Корольков, сергей григорьевич. Дом корольковых

Сергей Григорьевич Корольков родился в 1905 году в хуторе Павлове Константиновской станицы Области Войска Донского.

Была у Сергея Королькова одна особенность. Всеми фибрами своей души он ненавидел Советскую власть. Причем, не считал нужным свои чувства скрывать и поэтому часто оказывался "гостем" донского ОГПУ. И даже там, на допросах у чекистов Сергей Григорьевич не стеснялся в выражениях: "Советскую власть я рассматриваю как неприемлемую для народа, и в первую очередь для себя. Особенно возмущает меня политика правительства по коллективизации. На мой взгляд, крестьянин должен иметь индивидуальное хозяйство, ибо по психологии своей всегда является собственником.Только совокупность подобных сельских индивидуальных хозяйств могла бы обеспечить благосостояние страны... мои политические симпатии были на стороне казачества".

Лепящий для выставок и строений многочисленные фигуры колхозников и доярок, Корольков категорически отказывается от изготовления скульптуры Сталина. "Не дорос я еще" отвечает он на все уговоры и угрозы. Милиция задерживает выпившего Королькова за публичное исполнение старого гимна "Боже, царя храни" на одной из центральных площадей Ростова. Корольков демонстративно не участвует в выборах, не признает себя гражданином СССР, не вступает в профсоюзы и партию. За ним устанавливают слежку, но заступничество видных деятелей искусств, архитекторов Щуко, Гельфрейха, писателя Шолохова и исключительная потребность новой власти в таланте Королькова спасает его от расправы.

По легенде, привлечь Королькова к иллюстрированию "Тихого Дона" посоветовал Шолохову Горький, так как только художник-казак мог адекватно изобразить быт казаков, своеобразие их лиц, мимики и одежды. У Шолохова с Корольковым установились теплые отношения. "Дорогой Королек" - называл Сергея Григорьевича Шолохов в своих письмах. Самое интересное, что упоминание о казаках Корольковых и их "королевских лошадях" есть в "Тихом Доне". Корольков иллюстрировал первое издание "Тихого Дона", его иллюстрации Шолохов считал самыми удачными из всех, когда-либо сделанных.

    Помимо Шолохова Корольков иллюстрирует Серафимовича и Николая Островского. Оформляет советский павильон на международной выставке в Флашинч Медоу под Нью-Йорком, вместе с Вучетичем оформляет гостиницу "Ростов" в Ростове-на-Дону и фонтан "Богатырь" на углу Буденновского и Красноармейской. продолжает работу над циклом рисунков и скульптур из истории донского казачества. У Королькова был удивитеьный дар - один раз, мельком увидев кого-нибудь, он, по прошествии времени, мог безошибочно, по памяти изваять скульптурное изображение или написать портрет. Началась Великая Отечественная. Корольков отказывается от эвакуации и остается в Ростове.

    Вместе со многими другими представителями донской творческой и научной интеллигенции, он приветствует немецкие войска, видя в них освободителей казачества от большевиков. Вместе с историком Краснянским Корольков даже входит в состав марионеточного Донского правительства. При отступлении немцев из Ростова, Корольков уходит вместе с ними. Для него и его произведений, немцы выделяют целый грузовик. В Германии Корольков лепит бюст Гитлера. Этот бюст так понравился немецким властям, что его изображение попало на марки нацистского почтового ведомства.

    После окончания войны, Корольков содержится в лагере для перемещенных лиц. Ему удалось избежать выдачи Советскому Союзу, благодаря заступничеству своего родственника - Николая Евдокимовича Королькова - члена Донского Казачьего круга в изгнании, эмигрировавшего во время Гражданской вместе с войсками Врангеля. Корольков переезжает в США, где создает громадное полотно - "Выдача казаков в Лиенце", воспроизводящее избиение и выдачу казаков советским властям в Лиенце в 1945-м году.

    В США Корольков работает на трикотажной фабрике, создает образцы рисунков для тканей. Вскоре его талант становится востребованным и в США. Корольков иллюстрирует различные издания, делает барельефы американских президентов, становится признанным мастером, одним из лидеров американской ассоциации скульпторов. Однако советская власть не забыла о Королькове. Бывшие соученики и коллеги, друзья от имени советских властей уговаривают его вернуться, гарантируют прощение. Вера Мухина, Вучетич, Шолохов... Сергей Григорьевич отклоняет их предложения и иллюстрирует цикл рассказов о сибирских лагерях НКВД в журнале "Тайм".

    Когда друзья предлагают Королькову посетить советскую выставку в Нью-Йорке, на которой экспонируются его же работы довоенного периода, Корольков с негодованием замечает, что с советской властью у него никакого сношения быть не может и своим денежным взносом за входной билет валютой субсидировать советские заграничные авантюры не намерен.

    Умер Сергей Корольков в 1967 году. Похоронен на казачьем кладбище под Нью-Йорком. Осенью 2005 года на фасаде Ростовского драматического театра им. Горького была установлена мемориальная доска в честь замечательного скульптора Сергея Королькова.

    ____________________
    Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или .

Имя выдающегося донского графика и скульптора Сергея Григорьевича Королькова так долго было предано забвению, что до сих пор мало о чем говорит большинству россиян. Еще не так давно упоминать о Королькове вообще было опасно. Между тем во всем мире его называют «донским Роденом».

Корольков Сергей Григорьевич

ЧАСТЬ 1. БОСОНОГОЕ ДЕТСТВО

Сергей Корольков родился в 1905 году на Тихом Дону, в хуторе Павлов станицы Константиновской. Корольковы издавна были известными донскими конезаводчиками; однако отец Сергея Григорьевича конными заводами не владел, работал по найму.

Гражданская война бесповоротно уничтожает беззаботную жизнь молодого казака. Все привычное и дорогое, к чему неудержимо, с младенческих лет привязан юноша, мгновенно исчезает. Гибнет отец, умирает и старший брат.
Сергей вместе с матерью подался подальше от боев, на хутор Шмат. Здесь пятнадцатилетний подросток устроился в рыбацкую артель. В свободное время делал зарисовки с натуры, лепил фигуры из глины. Поражал не только талант к рисованию подрастающего казачонка, но также и его изумительная зрительная память. Мельком взглянув на объект будущей зарисовки, отвернувшись, маленький Сережа точно и безошибочно, вырисовывал его на странице своей тетрадки.

Летом 1926 года ростовские художники, выехав на этюды в окрестности станицы Елизаветинской, увидели на берегу Дона фигуру рыбака в натуральную величину, мастерски вылепленную из глины.
-Сергунька Корольков балует, - пояснили станичники.

Разыскали автора. Сергунька особого интереса к заезжим художникам не проявил, но рисунки свои показал. Живописцы ахнули, увидев портреты станичников, скачущих лошадей, батальные композиции, изображавшие донских казаков в битвах прошлых столетий. Талантливого самоучку тут же пригласили в Ростов в популярную в художественных кругах тех лет школу Андрея Семеновича Чиненова, которая была создана для обучения художествам казачьих детей. В дальнейшем, школа была преобразована в художественное училище имени Грекова,


Иллюстрации к роману М.Шолохова "Тихий Дон"

ЧАСТЬ 2. МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ

Однако в донской столице Корольков появился не сразу. Пришел в город уже с заморозками, пешком. Переходя Дон, провалился под лед. Мокрый, в заледенелой одежде, ночью ввалился в дом Сергея Михайлова - преподавателя художественного училища имени Грекова. От лекарств отказался, попросил стакан водки. Наутро был здоров.

В школу казак-самородок ввалился в огромном тулупе, в рыбацких сапогах, подпоясанный кушаком из обрезка сети. Вступительные экзамены давно прошли, и для Королькова устроили специальную проверку. Он должен был сделать рисунок наглядного пособия - человеческой фигуры, с которой снята кожа, а потому видны все мышцы. Сергей внимательно разглядел натуру и вышел в другую комнату, где воспроизвел на бумаге образец. А уже через год в Ростове с успехом прошла выставка талантливого казака. Затем его батальные работы появились в краевом Музее Северного Кавказа.

После окончания училища Корольков поступил в Ленинградскую академию художеств на факультет скульптуры. Но педагог Манизер вскоре взмолился: «Мне вас нечему уже учить...».
По словам супруги Королькова Елизаветы Ивановны, с которой он познакомился в Академии, ему было сказано:
-У вас свой сложившийся стиль. Учить вас нечему. Пребывание в Академии принесет вам один вред.

Сергей Григорьевич вернулся на Дон, где работал в основном над казачьей тематикой, которая была не то что невостребованной, но гонимой. Множество рисунков, скульптур... Куда все это делось, неизвестно...


Иллюстрации к роману М.Шолохова "Тихий Дон"

ЧАСТЬ 3. МОНУМЕНТАЛЬНЫЙ АНТИСОВЕТЧИК.

Заказов у молодого монументалиста было достаточно и без академического образования. Однако они Королькова не радовали. Он не терпел фальши, притворства и подхалимства, а приходилось создавать скульптуры «передовиков социализма»: шахтеров-стахановцев, рабочих-многостаночников, лучших доярок. Ему предложили даже вылепить бюст товарища Сталина. Отказался: мол, до таких шедевров не дорос…

Корольков не скрывал своего отношения к Советской власти. В юности он был свидетелем расказачивания коренных жителей Донщины, затем - раскулачивания крестьян, травли и уничтожения интеллигенции... Все это привело молодого художника в стан идейных врагов социализма. К тому же скульптор отличался некоторой бесшабашностью: мог запросто спеть на городской площади «Боже, царя храни». Разумеется, это не могло пройти мимо недреманного ока ОГПУ. Королькова не раз вызывали в «контору», где скульптор откровенно делился с чекистами своими мыслями.

Вот строки из автобиографии, которую он написал во время одного из допросов:
«Особенно возмущала меня политика правительства по коллективизации. На мой взгляд, крестьянин должен иметь индивидуальное хозяйство, ибо он по психологии своей всегда является собственником... Мои политические симпатии были на стороне казачества, которое пострадало во время саботажа».

Что же спасло «монументального антисоветчика»? По преданиям, за талантливого художника якобы заступился сам Михаил Шолохов.
Однако, скорее всего, заступничество Шолохова - всего лишь красивая сказка, не подтвержденная документально. Властям Корольков был необходим как гениальный скульптор.

На сегодня остался только 2 горельефа на фасаде Драмтеатра имени Горького в Ростове-на-Дону "Донская Вандея" и «Железный поток», да рельеф на гостинице "Ростов".

Ростовский театр драмы им. Горького

Строительство ростовского театра имени Горького началось в 1930 и завершилось в 1935 году. Уже в то время Корольков был одним из самых талантливых монументалистов, известных всему миру. А театр мыслился как восьмое чудо света, призванное продемонстрировать преимущества страны победившего пролетариата. Здание действительно поражает воображение: сделанное в форме гигантского трактора, оно считается шедевром мирового конструктивизма. Достаточно сказать, что на постоянно действующей всемирной выставке архитектуры в Лондоне только два макета - ростовского театра и храма Василия Блаженного - представляют всю историю русской архитектуры.

Театр немыслим без горельефов - «Железный поток» и «Гибель Вандеи». Сам выбор темы последнего отдает антисоветчиной: название мятежного французского департамента с конца восемнадцатого века является символом контрреволюции, а уж в России Вандея прямо ассоциировалась с мятежным Доном 1918 - 1920 годов (который даже в большевистской печати называли «казачьей Вандеей»). Так что это произведение можно считать памятником вольным казакам, погибшим за свою свободу.

Горельеф "Гибель Вандеи"

Горельеф "Железный поток"

Горельефы, однако, понравились властям, не усмотревшим в них скрытого смысла. Правда (опять-таки по преданию), приемная комиссия предъявила к «Железному потоку» ряд идеологических претензий. Почему знаменосец оказался позади атакующих, почему знамя без древка, почему у одного из пролетариев нет винтовки? Ничего не ответил Корольков. Просто взял лопату да саданул несколько раз по горельефу, отбив две крайние фигуры... Вроде даже следы от лопаты видны до сих пор.

Одновременно, внутри театра, подобный заказ выполняет Александра Михайловна Дрейлинг. Несмотря на основательную разницу в возрасте, между ними зарождается обоюдное уважение, и оба скульптора полезными советами, не стесняясь и критики, помогают друг другу в выполнении намеченной работы.

До войны Корольков создает еще горельефы на фасаде гостиницы «Ростов» (вместе с Евгением Вучетичем), барельефы для советского павильона на Всемирной выставке во Флашинч Мэдоу под Нью-Йорком (1939).

ЧАСТЬ 4. ЛУЧШИЙ ИЛЛЮСТРАТОР ШОЛОХОВА.

Но одной из самых замечательных его работ было создание иллюстраций к шолоховскому «Тихому Дону». Cергей Корольков стал первым иллюстратором шолоховского романа. Сам Шолохов считал корольковские работы непревзойдёнными. И в жизни Корольков повторил судьбу главного героя казачьей эпопеи – Григория Мелехова.


Иллюстрации к роману М.Шолохова "Тихий Дон"

Михаил Александрович Шолохов долго подыскивал достойного художника. В беседе с Максимом Горьким он жаловался, что поиски эти безуспешны. Алексей Максимович заметил: тема романа тесно связана с колоритным казачьим бытом, и воспроизвести его может только талантливый художник-казак.
-Откуда же мне его взять? - ответил Шолохов. - Дон художниками не богат…
-Нашелся писатель, найдется и иллюстратор, - ответил Горький. Он же и посоветовал вешенцу связаться с Корольковым.

Исполненные Сергеем Григорьевичем рисунки полностью удовлетворили Михаила Александровича. Его поразило знание Корольковым казачьего уклада. Шолохов называл художника ласково – Королек. Говорят, правда, что однажды писатель указал Корольку на неточность в изображении сбруи коня. На что художник резко заметил:
-Михаил Александрович, я тебя учу писать? Вот и ты не учи меня рисовать!
Извинившись, писатель обнял товарища…


Иллюстрации к роману М.Шолохова "Тихий Дон"

До войны изданий с корольковскими иллюстрациями вышло несколько: «Тихий Дон» Гослитиздата, 1935-1937, издание «Тихого Дона» в 4-х книгах, Ростов-на-Дону, 1939-1940 и первое полное однотомное издание романа в Москве в 1941 году. Затем наступает забвение, до последнего времени советские издания романа украшали только рисунки Ореста Верейского.

ЧАСТЬ 5. ЛЮБИМЫЙ СКУЛЬПТОР ФЮРЕРА.

Переломным пунктом в отношениях между властью и художником стал 1942 год. Когда фашистские войска захватили Ростов, Корольков не эвакуировался. Некоторые утверждают, будто он не успел этого сделать. Однако верится с трудом, учитывая открытую ненависть художника к сталинскому режиму. Он приветствовал оккупационные войска как «освободителей» и вошел в состав марионеточного Донского правительства.

Эйфория длилась недолго. Уже через год, после Сталинградской битвы, на Дон вернулись советские войска. Немцам пришлось в спешном порядке уносить ноги. Корольков решает уйти вместе с ними: он понимает, что за свои художества прощения ему не будет. Бежал вместе с женой. Престарелая мать отказалась. Она лишь велела невестке поклясться перед образами, что та не покинет ее не приспособленного к житейским трудностям сына. И благословила беглецов.
Сейчас пишут, будто Корольков не взял с собой мать потому, что та не вынесла бы тягот: большую часть дороги зимой 1943 года предстояло пройти пешком. Еще говорят, что скульптор якобы не собирался бежать: гитлеровцы подпоили его и вывезли. Это совсем похоже на анекдот.

Корольков уезжал из Ростова достаточно комфортно: по личному приказу фюрера «донскому Родену» немцы выделили два вагона только для перевозки работ. Монументальный стиль казачьего скульптора был по душе Гитлеру. Вскоре он заказывает Королькову свой портрет, а в 1944-м году с этого портрета создается знаменитая марка, которая выходит миллионным тиражом, этим фашистское руководство отдает дань таланту художника-коллаборациониста. Таким образом, любимый художник Шолохова становится любимым скульптором фюрера. Почему такая честь выпала именно на долю «неарийского» художника, до сих пор остается загадкой.

После окончания войны Королькову снова посчастливилось избежать расплаты за сотрудничество с гитлеровцами. И это несмотря на то, что «органы» вели за скульптором настоящую охоту. В западных оккупационных зонах были созданы репатриационные лагеря, где по национальному признаку собирались люди, которые во время войны были принудительно вывезены в Германию. В одном из таких лагерей в австрийском городе Парш удалось приютиться и семье художника.

В лагере перемещенных лиц в Парше, Сергеем Корольковым был основан кружок изучения живописи. В нем собралось около десятка молодых художников. Между ними выделялись художники Бобринский, Попов, Черкашенинов.


Иллюстрации к роману М.Шолохова "Тихий Дон"

ЧАСТЬ 6. НА ЧУЖБИНЕ

В конце 1948 года Корольковы вместе с трехлетним сыном Александром эмигрируют в Америку. Квартиру они снимают в северной части Нью-Йорка в том же доме, где этажом выше, жил дирижер донского хора Сергей Жаров. Поначалу работают на фабрике: разрабатывают рисунки тканей сообразно моде и вкусу покупателей. Вскоре благодаря знакомствам в мире американской художественной богемы Корольков получает ряд крупных заказов. Тогда же в журнале "Life" появляется серия иллюстраций к вымышленному рассказу о всеобщем восстании узников сибирских концлагерей.
Одно из самых знаменитых полотен американского периода – картина Королькова «Выдача казаков в Лиенце» (Музей Кубанского Казачьего войска, штат Нью-Джерси).

Она рассказывает о выдаче Великобританией Советскому Союзу в июне 1945 года так называемых «подсоветских» казаков, сотрудничавших с Гитлером. На картине показано, как во время Пасхального Богослужения части английской пехоты прикладами избивают толпу казаков, казачек и их детей. Многие во время этого насильственного акта покончили с собой, представляя свою дальнейшую судьбу.

Не менее интересная работа Королькова - памятник Ермаку. На скале, в царском панцире, опершись на саблю, сидит "объятый думой" покоритель Сибири - Донской казак Ермак Тимофеевич. Складки накинутого на плечи плаща, как будто колышутся в порыве северного ветра.

Именно Корольков выполнил надгробный памятник на могиле президента США Рузвельта по просьбе его вдовы Элеоноры, а затем создал памятник президенту Аврааму Линкольну. Впоследствии Сергей Григорьевич был избран председателем Ассоциации скульпторов США, принимал участие в реставрации Галереи знаменитых людей Великобритании.

Были и другие увлечения. Вот что вспоминал о творчестве художника казак-эмигрант В. Быкадоров:
«Вся гостиная была заставлена вылепленными из пластилина фигурами на тему американской ковбойской героики. Я никак не мог оторвать глаз от скачущего индейца, при помощи копья стремящегося убить разъяренного зубра. Не менее потрясающее впечатление производил поединок между краснокожим и нападающим на него ковбоем».

Иллюстрация к роману М.Шолохова "Тихий Дон"

Умер Сергей Григорьевич Корольков от разрыва сердца в 1967 году, в возрасте 62-х лет. Похоронен он на казачьем участке Свято-Владимирского кладбища в штате Нью-Джерси.

До последнего вздоха художник оставался непримиримым противником Советской власти. Хотя она ему протягивала руку примирения. В конце 1959-го года в США приехал Никита Хрущев. С собой он захватил Михаила Шолохова, которому поручил уговорить Королькова возвратиться на Дон. От встречи с Шолоховым Корольков отказался. Не появился он и на советской выставке в Нью-Йорке, заявив, что «не намерен денежным взносом за входной билет субсидировать советские заграничные авантюры».

ЧАСТЬ 7. ПАМЯТЬ

Между тем, несмотря на запреты, «донского Родена» на Родине помнили.
Кинорежиссер Сергей Герасимов, снимавший фильм по шолоховскому роману, именно в иллюстрациях Сергея Королькова нашел богатый материал о жизни, быте, войсковом укладе донского казачества.

Известно, что писатель Виталий Закруткин хранил работу Королькова, вырезанную из цельного куска самшита – «Донской рыбак, поймавший сома». Да и сам Шолохов не забывал о товарище. На экземпляре первого выпуска романа «Тихий Дон» (1935), который хранится в ростовском Музее краеведения, он написал в январе 1969 года (когда имя Королькова было под запретом):
«Тем охотнее распишусь на этой книге, т. к. она снабжена поистине уникальными в своей правдивости и знании донского быта иллюстрациями Королькова».

Мелихов
Молодой казак

И все же возвращение наследия художника на родину началось лишь в последнее время. В 1995 году Воениздат выпускает шолоховский «Тихий Дон» с иллюстрациями Королькова (к тому же – без цензурных изъятий).

А в ноябре 2005 года 28 работ художника поступили в фонд Шолоховского музея-заповедника станицы Вешенской. Эти картины, акварели и карандашные наброски были приобретены у наследников друга художника Виктора Михайлова. Среди них есть и неизвестные иллюстрации к «Тихому Дону» - «Григорий Мелехов спасает Степана Астахова в бою», «Сидящий за столом Григорий Мелехов», «Старший урядник».

Однако о полном возвращении говорить пока рано. Большая часть художественного наследия «донского Родена» на родине неизвестна. Нет ни альбомов, ни выставок, ни монографий о знаменитом художнике, графике и ваятеле.

Недавно в Ростове-на-Дону произошло событие, которое по праву можно назвать сенсационным: на фасаде здания театра имени Горького открыта мемориальная доска в честь Сергея Королькова.

Странная, непростая, противоречивая жизнь Сергея Королькова чем-то напоминает судьбу Григория Мелехова. Примет ли его Отчизна, простит ли ему метания и ошибки? Бог знает… Но хочется верить, что будет именно так.

Материалы с сайтов.

В 1991 году я работала методистом Константиновского бюро путешествий и экскурсий под руководством Нины Алексеевны Самойловой (зав. отделом экскурсий ТЭПО «Ростовтурист»). Однажды мы разрабатывали на лето новый экскурсионный маршрут на прогулочном теплоходе «Москва-76» до станицы Кочетовской и, естественно, зашёл разговор о тамошнем музее. И тут Самойлова сказала: «Перед самой войной Сергей Корольков был совсем без денег и решил продать на ростовском базаре свою дипломную работу «Рыбак», просил за неё дорого. Купил её преподаватель Ростовского пединститута Виталий Александрович Закруткин».

«В своём кабинете, на самом видном месте, не страшась, он поставил деревянную группу «Рыбак с сомом», – пишет в недавней публикации «Похороните меня в гимнастёрке» Александр Обертынский. – Это работа Сергея Королькова. Первого и лучшего иллюстратора «Тихого Дона», того самого «отщепенца», который после войны оказался на Западе и стал видным американским скульптором. Власть, вытолкнувшую в эмиграцию талантливого художника, Виталий Александрович не критиковал, но помогал родной сестре Королькова, оставшейся в Ростове, и добивался переиздания замечательных корольковских иллюстраций».

Предлагаю вниманию читателей «Донского временника» рассказ о старинном доме, который принадлежит одной из ветвей большого клана донских коннозаводчиков Корольковых. Говорится здесь и о «Рыбаке с сомом»...

Валентина ГРАФ

Его нам показали сразу. Ещё бы, такой тут один – огромный, шелёванный. Да и Корольковых, Ивана Иосифовича и его брата Владимира Иосифовича, коренных павловцев, кто же в хуторе не знает! И Александра, ныне покойного. Все они были отличными трактористами. В шестидесятых годах их трудовая слава докатилась до области, и журналисты ростовского телевидения приезжали в Павлов снимать о Корольковых документальный фильм «Три богатыря».

– Что вы знаете о своих предках? – спрашиваем мы у Владимира Иосифовича.

– Сестра моего деда Григория Ивановича, Марфа Ивановна, была коннозаводчицей, имела ферму на Маныче. Она же построила для брата вот этот самый дом (на одной из деревянных балок на чердаке вырезана дата – 1902 год). Правда, не дожил дед до конца своей жизни здесь: за то, что держал свою молотилку, его раскулачили и вместе с двумя братьями моего отца сослали в Сибирь. Дом в советские времена был и детсадом, и школой, а в 1969 году его решили продать на дрова. И вот, надо же тому случиться, купить его разрешили моей жене Юлии Фёдоровне, работнице хуторского фельдшерско-акушерского пункта. На дом стоит посмотреть изнутри. Высоченные, в три метра десять сантиметров потолки, на которых сохранились крюки для подвесных люлек-колыбелей: семьи Корольковых были многодетными. О судьбах детей нынешние хозяева не знают. Время ведь было такое. Но дядю своего, царского офицера Кирилла Григорьевича, Владимир Иосифович забыть не может.

– Он приехал в хутор, чтоб повидаться с матерью, вернувшейся из ссылки с Урала. В этой комнате он прожил несколько дней перед тем, как уйти и потеряться навсегда. Было это в тридцать седьмом, деда уже раскулачили. Видать, и дядя боялся репрессий, потому и скрылся. Помню, сказал матери: «Ухожу в Китай, а оттуда в Америку, меня не ищите, сам о себе дам знать»...

Америка стала последним пристанищем не одному представителю многочисленного рода Корольковых. Уехал туда в 1948-м и художник Сергей Григорьевич Корольков, которого тогда позвал к себе родственник. Нынешние Корольковы от своих родителей о художнике не слышали.

– Кто-нибудь из ваших родичей уезжал в Америку? – настаиваем мы. К разговору подключилась другая чета Корольковых – Иван Григорьевич и его жена Мария Фёдоровна.

– В Америку в двадцатых годах прошлого века уехал двоюродный брат нашего отца Николай Евдокимович Корольков, – вспомнил Иван Григорьевич. Мария Фёдоровна (кстати, она и в девичестве была Корольковой и приходится своему мужу какой-то дальней родственницей), в свою очередь, вспомнила, что у её матери было трое братьев – Григорий, Василий и Евдоким Ивановичи.

Обратимся к воспоминаниям В. И. Быкадорова, внука коннозаводчика И. Я Королькова, живущего в США: «В конце 1948 года, благодаря заручительству родственника Николая Евдокимовича Королькова, эмигрировавшего после эвакуации 20-го года, С. Г. Корольков с женой и родившимся в 1945 году сыном Александром переезжают в Нью-Йорк. Квартиру они снимают в северной части города». Получается, что упомянутый Николай Евдокимович может приходиться нашим Корольковым-механизаторам двоюродным дядей!

Мы познакомили героев нашего рассказа с результатами поисков краеведов – учеников Коннозаводской СОШ № 9 (Зерноградский район), которые по архивным материалам пытаются составить упрощённое генеалогическое дерево огромного клана коннозаводчиков Корольковых. Мария Фёдоровна на сей раз «зацепилась» за имя Вонифа-тий. Яковлевич. Ребята установили, что он приходился младшим братом хозяину зимовника (сейчас на этой территории конезавод имени Первой Конной Армии) Ивану Яковлевичу, умершему в 1913 году. Вонифатий стал опекуном несовершеннолетних детей брата. Почему о нём вспомнила Мария Фёдоровна? Она уверена (по рассказу своей матери), что женой Вонифатия была двоюродная сестра её родной бабушки! А Иван Иосифович уверен ещё и в том, что Вонифатий Яковлевич Корольков был дядей его деда Григория Ивановича.

Растревоженные воспоминаниями и, может быть, запоздалым вниманием к своим прародителям, обе пары Корольковых внимательно рассматривали копию единственной сохранившейся в России фотографии художника: не похож ли на кого из тех, кого они помнят живыми? Отец Владимира и Ивана Иосиф Григорьевич родился в 1902 году, а художник – в 1905-м. И трудно предположить, что дети одного поколения, жившие в одном хуторе, не бегали в одной ватаге. И так же трудно предположить, что между ними не было родства. Владимир Иосифович задумался. И вдруг припомнил:

– Когда я ещё в школу ходил, сидел и что-то рисовал – наверное, учитель дал такое задание на дом. Получалось, видно, не очень хорошо. Потому что подошла бабушка (мать отца, Марфа Андреевна), бросила взгляд на тетрадку и сказала: «Вот у нас был Серёжа, он простым карандашом рисовал, так рисовал!..» Только сейчас, благодаря вам, я понял, о каком Серёже-то она упоминала...

Прошло более века. И оказалось, никто не помнит художника-самородка на земле, где он сделал первые шаги, земле, вскормившей его свободолюбивый дух. Но на чужбине и воля горька. «В никелированном комфорте для миллиардеров художник-казак никому не нужен, – пишет доцент кафедры связей с общественностью Санкт-Петербургского университета Б. А. Алмазов в статье «Ваятель». – Ну, да это полбеды. К тому, что он никому не нужен, Корольков привык и в России. Беда в том, что, вырванный из своего народа, из своего мира, куда входили и донская природа, и пластика, и жесты, и речь, и душа.., он словно от почвы оторвался. Всё ещё жил, всё ещё работал... В Америке Корольков пытался создать свою среду, но это была казачья община, но не казачья страна, а по его таланту ему и в привольных донских степях было тесновато. Умер раб Божий Сергей, сын Тихого Дона, и, как сказано в Писании, «и приложился к народу своему».

Алмазов отмечает, что когда вышла первая книга «Тихого Дона» с иллюстрациями Королькова, казаков перестали расстреливать без суда и следствия.

Имя Королькова долго было в СССР под запретом. Его называли первым иллюстратором эпопеи Шолохова, всё остальное замалчивали. Поэтому нельзя удивляться, что о судьбе его не знали даже представители его рода.

Однако были всё-таки люди, которые знали и помнили художника. Скульптор Константин Чернявский часто обращается к теме казачества и искусно лепит лошадей. И дар его тесно связан с предшествующей изобразительной культурой Юга России. Дело в том, что в Ростовском художественном училище имени Грекова его учителем был С. Д. Михайлов, хранивший рисунки другого своего ученика – Королькова. Позже Михайлов подарил Чернявскому скульптурный стек Королькова, его старинный учебник анатомии и фотографию. И поведал, что у Королькова была замечательная работа из цельного куска самшита «Донской рыбак, поймавший сома».

Однажды Чернявский с соучениками побывал в гостях у Закруткина, и, как только вошли в кабинет Виталия Александровича, он, увидев эту работу, спросил: «Неужели это Корольков?!» Писатель удивился, даже поразился тому, что юноша знает это имя. Значит, знал его и Закруткин, значит, ценил. Сегодня самшитовая работа мастера – один из самых интересных экспонатов Кочетовского дома-музея писателя. И писатель и художник перед войной жили в Ростове. Были ли они знакомы?..



К орольков Сергей Иванович - штурман 297-го истребительного авиационного полка 302-й истребительной авиационной дивизии 4-го истребительного авиационного корпуса 5-й воздушной армии Степного фронта, капитан (на момент гибели).

Родился 24 марта 1917 года в городе Царицын (ныне Волгоград) в семье рабочего. Русский. Окончил школу-семилетку и фабрично-заводское училище в 1934 году. Трудился электриком в листопрокатном цехе завода "Красный октябрь" в Сталинграде. Одновременно окончил Сталинградский аэроклуб.

С октября 1937 года - в Красной Армии. В 1938 году окончил Одесскую авиационную школу пилотов, затем Борисоглебскую военно-авиационную школу пилотов. Обучался в одной группе с Александром Числовым . Стал летчиком истребителем. Службу проходил в авиационных частях Киевского Особого и Одесского военных округов.

Начало Великой Отечественной войны встретил летчиком 12-го истребительного авиационного полка 64-й истребительной авиационной дивизии, который базировался на аэродроме вблизи города Станислав (ныне – Ивано-Франковск). С первых дней войны участвовал в боевых действия на истребителе И-153. В составе полка воевал на Южном и Юго-Западном фронтах.

К сентябрю 1941 года совершил 35 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 1 самолет противника лично и 2 в группе. Командиром полка был представлен к награждению орденом Красного Знамени, в наградном листе указано: «Неоднократно участвовал в выполнении ответственных заданий. За это период имеет 35 боевых вылетов, из них одиннадцать раз летал штурмовать наземные войска противника, пятнадцать раз летал в разведку на территории противника. Поставленную задачу выполняет всегда хорошо».

В октябре полк был выведен в тыл на доукомплектования и переучивание. В 11-м запасном полку в городе Кировабад (ныне – Гянджа, Азербайджан) летчики освоил новый самолет ЛаГГ-3. В январе полк вернулся на фронт, но С.И. Корольков был оставлен в запасном полку. В июле 1942 года был зачислен в состав 792-го истребительного авиаполка, который был на переформировании и осваивал новые ЛаГГ-3 в том же 11-м запасном полку. В уже августе полк был расформирован, а С.И. Корольков переведён в 297-й истребительный авиационный полк. Полк осваивал новые истребители Ла-5 в 2-м запасном авиаполку Московского военного округа.

С 20 августа по 9 сентября 1942 года в составе 287-й истребительной авиадивизии 8-й воздушной армии вел боевые действия на Сталинградском фронте. В этих боях в течение двух месяцев ожесточенных боев командир эскадрильи капитан Корольков защищал небо родного Сталинграда.

В сентябре 1942 года с полком убыл на переформирование в Московский военный округ. С февраля 1943 года - вновь в действующей армии. Участвовал в боевых действиях на Брянском, с марта - на Центральном, с мая - на Воронежском фронтах. В воздушных боях прибавил к своему личному счету 7 сбитых самолетов врага. К началу сражения на Курской дуге капитан Корольков был штурманом полка. К началу июля 1943 года капитан С.И. Корольков выполнил 268 боевых вылетов, в 49 воздушных боях сбил 9 самолетов врага лично и 32 самолета - в группе*.

11 июля 1943 года группа истребителей полка прикрывала свои войска в районе Красный Октябрь-Беленхино-Александровка. В районе Беленихино действовали до 10 Ме-109ф, которые из-за облаков производили отдельные атаки, не вступая в открытый бой с нашими истребителями. Из этого боевого вылета капитан Корольков не вернулся. Момент атаки и падения самолета никто не видел, было известно, что из боя он ушел переворотом на небольшой высоты 500-300, метеоусловия были плохие. Беленихино на тот момент было занято противником и установить судьбу летчика не было возможности. В городе Нижний Тагил, где проживала его семья, ушло извещение что капитан Корольков пропал без вести.

Считается, что представлялся к присвоению звания Героя Советского Союза в 1943 году, но представление не было реализовано, т.к. судьба летчика была неизвестна.

Через много лет после войны имя героя-летчика было выведено из забвения активными усилиями бывшего директора Музея-панорамы «Сталинградская битва» ветерана авиации А.В. Иванкина.

За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, Указом Президента Российской Федерации № 2259 от 31 декабря 1994 года капитану Королькову Сергею Ивановичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

Награждён орденом Красного Знамени (5.11.1941), медалью «За оборону Сталинграда».

* Данные по справке Центрального архива Министерства обороны. Часто в литературе указывается и иное количество воздушных побед Героя. Так, по данным Н. Бодрихина - 19 личных и 18 - в группе. По данным М.Ю. Быкова, опубликованным в 2008 году - сбил 19 самолётов противника лично и 18 - в группе (с оговоркой, что только 7 личных побед являются достоверными), а по его же данным 2014 года - лично сбил 8 самолётов и 4 - в группе (с оговоркой, что данные по групповым победам возможно неполные).

Биография предоставлена участником Великой Отечественной войны Федором Никаноровичем Абрамовым.
Дополнена и исправлена Сергеем Каргапольцевым на основании документов из фондов

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сергей Корольков

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:
Гражданство:

Российская империя 22x20px Российская империя СССР 22x20px СССР
США 22x20px США

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:
Отец:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мать:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Елизавета Ивановна

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Сергей Григорьевич Корольков (14 октября , хутор Павлов, Область Войска Донского - 19 марта 1967, Соединённые Штаты Америки) - российский скульптор , иллюстратор .

Биография

Сергей Григорьевич Корольков родился в 1905 году в хуторе Павлове Константиновской станицы Области Войска Донского в зажиточной семье казаков-старообрядцев. Род Корольковых был известен своими конными заводами в сальских степях .

До своей смерти жил в США, где возглавлял Ассоциацию скульпторов США. Им созданы широко известные в этой стране памятники Франклину Рузвельту и Аврааму Линкольну.

Известные работы

Память

Напишите отзыв о статье "Корольков, Сергей Григорьевич"

Примечания

4.Музей донского Родена под Ростовом http://www.rostovnews.net/2015/05/18/muzej-donskogo-rodena-pod-rostovom/ 18 мая 2015.

Литература

  • Смирнов В.В. Мир Сергея Королькова. - Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга», 2009. - 352 с. - 400 экз. - ISBN 978-5-87259-458-1.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Корольков, Сергей Григорьевич

– Да нет... она сказала, что у всех нас есть своя жизнь, и мы должны прожить её так, как каждому из нас суждено... Это грустно, правда?
Но Стелла, видимо, просто не могла долго находиться в печальном состоянии, так как её личико опять радостно засветилось, и она уже совсем другим голоском спросила:
– Ну что, будем смотреть дальше или ты уже всё забыла?
– Ну, конечно же, будем! – как бы только что очнувшись от сна, теперь уже с большей готовностью ответила я.
Я не могла ещё с уверенностью сказать, что хотя бы что-то по-настоящему понимаю. Но было невероятно интересно, и кое-какие Стеллины действия уже становились более понятными, чем это было в самом начале. Малышка на секунду сосредоточилась, и мы снова оказались во Франции, как бы начиная точно с того же самого момента, на котором недавно остановились... Опять был тот же богатый экипаж и та же самая красивая пара, которая никак не могла о чём-то договориться... Наконец-то, совершенно отчаявшись что-то своей юной и капризной даме доказать, молодой человек откинулся на спинку мерно покачивавшегося сидения и грустно произнёс:
– Что ж, будь по-вашему, Маргарита, я не прошу вашей помощи более... Хотя, один лишь Бог знает, кто ещё мог бы помочь мне увидеться с Нею?.. Одного лишь мне не понять, когда же вы успели так измениться?.. И значит ли это, что мы не друзья теперь?
Девушка лишь скупо улыбнулась и опять отвернулась к окошку... Она была очень красивой, но это была жестокая, холодная красота. Застывшее в её лучистых, голубых глазах нетерпеливое и, в то же время, скучающее выражение, как нельзя лучше показывало, насколько ей хотелось как можно быстрее закончить этот затянувшийся разговор.
Экипаж остановился около красивого большого дома, и она, наконец, облегчённо вздохнула.
– Прощайте, Аксель! – легко выпорхнув наружу, по-светски холодно произнесла она. – И разрешите мне напоследок дать вам хороший совет – перестаньте быть романтиком, вы уже не ребёнок более!..
Экипаж тронулся. Молодой человек по имени Аксель неотрывно смотрел на дорогу и грустно сам себе прошептал:
– Весёлая моя «маргаритка», что же стало с тобою?.. Неужели же это всё, что от нас, повзрослев, остаётся?!..
Видение исчезло и появилось другое... Это был всё тот же самый юноша по имени Аксель, но вокруг него жила уже совершенно другая, потрясающая по своей красоте «реальность», которая больше походила на какую-то ненастоящую, неправдоподобную мечту...
Тысячи свечей головокружительно сверкали в огромных зеркалах какого-то сказочного зала. Видимо, это был чей-то очень богатый дворец, возможно даже королевский... Невероятное множество «в пух и в прах» разодетых гостей стояли, сидели и гуляли в этом чудесном зале, ослепительно друг другу улыбаясь и, время от времени, как один, оглядываясь на тяжёлую, золочёную дверь, чего-то ожидая. Где-то тихо играла музыка, прелестные дамы, одна красивее другой, порхали, как разноцветные бабочки под восхищёнными взглядами так же сногсшибательно разодетых мужчин. Всё кругом сверкало, искрилось, сияло отблесками самых разных драгоценных камней, мягко шуршали шелка, кокетливо покачивались огромные замысловатые парики, усыпанные сказочными цветами...
Аксель стоял, прислонившись к мраморной колонне и отсутствующим взглядом наблюдал всю эту блестящую, яркую толпу, оставаясь совершенно равнодушным ко всем её прелестям, и чувствовалось, что, так же, как и все остальные, он чего-то ждал.
Наконец-то всё вокруг пришло в движение, и вся эта великолепно разодетая толпа, как по мановению волшебной палочки, разделилась на две части, образуя ровно посередине очень широкий, «бальный» проход. А по этому проходу медленно двигалась совершенно потрясающая женщина... Вернее, двигалась пара, но мужчина рядом с ней был таким простодушным и невзрачным, что, несмотря на его великолепную одежду, весь его облик просто стушёвывался рядом с его потрясающей партнёршей.
Красавица дама была похожа на весну – её голубое платье было сплошь вышито причудливыми райскими птицами и изумительными, серебристо-розовыми цветами, а целые гирлянды настоящих живых цветов хрупким розовым облачком покоились на её шелковистых, замысловато уложенных, пепельных волосах. Множество ниток нежного жемчуга обвивали её длинную шею, и буквально светились, оттенённые необычайной белизной её изумительной кожи. Огромные сверкающие голубые глаза приветливо смотрели на окружающих её людей. Она счастливо улыбалась и была потрясающе красивой....

Французская королева Мария-Антуанетта

Тут же, стоящий от всех в стороне, Аксель буквально преобразился!.. Скучающий молодой человек куда-то, в мгновение ока, исчез, а вместо него... стояло живое воплощение самых прекрасных на земле чувств, которое пылающим взглядом буквально «пожирало» приближающуюся к нему красавицу даму...
– О-о-ой... какая же она краси-ивая!.. – восторженно выдохнула Стелла. – Она всегда такая красивая!..
– А что, ты её видела много раз? – заинтересованно спросила я.
– О да! Я хожу смотреть на неё очень часто. Она, как весна, правда же?
– И ты её знаешь?.. Знаешь, кто она?
– Конечно же!.. Она очень несчастная королева, – чуть погрустнела малышка.
– Почему же несчастная? По мне так очень даже счастливая, – удивилась я.
– Это только сейчас... А потом она умрёт... Очень страшно умрёт – ей отрубят голову... Но это я смотреть не люблю, – печально прошептала Стелла.
Тем временем красавица дама поравнялась с нашим молодым Акселем и, увидев его, от неожиданности на мгновение застыла, а потом, очаровательно покраснев, очень мило ему улыбнулась. Почему-то у меня было такое впечатление, что вокруг этих двоих людей мир на мгновение застыл... Как будто на какой-то очень короткий миг для них не существовало ничего и никого вокруг, кроме них двоих... Но вот дама двинулась дальше, и волшебный миг распался на тысячи коротеньких мгновений, которые сплелись между этими двумя людьми в крепкую сверкающую нить, чтобы не отпускать их уже никогда...




Top