Конспект урока литературного чтения "Пятое время года", "Силачи"Л.Яхнин. Серебряные колесики

Семья крокодилов чудесно одета –

На маме наряд изумрудного цвета.

В болотном костюме красуется папа.

На тёте – большая зелёная шляпа.

В оливковый плащ нарядили сыночка, и в малахитовом платьице дочка.

Саша Чёрный Что кому нравится

"Эй, смотри - у речки

Сняли кожу человечки!" -

Крикнул чижик молодой.

Подлетел и сел на вышке, -

Смотрит: голые детишки

С визгом плещутся водой.

Чижик клюв раскрыл в волненье,

Чижик полон удивленья:

"Ай, какая детвора!

Ноги - длинные болталки,

Вместо крылышек - две палки,

Нет ни пуха, ни пера!"

Из-за ивы смотрит заяц

И качает, как китаец

Удивленной головой:

"Вот умора! вот потеха!

Нет ни хвостика, ни меха...

Двадцать пальцев! боже мой..."

А карась в осоке слышит,

Глазки выпучил и дышит:

"Глупый заяц, глупый чиж!...

Мех и пух, скажи пожалуй...

Вот чешуйки б не мешало!

Без чешуйки, брат, шалишь!"

Борис Заходер Собачкины огорчения

В лесочке, над речкой

Построена дачка.

На дачке живет

Небольшая собачка.

Собачка довольна

И лесом и дачей,

Но есть огорчения

В жизни собачей.

Во-первых,

Собачку слегка раздражает,

Что дачу высокий

Забор окружает.

Ведь если б не этот

Противный забор,

То с кошками был бы

Другой разговор!

Ее огорчает,

Что люди забыли

Придумать

Собачкам

Автомобили. Собачка

Обиды терпеть не желает:

Она на машины отчаянно лает!

Ей грустно

Глядеть на цветочные грядки:

Они у хозяев

В таком беспорядке!

Их славно вскопала -

И ей же, представьте,

За это попало!

За стол не сажает -

И это, конечно,

Ее обижает:

Не так уж приятно

Приличной Собачке

Сидеть на полу,

Ожидая подачки!

Но дайте Собачке

Кусочек печенья -

Окончатся

Все огорченья!

Тайны смешного Виктор Драгунский Шляпа гроссмейстера

В то утро я быстро справился с уроками, потому что они были нетрудные. Во-первых, я нарисовал домик Бабы Яги, как она сидит у окошка и читает газету. А во-вторых, я сочинил предложение: «Мы построили салаш». А больше ничего не было задано. И я надел пальто, взял горбушечку свежего хлеба и пошел гулять. На нашем бульваре в середине есть пруд, а в пруду плавают лебеди, гуси и утки.

В этот день был очень сильный ветер. И все листья на деревьях выворачивались наизнанку, и пруд был весь взлохмаченный, какой-то шершавый от ветра.

И как только я пришел на бульвар, я увидел, что сегодня почти никого нет, только двое каких-то незнакомых ребят бегают по дорожке, а на скамейке сидит дяденька и сам с собой играет в шахматы. Он сидит на скамейке боком, а позади него лежит его шляпа.

И в это время ветер вдруг задул особенно сильно, и эта самая дяденькина шляпа взвилась в воздух. А шахматист ничего не заметил, сидит себе, уткнулся в свои шахматы. Он, наверно, очень увлекся и забыл про все на свете. Я тоже, когда играю с папой в шахматы, ничего вокруг себя не вижу, потому что очень хочется выиграть. И вот эта шляпа взлетела, и плавно так начала опускаться, и опустилась как раз перед теми незнакомыми ребятами, что играли на дорожке. Они оба разом протянули к ней руки. Но не тут-то было, потому что ветер! Шляпа вдруг как живая подпрыгнула вверх, перелетела через этих ребят и красиво спланировала прямо в пруд! Но упала она не в воду, а нахлобучилась одному лебедю прямо на голову. Утки очень испугались, и гуси тоже. Они бросились врассыпную от шляпы кто куда. А вот лебеди, наоборот, очень заинтересовались, что это за штука такая получилась, и все подплыли к этому лебедю в шляпе. А он изо всех сил мотал головой, чтобы сбросить шляпу, но она никак не слетала, и все лебеди глядели на эти чудеса и, наверно, очень удивлялись.

Тогда эти незнакомые ребята на берегу стали приманивать лебедей к себе. Они свистели:

Фью-фью-фью!

Как будто лебедь - это собака!

Я сказал:

Сейчас я их приманю хлебом, а вы притащите сюда какую-нибудь палку подлиннее. Надо все-таки отдать шляпу тому шахматисту. Может быть, он гроссмейстер...

И я вытащил свой хлеб из кармана и стал его крошить и бросать в воду, и, сколько было лебедей, и гусей, и уток, все поплыли ко мне. И у самого берега началась настоящая давка и толкотня. Просто птичий базар! И лебедь в шляпе тоже толкался и наклонял голову за хлебом, и шляпа с него, наконец, соскочила!

Она стала плавать довольно близко. Тут подоспели незнакомые ребята. Они где-то раздобыли здоровенный шест, а на конце шеста был гвоздь. И ребята сразу стали удить эту шляпу. Но немножко не доставали. Тогда они взялись за руки, и у них получилась цепочка, и тот, который был с шестом, стал подлавливать шляпу.

Я ему говорю:

Ты старайся ее гвоздем в самую середку проткнуть! И подсекай, как ерша, знаешь?

А он говорит:

Я, пожалуй, сейчас бухнусь в пруд, потому что меня слабо держат.

А я говорю:

Давай-ка я!

Валяй! А то я обязательно бухнусь!

Держите меня оба за хлястик!

Они стали меня держать. А я взял шест двумя руками, весь вытянулся вперед, да как размахнулся, да как шлепнусь прямо лицом вперед! Хорошо еще, не сильно ушибся, там была мягкая грязь, так что получилось не больно.

Я говорю:

Что же вы плохо держите? Не умеете держать, не беритесь!

Они говорят:

Нет, мы хорошо держим! Это твой хлястик оторвался. Вместе с мясом.

Я говорю:

Кладите мне его в карман, а сами держите просто за пальто, за хвост. Пальто небось не порвется! Ну!

И опять потянулся шестом к шляпе. Я подождал немного, чтобы ветерок подогнал ее поближе. И все время потихоньку пригребал ее к себе. Мне очень хотелось отдать ее шахматисту. А вдруг он и вправду гроссмейстер? А может быть, это даже сам Ботвинник! Просто так вышел погулять, и все. Ведь бывают же такие истории в жизни! Я отдам ему шляпу, а он скажет: «Спасибо, Денис!»

И я потом снимусь с ним на карточку и буду ее всем показывать...

А может быть, он со мною даже согласится сыграть одну партию? А вдруг я выиграю? Бывают же такие случаи!

И тут шляпа подплыла чуть поближе, я замахнулся и вонзил ей гвоздь в самую макушку. Незнакомые ребята закричали:

А я снял шляпу с гвоздя. Она была очень мокрая и тяжелая. Я сказал:

Надо ее выжать!

И один парнишка взял шляпу за свободный конец и стал ее вертеть направо. А я вертел, наоборот, налево. И из шляпы потекла вода.

Мы здорово ее выжали, она даже лопнула поперек. А мальчишка, который ничего не делал, сказал:

Ну, все в порядке. Давайте ее сюда. Я отдам ее дяденьке.

Я говорю:

Еще чего. Я сам отдам.

Тогда он стал тянуть шляпу к себе. А второй к себе. А я к себе. И у нас случайно получилась потасовка. И они вырвали подкладку из шляпы. И всю шляпу отняли у меня.

Я говорю:

Я хлебом приманивал лебедей, мне и отдавать!

Они говорят:

А кто шест достал с гвоздем?

Я говорю:

А чей хлястик оторвался?

Тогда один из них говорит:

Ладно, уступи ему, Маркуша! Его все равно еще дома выдерут за хлястик!

Маркуша сказал:

На, бери свою несчастную шляпу, - и наподдал ногой, как мяч.

А я схватил ее и быстро побежал в конец аллеи, где сидел шахматист. Я подбежал к нему и сказал:

Дяденька, вот вам ваша шляпа!

Где? - спросил он.

Вот, - сказал я и протянул ему шляпу.

Ты ошибаешься, мальчик! Моя шляпа здесь. - И он оглянулся назад.

А там, конечно, ничего не было.

Тогда он закричал:

В чем дело? Где моя шляпа, я вас спрашиваю?

Я немножко отошел от него и опять сказал:

Вот она. Вот. Разве вы не видите?

А он прямо задохнулся:

Что ты мне суешь этот кошмарный блин? У меня была новенькая шляпа, где она?! Отвечай сейчас же!

Я ему говорю:

Вашу шляпу унес ветер, и она попала в пруд. Но я ее уцепил гвоздем. А потом мы выжали из нее воду. Вот она. Берите... А это подкладка!

Он сказал:

Сейчас я сведу тебя к твоим родителям!!!

Мама в институте. Папа на заводе. А вы, случайно, не Ботвинник?

Он совсем рассердился:

Уйди, мальчик! Скройся с глаз! А то я тебе подсыплю!

Я еще чуть-чуть отошел и сказал:

А то давайте сыграем?

Он в первый раз посмотрел на меня как следует.

А ты разве умеешь?

Я сказал:

Тогда он вздохнул и сказал.

Фольклор народов мира

«Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина;

Три веселых братца

Гуляли по двору.

Затеяли игру:

Делали головками -

Ник-ник-ник,

Пальчиками ловкими -

Чик-чик-чик,

Три веселых братца

Делали ладушками -

Хлоп-хлоп-хлоп,

Топотали ножками -

Топ-топ-топ!

«Бу-бу, я рогатый», лит., обр. Ю. Григорьева;

Бу-бу, я рогатый,

Бу-бу, я хвостатый,

Бу-бу, я ушастый,

Бу-бу, очень страшный,

Бу-бу, испугаю,

Бу-бу, забодаю.

«Котауси и Мауси»; англ., обр, К. Чуковского;

Жила-была мышка Мауси

И вдруг увидала Котауси.

У Котауси злые глазауси

И злые-презлые зубауси.

Подбежала Котауси к Мауси

И замахала хвостауси:

"Ах, Мауси, Мауси, Мауси,

Подойди ко мне, милая Мауси!

Я спою тебе песенку, Мауси,

Чудесную песенку, Мауси!"

Но ответила умная Мауси:

"Ты меня не обманешь, Котауси!

Вижу злые твои глазауси

И злые-презлые зубауси!"

Так ответила умная Мауси -

И скорее бегом от Котауси.

«Ой ты заюшка-пострел...»; пер. с молд. И. Токмаковой;

Ой ты, заюшка – пострел,

К нам за стол незваный сел.

Сел, головкой повертел,

Ам! – и всё до крошки съел.

«Ты, собачка, не лай...», пер. с молд. И. Токмаковой;

Ты, собачка, не лай!

Наших уток не пугай!

Утки наши белые,

Без того не смелые.

«Раговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина;

Кукушка кукует:

- Ку-ку! Ку-ку!

Голубь воркует:

- Гу-гу! Гу-гу!

Петух зорюет:

- Ку-ка-ре-ку!

Филин кричит

В ночи: - Угу!

А рыба молчит

- Ни гу-гу.

«Снегирек», пер. с нем. В. Викторова;

Сел на ветку снегирёк

Брызнул дождик - он промок.

Ветерок, подул слегка,

Обсушил нам снегирька.

«Сапожник», польск., обр. Б, Заходера.

Мастер, мастер, помоги-

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди-

Мы пойдем сегодня в гости!

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия.

А. Барто.

«Мишка»,

Уронили Мишку на пол,

Оторвали Мишке лапу.

Все равно его не брошу -

Потому что он хороший.

«Грузовик»,

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык -

Опрокинул грузовик.

«Слон»,

Спать пора! Уснул бычок,

Лёг в коробку на бочок.

Сонный мишка лёг в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон,

Он слонихе шлёт поклон.

«Лошадка» (из цикла "Игрушки»),

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

«Кто как кричит»;

Ку-ка-ре-ку!

Кур стерегу.

Кудах-тах-тах!

Снеслась в кустах.

Пить, пить, пить!

Воды попить.

Мурр-мурр...

Пугаю кур.

Кра, кра, кра!

Завтра дождь с утра.

Му-у, му-у!

Молока кому?

В. Берестов. «Больная кукла»,

Тихо. Тихо. Тишина.

Кукла бедная больна.

Кукла бедная больна,

Просит музыки она.

Спойте, что ей нравится,

И она поправится.

«Котенок»;

Если кто-то с места сдвинется,

На него котенок кинется.

Если что-нибудь покатится,

За него котенок схватится.

Прыг-скок! Цап-царап!

Не уйдешь из наших лап!

Г. Лагздынь, «Петушок»;

Петушок, петушок,

Подари мне гребешок

Ну, пожалйста, прошу

Я кудряшки расчешу

С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»;

Пела ночью мышка в норке:

Спи, мышонок, замолчи!

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.

Отвечает ей мышонок:

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!

Побежала мышка-мать,

Стала утку в няньки звать:

Приходи к нам, тетя утка,

Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку утка:

Га-га-га, усни, малютка!

После дождика в саду

Червяка тебе найду.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

Слишком громко ты поешь!

Побежала мышка-мать,

Стала жабу в няньки звать:

Приходи к нам, тетя жаба,

Нашу детку покачать.

Стала жаба важно квакать:

Ква-ква-ква, не надо плакать!

Спи, мышонок, до утра,

Дам тебе я комара.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

Очень скучно ты поешь!

Побежала мышка-мать

Тетю лошадь в няньки звать:

Приходи к нам, тетя лошадь,

Нашу детку покачать.

И-го-го! - поет лошадка. -

Спи, мышонок, сладко-сладко,

Повернись на правый бок,

Дам овса тебе мешок.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

Очень страшно ты поешь!

Побежала мышка-мать

Тетю свинку в няньки звать:

Приходи к нам, тетя свинка,

Нашу детку покачать.

Стала свинка хрипло хрюкать,

Непослушного баюкать:

Баю-баюшки, хрю-хрю.

Успокойся, говорю.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

Очень грубо ты поешь!

Стала думать мышка-мать:

Надо курицу позвать.

Приходи к нам, тетя клуша,

Нашу детку покачать.

Закудахтала наседка:

Куд-куда! Не бойся, детка!

Забирайся под крыло:

Там и тихо и тепло.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

Этак вовсе не уснешь!

Побежала мышка-мать,

Стала щуку в няньки звать:

Приходи к нам, тетя щука,

Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку щука -

Не услышал он ни звука:

Разевает щука рот,

А не слышно, что поет...

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

Слишком тихо ты поешь!

Побежала мышка-мать,

Стала кошку в няньки звать:

Приходи к нам, тетя кошка,

Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку кошка:

Мяу-мяу, спи, мой крошка!

Мяу-мяу, ляжем спать,

Мяу-мяу, на кровать.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

Очень сладко ты поешь!

Прибежала мышка-мать,

Поглядела на кровать,

Ищет глупого мышонка,

А мышонка не видать...

Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.);

Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойся сразу

Оба глаза!

Мойтесь, ушки!

Мойся, шейка!

Шейка, мойся

Хорошенько!

Мойся, мойся,

Обливайся!

Грязь, смывайся!

Грязь, смывайся!

Н. Пикулева.

«Лисий хвостик»,

Лисий хвостик бегал в гости.
Бежал мосточком, дрожал листочком.
Вернулся назад и рад.

«Надувала кошка шар...»;

Надувала кошка шар,

А котёнок ей мешал:

Подошёл и лапкой - топ!

А у Кошки шарик - ЛОП!!!

Н. Саконская. «Где мой пальчик?»;

Маша варежку надела.

Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла.

Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь – и найдёшь.

Здравствуй, пальчик!

Как живёшь?

А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане»);

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Корабельщики дивятся,

На кораблике толпятся,

На знакомом острову

Чудо видят наяву:

Город новый златоглавый,

Пристань с крепкою заставой;

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Пристают к заставе гости;

Князь Гвидон зовет их в гости,

Их он кормит и поит

И ответ держать велит:

Чем вы, гости, торг ведете

И куда теперь плывете?

Корабельщики в ответ:

Мы объехали весь свет,

Торговали соболями,

Чернобурыми лисами;

А теперь нам вышел срок,

Едем прямо на восток,

Мимо острова Буяна,

В царство славного Салтана...

Князь им вымолвил тогда:

Добрый путь вам, господа,

По морю по Окияну

К славному царю Салтану;

От меня ему поклон.

Гости в путь, а князь Гвидон

С берега душой печальной

Провожает бег их дальный...

М. Лермонтов. «Спи, младенец...» (из стихотворения «Казачья колыбельная»);

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю.

По камням струится Терек,

Плещет мутный вал;

Злой чечен ползет на берег,

Точит свой кинжал;

Но отец твой старый воин,

Закален в бою:

Спи, малютка, будь спокоен,

Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время,

Бранное житье;

Смело вденешь ногу в стремя

И возьмешь ружье.

Я седельце боевое

Шелком разошью...

Спи, дитя мое родное,

Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду

И казак душой.

Провожать тебя я выйду -

Ты махнешь рукой...

Сколько горьких слез украдкой

Я в ту ночь пролью!..

Спи, мой ангел, тихо, сладко,

Баюшки-баю.

Стану я тоской томиться,

Безутешно ждать;

Стану целый день молиться,

По ночам гадать;

Стану думать, что скучаешь

Ты в чужом краю...

Спи ж, пока забот не знаешь,

Баюшки-баю.

Дам тебе я на дорогу

Образок святой:

Ты его, моляся богу,

Ставь перед собой;

Да, готовясь в бой опасный,

Помни мать свою...

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка»;

Что за вой? Что за рёв?

Там не стадо ли коров?

Нет, там не коровушка -

Это Ганя-рёвушка

Плачет,

Заливается,

Платьем утирается...

УУ-УУ-У!..

Вышла рёва на крыльцо,

Рёва сморщила лицо:

Никуда я не пойду!

Мне не нравится в саду.

Уу-уу-у!..-

Вот вернулась Ганя в дом,

Слёзы катятся ручьём:

Ой, пойду обратно!

Дома неприятно!

Оо-оо-о!..

Дали Гане молока.

Эта кружка велика!

В этой не могу я!

Дайте мне другую!

УУ-УУ-У!..

Дали рёвушке в другой,

Рёва топнула ногой:

В этой не желаю!

Лучше дайте чаю!

Аа-аа-а!..-

Уложили Ганю спать,

Плачет рёвушка опять:

Ой, не буду спать я!

Ой, наденьте платье!

УУ-УУ-У!..

Тут сбежался народ.

Чтоб узнать: кто ревёт?

Кто всё время плачет?

Что всё это значит?

Видят - девочка стоит,

Очень странная на вид:

Нос распух, что свёкла,

Платье всё промокло.

Оо-оо-о!..

УУ-УУ-У!..

Что ты плачешь, рёвушка,

Рёвушка-коровушка?

На тебе от сырости

Плесень может вырасти.

А. Введенский. «Мышка»;

Мышка вылезла из норки,

Мышка очень хочет есть.

Нет ли где засохшей корки,

Может в кухне корка есть?

А на кухне возле шкапа

Видит мышка - чья-то лапа.

Лапа пёстрая,

Когти острые.

Эй, мышка, не зевай:

Поскорее убегай!

убегай из этих мест,

А то кошка съест.

А. Плещеев, в Сельская песня»;

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей...

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой...

Г. Сапгир. «Кошка»;

Кошка, как тебя зовут?

Мяу.

Стережёшь ты мышку тут?

Мяу.

Мяу, хочешь молочка?

Мяу.

А в приятели - щенка?

Фрр!

К.Чуковский.

«Федотка»,

Бедный Федотка - сиротка.

Плачет несчастный Федотка:

Нет у него никого,

Кто пожалел бы его.

Только мама, да дядя, да тётка,

Только папа да дедушка с бабушкой.

«Путаница».

Замяукали котята:

Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята –

Хрюкать!

А за ними и утята:

Не желаем больше крякать!

Мы хотим как лягушата –

Квакать!

Свинки замяукали –

Мяу, мяу!

Кошечки захрюкали –

хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали –

Ква, ква, ква!

Курочки закрякали –

Кря, кря, кря!

Воробышек прискакал,

И коровой замычал –

Му-у-у!

Прибежал медведь,

И давай реветь –

Кукареку!

Только заинька был паинька,

Не мяукал и не хрюкал,

Под капустою лежал,

По-заячьи лопотал

И зверюшек неразумных уговаривал:

"Кому велено чирикать –

Не мурлыкайте,

Кому велено мурлыкать –

Не чирикайте!

Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушатам под облаком!"

Но веселые зверята –

Поросята, медвежата

Пуще прежнего шалят,

Зайца слушать не хотят.

Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают,

Мыши кошку изловили –

В мышеловку посадили!

А лисички взяли спички,

К морю синему пошли -

Море синее зажгли!

Море пламенем горит!

Выбежал из моря кит:

"Эй, пожарные, бегите,

Помогите, помогите!"

Прибегали два курчонка –

Поливали из бочонка,

Приплывали два ерша –

Поливали из ковша,

Прибегали лягушата –

Поливали из ушата.

Тушат-тушат - не потушат,

Заливают - не зальют...

Тут бабочка прилетала,

Крылышками помахала,

Стало море потухать –

И потухло.

Вот обрадовались звери –

засмеялись и запели,

Гуси начали опять

По-гусиному кричать –

Га-га-га!

Кошки замурлыкали –

Мур, мур, мур!

Птицы зачирикали –

Чик-чирик!

Лошади заржали –

И-го-го!

Мухи зажужжали –

Ж-ж-ж-ж-ж!

Лягушата квакают –

Ква-ква-ква!

А утята крякают –

Кря-кря-кря!

Поросята хрюкают –

Хрю-хрю-хрю!

Мурочку баюкают,

Милую мою...

Баюшки-баю, баюшки-баю...

Проза.

Л. Толстой.

«Спала кошка на крыше...»,

Спала кошка на крыше. Она сжала лапки. Села около кошки птичка. Не сиди близко, птичка. Кошки очень хитры.

«Был у Пети и Миши конь...»;

Был у Пети и Миши конь. Стал у них спор: чей конь? Стали они коня друг у друга рвать.

- Дай мне, мой конь!

- Нет, ты мне давай, конь не твой, а мой.

Пришла мама, взяла коня, и стал конь ничей.

Л. Толстой. «Три медведя»;

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

Дверь была отворена; она посмотрела в дверь, видит: в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михайло Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михайлы Иванычева. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.

Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки; и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.

Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой - Михайлы Иваныча; другой поменьше - Настасьи Петровнин, а третий, маленький, с синенькой подушечкой - Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нем было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась - так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колени и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле.

Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая - Михаилы Иванычева; другая средняя - Настасьи Петровнина; третья маленькая - Мишенькина. осказках.ру - oskazkax.ru Девочка легла в большую, ей было слишком просторно; легла в среднюю - было слишком высоко; легла в маленькую - кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.

А медведи пришли домой голодные и захотели обедать.

Большой медведь взял чашку, взглянул и заревел страшным голосом:

- КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ?

Настасья Петровна посмотрела на свою чашку и зарычала не так громко:

- КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ?

А Мишутка увидал свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:

- КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ И ВСЕ ВЫХЛЕБАЛ?

Михаиле Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:

-

Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:

- КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СДВИНУЛ ЕГО С МЕСТА?

Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:

- КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СЛОМАЛ ЕГО?

Медведи пришли в другую горницу.

- КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ ЕЕ? - заревел Михаиле Иваныч страшным голосом.

- КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ ЕЕ? - зарычала Настасья Петровна не так громко.

А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:

- КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ?

И вдруг он увидал девочку и завизжал так, как будто его режут:

- Вот она! Держи, держи! Вот она! Ай-я-яй! Держи!

Он хотел ее укусить.

Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Оно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.

В. Сутеев. «Кто сказал „мяу"»

Щенок спал на коврике около дивана. Вдруг сквозь сон он услышал, как кто-то сказал: - Мяу! Щенок поднял голову, посмотрел - никого нет. «Это, наверно, мне приснилось», - подумал он и улёгся поудобнее. И тут кто-то опять сказал: - Мяу! - Кто там? Вскочил Щенок, обежал всю комнату, заглянул под кровать, под стол - никого нет! Влез на подоконник, увидел - за окном во дворе гуляет Петух. «Вот кто не дал мне спать!» - подумал Щенок и побежал во двор к Петуху. - Это ты сказал «мяу»? - спросил Щенок Петуха. - Нет, я говорю… Петух захлопал крыльями и закричал: - Ку-ка-ре-ку-у-у! - А больше ты ничего не умеешь говорить? - спросил Щенок, - Нет, только «кукареку», - сказал Петух. Щенок почесал задней лапой за ухом и пошёл домой… Вдруг у самого крыльца кто-то сказал: - Мяу! «Это тут!» - сказал себе Щенок и быстро начал рыть под крыльцом всеми четырьмя лапами. Когда он вырыл большую яму, оттуда выскочил маленький серый Мышонок. - Ты сказал «мяу»? - строго спросил его Щенок. - Пи-пи-пи, - запищал Мышонок. - А кто так сказал? - Кто-то сказал «мяу»… - Близко? - заволновался Мышонок. - Вот здесь, совсем рядом, - сказал Щенок. - Мне страшно! Пи-пи-пи! - запищал Мышонок и юркнул под крыльцо. Щенок задумался. Вдруг около собачьей конуры кто-то громко сказал: - Мяу! Щенок обежал вокруг конуры три раза, но никого не нашёл. В конуре кто-то зашевелился… «Вот он! - сказал себе Щенок. - Сейчас я его поймаю…» Он подкрался поближе… Навстречу ему выскочил огромный лохматый Пёс. - Р-р-р-р! - зарычал Пёс. - Я… я хотел узнать… - Р-р-р-р! - Это вы сказали… «мяу»? - прошептал Щенок, поджимая хвостик. - Я? Ты смеёшься, Щенок! Со всех ног бросился Щенок в сад и спрятался там под кустом. И тут, прямо над его ухом, кто-то сказал: - Мяу! Щенок выглянул из-под куста. Прямо перед ним, на цветке, сидела мохнатая Пчела. «Вот кто сказал «мяу»! - подумал Щенок и хотел схватить её зубами. - З-з-з-з! - прожужжала обиженная Пчела и больно ужалила Щенка в кончик носа. Завизжал Щенок, побежал, а Пчела за ним! Летит и жужжит: - Уж-ж-жалю! Уж-ж-жалю! Подбежал Щенок к пруду - и в воду! Когда он вынырнул, Пчелы уже не было. И тут опять кто-то сказал: - Мяу! - Это ты сказала «мяу»? - спросил Щенок Рыбу, которая проплывала мимо него. Рыба ничего не ответила, махнула хвостом и исчезла в глубине пруда. - Ква-ква-ква! - засмеялась Лягушка, сидевшая на листе лилии. - Разве ты не знаешь, что рыбы не говорят? - А может быть, это ты сказала «мяу»? - спросил Щенок Лягушку. - Ква-ква-ква! - засмеялась Лягушка. - Какой ты глупый! Лягушки только квакают. И прыгнула в воду. Пошёл Щенок домой мокрый, с распухшим носом. Грустный, улёгся он на коврике около дивана. И вдруг услышал: - Мяу!!! Он вскочил - на подоконнике сидела пушистая полосатая Кошка. - Мяу! - сказала Кошка. - Ав-ав-ав! - залаял Щенок, потом вспомнил, как рычал мохнатый Пёс, и зарычал: - Р-р-р-р! Кошка изогнулась, зашипела: «Ш-ш-ш!», зафыркала: «Фыр-фыр!» - и выпрыгнула в окно. Вернулся Щенок на свой коврик и улёгся спать. Он теперь знал, кто сказал «мяу».

В. Бианки. «Лис и мышонок»

- Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?

- Землю копал.

- Для чего землю копал?

- Норку делал.

- Для чего норку делал?

- От тебя, лис, прятаться.

- Мышонок, мышонок, а я тебя подстерегу!

- А у меня в норке спаленка.

- Кушать захочешь - вылезешь!

- А у меня в норке кладовочка.

- Мышонок, мышонок, а ведь я твою норку разрою!

- А я от тебя в отнорочек - и был таков!

Г. Балл. «Желтячок»

В курятнике кто-то тихонько постучал: тук… тук…. А потом послышалось: крак!

Клуша Рыжуха замахала крыльями. А из разбитой яичной скорлупы выклюнулся цыпленок, первый цыпленок. Можно про него сказать - Желтячок. Потому что он был кругом желтый.

Цыпленок затряс головой и сказал:

- Пин-пин-пи.

А в это время из-за леса выглянуло солнышко. И по земле побежал солнечный лучик. Искупался в холодной речке, прокатился по крыше дома и заглянул в окошко. Желтячок зажмурился и притаился. Вдруг закудахтала клуша Рыжуха, залаял пес Шустрый, громко замычала корова:

- Му-у! Пора на волю!

А цыпленок подумал: «Сколько света и шума. Это все я сделал?! Пин! Это все я! Это я! Я!»

Нет, не надо смеяться над Желтячком. Ведь это было самое первое утро в его жизни. А как хорошо, как чудесно увидеть мир рано утром! Как хорошо жить на земле!

Н. Павлова. «Земляничка».

Светит солнышко. На поляне созрела ягодка земляничка. Увидел её комар и запищал:

- Ягодка созрела: красная, душистая!

Услышала комара птичка, полетела на поляну. Хочет съесть земляничку.

Услышала комара мышка, побежала на поляну. Хочет съесть земляничку.

Набежала на солнышко туча. Увидел её комар и запищал:

- Дождь пойдёт: мокрый, холодный!

Услышала комара птичка - скорей на дерево.

Услышала комара мышка - скорей в норку.

Услышала комара лягушка - скорей под листок.

Услышала комара змея - скорей под корень.

А ягодка земляничка под дождём купается да радуется, что её никто не тронул.

Произведения поэтов и писателей разных стран

С. Капутикян.

«Все спят»

Жучка тявкнула во сне,

Хвостиком вильнула.

Котик, серенький коток

Спит у ножки стула.

В мягком кресле у окна

Бабушка уснула.

Мишка тоже стал зевать.

Не пора ли Маше спать?

«Маша обедает» пер. с арм.

Час обеда подошёл,

Села Машенька за стол.

-Гав, гав, гав!

-Кто это к нам?

-Гав, гав, гав!

-Кто это там?

-Это я, ваш верный пёс,

Ваш Арапка - чёрный нос.

День и ночь

Я дом стерёг,

Наработался, продрог.

НЕ ПОРА ЛИ ОБЕДАТЬ?

-Мяу-мяу!..

-Кто ж теперь

К нам царапается в дверь?

-Это ваша кошка Мурка.

Мурка -

Серенькая шкурка.

Я ваш погреб стерегла,

Всех мышей перевела,

Крыс прогнала из подвала,

Наработалась, устала.

НЕ ПОРА ЛИ ОБЕДАТЬ?

-Куд-куда, куд-куда!..

-Кто ещё спешит сюда?

-Ваша курочка рябая,

Я к вам прямо из сарая.

Я не ела, не пила

-Я яичко вам снесла.

НЕ ПОРА ЛИ ОБЕДАТЬ?

Двери отперты, и вот

Мама всех к столу зовёт:

Пса Арапку,

Кошку-царапку,

Курочку-рябку.

Никому отказа нет,

Подан каждому обед:

Собачке - в миске,

В блюдечке - киске,

Курочке-несушке -

Пшена в черепушке,

А Машеньке - в тарелке.

В ГЛУБОКОЙ, НЕ МЕЛКОЙ.

П. Воронько. «Обновки», пер. с укр.

Я купила кошке,

К празднику сапожки.

Причесала ей усы,

Сшила новые трусы.

Только как их надевать?

Хвостик некуда девать.

Д. Биссет. «Га-га-га!», пер. с англ.

Жил на свете гусёнок, по имени Уильям. Но мама звала его всегда Вилли.

- Гулять пора, Вилли! - говорила ему мама. - Зови остальных, га-га-га!

Вилли очень любил гагагакать, сзывая всех на прогулку.

- Га-га-га! Га-га-га! Га-га-га! Га-га-га! - так и пел он всю дорогу.

Однажды на прогулке он встретил котёнка. Симпатичного чёрного котёнка с белыми передними лапками. Вилли он очень понравился.

- Га-га-га! - сказал он котёнку. - Га-га-га!

- Мяу! - ответил котёнок.

Вилли удивился. Что значит "мяу"? Он всегда думал, что кошки, как и гуси, говорят "га-га-га!"

Он пошёл дальше. Щипал по дороге травку. День был чудесный. Светило солнце, и пели птицы.

- Га-га-га! - пел Вилли.

- Гав-гав! - ответила собака, бежавшая по дороге.

- И-го-го! - сказала лошадь.

- Н-но! - крикнул молочник своей лошади.

Бедный Вилли не понял ни слова. Прошёл мимо фермер и крикнул Вилли:

- Привет, гусёнок!

- Га-га-га! - ответил Вилли.

Потом пробежали дети. Один мальчик подбежал к Вилли и крикнул:

- Кыш!

Вилли огорчился. У него даже в горле пересохло.

- Я знаю, что я всего-навсего гусёнок. Но зачем же кричать мне "кыш"?

В пруду он увидел золотую рыбку, но на все его "га-га-га" рыбка только хвостиком вильнула и не сказала ни слова.

Вилли пошёл дальше и встретил стадо коров.

- Му-у-у! - сказали коровы. - Му-у-у-у-у-у!

Потом он встретил кур.

- Ко-ко-ко, - закудахтали куры. - Ко-ко-ко!

- Ку-ка-ре-ку-ууу!

"Ну хоть бы кто-нибудь сказал мне "га-га-га", - подумал Вилли. - Не с кем даже поговорить. Вот скука!"

- Жжжжжжжжжж! - прожужжала пчела.

Голуби ворковали, утки крякали, а вороны каркали, сидя на верхушках деревьев. И никто, никто не сказал ему "га-га-га"!

Бедный Вилли даже заплакал, и слезы закапали с клюва на его хорошенькие красные лапки.

- Га-га-га! - рыдал Вилли.

И вдруг издалека послышалось родное "га-га-га".

А потом на дороге появился автомобиль.

- Га-га-га! - сказал автомобиль. Все английские автомобили говорят "га-га-га", а вовсе не "би-би-би".

- Га-га-га! - обрадовался Вилли.

- Га-га-га! - сказал автомобиль и проехал мимо.

Вилли глаз не мог оторвать от автомобиля. Он почувствовал себя самым счастливым гусёнком на свете.

- Га-га-га! - повторил автомобиль и скрылся за поворотом.

- Га-га-га! - крикнул ему вдогонку Вилли.

Ч. Янчарский. «В магазине игрушек»,

Это было в магазине игрушек. На полках сидели и стояли плюшевые мишки.

Был среди них один мишка, который давно сидел в своём уголочке.

Другие мишки уже попали к ребятам и вышли с улыбкой на улицу. А на этого мишку никто не обращал внимания, может потому, что он сидел в уголочке.

С каждым днём мишка огорчался всё больше: ему не с кем было играть. И от огорчения одно ушко у него отвисло.

"Не беда, - сам себя утешал мишка. -Если мне в одно ухо теперь влетит сказка, то из другого уха уже не вылетит. Отвисшее ушко не пустит"

Однажды мишка обнаружил на своей полке красный зонтик. Схватил его в лапки, раскрыл и храбро прыгнул вниз. А потом выбрался тихонько из магазина. Сначала он испугался, уж очень много было народу на улице. Но когда ему встретились двое ребят, Зося и Япек, страх у него прошёл. Ребята улыбнулись мишке. Какая это была улыбка!

- Кого ищешь, медвежо­нок?-спросили ребята.

- Я ищу ребят.

- Пошли с нами.

- Пошли! - обрадовался мишка.

И они зашагали вместе.

«Друзья».. ! из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск.

Перед домом, где жили Яцек и Зося, был дворик. Главным в этом дворике был пёс Кручек. А потом там ещё жил рыженький Петушок.

Когда мишка вышел первый раз во двор погулять, к нему тотчас подскочил Кручек. А потом подошёл и Петушок.

- Здравствуйте! - сказал медвежонок.

- Здравствуй! - сказали они ему в ответ. - Мы видели, как ты пришёл с Яцеком и Зосей. А почему у тебя ухо отвисло? Слушай, а как тебя зовут?

Мишка рассказал, что получилось с ушком. И сильно расстроился. Потому что у него не было имени.

- Не переживай, - сказал ему Кручек. - А то и другое ушко отвиснет. Мы будем звать тебя Ушастиком. Мишкой Ушастиком. Согласен?

Мишке имя очень понравилось. Он хлопнул лапками и сказал:

- Теперь я Мишка Ушастик!

- Мишка, Мишка, познакомься, это наш Зайчик.

Зайчик щипал траву.

Но Мишка увидел только два длинных уха. А потом мордочку, которая забавно шевелилась. Зайчик испугался Мишки, прыгнул и исчез за забором.

Но потом ему стало стыдно и он вернулся.

- Зря пугаешься, Зайчик, - сказал ему Кручек. - Познакомься с нашим новым другом. Его зовут Мишка Ушастик.

Ушастик глянул на длинные пушистые уши Зайчика и вздохнул, подумав о своём отвисшем ушке.

Вдруг Зайчик сказал:

- Мишка, какое у тебя красивое ушко…

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

Л.Яхнин Пятое время года, Силачи.

Литературное чтение

«Литературное чтение»

Климанова Л.Ф. Горецкий В.Г. Виноградский Л.А.

Л.Яхнин. «Пятое время года», «Силачи».

Смысл заголовка.

Урок изучения

нового материала

18.04

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Алексеевна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Повторяйте за мной-

Мы - умные

Мы - дружные

Мы - внимательные

Мы - старательные

Мы - отлично учимся

Всё у нас получится

Давайте, посмотрим, друг на друга и улыбнемся. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

Я очень люблю уроки лит.чтения. А вы любите? А за что? А что вы хотите получить от сегодняшнего урока?

Начните с таких слов (на слайде)

Сегодня на уроке мне хотелось бы
– Как вы думаете, что нам надо делать для успешной работы на уроке?

Дети, мы с вами нацелили себя на серьезную работу. Пусть у нас всё получится.

Каждый урок литературного чтения это встреча с кем или с чем?

Сегодняшний урок не исключение

(На слайде портрет Леонида Яхнина)

Вы знаете кто это? А что вы знаете об этом человеке?

Рассказ учителя . Леони́д Льво́вич Яхни́н родился 11 июля 1937 года в Москве. Леонид Яхнин русский поэт, писатель, драматург и переводчик. В 27 лет он стал публиковать стихи для дошкольников и младших школьников. Среди его первых книг – сборники стихов «Мой город» «Всадник» «Сосны корабельные»), «Всегда вперед». Среди самых известных сказок – «Площадь картонных часов», «Серебряные колесики», «Таня и солнышко». Заслуженную славу принесли Леониду Яхнину переводы и пересказы с языков разных народов мира – с сербского, македонского, словенского, белорусского, польского, немецкого, английского, грузинского. Среди его переводов особое место занимает интереснейший и оригинальнейший перевод всемирно известной сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес». Другой значительной его работой является перевод «Слова о полку Игореве», великого произведения древнерусской литературы.
- Для кого предназначены произведения автора? (для детей)

Какие сборники стихотворений Леонид Яхнин выпустил? («Мой город» , «Всадник» ,«Сосны корабельные»), «Всегда вперед»)

Какие произведения перевел Леонид Яхнин? («Слова о полку Игореве», «Алиса в Стране Чудес»).

Пятое время года – так называется произведение, с которым мы будем сегодня работать.

А сколько времен года вы знаете? Предположите, о каком пятом времени года может идти речь в произведении. Давайте проверим наши предположения. Откройте учебник на с.124

Расскажите, о каких добрых делах мечтает герой рассказа Л. Яхнина «Пятое время года». (особенных, замечательных. Кататься на коньках, посадить сад, плавать в лодке по большой реке)

Скажите, что мешало герою совершить все эти добрые дела. (лень, нежелание трудиться)

Можно ли утверждать, что герой не успевал выполнять намеченные дела, потому что постоянно был загружен работой? Обоснуйте своё мнение. Закончите предложение «Герой рассказа очень хотел совершить добрые дела, но только..»

Выберите из предложенных пословиц и поговорок ту, которая выражает главную мысль рассказа Л. Яхнина «Пятое время года». Обоснуйте свой выбор.

Добро и во сне хорошо.

Спешите делать добро.

Дерево узнают по плодам, а человека - по его делам. !

Без друга на сердце вьюга.

Прочитайте рассказ Л. Яхнина «Пятое время года» так, чтобы слушатели поняли характер героя и отношение к нему автора произведения.

О чем рассказ? Определим его тему.

В каких предложениях отражена главная мысль рассказа? Найдем их.

Что герой неправильно делал? И как не стать таким, как он?

А что для вас означает слово добро? Добрый поступок?

Чему нас учит этот текст?

Физминутка

Догадайтесь, как называется произведение. Его название зашифровано в ребусе

Кого называют силачами? Подумайте, о чем может идти речь в произведении с таким названием?

Перечислите добрые дела, которые могут совершать силачи.

Прочитайте рассказ «Силачи» самостоятельно.

Сколько в рассказе действующих лиц? Скажите, о чём ведут разговор два приятеля в рассказе Л. Яхнина «Силачи

Прочитайте последние три строчки. Как вы думаете, кому принадлежат эти слова? (Автору.)

Можно ли утверждать, что герои рассказа «Силачи» ценят такие качества человека, как уважение друг к другу, внимание к людям? Обоснуйте своё мнение.

Прочитайте по ролям рассказ Л. Яхнина «Силачи» так, чтобы слушатели поняли характер героев и ваше отношение к ним

Нравятся ли вам эти приятели? Почему?

Как вы думаете, нравятся ли они писателю? Как об этом можно догадаться?

Заглавие этого рассказа серьёзное или насмешливое?

Как можно иначе назвать это произведение?

Что можно посоветовать таким «силачам»?

Подходят ли пословицы этому рассказу?

Не спеши языком, торопись делом.

Сказано – не доказано, надо сделать.

С произведениями какого писателя мы сегодня познакомились?

Какими бы вы назвали эти произведения: поучительными, смешными, весёлыми, грустными. Чему учат его произведения?

Чему мы сегодня научились?

С каким настроением вы заканчиваете урок?

Приготовьте зелёный, жёлтый и красный карандаши.

    Я работал активно, хорошо читал. Зелёный

    У меня всё получится, если я буду больше читать. Жёлтый.

    Помогите! Я встретил много трудностей. Красный

Что вам больше всего понравилось на уроке? Мне было интересно с вами работать. Особенно хочется выделить…

Урок окончен. До свидания

Сегодня мы вместе с мальчиком Тимой попадем в сказочное королевство, где совсем не принято упоминать о времени. Да, да, представь себе, глупому и ленивому королю Кляссеру Второму эту мысль подсказал его хитрый и коварный Главный Советник, а королю такая идея настолько понравилась, что он запретил вообще само слово «время».

Ну, а разве можно приказать времени остановиться или даже пойти назад? Разумеется, никак нельзя! Пусть старый Часовой Мастер со связанными руками давно запрятан в темницу. Пусть все часы в королевстве заржавели и покрылись пылью, а грустная девочка по имени Тики-Так только потому осталась на свободе, что король не умеет даже по солнцу определить, когда время обедать или ложиться спать, и этой маленькой девочке приходится служить Говорящими Часами...

А время-то идет, хотя во всем дворце и во всем королевстве с бесчисленным множеством никчемных лестниц и не слышно тиканья часов... Но время идет, оно движется вперед и вперед, а не стоит на месте и уж тем более не пятится назад, как бы хотелось королю и всем его придворным льстецам и глупцам.

А пока давай-ка не будем терять ни часов, ни минут и поскорее отправимся в королевской карете, где едут Тима и Кляссер Второй, туда, навстречу сказке!

Всякую сказку кто-нибудь да рассказывает первый. Эту - о «серебряных колесиках» времени - придумал детский писатель Леонид Яхнин. Ты наверняка уже слышал про другие его книжки. О поэтичной природе островов Белого моря, о прозрачной воде и высоком небе, зеленых лесах и веселом ветре странствий рассказал он ребятам в книге-путешествии «Плывущие острова». А еще раньше вышла другая его книжка - сказка «Площадь Картонных Часов» (может быть, ты знаешь, что есть и такая пластинка).

Как видишь, Л. Яхнин не впервые делает Время равноправным героем в своих сказках. Писатель снова и снова напоминает нам о том, что время не останавливается, и что бывают разные часы и минуты. Не по тому, как долго они длятся, а потому, что мы успеваем сделать а эти часы и минуты.

Поразмысли-ка сам, какой час дольше и бесполезнее, а какой буквально «пролетает в минуту»: тот ли, что заполнен скукой и ничегонеделаньем (как проходят целые годы в королевстве Кляссера Второго), или тот, за который успеваешь сделать много очень важного и нужного?

Недаром ведь существует понятие: «звездные часы человечества»! Это те часы, когда совершаются великие открытия, создаются бессмертные произведения искусства, когда человек, отбросив все мелкое, случайное, как бы вырастает в полный рост. И вот именно в такие часы и минуты, когда мы ощущаем себя необходимыми, единственными и неповторимыми, нужными всем людям, всему человечеству, время стремительно летит вперед, и мы даже не замечаем, как передвигаются стрелки.

Потому-то время и может «растягиваться» или «сжиматься, потому-то мы иногда в течение всей жизни способны помнить, как что-то огромное, прекрасное, незабываемое, те особенные часы и дни, когда открываем в себе себя и открываем себя самих - свое сердце, свои мысли, свои человеческие возможности - всем другим людям...

Замечательный поэт Самуил Яковлевич Маршак очень точно сказал о Времени:
Мы знаем, время растяжимо:
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.

Вот о том, каким человеческим - душевным, умственным -- содержанием можно наполнить время, как много могут значить какие-нибудь считанные секунды, до отказа наполненные действием, творчеством, смелостью, радостью, решительностью, и как бесполезно тянутся целые годы, проходящие а зевотном, полусонном безделье, и предлагает поразмыслить нам такая, на первый взгляд, смешная, «безобидная» история, сочиненная писателем Леонидом Яхиным.




Top