Константин андреевич тренев повесть владыка. Тренев константин андреевич

Советский писатель.

Род. в семье бывшего крепостного крестьянина Харьковской губернии.

Учился в уездном земледельческом училище, в семинарии, окончил три высшие школы. Впервые выступил в печати с рассказами из жизни дореволюционной украинской и донской деревни.

Первый рассказ "На ярмарке" был напечатан в газете "Донская речь" . Крестьянин, сельский учитель, священник, торговец - основные образы в произведениях Т. ("Мокрая балка", "По тихой воде"). Лирическая окрашенность бытовых рассказов писателя сочетается нередко с ироническими, социально-заостренными зарисовками обывателей, представителей духовенства ("Заблудились", "На хуторе" и др.). Хорошее знание материала, красочное описание быта, мастерская передача языка персонажей, в частности диалогов - таковы достоинства прозы Т. Тонкий мастер пейзажа, Т. с особенной любовью рисует степные просторы, передает аромат степи, приближаясь нередко в своих описаниях к художественной выразительности и лиризму чеховских пейзажей.

Решающую роль в творческом развитии Т. сыграл М. Горький, который поддержал молодого автора, внимательно следил за его дальнейшим ростом.

Особенно высоко оценивал Горький повесть Т. "Владыка", напечатанную в 1911, и его украинские очерки.

После революции Т. приобрел известность как драматург.

Однако в первой своей пьесе "Пугачевщина" (напеч. в 1924, постав. на сцене Московского Художественного театра в 1925) Т. не дает исторически верного освещения пугачевского движения, не сумев освободиться от традиционной трактовки личности Пугачева и его роли буржуазными историками.

Вторая пьеса - "Любовь Яровая" (поставлена впервые в 1926 на сцене Малого театра; напеч. в 1927) - пользуется огромным и заслуженным успехом.

Это одна из тех советских пьес, которые не сходят со сцены наших театров уже в течение двенадцати лет. Это единственная советская пьеса, показанная MXAT в 1937 на Всемирной выставке в Париже.

Художественно яркое обобщение героики гражданской войны, острота поставленных проблем, живость действия, драматизм сюжета, типизация характеров, наряду с подчеркиванием своеобразия каждого из них, индивидуализация речи персонажей выделяют эту пьесу среди других произведений советской драматургии.

Пафос утверждения революции, изображение замечательного героизма людей, выковывавшихся в бурные годы гражданской войны (Любовь Яровая, Кошкин, Швандя), сочетаются в пьесе с резким разоблачением враждебных начал революции, с едким смехом над чуждыми элементами, примазавшимися к великому делу (Дунька Панова).

В комедии "Жена" (1928), воспроизводящей быт и характеры, сложившиеся в условиях нэпа, образ Веры Грушиной, человека новой формации, противопоставлен целой галерее бюрократов, карьеристов, спекулянтов, оживших в нэповской обстановке.

В противоположность ярким и выразительным зарисовкам отрицательных персонажей - всей этой буржуазной накипи, положительные герои - инженер Грушин и его жена - изображены бледно и неотчетливо.

В этом - слабость комедии.

Пьеса "Опыт", написанная в 1933, ставит в центр внимания героический образ крупного советского ученого, смелого инициатора, труженика науки - Соболева, доводящего необычайный научный опыт до конца, невзирая на все трудности.

Пьеса, интересная по своему замыслу, в художественном отношении представляет меньшую ценность, чем "Любовь Яровая". Революционным событиям в Петрограде, происходившим в промежуток между февральской и Великой Октябрьской социалистической революцией, посвящена последняя пьеса Т. - "На берегу Невы" , написанная к 20-летию Октябрьской революции.

Эта пьеса - о нарастании большевистских настроений среди рабочих и солдатских масс Петрограда, руководимых Лениным, о победоносном ходе революции.

Образ великого вождя конкретно ощутим во всей пьесе, несмотря на то, что он только эпизодически появляется в ней. Значение этой пьесы, очень тепло встреченной советским зрителем, - в остроте и выразительности социальных характеристик.

В 1938 Т. подверг пьесу значительной переработке, добавив ряд дополнительных сцен, в частности создав новую сцену, в которой Ленин выступает как непосредственно действующее лицо. Из драматургических произведений Т. наибольшей популярностью пользуется пьеса "Любовь Яровая", не только прочно утвердившаяся в репертуаре советского театра, но и являющаяся значительным этапом в развитии советской драматургии.

За выдающиеся заслуги в этой области Т. в июне 1938 (в связи с 40-летием лит-ой деятельности) был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1939 награжден орденом "Знак Почета". Библиография: I. Собр. соч., 2 тт., ЗиФ, М. - Л., 1928 (т. I - "Владыка", т. II - "Мокрая балка"); Батраки, Рассказы, изд. "Недра", М., 1927; Избранные произведения, ГИХЛ, М., 1933; Рассказы и пьесы, изд. Моск. т-ва писателей [М.], 1933; Пьесы, Гослитиздат, М., 1935; Гимназисты.

Пьеса, изд-во "Искусство", М., 1936; то же, Гослитиздат, М., 1937; Любовь Яровая.

Пьеса в 5 д. Новый вариант, изд-во "Искусство", М. - Л., 1936; На берегу Невы. Пьеса в 4 д., изд-во "Искусство", М., 1937; Моя работа над "Любовью Яровой", "Литературная газета", 1937, №1, 5 января. A. B. {Лит. энц.} Тренев, Константин Андреевич Род. 1876, ум. 1945. Писатель, драматург.

Произведения: рассказы, "Пугачевщина" (пьеса, 1924), "На берегу Невы" (пьеса, 1937), "Любовь Яровая" (пьеса, 1926) и др. Лауреат Государственной премии СССР (1941).

    Тренёв, Константин Андреевич - Константин Андреевич Тренёв. Тренев, Константин Андреевич ТРЕНЁВ Константин Андреевич (1876 1945), русский писатель. В драме о Гражданской войне ”Любовь Яровая” (1926) высшие нравственные ценности приносятся в жертву революционной идее. Рассказы … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (1876 1945), русский писатель, драматург. Рассказы о дореволюционной деревне. Антиклерикальная повесть «Владыка» (1915). Пьесы «Дорогины» (1912), «Пугачёвщина» (1924), «На берегу Невы» (1937). В драме о Гражданской войне «Любовь Яровая» (1926;… … Энциклопедический словарь

    Русский советский писатель, драматург. В 1903 окончил Петербургский археологический институт и Духовную академию, в 1921 ‒ агрономический факультет Таврического… … Большая советская энциклопедия

    ТРЕНЁВ Константин Андреевич - Константин Андреевич (1876–1945), рус. писатель, драматург. Рассказы о дорев. деревне. Пьесы Пугачёвщина (1924), На берегу Невы (1937). В героич. драме о Гражд. войне Любовь Яровая (1926; Гос. пр. СССР, 1941) социально ист. трактовка… … Биографический словарь

    - … Википедия

    - (1876 1945) российский советский писатель и драматург. Содержание 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 4 Экранизации … Википедия

    Константин Андреевич Тренёв (1876 1945) российский советский писатель и драматург. Содержание 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 4 Экранизации … Википедия

    Тренёв, Константин Андреевич Константин Андреевич Тренёв Памятник К.А.Треневу в Симферополе Дата рождения: 2 июня 1876(1876 06 0 … Википедия

    Константин Андреевич (1876 1945), русский писатель. В драме о Гражданской войне Любовь Яровая (1926) высшие нравственные ценности приносятся в жертву революционной идее. Рассказы. Пьесы … Современная энциклопедия

    Константин Андреевич (1876 1945), русский писатель, драматург. Рассказы о дореволюционной деревне. Пьесы Пугачёвщина (1924), На берегу Невы (1937). В героической драме о Гражданской войне Любовь Яровая (1926; Государственная премия СССР, 1941)… … Русская история

Константин Андреевич Тренёв
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:
Дата смерти:
Гражданство:

Российская империя 22x20px Российская империя
СССР 22x20px СССР

Род деятельности:
Годы творчества:
Направление:
Жанр:
Язык произведений:
Дебют:

Рассказ «На ярмарку» (1898)

Премии:
Награды:
Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Константин Андреевич Тренёв (1876-1945) - советский прозаик и драматург, лауреат Сталинской премии первой степени (1941).

Биография

Начальное образование получил в земской школе . В 1890-1893 годах учился в Донецком окружном училище в станице Каменская (ныне город Каменск-Шахтинский), а по его окончании - в земледельческом училище под Харьковом . Окончил Донскую духовную семинарию в Новочеркасске (1896-1899), а потом - духовную академию в Петербурге . В 1901-1903 годах учился в . Уже будучи известным писателем, в 1921 году прослушал курс на агрономическом факультете в Таврическом университете .

С 1931 года проживал в Москве. В годы войны вместе с другими писателями выехал в эвакуацию в Татарстан , где проживал в г. Чистополь .

Константин Тренёв умер 19 мая 1945 года. Похоронен в Москве на участке № 1 Новодевичьего кладбища . Его дочь Наталья вышла замуж за другого знаменитого писателя сталинской эпохи, П. А. Павленко . Их сын Андрей Павленко (1939-1970) был филологом, специалистом по Индонезии .

Творчество

Сочинения

  • - «Дорогины»
  • - «Владыка» (рассказы)
  • - «Пугачёвщина» (пьеса)
  • - «Любовь Яровая » (экранизирована в 1970)
  • - «Жена»
  • - «Ясный лог»
  • - «Опыт»
  • - «Гимназисты»
  • - «На берегу Невы» (пьеса)
  • - «Анна Лучилина»
  • - «Навстречу»
  • - «Полководец»

Театральные постановки

Экранизации

  • - «Любовь Яровая » (режиссёр В. А. Фетин , Ленфильм).

Награды и премии

  • Сталинская премия первой степени ( - за пьесу «Любовь Яровая», редакция ).
  • орден Трудового Красного Знамени ().

Память о Тренёве

В память о советском драматурге в разных городах были названы села, районы, улицы, пароходы, школы его именем, установлены мемориальные доски и памятник:

    Памятник Треневу.jpg

    Памятник Треневу в Симферополе

Напишите отзыв о статье "Тренёв, Константин Андреевич"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедия «Кругосвет ».
  • на сайте «Волчанск и волчане!»

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Тренёв, Константин Андреевич

– Проходи, Изидора, Отцы ожидают тебя, – прошептал Север.
Я шагнула дальше – трепещущий воздух «раздвинулся»... Прямо передо мной стояли Волхвы...
– Я пришла проститься, вещие. Мир вам... – не ведая как должна приветствовать их, тихо сказала я.
Никогда в своей жизни не ощущала я такой полной, всеобъемлющей, Великой СИЛЫ!.. Они не двигались, но казалось, что весь этот зал колышется тёплыми волнами какой-то невиданной для меня мощи... Это была настоящая ЖИЗНЬ!!! Я не знала, какими бы словами ещё можно было это назвать. Меня потрясло!.. Захотелось объять это собой!.. Вобрать в себя... Или просто упасть на колени!.. Чувства переполняли меня ошеломляющей лавиной, по щекам текли горячие слёзы...
– Здравой будь, Изидора. – тепло прозвучал голос одного из них. – Мы ж а л е е м тебя. Ты дочь Волхва, ты разделишь его путь... Сила не покинет тебя. Иди с ВЕРОЙ, радная...
Душа моя стремилась к ним криком умирающей птицы!.. Рвалось к ним, разбиваясь о злую судьбу, моё раненное сердце... Но я знала, что слишком поздно – они пращали меня... и жалели. Никогда раньше я не «слышала», как глубоко значение этих чудесных слов. И теперь радость от их дивного, нового звучания нахлынула, заполняя меня, не давая вздохнуть от переполнявших мою раненную душу чувств...
В этих словах жила и тихая светлая грусть, и острая боль потери, красота жизни, которую я должна была прожить, и огромная волна Любви, приходящая откуда-то издалека и, сливаясь с Земной, затапливая мою душу и тело... Жизнь проносилась вихрем, зацепляя каждый «краешек» моего естества, не оставляя клетки, которой не коснулось бы тепло любви. Я побоялась, что не смогу уйти... И, вероятно из-за той же боязни, сразу же очнулась от чудесного «прощания», видя рядом с собой потрясающих по внутренней силе и красоте людей. Вокруг меня стояли высокие старцы и молодые мужчины, одетые в ослепительно белые одежды, похожие на длинные туники. У некоторых из них они были подпоясаны красным, а у двоих это был узорчатый широкий «пояс», вышитый золотом и серебром.
Ой, смотри! – неожиданно прервала чудесный миг моя нетерпеливая подружка Стелла. – Они ведь очень похожие на твоих «звёздных друзей», как ты мне их показывала!.. Смотри, неужели это они, как ты думаешь?! Ну, скажи же!!!
Честно говоря, ещё тогда, когда мы увидели Священный Город, он показался мне очень знакомым. И меня также посетили схожие мысли, как только я увидела Волхвов. Но я их тут же отогнала, не желая питать напрасных «радужных надежд»... Это было слишком важно и слишком серьёзно, и я лишь махнула Стелле рукой, как бы говоря, что поговорим попозже, когда останемся вдвоём. Я понимала, что Стелла расстроится, так как ей, как всегда, хотелось немедленно получить ответ на свой вопрос. Но в данный момент, по-моему, это было далеко не столь важно, как рассказываемая Изидорой чудесная история, и я мысленно попросила Стеллу подождать. Я виновато улыбнулась Изидоре, и она, ответив своей чудесной улыбкой, продолжала...
Мой взгляд приковал мощный высокий старец, имевший что-то неуловимо схожее с моим любимым, страдавшим в подвалах Караффы, отцом. Я почему-то сразу поняла – это и был Владыко... Великий Белый Волхв. Его удивительные, пронизывающие, властные серые глаза смотрели на меня с глубокой печалью и теплом, будто он говорил мне последнее «Прощай!»...
– Подойди, Чадо Света, мы прастим тебя...
От него пошёл вдруг дивный, радостный белый Свет, который, окутывая всё вокруг мягким сиянием, заключил меня в ласковые объятия, проникая в самые потаённые уголки моей истерзанной болью Души... Свет пронизывал каждую клеточку, оставляя в ней лишь добро и покой, «вымывая» собою боль и печаль, и всю накопившуюся годами горечь. Я парила в волшебном сиянии, забыв всё «земное жестокое», все «злое и ложное», ощущая лишь дивное касание Вечного Бытия... Чувство потрясало!!! И я мысленно умоляла – только бы оно не кончалось... Но, по капризному желанию судьбы, всё прекрасное всегда заканчивается быстрее, чем нам этого хотелось бы...
– Мы одарили тебя ВЕРОЙ, она поможет тебе, Дитя... Внемли ей... И пращай, Изидора...
Я не успела даже ответить, а Волхвы «вспыхнули» дивным Светом и... оставив запах цветущих лугов, исчезли. Мы с Севером остались одни... Я печально огляделась вокруг – пещера осталась такой же загадочной и искристой, только не было в ней уже того чистого, тёплого света, проникавшего в самую душу...
– Это и был Отец Иисуса, не так ли? – осторожно спросила я.
– Так же, как дед и прадед его сына и внуков, смерть которых тоже лежит виной на его душе...
– ?!..
– Да, Изидора, Он тот, кто несёт горькую ношу боли... И ты никогда не сможешь себе представить, насколько она велика... – грустно ответил Север.
– Быть может, она не была бы сегодня столь горькой, если бы Он пожалел в своё время гибнувших от чужого невежества и жестокости хороших людей?.. Если бы Он отозвался на зов своего чудесного и светлого Сына, вместо того, чтобы отдать его на истязание злых палачей? Если бы он и сейчас не продолжал бы лишь «наблюдать» со своей высоты, как «святые» пособники Караффы сжигают на площадях Ведунов и Ведьм?.. Чем же он лучше Караффы, если он не препятствует такому Злу, Север?! Ведь если он в силах помочь, но не хочет, весь этот земной ужас будет вечно лежать именно на нём! И не важна ни причина, ни объяснение, когда на карту поставлена прекрасная человеческая жизнь!.. Я никогда не смогу понять этого, Север. И я не «уйду», пока здесь будут уничтожаться хорошие люди, пока будет разрушаться мой земной Дом. Даже если я никогда не увижу свой настоящий... Это моя судьба. И потому – прощай...
– Прощай, Изидора. Мир Душе твоей... Прости.
Я опять была в «своей» комнате, в своём опасном и безжалостном бытии... А всё только что происшедшее казалось просто чудесным сном, который уже никогда больше в этой жизни не будет мне сниться... Или красивой сказкой, в которой наверняка ждал кого-то «счастливый конец». Но не меня... Мне было жаль свою неудавшуюся жизнь, но я была очень горда за мою храбрую девочку, которой удастся постичь всё это великое Чудо... если Караффа не уничтожит её ещё до того, как она сможет сама защищаться.
Дверь с шумом открылась – на пороге стоял взбешённый Караффа.
– Ну и где же Вы «гуляли», мадонна Изидора? – наигранно милым голосом спросил мой мучитель.
– Хотела навестить свою дочь, ваше святейшество. Но не смогла...
Мне было совершенно безразлично, что он думал, и сделала ли его моя «вылазка» злым. Душа моя витала далеко, в удивительном Белом Городе, который показывал мне Истень, а всё окружающее казалось далёким и убогим. Но Караффа надолго уходить в мечты, к сожалению, не давал... Тут же почувствовав моё изменившееся настроение, «святейшество» запаниковал.
– Впустили ли Вас в Мэтэору, мадонна Изидора? – как можно спокойнее спросил Караффа.

Тренев Константин

Тренев Константин Андреевич (1878-) - советский писатель. Р. в семье бывшего крепостного крестьянина Харьковской губернии. Учился в уездном земледельческом училище, в семинарии, окончил три высшие школы. Впервые выступил в печати с рассказами из жизни дореволюционной украинской и донской деревни. Первый рассказ «На ярмарке» был напечатан в газете «Донская речь» (1898). Крестьянин, сельский учитель, священник, торговец - основные образы в произведениях Т. («Мокрая балка», «По тихой воде»). Лирическая окрашенность бытовых рассказов писателя сочетается нередко с ироническими, социально-заостренными зарисовками обывателей, представителей духовенства («Заблудились», «На хуторе» и др.). Хорошее знание материала, красочное описание быта, мастерская передача языка персонажей, в частности диалогов - таковы достоинства прозы Т. Тонкий мастер пейзажа, Т. с особенной любовью рисует степные просторы, передает аромат степи, приближаясь нередко в своих описаниях к художественной выразительности и лиризму чеховских пейзажей. Решающую роль в творческом развитии Т. сыграл М. Горький, который поддержал молодого автора, внимательно следил за его дальнейшим ростом. Особенно высоко оценивал Горький повесть Т. «Владыка», напечатанную в 1911, и его украинские очерки.

После революции Т. приобрел известность как драматург. Однако в первой своей пьесе «Пугачевщина» (напеч. в 1924, постав. на сцене Московского Художественного театра в 1925) Т. не дает исторически верного освещения пугачевского движения, не сумев освободиться от традиционной трактовки личности Пугачева и его роли буржуазными историками. Но уже в этой пьесе автор проявил себя как мастер сценического сюжета и живого сочного диалога. Вторая пьеса - «Любовь Яровая» (поставлена впервые в 1926 на сцене Малого театра; напеч. в 1927) - пользуется огромным и заслуженным успехом. Это одна из тех советских пьес, которые не сходят со сцены наших театров уже в течение двенадцати лет. Это единственная советская пьеса, показанная МХАТ в 1937 на Всемирной выставке в Париже. Художественно яркое обобщение героики гражданской войны, острота поставленных проблем, живость действия, драматизм сюжета, типизация характеров, наряду с подчеркиванием своеобразия каждого из них, индивидуализация речи персонажей выделяют эту пьесу среди других произведений советской драматургии.

Пафос утверждения революции, изображение замечательного героизма людей, выковывавшихся в бурные годы гражданской войны (Любовь Яровая, Кошкин, Швандя), сочетаются в пьесе с резким разоблачением враждебных начал революции, с едким смехом над чуждыми элементами, примазавшимися к великому делу (Дунька Панова).

В комедии «Жена» (1928), воспроизводящей быт и характеры, сложившиеся в условиях нэпа, образ Веры Грушиной, человека новой формации, противопоставлен целой галлерее бюрократов, карьеристов, спекулянтов, оживших в нэповской обстановке. В противоположность ярким и выразительным зарисовкам отрицательных персонажей - всей этой буржуазной накипи, положительные герои - инженер Грушин и его жена - изображены бледно и неотчетливо. В этом - слабость комедии.

Пьеса «Опыт», написанная в 1933, ставит в центр внимания героический образ крупного советского ученого, смелого инициатора, труженика науки - Соболева, доводящего необычайный научный опыт до конца, невзирая на все трудности. Пьеса, интересная по своему замыслу, в художественном отношении представляет меньшую ценность, чем «Любовь Яровая».

Революционным событиям в Петрограде, происходившим в промежуток между февральской и Великой Октябрьской социалистической революцией, посвящена последняя пьеса Т. - «На берегу Невы» (1937), написанная к 20-летию Октябрьской революции. Эта пьеса - о нарастании большевистских настроений среди рабочих и солдатских масс Петрограда, руководимых Лениным, о победоносном ходе революции. Образ великого вождя конкретно ощутим во всей пьесе, несмотря на то, что он только эпизодически появляется в ней. Значение этой пьесы, очень тепло встреченной советским зрителем, - в остроте и выразительности социальных характеристик.

В 1938 Т. подверг пьесу значительной переработке, добавив ряд дополнительных сцен, в частности создав новую сцену, в которой Ленин выступает как непосредственно действующее лицо.

Из драматургических произведений Т. наибольшей популярностью пользуется пьеса «Любовь Яровая», не только прочно утвердившаяся в репертуаре советского театра, но и являющаяся значительным этапом в развитии советской драматургии.

За выдающиеся заслуги в этой области Т. в июне 1938 (в связи с 40-летием литературной деятельности) был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1939 награжден орденом «Знак Почета».

Список литературы

Собр. соч., 2 тт., ЗиФ, М. - Л., 1928 (т. I - «Владыка», т. II - «Мокрая балка»)

Батраки, Рассказы, изд. «Недра», М., 1927

Избранные произведения, ГИХЛ, М., 1933

Рассказы и пьесы, изд. Моск. т-ва писателей (М.), 1933

Пьесы, Гослитиздат, М., 1935

Гимназисты. Пьеса, изд-во «Искусство», М., 1936

то же, Гослитиздат, М., 1937

Любовь Яровая. Пьеса в 5 д. Новый вариант, изд-во «Искусство», М. - Л., 1936

На берегу Невы. Пьеса в 4 д., изд-во «Искусство», М., 1937

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/

Константин Андреевич Тренёв (1876-1945) - советский прозаик и драматург, лауреат Сталинской премии первой степени (1941).

Биография

Родился на хуторе Ромашово Волчанского уезда Харьковской губернии (ныне пос. Бакшеевка Волчанского района Харьковской области) в семье бывшего крепостного крестьянина Андрея Кирилловича Тренёва. В поисках «вольной земли» семья Тренёвых перебралась из Харьковской губернии в Область Войска Донского, где обосновалась на хуторе Мокрая Журавка, вблизи железнодорожной станции Миллерово (ныне хутор Трёневка Миллеровского района Ростовской области).

Начальное образование получил в земской школе. В 1890-1893 годах учился в Донецком окружном училище в станице Каменская (ныне город Каменск-Шахтинский), а по его окончании - в земледельческом училище под Харьковом. Окончил Донскую духовную семинарию в Новочеркасске (1896-1899), а потом - духовную академию в Петербурге. В 1901-1903 годах учился в Петербургском археологическом институте. Уже будучи известным писателем, в 1921 году прослушал курс на агрономическом факультете в Таврическом университете.

С 1931 года проживал в Москве. В годы войны вместе с другими писателями выехал в эвакуацию в Татарстан, где проживал в г. Чистополь.

Константин Тренёв умер 19 мая 1945 года. Похоронен в Москве на участке № 1 Новодевичьего кладбища.

Его дочь Наталья (1904-1980), переводчица, вышла замуж за другого знаменитого писателя сталинской эпохи, П. А. Павленко. Их сын Андрей Павленко (1939-1970) был филологом, специалистом по Индонезии.

Сын Тренёва Виталий (1908-1953) был архитектором и писателем (автором романов из морской жизни).

Творчество

Сочинения

  • 1912 - «Дорогины»
  • 1915 - «Владыка» (рассказы)
  • 1924 - «Пугачёвщина» (пьеса)
  • 1926 - «Любовь Яровая» (экранизирована в 1970)
  • 1926 - «Жена»
  • 1931 - «Ясный лог»
  • 1934 - «Опыт»
  • 1935 - «Гимназисты»
  • 1937 - «На берегу Невы» (пьеса)
  • 1941 - «Анна Лучилина»
  • 1942 - «Навстречу»
  • 1945 - «Полководец»

Театральные постановки

  • 1928 - «Любовь Яровая», Ленинградский Большого драматический театр им. М. Горького. Режиссёр Б. М. Дмоховский
  • 1951 - «Любовь Яровая», Ленинградский Большого драматический театр им. М. Горького. Режиссёр Иван Ефремов
  • 1977 - «Любовь Яровая», Малый театр СССР. Режиссёр: П. Н. Фоменко

Экранизации

  • 1970 - «Любовь Яровая» (режиссёр В. А. Фетин, Ленфильм).

Награды и премии

  • Сталинская премия первой степени (1941 - за пьесу «Любовь Яровая», редакция 1937).
  • орден Трудового Красного Знамени (1938)
  • орден «Знак Почёта» (31.01.1939)

Память о Тренёве

В память о советском драматурге в разных городах были названы села, районы, улицы, пароходы, школы его именем, установлены мемориальные доски и памятник:

  • Донецк - улица Тренёва.
  • Каменск-Шахтинский - переулок Тренёва и мемориальная доска на здании реального училища.
  • Константиновск - мемориальная доска на доме, где он жил.
  • Новочеркасск - переулок Тренёва и мемориальная доска на здании бывшей семинарии.
  • Ростов-на-Дону - улица Тренёва.
  • Симферополь - улица, гимназия № 11 и парк носят имя Тренёва, а также памятник драматургу, установленный в 1960 году.
  • Тренёво - исчезнувшее село в Крыму.
  • По линии Саратов-Сталинград ходил среднемагистральный грузопассажирский колесный пароход «Константин Тренёв».

    Памятник Треневу в Симферополе

    Дом в Симферополе (бульвар И. Франко 45), в котором Тренев жил с 1909 года

    Здание реального училища (пр. К. Маркса) в Каменске-Шахтинском

    Мемориальная доска на здании реального училища




Top