Корпорация в экономике предприятия.

Корпорация на сегодняшний день является доминирующей формой бизнеса, причем она уже не уменьшается в рамках отдельных государств. Мир свободной конкуренции и торговли во все большей мере замещается миром транснациональных корпораций, поделивших собой более трети рынка труда,половина рынка капитала, двух третий общего объема продаж наукоемкой продукции и основную массу финансового капитала.

Корпорации -- сердцевина современной мировой экономики, ее мотор, движущая сила.

Глобализация экономики немыслима без развития национального корпоративного сектора, перешагнувшего за последние десятилетия рубежи своих стран и имевшего тенденцию к дальнейшему взаимопроникновению. В главе раскрываются проблемы, сопровождающие становление и развитие корпораций (акционерных обществ), а также излагаются мифы о повышении эффективности производства и появлении эффективного собственника: возникновение корпорации как формы организации бизнеса в первую очередь было продиктовано необходимостью привлечения инвестиций, для чего и был придуман такой финансовый инструмент, как акция. Говоря о корпоративных свойствах, обычно имеют в виду черты, развитые в американских корпорациях -- будь то классических (XIX в.) или современных. И это не случайно. Общества, известные в европейских странах под различными названиями -- акционерные, паевые, анонимные и др., в США именуются корпорациями. Такого названия и понимания, имея в виду акционерные компании, будем придерживаться и мы. Но дело, разумеется, не только в названии. В американских корпорациях наиболее зримо проявились черты, присущие в той или иной степени многим, неамериканским, корпорациям. Поэтому можно говорить о корпорации вообще, ориентируясь неявно на американский тип корпораций; при необходимости же выделения специфических особенностей, характерных для тех или иных стран, будем подчеркивать национальную принадлежность корпораций. Ситуация здесь сходна с рыночной экономикой. Есть конкретные экономики, но есть и экономика laissez-faire -- достаточно абстрактная, чтобы служить удобной моделью для представления основ рыночной экономики. Корпорация вообще -- это модель; американская, французская, японская, российская и прочие корпорации -- это конкретизация (на модельном уровне) исходной модели.

Определим корпорацию как акционерное общество, т.е. общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций. Корпоративные участники не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью корпорации, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Различают открытые и закрытые корпорации. Корпорация, участники которой могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, является открытым акционерным обществом. Оно вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами. Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. Корпорация, акции которой распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, является закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционеры закрытого общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества. В странах с институционально развитой инфраструктурой преобладают открытые корпорации, в странах со слабо структурированными институтами и институциональными отношениями (например, в России) -- закрытые.

Основными преимуществами корпорации считаются:

  • 1) защита корпорацией своих собственников путем их избавления от индивидуальной юридической ответственности, когда они действуют в качестве корпоративных представителей;
  • 2) ограниченная ответственность акционера, который по определению не может потерять (в случае банкротства корпорации) больше вложенной им доли капитала;
  • 3) возможность передачи корпоративного капитала из рук в руки (владелец капитала может продать свои акции в любое время; в случае смерти акционера его акции могут переходить к наследникам);
  • 4) возможность наращивания объема корпоративного капитала.

К недостаткам можно отнести:

  • 1) для корпорации и акционеров -- двойное налогообложение (налог с корпорации как с самостоятельного юридического лица плюс налог с дивидендов акционеров -- как с физических лиц, так и с юридических держателей акций);
  • 2) для менеджеров -- усиленный контроль со стороны государства;
  • 3) для корпорации, участников корпорации и общества -- дискреционное поведение менеджеров (т.е. поведение, направленное на достижение собственных целей в ущерб общественным или корпоративным целям, -- традиционно акцент делается на ущерб, причиняемый держателям акций).

Если перечисленные преимущества и недостатки были характерны для корпораций как прошлого, так и нынешнего века, то последний недостаток приписывается исключительно современной корпорации, и он явился следствием разделения собственности и управления, ставшего фактом экономической науки благодаря знаменитому труду американских ученых Берли и Минза. Корпорации, в которых наблюдается дискреционное поведение менеджеров, принято называть управленческими.

В основе разделения собственности и управления лежит наиболее характерная черта больших корпораций -- огромное число акционеров. Последних часто называют собственниками, хотя таковыми они не являются. Если уж быть юридически строгим, то собственником корпорации выступает сама корпорация. Действительно, акционеры объединяют свои финансовые ресурсы в рамках корпорации, которая в процессе инкорпорирования становится неодушевленной, но личностью -- юридическим лицом. Кстати, само слово «корпорация» (от лат. corpus -- тело, личность) содержит намек на это. Как юридическое лицо, отличное от любого физического лица, корпорация может владеть собственностью, привлекать или привлекаться к суду, заключать договора. Почему же акционеров нередко продолжают называть собственниками? Дань ли это традиции, когда предприниматель, собственник и менеджер являлись одним лицом, либо это делается сознательно с целью затуманить существо дела? На наш взгляд, и то, и другое. Корпорации отличаются друг от друга по таким аспектам, как вид бизнеса, функции, методы и принципы управления, степень сложности операций и процедур и т.д. Вместе с тем в самом общем виде корпорациям присущи определенные характеристики, приведенные в таблице 2.1 Приложения 1.

Принято считать, что корпорация возникла с целью повышения эффективности производства. Это достаточно распространенный миф, мало общего имеющий с действительностью -- как с западной, так и с российской. На самом же деле целью возникновения корпорации было привлечение дополнительного капитала, прежде всего денежного, для чего был придуман специфический финансовый инструмент -- акция. Так было на Западе, так было, разумеется, с поправкой на множество конкретных нюансов и реалий, и в других странах, включая Россию. Это не значит, что мотив привлечения капитала был единственным, и он исключал наличие других мотивов. Сказанное следует понимать в том смысле, что мотив акционирования как средства повышения эффективности производства чаще всего использовался его инициаторами для прикрытия собственных целей, как правило, отличных от целей декларируемых. Подобная практика в России наряду с другими разрушительными действиями реформаторов завела экономику в трясину институциональных ловушек.

С институциональной точки зрения в корпорации (фирме) в первую очередь значима не ее производственная деятельность, а то, что называется «пучком контрактов». То новое, что привносит корпоративная форма предприятия, заключается в появлении особой группы участников контрактных отношений -- акционеров. Это смещение акцента имеет далеко идущие последствия. Если в классической капиталистической фирме основная коллизия имела место между трудом (наемными работниками) и капиталом (владельцами капитала/фирмы), то в корпорации на первый план выходит коллизия между менеджментом (менеджерами -- особой группой наемных работников) и капиталом (акционерами -- поставщиками капитала для фирмы).

Зададимся теперь вопросом: если акционеры, строго говоря, не являются собственниками, то кто же они такие? Может, просто инвесторы?

Пожалуй, хотя инвесторы довольно-таки специфические. Вот что пишет известный специалист в области управления П. Друкер: «Наиболее важный вопрос, поднятый с развитием пенсионных фондов (и других институциональных инвесторов) как главных поставщиков капитала и большинства собственников крупных предприятий, заключается в роли и функции, которую они выполняют в экономике. Их развитие делает устаревшим все традиционные способы управления и контроля над крупными предприятиями. Это заставляет нас переосмыслить и переопределить корпоративное управление» . Вывод Друкера сводится к тому, что в современных условиях надо вести разговор не о собственниках, как это делали Берли и Минз, а об инвесторах.

Необходимо различать корпорацию (акционерное общество) и держателей акций. С одной стороны, имеется акционер -- собственник акции. Это его личное имущество. Подтверждением наличия акции является сертификат акции. С другой стороны, имеется корпорация, у которой могут быть собственные интересы, причем эти интересы могут в свою очередь не совпадать с интересами менеджеров.

К сожалению, в моделях описания корпоративного поведения эта реальность не всегда учитывается. Возьмем, к примеру, наиболее популярную модель для представления взаимоотношений акционеров и менеджеров -- «принципал -- агент». Она имеет несомненные достоинства и позволяет трактовать акционеров, в соответствии с англо-американской традицией, в качестве собственников корпорации, несмотря на то, что юридически они являются лишь собственниками своих акций, но отнюдь не имущества корпорации. Однако в методологическом плане применение этой модели не выдерживает критики, поскольку она полностью игнорирует, может быть, наиболее существенную характеристику корпорации -- то, что она сама является самостоятельным игроком, принципиально не сводимым к остальным игрокам -- участникам контрактных отношений. В качестве модели, претендующей на адекватное описание реальности, можно указать на органическую модель корпоративного поведения.

РЕФЕРАТ
Крупные корпорации и их роль в современной экономике
Курсовая работа, содержит 30 стр., 3 таблицы, 14 источников

Ключевые слова: КОРПОРАЦИЯ, АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО, ЭФФЕКТ МАСШТАБА, ИННОВАЦИИ, СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ, НИОКР

Объект исследования: крупные корпорации и их роль в современной экономике.
Предмет исследования: крупные предприятия в экономике Республики Беларусь и реализация ими преимуществ крупного бизнеса.
Методы исследования: анализ, синтез, статистический метод, метод сравнения.
Цель исследования: проанализировать место крупных предприятий в экономике Республики Беларусь на основе изучения мирового опыта.
Задачи исследования:



ВВЕДЕНИЕ 4
1 Процесс становления корпораций 6
2 Преимущества крупных предприятий 13
2.1 Эффект масштаба, как фактор преимущества крупных предприятий 13
2.2 Сфера НИОКР в обеспечении конкурентных преимуществ крупного предприятия 15
2.3 Накопление социального капитала 18
3 Крупные корпорации в экономике Республики Беларусь 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 29

    ВВЕДЕНИЕ

Современную рыночную экономику отличает многообразие форм предприятий. При этом ее успешное существование обеспечивается за счет оптимального сочетания различных типов фирм и использования ими своих преимуществ.
Данная работа посвящена исследованию роли крупных компаний в рыночной экономике, рассмотрению преимуществ, присущих им.
Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, следующими обстоятельствами. Крупные компании составляют основу экономического потенциала любого государства. Занимая небольшую долю в общей численности компаний (от 0,1% во Франции до 2% в США), они создают значительную часть национального богатства страны (около 50% ВНП).
Использование преимуществ, характерных для крупных предприятий позволяет фирме- гиганту не только занять лидирующее положение в экономике, но и помогает удерживать лидерство в дальнейшем. Об этом свидетельствует стабильность списка корпоративной элиты, включающего на протяжении десятилетий почти один и тот же набор крупнейших фирм.
Следует отметить, что роль крупных предприятий в народном хозяйстве оценивается в экономической теории неоднозначно. Одни ученые считают, что крупная фирма является сегодня ядром экономики любого государства и именно ею предопределяются основные направления и пропорции экономического развития. Согласно противоположной точке зрения, недостатки крупных фирм перевешивают имеющиеся достоинства и наносят тем самым большой вред экономике в целом.
Дискуссионной является и проблема источников преимуществ крупных предприятий. В западной экономической литературе конкурентное преимущество фирм-гигантов перед другими типами фирм традиционно объясняется получением ими эффекта масштаба. Однако, выделение экономии от масштабов производства в качестве единственного фактора, обеспечивающего конкурентоспособность крупной фирме, недостаточно. Крупной компанией пройден длительный путь развития, в процессе которого определился ряд новых факторов, способных повысить ее конкурентоспособность. Поэтому необходимо учитывать современные подходы к преимуществам крупных предприятий.
Роль крупных предприятий в экономике привлекала внимание крупнейших теоретиков непосредственно с момента зарождения первых гигантских фирм. Еще А. Смит доказывал бесперспективность крупных предприятий, в частности, объяснял это снижением мотивации к труду у занятых на них работников. Дж.С.Миллем, одним из первых в экономической литературе, был поднят вопрос о силах, способствующих возникновению экономии на масштабах производства. При этом Милль обращал внимание не только на преимущества, связанные с увеличением размеров фирм (экономия на масштабах производства), но и указывал на негативные стороны укрупнения, а именно на возникновение монополизма.
Дж.Робинсон и Э.Чемберлином рассмотрено поведение фирмы в условиях несовершенной и монополистической конкуренции с определением оптимальных размеров фирмы, объемов производства, величины получаемой прибыли. При этом Чемберлин, анализируя издержки, принимал во внимание издержки обращения. Им дается объяснение более высокой цены в условиях монополистической конкуренции по сравнению с простой конкуренцией.
В качестве недостатков, характерных для фирмы-гиганта выделяют следующие: Х-неэффективность, неуправляемость, неспособность динамично реагировать на состояние рынка, негибкость, игнорирование которых делает компанию уязвимой для конкурентов. Но, несмотря на наличие слабых сторон в своей деятельности, крупная фирма прочно удерживает доминирующие позиции в экономике.
Объектом исследования являются крупные предприятия, их роль в рыночной экономике. Предметом исследования выступает индустриальный сектор Республики Беларусь, представленный, преимущественно, крупными компаниями.
Цель исследования: проанализировать место крупных предприятий в экономике Республики Беларусь на основе изучения мирового опыта.
Задачи исследования:
- проанализировать процесс создания и становления крупных корпораций;
- раскрыть основные преимущества крупных корпораций;
- исследовать существующее положение крупного бизнеса в Республике Беларусь;
- проанализировать реализацию крупными предприятиями РБ преимуществ.
    Процесс становления корпораций
Акционерные общества не существовали на протяжении всей истории человечества или с начала появления товарного хозяйства. Они есть результат очень высокого уровня развития товарно-денежных отношений.
Основными историческими предпосылками возникновения акционерных обществ являются :
      развитие крупного производства на основе достижений научно-технического прогресса, превращение всех основных видов человеческой деятельности в полностью общественный процесс, в совместную деятельность многих людей;
      развитие капиталистических отношений, которое приводит к превращению всех товаров и денежных сумм в формы существования капитала, или в активы, предназначение которых - производство любых форм доходов для их владельцев;
      появление организационных возможностей объединения многих частных капиталов в единый и неделимый совокупный капитал;
      возникновение рынка ценных бумаг в форме вексельного рынка и рынка государственных облигаций.
Становление акционерных обществ - это результат многовекового развития предпринимательства. По мере роста масштабов производственной деятельности и расширения торговли возникла объективная потребность как во все больших капиталах, так и в наличии совершенных форм их организации.
Коллективные формы организации труда известны с незапамятных времен. Издавна люди осознали, что тяжелые и трудоемкие виды работ лучше делать сообща. Однако такие объединения носили кратковременный характер, были нацелены на решение конкретной задачи, при этом участники зачастую не были связаны имущественными и финансовыми обязательствами как по отношению друг к другу, так и в отношениях с третьими лицами. В этих формах объединения преобладали личные трудовые начала. Только при наличии товарно-денежных отношений коллективные формы организации труда принимают формы объединения не самого труда, а формы объединения товарами, деньгами, имущественными правами, что в своем развитии ведет к развитию капиталистических отношений, а объединяемые ресурсы превращаются в капиталы.
Организационной и правовой основой развития акционерных обществ послужил опыт ведения совместных дел, который выработали в своей многовековой деятельности различные виды предпринимательских объединений, существовавшие во многих странах Европы.
Основными предшественниками современных акционерных обществ принято считать:
      средневековые мукомольные товарищества Франции;
      горные товарищества Германии;
      морские товарищества;
      торговые гильдии и другие подобные объединения.
Каждая из средневековых форм объединения предпринимателей и их капиталов заложила в общую копилку свою частицу того неоценимого опыта, на основе которого, эволюционируя, появилась современная конструкция акционерного общества.
Если различные виды коммерческих товариществ зародили организационные и правовые основы корпоративного устройства, то рынок ценных бумаг предложил механизм обмена паев и акций на наличные деньги и обратно, тем самым создав условия для свободного обращения частных капиталов при одновременном совместном задействовании их в самом процессе производства. Противоречие между производством и обращением капитала получило свое разрешение благодаря рынку ценных бумаг, поскольку капитал разделился на капитал, постоянно занятый в производстве, и на капитал, постоянно находящийся в сфере обращения .
Торговые гильдии считаются одним из начальных истоков возникновения корпораций. Они заложили основы ведения коммерческих дел сообща. В торговых гильдиях начинается процесс выработки отношений по поводу соединения личного труда и капитала и способов их управления.
Гильдии торговцев в торговых сделках не участвовали и торговых дел самостоятельно не вели. Их общие издержки покрывались за счет членских взносов, вносимых участниками. Торговые гильдии внешней торговли имели общее имущество в виде складов или представительств, но при этом общего капитала еще не было и каждый из участников вел дела за свой счет, на свой страх и риск. В отдельных случаях члены гильдии несли коллективную ответственность по обязательствам ее отдельных членов. Торговая гильдия - ассоциация, которая имела практически во всех странах одинаковую структуру управления, представленную руководителем и советом из числа членов гильдии, который решал наиболее важные вопросы, организовывал проведение общих собраний членов гильдии.
Товарищества по строительству и эксплуатации корабля, или морские товарищества, в отличие от торговых гильдий требовали уже не столько личного участия в деле, сколько наличия большого совместного капитала. Поэтому в них начинают преобладать отношения по поводу формирования и управления общим капиталом, а роль личного участия резко снижается.
Строительство корабля для осуществления морской торговли требовало значительных средств, которые одно лицо либо не в состоянии было обеспечить, либо риск потери капитала был очень велик для одного лица. Поэтому в данный проект приглашались для участия компаньоны. Лицо, выступавшее инициатором строительства корабля, называлось «патрон». Патрон становился руководителем морского товарищества, определял количество долей, на которое делится имущество товарищества, вносил свои и собирал с компаньонов причитающиеся средства.
Количество долей, как правило, было не велико и составляло не более полутора десятков, доли при этом были равными. Любые дальнейшие расходы, связанные с эксплуатацией корабля, признавались общими. Патрон в товариществе выполнял функции единоличного исполнительного органа, представлял интересы товарищества в отношениях с другими лицами. Высшим органом управления являлось общее собрание компаньонов. Оно определяло вопросы, связанные с направлениями развития торговли, расходованием средств на ремонт и эксплуатацию корабля, внесением, по мере необходимости, дополнительных средств.
Средневековые горные товарищества так же, как и морские, для организации дела требовали значительных средств, но в отличие от последних эти средства требовались регулярно. Несовершенные технологии и примитивные орудия труда не позволяли делать глубоких разработок, отсюда постоянно возникала необходимость освоения новых участков. Средства от продажи руды не обеспечивали этих потребностей, возникала нужда в других источниках привлечения капитала. Возможность свободной продажи своих долей приводит к появлению капиталистов-вкладчиков, а постоянное колебание цен - к появлению разного рода посредников и спекулянтов. Свобода отчуждения долей была присуща и другим видам товариществ, в частности, товариществам по эксплуатации мельниц.
Имущество горного товарищества являлось общей собственностью его членов. Управление делами товарищества находилось в ведении общего собрания. Вопросы на собрании принимались простым большинством голосов. Исполнительным органом горного товарищества был его руководитель - шахмейстер, который в одних случаях назначался на эту должность решением собрания товарищей, в других - государством, либо предложенный собранием кандидат подлежал утверждению государством.
Отличительной особенностью горного товарищества являлось то, что его участники лично не отвечали по обязательствам товарищества. Горные товарищества имели много признаков будущего акционерного общества и внесли большой вклад в его становление.
Крупным шагом, обозначившим переход от средневековых товариществ к акционерной форме, явился созданный в начале XV столетия Генуэзский банк Святого Георгия, который многие исследователи считают первым акционерным обществом.
Банк Святого Георгия первоначально был создан как особое учреждение, призванное обслуживать государственные займы. Основой, на которой он был создан, были генуэзские маоны. Они представляли собой объединения кредиторов, которые ссуживали свои капиталы государству, а государство рассчитывалось с ними путем предоставления права на получение соответствующей части государственных доходов. Города Италии вели постоянные войны, источником средств для их ведения служили государственные займы, которые были как добровольными, так и принудительными. Постоянный рост займов и сложности их обслуживания и послужили причиной возникновения банка.
В основу организации Генуэзского банка были положены начала, характерные для современного акционерного общества:
      высшим руководящим органом было собрание участников, которое проводилось раз в год за исключением чрезвычайных. Решения на собрании принимались голосованием, при этом должностные лица банка не обладали правом участия в собрании. Функции исполнительного органа выполнял совет протекторов, который избирала особая коллегия из 32 участников. В своей деятельности совет протекторов был подчинен общему собранию участников;
      капитал банка был разделен на равные доли, которые были отчуждаемы и имели свободное обращение;
      участникам банка на их доли начислялись и выплачивались проценты. Их размер зависел от получаемого банком дохода, т. е. по своей экономической сути они уже являлись дивидендами.
Таким образом, Генуэзский банк Святого Георгия дал образцы организации акционерного дела, которые в дальнейшем получили свое развитие в Голландии и Англии. Однако данная форма организации несколько опередила свое время, так как еще не существовало развитого фондового рынка, а объединение капиталов имело причины неэкономического характера и не вытекало из потребностей самой экономики, ее материального фундамента.
Эпоха великих географических открытий, начавшаяся в XVI в. и открывшая для Европы новые рынки, резко ускорила рост промышленности и торговли. Особенно бурно развивалась морская торговля, осваивая китайские и индийские рынки, а затем и американский. Прежние формы организации торговых объединений в виде морских товариществ и торговых гильдий уже не могли обеспечить экономические интересы крупнейших торговых центров Европы, требовалась новая форма организации, новый вид предпринимательского объединения, способный более эффективно решать поставленные задачи. Исторически такой формой стала колониальная компания.
Первые колониальные компании появились в Англии, Голландии и Франции, т. е. в странах, наиболее активно проводивших колониальную политику в отношении новых земель. Освоение колоний требовало значительных средств, которых у правительств не было. Поэтому приветствовалась любая частная инициатива в этом направлении. Соединение частного капитала с военной и дипломатической поддержкой государства позволило создать эффективный экономический инструмент подчинения новых территорий: появились английские, голландские и французские Ост-Индские и Вест-Индские компании, английские компании по освоению Северной Америки. Колониальные компании были созданы и в других европейских государствах, а общее их количество составило порядка 60 единиц.

На момент возникновения колониальные компании не рассматривались в качестве новой, особой организационно-правовой формы, поскольку они вырастали из тех торговых и морских товариществ, которые уже существовали. Однако по мере их развития все более и более вырабатывались те черты, которые впоследствии стали квалифицирующими признаками акционерного общества. Практика организации бизнеса двумя первыми и крупнейшими колониальными компаниями - голландской и английской Ост-Индскими компаниями - выработала по сути организационные и правовые основы акционерного общества.
Голландская Ост-Индская компания была создана в 1602 г. путем объединения уже существовавших торговых компаний по требованию голландского правительства. Вошедшие в компанию торговые товарищества имели в ней разные по величине доли и представительство в органах управления в соответствии с объемами своей торговли. Впоследствии доли всех участников были уравнены и они получили право свободно отчуждать их третьим лицам. Доли участников компании получили название «акции» и стали предметом торгов на Амстердамской бирже. Отчуждение акций происходило путем внесения записи в книги компании в присутствии продавца, покупателя и директора компании. Акции представляли собой документ, подтверждающий право владеющего им лица на пай в компании.
Свобода и легкость отчуждения породили спекуляции акциями в таких масштабах, что потребовалось вмешательство правительства, чтобы нейтрализовать негативные последствия этого явления. Правительству пришлось издать целый ряд указов, в которых устанавливались запреты, с тем чтобы воспрепятствовать злоупотреблениям с капиталом. Цены на акции компании во многом зависели от того, насколько удачной была очередная торговая экспедиция.
В отличие от голландской, английская Ост-Индская компания имела более развитую систему корпоративного управления. Так, собрания участников компании проводились ежегодно, а для решения срочных вопросов могли проводиться и чрезвычайные собрания. Решения на них принимались большинством голосов. Право голоса на собраниях участников имели только те, кто имел капитал не менее определенной величины и владел акциями не менее года.
Текущее руководство делами компании осуществлял совет, состоящий из 15 членов, персональный состав которого избирался общим собранием участников. Общее собрание избирало также главного директора компании и кандидата на должность главного директора, который его замещал в случае отсутствия. Внутренняя организация компании формировалась постепенно с учетом существовавших условий развития и практически без вмешательства правительственных органов. Выработанные практикой основные принципы управления компанией впоследствии нашли закрепление в виде законодательных актов.
Массовое появление и развитие акционерных обществ в XIX в. было продиктовано общественными потребностями, связанными с необходимостью ускорения экономического развития на основе централизации, объединения частных капиталов. В условиях возрастающего промышленного роста для дальнейшего развития дела средств единоличного собственника было недостаточно, и решить эту проблему можно было только путем привлечения и объединения материальных и финансовых ресурсов многих частных лиц и отдельных организаций .
Акционерное общество оказалось наиболее универсальным и эффективным организационным инструментом капитала, позволяющим в короткие сроки мобилизовывать огромные средства частных лиц для инвестирования в промышленные и торговые предприятия. Строительство железных дорог или металлургических предприятий в той же Германии или Великобритании было совершенно невозможно без акционерного капитала.
Вместе с тем появлению акционерных обществ сопутствовал шлейф мошенничеств, биржевых спекуляций, экономических потрясений и кризисов. Акционерные общества показали, что они являются не только эффективным инструментом ускорения экономического развития, но могут быть и разрушительной силой, если отсутствуют надежные системы государственного регулирования и регулирования в самих акционерных обществах. Потребовалось время, чтобы выработать правовые, организационные и финансовые механизмы, поддерживающие оптимальное соотношение между частными и общественными интересами, между свободой предпринимательской деятельности и способами ее регулирования.
Преобразование фирмы в корпорацию (процедура инкорпорации) придает ей новые черты. Каковы они или, что одно и то же, какова природа акционерного общества? То, что оно является юридическим лицом, а акционеры несут ограниченную ответственность, широко известно, но достаточно ли этого для понимания природы данной формы предприятия? Каковы мотивы инициаторов образования корпорации, что лежит в основе ее возникновения? Можно ли, обращаясь к истории, дать рассматриваемому явлению рациональное объяснение?
Ответ на последний вопрос утвердительный: да, можно. Чтобы в этом убедиться, обратимся к фону, на котором происходило возникновение корпораций на Западе. Его характерная особенность - рациональность, охватывающая предприятие, бухгалтерию, технику, право, образ мышления и жизни, хозяйственную этику.
К важнейшим предпосылкам образования капитализма XIX в., в недрах которого зародилась корпоративная форма предприятий, можно отнести:

      обоснованный расчет капитала в качестве нормы для всех крупных промышленных предприятий, работающих на удовлетворение повседневных потребностей;
      присвоение автономными частными промышленными предприятиями собственности на вещные средства производства (земля, приборы, машины, орудия и т.п.);
      рынок, избавившийся от иррациональных моментов обмена;
      строго рассчитанную технику производства и обмена, причем в области не только издержек собственно производства, но и обращения благ;
      твердо установленное право; наличие людей, которые не только имеют право свободно продавать на рынке свою рабочую силу, но и экономически вынуждены к этому;
      коммерческую организацию хозяйства, под которой понимается широкое применение ценных бумаг для установления прав участия в предприятиях и прав на имущество, - словом, возможность исключительной ориентировки при покрытии потребностей на рыночный спрос и доходность предприятия .
Упомянутая рациональность прочно вошла в классическую, а затем и в неоклассическую теории, в которых центральное место отведено рационально мыслящему и действующему «человеку экономическому». Это творение оказалось находкой для западной экономической науки, многие направления которой немыслимы без него: достаточно лишь упомянуть теории потребления и фирмы. Но то, что в XIX в. было вполне приемлемым, перестает быть таковым в конце XX в., не говоря уж о XXI в.
Корпорация на сегодняшний день является доминирующей формой бизнеса, причем она уже не умещается в рамках отдельных государств. Мир свободной конкуренции и торговли во все большей мере замещается миром транснациональных корпораций (ТНК), поделивших между собой более трети рынка труда, половины рынка капитала, двух третей общего объема продаж наукоемкой продукции и основную массу финансового капитала. Поскольку ТНК представляют преимущественно страны «золотого миллиарда», последние получают возможность аккумулировать у себя через соответствующие финансовые механизмы и институты подавляющую часть добавленной стоимости, создаваемой в остальных регионах земного шара
    Преимущества крупных предприятий
      Эффект масштаба, как фактор преимущества крупных предприятий
Фирмы отличаются друг от друга, в частности, своей производственной мощностью, т. е. они ориентированы на выпуск различных объемов продукции. Наряду с достаточно крупными фирмами, насчитывающими десятки тысяч работников, существуют средние по размеру, мелкие и мельчайшие фирмы. Фирма может состоять и из одного работника или из членов одной семьи.
Каждая действующая фирма стремится выпускать продукцию в таком объеме, когда средние издержки минимальны. Но в коротком периоде фирма ограничена существующей производственной мощностью, прежде всего величиной своего капитала. Между тем на предприятиях различной производственной мощности, действующих в рамках одной и той же отрасли, объемы выпуска продукта, при которых минимизируются средние издержки, различны, т. е. каждая фирма имеет свою кривую средних издержек. Она может выбирать оптимальный выпуск продукции в рамках своей кривой средних издержек.
Любая фирма, функционируя в рамках краткосрочного периода, а значит, будучи ограничена своей производственной мощностью, планирует свою деятельность на перспективу. Это значит, что она исходит из того, что в долгосрочном периоде она может неограниченно изменять свою производственную мощность. Планируя свою деятельность, фирма моделирует кривые средних издержек при различных вариантах производственной мощности. Это позволяет установить такой объем продукции, при котором средние издержки окажутся минимальными, и, следовательно, выбрать такой вариант производственной мощности, который позволит минимизировать средние издержки.
Иногда полагают, что чем крупнее предприятие, тем более дешевую продукцию оно выпускает. Но это не так. Существуют различные эффекты масштаба производства: положительный, отрицательный и неизменный.
В одних случаях рост общих издержек отстает от роста выпуска продукта. В результате возникает положительный эффект масштаба производства. Если рост общих издержек опережает рост выпуска продукта, то возникает отрицательный эффект масштаба производства. Если рост общих издержек равен росту выпуска продукции, то наблюдается неизменный эффект масштаба производства.
Тот или иной вид эффекта масштаба производства обусловливает размеры минимально эффективного размера предприятия. Минимально эффективный размер предприятия - это такой его размер, при котором объем производства позволяет минимизировать средние издержки. В разных отраслях наблюдаются различные минимально эффективные размеры предприятия.
В одних отраслях они характеризуются довольно значительными объемами выпуска продукции. Это главным образом отрасли тяжелой промышленности, такие, как металлургия и машиностроение. В этих отраслях сложилась олигополистическая структура. Нельзя представить себе конкурентоспособное небольшое предприятие в этих отраслях.
Но наряду с такими отраслями существуют отрасли, в которых минимально эффективный размер предприятия невысок. К ним относятся, прежде всего, отрасли сферы услуг, розничная торговля, легкая, хлебопекарная промышленность, строительство. В них преобладают предприятия малого бизнеса, которые здесь часто бывают более жизнеспособными, чем крупные фирмы.
Имеются и такие отрасли, в которых сосуществуют как небольшие, так и крупные фирмы. Это деревообрабатывающая, мебельная промышленность, производство тары.
Какие факторы определяют положительный эффект масштаба производства?
Во-первых, специализация, позволяющая отдельные производственные операции выполнять на различных видах специализированного оборудования, часто в специализированных подразделениях, силами рабочих, обладающих узкой профессией, но добившихся высокой степени профессионализма. Важную роль играет и специализация управленческого персонала. Например, в мелких фирмах обычно сам предприниматель разрабатывает стратегию развития фирмы, исследует издержки, осуществляет текущее оперативное планирование и т. д. В более крупных фирмах он уже нанимает экономиста для выполнения этих функций, а в еще более крупных имеются экономические отделы. Тот, кто был на самых крупных предприятиях, мог видеть, что там имеется экономическое управление, в состав которого обычно входят отделы перспективного развития фирмы, анализа издержек и ценообразования, оперативного планирования, финансов и др. Затраты, связанные с содержанием управленческого персонала, в крупных фирмах обычно окупаются повышением эффективности производства и конкурентоспособности продукции.
Во-вторых, положительный эффект масштаба производства достигается благодаря возможности использования высокопроизводительного и дорогостоящего оборудования, которое эффективно используется только при полной загрузке и новейших технологиях. В этом случае снижаются издержки, связанные с эксплуатацией оборудования, так как в расчете на единицу продукции цена высокопроизводительного оборудования, как правило, ниже, чем низкопроизводительного.
В-третьих, крупные фирмы обладают существенными преимуществами на рынке. Покупка сырья и продажа продукции крупными партиями обычно связаны с меньшими средними издержками, чем мелкими партиями. Крупные фирмы также значительно расширяют границы рынка своей продукции, они часто реализуют ее не только на национальном, но и на мировом рынке.
В-четвертых, как правило, крупные фирмы имеют преимущества при получении банковских ссуд, которые предоставляются им под более низкие ставки процента, чем мелким фирмам, так как они обычно имеют репутацию надежных заемщиков.
      Сфера НИОКР в обеспечении конкурентных преимуществ крупного предприятия
В последнее время инновации стали своеобразным «общим местом» общественно- политической жизни. Политики и журналисты, экономисты и общественные деятели считают своим долгом пропеть мантры инновациям, инновационным политике и экономике в своих речах, выступлениях и статьях. Но на самом деле далеко не все понимают значение и механизмы влияния инноваций на экономический рост. Особенно это касается корпоративных инноваций и инвестиций в исследования и разработки.
В 2009 г. общий объем корпоративных инвестиций в НИОКР, осуществленный крупнейшими компаниями мира, составил 503 млрд. долл., что на 2% ниже уровня 2008 г. Это небольшое сокращение в результате тяжелого финансово-экономического кризиса прервало устойчивый рост в течение последних пяти лет .
Отраслевая структура корпоративных затрат на исследования и разработки представлена в таблице:
Таблица 2.1 - Отраслевая структура корпоративных затрат на НИОКР
Отрасль Объем инвести ций в НИОКР, млрд. долл. Доля, %
1 Производство компьютерного об орудования и программного обеспечения 132,5 26,3
2 Фармацевтика и биотехнологии 112,8 22,4
3 Автомобильная промышленность 73,1 14,5
4 Общее машиностроение 50,7 10,1
5 Электронная промышленность 37,7 7,5
6 Химическая промышленность 36,6 7,3
7 Аэрокосмическая промышленность 21,7 4,3
8 Производство потребительских тов аров 19,5 3,9
9 Телекоммуникации 10,5 2,1
10 Прочие* 8,3 1,6
Всего 503,4 100
Примечание –

В результате проведенных в России экономических реформ термины "корпорация", "корпоративное управление" стали все чаще использоваться в средствах массовой информации и в литературе, постепенно формируя представление о системе управления, принятой корпорациями, как об одном из магических способов эффективного управления и вывода российских предприятий из кризиса. Наряду с этим, активное сотрудничество с зарубежными партнерами предоставило возможность российским руководителям различных рангов изучать опыт корпораций передовых зарубежных стран, а разрабатываемое российское законодательство породило много вопросов и сомнений по этому поводу.

Из определения корпорации (лекция 1) вытекает обязательность наличия как минимум нескольких принципиальных условий для успешного функционирования корпорации: развитость экономики, освоенное населением предпринимательство, сосуществование различных форм собственности (защищаемых государством и уважаемых населением), достаточное количество профессиональных управляющих (менеджеров). Поэтому без выполнения этих условий и до тех пор, пока в масштабах государства (отдельного региона) или в отдельной отрасли не будут созданы необходимые нормативные и экономические предпосылки для успешной деятельности корпораций, говорить об эффективной реализации принципов корпоративного управления преждевременно.

В связи с этим, обобщение накопленного за годы экономических реформ опыта поможет, на наш взгляд, понять суть происходящих процессов в формировании российской корпоративной среды. Несмотря на относительную непродолжительность процесса перераспределения собственности в России уже можно выделить определенные этапы формирования структур корпоративного управления, выявить истоки ошибок и заблуждений и предложить пути их преодоления.

Этапы становления корпоративного управления:

1. Период до 1987 г.

Корпоративная среда в этот период была похожа на систему партийно-хозяйственных активов: все ключевые посты на предприятиях распределялись не в соответствии с профессионализмом управляющих, а по старым партийно-номенклатурным связям. Основой для этого послужили, на наш взгляд, три причины:

1. Отсутствие отечественных высококвалифицированных независимых управляющих на рынке труда. 2. Неготовность предприятий высоко оплачивать квалифицированный труд зарубежных управляющих. 3. Остатки тоталитарного мировоззрения в обеих системах и, в связи с этим, низкое желание взаимного обмена накопленным опытом между странами с развитой рыночной экономикой и странами бывшего социалистического лагеря.

2. Период с 1987 г. по 1991 г.

В этот период закладывались основы корпоративности директорского корпуса и структур, приближенных к партийно-номенклатурным органам управления, но уже появились ростки нарождающейся корпоративной среды. Помимо промышленного в России возник и начал развиваться финансовый капитал в банковском и страховом секторах экономики. Появились источники и первые инструменты накопления капитала.

3. Период с 1991 г. по 1994 г.

В то же время начал складываться определенный корпоративный стиль взаимоотношений отдельных структур, таких, как банковский капитал, нефтегазовые предприятия и другие, когда на смену государственным органам управления приходят самоуправляемые корпорации. Отчужденность же большинства населения от активных процессов участия в управлении собственностью, потеря рабочих мест и экономическая безграмотность сформировали негативное отношение ко всем процессам реформирования экономики.

Но именно в этот период были заложены основы настоящей корпоративности среди новых предпринимательских структур, созданных молодыми (образованными, честолюбивыми) предпринимателями, у которых было только два пути: или войти в кооперацию с бывшими государственными структурами, или противопоставить им цивилизованный бизнес, основанный на опыте зарубежных корпораций. К тому же на принимаемые в корпорациях решения начало влиять уже полученное качественное зарубежное образование в новых для российской экономики сферах: на финансовом и фондовом рынках, на рынке обязательств, в маркетинге, менеджменте. Активное взаимопроникновение западных и российских корпораций, совместная работа на российском фондовом рынке неизбежно подталкивали российские корпорации к пониманию особенностей корпоративного управления.

4. Период с 1994 г. по август 1998 г.

Крупные зарубежные корпорации открывают в России свои филиалы, представительства или создают совместные фирмы.

Основная тяжесть проблемы привлечения инвестиций перемещается с федерального центра на регионы. Региональные власти принимают местные законы об образовании страховых фондов для привлечения инвестиций, а объектом купли-продажи в соответствии с принятыми региональными законами становится земля и другие объекты недвижимости.

5. Период с августа 1998 г. по настоящее время.

Корпоративное управление строится на базисе отработанных и действенных норм в сфере финансов, ценных бумаг, управления, трудовых взаимоотношений, контрактных обязательств, договорной деятельности, организационных структур, маркетинга. При наличии базовых государственных документов и накопленного опыта можно строить систему корпоративных отношений на уровне конкретной корпорации, задавая таким образом ориентиры для всей российской экономики.



При этом в России в настоящее время формально присутствуют компоненты всех традиционных моделей: относительно распыленная собственность (но неликвидный рынок и слабые институциональные инвесторы), явная и устойчивая тенденция к концентрации собственности и контроля (но при отсутствии адекватного финансирования и эффективного мониторинга), элементы перекрестных владений и формирование сложных корпоративных структур разного типа (но при отсутствии тяготения к какому-либо типу). Прежде чем что-либо менять, следуют достаточно четко осознавать, кого, от кого, зачем и в какой мере необходимо защищать в рамках национальной модели корпоративного управления.

В России среди ключевых особенностей развития национальной модели корпоративного управления 90-х гг. необходимо выделить:

Перманентный процесс перераспределения собственности в корпорациях; - специфические мотивации многих инсайдеров (менеджеров и крупных акционеров), связанные с контролем финансовых потоков и "выводом" активов корпорации; - слабая или нетипичная роль традиционных "внешних" механизмов корпоративного управления (рынок ценных бумаг, банкротства, рынок корпоративного контроля); значительная доля государства в акционерном капитале и вытекающие проблемы управления и контроля; - федеративное устройство и активная роль региональных властей как самостоятельного субъекта корпоративных отношений (причем субъекта, действующего в рамках конфликта интересов - как собственник, как регулятор через административные рычаги воздействия, как коммерческий/хозяйствующий агент); - неэффективный и/или выборочный (политизированный) государственный инфорсмент (при сравнительно развитом законодательстве в области защиты прав акционеров).

4. Типы корпоративных объединений

Наиболее распространенными формами корпоративных объединений в мировой практике являются:

1. Картель – форма соглашения о монополизации рынка, не затрагивающего производственную и коммерческую самостоятельность вступивших в объединение предпринимателей, договаривающихся между собой о монополизации и разделе рынка, об объемах (квотах) производства и реализации продукции, условиях сбыта товаров и найма рабочей силы, ценах и сроках платежа, рационализации производства и управления, обмене партнерами.

2. Корнер – форма корпоративных объединений с целью переброски, аккумулирования, использования капитала для овладения рынками какого-либо товара. Соединенный капитал используется для скупки акций отдельных интересующих корнер корпораций с тем, чтобы впоследствии перепродать их или завладеть контрольным пакетом акций.

3. Синдикат – объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию, в целях организации ее коллективного сбыта через единую торговую сеть. Объединившиеся корпорации теряют свою коммерческую самостоятельность. Главная цель создания синдиката – решение вопросов сбыта.

4. Трест – объединение предприятий, фирм, в рамках которого участники, вошедшие в его состав, теряют свою производственно-техническую самостоятельность, руководствуются в своей деятельности решениями управляющего центра.

5. Концерн – добровольное объединение предприятий, осуществляющее совместную деятельность на основе централизации функций научно-технического и производственного развития, а также инвестиционной, финансовой и внешнеэкономической деятельности, организации хозрасчетного обслуживания предприятий.

6. Консорциум – временное объединение корпораций, банков и других самостоятельных хозяйствующих субъектов. Создается для решения конкретных задач (например, совместное проведение крупных финансовых операций по размещению займов, акций, осуществление наукоемких или капиталоемких проектов и т.д.).

7. ФПГ – зарегистрированная в установленном порядке в соответствующих ведомствах группа юридически независимых предприятий, финансовых и инвестиционных институтов, объединивших свои материальные ресурсы и капиталы для достижения общей экономической цели.

8а. Конгломератное объединение – группа предприятий, принадлежащих одной фирме и осуществляющих одну или более стадий производства разнородных продуктов (не конкурирующих друг с другом).

8б. Конгломератное слияние – слияние фирмы одной отрасли с фирмой другой отрасли (не являющейся ни поставщиком, ни клиентом, ни конкурентом).

9. Холдинг – акционерная компания, владеющая контрольными пакетами акций одной или несколькими корпораций, управляющая или контролирующая их деятельность и определяющая общую стратегию развития.

10. Союз – объединение по отраслевому, территориальному и иному признаку в целях обеспечения общих интересов участников в государственных, международных и иных организациях.

11. Ассоциация – добровольное объединение физических и/или юридических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение членов.

12. Франчайза – объединение, в соответствии с которым крупная корпорация обязуется снабжать мелкую компанию своими товарами, рекламными услугами, технологиями, предоставлять услуги в области менеджмента, маркетинга с учетом местных условий или особенностей обслуживаемой фирмы.

5. Основные направления государственного регулирования корпоративного управления.

Ни в одной из стран в настоящее время не работают внешние механизмы корпоративного управления (контроль финансового рынка, поглощения, банкротства). Такая ситуация особенно характерна не только для стран с концентрированной собственностью, но и для тех стран, в которых сложилась аморфная (непрозрачная) структура собственности. Это означает, что активный контроль акционеров должен стать доминирующей формой. Это также создает особую нагрузку для внешних (законодательных) и внутренних (советы директоров) механизмов корпоративного контроля. В настоящее время степень вмешательства государства в хозяйственную жизнь в России определяется главным образом конкретными условиями переходного периода, а не теоретическими моделями и условными экономическими расчетами. Принципиальная схема взаимодействия федеральных и местных органов власти, например, с субъектами промышленной сферы, представлена на рис. Приватизация и массовое акционирование российских предприятий привели к созданию уже не государственных, но и не вполне рыночных, независимых субъектов хозяйствования, которые, с одной стороны, стремятся максимизировать прибыль, а с другой - все еще не адаптировались к потребностям рынка. Если добавить к этому отсутствие рыночного менталитета, стремление ряда хозяйственных руководителей и коллективов - владельцев акций к сиюминутному обогащению, то становится совершенно очевидным, что государство на современном этапе не должно терять управления "несущими конструкциями" экономического комплекса. В течение всего переходного периода государство призвано играть существенную роль в регулировании экономических процессов. Таким образом, до тех пор, пока рыночные отношения не займут господствующего положения, управление предприятиями и роль в нем государства будут существенно отличаться, в частности, от западных прототипов. Перспектива развития заключается, видимо, в создании механизма, объединяющего рыночные и государственные рычаги управления. В условиях переходной экономики государство выступает, во-первых, как властная структура, устанавливающая "правила игры" на рынке и определяющая условия функционирования рыночных субъектов; во-вторых, как механизм экономического регулирования, поддержки и стимулирования и, в-третьих, как собственник государственного имущества, действующий на рынке наряду с иными субъектами хозяйствования. Крайне важным при этом является баланс всех трех подходов. Преобладание какого-либо одного подхода ведет к слабости государственной власти, сдерживает экономическую активность агентов рынка.

6. Принципы управления корпорацией. Сущность и критерии корпоративного управления

Сущность корпоративного управления состоит в реализации цикла корпоративного управления для достижения максимальной эффективности функционирования корпорации, которая является основным критерием корпоративного управления.

Можно выделить две схемы, характеризующие цикл управления фирмой:

01. Вариант западных учёных (Мескон, Альберт, Хедоури). Планирование - Организация - Мотивация - Контроль (схема-цикл закольцована).

02. Вариант, предложенный российскими учёным (для осуществления цикла управления управляющая компания должна определить и согласовать с подчиненными предприятиями перечень, структуру и объем информации о функционировании).

Анализ возможностей - Планирование - Организация - Мотивация - Диспетчирование - Контроль - Регулирование (схема-цикл - закольцована).

Перечень должен содержать достаточное количество информации для получения полной и достоверной картины о ситуации на предприятии, и в то же время быть кратким.

Одним из рычагов воздействия на руководителя подчиненного предприятия может быть процедура распределения прибыли от проекта к предприятиям-участникам. Другим рычагом может быть делегирование конкретных полномочий от корпорации предприятию. Управляющая компания определяет политику корпорации в целом, а руководители предприятий политику деятельности своих предприятий в соответствии с общей политикой и интересами. Корпорация, в свою очередь, может выступать представителем предприятий перед государством, например, единым налогоплательщиком. Поскольку каждое корпоративное объединение имеет определенные цели функционирования, управление им должно вестись в соответствии с этими целями.

Этапы управления по целям представлены: выработка целей - планирование действий - корректирующие меры - проверка и оценка работы (схема закольцована).

Для того, чтобы управлять эффективностью, необходимо четко определить, что такое эффективность корпорации, как объединения различных коммерческих структур, а также уметь измерять значение эффективности функционирования. Для измерения эффективности функционирования корпорации необходимо определить эффективности предприятий-участников. Эффективность функционирования предприятия, прибыль/выловые активы.

Комплексный набор критериев эффективности системы управления формируется с учетом двух направлений оценки ее функционирования:

Цели достигнутых результатов - Соответствие процесса функционирования системы объекта требующие к его созданию организации и результатам

Принципами корпоративного управления являются:

Соблюдение баланса интересов различных групп; - Права акционеров; - Равноправие акционеров; - Роль заинтересованных лиц в управлении корпорацией; - Раскрытие информации и прозрачность; - Обязанности совета директоров.

Права акционеров: Надежность регистрации права собственности; Отчуждение или передача акций; Получение необходимой информации; Участие в собрание акционеров; Участие в выборах правления; Доля прибыли в корпорации.

Корпоративное управление основано на стратегии и методах: - Корпоративные ценности; - Четко сформулированная стратегия; - Внутренний контроль; - Стимулирование; - Наличие и анализ информации.

7. Анализ возможностей корпорации. Анализ продукции, внутренней структуры, внешнего окружения

Анализ возможностей - это комплексное исследование, которое проводится с целью определения основных аспектов функционирования корпорации. Результаты анализа позволяют судить о текущем финансово-экономическом состоянии, отсечь начальные точки для определения эффективности. В целом анализ возможностей корпорации позволяет руководству определить тактику, в соответствии с которой корпорация будет функционировать. Анализ возможностей включает в себя исследование трех составляющих: анализ продукции, анализ внутренней структуры, анализ внешнего окружения корпорации.

Цель анализа продукции (производят предприятия-участники корпорации) - определить направления выхода на рынок, стратегию продвижения видов продукции, оценить объемы покупательного спроса и количество продукции, производимое в рамках корпорации на момент анализа. Это позволяет сгруппировать предприятия в организационные модули для последующего планирования технологических цепочек. Организационный модуль представляет собой совокупность предприятий-участников ТЦ, продукция которых имеет одинаковое производственное или коммерческое назначение в интересах корпорации. Продукция предприятий модуля может быть использования для следующих целей:

во-первых, другими предприятиями-участниками ТЦ для изготовления конечной продукции в рамках ТЦ;

во-вторых, внешними потребителями конечной продукции.

В этой связи продукция, производимая в рамках корпорации, может быть разделена на две части в соответствии с целями использования:

1. Технологическая продукция (полуфабрикаты). Оценивается качество и ассортимент. Оценивается как сама продукция, так и спрос на неё.

2. Коммерческая продукция (Оценивается объем платежеспособного спроса на продукцию, если производство эффективно, руководство корпорации принимает решение об организации технологической цепочки.).

Анализ внутренней структуры корпорации проводится для выявления тех внутренних резервов, которые могут быть использованы для повышения эффективности функционирования и обеспечения выпуска требуемого количества коммерческой продукции. Для проведения анализа внутренней структуры необходимо оценить потенциал предприятий-участников корпорации. Оценку потенциала предприятия целесообразно проводить по нескольким разделам:

1. Производство (объём, структура, темпы производства; ассортиментная номенклатура продукции предприятия, степень обновляемости, широта и глубина ассортимента; обеспеченность сырьём и материалами, уровень запасов, скорость их использования; экология производства; местонахождение производства и наличие инфраструктуры и т.д.).

2.Распределение и сбыт продукции (Транспортировка продукции, транспортные возможности и оценка расходов; хранение товарных запасов; возможность доработки, расфасовки и упаковки товаров; продажа и т.д.).

3. Организационная структура и менеджмент (организация и система управления; количественный и профессиональный состав работников; стоимость рабочей силы, текучесть кадров, производительность труда; уровень менеджмента; фирменная культура).

4. Маркетинг (исследование рынка, канала, товаров сбыта; стимулирование сбыта и реклама, ценообразование; нововведение; коммуникационные связи и информация; маркетинговый бюджет и его исполнение; маркетинговые планы и программы).

5. Финансы (финансовая устойчивость и платежеспособность; прибыльность и рентабельность; собственные и заёмные средства и их соотношение).

Информация для укрупненного анализа возможностей предприятия может содержать данные об: местонахождении предприятия; степени известности; производственном потенциале; технологическом оборудовании; длительности изготовления вида продукции; качестве продукции; персонале; уровне расходов.

Анализ внутренней структуры производится на основе перечисленной информации путем сопоставления значений соответствующих показателей конкретного предприятия со среднекорпоративными показателями и показателями других предприятий-участников корпорации. Для изучения каждой из выше перечисленных составляющих внутренней структуры предприятия используется ряд показателей. Для удобства сопоставления, расчет некоторых показателей производится в стоимостном выражении.

Показатель местонахождения (позволяет сравнивать транспортные расходы предприятий-участников корпорации и более грамотно планировать процесс функционирования) =сумма цен доставки от предприятия до i-того транспортного узла/ количество транспортных узлов, на которые может быть доставлена продукция предприятия для последующей отправки потребителям.

Показатель степени известности (позволяет в цифровом выражении оценить эффективность маркетинговой политики предприятия, а также долю занимаемого предприятием рынка выпускаемой продукции. Если значение показателя СИ равно 1, изучаемое предприятие является монополистом по данному виду продукции) = количество предприятий, сотрудничающих с изучаемым предприятием/ количество предприятий-потребителей вида продукции, производимого изучаемым предприятием.

Качество продукции определяется коэффициентом возврата (Квозврат) и вычисляется как соотношение затрат на ремонт или замену продукции, возвращенной потребителями, как некачественной, и общей суммы отгруженной продукции.

В процессе анализа внешнего окружения готовится информация по всем аспектам, связанным с предприятиями поставщиками сырья и потребителями продукции корпорации. Изучение поставщиков сырья проводится с целью выявления наиболее выгодных по критерию "цена на складе предприятия-участника корпорации". Это связано с тем, что отпускные цены у различных производителей отличаются одна от другой. Но выбирать сырье только по отпускной цене ошибочно, поскольку она существенно увеличивается за счет стоимости транспортировки от склада поставщика до склада предприятия-участника корпорации. Таким образом, повысить эффективность производства можно за счет формирования четкой снабженческой политики.

При проведении анализа внешнего окружения также изучаются поставщики сырья, поставщики энергоресурсов, другие контрагенты, а также те аспекты деятельности корпорации, которые в основном зависят от внешних по отношению к корпорации воздействий.

Результаты трех составляющих анализа возможностей используются на следующих этапах управления. В частности результаты оценки потенциала предприятий-участников корпорации применяются на этапе планирования, информация о доле рынка используется при постановке задачи на создание ТЦ. Таким образом, анализ возможностей корпорации - это начальный этап цикла управления, в соответствии с результатами которого вырабатывается корпоративная стратегия деятельности.

8. Тактика слияний и поглощений в системе корпоративного управления. Основные понятия и определения

Слияние (зарубежный подход) - любое объединение хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется единая экономическая единица.

Слияние (российское законодательство) - реорганизация юридических лиц, при которой права и обязанности каждого из них переходят ко вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Новая компания берёт под свой контроль и управление все активы и обязательства компаний, после чего последние прекращают своё существование.

Поглощение - взятие одной компанией другой под свой контроль, управление её с приобретением абсолютного или частичного права собственности на неё. Осуществляется часто путём скупки всех акций предприятия на бирже.

Под деятельностью по слияниям и поглощениям понимается не только приобретение полностью или большей части какого-либо хозяйствующего субъекта, но так же и отчуждение, продажа подразделений, дочерних компаний, изменение структуры собственности фирмы.

Цель - увеличение благосостояние акционеров и достижение конкурентных преимуществ на рынке.

Виды слияний:

1.горизонтальные (объединение компаний одной отрасли, производящих одно и тоже изделие или осуществляющих одни и те же стадии производства). 2.вертикальные (объединение корпораций различных отраслей, связанных технологическим процессом производства продукций, т.е. расширение корпорацией покупателем своей деятельности либо на предыдущие производственные стадии, вплоть до источников сырья, либо на последующие - до конечного потребителя). 3.родовые (объединение корпораций, выпускающих взаимосвязанную продукцию). 4.конгломератные (объединение корпораций различных отраслей без наличия производственной общности, т.е. слияние корпораций одной отрасли с корпорацией другой отрасли, не являющейся не поставщиком, не потребителем, не конкурентом.

Различают:

1.слияние с расширением продуктовой линии - объединение неконкурирующих продуктов со схожими каналами реализации и процессами производства). 2.слияние с расширением рынка - приобретение дополнительных каналов реализации продукции. 3.чистые конгломератные слияния - не предполагающие никакой общности.

В зависимости от национальной принадлежности:

1.национальное (в границах одного государства). 2.транснациональное (слияние компаний, находящихся в разных странах, приобретение компаний в других странах).

В зависимости от отношения управленческого персонала корпорации к сделке слияния или поглощения:

1.дружественные. 2.враждебные.

В зависимости от способа объединения потенциала:

1.корпоративные альянсы (объединение двух или нескольких компаний, сконцентрированные на каком-то отдельном направлении бизнеса). 2.корпорация (объединяются все активы вовлекаемых в сделку фирм).

В зависимости от того, какой потенциал объединяется в ходе слияния:

1.производственные. 2.финансовые.

Слияния могут осуществляться на паритетных условиях (50Х50). Однако накопленный опыт свидетельствует о том, что это является самым трудным вариантом интеграции. Любое слияние в результате может завершиться поглощением. Тип слияний зависит от ситуации на рынке, а так же от стратегии деятельности компаний и ресурсов, которыми они располагают.

Выделение бизнеса как составная часть корпоративной стратегии, так же может осуществляться за счёт использования механизма слияния и поглощения. Для этих целей компания может проводить отпочковывание и продажу отдельных подразделений.

Отпочковывание - создание из имающегося отделения компании отдельного юридического лица.

Продажа отделения компании (дивестирование) - продажа подразделения третьему лицу.

9. Баланс интересов: топ-менеджмент, акционеры, служащие

Основной задачей при построении отношений с инвесторами является максимальное сокращение несоответствия между ожиданиями инвесторов и последующими результатами деятельности корпорации. Это достигается путём налаживания между ними непрерывного потока достоверной информации. Результат - снижение степени риска в глазах инвесторов и одновременное установление максимально выгодных цен для корпорации на протяжении длительного времени. Корпорации разрабатывают коммуникационные программы, предусматривающие публикации, презентации, личные визиты и проведение телефонных совещаний чтобы общаться с акционерами, специалистами по ценным бумагам, биржевыми брокерами. Для формирования программы отношений с инвесторами необходимо создать точный и постоянный образ корпорации.

Необходимо оценить, что же корпорация предлагает акционерам и инвесторам: высокий доход по акциям, стабильность, высокую прибыль, рост, работу на определённом сегменте рынка, выход на мировой рынок.

Необходимо определить тип акционеров, инвестиционные цели которых совместимы с тем, что корпорация может им предоставить.

В целях повышения эффективности корпоративного управления целесообразно обеспечить публичное раскрытие следующей информации:

1.струткура совета директоров (состав и проф. квалификация членов совета, комитеты). 2.структура менеджмента (обязанности, подотчётность, квалификация и опыт работы). 3.организационная структура управления корпорацией. 4.информация об используемой системе материального поощрения. 5.характер и объём операций с аффилированными лицами и связанными сторонами (материнские и дочерние компании, юридические лица под общим контролем, партнёры по бизнесу и т.п.).

10. Разработка и совершенствование корпоративных норм. Корпоративный климат. Корпоративная культура.

Общие признаки корпоративных норм:

1.Регулирование типичных ситуаций, отношений, имеющих место в корпорации 2. Многократная повторяемость, при однократном применении, в дальнейшем также действуют при аналогичных ситуациях 3. Общий характер - распространение сферы действия на многих лиц, а не на одного или нескольких человек.

Субъект корпоративной нормы имеет точную количественную характеристику: коллектив наёмных работников корпорации, ограниченный штатным расписанием, определённое количество акционеров. Качественные характеристики могут изменяться: приём на работу, увольнение, вступление в членство, купля-продажа акций. Сфера действия корпоративных норм не определяется территорией корпорации, а ограничивается членством и принадлежностью субъекта к коллективу по различным основаниям.

Корпоративный нормативный акт - документ, изданный органами управления корпорацией, компетентными в решении тех или иных вопросов производственной и социальной жизни коллектива, содержащий корпоративные нормы. Признаки:

1.правотворческий характер (устанавливает, изменяет или прекращает действие норм), 2.издаются органом управления в пределах своей компетенции, 3.имеют документальную форму, 4.отсутствие противоречий законодательству и корпоративным актам, имеющим большую юридическую силу.

Корпоративные нормы:

1. Несоциальные (воздействие человека на технические средства и предметы) - технические, санитарно-гигиенические, физиологические, биологические. 2. Социальные (реализуют отношения между участниками корпоративных отношений) - корпоративные обычаи, корпоративные традиции, нормы корпоративной этики, эстетические нормы, корпоративные деловые обыкновения, корпоративные деловые нормы.

Принципы построения корпоративных норм:

1. Демократизм 2. Гуманизм 3.Равноправие 4.Законность 5. Научность

Корпоративный климат - особенности восприятия сотрудниками приоритетных задач корпорации, успех которой зависит от стимулирования сотрудников и стратегических целей корпорации. Он представляет собой функцию неизмеримого многообразия накопленного опыта. Многообразный опыт, на основе которого формируется представление сотрудниками о степени благоприятствования корпоративного климата, включает:

1.способ структурирования деятельности. 2.характер формальных и неформальных межличностных отношений. 3.процедуры, согласно которым распределяются вознаграждения, включая материальное поощрение.

Корпоративная культура включает перечень проблем, составляющих основу убеждений и ценностей руководства. Корпоративная культура - совокупность идей, корпоративных ценностей и норм поведения, присущих только данной корпорации и формирующихся в ходе совместной деятельности для достижения общих целей.

Корпоративные ценности - все окружающие корпорацию и находящиеся внутри нее объекты, в отношении которых члены корпорации занимают позицию оценки в соответствии со своими потребностями и целями корпорации.

Организационные нормы - общепринятые в данной корпорации шаблоны поведения.

Классификация корпоративных культур:

1.индивидуалистская (субкультура, основанная на ценностях личного достижения и связанная с целями-ориентациями). 2.коллективистская (ориентирована на групповую деятельность, её ценности и нормы связаны с идентификацией индивидов с организацией или своей группой в организации).

По характеру властных отношений:

1.демократичная (наличие доверительных и мягких отношений между руководителями и подчинёнными). 2.авторитарная (наличие норм прямого регулирования и жесткого контроля).

На корпоративную культуру влияют следующие факторы:

Идеальные цели; - Господствующие идеи и ролевые модели; - Принятые стандарты и правила; - Неформальные каналы коммуникаций; - Корпоративную культуру отличают следующие свойства: всеобщность, неформальность, устойчивость.

Наиболее полно корпоративную культуру характеризуют ее следующие функции:

Охранная; - Интегрирующая; - Регулирующая; - Заменяющая; - Адаптивная; - Образовательная и развивающая; - Ориентирующая на клиентов и партнеров; - Управление качеством.

Корпорация - это, исходя из определения финансового словаря, союз или объединение физических лиц, предприятий или предпринимателей, то есть объединение на основе частно - групповых интересов. Такие объединения основываются, исходя из экономических благ или защиты интересов.

Зарождение понятия корпорация

Древний Рим считается первой площадкой, на которой появились . Во времена республики корпорации создавались легко, только при одном условии - устав организации не должен был противоречить законам. Когда Рим стал империей, создание новых союзов стало происходить только с разрешения сената. Корпорациями распоряжались избранные ее членами лица.

С крахом империи корпорации потеряли свой смысл и только к XII веку появились объединения лиц по профессии. Ремесленники и купцы объединяли свои капиталы для осуществления совместного производства или увеличения торгового оборота. Такие корпорации имеют существенные отличия от других объединений. Они состоят в закрытости от посторонних лиц, располагаются строго на небольших расстояниях друг от друга, руководствуются только собственными интересами и противопоставляют себя обществу в угоду корпоративных интересов.

Корпорации носили разные названия, в Индии это было пять каст или сословий, Европейские промышленники образовывали гильдии, в СССР и России таковыми являются государственные институты.

Старейшей в мире корпорацией является шведский медный рудник Stora Kopparberget. Король Магнус Эриксон выдал право на осуществление - деятельности. В XVII веке, благодаря колониям, многие компании расширили свою сферу деятельности, став прообразами корпораций. Старейшими и крупнейшими можно назвать Ост-Индскую компанию и Компанию Гудзонова залива. К 1970 году в мире насчитывалось 7000 подобных фирм.

Позже понятие корпорация начало рассматриваться как одна из форм существования коммерческой деятельности. Такая корпорация имеет долевых собственников, юридический статус и управляющего, нанятого по контракту. В целом этот союз можно назвать хозяйствующим субъектом, так как он основан на коллективной собственности участников и имеет централизованное управление.

Современные корпорации

На сегодняшний день корпорации это бизнес - группы, представляющие собой несколько участников, в роли которых могут выступать как юридические лица, так и акционерные общества. Структура союза состоит из многих структур, в которые входят как производственно-торговые, так и финансовые и управленческие. Корпорация имеет общую цель и стратегию развития, благодаря которым повышается конкурентоспособность.

Такое объединение всегда имеет в составе коммерческие организации, которые действуют во имя получения выгоды. Таким образом, объединение становится единым целым, благодаря жестким экономическим связям между компаниями, координируемое одним центральным аппаратом, в роли которого выступает юридическое лицо или несколько физических лиц. Из-за сплоченности организаций, которые заинтересованы друг в друге, появляется социальное единство.

Корпоративный союз основан на ресурсах частной собственности, принадлежащей физическим и юридическим лицам, которые подразумевают распоряжение имуществом, как в натуральной, так и в денежной форме. Такое объединение является, своего рода, социальной и экономической системой, которая сближает организации и капиталы на основе некоторой общности.

Деятельность корпорации осуществляется в одной сфере или нескольких, то есть может быть диверсифицированной. Такая сложная предпринимательская структура является диверсифицированной корпорацией, так как в ней действует совокупность технологических связей по производству товаров и услуг.

Виды корпораций в мире

В США существуют 4 типа корпоративных компаний:

  • открытые, к которым относятся все государственные и муниципальные органы и другие подразделения государственных структур;
  • полупубличные - существуют за счет средств налогоплательщиков и реализующие потребности населения в оборонной сфере, железнодорожного и водного транспорта и других инфраструктурах;
  • непредпринимательскими - являются таковыми школы, университеты, религиозные организации, благотворительные фонды;
  • бизнес, непосредственно связанный с получением прибыли.

Великобритания не разделяет понятие корпорация и юридическое лицо - под ними подразумеваются группы и отдельные лица. Корпорации здесь именуются торговыми компаниями и делятся на публичные и закрытые - частные.

Также существуют и общемировые типы организации корпораций. В основном они имеют три формы союза:

  • публичные, которые, размещая свои акции, привлекают инвесторов, тем самым повышая уровень капитализации;
  • партнерства, альянс или крупных собственников, также в него может входить государство;
  • интегрированные корпорации - являются промышленными объединениями хозяйствующих субъектов. Их работа основана на управлении имуществом и деятельности, на основе договора, со стороны компании, являющейся головной. Такие группы всегда имеют централизованное управление.

Западные компании относятся к корпорациям, если представляют собой сложные комплексы, расположенные не только в одной стране, в которые входят организации с количеством сотрудников в головной фирме не менее 1000 человек.

Российские корпорации

В России понятие корпорация связано с любым видом организации акционерного общества. Отличительной особенностью является отсутствие единых стандартов управления, распыленность долевого участия собственников-акционеров, организация корпораций и преследуемые цели.

Особенности классических корпораций:

  • наличие устава;
  • наличие собственности:
  • права юридического лица;
  • независимость от внешних субъектов;
  • собственные интересы;
  • коммерческая деятельность.

Такие объединения преследуют несколько целей:

  • увеличение доходов и выгоды собственников;
  • развитие компании;
  • удовлетворение интересов акционеров и других лиц.

Все участники корпорации обладают определенным статусом, который определяет права и обязанности для выполнения в соответствии с курсом следования корпорации. Корпоративный статус согласуется с юридическим. Хорошо развитая компания не сосредоточена на одной сфере деятельности, она обычно имеет несколько взаимосвязанных направлений.

Рейтинги мировых корпораций

На сегодняшний день в мире насчитывается 82000 корпораций, из них 500 транснациональных, 85 из которых контролируют 70% инвестиций. Такие компании составляют половину и мировой торговли. Корпорации управляют 40% мирового товарооборота услуг и 90% патентов и лицензий. Самая крупная корпорация в мире по объему выручки, на сегодняшний день, сеть супермаркетов Wal-Mart.

На втором месте Royal Dutch Shell, работающий в сфере нефтедобычи. На третьем месте китайская компания Sinopec, занимающаяся добычей и переработкой нефти и нефтехимической продукции. Самая крупная корпорация в России - «Газпром» занимает 17-ю строчку рейтинга. Крупнейшая газовая корпорация, занимающаяся геологоразведкой и добычей природного газа, газового конденсата, нефти и их транспортировкой, переработкой и реализацией в России и за ее пределами.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

За последние годы в России создано несколько крупных корпораций. По стратегии и экономическим размерам среди них можно выделить " чемпионов ", таких как российские ТНК, например, ВНИК " ЛУКойл ", МФПГ " Точность", " Авто ваз ", ОАО " Газ ", включая ее ФПГ " Нижегородские автомобили ", РАО " ЕЭС России ", ФПГ " Интерхимпром " и глобальная корпорация ОАО " Газпром ".

В каждой из этих структур был сконцентрирован большой экономический потенциал и действовал центр стратегического управления. На их предприятия приходилась большая часть ВВП, налоговых платежей и задолженности пред бюджетом. По их состоянию можно судить о тенденциях развития всей экономики России в целом. От того, как они будут работать, зависит вся жизнедеятельность государства, вся его экономическая, социальная и, в конечном счете, политическая ситуация.

Эти компании неравноценны по своим размерам, по составу предприятий, структуре собственности, консолидации и организации, по состоянию управления и корпоративному правлению (правлению высшего уровня).

В 80-е годы, до и во время перестройки, в стране создали несколько десятков всесоюзных производственных объединений и около 25 межотраслевых государственных объединений (МГО), таких как " Энергомаш ", " Квантэми ", " Технохим " и другие.

К лету 1991 года в России существовало 16 МГО, 17 концернов, около 80 консорциумов и 207 хозяйственных ассоциаций. Они могли стать основой формирования системы до 500 промышленных корпораций, способной обеспечить устойчивое развитие экономики страны. Пошло бы пусть медленно, но верное движение экономики вперед по пути развития цивилизованных рыночных отношений. Однако дефолт, после которого смогли выжить, с тем или иным успехом, только немногие компании, те, кто создал положительный баланс:

  • - основ, заложенных в советский период;
  • - результатов государственных решений после 1991 года;
  • - платежеспособность спроса;
  • - использование возможностей рынка;
  • - более и менее предсказуемого рынка;

Это относится к ОАО " Газпром ", РАО " ЕЭС России ", РАО " Норильский никель ", к ряду вертикально интегрированных нефтяных компаний, таких как " ЛУКойл ", " Сургутнефтегаз ", к нескольким финансово - промышленным группам, таким как ГКНПЦ им. Хруничева, ФПГ " Оборонительные системы " и " Точность ".

Немногим в нынешних условиях удается успешно работать. Ни одна из нынешних российских компаний, входящих в мировые рейтинги, не создана чистыми рыночными методами, для этого было слишком мало времени. Иностранные компании ведут свою историю из глубины веков, рыночные отношения отрегулированы и, имея законченную форму, все еще продолжают развиваться и совершенствоваться.

Но российские компании показывают колоссальную живучесть, способность приспосабливаться в крайне агрессивной среде. В итоге 10 лет продолжается сокращение масштабов национальной экономики. Состояние многих корпораций очень сложное. (таблица №3 - газета " Экономика и Жизнь" 1999г. № 16, стр.28 - 29)

Характеристики корпораций России (до августа 1998 года)

Малое число корпораций мирового класса, способных к конкуренции в глобальном масштабе и включаемых в основные мировые рейтинги (5-10) или ценные бумаги которых (как правило, ADR или GDR) продавались на ведущих фондовых площадках мира (только 20-25)

Низкие уставные капиталы и рыночная капитализация, недооценка большинства российских корпораций

Малое число компаний, которые провели системную (корпоративную и финансовую) реструктуризацию бизнеса

Неустойчивая и неэффективная структура собственности большинства АО

Низкие конкурентоспособность и платёжеспособный спрос при довольно удовлетворительном качестве многих видов продукции

Запущенность корпоративного правления: плохие информационная прозрачность и системы организации финансов, управленческого и бухучета

Острые конфликты и скандалы во множестве российских компаний, включая отношения: компаний и государства, менеджеров и акционеров, крупных и мелких акционеров, компаний и партнеров

По данным Госкомстата России, более 50% крупных и средних предприятий были в 1998 году убыточными. Чтобы успешно работать в рыночных условиях необходимо создать несколько десятков корпораций - " национальных чемпионов ", отвечающих минимальным требованиям геоконкуренции.




Top