Консультация для педагогов. Пластилиновая живопись

Доступный материал,немного терпения и вот готов новый шедевр! Оригинальная картина из пластеина украсит интерьер и станет замечательным подарком.

Обычный пластилин, с детства знакомый каждому, можно использовать не только для простых поделок, но и для оригинального декора. Объемные картины из пластилина своими руками создавать не сложнее, чем лепить зайчиков и цветочки. Этот мастер-класс рассчитан на начинающих, поэтому смело беритесь за работу, даже если впервые слышите о новой технике. В основе панно лежит пластика, но ее вполне можно заметить плоим блюдом, куском пластика или ламинированным картоном.

Что нужно для лепки панно из пластилина

Для того чтобы сделать оригинальную картину из пластилина по предложенному мастер-классу, приготовьте:

  • обычную пластинку;
  • детский пластилин;
  • ручку (желательно не пишущую);
  • стек (в коробке с пластилином);
  • дощечку для пластилина.

Техника работы и пошаговая инструкция

Теперь переходите к пошаговой технике – картина из пластилина обязательно получится, если вы будете внимательно следовать инструкции.

Размягчите в руках черный пластилин, примерно половину кусочка. Доведите его до очень мягкого состояния. Отрывая от размягченного пластилина небольшие кусочки, кладите их на пластинку и растягивайте первым пальцем. Наносите его равномерно, не толстым слоем, получая фон будущего панно.


Когда фон будет готов, придумайте рисунок или возьмите за основу любую картинку. С помощью стека нанесите эскиз на пластилиновый фон. Сначала наметьте контуры цветков и листков, а потом прорисуйте все лепестки.


Чтобы картина не вышла однотонной, поэкспериментируйте с цветами пластилина. Соединяя их друг с другом, вы получите любые нужные оттенки. Таким способом смешайте синий с белым и приготовьте разные оттенки синего цвета: светло-голубой и голубой.


Работа всегда начинается с основных элементов – крупных цветков. Основной элемент этой техники – мазок. Он делается мизинцем правой руки.
Скатайте небольшие шарики светло-голубого и голубого цвета. Соедините их вместе в один шарик и положите на основу картины – начало лепестка. Чуть придавите мизинцем и потяните на себя. Тяните не до конца лепестка (как на рисунке). Не дотягивая до конца, палец оторвите от основы, поднимая вверх. Верх лепестка должен получиться толще, а низ, благодаря тому, что вы подняли палец в конце, тоньше.


Такие же мазки, повторяя четко по картинке, проложите в верхней части цветка. Затем продолжайте нижнюю часть цветка. Если лепестки не ровные, а чуть с изгибом, также пальцем, создавая мазки, чуть закругляйте их влево или вправо, как того требует рисунок. Исполнив комплекс мазков верхней средней и нижней части, у вас останется только пустая серединка.


Для серединки приготовьте два цвета пластилина – синий и светло-голубой. Отрывайте маленькие кусочки, скручивайте между первым и вторым пальцем и выкладывайте эти шарики на основу плотно друг к другу, чуть придавливая пальцем. При этом шарики должны быть разного размера.

Сначала выложите центр серединки – светло-голубыми шариками, остальное пространство заложите синими шариками. На стыке нижних и средних лепестков, также, только шариками большего размера, проложите закругленную дорожку. Следуя рисунку, создайте два таких цветка.


Немного овладев техникой мазков, между крупными цветами (вверх картины и вниз) создайте два полу цветка с серединками.


Смешайте немного фиолетового цвета с белым и размягчите, получится светло-фиолетовый оттенок, он нужен для маленьких цветов из точек. Картина будет располагаться так – крупные цветки устремятся вверх, а фиолетовые цветочки окажутся под крупными и по бокам от нижнего полуцветка.

Скатайте 9 небольших шариков, расположите их по кругу (соответственно рисунку). Возьмите стек, приложите его на середину шарика, придавите и потяните. Должен появиться мазок. Сделайте таких же ещё 8 мазков. Сиреневый цветочек из точек готов, осталась только серединка. Сделайте таких 2 цветка.


Для серединки раскатайте из пластилина тонкие колбаски белого и голубого цветов. Эта колбаска называется буртик. Скрутите плотненько белый буртик, затем продолжите голубым. Это и есть серединка фиолетового цветка. Осторожно стеком поднимите круг и положите на место серединки в цветке. Слегка придавите.


Прямо над фиолетовыми цветочками должны быть тройные листочки. Контуры их прорисованы. Пользуйтесь такими же мазками, но когда приготовите шарик для мазка, с одного края придавите его, сделайте острым. Кладите и размазывайте, как обычный мазок. Формируйте листок. Создавайте такой трилистник. Серединку украсьте отделочными точечками разных размеров (снизу потолще, вверх – тоньше). Эти листки синего цвета.


Низ картины из пластилина в основном готов. Переходите наверх. По бокам верхнего полуцветка надо создать по два небольших цветочка георгин. Оттенок пластилина делайте светлее, например, голубой со светло-голубым. Чтобы сделать разноцветными лепестки, шарики, которые приготовлены для мазков, перемешайте или сделайте основной цвет, а сбоку добавьте светлее.
При растяжке мазка получится основной цвет с легким оттенком того, который вы добавили сбоку. По рисунку выложите два ровных центральных мазка, по разным сторонам ещё по мазку с немного закругленной формой. И крайние – полностью закруглите. Добавьте нижние лепестки.


Следующий шаг – небольшие цветки из точек бело-голубого цвета. Они располагаются между георгинами. Смешайте голубой с белым цветом, оторвите кусочки, сделайте шарики и далее по технике изготовления фиолетового цветка.


Вот такой мини-шедевр у вас получится на этом этапе создания картины из пластилина своими руками.


От бело-голубых цветочков из точек вверх надо создать бело-голубой полу цветок из пяти мазков. После этого возьмите шарик белого цвета, чуть придавите на основу, образовывая серединку. По краям серединки сделайте ручкой дырочки.


Последний из цветов. Над центральным полу цветком, пользуясь сочетанием белого и немного светло-голубого цвета пластилина, создайте мазками такой цветок. На стыке мазков положите небольшой кусочек буртика и сделайте на нем проколы ручкой.


Оставшиеся листки – сочетание светло фиолетового и светло голубого цветов. Они находятся по бокам от центрального полуцветка, как раз над одной из георгин. Сделайте по технике предыдущих остроносых листочков, только они намного меньше размером. По центру листка проложите буртик и выдавите в нем дырочки ручкой.


Георгины украсьте точками, зафиксируйте их ручкой, образовывающей дырочку в точке. Это и будет их серединка.


Основные детали готовы. Остались только элементы украшения. Раскатайте буртик, выложите им завиток между синим трилистником, который находится внизу картины. То же проделайте и вверху картины – у верхнего центрального цветка и боковых листков.


Объемная картина из пластилина готова. Ели останется много пространства – закройте его точками разного размера. Следите, чтобы цветовая гамма и композиция не нарушалась.

Картина должна получиться купонной. Внизу картины преобладают синие тона, плавно переходящие в светлые и практически белые тона вверху.

Мастер-класс картины из пластилина подготовила Татьяна Булат специально для интернет-журнала «Женские увлечения».

Муниципальное образовательное учреждение

Детский (подростковый) центр «Агнес»

Детский подростковый клуб «Импульс»

Мастер-класс

«Пластилиновая живопись»

(2-ой год обучения)

Разработал: Соколова Надежда Ивановна

Педагог дополнительного образования

Клуб «Импульс»

Нижний Новгород

Тема: Пластилиновая живопись

Пояснительная записка

Рисование пластилином — все чаще встречающийся новый вид живописи и этот способ изображения способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Каждое новое творческое начинание для человека — это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи “рука — мозг”.

Факторы для развития художника — это постоянная практика, совершенствование мастерства, смелый эксперимент, поиск и творческий подход в процессе деятельности. Совокупность этих качеств, при изготовлении пластилиновых рельефных работ, может способствовать созданию новых, неповторимых произведений искусства.

Чем же интересна эта техника? Во-первых, своей новизной. С другой стороны, такой материал позволяет находить новые решения в изображении. Материал доступный, пластичный, клейкий, мягкий, держит форму. И самое главное: этот материал позволяет переносить часть себя на полотно своих работ, передавать часть своего тепла.

Ее основа - сочетание твердых поверхностей и пластилина, создание изображения нанесением пластилина на поверхность по особой технике, использование нехарактерных для живописи вспомогательных материалов.

Работа в технике пластилиновой живописи очень интересна. Она развивает моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, абстрактное мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами.

Цель: научить приемам работы в технике пластилиновая живопись.

Задачи:

  • Дать понятие «пластилиновая живопись»;
  • Научить приёмам работы с пластилином;
  • Научить передавать форму, цвет, объём с помощью пластилина;
  • Развить навыки и умения работать с пластилином и стеками;
  • Развить пространственное мышление и творческие способности;
  • Воспитать у детей художественный вкус;
  • Воспитать познавательную активность, интерес и инициативу;

Оборудование для педагога д/о: карандаш простой, ластик, пластилин, шприц, стеки, карточки с примерами техник, примеры работ в данной технике;

Оборудование для учащихся: карандаш простой, ластик, альбомы, картон, пластилин, шприц, стеки, дощечка для работы с пластилином;

Литература:

1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.: Академия, 1999.

2. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей- Скрипторий,2003

3. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие - Сфера,2010

4.Лыкова И.А.Я леплю из пластилина - Мир книги «Карапуз»

5. Интернет источники: http://novorozhdennyj.ru/igra_dla_detey/plastilinovaya-zhivopis-iz-shprica / novorozhdennyj.ru; http://stranamasterov.ru/node/507129

Тип занятия: мастер-класс

Ход занятия

Немного истории

Метод рисования пластилином появился относительно недавно, но сразу обрел свою популярность не только среди детей, но и взрослых. Считается, что такой вид рисования был придуман англичанином Джеймсом Мэем, благодаря какому была создана популярная в Великобритании цветочная выставка из пластилина. Чуть позже методикой рисования пластилином воспользовалась художница из Канады - Барбара Рейд, проиллюстрировав детскую повесть.

Техника создание картин из пластилина определяется понятием "пластилинография" появилось не так давно, оно имеет два смысловых корня: "графия" - создавать, изображать, а первая половина слова "пластилин" подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности.

Виды пластилина:

Выпускаются следующие виды пластилина; парафиновый, восковой, флуоресцентный. При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость.

Техники и приемы рисования пластилином

1 способ: передача фактуры

Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато.

Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Сама фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей. Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать пальцы в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа ни в коем случае не размокла. Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий.

Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Это специальные вспомогательные инструменты.

Передача фактуры

2 способ: работа на стекле, выполненная с помощью контура или шаблона.

Подготовим стекло протрем его салфеткой - обезжириваем, чтобы не было следов от пальцев. Иначе в этих местах будет плохо ложиться тушь. Подложив эскиз под стекло аккуратно как можно точнее переведем рисунок с помощью туши или при помощи маркера. Надо учитывать, что он при этом получится в зеркальном отражении. Туши надо немного подсохнуть. Во время этой паузы можно заняться подготовкой материала: подобрать цвет пластилина и намешать его оттенки для рисунка. Раскладываем получившиеся кусочки и анализируем на сколько удачно они сочетаются между собой и оттеняют друг друга. Процесс заполнения поверхности очень кропотливый и если одним большим куском заполнить сразу большую часть рисунка, работа теряет свой необычный облик, красоту. Поэтому, желательно накладывать пластилин очень маленькими с горошинку кусочками, при этом каждая последующая с чуть измененным оттенком. Затем постепенно разминать их пальцем по поверхности. Учитывайте, что при растирании пластилина получаются порой необыкновенные разводы, которые только еще больше придают красоту и порой подчеркивают форму. Следите за контуром рисунка и не выходите за его пределы. Бывает и так, что был нанесен неудачно подобранный цвет, его легко убрать стеком и нанести новый. Практика выполнения таких работ показала, что лучше начинать заполнять поверхность стекла с основных элементов, а затем - фон.

Вместо эскиза можно использовать шаблон - открытку или цветную картинку. Подкладываем ее под стекло и аналогично выполняем работу. Цвета и контуры уже есть на рисунке.

Шаблон и начало работы на стекле

Готовая работа

3 способ: граттаж.

На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике граттаж.

4 способ: работа, выполненная с помощью «горошин»

Берется картон, наносится контур рисунка. Смешиваются нужные цвета пластилина. Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок.

«Горошины»

5 способ: пластилиновая живопись «из шприца».

Понадобятся: - пластилин - альбомные листы - медицинский шприц (без иглы) - емкость с горячей водой. Теперь нам нужно сделать жгутики. Для этого разбираем шприц (вытаскиваем поршень из цилиндра). Из кусочка пластилина делаем "колбаску" и помещаем ее в цилиндр шприца, вставляем поршень на место и немного придавливаем пластилин. То же самое проделываем с пластилином другого цвета. Теперь шприцы с пластилином кладем (горизонтально) в емкость с горячей водой на 2-3 минуты (чтобы пластилин стал мягким). Затем берем шприцы из воды, надавливаем на поршень и выдавливаем жгутики. Раскладываем жгутики на картон в соответствии с рисунком.

Живопись «из шприца»

6 способ: работа на картоне, выполненная при помощи «мазков».

На картон наносим рисунок. Мазки начинаем накладывать с задних планов. Скатываем жгутики потолще, размазываем пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка. Мазки накладываем как в масляной живописи. Используем смешенный пластилин для большей цветовой гаммы.

7 способ: рельеф.

Наносим рисунок на картон. Вылепляем фон из пластилина, используем технику «мазки». Лепим нужные нам детали и выкладываем нашу композиция. В данном случае - это цветы.

Этапы выполнения работы «Домашнее чудо», с использованием разных техник.
1 этап.

Рисуем эскиз.

2 этап.

Выполняем фон. Фон лепим в технике «мазки». Стараемся передать светотени. У нас на картине свет падает слева. Смешиваем нужные цвета пластилина. Мы брали белый+синий в разных пропорциях. Получился светло голубой, голубой и темно голубой. Выполняем вертикальную плоскость. Мазки наносим вертикально. На горизонтальную плоскость мазки наносим горизонтально, цвета берем на тон светлее (добавляя больше белого).

Пластилинография для начальной школы Зимний пейзаж по мотивам произведений Ю.Ю. Клевера

Мастер-класс Зимний пейзаж из пластилина для младших школьников поэтапно

Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская области.
Описание: работу можно выполнить с детьми от 6 лет. Материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, учителям, воспитателям дошкольных учреждений, учителям.
Назначение: работа послужит прекрасным оформлением интерьера и детских творческих выставок.
Цель: создание зимнего пейзажа в технике пластилиновая живопись.
Задачи:
-познакомить с творчеством русского пейзажиста Юлия Юльевича Клевера;
-учить детей создавать живописные панно из пластилина в технике пластилиновая живопись;
-развивать художественное восприятие зимнего пейзажа, умение видеть его настроение в зависимости от содержания, используемых цветов и оттенков в работе художника;
-совершенствовать навыки работы с пластилином;
-воспитывать у детей чувство прекрасного, уважения к природе через произведения художников.
Живопись пластилином – это искусство на стыке двух классических изобразительных жанров: «плоской» живописи и объёмного изображения, то есть скульптуры. Пластилин-благодатнейший материал для художника. Если знать и использовать секреты пластилина, можно создавать не просто поделки, а настоящие картины из пластилина-от тонких полотен, почти не отличимых от живописи, до выпуклых барельефов.

Здравствуйте, уважаемые гости. Нет в России человека, да и за её границами, который бы не знал произведений Шишкина, Репина, Левитана. Клевер - менее известен. А ведь иметь его картины в дореволюционной России считалась хорошим тоном, репродукции его пейзажей множились, он был любимцем царской семьи и всей России. Юлий Юльевич Клевер (1850-1924) - российский художник. Получил признание как пейзажист салонно-академического толка. Академик Императорской Академии Художеств (1878). Классный художник первой степени (1876). Профессор (1881).


После революции мастер был незаслуженно забыт его творчество не особо было востребовано. Его картины - аполитичны, его упрекали вообще в некоторой шаблонности, стандартности.. Но - это ведь пейзажи. Что хотим? Но есть в них что-то, что мне вот лично греет душу и вызывает восхищение. Можно написать пейзаж с натуры, но не затронуть абсолютно ничем. Юлий Юльевич Клевер выработал свой особый и неповторимый стиль письма. Оригинальность стиля Клевера состоит в использовании неожиданных эффектов освещения.
Автор потратил большое количество времени и сил, изучая гамму закатов и вечернее освещение предметов и неба. По словам автора, такие картины он мог писать при любых обстоятельствах и в какой угодно обстановке.
Работы мастера высоко оценивались его современниками - созерцание приглушенной красоты Прибалтики дарит умиление и тихую радость. Его работы покупали многочисленные журналы и газеты, выпускались тиражи открыток для коллекционеров.
К 1880 году популярность авторского почерка среди любителей живописи достигла такой величины, что, не справляясь с заказами, он начал привлекать к работе своих учеников, открывая многочисленные «клеверные мастерские».
"Зимний пейзаж." Клевер Ю.Ю


Известный русский художник, академик живописи Ю.Ю. Клевер родился 19 (31) января 1850 года в Дерпте (ныне город Тарту в Эстонии). Его родители не имели к искусству никакого отношения, его отец, немец по происхождению, носивший фамилию фон Клевер, был магистром химии.Тем не менее, маленький Юлий с детства стал проявлять наклонности к рисованию, а его родителям скоро стало совершенно ясно, что у мальчика большой художественный талант. К увлечению сына рисованием они отнеслись серьезно, и на семейном совете решили отдать Юлия учиться к опытному художнику. Им оказался профессиональный педагог и живописец Карл Кюгельхен, немец по национальности.
В течение целого года, окончив ежедневные занятия в гимназии, юноша шел на урок своего учителя рисования. В 1867 году молодой художник заканчивает свою первую картину – копию полотна знаменитого в то время немецкого художника-пейзажиста Освальда Ахенбаха. Учитель Карл Кюгельхен остался доволен этой работой своего ученика. Когда же курс гимназии был окончен, перед юношей стал вопрос, где и как продолжать свое обучение. Юлий заявил родителям, что видит себя в будущем только живописцем. После чего он продолжил учиться в Петербургской Академии художеств сначала в архитектурном классе, по настоянию родителей, а затем в пейзажном у С.М. Воробьева и М.К. Клодта.
"Последние солнечные лучи."Клевер Ю.Ю


Профессор С.М. Воробьев был человеком по натуре холодным, предмет свой преподавал скучно, а М.К. Клодт осуждал желание юноши знакомиться с зарубежной пейзажной живописью. Ю.Ю. Клеверу хотелось писать другие картины, но его учителя так и не оценили смелые замыслы молодого художника. Вот тогда и пришло глубокое разочарование Юлия в академических занятиях: они стали ему скучны, а теоретические курсы казались ненужными. И хотя энергичный, талантливый Клевер получил за этюды с натуры малую и большую серебряные медали, он снова принял решение, которое повергло родных в уныние. "Я выхожу из числа учеников академии, - писал Юлий в Дерпт. – Поставил цель – развить свое дарование без помощи наставников, единственно работая с натуры". Клевер стал искать пути в мир живописи в одиночку. Он поставил перед собой цель не окончить Академию, а достойно представить собственные картины в Императорском обществе поощрения художеств. Ю.Ю. Клевер знал, что художники, поддержанные этим обществом, получали возможность свободно творить и в конце концов становились знаменитыми.
Случилось то, чего боялись родители Юлия, от чего предостерегал его отец: в 1870 году Клевера исключили из Академии. Но молодого человека это обстоятельство мало беспокоило. Он знал, что станет живописцем без рутины казенного образования. Уже в 1871 году его картину "Заброшенное кладбище зимой" одобрили знатоки, и граф Павел Сергеевич Строганов, влиятельный член Общества поощрения художеств, пожелал ее приобрести.
"Заброшенное кладбище зимой."Клевер Ю.Ю


Художник довольно рано получил признание зрителей. В 1872 году Клевер выставил несколько картин, среди них "Перед грозою", "Закат", "Зимний вид в окрестностях Царского Села".
"Перед грозою."Клевер Ю.Ю


И снова добился успеха – картину "Закат" приобрела великая княгиня Мария Николаевна (1819-1876), президент Академии художеств.
"Закат."Клевер Ю.Ю


В 1874 году 24-летний Ю.Ю. Клевер удивил весь художественный Петербург совершенно неожиданным образом: он организовал персональную выставку, которая прошла на стендах Петербургского Общества поощрения художеств. Это было необычным делом, на которое решались лишь немногие известные живописцы, такие как И.К. Айвазовский и В.В. Верещагин. Выставка Ю.Ю. Клевера прошла чрезвычайно успешно. После нее успех следовал за успехом. В 1875 году художник получил премию Общества поощрения художеств за картину "Запущенный парк". В 1876-м премию получила его картина "Первый снег на вспаханном поле".
"Запущенный парк."Клевер Ю.Ю


И уже в том же 1876 году Клевер на своей второй персональной выставке показал сорок работ – десять картин и тридцать этюдов. Все были восхищены работоспособностью, упорством и талантом живописца Клевера. О нем говорили в салонах, частных картинных галереях. Картину «Березовый лес» приобрел Александр II. Это было очередной ступенью вверх для художника – покупка картины царем мгновенно решила его судьбу. Ю.Ю. Клеверу, даже не окончившему академического курса, тотчас же присвоили звание классного художника первой степени. Это звание Академия давала своим наиболее примерным воспитанникам.
"Берёзовая роща."Клевер Ю.Ю


В 1878 году Юлий Клевер стал академиком. Впоследствии художник не раз копировал свое произведение «Старый парк в Мариенбурге», за которое он был удостоин этого звания. Позже эту картину отправили на Международную выставку в Париж. Картина эта настолько полюбилась зрителям, что Клевер считал ее особой, счастливой, и под названием "Парк в Мариенбурге" повторял несколько раз.
"Старый парк."Клевер Ю.Ю


В поисках новых сюжетов Ю.Ю. Клевер в 1879 году со своим приятелем В.В. Самойловым уехал на остров Нарген (в Финском заливе), виды которого были неведомы русской художественной публике. На Наргене они прожили целое лето. Самойлов рисовал в свой альбом, а Клевер один за другим делал этюды. Художник буквально купался в лучах собственной славы, практически все его картины приносили ему славу и успех.
По мнению искусствоведов, 30-летний возраст стал рубежом для художника. Вершиной взлета и началом падения оказался 1880 год, когда Юлий Юльевич за картину «Лесная глушь» получил звание и кафедру профессора Академии художеств. Академия предоставила ему в своем здании квартиру и мастерскую – ту самую квартиру и мастерскую, которую ранее в течение 60 лет занимали знаменитые педагоги живописи – М.Н. и С.М. Воробьевы. К тому времени художник уже был не один, в свою квартиру Юлий Клевер переехал вместе с молодой женой.
«Лесная чаща.»Клевер Ю.Ю


В Петербурге художника ждали и профессионалы, и любители, и знатоки. Новые работы Юлия Юльевича произвели ошеломляющее впечатление: его картины ходили смотреть, их обсуждали, покупали. На острове Нарген художник написал несколько знаковых для его творчества работ. Произведение «Лес на острове Нарген» («Девственный лес») приобрел для галереи Павел Михайлович Третьяков. Около картины "Дом эстонского рыбака" постоянно толпились зрители: она выделялась среди других экспонатов в Обществе выставок художественных произведений.
«Деревня на острове Нарген.»Клевер Ю.Ю


Картину «Остров Нарген» купил великий князь Александр Александрович. Она пришлась ему по душе, потому что великий князь был связан с Балтикой как моряк. Картину «Лес зимой» приобрёл для своей коллекции император Александр III.
«Зима.Сосновый бор.»Клевер Ю.Ю


После возвращения в Петербург Юлий Клевер устроил выставку в Москве, совершил творческие поездки в Прибалтику, Финляндию, Белоруссию, Смоленскую губернию. Однако, несмотря на смену мировоззрения, Клевер остался верен себе. Художник сохранил свой «фирменный клеверовский» почерк, ради которого его произведения покупали, коллекционировали, публиковали на страницах газет и журналов, на художественных открытках. И, конечно, ради которого его произведения подделывали.
В последние годы Клевер жил в Ленинграде, преподавал в художественном училище, до самой смерти продолжал писать. Его дети - дочь Мария, сыновья Юлий и Оскар – унаследовали талант отца, однако им не удалось превзойти отцовское мастерство.
"Зимний пейзаж с избами у реки."Клевер Ю.Ю


Признание публики, награды и титулы сделали Клевера состоятельным человеком. Художник ни в чем себя не ограничивал, а если деньги заканчивались, то пополнял кошелек продажей своих произведений. Когда в этот период творчества Клевер брался за кисть, то, как говорили его современники и друзья, писал быстро и хлестко. В таком темпе Клевер мог писать по картине в день. При этом, деньгам он счета не знал: известен случай, когда художник зафрахтовал пароход, чтобы вместе с артистами Александринского театра встретить рассвет в открытом море. Эта идея разорила художника, что, впрочем, не отразилось на его отношении к жизни.


Юлий Клевер - один из немногих художников, творчество которого на протяжении долгого времени остается одинаково востребованным. Этот факт, несмотря на критику самого художника, свидетельствует о правильности выбранного им когда-то творческого пути.
"Зимний пейзаж с лесной речкой."Клевер Ю.Ю


В последние годы у Клевера редки были картины, целиком написанные им: обычно работала группа менее талантливых художников (Розен, Оболенский и др.). Они подготавливали картину, Клевер же поправлял и подписывал... Подлинный Клевер - большая редкость». По мнению искусствоведов, это свидетельство объясняет обилие «клеверков» не только в антикварных магазинах и галереях, но и во многих частных собраниях и в провинциальных музеях.
"В парке Гатчинского дворца."Клевер Ю.Ю


Живопись Ю.Ю. Клевера была очень популярна как при его жизни, так и впоследствии. Он всегда считался мастером, востребованным художественным рынком и публикой. Он оставил большое художественное наследие, а его произведения находятся в самых крупных галереях и музеях России – в Третьяковской галерее их пять (две приобретено лично Павлом Третьяковым), в Русском музее – девять. Тем не менее, само имя художника Юлия Юльевича Клевера в СССР старались не вспоминать в течение нескольких десятилетий. Так как до революции Клевер считался салонным художником, любимым живописцем императорской семьи, он сам и его творчество были признаны ненужными и вредными для "строителей коммунистического общества". И все же, Ю.Ю. Клевер не был окончательно забыт: его картины и сейчас пользуются огромной популярностью среди коллекционеров, волнуют миллионы поклонников живописи.
"Зимний пейзаж с соснами."Клевер Ю.Ю


Клевер не стремился к точности изображения и свободно жертвовал ею ради выразительности картины в целом. Он охотно писал осень и зиму с их суровыми и резкими декоративными эффектами, ценил выразительность подчеркнутого пятна, силуэта, контура: они часто играли большую роль в его картинах. Современники Клевера, его почитатели, утверждали, что художник пишет ново, смело, самобытно, а произведения его заставляют сильнее любить север отечества.
"Зимний закат."Клевер Ю.Ю


Особое место занимала тема зимней природы в творчестве Юлия Юльевича, он часто обращался к зимнему пейзажу, находя в нём красоту и неповторимую прелесть. Он передавал свои особые чувства через краски, свет и тень. Его картины несут необычайное очарование, сказочность и таинственность, его белоснежная зима играет радугой красок и приводит в восторг. По-разному зима поет свои песни: то звонкую, то радостную, то морозную, то тоскливо-унылую, печальную.
"Зимний пейзаж с избушкой."Клевер Ю.Ю


Материалы и инструменты;
-чёрный катрон
-пластилин
-стека
-доска для лепки
-рамка

Ход мастер-класса:

Начинаем работу с фона картины. Голубым пластилином будем изображать небо. Кончиком стеки набираем немного пластилина, затем размазываем пластилин на картоне, рисуем стекой.


Пластилин наносится очень тоненьким слоем, как при работе гуашью. Голубой цвет наносим местами, оставляя промежутки чёрного фона. Пластилин наносится на картон, а затем размазывается стекой. Фон выполняем примерно на треть листа.


Теперь берём более тёмный оттенок голубого пластилина. Этим цветом рисуем между светло голубым и чёрным, и опускаем фон неба в этом цвете до середины листа.



Берём синий пластилин, и этим цветом также добавляем пластилиновые мазки среди ранее нанесённых.


И заканчиваем фон неба фиолетовым цветом. Создаём в нижней части картины два полукруглых холма.


Затем нам понадобится белый цвет, будем рисовать белоснежные сугробы. Также на стеку набираем маленькие кусочки белого пластилина и размазываем их в области пригорков.


Затем будем работать пальчиками. Отщипываем маленькие кусочки белого пластилина, разогреваем их, разминаем пальчиками. Пластилин в маленьких порциях очень быстро нагревается и потом прекрасно поддаётся размазыванию. Белым пластилином мы выделим более конкретно силуэты заснеженной земли.
После нам понадобится самый светлый оттенок голубого, для ёлочки. Отрываем небольшие кусочки пластилина и формируем из них силуэт ёлки.



Кусочки голубого пластилина слегка размазываем по картону и соединяем между собой. На небо помещаем луну, белый шарик расплющиваем на поверхности работы.


Теперь снова работаем стекой. Белым пластилином рисуем блики, снег на ветках ели, и сияние вокруг луны.


Теперь добавляем снежных сугробов. Просвечивающий чёрный цвет картона сыграет роль света и тени. И дополнительную тень от дерева сделаем с помощью стеки, уберём с работы излишки пластилина.


Ну вот, работа готова, при желание можно поместить в рамочку.


Второй вариант работы немного сложнее, но принцип работы тот же. Сначала берём белый цвет, набираем немного пластилина на стеку и намечаем контуры будущего пейзажа реки.

13.07.12 AxLav

Когда человек слышит о пластилине, в его памяти сразу всплывают яркие моменты родом из детства.

Ведь именно там и тогда мы впервые узнали о существовании этого материала, и начали познавать себя в лепке пластилином, неряшливо теряя его комочки на мебели, коврах, постелях.

Правда тогда мало кто из нас ведал, что пластилин может быть еще и незаменимым средством в живописном жанре. Теперь же наверняка многие знают о существовании пластилиновой живописи, которая широко используется художниками-современниками.

Правильно смешиваем пластилин

Палитра смешивания пластилиновых кусочков схожа со смешиванием масляных красок, правда пластилин перемешивается вручную. Не рекомендуется смешивать больше 2-3 цветов, это может негативно повлиять на яркость оттенка, или же вовсе приобрести «забитость» цвета.

Перемешивая разные по цвету пластилины можно, как и на палитре, получить сложные оттенки тех или иных цветов.

Назиданием могут служить детские опыты: ежели цветной пластилин разбавить черным, можно получить насыщенный и более темный тон изначально использованного оттенка. Если соединить какой-то цвет с белым, тогда результатом будет пастельный тон.

Техника пластилиновой живописи

Стоит сразу же отметить, что каждый художник имеет свои приемы, свой стиль, который и дает нам его распознавание среди других. И сейчас мы остановимся несколько детальнее на некоторых приемах и техниках.

Для начала, напомним себе творения художников-импрессионистов, кои используют весьма необычную накладку мазков. Сочные большие мазки зачастую передают объем и форму, крупные и красочные – затребованы подчас налаживания иллюзии мерцания и подвижности.

Изображать пластилином можно по такой же методике, нанося его на грунтованный картон. Особенностью этого приема для живописи является некая рельефность мазков.

Другой способ более схож с декоративным приемом, и в результате напоминает нечто меж рисованием и аппликацией. Для использования этого метода, необходимо полностью, либо частично лепить детали желаемого изображения, уже после перенося их на фон.

– это великая свобода для проявления фантазии. Мазки пластилина могут внешне смотреться совершенно по-разному, и здесь все подчинено затее мастера. Фактура может походить на стекло или нежнейший шелк; она может быть шероховатой, покрытой извилинами, фигурными линиями, полосами. Работать с пластилином не обязательно пальцами, можно использовать вспомогательные инструменты – стеки, шприцы с иголками и без.

Что рисовать?

Ограничений – нет! И этим все уже сказано. Подсоединяйте в работу мысли и чувства, находите яркие ноты в своих фантазиях и идеях.

Как и в случае с акварелью, гуашью, маслом, благодаря пластилину можно творить аппетитные натюрморты, восхитительные пейзажи, натуралистичные портреты.

Художества из пластилина непременно насыщены теплотой создающих их мастерских рук, и, наверняка, поэтому они делятся со зрителем особенной энергией, что напоминает нам старую, добрую сказку. И здесь главное уметь пропустить ее в свой мир…

Пластилин как материал для творчества предполагает широкий диапазон использования. Взрослые с его помощью могут справиться со стрессами, решить психологические проблемы, да и просто заняться творческим самовыражением. Для детей же это просто жизненно необходимый элемент игрового развития! А сколько существует вариантов пластилинового творчества - не хватит и десяти пальчиков на детских ручках, чтобы сосчитать. Обратимся к такому виду лепного творчества, как пластилиновая живопись.

Живопись пластилином... Что это?

Создавать картины можно не только с помощью красок, которые отлично может заменить обычный пластилин. Экспериментируя с техниками работы, вы сможете создать настоящие пластилиновые шедевры, непохожие друг на друга. Живопись пластилином может быть рельефная, может быть выполнена в технике "процарапывания" или граттаж, может равномерно лежать на холсте, будто акварельный след от кисти мастера, а может игриво красоваться жгутиками, завитушками и горошинками, создавая целостную картину в лучших традициях пуантилизма.

Особенно следует обратить внимание на пластилиновую живопись для детей, которая, помимо благородной цели формирования художественно-эстетического восприятия мира у малышей, преследует еще и цель всестороннего развития мозга через тренировку мелкой моторики, активизацию речевых центров и таких психических процессов, как память, воображение, мышление, внимание.

Виды пластилина

Для детской лепки существует много разнообразных материалов, обладающих своими плюсами и минусами. Так, лепить можно из:

  • соленого теста;
  • промышленного производства;
  • песка (живого, кинетического, умного, космического);
  • холодного фарфора;
  • глины;
  • пасты для моделирования;
  • пластилина.

Для изготовления лепных картин на жесткой основе подойдет далеко не каждый материал для лепки, идеальным является именно пластилин. Однако следует иметь в виду, что пластилин тоже различается по видам:

  1. Отечественный пластилин.
  2. Play-doh.
  3. Восковой пластилин.
  4. Плавающий пластилин.
  5. Шариковый пластилин.

Плавающий пластилин может стать самым первым для малыша. Он неудобен тем, что сыпется, поделки из него не обладают достаточной прочностью, но он мягкий, не пачкает ручки и одежду, а еще отлично держится на воде.

Пластилиновая живопись из зарубежного пластилина имеет место только на стеклянной основе в технике лепки "наизнанку" при условии прижатия картины между двумя стеклами. Он слишком мягок, детали плохо скрепляются между собой. Лучше оставить этот вид пластилина для знакомства с лепкой, для малышей до трех лет. Он имеет сочные цвета, легко перемешивается между собой, подходит для экспериментов с формочками, шприцами, скалкой и стеками.

Отечественный пластилин хорош для лепки после трех, потому что он отлично соединяет детали между собой, обладает достаточной прочностью для сохранности картины, но слишком твердый для маленьких детских пальчиков и трудно отмываем в случае неаккуратного использования.

Пластилиновая живопись во второй младшей группе может осуществляться с помощью который имеет приятную на ощупь структуру, яркие цвета и достаточную пластичность для создания первых детских шедевров. Тем более хорошо, что такой пластилин высыхает на воздухе, и поделки из него при должном хранении могут остаться надолго.

Интересна идея создания картин путем сочетания различных видов пластилина и дополнительных фактур: блесток, фольги, палочек от мороженого, ткани. Такая пластилиновая живопись в доу! Старшая группа может экспериментировать уже с восковым пластилином, который отличается чересчур хорошим сцеплением деталей. Но он обладает яркими цветами, приятен в работе и надолго сохраняет качество готовой работы.

Основа для лепной живописи

Писать картины пластилином можно на абсолютно разных основах! Зачастую используется обычный картон, который может стерпеть все варианты творческого самовыражения малыша. Для более старших деток в качестве основы для пластилиновой картины подойдет стекло, к которому пластилин надежно фиксируется и долго держится. Особенно хорошо стекло для "обратных картин", когда сюжет налепляется снизу вверх, от светлых тонов к темным, от главных элементов к фону.

Малышам интересно будет пластилиновая живопись на подручных материалах, например, старом диске mp3, скучной белой чашке или обычной пластиковой тарелке. Такая "картина" не требует дополнительного оформления и сможет стать идеальным подарком для любимых взрослых на любой праздник.

Идеи для детского пластилинового творчества

Можно черпать от всюду! Выпал первый снег за окном: малыш слепил первого в этом году снеговика во дворе и потом повторил его в миниатюре на картонке. Мама принесла ведерко садовой клубники, можно слепить ягодную полянку на стекле. Семья съездила летом на море и привезла несколько красивых ракушек, они идеально впишутся в пластилиновый морской прибой, созданный вместе с малышом на память.

Пластилиновая живопись для детей должна обладать рядом свойств:

  • простые и понятные формы;
  • наличие главного элемента и минимум фоновых деталей;
  • четкие и яркие основные цвета.

Отсюда следует, что сюжетные идеи можно искать в обычных детских раскрасках. Главное, подобрать качественный пластилин, прочную основу и запастись хорошим настроением. Тогда создание пластилинового шедевра просто неизбежно!

Немного о цвете

Как уже было сказано, маленькие дети воспринимают мир в ярких цветах, поэтому и пластилин нужно подбирать чистых основных цветов. Ближе к школе ребенок сам захочет экспериментировать с цветами, смешивая их, выбирая интересные оттенки.

Пластилиновая живопись учит ребенка науке о цвете, какие цвета сочетаются между собой, дополняют друг друга. Нужно выделять главные цвета картины и несколько дополнительных. Тогда параллельно с лепкой ребенок приобретет чувство стиля и вкуса, почувствует красоту и гармонию, что, безусловно, пригодится ему во взрослой жизни.

Возрастные ограничения или пластилин без границ!

Пластилиновая живопись в детском саду предлагается в завершении обучения во второй ранней группе, то есть после трех с половиной лет. Однако заниматься лепкой с малышами можно гораздо раньше, знакомя их с основами лепной живописи.

Работа маленьких пальчиков позволяет развивать тонкую моторику, пространственно-образное мышление, изучать причинно-следственные связи. Ребенок учится создавать и получать от процесса созидания удовольствие.

Особенности лепки с детьми до трех лет

Самые маленькие творцы учатся простым действиям с пластилином: отщипывание кусочка, скатывание его в шарик или колбаску, прикрепление пластилиновой детали к основе методом нажатия пальчиком или методом растирания.

Живопись пластилином для карапузов может заключаться в заполнении пропущенных мелких элементов картины в виде заплаток соответствующих цветов. Ребенок отщипывает кусочек, скатывает шарик и закрывает им заплатку в соответствующем месте готовой картины. Малыш учится регулировать количество взятого пластилина, разбираться в основных цветах, а также формировать законченный целостный вид картины.

Начала пластилиновой живописи для детей 4 - 5 лет

Пластилиновая живопись для детей 4-5 лет предполагает освоение основных пластилиновых элементов и особенностей работы с ними. Могут быть использованы техники растирания пластилина на основе, разминание пальчиками, создание картин в техниках горошком, завитком, жгутом.

Дети могут как самостоятельно придумывать сюжет, так и заполнять пластилином предложенные взрослым контуры. Дети этого возраста уже могут сами выбирать цветовое решение картины, не ограничиваясь основными цветами. Для оформления картины могут использовать дополнительные фактуры.

Пластилиновые шедевры детей 6 - 7 лет

Пластилиновая живопись для детей 6-7 лет отличается большим разнообразием техник. Дети этого возраста могут вылепливать не только простые сюжеты, но и детализировать основной элемент, используя всю палитру цветов. Могут экспериментировать со смешиванием цветов, применением различных фактур.

Старшие дошкольники уже могут создавать двух и трехуровневые сюжеты, рельефные пластилиновые картины.

Основные приемы работы с пластилином по элементам

Основными пластилиновым элементом называют маленький неделимый пластилиновый кусочек определенной формы, используемый для создания картины. К элементам относятся:

  • Шар - отщипывается кусочек пластилина и скатывается шарик с помощью пальца на ладошке второй руки или между двумя ладонями. Шар крепится к основе путем нажатия на него по центру и равномерного растирания во все стороны.
  • Капля - пластилиновому шару придается форма капли. Капля переносится на основу путем нажатия на середину и растирания в сторону "хвостика" капли.
  • Жгут получается с помощью растирания кусочка пластилина между ладонями до образования колбаски или с помощью шприца, вытягивающего пластилин в тонкую длинную объемную полоску. В картине жгуты складываются желаемым образом и легким равномерным нажатием пальцев прикрепляются к основе.
  • Улитка - это сложенный по спирали жгут. С ее помощью можно создавать интересные картины, равномерно прижимая элементы к основе по очереди.

Основные техники пластилиновой живописи

Перечислим основные техники создания картин из пластилина:

  1. Пластилиновая живопись на стекле изображением с обратной стороны. Лепка ведется от светлого к темному, от основного элемента к фону.
  2. Пластилиновая картина горошком предполагает заполнение деталей картины шариками соответствующих цветов.
  3. Пластилиновое рисование с помощью пальцев или стек. Техника основана на растирании пластилина по основе.
  4. Пластилиновый граттаж. Сначала формируется фон путем наложения пластилина, затем стекой процарапывается основное изображение.
  5. Пластилиновая живопись из шприца или жгутные картины. Жгуты складывают между собой, формируя детали картины.
  6. Пластилиновый барельеф предполагает наличие объемных деталей картины.

Этапы создания простой картины из пластилина

Теперь вы узнали, насколько разнообразна пластилиновая живопись! Мастер-класс по созданию простой картины предложим вам уже сейчас. Для пластилинового творчества необязательно обладать солидным багажом знаний и практическими навыками в лепной области. Достаточно иметь небольшой опыт по лепке вареников или пирожков, а, может, хватит и жгучего желания попробовать свои силы в этом новом виде творчества. Приступим.

  1. Выбор эскиза будущей картины. Начинать следует с простых детских раскрасок. Например, в преддверии Нового года уместными будут образы веселого снеговика, пушистой елки или елочного шара.
  2. Перенос эскиза на выбранную основу. Для первого раза предпочтительно использовать обычный картон.
  3. Выбор пластилина по виду и цвету. Следует предпочесть отечественный пластилин с хорошими лепными свойствами, подобрать яркие и приятные цвета. Если желаемого цвета нет, можно смешать имеющиеся цвета для получения желаемого.
  4. Выбор подходящих элементов, подготовка при необходимости стек для техники мазка. Следует попрактиковаться с основными элементами пластилиновой лепки: шар, капля, улитка и жгут.
  5. Заполнение картины начиная с фона и дальних планов в технике мазка, затем передвигаясь к центральным элементам, использовать уже рельефные техники. Предпочтительно работать от темных тонов к светлым, сверху вниз.
  6. Оформление картины.

Как хранить и выставлять картину

Лучше всего хранить под стеклом. Если элементы на картине рельефные, то следует предусмотреть паспарту или специальную подложку для сохранения свободного места между стеклом и картиной.

Вешать пластилиновую картину нужно в месте, куда не достают прямые солнечные лучи, подальше от отопительных приборов и на ровную поверхность во избежание деформации. Можно хранить готовые работы в коробках под прозрачной пленкой. А более долговременное хранение позволит обеспечить фотографирование работ и раздаривание их самым дорогим и близким.

Приятного вам творчества!




Top