Константин тренев биография. Константин тренев в симферополе

Тренёв Константин Андреевич

Тренёв Константин Андреевич , русский советский писатель, драматург. В 1903 окончил Петербургский археологический институт и Духовную академию, в 1921 - агрономический факультет Таврического университета. Печатался с 1898. Дооктябрьское творчество Т. (пьеса «Дорогины», 1910; сборник рассказов «Владыка», 1915, и др.), посвященное главным образом художественному анализу социальных противоречий в деревне, развивалось в традициях критического реализма. После 1917 главной темой творчества Т. стала революция. Если в трагедии «Пугачёвщина» (1924), анализируя психологию народного восстания, Т. акцентировал черты стихийности, жертвенности, то пьеса «Любовь Яровая» (1926, поставлена Малым театром, 1926, поставлена МХАТ, 1936, Государственная премия СССР, 1941), посвященная драматическим событиям Гражданской войны 1918-20, отмечена глубоким пониманием исторических закономерностей. В центре пьесы - острый конфликт, в котором проходит проверку и закалку характер героини, её большевистская идейность. Благодаря широте социально-исторических обобщений, колоритности образов, яркости языка пьеса стала классическим произведением социалистического реализма. Нравственное значение революции раскрыто в пьесах «Гимназисты» (1936) и «На берегу Невы» (1937), где создан образ В. И. Ленина. Автор пьес о советской действительности («Жена», 1928; «Анна Лучинина», 1941, и др.), исторических пьес («Навстречу», 1943, и «Полководец», 1945). Награжден 2 орденами.

Соч.: Избр. произв., т. 1-2. [Вступит. ст. В. Диева], М., 1955; Забытые рассказы, Симферополь, 1959.

Лит.: Сурков Е., К. А. Тренев, 2 изд., М., 1955 (лит.); Диев В. А., Творчество К. А. Тренева, М., 1960; Файнберг Р., К. А. Тренев. Очерки творчества, М. - Л., 1962; Живой Тренев. Сб. воспоминаний, Ростов н/Д., 1963; История русской советской литературы. 1917-1965, 2 изд., т. 1, М., 1967, с. 596-616; История русской литературы конца XIX - начала XX вв. Библиографический указатель, М. - Л., 1963.

Л. Н. Клименюк.

К. А. Тренёв.

Из книги 100 великих архитекторов автора Самин Дмитрий

КОНСТАНТИН АНДРЕЕВИЧ ТОН (1794-1881) Константин Андреевич Тон родился в Санкт-Петербурге 6 ноября 1794 года в зажиточной семье. Его отец содержал мастерскую ювелирных изделий. В октябре 1803 года мальчик был определен в Петербургскую Академию художеств, а с 1809 года начал

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТО) автора БСЭ

Тон Константин Андреевич Тон Константин Андреевич , русский архитектор. Учился в Петербургской АХ (1803-15) у А. Н. Воронихина, был командирован в Италию (1819-28). Академик (1830), профессор (1833), ректор по архитектурной части (с 1854)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТР) автора БСЭ

Тренёв Константин Андреевич Тренёв Константин Андреевич , русский советский писатель, драматург. В 1903 окончил Петербургский археологический институт и Духовную академию, в 1921 - агрономический факультет

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ХА) автора БСЭ

Из книги Словарь современных цитат автора

ТРЕНЕВ Константин Андреевич (1876-1945), драматург 121 Пустите Дуньку в Европу!«Любовь Яровая» (1926),

Из книги 100 знаменитых художников XIX-XX вв. автора Рудычева Ирина Анатольевна

Из книги 100 великих полководцев древности автора Шишов Алексей Васильевич

Из книги Мастера исторической живописи автора Ляхова Кристина Александровна

Из книги 100 знаменитых москвичей автора Скляренко Валентина Марковна

Станиславский Константин Сергеевич Настоящее имя – Константин Сергеевич Алексеев (род. в 1863 г. – ум. в 1938 г.) Русский промышленник, владелец московской золотоканительной фабрики. Выдающийся режиссер, актер, педагог, реформатор и теоретик сцены. Основатель Московского

Из книги Шедевры русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Сомов Константин Андреевич (1869–1939) Дама в голубом 1897–1900. Государственная Третьяковская галерея, МоскваСвою современницу, художницу Елизавету Михайловну Мартынову (1868–1905), Сомов переносит в мир прошлого. Одетая в платье по моде середины XVIII века, она изображена на фоне

Из книги Словарь афоризмов русских писателей автора Тихонов Александр Николаевич

КИМ АНАТОЛИЙ АНДРЕЕВИЧ Анатолий Андреевич Ким (р. 1939). Русский писатель. Автор сборников рассказов «Голубой остров», «Четыре исповеди», «Соловьиное эхо»; повестей «Лотос», «Нефритовый пояс», «Вкус терна на рассвете», «Прошло двести лет», «Остановка в августе»; романов

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

ТРЕНЕВ КОНСТАНТИН АНДРЕЕВИЧ Константин Андреевич Тренёв (1876–1945). Русский драматург, писатель, лауреат Государственной премии СССР. Автор пьес «Отчего порвались струны?», «Пугачевщина», «Любовь Яровая», «Жена», «Опыт», «Гимназисты», «Навстречу», «Полководец»; сборника

Из книги автора

АРЦИМОВИЧ, Лев Андреевич (1909–1973), физик 339 * Наука – лучший способ удовлетворения личного любопытства за государственный счет. В статье «Физик нашего времени» (1967) Арцимович писал: «Шуточное определение, согласно которому “наука есть лучший современный способ

Константин Андреевич Тренёв
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:
Дата смерти:
Гражданство:

Российская империя 22x20px Российская империя
СССР 22x20px СССР

Род деятельности:
Годы творчества:
Направление:
Жанр:
Язык произведений:
Дебют:

Рассказ «На ярмарку» (1898)

Премии:
Награды:
Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Константин Андреевич Тренёв (1876-1945) - советский прозаик и драматург, лауреат Сталинской премии первой степени (1941).

Биография

Начальное образование получил в земской школе . В 1890-1893 годах учился в Донецком окружном училище в станице Каменская (ныне город Каменск-Шахтинский), а по его окончании - в земледельческом училище под Харьковом . Окончил Донскую духовную семинарию в Новочеркасске (1896-1899), а потом - духовную академию в Петербурге . В 1901-1903 годах учился в . Уже будучи известным писателем, в 1921 году прослушал курс на агрономическом факультете в Таврическом университете .

С 1931 года проживал в Москве. В годы войны вместе с другими писателями выехал в эвакуацию в Татарстан , где проживал в г. Чистополь .

Константин Тренёв умер 19 мая 1945 года. Похоронен в Москве на участке № 1 Новодевичьего кладбища . Его дочь Наталья вышла замуж за другого знаменитого писателя сталинской эпохи, П. А. Павленко . Их сын Андрей Павленко (1939-1970) был филологом, специалистом по Индонезии .

Творчество

Сочинения

  • - «Дорогины»
  • - «Владыка» (рассказы)
  • - «Пугачёвщина» (пьеса)
  • - «Любовь Яровая » (экранизирована в 1970)
  • - «Жена»
  • - «Ясный лог»
  • - «Опыт»
  • - «Гимназисты»
  • - «На берегу Невы» (пьеса)
  • - «Анна Лучилина»
  • - «Навстречу»
  • - «Полководец»

Театральные постановки

Экранизации

  • - «Любовь Яровая » (режиссёр В. А. Фетин , Ленфильм).

Награды и премии

  • Сталинская премия первой степени ( - за пьесу «Любовь Яровая», редакция ).
  • орден Трудового Красного Знамени ().

Память о Тренёве

В память о советском драматурге в разных городах были названы села, районы, улицы, пароходы, школы его именем, установлены мемориальные доски и памятник:

    Памятник Треневу.jpg

    Памятник Треневу в Симферополе

Напишите отзыв о статье "Тренёв, Константин Андреевич"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедия «Кругосвет ».
  • на сайте «Волчанск и волчане!»

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Тренёв, Константин Андреевич

– Проходи, Изидора, Отцы ожидают тебя, – прошептал Север.
Я шагнула дальше – трепещущий воздух «раздвинулся»... Прямо передо мной стояли Волхвы...
– Я пришла проститься, вещие. Мир вам... – не ведая как должна приветствовать их, тихо сказала я.
Никогда в своей жизни не ощущала я такой полной, всеобъемлющей, Великой СИЛЫ!.. Они не двигались, но казалось, что весь этот зал колышется тёплыми волнами какой-то невиданной для меня мощи... Это была настоящая ЖИЗНЬ!!! Я не знала, какими бы словами ещё можно было это назвать. Меня потрясло!.. Захотелось объять это собой!.. Вобрать в себя... Или просто упасть на колени!.. Чувства переполняли меня ошеломляющей лавиной, по щекам текли горячие слёзы...
– Здравой будь, Изидора. – тепло прозвучал голос одного из них. – Мы ж а л е е м тебя. Ты дочь Волхва, ты разделишь его путь... Сила не покинет тебя. Иди с ВЕРОЙ, радная...
Душа моя стремилась к ним криком умирающей птицы!.. Рвалось к ним, разбиваясь о злую судьбу, моё раненное сердце... Но я знала, что слишком поздно – они пращали меня... и жалели. Никогда раньше я не «слышала», как глубоко значение этих чудесных слов. И теперь радость от их дивного, нового звучания нахлынула, заполняя меня, не давая вздохнуть от переполнявших мою раненную душу чувств...
В этих словах жила и тихая светлая грусть, и острая боль потери, красота жизни, которую я должна была прожить, и огромная волна Любви, приходящая откуда-то издалека и, сливаясь с Земной, затапливая мою душу и тело... Жизнь проносилась вихрем, зацепляя каждый «краешек» моего естества, не оставляя клетки, которой не коснулось бы тепло любви. Я побоялась, что не смогу уйти... И, вероятно из-за той же боязни, сразу же очнулась от чудесного «прощания», видя рядом с собой потрясающих по внутренней силе и красоте людей. Вокруг меня стояли высокие старцы и молодые мужчины, одетые в ослепительно белые одежды, похожие на длинные туники. У некоторых из них они были подпоясаны красным, а у двоих это был узорчатый широкий «пояс», вышитый золотом и серебром.
Ой, смотри! – неожиданно прервала чудесный миг моя нетерпеливая подружка Стелла. – Они ведь очень похожие на твоих «звёздных друзей», как ты мне их показывала!.. Смотри, неужели это они, как ты думаешь?! Ну, скажи же!!!
Честно говоря, ещё тогда, когда мы увидели Священный Город, он показался мне очень знакомым. И меня также посетили схожие мысли, как только я увидела Волхвов. Но я их тут же отогнала, не желая питать напрасных «радужных надежд»... Это было слишком важно и слишком серьёзно, и я лишь махнула Стелле рукой, как бы говоря, что поговорим попозже, когда останемся вдвоём. Я понимала, что Стелла расстроится, так как ей, как всегда, хотелось немедленно получить ответ на свой вопрос. Но в данный момент, по-моему, это было далеко не столь важно, как рассказываемая Изидорой чудесная история, и я мысленно попросила Стеллу подождать. Я виновато улыбнулась Изидоре, и она, ответив своей чудесной улыбкой, продолжала...
Мой взгляд приковал мощный высокий старец, имевший что-то неуловимо схожее с моим любимым, страдавшим в подвалах Караффы, отцом. Я почему-то сразу поняла – это и был Владыко... Великий Белый Волхв. Его удивительные, пронизывающие, властные серые глаза смотрели на меня с глубокой печалью и теплом, будто он говорил мне последнее «Прощай!»...
– Подойди, Чадо Света, мы прастим тебя...
От него пошёл вдруг дивный, радостный белый Свет, который, окутывая всё вокруг мягким сиянием, заключил меня в ласковые объятия, проникая в самые потаённые уголки моей истерзанной болью Души... Свет пронизывал каждую клеточку, оставляя в ней лишь добро и покой, «вымывая» собою боль и печаль, и всю накопившуюся годами горечь. Я парила в волшебном сиянии, забыв всё «земное жестокое», все «злое и ложное», ощущая лишь дивное касание Вечного Бытия... Чувство потрясало!!! И я мысленно умоляла – только бы оно не кончалось... Но, по капризному желанию судьбы, всё прекрасное всегда заканчивается быстрее, чем нам этого хотелось бы...
– Мы одарили тебя ВЕРОЙ, она поможет тебе, Дитя... Внемли ей... И пращай, Изидора...
Я не успела даже ответить, а Волхвы «вспыхнули» дивным Светом и... оставив запах цветущих лугов, исчезли. Мы с Севером остались одни... Я печально огляделась вокруг – пещера осталась такой же загадочной и искристой, только не было в ней уже того чистого, тёплого света, проникавшего в самую душу...
– Это и был Отец Иисуса, не так ли? – осторожно спросила я.
– Так же, как дед и прадед его сына и внуков, смерть которых тоже лежит виной на его душе...
– ?!..
– Да, Изидора, Он тот, кто несёт горькую ношу боли... И ты никогда не сможешь себе представить, насколько она велика... – грустно ответил Север.
– Быть может, она не была бы сегодня столь горькой, если бы Он пожалел в своё время гибнувших от чужого невежества и жестокости хороших людей?.. Если бы Он отозвался на зов своего чудесного и светлого Сына, вместо того, чтобы отдать его на истязание злых палачей? Если бы он и сейчас не продолжал бы лишь «наблюдать» со своей высоты, как «святые» пособники Караффы сжигают на площадях Ведунов и Ведьм?.. Чем же он лучше Караффы, если он не препятствует такому Злу, Север?! Ведь если он в силах помочь, но не хочет, весь этот земной ужас будет вечно лежать именно на нём! И не важна ни причина, ни объяснение, когда на карту поставлена прекрасная человеческая жизнь!.. Я никогда не смогу понять этого, Север. И я не «уйду», пока здесь будут уничтожаться хорошие люди, пока будет разрушаться мой земной Дом. Даже если я никогда не увижу свой настоящий... Это моя судьба. И потому – прощай...
– Прощай, Изидора. Мир Душе твоей... Прости.
Я опять была в «своей» комнате, в своём опасном и безжалостном бытии... А всё только что происшедшее казалось просто чудесным сном, который уже никогда больше в этой жизни не будет мне сниться... Или красивой сказкой, в которой наверняка ждал кого-то «счастливый конец». Но не меня... Мне было жаль свою неудавшуюся жизнь, но я была очень горда за мою храбрую девочку, которой удастся постичь всё это великое Чудо... если Караффа не уничтожит её ещё до того, как она сможет сама защищаться.
Дверь с шумом открылась – на пороге стоял взбешённый Караффа.
– Ну и где же Вы «гуляли», мадонна Изидора? – наигранно милым голосом спросил мой мучитель.
– Хотела навестить свою дочь, ваше святейшество. Но не смогла...
Мне было совершенно безразлично, что он думал, и сделала ли его моя «вылазка» злым. Душа моя витала далеко, в удивительном Белом Городе, который показывал мне Истень, а всё окружающее казалось далёким и убогим. Но Караффа надолго уходить в мечты, к сожалению, не давал... Тут же почувствовав моё изменившееся настроение, «святейшество» запаниковал.
– Впустили ли Вас в Мэтэору, мадонна Изидора? – как можно спокойнее спросил Караффа.

Константин Андреевич Тренёв (1876-1945) - советский прозаик и драматург, лауреат Сталинской премии первой степени (1941).

Биография

Начальное образование получил в земской школе . В 1890-1893 годах учился в Донецком окружном училище в станице Каменская (ныне город Каменск-Шахтинский), а по его окончании - в земледельческом училище под Харьковом . Окончил Донскую духовную семинарию в Новочеркасске (1896-1899), а потом - духовную академию в Петербурге . В 1901-1903 годах учился в . Уже будучи известным писателем, в 1921 году прослушал курс на агрономическом факультете в Таврическом университете .

С 1931 года проживал в Москве. В годы войны вместе с другими писателями выехал в эвакуацию в Татарстан , где проживал в г. Чистополь .

Константин Тренёв умер 19 мая 1945 года. Похоронен в Москве на участке № 1 Новодевичьего кладбища . Его дочь Наталья вышла замуж за другого знаменитого писателя сталинской эпохи, П. А. Павленко . Их сын Андрей Павленко (1939-1970) был филологом, специалистом по Индонезии .

Творчество

Сочинения

  • - «Дорогины»
  • - «Владыка» (рассказы)
  • - «Пугачёвщина» (пьеса)
  • - «Любовь Яровая » (экранизирована в 1970)
  • - «Жена»
  • - «Ясный лог»
  • - «Опыт»
  • - «Гимназисты»
  • - «На берегу Невы» (пьеса)
  • - «Анна Лучилина»
  • - «Навстречу»
  • - «Полководец»

Театральные постановки

Экранизации

  • - «Любовь Яровая » (режиссёр В. А. Фетин , Ленфильм).

Награды и премии

  • Сталинская премия первой степени ( - за пьесу «Любовь Яровая», редакция ).
  • орден Трудового Красного Знамени ().

Память о Тренёве

В память о советском драматурге в разных городах были названы села, районы, улицы, пароходы, школы его именем, установлены мемориальные доски и памятник:

    Памятник Треневу.jpg

    Памятник Треневу в Симферополе

Напишите отзыв о статье "Тренёв, Константин Андреевич"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедия «Кругосвет ».
  • на сайте «Волчанск и волчане!»

Отрывок, характеризующий Тренёв, Константин Андреевич

На другой вопрос: как даны были Бородинское и предшествующее ему Шевардинское сражения – существует точно так же весьма определенное и всем известное, совершенно ложное представление. Все историки описывают дело следующим образом:
Русская армия будто бы в отступлении своем от Смоленска отыскивала себе наилучшую позицию для генерального сражения, и таковая позиция была найдена будто бы у Бородина.
Русские будто бы укрепили вперед эту позицию, влево от дороги (из Москвы в Смоленск), под прямым почти углом к ней, от Бородина к Утице, на том самом месте, где произошло сражение.
Впереди этой позиции будто бы был выставлен для наблюдения за неприятелем укрепленный передовой пост на Шевардинском кургане. 24 го будто бы Наполеон атаковал передовой пост и взял его; 26 го же атаковал всю русскую армию, стоявшую на позиции на Бородинском поле.
Так говорится в историях, и все это совершенно несправедливо, в чем легко убедится всякий, кто захочет вникнуть в сущность дела.
Русские не отыскивали лучшей позиции; а, напротив, в отступлении своем прошли много позиций, которые были лучше Бородинской. Они не остановились ни на одной из этих позиций: и потому, что Кутузов не хотел принять позицию, избранную не им, и потому, что требованье народного сражения еще недостаточно сильно высказалось, и потому, что не подошел еще Милорадович с ополчением, и еще по другим причинам, которые неисчислимы. Факт тот – что прежние позиции были сильнее и что Бородинская позиция (та, на которой дано сражение) не только не сильна, но вовсе не есть почему нибудь позиция более, чем всякое другое место в Российской империи, на которое, гадая, указать бы булавкой на карте.
Русские не только не укрепляли позицию Бородинского поля влево под прямым углом от дороги (то есть места, на котором произошло сражение), но и никогда до 25 го августа 1812 года не думали о том, чтобы сражение могло произойти на этом месте. Этому служит доказательством, во первых, то, что не только 25 го не было на этом месте укреплений, но что, начатые 25 го числа, они не были кончены и 26 го; во вторых, доказательством служит положение Шевардинского редута: Шевардинский редут, впереди той позиции, на которой принято сражение, не имеет никакого смысла. Для чего был сильнее всех других пунктов укреплен этот редут? И для чего, защищая его 24 го числа до поздней ночи, были истощены все усилия и потеряно шесть тысяч человек? Для наблюдения за неприятелем достаточно было казачьего разъезда. В третьих, доказательством того, что позиция, на которой произошло сражение, не была предвидена и что Шевардинский редут не был передовым пунктом этой позиции, служит то, что Барклай де Толли и Багратион до 25 го числа находились в убеждении, что Шевардинский редут есть левый фланг позиции и что сам Кутузов в донесении своем, писанном сгоряча после сражения, называет Шевардинский редут левым флангом позиции. Уже гораздо после, когда писались на просторе донесения о Бородинском сражении, было (вероятно, для оправдания ошибок главнокомандующего, имеющего быть непогрешимым) выдумано то несправедливое и странное показание, будто Шевардинский редут служил передовым постом (тогда как это был только укрепленный пункт левого фланга) и будто Бородинское сражение было принято нами на укрепленной и наперед избранной позиции, тогда как оно произошло на совершенно неожиданном и почти не укрепленном месте.
Дело же, очевидно, было так: позиция была избрана по реке Колоче, пересекающей большую дорогу не под прямым, а под острым углом, так что левый фланг был в Шевардине, правый около селения Нового и центр в Бородине, при слиянии рек Колочи и Во йны. Позиция эта, под прикрытием реки Колочи, для армии, имеющей целью остановить неприятеля, движущегося по Смоленской дороге к Москве, очевидна для всякого, кто посмотрит на Бородинское поле, забыв о том, как произошло сражение.
Наполеон, выехав 24 го к Валуеву, не увидал (как говорится в историях) позицию русских от Утицы к Бородину (он не мог увидать эту позицию, потому что ее не было) и не увидал передового поста русской армии, а наткнулся в преследовании русского арьергарда на левый фланг позиции русских, на Шевардинский редут, и неожиданно для русских перевел войска через Колочу. И русские, не успев вступить в генеральное сражение, отступили своим левым крылом из позиции, которую они намеревались занять, и заняли новую позицию, которая была не предвидена и не укреплена. Перейдя на левую сторону Колочи, влево от дороги, Наполеон передвинул все будущее сражение справа налево (со стороны русских) и перенес его в поле между Утицей, Семеновским и Бородиным (в это поле, не имеющее в себе ничего более выгодного для позиции, чем всякое другое поле в России), и на этом поле произошло все сражение 26 го числа. В грубой форме план предполагаемого сражения и происшедшего сражения будет следующий:

Ежели бы Наполеон не выехал вечером 24 го числа на Колочу и не велел бы тотчас же вечером атаковать редут, а начал бы атаку на другой день утром, то никто бы не усомнился в том, что Шевардинский редут был левый фланг нашей позиции; и сражение произошло бы так, как мы его ожидали. В таком случае мы, вероятно, еще упорнее бы защищали Шевардинский редут, наш левый фланг; атаковали бы Наполеона в центре или справа, и 24 го произошло бы генеральное сражение на той позиции, которая была укреплена и предвидена. Но так как атака на наш левый фланг произошла вечером, вслед за отступлением нашего арьергарда, то есть непосредственно после сражения при Гридневой, и так как русские военачальники не хотели или не успели начать тогда же 24 го вечером генерального сражения, то первое и главное действие Бородинского сражения было проиграно еще 24 го числа и, очевидно, вело к проигрышу и того, которое было дано 26 го числа.
После потери Шевардинского редута к утру 25 го числа мы оказались без позиции на левом фланге и были поставлены в необходимость отогнуть наше левое крыло и поспешно укреплять его где ни попало.
Но мало того, что 26 го августа русские войска стояли только под защитой слабых, неконченных укреплений, – невыгода этого положения увеличилась еще тем, что русские военачальники, не признав вполне совершившегося факта (потери позиции на левом фланге и перенесения всего будущего поля сражения справа налево), оставались в своей растянутой позиции от села Нового до Утицы и вследствие того должны были передвигать свои войска во время сражения справа налево. Таким образом, во все время сражения русские имели против всей французской армии, направленной на наше левое крыло, вдвое слабейшие силы. (Действия Понятовского против Утицы и Уварова на правом фланге французов составляли отдельные от хода сражения действия.)
Итак, Бородинское сражение произошло совсем не так, как (стараясь скрыть ошибки наших военачальников и вследствие того умаляя славу русского войска и народа) описывают его. Бородинское сражение не произошло на избранной и укрепленной позиции с несколько только слабейшими со стороны русских силами, а Бородинское сражение, вследствие потери Шевардинского редута, принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности с вдвое слабейшими силами против французов, то есть в таких условиях, в которых не только немыслимо было драться десять часов и сделать сражение нерешительным, но немыслимо было удержать в продолжение трех часов армию от совершенного разгрома и бегства.



Тренев, Константин Андреевич

Советский писатель. Род. в семье бывшего крепостного крестьянина Харьковской губернии. Учился в уездном земледельческом училище, в семинарии, окончил три высшие школы. Впервые выступил в печати с рассказами из жизни дореволюционной украинской и донской деревни. Первый рассказ "На ярмарке" был напечатан в газете "Донская речь" . Крестьянин, сельский учитель, священник, торговец - основные образы в произведениях Т. ("Мокрая балка", "По тихой воде"). Лирическая окрашенность бытовых рассказов писателя сочетается нередко с ироническими, социально-заостренными зарисовками обывателей, представителей духовенства ("Заблудились", "На хуторе" и др.). Хорошее знание материала, красочное описание быта, мастерская передача языка персонажей, в частности диалогов - таковы достоинства прозы Т. Тонкий мастер пейзажа, Т. с особенной любовью рисует степные просторы, передает аромат степи, приближаясь нередко в своих описаниях к художественной выразительности и лиризму чеховских пейзажей. Решающую роль в творческом развитии Т. сыграл М. Горький, который поддержал молодого автора, внимательно следил за его дальнейшим ростом. Особенно высоко оценивал Горький повесть Т. "Владыка", напечатанную в 1911, и его украинские очерки.

После революции Т. приобрел известность как драматург. Однако в первой своей пьесе "Пугачевщина" (напеч. в 1924, постав. на сцене Московского Художественного театра в 1925) Т. не дает исторически верного освещения пугачевского движения, не сумев освободиться от традиционной трактовки личности Пугачева и его роли буржуазными историками. Но уже в этой пьесе автор проявил себя как мастер сценического сюжета и живого сочного диалога. Вторая пьеса - "Любовь Яровая" (поставлена впервые в 1926 на сцене Малого театра; напеч. в 1927) - пользуется огромным и заслуженным успехом. Это одна из тех советских пьес, которые не сходят со сцены наших театров уже в течение двенадцати лет. Это единственная советская пьеса, показанная MXAT в 1937 на Всемирной выставке в Париже. Художественно яркое обобщение героики гражданской войны, острота поставленных проблем, живость действия, драматизм сюжета, типизация характеров, наряду с подчеркиванием своеобразия каждого из них, индивидуализация речи персонажей выделяют эту пьесу среди других произведений советской драматургии.

Пафос утверждения революции, изображение замечательного героизма людей, выковывавшихся в бурные годы гражданской войны (Любовь Яровая, Кошкин, Швандя), сочетаются в пьесе с резким разоблачением враждебных начал революции, с едким смехом над чуждыми элементами, примазавшимися к великому делу (Дунька Панова).

В комедии "Жена" (1928), воспроизводящей быт и характеры, сложившиеся в условиях нэпа, образ Веры Грушиной, человека новой формации, противопоставлен целой галерее бюрократов, карьеристов, спекулянтов, оживших в нэповской обстановке. В противоположность ярким и выразительным зарисовкам отрицательных персонажей - всей этой буржуазной накипи, положительные герои - инженер Грушин и его жена - изображены бледно и неотчетливо. В этом - слабость комедии.

Пьеса "Опыт", написанная в 1933, ставит в центр внимания героический образ крупного советского ученого, смелого инициатора, труженика науки - Соболева, доводящего необычайный научный опыт до конца, невзирая на все трудности. Пьеса, интересная по своему замыслу, в художественном отношении представляет меньшую ценность, чем "Любовь Яровая".

Революционным событиям в Петрограде, происходившим в промежуток между февральской и Великой Октябрьской социалистической революцией, посвящена последняя пьеса Т. - "На берегу Невы" , написанная к 20-летию Октябрьской революции. Эта пьеса - о нарастании большевистских настроений среди рабочих и солдатских масс Петрограда, руководимых Лениным, о победоносном ходе революции. Образ великого вождя конкретно ощутим во всей пьесе, несмотря на то, что он только эпизодически появляется в ней. Значение этой пьесы, очень тепло встреченной советским зрителем, - в остроте и выразительности социальных характеристик.

В 1938 Т. подверг пьесу значительной переработке, добавив ряд дополнительных сцен, в частности создав новую сцену, в которой Ленин выступает как непосредственно действующее лицо.

Из драматургических произведений Т. наибольшей популярностью пользуется пьеса "Любовь Яровая", не только прочно утвердившаяся в репертуаре советского театра, но и являющаяся значительным этапом в развитии советской драматургии.

За выдающиеся заслуги в этой области Т. в июне 1938 (в связи с 40-летием лит-ой деятельности) был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1939 награжден орденом "Знак Почета".

Библиография: I. Собр. соч., 2 тт., ЗиФ, М. - Л., 1928 (т. I - "Владыка", т. II - "Мокрая балка"); Батраки, Рассказы, изд. "Недра", М., 1927; Избранные произведения, ГИХЛ, М., 1933; Рассказы и пьесы, изд. Моск. т-ва писателей [М.], 1933; Пьесы, Гослитиздат, М., 1935; Гимназисты. Пьеса, изд-во "Искусство", М., 1936; то же, Гослитиздат, М., 1937; Любовь Яровая. Пьеса в 5 д. Новый вариант, изд-во "Искусство", М. - Л., 1936; На берегу Невы. Пьеса в 4 д., изд-во "Искусство", М., 1937; Моя работа над "Любовью Яровой", "Литературная газета", 1937, №1, 5 января.

{Лит. энц.}

Тренев, Константин Андреевич

Род. 1876, ум. 1945. Писатель, драматург. Произведения: рассказы, "Пугачевщина" (пьеса, 1924), "На берегу Невы" (пьеса, 1937), "Любовь Яровая" (пьеса, 1926) и др. Лауреат Государственной премии СССР (1941).


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Тренев, Константин Андреевич" в других словарях:

    - (1876 1945) русский писатель, драматург. Рассказы о дореволюционной деревне. Пьесы Пугачевщина (1924), На берегу Невы (1937). В героической драме о Гражданской войне Любовь Яровая (1926; Государственная премия СССР, 194..1) социально историческая … Большой Энциклопедический словарь

    - … Википедия

    - … Википедия

    Тренёв, Константин Андреевич - Константин Андреевич Тренёв. Тренев, Константин Андреевич ТРЕНЁВ Константин Андреевич (1876 1945), русский писатель. В драме о Гражданской войне ”Любовь Яровая” (1926) высшие нравственные ценности приносятся в жертву революционной идее. Рассказы … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (1876 1945), русский писатель, драматург. Рассказы о дореволюционной деревне. Антиклерикальная повесть «Владыка» (1915). Пьесы «Дорогины» (1912), «Пугачёвщина» (1924), «На берегу Невы» (1937). В драме о Гражданской войне «Любовь Яровая» (1926;… … Энциклопедический словарь

    Константин Андреевич Тренёв Дата рождения: 21 мая (2 июня) 1876(1876 06 02) Место рождения: хутор Ромашово, Харьковская губерния, Российская империя ныне … Википедия

    Русский советский писатель, драматург. В 1903 окончил Петербургский археологический институт и Духовную академию, в 1921 ‒ агрономический факультет Таврического… … Большая советская энциклопедия

    Константин Андреевич (1878) советский писатель. Р. в семье бывшего крепостного крестьянина Харьковской губернии. Учился в уездном земледельческом училище, в семинарии, окончил три высшие школы. Впервые выступил в печати с рассказами из жизни… … Литературная энциклопедия

    Константин Андреевич Тренёв (1876 1945) российский советский писатель и драматург. Содержание 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 4 Экранизации … Википедия

ТРЕНЕВ, КОНСТАНТИН АНДРЕЕВИЧ (1876–1945), русский советский писатель, драматург.

Родился 21 мая (2 июня) 1876 в Харьковской губернии, хутор Ромашово. В 1903 окончил Петербургский археологический институт и духовную академию. В 1921 – агрономический институт Таврического университета. Работал продолжительное время учителем. Литературную деятельность начал в 1898, как беллетрист. В драматургии сделал первые шаги в 1907, написав несколько одноактных пьес. В 1912 опубликовал пьесу Дорогины (Отчего порвались струны – первоначальное название). В его формировании, как драматурга, большую роль сыграла эстетика пьес М.Горького .

В 1924 написал народную трагедию Пугачевщина . Пьеса заинтересовала В.И.Немировича-Данченко, и он поставил ее в 1925 во МХАТе. Постановка успеха не имела, однако существенно обогатила сценический опыт автора, до этого времени не знавшего законов сцены и не считавшего себя профессиональным драматургом.

Самое значительное произведение, написанное для сцены – пьеса Любовь Яровая , обошедшая почти все театры и прочно занявшая место образца советской пьесы тошо периода. Пьеса задумывалась еще до Пугачевщины , но учитывая несценичность первого опыта, осмысливалась Треневым в применении к законам сцены. Событием в истории советского театра стала первая постановка спектакля на сцене Малого театра в 1926. (Режиссер И.С.Платон, Любовь Яровая – В.Пашенная). Театр существенно переработал пьесу совместно с автором, придав ей больший динамизм и сценичность. Новизна Тренева сказалась, прежде всего, в углубленном психологизме основной коллизии пьесы, попытке раскрыть духовный мир героев, понять неординарные характеры и ситуации, проследить внутренний путь главной героини от личной трагедии к служению человеческим идеалам. Для того времени, когда на сцене процветали агитационные пьесы поверхностного содержания, это было большим шагом вперед. В 1936 пьеса была поставлена во МХАТе, также с успехом. Образы, созданные в пьесе, отличались такой человеческой содержательностью, что порождали на разных сценах бесконечное количество трактовок, давая богатый и яркий материал для актеров (главную женскую роль с успехом играли многие актрисы от В.Марецкой до И.Чуриковой). Не меньшим колоритом отличались и «отрицательные» персонажи: Панова, поручик Яровой, Дунька. И язык пьесы содержал богатство оттенков, меткие характеристики, был афористичен.

Другие пьесы: сатирическая комедия Жена (Малый театр, 1928), Ясный лог (1931), Опыт (1934, Театр под рук. Ю.Завадского), Гимназисты , о молодежи в эпоху первой русской революции (1935), На берегах Невы , повествующей о событиях Октябрьской революции (Малый театр, 1937).

В годы Великой Отечественной войны одним из первых создает пьесу, посвященную этой теме, Навстречу (1942), Размышлениям о героическом прошлом русского народа и его полководцев посвящены его последние произведения: Полководец (историческая пьеса о М.Кутузове) и Юность Петра (осталась незаконченной).

Издания: Избр. Соч. Тренева К.А . тт. 1–2. М., 1955; Тренев К.А. Пьесы, стать, речи . М., 1980.

Екатерина Юдина




Top