Конспект занятия по разделу «Чтение художественной литературы». (подготовительная группа) Воспитатель:Митюкова Т.В

МОБУ «СОШ с. Малиново» СП детский сад
Воспитатель: Голозубова О. М.
Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе «С. Алексеев «Первый ночной таран»
С. Алексеев «Первый ночной таран» (посвящено Великой Отечественной войне)
Задачи: учить выделять главную мысль рассказа; развивать связную речь детей; умение отвечать на вопросы полным ответом; продолжать работу по обогащению словаря детей; продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; развивать внимание, мышление и память; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти погибших бойцов.
Цель: углублять знания детей о Великой Отечественной войне.
Материал и оборудование: портрет С. Алексеева, портрет В. Талалихина, иллюстрации.
Предварительная работа: рассматривание картин и иллюстраций о Великой Отечественной войне, чтение стихов и рассказов о войне, беседы с детьми о войне, о Дне Великой победы.
Словарная работа: таран, фашист, бомбардировщик, прожектор, враг, ас, награды, гашетка, мотор, Талалихин. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное», «Физическое развитие».
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Приветствие. Сообщение названия области воспитателем.
2. Мотивация.
а) Чтение стихотворения воспитателем.
Как было много тех героев,
Чьи неизвестны имена.
Навеки их взяла с собою,
В свой край, неведомый, война.
б) Беседа по теме:
В. -Каждый год 9 Мая наш народ отмечает один из самых светлых и в то же время скорбных праздников. Что это за праздник?
Д. -День Победы.
В. -Что такое война?
Д. -Это горе, слёзы, страдание, разруха, голод…
В. -Почему происходят войны?
Д. -Одни хотят завоевать власть над другими; видят своё превосходство; не уважают людей; не умеют договориться, уступить, найти верное решение.
В. -Над кем наш народ одержал победу в этой войне?
Д. -Над фашистами.
В. -Кто встал на Защиту Родины?
Д. -Мужчины и женщины, старики и дети
В. -Как вы думаете, о чём мечтали дети войны?
Д. -О мирном небе, о живых родителях, о книжках и игрушках, о куске хлеба, …
В. –Каким, показал себя наш народ в этой войне?
Д. -Дружным, сплочённым, смелым, отважным, стойким…
В. -Почему мы одержали победу?
Д. -Наш народ был дружным.
В. -Кто такой солдат?
Д. -Тот, кто защищает свою страну от врагов
В. -Каким должен быть солдат?
Д. -Смелым, храбрым, сильным, стойким
В. – На какую тему мы будем читать рассказ?
Д. Рассказ о войне.
В. – Правильно. Мы познакомимся с рассказом «Первый ночной таран», который написал автор Сергей Петрович Алексеев.
3. Физическая минутка:
Упражнение «Слушай команду»
В. -А как вы считаете, вы храбрые, стойкие дети?
Д. -Да
В. -А сейчас мы с вами это проверим.
В. - Настоящие солдаты должны уметь выполнять все команды командира. По команде «огонь» - вы хлопаете в ладоши, по команде в разведку – смотрите «в бинокль» (из пальцев сделать колечки и приставить к глазам, по команде «на парад» - маршируете на месте, по команде «враги» – подставить палец ко рту, сказать «тс». Помните, что в Армии солдаты выполняют команды быстро и точно. Все готовы слушать мою команду.
Д. –Да
В. –Будьте внимательны.
4. Работа над темой занятия:
а) Чтение рассказа С. Алексеева «Первый ночной таран»
В. –Сейчас я вам прочитаю рассказ о смелом летчике, который написал Алексеев Сергей Петрович (показ портрета).
б) Ответы на вопросы воспитателя.
В. -Что такое прожекторы?
Д. -Прибор, который светит очень ярко.
В. -Кто такой фашист?
Д. –Враг.
В. -Что такое фашистский бомбардировщик?
Д. -Самолет врага, который возит бомбы.
В. -Как вы поняли, что такое гашетка?
Д. -Рычаг, пулеметная кнопка.
В. -Кто сможет объяснить слово таран.
Д. -Когда самолет движется к другому самолету.
В. -Что такое борт? А за бортом?
Д. -Это стенка самолета; за пределами самолета.
В. -Что такое награда?
Д. -Это медали, грамота, ордена…
В. –Скажите, к какому жанру относится «Первый ночной таран»?
Д. –Рассказ.
В. -Как зовут писателя, который написал рассказ «Первый ночной таран»?
Д. -Алексеев Сергей Петрович.
В. -Как звали главного героя рассказа?
Д. -Виктор Талалихин.
В. -Что обнаружили наблюдатели в небе?
Д. -Приближающийся к Москве фашистский бомбардировщик.
В. -В какое время суток это происходило?
Д. -В тихую лунную ночь.
В. -Какой приказ получил Виктор Талалихин?
Д. -Уничтожить врага.
В. -Какое звание у Виктора Талалихина?
Д. - Младший лейтенант.
В. -Каким образом советский летчик сбил самолет фашиста?
Д. -Советский летчик пошел на таран.
В. -Скажите, дети как народ помнит и чтит тех, кто защищал нашу Родину?
Д. -О героях пишут книги, картины; слагают стихи, устанавливают памятники по всей стране.
5. Развитие речи и мыслительной деятельности.
Я назову начало пословицы, а вы продолжите концовку.
В. -Нет ничего краше,
Д. -чем Родина наша.
В. -Жить –
Д. -родине служить.
В. -Родина – мать,
Д. -а за мать не жалей и жизнь отдать.
В. -Родина – мать,
Д. -умей за неё постоять.
В. -Смелость
Д. -города берёт.
В. -Кто к нам с мечом придёт,
Д. -тот от меча и погибнет.
В. -Тяжело в учении –
Д. -легко в бою.
В. -Смелого - враг
Д. -не возьмет.
В. -В знамени твоя честь,
Д. -в оружии - слава.
В. -Как вы думаете, что нужно делать, чтобы не было войны?
Д. -Нужно, чтобы все народы жили в согласии и дружбе.
3) Итог занятия:
В. –Как назывался рассказ, который мы с вами читали?
Д. -Первый ночной таран
В. -Кто написал этот рассказ?
Д. – Сергей Петрович Алексеев.
В.- Назовите лётчика?
Д. – Виктор Талалихин.
В. – Какой подвиг он совершил?
Д (ответы воспитанников)4) Рефлексия «Звёзды»
А сейчас украсим небо для нашего лётчика.
Если вы на занятии узнали что – то новое, то прикрепите жёлтую звезду.
Если вы ничего нового не узнали, то прикрепите красную звезду.
Перескажите рассказ родителям.


Приложенные файлы

Конспект НОД
для детей старшей группы
«Чтение стихотворения Ю. Мориц «Домик с трубой»


Цель:
приобщение детей к поэзии через ознакомление со стихотворением Ю. Мориц «Домик с трубой», посредством интеграции образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Образовательные задачи
— Познакомить со стихотворением Ю. Мориц «Домик с трубой» учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел: используя приемы визуализации текста с помощью: иллюстраций, фотографий; многократного чтения текста (воспитателем); беседы по тексту.
— Вызвать интерес к стихотворению и желание слушать его; учить детей видеть за словами образы и настроение произведения
— Помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов — «чурки», «раскалялись», «томилась», «небосвод», «не повадилось», «струилась»;
— Помочь детям почувствовать красоту и выразительность стихотворения, обращая внимание на выразительные средства: метафоры, эпитеты, на композиционное построение произведения:
1 часть – воспоминания о жизни в деревенском доме;
2 часть – фокусник дым;
3 часть — картина про дым.

Развивающие задачи:
— Развивать внимание, память, восприятие.
— Развивать интерес к стихам, как к литературному жанру.
— Развивать диалогическую речь через формирование умения отвечать на вопросы по содержанию произведения. — Формировать литературный вкус.

Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь к поэзии, доброе отношение, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей.

Коррекционно-логопедические задачи:
обогащать словарный запас - «чурки», «раскалялись», «томилась», «небосвод», «не повадилось», «струилась»;

Развивающая предметно-пространственная среда:
Демонстрационный материал: почтовая коробка – посылка, иллюстрация домовенка Кузи, цветные иллюстрации с изображением различных домов, дыма из труб.

Предварительная работа:
чтение художественных произведений о домах, беседы о различных строениях

Также интересное занятие по художественной литературе:

Создание мотивации:
Раздается стук, вносится посылка от домовенка Кузи.(В посылке фото домовенка, домов с дымами, похожими на различные предметы, изба, стихотворение, иллюстрация к стихотворению, заготовки с изображением домиков с трубой для дорисовки дыма)
— Посмотрите, что нам передали, как вы думаете что это?
— Это посылка от домовенка Кузи
— Хотите узнать, что в посылке?
— Посмотрите, нам Кузя прислал свое фото и письмо, прочитать вам?

Письмо:
«Дорогие дети я живу в деревне Лапти в маленьком домике, под большой печкой. Очень люблю осень и зиму, когда люди растапливают печь, я сажусь на подоконник и наблюдаю, как из печных труб вырывается дымок. И мне сразу вспоминается стихотворение Юнны Мориц «Домик с трубой». Мне бы очень хотелось, что бы и вы увидели эту красоту и пофантазировали со мной. С нетерпением жду нашей встречи, ваш домовенок Кузя».

— Посмотрите, Кузя прислал нам фото своего домика. (Показ избы внутри) Дом одноэтажный, в нем одна большая комната, и большая печь, под которой он и живет. И когда люди уходят из дома, он садится на окно, и послушайте, что он видит.

Чтение стихотворения:
ДОМИК С ТРУБОЙ
Помню я, в детстве над нашей избой
В небо струился дымок голубой,
Чурки пылали за дверцей в печи
И раскаляли огнём кирпичи,

Чтобы держался наш домик в тепле,
Пшённая каша томилась в котле!
И, напевая, летел в дымоход
Дым, согревая зимой небосвод.

Очень мне нравился фокусник-дым,
Он развлекал меня видом своим,
Он превращался в дракона, в коня,
Он заставлял волноваться меня!

Мог он построить над нашей трубой
Царство любое и город любой,
Всякое чудище мог победить,
Чтоб не повадилось людям вредить!

Жалко, что этот дымок голубой
В сказку отправился вместе с трубой!
Чтобы теперь у него побывать,
Надо картинку нарисовать:

Домик с трубой, домик с трубой,
В небо струится дымок голубой!

— О чем это стихотворение?
— Ребята, а вы услышали в стихотворении новые незнакомые слова?
Чурки пылали — короткий обрубок дерева
За дверцей в печи
И раскаляли огнём — сильно нагреться
Кирпичи,
Чтобы держался
Наш домик в тепле,
Пшённая каша
Томилась в котле! — Сваренная каша ожидала, доходила до готовности.
И, напевая,
Летел в дымоход – канал для выхода дыма из печи, топки в трубу
Дым, согревая
Зимой небосвод. – открытое небо в виде купола, свода
Всякое чудище
Мог победить,
Чтоб не повадилось — не хотелось
Людям вредить!
Домик с трубой,
Домик с трубой,
В небо струится — вытекать маленьким потоком
Дымок голубой!

— Оказывается, Кузя прислал нам еще и фотографии с изображением дымящих труб. Смотрите, какие интересные дымы. Посмотрите, на что похожи эти дымы?

Физ.минутка:
— Встаньте, сейчас мы с вами поиграем в игру «Ветер волнуется», а когда ветер волнуется, дым принимает различные формы. Вы и будете сегодня дымом.
«- Ветер волнуется раз, ветер волнуется два, ветер волнуется три. Волшебный дымок, на месте замри».
— Посмотрите какой дым волшебный у нас, вот этот похож…, (2 раза)

Повторное прочтение стихотворения:
— Давайте еще раз прочтем стихотворение Юнны Мориц «Домик с трубой» (читаю)
— Что же видит из окна Кузя? (ответы детей)
— А что происходило в доме, когда топилась печь?(ответы детей)
— Как в стихотворении Юнны Мориц, называется дым? (фокусник)
— А почему его так назвали?(ответы детей)
— С каким настроением Кузя вспоминает об этом?
— Вы заметили, что в стихотворении есть какая-то просьба? (нарисовать)
— Посмотрите, в нашей посылке, есть еще домики с трубой, давайте каждый из вас придумает свой необычный дымок и нарисует его.

Рисование дыма:
Дети проходят за столы и рисуют дым, затем работы вывешиваются на доску.
— Я уберу Кузины дымы, а ваши повесим и посмотрим на них, я ещё раз прочту стихотворение Юнны Мориц «Домик с трубой», а вы послушайте.

Чтение стихотворения третий раз:
— Как называется стихотворение, которое вы слушали? (ответы детей)
— Скажите, кто написал стихотворение «Домик с трубой»? (ответы детей)
— Как вы думаете, наши рисунки подходят к стихотворению? (ответы детей) Конечно, ведь у вас у каждого получился очень необычный и волшебный дым.
— Давайте отправим наши рисунки Кузе, пусть он тоже посмотрит и пофантазирует.

Убираем рисунки в посылку, закрываем и приклеиваем обратный адрес.
— Вечером вы покажите свои рисунки родителям, расскажите какое волшебное стихотворение мы слушали, а потом запакуем рисунки в посылку и отправим Кузе.

Название: Конспект НОД по художественной литературе для детей старшей группы «Чтение стихотворения Ю. Мориц «Домик с трубой»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, художественная литература, Старшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МКДОУ г. Новосибирска «Детский сад №36 комбинированного вида «Поиск»
Месторасположение: г. Новосибирск

Воспитатель Демиденко Н.А.
Конспект открытого занятие по чтению художественной литературы. Чтение сказки «Колосок»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи :

Чтение украинской народной сказки « Колосок »

Цель :

1. Познакомить детей с содержанием украинской народной сказки « Колосок » .

2. Учить детей оценивать поступки персонажей.

3. Учить детей драматизировать отдельные эпизоды сказки .

4. Закрепить с детьми знания о жанровых особенностях сказки .

5. Формировать умение создавать психологические портреты героев в определённых ситуациях.

6. Воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду на примере поступков героев прослушанного произведения.

7. Развивать внимание, память, речь.

Оборудование :

1. Текст сказки « Колосок » .

2. Иллюстрации к сказке .

3. Маски мышек и петушка.

4. Ящик «осязания» , кусочки ржаного и пшеничного хлеба.

5.»Волшебные коробки» (в которых находится орг. стекло и песок)

Предварительная работа :

1. Чтение с последующим обсуждением :

В. Пальчинскайте «Хлеб» ,

Немецкая сказка «Горшочек каши» .

2. Лепка из солёного теста – бублики, пирожки, булочки.

Ход занятия :

Воспитатель : Слушай, маленький народ,

Собираемся на сход!

Поскорее в круг вставайте

И за мною повторяйте!

Добрый день всем добрым людям!

Мы вам рады, мы вас любим!

Очень любим мы людей

И больших и малышей!

Дети вместе с взрослым повторяют второе четверостишье.

Игра «Четвёртый лишний» .

В – ль : -Ребята, у меня на доске выложены картинки, назовите лишнюю.

*помидор, огурец, сметана, лук;

*груша, яблоко, апельсин, творог;

*смородина, колбаса, крыжовник, малина;

*тарелка, кастрюля, пирог, сковорода.

Дети называют лишний предмет и объясняют, почему он лишний.

В ль : Послушайте слова : сметана, пирог, колбаса, творог. Что это? (Продукты) .

Сметану и творог готовят из чего? (Из молока) .

Колбасу изготавливают из чего? (Из мяса) .

Из чего пекут пироги? (Из муки) .

Из чего получается мука? (Из зёрен, колосков ) .

Давайте покажем, как же вырастают колоски .

Упражнение на развитие координации движений « Колоски »

В – ль : - Ребята, кто из вас знает, что такое колосок ?

- Колосок – это соцветие , в котором находится плод – зерновка, а стебелёк –

это соломина. (Воспитатель показывает колосок )

Сейчас встаньте возле своих стульчиков и давайте покажем как растут

колоски .

Упражнение « Колоски » .

По весне поле вспахали, дети делают скользящие движения ладоней друг о

друга.

Зерном поле засевали. Прикасаются пальцами одной руки к ладони другой и отво-

дят руку в сторону («сеют» ).

Солнце припекает, перекрещивают ладони, раздвинув пальцы, и поднимают

руки ( «солнце» ).

Землю согревает. Опускают руки, делая пружинящие движения ладонями,

раскрытыми, к полу.

Высоко поднялись колоски , Сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу

К солнышку тянутся они. и медленно поднимают руки.

Ветер налетает, Покачивают руками над головой.

Колоски качает .

Вправо пригнулись, Наклоняют корпус и руки вправо, влево.

Влево качнулись.

А как дождичек идёт, Медленно опускают руки, быстро шевеля пальцами.

Рожь водицу пьёт и пьёт. Складывают ладони чашечкой и подносят ко рту (пьют) .

Вот какая нива! Поднимают руки, пальцы раздвинуты.

До чего ж, красива! Трясут кистями рук над головой.

В – ль : - Молодцы, садитесь на стульчики.

Мы с вами выяснили, что мука получается из зёрен, а что пекут из муки?

Правильно, из муки пекут не только различные пироги, но и хлеб..

В – ль : - Ребята, отгадайте загадку :

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка.

Раньше всех встаёт

О ком эта загадка? Какие сказки вы знаете о петушке ? ( «Петушок и бобовое зёрнышко» , «Заюшкина избушка» , «Петушок – золотой гребешок» и т. д).

Почему это сказки ?

Правильно, это сказки , потому что в них может всё случиться, это необыкновенные истории, в которых и животные, и предметы могут разговаривать.

Сейчас я прочитаю вам сказку « Колосок » , которую написал украинский народ.

В тексте вам встретятся незнакомые слова : молотить, мельница, молоть. Может из вас кто – нибудь знает, что они означают.

Молотить – это значит выбивать зёрна из колоска цепом .

Мельница – это здание, где из зёрен мелют муку.

Молоть – это перетирать зёрна в муку.

Воспитатель читает текст сказки .

Воспитатель задаёт вопросы по тексту сказки :

Что нашёл петушок?

Что предложили сделать мышата?

Кто обмолотил колосок ?

Что предложили сделать мышата с зерном?

Кто это сделал?

Какую ещё работу выполнял петушок? (Дети перечисляют по порядку всё, что делал петушок. Воспитатель выкладывает иллюстрации к сказке ).

Что в это время делали Круть и Верть?

Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?

Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола?

Как бы вы изобразили мышат, когда они узнали, что петушок не угостит их пирогами. Правильно, им стало стыдно.

Пантомимические этюды «Стыд» , «Усталость» , «Голод» .

(Дети представляют, что они мышата и им стыдно : голова опущена, глаза прикрыты, руки внизу.)

Теперь давайте изобразим петушка, который устал от работы (утирают от пота лоб, голова набок опущена, плечи опущены, согнуты коленки).

Сейчас покажите мышат, которые хотят пирожков (дети вдыхают запах вкусных пирожков, облизываются, делают круговые движения руками по животу).

Теперь давайте покажем, как же пекут пироги.

Пальчиковая игра «Пирог» .

Мы спросили нашу печь : дети ставят руки «полочкой» и покачивают ими.

Что сегодня нам испечь? Вытягивают руки вперёд.

Печку мы спросили, поворачивают ладони вверх – вниз.

Тесто замесили. Мнут руками бёдра.

Тесто скалкой раскатали Гладят ладонями ноги.

Раскатали – не устали.

Начинили творогом «Пекут пироги» (то одна рука сверху, то другая) .

И назвали пирогом!

Ну-ка, печка, Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх (2 раза) .

Дай творожнику местечко! Хлопают в ладоши (4 раза) .

В – ль : Послушайте, я вам ещё раз прочитаю один отрывок из сказки . Только слушайте внимательно, потом вы будете его инсценировать.

Воспитатель читает последний диалог со слов : «Испеклись пироги…»

Инсценировка отрывка сказки детьми .

С какой сказкой вы сегодня познакомились? Правильно, с украинской народной сказкой « Колосок » .

В – ль : На какого героя сказки вы бы хотели быть похожими? Кто вам в сказке не понравился ? Почему?

Актуальная проблема современного общества - приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Естественно, что и в школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение. Между тем литература - это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования. Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. И первым этапом здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство.

Зачем дошкольникам художественная литература

К задачам чтения художественной литературы с детьми средней группы относятся:

  1. Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации.
  2. Углубление знаний об иллюстрациях, их значении в книге.
  3. Формирование навыка нравственной оценки произведения.
  4. Развитие способности к сопереживанию героям.

В средней группе дети понимают, что из книг можно узнать много интересного и познавательного

В старшей группе список задач расширяется:

  1. Воспитатель приучает дошкольников слушать большие произведения (по главам).
  2. Педагог побуждает детей выражать эмоциональное отношение к прочитанному, рассказывать о своём восприятии поступков персонажей, размышлять над скрытыми мотивами их поведения.
  3. Воспитывается чуткое отношение к художественному слову, умение замечать яркие описания, эпитеты, сравнения, чувствовать ритм и мелодику стихотворения.
  4. Продолжается формирование навыков выразительного чтения стихотворений, чтения по ролям.
  5. Объясняются в доступной детям форме понятие жанра, жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения.
  6. Дошкольники учатся сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

Без стихов в детском саду не обходится ни одно мероприятие

К задачам подготовительной группы относятся:

  1. Совершенствование умения понимать выразительность языка художественного произведения, красоту поэтического слова.
  2. Развитие у дошкольников чувства юмора.
  3. Развитие умения ставить себя на место литературного персонажа.
  4. Отработка навыков выразительного чтения, драматизации произведения (проявление эмоций посредством интонации, мимики, жестов).
  5. Углубление понятия «жанр», развитие умения их различать.

Как спланировать и провести занятие по чтению художественной литературы

Чтобы грамотно построить занятие по ознакомлению малышей с каким-либо литературным произведением, педагогу необходимо многое продумать.

Какие приёмы и методы можно использовать

На занятии по чтению художественной литературы воспитателем применяются следующие методы:

  1. Чтение педагога по книге или наизусть. Такая дословная передача текста сохраняет авторский язык, лучше всего передаёт оттенки мыслей прозаика.
  2. Рассказывание (пересказ). Это более свободная передача содержания: воспитатель может переставлять слова, заменять их синонимами. Но такая форма повествования даёт больше возможностей для привлечения детского внимания: можно лишний раз сделать паузу, повторить ключевые фразы и т. д.
  3. Инсценирование - метод вторичного ознакомления с литературным произведением.
  4. Заучивание наизусть или пересказ текста дошкольниками (в зависимости от жанра произведения).

Чтобы занятие прошло успешно, надо учесть следующее:

  1. Занятие должно быть эмоционально насыщенным. Прежде всего это касается манеры речи воспитателя, которая должна передавать характер произведения и воздействовать на ум и чувства детей. Ребята должны видеть заинтересованное лицо педагога, его мимику и артикуляцию, а не просто слышать голос. Для этого он должен смотреть не только в книгу, но и на лица детей, чтобы видеть их реакцию.
  2. Прозаические произведения (сказки, рассказы) можно рассказывать, а не читать. Что касается стихотворений, то они обычно читаются голосом средней громкости (хотя некоторые нужно рассказывать тихо или, наоборот, громко) и медленно, чтобы дошкольники поняли, о чём идёт речь.
  3. Для большей наполненности занятия можно включать в него аудиозаписи (например, где К. Чуковский сам читает свои стихотворные сказки).
  4. В процессе чтения не нужно отвлекать воспитанников дисциплинарными замечаниями: для этой цели педагог может повысить или понизить голос, сделать паузу.

Дети должны видеть заинтересованное лицо педагога, видеть его мимику во время чтения

Лучшему пониманию содержания произведения, усвоению выразительных средств языка способствует многократное чтение. Короткие тексты можно повторять сразу после первичного прочтения. Для произведений большего объёма требуется некоторое время на осмысление, а затем воспитатель перечитывает отдельные, особо значимые части. Напомнить детям содержание материала можно и спустя какое-то время (2–3 недели), коротенькие же стихи, потешки, рассказы можно повторять часто (например, на прогулке, в ходе режимных моментов). Обычно ребята любят по много раз слушать полюбившиеся сказки, просят воспитателя рассказать их.

Как объяснять детям незнакомые слова

Воспитатель должен объяснять дошкольникам значение незнакомых слов в произведении. Этот приём обеспечивает полноценное восприятие художественного текста: характеров героев, их поступков. Здесь можно использовать различные варианты: по ходу повествования останавливаться на непонятном детям слове и подбирать к нему синонимы (например, лубяная избушка зайчика - значит, деревянная; горница - это комната), объяснить незнакомые слова ещё до начала чтения (например, перед рассказыванием сказки «Волк и семеро козлят» педагог показывает картинку с изображением козы, проговаривает фразу: «Течёт молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» и наглядно объясняет, что такое вымя у животного).

Иллюстрации помогут объяснить значение незнакомых слов

Однако не все слова требуют подробного толкования: например, читая старшим дошкольникам «Сказку о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, вовсе не обязательно подробно останавливаться на словосочетаниях «столбовая дворянка», «соболья душегрейка» - они не препятствуют пониманию содержания произведения. Также не нужно спрашивать у ребят, что им неясно в тексте, но если они интересуются, что значит какое-то слово, нужно дать ответ в доступной форме.

Как правильно провести с детьми беседу по прочитанному произведению

После прочтения произведения следует провести аналитическую беседу (это особенно актуально в старшем дошкольном возрасте). В ходе беседы воспитатель подводит детей к оценке поступков персонажей, их характерам. Не нужно стремиться к тому, чтобы дети просто детально воспроизводили текст: вопросы должны быть продуманными, способствующими лучшему пониманию смысла, углублению эмоций. Содержание не нужно отрывать от формы: обязательно уделять внимание жанровым, языковым особенностям (например, акцентировать внимание малышей на повторяющиеся обращения «Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!» или назвать, какие эпитеты относятся в определённой сказке к лисе, волку, зайцу).

Примеры вопросов на выявление эмоционального отношения к героям:

  • Кто из персонажей сказки больше всего понравился и почему?
  • На кого бы вы хотели быть похожи?
  • С кем бы вы не стали дружить?

Вопросы на выявление ключевого смысла произведения:

  • Кто виновен в том, что мама-воробьиха потеряла свой хвост (М. Горький «Воробьишко»)?
  • Почему сказка «У страха глаза велики» так называется?

Вопросы на обнаружение мотива:

  • Отчего Машенька не разрешала медведю отдыхать по дороге к бабушке и дедушке («Маша и медведь»)?
  • Зачем лиса намазала себе голову тестом («Лиса и волк»)?
  • Почему мама превратилась в птицу и улетела от своих детей (ненецкая народная сказка «Кукушка»)?

Особенно необходима аналитическая беседа при прочтении произведений о природе или человеческом труде (например, С. Маршак «Откуда стол пришёл», В. Маяковский «Конь-огонь», С. Баруздин «Кто построил этот дом?» и другие).

С детьми нужно обсуждать и анализировать стихи, посвящённые труду человека

Педагог не должен от содержания книги переходить к нравоучениям и моральной беседе о поведении отдельных детей в группе. Речь должна идти только о поступках литературных героев: сила художественного образа порой оказывает большее воздействие, чем нотации.

Как заучивать с детьми стихи с помощью мнемотаблиц

Для заучивания стихотворений и пересказа сказок хорошо использовать мнемотаблицы. Они представляют собой схематическое изображение сюжета произведения в виде ряда картинок. Такой приём, облегчающий запоминание текста, можно практиковать уже со средней группы.

Фотогалерея: мнемотаблицы для дошкольников

Ключевые события сказки представлены в виде схем На плакате схематически изображены главные персонажи (девочка, медведь) и ключевые моменты повествования (лес, избушка, пирожки, короб) Каждая схематическая картинка соответствует строчке стихотворения

Как показывать детям иллюстрации

Более глубокому пониманию текста и заложенных в нём художественных образов способствует рассматривание иллюстраций. Методика использования наглядности зависит от возраста дошкольников и содержания книги. Но в любом случае восприятие текста и картинки должно быть целостным. Некоторые книги состоят из серии картинок с подписями (пример тому - А. Барто, «Игрушки» или В. Маяковский, «Что ни страница - то слон, то львица») или же разделены на отдельные главы («Снежная королева» Г.-Х. Андерсена. В этом случае воспитатель сначала демонстрирует картинку, а затем читает текст. Если же произведение не разделено на части, то не стоит прерывать повествование показом иллюстраций: это можно сделать после прочтения или же незадолго до него (рассматривание книги вызовет у дошкольников интерес к сюжету). При чтении познавательной литературы картинка используется для наглядного пояснения информации в любой момент.

И младшие, и старшие дошкольники всегда с большим интересом рассматривают иллюстрации к произведениям

Общая структура занятия по чтению

Структура занятия по чтению художественной литературы зависит от его типа, возраста воспитанников и содержания материала. Традиционно выделяются три части:

  1. Знакомство с произведением, цель которого - правильное и эмоционально насыщенное восприятие.
  2. Беседа о прочитанном, направленная на уточнение содержание, языковых средств выразительности.
  3. Повторное чтение текста (либо его ключевых эпизодов) для углубления восприятия и закрепления впечатления.

Типы занятий по чтению в детском саду

Можно выделить несколько типов занятий по чтению художественной литературы с дошкольниками:


Мотивирующее начало занятия

Ключевая задача воспитателя - подготовить дошкольников к восприятию произведения, мотивировать их на слушание. Для этого используются различные способы.

Появление игрового персонажа

В младшем и среднем возрасте занятия лучше начать с сюрпризного момента с появлением игрового персонажа. Он всегда с содержанием произведения. Например, это пушистый плюшевый котёнок (стихотворение В. Берестова «Котёнок»), забавный жёлтый цыплёнок (сказка К. Чуковского «Цыплёнок»), кукла Маша (русская народная сказка «Маша и медведь», «Три медведя», «Гуси-лебеди» и другие, где фигурирует маленькая девочка).

Игрушка передаёт озорной характер котёнка из одноименного стихотворения В. Берестова

Воспитатель может показать малышам волшебный сундучок, в котором оказываются герои сказки. Как правило, это произведения, где фигурирует много персонажей («Репка», «Теремок», «Колобок»).

Послание от героя

Можно использовать и мотив письма - в группу приходит послание от домовёнка Кузеньки. Он рассказывает, что живёт в детском садике - охраняет его по ночам, а днём ему очень нравится слушать, как ребята поют песни, играют, занимаются спортом. И вот Кузя решил сделать детям подарок - подарить им свою шкатулку со сказками. Теперь в любой момент малыши могут познакомиться с новой сказкой, которую прочитает им воспитатель.

Домовёнок Кузя дарит малышам свою шкатулку со сказками

Предварительная беседа

В старшем дошкольном возрасте для создания мотивации к чтению уже можно задействовать личный опыт дошкольников. Это может быть вводная мини-беседа, связывающая события из жизни с тематикой произведения. Например, педагог интересуется у ребят, любят ли они фантазировать. Затем все вместе рассуждают: а зачем вообще люди фантазируют (чтобы позабавить своего собеседника, сделать ему приятно и т. д.). Затем воспитатель плавно переходит к чтению рассказа Н. Носова «Фантазёры». Кстати, в занятие по этой теме можно ввести ещё и игрового персонажа - Незнайку, ведь он тоже любил придумывать и сочинять небылицы.

Дополнительно детям можно предложить раскрасить Незнайку

Другой пример - педагог начинает разговор о мечте. Ведь она есть у любого человека. Взрослый просит рассказать ребят, о чём же они мечтают. После этого воспитатель подводит дошкольников к выводу, что для исполнения своего желания нельзя сидеть сложа руки, а нужно потрудиться, приложить усилия, хотя, конечно, бывают случаи, когда человеку улыбается удача, и мечта сбывается сама, словно по волшебству. И очень часто такое встречается в русских народных сказках, например, в произведении «По щучьему веленью» (или другом, где фигурируют волшебные герои или вещи, помогающие главному персонажу).

Ознакомление с наглядными материалами

Для создания мотивации к чтению воспитатель может начать занятие также с рассматривания картины, к примеру, работы В. Васнецова «Три богатыря». После знакомства с этим произведением искусства дети наверняка с большим интересом прослушают былину про Илью Муромца или другого русского витязя.

После рассматривания отважных богатырей дошкольникам будет очень интересно послушать былину про Илью Муромца

Незадолго до занятия можно заинтересовать ребят красочной обложкой книги или её иллюстрациями: дети захотят узнать, кто на ней изображён и что случилось с героями в произведении.

После рассматривания иллюстраций ребятам наверняка захочется узнать, кто же на них изображён и что приключилось с героям

Перед чтением стихотворений о каком-то времени года хорошо сводить детей на прогулку либо устроить экскурсию в осенний или зимний парк.

Примеры конспектов занятий

С примерами конспектов занятий можно ознакомиться здесь:

  • Каранова М.С., «Медвежонок Бурик» (вторая младшая группа) ;
  • Романова Н., «Чтение и заучивание стихотворения М. Худякова «Осень» (средняя группа) ;
  • Коновалова Д.В., «Поговорим о дружбе (чтение рассказа В. Осеевой «Кто хозяин»)» (подготовительная группа) .

Варианты тем для занятий по чтению художественной литературы

В каждой возрастной группе воспитатель подбирает интересные темы занятий, ориентируясь на перечень произведений художественной литературы, рекомендованных образовательными программами. Некоторые произведения могут повторяться: если в раннем возрасте это просто слушание, то в более старшем уже имеет место углублённый анализ, пересказ текста дошкольниками, инсценировка, чтение по ролям и пр.

Первая младшая группа

  • Стихотворение А. Барто «Мишка».
  • Стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко».
  • Русская народная песенка «Пошёл котик на Торжок…».
  • Русская народная песенка «Петушок, петушок…».
  • Русская народная сказка «Репка».
  • Русская народная песенка «Как по лугу, лугу…».
  • Русская народная песенка «Как у нашего кота…».
  • «Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай…».
  • Русская народная песенка «Курочка-рябушечка».
  • Русская народная сказка «Козлятки и волк» в обработке К. Ушинского.
  • Русская народная песенка «Уж как я мою коровушку люблю…».
  • Стихотворение А. Барто «Грузовик».
  • Стихотворение С. Капутикян «Все спят».
  • Стихотворение В. Берестова «Больная кукла».
  • Русская народная песенка «Коза-дереза».
  • Русская народная песенка «Заяц Егорка…».
  • Рассказ Л. Н. Толстого «Спала кошка на крыше…».
  • Произведение С. Маршака «Сказка о глупом мышонке».

    Многие сказки для детей можно включать в какие-либо режимные моменты (например, переход к дневному сну)

  • Рассказ Л. Н. Толстого «Был у Пети и Маши конь…».
  • Стихотворение К. Чуковского «Котауси и Мауси».
  • Стихотворение А. Барто «Слон».
  • Потешка «Ой ты, заюшка-пострел…» (перевод с молдавского И. Токмаковой).
  • Русская народная сказка «Теремок» (в обработке М. Булатова).
  • Русская народная песенка «Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу».
  • Стихотворение С. Капутикян «Маша обедает».
  • Стихотворение Н. Саксонской «Где мой пальчик»
  • Стихотворение П. Воронько «Обновки».
  • Стихотворение Н. Сынгаевского «Помощница».
  • Отрывок из стихотворения З. Александровой «Мой мишка».
  • Стихотворение В. Хорола «Зайчик».

    Стихотворение Хорола про зайчика - очень ритмичное, что позволяет использовать его для двигательных упражнений

  • Стихотворение М. Познанской «Снег идёт».
  • Сказка Л. Н. Толстого «Три медведя».
  • Стихотворение О. Высотской «Холодно».
  • Стихотворение В. Берестова «Котёнок».
  • Стихотворение А. Барто «Зайка».
  • Стихотворение А. Барто «Кто как кричит?».
  • Сказка В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?».
  • Немецкая песенка «Снегирёк» (перевод В. Викторова).
  • Стихотворение А. Барто «Кораблик».
  • Русская народная песенка «Бежала лесочком лиса с кузовочком».
  • «В магазине игрушек» (главы из книги Ч. Янчарского «Приключения Мишки Ушастика», перевод с польского В. Приходько).
  • Русская народная закличка «Солнышко-вёдрышко».
  • Закличка «Дождик, дождик, веселей…».

    Заклички и потешки могут стать основой для физкультминутки или пальчиковой гимнастики

  • Русская народная сказка «Маша и медведь» (в обработке М. Булатова).
  • Стихотворение А. Плещеева «Сельская песенка».
  • «Ветер по морю гуляет…» (отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»).
  • Стихотворение А. Введенского «Мышка».
  • Стихотворение Г. Сапгира «Кошка».
  • Русская народная потешка «Из-за леса, из-за гор…».
  • Сказка В. Бианки «Лис и мышонок».
  • Рассказ Г. Балла «Желтячок».
  • Стихотворение А. и П. Барто «Девочка-рёвушка».

    Это стихотворение полезно для работы с плаксивыми детьми, но не допускайте, чтобы такого ребёнка начали дразнить остальные

  • Стихотворение К. Чуковского «Путаница».
  • Сказка Д. Биссета «Га-га-га» (перевод с английского Н. Шерешевской).
  • Русская народная потешка «Огуречик, огуречик…».
  • Стихотворение «Сапожник» (перевод с польского в обработке Б. Заходера).
  • Стихотворение Б. Заходера «Кискино горе».
  • Стихотворение А. Бродского «Солнечные зайчики».
  • Сказка Н. Павловой «Земляничка».
  • «Друзья» (глава из книги Ч. Янчарского «Приключения Мишки Ушастика»).

Вторая младшая группа


Средняя группа


Старшая группа

  • Чтение рассказа Л. Толстого «Лев и собачка».
  • Рассказывание на тему стихотворения Е. Трутневой «Улетает лето».
  • Рассказывание на тему стихотворения Е. Трутневой «Улетает осень».
  • Заучивание стихотворения М. Исаковского «Поезжай за моря-океаны».
  • Пересказ сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать».
  • Т. Александрова «Домовёнок Кузька».
  • Рассказывание сказки П. Бажова «Серебряное копытце».
  • Чтение рассказа Виктора Драгунского «Друг детства».
  • Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине».

    Стихи и сказки учат ребёнка доброте, уважению к окружающим, поддерживают любознательность

  • Пересказ рассказа В. Чаплиной «Белка».
  • Рассказывание русской народной сказки «Царевна-лягушка».
  • Чтение сказки Н. Телешова «Крупеничка».
  • Чтение глав повести Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше».
  • Заучивание стихотворения И. Сурикова «Вот моя деревня».
  • Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хваста» (в обработке А. Толстого).
  • Чтение рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа».
  • Рассказывание произведения В. П. Катаева «Цветик-семицветик».
  • Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза».
  • Рассказывание ненецкой сказки «Кукушка» (обр. К. Шавровой).
  • С. Городецкий «Котёнок» (чтение в лицах).
  • Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».
  • Заучивание стихотворения М. Яснова «Мирная считалка».
  • Рассказывание русской народной сказки «Никита Кожемяка».
  • Чтение произведения Г. Снегирёва «Пингвиний пляж».
  • Чтение глав из повести А. П. Гайдара «Чук и Гек». Лепка «Щенок»
  • Чтение стихотворения А. Фета «Кот поёт, глаза прищурил…».
  • Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня».
  • Рассказывание народной сказки «Сивка-бурка».

    Многие сюжеты русской литературы прошли через года, их знали ещё бабушки и дедушки нынешних малышей

  • Чтение рассказа Л. Толстого «Косточка».
  • Чтение отрывков произведения Б. С. Житкова «Как я ловил человечков».
  • Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья».
  • Чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Весна».
  • Русская народная сказка «Лиса и заяц».
  • Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд».
  • Рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики».

    Сказка «У страха глаза велики» - по сути психологическая

  • Чтение произведения И. Лешкевича «Светофор».
  • Инсценирование отрывка русской народной сказки «Маша и медведь».
  • Заучивание стихотворения Г. Виеру «Мамин день».
  • Рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят».
  • Пересказ украинской народной сказки «Колосок».
  • Чтение отрывка произведения К. Паустовского «Кот-ворюга».
  • Заучивание отрывка «У лукоморья дуб зелёный…» из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».
  • Любимые сказки А. С. Пушкина.
  • Чтение сказки Р. Киплинга «Слонёнок».
  • Рассказывание русской народной сказки «Хаврошечка».

Подготовительная группа


Кружок по чтению художественной литературы в детском саду

В детском саду очень часто практикуется кружковая работа по чтению художественной литературы. Это направление очень актуально: у детской литературы сегодня много «соперников» - мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. Они не требуют от ребят размышлений, в отличие от художественного произведения. Наблюдается и такой парадокс: в книжных магазинах представлен огромный ассортимент красочных, познавательных и интересных изданий, однако чтение вместе с ребёнком требует сил, внимания и времени, которого многим родителям не хватает. В этих случаях задача приобщения дошкольников к книге ложится на плечи воспитателя. И хорошо, если помимо произведений, заданных образовательной программой детского сада, он знакомит ребят с другими замечательными сказками, рассказами, былинами, стихотворениями, а также пословицами и поговорками.

Сегодня у книг есть множество «конкурентов» в борьбе за внимание ребёнка

Что касается тематики литературного кружка, то она может охватывать:

  • произведения различных жанров (варианты названий: «В гости к книжке», «Литературная гостиная», «Волшебный мир книг»);
  • только сказки («Сказки - добрые друзья», «В гостях у сказки», «Сказка мудростью богата…»);
  • стихотворения (дети выразительно их читают и заучивают наизусть).

Занятие в кружке проводятся обычно один раз в неделю во второй половине дня.

В качестве примера можно рассмотреть рабочую программу и перспективный план работы кружка «В гости к книжке» (рассчитан на три года обучения) воспитателя Е. В. Назаровой. Его особенность в том, что чтение литературы сочетается с проведением русских народных игр схожей тематики.

Елизавета Васильевна указывает следующие задачи кружка:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление дошкольников;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение детей, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к чтению художественной литературы, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

Цель - углублённо знакомить детей с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие дошкольников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

Как организовать открытый просмотр занятия по чтению художественной литературы

Одна из важных форм работы по чтению - открытые занятия, в ходе которых педагог демонстрирует коллегам свой новаторский опыт. Новизна может затрагивать различные аспекты:

  • применение информационно-компьютерных технологий - ИКТ (слайды с изображением эпизодов произведения, его отдельных героев);
  • пересказ сказки детьми с опорой на мнемотаблицы (это направление всегда вызывает интерес);
  • новаторской может быть даже физкультминутка - обязательный элемент большинства занятий (например, с использованием камушков для усиления ритма, кстати, этот приём можно применять и при чтении стихотворений).

Занятия с использованием ИКТ всегда смотрится выигрышно

Интересная идея - подключить к мероприятию музыкального руководителя либо использовать аудиозаписи. Например, в той же самой сказке «Маша и медведь» музыка передаст, как девочка собирает в лесу грибы и ягоды, а мишка тяжёлой поступью идёт по лесу. Дети будут просто в восторге от такого глубокого погружения в произведение.

Финал открытого занятия также можно интересно обыграть. Например, дети дарят гостям закладки для книг, которые они сделали своими руками.

Открытый просмотр нельзя заранее репетировать с группой, например, заучивать стихи или прорабатывать ответы на вопросы. Это всегда видно со стороны: дети не будут так заинтригованы, как если бы они воспринимали произведение в первый раз.

Особенности проведения празднично-досуговых мероприятий по чтению

Воспитанию интереса к книге способствуют и различные праздничные мероприятия: литературные досуги, развлечения, вечера, викторины. Их тематикой может стать творчество конкретного писателя, поэта (например, А. Пушкина, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто), особенно если связать это с его предстоящим юбилеем.

Литературное мероприятие можно приурочить к празднику, например, Дню матери, Дню птиц, 9 Мая. Для этого подбираются разножанровые произведения (стихотворения, небольшие рассказы, эпизоды из сказок, пословицы, поговорки), которые оригинально обыгрываются.

Праздничную атмосферу всегда создаёт объединение различных видов искусства - литературы, театра, танца, музыки, изо. Также в подобный досуг можно включать спортивные элементы.

Структура литературного праздника сходна с построением утренника:

  1. Торжественное открытие со вступительным словом ведущего.
  2. Показ концертных номеров.
  3. Демонстрация выставки книг.
  4. Завершение.

Объединяют части мероприятия, кроме ведущего, игровые персонажи. Они не дают ослабевать детскому вниманию.

Декламация стихов - неотъемлемая часть литературного праздника

Старшие дошкольники могут устроить для воспитанников младшего возраста мини-концерт с чтением знакомых малышам потешек, песенок, стихов. При этом желательно использовать наглядные материалы - игрушки, картинки, различные предметы.

Пример конспекта литературного мероприятия по произведениям С. Я. Маршака (автор А. Г. Чирикова).

Видеоматериалы по теме

Знакомство с художественной литературой часто превращается в маленькое представление, на котором выступают сами дети.

Видео: чтение стихотворений Агнии Барто об игрушках (младшая группа)

https://youtube.com/watch?v=3qsyf-eUekI Video can’t be loaded: Отрывок занятия во второй младшей группе по ознако (https://youtube.com/watch?v=3qsyf-eUekI)

Видео: рассказывание и инсценировка сказки «Теремок» (вторая младшая группа)

https://youtube.com/watch?v=206SR1AfGZI Video can’t be loaded: НООД по художественной литературе во второй младшей группе по сказке «Теремок» (https://youtube.com/watch?v=206SR1AfGZI)

Видео: «Путешествие по русским народным сказкам» (открытое занятие в средней группе)

Video can’t be loaded: Открытое занятие на тему: «Путешествие по русским народным сказкам» (https://youtube.com/watch?v=4Xu1mx2qkgk)

Видео: занятие-путешествие по сказке «Гуси-лебеди» (старший дошкольный возраст)

https://youtube.com/watch?v=yy4HWjo0ZaQ Video can’t be loaded: Интегрированное занятие-путешествие по сказке «Гуси - лебеди» (https://youtube.com/watch?v=yy4HWjo0ZaQ)

Приобщать ребёнка к чтению нужно начинать с самого раннего возраста. Помимо родителей, ключевую роль в этом играет детский сад - первый социальный институт ребёнка. Конечно, дошкольники - скорее слушатели, чем читатели. Содержание художественного произведения до них доносит педагог, он же раскрывает идею, помогает детям проникнуться переживаниями за героев. Именно поэтому воспитатель должен уметь заинтересовать малышей книгой, будучи компетентным в сфере детской литературы и в высокой степени владея навыками выразительного чтения.

Конспект открытого занятия по художественной литературе в средней группе детского сада произведение К.И.Чуковского «Муха- Цокотуха»

Цель: познакомить детей с новым художественным произведением К.И.Чуковского; воспитывать у детей эмоциональное отношение к героям сказки; расширять кругозор детей и пополнять словарный запас; учить детей давать полный ответ используя строки из сказки и опираясь на иллюстрации.

Материалы: игрушка кузнечик, произведение К.И. Чуковского «Муха – Цокотуха», портрет автора, иллюстрации к произведению, маски-картинки с изображением насекомых, аудиозапись весёлой музыки, раскраски с насекомыми, цветные карандаши.

Словарь: кузнечик, клоп, букашка, сороконожка, восхвалять, смелый, отважный, бесстрашный, гостеприимная.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

Ребята сидя в кругу и передают соседу цветок и приветствуют его с улыбкой: «Доброе утро, …»

— Ребята, к нам в гости кто – то пришёл. И что бы узнать кто это, вы должны угадать загадку.

— Прыгает пружинка –
Зелёная спинка –
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Это кузнечик)

Целый день в траве скакал,
Скрипку где-то потерял.
И теперь грустит у речки
Наш зелёненький… (Кузнечик)

— Конечно, ребята, это кузнечик! Познакомьтесь, пожалуйста, нашего гостя зовут кузнечик Кузя! Он живёт на лужайке в парке. Много слышал о нас и вот заглянул в гости. Поприветствуйте Кузю! (Дети здороваются с кузнечиком)

— Кузя по секрету мне сказал, что он слышал об одной удивительной сказке, в которой герои насекомые. Скажите, а вы знаете такую сказку? (Ответы детей.).

— Нееет? Тогда давайте знакомиться с новой сказкой!

II. Основная часть

— Сказку написал детский писатель К. И Чуковский, а называется она «Муха — Цокотуха».

— Ребята, садитесь поудобнее. Кузя, и ты устраивайся. А теперь внимательно слушайте!

Чтение сказки «Муха — Цокотуха» с показом иллюстраций.

— И так, друзья, вам понравилась сказка? (Ответ)

— Посмотрите, какая Муха – Цокотуха красавица, какая она гостеприимная хозяйка. Пригласила к себе на именины гостей.

— Ребята, мне Кузя сейчас сказал, что не всех гостей Мухи-Цокотухи запомнил. Давайте поможем ему вспомнить! (Дети соглашаются)

— Кого же пригласила Муха – Цокотуха?

(Дети перечисляют насекомых из сказки, воспитатель вывешивает соответствующие маски-картинки)

— Что делали гости у именинницы? (Ответы детей, воспитатель помогает строить ответы опираясь на иллюстрации и используя строки из сказки)

— Ребята, посмотрите, мне кажется наш кузнечик Кузя немного испугался!..

— Кузя говорит, что он немножечко боится паука. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

— Кузя говорит, что вы правы.

— А, что хотел сделать с мухой злодей-паук? (Ответы детей)

— И погибла бы Муха-Цокотуха… Но, ребята, кто-то спас муху. Кто же это был? (Ответы детей)

— Да, это был маленький Комарик и в руке его горел маленький фонарик!

— Как вы думаете, каким был комарик? (Смелый, храбрый, бесстрашный и т.д).

— Да, ребята, праздник продолжался. И все были рады.

Физ.минутка

— И мы с вами можем побывать на этом празднике. Представим, что мы жучки, бабочки, блошки, пчёлки… и давайте потанцуем вместе с Мухой – Цокотухой. (дети надевают маски насекомых и танцуют).

III. Обобщение и закрепление.

— Ребята, вот вы сегодня познакомились с новой сказкой «Муха- Цокотуха». Расскажите, пожалуйста, нашему гостю, кто из героев вам понравился и почему?

— Комарик – он смелый, отважный, бесстрашный.

— Муха – она добрая, красивая, гостеприимная (любит гостей), другие возможные варианты)

— Хорошо! Кузнечик Кузя сказал, что ему очень понравилась сказка и он вам принёс подарок. Это фотографии его друзей. Но он сказал, что они не цветные и было бы очень хорошо, если вы их раскрасите.

Воспитатель показывает раскраски и предлагает детям выбрать, какую раскрасить.

Дети садятся за столы, раскрашивают картинки.

Затем воспитатель организует выставку детских работ.

IV. Заключение.

— Какое произведение мы сегодня прочитали? (Ответы детей)

— Сейчас кузнечик Кузя торопится к себе на полянку. Его там ждут друзья- насекомые. Кузя обещал рассказать им нашу сказку, что бы они все вместе порадовались.

— Давайте попрощаемся с Кузей! (Дети прощаются с гостем)

— Ребята, сегодня вы все были умницами, все хорошо работали и сейчас можете отдохнуть!




Top