Конспект урока по литературе В.Г.Короленко. Слово о писателе."В дурном обществе"

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока.

Образовательная цель – подготовка учащихся к восприятию философской тематики произведений В.Г.Короленко, научить видеть позицию автора в художественном тексте, раскрыть содержание логических и литературоведческих понятий, формирование умения создавать учебный проект с использованием литературного источника.

Развивающая цель - создать условия для формирования коммуникативной (речевой) компетенции, самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков общения, формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на сложные жизненные ситуации.

Воспитательная цель – способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма.

Задачи урока:

  • вовлечь учащихся в размышления о “назначении жизни”;
  • использовать воспитательные возможности для развития таких качеств личности, как сочувствие, целеустремленность.

Оборудование урока:

  • портрет В.Г. Короленко, выставка книг различных изданий;
  • листы ватмана, принадлежности для оформления проекта;
  • методическая презентация 1 к уроку учителя, мультимедиапроектор, компьютер. Презентация 2 и фильм о В.Г.Короленко (находится у автора), созданные учащимися.

Эпиграф к уроку: “Человек создан для счастья, как птица для полета”.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся на урок.

1 этап мастерской. Индукция – создание эмоционального настроя, включение чувств учащихся, создание личного отношения к предмету обсуждения.

Вступительное слово учителя.

Ребята, я вас приветствую на проектной мастерской! У меня в руках – символическая птица счастья - это мое пожелание вам. Я надеюсь, что сегодня эта птица счастья действительно поможет вам наполнить вас новыми знаниями, жизнелюбием, а самое главное – понять о назначение человека в современном мире. И ещё пожелаю вам успешной и плодотворной работы в Мастерской! Но прежде чем мы начнем проектировать я хочу представить вам …

Уважаемые участники Мастерской сегодня вам представиться возможность:

  • поразмышлять о “назначении жизни” и “о человеческом счастье”;
  • научиться видеть позицию автора в художественном тексте;
  • создать творческий проект с использованием литературного источника;
  • определить “Что есть счастье? Для чего создан человек?”

2 этап мастерской: “Самоконструкция”. (Индивидуальное создание текста)

Учитель: Вопросу о том, что такое счастье, где его границы и в чем его смысл, мы посвящаем нашу проектную мастерскую. Для счастливой жизни нужно очень мало. Всё заключается в человеке, в его образе мыслей, так говорил Марк Аврелий. Попробуем убедиться в его высказывании.

Задание 1: Запишите слово счастье и подберите ассоциативный ряд к этому слову, используя синонимы, антонимы. Ответьте письменно на следующие вопросы:

  • Что такое счастье?
  • Что необходимо для счастья?
  • В чем заключается счастье для вас?

Сходные понятия: блаженство, удача, успех, понимание, достижение, преодоление, участие, радость, здоровье, знание, любовь, доброта, нежность, забота, благосостояние, исполнение желаний.

Противоположные понятия: несчастье, беда, горе, болезнь, потеря, нищета, бедность, смерть, ненависть, равнодушие, безразличие, непонимание, неудача.

Принципы счастливого человека:

  • Счастье в том, чтобы жить для людей и делать их счастливыми.
  • Счастье – это найти дело по душе и трудиться творчески.
  • Счастье – в преодолении себя, в самосовершенствовании.
  • Счастье – в общении с друзьями и родными.
  • Счастье – иметь все необходимое для интересной жизни.
  • Счастье – жить сегодня, не задумываясь о завтрашнем дне.
  • Счастье – быть здоровым, уметь заботиться о здоровье своем и окружающих.
  • Предложите свои принципы.

3 этап Мастерской. “Социоконструкция”. (Работа учащихся в парах)

Учитель: У каждого человека свой путь, свое представление о счастье, мы сами строим свою жизнь. Перед вами открыты двери в будущее. И каждый хочет быть счастливым. Перед вами высказывания о счастье известных людей. Обсудите их в парах и ответьте на вопросы первого задания.

  • Счастье – чувство и состояние полного высшего удовлетворения. (С.Ожегов. Словарь русского языка)
  • В жизни есть только несомненное счастье – жить для другого. (Л.Толстой)
  • Современный педагог Б.Лихачев, считая счастье целью жизни человека, утверждает, что подлинное счастье достигается умением организовать свой внутренний мир – уметь ставить цель, строить планы и реализовывать их, иметь мечту и воплощать ее в жизнь.
  • Желание служить благу, должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья…(А.П.Чехов)
  • Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное. (Платон)
  • Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым (Л.Н.Толстой)
  • Беседа по вопросам:

    • Как вы понимаете счастье? Какое из высказываний вам наиболее близко?
    • Какого человека, по-вашему, можно считать счастливым?

    Обсуждение в парах и ответы на вопросы.

    4 этап Мастерской. “Социализация”. (Работа в группах)

    Задание 1: Перед вами афоризмы о счастье, обсудите их в группе.

    • “Счастье не в счастье, а лишь в его достижении”. (Ф.М.Достоевский)
    • “За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные…”. (А.П.Чехов)
    • “Кто за счастье борется, к тому оно и клонится”. (Русская народная пословица)
    • “Не обязательно жить, но обязательно жить счастливо”. (Жюль Ренан, писатель)
    • “Где нет стремления к счастью, та нет и стремления вообще”. (Блез Паскаль, философ)

    Задание 2: Напишите небольшое размышление о счастье, о принципах счастливого человека, в чем заключается счастье для вас. (7 минут)

    Учитель: Размышляя о счастье, о назначении человека, о смысле жизни, мы не можем не вспомнить об одном замечательном русском писателе, современники которого называли великим гуманистом, “совестью эпохи, светлым духом”, “человеком с огромным сердцем”. Одна из групп приготовила проект к уроку “Судьба Короленко в произведениях”.

    Проект творческой группы “Судьба Короленко в произведениях”. (Фильм о В.Г.Короленко)

    Учитель: Через все творчество Короленко, демократа и гуманиста, четко проходит проблема человеческого счастья. Уже в первом своем художественном произведении “Эпизоды из жизни искателя” (1878) он утверждал мысль о счастье, как об активном отношении к действительности. Герои его рассказов жаждут большой деятельной жизни. В рассказе “Парадокс” (1894) Короленко провозглашает афоризм: “Человек…”, который в устах жалкого калеки, в мире социальной несправедливости превратился в парадокс.

    Беседа по вопросам.

    Что означает слово парадокс? (Парадокс – мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее здравому смыслу; неожиданное явление, не соответствующее обычным привычным представлениям)

    • Какой вопрос звучит в начале произведения?
    • Какова основная мысль первой части очерка?
    • Перечитайте последний абзац второй части. Ответьте на вопрос: К каким размышлениям приводит писатель своих героев?

    Учитель: Конец второй части нас, читателей, Владимир Галактионович заставляет задуматься о том, что жизнь – реальная действительность, не похожая на игры детства. У каждого из нас мир неповторимый мир детства, но неминуемо наступает тот момент, когда в него входит действительность, и это вторжение человек может запомнить иногда на всю жизнь, как это случилось с героями очерка “Парадокс”. В мир фантазии и детства врывается феномен.

    Что поняли мальчики после встречи с этим необыкновенным человеком? (Не только, что “Человек…”, но и тому, что он должен оставаться человеком несмотря, ни на что, в обстоятельствах, когда невозможно быть счастливым)

    Задание 2: “Возвращаемся к эпиграфу”.

    “Человек создан для счастья, как птица для полета”. (В.Г.Короленко)

    Сравнение в афоризме счастья человека с полетом птицы заключает глубокий смысл. Птица – символ свободы, полет – проявление свободы;

    Свобода – необходимое, если не главное, условие счастья.

    Свобода предполагает активное отношение к жизни, стремление изменить жизнь к лучшему. Писатель Короленко своим творчеством, своей общественной бескорыстной деятельностью, помогал людям не опускать руки, преодолевать несправедливость, поддерживал их в стремлении к счастью.

    Итак, слова “Человек создан для счастья…” автором вложены в уста человека, от рождения, обделенного природой: он без рук, с большой головой на маленьком туловище, с ногами, не способными носить даже такое тело.

    Подумайте: С какой целью писатель использует столь разительный контраст и вкладывает жизнеутверждающие слова в уста калеки?

    (Возможно, если бы природа не обделила этого человека, он, со своим умом, наблюдательностью, умением разбираться в людях, занял бы достойное место в обществе и принес пользу окружающим.)

    Учитель: Человек все может, но для этого нужно многое: желание жить, а не просто существовать, любовь к людям, огромная сила воли и душевная стойкость. В подтверждении этого я хочу обратить ваше внимание на людей с ограниченными возможностями в нашей современной жизни. К уроку вторая группа учащихся подготовила проект “Люди с ограниченным возможностями”. Предоставим им слово.

    Выступление творческой группы ребят с проектом “Люди с ограниченными возможностями в современной жизни”. (Презентация 2)

    Учитель: Вера в осуществимость счастья будит стремление к деятельности, а для того, чтобы добиться счастья, нужны труд и воля. “Жизнь вообще, в самых мелких и крупных явлениях кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого – добро и счастье. А если нет счастья? Что ж, нет своего – есть чужое, а все – таки общий закон жизни есть стремление к счастью. Только это я и пытался сказать своим парадоксом” В.Г.Короленко.

    5 этап Мастерской. “Разрыв”. (Работа в группах с источниками информации, выходят и осознают авторскую позицию)

    Учитель: Главный вопрос, на который мы отвечаем на уроке: для чего создан человек?

    В ходе обсуждения формируется вывод: судьба человека зависит от него самого. Хочешь жить счастливо – не спи, действуй, борись, но не забывай, что не может счастье строиться на несчастье других, что не может быть человек счастлив, когда вокруг него нужда, отчаяние и призывы о помощи. Стремись быть нужным, полезным, не позволяй жизни пройти мимо тебя.

    Наполни смыслом каждое мгновенье,
    Часов и дней неумолимый бег,-
    Тогда весь мир ты примешь как владенье,
    Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

    (Р.Киплинг, “Заповедь”)

    С темой смысла жизни и счастья как достойной долей человека перекликается и поэтическая миниатюра “Огоньки”. В 1900 году Короленко создает миниатюру “Огоньки”, которая стала любимым произведением передовых читателей тех лет. Оно имело колоссальный успех в студенческой и рабочей среде, ходило по рукам в списках, исполнялось на молодежных вечерах. Оно вселяло бодрость, уверенность, оптимизм. Наша задача: ещё раз убедиться, что ни одно слово, ни один знак в художественном произведении не бывают случайными.

    Работа с поэтический миниатюрой “Огоньки”.

    • Какой рисует автор окружающую обстановку? (Темный осенний вечер, угрюмая сибирская река)
    • Какими свойствами наделяется противостоящий неприветливый природе огонек? (Он мелькнул – на один миг - и пропал; яркий, сильный; сверкает, обещает, манит, переливается)
    • Как вы поняли, помогли ли огоньки добраться до берега? Символом чего огоньки являлись? (Символом надежды на отдых, тепло, покой, уют. Как островки счастья)
    • На какие части можно условно разделить миниатюру? (1-ая часть – путь по реке, 2-ая часть – философское рассуждение автора)
    • Какова основная мысль миниатюры?

    Анализ символов в произведении.

    Задание 1: Определите символический смысл следующих слов и выражений:

    Путь по реке - Жизненный путь:

    Ущелья и скалы – преграды, трудности, препятствия.

    Тьма – тяжелое, беспросветное в жизни (обиды, потрясения, утраты).

    Огонек - надежда на счастье; манящие и недостижимые, но дающие надежду и силу огни на реке сопоставляются с мечтой, надеждой, верой, помогающей преодолевать трудный жизненный путь.

    Для достижения светлой цели “приходиться налегать на весла”

    – значит, жить, несмотря ни на что, преодолевая трудности, идти к намеченной цели.

    Задание 2: Определите тему и идею миниатюры.

    (Тема - дорога по реке, идея - не терять надежды, стремиться к своему идеалу)

    Учитель: И здесь, как и в первых своих произведениях, Короленко ставит проблему счастья и борьбы за него. Говоря об “Огоньках”, писатель разъяснял: “Жизнь состоит в постоянном стремлении, достижении и новом стремлении.… Если при этом люди научатся все больше понимать друг друга в пути, если будет все меньше отстающих, если на пройденных путях будет оставаться все больше маяков, светящих вперед,… - то это и значит, что счастья будет все больше. Потому что счастье только в жизни, а жизнь вся – стремление, достижение, новое стремление”.

    1 этап - погружение в проект

    Объявление Мастером о проблеме проекта, сюжетной ситуации и о целях и задачах проектирования.

    Сегодня в Мастерской вы станете на время авторами проекта обращения к разным людям. Эти обращения мы разместим в молодежной газете города “Миг”.

    Цель проекта: создать текст обращения.

    2 этап – организация проектной деятельности.

  • Организация групп.
  • Планирование деятельности.
  • Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов
  • У 3 групп будут разные обращения: “О назначении человека”, “О смысле жизни”, “О вере в счастливое будущее”.

    Обращения не только по тематике разные, но и по адресатам:

    1 группа - обращение к сверстникам из различных субкультур,

    2 группа – обращение к детям с ограниченными возможностями,

    3 группа – обращение к сверстникам.

    3 этап: осуществление проектной деятельности. Учитель организует обсуждение полученных в групповой работе результатов и дает необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

    Учащиеся готовят 3 проекта: “Человек создан для счастья, как птица для полета” (Обращение к детям с ограниченными возможностями) и “Путь к свету” (Обращение к сверстникам из различных субкультур), “И все-таки впереди огоньки…” (Обращение к сверстникам)

    6 этап мастерской. “Афиширование”. (Презентация проекта)

    Учащиеся демонстрируют понимание проблемы, цели и задач проекта, найденный способ решения проблемы, рефлексию деятельности и результата, дают взаимооценку деятельности и её результативности.

    Выводы по уроку. В каких бы “угрюмых берегах” ни текла жизнь, все – таки впереди огни! Эта мысль является одной из главных в очерке “Парадокс” и стихотворении в прозе “Огоньки”. Необходимо “Принимать ее (жизнь) такой, какая она есть, и не склонять голову перед трудностями. Надо верить, что “…все-таки впереди – огни!”. Человек должен идти и дойти до этого света, даже если рушится последняя надежда. Тогда это личность цельная; сильный характер. Таких людей хотел видеть писатель, ибо верил, что такие люди есть мощь и сила России, её надежда и опора и, конечно, её свет. Ведь и сам Короленко был именно таким”.

    7 этап мастерской. “Рефлексия”

    Ребята, я предоставляю вам право подвести итог сегодняшнего урока. Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

    Урок подошел к концу, и мы хотим сказать…

    Нам больше всего удалось….

    Урок привлек нас тем…

    Урок показался интересным…

    Сегодня на уроке было трудным…

    Учитель: Я надеюсь, что вы будете жить, следуя своим принципам. Благодарю вас за помощь и поддержку и на прощанье хочу подарить вам такую притчу: “Один человек нашел бутылочный осколок, поднес его к глазам и увидел прекрасный мир: людей, дома, лес, горы, реку. Бутылочный осколок ему понравился, но показался обыкновенным, совсем не ценным. Тогда он взял стекло и одну его сторону позолотил. Осколок стал ценной вещью. Но когда он снова поднес его к глазам, то не увидел людей, домов, леса, гор, реки – всего того, что он видел раньше. Он видел только себя…”. Я желаю вам, чтобы всегда видели прекрасный мир. Поймите, что истинное счастье заключено в вас самих. Не тратьте времени и усилий в поисках довольства, радости и душевного спокойствия в окружающем мире. Помните, счастлив не тот, кто получает, но лишь, тот, кто дает. Протягивайте руку помощи. Делитесь. Улыбайтесь.

    Родился 27 июля 1853 г. в Житомире в семье чиновника судебного ведомства. Детство и юность Короленко прошли в Житомире и Ровно. Окончив с серебряной медалью реальную гимназию, он в 1871 г. приехал в Петербург и поступил в Технологический институт. Однако вскоре из-за недостатка средств вынужден был оставить учёбу и ради заработка стал раскрашивать ботанические атласы, выполнял чертёжные работы, занимался корректурой.

    В январе 1873 г. переехал в Москву и поступил в Петровскую академию на лесное отделение. В марте 1876 г. за участие в студенческих волнениях был исключён, арестован и выслан из Москвы. С тех пор вплоть до Февральской революции 1917 г. жизнь писателя состояла из череды арестов и ссылок.

    Впервые Короленко выступил в печати в 1878 г. с газетной статьёй об уличном происшествии. В 1879 г. он пишет свой первый рассказ «Эпизоды из жизни „искателя”». Литературное наследие Короленко велико и многообразно. Писатель яркого и большого демократического дарования, он вошёл в историю русской литературы как автор многочисленных повестей, рассказов, художественных очерков, а также как критик и публицист. Пожалуй, самые известные произведения Короленко - повести «В дурном обществе» (1885 г.), «Слепой музыкант» (1886 г.), «Река играет» (1892 г.).

    Творчество Короленко отличают страстная защита обездоленных, мотив стремления к лучшей жизни для всех, воспевание душевной стойкости, мужества и упорства, высокий гуманизм.

    В 1900 г. Владимир Галактионович стал почётным академиком по разряду изящной словесности. Но в 1902 г. он вместе с А. П. Чеховым отказался от этого звания в знак протеста против отмены академией выборов М. Горького.

    Писатель был горячим сторонником общественного предназначения литературы. После Октябрьской революции выступал против произвола и репрессий, творимых большевиками.

    Владимир Галактионович Короленко умер от воспаления легких в Полтаве 25 декабря 1921 года во время работы над четвертым томом большого автобиографического произведения «История моего современника».

    Владимир Галактионович Короленко – русский писатель, общественный деятель, публицист и журналист.

    Родился 15 (27) июля 1853 года в Житомире. Отец писателя был суровым уездным судьей и коллежским асессором. Мать была родом из Польши, отчего писатель с детства в совершенстве знал польский язык. Начальное образование Короленко получил в Житомирской гимназии, затем семья переехала в Ровно, где он поступил в местное училище.

    После смерти отца Короленко поступил в Технологический институт в Петербурге, который не смог завершить из-за материальных трудностей. В 1874 году он перевелся в землевладельческую академию в Москве, где обучался на основе стипендии. В связи с тем, что писатель в юности участвовал в народнических движениях, он был исключен и выслан в Кронштадт. В 1877 году он вернулся в Петербург и поступил в Горный институт. Примерно в это же время началась его литературная карьера.

    Первая новелла В. Г. Короленко, «Эпизоды из жизни “искателя”» появилась в 1879 году. Весной того же года, по подозрению в революционной деятельности, его вновь исключили из учебного заведения и выслали в Глазов. А когда в 1881 году он отказался от присяги Александру III, был выслан на несколько лет в Сибирь. Наиболее плодотворными для писателя стали 1885-1895 годы. Настоящим триумфом Короленко стал выход его лучших произведений - «Сон Макара» (1885), «В дурном обществе» (1885) и «Слепой музыкант» (1886). .

    В 1890-е годы Короленко много путешествует. Он посещает различные края Российской империи (Крым, Кавказ). В 1893 году писатель присутствует на Всемирной выставке в Чикаго (США). Результатом этой поездки стал рассказ «Без языка» (1895). Короленко получает признание не только в России, но и за рубежом. Его произведения выходят на иностранных языках.

    Тема: В. Г. КОРОЛЕНКО. «В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ».

    Слово о писателе.

    ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОТЦА, СЫНА, ДОЧЕРИ В ПОВЕСТИ

    Цель: ознакомить с жизнью и творчеством писателя, человека необычайной душевной красоты, главными героями произведения; пробудить интерес к теме повести и вызвать у учащихся глубокий эмоциональный отклик на произведение; рассмотреть роль портретов, пейзажа, сравнений, обстановку, в которой пребывают герои повести, отношения между Васей и отцом после смерти матери; раскрыть характерные особенности изображения духовного мира героев, представления о жизни как борьбе добра и зла, страдания и счастья; побуждать к оптимистическому восприятию окружающего мира.

    Ход урока

    I. Вступительное слово о жизни и творчестве В. Г. Короленко (учебник, с. 12).

    Владимир Галактионович Короленко родился 15 июля 1853 г. Отец его был уездным судьей, человеком совестливым, честным, не умеющим кривить душой. Из жизни отец ушел рано. В последний путь его провожали семья и целая толпа бедняков. Дети Галактиона Короленко остались без средств к существованию.

    В. Г. Короленко закончил Ровенскую гимназию, поступил в Петровскую земледельческую и лесную академию в Москве, но был исключен за протест против действий начальства.

    Его «университетами жизни» становятся тюрьмы, этапы, ссылки - это награды за взгляды на жизнь. Все это не мешает писать, кроме этого он успевает научиться сапожничать, работает на железной дороге.

    В 1885 г. в якутской слободе Амга была написана повесть «В дурном обществе». Именно в Якутск был выслан тридцатитрехлетний мастер пера за отказ присягать на верность царю Александру III.

    Подводя итог своей жизни, В. Г. Короленко писал: «Оглядываясь на этот эпизод моего прошлого, я должен сказать, что тогда я поступил именно так, как этого требовала моя совесть, то есть моя природа, и спокойствие, наступившее для меня тотчас после принятого решения, доказывало ясно, что в этом отношении я был прав».

    Ответы на вопросы 1, 2 «Проверьте себя», с. 12-13.

    II. Слово о произведении.

    Повесть Короленко является одним из лучших произведений в литературе ХIХ в. о дружбе между детьми. Читая произведение, открываешь для себя мир взаимоотношений героев, понимаешь важность взаимопонимания в дружбе, ценность помощи, заботы и поддержки друзей в тяжелый момент, осознаешь тяжесть одиночества.

    II I . Чтение глав I и I I - «Развалины», «Я и мой отец» (учебник, с 13-19).

    I V . Анализ прочитанного.

    Вопросы:

    1. Понравилось ли вам произведение? Какие эпизоды особенно взволновали вас? Почему?

    2. Кто ведет рассказ? В каких прочитанных вами произведениях рассказ ведется от лица участника событий?

    3. Как сам рассказчик относится к обездоленным людям?

    4. Можно ли утверждать, что описание города в начале рассказа автор дает для создания определенного настроения у читателя? Какого? (Перечитать описания.)

    5. Прав ли был старый Якут, разогнав нищих, обездоленных людей из замка?

    6. При чтении текста создается впечатление, что Вася сочувствует беде униженных людей. Что послужило причиной того, что замок стал противен герою?

    8. Чем можно объяснить то, что автор в первой главе знакомит нас с Тыбурцием и его семьей? (Перечитать портретные описания героев.)

    9. Что думали друг о друге судья и его сын? Какие они были на самом деле? Как вы относитесь к этим героям? Почему между родными людьми нет доверия? Можно ли утверждать, что Вася одинок в своей семье? Одинок ли отец? Что приводит Васю к бродяжничеству?

    Тяжелые переживания отца, его замкнутость отталкивают Васю, мальчик замыкается в себе. Но из текста понятно, что за угрюмостью, суровостью, строгостью стоит кристально чистый, честный, несчастный человек, подавленный смертью любимой жены. Смех, веселость Васи вызывают у отца раздражение и неприязнь к сыну, он не подозревает о сложных переживаниях мальчика.

    Домашнее задание: прочитать III , I V главы; подготовить пересказ от 3-го лица эпизодов «В часовне» и «Валек и Маруся - дети подземелья», включая описание природы, а также портретные описания героев.

    Тема: В.Г.Короленко «Дети подземелья».

    Цели урока:
    – обучать частичному анализу художественного произведения через исследование текста, картин русских художников, творческие работы детей; совершенствовать навык выразительного чтения, умение устно и письменно выражать свои мысли;
    – развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся;

    – воспитать способность сопереживать; совершенствовать коммуникативную культуру.

    Тип урока:

    Технология: элементы развивающего обучения, с использованием информационно-компьютерных технологий.

    Тип урока: урок – исследования с элементами дискуссии.

    Оборудование : компьютер, проектор.

    Дидактические материалы к уроку: презентация.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Слово учителя.

    Ребята, сегодня на уроке мы должны выяснить, что представляют собой “дурное общество” и “темные личности” в повести В.Г.Короленко “Дети подземелья”. Но сначала проверим хорошо ли вы знаете содержание повести.

    Задание. Отметьте номера правильных предложений (Слайд 3).

      ( + ) Тюрьма была лучшим архитектурным украшением города.

      (–) Замок стал противен мальчику, так как имел зловещий вид.

      ( + ) Васю и его отца разделила смерть Васиной матери.

      (–) Вася и Валек впервые встретились в роще.

      (–) Валек отказался идти в гости к Васе потому, что боялся судью.

      ( + ) Маруся очень отличалась от Сони.

      (+) Валек первым объяснил Васе, что его отец хороший человек.

      (–) Когда Маруся была голодна, Валек попросил у Васи еды для нее

      (+) Мясо для Валека и Маруси было редкой едой.

      (+) Маруся заболела осенью.

      (–)Вася тайком взял куклу у Сони.

      (+)Отец понял Васю после того, как узнал от Тыбурция правду.

    А сейчас познакомимся со штрихами биографии писателя. Начнем знакомство с работы над портретом В.Г.Короленко художника И.Е.Репина (Слайд 5).

    Рассмотрите внимательно портрет и попробуйте предложить, каким был изображенный на нем человек, какую жизнь он прожил. (Художник изобразил задумчивые, проницательные, чуть печальные глаза писателя, морщины на лице, седая борода, усталые руки, лежащие на подлокотниках. Все это говорит о том, что жизнь его была не из легких, он, видимо, многое повидал на своем веку. Он кажется строгим и добрым.)

    Включается фонограмма песни из кинофильма “Генералы песчаных карьеров”.

    Как вы думаете, почему разговор о повести Короленко “Дети подземелья” предваряет такая песня?

    (Дети вспоминают неординарную личность Тыбурция, выброшенного жизнью на улицу, Валека и Марусю, живущих среди “серых камней”, а также говорят об отверженных, о голодающих, об их вынужденном родстве. Именно об этом повесть Короленко и об этом поется в песне.)

    О чем именно заставила задуматься эта повесть? Что в ней для вас было горше и печальнее всего? Почему?

    (Рассказ о болезни и смерти Маруси, одиночество Васи в родном доме, о его тоске по близкой душе, о потребности любить и быть любимым.)

    Учитель: Тема обездоленных и несчастных волновала не только писателей, но и многих русских художников, поэтому часто произведения литературы и изобразительного искусства перекликаются между собой, дополняя друг друга.

    III. Просмотр слайд-шоу “Темные личности” из “дурного общества” (Слайды 6–13) . Слайды демонстрируются на фоне органной музыки А.Вивальди “Адажио”.

    Это картины русских художников XIX века: В.Г.Перов “Спящие дети”, “Савояр”, Ф.С.Журавлев “Дети-нищие”, П.П.Чистяков “Нищие дети, Ф.А.Бронников “Старик-нищий” и другие. После просмотра слайд-шоу учащиеся отвечают на вопросы учителя:

    1. В чем созвучие полотен русских художников в повести Короленко?
    (Босые избитые ноги спящих детей, разбитые башмаки Савояра, узелки в руках нищих, печальные глаза деда Василия, лужи и холодный дождь на картине В.П.Якоби, несчастные лица маленьких нищих на полотнах Чистякова и Журавлева.)

    2. Людей, подобных тем, которых мы видели на полотнах русских художников, в городе Княжье – Вено, где происходят события повести, называют “дурным обществом” и “темными личностями”. Что же представляет собой это “дурное общество”? Кто принадлежит к нему? Это “несчастные темные личности”, испуганные, жалкие”, в лохмотьях, едва прикрывающие худые тела, оставшиеся без крова и куска хлеба, бродяги и воры, нищие и бездонные – те, кому не нашлось места в пыльном маленьком городке, где тюрьма – “лучшее архитектурное украшение”. Какое отношение вызывают эти люди у горожан?
    (Горожане презирают и боятся этих бродяг, относятся к ним “ с враждебной тревогой”, по ночам они выходят на улицу и стучат палками по заборам, давая знать отверженным, что обыватели настороже и не позволят им украсть что-либо, ни спрятаться вблизи человеческого жилья. Город знал, что по его улицам в ненастной тьме дождливой ночи бродят люди, которым голодно и холодно, которые дрожат и мокнут, понимая, что в сердцах этих людей должны рождаться жестокие чувства, город насторожился и навстречу этим чувствам посылал свои угрозы”.)

    3. Где обитают эти “темные личности”? Почему?
    (Пристанищем их стали заброшенный замок на острове и полуразвалившаяся часовня “среди истлевших крестов и провалившихся могил” так как “несчастные изгнанники не нашли в городе своей колеи” Только здесь, среди развалин, и могли они найти приют, потому что лишь “старый замок радушно принимал и покрывал и временно обнищавшего писца и сиротливых старушек, и безродных бродяг”.)

    4. Найдите описания старого замка и часовни. Какое чувство они вызывают? Опишите, как вы их себе представляете.
    (О замке ходят “предания и рассказы один другого страшнее”. Даше в ясные солнечные дни он вызывает у детей “припадки панического ужаса – так страшно глядели черные впадины давно выбитых окон, в пустых залах ходил таинственный шорох; камешки и штукатурка, отрываясь, падали вниз, будя гулкое эхо…”. “А в бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетевшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка и царил над всем городом”. “У часовни же “кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и вместо гулкого, с высоким тоном, медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни”.)

    IV. Работа над иллюстрациями В.Глуздова “Старый замок” и В.Костицына “Величавое дряхлое здание” (Слайд 16).

    1. Ребята, опираясь на описание старого замка и часовни, нарисуйте словесные иллюстрации и сравните их с иллюстрациями В.Глуздова и В.Костицына.
    (Иллюстрация Глуздова выдержана в скупых серо-зеленых тонах. Кажется, что видим сумрачное осеннее небо, низко опустившееся над полуразрушенном замком. Сквозь туман проглядывает солнце, от которого исходит скорее ощущение болезненности, чем радости. Три огромные вороны вносят в рисунок грусть, безысходность, тревогу. Старый замок на иллюстрации Костицына будто выступает из темноты ночи. Мрачный, угрюмый, одинокий, он производит пугающее и таинственное впечатление одновременно. Именно такое сооружение и может быть местом обитания “темных личностей”.)

    2. Какие чувства вызывали замок и часовня у Васи?
    (Он всегда “со страхом смотрел… на то величавое дряхлое здание”, но когда мальчик увидел, как изгоняли оттуда “жалких оборванцев”, замок стал ему противен.)
    (Слайд 17.)

    3. Ребята, представим себе, что стены мрачного замка и часовни смогли заговорить. Что они могли бы рассказать нам о событиях, которые происходили здесь, о тех, кто ютился там? С сочувствием или с неприязнью будет звучать этот рассказ?
    (Стены могли бы рассказать о бедняках, ютившихся среди них, об их нужде, страданиях, болезнях; о том, как их изгоняли даже из этого жалкого убежища. Рассказ этот мог бы прозвучать как с сочувствием. На это в повести указывают слова: “Старый замок радушно принимал и покрывал всех…”, так и с неприязнью: “Все эти бедняки терзали внутренности дряхлого здания, обламывая потолки и полы…”.)

    4. Кто же называет общество “дурным”, а людей, представляющих его “темными личностями”? С чьей точки зрения оно “дурное”?
    (“Дурным” его называют горожане, так как оборванцы представляют угрозу их благополучию и спокойствию.)

    5. Есть ли в нем на самом деле что-нибудь дурное и как это проявляется? (Да, есть. “… Эти бедняки, окончательно лишенные всяких средств к жизни со времени изгнания из замка, составили дружное сообщество и занимались… мелким воровством в городе и окрестностях” Они – воры. Брать чужое грех, преступление.)
    – Но что толкает на него бедняков? (Нужда, голод, отверженность, невозможно заработать деньги честным трудом.)

    V. Анализ V главы. Разговор Валека и Васи о булках.

    1. Почему Вася, твердо знающий, что “воровать нехорошо”, не может осудить своих новых друзей, назвать их “дурными”?
    (Сожаление к Валеку и Марусе у Васи усилилось и обострилось, но привязанность не исчезла. Убеждение, что “нехорошо воровать”, осталось. Но, когда воображение рисовало оживленное личико Маруси, облизывающей свои засаленные пальцы, Вася радовался ее радостью и радостью Валека.)

    2. А теперь рассмотрим иллюстрацию В.Глуздова “Тыбурций с детьми” (слайд 18). Что в центре иллюстрации?
    (Кусок жаркого, на который устремлен задумчивый взгляд Тыбурция.)

    3. Каково его выражение?
    (Оно печально, потому что Тыбурций тоже знает, что “воровать нехорошо”, но не может смотреть спокойно на голод своих детей потоу идет на преступление. Глядя на уплетающих жаркое детей, он с грустью думает об их судьбе: “Я нищий, и он нищий. Я …, и он будет красть” Перспектива безрадостная и неизбежная.)

    4. Какими художник изобразил Валека и Марусю?
    (Дети едят с жадностью, облизывая пальцы. Видно, что “мясное блюдо для них невиданной роскошью…).

    5. На переднем плане иллюстрации Вася. Почему художник изобразил его отвернувшимся от “пиршества” и с опущенной головой?
    (Васе стыдно за дурные наклонности своих друзей, за ворованную еду, но он не может не сочувствовать их беде, их жизни, потому что они нищие, у них нет дома, но Вася знал, что со всем этим соединяется презрение. Он чувствовал, как из глубины души в нем поднимается вся горечь презрения, но он инстинктивно защищал свою привязанность к этой горькой примеси.)

    6. Почему, несмотря ни на что, он был не в состоянии изменить Валеку и Марусе?
    (У Васи доброе, отзывчивое сердце. Он со страданием наблюдал за изгнанием из замка “темных личностей”; а сам, лишенный любви и ласки, он в состоянии оценить и понять одиночество бродяг. Отдав свое сердце маленьким нищим, разделив их беды и заботы, он повзрослел.)

    VI. Итог урока.

    VII. Рефлексия (Слайд 19) .

    Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку.

      Доволен ли ты тем, как прошел урок?

      Сумел ли ты получить новые знания?

      Ты был активен на уроке?

      Ты сумел показать свои знания?

    VIII. Домашнее задание (Слайд 20) . Три варианта письменных заданий (по выбору):

      Рассказ старых стен часовни.

      Рассказ старых стен замка.

      Рассказ старого замка.



    
    Top