Коренные жители таймыра. Тема: Народы Таймыра

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Актуальность темы исследования .

Исследование происхождения фамилий долган, по моему мнению, не только интересно, но и важно. Известно, что тот, кто не знает своего прошлого, не имеет будущего.

Изучение этого вопроса актуально для малочисленных народов, не желающих раствориться в других, более сильных народах. Очень жаль, что исследований по происхождению фамилий долган, чрезвычайно мало. Учёные давно установили, что в именах и фамилиях людей раскрывается сущность человека, его характер, занятия предков, а у малочисленных народов Севера - социальная жизнь и духовный мир.

Основой исследования послужили труды отечественных ученых по этнографии, таких как А. А. Попова, М. И. Поповой, В. Троицкого, Б.О. Долгих, А.М.Малолетко, краеведа Е.С. Бетту.

Цель исследования - изучить и описать на основе этнографического материала процесс возникновения долганских фамилий.

Задачи исследования:

Изучить краеведческие труды по проблеме;

Проанализировать этнографическую литературу по долганскому и якутскому фольклору

Методы исследования: теоретический анализ объекта исследования, синхронно-описательный и описательно-сопоставительный методы.

В настоящее время снова идёт метизация долган. В Хатанге, Дудинке Норильске, Красноярске и других городах молодые вступают в смешанные браки. И поэтому появляются новые имена и фамилии, присущие другим национальностям. В этих семьях слабеют или вообще теряются этнические признаки, бытовые традиции и культура. Не все долганы хорошо владеют родным языком, огромное влияние оказывают новшества, которые совершенствуют культуру, но и вытесняют старые традиции народа. Такое состояние долганской культуры может породить представление об отсутствии у них собственной культуры. Но именно в этом и проявляется специфика долган, поскольку такой культуры нет ни у одного народа севера Красноярского края. Примером может служить поговорка долган: «Про тех, что не чтят свой род, люди забывают, как летом про лёд». Анализ анкетных данных показал, что в подавляющем большинстве, учащиеся школы-интерната не интересовались историей происхождения своей фамилии. Наша работа строится на систематизации сведений о фамилиях.

Теоретическая значимость нашей работы заключается в возможности использовать материал работы как дополнительный при подготовке к урокам родного языка, к олимпиадам. Прикладная ценность - в обращении внимания молодого поколения на происхождение своего рода и в воспитании патриотических чувств к своей малой и большой Родине, а также привлечение общественности к вопросам сохранения традиций народов, связанных с семьей и родом.

Таким образом, наша работа основывается не только на исторических фактах, но и на материале современных источников.

. Из истории вопроса. Этимология слова «фамилия».

Нынче по утру зашёл ко мне доктор;

его имя Вернер , но он русский.

Что тут удивительного?

Я знал одного Иванова ,

который был немец. М. Ю. Лермонтов

Во многих семьях в последнее время пробуждается интерес к происхождению фамилий, своих и чужих. Одни думают, что, узнав, каково происхождение их фамилии, они могут изучить историю своей семьи. У других - это чисто познавательный интерес: как, когда, при каких обстоятельствах могла возникнуть та или иная фамилия.Фамилия — наследственное имя семьи, первичной ячейки общества. В прошлом генеалогии (родословные) были достоянием только горстки аристократов. А всей массе простого народа предков происхождение фамилии и вовсе не полагалось. Но люди вправе гордиться своими предками и их трудом.

Изучение фамилий ценно для науки. Оно позволяет полнее представить исторические события последних столетий, равно как и историю науки, литературы и искусства. История фамилии — своего рода живая история. Ошибочно думать, будто это относится только к фамилиям выдающихся людей -история трудовых семей ничуть не менее интересна. Фамилии рядовых людей позволяют, например, проследить маршруты больших и малых миграций.

Этногенез и этническая история.

Как появились на Земле разные народы

(долганская сказка)

Однажды люди отправились на охоту и убили большого орла. Стали делить его перья, чтобы использовать их для стрел. Один человек обиделся из-за того, что ему досталось мало орлиных перьев. Он крикнул другому: «У тебя больше перьев! Никогда не буду с тобой говорить на одном языке!» Переругались все из-за орлиных перьев, разошлись по тайге в разные стороны и стали говорить на разных языках.

Так появились долганы, эвенки, якуты, нанайцы…

Долганы считаются одним из наиболее молодых народов Севера и самым северным тюркоязычным народом мира. И хотя в той сказке все перессорились и разбежались по тайге, в исторической реальности долганский этнос сложился в XVIII-XIX веках, благодаря объединению как минимум трех этнических групп: мигрировавших из Якутии тунгусов (эвенков и эвенов), северных якутов-оленеводов и русских старожилов («затундренных крестьян», проживавших на Таймыре с XVII века). Основная часть долган именует себя и соседних эвенков «тыа» или «тыакихи», то есть лесные люди или, возможно, кочевые люди. Само название «долган» происходит от имени одной из родовых групп северных тунгусов (долгот) и распространилось как общее лишь с начала XIX века.

Большая часть долган проживает в восточном, Хатангском районе Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края по берегам рек Хета и Хатанга. Меньшая часть — на западе, в Авамской тундре на Енисее. Незначительное число насчитывается в Анабарском улусе Республики Саха (Якутия). Всего же в России, по данным переписи 2010 года, значится 7885 долган.

В период появления здесь русских (ХVII в.), как самостоятельный народ они еще не сформировались. Первое упоминание о долганах, как одном из народов Таймыра, относится к 1841 г. Но даже в ХIХ в. их этническое самосознание было не стойким, в нем преобладали установки на родовое единство, хотя учитывалось и родство с другими подразделениями долган.

. Способы образования фамилий

Чтобы узнать, в чём состоит значение и тайна фамилии, нужно обратиться к её истокам, понять, какова их история и происхождение. Фамилия - очень ценный материал для исследования в разных областях знаний. Основу долган составили тунгусские роды Долган, Донгот, Эдян, Каранто, илимпийские эвенки, которые попали под якутское влияние, «затундренские» якуты и «затундренные» крестьяне, оленекские якуты, отдельные семьи энцев и ненцев. Несмотря на это, долган иногда определяют как "объякученных тунгусов". Этническая культура долган мозаична. Под влиянием русского населения они стали отмечать христианские праздники: Рождество, Пасху, Крещение, крестили новорожденных младенцев. При крещении казаки давали долганам свои фамилии: Кудряков, Жарков, Чуприн, Поротов - потомки носят их до наших пор.

Подписавшие ещё в 1833 г. окладную книгу, из семи долган шестеро имели русские имена и фамилии, полученные при крещении, и только один нехристианское имя: Куде. Русские фамилии долган были следующие: Уксусников (три), Кожевников, Прохоров, Семёнов. Упоминаются фамилии Дубоглазов и Турев. В начале XX в. долганы состояли из четырёх родов с якутскими названиями - Мокойбуттар (главным образом Левицкие) 39 человек, Харытонкойдор (Сотниковы и Лаптуковы) 84 человека, Оруктахтар (главным образом Яроцкие) 100 человек, Тонкойдор (Сахатины) 48 человек.

Предки Поротовых пришли на Таймыр в 80 - гг. XVII веке. Старейшими обитателями Таймыра считаются Поротовы из современного Затундринского сельского совета Хатангского района. В отношении Поротовых требует объяснения ещё одно обстоятельство. Фамилия Поротовых зафиксирована у затундринских якутов уже в 1727 г, а в списке 1794 г их всего 16 человек, тогда как Тюприных (ныне Чуприных) записано 103 человека, Спиридоновых 26, Федосеевых 20, Фалковых 51, Рябовых 21 и т.д. Очевидно, прозвище Поротовы записывались под фамилиями дедов и отцов.

Из затундринских крестьян в конце XVII века здесь жили уже Аксёновы и, по-видимому, Рудницкие («Рудинские»). Первые происходят из посадских, вторые - из служилых людей. Собиравшие ясак на Оленеке являются Дураковы (Дурак, было не ругательным, а защитным - фамилия не имеет церковного происхождения). Немало могут рассказать фамилии и об истории языка., некоторые из них слились с якутами и изменили свою фамилию на якутское родовое название Чорду.

Новая форма хозяйства повлекла за собой более тесный контакт затундринских крестьян с долганами, и в результате произошла полная ассимиляция этой русской по происхождению группы населения Таймыра.

Потомки есейских якутов на Таймыре имеют фамилию Бетту. Две семьи одолганившихся ненцев из рода Бай (Статейкины).

Позже среди долган появилось несколько новых фамилий. Хукочар («Чукочар»)-выходцы из илимпейских и хантайских эвенков, Копысов - потомки русского со ст. Хантайка, поселившегося среди долган. Иванов, Необутов, Христофоров выходцы из Якутии и другие.

Заключение

Фамилия - очень ценный материал для исследований в разных областях знания: филологии, истории, этнографии. Каждая фамилия - это загадка, разгадать которую можно, если быть очень внимательным к слову; это уникальное и неповторимое явление нашей культуры, живая история. Мы предполагали, что большинство фамилий образовались от слияния различных родов и языковых групп. Наша гипотеза подтвердилась.

Данная работа может быть продолжена в нескольких направлениях, можно значительно расширить список изучаемых фамилий, можно составить более точную классификацию фамилий, можно выяснить значения тех фамилий, которые мы не смогли точно определить в рамках этой работы, для этого понадобиться дополнительная литература.

Исследовательская работа убедила нас в том, что фамилии могут быть интереснейшим источником для исследований, так как в них отражаются время и человек - его общественное положение и духовный мир.

Приложение 1:

Материалы Таймырского музея-заповедника.

Приложение2:

Из история семьи Бетту посёлок Хета.

Приложение 3:

Старейшие обитатели Таймыра. Поротовы.

Приложение 4:

Семья Бетту и Чуприных. Посёлок Хета.

Список используемой литературы:

1.В.Троицкий Хатанга Красноярское книжное издательство 1987 г.

2.А.А.Попов Долганы т. I, II «Дрофа» Санкт-Петербург 2003 г.

3.В.О.Долгих Происхождение долган

4.Е.С. Бетту Имена долган Красноярск 2010 г.

5.М.И. Попова Основы истории культуры малочисленных народов Таймыра Красноярское книжное издательство 1995 г.

Интернет-ресурсы:

C:Documents and SettingsЭтнонациональные общности России. Электронная библиотека. Долганы..html

https://www.nkj.ru/archive/articles/16094/ (Наука и жизнь, ЧЕЛОВЕК — ФАМИЛИЯ — НАЦИОНАЛЬНОСТЬ)

Из этой статьи вы узнаете:

    Какие обычаи и традиции у северных народов

    Какие праздники отмечают северные народы

    Как использовался бубен в традиции северных народов

    Как использовали магию в традиции северных народов

Быт – это естественный уклад жизни этноса, включающий в себя определенные традиции и религиозные верования. Культура каждого народа по-своему уникальна. Мы с вами рассмотрим традиции северных народов.

Северные народы: обычаи и традиции

Проживание северных народов в условиях дикой природы и сурового климата стало определяющим фактором в формировании быта и традиций этого этноса. Мир севера непредсказуем: он может как навредить человеку, так и быть к нему благосклонным. Отсутствие научных познаний о сути природных явлений привело к тому, что люди стали связывать естественные процессы с существованием добрых и злых духов, с которыми впоследствии пытались жить в мире и согласии.

Сотнями лет у людей севера формировалась своеобразная культура, которую они донесли до нашего времени. Их философия проста – все в мире связано одним общим началом, а человек на земле – всего-навсего крошечная пылинка. Северные народы считали, что природа – мать для всех живущих, а вред, нанесенный ей, вернется каждому вдвойне. Эти постулаты являются основой всей культуры северян, их законов и магических обрядов.

Согласно традициям северных народов, природа является живой. Все вокруг имеет свою душу: озера, тайга, поля и равнины.

В связи с этим магические обряды общения с духами, их задабривание, кормление это своего рода нравственные уроки и правила для каждого.

Очень интересными с точки зрения религиозного культа и его особенностей были ненцы. Отличительной особенностью этого этноса были интересные легенды о героях прошлого, бившихся с богами и злыми духами. К слову, ранее ненцы проживали на территории современной Тюменской области.

Если быть точным, то ненцы являлись представителями самодийского народа, одного из самых многочисленных на тот момент. Существует две группы этой народности: тундровые и лесные.

Основным занятием этих северных народов было оленеводство. Этим ремеслом ненцы занимались круглый год. Пасущихся животных охраняли специально обученные собаки, а главным транспортом у северян были нарты с единственной задней спинкой, в которые запрягались собаки или олени.

Нарты могли быть изготовлены в двух вариантах – для женщин и для мужчин. В такие сани могут быть запряжены до 7 оленей. При ловле животных из этих же саней делали специальный загон.

Ненцы были кочевым народом. Для своего проживания они строили чумы. Такой дом возводился из тридцати жердей и сверху дополнительно укрывался берестой в теплые месяцы, а в очень сильный мороз вместо бересты использовались шкуры животных. Для обогрева разводили огонь, обычно это делали в центре постройки. Пламя использовали для того, чтобы приготовить еду. Для этого над костром вешали планку, где на крюк крепили чайник или котелок. В настоящее время в чумах топят обычные железные печи.

Лежаки оборудовались рядом с костром, а напротив входа в чум обычно размещались бытовые и религиозно значимые предметы.

В целом, культура данного этноса является крайне интересной. Каждая перекочевка сопровождалась разборкой жилищ, части которых укладывались в специально предназначенные сани. Помимо выпаса оленей ненцы также занимались охотой на диких северных оленей, песцов, росомах, лисиц и др. Из шкур женщины шили одежду.

Праздники и традиции северных народов

Праздник весны назван в честь вороны неспроста. По традициям северных народов с прилетом этой птицы связано окончание суровых морозов. Ворона, которая в числе первых прилетает в северные края после зимы, по верованиям северян, пробуждает жизнь в тундре. Потому эта птица и считается покровительницей женщин и детей, ей посвящен специальный праздник.

Один из обычаев северян гласит о том, что нужно строго следить за вещами младенцев, чтобы с ними не произошло несчастья. Причем это касается и тех предметов, которые уже были не нужны детям. Так, например, гнилушки, представляющие собой мягкую древесную стружку, которая использовалась в кроватках младенцев вместо пеленок, не выбрасывали после использования, а хранили в укромном месте. Ненцы считали, что ворона, прилетев из южных краев, в морозные дни греет лапки в этой стружке и приговаривает: «Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было, где мне погреть свои лапки».

В давние времена на праздник приходили только пожилые женщины и девочки, которые готовили разные угощения. Обязательным блюдом была каша-болтушка «саламат». Неотъемлемой частью праздника были и танцы. Зачастую этот праздник связывался с богиней Калтащь, которая считалась помощницей при родах, а также вершительницей судеб. Люди верили, что именно она чертила их жизненный путь на священных бирках.

Медвежий праздник является очень значимым для северян. Медведь, по традициям северных народов, это сын Торума – верховного божества. Также по преданиям он является сыном матери-прародительницы и братом ее детей, а значит, братом людей севера. В конце концов, он олицетворяет высшую справедливость, является хозяином тайги.

По окончании охоты на это животное устраивался праздник, целью которого было снять вину за убийство «собрата» и сделать счастливыми всех участников. Медвежью шкуру сворачивали, голову и лапы украшали кольцами и платками и клали в переднем углу жилища в жертвенной позе, причем голова находилась между вытянутыми передними лапами. Далее проходили представления в масках. До полуночи исполнялись танцы, которые посвящали главным божествам. Главное значение придавали середине ночи и времени после полуночи – в этот период ели медвежье мясо, устраивали проводы души медведя на небо, гадали о будущей охоте.

Согласно традициям, северные народы почитали многих животных, но самым большим уважением пользовался олень. Это легко объяснить его огромной значимостью в быту. Кроме того, и охотились в основном на дикого оленя. Его добычей занимались обычно осенью, на переправах, когда эти животные стадами уходили на юг. Зачастую люди севера использовали при этом обученных оленей-манщиков.

Домашним оленям обвязывали ремнями рога и подпускали к диким собратьям, которые вступали в схватку с манщиками и в процессе борьбы запутывались в ремнях.

Для ненцев олень был культовым животным, ведь их основным занятием являлось оленеводство. Их стада были самыми большими на севере. Традиционно, священными у ненцев считались белые олени, поэтому они не использовались в качестве ездовых, их не убивали с целью получения продуктов питания и шкур. Белые олени украшались красными лентами, на их шерсти выстригали знаки солнца или изображался дух огня. Считалось, что эти животные принадлежат верховному божеству Нуму. Северяне полагали, что Нум является создателем земли и всех, кто ее населяет.

Бубен – это священный инструмент для северян. Согласно их традициям, бубен шамана – это олень, на котором знахарь способен отправляться в путешествие на небо. Однако для этого шаману надо было вдохнуть жизнь в бубен. Обычно обряд проводился по весне, с прилетом птиц, потому что считалось, что птицы – самые близкие родственники северных народов, которые даже часто называли себя людьми орла или тетерева.

«Оживление» бубна происходило 10 дней. Апогеем церемонии являлось достижение шаманом земли, «где светят 7 солнц, где камень достает до неба». Доказательством того, что колдун находится в этой магической стране, был пот, который катил с него ручьями. Завершением обряда был всеобщий пир и кормление идолов, которые олицетворяли предков.

Этот праздник считался самым значимым у северных народов и связывался с завершением полярной ночи. Период празднования – конец января – начало февраля.

В праздник сооружался особенный, «чистый чум». В нем несколько дней без перерыва шаман проводил магические обряды. Под звуки шаманского бубна молодые северяне исполняли традиционные танцы и устраивали игры. Северные народы верили, что эти действия сделают следующий год удачным.

Праздник мог проходить и по другому сценарию. Например, вместо «чистого чума» строились «каменные ворота», которые представляли собой что-то вроде туннеля. В течение трех дней шаман общался с духами, а потом он и остальные участники праздника три раза проходили через каменные ворота.

По окончании промыслового сезона (конец осени – начало зимы) у северных народов проходил праздник кита. В этот день люди облачались в праздничные одежды и просили прощения у убитых ими животных – тюленей, китов, моржей. В честь праздника проводили бойцовские поединки, устраивали танцы и представления, показывающие сцены смертельных схваток охотников с их добычей.

В этот день северяне обязательно делали подношения Кэрэткуну, который считается хозяином всех морских животных. Люди верили, что охота будет успешной только в том случае, если божество относится к ним благосклонно. Обычно в яранге, в которой проводилось празднество, вывешивалась сеть Кэрэткуна, сплетенная их оленьих сухожилий, выставлялись фигурки животных и птиц – они вырезались из дерева и костей. Одна из фигур изображала повелителя. По окончании праздника люди опускали китовые кости в море. Они верили, что в морской воде кости обратятся в новых зверей, и в следующем году охота на китов будет не менее успешной.

Бубен в традициях северных народов

Самым главным инструментом для проведения обрядов является бубен. По традициям северных народов на внешнюю сторону обтяжки было принято наносить изображения мира, каким его видит шаман. Все общения с духами проходили только с использованием бубна.

По традициям северных народов бубен – это ездовое животное шамана, причем он олицетворял именно того зверя, шкурой которого был обтянут. Во время общения с духами шаман путешествовал на бубне, как на коне или олене, в небесный (верхний) мир – обиталище добрых духов. Если шаман отправлялся в подземный/подводный мир, где обитали злые духи, то бубен для него служил лодкой, на которой он плыл по подземной реке. Главное, что бубен помогал шаману входить в транс для общения с духами.

Общение с духами начиналось с «оживления» бубна – разогревания его на огне. Далее шаман бил в бубен. Удары и пение колдуна – это своего рода призыв духов, которые, по традициям северных народов, прилетали и садились на подвески бубна. Северяне считали, что духи сами указывают на то дерево, из которого шаман должен сделать обод (обечайку) своего бубна.

Древние северные народы верили, что в бубне заключена вся жизненная сила шамана. За свою жизнь у шамана могло быть не более девяти бубнов. После того как рвался последний бубен, говорили, что шамана должен умереть. Если случалось так, что шаман умирал раньше, то бубен также «умертвляли», выпуская духов из него, – прокалывали, насаживая на сук дерева, растущего неподалеку от места захоронения шамана.

Подобные бубны и многое другое вы можете приобрести в нашем интернет-магазине «Ведьмино счастье», который по праву считается одним из лучших магазинов эзотерики в России.

Здесь вы найдете то, что подойдет именно вам, человеку, который идет своим путем, не боится перемен, ответственен за свои поступки не только перед людьми, но и перед всей Вселенной.

Грезите северными легендами и тайнами? Зачитываетесь сагами и штудируете "Эдду"? Знаете все о германских богах? Вы не одиноки!

Для всех давних последователей Северной традиции и тех, кто только начал путь "на Север", мы постарались максимально облегчить это путешествие. Закажите у нас статуэтки богов, покрывала, чаши и другие принадлежности для алтаря, выберите рунические наборы и талисманы, и во всеоружии приступайте к работе.

Начало присоединения Сибири к России относится к концу XVI века. В XVI веке Сибирь как новый край Русского государства управлялась Посольским приказом, а с 1599 г. - приказом Казанского дворца, в ведении которого к началу XVII в. находились все восточные окраины страны. В 1637 г. было образовано новое центральное учреждение - Сибирский приказ. В отличие от типичных областных приказов с их основной финансовой функцией по сбору налогов, Сибирский приказ на протяжении всего XVII в. имел очень широкие полномочия: ведал вопросами административными, финансово-податными, таможенными, военными и даже дипломатическими.

Специфика социально-экономических условий Сибири, удаленность сибирского региона от центра обусловили особенности управления им на местах. Царское правительство не разрушало социальную организацию аборигенов Сибири, а стремилось опереться на нее, привлекая на свою сторону родоплеменную знать.

В 1822 г. царское правительство провело реформу управления Сибирью, подготовленную и осуществленную под руководством М.М. Сперанского. Для подготовки реформы был создан Сибирский комитет. Авторы реформы исходили из того, что окраины России требуют своеобразной организации управления. Сибирская реформа вылилась в ряд законодательных актов, среди которых одним из важнейших стал "Устав об управлении инородцами Сибири", регламентировавший все стороны жизни коренного населения: экономическую, административную, судебно-правовую, культурно-бытовую. В основу Устава были положены следующие принципы:

  • - разделение коренного населения на три разряда (оседлые, кочевые, бродячие) в соответствии с родом занятий и образом жизни;
  • - ограничение опеки над аборигенами со стороны русской администрации и полиции, власть которых должна была отныне состоять лишь в осуществлении "общего надзора";
  • - введение свободной торговли с аборигенами;
  • - упорядочение налогового обложения.

К группе "бродячие инородцы" или "ловцы" (охотники), "переходящие с одного места на другое" относились энцы, нганасаны, ненцы, долганы и эвенки, проживающие на территории Таймыра.

НГАНАСАНЫ

Современные нганасаны являются потомками самого северного тундрового населения Евразии - неолитических охотников на дикого оленя. Данные археологии показывают тесную связь первых жителей полуострова с населением бассейна Средней и Нижней Лены, откуда они проникли на Таймыр примерно 6 тыс. лет назад. Нганасаны как особый этнос сложились на Таймыре во второй половине XXVII - начале XXVIII веков. В его состав вошли различные по происхождению племенные группы (пясидская самоядь, кураки, тидирисы, тавги и др).

Основными занятиями нганасан была охота на диких оленей, песца, оленеводство и рыболовство. По сравнению со своими соседями, энцами и ненцами, нганасаны выделялись особым значением в их хозяйстве охоты на дикого северного оленя. Добывали диких оленей главным образом осенью путём коллективной охоты на речных переправах, закалывая их копьями с челноков. Также использовали ременные сети, в которые охотники загоняли диких оленей. Кроме того, летом и осенью нганасаны охотились на диких оленей пешком, в одиночку и небольшими группами.

К середине XIX века нганасаны уже считались традиционными оленеводами. Оленеводство нганасан было типично самоедским, санным. По количеству оленей нганасаны были едва ли не самые богатые среди других народностей, населяющих Таймыр. Олени у нганасан служили исключительно средством передвижения, поэтому чрезвычайно ценились и оберегались. На лето нганасаны откочёвывали в глубь тундр полуострова Таймыр, к зиме возвращались к северной границе лесной растительности. Наличие стад домашних и охота на диких оленей, расположение кочевий в наиболее северных пределах полуострова, пользование самодельными орудиями труда и охоты позволяли им быть совершенно независимыми почти до конца XIX века.

Техника у нганасан, по сравнению с их соседями долганами, была на более низком уровне. Все производства носили почти потребительский характер, обслуживая внутрихозяйственные нужды. Почти каждый в своём хозяйстве являлся одновременно и мастером по обработке дерева, и кузнецом, хотя нередко выделялись наиболее способные в какой-либо одной отрасли, например хорошие мастера по производству нарт, плетению маутов.

Традиционную одежду шили из различных частей шкур оленей разных возрастов и разных сезонов года с различной высотой и крепостью меха. Верхняя мужская одежда цельнокроёная шилась мехом внутрь и мехом наружу. Внутренняя часть, без капюшона мехом к телу, изготовляется из 2-3 шкур осеннего или зимнего оленя, наружная часть с капюшоном - из короткошерстных шкур темных и светлых тонов. Чередование частей из темных и светлых шкурок на верхней одежде с четко обозначенным на спине темным или светлым прямоугольником и двух - трёх орнаментированных полос ниже его - характерная особенность одежды нганасан. Женская зимняя одежда - того же вида, но с разрезом спереди, с небольшим воротником из меха белого песца, без капюшона, который заменяет двойная шапка с опушкой из длинного черного меха собаки. По подолу внутренняя и наружная части одежды также обшиваются опушкой из белого меха собаки. К верхней линии спинного прямоугольника прикрепляются длинные раскрашенные ремешки.

Зимой в сильные морозы поверх обычной одежды надевают еще одну (сокуй) из толстого меха зимнего оленя шерстью наружу с капюшоном, имеющим спереди белый стоячий султан, по которому соседи безошибочно узнают нганасан. Погребальную или обрядовую одежду шили из цветных сукон.

Для украшения праздничной одежды нганасаны использовали геометрический полосовой орнамент сходный с ненецким, но более мелкий и выполненный не из меха, а из кожи. Назывался орнамент - МОЛИ. Чаще всего нганасанские женщины вырезали орнамент "от руки", без употребления каких-либо шаблонов и без предварительного вычерчивания. У нганасан довольно часто встречалась раскраска одежды.

Почитание земли, солнца, луны, огня, воды, дерева, важнейших промысловых и домашних (олень, собака) животных и их ипостасей под именем матерей, от которых зависят здоровье, промысел и сама жизнь людей и с которыми связана основная календарная и семейная обрядность - характерные черты традиционных верований нганасан. В них проявляются чрезвычайно архаичные черты представлений о природе и человеке, долгое время бытовавшие в относительно изолированных полярных коллективах. Они и сейчас сохраняются среди пожилых людей. Кормление огня и семейных культовых предметов - обязательный ритуал.

В традиционном нганасанском обществе почти в каждой кочевой группе нганасан был свой шаман, который отстаивал интересы своего рода перед сверхъестественными силами. Шаман, как посредник между миром людей и миром духов, был фигурой выдающейся. Он обладал хорошим голосом, знал фольклор своего народа, обладал феноменальной памятью, был наблюдательным. Главнейшие функции шамана были связаны с основными промыслами, обеспечением удачи в охоте и рыболовстве, шаман угадывал места и сроки охоты. Также важными функциями шамана были лечение больных, помощь при родах, предсказание будущего для членов рода, толкование снов.

В настоящее время нганасаны проживают в посёлках Усть-Авам, Волочанка и Новая. Численность нганасан составляет около 800 человек.

ЭНЦЫ

Далекие предки энцев жили на Средней Оби. Этим объясняются сходные этнонимы в родовых названиях энцев и южных самодийцев – селькупов, карасинцев, карагасов и других. Вытесненные в северную тундру, самодийские предки энцев столкнулись там с местными жителями – охотниками на дикого северного оленя. Пришедшие с юга самодийцы более многочисленные, с высоко развитой культурой, в относительно короткий срок полностью ассимилировали аборигенов.

Энцы представляют собой две территориально разобщённые группы: тундровые и лесные. Тундровые энцы проживают на самом севере сельского поселения Караул, в этой группе сосредоточена основная часть энцев с самоназванием "Сомату". Материальная культура тундровых энцев почти не отличается от материальной культуры нганасан. Близость проявляется в типе одежды, в некоторых особенностях устройства жилища, в конструкции нарт. По всем этим элементам культуры тундровые энцы в то же время отличаются от лесных энцев.

Лесные энцы проживают в посёлках, подведомственных администрации городского поселения Дудинка (Потапово, Усть-Авам, Воронцово). В этой группе сосредоточена основная часть энцев с самоназванием "Пэ-бай". Материальная культура лесных энцев почти не отличаются от культуры живущих по соседству ненцев. Однако и тундровые и лесные энцы сохраняют собственное название и язык.

В настоящее время - энцы самый малочисленный, из коренных народов на Таймыре. В течение ХХ века часть энцев ассимилировали нганасаны, часть энцев ассимилировали ненцы. Но эта малочисленная группа, чуть более 160 человек, сохранила свою традиционную культуру и, что самое главное свой язык.

НЕНЦЫ

В своём формировании и этническом развитии ненцы прошли сложный исторический путь. Материалы археологии, данные топонимики, антропологии позволяют довольно точно утверждать, что в начале I тыс. н. э. самодийские по языку этнические группы заселяли обширные лесостепные районы на огромном пространстве от восточных отрогов Урала до Саянского нагорья. Под натиском кочевников, гуннов и тюрок значительные группы самодийцев были вынуждены покинуть места прежнего обитания и уйти на Север в таёжные, а затем в тундровые районы. Те этнические самодийские группы, которые проникли в северные районы, столкнулись здесь с местным аборигенным населением, основным хозяйственным занятием которого была охота на дикого северного оленя. В результате контактов самодийцев с аборигенами сложилась родовая организация сибирских тундровых ненцев.

Как свидетельствуют ясачные документы и другие архивные источники, ещё в начале XVII века ненцев в бассейне нижнего Енисея не было. Территорию низовьев Енисея населяли в тот период предки тундровых и лесных энцев. Первые попытки проникновения ненцев на восток относятся к середине 30-х годов XVII века.

Двухвековая оторванность приенисейских ненцев от западных соплеменников и ассимиляция ими энцев привела к образованию отдельной группы приенисейских ненцев со своими особенностями языка и материальной культуры.

Хозяйство ненцев издавна было и остается комплексным. Ведущей отраслью было и остаётся оленеводство.

Значение оленеводства было очень велико, помимо использования оленя в качестве транспортного животного, совершенно незаменимого в условиях тундры, ненцы получали от оленей мясо, одежду и жилище, для которых использовались шкуры оленей. Из шкур оленей выделывали ровдугу (замшу), сбрасываемые ежегодно оленьи рога употребляли для варки клея и для изготовления костяных деталей упряжи, руко¬яток ножей и ножен. Спинные и ножные сухожилия шли на изготовление прочных ниток для шитья. Охота у ненцев также была важной отраслью хозяйства. Охотились они на диких оленей, на песца, на лисицу, гусей и уток. В летнее время рыболовство являлось важным источником питания.

Домашнее производство ненцев носило потребительский харак¬тер. В каждой семье производились необходимые в хозяйстве предметы, существовало разделение труда: мужчины занимались обработкой дерева, кости, железа, плетением маутов и сетей; женщины - выделкой шкур и шитьем. Дети помогали взрослым в меру своих возможностей. Единственным видом жилища у ненцев был чум, потом появился балок. Чум является переносным жилищем, и его появление тесно связано с оленеводством и кочевым образом жизни. Устройством чума в прошлом занимались только женщины.

Ненцы до настоящего времени, особенно в зимнее время, сохранили свою традиционную одежду, отлично приспособленную для условий севера. Мужская одежда состоит из малицы, меховой обуви и в очень холодное время совика. Женская одежда из «ягушки» (плечевая одежда), шапки и меховой обуви.

Основным способом передвижения ненцев в течение всего года является езда на оленях, запряжённых в сани (нарты), все грузы также перевозятся на нартах.

В основе религиозных верований ненцев лежат анимистические представления, то есть вера в духов. Не один Нум? - дух неба – был предметом почитания ненцев. Весь окружающий мир представлялся им населённым духами, которые принимали непосредственное участие в жизни людей, принося им удачу или неудачу в промыслах, доставляя радости и огорчения, насылая различные болезни. Земля, реки, озёра, отдельные урочища имели своих духов – хозяев. Например, дух воды мог дать хорошие уловы, поэтому после каждого удачного лова рыбы ему приносили жертвы, опуская какие-либо предметы прямо в воду.

Расселены ненцы в нашем районе в поселках сельского поселения Караул, по берегам Енисея и его притоков. Численность ненцев около 3 500 человек.

ЭВЕНКИ

Исторически и этнически хантайские эвенки связаны с Эвенкией, откуда они небольшими группами и отдельными семьями в течение XVII – ХХ в. проникали на Таймыр.

Хантайские эвенки – небольшая по численности группа эвенкийского народа. В настоящее время их насчитывается около 300 человек.

В конце XIX начале ХХ века хантайские эвенки представляли собой весьма замкнутую кочевую группу, занимавшуюся охотой, рыболовством и оле-неводством. Они не более двух-трех раз в год выходили на факторию Плахино для сбыта пушнины и закупки всего необходимого. Единственным товарным занятием являлся охот¬ничий промысел. Зверя добывали преимущественно пастями и черканами; пасти настораживали на значительном расстоянии друг от друга в виде вытянутой линии. Обычный тип жилища для хантайских эвенков – шестовой чум, покрытый нюками (покрышки чума). Однако часть населения имела и деревянные "голомо" (балаганы), представляющие тип стационарной постройки и расположенные обычно по берегам больших озёр, на местах рыбной ловли.

При кочевом образе жизни эвенков и ограниченности транспортных средств, количество предметов домашнего обихода было доведено до минимума, причём весь домашний скарб и сама семья во время перекочёвок помещались на нескольких санках.

В 30-х годах ХХ века жизнь хантайских эвенков стала постепенно меняться. До середины 20-х годов XX века еще сохранялось старое родовое управление, введенное в 1822 г., но затем оно было перестроено. Были организованы Хантайско-тунгусский родовой совет и Коми¬тет общественной взаимопомощи (КОВ). Часть эвенков стала членами Плахинского отделения интегральной кооперации. Значительно улуч¬шилось снабжение: помимо муки и боеприпасов, население стало приобретать мануфактуру, мыло, сухари и другие товары.

В 1971 году к эвенкам на Хантайское озеро были переселены жители долганского поселка Камень, находившегося в верховьях реки Хеты. После этого в поселке Хантайское озеро эвенки и долганы составляют примерно равные доли населения. Однако оленеводством здесь по-прежнему продолжали заниматься в основном эвенки, а долганы больше внимания уделяли рыболовству.

В Таймырском муниципальном районе эвенки сосредоточены в основном в поселке Хантайское озеро, где живут вместе с долганами. Несколько эвенкийских семей живет также в поселке Потапово с долганами и ненцами. В общей сложности на Таймыре проживает всего лишь 1% от всей численности этого народа в Российской Федерации.

ДОЛГАНЫ

Дол¬ганы - самая молодая по времени образования народность, про-живающая на Таймыре. Образовалась она в XVIII веке на террито¬рии Таймыра. В XVII веке, когда русские пришли в Среднюю и Восточную Сибирь, народности долган не существовало. Только на реке Лене, близ устья Вилюя и Муны были встречены отдель¬ные тунгусские роды с названием "долган". Считается, что впер-вые о долганах упоминается в ответах, присланных администраци¬ей Енисейской губернии в Российскую академию наук в 1841 году, когда шла подготовка к экспедиции А.Ф. Миддендорфа. Сложились долганы из родовых групп различного происхождения.

В течение XVIII и XIX веков усиленно протекал процесс взаимного сближения культуры и быта этих разных групп населения. Господствующим становился якутский язык, осваиваемый не только тунгусскими по происхождению группами, но и большей частью затундринскими крестьянами. Взаимные браки всё больше стирали прежние различия между эвенками, якутами и русскими.

Материальная и духовная культура долган формировалась под влиянием выше перечисленных народностей. О родстве дол¬ган с эвенками (тунгусами) писали многие этнографы. Действительно, по типу некоторых элемен¬тов одежды, по ряду особенностей орнамента, по сходству некото¬рых родовых названий долганы могут быть сближены с эвенками. Влияние эвенков сильнее сказывалось на западных и юго-западных долган и в меньшей степени у северо-восточных долган. Это объясняется тем, что северо-восточные долганы испытывали длительное и сильное влияние якутов-оленеводов северо-западной Якутии и вследствие этого у них менее заметны выше упомянутые эвенкийские черты.

Оленеводство долган развивалось под влиянием тунгусов (эвенков) и самодийцев (ненцев, энцев и нганасан) и имеет, если так можно выразиться, скрещенный характер. Летняя, вьючная верховая езда на оленях у долган тунгусского типа. Зимняя езда на санках - самодийского типа, но с эвенкийским передовым, то есть передовым оленем управляют с правой стороны и на санках сидят тоже с правой стороны. Долганы стали, как эвенки, доить оленей и молоко заготавливали впрок, замораживая его. При окарауливании оленьих стад, применяли, как самодийцы, оленегонных пастушь¬их собак.

Русское влияние в XVII – XIX в. испытывали все народы Сибири, особенно принявшие крещение. Но у долган оно было бо¬лее глубоким ещё и потому, что часть из них являлась русскими по происхождению. От русских долганы переняли новое жилище - балок (нартяной чум). Нартяной чум возник из небольших крытых повозок, которые назывались балками. В таких балках ездили по тундре русские купцы и чиновники. От русских также было заимствовано примене¬ние в пищу хлеба. Календарь долган - паскал (от русского слова пасхалия) построен на православных праздниках. В фольклоре долган много русских народных сказок. Многие предметы быта перешли к долганам вместе с русскими названиями.

Долганская одежда самая разнообразная. Насчитывается около 20 её видов. Характерной особенностью долганской одежды является удлинённый сзади подол. Зимой долганы носили парки из меха оленя, под них надевали песцовые или заячьи шубы. Летом и зимой шили одежду из сукна. Всё это любовно украшали бисером, цветным сукном, цветными кантиками, меховой мозаикой. У долган и мужчины, и женщины носили шапки. Долганы первыми стали шить домашнюю одежду из покупных тканей. Мужчины носили рубашки и штаны русского покроя, женщины – платья, юбки, кофты. Поверх платьев надевали закрытые фартуки. Домашняя одежда украшалась узкими кантиками из цветной материи. Долганские женщины носили много украшений из металла якутского производства.

В настоящее время долганы составляют наиболее много¬численную группу коренного населения Таймырского муниципального района. Численность их составляет около 5 500 человек. Проживают долганы в посёлках, подведомственных городскому поселению Дудинка (Хантайское озеро, Усть-Авам, Волочанка), и посёлках сельского поселения Хатанга.

Материалы официального сайта органов МСУ

Таймырского (Долгано-Ненецкого) муниципального района:


Образовательные задачи: познакомить учащихся с народами, проживающими на Таймыре, их численностью, укладом жизни, обычаями и традициями;

развивающие задачи: учить детей умению анализировать диаграммы и статистический материал;

воспитательные задачи: воспитывать интерес к культуре и традициям других народов, формировать экологическую культуру.

Оборудование: диаграмма «Народы Таймыра», картины, книги о Таймыре, музыка с записью северного ветра и танец шамана, импровизированный костер, презентация «Народы Таймыра».

Метод урока: объяснительно – иллюстративный с элементами исследовательской работы.

Форма урока : урок – путешествие.

I. Организация класса.

II. Изучение нового материала:

Слово учителя:

Таймырский полуостров расположен на Крайнем Севере, на самой макушке земли. При слове Таймыр, у людей, проживающих где-нибудь на юге, возникает образ края света, унылой, холодной и неуютной Земли. Таймыр служит родным домом для некоторых народов, который свой край не считают ни унылым, ни слишком холодным.

Таймыр древняя земля, овеянная легендами и приданиями. С незапамятных времен, живущие на этой земле народы, из поколения в поколение передают миф о ее рождение.

Инсценировка сказки.

Собрались два бога.

Ну, что будем делать?

Что будем делать? В сторону Солнца (то есть на юг) есть камень (горы).

Там, среди гор надо поставить лес на дрова. Может, русский народ будет, самоедский народ будет, тунгусский народ будет, - какими дровами они топить будут?

Огня хозяйка (Туй – Нямы) говорит:

Оу! Правильно ты говоришь. Ну что еще? У меня будто ум короткий. Лес надо было родить, поставить.

Попросили теперь другого бога и лес поставили. Русские родятся – пусть избы делают, самоди родятся – пусть шесты для чума делают, Русские, самоди пусть его топят.

Тальником тоже надо топить. Самоди найдут тальник, русские не найдут, дровами только топить будут. Ну! Мы нынче без огня ведь не живем?

Так все в землю положили, в воду рыбу положили, еду. Станут люди в воде неводить, рыбу будут добывать. До сих пор ее всякий человек ест.

Это все два бога положили.

Теперь вся земля стала жить. Теперь Туй – Нямы (Огня мать) в чумах, в избах стала жить, другая Моу – Нямы (Земли мать) в земле поселилась. Так стали жить два бога и все.

Слово учителя:

Ребята, о каких древних народах Таймыра рассказывает сказка?

Ненецкая писательница Анна Неркаги написала: «Меня иногда все занимает мысль: у реки, у любой реки два течения – верхнее, видимое глазу, и глубинное, у самого дна, и это – то течение, тайное, сильное, самое важное, куда повернет оно, туда и река. Так и в нашей жизни – часть жизни лишь сверху, а есть душа – как и тысячу, миллионы лет назад, есть душа, не подвластная ничему… Есть еще душа народа».

Как вы поняли ее слова?

Подобно реке мы так мало знаем о коренных народах. И сегодня мы совершим путешествие в тундру. Сейчас мы попробуем в рамках одного урока представить картину повседневной жизни коренных народов. Познакомимся с укладом жизни, обычаями и традициями народов Таймыра. Коренные народы Таймыра называют еще малочисленными или малыми.

Ребята, как вы думаете, почему их так называют?

Какие коренные народы живут на Таймыре?

Численность населения по состоянию на 01.01.2003г. составляет в ТАО 44,5тыс. чел.

Из них 9,5 тыс. человек будет коренное население. Сравним численность населения коренных народов Таймыра с русскими и другими народами.

Долганы - около 5400 чел.

Нганасаны – около 800 чел.

Ненцы – около 3.000 чел.

Эвенки – около 300 чел.

Энцы - около 100 чел.

8 тысяч лет назад земля освободилась от ледников и появилась на Таймыре современная растительность. За стадами оленей пришли сюда люди, потомственные охотники, которые относятся к разным языковым семьям: самодийской (энцы, ненцы, нганасаны) и тюркской (долганы). Из этих народов нганасаны – самые древние, а молодые – долганы.

Бескрайние просторы тундры являются для коренных народов родным домом. Живя долгое время в гармонии с природой, эти народы сформировали свой уклад жизни и культуру.

Так как скудная северная природа не обеспечивала средствами к жизни на длительное время, приходилось искать новые пастбища для оленей. Следовательно, каким должно быть жилище жителей тундры?

Рассказ ученика .

Жилище коренных жителей Таймыра называется чумом. Это разборное, конической формы жилище. Жерди – длинные, круглые палки, являются основной деревянной конструкцией чума. А выделанные оленьи шкуры – используются в качестве покрытий. Очаг находился в центре чума. Для обогрева жилища использовали тальник и мох. Постелью служили целые зимние шкуры оленей. Собирали и разбирали чум женщины всего за два часа.

Как вы думаете, ребята, почему коренным народам было удобнее жить в чумах, чем в домах, в которых они живут сейчас?

Рассказ учителя.

Очень важным для Севера является пища. В тундре они собирали коренья, ягоды, охотились на диких оленей, гусей, уток, добывали пушных зверей. В реках и озерах ловили рыбу. Любимым блюдом было национальное кушанье – сагудай, приготовленное из свежей рыбы со специями.

Нганасанский художник Мотюмяки Турдагин рассказывал: «Мы садимся за стол и сразу съедаем несколько чиров, затем жена подает большую жаровню мяса, а потом мы выпиваем четыре чайника. Оленя средних размеров хватает нам на один день, так что охотиться приходится ежедневно. А русская еда в пищу не годится. А в его семье было одиннадцать детей. Вопрос ученикам.

Ребята, а почему русская еда не годится для жителей тундры?

Слово учителя.

Поговорим о одежде северных народов. Одежда народов Севера помогла обжить суровую землю.

Рассказ ученицы.

Век этой удивительной одежды исчисляется тысячелетием. Она лаконична и сложна. За ее простотой – уникальный крой и обработка материала. В процессе выделке оленьи шкуры становятся эластичными, мягкими, тонкими и пушистыми.

Шьют одежду женщины. Девушка не могла стать женой, не научившись шить. От одежды зависела удача в охоте, здоровье семьи, ее будущее – дети.

Уже в трехлетнем возрасте каждая девочка имела свою сумочку для рукоделия. Ее шила мать или бабушка. Вначале это был просто мешочек без всяких украшений, где хранились куклы, лоскутки, меха. С возрастом ребенка сумочку меняли на более красивую, большую размером.

Украшали одежду бисером, цветными нитями, меховыми аппликациями и полосками ткани, Орнамент имеет в основном геометрический характер: «оленьи рога», «заячьи уши», «чумы» и т.д. Вместо ниток использовали сухожилия оленя. Потерять иголку было большим горем, так как получали ее у приезжих купцов в обмен за очень большое количество шкур.

Слово учителя :

Ребята, какие особенности одежды помогали коренным народам не замерзнуть в условиях холодной зимы?

Я родилась в суровом крае,

Где сердце леденит мороз,

Где мой народ, лишь горе зная,

Работал, бедствовал и мерз.

Шамана жадного до дна,

Гулял по чумам страшный голод,

И беспросветная нужда,

Жил, слезы лил, и все же

Ждал, верил, шел вперед.


Неполным будет рассказ о малых народах Таймыра, если мы не затронем духовную сторону жизни коренных народов. Пытаясь понять окружающий мир, древние жители Таймыра пришли к вере духов, эта вера позволила их предкам в трудной борьбе за свое существование сберечь душевное равновесие и сохранить самобытную культуру. В изголовье мужа ставились святые фигурки, к ним обращались с просьбами. Если исполнялась желание, шили новую парку, иногда их было много, в случае не исполнения святых наказывали, ругали.

(Стучат в дверь. Музыка. Танец шамана)

Вопрос учителя.

Кто пожаловал к нам в гости?

Расскажи детям, какую роль играл шаман у народов Таймыра?

Рассказ ученика : шаман выступал посредником между людьми и духами. Шаманом мог быть только тот человек, в роду которого кто – то из предков был шаманом.

Шаманские костюмы и атрибуты – бубен и колотушка, символика украшений – это настоящее театральное представление.

Они были и народными сказителями и хранителями мудрости предков, традиций и памяти народа. Шаман имел большое влияние на своих сородичей. Он помогал в охоте, рыбной ловле, во время болезни, при рождении и смерти.

Рассказ учителя.

Они не имели своей письменности и использовали рисунок. Образцы такого рисуночного письма – тамги – знаки собственности ставили на домашнюю утварь, орудия промысла, культовые предметы, а позже стали использовать как подписи на документах.


(На фоне музыке ). В долгую полярную ночь собирались вместе, греясь у очага зимними вечерами, развлекали детей, разгадывали загадки, вспоминали меткие пословицы, которые передавались из поколения в поколение.

Дети сидят вокруг очага. Например:

Загадки:


  1. У вертлявого зверя поскоблить не найдется мяса. (Комар)

  2. Много людей стоят, кланяются. (Деревья на ветру)

  3. Золотое блюдечко по воде плавает. (Солнце)

  4. Много людей стоят, молчат. (Звезды)

  5. К крепкому дереву иней не пристает. (Рога оленей)
Пословицы:

  1. На одежду не тогда накладывай заплатки, когда по тальникам гуляют куропатки.

  2. Старикам внучат к делу приучать.

  3. Огонь в чуме затрещал, гостей пообещал.

  4. Рукам, что не любят трудиться, не согреться в рукавицах.
Слово учителя.

Много красивых легенд передают из поколения в поколение.

Быль о Куойоке (дух чума)

Рассказ ученика.

Жили в одном стойбище два брата. Один был богатый, другой бедный. Раз поехали

они добывать оленя. Охотились, охотились. Поднялась пурга. Богатый сел в свои нары и уехал в стойбище. А бедный остался в тундре, стал замерзать. Вдруг слышит шум, грохот, и искры сыплются, смотрит – а это коряга впряглась в нарты и помчала бедного брата со скоростью ветра в стойбище. Удивились люди в стойбище, обрадовались, А бедный взял топор, разрубил корягу на много частей и раздал всем людям. С тех пор и повелось в тундре, что счастье в тундре надо делить поровну.

Вопросы учителя.

Скажите. Ребята от чего на Севере зависит человек в наибольшей степени?

Как вы думаете, чему учат людей такие пословицы и легенды?

(Быть сильными, добрыми, справедливыми, любить свою родину )

- Какие черты характера могли сформироваться у малочисленных народов?

(Самостоятельность, наблюдательность, честность, медлительность и обидчивость). Но с обидой они пытаются бороться и говорят: «Умный на обиду не подает виду».

1 ученик :

Так шло из поколенья в поколенье,

И так, наверно, будет до конца

Что искрометный, гулкий бег олений, Извечно жжет и мучает сердца.

Кричит вожак тревожным криком трубным,

Как лебедь, у людей моля,

Ему в ответ тугим шаманским бубном

Гудит и стонет отчая Земля.


2 Ученик

Я виноват перед тобой одною

Моя до боли горькая земля,

За то, что наше небо голубое

Все реже дарит песни журавля.

Мы забываем в суматохе дня…

За это все, за боль родного крова

Простишь ли ты в последний раз меня?

Ребята, почему болит и тоскует сердце у автора этих прекрасных стихотворений?

Слово учителя .

Возникновение города Норильска с его индустрией, по своему воздействию на окружающую среду, на уклад жизни коренного населения, было подобно взрыву: разрушались природные ландшафты, устанавливались новые связи с иными регионами, прибывшие по своему менталитету полностью отличались от редкого коренного населения Севера, которые фактически было изгнано из региона на периферию полуострова.

Пастбища и водоемы полуострова отравляются ежегодно тяжелыми металлами, выпадающими с пылью, а в выбросах в атмосферу содержатся: диоксид серы, сероводород и другие вредные вещества.

Над народами Севера висит угроза исчезновения под воздействием более могучих соседей – пришельцев. Промышленное вторжение принесло с собой помимо хорошего, очень много плохого, так как современные методы управления хозяйственной деятельностью и людьми нарушают экологию, разрушают культуру.

Сокращается на Таймыре оленеводство, многие отошли от традиционного занятия, на западе Таймыра почти не осталось оленей. Опрос населения о знании обрядов показал, показал, что: 63% - не знают; 22% - знают; 15% - участвовали в обрядах. К чему может привести такая статистика?

Среди малых народов есть много известных людей в нашей стране и в мире, например: художники долганин Борис Николаевич Молчанов и нганасанин Мотюмяки Турдагин, поэтесса долганка Огдо Аксенова, она писала не только стихи, но и создала букварь, писательница ненка Любовь Ненянг и многие другие.

Совсем недавно в городе Дудинке прошла научно – практическая конференция, которая была посвящена возрождению культуры малых народов Таймыра. На конференции обсуждались важные вопросы и принимались программы. Подумайте дома и попробуйте предложить на следующем занятии свою программу возрождения коренных народов. Вопросы для закрепления:


  1. Какие коренные жители проживают на полуострове Таймыр?

  2. Какое традиционное занятие было у малых народов Таймыра?

  3. Как народы Таймыра приспособились к суровым условиям Севера?
На Таймыре коренные жители в основном трудятся в сельском хозяйстве. Они занимаются оленеводством, пушным промыслом, рыболовством и т.д. У народов Крайнего Севера много традиций, обычаев и обрядов. Люди и народы Севера самобытны и талантливы независимо от того, где и в какое время родились и живут. Самым интересным, торжественным и красивым обрядом у коренного населения Таймыра, как и у других народов по всей планете, является свадьба. Как известно ни одна свадьба не обходится без ювелирных украшений, а в частности обручальных золотых колец (http://spikagold.ru/).

Эвенки - это одна из самых многочисленных народностей Севера, проживающих в нашей стране. Семья у эвенков по своему составу небольшая, в среднем 5-6 человек. Браки не всегда регистрируются, а невесту часто берут из другого народа. Все проходит примерно так: сначала жених и невеста дарят друг другу подарки. Затем девушка обычно шьет своему будущему мужу расшитый бисером кафтан и обувь.

С волнением и трепетом невеста раскладывает по сумочкам свои безделушки, украшения, поминутно вскакивает и выглядывает своего суженого, ведь до этого они ни разу не встречались… И вот она видит: жених ходит в кафтане и унтах, сделанных ее руками.

А это значит, что невеста понравилась жениху! Тогда сваты подводят к чуму красавца-оленя под богатым седлом, украшенным серебряными и золотыми бляшками, и приглашают невесту, чтобы совершить обряд - обвезти её на олене вокруг жилища три раза. Жених в это время обязательно ждет в доме, но потом невеста входит в дом вместе с отцом и топит печь. Это значит, что уже не чужая, а настоящая хозяйка законно пришла в дом.

Не менее интересный обряд существует у ненцев. Богатый, зажиточный ненец может иметь 2-3 и даже 4 жены. Но при сватовстве за каждую из них нужно платить немалый выкуп (калым). Калым обычно выплачивается не отцу невесты, а всему роду. За невесту надо отдать от 100 до 200 оленей, определенное количество песцовых и лисьих шкурок! Невеста, в свою очередь, должна принести равноценное калыму приданое: одежду, постель, различную утварь, посуду и оленей. Что интересно, олени и их приплод составляют собственность жены, и в случае развода или смерти мужа остается у нее, но если жених не может внести за будущую жену выкуп, он обязательно отрабатывает определенное количество лет за нее. У энцев же обряд проводится немного скромнее. За невесту просто платят калым ее отцу. Семьи энцев обычно прочные. У них тоже допускается двоеженство, вторичное замужество или женитьба, но обычно это случается, когда один из супругов умирает. Сам обряд очень похож на нганасанский.

Нганасанские семьи достаточно большие. Категорически запрещается молодым людям заключать браки внутри своего рода, зато возраст особого значения не имеет. Брачный возраст мальчика определяется с началом его охоты, а вот девушку выдают замуж, когда она научится колоть дрова на топку. Среди нгансан часто можно встретить неравные по возрасту браки. Как и у многих коренных жителей Севера, за невесту нужно платить калым, поэтому часто отцы, чтобы получить за дочь богатый выкуп, выдают ее за зрелого жениха. Взрослые мужчины, женясь на молодой еще совсем девушке, должны отрабатывать за невесту в семье тестя до совершеннолетия девочки. Допускается у нганасан и многоженство.

Свадебный обряд совершается небыстро… Сватом выбирается обычно пожилой человек, владеющий хорошим словом, и, главное, не находящийся в родстве с невестой. Далее сват обговаривает размеры калыма, приданого, и спустя три дня после сговора сват с женихом приводят привязанных к аркану гуськом оленей. По обычаю невеста ложится с женихом рядом в постель, но если она не раздевается в течение нескольких недель, это означит, что девушка испытывает отвращение к нареченному. В этом случае родители забирают дочь к себе и отдают калым. А если всё складывается благополучно, утром мать невесты говорит жениху: «Заставь заплести волосы». Жених подставляет голову, и невеста, густо смазав его волосы жиром, заплетает их в две косички около ушей, вплетает бусы или медные подвески. Жених надевает сшитую невестой нарядную одежду и уезжает домой и уже через три дня вместе с матерью и отцом приезжает за невестой. Родственники невесты убивают оленя, мясом которого угощают гостей, после чего поезд с невестой, ее родителями и гостями уезжает на ее новое место жительство. В новый чум девушку вводит отец жениха, бросает кусочек жира в огонь и просит духа хозяина огня оделить молодых счастьем. На другой день родителей невесты одаривают подарками, и те уезжают со спокойной душой к себе в стойбище.

Основное население из коренных народов Таймыра составляют долганы. Это самая молодая коренная народность, проживающая на Таймыре. Среди прочих обыденных обрядов, таких как, обряд при рождении ребенка и обряд при захоронении умершего, самым торжественным и красивым у долган является обряд свадьбы.

Свадьбе предшествует сватовство. Иногда оно проводится до совершеннолетия будущих супругов. Очень часто отец, желая женить своего сына и услышав, что в соседнем стойбище есть в какой-то семье дочь, отправляется вместе с сыном в гости. Под разными предлогами отец с сыном остаются ночевать в этой семье и, если сыну нравится девушка, то они уезжают домой искать сватов. Через непродолжительное время уже втроем, вместе со сватом, они отправляются в семью вести переговоры. Но если отец невесты не хочет отдавать дочь, он молчит, личное же несогласие невесты во внимание не принимается. В случае согласия сват выходит из жилища и радостно сообщает об этом окружающим. После этого отец жениха преподносит отцу невесты подарок, назначается день свадьбы. Убивают оленей, готовят угощения и в течение трех дней продолжаются различные игры, устраиваются спортивные состязания. После напутствия отца невесты и коллективной молитвы жених берет невесту за правую руку и ведет к нартам. Обычно невесту сопровождают мать и пожилая родственница, при этом девушке ни в коем случае не разрешается оборачиваться назад.

Великолепный исследователь-северовед начала ХХ века Лев Яковлевич Штернберг в заповедях этнографа писал: «Кто знает один народ - не знает ни одного, кто знает одну религию, одну культуру - не знает ни одной». Не замыкайте себя в узких рамках своей собственной культуры, сколь бы великой она ни казалась, и вам откроется уникальный мир других народов и культур!




Top