Корабельный музей. Плавучие музеи


Для человека сухопутного побывать на судне – большое событие и масса впечатлений. Но еще больше позитивных эмоций и интереса вызывает визит на боевой корабль. А ведь многие россияне и не знают, что корабли-музеи можно найти там, где они живут, или совсем рядом.

Крейсер «Аврора» (Санкт-Петербург, Россия)



Пожалуй, мало найдется людей, не слышавших об «Авроре». Знаменитый бронепалубный крейсер был спущен на воду в 1900 году и после этого пережил множество событий. В составе Второй Тихоокеанской эскадры экипаж крейсера совершил поход на Дальний Восток, где участвовал в Цусимском сражении. После завершения русско-японской войны «Аврора» вернулась на Балтику, где, спустя годы, стала самым знаменитым советским кораблем. Для этого понадобился один холостой выстрел, возвестивший о начале штурма Зимнего дворца 25 октября (7 ноября) 1917 года.



Крейсер участвовал в Первой мировой войне, а затем и в Великой Отечественной. В 1945 году корабль восстановили до ходового состояния и он принял участие в съемках фильма «Крейсер «Варяг». Далее из «Авроры» сделали плавучий музей, который можно посетить и сегодня.

Ледокол «Красин» (Санкт-Петербург, Россия)



Недалеко от «Авроры» стоит еще одно историческое судно. Ледокол «Святогор» был построен в Великобритании в 1916 году специально для российской флотилии Северного Ледовитого океана. Во время интервенции стран Антанты на севере России судно было затоплено, а затем поднято и уведено в Англию. В 1920-е годы ледокол, уже переименованный в «Красин», вернулся в СССР. В 1928 году в тяжелейших навигационных условиях команде судна удалось спасти экипаж Умберто Мобиле и пароход «Монте Сервантес» с 1500 человек на борту.



В годы Великой Отечественной войны ледокол «Красин» проводил караваны Союзников через ледовые поля Арктики. Затем «Красин» прошел ремонт и теперь служит кораблем-музеем.

Ледокол «Ангара» (Иркутск, Россия)



Еще один ледокол-музей можно найти в другой части России – в Сибири. «Ангара» была построена в 1900 году из деталей машинокомплекта, выпущенного в Великобритании. Десятилетиями судно ходило по озеру Байкалу, обеспечивая навигацию парому.

В 1917-1920 годы «Ангара» неоднократно переходила из рук в руки. Как белым, так и красным требовался транспорт на Байкале.



В 1962 году пароход был исключен со службы из-за износа оборудования и, спустя время, превращен в музей.


Пароход «Святитель Николай» (Красноярск, Россия)



В другом сибирском городе, Красноярске, на реке Енисей стоит пароход-музей «Святитель Николай». Его построили в Тюмени в 1886 году по заказу купца-миллионера А.М. Сибирякова. Судно с экипажем в 12 человек много десятилетий возило пассажиров и грузы. На его борту побывал российский император Николай II, а также будущий Вождь революции В.И. Ульянов. Пожалуй, именно память о Ленине повлияла на то, что в 1970-е годы пароход «Николай» не разобрали на металл, а, напротив, восстановили.


Крейсер «Михаил Кутузов» (Новороссийск, Россия)



Крейсер «Михаил Кутузов» проекта 68-бис был построен в Николаеве и принят на вооружение в 1955 году. До 1992 года крейсер ходил в походы под флагом советского ВМФ, посетил Румынию, Югославию, Албанию, Болгарию, Египет, Сирию, Алжир. В данный момент корабль числится в резерве ВМФ и одновременно служит музеем.

Яхта «Красный вымпел» (Владивосток, Россия)



Парусно-винтовая яхта «Адмирал Завойко» была спущена на воду в 1910 году по заказу губернатора Камчатки. Судно использовалось для перевозки пассажиров и сообщений. В 1917-1923 годах оно побывало в руках большевиков, белогвардейцев, числилось в составе Дальневосточной республики. До 1950-х годов яхта, переименованная в «Красный вымпел», была гидрографическим и учебным судном.

К-21 (Североморск, Россия)



В 1941 году дизель-электрическая подводная лодка К-21 вошла в состав Северного флота СССР, а уже через год ее название знала вся страна. Именно на этом корабле под руководством Н.А. Лунина была совершена торпедная атака на немецкий линкор «Тирпиц» у берегов Норвегии. Всего за годы войны экипаж лодки заявил об уничтожении 17 единиц кораблей и другого транспорта противника.



После Великой отечественной войны лодка использовалась как тренировочная база, а затем ее превратили в музей боевой славы.



Подводные лодки СССР сегодня можно увидеть во многих городах России: Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Островной, Краснодар, Калининград, Вытегра Вологодской области, Тольятти. Лодка М-296 украшает Мемориал героической обороны Одессы (Украина).

Галеон «Ваза» (Стокгольм, Швеция)



Галеон «Ваза» получил название в честь династии, правящей в Швеции. Корабль строился под пристальным присмотром короля Густава II Адольфа, который стремился сделать Швецию великой морской державой. Но проект корабля, утвержденный лично Его Величеством, оказался неудачным и уже во время первого плавания в 1628 году «Ваза» затонул.



О судне надолго забыли, пока инженер-историк не обнаружил «Вазу» в 1955 году. Благодаря соленой воде Балтийского моря, дубовый корпус галеона хорошо сохранился. Корабль подняли и поместили в музей.

К рейсеры и ледоколы, подводные лодки и пароходы. Корабли, некогда бороздившие водные просторы, сегодня стоят на вечном приколе. Первые попытки сделать из морского судна музей были еще во времена Петра I: в 1723 году император издал указ о сохранении Переяславской флотилии. А первый корабль-музей - легендарная «Аврора». Крейсер-ветеран Первой мировой и Русско-японской войны стал филиалом Центрального военно-морского музея в 1956 году .

Революционный символ - крейсер «Аврора»

Мемориальное судно и уникальный памятник кораблестроения. Бронепалубный корабль назвали в честь парусного фрегата Русского флота, на счету которого три кругосветных путешествия и Крымская война. Боевое крещение крейсер принял в составе 2-й Тихоокеанской эскадры при Цусиме. Шесть раз с «Авроры» сбивали флаг, но он взмывал вновь. Крейсер вышел из сражения лишь после его завершения. Боевой путь он продолжил во время Первой мировой войны. В 1916 году в ходе планового ремонта экипаж поддался революционным настроениям, а год спустя выстрелил холостым, став символом революции, а затем учебным кораблем и музеем в Санкт-Петербурге .

Единственное в мире судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев»

Плавучая научно-исследовательская станция с музейной экспозицией на борту. Судно совершило 14 научных рейсов, входило в состав отряда морского космического флота, создававшего ракетно-ядерный щит страны. Экипаж обеспечивал испытания и полеты космических аппаратов. Корабль носит имя космонавта-калининградца Героя Советского Союза Виктора Пацаева. Вымпел Академии наук СССР был поднят над палубой в 1978 году, с 2001 года судно пришвартовано у причала Музея Мирового океана . В музейной экспозиции - личные вещи космонавтов, и даже на приколе корабль выполняет прежние задачи: обеспечивает связь с Международной космической станцией.

Субмарина доатомного периода подводного флота

Б-413 - единственная в стране и одна из немногих сохранившихся в мире дизель-электрическая подводная лодка. Несла военную службу с 1969 года на Северном флоте. Экипаж субмарины ходил на Кубу и в Гвинею. В 1970 году участвовал в спасательной операции по оказанию помощи атомной подлодке К-8. Подводные корабли этой серии были признаны удачными - всего их построили 75, в том числе для военно-морских сил Польши, Индии, Ливии и Кубы. Спустя 40 лет после спуска на воду субмарина сохранена в первозданном виде на вечном приколе в Калининграде . В отсеках разместилась экспозиция «Из истории подводного флота России» с макетами подлодок.

Подводная лодка как часть столичного музея

«Новосибирский комсомолец» Б-396 на вечной стоянке в Москве. С 1980 по 1998 год подлодка несла боевую службу на Северном флоте, выполняла задачи в Атлантическом океане, Средиземном море, у Западного побережья Африки, охраняла государственные границы в Баренцевом и Норвежском морях. После списания лодку выкупило правительство Москвы для Музея истории отечественного флота и кораблестроения . На субмарине сохранили шесть торпедных аппаратов, а центральный пост управления и семь отсеков стали экспозиционными залами. По соседству расположились экраноплан «Орленок», катер на воздушной подушке «СКАТ» и экспозиция боевой техники ВМФ.

Научно-исследовательское судно «Витязь»

800 тысяч морских миль. Легендарная научная станция по изучению Мирового океана, пришвартованная в Калининграде, совершила под флагом Академии наук СССР 65 научных рейсов. Экипаж корабля проводил поистине уникальные исследования: к примеру, измерил максимальную глубину Марианской впадины в 11 022 метра и открыл новый тип животных - погонофоры. Судно стало настоящей международной научной станцией: на «Витязе» работали ученые из 50 научных институтов СССР и 20 стран мира. Именно с этого корабля началась история Музея Мирового океана с Полярным залом, Залом Великих географических открытий, лабораторией и мемориальными каютами.

Один из первых ледоколов в мире

«Ангара» - паровой ледокол дореволюционной постройки. Служил и в дореволюционной России, и в эпоху СССР. Судно было спущено на воду в 1900 году. Доставляли в Иркутскую область ледокол из Ньюкасла по частям. Заказывал «Ангару» Комитет по постройке Сибирской железной дороги, чтобы переправлять составы через льды Байкала , пока будет построена дорога в обход гигантского озера. После революции пароход стал возить пассажиров, в Гражданскую войну - участвовал в боях, а в Великую Отечественную - перевозил грузы. В 1975-м ветерана флота едва не пустили на металл, судно уцелело чудом, сев на мель при транспортировке.

Ледокол-эпоха: исследователь и спасатель

«Красин» был пионером в освоении Северного Ледовитого океана. Построенный в Англии, ледокол начинал службу сто лет назад под именем «Святогор», а после революции стал именоваться «Красиным». Именно этому судну обязана своим спасением арктическая экспедиция Умберто Нобиле, пережившая катастрофу дирижабля «Италия». Лишь «Красин» смог добраться до лагеря экспедиции, застрявшей в ледяной пустыне. На обратном пути ледокол спас полторы тысячи пассажиров германского судна «Монте Сервантес». В годы Великой Отечественной войны за одним из караванов транспорта, ведомых «Красиным», охотился немецкий линкор «Адмирал Шеер». Опасной встречи удалось избежать, и ледокол еще долгие годы трудился в Арктике на геологоразведке, пока не стал кораблем-музеем.

Ледокол «Ленин»

Первое в мире надводное судно с движущей силой мирного атома. Решение о строительстве принял Совет Министров СССР. Работали над проектом всей страной - участвовало около 30 НИИ, 60 конструкторских бюро и две сотни предприятий. Перед гигантским кораблем весом 11 тысяч тонн - и задача ставилась большая: прокладывать дорогу во льдах Северного морского пути. За 30 лет работы атомоход преодолел более 650 тысяч морских миль и провел через льды почти 4 тысячи кораблей. Место последней приписки - Мурманск. Плавучий музей можно обойти за час: от кают-компании с музыкальным салоном, до машинного отделения и поста, откуда управляли силовыми установками огромного судна.

Россия отметила День основания Российского военно-морского флота. Сегодня с гордостью хочется рассказать о самых знаковых кораблях в отечественной истории, ставших на причале в роли музеев, всегда готовых принять туристов и любителей истории.

Бесспорно, самый узнаваемый корабль-музей в нашем списке. Объект культа советской истории, из орудия которого был дан сигнал к штурму Зимнего дворца и началу переломного момента не только в российской, но и в мировой истории. Крейсер, участвовавший в русско-японской войне и обороне Ленинграда во время Великой Отечественной, стал на вечный причал, где стоит и сегодня в ожидании капитального ремонта.

В девичестве яхта «Адмирал Завойко», сбежавшая в Китай от безумия гражданской войны, после обручения с военно-морским флотом Советского Союза была переоборудована в сторожевой корабль. В этой роли «Красный вымпел» успел стать одним из первых судов Тихоокеанской эскадры, выловить тьму мин в период Второй мировой, а потом стал музеем в Владивостокской бухте Золотой рог.

«Михаил Кутузов»

Крейсер, названный в честь героя-полководца Отечественной войны 1812 года, по воле которого, как известно, «Москва была французу отдана», не снискал себе военной славы в мирное время (хотя «Михаилу Кутузову» «посчастливилось» помогать египетской и сирийской армии после окончания Шестидневной войны), но оказался соседом «Новороссийска» при известной катастрофе. Несколько десятков моряков, посланных на помощь тонущему судну, домой не вернулось. После службы крейсер был списан и в 2000-м году превратился в музей на причале в Новороссийске.

Один из экспонатов петербургского Центрального военно-морского музея и просто дедушка современных подводных атомоходов - это про представителя семейства первых в мире боевых субмарин, разработанных Степаном Джевецким. Полноценный участник русско-японской войны, слишком мал для того, чтобы стоять у пирса, что позволило превратить судно в часть музейной экспозиции.

Д-2 «Народоволец»

Славный внук субмарины Джевецкого, действовавший в годы Великой Отечественной войны в северных широтах, отправляя на дно немецкие транспортные суда, несколько раз едва избежав гибели. За боевые заслуги после отбытия армейской службы «Народовольца», спущенного на воду еще в двадцатых годах, не распилили на металлолом, а превратили в мемориальный музей в Шкиперском протоке, что в Санкт-Петербурге .

К-21

Ещё одна субмарина в нашем списке, отметившаяся в годы самой страшной войны в истории человечества тем, что торпедировала (правда, промазала) знаменитый и грозный немецкий линкор «Тирпиц». Остальное время подлодка небезуспешно охраняла Северные морские конвои, за что была удостоена ордена Красного знамени, а после списания роли музея в Североморске.

«Красин»

Не столь древний, как «Ангара», не столь известный как «Ленин», но снискавший себе кусочек воинской славы ледокол «Красин» стал на вечный причал в Санкт-Петербурге , которому и служит ещё одним кораблём-музеем. Гражданский ледокол 1916 года постройки (который, кстати, пришлось выкупать у умыкнувших его англичан) призвали на военную службу во Вторую мировую войну, где он успешно обеспечивал навигацию Северного конвоя PQ-15.

АВРОРА

Россия, Санкт-Петербург

Спущен на воду в 1900 году

Принимал участие в Русско-японской и Первой мировой войнах, хотя, прославился военный крейсер, скорее, как символ Октябрьской революции (именно его холостой залп стал призывом к штурму Зимнего дворца). Современный корабль-музей с 1957 года получил статус объекта культурного наследия и нашел свое место на набережной в центре Санкт-Петербурга. В данный момент, находится на до 2016 года.

ВАСА

Швеция, Стокгольм

Спущен на воду в 1628 году

Единственный в мире сохранившийся парусный корабль начала 17 века. Судно должно было стать флагманом шведского флота, но из-за технических ошибок в конструкции затонул у выхода из Стокгольмской гавани еще при первых морских испытаниях. Позднее корабль был поднят и «законсервирован» как музейный экспонат.

HMS VICTORY

Великобритания, Портсмут

Спущен на воду в 1765 году

Одна из главных достопримечательностей города Портсмут, знаменитый 104-пушечный корабль первого ранга Королевского флота Великобритании. Именно на его борту во время Трафальгарского сражения был смертельно ранен адмирал Нельсон.

КАЛИПСО

Франция, Ла-Рошель

Спущен на воду в 1942 году

Исследовательское судно французского учёного-океанографа Жака-Ива Кусто, которое было полностью оборудовано всем необходимым для дайвинга и подводных съемок, на нем была установлена посадочная площадка для вертолёта, научное оборудование, отсек для подводного наблюдения, мини-подводные лодки и подводные мотоциклы. Судно затонуло в 1996 году в Сингапурской гавани. Сейчас ведутся активные работы по восстановлению корабля и превращению его в музей знаменитого исследователя.

USS CONSTITUTION

США, Бостон

Спущен на воду в 1797 году

Старейший парусный корабль в мире из находящихся на плаву. Всё ещё числится в боевом составе американского флота. У судна есть прозвище «Old Ironsides» («Железнобокий старина»), которое он получил благодаря удивительной прочности корпуса из виргинского дуба, от которого в бою отскакивали вражеские снаряды. Сейчас корабль доступен для туристических экскурсий и является одной из важнейших достопримечательностей в стране.

ЙОА

Норвегия, Осло

Спущен на воду в 1872 году

Первое в мире судно, прошедшее Северо-западным проходом из Атлантического океана в Тихий вокруг северной оконечности Американского континента. Это событие состоялось в рамках экспедиции исследователя Р. Амундсена. С 2012 года в Осло из корабля был сделан музей.


Страницы: 1

Свёл воедино информацию о посещённых кораблях-музеях в городах Тихоокеанского побережья США. Рассматриваются только боевые корабли эпохи Второй Мировой и Холодной войн.

Данные музеи открыты обычно с 10-ти утра до 5-ти вечера, пускать перестают за час до закрытия. Билеты стоят от 12 до 20 долларов, с билетом обычно дают небольшой буклетик о корабле.

Линкор на Западном побережье всего один - "Айова", головной корабль последней в мировой истории серии линкоров.


"Айова" причалена в Сан-Педро - морском пригороде Лос-Анджелеса, из центра ехать сначала полчаса серебренной линией Метро, представляющей собой носящиеся по хайвеям автобусы, до Харбор Терминал, оттуда 205-м автобусом почти час по многочисленным пригородам ЛА до ватерфронта Сан-Педро.

Входной билет стоит 18 долларов. На борту идти по жёлтым стрелкам - это и есть единственный маршрут обхода корабля.

// antinormanist.livejournal.com


В президентских покоях воссоздана обстановка конца 1943 года, когда линкор доставлял президента Рузвельта на конференции в Касабланку и Тегеран.

// antinormanist.livejournal.com


Запомнилась бронированная боевая рубка времён Второй Мировой, с узкими бойницами и перископом.

// antinormanist.livejournal.com


Авианосцев - два.

В районе Сан-Франциско - "Хорнет", авианосец класса "Эссекс", участник потопления линкора "Ямато".

Стоит у причала в чартерном городке Аламида на другом берегу залива от Сан-Франциско, ехать через Окленд, из центра города четверть часа на 31-м автобусе до Аламиды. Входной билет стоит 20 долларов.

На борту интересны разве что предметы американской лунной программы - "Хорнет" поднимал из океана экипажи первых лунных "Аполлонов". На полётной палубе - одинокий самолёт.

Гораздо интереснее посещение "Мидуэя", самого большого музеефициированного боевого корабля в мире. Головной корабль нового класса авианосцев, созданных с учётом опыта Второй мировой, вступивший в строй в сентябре 1945 года, установлен на набережной в центре Сан-Диего.

// antinormanist.livejournal.com


Обычный билет стоит 20 долларов, можно купить через И-нет за 18 долларов.

// antinormanist.livejournal.com


Так как "Мидуэй" является самым посещаемый кораблём-музеем США, на борту всегда многолюно.

// antinormanist.livejournal.com


Бродить по нему можно целый день, обходя многочисленные палубные помещения.

// antinormanist.livejournal.com


На полётной палубе и в ангаре установлены 29 самолётов и вертолётов, в некоторые вертолёты можно и залезть.

// antinormanist.livejournal.com


Во многих помещениях с помощью восковых фигур и видеозаписей воссозданы сценки из жизни этого "плавучего города".

// antinormanist.livejournal.com


Внутрь надстройки-"острова" пускают только группами с гидом, просто ждут, когда наберётся достаточно народа и в путь.

// antinormanist.livejournal.com


Надводные корабли заканчиваются эсминцем "Тёрнер Джой", причаленным у набережной "Кронштадта Тихоокеанского побережья США", Бремертона. До него час пути рейсовым паромом из Сиэтла.

// antinormanist.livejournal.com


Последний из серии "Форрест Шерманов" вошёл в историю как участник Тонкинского инцидента, с которого и началось широкомасштабное вовлечение США во Вьетнамскую войну.

// antinormanist.livejournal.com


Билет стоит 12 долларов.

// antinormanist.livejournal.com


Интересен тем, что скорее всего вы будете единственными посетителями на корабле.

// antinormanist.livejournal.com


Подводных лодок в городах Тихоокеанского побережья установлено штук дизель-электрических, при этом 2 - советские.

У пирса 45 рыбацкой пристани Сан-Франциско установлена "Пампанито", крейсерская подложка типа "Балао" времён Второй Мировой войны. Билет стоит 12 долларов.

// antinormanist.livejournal.com


В состав экспозиции музея науки и промышленности штата Орегон в Портленде входит подлодка "Блюбэк" типа "Барбел" послевоенной постройки. Она единственная из представленных кораблей-музеев, которую нельзя посмотреть самостоятельно - пускают только с экскурсией, раз в день в 9:30.

// antinormanist.livejournal.com


У пирса Морского музея Сан-Диего причалена "Долфин" - последняя дизель-электрическая подлодка ВМФ США. Единый билет в Морской музей стоит 16 долларов.

// antinormanist.livejournal.com


После советских подлодок на "Долфине" поражаешься обширностью и благоустроенностью внутренних помещений.




Top