что я сделаю с вашими двумя или тремя мобилизованными корпусами, – спокойно сказал Царь». (Великий князь Александр Михайлович. Книга воспоминаний)

Вспоминает племянник Александра, великий князь Кирилл Владимирович: «Дядя Саша обладал недюжинной силой. Когда мы играли в игру собственного изобретения на площадке Аничкова дворца, заключавшуюся в том, что мы били палками по черным резиновым мячам, а затем бежали за ними, он часто выходил к нам на каток в своей серой тужурке и толстой палкой с набалдашником на конце посылал мячи прямо через крышу высокого дворца» (Великий князь Кирилл Владимирович. Моя жизнь на службе России)

Из воспоминаний С.Ю. Витте о крушении императорского поезда под Харьковом: «Во время крушения Государь со своей семьей находился в столовом вагоне; вся крыша столового вагона упала на Императора, и он, только благодаря своей гигантской силе, удержал эту крышу на своей спине и она никого не задавила». Даже если этот эпизод является выдумкой Витте (крыша вагона весит несколько тонн, и удержать ее на спине вряд ли под силу даже такому богатырю, как Александр), он отражает восприятие императора современниками.

Бескозырка и конь без хвоста

Бросается в глаза одежда императора – он одет в какой-то очень условно изображенный мундир, который издалека более напоминает простую тужурку, и штаны, заправленные в сапоги. По-видимому, это вполне соответствует исторической реальности – по воспоминаниям многих современников, Александр III был крайне непритязателен в одежде, в неофициальной обстановке носил простые штаны и рубаху, еще и занашивая их до дыр. Может быть, отчасти это было демонстрацией – будучи еще цесаревичем, а затем и императором, Александр всячески подчеркивал свою «русскость» (кстати, он был первым бородатым русским императором и вообще ввел моду на ношение бород). В памятнике отражена даже такая странность императора, как пристрастие к шапкам без козырька. «Государь Александр III не любил и не признавал мод, особенно иностранных <…> Дома он обычно ходил в генеральской «тужурке» (так называвшееся «укороченное пальто»), на охоту он выезжал в удобной и очень простой блузе из английской материи, на голове носил шотландскую шапочку, а зимой — форменную офицерскую барашковую шапку, только без орла и галунов. Это пристрастие Государя к головным уборам без козырька было его оригинальностью, поэтому в его царствование и были введены в армии «бескозырки» и круглые барашковые шапки. Вред от отсутствия защиты глаз козырьком и затруднение стрелять в таком головном уборе, особенно против солнца, он почему-то упорно отрицал». (Вельяминов Н.А. Воспоминания об императоре Александре III)

Можно обратить внимание на еще одну деталь, бросающуюся в глаза, если смотреть на памятник сзади, или в профиль.

Почему конь без хвоста? Дело в том, что скульптор выбрал коня под стать императору – французского тяжеловоза-першерона, эта порода отличается массивностью и невероятной силой. Эти лошади использовались в основном для перевозки экипажей и грузов, и существовала традиция купировать першеронам хвосты, чтобы они не запутывались в упряжи (кстати, эта негуманная традиция существовала до конца XX века!!) Вообще, практика купирования хвостов у лошадей существовала давно и не была экзотичной – достаточно вспомнить, например, шпалеру начала XVIII в. «Петр I в Полтавской баталии».

Итак, можно сделать вывод, что скульптор к воссозданию облика покойного императора подошел весьма основательно. Может быть, недаром императрица Мария Федоровна при выборе проекта обратила внимание на то, что скульптура имеет много сходства с оригиналом и не усмотрела в памятнике никакой насмешки?

Царь-комод

Современники, воспринимавшие Александра III как консерватора и ретрограда, стремящегося повернуть вспять реформы и затормозить ход исторического развития, увидели в памятнике смелую метафору (Василий Розанов: «Конь уперся… Голова упрямая и глупая… «Дайте реформу, без этого не шевельнусь» – «Будет тебе реформа!»… Хвоста нет – хвост отъеден у этой умницы… Громадное туловище с бочищами, с брюшищем, каких решительно ни у одной лошади нет… Конь, очевидно, не понимает Всадника… С другой стороны, видя, что конь хрипит, всадник принимает его за помешанную, совершенно дикую и опасную лошадь, на которой если нельзя ехать, то хоть следует стоять безопасно и неподвижно»). Кто-то (как великий князь Владимир Александрович) увидел «злую карикатуру» на императора. Кто-то увидел силу, мощь, основательность и «твердую руку». Вывод: все зависит от точки зрения смотрящего на Александра III)))

Памятник Александру 3 в СПб сразу же отразился в фольклоре. Одна из эпиграмм широко известна до сих пор:

Стоит на площади комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапка.

Еще более хлесткая эпиграмма принадлежит поэту Александру Рославлеву:

Третья дикая игрушка
Для российского холопа:
Был царь-колокол, царь-пушка,
А теперь ещё царь-жопа.

По иронии судьбы, во время событий Февральской революции на Знаменской площади, постамент памятника царю неоднократно служил трибуной во врем митингов.

Памятник оказался настолько символичным, что после Октябрьской революции его не уничтожили, как можно было бы предположить, а использовали в пропагандистских целях. В 1919 г. на постаменте было выбито стихотворение Демьяна Бедного «Пугало»:

Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья:
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.

Неприкаянный памятник

В 1927г. памятник поучаствовал в отмечании десятилетия Октябьской революции: его заключили в металлическую клетку, а рядом была пристроена башня, колесо и две мачты, на которых были подвешены серп, молот и надпись «СССР».

Наконец, в 1930-е гг. издевательства над памятником прекратились: его убрали с постамента и спрятали в запасники Русского музея. Но с тех пор монумент несколько раз переезжал. Несколько лет он стоял в Михайловском саду, где пережил блокаду и прямое попадание артиллерийского снаряда; но уцелел благодаря тому, что работники музея обложили его мешками с песком. Затем он находился во внутреннем дворе Русского музея, а в 1990-е гг. его установили перед входом в , на то место, где ранее стоял броневик «Враг капитала» – тот самый, с которого В.И. Ленин произносил речь в апреле 1917 г.

Правда, несколько лет назад министр культуры Владимир Мединский предложил вернуть памятник Александру III на историческое место – на площадь Восстания. В Законодательном собрании Петербурга эту идею отвергли. Но возможно, и эта инициатива в отношении памятника не последняя. Никто не знает – найдет ли наконец неприкаянный император свое место?

На сегодня это все. Приезжайте в Петербург!

“Мрачный”, “тучный”, “тяжеловесный”… Такими эпитетами награждали творение, о котором пойдет речь ниже – памятник Александру ІІІ. Только благодаря тому, что он понравился вдовствующей императрице Марии Федоровне, скульптуру не отправили в Сибирь.

На прямоугольном постаменте высотой около трех метров установлена бронзовая конная статуя. Массивный конь-тяжеловес, твердо стоящий на четырех ногах, понуро опустил голову. Грузный всадник, упирающийся одной рукой в бедро, спокойно и задумчиво смотрит вдаль. Окладистая борода, мужицкая папаха, крупное тело. В монументе нет ничего царственного, величественного. Скорей, это богатырь из старинных былин, дозором объезжающий свои владения. Заказывая памятник Александру III, семья Романовых явно видела его не таким.

Скульптор Павел Трубецкой, выигравший конкурс, работал в специально созданном павильоне. Моделью коня послужил тяжеловоз породы першерон, роль императора была отведена фельдфебелю Пустову, имевшему портретное сходство с государем. Бронзовую скульптуру Александра отлили в Италии. Ее выполнил известный итальянский литейщик Сператти в мастерских Робекки. Статую скакуна отлили на Санкт-Петербургском литейном заводе в Обухово. Автором проекта постамента стал архитектор Федор Шехтель. По его эскизам из красного гранита, привезенного с острова Валаам, был изготовлен прямоугольный пьедестал с высеченной надписью "ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКАГО СИБИРСКАГО ПУТИ".

Памятник, вызвавший неудовольствие императорского дома, сначала был установлен на Знаменской площади (теперь это - площадь Восстания). Открыли монумент в торжественной обстановке 23 мая 1909 года.

Дальнейшая судьба бронзового Александра очень неоднозначна и даже трагична. В 1927 году, при праздновании десятилетия революции, монумент использовали в качестве сценического реквизита: он был помещен в клетку, над ним поместили надпись “СССР”, серп и молот. В 1937 году, при ремонте площади Восстания, принимается решение о демонтаже монумента. Статую убрали в хранилище Русского музея. В 1939 году Александр был перемещен в Михайловский сад. В период блокады ленинградцы закрыли монумент мешками с песком и деревянными щитами, что позволило ему пережить разрушение от снаряда. В 1950 году часть постамента использовали при создании бюстов Героев Советского Союза. С 1953 года статуя располагалась во дворе Русского музея. На время реконструкции корпуса Бенуа, длившегося почти десять лет, монумент поместили под дощатое укрытие.

И, наконец, в 1994 году статуя Александра III заняла место перед входом в Мраморный дворец. Здесь она располагается до сих пор, несмотря на многочисленные споры.

Санкт-Петербург Знаменская площадь ,
с 1994 г. у входа в Мраморный дворец Строительство - годы Александру III на Викискладе

Координаты : 59°56′43.4″ с. ш. 30°19′38.8″ в. д.  /  59.945389° с. ш. 30.327444° в. д. (G) (O) (Я) 59.945389 , 30.327444

Памятник императору Александру III находится в Санкт-Петербурге , у входа в Мраморный дворец . Первоначально был установлен на Знаменской площади у Николаевского (ныне Московского) вокзала . Монумент посвящался «Державному основателю Великого Сибирского пути», то есть Транссибирской магистрали , начинавшейся от Николаевского вокзала, - строительство магистрали было начато при Александре III .

Заказчиками памятника являлись император Николай II и члены царской семьи, отдавшие предпочтение проекту итальянского скульптора П. П. Трубецкого , работавшего в России в 1897-1906 годах. Модель скульптуры выполнялась в Петербурге. Бронзовую статую итальянский литейщик Э. Сперати отливал по частям: фигуру Александра III - в мастерской литейщика К. А. Робекки, коня - на Обуховском сталелитейном заводе . Постамент из валаамского красного гранита, более трех метров высотой, был сделан по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля . На лицевой стороне постамента была выбита надпись: «ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКАГО СИБИРСКАГО ПУТИ».

Работа над памятником

В 1899-1909 годах П. Трубецкой работал над монументальным памятником Александру III (архитектор постамента - Ф. О. Шехтель). Для этого была сооружена специальная мастерская-павильон из стекла и железа на Старо-Невском проспекте , неподалёку от Александро-Невской лавры . В подготовительной стадии Трубецким были созданы восемь небольших по размеру моделей, четыре в натуральную величину и две в масштабе самого памятника.

Отзывы о памятнике

Стоит комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапка,
На шапке крест,
Кто угадает,
Того под арест.

Посреди площади лежал огромный, красного порфира параллелепипед, нечто вроде титанического сундука. И на нём, мрачно проступая сквозь осенний питерский дождь, сквозь такой же питерский знобкий туман, сквозь морозную дымку зимы или её густой, то влажный, то сухой и колючий, снег, упершись рукой в грузную ляжку, пригнув чуть ли не к самым бабкам огромную голову коня-тяжеловоза туго натянутыми поводьями, сидел тучный человек в одежде, похожей на форменную одежду конных городовых; в такой, как у них, круглой барашковой шапке; с такой, как у многих из них, недлинной, мужицкого вида, бородой - «царь-миротворец» Александр Третий.

Судьба памятника

После Октябрьской революции, в 1919 году с постамента была сбита надпись, а вместо неё выбито глумливое стихотворение Демьяна Бедного «Пугало», отражавшее советскую идеологию:

В 1927 году, к десятилетию Октября, памятник был использован для праздничного оформления площади: он был заключен в металлическую клетку , а рядом была пристроена винтообразная башня, колесо, и две мачты, на которых были подвешены серп и молот и надпись «СССР».

В 1937 году памятник был демонтирован и убран в запасники Русского музея. Во время блокады памятник был защищен мешками с песком. После Великой Отечественной войны в 1950 году из постамента извлекли три камня, которые были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому-Корсакову. В 1953 году монумент был поднят и перенесён во внутренний двор Русского музея. В 1980-е годы, в период ремонта корпуса Бенуа, статую убрали под дощатый колпак и лишь в 1990 году освободили из этого укрытия.

В 1994 году конная статуя Александра III была установлена перед входом в Мраморный дворец, ставший филиалом Русского музея. Ранее в Мраморном дворце размещался музей В. И. Ленина, перед входом в который с 1937 года стоял броневик «Враг капитала» (перемещён в Музей артиллерии и военно-инженерных войск).

Примечания

Литература

  • Витте С.Ю. 1849-1894: Детство. Царствования Александра II и Александра III, глава Приложение // Воспоминания . - М .: Соцэкгиз, 1960. - Т. 1. - С. 455-463. - 75 000 экз.
  • Сокол К. Г. Монументальные памятники Российской империи: Каталог. М.: Вагриус Плюс, 2006.

В 1994 году в Санкт-Петербурге у входа в Мраморный дворец, являющийся филиалом Русского музея в наши дни и бывший некогда музеем В.И. Ленина, на Знаменской площади, была водружена конная статуя императора Александра III. Это событие стало возвращением монумента из долгих «скитаний». Первоначально же памятник императору был установлен в центре Знаменской площади. Посвящался он Александру III как основателю Транссибирской магистрали, которая начиналась на Николаевском (Московском) вокзале, расположенном поблизости.

Заказчиком памятника была царская семья и лично Николай II. Из представленных проектов предпочтение отдали работе скульптора из Италии П. Трубецкого. Статуя Александра выполнена была из бронзы литейщиком Э. Сперати. Ее отливали по частям: фигуру самодержца в мастерских Робекки, а коня на сталелитейном заводе. Трехметровый постамент (архитектор Ф.О. Шехтель) исполнен из красного гранита. На нем была начертано: «Императору Александру III Державному Основателю Великаго Сибирскаго пути».

Работа над памятником продолжалась с 1899 по 1909 годы. Для большего удобства на Старо-Невском проспекте была сооружена специальная мастерская. В ходе подготовительных работ скульптор Трубецкой создал 8 небольших моделей памятника, 4 в натуральную величину и 2 полноразмерные копии. Брат Александра III великий князь Владимир Александрович, увидевший одну из этих моделей, счел ее карикатурой и отзывался о работе Трубецкого нелестно. Однако работа скульптора нравилась вдовствующей императрице, поскольку она видела в ней большое портретное сходство.

Монумент Александра III отличался от других памятников самодержцам. Скульптор изобразил императора без всякой идеализации и парадности. На огромном красном мраморном параллелепипеде верхом на коне-тяжеловозе изображен тучный человек в мешковатой одежде и бараньей шапке, чем-то похожий на конного городового, который упирается одной рукой в ляжку.

В этом памятнике ясно видно творческое кредо Трубецкого, считавшего, что портрет не должен иметь точного сходства с человеком, но должен отражать характерные его черты. Трубецкому приписывают и такую фразу: «Я изобразил одно животное на другом». Памятник вызвал недовольство у членов царской семьи. Николай II хотел даже отправить его в Иркутск. С.Ю. Витте, современник П. Трубецкого, писал о том, что на торжественное открытие скульптора не пригласили. Однако, 23 мая 1909 года в присутствии царских особ монумент был открыт и освящен.




Top