Конспект урока обобщения по литературному чтению на тему «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

««Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина» - Синее море. Счастливый конец. Почернело синее море. Обычно в сказках счастливый конец. Объясни, что это значит. Не спокойно синее море. Мир океана. Двор устаревших слов. Путешествие в Лексикоград. Мастерство А. С. Пушкина. Чёрная крестьянка. Новое корыто. Светёлка. Проверь ударение. Поставь ударение в омонимах.

«Сказки Пушкина 2 класс» - Анаграмма. Дядька. То же, что и морская лука. Долина, ровное, вытянутое пространство вдоль реки или между горами. Дол. В старину: воин, богатырь. Составим синквейн. Лукоморье. Витязь. Такой изгиб морского берега, когда часть моря вдается в сушу. В презентации использовали материалы: В старину: слуга-воспитатель при мальчике в дворянской семье.

«КВН по сказкам Пушкина» - Ну, а если захотите В Лукоморье возвратиться, То чудесные мгновенья Могут снова повториться. В путешествии волшебном Очень быстро время мчится! В каком учебном заведении учился А.С.Пушкин? Домашнее задание. 1 этап Где родился А.С.Пушкин? Когда родился? Последней сказки Закрываем мы страницу! Разминка.

«Викторина по сказкам А.С.Пушкина» - Новый год. Старый бес. 5 раз ходил старик к рыбке с просьбами. Викторина по сказкам А.С. Пушкина. Сколько просьб старика выполнила рыбка. Белочка. Балда. Закажи балде службу. Попадья учила. Сказка о попе и работнике его Балде. Старуха предстала столбовою дворянкой. Сколько лет рыбачил старик. Сколько раз ходил старик к рыбке с просьбами.

«Игра по сказкам Пушкина» - Узнай сказку по словам. Расположите по порядку сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке». Угадай сказку. Определите, где помощник, а где противники. Из каких сказок эти вещи. Кто был верным сторожем царя Дадона. В мире сказок А.С.Пушкина. Урок –викторина по литературе в 5 классе. Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей.

«Игра-викторина по сказкам Пушкина» - Сказка о золотом петушке. Сказки А.С.Пушкина. Счастливый вопрос. Выбери свой вопрос. Иллюстрация. Неудача. Аршин. Ветер. Обежать вокруг моря. Сказка о попе и работнике его Балде. Правила игры. Сказка о царе Салтане. Рост сына царя Салтана. Дьяк. Семь богатырей. Сказка о рыбаке и рыбке.

Всего в теме 25 презентаций

«Золотая рыбка»

Тема проекта: Народная мораль и нравственность в сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Цели проекта:

Постановка и формулирова ние народной морали сказки и связи их с жизнью;

Самостоятель ное создание алгоритмов дея тельности при решении про блем творческого и поискового характера.

Осознанное и произвольное построение вы сказываний в устной и письменной речи с соблюдением нормы построе ния текста.

Развитие творческого мышления; художественных способностей;

ЗАДАЧИ:

Развивать эмоциональную отзывчивость детей,воображение, фантазию;

- воспитывать чувство любви к творчеству А.С. Пушкина , нравственные качества дружбы, сплочённости, доброжелательности ;

Учить постигать художественные образы и связи их с жизнью.

Знать, что такое синквейн, основные правила составления;

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети 7-8 лет

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Изучение сказки на уроке литературного чтения.

На уроке рисования нарисовать и вырезать Золотую рыбку

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 занятие во внеурочной деятельности

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Повышение активности учащихся на уроке для улучшения результатов обучения;

Использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

Обогащение словарного запаса.

Оборудование

1. Выставка книг со сказками А.С.Пушкина.

2. Раздаточный материал для групповой работы.

3. Рисунки с изображением рыбок.

4. Мультимедийная презентация учителя.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

/Вхождение в урок, дети стоят, учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним.

Учитель:

Из глубокого колодца (руки «О»)

Солнце медленно встает (руки поднимают над головой)

Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой ладошками вниз)

Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз)

Новый день оно начнет (руки вниз широко)

С наступлением нового дня!

Улыбнитесь мне, а я вам, пусть ваш новый день будет таким же солнечным, как ваши улыбки.

Сели девочки, сели мальчики.

II. Целеполагание.

Ребята, вы на уроке литературного чтения закончили изучение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Поэтому сегодня мы постараемся обобщить свои знания по этой сказке, выразить своё отношение к героям и персонажам сказки, а ещё мы создадим творческий проект «Золотая рыбка»

III. Актуализация знаний.

В каком жанре написана сказка А.С. Пушкина? (поэтический или прозаической)

Давайте по цепочке перескажем не в поэтическом, в прозаическом

Ответы детей.

Примерный текст

Старик с женой живут у моря. Старик добывает пропитание рыбной ловлей, и однажды в его сети попадается необычная золотая рыбка, способная говорить человеческим языком. Рыбка молит отпустить её в море, и старик отпускает её, не прося награды. Возвратившись домой, он рассказывает о произошедшем жене. Она обругивает его и заставляет вернуться к морю, позвать рыбку и потребовать награду, хотя бы новое корыто. Старик зовёт рыбку у моря, она появляется и обещает исполнить его желание, говоря: «Не печалься, ступай себе с Богом». Возвратившись домой, он видит у жены новое корыто. Однако «аппетиты» старухи всё возрастают - она заставляет мужа возвращаться к рыбке снова и снова, требуя (для себя) всё новых и новых наград. Море, к которому подходит старик, каждый раз изменяется от спокойного ко всё более взволнованному, а под конец - штормящему. В определённый момент старуха демонстрирует презрение к супругу, который является источником её успехов, и требует, чтобы рыбка сделала её «владычицей морскою», причём сама рыбка должна была бы служить у неё «на посылках» (то есть в услужении). Рыбка не отвечает на просьбу старика, а когда он возвращается домой, то видит старуху, лишённую всего дарованного, сидящую у старого разбитого корыта.

IV. Обобщение знаний по прочитанному произведению.

Назовите героев сказки.

/Ответы учащихся (Рыбка, старик).

Назовите персонажей сказки.

/Ответы учащихся (Старуха, море).

Дайте характеристику героям и персонажам сказки.

Какая старуха?

Какой старик?

Почему старик не перечит старухе? Вспомните как он ее называет?

(Он её называет "сварливая баба", "пуще прежнего старуха вздурилась", "проклятая баба". Дистанция между стариком и старухой увеличивается, хоть и не сразу. Пока старуха просит новое корыто, перед нами бытовая сцена. Но потом старик будто забывает что перед ним жена. Сословные отношения берут вверх над семейными, человеческими. Он боится своей жены, а не столбовой дворянки.)

Почему Рыбка перестала выполнять желания старухи?

Только за жадность она наказана.

(Старуха у Пушкина наказана не за то, что она хочет жить барыней или царицей, а за то, что, ставши барыней, она бьет и "за чупрун таскает" своих слуг, мужа-крестьянина посылает служить на конюшню; ставши царицей, она окружена грозной стражей, которая чуть не изрубила топорами ее старика, владычицей морскою она хочет быть для того, чтобы рыбка золотая служила ей и была у ней на посылках. Это не просто реакция рыбки - это ответ богини, место которой хотела занять старуха, к тому же превратив богиню в свою служанку. Став "владычицей морскою", старуха посягает на свободу рыбки. Эта сказка об угнетении и алчности старухи, стремлении к богатству и власти, также о добродушие, смиренности, забитости, покорности старика).

- Соедините желания старухи и изменения моря

В каком порядке старуха высказывала свои желания, и менялось море.

Попросила избу.

Захотела быть владычицей морскою.

Попросила корыто.

Желает быть столбовой дворянкой.

Хочет быть царицей.

Помутилось синее море.

Море слегка разыгралось.

Почернело синее море.

Не спокойно синее море.

На море чёрная буря.

V. Творческий проект. (разделить детей на группы)

1 задание

Сейчас вы попробуете создать создать синквейн к персонажу или герою сказки.

2 задание

У сказки счастливый конец, как в других сказках которые заканчивается победой и радостью?

Таким образом , в этой сказке очень хорошо показаны суть и характер человека. Человек корыстен от природы. Он всегда будет желать и добиваться чего-то большего, чем он имеет и может иметь. Редко кто знает меру и границу своих возможностей. Александр Сергеевич хотел показать, что за жадность и незнание этой грани люди наказывают себя сами. С одной стороны, старуху можно понять. Бедная женщина, ей надоело жить в нищете, и тут представилась возможность жить хорошо. Она совсем потеряла голову от возможностей и богатства, которые у нее появились. Для неё характерна зависть, злоба, скупость. Во всех сказках добро побеждает зло. В этой сказке добро учит и наказывает зло. А.С. Пушкин показал, насколько смешными выглядят люди в погоне за богатством. "Остаться у разбитого корыта" - итог алчности, жадности, эгоизма старухи, с одной стороны, но и слабости характера, покорности, безволия старика, с другой стороны, итог сказки воспринят не только как торжество справедливости по отношению к старухе - "поделом тебе!", но отчасти и к старику - не сумел воспользоваться чудом, не послужил доброму делу, а ведь чудо было в его руках, ему было дано.

Ребята, представьте, что вы поймали золотую рыбку. Возьмите её в руки, загадайте желание. Напишите свое желание, прикрепите рыбку к волшебному морю, и пусть все ваши желания сбудутся.

Выберите лидера группы, который распределит задания для создания синквейна, решите, кто будет защищать ваш проект.

V I . Защита проектов учащихся.

V II . Итог урока.

Выбор лучшего проекта.

Тема: Урок обобщения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цели урока: формировать умение ориентироваться в содержании прочитанного текста; преобразовывать информацию, делать выводы; формировать умение в ысказывать своё отношение к героям, событиям, оценивать их поступки; развивать умения аргументировать свою точку зрения на основе текста произведения; выразительно читать произведение благодаря пониманию его замысла и сопереживанию .

Формирование УУД:

Личностные:

уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

Коммуникативные:

учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; слушать и понимать речь других; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

Познавательные:

Уметь находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Ход урока.

I . Организационный момент

Мы объединились в группы. Как вы думаете зачем? (будет игра, викторина)

II . Постановка цели урока

Я буду задавать команде вопросы по сказке. Команда отвечает. Если ответ неверный, вопрос переходит следующей команде. За правильный ответ команда получаете 1 балл.

(1 слайд)

1. Викторина

(2- 3 слайд)

1. Как называется произведение, которое мы изучаем? («Сказка о рыбаке и рыбке»)

(4- 5 слайд)

2. А кто написал эту сказку? (А.С. Пушкин)

(6- 7 слайд)

3. Жил старик со своею старухой. ..(у самого синего моря в ветхой землянке )

(8-9 слайд)

4. Чем занимался старик.. (ловил неводом рыбу)

(10-11 слайд)

5. Чем занималась старуха.....(пряла свою пряжу)

(12 слайд)

6. Сколько лет старик ловил рыбу? (30 лет и 3 года).

(13-14 слайд)

7. Сколько раз старик закидывал невод? (три)

8. С чем пришел невод в первый раз? (с тиной)

(15-16 слайд)

9. С чем пришел невод во второй раз? (с травой морской)

10. С чем пришел невод в третий раз? (с рыбкой золотой)

(17 слайд)

11. Какой откуп обещала дать за себя золотая рыбка? (откуплюсь, чем только пожелаешь)

(18 слайд)

12. Он рыбачил тридцать лет и три года и не слыхивал....(чтоб рыба говорила)

2. Расставь по порядку

(19 слайд)

В каком порядке менялось море.

    Море слегка разыгралось.

    Помутилось синее море.

    Не спокойно синее море.

    Почернело синее море.

    На море чёрная буря.

(20 слайд)

В каком порядке старуха высказывала свои желания.

    Попросила корыто.

    Попросила избу.

    Желает быть столбовой дворянкой.

    Хочет быть царицей.

    Захотела быть владычицей морскою.

Дети рассказывают эпизоды из сказок

3. Характеристика

(21 слайд)

Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.
Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.

Характер рыбки: добрая, благородная, справедливая.

4. СИНКВЕЙН

(22 слайд)

Предлагаю вам составить СИНКВЕЙН

(Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять». Это маленькое стихотворение, всего пять строчек:

1.Первая строчка содержит одно слово - герой; вопросительное слово - КТО?

2. Вторая строчка состоит из двух слов – признаки героя; вопросительное слово – КАКАЯ? КАКОЙ?

3. Третья строчка - из 3 слов; вопрос – ЧТО ДЕЛАЕТ?

4. Четвёртая строчка- 4 слова; они показывают ОТНОШЕНИЕ АВТОРА к этому герою.

5. Пятая строка – одно слово-ВЫВОД (СЛОВО-синоним) для первой строки.

(23 слайд)

РЫБКА

ЗОЛОТАЯ, ГОВОРЯЩАЯ

СЛУШАЕТ, ВЫПОЛНЯЕТ, НАКАЗЫВАЕТ

ВОЛШЕБНАЯ ПОМОЩНИЦА ДЛЯ СТАРИКА

ДОБРОТА

(24 слайд)

СТАРИК

ЛАСКОВЫЙ, ДОБРЫЙ

ОТПУСТИЛ, ПОКЛОНИЛСЯ, ВЫПОЛНИЛ

ВЫПОЛНЯЕТ ЛЮБЫЕ ПРИКАЗЫ СТАРУХИ

ПРОСТОВАТ

(25 слайд)

СТАРУХА

ЖАДНАЯ, СЕРДИТАЯ

РУГАЕТСЯ, КОМАНДУЕТ, ЗЛИТСЯ

ОСТАЛАСЬ У РАЗБИТОГО КОРЫТА

ГЛУПАЯ

5. ПОДБЕРИ ПО КАРТИНКЕ АНТОНИМ:

(26-29 слайд)

Закинул невод – вытащил невод

Поймал рыбку – отпустил рыбку

Старое корыто – новое корыто

6. ПОДБЕРИ СИНОНИМ, СОЕДИНИ:

(30 слайд)

Ругает – бранит

Кликать – звать

Печалится – грустит

Молвит – говорит

Перечить - спорить

7. СОБЕРИ ПОСЛОВИЦЫ

(31 слайд)

Каждой команде даны карточки со словами из пословиц. Соберите пословицу. Объясните смысл пословицы. Почему так говорят?

Много захочешь - последнее потеряешь.

Много желать - добра не видать.

Жадность всякому горю начало.

Ненасытному всё мало.

Кто малым не доволен, тот большего не достоин.

8. Что значит: «остаться у разбитого корыта»?

(32 слайд)

Какая фраза теперь стала фразеологизмом, благодаря «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина?

Требуя лучшего она осталась ни с чем, потеряла всё и вернулась к своему бедственному положению.

7. ЗАГАДАЙ ЖЕЛАНИЕ.

(33 слайд)

Если бы Вы поймали золотую рыбку, какое желание загадали?

Перед Вами «золотые рыбки».

Каждый возьмет рыбку раскрасит ее и запишет свое желание. Я соберу, положу, ваши рыбки с желаниями в большой конверт, а когда вы будете заканчивать школу, раздам их вам и посмотрим, сбудется желание?

12. Подведение итогов

Подведем итог. Какая команда набрала больше баллов. Подсчет баллов.

Сегодня на уроке мы систематизировали и обобщили знания по сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Вы были исследователями, чтецами, знатоками. Вы - молодцы!




Top