Конспект урока изо русский народный костюм. Конспект урока по изо "русский народный костюм"

Цели и задачи: продолжить знакомство учащихся с русской художественной культурой, с особенностью и оригинальностью традиционного русского народного костюма, сообщение новых знаний о символике в орнаменте, об оформлении - декорировании костюма. Использование технологии деятельностного метода.

Ход урока

  1. Приветствие. Самоопределение к деятельности. Мотивация на учебу.
  2. Ребята! Давайте поприветствуем гостей, друг друга. Пожелаем друг другу на уроке удачи и творчества. Девиз нашего урока: “В наш мир народною тропою”.

    Вы сегодня особенно красивы, так как у нас гости. Но для человека важна не только красота внешняя, но и внутренняя. Вам знакома поговорка:

    - “Встречают по одежке - провожают по уму”?

    А как Вы ее понимаете?

  3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
  4. А какие сведения об одежде, костюме Вы помните? О какой одежде мы уже говорили на уроках?

    Ответ: Сарафан, рубаха, порты, кокошник, душегрея и т.д.

    Какой бывает одежда в зависимости от назначения? Ведь на Руси считалось невозможным пойти в одном и том же наряде “и в пир, и в мир, и добрые люди”.

    Ответ: Повседневная, праздничная, обрядная (Рис.1,2,3; Рис. 4,5,6,7; Рис.8,9,10) .

    Рис. 10 и 24

    А какой элемент был общим и необходимым в любо костюмном ансамбле?

    Ответ: Рубаха.

    А как она оформлялась?

    Ответ: С использованием орнамента.

    Какой орнамент использовался?

    Ответ: Геометрический, растительный (Рис.11,12).

  5. Постановка учебной задачи.
  6. Хорошо, я предлагаю Вам выполнить на заготовках орнамент, обозначающий плодородие и знак солнца.

    Работа с заготовками.

    Ребята! А почему у нас получился разный орнамент? Ведь задание было у всех одинаковое.

    Ответ: Так как не знаем, не проходили.

    Какова наша цель?

    Ответ: Научиться рисовать орнамент, используя знак плодородия и знак солнца.

    Для чего нужно на костюме наносить этот или любой другой орнамент?

    Ответ: Чтобы костюм был красивым.

    Какова же тема нашего урока?

    Ответ: Научиться красиво рисовать костюмы.

    Да, тема нашего урока “Красота русского народного костюма”.

  7. Построение проекта выхода из затруднения.
  8. Какое было задание?

    Ответ: Нарисовать орнамент, используя символику.

    Почему не справились?

    Ответ: Не знаем, не умеем.

    Где вы можете найти этот материал?

    Ответ: В библиотеке, книгах, интернете, сообщениях, собирать материал и т.д.

    Прежде чем приступить к работе над картинами В.Васнецов, В.Суриков, Венецианов, Аргунов и другие художники долгие часы проводили в музеях и библиотеках, изучая летописи, костюмы, быт народа.

    Показ репродукций (Рис.13-20).

    А сейчас мы работаем со статьей “Русский народный костюм” из книги В.М.Соловьева “Русская культура”.

    А сейчас,ребята, возьмите лист № 2 и заполните таблицу самостоятельно (Приложение 2).

    Заполняем таблицу.

    А теперь, внимание на экран: проверяем таблицу, озвучиваем (Приложение 2).

    Моё сообщение о костюме:

    “ Одежда не столь уж далеких предков служила не только для защиты от холода. Она была признана сберечь человека от злых сил и дурного глаза, а праздничная одежда, кроме того, являлась посредником человека с высшими силами. Поэтому и вкладывали мастерицы в свою работу умение, талант и душу, чудесным образом превращая обыденные вещи в предмет любования и гордости. Белая рубаха оформлялась орнаментом, где преобладал красный цвет, в язычестве - цвет божественный (Рис.21,22,23).

    Сегодня мы воспринимаем лишь эстетическую сторону отделки, любуясь ее красотой и бесконечны разнообразием. Но орнамент возник не как украшение, а как оберег, имел магический смысл и размещался в определенных, наиболее уязвимых для человека местах его одежды: по вороту, подолу, низу рукавов, шел по обеим сторонам от разреза на груди.

    Оформленная таким образом рубаха служила человеку надежной защитой от посягательств многочисленной и разнообразной нечисти.

    Показ - демонстрация отделки на экране (Рис.24, Приложение 3).

  9. Первичное закрепление во внешней речи.
  10. Повторим: На каких местах рубахи нужно было наносить орнамент?

    Показ на доске с комментариями (Рис.24, Приложение 3).

  11. Самостоятельная работа с самопроверкой.
  12. А теперь Вы можете это сделать самостоятельно на больших бумажных заготовках рубахи.

    Учащиеся выполняют орнамент, используя знак солнца и плодородия.

    Показ лучших работ (Приложение 3). Выявление причин ошибок.

    Ребята! Русский народный костюм популярен и в наше время. Он используется в кино, в выступлениях фольклорных ансамблей, на фестивалях народного искусства и т. д. (Рис 25,26,27,28).

  13. Рефлексия.

Так какова же тема нашего урока?

1. Тот, кто хорошо понял пройденный материал, поднимает красный ромб.

2. Тот, кто затрудняется, - зеленый ромб.

3. Тот, кто не понял, - желтый ромб.

Задание на дом: для первой группы учащихся: нарисовать праздничный костюм,

для второй и третьей группы учащихся: еще раз прочитать статью и нарисовать рубашку мужскую или женскую.

Конспект урока ИЗО для младших школьников по теме «Красота народного костюма»


Разработка предназначена для учителей изобразительного искусства и учителей начальных классов, возраст детей от 7 до 17 лет.
Цель: Вооружение знаниями о народных костюмах.
Задачи:
- познакомить учащихся с особенностями русского праздничного костюма, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа, страны;
- закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции, владения графическими материалами, техникой аппликации; укреплять межпредметные связи (литература, история, география);
- развитие национального самосознания, повышение самооценки.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Здравствуйте, ребята. (Приложение 6)
Девиз урока «Береги одежку снову, а честь - смолоду».
- Как вы понимаете смысл пословицы? (Размышляют, выражают свое мнение. Осознают важность избегания поступков оскорбляющих, прежде всего, собственное достоинство. Наличие чести- залог высокой нравственности и целостности личности.)
2. Самоопределение к деятельности. (4 мин)
К стене прикреплены две таблички (Приложение 3). На первой написано, что у меня есть мой народный костюм. На второй написано, что у меня нет народного костюма.
- Встаньте, пожалуйста, задвиньте стулья, подойдите к той надписи, которая Вам подходит в данный момент.
- Поднимите руку вверх, найдите себе пару из другого угла.
Первым говорит тот, у кого темнее волосы.
Задавайте напарнику наводящие вопросы, не забирайте его время.
Время первого участника (30сек). Время второго участника (30 сек).
Время вышло. Поблагодарите напарника. Садитесь, пожалуйста.
Глеб, что сказал твой напарник? Алия, что сказала твоя напарница?
(Выполняют упражнения «Конерс», «Микс-пеа-шеа». Делятся информацией.
Учащиеся способны к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Осознают, что у каждого человека должен быть свой национальный праздничный костюм, для того, чтобы одеть его на праздник, на сцену. Умеют друг друга слушать, задавать наводящие вопросы, благодарить. Бережно и вежливо относятся к партнеру.)
3. Этап актуализации и пробного учебного действия (1 мин)
- Как вы думаете, как звучит тема урока? Какова моя цель на уроке? Какова ваша цель?
(Выражают свое мнение.
Формулируют тему урока, цель (учебную задачу) с помощью учителя(Регулятивные УУД)
Приводят доказательство, моделируют. (Познавательные УУД)
Формулируют познавательную цель с помощью учителя (Познавательные УУД)
Обладают навыками критического мышления, задумываются о наличии скрытых целях собеседника.)
4. Открытие нового знания.(20 мин) (Приложения 1, 4, 5, 7).
Учитель дает информацию о народных костюмах, учитывая национальную принадлежность детей.
Учащийся способен применять полученные знания при создании костюмов.
Ученик имеет развитое национальное самосознание, толерантен.

5. Построение выхода из затруднения. (3 мин)
- В целом, традиционные народные костюмы отличались многослойностью, имели нарядные головные уборы. Как вы думаете, как люди могли в праздничных костюмах трудиться? Удобно ли это?
Учащиеся догадываются или подводятся к мысли, что имели место быть костюмы будничные, праздничные, свадебные.
Приводят доказательство. (Познавательные УУД)
6. Самостоятельная работа по теме урока. Применение нового знания. (12 мин)
Выполнить эскиз русского народного костюма, желательно парный – мужской и женский. При рисовании фигуры человека можно использовать бумажных кукол, шаблоны-силуэты, изготовленные учителем.
Фигуры должны быть крупными, почти во весь лист (А4, А3), располагаться по центру листа, вертикально положенного.
На этом уроке определяется цветовое решение костюма. (Приложение 2)
Развиваются индивидуальные творческие способности обучающихся, формируется устойчивый интерес к творческой деятельности.
Осуществляют контроль и коррекцию результатов деятельности.
7. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов урока.
Экспресс-просмотр завершенных работ.
- Вам хотелось бы поносить костюм в национальных традициях? Куда можно было бы прийти в таком костюме?
Оценивание. Самооценивание
Домашнее задание.

Завершить работу над эскизом народного костюма. Приложение 1. Народная музыка (русская, татарская, чувашская, таджикская, башкирская) представляющая все национальности учащихся класса.
Приложение 2. Бумажные куклы, шаблоны-силуэты.


Приложение 3 .
Надписи прикрепленные к стене
1. Я имею народный костюм.
2. У меня нет народного костюма.

Приложение 4. Слайды и репродукции картин: В. Васнецов «Аленушка», «Три царевны подземного царства», «Иван-царевич на Сером волке», «Богатыри», М. Врубель «Царевна-Лебедь, И. Билибин «Вологодская девушка в праздничном наряде».
Приложение 5.
Фотогалерея с нарядами разных народов мира.
Таджикский национальный костюм.


Татарский национальный костюм.


Башкирский национальный костюм.


Чувашский национальный костюм.


Русская повседневная одежда.


Грузинская национальная одежда.


Национальная одежда народов Индии.


Национальный китайский костюм.


Приложение 6.
Надпись «Береги одежку снову, а честь - смолоду».
Приложение 7
Народный костюм – это отражение культуры, истории, традиций, и даже быта народа. Предлагаю совершить небольшое путешествие и узнать больше о народных костюмах народов мира. Наш мир населяет огромное количество народов, у которых есть свои традиционные костюмы. О многих из них мы знаем, о других же, к примеру, племенах, никогда не слышали. Но, именно по их наряду можно определить, к какому народу относятся те или иные люди.
Вот взять, к примеру, Грузию – там традиционным костюмом является чоха, в Индии это сари, в Китае – ципао. По костюму можно многое узнать о человеке, его отношение к религии, финансовое состояние и статус.
Все народные костюмы мира имеют свои особенности. В народе издавна к праздникам готовились заранее. Особенно тщательно подбирали наряды, которые в старину делали вручную и передавали из поколения в поколение. У многих народов старинные праздничные одежды имеют трехъярусный строй украшений. Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам, птицам. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.
– Какими символами древние крестьяне изображали плодородие земли?
Изображались узоры из стилизованных растений, цветов, веток. Подол рубахи или юбки украшался орнаментами, символизирующими засеянную пашню (треугольники, ромбы, прямоугольники с точками). Концы плетеных поясов украшались головками ящеров (символ подземно-подводного мира).
Головной убор – очень важная часть костюма. По нему в старину, как по паспорту, можно было многое узнать о женщине: ее возраст, семейное положение, социальный слой, количество детей. Девицы носили венцы и повязки и имели право ходить простоволосыми. Замужние женщины прятали волосы под кокошник (от слова «кокошь» – петух, кика или кичка, сорока).
Головной убор, как мы уже отмечали, в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева, птиц. Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани.
Одежда женская средней полосы и севера России состояла из рубахи, сарафана, епанечки, а в холодную погоду и душегреи.
– Слышали ли вы эти названия?
Рубаха – основа женского народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Праздничная рубаха украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза». Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол – места возможных «входов» злых сил.
Рубахи, в которых женщины косили, назывались рубахи-«сенокосицы». Их носили без сарафана. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица, а касаясь земли подолом, женщина получала жизненные силы от нее, и, в свою очередь, вышивки с символикой плодородия давали силы земле.
Сарафан надевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.
Епанечка – короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани.
На юге России вместо сарафана носили поневу – домотканую клетчатую юбку из шерсти. Ее обшивали лентами и тесьмой. К поневе полагался передник, тоже украшенный образами земли и воды (ромбами, волнистыми линиями, древом жизни, птицами), – берегиня. Он оберегал живот.
Для женщины тех времен живот был основой жизни, символом продолжения рода.
По праздникам поверх надевали навершник из нарядной ткани с вышивкой.
Голову девушек в будни украшала лента-подвязка, а в праздники – коруна. На конце длинной косы – косник из бисера. На шее – бусы, гайтаны из бисера.
Мужской костюм был менее затейлив. Его основой была рубаха-косоворотка. Шили ее из белой, синей или красной ткани, украшали вышивкой.
Порты (штаны) завязывались на шнурке вокруг талии. Богатые люди носили порты из шелка и сукна, заправляя их в сафьяновые сапоги. Простой народ носил холщовые порты, а ноги обматывали онучами и надевали лапти.
Поверх рубахи надевали зипун, а на голову – шапку из сукна или войлока.
Татарский национальный костюм является ярким выражением народного творчества.Ярче всего национальные особенности татарского костюма прослеживаются в женском наряде. Для традиционного костюма татарок характерен трапециевидный силуэт, сочные цвета, обилие вышивки и украшений. Одежда в большинстве случаев состояла из длинной туникообразной рубашки и распашного верхнего платья с длинными рукавами и приталенной спинкой. Обязательной частью женского наряда был нагрудник, который надевался под рубаху с глубоким вырезом на груди. Под рубашкой носили широкие штаны. Верхнюю одежду богато украшали вышивкой, отделывали ценным мехом, декорировали бусинами и мелкими монетами.
Одежда мужчин также состояла из рубахи, которая была значительно короче женской, и широких штанов, шившихся, как правило, из полосатой ткани. Верхняя мужская одежда была распашной и повторяла силуэт женской, но полы камзола доходили колен, и он часто шился с короткими рукавами или вовсе без рукавов. Бишмет, зимний татарский кафтан, утеплялся ватой или овечьей шерстью. Обязательным атрибутом мужского костюма татар был пояс. Он мог быть домотканым или сшитым из фабричной ткани, реже использовали вязаные пояса.
Женские головные уборы сильно различались в зависимости от возраста их владелиц. Девушки носили калфак – богато украшенный вышивкой и бисером колпак с кисточкой на заостренном конце. Головные уборы замужних татарок закрывали не только волосы, но и шею, плечи и верхнюю часть спины. Пожилые женщины часто носили на голове покрывала, спускавшиеся до поясницы и ниже. Поверх покрывала надевали верхние головные уборы: платки или шапки.
Национальной обувью татар были высокие сапоги из мягкой кожи. Ювелирные украшения использовали и женщины, и мужчины. Мужчины носили печатки, перстни, пряжки для поясов. Традиционными женскими украшениями были закрывающий конец косы накосник, серьги с подвесками, реже – носовые кольца, разнообразные шейные украшения, браслеты и кольца.
Праздничный чувашский женский костюм весьма сложен, он состоит из туникообразной белой холщевой рубашки и целой системы вышитых, бисерных и металлических украшений. Несмотря на тесное отношение народов Поволжья с русским и татарским народом и между собой, их художественные культуры, испытывая определенное взаимовлияние, тем не менее сохраняют свои специфические особенности. И в этом отношении выделяется чувашская вышивка. В завершенности костюма большую роль играют головные уборы и украшения из бисера раковин и монет. В отдаленном прошлом они играли роль оберегов и талисманов, а позже стали обозначать возрастную и социальную принадлежность владелицы.
Женский таджикский костюм состоит из платья-рубахи, камзола, штанов и тюбетейки. Платье-рубаха (койлек) шьется из фуляра, жоржета, шелка-туаля нежных тонов (бледно-зеленого, голубого, розового). Головной убор - тюбетейка, богато расшитая блестками и монетками, с газовым шарфом сзади. Обувь - туфли золотистого цвета на среднем каблуке с загнутыми острыми носами. Мужской костюм состоит из рубашки, халата, штанов и чалмы.
Как видите, у каждого народа есть свои традиции, которые касаются и одежды. В представленной галерее вы ознакомились с нарядами разных народов мира.

5 класс 1четверть Урок № 8

Тема: «Русский народный женский костюм»

Учитель изобразительного искусства:

Дьяконова Людмила Николаевна

МОАУ «СОШ № 56 имени Хана В.Д.

с углубленным изучением

русского языка, обществознания и права»

г.Оренбург

Тип урока: комбинированный

Вид деятельности: индивидуальная, парная, групповая

Предполагаемый результат:

Художественно-творческий:

    мини-проект- создание альбома « Народный праздничный костюм»,

    создание коллективной творческой композиции «Русский хоровод»;

Метапредметный: (УУД)

    познавательные действия – умение строить художественный образ;

    регулятивные действия -умение учащихся определять цель своей работы, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, осуществлять поэтапный контроль и оценивание своих действий;

    коммуникативные действия – способность ученика к сотрудничеству, умение понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей.

Личностный:

    чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

    понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

    сформированность эстетических чувств, художественно – творческого мышления и фантазии;

    умение сотрудничать товарищами в процессе совместной деятельности под руководством учителя;

    умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.

Цели и задачи:

1. Ознакомить учащихся с образным строем русского женского костюма, его структурой, символикой орнамента и цвета; сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.

2. Воспитывать национальное самосознание в процессе приобщения к русской народной культуре, к регионально – культурным ценностям.

3. Развивать учебно-познавательную и информационно- коммуникативную компетенции: знать историю зарождения русской одежды, уметь отличать разные костюмы, уметь находить нужную информацию и пользоваться ей; способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

Музыкальный ряд : русская народная музыка.

Материалы для учащихся : цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски.

Материалы и оборудование для учителя : видеоряд - презентация «Народная праздничная одежда», раздаточный материал- выкройки для бумагопластики, опорные карточки «Последовательность выполнения национального праздничного костюма»

Ход урока:

    Организационный этап. Подведение к цели урока.

    Этап “Постановка цели и задач урока». Мотивация к изучению темы. Выбор учащимися задачи, которую они хотели бы достигнуть к концу урока. Освоение нового материала.

    Этап «Актуализация знаний». Ответы на вопросы.

    Этап «Профилактический». Физминутка.

Задача: проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии, а также профилактической гимнастики для глаз.

V . Этап «Первичная проверка понимания и закрепление умений». Постановка художественной задачи.

Задача: выбор орнамента и цветовые решения для создания эскиза сарафана (бумажных макетов) в материале.

Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.

Конспект урока

I. Организационный этап. Подведение к цели урока.

Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

II. Этап “Постановка цели и задач урока». Мотивация к изучению темы. Выбор учащимися задачи, которую они хотели бы достигнуть к концу урока. Освоение нового материала.

Задача: познакомиться с традиционным русским костюмом, его значением, украшением.

Раньше о женщине говорили:

Красна девица идёт,
Будто павушка плывёт.

Можем ли мы так же сказать о современной женщине? Почему?

Оказывается внешний облик человека, его костюм играет немаловажную роль в жизни каждого. Не случайно издавна говорили: "По одёжке встречают, по уму провожают".

О чем мы сегодня будем говорить? Что делать на уроке?

Тема сегодняшнего урока - традиционный русский костюм. Мы узнаем, что в облике женщины позволяло сказать о нёй:

Красна девица идёт,

Словно павушка плывёт,

На ней платье голубое,

Лента алая в косе,

На головушке перо”

И еще

А сама-то величава,
Выступает слово пава.

О каком образе говорится в этой песне?

Дети: В этой песне говорится о русской девушке.

Научимся создавать эскиз-образ русской женской одежды. Что для этого нужно?

Составим схему нашего урока.

Познакомиться с историей костюма

Изучить правила украшения

Выполнить творческую работу

Оценить свою работу

Дети: Он сравнивает её с “павушкой”, которая одета в красивый русский костюм, на голове венец или кокошник, украшенный жемчугом и подвесками. Она выступала хозяйкой, держа высоко голову, спину прямо, “словно пава”, “плыла лебёдушкой”, молодая девушка выставляла всегда косу на показ: “коса - девичья краса” говорили в старину.

Учитель: Образ женщины издавна был почитаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре, и часто он не отделим от образа птицы – древнейшего символа добра и благополучия. “Лебёдушка”, “пава”, “утюшка”, “голубка” - эпитеты, которыми издавна величали в народной поэзии, подчёркивая пластическую сторону образа русской красавицы.

Сегодня мы на уроке совершим путешествие в прошлое, познакомимся с русским костюмом.

Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.

Осознание новой темы

Учащиеся получают первоначальные знания, происходит осознание темы через слово учителя, диалог, дискуссию, объяснительно -иллюстративный материал, презентацию “Русский народный праздничный костюм ”

Осознание темы предполагает совместно с детьми выработку и постановку цели на данном этапе деятельности, выбор средств выразительности и материалов и способов работы.

Русский народный костюм - это ещё свидетельство прочной связи с культурой далёких предков. Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, мировоззрении, эстетике. Лучшие традиции русского костюма продолжают жить и сегодня. Цвет, узор, силуэт, сарафанов, рубах, понёв, кафтанов вдохновляют современных художников – модельеров, способствуют развитию творческих способностей в создании собственных моделей костюмов и их элементов.Мы видим как выразительны русские костюмы в народном фольклоре, в художественной самодеятельности, в театральных постановках и т.д.

Учитель рассказывает как развивался, изменялся и совершенствовался костюм Древней Руси: Рубаха являлась основой для женского и мужского костюма. Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов. Древнерусские порты шились из двух прямых полотнищ и ластовицей между ними. На поясе они фиксировались шнурком - гашником. Порты были неширокими, их заправляли в сапоги или онучи. Как и рубахи, порты впоследствии могли быть нижними и верхними. Нижние порты делались из более тонкого материала (холщовые, шелковые), а верхние - из более плотного(суконные

Привычное представление о русском женском костюме связано с сарафаном.

Сарафан - одежда свободного покроя - он не должен был подчёркивать линии фигуры. Шьётся сарафан с широкими проймами или на лямках. Вырез может быть округлым или прямоугольным. Будничный сарафан шили из домотканой пестряди или набойки. Для праздничного сарафана обычно покупали дорогой материал - парчу, китайку, шерстяной гарус.

Украшались сарафаны по подолу и по линии застёжки узорными лентами, тесьмой, кружевом.

Особую роль в украшении сарафанов играли пуговицы, они порой достигали размеров куриного яйца.

Сарафан одевался на длинную рубаху. Она была одной из наиболее нарядных частей женского костюма. Особенно пышно украшали ворот, грудь, широкую пройму, подол и рукава.

III. Этап «Актуализация знаний».

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося.

Что такое орнамент?

Для чего вышивали орнамент?

Какие символы применяли в орнаментах?

Орнамент мог быть растительным, геометрическим, зооморфным или смешанным. Считалось, что орнамент наряду с красным цветом обладает охранительным воздействием, поэтому и размещался он в тех местах, где заканчивалась одежда. В тоже время, окружая руку символами, человек хотел увеличить её силу и ловкость.

Так одевались в центральных районах и на севере России.

Костюм же южных губерний отличался от северных тем, что вместо сарафана там носили понёву. Понёва состояла из нескольких сшитых или частично сшитых полотнищ ткани, собранных у пояса на шнур. Понёвы шили из клетчатых тканей или красных в поперечную полоску. Украшались они по подолу полосками ткани, лентами, тесьмой. В некоторых областях на понёву нашивали бубенчики, по представлениям крестьян их бренчание оберегало от нечистой силы.

Поверх понёвы часто надевали передник, он не только предохранял одежду от загрязнения, но и служил дополнительным украшением.

Как вы думаете, почему существовали такие различия в покрое, а особенно в цветовой гамме костюмов севера и юга?

И завершал костюм русской женщины головной убор. Ему уделялось особое внимание.

По головному убору можно было узнать, из какой местности его владелица, к какой возрастной группе она принадлежит.

Девушки повсеместно могли оставлять волосы неприкрытыми, достаточно было ленты на голове. Носили они также "перевязку", кокошники. Замужняя женщина должна была скрывать свои волосы, поэтому головные уборы были закрытыми, например "повойник".

Не только золотой нитью украшались головные уборы, но и речным жемчугом. И всё-таки самым распространённым видом головного убора был кокошник. В псковской губернии носили кокошник "шишак", расшитый жемчугом, жемчуг собран в "шишки" - символ плодородия. На лоб опускается поднизь в виде сетки мелкого жемчуга.

Ещё один удивительный кокошник, в виде плоскодонной круглой шляпы. Чтобы поля топорщились, жемчуг нанизывали на конский волос. Сами кокошники делали из картона, обтягивали парчой и расшивали жемчугом.

Одетая в свой традиционный костюм крестьянка представляла собой как бы модель Вселенной: нижний земной ярус одежды покрыт символами земли, семян, растительности, у верхнего края одежды мы видим птиц и олицетворение дождя, а на самом верху всё это увенчано ясными и бесспорными символами неба: солнце, звёзды, птицы.

Под пение песен девушки пряли, ткали, готовили себе приданое, с пением ходили они по деревне в теплые летние вечера, для хороводов и гуляния предназначали они свои лучшие наряды - так возникла неразрывная связь костюма с песней и роднила их своеобразием ритмов и гармонических сочетаний.

И конечно тема костюма нашла своё отражение в народных промыслах: глиняная игрушка, матрешка. И в народной музыке.

IV. Этап «Профилактический». Физминутка.

Задача: проведение разминочной профилактической гимнастики для глаз.

V . Этап «Первичная проверка понимания и закрепление умений». Постановка художественной задачи.

Задача: выбор орнамента и цветовые решения для создания эскиза сарафана (бумажных макетов) в материале.

VI Этап «Применение освоенного в практической деятельности»

Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.

Самостоятельная работа . В процессе работы сообщаются дополнительные сведения.

Более 500 лет назад о правилах ношения и хранения одежды в "Домострое" сказано: «В праздники и в погоду хорошую, да и на людях надлежит надеть одежду нарядную, с утра осторожно ходить, и от грязи, и от снега, и от дождя беречься, питьём не залить, едой и салом не пачкать, на кровь и на мокрое не сесть. С праздника или из гостей воротясь, нарядное платье, с себя сняв, оглядеть его, высушив, размяв, оттереть грязь, вычистить да хорошо уложить туда, где оно хранится».

Все ли мы так же бережно относимся к своей одежде?
Немало важной частью костюма являлся пояс. Раньше ходить без пояса Считалось грехом. На новорождённого сразу после крещения надевали поясок. Ширина пояса могла составлять от 1 до 10см. В зависимости от моды пояса повязывались то на талии, то под грудью. Девушки носили на них съёмные карманы - "лакомники". Женщины прикрепляли к ним небольшие кошельки для денег, ключи, а иногда даже куриную косточку "вставанку", что по поверью помогало им просыпаться рано по утрам.

Снять с человека пояс, распоясать его, означало обесчестить его. Вот откуда берет корни выражение "распоясавшийся человек"- человек недостойного поведения.

Учащиеся работают по трем заданиям: дифференциация в обучении:

1группа выполняет эскизы в цвете (слабые уч-ся);

2 группа выполняет эскиз сарафана в технике – аппликация;

3группа работает индивидуально и в паре - выполняют объемную фигуру. Техника - бумагопластика. Используется видео-наглядность.

Конечный результат: 1 и 2 группы оформляют альбом (мини - проект) –« Русский женский костюм» и защищают.

3 группа составляет коллективную композицию «Веселый хоровод»-Звучат русские напевы, частушки.

VII . Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»

Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных костюмов.

VIII . Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.

Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.

Рефлексия:

мне было интересно…

меня удивило…

мне было трудно…

мне захотелось…

Итог урока

Ученики выходят к доске со своими работами.

Глядя на замечательные костюмы, мы действительно можем сказать: "ЧУДО ЧУДНОЕ, ДИВО ДИВНОЕ".

Литература:

1.Горяева Н.А.,. Островская О.В Декоративно – прикладное искусство в жизни человека, учебник по ИЗО 5 класс./ – М.: Просвещение 2003.

2.Шпикалова Т.Я, Сокольникова Н.М и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства рекомендациями / - М.: Мозаика-Синтез, 1997.

http ://www .google .ru

http ://www .museum .ru

Новые слова:

1.Рубаха -основа женского народного костюма. Шилась из белого льняного или конопляного полотна

2.Рарафан - одевался поверх рубахи, украшался спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами

3. Сарафанный комплект обычно включал в себя рубаху, собственно сарафан, и передник

4. Понева – юбка сшитая из нескольких полос, украшенная тесьмой

5. Навершник – одевался поверх одежды

6. Венец и повязка –девичьи головные уборы.

7. Косники вплетали в косу – украшения (с бантом)

8. Женские головные уборы - Кокошники имели разную форму и в разных местах назывались по-разному: кика рогатая, ряска, каблучок, сорока, повойник .

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти

«Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 70»

Открытый урок по изобразительному искусству

на тему: «Изображение женских и мужских образов в народных костюмах»

Выполнила:

Ермилова К.Е.

учитель изобразительного искусства

2016 год

Тема урока : « Изображение женских и мужских образов в народных костюмах»

Учитель: Ермилова Кристина Егоровна

Дата проведения: 04.10.2016

Класс: 4 «Г»

Кабинет: 127

Количество учащихся на занятии: 28 человек

УМК: Б.М. Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд».

Цель урока:

Знакомство с традиционным русским костюмом родного края, воспитание национального самосознания в процессе приобщения к русской народной культуре, к регионально – культурным ценностям;

Развитие учебно-познавательной и информационно - коммуникативной компетенции: знать историю зарождения русской одежды, формировать понимание роли символики в жизни древних славян;

Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач;

Развитие художественного вкуса и совершенствование умений и навыков в создании эскиза русского костюма.

Планируемые результаты

Предметные

Овладение навыками изображения фигуры человека;

Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств.

Метапредметные

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Анализировать конструкцию русского народного костюма;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

Оценивать свою работу.

Личностные

Понимание особой роли искусства в жизни общества и отдельного человека;

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Задачи:

Воспитательная

Приобщение школьников к изобразительному искусству в рамках уроков ИЗО.

Образовательная

Формирование у школьников поисковой творческой деятельности на интегрированных уроках.

Развивающая

Развитие творческой активности ребенка, индивидуально и в коллективе.

Художественная

Поиск новых путей преподавания традиционных тем.

Тип урока: комбинированный.

Метод обучения: объяснительно – иллюстративный (беседа, рассказ, демонстрация наглядных пособий).

Формы работы: индивидуальная.

Используемое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, доска-экран.

Зрительный ряд:

Презентация Power Point;

Рисунки учеников с прошлых уроков;

Экспонаты изделий народных костюмов.

Репродукции картин художников.

Музыкальный ряд: русская народная музыка.

Информационно-коммуникационная технология.

Всегда существовала проблема иллюстративной наглядности на уроках и естественно назрела необходимость поиска новых средств обучения.

Современные информационно - образовательные технологии именно то, что призвано помочь учителю ИЗО в его деятельности.

С помощью компьютерных технологий повышается интерес, развиваются творческие способности обучающихся, формируется духовно-нравственная, культурно-образованная личность современного школьника. Дети учатся самостоятельно ориентироваться в безграничном информационном поле.

Информационно-коммуникационные технологии на уроке я рассматриваю: не как цель, а как еще одно средство обучения; как источник дополнительной информации по предмету; как способ организации самостоятельной исследовательской деятельности; как способ активизации творческой и познавательной деятельности учащихся; как возможность интегрированного обучения предмету.

Презентация играет огромную роль в подаче информации т.к. большую часть информации человек воспринимает с помощью органов зрения, а презентация дает широкие возможности для наглядного представления информации. Ее можно использовать на любом уроке, любому учителю-предметнику. Презентация-особая мультимедийная форма представления информации. В слайд можно вставить: текст, диаграмму, таблицу, рисунок, звук и т.д.

Каждый урок изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского построен на обширном зрительном ряде, поэтому использование возможностей ИКТ позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир медиа-искусства в мир наиболее полного познания картины мира.

Здоровьесберегающая технология.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства.

Применение данной технологии обусловлено рядом причин, приводящих к снижению здоровья учащихся:

Плохая экология;

Перегрузка учащихся;

Снижение двигательной активности;

Кризисные явления в обществе, которые приводят к снижению творческой активности обучающегося, замедлению физического и психического развития;

Отсутствие ценностного отношения к собственному здоровью в семье и обществе в целом и как следствие несформированность навыков здорового образа жизни.

Все выше сказанное приводит к замедлению физического и психического развития обучающегося.

Чтобы ребята не уставали на уроках, уходили с них бодрыми, веселыми и захотели снова посетить их стараюсь создать условия для здорового развития учащихся:

Проведение разминок перед началом художественной творческой деятельности, упражнений для зрения;

Соблюдение психологического климата в классе (взаимоотношения на уроке: комфорт, сотрудничество, учет возрастных особенностей), наличие эмоциональных разрядок (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, музыкальная минутка, стихотворное приветствие, подбадривающие слова в процессе выполнения задания);

Соблюдение организационно-педагогических условий проведения урока: плотность, чередование видов учебной деятельности (объяснение с вопросами, показ с играми, упражнениями; учащиеся по мере необходимости могут вставать из-за парт для смены воды);

Обеспечение двигательной активности (по мере возможности провожу подвижные дидактические игры);

Поза учащегося (постоянно слежу за осанкой детей);

Соблюдение правил техники безопасности, которые направлены на предупреждение травматизма, и санитарно-гигиенических требований (слежу за чистотой, температурой и свежестью воздуха, освещением класса и доски).

План урока:

    Организационный момент.

    Физминутка

    Подведение итогов.

Ход урока.

    Организационный момент.

(играет музыка русская народная) учитель входит в кабинет.

Как у наших у ворот
Стоит озеро воды.
Ай-люли, ай-люли,
Стоит озеро воды.

Молодец коня поил
И к воротам подводил.
Ай-люли, ай-люли,
И к воротам подводил;

К вереюшке привязал
И девице наказал;
Ай-люли, ай-люли,
И девице наказал:

«Красна девица душа,
Сбереги добра коня.
Ай-люли, ай-люли,
Сбереги добра коня!

Не сорвал бы повода
Не сломал бы удил а !
Ай-люли, ай-люли,
Не сломал бы удил
а

«Эхо родных звуков». Избранные русские народные гимны и песни, находящиеся в руководствах для пения Маренича, Альбрехта и др. Составил К. Ройский, М. 1888
Русские песни / Сост. проф. Ив. Н. Розанов. М., Гослитиздат, 1952

    Закрепление понятий о символах в славянском орнаменте и их культурном значении. Актуализация опорных знаний.

Слайд №1

Учитель: - Русский народный костюм - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях и истории своего народа, с этой книгой можно путешествовать из одной губернии в другую и увидеть каким разнообразием отличалась русская одежда.

Слайд №2

Учитель: - Сегодня мы на уроке совершим путешествие в прошлое, познакомимся с русским костюмом и костюмом нашего края. В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. Русский костюм - это произведение искусства, образец гармонии цвета и линий. Соединив в себе множество видов ремёсел и рукоделия, он стал своеобразным памятником художественному гению русского народа. Русский народный костюм - это ещё свидетельство прочной связи с культурой далёких предков. Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, мировоззрении, эстетике. Лучшие традиции русского костюма продолжают жить и сегодня. Цвет, узор, силуэт, сарафанов, рубах, понёв, кафтанов вдохновляют современных художников – модельеров, способствуют развитию творческих способностей в создании собственных моделей костюмов и их элементов. Мы видим, как выразительны русские костюмы в народном фольклоре, в художественной самодеятельности, в театральных постановках и т.д.

Слайд №3

Ученик:

Костюм крестьянки – он традиционно

Носил национальные черты.

И не касался Запад просвещённый

Его своеобразной красоты!

Все те же сарафаны надевались,

Понёвы и рубахи без затей.

А всё ж наряды женщин различались

Из северных и южных областей.

Слайд №4

Ученик:

На севере носили сарафаны

Из однотонной ткани, из холста,

Из крашенины, шерсти домотканной.

И лишь отделки яркой красота

Нарядный вид костюму придавала.

Слайд №5

Ученик:

Крестьянки Юга – те предпочитали

Поверх рубах понёвы надевать,

Они узором по подолу украшались,

Нарядом женским,

Девушки носили

Поверх рубахи фартук иль армяк,

На совершеннолетие им шили

Понёвы – юбки,

вот бывало как!

Слайд №6

Ученик: - Мужская одежда Воронежского края была более однотипной, чем женская. В состав костюма входили рубаха, порты, пояс, обувь, головной убор. Праздничные рубахи украшали тканьем и вышивкой по вороту, разрезу на груди, краю рукавов и подолу. Орнаменты на рубахах и техника их исполнения были те же, что и у женских рубах.

Слайд №7

Ученик: - В Воронежской области предпочитали носить поневу с фартуком и кичку. Поневы, которые носила молодая жена до рождения первого ребенка, были самыми красивыми. Молодая жена после венца надевала поневу из красного сукна, шелка, бахромы и даже с бубенцами. Её шили из черной или темно-синей шерстяной клетчатой ткани.

Слайд № 8

Ученик: - В Россошанском районе предпочитали носить поневу чёрного цвета с фартуком и кичку. Рубаху шили из белого конопляного холста и расшивали по рукавам и у ворота. Наиболее используемая фигура в вышивке – ромб. Основой женского головного убора была рогатая кичка.

    Постановка художественной задачи.

Учитель: - «Встречают по одёжке». Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду - племени принадлежит, каково его общественное положение и «гражданское состояние» - совершеннолетний или нет, сочетался ли браком и так далее. И всё это так или иначе было зашифровано в вышивке или отделке праздничного костюма. Вышивка выполнялась по определённым правилам.

Практически каждая женщина обязана была сама шить одежду для себя и семьи. Соответственно - чем более удачно получался костюм, чем больше на нем орнамента, украшений и т. д - тем лучше и старательней считалась хозяйка. Кроме этого - основа славянского мировоззрения - умение гармонизировать пространство вокруг себя. То есть - гармония в семье, порядок во дворе и доме и т.д. Эта гармония может достигаться только при условии внутренней гармонии. Если человек сбалансировал и привел в гармонию свои энергии - он без труда это сделает и с пространством вокруг себя. Соответственно – если женщина находится в гармонии сама с собой - результат ее действий (в данном случае пошив и украшение одежды) будет гармоничным и привлекательным. Вывод - если к тебе приходит человек в рваной рубахе с торчащими нитками и косыми рукавами - это отражение атмосферы в его семье, соответственно и в его душе. Хорошего ничего не стоит ожидать от этого человека, к чему бы он не прикоснулся - получится так же как его рубаха.

Вышивка играла роль оберега, поэтому были четко определены места ее расположения: ошивки ворота и запястий, плечо и низ рубахи, поле рукавов. Интенсивно расшитые, эти места как бы защищали человека от злых сил.

Слайд№9

Учитель: - Орнамент – это узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические или растительные элементы. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя. Элементами орнамента могут быть линии, точки, квадраты. Они называются солярными знаками.

Слайд №10

Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. «Не земля родит, а небо», говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами – символами солнца!

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов можно найти в разных видах народного искусства. Поэтому Солнце изображается чаще всего на рукавах рубахи.

Слайд №11

Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. В распаханную землю сеятели бросали семена. Семена изображали в виде точек. Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.

Символы земли обычно располагали на подоле.

Слайд №12

В древности люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. Дождь называли небесной водой и думали, что она скапливается где-то в невидимом небе. Чтобы пошел дождь, надо изобразить его. О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг: Этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди всесильному, грозному богу, только дождик редко шел именно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка – «после дождичка в четверг». Волнистая горизонтальная линия – вода. Горизонтальная волнистая линия – дождь.

Символы воды тоже чаще располагали по подолу

Слайд №13

В произведениях народного искусства встречается причудливый узор – разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. Это древо жизни. В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода. Дерево жизни – символ вечной жизни, процветающей природы и счастливого продолжения рода. Изображалось в виде разветвленного растения с причудливыми пташками на ветвях, либо цветами и плодами.

Дерево жизни изображали чаще на рубахах.

Слайд №14

Взгляни, какие разные птицы! Словно все светом наполнили вокруг себя. В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную, тепло летушко. Люди особенно готовились к встрече весны – выпекали в форме птиц обрядовое печенье «жаворонки». С песнями – заклинаниями обращались они к жаворонку, кулику, ласточке прося принести весну на своем хвосте. Птицы символизировали свет, тепло.

Учитель: - Как мужские, так и женские дорогие одежды почти всегда лежали в клетях, в сундуках под кусками кожи водяной мыши, которую считали средством от моли и затхлости.

Слайд №15

Пояс – «покромка» - неотъемлемая часть костюма крестьянок. Пояса длиной 2,5-3 м ткали из черной шерсти, концы его красиво декорировали аппликациями из лент, обшивали разноцветной шерстью и бисером. Сарафан обязательно подвязывали. Потерять пояс, означало опозориться. Отсюда выражение: «Без креста, без пояса» (быть бессовестным). Пояс носили иногда на талии или чуть выше. Изготавливались пояса часто дома, но некоторые из них покупались на ярмарке или в лавочке. К поясу относились особенно внимательно, так как он выполнял функцию «оберега» - защитника. Часто пояса содержали слова молитвы в орнаменте или слова: «Дарю в день ангела», «Спаси Бог» и т. П. Это поверье осталось с языческих времен, когда круг считался защитником от нечистой силы.

Слайд №16

Сарафаны из шелковых тканей с пышными букетами и гирляндами украшались золотным галуном, металлическим кружевом, серебряные и позолоченные пуговицы вдоль шва выполняли декоративную функцию. Такие сарафаны носили с белыми рубахами ("рукавами») из линобатиста и кисеи, богато расшитыми тамбурным швом белыми нитями, или с шелковыми рубахами из "сарафанных» тканей с букетами. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение.

Сарафаны подпоясывали узким поясом, оставляя распущенными его длинные концы. Этот наряд в разных местах дополнялся нагрудной короткой одеждой - епанечкой, также сшитой из шелковой фабричной ткани и украшенной золотым галуном. По холодным дням с сарафаном носили душегрею с длинными рукавами, с трубчатыми складками на спине. Покрой душегреи отличается от традиционного кроя, он близок к городской одежде. Праздничную душегрею шили из шелковых тканей или бархата и украшали золотым шитьем. К костюму с шелковым сарафаном в северных губерниях России надевали головной убор, украшенный шитьем речным жемчугом, золото - серебяными нитями, колотым перламутром. Этими же материалами расшивали нагрудные украшения.

Понёвы украшались по подолу цветными ленточками, вышивкой, бисером, иногда бубенчиками. Молодая жена до рождения первого ребёнка носила самые красивые понёвы. Она шла по избе, а понёва позванивала и молодой муж всегда слышал и знал, где его лебёдушка.

Слайд №17

Кичка отличалась разнообразием и фантазийностью решения. Только по форме различают кички рогатые, копытообразные, лопатообразные, котелкообразные, в виде обруча, овала, полуовала и т.п. На нее надевали «сороку» в виде маленькой шапочки из позумента, на твердой основе и с высоким гребнем сзади. Сороку расшивали золотыми нитями, блестками, бисером. Сзади голову закрывали «позатыльником» из бархата малинового, черного или фиолетового цветов, выложенного лентами, круглыми шерстяными розетками, позументом.

Слайд №18

Кокошник. На Руси существовал общий для славян древний обычай, по которому всюду девичий головной убор отличался от головного убора замужней женщины, так же как и прическа. Девушка могла носить волосы распущенными или заплетать их в одну косу, а замужняя женщина должна была заплетать две косы и по обычаю не имела права показываться с непокрытой головой. Отсюда специфические формы головного убора - у женщины покрывающие волосы, у девушек оставляющие их открытыми. Головные уборы делились на девичьи и женские, или «бабьи». Девушки по обычаю заплетали волосы в одну косу, макушку оставляли открытой. Поэтому их головной убор - это всевозможные венцы, повязки, обручи, которые украшались речным жемчугом, бисером. «Повязка», или, как часто ее называли, «красота», «волюшка», в каждом селе имела свою форму и орнамент. В основе ее - полоса ткани, часто из мелкоузорного ситца, с твердой налобной частью из простеганного в несколько слоев холста (бумаги), украшенная позументом или вышивкой, с прочными завязками на концах. Она охватывает голову в виде обруча или перевязки.

Что означает цвет в вышивке?

Цвет в узоре имел особое значение. Красный цвет выражал восторг, радость, жизнь. Это цвет солнца, огня, жизни. Красный цвет олицетворял мужское начало. Белый цвет связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало. Желтый цвет символизировал солнце, черный – землю. Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке - белый и красный: серебристая льняная холстина и пылающая нить узоров. Красный цвет в народном искусстве был одновременно символом земного плодородия и самого солнца. Вот почему одной и той же нитью вышиты и вестники весны - павы, и мать-земля, словно бы озаренная и согретая солнечным светом и теплом. Самым любимым цветом в русском народном искусстве и особенно в одежде был красный. Слова “красный” и “красивый” для русского человека имели одинаковое значение: красна девица, красны молодцы, весна – красна. Слово же “ прекрасный” означало не внешнюю красоту человека, а его духовный мир, его красивую душу, и в этом плане во все времена предпочтение отдавалось тем людям, у которых и красивая внешность, и прекрасная душа были гармонично слиты, что соответствовало понятию “прекрасный человек”.

Красно-оранжевый цвет назывался желто-горячим, цветом солнечного света и тепла. В большинстве уездов Воронежской губернии оклад поневы внизу окаймлялся оранжевой полосой-поясом. Яркий малиновый нежно-розовый цвета символизировали закаты и восходы солнца. Эти цвета ставили рядом с зеленым или синим, ультрамариновым цветом или же в их окружении. Тогда эти цвета, как говорили, “горели”, напоминая закаты и восходы солнца. Зеленый цвет символизировал растительный мир: зеленые посевы на крестьянских полях и огородах, буйные травы бесчисленных лугов, ароматный растительный покров степей, бархатную зелень садов и дремучих лесов, а также изобилие, радость, свободу, надежду, спокойствие. В одежде этот цвет применялся несколько меньше, чем красный.

Умело разбросанные по одежде пятна зеленого цвета вызывают ассоциации с так же красиво разбросанными по воронежской земле лугами, лесами, весенними всходами на полях, садами и огородами. Желтый цвет был символом кратковременной разлуки, ультрамариновый – воды и неба, а также целомудрия, верности, белый – горя и смерти. Голубой цвет применялся редко и в малых количествах в виде узких полосок, квадратиков и нашивных бусинок. Вкрапливался он лишь для того, чтобы усилить звучание окружающего красного цвета и означал бескровность, холод, ненастье, страх. Коричневый цвет вообще был исключен из палитры и практически не применялся. Его пренебрежительно называли линялым, грязным, суглинным, чумным, то есть несущим какую-либо заразу. Если черный цвет ткани выгорал на одежде или линял, и ткань становилась коричневой, предмет немедленно перекрашивался, а нашитые украшения отпарывались и заменялись новыми.

Черный цвет – излюбленный в Воронежском крае, он символизировал землю и вечный покой. Черный цвет квадратов поневы уравновешивает многоцветность узорных украшений, подчеркивает ритмическое повторение каждого цвета, создает определенный своеобразный стиль, не нарушая радостного звучания ярких красок. В этой одежде чувствуется природный вкус ее создателей, глубокое внутреннее стремление к красоте. Черный цвет подчеркивает звучность всех присутствующих в композиции цветов. Черными были девичий сарафан и даже подвенечная одежда, мужские головные уборы, обувь, пояса для стариков.

Слайд №19 - 22

Великие русские художники тоже обращались к красоте русского народного праздничного костюма. К примеру, Аргунов И. П. написал портрет неизвестной крестьянки. Что Вы можете сказать о костюме этой крестьянки.

Народные костюмы с малиновыми розами и ярко-зелеными листьями на черном или красном фоне мы находим в картинах Малявина, Архипова, Кустодиева, отражающих яркое национальное своеобразие русской народной жизни этого времени.

Красота русской одежды запечатлена и в полотнах известных художников XIX веке. Можете назвать эти произведения и их автора? Что вы можете с казать об этом праздничном национальном костюме?

    Физминутка.

Музыкальная физминутка (исполняют дети в народных костюмах в сопровождении русской народной музыки).

    Практическое выполнение задания.

Практическая работа: Нарисоватьженский и мужской образ в народных костюмах.

Музыкальное сопровождение: Русская народная музыка.

Физминутка для глаз «Отдых» (через 7 -10 минут работы)

    Подведение итогов

Выставка и анализ работ: Защита рисунков. Что вы хотели пожелать человеку, который захотел бы носить одежду, придуманную вами?

У этой одежонки

Один вход, четыре выхода.

(Рубаха)

С одного бока - лес,

С другого - поле.

(Шуба)

Надену - ободом сведёт,

Сойму – змей упадёт.

Тепла не даёт.

А без него холодно.

(Пояс)

Полянка полотняная,

Вручную долго тканная

Узорами расшитая

И бахромой обвитая

Украсит и понёву

И сарафан ваш новый

(Фартук)

Два Котика,

А четыре хвостика.

МОУ Хайтинская ООШ

Открытый урок

изобразительного искусства

Тема: Народный праздничный костюм.

Учитель ИЗО:

Тема: «Народный праздничный костюм».

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель: Образовательная :

Раскрыть:

Народный праздничный костюм как целостный художественный образ;

Северорусский и южнорусский комплекс одежды;

Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России;

Цель которой, создание русского праздничного костюма.

Вы сейчас попробуете изобразить русский праздничный костюм, выполнить работу в цвете, не забывая об основных цветах и мотивах вышивки.

Этапы работы:

Выбрать вариант костюма;

Построить общую форму костюма;

Наметить места украшений и орнамента;

Определить колорит (цвет) костюма;

Выполнить в цвете работу.

И так ребята, приступаем к работе.

Во время работы, вы услышите записи фольклорного коллектива

«Ладушка», которые как и вы создавали праздничные костюмы и напевали эти душевные песни.

(Звучит мелодия народного фольклора).

IV . Итог урока.

Ребята, сегодня мы рассматривали северный и южный праздничный костюм русского народа.

Какие элементы костюма отнесём к северному рус. нар. костюму?

(Рубаха, сарафан, епанечка, душегрея)

Перечислите элементы южного костюма? (Рубаха, понёва, передник)

Таким образом, сегодня мы прикоснулись к нашей культуре, традициям русского народа, ведь в праздничном костюме отражалась широта души, сила воли, красота, целостность мира, нерасторжимость земного и небесного в образе строе народной праздничной одежды.

V . Рефлексия

1.Что было самым интересном на уроке?

2.Продолжите фразу: «Самым трудным на уроке было тогда когда…».

Спасибо за работу. Оценки за урок.

VI . Домашнее здание: Закончить работы в цвете.




Top