Костя кинчев интервью после концерта. Константин Кинчев о новом альбоме группы «Алиса» «Эксцесс

Интервью лидера группы «Алиса» Константина Кинчева, опубликованное на сайте молодежного информационного ресурса Русской Православной Церкви МИР РПЦ .

Продолжая знакомить наших читателей с известными людьми современной России, сочетающими светское и религиозное призвание, мы пригласили в гости Константина Кинчева — лидера рок-группы «Алиса», прихожанина одного из московских храмов. Что привлекает молодежь в его творчестве? Только ли жесткие ритмы? Или все же поиск внутренней правды, смысла жизни? Случайно ли ряды фанатов-алисоманов поредели после того, как Константин начал всерьез затрагивать тему духовного выбора? Но те, кто остались, — что они расслышали в его новых стихах? И как он сам пришел к вере? Об этом мы беседуем с ним.

— В 2003 году «Алиса» отметила свое двадцатилетие. Расскажите о начале того пути, который привел группу к этому юбилею. Как Вы, москвич, оказались в ту пору в Ленинграде?

— В Москве заниматься роком было нельзя, — ее вычищали от «тлетворного влияния Запада», — а в Питере была хоть какая-то отдушина, был клуб. Соответственно я туда переехал и потихонечку влился... Меня пригласили в «Алису» и до сих пор мы вместе. Надеюсь, осенью к нашему юбилею выйдет очередной альбом; в него войдут песни, посвященные религиозной тематике — «Моя светлая Русь» и другие.

— Чем для Вас стал Санкт-Петербург?

— В моей жизни особую роль сыграли три города — Москва, Питер и Иерусалим. Можно сказать, что это три мои родины: физическая — Москва, душевная — Санкт-Петербург и духовная — Иерусалим. Но именно Питер сделал меня таким, какой я есть.

— Для армии алисоманов Кинчев — это человек, который говорит о себе:»я — православный». Но так было не всегда. С чего все началось?

— Первый импульс появился в моем сердце благодаря бабушке. Когда мне было 16-17 лет, она дала мне Евангелие, так как я рос в совершенно атеистической семье. Эта книга оставила очень серьезный след.

— Она не показалась непонятной?

— Отчасти. Конечно, что-то пролетело мимо сознания, но было три момента, ставших откровениями: притчи о блудном сыне и сеятеле и повествование о разбойнике, распятом по правую сторону от Христа.

— Как складывалась жизнь после?

— Протекала в поисках Бога и душевных странствиях. Жизнь вокруг себя переоценивал: слишком много внимания себе уделял и значения себе предавал. Пытался изменить мир. Искал, метался, штудировал разного рода сомнительную литературу, вроде Блаватской. В итоге увяз в наркомании.

— Да, это беда для России. Достаточно пройти по любому городскому кладбищу, чтобы убедиться: с каждым годом все больше погребают молодых. Многих из них скосила наркомания. Что Вас подтолкнуло к этому?

— Сердцем ощущал несправедливость мира. Но, пытаясь противостать в одиночку, всегда сваливаешься в мрачную депрессию. Одному воевать ни у кого не получается.

— Кто пришел на помощь?

— Случилось чудо. В 1992 году, когда мне уже было 32 года, позвонил Стас Намин и сказал, что в Иерусалиме проводятся дни дружбы городов — его побратимов — то ли Петербурга, то ли Москвы, уже не помню, и есть культурная программа. Поехал...

— А до этого, насколько я помню, Вы были в Псково-Печерском монастыре?

— Это было раньше, в 1986-87 годах. В Печерах очень понравилось...

— Тогда там принимал архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и другие старцы.

— Нет, я никуда не заходил. Мы приехали туда всей группой, перед этим выступив в Пскове. Были в непотребном виде. Так что мне показалось, что вот я такой приехал с открытым сердцем, а меня не так встретили, кадилом окадили.

— Вышли монахи с кадилами и освятили территорию вокруг нас. Сейчас-то все понятно, а тогда обидно было.

— А в знаменитые пещеры «Богом зданные», где лежат около десяти тысяч монахов и воинов и нет запаха тления, тоже не попали?

— В таком виде нас не пустили никуда. Но я соприкоснулся с благодатью, хоть и не понял, что это такое. Я стоял на мостике, что перед покоями наместника, и у меня появилось ощущение светлой радости. Прямо до слез. Но мы походили, постояли, и опять на тусовку...

И вот я попал в Иерусалим. Там впервые побывал в храме на литургии. Не просто зашел, а отстоял всю службу. Я, как слепой котенок, «пикал» — смотрел, как все делают, и повторял за ними.

— Вы много выступали в Иерусалиме?

— У нас там был один концерт и неделя свободного времени. За неделю мы облазили весь Святой город вдоль и поперек. Интересно, что с концертом мы выступали на том месте, где раньше была геена...

И тут же в Иерусалиме я осознал, что мне надо креститься. Просто в монастыре я встретился с одной монахиней. Она сказала мне: «Ты вернешься домой и крестишься». Потом эта монахиня пришла в город со мной побеседовать, и ночью я провожал ее в монастырь, который находится над Гефсиманским садом. Было далеко за полночь, я шел один, перескочил через ограду и в саду присел. Посмотрел на небо, представил, что здесь происходило... И одна мысль: вот сейчас бы мне умереть здесь и все, больше ничего не надо; это было бы счастьем.

С этим ощущением я вернулся в Москву.

Кроме того, из Иерусалима я вернулся с чувством своей национальности, я вернулся русским, а не космополитом. На одной экскурсии чуть в драку не полез с экскурсоводом. Он говорил, что Петр достал меч и отрубил ухо одному из стражников, что якобы доказывает, будто Иисус Христос вел войска на Иерусалим для свержения законной власти. После этого я и полез...

Вернулся я домой с чувством родного народа, родной земли и пришел в храм, где подвизался мой школьный товарищ — сейчас он уже иерей Владимир, а тогда был алтарником...

— Духовная жизнь началась для Вас сразу же после крещения?

— Да. И как первая и необходимая брань мне была послана эта наркомания. Ведь я попросту был наркозависимым.

— Как избавиться от зависимости?

— Да только просить у Бога помощи. Можно почиститься, прокачать кровь, но это все ненадолго. А вот не подлечить, а исцелить может только Бог. Господь оградил меня от этого беса. Тут нужно только искренне желать этого и молиться.

— Вы стали православным — как это отразилось в Вашем творчестве? Как смотрит на это Ваш духовник?

— Любой священник с болью в сердце смотрит на ту профессию, которую я для себя избрал, как, впрочем, и на любую другую публичную профессию, связанную со страстями. Трудно удержать человека, чтобы он не свалился, не рухнул, поэтому я понимаю священников, предостерегающих от подобного рода занятий. Как смотрит мой духовник, отец Владислав Свешников? Так и смотрит. Он меня жалеет и молится, а что тут еще можно сделать? Судя по тому, что самые оголтелые наши поклонники перекочевали в ряды поклонников группы «Король и шут», мы меняемся в лучшую сторону.

— А та группа — запредельщики?

— Они хорошие ребята, и я их люблю, но... так же, как меня любит отец Владислав. Я надеюсь, со временем они тоже посмотрят ввысь, увидят Небо.

— Алиса популярна. Вам много пишут?

— Это будет нескромно. Зайдите на сайт www.alisa.net . там Вы сможете найти ответ.

— Неприятие рока вызвано, в частности, темной мистикой ряда групп. Но рок — это прежде всего протест, и поэтому рок — разный в зависимости от того, против чего бунтует. На Западе 1960-х годов это была реакция на продолжающееся обмирщение христианской цивилизации. Сытое, обеспеченное существование «среднего класса» преподносилось как идеал для подрастающего поколения», причем, идеал, подкрепленный заповедями, исполнение которых гарантировало жизненный успех. Отказ от этой идиллии комфорта и процветания во многом обусловил обращение лидеров ряда рок-групп к вне- и антихристианской религиозности. Совершенно иначе зарождался рок в СССР. Это был протест против идеологии. Поэтому в годы партийно-комсомольского лицемерия «деревянные храмы Руси», о которых пела «Ария», соединяли всех, кто задыхался в этой пустоте. Поиск и обретение — вот темы и русского рока, и русской религиозной мысли той поры. Но сейчас Запад со всеми его ценностями — в России. На чьей стороне русский рок?

— Тогда, действительно, было проще. Был единый и очевидный враг, который душил общество, и мы все были на баррикадах. А сейчас каждый сам выбирает для себя. Скажем, Макаревич выбрал нынешний строй и считает его единственно верным. Я же считаю, что он страшнее того, который был, потому что мы попали из одного плена в другой. В войне идеологий Америка победила на всех фронтах и продолжает навязывать нам свой образ жизни, свою систему отношений между людьми.

Протестуя, а может быть, и поддерживая эту экспансию, некоторые рок-музыканты стали приверженцами сатанизма. Но все же, наверное, не следовало бы распространять свое отношение к группам вроде “Black Sabbat” на всю западную рок-культуру. Рок как явление — это скорее диагноз, лакмусова бумажка, выявляющая кризис, охвативший мир.

— Думаю, Мерлин Менсон гораздо ближе к пониманию христианства, чем миллион американских проповедников. Этому тиражированию веры (!) он противостоит в чудовищном образе эпатажности. Такие как он, как Джим Моррисон, Курт Кобейн одиноки и поэтому всегда несчастны. Они чужды этой системе и не могут вырваться из нее.

— А как Вы относитесь к протестантским переложениям Благой вести на популярные ритмы?

— Протестанты идут по этому пути, полагая, что это серьезно, что так они занимаются миссионерством. Но когда я вижу по телевизору, как в храмах начинают приплясывать, притопывать и петь псалмы под мелодии современных исполнителей, то на мой взгляд, это дико и кощунственно. С другой стороны, если это вне стен храма и приносит плоды, почему бы и нет? Шутовство — оно для сцены, а не для храма. Я не очень-то верю, чтоб это слушали, но если это случается... Дай Бог.

— Вне стен храма звучат и Ваши песни. Кому они адресованы?

— Прежде всего не тем, кто уже в храме и приобщается Таинств. Мое слово обращено к язычникам. Надеюсь, благодаря песне кто-то задумается, кто-то обратит свой взор к Небу. На этом моя миссия заканчивается.

Опять же, радуясь новости о том, что к нам скоро приедут монстры русского рока, вспомнила об интервью с Кинчевым. которое я написала. но так нигде и не опубликовала. Такой эксклюзивчик, правда несколько давний - кидаю в журнал сюда.

«К середине 1980-х главной звездой Ленинградского Рок-клуба стала «Алиса» с новым вокалистом Костей Кинчевым. Выступать перед ними другие группы отказывались: кому охота шагнуть на сцену и быть закиданным пустыми бутылками?»
Федор Чистяков, бывший лидер группы «Ноль» в интервью Илье СтогOFFу для книги «Грешники»

Прошло двадцать лет. Изменилась страна, изменился и сам рок-н-ролл, изменился и Костя Кинчев. Но «Алиса» жива, а покуда существует одна из легенд русского рока – можно говорить о том, что «рок-н-ролл жив!» Так считает теперь уже не Костя, но Константин Евгеньевич Кинчев.

- В каком городе, по вашему мнению, самая преданная публика?
- Как ни странно, в Санкт-Петербурге!

В недавно созданном Вами совместно с множеством рок-музыкантов гимне рок-н-роллу есть такие строчки: «Не помню точно, но кто-то сказал, будто рок-н-ролл – это он. В комплексах рождается спесь… Не больше того». В чей огород все же камушек?
- Ну, если там фамилии не стоит, значит, я это оставил в тайне, и если бы я хотел открыть ее, я бы поставил там фамилию.


Если уж вы не хотите открыть тайну, кому был посвящен этот опус, расскажите тогда о процессе создания песни… Все же почти все рокеры страны в одной композиции…
- Очень хорошо проходил процесс… Я благодарен всем тем, кто откликнулся на мое предложение исполнить эту песню. Единственный прецедент был во время работы над песней. Юрий Юлианович (Шевчук- прим.авт.) записался, но потом перезвонил и сказал, что не хочет участвовать все же. Он человек сложного характера, вот и закапризничал…

- А за строчки никто не «дрался»? Или распределение проводилось вашей «железной рукой»?
- Моей рукой, да. Я же – автор.

- Поддерживаете ли вы движение Шевчука против засилия поп-музыки?
- Нет, не поддерживаю. Это пустая трата времени и сил.

- Как появляются ваши песни? С чем связано их написание?
- Только с моим душевным порывом. Все песни, которые рождаются, связаны с ним. А вообще, как-то так сложилось, что песни появляются… самостоятельно. Порой, когда начинаешь писать, даже толком не понимаешь, о чем ты пишешь. Это некая ритмическая пульсация. Импульсы ловишь и в них погружаешься… Что это? Импульсы потрогать нельзя, это также, как ветер. Все знают, что он есть, а никто его не видел.

Вопрос о понимании смысла песен авторами и слушателями… Виктор Цой, говорят, пел песню «Перемен!» о школьных переменах, а люди поняли совсем по-другому…
- Послушайте, я хорошо знал Виктора Робертовича… Это был очень ироничный человек, и все эти сказки – лишь отмазки для журналистов. Он пел совсем о другом.

Константин, вы же рокер… Потому прощения за вопрос просить не буду… посоветуйте свое любимое средство от похмелья!
- Я уже не пью, наверное, лет девять, и даже пиво… Потому забыл уже, что такое – похмелье.

- Но было же!
- Ну, было когда-то. Наверное, капустный рассол хорошо помогал.

Вы занимаетесь только музыкой, или же бизнес вас тоже интересует? Вы куда-либо инвестируете заработанные средства?
- Исключительно музыкой и более ничем. Бизнесом я никогда не занимался и вряд ли буду. Это отнимает колоссальное количество энергии и времени. А у меня время строго лимитировано, да и не так много мне его вообще осталось. Разбрасываться нет смысла.

Несколько лет назад в интервью вы признались, что стрижете себя сами и вообще не заморачиваетесь на своем имидже. Сейчас ситуация как-то изменилась?
- Ну… я сейчас вроде не подстрижен! Именно так все и осталось, я время от времени беру ножнички и укорачиваю волосы.

- Константин, как считаете, какая фишка должна быть у молодой подрастающей группы?
- Не знаю. Я не тяну на молодую и подрастающую группу.

А если вспомнить первое выступление группы «Алиса»? Какова была ваша изюминка, которая заставляла людей слушать вас и фанатеть…
- Я не знаю, что это за изюминка. Я просто выходил на сцену и люди радовались. Это начиналось с танцев еще в городе Красногорске. Когда мы начинали играть, уважаемая публика просто переставала драться и почему-то начинала танцевать.

- «Алиса» - не просто одна из легенд русского рока, вех его становления, вы и нынче кумир молодежи. Чем вы объясните то, что подрастающее поколение так же фанатеет от ваших песен, как и их родители?
- Прежде всего, я бесконечно благодарен «подрастающему поколению» за оказанный мне кредит доверия. Видимо, что-то есть такое во мне и в моих песнях, что греет сердца молодых людей.

- Как вы относитесь к актуальной в наше время проблеме пиратства?
- Да также, как и к борьбе с попсой. Бесполезно, на мой взгляд, абсолютно что-то с этим делать. Да и вообще, это вопрос не ко мне, а к издателю. Я заканчиваю работу над альбомом в тот момент, когда подписывая договор, передаю права на него издателю, ну а как тот уже будет заниматься продвижением его на рынке – не моя забота. Я же в этот моменту же занимаюсь новыми песнями, может быть, следующим альбомом. Зачем мне интересоваться судьбой уже сделанного?
Моя философия проста: песни написаны, песни отданы. Кто хочет, тот слушает. Кто не хочет, тот выбрасывает в корзину. Вот и все.

- Рок-н-ролл жив? По вашему мнению и на сегодняшний день?
- Если субъективно – то да. А объективно я не берусь судить. Субъективно… я могу переносить это понимание на группу «Алиса». «Алиса» жива, значит и рок-н-ролл жив!

- Есть такой вопрос, который вам ни разу не задавали, вопрос, на который бы вы не смогли ответить?
- Нет такого вопроса, мне все уже задавали… Я готов к любому вопросу, и мне кажется, на все вопросы я уже за свою долгую жизнь ответил.

Кинчев, Бутусов, Гребенщиков… Они потому и легенды, что к нашему миру, даже находясь на расстоянии вытянутой руки во время интервью или пресс-конференции, не имеют никакого отношения. Кинчев куда ближе мне, когда я за сотню метров от сцены, а значит и от него, подпеваю: «Мы движемся по струнам судьбы…», чем когда, находясь на расстоянии все той же руки, задаю вопрос об истории создания этой песни…

Дата публикации: 09. 2003
Прислала: Бочкарева Лиза
Источник А. Житинский. Путешествие рок-дилетанта (Ленинград, 1990)

Интервью с Константином Кинчевым (1989)

К. Кинчев (р. 1958 г.)- лидер, вокалист, автор текстов и музыки популярной группы АЛИСА (Ленинград).
Группа АЛИСА появилась на свет в апреле 1983 г., когда бас-гитарист С. Задерий, игравший до того в ленинградской хардовой группе ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР, собрал вокруг себя молодых музыкантов, приверженных рок-н-роллу и "новой волне". Группа сделала программу "Кривозеркалье", в которой мотивы знаменитой книги Льюиса Кэрролла перекликались с современными реалиями общественной жизни. В ту пору в составе АЛИСЫ кроме С. Заде-рия были А. Шаталин (гитара), П. Кондратенко (клавиши), М. Нефедов (ударные), Б. Борисов (вокал, саксофон).
Настоящий успех пришел к АЛИСЕ весной 1985 г. после тоге, как в составе группы появился новый певец и автор песен К. Кинчев, переехавший в Ленинград из Москвы, Чуть позже им были созданы песни, ставшие, по существу, молодежными гимнами: "Мы Вместе" и "Мое Поколение". АЛИСА трижды становилась лауреатом традиционных Ленинградских рок-фестивалей (1985 - 1987 гг,), в начале 1986 г. вышел магнитофонный альбом "Энергия" (спустя два года переиздан фирмой "Мелодия"), в июне 1987-го - альбом "Блок Ада", в феврале 1989 г. группа закончила работу над альбомом "Шестой Лесничий".
В составе группы за этот период произошел ряд изменений. В 1986 г. группу покинул С. Задерий, создавший новую группу НАТЕ! . Его заменил бас-гитарист Н. Самойлов. В 1988 г. на место А, Шаталина и П. Кондратенко были приглашены москвичи И. Чумичкин (гитара) и В. Осинский (клавиши). Эпизодически в составе группы появлялись и другие музыканты.
Беседа рок-дилетанта с К. Кинчевым состоялась в Москве в феврале 1989 г.

Рок Дилетант. Костя, мы с тобой познакомились четыре года назад, после Третьего рок-фестиваля. Помнишь, в доме самодеятельности я тебя отвел в сторонку, чтобы поговорить. А ты меня, кажется, принял за какого-то большого начальника...
Константин Кинчев.
Да, было такое...

РД. А потом, когда ты узнал, что я не из райкома и не из КГБ, как ты к моим занятиям рок-н-роллом относился?
Кинчев.
Ну, я знал, что существует некий писатель, которого я когда-то читал в детстве. Такие веселые морские рассказы - про то, как коноплю в поле собирают. А рок-н-ролл - это просто прихоть богатого человека, который хочет помочь пацанам.

РД. По-моему, ты меня с Конецким путаешь... Ну, ладно. Я о тебе знаю меньше, чем о ленинградских рокерах. Интересно, как это все начиналось в Москве и конкретно у тебя?
Кинчев.
В Москве это начиналось даже более бурно, чем в Ленинграде. Здесь было столько групп и концертов, что каждый день мы с тусовки куда-нибудь отправлялись и проникали - всеми правдами и неправдами. РУБИНОВАЯ АТАКА , ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО , УДАЧНОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ, ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО, что-то еще... Ну, и МАШИНА, конечно... Я сам начал ездить на сейшена с семьдесят третьего года, мне четырнадцать лет было. С пластинками тусовка была, для меня главные в ту пору - BLACK SABBATH . Лет в четырнадцать научился зажимать аккорды - в пионерском лагере научили. У нас рядом с пионерским лагерем останавливался палаточный городок хиппи. Ну, и они там с гитарами, с магнитофонами, с девчонками... Вот они и научили играть, зажимать первые аккорды. С того и пошло... Потом ансамбль в школе, потом - танцы...

РД. Как родители и школа к этому относились?
Кинчев.
Родители меня за придурка считали всю жизнь.

РД. А сейчас?
Кинчев.
Сейчас нет. Сейчас гордятся. Когда стали в газетах писать... А в школе тогда тоже так относились.

РД. Говорят, ты играл на танцах в Люберцах?
Кинчев.
Нет, не в Люберцах - в Красногорске. Тоже подмосковный город, такой же.

РД. В какой команде?
Кинчев.
Было несколько команд: СЛОМАННЫЙ ВОЗДУХ, ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА, КРУГ ЧЕРНОЙ ПОЛОВИНЫ... В какие-то меня приглашали, какие-то были мои...

РД. ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА и сейчас, кажется, существует?
Кинчев.
Может быть. Это университетская команда была, меня туда пригласили, но я потусовался и ушел, потому что там меня заставляли петь чужие тексты.

РД. А к тому времени уже были свои?
Кинчев.
Свои были сразу, как начал. Но они были а-ля BLACK SABBATH - сплошные упыри, ведьмы, дьяволы - просто конец света! У меня вся комната была разрисована портретами Оззи Осборна, паутиной, пауками всякими, черепами... В общем - сплошной сатанизм.

РД. Где ты учился после школы?
Кинчев.
Сначала работал, потом поступил в Технологический институт. Потом ушел из института. Армию я косил, статья такая была - остаточные явления черепно-мозговой травмы.

РД. А певческое училище при Большом театре?
Кинчев.
Это смешная история была. Мы однажды пили пиво, на ВДНХ заведение такое было, называлось "Парламент". Сейчас оно закрыто, к сожалению... Пили, пели, потом подходит ко мне один человек: "Ты где-нибудь учишься?" Я сказал - нет. Он дал мне адрес. На следующий день я туда поехал и прошел первый тур. Потом еще раз съездил и поступил. Пел я тогда, как сейчас помню, "Гори, гори, моя звезда..." и "Ой да не вечер, да не вечер...". Под рояль.

РД. Училище готовило солистов?
Кинчев.
Нет, это для хора. Там четыре года надо было учиться. Я продержался там семестр с хвостиком...

РД. А как жил?
Кинчев.
Натурщиком работал в Суриковском училище.

РД. Ну, а потом появился "доктор Кинчев"?
Кинчев.
Да. Появилась у меня такая группа - ЗОНА ОТДЫХА. Нам Панкер в Питере помог записаться.

РД. Это то, что называется "Нервная Ночь"?
Кинчев.
Да. Это мы записали у Панкера, за одну ночь.

РД. Тебя уже знали в Ленинграде?
Кинчев.
В очень узких кругах. Меня привозили к Майку, я там песни пел. Майк сказал: "Ну что... Это интересно..."

РД. Но вот, наконец, ты пришел в АЛИСУ. Мне кажется, что до тебя АЛИСА представляла собою нечто невыразительное. Я сужу по фестивалю восемьдесят четвертого года.
Кинчев.
А мне тогда понравилось. Я для себя даже отметил, что хотел бы играть в этой команде.

РД. Но вокалист, согласись...
Кинчев.
Боря Борисов? Да, он делал рукой вот так и пел "Сильные идут вперед"...

РД. Через год все изменилось. Для меня до сих пор первое появление АЛИСЫ на фестивале восемьдесят пятого года с тобою осталось как нечто в высшей степени крутое и даже шокирующее...
Кинчев.
Да, веселая была программа.

РД. Тогда ты пел "Я Начинаю Путь". Дальше путь АЛИСЫ я себе более-менее представляю. Конечно, можно было предположить, что твой способ существования на сцене, музыка АЛИСЫ привлекут многих. Но такой суперпопулярности никто не ожидал. Знаешь, я однажды в "Юбилейном" зашел сзади на сцену, когда ты пел, чтобы сверху взглянуть на тусовку. Зрелище меня поразило: колыхающееся море лиц, обращенных к тебе, восторг, счастье и в то же время какая-то тупость... Как ты относишься к своим фанам?
Кинчев.
По-разному. Иногда я их ненавижу, иногда - люблю.

РД. Но не боишься?
Кинчев.
Раньше не боялся. Пока один раз не угораздило спрыгнуть со сцены в толпу.. Еле ноги унес, чуть не порвали.

РД. Такой ажиотаж везде или только в Ленинграде и Москве?
Кинчев.
Мы сейчас ездили в Ташкент и Днепропетровск. Прием теплый был, а публики... В Ташкенте зал на четыре тысячи, а билетов продано полторы. В Днепропетровске сначала тоже неполный зал, а потом уже полные.

РД. Как реагировали местные власти?
Кинчев.
В Ташкенте меня оштрафовали на пятьдесят рублей. За высказывания со сцены.

РД. А что сказал?
Кинчев.
Ну, что я могу сказать? Сказал что-то.

РД. Какие отношения с милицией в Питере?
Кинчев.
Да вроде теперь отстали. Последний раз в СКК были концерты, никаких стычек не было.

РД. Объясни, пожалуйста, последние перемены в составе.
Кинчев.
Не захотел играть в команде Шаталин. Ну, не захотел - не надо, что же с ним делать? Пытались его уговаривать - он сказал "нет" и ушел вместе с Пашей.

РД. По творческим соображениям?
Кинчев.
Объяснял творческими соображениями. Говорил, что хочет играть другую музыку. А Паша его поддержал. С нашей стороны мы расстались предельно мирно, а потом они вдруг обиделись и посчитали, что их выгнали. На самом деле никто их не выгонял, и если Шаталин сейчас скажет, что хочет вернуться,- ради бога, возвращайся.

РД. А что за разборки были с наименованием группы?
Кинчев.
Они решили, что они "старее", чем мы. Дольше играли в команде, потому вроде название АЛИСА им принадлежит. Что меня касается, Д))Д я мог бы убрать это название, но все оставшиеся сказали "нет". Я поговорил еще с Задерием, и он сначала сказал, что надо менять название, а потом я привел ему доводы ребят, и он посчитал их разумными.

РД. Вопрос, конечно, щепетильный, хотя по здравому смыслу все ясно: в сознании любителей название АЛИСА спаяно с твоим именем, хотя не ты создавал эту команду. Ну, а как по-твоему, кто сегодня имеет, так сказать, авторские права на название группы?
Кинчев.
Я считаю, что наш художник Андрей Столыпин. Он придумал и заглавную букву, и оформление сцены, и имидж. Он придумал эти звезды.

РД. Теперь давай коснемся материальной стороны существования группы. Сейчас группа очень популярна, имеет гастроли, гонорары и прочее. Но есть опасения, что волна широкого увлечения роком, волна ажиотажа пошла на убыль. Массовая публика уже "наелась" рока и обратилась к ЛАСКОВЫМ МАЯМ. Собственно, так и должно быть, ибо рок - это не массовая культура, это достаточно элитарно. Не тревожит ли тебя падение популярности рока?
Кинчев.
Честно говоря, мне на это наплевать. Не будут приходить на стадионы - будем играть на меньших площадках. Не будут приходить туда - будем сидеть в студии и писатьД*льбомы. Н*Дквартирах будем снова играть.

РД. И если будет меньше денег, то черт с ними?
Кинчев.
Черт с ними. Абсолютно все равно.

РД. Ну и прекрасно. Тогда вернемся к творчеству. Скажи, что ты читаешь? Что любишь в поэзии, скажем?
Кинчев.
Гумилева, Бродского... Но больше всего сейчас люблю Хлебникова, особенно его прозу.

РД. Костя, исполнился год, как не стало Саши Башлачева . Расскажи о нем. Как вы познакомились?
Кинчев.
Он пригласил к себе на день рождения. Ну, я пришел.

РД. А до этого не знали друг друга?
Кинчев.
Мы созванивались по телефону. Он меня знал, и я тоже знал его по записям. Я слушал - мне нравилось.

РД. А что тебе нравилось в его песнях?
Кинчев.
Наверное, то же самое, что и в нем, когда мы познакомились. Он меня научил, прежде всего, относиться к слову не так, как я относился. Мне казалось: слово и слово - черт с ним. Можно обломать, запихнуть в строку. Для него слово было куском жизни.

РД. Ты это по его стихам видел или вы разговаривали об этом?
Кинчев.
И говорили, конечно. Я видел, как он со словом работает, меня даже ломало от этого. Потому что он писал с долей математики, что ли: строил вот так строчки, здесь выводил слова, которые должны рифмоваться, тут закруглялось стрелочками... Это с этим, то с тем - цепочка получалась огромная! А я писал так: сел - и готово...

РД. В интервью по ТВ ты сказал, что тебе было ясно, как он кончит.
Кинчев.
Я просто был уверен в этом. Другого конца у него не могло быть по всему - по жизни его, по тому, как он ко всему относился.

РД. А сам он это понимал?
Кинчев.
Не то что понимал - он знал это наверняка. Он уже делал несколько попыток. И никто не мог это остановить.

РД. Может быть, это было связано с вином, с "травкой"?
Кинчев.
Да он не пил вообще! Не пил и не курил. Ничего... Это вот как у Германа Гессе - есть люди из разряда самоубийц. Он был из этого разряда. Другое дело, что они могут так и не дойти до этого конца. Сашка был самоубийцей просто изначально. Это был как бы выход про запас. Он, наверное, дает какие-то силы, чтобы преодолевать жизненные трудности. Всегда знаешь, что выход есть, последний... У него, видимо, ничего другого не осталось, кроме этого запретного шанса.

РД. Скажи напоследок, какие у тебя отношения с Богом?
Кинчев.
Отношения с Богом у меня напряженные: я его люблю, а он меня - нет.

"Современный мир живет по законам зоны. Чтобы выжить, надо "не верить, не бояться и не просить". Но если хочешь называться человеком, необходимо бояться обидеть Бога..." - уверен Константин Кинчев.

Не будет преувеличением сказать, что лидер группы "Алиса" Константин Кинчев - самый харизматичный из российских рокеров. Он всегда выступал под лозунгом "Компромисс не для нас!" и любил два цвета: черный и красный. Поклонники "Алисы" считались самыми "безбашенными" из рок-фанатов, и их название - "Армия "Алисы" - точно отражало суть движения. Бешеная энергетика Кинчева заводила зал с полоборота, а поклонники готовы были идти за ним куда угодно. Хотя четкой идеи - куда и зачем идти, до поры до времени не существовало. Но потом она появилась - православие. Наступил срок, Кинчев пришел к белому цвету. Дошло до того, что концерты "Алисы" стали посещать некоторые священники... На днях Константину Кинчеву исполнилось 50 лет. Юбиляр рассказал "Итогам" о пройденном пути. В своей привычной манере. Без обиняков.

Для рокеров юбилей тоже не пустой звук: некоторые из ваших коллег аж в Кремль гостей приглашали. Вот признайтесь, если бы вы сейчас встретили себя прежнего, из 80-х, что бы сказали этому отроку?

Ну, например: "Старик, а ты неплохо выглядишь, в отличие от меня!" (Улыбается.)

Ваш образ жизни заметно поменялся. Но кое-кто сетует: "Вот, православный, а все выступает с обнаженным торсом и в шортах".

- "Кое-кому" советую на себя обратить внимание, может, чего и накопает. Просто стараюсь прислушиваться к советам Церкви. Да и интерес некоторых священников - таких, как отец Андрей Кураев, которые знают и любят этот жанр, мне абсолютно понятен. Потому что искренней и свободней рок-музыки сложно что-либо придумать.

Когда-то вы сказали: "Как повелось от корней, ратную службу несут всяк на своем рубеже - инок, воин и шут". Образ шута для вас совместим с церковностью?

Шутовство для меня - абсолютная свобода. Может, это прозвучит высокомерно, но шут может позволить себе смотреть на мир свысока. Порой с иронией. Порой с любовью. Порой с негодованием. А как шутовство соотносится с православием в глазах широкой общественности... которая, как правило, негативно отзывается о православной вере, - мне неведомо.

Шутовство для многих рокеров любимое амплуа. Но сегодня о "смерти рока" только ленивый не говорит. Ведь это музыка бунта, а против чего нынче бунтовать?

- "Бунт", "протест..." Это все, извините, глупейшие клише, придуманные журналистами и обсасываемые больше двадцати лет. Не было никакого протеста. Была иная жизнь, которая воспринималась как противостояние системе. А на самом деле все наоборот. Это система противостояла и бунтовала против рок-движения. За примерами далеко ходить не надо: сажали, вязали и т. д., и т. п. А мы при всем при этом просто жили, наплевав на все социальные условности. И сейчас продолжаем жить так же, говоря в лицо окружающей действительности или "да, да" или "нет, нет".

А противостояние с музыкальным истеблишментом? Вот, например, много говорят о вашей ссоре с Михаилом Козыревым. Как вы относитесь к той версии, которую он изложил в книге "Мой рок-н-ролл"?

Честно говоря, я эту книгу не читал, но судя по высказываниям в Интернете, там сплошное передергивание. Поэтому оставляю эти "мемуары" на "литературной" совести автора.

А как вы относитесь, например, к обвинениям в национализме, прозвучавшим в ваш адрес после песен "Небо славян" и "Звери"?

Я привык ко всевозможным обвинениям и, честно говоря, реагирую на них по пословице "Собака лает, караван идет".

Иногда довольно громко лает. Ходят слухи, что за песню "Власть" вам даже запретили въезд на Украину.

Никто мне этого не запрещал, это вы черпаете информацию из газет, вероятно. Я как ездил на Украину, так и езжу. Понятия не имею, что возмутило в песне "Власть" украинских общественных деятелей и некоторых журналистов. Там такое во власти творится, что черт ногу сломит! На протяжении пяти лет шмат сала "власти" друг у друга тырят, полностью наплевав на свой народ. Вот примерно об этом и песня, про украинскую власть со всеми ее "оранжевыми соплями".

А почему вы в свое время отказались от гастролей в Америке? Туда уж точно никто въехать не запретит.

В моем понимании Америка - враг. К народу это определение не имеет никакого отношения, это напрямую касается внешней политики государства. И что мне прикажете делать на территории врага?

Поклонники из "Армии "Алисы" идут за вами не только как за музыкантом, но и как за миссионером. Но не обречено ли православие в современном Вавилоне, не вытесняет ли его "религия матрицы"?

Миссионерством я не занимаюсь, не занимался и не собираюсь. Если же кому-то очень хочется присвоить мне это звание, придется уточнять, что "миссионером" я являюсь с того момента, как ступил на рок-площадку. Что же касается православия... Думаю, обществу полезно вернуться к Богу, и это никогда не поздно. А разрыва с Богом быть не может, Он же всегда рядом. Да и не общество Господь ждет, а человека. Каждого.

Убедительно, но не для всех. Вот, к примеру, песня "Бойся, проси и верь". Это не скрытый ответ уголовно-блатной морали и группе "Тату" с их "Не верь, не бойся, не проси"?

Современный мир живет в состоянии перевернутого сознания. И потому руководствуется, сам того не ведая, законом зоны. Где, чтобы выжить, надо "не верить, не бояться и не просить". Но если хочешь называться человеком, необходимо бояться обидеть Бога, просить помощи Божьей и верить, что эта помощь всегда придет.

Нужна ли сегодня цензура в шоу-бизнесе, на ТВ или на сцене?

Когда по центральным каналам показывают фильмы типа "Враг у ворот", как-то возникает желание отцензурировать сетку вещания. Вообще с трудом представляю себе, чтобы на американском телевидении транслировались ленты, героями которых являются хорошие русские, борющиеся со плохими американцами...

Ну встречаются же и вполне аутентичные вещи. Как вы относитесь к "Острову" Лунгина? Могли бы сыграть в подобном фильме?

Очень сильный фильм, смотрел его шесть раз. Побольше бы таких. А сыграть бы не смог...

Иногда вы выступали как убежденный монархист. Самодержавие возможно и уместно в наше время?

Невозможно, но уместно. Самодержавную власть я рассматриваю как колоссальную ответственность перед Богом и народом. Единоличная ответственность - это не ответственность тысяч, которые скидывают решения друг на друга, в итоге не добиваясь ничего, кроме личных благ.

А вы сами как к ответственности относитесь? Вот, скажем, предложили бы вам войти в Общественную палату или в президентский совет по культуре. Согласились бы?

Шутам не место в палатах. Шутам место на площадях.

Евгений Белжеларский

Штрихи к портрету

Инок, воин и шут

Говоря школьным языком, Константин Кинчев - "типичный представитель поколения", выросшего в кочегарках и на богемных кухнях. На заре перестройки, когда известная вольность просочилась уже в молодежную среду, а идеологический надзор еще не был снят, Кинчеву досталась роль козла отпущения. Он пел о "времени червей и жаб", о том, что "сторожа продолжают спать, но сон их явно нарушен". А комсорги строго-настрого наказывали комсомольцам не ходить на его концерты и не слушать его песни, героем которых, по мнению одного критика, был "доктор Буги, сумасшедший и наркоман". На группу "Алиса" навесили всех существующих собак. В каком-то смысле не случайно. Все происходило как в известном рок-гимне: "...Академики чешут плеши, погоны свистят в свисток, румяные домохозяйки зеленеют при слове "рок". Товарищи в кабинетах заливают щеками стол, им опять за обедом стал костью в горле очередной рок-н-ролл". Потом переменились времена и лозунги. Никто уже никого не запрещал, но хорошим тоном стало изображать радикальность за деньги. Резко вывернув невидимый штурвал, Кинчев вновь оказался изгоем во всех "изрядно порядочных" сообществах. Как раз в этот момент случилось главное событие в жизни доктора Буги - теперь уже бывшего. Он поверил в Бога и пришел к православию.

Сегодня Кинчев с какой-то аввакумовской решимостью во взгляде убеждает своих поклонников держать ум во аде, а сердце на небесех. Кто-то скажет: да мало ли у нас сегодня надевших кресты - и чиновников, и менеджеров, и партийных боссов? Все так. Но Константин - православный в самом исконном, катакомбном смысле слова. Что, несмотря на многочисленные хождения высших лиц со свечками, воспринимается сегодня почти как инакомыслие. "Назолотили крестов, навтыкали где ни попадя. Да променяли на вино один - который был дан..." Для Кинчева вера - это убеждения, а не декорум. Он даже может выступать на сцене в шортах и с обнаженной грудью, почему нет? И вместе с тем отменить концерты на время Страстной недели. Поскольку, следуя сказанному апостолом Павлом, стремится блюсти "то обрезание, которое в сердце, - по духу, а не по букве".

Итоги №1/655 (01.01.09)


В Лужниках "Алиса" исполнит все песни из оригинальной пластинки 1989 года, на концерте прозвучат не только восемь песен двадцатилетней выдержки, зрителей ждет шоу, которое продлится несколько часов. 22 ноября аналогичный юбилейный концерт пройдет в Петербургском СКК.

В преддверии выступлений Константин Кинчев ответил на вопросы читателей Ленты.Ру и рассказал об истории создания "Шестого лесничего" и будущих планах "Алисы". Вопросы читателей сокращены, ответы Константина Кинчева приведены полностью.

- "Золотым составом" можно назвать Вас, Петра Самойлова, Михаила Нефедова и Андрея Шаталина. Почему сейчас в группе нет последних двух?

Я считаю оптимальным нынешний состав, который работает уже шестой год. Считаю его "золотым" наравне с тем составом, который был во времена "Шабаша" и "Для тех, кто свалился с Луны". Состав был: Нефедов, Самойлов, Чумичкин, Шаталин и Королев. Нынешний состав считаю даже, может быть, сильнее, чем тот. Я абсолютно доволен этим составом, менять ничего не собираюсь, шесть лет мы вместе – дай бог, столько же и еще столько же проработаем.

Уход Нефедова и Шаталина был для меня как гром среди ясного неба, поскольку об уходе они сообщили администрации, а не мне. Взяли и ушли, абсолютно не мотивируя, в принципе, сильно подставив группу – у нас гастроли были запланированы.

Мы выкрутились из ситуации, так как репетиционный период был долгий. Слава богу, что пришел Игорь Евгеньевич Романов и Андрей Вдовиченко, барабанщик. Так что все, что ни делается, - все к лучшему.

- Почему замечательные музыканты группы АлисА так мало импровизируют? Неужели вся импровизация ограничивается барабанным соло Андрея и некоторыми штришками Игоря на гитаре?

У нас и в предыдущий период особо импровизаций не было. А учитывая то, что мы работаем с компьютером, то есть находимся в жесткой ритмической сетке, - все-таки импровизировать нет возможности, да и особого желания. В том жанре, в котором мы работаем, импровизация не подразумевается. Мы же джаз не играем.

Лучшие дня

- Почему из панка вы двинулись в металл? Зачем поменяли стиль?

Я не очень понимаю, что значит "стиль", мало того, я считаю, что заявляя, что ты работаешь в определенном стиле, ты как бы ставишь некие виртуальные стены, через которые потом очень сложно пробиться. Поэтому я считаю, что мы играем в стиле, который присущ только "Алисе", не более и не менее того. Вот, собственно, и все. Поэтому этот "стиль", как Вы выразились, мы в свое время назвали "жги-гуляй бит", он остается по сей день для нас оптимален, интересен и непредсказуем, то есть он позволяет всячески экспериментировать.

- Как вы относитесь к арт- и прогрессив-року?

Я не совсем понимаю, что такое "прогрессив-рок". Вообще, честно говоря, в стилях и направлениях я слабо ориентируюсь.

- В последних альбомах Вы исполняли песни вместе с дочерью. Могут ли ожидаться в дальнейшем ещё песни с Вериными партиями?

Если возникнет какая-то песня, в которой мне будет нужен женский вокал, естественно, я обращусь прежде всего к дочери, которая хорошо поет, чтобы не искать никого со стороны.

- Каково послание песни "Падал снег"? Действительно ли стоит "жить ради боли" и почему?

Зачем расшифровывать то, что написано. Все послания в самих песнях и заключаются. Если вдумчиво послушать эти песни – я надеюсь, что ответ придет сам собой.

- Ответы могут быть у каждого слушателя разные?

Да, конечно, всем позволено сотворчество. Мало того – это просто приветствуется.

- Вы какое-то касательство к оформлению дисков своих имеете?

Да, в общем, конечно, участвуем. Мало того, мы формируем саму идею. Другое дело, что я не очень знаком с программой Photoshop, поэтому идею воплощают художники.

- Когда ждать нового альбома?

Новый альбом в демо-версии готов, осталось его записать. Надеюсь и думаю, что он появится в следующем году - скорее всего, осенью, в сентябре.

- Каково Ваше отношение к строительству "башни Газпрома" в Питере?

Я солидарен со всей прогрессивной общественностью – не надо этот центр строить. Другое дело, что я реалист и прекрасно понимаю, что мое "нет" услышано не будет. Коль они решили его построить – они его построят. Ну это уже их мера ответственности, а не моя.

- Чье исполнение песни Рикошета на "Выходе дракона" вам понравилось больше всего? А чье менее всего?

Я сам формировал трибьют, поэтому все исполнители приглашались мной осмысленно, осознанно. Поэтому я благодарен всем, кто участвовал в проекте, и выделять кого-то не собираюсь, потому что все молодцы.

- То есть в музыкальном плане никто не разочаровал?

В музыкальном плане мы делали все сами. То есть всю музыку делала "Алиса", а исполнители были приглашенные. Единственный трек, стоящий особняком, являющийся исключением, подчеркивающим правило, это трек Лагутенко, который сделал музыкальную основу вместе с "Мумий Троллем", но он настолько тонко и четко вписался в канву того звучания, которое формировали мы, что в общем мы ничего не меняли и оставили версию музыкантов "Мумий Тролля".

- Планируется ли в ближайшее время выпуск акустических или концертных альбомов?

Ни то, ни другое не планируется. Почему? Потому что нет желания. Акустику я играть не люблю. Возможно, это кому-то интересно, но это неинтересно мне. Поэтому мы акустику и не играем. Что касается концертного альбома – это тоже определенная трата времени, когда можно заниматься более важными, интересными для нас делами. Интереснее записывать новый альбом.

- Почему такой чести - юбилейного тура, удостоен именно "Шестой Лесничий", а не "Блокада" или "Энергия", которые вышли раньше? Будет ли аналогичный юбилейный тур, посвящённый выходу "Шабаша"?

Так сложилось, что на каком-то этапе мне просто надоело выдумывать для своих концертов информационные поводы, которые от меня постоянно требуют промоутеры. Я решил пойти по такому простому для меня пути. Тем более, группе уже много лет.

А мысль эта возникла чуть позже, чем можно было отмечать двадцатилетие "Энергии" и двадцатилетие "Блокады". Если бы мысль возникла чуть раньше, было бы отмечание и этих альбомов. А следующий год у нас пойдет под знаком "Шабаша". Весной будем отмечать двадцатилетие этого альбома.

- Будет ли выпущен DVD Шестой лесничий 20 лет спустя?

Концерт? Нет, не хочу. Хотя предложения были, но это, опять же, много времени, работы. Хочется заниматься новым альбомом.

- Почему в этом году вы выступали больше на байк-фестивалях?

Просто байкеры стали нас приглашать. А мы группа концертная. Почему нет, если наши райдеры выполняются и все условия соблюдаются? Спасибо байкерам, но мы можем приехать и на какие-то другие фестивали.

- После юбилейного 25-35-50 сет-лист на концертах практически не менялся (за исключением 1-2 песен). Не менялся даже их порядок!

Потому что мы поем то, что считаем нужным, и, я считаю, это наше главное завоевание перед аудиторией - мы делали, что хотим, и продолжаем этим же самым заниматься. "Атеист" мы пели в Москве в июне на концертной площадке "Зеленый театр" в Парке Горького. По-моему, этот фестиваль назывался "Уроки русского".

- Очень хотели бы пойти на предстоящий коцерт 14 ноября в Лужниках, но узнав, что стоимость билета 2420 р. в партер, при всей нашей любви к "Алисе", посчитали - перебор. Хотя в том же Питере стоимость билета составляет около 800 рублей (в СКК)?

Я тоже считаю, что это уже перебор. В четверг моя администрация встречается с промоутером и будет убеждать, чтобы понизили цены на билеты. Думаю, что эту битву мы проиграем, - соответственно, будем настраиваться на то, что будем играть в пустом зале.

- А уже случалось подобное?

Игра в пустом зале? Пока не было. Все-таки каким-то образом зал заполняется. Но я считаю, что цены на билеты слишком высокие.

- Откуда появилось такое сочетание цветов -"красное на черном"? Очень похоже на футбольную атрибутику, ваши фаны на них похожи.

Нет, ну, конечно, всю эстетику сочинил я, а дальше уже пошли вариации. "Розы", допустим, фан-движение ввело в обиход, какие-то еще элементы. А так – нет, конечно, вся эстетика – это мое детище, также как и само название – "Армия".

- Поддерживаешь постоянный контакт с поклонниками? Насколько я знаю, ты вел с ними диалог на официальном сайте.

Я уже отказался от этого и не отвечаю на вопросы. В какие-то периоды отвечал на вопросы, потом мне это надоело, устал отвечать. Вот пользуюсь услугами "Ленты.ру", чтобы ответить на вопросы поклонников "Алисы".

- Я был на последних концертах в Донецке и Харькове... Меня очень удивило и порадовало то, что вместо милиции и охранников дежурили алисоманы.

Был один интересный эксперимент на концерте на Украине. Основа "выездных", то есть это основа самых главных алисовских группировок, которые тоже имеют свои названия (к счастью, они не враждуют друг с другом), предложила свои услуги в плане охраны мероприятий. В Харькове у нас был обычный инцидентный концерт, когда я ругался с охраной, уходил со сцены и так далее. После этого концерта основа как раз предложила взять на себя ответственность за проведение концерта. И в Донецке, и в Киеве мы провели концерты следующим образом - нанятая охрана работала только в фойе, а милиция работала только снаружи площадки. Непосредственно концерт охраняли сами алисоманы. Огромное им спасибо за это, они с честью с этим справились, это действительно очень большая ответственность.

Я сейчас буду пытаться убедить промоутеров в том, чтоб охрана внутри зала была бы алисовская.

- Есть вопрос по поводу истории с конфликтом между фанами "Алисы" и байкерами. Что-то такое было?

Было, да. То есть вроде как все наши основные группировки встретились с "Волками" и "Волки" проставились. Слава богу, конфликт исчерпан.

Для меня это было неожиданностью, потому что такие инциденты случались в начале 90-х.

- Константин, сейчас вы так же плотно общаетесь с Хирургом и другими Ночными волками после майских столкновений Ваших поклонников с ними?

Общаюсь, конечно, мы понимаем друг друга. Другое дело, что это не те структуры, которые могут обеспечивать порядок на мероприятиях, потому что у них свои банды, у нас свои банды. И зачем стравливать банды, когда мы можем своими бандами охранять порядок на мероприятиях?

- Общаетесь ли Вы с Сергеем "Пауком" Троицким?

Время от времени он приходит на наши концерты. Дружить не дружим, просто знакомы. Точно так же, как и с Хирургом – мы не дружим, но приятельствуем. Я позитивно отзываюсь о Хирурге. Он большое дело делает, креативный человек. Умудряется такие проекты продвигать.

- Как, например, в Севастополе?

Да, как в Севастополе, там была такая мощная акция.

Конечно, да. Все братья. И белорусы, и (читатель, может быть, удивится) я еще и казахов к братьям отношу. Почему нет? И татары братья.

- То есть совместное проживание на протяжении многих лет сильнее последних политических событий?

Так а при чем здесь люди, это же политики ругаются, а люди-то здесь при чем?

- Расскажите о Вашей дружбе с Александром Башлачевым. Как Вы считаете, почему такой потрясающий человек, такие великие песни незаслуженно забыты?

Что касается Башлачева, мы с ним приятельствовали. Его смерть оставила незаживающую рану. Это, пожалуй, одна из первых потерь в моей жизни, то есть я терял друзей, а близкого по оружию человека я потерял впервые. Поэтому в "Шестом лесничем" есть песня, которую я посвятил ему, чтобы хоть как-то попытаться вытащить его из той депрессии, в которую он попал. Песня называется "Солнце за нас". Не удалось. Он решил, как решил, поэтому уже больше двадцати лет его нет с нами.

- Есть кто-то, кого Вы можете по праву назвать продолжателями творческих идей группы "Алиса"? Кроме "Пилота"?

- "Пилот" не продолжает традиции, они своим делом занимаются. Илья Черт просто такой человек, что ему все время хочется на кого-то походить, такое свойство характера. Я тоже не лишен этого искушения, время от времени не могу устоять перед соблазном и чьи-то музыкальные формы себе перетаскиваю. Не присваиваю, а так, даю развитие той темы, которая меня колыхнула, по крайней мере, мне бы хотелось в это верить. Ну и у Илюши, наверное, то же самое. Когда ему нравится "Алиса", у него получается что-то, похожее на "Алису", когда ему нравится ДДТ, он начинает быть похожим на ДДТ, когда нравится "Кино" - на "Кино".

- Как ты относишься к творчеству группы "Depeche Mode"?

Depeche Mode - хорошая группа, всегда с любопытством жду их нового альбома.

- Константин, как вы относитесь к группе "Калинов Мост"?

- "Калинов мост" – мне братья, Дима Ревякин – брат, этим все сказано.

- Правда ли, что первые записи гр. "Сектор газа" ушли в столицы из Воронежа через Вас? Вообще, какое у Вас отношение к творчеству Юрия Клинских?

Колхозный панк "Сектора газа" – не близкий мне жанр. Хой достиг определенных вершин, жалко, что он умер рано.

Да, история с их первыми записями - правда. Он принес мне записи и попросил, чтобы я отвез их Майку Науменко. Я отвез.

- Вы прекрасно исполнили песню Майка "Старые раны". Может быть стоит иногда исполнять ее на концертах?

Спасибо. Мы какое-то время ее исполняли, она была у нас в репертуаре, сейчас ушла. Возможно, опять возникнет.

- Женский ансамбль "Федорино горе" испоняет "Небо славян", ролик есть на youtube. Вы видели, как Вам понравилось?

Я видел их как-то в интернете, просто не знал, что это так называется. По-моему, довольно мило.

- Поддерживаешь ли ты отношения с Шевчуком?

Мы никогда и не дружили. У нас ровные отношения, какими были – такими и остались. При встрече кланяемся и все.

- Вопрос про Михаила Борзыкина - какие между вами отношения, что вы думаете о нем как человеке, музыканте, о его отношении к религии и гражданской позиции.

Борзыкин – талантливый человек. Социальная форма его протеста абсолютно ясна, понятна. Другое дело, что я его мировоззренческие позиции не разделяю, потому что я все-таки за космос, а не за хаос. Плохенький мир, но мир. Я за такие позиции. А так, я считаю, что он талантливый человек.

- Как Вы можете прокоментировать события в группе "Агата Кристи", связанные с объявленным прекращением существования группы?

- "Агата Кристи" - талантливые люди, хорошие музыканты. Занимаются тем, чем считают нужным.

Видимо, им надоело друг с другом... Это же их внутренняя кухня, откуда я знаю, в чем там дело. Может быть, так. Может быть, какой-то пиар-ход такой. Не знаю, им виднее.

- Вы раньше говорили,что песню "Спокойная Ночь" Виктора Цоя будете исполнять всегда... В связи с чем иногда она не звучит на концертах?

Если она иногда не звучит – значит, иногда я не отвечаю за свои слова. Позвольте мне это считать главным грехом моей жизни, главным несоответствием оброненному слову. Я был бы счастлив, если бы это было так. Хотя мы ее играем практически всегда.

- Согласны ли вы с фразой "Патриотизм - последнее пристанище негодяя"?

- Почему Вы переделали татуировку на левой руке? Тему русской сказки с избушкой на курьих ножках забили восточным драконом?

Ничего подобного, там добавился Змей Горыныч - тоже представитель русских народных сказок. Причем с косыми глазами. Явно пьяный. Змей Горыныч – это не восточный персонаж. Он трехглавый. И очень добрый, потому что пьяный, так, дымок у него из пасти идет чуть-чуть.

- Вы удивительно молодо выглядите для своих лет! Даже лучше, чем Ковалев из "Пилигрима". В чем ваш секрет?

Мне кажется, что я выгляжу на свои года.

- С кем Вы хотели бы выступить на одной сцене из западных исполнителей?

Ни с кем. Мне ни с кем не хочется делить сцену, потому что это всегда головная боль по отстраиванию аппаратов. Я люблю играть сольно. Если с кем-то приходится играть – это вынужденные меры.

- Какие у Вас любимые писатели?

Из последнего, что я прочитал, ни одна книга не оказала никакого влияния. Правда, последние годы я вообще читал немного.

- Нет времени?

Да и желания нет читать художественную литературу. А так, из представителей жанра художественной литературы с большой буквы я люблю перечитывать Довлатова. Ни к чему не обязывает и выстраивает очень хорошее душевное состояние.

- Насколько случаен гениальный бум русского рока 80-х? И почему всё исчезло разом, уступив место коммерческим проектам типа "рокопопс"?

Есть книга у Германа Гессе "Паломничество в страну Востока". Там тоже один персонаж очень сильно сокрушался по поводу того, что паломничество куда-то делось, не понимая того, что он просто сам уже вышел из этого движения. Никуда ничего не девается, просто вы находитесь в другом измерении.

- Насколько важны и сильны семейные ценности для Вас? Как они уживаются с имиджем бунтаря?

Имидж бунтаря – это не ко мне. Я вообще неимиджевый человек. Я просто проживаю собственную жизнь, где семья занимает большее место, нежели профессия.

- Известно, что вы большой любитель футбола (не такой большой, как рыбалки, конечно). Болеете за Зенит (как в прошлом году) или за ЦСКА?

Я болею за "ЦСКА" и за "Зенит".

- Что вы считаете самым важным в воспитании ребенка?

Не навредить.

- То есть по сути ребенок должен сам определиться?

В выборе призвания стоит подсказывать, а в выборе профессии – нет, это не так важно. Потому что если человек поймал призвание, то для него уже абсолютно естественно связывать призвание с профессией. Главное, чтобы человеком оставался. Не ел других людей.

- Хотел бы узнать о Ваших гастрономических пристрастиях.

Мои гастрономические пристрастия таковы: чтобы была еда, чтобы можно было поддерживать жизнь.

- То есть ты не гурман?

Довольствуюсь тем, что мне готовит жена, а готовит она хорошо.

- Ваши родители...что они думают по поводу вашей творческой деятельности?

Мой папа давно умер, десять лет как. Мама жива-здорова, дай бог ей долгих лет жизни. Я уже нахожусь в том возрасте, когда родители исключительно гордятся своими детьми.

- Что для вас вера и предательство?

Вера – это самое ценное, что есть в человеке. Без веры человек похож на животное.

Что касается предательства – человек просто вычеркивается из списка живущих, и я двигаюсь дальше.

- Могли бы вы простить измену?

А это уже сила воли, сила духа должна быть... Я не знаю. Слава богу, господь не посылал мне подобных испытаний.

- Каково Ваше отношение к таким личностям в истории, как генералы Власов и Краснов?

Мое отношение? Прежде всего, я, слава тебе господи, ни к тем, ни к другим не отношусь. Уже хорошо. Дай бог, чтобы у меня не было такого же выбора, какой перед ними поставила жизнь. Как бы я себя вел на их месте – не знаю. Но надеюсь, что я бы остался верен своей земле. Как бы мне подсказывала совесть, так бы и поступал. Судить этих исторических персонажей я не буду, потому что не имею права, не зная их жизнь и внутреннюю мотивацию.

- Каково Ваше отношение к распаду СССР?

Мне нравится моя страна в тех границах, в которых она существовала. Я довольствуюсь теми границами, в которых она существует, и хотелось бы, чтобы она в этих границах и осталась.

- "Популярность" православия - это дань моде или действительно многие люди в России приходят к вере?

Тут для кого как, откуда же я знаю. Я не могу заглянуть в душу каждому человеку. У кого как. Нужна большая степень ответственности, чтобы держать ответ перед Создателем и Творцом.

- Какие из святых мест России Вам особенно близки?

Где храм есть, там и хорошо.

Я не за эмоциями хожу в церковь, а для того, чтобы душе лучше становилось. А эмоциональная составляющая – это важно для тех, кто заходит в храм свечку поставить - там покатило, а там нет. А оно на самом деле везде ровно и хорошо.

- Дядя Костя, если человек ходит не каждое воскресение в церковь, но раз в месяц, к примеру. Но при этом, человек каждодневно читает молитвы и держит посты.. Очень ли это плохо? Стыдно задать этот вопрос батюшке, буду благодарна, если ответите.

Можно попробовать и вопрос задать, и ответ получить. И попытаться по этому ответу как-то жизнь построить. Тогда глядишь – и стеснение пройдет. А так – ну что я вам советовать буду? По мне, не ешь другого человека – значит, уже молодец, уже хорошо.

- На какой лодке сейчас Вы плаваете на рыбалку и каким мотором пользуетесь (на фотках Вашей рыбалки на Онеге в 2006 г. была видна 15-шка Ямахи)? Таскаете ли с собой в лодке как положено по правилам багор, спасжилеты или там, где нет водной милиции, "забиваете на это"?

Сейчас я хожу на "ХТ 540", мотор у меня "Сузуки" 115-ый. Буду ли менять? Да, в общем, в мыслях есть, просто нет средств. Если будут свободные деньги – поменяю на более серьезную посудину. А вот что касается ГИМСа, все, что требует ГИМС, на борту моего судна присутствует. Даже ракетница, которой не было, сейчас есть.

- Как прошла рыбалка в этом году?

Неплохо прошла, за рыбалку по пятьдесят штук ловил. Самые крупные: лосось - шесть килограмм, судак - пять килограмм.

- А где ты рыбачил?

Буду я вам водоем выдавать! Это все на севере.

- Насколько актуально клише "вскормленных пеплом великих побед" для современного российского общества? И в какой идеологии можно найти выход для отряхивания этого пепла, мешающего России идти дальше?

Отряхнуть и забыть.

До той поры, пока мы Ленина по православным канонам не захороним, мы этим пеплом и будем питаться. Захороним Лукича – глядишь, и забудем о пепле великих побед.

- Хотелось бы узнать Ваше отношение к СМИ. Нет ли впечатления, что хотят думать за народ?

Абсолютно с Вами согласен. Любые средства массовой информации ангажированы и несвободны. Поэтому если они не управляются одной структурой, то они будут управляться многими. Вот, собственно, и вся разница между девяностыми и двухтысячными.

- Давят ли на тебя власть имущие?

На меня – нет, а на кого-то наверняка. Кто как себя позиционирует.

- То есть в принципе степень личной свободы не зависит от того, живешь ли ты в России или где-то еще?

Все дело в том, как себя человек ощущает. Если ощущает себя свободным – он и в тюрьме будет свободным. Ощущает себя как в тюрьме – так воли сколько не давай, он все равно будет несвободным. Все внутри человека.

- Недавно в нашем городе снесли памятник Ленину - один из добрых двух десятков... Как Вы относитесь к пересмотру советской истории? Можно ли (и нужно ли) ликвидировать памятники Ленину, Дзержинскому и пр.?

Мне не нравятся эти памятники. Если это художественная ценность, которая для меня весьма спорна, то пускай стоят. Если это символ, то лучше его убрать.

- Концерты в Китае - бывали, есть, будут?

Нет, не было и вряд ли будут.

- Это не идеологический вопрос, а чисто организационный?

Конечно. Я с удовольствием поехал бы в Китай, если бы позвали. Другое дело, откуда китайцы знают о существовании нашей группы "Алиса"?

- По прошедшему недавно туру по Украине: скажите отмена концерта в Днепропетровске - это вина организаторов или есть другие мотивы?

Там одна банальная причина: я так понимаю, что организаторы испугались той продажи, которая была на тот день, и решили концерт отменить. Их право.

Я считаю, что промоутер перестраховался. Учитывая, сколько народу было в Харькове, Донецке и Киеве, в Днепропетровске было бы столько же. Но он посчитал, что не будет концерта.

- Можно ли проводить сольные концерты в Питере чаще, а не два раза в год?

Я так думаю, что два раза даже многовато.

- На Украине вы частый гость, а Белоруссию редко радуете.

В Белоруссию мы редко ездим. Это все вопросы-то не к нам. Мы готовы выезжать куда угодно, если соблюден райдер и есть стопроцентная предоплата. Потому что иначе мы не движемся.

- Последнее время каждая ваша новая программа начинается с тура по Украине. Это какое-то мистическое совпадение или новая добрая традиция?

Это не мистическое совпадение и не добрая традиция, просто промоутер, с которым мы работаем по Украине, предлагает, как только завершаются одни гастроли: "Когда поедем в следующий раз?" – "Когда скажешь". Сейчас договорились, что поедем, когда выйдет новый альбом. То есть осенью опять будем у вас.

- Ваше отношение к странам Прибалтики - и реально ли ждать Ваших концертов?

Прибалтика – она такая... На море стоит, сосны там, дюны, песок. И еще молочная продукция, говорят, неплохая. И рыба. Это все, что я знаю о странах Прибалтики.

- То есть планов съездить туда нет?

Этим летом мы были в Нарве на байк-фестивале.

- Сколько человек технического персонала ездит с Алисой по городам?

Всего нас движется двенадцать человек.

- Вместе с музыкантами?

Да. Из них два гитарных техника, они же грузчики.

- Есть ли у Вас место (город,страна) где Вы никогда не выступали, но очень хотелось бы?

Наверное, города какие-то остались. Допустим, в Воркуте мы не играли.

- Но хотелось бы?

А почему нет? Конечно. Мы готовы играть, где угодно. Лишь бы была площадка и аппаратура.

- А Дальний Восток?

Мы на Дальний Восток постоянно ездим. Даже был период года два назад, когда по два раза в год ездили. В этот год не ездили. На следующий год, наверное, позовут опять.

- После того, как США бомбили Сербию, Вы сказали что в эту страну не поедете. Скажите изменилось ли ваше отношение к гастролям по США и смогут ли ваши поклоники в Америке попасть на ваш живой концерт?

После того, что они сделали в Сербии, я в США зарекся ездить. После того, как Обама решил не размещать свои ракеты в Чехии и Польше, - посмотрю и, может, так и быть, посещу эту ненавистную мне страну...

- Как вы относитесь к идее панславизма? Бываете в Сербии, или всё ограничивается концертами?

Раньше я сказал, что я и татар, и казахов тоже считаю братскими народами. Я как-то шире на это смотрю, хотя может показаться, что я такой дремучий упертый националист. Нет, это не так. Достаточно подвижный, но националист.




Top