Котс александр рудольфович научные работы. История музея

© В.А.Удальцова

Ремесло или искусство

В.А.Удальцова
Государственный Дарвиновский музей, Москва

В 2001 г. в Государственном Дарвиновском музее состоялась выставка, посвященная юбилеям двух замечательных таксидермистов* - Филиппа Евтихиевича Федулова (1881-1961) и Дмитрия Яковлевича Федулова (1896-1985) - дяди и племянника. По выражению основателя и первого директора Александра Федоровича Котса (1880-1964), эти выдающиеся мастера таксидермии всю свою жизнь “всецело и единственно проработали для Дарвиновского музея” .

* Таксидермия (от гр. taxis - приготовление, обработка и derma - кожа, шкура) - искусство изготовления чучел.
Желая реализовать на деле свою давнишнюю мечту о создании музея, Котс начал заниматься не только сбором зоологических коллекций (шкур, тушек, чучел, сухой натуры), но и поиском художника-таксидермиста высокой квалификации. “Решающим моментом для создания Дарвиновского музея было само наличие в Москве талантливых таксидермистов и художников”, - так писал о рождении своего любимого детища Котс (официально год создания Дарвиновского музея - 1907-й).
Основатели Дарвиновского музея - Ф.Е.Федулов, А.Ф.Котс, Н.Н.Ладыгина-Котс и В.А.Ватагин (слева направо) в здании МВЖК. 1912 г.
По замыслу Александра Федоровича, чучела животных и научные иллюстрации должны были оформляться как художественные произведения. Таким образом, в научную концепцию биологического музея впервые была заложена идея “синтеза науки и искусства”. При этом предполагалось иллюстрировать не разрозненные факты, случайно выхваченные из природы и представленные в виде традиционных “монотонных рядов звериных и птичьих чучел”, а обобщения, необходимые для понимания закономерностей развития живой природы, что в свою очередь требовало новых экспозиционных решений.

Заканчивался век иллюзий, надвигалось время крутых перемен. Сначала первая мировая война, затем революция, а за ней - гражданская война, голод и разруха. В своем дневнике в 1918 г. Котс написал: “Декабрьскую революцию я проводил за микроскопом и планированием своего музея. Социалистическую Октябрьскую - за организацией музея в отведенном мне впервые музейном помещении. И все же, эта внешняя моя далекостъ от политики не помешала мне с первых же месяцев Советской власти полностью включить себя в работу Комиссариата просвещения, а в последующем 1918 г. открыто выступить на 1-м Всероссийском учительском съезде, ознаменовавшем перелом в среде тогдашнего учительства”.

Русская интеллигенция начала XX в. была одержима и самонадеянна, свято верила в победу добра над злом. От XIX в. ей досталась в наследство уверенность в том, что человек по природе своей добр, и нужно всего-навсего изменить мир вокруг него, а далее все пойдет как нельзя лучше.

Основатели Дарвиновского музея были воистину настоящими “взрослыми” детьми! В то время как в холодной и голодной Москве 20-х люди, сбиваясь с ног, добывали мешок муки, эти чудаки разыскивали гипс для скульпторов. Сами они питались весьма скудно, довольствуясь мерзлой картошкой и кукурузой, но при этом ценой неимоверных усилий умудрялись добывать фрукты для экспериментальных животных - попугаев и обезьян.

Создатели музея не сомневались в том, что их работа в России, для которой настали самые трудные времена, необходима. Они остались здесь в надежде служить отчизне, своему народу и любимому делу.

Впервые Котс познакомился с препараторским искусством в возрасте 12 лет, а к окончанию гимназии он уже вполне овладел мастерством таксидермиста, о чем свидетельствуют полученные им награды - Малая серебряная (1896) и Большая серебряная (1899) медали от Императорского Русского общества акклиматизации животных и растений за представленные на выставках чучела птиц собственного изготовления. Искусству таксидермии Котс обучался в домашних условиях (уроки давал приходящий мастер). Позже он познакомился с владельцем коммерческой таксидермической мастерской Федором Карловичем Лоренцем (1842-1909), “квалифицированным специалистом орнитологом и великолепным препаратором”. В то время это была лучшая мастерская не только в Москве, но и в России*. Продукция фирмы Лоренца - огромное количество чучел глухарей, куропаток, хищных птиц, белок, зайцев, медведей, которые распространялись по биологическим музеям России, а также попадали в коллекции состоятельных людей, удачно вписываясь в интерьеры роскошных кабинетов. Мастера фирмы первыми в России начали изготавливать биогруппы - композиции, в которых чучела животных располагались среди имитированных участков природы.

* У мастерской было много общего с фирмой Уорда в Рочестере (США), изготовлявшей музейные экспонаты. Обе существовали в одно и то же время (конец XIX - начало XX в.) и имели наиболее квалифицированных таксидермистов. Но методика создания чучел у Лоренца была поставлена на более высокий художественный и технический уровень.
Знакомство и дружба Котса с Лоренцем сыграли свою роль в создании уникального музея. В то же время “без Лоренца и его фирмы не было бы самого талантливого его ученика, неизмеримо превзошедшего его по мастерству - Филиппа Евтихиевича Федулова, создателя громаднейшего большинства всех препаратов Дарвиновского музея” . Именно там, в мастерской Лоренца, в 1896 г. Александр Котс познакомился с Филиппом Федуловым - одним из умелых препараторов-рабочих, трудившихся над созданием фирменных таксидермических образцов.

“Тогда щеголеватому робеющему гимназисту двери в мастерскую отворил один из подмастерьев Лоренца - бойкий черноглазый мальчик; тонкое интеллигентное лицо, немного вьющиеся волосы и быстрый взгляд острых, пронизывающих глаз. Не думалось тогда, что этот шустрый “Филька” станет главною опорой Дарвиновского музея, самым верным другом, сосоздателем его на многие десятки лет”, - так трогательно вспоминал об этой встрече Котс.

В 1907 г. “дядя Филя” (так называли молодого мастера другие служащие фирмы) с утра до вечера сидел у своего рабочего стола в лоренцевской мастерской и набивал чучела лисиц и глухарей, в то время как будущий директор Дарвиновского музея обучал анатомированию лягушек: днем - студентов университета, вечером - девиц на Высших женских курсах. Это был источник заработка для оплаты поступающих в музей коллекций - “тысячи распластанных лягушек претворялись в экзотические экспонаты бабочек и райских птиц, выписываемых из заграничных фирм”.

Основу сокровищ Дарвиновского музея составили собственные коллекции Котса (в том числе чучела, сделанные им самим), чучела, закупленные в мастерской Лоренца, а также выписанные из-за границы шкуры различных зверей и птиц. К концу 1912 г. определился состав сотрудников музея (А.Ф.Котс, Н.Н.Ладыгина-Котс, В.А.Ватагин и Ф.Е.Федулов) - четверка, силами которой создавалось будущее государственное учреждение. Уже в начале 1913 г. музей перерос себя как частное, любительское начинание, и молодой директор выполнил давно назревшее решение: пожертвовал свой музей Высшим женским курсам*, но на условиях, способных обеспечить его надлежащее развитие (в том числе зарплату препаратора - 100 руб. в месяц). С осени 1913 г. в музей начали приходить заграничные посылки со шкурами животных. Их приходилось складывать в подвалах нового здания Высших женских курсов и рабочем кабинете самого Котса. Приглашенный для изготовления чучел Федулов ютился поначалу в каморке в Криво-Никольском переулке, где делал чучела небольших зверей и птиц. Успехи в изготовлении крупных экспонатов были еще впереди.

* В здании МВЖК в Мерзляковском пер. Котсу были выделены помещения под музейные коллекции. В 1913 г. курсы переехали в новое здание на Девичьем поле (бывш. М.Царицынская - ныне М.Пироговская ул., д.1, здание МГПУ, аудиторный корпус).
Родился Филипп Евтихиевич в с.Иваново Калужской губ. В семье Федуловых было шестеро детей. Двое старших сыновей занялись скорняжным делом и подались на заработки в Москву. Профессия привела их в мастерскую Лоренца. Приобщившись к препараторскому искусству, они потянули за собой остальных. Так в Москве возникло “Федуловское племя” талантливых таксидермистов, усердием и дарованием которых были созданы сотни замечательных экспонатов для биологических музеев России. А самым талантливым из них был Филипп, ставший, по выражению Котса, “подлинным Себастьяном Бахом в этой области”. Его трудовая деятельность прерывалась лишь на годы службы в армии в первую мировую войну. В 1927 г. Федулов был награжден орденом Трудового Красного Знамени. К этому знаменательному событию им уже были сделаны чучела жирафа, африканского слона, белого медведя, гориллы, райских птиц и многих других животных…

Федулов сооружает каркас для чучела африканского слона.

В 1914 г. на подмогу дяде в музей пришел его племянник - Дмитрий Яковлевич Федулов, начинавший свой трудовой путь также в мастерской Лоренца в 1910 г. Проработав в музее более полувека, он создал множество чучел самых различных животных, помог Ф.Е. Федулову в воссоздании облика индийского слона, чучело которого они изготовили вместе в 1937 г. Но особенно ярко проявил себя Дмитрий Яковлевич в области “филигранной” таксидермии, овладев искусством изготовления чучел самых миниатюрных птиц - колибри. Великий французский энциклопедист Ж.Бюффон писал: “Камни и металлы, отполированные нашими руками, не сравнятся с этой ювелирной драгоценностью природы, ее шедевром - маленькой колибри”. Представьте себе, каким же нужно обладать талантом, чтобы еще раз “повторить” совершеннейшие творения!

Котс ярко и убедительно описал нелегкий труд таксидермиста. Вот “перечень работ, единолично выполняемых Ф.Федуловым в его мастерской:

1. Препараторские - съемка шкур с животных.

2. Сырейные - кваска и дубление шкур.

3. Кузнечные - сооружение металлических станков для крупных чучел.

4. Столярно-плотничные - изготовление деревянных манекенов для крупных чучел.

5. Резные по кости и дереву - изготовление искусственных звериных черепов и зубов к ним.

6. Скорняжно-прошивные - сшивание звериных шкур.

7. Малярно-москательные - изготовление мастик и лаков, варка растворов мышьяка для протравки экспонатов.

8. Лепные и муляжные - реконструирование мягких тканей на звериных черепах или конечностях при имитации природной мускулатуры.

9. Собственно таксидермические - набивка чучел.

Нужно было иметь большое мужество, чтобы каждый раз не испытывать ужас и потрясение от вида окровавленного трупа животного, не чувствовать брезгливости от удушливого тяжелого воздуха, пропитанного густыми испарениями заквашенной звериной шкуры.

Но зато как приятно любоваться результатами таксидермических изысков - чучелами диковинных зверей и птиц. Описание одного такого импровизированного “ноева ковчега”, разместившегося в мастерской Федулова, оставил Котс: “Вот длинношерстная миниатюрная лошадка пони, взрослый экземпляр, напоминающий лохматого барбоса и размерами и мастью, вот - <…> лохматая обезьяна из Центральной Африки, так называемая гвереца, с белоснежной бахромой волос <…>, там - чучело американского ленивца в характерной его позе, брюхом кверху и спиною вниз, с конечностями наподобие крюков; там - лазающая форма кенгуру из австралийской области, а по соседству с ним - земляк его, лохматый казуар. Здесь - пара ящеров из Африки в их характерной лазающей и укрывающейся позе, белка-альбинос из-под Ярославля; светлый соболь с Забайкалья и десятки прочих, самых любопытных тварей, собранных со всех концов земного шара”.

В настоящее время большая часть всех этих замечательных шедевров таксидермического искусства заняла достойное место в музейной экспозиции. Остальные хранятся в запасниках и периодически экспонируются на выставках. Особая гордость музея - чучела слонов (африканского и индийского), которые являются лучшими образцами отечественной таксидермии. Они изготовлены старым традиционным методом - накруткой, но смотрятся ничуть не хуже тех, что выполнены лучшим из современных методов - скульптурным. Все это говорит о том, что создавали их виртуозы своего дела, и главная заслуга в этом принадлежит Ф.Е.Федулову.

Метод накрутки состоит из нескольких этапов: сооружение каркаса из проволоки и костей скелета; изготовление манекена по каркасу туловища, конечностей и головы (из стружки, соломы или пакли); оформление готового чучела путем натягивания и зашивания шкуры.

В мастерской Федулова.
Филипп Евтихиевич изготавливает чучело нанду методом накрутки. 30-е годы.

Метод скульптурный: лепка пластилинового эскиза (1:10); сооружение каркаса; лепка скульптурного манекена в глине; гипсовая формовка; выполнение слепка из папье-маше; оформление готового чучела путем натягивания шкуры и зашивания ее на слепке из папье-маше.

Два замечательных экспоната пережили своих создателей и увековечили их память. Многие современные художники-анималисты принимают чучела слонов за скульптуры. Это вполне объяснимо: автор эскизов - патриарх отечественной анималистики в.А.Ватагин . Оба чучела представляют большую историческую значимость, так как их живые “прообразы” были весьма известными “персонами”. Африканский слон - подарок эмира Бухарского последнему русскому царю Николаю II (для цесаревича Алексея). Но трагические события не позволили встретиться наследнику престола со своей живой игрушкой - все члены царской семьи погибли в 1918 г., а слон умер во время переезда из Гатчины в Москву в том же году. Индийский слон (точнее слониха по имени Джин Дау - Прекрасная дама) - ритуальный слон эмира Бухарского. Незадолго до революционных событий Джин Дау отправили из Бухарского эмирата в Москву, где она спокойно жила в зоопарке.

С чучелом индийского слона. А.Ф.Котс и Ф.Е.Федулов.

Котс в своих воспоминаниях о Ф.Е.Федулове пророчествовал: “Пройдут года. Наш Дарвиновский музей дождется своих стен, достойных содержания его. Раскроются перед десятками миллионов изумленных зрителей пока скрытые за недостатком места и охраны уникальные сокровища музея <…>. И пусть для памяти миллионов будущих восторженных и благодарных посетителей музея, созерцающих итоги почти полувековой работы главного сооснователя музея Дарвина - орденоносца-препаратора Ф.Е. Федулова, останутся сокрытыми усилия и жертвы, что стояли некогда за этим <…> служением родной культуре и родной стране”.

Литература

1. Фадеев И.В. Музеи эволюции живой природы // Природа. 1997. №9. С.46-59.

2. Котс А.Ф. Дарвиновский музей до Октябрьской революции (1907-1917) // Гос. Дарвин. музей. С.15-16.

3. Котс А.Ф. Люди вымирающего цеха // Гос. Дарвин. музей. С.132-134.

4. Астахова О.О., Портнова И.В. Музейный художник // Природа. 1997. №9. С.60-67.

На вопрос где можно найти происхождение, историю Дарвинского музея? заданный автором XX_Porzellane_Puppe_Xx лучший ответ это Биологических музеев, посвященных эволюции не так много в мире, а в России подобный музей единственный. Основателем Государственного Дарвиновского музея и его первым директором был доктор биологических наук, профессор, музеолог Александр Федорович Котс.
Удивительна судьба музея. Возникший на рубеже веков из частного собрания, сейчас, на исходе столетия, переехав в новые стены, он претерпевает свое второе рождение.
Александр Федорович Котс пришел в биологию в ту знаменательную пору, когда в России учение Ч. Дарвина приобрело широкую известность. Знакомство с крупнейшими европейскими музеями, в том числе с Британским, с его знаменитой Дарвиновой залой, навеяло его на мысль о создании в России первого в мире музея эволюции.
Решающим событием в осуществлении замыслов А. Ф. Котса было учреждение в 1907 году кафедры эволюции и дарвинизма на московских Высших женских курсах. По рекомендации профессоров Московского университета Н. К. Кольцова и П. Л. Сушкина эту кафедру возглавил А. Ф. Котс. В преподавательской работе в качестве наглядного материала молодой лектор использовал коллекцию, собранную на собственные средства, которую он в 1907 году подарил зоологической лаборатории курсов. Именно эта дата и считается годом основания музея.
А. Ф. Котс находил бескорыстных, влюбленных в свое дело людей и использовал их дарования для создания музейной экспозиции. О многих из них он вспоминал с благодарностью, а некоторых называл сооснователями, по праву разделяя с ними честь и заботы по созданию музея.
Тридцать лет жизни отдала музею сподвижница Александра Федоровича - Надежда Николаевна Ладыгина-Котс. «Только ей, Надежде Николаевне - моему бессменному помощнику на капитанском мостике "Музейного судна» , обязан я спасением от подводных рифов и сокрушительных штормов. Именно с ней, моей верной и преданной помощницей по созданию музея, я радостно и открыто разделяю все оказаное мне внимание» , - с благодарностью говорил Александр Федорович.
По замыслу А. Ф. Котса, музейная экспозиция должна быть не только научной, но и зрелищной. В музее можно увидеть работы талантливых художников-анималистов: В. А. Ватагина, К. Х. Флерова, А. Н. Комарова, Н. Н. Кондакова, В. Я. Трофимова и многих других. Именно сочетание естественно-научных экспонатов с произведениями искусства и создавало всегда неповторимый стиль нашего музея.
И все-таки решающая роль, по признанию самого А. Ф. Котса, всегда оставалась за таксидермией. Ему выпала большая удача - дружба с Филиппом Евтихиевичем Федуловьм, создателем большинства экспонатов Дарвиновского музея. «Если бы не было Федулова - не было бы и музея» - признавался А. Ф. Котс. Напряженная работа таксидермистов и художников музея, неустанные хлопоты Александра Федоровича по приобретению коллекций в лучших таксидермических мастерских России и Европы привели к тому, что помещения, выделенные музею, стали малы.
Еще в 1940 году. А. Ф. Котс говорил: «Два года мы с напряжением всех сил смогли бы проработать в старом помещении, но при угрозе, что придется свертывать экспозицию, превращая выставочные залы в склады фондов. » Однако ждать новых стен музею пришлось очень долго.
В 1964 году умер А. Ф. Котс и его дело продолжила Вера Николаевна Игнатьева, добившаяся строительства нового здания, длившегося целых двадцать лет.
2 сентября 1995 года состоялось торжественное открытие нового здания Государственного Дарвиновского музея. Сбылась мечта основателя, говорившего: «Пройдут года. Наш Дарвиновский музей дождется своих стен, достойных содержания его. Раскроются перед десятками миллионов изумленных зрителей скрытые пока за недостатком места уникальные коллекции музея. »
В. А. Ватагин
"Третьяковкой в биологии" называл Дарвиновский музей его основатель и первый директор А. Ф. Котс.
Уникальное сочетание живописи, графики, скульптуры с естественно-научными экспонатами отличает его от многих других биологических музеев. В начале века мысль об использовании произведении искусс

Александр Фёдорович Котс
Дата рождения:
Место рождения:

Борисоглебск , Тамбовская губерния , Российская империя

Дата смерти:

1964

Место смерти:

Москва , СССР

Страна:

Российская империя
СССР

Научная сфера:

зоология

Учёная степень:

доктор биологических наук

Учёное звание:

профессор

Альма-матер:

Физико-математический факультет МГУ

Научный руководитель:

Мензбир, Михаил Александрович

Известен как:

директор Дарвиновского музея

Награды ипремии:
Подпись:

Александр Фёдорович Котс (Alexander Erich Kohts), (1880-1964)- советский учёный, доктор биологических наук, профессор, музеевед, основатель и первый директор Дарвиновского музея.

  • 1 Биография
    • 1.1 Образование
    • 1.2 Научная деятельность
    • 1.3 Преподавательская деятельность
  • 2 Награды
  • 3 Библиография
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Биография

Александр Федорович Котс родился в уездном городе Борисоглебске Тамбовской губернии. Его отец- Альфред (Фёдор Карлович) Котс, уроженец Берлина, филолог-лингвист, ботаник, доктор философии Гёттингенского университета. Мать- Евгения (Иоганна) Александровна Котс-Пупершлях, урожденная Грасман, дочь лесничего и учительницы.
В своих воспоминаниях А.Ф.Котс писал: С трёх лет я себя чувствую зоологом, с пяти- музейцем, страстным собирателем всего, что хоть немного относится к животным. Эту мою любовь к Природе я считаю унаследованной от отца и матери. Образование

Начал учиться в 1-й Московской классической прогимназии, ставшей потом 7-й гимназией. Первые уроки препарирования животных и изготовлению чучел он получил от знакомого охотника Ф.Ю.Фельмана, долгое время бывшего единственным учителем начинающего таксидермиста. В 1896 году Александр Котс получил малую золотую медаль за представленные на выставках чучела птиц собственного изготовления.

В 1899 году при посредничестве Ф.К.Лоренца и М.А.Мензбира Котс был отправлен от Московского общества испытателей природы в научную командировку по югу Западной Сибири. Более сотни чучел, изготовленных им во время экспедиции, были удостоены большой серебряной медали Российского общества акклиматизации животных и растений и стали основой коллекции, заложившей основу будущего Дарвиновского музея. В сборнике трудов Общества испытателей природы появилась первая научная статья А.Ф.Котса: Заметки об орнитологической фауне Юго-Западной Сибири.

В 1901 году А.Ф.Котс поступил на физико-математический факультет Московского университета (естественное отделение). В 1905 году, во время вынужденного перерыва в занятиях, он совершил поездку на Виллафранкскую зоологическую станцию, посетил европейские университеты и музеи естественной истории. Весной 1906 года университет был закончен, а А.Ф.Котс был оставлен на кафедре М.А.Мензбира для подготовки к профессорскому званию. Научная деятельность

В 1907 году П.П.Сушкин и Н.К.Кольцов пригласили А.Ф.Котса для работы в качестве ассистента на отделении естествознания физико-математического факультета Московских высших женских курсов. Начав читать курс эволюционного учения, Котс перевёз в помещение курсов свою коллекцию чучел и естественнонаучных препаратов, чтобы использовать их для своих лекций. Этот факт и считается началом Дарвиновского музея. А.Ф.Котс с женой

В 1909 году, после смерти Ф.К.Лоренца, А.Ф.Котс приобрёл чучела сотен зверей и птиц из его коллекции. В 1913 году вместе с женой Котс совершил поездку по двадцати городам Европы. На собственные средства было приобретено около тысячи экспонатов; в антикварном магазине в Берлине были приобретены неопубликованные письма Ч. Дарвина; в Мюнхене слушал лекции Р. Штайнера. В этом же году коллекция А.Ф.Котса была подарены Московским высшим женским курсам, перевезены в новое здание на Девичьем Поле. С этого времени коллекция А.Ф.Котса стала называться Музеем эволюционной теории Московских высших женских курсов, а с 1922 года было образовано самостоятельное учреждение- Дарвиновский музей. Преподавательская деятельность

В 1920-х годах А.Ф.Котс преподавал в 1-м МГУ, Военно-педагогической академии, Педагогическом институте, читал научно-популярные лекции в многочисленных клубах; кроме того, был назначен директором московского зоопарка; почти два года, в 1922 и в 1923, он совмещал должности директора Дарвиновского музея и директора зоопарка. Награды

  • 1946- награжден Орденом Трудового Красного Знамени
  • 1953- Вторая премия МОИП в размере 15.000 за лучшие оригинальные работы в области естествознания по конкурсу 1952г..
Библиография
  • Котс А. Ф. Пути и цели эволюционного учения в отражении биологических музеев: . Ч.1: Настоящее и прошлое зоологических музеев с точки зрения общеобразовательной их ценности. К вопросу о реформе названных музеев в отношении научной и образовательной их роли А.Ф.Котс.- М.: Тип. В.И.Воронова, 1913.- 100 с.
  • Котс А. Ф. Этюды по теории эволюции.- 1913.
  • Котс А. Ф. Наука и мировоззрение в свете кризиса переживаемого времени.- М., 1915.
  • Котс А. Ф. Жизнь животных.- М., 1917.
  • Котс А. Ф. Государственный дарвиновский музей. Страницы истории. Основатели музея.- М: ГДМ, 1993.- 140 с.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Котс,_Александр_Федорович

Родился в уездном городе Борисоглебске Тамбовской губернии.
Александр Федорович Котc - известный ученый-эволюционист, создатель, хранитель и бессменный директор Дарвиновского музея.
Он был талантливым, целеустремленным и удивительно трудоспособным человеком. Интерес к животным и страсть к коллекционированию проявились у него с раннего детства. В дальнейшем он приходит к убеждению о необходимости систематизировать коллекции на основе всеобщей идеи эволюции, а собранное многолетним трудом достояние сделать доступным для всех, кто хочет смотреть и изучать животных.
В личности Александра Федоровича сочетались прекрасные качества: художественное восприятие природы и желание показать ее людям, везде видеть и находить подтверждение системности, жизненная стойкость и бескорыстие, презрение к личной выгоде и благожелательное отношение к людям.
В 1899 г. при посредничестве Ф.К. Лоренца и М.А. Мензбира гимназист Александр Котc отправился в научную командировку на юг Западной Сибири от Московского общества испытателей природы. Напутствовал гимназиста перед поездкой молодой ученый П.П. Сушкин. Экспедиция продолжалась пять месяцев. Более сотни чучел, изготовленных А.Ф. Котсом во время экспедиции, были представлены на выставку и удостоены большой серебряной медали Российского общества акклиматизации животных и расте¬ний. Это первое крупное собрание чучел послужило основой всех последующих поступлений и заложило основу будущего Дарвиновского музея.
После окончания гимназии в 1901 г. А.Ф. Котс поступил в Московский университет. Естественно, он становится учеником профессора М.А. Мензбира, знакомого ему еще в гимназические годы. Известно, что Ф.К. Лоренц поддержи¬вал многих начинающих орнитологов. Известны его регулярные экскурсии в окрестностях Москвы с К.А. Сатуниным (Кожевников, 1916). Александр Котс усердно занимался сравнительной анатомией позвоночных. Занятия его были успешными. Он быстро осваивал новый материал и хорошо рисовал. Видимо, поэтому М.А. Мензбир познакомил Котса с художником Н.А. Мартыновым. Вместе с А. Котсом студию Мартынова посещали М.Д. Езучевский и В.А. Ватагин, будущие известные художники, дружба и сотрудничество с которыми у Александра Федоровича продолжались всю жизнь.
Летом 1902 г. А.Ф. Котс принимает участие в экспедиции П.П. Сушкина в Минусинский край, Западные Саяны и Урянхайскую землю, в которой были собраны многочисленные коллекции птиц, зверей и насекомых. Это была последняя дальняя экспедиционная поездка А.Ф. Котса. Он не чувство¬вал интереса к полевой зоологической работе, его все больше привлекала систематизация животных и музейное дело.
В 1905 г. во время перерыва в университетских занятиях, вызванного студенческими волнениями, Александр Федорович Котс совершает поездку на Виллафранкскую зоологическую станцию, посещает европейские университеты и музеи естественной истории.
Знакомство с музеями навело А.Ф. Котса на мысль «об устройстве у себя на Родине более цельного, продуманного и общедоступного музея, специально посвященного наглядной иллюстрации учения эволюции и дарвинизма», писал он в своих «Воспоминаниях» (рукопись хранится в Дарвиновском музее, цит. по: Муцетони, 1987).
Весной 1906 г. университет был закончен, а Александр Коте был оставлен на кафедре М.А. Мензбира для подготовки к профессорскому званию. Видимо, с этого времени начинается целенаправленная и активная работа А.Ф. Котса по подбору коллекций для доказательства эволюционного учения. Были восстановлены связи с мастерской Ф.К. Лоренца, который поддерживал начинания молодого ученого. Коллекции постепенно увеличивались. Теперь их объединяла общая прогрессивная идея эволюции органического мира.
В 1907 г. П.П. Сушкин и Н.К. Кольцов пригласили А.Ф. Котса для работы в качестве ассистента на отделении естествознания физико-математического факультета Московских высших женских курсов. С осеннего семестра он начал проводить занятия по эволюционному учению. А.Ф. Котс решает перенести свою разросшуюся коллекцию в помещение МВЖК в Мерзляковском переулке и использовать ее в учебном процессе. Александр Федорович считал 1907 г. временем основания Дарвиновского музея. Все внимание он теперь отдавал преподаванию, подбору необходимых примеров, четкому изложению.
Успеху в занятиях способствовало умелое использование коллекций, которые размещались теперь в небольшой библиотечной комнате зоологической лаборатории. Александр Федорович продолжал пополнять коллекции на свои личные средства. Главным источником для этого продолжали служить мастерские Ф.К. Лоренца, постепенно установились связи с фирмами Германии, Франции, Англии.
Осенью 1909 г. умер Ф.К. Лоренц. Уникальная зоологическая коллекция, которую он собирал более 50 лет, и мастерские остались без хозяина. Им грозила продажа с аукциона. Наследники и родственники Ф.К. Лоренца пригласили Александра Федоровича для коммерческого и научного заведования фирмой. А.Ф. Котс договорился, что плату за свою работу он будет получать исключительно чучелами животных. За три года сложной и изнурительной работы ему удалось получить чучела сотен зверей и птиц из личных сборов Ф.К. Лоренца и охотничьих трофеев, поступавших в мастерские из разных уголков России. Прекрасная коллекция Ф.К. Лоренца полностью переместилась на Высшие женские курсы. Это были самые крупные приобретения Александра Федоровича.
В 1911 г. Александр Федорович женился. Женой его стала слушательница третьего курса отделения естествознания МВЖК, его ученица Надежда Николаевна Ладыгина. Союз этих двух людей был счастливым и удачным, они были единомышленниками, красивыми и талантливыми людьми. Весь бюджет молодой семьи шел на приобретение экспона¬тов для музея, даже деньги, собранные родственниками в подарок молодоженам, были потрачены на приобретение уникальных шкур волков-меланистов. Благодаря единодушию, моральной и материальной поддержке супругов Котс состоялся Дарвиновский музей, была организована при нем зоопсихологическая лаборатория, выполнены уникальные научные исследования Н.Н. Ладыгиной-Котс «Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, привычках, выразительных движениях» (1935)
Для пополнения коллекций и знакомства с музеями супруги Котс в 1913 г. совершили поездку по двадцати городам Европы. На собственные средства было приобретено около тысячи экспонатов. В этом же году в антиквар¬ном магазине в Берлине А.Ф. Котс приобрел неопублико¬ванные письма Ч. Дарвина, наиболее ценным из которых было последнее письмо, написанное незадолго до смерти.

Первый посетитель музея - мэр города Ю.М. Лужков.Церемония открытия музея. 2 сентября 1995 г. "А на термитнике сидят стервятники..." Научный сотрудник научно-просветительского отдела В.С. Ионкина проводит экскурсию по залу "Многообразие жизни на Земле". "Как мало прожито, как много сделано!" Доклад заведующего отделом научной информатики К.А. Наседкина о компьютеризации ГДМ на конференции "Компьютеризация музеев" в апреле 1996 г. Узники компьютерных сетей. Сотрудники отдела научной информатики на рабочих местах. 1996 г. С высоты птичьего полета. Открытие новых залов ГДМ. Август 1996 г. Многолюдное многообразие. Посетители в зале "Многообразие жизни на Земле". 1996 г. "Что сказать? Известно всем - нет Москвы без ГДМ!" Слева направо: супрефект МО "Академический" Т.И. Поподько, директор ГДМ А.И. Клюкина и префект Юго-Западного административного округа П.Н. Аксенов на праздновании Дня города в ЮЗАО перед Дарвиновским музеем. 1996 г. "Многообразие работ директора". Директор ГДМ А.И. Клюкина на разгрузке оборудования для музейных хранилищ. 1996 г. Традиционный тост: "За процветание ГДМ!" Директор ГДМ А.И. Клюкина на новогоднем банкете. Декабрь 1995 г.


Top