Консультации по теме нетрадиционное рисование в доу. Консультация для родителей «Рисуем вместе» нетрадиционное рисование

Влада Салдакеева
Консультация для родителей «Нетрадиционные формы рисования. «Если дома нет кисточки»

Консультация для родителей нетрадиционные формы рисования " Если дома нет кисточки "

Консультационный пункт для родителей "Если дома нет кисточки . " ()

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному.

Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации . Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. И ведь изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать , а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Наша задача – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать .

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Нам, взрослым, необходимо развить в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес, к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения . Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Необычные способы рисования так увлекают детей , что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.

Какие нетрадиционные способы рисования используются в нашем детском саду? Кляксография, рисование пальцами , солью, мыльными пузырями, разбрызгиванием и т. д.

Рисовать можно чем угодно и как угодно! Лежа на полу, под столом, на столе… На листочке дерева, на газете… Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни, в конце концов, вырисовывается узнаваемый объект – Я. Ничем не замутненная радость удовлетворения от того, что и “это сделал Я – все это моё!”.

Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием , перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.

А вообще рисовать можно везде и чем угодно : печатать разными предметами, создавать композиции свечой, зубной щеткой, руками, пальцами, помадой, ступнями… Дерзайте, фантазируйте! И к вам придет радость – радость творчества, удивления и единения с вашими детьми.

Основная наша цель с вами – научить растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности, свою индивидуальность.

Но… - может быть, скажет кто-нибудь из родителей , - все это в том случае пригодится моему ребенку, если он захочет стать художником.

Позвольте вам возразить, уважаемые мамы и папы. Рисование помогает малышу преодолевать психологические проблемы, выражать себя и свое видение мира.

Конечно же, не все станут художниками. Это дело таланта и осознанного выбора. Но можно и не быть художником, а любить и понимать прекрасное, постигая волшебный мир творчества.

Елена Меркулова

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

«НЕОБЫЧНЫМИ ВЕЩАМИ МЫ РИСУЕМ БЕЗ ТРУДА»

Подготовила воспитатель МБДОУ ДС "Голубые дорожки" г. Волгодонска Ростовской области- Меркулова Елена Анатольевна

Уважаемые коллеги!

Позвольте представить Вашему вниманию консультацию для родителей, которая была проведена мной на итоговом родительском собрании в форме мастер - класса. Мероприятие получилось очень интересным. Понравилось и родителям и детям. По рекомендации старшего воспитателя позднее провела подобную консультацию и для педагогов.

Цель: расширить знания родителей в вопросах об использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей.

Задачи:

1. Сформировать у родителей интерес к деятельности детей на занятиях по рисованию.

2. Донести до родителей важность использования методов нетрадиционных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей.

3. Познакомить родителей с некоторыми нетрадиционными техниками рисования и дать возможность проявить свое художественное творчество.

Материалы и оборудование:

В музыкальном зале оформлена выставка детских работ в различных нетрадиционных техниках. На столах находятся изобразительные материалы и инструменты:

1. Для тычка полусухой кистью: жёсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата, силуэты пушистого или колючего животного.

2. Для пальчиковой живописи, Знакомая форма – новый образ: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки, карандаши.

3. Для печатания: бумага, мисочки с гуашевыми красками; ватные палочки, фломастеры, клеенки, салфетки.

4. Для рисования свечой + акварель (фотокопия, восковыми мелками + акварель: свечи, восковые мелки, акварель, широкие кисти, баночки с водой, бумага для акварели, кусочки поролона или поролоновый валик.

5. Для монотопии: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

6. Для пластилинографии: картон любого цвета, пластилин, стеки, салфетки.

7. Для рисования манной крупой: крупа, клей-карандаш, картон темных тонов.

Педагог: Уважаемые родители, очень рада приветствовать вас на нашей встрече!

Не секрет, что многие родители хотели бы иметь универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, развитых, талантливых детей. Хотели бы видеть детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными в делах, разносторонне развитыми, словом, интересными личностями. А интересная личность - это знающий, уверенный в себе и своих способностях, постоянно развивающийся человек. В формировании такой личности немалую роль играет изобразительное искусство.

Во время рисования в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Рисование играет большую роль в деле формирования речи у ребенка.

Немного – немало прошло времени, как отыскали рецепт, который помогает совершенствовать творческие способности ребенка. Это - нетрадиционные изобразительные техники.

Такие техники необычны поскольку включают в учебный процесс не только изобразительные материалы, но и различные предметы быта: коктейльные трубочки, губки для мытья посуды, свечи, манную крупу, клей, вату и многое другое. Вы можете задать вполне закономерный вопрос: зачем это нужно? Разрешите, рассказать вам об этом в стихах:

Есть рисование обычное:

Традиционное во всем.

Материалы нам привычные.

Но речь сегодня не о нем.

О способах альтернативных

Хочу немного рассказать.

Свою большую эффективность

Они успели доказать.

Занятия нетрадиционные

Включают множество идей.

Порою провокационны,

Но интересны для детей.

В них необычно сочетаются

Материал и инструмент.

И все прекрасно получается,

И равнодушных точно нет!

Такие занятия интересны детям и дают отличные результаты. Их вы видите сейчас на выставке. Со всеми этими техниками я знакомлю детей как во время проведения занятий, так и в свободной деятельности.

А сейчас позвольте и вас познакомить с некоторыми нетрадиционными художественно – графическими техниками рисования.

ТЕХНИКИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ:

1. Тычок жёсткой полусухой кистью.

Возраст: любой.

Способ получения изображения: нужно опустить в гуашь кисть и ударять ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Если кисточкою тыкать,

То есть рисовать тычком,

То получится мурлыка

С мягким плюшевым хвостом.

2. Пальчиковая живопись.

* Рисование пальчиками.

Возраст: от двух лет.

Способ получения изображения: нужно опустить в гуашь пальчик и наносить точки, пятнышки или линии на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, а затем гуашь легко смывается.

Детям старшего возраста можно предложить использовать ватные палочки.

* Рисование ладошкой.

Возраст: от двух лет.

Способ получения изображения: нужно опустить в гуашь ладошку (всю кисть) или окрасить её с помощью кисточки (с пяти лет) и делать отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Тематика обучения должна соответственно возрасту увеличивается за счет обучения их рисованию несколькими пальцами рабочей руки, щепотью, ребром ладони, всей ладонью.

Интересен и безопасен рецепт пальчиковых красок.

Перемешать миксером 0,5 кг муки, 5 столовых ложек соли, 2 столовые ложки растительного масла и воду, до концентрации густой сметаны, затем полученную массу разлить в отдельные баночки, добавить пищевой краситель (свекольный или морковный сок, как вариант - пасхальные наборы, перемешать до однородной массы.

3. Знакомая форма – новый образ

Возраст: от пяти лет.

Способ получения изображения: Нужно обвести карандашом выбранный предмет. Затем превратить его во что – то другое путём дорисовывания и раскрашивания любыми подходящими материалами.

Для обведения можно использовать различные предметы: ножницы, ложки, стаканчики

т. д. Можно обводить также ладошки, ступни, кулачки, фигуру.

4. Печатание.

Возраст: от четырёх лет.

Способ получения изображения: для выполнения работы используют «печатки» из катушек от ниток, пробок, ватные палочки, колпачков от фломастеров, ватные палочки и т. д. Каждый рисунок, в зависимости оттого, чем печатать, получается разный.

Приготовив из отработанных фломастеров, специальные «тычки», вставив в них кусочки поролона, можно познакомить детей с приемом «пуантизма» (изображением из множества точек)

5. Техника «волшебного» рисунка (рисунок с резервом).

* Свеча + акварель (фотокопия)

Возраст: от четырёх лет

Способ получения изображения: рисовать свечой на бумаге. Затем закрасить лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок, нарисованный свечой остаётся белым.

* Восковые мелки + акварель

Возраст: от четырёх лет,

Способ получения изображения: рисовать цветными восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрасить лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок, нарисованный мелками остаётся незакрашенным.

Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла.

Важно: обращать внимание на силу нажима - чем сильнее нажим на мелок, тем чётче изображение.

6. Монотопия

* Предметная

Возраст: от пяти лет

Способ получения изображения: нужно сложить лист бумаги вдвое и на одной его половине рисовать половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также лист складывая лист после рисования нескольких украшений.

* Пейзажная

Возраст: от шести лет.

Способ получения изображения: лист складывается пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы сильнее отличался от отпечатка.

7. Пластилинография

Возраст: от четырёх лет

Способ получения изображения: Рисование пластилином на твёрдой поверхности

(Знакомя с каждой новой техникой рисования педагог даёт родителям возможность проявить свое художественное творчество на практике.)

Педагог:

На мольберт вы посмотрите,

Итог мастер-класса.

Педагог: Уважаемые родители!

Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, преодолеть свой страх, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.

Наш мастер - класс подошел к концу. Я вижу замечательные работы в необычных техниках. Вы можете показать их вашим детям, и я уверена – им понравится ваше творчество! Смею надеяться, что теперь в беседах с детьми о занятиях рисованием вы сможете проявить свою немалую осведомленность!

Разрешите мне откланяться:

Вам удачи пожелать,

Если вам у нас понравилось,

Приходите к нам опять!

Спасибо всем за внимание!

В ходе мастер - класса предлагала родителям попробовать на практике применить те или иные техники рисования. Родители и присутствовавшие на собрании дети с удовольствием проявили своё творчество. Получились замечательные рисунки, которые они взяли на память.













СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

ТВОРЧЕСКИХ ВАМ УСПЕХОВ!

Консультация для родителей на тему:

« Использование нетрадиционных техн ик рисования в развитии креативных способностей детей среднего дошкольного возраста»

Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах и т.д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность.

Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности.

Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов.

На занятиях по изо деятельности рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:

интеллектуальному развитию ребенка;

коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;

развивает уверенность в своих силах;

развивает пространственное мышление;

учит детей свободно выражать свой замысел;

развивает мелкую моторику рук.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Рассмотрим подробнее некоторые из этих техник:

Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги.

При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо животного.

В средней группе дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слоненок.

Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого меняются и коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка.

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты – печатки.

Вначале педагог должен помочь ребенку изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки – определенного животного, затем аккуратно вырезают форму по контуру.

В средней группе также часто используется техника тычка жесткой кистью . Предлагаемый метод рисования не требует от детей умелого изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Для раскрашивания, необходимы: густая гуашь и жесткая кисть. Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур, называя вслух его части: голова, ушки, глазки, хвостик и т.д. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка дети рисуют концом тонкой кисти.

Достаточно сложной техникой является набрызг . Вместо кисти можно использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки. Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок.

Интересной изобразительной техникой является кляксография . Для этого потребуется бумага, тушь или жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Таким образом можно получить оригинальное изображение животного, фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже.

Также существует техника « рисование нитками » (ниткография). Используются простые нитки, гуашь разных , бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток. Нужно сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого взять чистую нить. Так же можно нитку обмакнуть в краске, положить ее на одну половину листа (хаотично), затем второй половиной накрыть ее, т.е. свернуть лист пополам и осторожно вытащить оттуда нитку. Затем лист раскрываем и дорисовываем полученное изображение.

Многие вышеперечисленные техники можно использовать в одной – коллаже . В целом важно следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, ребенок решил нарисовать лето в деревне, и для этого он использует точечный рисунок (трава), а солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных нарисует поролоном, других животных он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.

Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание. Итак, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.

Олеся Моисеенко
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ»

Консультация для воспитателей на тему :

«Нетрадиционные техники рисования в ДОУ » .

Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире. Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Проведение ООД с использованием нетрадиционных техник :

Способствует снятию страхов;

Развивает уверенность в своих силах;

Развивает пространственное мышление;

Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

Знакомит с разнообразным материалом;

Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия ;

Развивает мелкую моторику;

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Виды нетрадиционного рисования .

Кляксография.

Научить детей делать кляксы (черные и белые) . Затем 3-х летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. Затем следующий этап – обведение или дорисовка клякс . В результате может получиться целый сюжет.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности : фактурность окраски, цвет. Материалы : жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения : ребенок опускает кисть в гуашь и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Т. о. заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками .

Средства выразительности : пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы : мисочка с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения : ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

Рисование ладошкой .

Средства выразительности : пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы : широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения : ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее кистью (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют левой и правой руками, окрашенными разными цветами.

Рисование с секретом в три пары рук.

Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяется кто первый, второй, третий. Первый ребенок рисует, затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставить чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения. Второй ребенок не видя ничего, продолжает. Третий ребенок заканчивает. Затем открывают лист.

Скатывание бумаги.

Средства выразительности : фактура, объем. Материалы : салфетки либо цветная двухсторонняя бумага и цветной картон для основы, клей ПВА налитый в блюдце. Способ получения изображения : ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Затем комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск смятой бумагой.

Средства : пятно, фактура, цвет. Материалы : блюдце, в котором штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета, смятая бумага. Способ : ребенок прижимает смятую бумагу к подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки и акварель.

Средства : Цвет, линия, пятно, фактура. Материалы : восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ : ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Точечный рисунок.

Фломастер или карандаш поставить перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Лучше всего получается красками.

Средства : точка, фактура. Материалы : бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона (5*5 см) . Способ : ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Поролоновые рисунки.

Из поролона делают разные геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке. Затем его обмакивают в краску и методом штампов рисуют геометрические фигурки разного цвета.

Метод никтографии.

Из картона делают экран 25*25 см. На него наклеивают бархатный картон или фланель. Брут набор разных шерстяных ниток. Нитки, имеющие шерсть притягиваются сами. Прикрепить легким движением указательного пальца.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Публикации по теме:

«Нетрадиционные техники рисования в ДОУ» «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ» Елена Зудина Нетрадиционные техники рисования – это способы создания чего–то оригинального, нового.

Цель: Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста» Детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью.

Консультация для родителей первой младшей группы «Изодеятельность в детском саду. Нетрадиционные техники рисования» Цель: раскрыть роль изобразительной деятельности в жизни детей дошкольного возраста; познакомить с нетрадиционными техниками рисования в.

Цель: познакомить с видами нетрадиционного рисования в младшем дошкольном возрасте: дать характеристику и описать способы получения изображения,.

Хамдохова Арина
Консультация «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

Нетрадиционные техники рисования

в развитии детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности : рисование , лепка, аппликация и конструирование . В них малыш может выразить свое отношение к окружающему миру, развить творческие способности, а также устную речь и логическое мышление.

Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. Дети очень любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада , окружающий мир привлекает их. В продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развиваются их способности.

В наше время первостепенное значение приобретает всестороннее воспитание нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Мы успешно использовали методику ознакомления детей с изобразительной деятельностью Т. С. Комаровой, но при проведении занятий всегда поражало однообразие техник , предлагаемых для изображения образа, так дети с удовольствием рисуют пальцами, пластелином и т. д.

Изучив работы различных авторов, таких как Г. Б. Кибишевой программу «Вдохновение» , И. А. Лыковой - «Методическом пособии для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т. Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» Р. Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду » мы нашли очень много интересных идей и поставили перед собой следующие задачи :

Сформировать у детей технические навыки рисования .

Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования .

Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования .

В художественно-эстетическом развитии детей важным является – способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью и самостоятельностью.

Правильные технические навыки и умения у детей формируются постепенно, от занятия к занятию. В результате продуманного процесса обучения рисованию дети овладевают правильными способами не в ходе сухих упражнений, а решая интересные для себя разнообразные изобразительные задачи.

Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Именно эта цель определяет выбор того или иного материала для занятий рисованием . Продумывая занятие, я подбираю тот материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит детям эстетическое удовольствие. Но это будет возможно лишь в том случае, если они хорошо усвоят изобразительные и выразительные возможности каждого материала.

Для рисования в детском саду можно представить различные материалы : простые и цветные карандаши; акварельные и гуашевые краски; восковые мелки; фломастеры; акварельные мелки; пастель; уголь; сангину; пластилин и тушь. В практике обучения детей изобразительной деятельности мы широко используем разнообразные материалы, и убедились : детям нравится новизна. Они с большим интересом рисуют даже простым графитным карандашом, используя различный нажим для передачи оттеков предмета.

Постепенно, по мере того как дети овладевают навыками работы с различными материалами, стараемся подвести их к осознанному выбору материала для создания своего образа. Здесь очень важным моментом является то, что ребенок проявляет самостоятельность, получает возможность рисовать таким материалом , который ему больше понравился. Когда в конце занятия ребенок увидит свой рисунок среди других работ, он заметит разнообразие технического решения изображений . Тогда на следующем занятии его выбор может быть другим. Ребенок должен ощутить возможность выбора. Это способствует развитию его творчества. Очень важно, чтобы овладение техническими навыками и умениями позволяло детям изображать мир во всем его многообразии.

В работе на протяжении нескольких лет широко использую различные виды нетрадиционных техник рисования .

«Пальчики-палитра» рисование пальчиком .

Под рукой нет кисточки? Не беда! Один палец обмакнем в красную краску, другой – в синюю, третий – в желтую… Чем не палитра.

Это не сложная, но очень интересная техника , которая очень понравится детям всех возрастов. Они рисуют с большим удовольствием.

^ Обучение пальчиковому рисованию идет в несколько этапов.

Вначале дети рисуют одним пальчиком, затем несколькими. На этом этапе происходит знакомство с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве. Мы украшаем бабочек, рыбок и полянку такими элементами, как точки, мазки, спирали.

На втором этапе дети учатся смешивать краски. Каждый пальчик обмакивают в разные краски и накладывают цвета на цвет. В результате смешивания цветов дети добиваются нужного оттенка. Например, с детьми средней группы мы рисовали «пушистого мишку» .

К подготовительной группе дети уже свободно владеют «пальчиковой техникой » и сами придумывают темы для рисования , используя в сюжете, такие приемы как тычок, мазок, смешивание красок. «Пальчиковым методом» дети рисовали сюжеты к сказке Аксакова «Аленький цветочек» . Работы получились очень удачными.

^ Следующая техника – рисование ладошкой .

Этот метод очень хорошо развивает творчество детей младшего дошкольного возраста. Они не только видят краску, но и чувствуют ее.

Следующей нетрадиционной формой обучения , которую использую в работе, является рисование штрихом .

С помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала передать не только легкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту, агрессивность и, самое главное, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему. Также рисование штрихом очень хорошо подготавливает руку к письму. Со средней группы дети рисуют на темы : «Цыпленок» и «Петушок с семьей» . Это не сложный и довольно выразительный метод рисования , в частности животных, позволяющий передать их характерные особенности с помощью различных видов штриховки.

Из анализа детских работ можно сделать вывод, что не все дети умеют контролировать амплитуду колебаний своей руки. Штрихи получаются разной величины, порой со слабым нажимом на карандаш. Поэтому мы рекомендуем воспитателям с детьми в свободное время чаще тренировать руку, чтобы закрепить навыки штриховки.

Также очень интересен прием – рисование по сырой бумаге . В данная техника используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Рисовать акварелью сложнее , чем гуашью, но очень интересно. Рисовать ею можно только по белой бумаге, разводя краски водой. Чем больше воды, тем прозрачнее цвет красок. Работы получаются очень нежными и изящными. Особенно детям нравится рисовать в этой технике «Море» , как в спокойную и тихую погоду, так и в бурю.

^ Рисование восковыми мелками , свечой и акварелью.

Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. В этой технике мы рисовали на тему «Вологодские кружева» .

Также мы используем и такую новую технику рисования , как граттаж.

Интересно в этой технике прошли занятия на темы : «Зимний лес» , «Прогулка в парке» , «Ночные сказки» .

^ Мазковая живопись.

Рисовать мазками детям очень нравится. Работы получаются насыщенные, интересные. Не у всех детей получается правильный мазок. У кого-то он очень длинный, у кого-то просто похож на примакивание. Поэтому рекомендуется больше рисовать в свободное время на такие темы : «Травка» , «Елочка» и т. п.

Очень интересны и такие приемы рисования , как – монотипия и диотипия (техника печатки ) .

Этот метод помогает развить фантазию, воображение, чувство цвета и формы. С детьми мы рисовали «Город в дождливую погоду» , «Деревья отражаются в реке» . Дети рисовали с удовольствием , им было интересно, как из одной половинки рисунка получается целый рисунок, и даже картина.

Понравилась детям и такая техника , как батик – роспись по ткани, стилизацией – подчинение определенным правилам. Это очень трудная, но интересная работа, которая способствует развитию творчества у детей. Мы с детьми рисовали «Вербу в вазе» . Дети удачно проявили себя, каждая их работа была неповторима. Они показали безграничность детского творчества .

Еще один нетрадиционный прием – набрызг . Это очень не простая техника . Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски. Для ее осуществления мы используем зубную щетку и стеку. Рисунки на темы : «Снегопад» , «Листопад» . Это сложная техника , у детей она получается не сразу, но, несмотря на это, работа приносит удовлетворение.

^ Рисование пластилином . Данная техника требует усидчивости , терпения и желания довести дело до конца. С детьми старшей группы мы рисовали «Лебединое озеро» , «Попугайчика» , а с детьми подготовительной группы провели творческое занятие на тему «Сказки А. С. Пушкина» .

Также в своей работе мы используем и другие нетрадиционные методики рисования :

- рисование мелом ;

- рисование углем и сангиной ;

- рисование с использованием природного материала;

Африканская роспись;

- рисование тычком (жесткой кистью) ;

- рисование манкой ;

- рисование при помощи ниток .

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах .

Опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Литература

Грек В. А. Рисую штрихом. – Мн.: Скарына, 1992.

Зеленина Е. Л. Играем, ползаем, рисуем : Кн. Для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность : Обучение детей техническим навыкам и умениям . //Дошкольное воспитание, 1991, №2.

Комарова Т. С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991, №9.

Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей : Лаб. практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.) ». – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду : планирование, конспекты занятий , методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА» , 2007.

Мосин И. Г. Рисование : Учеб. пособие для педагогов, воспитателей и родителей. – Екатеринбург : У-Фактория, 1996.

Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.) » /В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Р. Г. Казакова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.

Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра : Изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль : Академия развития, 1997.

Художественное творчество в детском саду : Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1974.




Top