Короленко слепой музыкант анализ произведения. Чему учит повесть Короленко

Практическая работа №1

Анализ фрагмента текста из повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

(работа над текстом художественного произведения на уроке русского языка в 9 классе )

Слепой музыкант (этюд, глава 1, часть 2)

В богатой семье Попельских родился слепой ребёнок.

Сначала никто этого не заметил. Мальчик глядел тем тусклым и неопределенным взглядом, каким глядят до известного возраста все новорождённые дети. Дни уходили за днями, жизнь нового человека считалась уже неделями. Его глаза прояснились, с них сошла мутная поволока, зрачок определился. Но дитя не поворачивало головы за светлым лучом, проникавшим в комнату вместе с веселым щебетаньем птиц и с шелестом зеленых буков, которые покачивались у самых окон в густом деревенском саду. Мать, успевшая оправиться, первая с беспокойством заметила странное выражение детского лица, остававшегося неподвижным и как-то не по-детски серьезным.

Молодая женщина смотрела на людей, как испуганная горлица, и спрашивала:

Скажите же мне, отчего он такой?

Какой? - равнодушно переспрашивали посторонние. - Он ничем не отличается от других детей такого возраста.

Посмотрите, как странно ищет он что-то руками...

Дитя не может еще координировать движений рук с зрительными впечатлениями, - ответил доктор.

Отчего же он смотрит все в одном направлении?.. Он... он слеп? - вырвалась вдруг из груди матери страшная догадка, и никто не мог ее успокоить.

Доктор взял ребенка на руки, быстро повернул к свету и заглянул в глаза. Он слегка смутился и, сказав несколько незначащих фраз, уехал, обещая вернуться дня через два. Мать плакала и билась, как подстреленная птица, прижимая ребенка к своей груди, между тем как глаза мальчика глядели все тем же неподвижным и суровым взглядом.

Доктор действительно вернулся дня через два, захватив с собой офтальмоскоп. Он зажег свечку, приближал и удалял ее от детского глаза, заглядывал в него и, наконец, сказал с смущенным видом:

К сожалению, сударыня, вы не ошиблись... Мальчик действительно слеп, и притом безнадежно...

Мать выслушала это известие со спокойной грустью.

Я знала давно, - сказала она тихо.

1886 г. В.Г.Короленко

1.На доске предложены эпиграфы к тексту. Какой из них лучше отражает концептуальный смысл текста?

Легче сердце свое казнить, Коль рано матери седеют –

Легче с разумом быть в раздоре. Не только возраст виноват.

С материнским горем С. Викулов

Сравнить

Можно лишь материнское горе… Ты одна мне помощь и отрада…

Л. Татьяничева С.Есенин

Что может быть выше, чище, трепетнее, сильнее материнской любви?! Она никогда не предаст и не обманет. Но как быть, что же делать, если вдруг случилось горе, несчастье с твоим единственным ребёнком, в котором сконцентрирован весь смысл твоей жизни, вся твоя маленькая вселенная?! Сердце разрывается на части от осознания непоправимости горя. С этой бедой придётся жить, свыкнуться, смотреть на солнце и цветущий мир, зная, что твой ребёнок никогда не увидит этой красоты. Главное, самой не сломаться, поддержать своё дитя, вдохнуть силы и уверенно повести по жизненному пути. Мне кажется, что именно в строках стихотворения Л.Татьяничевой выражена космическая, неизмеримая глубина горя матери, неодолимая сила душевных страданий и огромной материнской любви.

2. Определите тему текста, обоснуйте свой выбор. Темой текста является рождение слепого ребенка. Ключевые слова, определяющие тему: глаза – взгляд – зрачок – зрительные впечатления – слеп – офтальмолог – глаза – слеп. Страшное для матери слово «слеп» сначала она произносит сама, силой материнской любви угадав беду, потом как приговор оно звучит из уст офтальмолога.

3. Назовите микротемы данного текста. Микротемы отражают смысловую целостность, тематическое единство текстового фрагмента.

    Странное выражение детского лица, вызывающее тревогу матери.

    Обращение молодой женщины по поводу своей страшной догадки к разным людям.

    Первый осмотр мальчика доктором.

    Беспредельная боль материнского сердца.

    Диагноз доктора.

    Спокойная грусть матери.

4. Концепт (главная мысль) произведения. Безмерность материнского горя и мужество матери, ее готовность и способность выдержать абсолютно все ради любви к сыну. Ее напряженные чувства, материнскую тревогу автор выражает словами - «с беспокойством», «страшная догадка», пронзительными сравнениями «как испуганная горлица», «плакала и билась, как подстреленная птица», а ее решимость, материнское мужество – последними предложениями данного текста: «Мать выслушала это известие со спокойной грустью. - Я знала давно, - сказала она тихо». Здесь очень выразителен эпитет «спокойной грустью», психологически точно передающей чувства матери, понимающей, как сложен будет жизненный путь ее сына и как особенно нужна будет ему ее любовь и поддержка. Метонимия «дни шли за днями», метафора «зрачок определился, сошла мутная поволока» и вслед за ней - «светлый луч, проникавший в комнату», на который не реагировал ребёнок, подчёркивают ужас и неотвратимость вердикта судьбы. Горе матери, её безмерная любовь и, видимо, уже продуманное решение быть рядом с сыном, сделать все возможное для него звучит в последнем предложении и подчеркнуто наречием «тихо».

5. Попробуйте дать своё название отрывку из повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант». Озаглавим текст по основной мысли: «Материнское горе».

6. Определите стилевую принадлежность текста, тип речи, обоснуйте свой выбор. Текст относится к художественному стилю. Специфические черты стиля , используемые в тексте: ин­ формативность, сочетание логичности с образно­ стью, открытая оценочность, эмоциональность, использование средств художественной выразительности. Указанные выше сравнения, эпитеты не только выполняют роль словесной живописи, но и дают эмоциональную оценку происходящему. Тип речи повествование. Рассказ о горестном событии дан во временной последовательности: сообщение о том, что в доме Попельских родился слепой ребенок, и о том, как это обнаружилось. Первое предложение является вступлением, констатирующий факт без всяких эмоций. Его же можно считать и завязкой. Кульминация – догадка матери: «…он слеп?» Развязка – приговор офтальмолога. Главный вопрос повествования – что произошло? Выразительное синтаксическое средство связи – вопрос-ответ, вопросительные и повествовательные предложения. Важную роль играет диалог: равнодушные реплики посторонних и тревожные вопросы матери, которые, напротив, звучат страстно, взволнованно.

7. Сфера общения – массовая коммуникация (силой художественного слова происходит воздействие на чувства, эмоции, сознание слушателей или читателей). Сфера употребления – художественная литература. Функция речи – эмоционально-воздействующая, способ изложения – последовательный, эмоциональный, образный, оценочный. Жанр – фрагмент из повести, которой автор дал подзаголовок – этюд, видимо, подчёркивая своеобразие произведения, в котором объединилась позиция писателя и точка зрения исследователя. «Основной психологический мотив этюда составляет инстинктивное, органическое влечение к свету», - писал автор в предисловии к шестому изданию своей повести.

8. Определите языковые особенности текстового фрагмента . Связь между предложениями – цепная. Она осуществляется лексическими средствами: контекстуальными синонимами («новорождённые дети» - «другие дети такого возраста», «плакала и билась», «тусклый и неопределённый взгляд», «неподвижный и суровый взгляд», «мать – молодая женщина»). Также употребляются грамматические средства связи: местоимения («он», «такой», «какой», «никто»), однокоренные слова («дети»- «детского» - «по-детски», чередование глаголов совершенного и несовершенного вида, нарочито подчёркнута просторечная форма глагола в словосочетании «глаза мальчика глядели» (смотрели на предметы, но не видели их). В поведении доктора напряжение, тревога и надежда передаются градацией глаголов совершенного вида: «взял ребенка на руки», «быстро повернул к свету и заглянул», «слегка смутился». Намеренно глаголы прошедшего времени употребляются в настоящем для того, чтобы передать напряжённость повествования и вызвать сопричастность читателя к происходящему. Обилие глагольной лексики говорит о динамике текста, пике переживаний, смятении чувств. В первом предложении в качестве синтаксического средства связи В.Г.Короленко использует обратный порядок слов (инверсию): подлежащее с определением поставлено в конце предложения, а во втором предложении логическое ударение на слове «этого» еще раз подчеркивает страшное событие: родился слепой ребенок. Конструкция третьего, сложноподчиненного предложения, подчеркивает взгляд новорождённого ребенка: он «тусклый и неопределённый». Бессоюзные третье и четвёртое предложения перечисляют факты, казалось бы, обычные для новорождённого: «Дни уходили за днями, жизнь нового человека считалась уже неделями. Его глаза прояснились, с них сошла мутная поволока, зрачок определился». Следующее за ними предложение начинается с противительного союза «но», контрастность заставляет сразу насторожиться: «Но дитя не поворачивало головы за светлым лучом, проникавшим в комнату вместе с веселым щебетаньем птиц и с шелестом зеленых буков…». Для повышения смысловой нагрузки на слова автор использует парцелляцию. Напряжение ситуации автор передает с помощью вопросительных предложений. Употребляет многоточие, которое «начатую речь прерывает на малое время для выражения жестокой страсти» (А.А.Барсов). Также используется конструкция разговорной речи: неполное предло­ жение, являющееся ответом на поставленный вопрос. Финал текста - «Мать выслушала это известие со спокойной грустью» - логически связан с его началом: «Мать, успевшая оправиться, первая с беспокойством заметила странное выражение детского лица, остававшегося неподвижным и как-то не по-детски серьезным». Кольцевая композиция подчёркивает безысходность ситуации и бездонность материнского горя - новорождённый слеп. Использование терминов «офтальмолог» (специалист по глазным болезням) , «офтальмоскоп» (медицинский инструмент, специальное зеркало, употребляемое для исследования дна глазного яблока), слова «координировать» (согласовывать, устанавливать целесообразное соотношение между действиями), введение в повествование образа доктора делает неопровержимым и страшным поставленный диагноз, показывает безысходность и неотвратимость случившегося. В концовке текста - едва уловимое предчувствие перемен, толика определённого оптимизма. Вроде бы надежды нет, зато есть огромная материнская любовь, которая даст силы мальчику, жестоко обиженному природой, не просто жить, а впоследствии преодолеть эгоистическую сосредоточенность на своем несчастье, духовно прозреть, понять, что и для него существует не только возможность, но и необходимость стремления к свету, к полноте человеческого счастья.

9. Какое настроение создаёт этот текст? Как следует его читать? С какой музыкой ассоциируется у вас содержание текста? Текст характеризуется интонационной и смысловой завершённостью (наличие основных структурных элементов: начало, основная часть, концовка). Читать его нужно внимательно, выразительно, осмысленно, соблюдая паузы, логические ударения, повышение и понижение голоса, темп речи, интонацию. В моём сознании чтение текста сопровождается минорным звучанием «Лунной сонаты» Бетховена. Этот текст способен потрясти душу, после его чтения хочется помолчать, углубиться в себя, сосредоточиться. Известна истина - чужого горя не бывает. Невозможно измерить глубину страданий материнского сердца. Поэтому самый ёмкий, яркий, рельефный художественный образ в отрывке из повести – это образ матери с её вселенской болью: «Мать плакала и билась, как подстреленная птица, прижимая ребенка к своей груди, между тем как глаза мальчика глядели все тем же неподвижным и суровым взглядом». Рада ба защитить, уберечь, но как? Всё бесполезно, надо научиться с этим горем жить, постоянно преодолевая и побеждая его. «Чем?», - вы спросите. Верой в Бога, верой в жизнь, верой в силы и талант собственного ребёнка. Только настоящая мать сможет всё выдержать, вынести, стать опорой и защитой. И тихий, утвердительный ответ матери в конце эпизода – тому подтверждение.

10. Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста? Примерами из текста можно проиллюстрировать написание, оформление, пунктуацию диалогической речи, постановку знаков препинания в бессоюзных и союзных сложноподчинённых предложениях, простых предложениях, осложнённых причастными, деепричастными, сравнительными оборотами и однородными членами предложения; правильное написание наречий, частицы «не» с разными частями речи, правописание глаголов совершенного и несовершенного вида, одной буквы и двух букв «н» в причастиях и отглагольных прилагательных, написание безударных гласных и непроизносимых согласных в корнях слов, правописание приставок.

11. Творческие задания .

Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт.

2) Напишите эссе на одну из предложенных тем: «Когда по-настоящему бывает

счастлив человек?», «Всё лучшее в мире – от матерей».

3) Решить коммуникативно-ситуативные упражнения (на выбор).

Задание 1. Вы – доктор, которого вызвали осматривать слепого от рождения

ребёнка. Ваши слова, действия, поступки. Что лучше: ложь во спасение

или горькая правда?

Задание 2. Вы – посторонний человек, к которому обращается мать.

Составьте диалог, найдите слова, чтобы успокоить, утешить её.

Задание 3. Вы - кинорежиссёр, который снимает фрагмент из текста

повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Расскажите, какими вы

представили героев, кого из современных актёров пригласили бы исполнять

роли, как бы построили монтаж основных сцен, что стало бы ключевой

идеей постановки.

4) Составьте «букет из слов» (монолог) и посвятите его матери больного

мальчика или «киноленту видения» по опорным словам: «серое небо» –

«крик новорождённого»- «радость и горе живут рядом» – «страшная догадка»

«надежда» – «вердикт доктора»- «тихая скорбь матери».

12. Тренировочные упражнения.

1) Выберите из текста материал для словарного диктанта.

2) Выпишите слова, интересные с точки зрения:

а) словообразования,

б) лексики,

в) орфоэпии.

3) Найдите предложения с обособленными определениями и обстоятельствами,

выполните пунктуационный разбор.

4) Дайте синтаксическую характеристику 5 или 6 предложения, составьте

схему.

    Объясните пунктуацию в диалоге.

    Выпишите из текста 3 словосочетания с разными видами подчинительной связи, укажите виды связи.

    Как вы понимаете смысл последнего предложения текста? Ответьте, используя развёрнутую метафору.

Выполнила Ворожеева Зоя Александровна.

Над повестью «Слепой музыкант» Короленко работал в течение 13 лет. Он начал писать её в 1885 г., в 1886 г. она была опубликована в 10 номерах газеты «Русские ведомости». В том же году Короленко переработал повесть для печати в журнале «Русская мысль» № 7. Повесть вышла отдельным изданием в 1888 г. и тоже была исправлена автором. В 1898 г. при переиздании Короленко ввёл знаковые для повести эпизоды: встреча со слепыми звонарями, уход Петра с нищими.

У Петра были прототипы. В детстве Короленко знал слепорождённую девушку. Её воспоминания послужили основой для описания ощущений героя. Также у писателя был ученик, который постепенно терял зрение, к тому же Короленко знал одного слепого музыканта. Сцена со слепыми звонарями записана писателем в 1890 г. «с натуры» во время посещения Саровского монастыря.

«Слепой музыкант» был любим современниками, это наиболее значительное произведение Короленко, которое переиздавалось при его жизни 15 раз.

Литературное направление и жанр

«Слепой музыкант» - повесть реалистического направления о становлении героя. Как и положено в реализме, характер героя обусловлен многими обстоятельствами: его окружением, влияющими на него обстоятельствами и эпизодами. Характер главного героя всё время находится в процессе изменения, так что и в конце счастье героя не кажется полным: Короленко даёт возможность читателю додумать продолжение, оставляя героя на пике его возможностей.

В образах Петруся и его дяди Максима чувствуется влияние романтизма и даже сентиментализма. Впрочем, чрезмерная эмоциональность, отчуждённость Петруся объясняется его положением инвалида. Эгоизм мальчика тоже объясняется реалистическими причинами - благополучной жизнью в кругу любящих родных. Вот в образе Эвелины, кроме романтической внешности, всё реалистично. С точки зрения Короленко, именно такой и должна быть любящая женщина.

Жанр «Слепого музыканта» определяется как повесть, имеющая черты одновременно психологической и философской. В подзаголовке Короленко называет произведение этюдом. Не случайно определение жанра такое же, как у музыкального произведения, и обозначает изучение чего-либо. В данном случае Короленко исследует, как инвалид, слепой человек (а косвенно – и безногий) обретает смысл жизни.

Тематика и проблематика

В целом повесть отвечает на вопрос как быть счастливым. Для гуманиста Короленко это значит дарить счастье другим. Это и есть метафорическое воплощение того, что Короленко в предисловии к шестому изданию называет инстинктивным, органическим влечением к свету.

В повести поднимаются философские проблемы смысла жизни, жизненных испытаний, исторической памяти народа, проблема истинного искусства. Гуманист Короленко едва ли не первым в литературе поднимает проблему инвалидов, которая становится действительно актуальной только в 21 веке.

Сюжет и композиция

Действия повести развиваются в Юго-Западном крае (где-то на Волыни, откуда родом и сам Короленко), населённом украинцами и поляками. У пани Попельской, урождённой Яценко, рождается слепой первенец Петрусь, которому суждено было стать единственным ребёнком в этой семье и центром маленькой вселенной.

События занимают около 20 лет: от рождения главного героя до рождения ребёнка у него самого. Все эти события помещаются в 7 главах, разделённых главками. Эпилог описывает события через 3 года после окончания основных. Это пик развития главного героя, его концерт, меняющий сердца слушателей.

Ради племянника и самого себя Максим решается на эксперимент: он пытается развить способности мальчика с тонкой нервной организацией, чтобы компенсировать его слепоту хоть отчасти. Прежде всего, Максим запретил чрезмерно заботиться о ребёнке, так что через несколько месяцев тот уже ползал по комнатам.

В 5 лет Петрусь был очарован игрой на свирели конюха Иохима. Он и сам быстро научился играть на ней. Но пианино, которое пани Попельская выписала из города и на котором сыграла технически сложную пьесу, не впечатлило мальчика: «Венскому инструменту оказалось не по силам бороться с куском украинской вербы». Свирель победила, потому что была «среди родственной украинской природы».

Мальчик научился играть на фортепиано. А потом Максим попросил Иохима спеть Петрусю народную песню, образы которой оказались понятны слепому.

Петрусь не может принимать участие в забавах других детей. Его единственным другом становится дочь соседей Эвелина. Дружба с Эвелиной «была настоящим даром благосклонной судьбы».

Постепенно Пётр начинает бояться призраков, населяющих его темноту. Пётр был подобен тепличному цветку, ограждённому от влияний жизни. Душа юноши была будто ограждена стеной, дремала в искусственном, но спокойном полусне. Максим понимал, что выход их этого состояния неизбежен, и ускорил его. Он пригласил в гости помещика Ставрученко с сыновьями, из которых один был музыкантом, а другой – филологом. Пётр чувствует себя непричастным к активной жизни молодёжи. Это знакомство приводит слепого к выводу, что он лишний на свете. Но, когда Пётр начинает играть на фортепиано, его необычную манеру исполнения признают все.

Слепой впервые понимает, на что может сгодиться. Его мысль подтверждает Эвелина: «У тебя тоже будет своя работа. Если бы ты знал, что ты можешь сделать с нами».

Шестая глава кульминационная. Это время испытаний слепого, уже принявшего решение служить своим талантом людям. Первое испытание – обнаружение могилы ватажка гайдамаков Игнатия Карого, который был похоронен в одной могиле со слепым бандуристом Юрком, сопровождавшим его отряд даже в бою. Пётр понимает, что слепой может добиться многого.

Второй эпизод - встреча с двумя слепыми звонарями. Короленко считал это эпизод важнейшим в повести. Слепой от рождения молодой звонарь Егорий был очень похож на Петра не чертами лица, но его выражением. Он был обозлён на весь мир. Другой звонарь, Роман, ослеп в детстве, но был добрым, любил жизнь во всех её проявлениях. Звонари проверяются отношением к детям, приходящим на звонницу.

После встречи Пётр решил, что его судьба – быть озлобленным. Беспросветная грусть в его настроении сменилась раздражительной нервностью. Его больше не радовал союз с Эвелиной: он не хотел обременять девушку.

Третье испытание Петра связано со встречей со слепыми возле чудотворной католической иконы. Пётр завидует им, потому что, с его точки зрения, ежедневные заботы о пище и одежде отвлекают их от размышления о собственной неполноценности.

Результатом этого третьего испытания становится путешествие Петра в обществе слепых нищих под предводительством Фёдора Кандыбы, которому выжгло глаза на войне. Максим смог убедит родных, что они с племянником в это время находятся в Киеве, где Пётр берёт уроки у известного пианиста.

Через несколько месяцев Пётр женился на Эвелине, родившийся ребёнок оказался здоровым. Так был побеждён страх Петра, касающийся личной жизни. Последний эпизод происходит через 3 года после рождения первенца, когда слепой музыкант в Киеве на Контрактах поражает всех своей игрой. Максим считает, что Пётр прозрел, потому что «сумел напомнить счастливым о несчастных», забыл о своих эгоистичных страданиях.

Герои повести

Главный герой повести – слепой музыкант Пётр Попельский. Он родился в богатой семье польского помещика, добродушного и хозяйственного. Живой и подвижный по натуре, Петрусь из-за болезни часами сидел смирно, прислушиваясь к окружающим звукам.

Сталкиваясь с чем-то новым, эмоциональный Петрусь возбуждается до обморока. Так происходит, когда в 3 года его впервые выводят в поле, на берег реки. Это место впоследствии становится любимым местом его отдыха. То же случается после встречи юного Петра со слепыми нищими, так его взволновавшей.

Природа интересует мальчика, но остаётся от него совершенно закрытой, главным выражением внешнего мира остаются звуки.

В пять лет мальчик был тонок и слаб, его глаза задумчиво и сосредоточенно смотрели вдаль.

В этом возрасте ему отрываются природа и музыка, а также красота народной песни. Со временем увлечение музыкой стало центром умственного роста Петруся. С 9 лет Максим стал учить мальчика. К этому времени Петрусь стал высоким, стройным, бледнолицым. Волосы и глаза у него были тёмными.

Читатель отслеживает работу мысли героя в период его становления. Короленко подмечает, что слепые не умеют скрывать своих мыслей и чувств, которые отражаются на лице. Пётр проходит через озлобление и разочарование, пока не находит своё предназначение в служении бедным и обездоленным доступным ему способом – музыкой.

Мать главного героя – натура гордая и тонко чувствующая. Смысл её жизни – в счастье сына: «Слепота её ребёнка стала и её вечным, неизлечимым недугом». С самого момента рождения она чувствует, что «вместе с новорождённым ребёнком явилось на свет тёмное, неисходное горе, которое нависло над колыбелью, чтобы сопровождать новую жизнь до самой могилы».

Если Иохим заинтересовал Петруся музыкой, то мать стала его главным учителем, открыв ему фортепиано. Она не имела «непосредственного музыкального чувства», которое от природы было у Иакима, обиделась на него. Но потом всё же завоевала внимание сына, когда постигла чарующую тайну музыки Конюха, гармонию песни с природой.

Мать долго пыталась объяснить сыну, что такое цвета, как выглядит мир. Она не принимает невозможность Петра прозреть.

Дядя Максим – безногий инвалид, тоже нашедший смысл своей жизни в воспитании племянника. Его мужественная деятельная натура не находила выхода, с тех пор как он, известный в Киеве забияка, уехал в Италию, примкнул к гарибальдийцам и был изувечен в бою с австрийцами. У него не было правой ноги и левой руки. Максим был по-прежнему остр на язык. Его наружность пугала: брови были угрюмо сдвинуты, а сам он окутан клубами табачного дыма. Голову его Короленко то и дело называет большой и квадратной, мысль неугомонной, а сердце – горячим и добрым. Максим понимал, что в жизни-борьбе нет места для инвалидов.

Воспитывая и развивая Петруся, Максим изучал физиологию, психологию и педагогику. Он увлёкся и надеялся, что обиженный судьбой племянник «поднимет доступное ему оружие в защиту других, обездоленных жизнью». Максим даже придумал ему девиз: «Обездоленный за обиженных».

Когда Максим понял, что будущее племянника будет связано с музыкой, он решил познакомить мальчика с песнями «сильного, вольного народа».

Именно Максим руководил этапами становления племянника. «Он мечтал для Петра не о спокойствии, а о возможной полноте жизни,.. кипучих кризисах и борьбе».

С Эвелиной Петрусь познакомился в возрасте 9 лет. Она была дочерью соседей-стариков, небольшой девочкой с длинной русой косой и голубыми глазами. Эвелина выглядит одновременно и младше своих лет из-за маленького роста, и старше, потому что благодаря солидности была похожа на крохотную взрослую женщину.

Голос Эвелины кажется слепому необычайно приятным и спокойным. Эвелина при первом знакомстве узнала о слепоте Петруся и заплакала от жалости к нему. С этих пор Петрусь стал её судьбой. Короленко описывает Эвелину как натуру, предназначенную для тихого подвига любви, для заботы о чужом горе.

Эвелина, казалось, не сомневается в своём предназначении, считая, что «у всякого человека своя дорога в жизни». И всё-таки ей приходится делать выбор в пользу Петра, отказавшись от далёких картин, где не было места слепому. Девушка сама предлагает выйти замуж за Петра, раз уж его полюбила. Так же считает и её отец.

Конюх Иохим сыграл важную роль в становлении мальчика. Некогда он был весельчаком и играл в корчме, но с тех пор, как Марья, в которую он был влюблён, предпочла барского камердинера, Иохим сам сделал ивовую дудку для грустных песен. Он выжег ей сердце, и она стала частью его самого.


Своеобразие реализма В. Г. Короленко. Идейно-художественный анализ повести «Слепой музыкант».

Слепой музыкант. В очень сложные условия ставит Короленко своего героя, слепорожденного Петра, наделив его умом, талантом музыканта и обостренной восприимчивостью ко всем проявлениям жизни, увидеть которые он никогда не сможет. С детства он знал один толькр мир, спокойный и надежный, где он всегда чувствовал себя центром. Он знал тепло семьи и доброе дружеское участие Эвелины. Невозможность увидеть цвет, внешний облик предметов, красоту окружающей природы огорчала его, но он представлял себе этот знакомый мир усадьбы благодаря чуткому восприятию его звуков.
Все изменилось после встречи с семьей Ставрученков: он узнал о существовании другого мира, мира вне усадьбы. К этим спорам, к бурному выражению мнений и ожиданий молодежи он сначала отнесся с восторженным изумлением, но вскоре почувствовал, "что эта живая волна катится мимо него". Он чужой. Правила жизни в большом мире ему неизвестны, а также неизвестно, захочет ли этот мир принять слепого. Эта встреча резко обострила его страдания, посеяла сомнения в его душе. После посещения монастыря и знакомства со слепыми звонарями его не покидает мучительная мысль о том, что обособленность от людей, злоба и эгоизм - неизбежные качества слепорожденного человека. Петр чувствует общность своей судьбы с судьбой озлобленного звонаря Егора, ненавидящего детей. Но возможно и другое отношение к миру, к людям. Есть легенда о слепом бандуристе Юрке, участвовавшем в походах атамана Игната Карого. “Эту легенду Петр узнал от Ставручен-ко: знакомство с новыми людьми и большим миром принесло юноше не только страдания, но и понимание того, что выбор пути принадлежит самому человеку.
Более всего помог Петру дядя Максим, его уроки. После бродяжничества со слепыми и паломничества к чудотворной иконе озлобление проходит: Петр действительно вылечился, но не от физического недуга, а от недуга душевного. На смену злобе приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им то главное о жизни, что так трудно понял он сам. Таков выбор слепого музыканта.
В повести Короленко не только Петр сталкивается с проблемой выбора. Не менее сложный выбор должна сделать и Эвелина, подруга слепого. С детства они были вместе, обще ство и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало Петра. Их дружба много дала и Эвелине; как и Петр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы. Встреча с братьями Ставрученко была и для нее встречей с незнакомым и большим миром, который был готов принять ее. Молодые люди пытаются увлечь ее мечтами и ожиданиями, они не верят, что в семнадцать лет можно уже распланировать свою жизнь. Мечты опьяняют ее, но в той жизни нет места Петру. Она понимает страдания и сомнения Петра - и совершает "тихий подвиг любви": она первая говорит о своем чувстве Петру. Решение создать семью также исходит от Эвелины. Это ее выбор. Ради слепого Петра она сразу и навсегда закрывает перед собой путь, так заманчиво обрисованный студентами. И писатель смог нас убедить, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви.

СЛЕПОЙ МУЗЫКАНТ Этюд (1886) Попельский Петр (Петя, Потрусь, Петрик) - главный герой. Подзаголовком - «этюд» - автор, очевидно, хотел выразить экспериментальный характер своего произведения, связанный не только с чисто литературными, но и с естественнонаучными, медицинскими проблемами. «Основной психологический мотив этюда составляет инстинктивное, органическое влечение к свету», - писал автор в предисловии к шестому изданию своей повести. Подробнее он рассуждал в одном из писем: «Мне говорили часто и говорят еще теперь, что человек может тосковать лишь о том, что он испытал. Слепорожденный не знал света и не может тосковать по нем. Я вывожу это чувство из давления внутренней потребности, случайно не находящей приложения. Концевой аппарат испорчен - но весь внутренний аппарат, реагировавший на свет у бесчисленных предков, остался и требует своей доли света». П. родился в богатой семье помещика Юго-Западного края. Мать, установив его слепоту, пыталась окружить младенца излишней опекой, начала баловать его, но ее брат Максим, потерявший на войне ногу, потребовал, чтобы к племяннику не проявляли «глупую заботливость, устраняющую от него необходимость усилий».


в дальнейшем дядя Максим оставался строгим и добрым другом П., не позволяя ему чувствовать свою неполноценность, в конце концов вселив в него уверенность в возможность духовного прозрения, что и происходит в финальной сцене повести: П., уже испытавший счастье семейной жизни, отец зрячего сына, став пианистом, завораживает своей игрой огромный зал. Повесть, редкая по силе оптимизма, дающая убедительный пример несломленной судьбы, поэтичная и правдивая в деталях, не раз вызывала сугубо профессиональные споры, сводившие ее содержание к проблеме убедительности или неубедительности описания истории болезни. К таковым относится выступление слепого профессора психологии А. М. Щербины (1916). На критику Короленко отвечал так: «Щербина - позитивист до мозга костей. Он или судьба за него сделали то, что хотел сделать мой Максим. Разбил задачу на массу деталей, последовательных этапов, разрешил их одну за другой… и это закрыло от него дразнящую тайну недостижимого светящегося мира. И он успокоился… в сознании. И уверяет, что он доволен и счастлив без полноты существования. Доволен - да. Счастлив - наверное нет».

Я никогда не задумывалась о смысле жизни. Чтобы найти ответ на этот вопрос, я обратилась к произведению В.Г.Короленко «Слепой музыкант».


Для каждого человека в определённое время встаёт вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нём множество разных дорог, и будущее человека, его счастье зависит от правильного выбора своего жизненного пути. Но как быть тому, кому неизвестен это огромный мир, — слепому? Герою Короленко — слепорождённому Петру — приходится пройти немало препятствий на пути к счастью. С детства он знал один только мир, спокойный и надёжный. Он знал тепло семьи и доброе дружеское участие Эвелины. Невозможность увидеть свет, красоту окружающей природы огорчала его, но он представлял себе этот мир благодаря чуткому восприятию его звуков. Однако первой встречей с реальным миром, первым потрясением Петруси становится встреча с семьёй Ставрученков. Он узнаёт о существовании другого мира, мира вне усадьбы. Сначала к этим беседам, спорам слепой прислушивался «с выражением восторженного изумления, но вскоре он не мог не заметить, что эта живая волна катится мимо него, что ей до него нет дела». Он чувствует себя чужим. Эта встреча резко обострила его страдания, поселила в душе сомнения. Очень сильно меняется отношение Петруси к жизни после встречи со слепыми звонарями во время посещения монастыря. Один из них — Роман — был добрым, но он ослеп, когда ему было семь лет отроду, другой же — Егорий — был злым, ненавидел детей, он ненавидел этот мир, эту судьбу, которая так жестока его обделила.
тр чувствовал свою схожесть с Егорием, теперь он считал, что все слепорождённые злые, он завидовал слепым нищим, которые в заботе о пропитании и тепле забывают о своём горе. Но встреча с настоящим слепым нищим потрясает его. И твёрдый, как сталь, дядя Максим предлагает Петру бросить все преимущества богатой жизни и по-настоящему испытать все тяготы, участь несчастных. «Ты умеешь только кощунствовать со своею сытою завистью к чужому голоду!» — бросает Максим своему племяннику. И Пётр в конце концов присоединяется к бродячим слепым музыкантам. После бродяжничества со слепыми и паломничества к чудотворной иконе озлобление проходит: Пётр действительно вылечился, но не от физического недуга, а от недуга душевного. На смену злобе приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им то главное о жизни, что так трудно понял он сам. Не менее важную роль в жизни Петра сыграла его подруга Эвелина. Она была светлым пятном, той самой надеждой, которая помогла Петру преодолеть своё горе и найти счастье. С детства они были вместе, общество и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало слепого. Их дружба много дала и Эвелине; как и Пётр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы. Встреча с братьями Ставрученко была и для неё встречей с незнакомым и большим миром, который был готов принять её.
лодые люди пытаются увлечь мечтами и ожиданиями, мечты опьяняют её, но в той жизни нет места Петру. Она понимает страдания и сомнения Петра и совершает «тихий подвиг любви»: она первая говорит о своём чувстве Петру. Ради него она сразу и навсегда закрывает перед собой путь, так заманчиво обрисованный студентами. И писатель смог нас убедить, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви. Я считаю, что Петруся нашёл своё счастье, он преодолел препятствия, трудности, встречавшиеся на его пути. Он поборол ту злобу, тот эгоизм, с которым, как он считал, живут все слепорождённые. Слепой музыкант проделал нелёгкий путь к счастью. Но это и есть жизнь, это и есть счастье. Нужно жить, несмотря ни на что, преодолевая трудности, идти к намеченной цели. Ведь жизнь состоит в постоянном стремлении, достижении и новом стремлении. Нужно побеждать тёмные стороны своей жизни, поэтому «приходится налегать на вёсла» и идти к свету, солнцу, счастью!

«Слепой музыкант» анализ произведения В. Короленко приведен в этой статье. Тема, идея, жанр, проблематика, главные герои, сюжет и композиция произведения «Слепой музыкант» раскрыты в этой статье.

«Слепой музыкант» Короленко анализ

Год написания — 1886

Толкование названия:

«Слепой» (калека, неполноценный человек, что требует ухода)
«Музыкант» (творческий, талантливый человек, что нашел свое призвание)
Тема: Духовное испытание личности, которая должна найти саму себя, смысл своего существования среди людей. Роль искусства в формировании личности

Идея: Упорным трудом, при поддержке родных и друзей человек может преодолеть любые препятствия, преодолеть даже такой ужасный недостаток, как слепота.

Жанр: Повесть

Главные герои «Слепой музыкант»

Петр Попельский — слепой музыкант;
мать Анна Михайловна (урожденная Яценко);
дядя Максим (брат матери);
конюх Иохим;
Эвелина — любимая Петра;
братья Ставрученко;
Егорий, Роман -звонари;
слепые

Проблематика «Слепой музыкант»

воспитание;
формирования позитивной жизненной позиции;
поиска смысла жизни;
сочувствие человеческому горю;
отношение к людям с ограниченными возможностями;
смириться или бросить вызов судьбе

Композиция — 7 разделов и эпилог

Сюжет «Слепой музыкант»

два рассказа

  • о том, как елипородженный мальчик тянулся к свету, к жизни;
  • о том, как подавленный личным несчастьем человек поборол в себе пассивное страдание, нашел место в жизни и сумел воспитать в себе понимание и сострадание ко всем обездоленным.

Элементы сюжета «Слепой музыкант»

Экспозиция: предчувствие беды — и приговор: «Ребенок родился слепой». Это трагедия. Как сложится его жизнь?
Развитие действия: влияние окружающих на судьбу мальчика: (мама, дядя Максим, Иохим, Эвелина, слепые певцы).
Кульминация: Смириться и страдать или бросить вызов судьбе? (Встреча с звонарем, паломничество со слепцами).
Развязка: путь поисков, долгожданное счастье: жена, сын, талант, признание.
Эпилог: вместо слепого, эгоистического страдания он нашел в душе ощущение жизни. «… Он стал чувствовать и человеческое горе и человеческую радость».

Символы в произведении «Слепой музыкант»

Свет — это не только свет солнца, недоступное слепому, но и реальный мир, с его жизнью и болью, радостью и страданием.


Темнота — это не только вечная ночь в глазах главного героя, но и тихий, отгороженный от мира уголок усадьбы, это и душа Петруся, замкнутая в своем страдании.

Путь слепого музыканта — это преодоление темноты в себе, что является важным для человека.

Чему учит произведение «Слепой музыкант»? Быть милосердными к окружающим, человечными, терпимыми к человеческому страданию и как прожить достойную и полноценную жизнь.

Чему учит повесть Короленко » Слепой музыкант? «




Top