Коваль полынные сказки читать. Полынные сказки

Сценарий новогоднего праздника

для детей старшего дошкольного возраста

Ведущая: Идут часы, проходят дни - таков закон природы.
И мы сегодня вас хотим поздравить с Новым годом!
Желаем вам на Новый год всех радостей на свете,
Здоровья на сто лет вперед и вам, и вашим детям!

Под фонограмму песни «Вот и Новый год!» дети с мишурой вбегают в зал.
1-й ребенок: Как красиво в нашем зале-
Словно в сказку мы попали!
Всё сверкает и поёт,
Здравствуй, праздник Новый год!

2-й ребенок: К нам в гости ёлочка пришла
И рада ёлке детвора.
Игрушек сколько посмотри:
Шары, гирлянды, огоньки!
3-й ребенок: За окном ложится снег,
Снег пушистый, новогодний.
В зале музыка и смех,
Мы встречаем праздник новогодний!

Ведущая.

Ёлка манит огнями волшебными,
Завораживает, зовёт.
К нашей ёлочке мы подойдём
И свои ей желанья шепнём! (Дети кладут мишуру под ёлку)
Ведущая: Давайте возле ёлочки устроим хоровод
Пусть каждый веселиться и каждый пусть поёт!
Хоровод «Зелёная красавица» (Садятся)

Ведущая.
Наступает Новый год.
Что он детям принесёт?
Дети:

1. Принесёт снежинки – легкие пушинки.
Новые игрушки, звонкие хлопушки.
А ещё для всех принесёт весёлый смех!
2.Для весёлой детворы – зимние забавы:
Санки, лыжи и коньки – выбирай по нраву.
Горки вверх, горки вниз, кто на саночках – держись.
Не удержишься – и хлоп! Вмиг покатишься в сугроб!
Песня «Зимушка хрустальная» сл.и муз.А.Евтодьевой

Танец «Русская метелица» (подгруппа)

Ведущая: Сорван листочек последний,
Снят со стены календарь.
Ждет уж давно поздравлений
Стоящий за дверью январь.

Дети:

1.Есть немало праздников на свете
Каждый наступает в свой черёд!
Но на свете самый добрый праздник-
Это Новый год!
Пусть мороз веселее играет,
Пусть морозит он щеки твои.
С Новым годом вас поздравляем,
С годом радости, счастья, любви!
2.С Новым годом мамы! С Новым годом папы!

С праздником поздравить мы вас очень рады.

Пусть Новый год, который вы встречаете,
Счастливым годом в вашу жизнь войдет.
И все хорошее, о чем мечтаете,

Пусть сбудется и обязательно придет!

Танец с обручами и лентами (подгруппа)

Ведущая: Тише, тише, свет погас,

Наступил волшебный час,

В сказке может все случиться,

Наша сказка впереди.

Сказка! Вот она! Стучится!

Скажем сказке…

Дети: Заходи! ( звучит бой часов)

Танец часиков(мальчики)

Ведущий: Счёт минут ведут часы.

У нас волшебные они.

В этом домике кукушка –

Наша верная подружка. ( показывает на часы с кукушкой)

Прокукует точно время

Без задержек, без сомненья.

(Под музыку в зал входит Баба Яга в костюме Снегурочки)

Баба Яга: Привет, друзья! Я так спешила,

Что все подарки позабыла.

А что вы рты по- раскрывали?

Снегурку что ли не видали?

Или не рады, что пришла?

Ну, отвечайте, малышня!

Ведущий: Конечно, рады вам ребята!

Вас в гости ждали целый год!

Только на Снегурочку вы не похожи.

Б.Я. Снегурочка, Снегурочка,

Вишь кака фигурочка.

Ведущий. Ребята, давайте ее проверим песней.

Дети ( поют): Расскажи, Снегурочка, где была?

Расскажи-ка, милая, как дела?

Б. Я. Ступа поломалась к январю,

На метле летела, ой, что ж я говорю?!

Дети. Где живешь, Снегурочка, расскажи.

Домик свой хрустальный опиши?

Б.Я. Замок мой хрустальный на двух ногах.

Ведущий. Все нам понятно с тобой тогда,

Скажите, ребята, кто это?

Дети . Баба-Яга!

Б.Я: ( всхлипывает притворно) -А я-то старалась, наряжалась, порадовать вас хотела. Сюрприз приготовила…

Ведущий: Какой сюрприз?

Б.Я: Да там он, под той скамеечкой. Нету? А, вспомнила! Там он, под другой скамеечкой.

( Пока все отвлеклись Б.Я., забирает кукушку)

Б.Я : Что не нашли? А вот и сюрприз- кукушку я вашу забрала!

Всё, покеда детвора!

Ведущий : Обхитрила нас Б.Я. Унесла волшебную кукушечку. А без нее часы не пробьют полночь и не наступит Новый год. Ребята, давайте позовем символ года. Думаю, он нам поможет. Петушок, Петушок, милый наш дружок, заходи на огонек!

(выбегает Петушок)

Петушок: Я спешил – почти летел,

Но, похоже, не успел.

У вас гостья побывала?

Дети: Да!

Петушок: И кукушечку украла?

Дети: Да!

Петушок: Всё, пропал весь Новый Год!

Остановит время ход.

Эта злющая Яга

Нашу птичку унесла.

Чтоб кукушку в яму бросить

Нам поможет отыскать их

Белоснежная Зима.

Всех лесов она хозяйка.

Ведь сейчас её пора.

( Под музыку выходит Зима)

Зима: Я – волшебница лесная

Снегом ели украшаю.

Заметаю я поля,

Закрываю реки я.

Я дружу с Морозом, с вьюгой.

И метель – моя подруга.

Вы меня здесь ожидали,

Сюда в гости приглашали?

Петушок: Здравствуй, Зимушка-зима!

Выручай, у нас беда.

Бабка Ёжка здесь была

И кукушку унесла.

Зима: Мы слепим кукушку из снега и льда

Эй, снежиночки, летите,

Снега много наметите!

(Под музыку вылетают снежинки).
Снежинки:

1.Мы белые снежинки,
Летим, летим, летим.
Дорожки и тропинки
Мы все запорошим.

2.Покружимся над садом
В холодный день зимы
И тихо сядем рядом
С такими же, как мы.

3.Танцуем над полями,
Ведем, свой хоровод,
Куда, не знаем сами,
Нас ветер понесет.


4.Мы летим, летим, летим,
Над березкой, над сосной.
Словно льдинки, мы звеним
В тишине лесной.


5.Как пушинки мы легки,
Нас колышут ветерки,
Белой стайкой мы летим,
Лечь на землю мы хотим
.
Танец Снежинок с шарфами.
(По окончании Зима достаёт белую кукушку)

Зима: Спой, кукушка, начинай!

Новый год нам открывай! ( Под звон колокольчиков звучит музыка)

Петушок: Не зажглась огнями ёлка.

Не приходит Новый год!

Хоть волшебная кукушка,

Но не так она поёт.

( сажает кукушку на ёлку, снежинки убегают на места)

Зима: Нужно позвать Дедушку Мороза и Снегурочку.

Дед Мороз -волшебник отменный, и поможет нам непременно!

Так давайте позовем. Волшебный клубочек у меня в руках. Встанем все в кружок и будем передавать его по кругу, произнося волшебные слова. Их Дед Мороз услышит и сам к нам выйдет.
Идет, идет к нам Дед Мороз,
К нам Дед Мороз идет.
И знаем мы, что Дед Мороз
Подарки нам несет.

(Не слышит Дед Мороз, давайте еще раз произнесём!)

( Музыка. Заходят Снегурочка и Дедушка Мороз)

Дед Мороз: С Новым годом! Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости!

И Снегурочка, и я поздравляем вас, друзья!

Снегурочка : В прошлый год у вас мы были

Никого не позабыли!

Д. М: Сколько лиц вокруг знакомых,

Сколько здесь друзей моих,

Хорошо мне здесь, как дома,

Среди ёлочек родных!

Почему тревожны лица?

Что могло здесь приключиться?

(Дети и герои рассказывают, Д.М. кивает, удивляется и т.д.)

Д.М. Найду я управу на эту злодейку.

На нее напущу я мороза с метелью.

Скую я ей ноги и руки скую,

Забыла, чтоб путь к колдовству, к воровству.

( Д.М. колдует посохом, гаснет свет, вбегает Баба Яга и замирает)

Петушок: Вот она несчастная, до чего ужасная!

Как стоит уж смирно, не жилось ей мирно. ( Грозит пальцем, садится )

Д.М.: ( берёт у Б.Я. кукушку, отдает ведущему) Возвращаю вам кукушку – хозяйку времени.

(Ведущий сажает кукушку в часы, звучит звон; Б.Я. не может пошевелиться, только жалобно просит)

Б.Я. Простите бабусю! Отпустите Ягусю!

Снегурочка: Ребята, давайте мы её отпустим, ведь Новый год пришёл к нам.

И она стала доброй, все дружно скажем:

Раз, два, три, колдовство уйди!” ( говорят)

Б. Я: Как хорошо проснуться доброй, когда сияет белый свет.

Вас с добром я покидаю, с Новым годом поздравляю!

Д.М. Что ж иди, да уж больше не шали! (Б.Я. уходит)

Д.М. Ребята, ёлочка у вас большая,

Но как будто не живая.

Не горят на ней огни.

Ёлочка, сверкай, гори!» ( Дети повторяют, ёлка не загорается);

Видно кто-то не кричал,

Видно кто-то промолчал,

То родители молчали

И наверно не кричали.

Давайте-ка все вместе

Скажем дружно: «Раз, два, три!

Ёлочка, сверкай, гори!» ( Все повторяют, ёлка загорается );

Д.М. Для красавицы лесной песню дружно запевай!
Становитесь в круг со мной, громче музыка играй!
Хоровод «Ты пришёл к нам в гости, Дед Мороз! »

Д.М. Доложу вам по секрету:
Позабавиться хочу.
Прячьте ручки поскорее,
Я как вихрь просвищу!
Игра «Заморожу»
Снегурочка: Дедушка Мороз, какие нарядные ребята,

И ёлочка, как сверкает. Смотри, не заморозь их совсем!

Дети: А мы все ребята удаленьки,

Мы наденем шубки да валенки.

Песня «Дед Мороз и валенки» муз.В.Шаинского

Д.М. Не могу сидеть, стоять –
Так и тянет поплясать!
Ну-ка, дети, круг пошире…
Начинаю – три-четыре!

А ну-ка,ребята, научите!

Танец «Научите танцевать» муз.А.Евтодьевой
Снегурочка: Вот попался к нам в кружок - тут и оставайся!

Не уйти тебе, Мороз! Как не вырывайся!

Д. М: Как не выпустите?! А я сейчас возьму и выйду! ( Дети не выпускают.)

Игра “Не выпустим”

Д. М. А я вас сейчас все равно перехитрю. Вы сейчас какие: маленькие или большие? (Большие!) А раньше, какими были? (Маленькими!) Покажите! (Дети присаживаются на корточки.) А покажите, какие сейчас вы большие? (Дети встают.) А когда вырастете, ещё больше будете, покажите! (Дети встают на носочки, расцепляют руки и поднимают их вверх.) Вот я и вышел, а вы говорили: не выпустим, не выпустим!

Д. М. А вот я загадку знаю
И сейчас вам загадаю:
Зима её укутала
В серебряный наряд,
Сверкал наряд на солнышке,
Был ярок и богат.
А нынче та красавица
В наряде золотом
С цветными украшеньями
Пришла, как чудо в дом.
Дети: ЁЛОЧКА!
Д. М. Ваша ёлочка на диво –
И душиста и красива.
Вся в игрушках и хлопушках,
Так нарядна и стройна.
Для красавицы лесной,
Прочитаем стих большой!

СТИХИ.

1. В новый год – весёлый смех,
Сколько радости для всех!
И на ёлочке нарядной
Разноцветные гирлянды.
Огоньков не сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять…
2.А игрушки! Лучше -нет!
Сколько шариков, конфет!
А под ёлочкой блестящей
снег лежит как настоящий.
Будем петь, танцевать
И подарки получать.

Дед Мороз. А вы знаете, откуда мы к вам пришли? Вы думаете, что из леса? Правильно, сначала из волшебного морозного новогоднего леса. Но по дороге к вам мы заглянули в удивительный зоопарк. Где все звери и птицы умеют разговаривать! Давай, Снегурочка, расскажем!

Снегурочка. А ты, Дед Мороз, мне поможешь?
Дед Мороз. Конечно, Снегурочка! Как же родной любимой внучке – и не помочь?

Снегурочка (обращаясь к детям).
В новогоднем зоопарке
Раздавали мы подарки!
Мы настольную игру
Подарили кенгуру!
Подарили мяч слонёнку,
И запрыгал мячик звонко!
Гималайскому козлу
Подарили мы юлу!

Дед Мороз.
Мы медведю дарим братца.
Стал Топтыгин улыбаться:
- Хоть и плюшевый ты брат,
Всё равно тебе я рад!

Снегурочка.
После мишек, после мишек
Навестили мы мартышек.
Принесли скакалки им,
Обезьянкам озорным!

Дед Мороз.
И за всё, что мы дарили,
Нам спасибо говорили!
Рады мы, что все подряд
Нам спасибо говорят!(
Дети аплодируют .)

Дед Мороз (радостно). Всё, Снегурочка! Нам похлопали, мы уходим!
Снегурочка. Ты что, Дедушка Мороз? Как это уходим? А подарки кто раздаст? Здесь нас с тобой столько ждали! Дедушка Мороз! Твои юные друзья хотят тебе сказку рассказать! Да не простую, а шоколадную! Да не про кого-нибудь, а про тебя, любимого!
Дед Мороз (удивлённо). Да? А ты как об этом узнала, Снегурочка?
Снегурочка. Так я же волшебница! Как и ты.
Дед Мороз. Тогда давай послушаем «Шоколадную сказку».

Дети:
1.В этой сказке шоколадной
Дед Мороз живёт нарядный!
Видишь: из цветной фольги
Шапка, шуба, сапоги.
2.Вот по сказке шоколадной
Дед Мороз идёт нарядный.
Он не просто так идёт:
Шоколадки раздаёт!
3.Шоколадки для зайчат,
Для бельчат, и для волчат,
Для лисят, и для ежат
У него в мешке лежат!
4.Для Наташи, Юли, Тани!
Для Володи, Саши, Вани!
И для всех, для всех, кто рад
Взять в подарок шоколад!
5.Не волнуйся, всё в порядке:
Там и наши шоколадки!
Мы и сами поедим,
Да и мамочке дадим!

Дед Мороз (детям). Молодцы какие! Голоса звонкие, рассказываете без запинки. Что я вам могу сказать? Без шоколада не останетесь! Сейчас раздать или на потом оставить? (Дети отвечают: лучше сейчас !) Так шоколадки у вас в руках растают! (Дети отвечают, что пока передадут шоколад мамам.) Так мамы же его съедят, пока вы тут веселитесь! (К родителям .) Правда? (Родители не соглашаются .)

Дед Мороз (с озорством ). Ох, не знаю, дорогие родители, съедите ли, не съедите ли… Может, и нет, а чего же улыбаетесь?
Снегурочка. Что с тобой, дедушка Мороз? Ты меня сегодня удивляешь. Прямо до слёз! Родители улыбаются, потому что знают: дети с ними поделятся! (К детям.) Правда, ребята? (Дети соглашаются. Дед Мороз раздаёт шоколадки юным чтецам. В этот момент Снегурочка обращается к остальным детям.)

Снегурочка. Пока Дед Мороз занят, я хочу у вас спросить вот о чём. В руках может растаять шоколадка. А что ещё, знаете? (Дети отвечают: мороженое, лёд, сосулька.) Молодцы! Мне сказали, что кто-то из вас знает стихи про сосульки и про умную девочку Юлю. Расскажете?

Дети:

( Мальчик ) Я учил сестрёнку Юльку
С наступленьем зимних дней:
- Если ты лизнёшь сосульку,
То язык прилипнет к ней!
Наша Юля хоть мала,
Наставленье поняла!
( Девочка ) Вышла из дому и громко
Малыша к себе зовёт:
- Не грызи сосульку, Ромка,
Заморозить можешь рот!

Снегурочка. Как вы чудесно стихи читаете! Мне, кажется, даже игрушки на ёлке вас внимательно слушали.

Для детей таких умелых,

Самых умных, самых смелых,
Что приключений не боятся,
Могут петь, шутить, смеяться,
Для таких ребят – подарки!
Ничего для них не жалко! Правда, дедушка?

Д.М: Конечно!

Дед Мороз «лепит» снежок, показывает его всем. Маленький снежок заранее кладется под елку .
Снегурочка. А мы тебе поможем песенкой.
Песня «Ах,снежок» сл. и муз.Д.Гольцовой

Дед Мороз.
Вот какой чудесный у меня снежок получился.

(звонит) Але, мой чудо аппарат, поспеши ты в детский сад, нужны подарки для ребят.
(звучит музыка, появляется аппарат)
Аппарат: Да, иду уже, иду…
Д. М. : Как быстро ты явился, мигом в зале очутился.
Аппарат: Забыл подарки ты в мешок сложить, пришлось мне очень к вам спешить. Какой забывчивый ты дед.
Д. М. Что ж ты, милый, хочешь от меня - мне столько лет! Ну, ладно времени не будем тратить зря, ждут подарочки друзья! Ну- ка, внученька, давай-ка мне снежок будем подарки добывать.
Смотрите ребятки, мы туда снежок бросаем и подарок получаем!
(выбрасывают валенок)
Д. М. Что такое? Это, наверно, внученька,тебе.
Снегурочка: Да нет, дедушка, размер не мой.
Д. М. (стучит по аппарату) Эй?
Аппарат: Ха-ха-ха
Д. М. Ты со мной так не шути!
Аппарат: Видно, я замерз в пути. Или села батарейка,

ты меня, погладь, согрей- ка…
Д. М. Ладно, ладно не серчай (гладит аппарат)
-ЗАРЯЖАЕМ (звучит музыка)
-ПОДКЛЮЧАЕМ (загорается гирлянда на аппарате)
- И ПОДАРКИ ПОЛУЧАЕМ!
Д. М. Ну- ка, Петя, иди пробовать первый подарок получить…
Снежок кидай и подарок получай
Смотрите работает!
(у Снегурочки снежки)
Дед Мороз и Снегурочка помогают получать подарки.

Снегурочка:

Вот и праздник Новогодний нам заканчивать пора,

Много радости сегодня пожелаем, детвора,

Чтобы вы росли большими, чтоб не знали вы забот!

А мы с Дедушкой Морозом к вам вернемся через год.

Дед Мороз:

Уходит старый год,
Шуршит его последняя страница.
Пусть лучшее, что было, не уйдет,

Пусть он на счастье не скупится,
Пусть будет щедрым Новый год!
Снегурочка:

До свидания, дети, веселых вам потех!

До свидания мамы, папы,

Вместе: С Новым годом всех, всех, всех!!!

Д.М. А сейчас идите все сюда. Очень хочется с такими ребятами на память сфотографироваться.


Текущая страница: 1 (всего у книги 7 страниц)

Юрий Коваль
Полынные сказки

Повесть о давних временах

Это было…

Давно это было.

Это было, когда я ещё любил болеть. Но только не сильно болеть. Не так болеть, чтоб тебя везли в больницу и вкалывали десять уколов, а тихо болеть, по-домашнему, когда ты лежишь в постели, а тебе чай с лимоном несут.

Вечером мама с работы прибегает:

– Боже мой! Что случилось?!

– Да так, ничего… Всё в порядке.

– Чаю надо! Крепкого чаю! – волнуется мама.

– Не надо ничего… оставьте меня.

– Милый мой, милый… – шепчет мама, обнимает меня, целует, а я постанываю. Замечательные были времена.

Потом мама садилась рядом со мной на кровать и начинала мне что-нибудь рассказывать или рисовала на листочке бумаги домик и корову. Это всё, что она умела нарисовать, – домик и корову, но я никогда в жизни не видел, чтоб кто-нибудь так хорошо рисовал домик и корову.

Я лежал и стонал и просил:

– Ещё один домик, ещё одну корову!

И много получалось на листочке домиков и коров.

А потом мама рассказывала мне сказки.

Странные это были сказки. Я никогда и нигде таких потом не читал.

Прошло много лет, прежде чем я понял, что мама рассказывала мне про свою жизнь. А у меня в голове всё укладывалось как сказки.

Шёл год за годом, пролетали дни.

И вот этим летом я сильно заболел.

Обидно болеть летом.

Я лежал на кровати, глядел на макушки берёз и вспоминал мамины сказки.

Сказка про серые камни

Это было давно… очень давно.

Смеркалось.

По степи мчался всадник.

Глухо били в землю копыта коня, увязали в глубокой пыли. Облако пыли подымалось за спиною всадника.

У дороги горел костёр.

Четыре человека сидели у огня, а в стороне от них лежали в поле какие-то серые камни.

Всадник понял, что это не камни, а стадо овец.

Он подъехал к костру, поздоровался.

Пастухи угрюмо смотрели в огонь. Никто не ответил на приветствие, никто не спросил, куда он держит путь.

Наконец один пастух поднял голову.

– Камни, – сказал он.

Всадник не понял пастуха. Он видел овец, а камней не видел. Хлестнув коня, он помчался дальше.

Он мчался к тому месту, где степь сливалась с землёй, а навстречу ему подымалась вечерняя чёрная туча. По земле стелились под тучей облака пыли.

Дорога подвела к оврагу с глубокими склонами. На склоне – красном и глинистом – лежали серые камни.

«Это уж точно камни», – подумал всадник и влетел в овраг.

Тут же накрыла его вечерняя туча и белая молния воткнулась в землю перед копытами коня.

Конь метнулся в сторону, снова ударила молния – и всадник увидел, как серые камни обратились в зверей с острыми ушами.

Звери скатились по склону, кинулись под ноги коню.

Конь захрапел, подпрыгнул, ударил копытом – и всадник вылетел из седла.

Он упал на землю и ударился головой об камень. Это был настоящий камень.

Конь умчался. За ним стелились по земле вдогонку длинные серые камни. Только один камень остался на земле. Прижавшись к нему головой, лежал человек, который мчался неизвестно куда.

Утром нашли его молчаливые пастухи. Постояли над ним, не сказали ни слова.

Они не знали, что в тот самый момент, когда ударился всадник об камень головой, – на свете появился новый человек.

И всадник мчался, чтоб увидеть этого человека.

За минуту до смерти он думал:

«Кто же родится? Сын или дочь? Хорошо бы дочь».

Родилась девочка. Её назвали Ольга. А попросту все её звали – Лёля.

Сказка об огромных существах

Был жаркий июльский день.

На лугу стояла девочка. Она видела перед собой зелёную траву, по которой рассыпаны большие одуванчики.

– Беги, Лёля, беги! – услышала она. – Беги скорее.

– Боюсь, – хотела сказать Лёля, но сказать не смогла.

– Беги, беги. Ничего не бойся. Никогда ничего не бойся. Беги!

«Там одуванчики», – хотела сказать Лёля, но сказать не смогла.

– Беги прямо по одуванчикам.

«Так ведь они же звенят», – подумала Лёля, но быстро поняла, что сказать такую фразу ей никак не удастся, – и побежала прямо по одуванчикам. Она была уверена, что они зазвенят под ногами.

Но они оказались мягкие и не звенели под ногами. Зато звенела сама земля, звенели стрекозы, звенел серебряный жаворонок в небе.

Лёля бежала долго-долго и вдруг увидела, что перед нею стоит огромное белое существо.

Лёля хотела остановиться, но остановиться не могла.

А существо огромное манило незнакомым пальцем, притягивало нарочно к себе.

Лёля подбежала. И тут огромное существо схватило её и подбросило в воздух. Тихо замерло сердце.

– Не бойся, Лёля, не бойся, – послышался голос. – Не бойся, когда тебя подкидывают в воздух. Ты ведь умеешь летать.

И Лёля вправду попробовала летать, замахала крыльями, но далеко не улетела, снова опустилась на руки. Тут она увидела широкое лицо и маленькие-маленькие глазки. Чёрненькие.

– Это я, – сказало огромное существо – Марфуша. Не узнаёшь? Беги теперь назад.

И Лёля побежала назад. Она снова бежала по одуванчикам. Они были тёплые, щекотались.

Она бежала долго-долго и увидела новое огромное существо. Голубое.

– Мама! – крикнула Лёля, и мама подхватила её на руки и подбросила в небо:

– Не бойся. Ничего не бойся. Ты умеешь летать.

И Лёля полетала уже подольше и, наверное, могла бы летать хоть сколько угодно, но ей самой захотелось опуститься поскорей в мамины руки. И она опустилась с неба, и мама с Лёлей на руках пошла по одуванчикам к дому.

Сказка о какой-то штуке с золотым носом

Это было… давно это было. Это было, когда Лёля научилась летать.

Она летала теперь каждый день и всегда старалась приземляться в мамины руки. Так было надёжней и приятней.

Летала она, когда выходила на улицу, но и дома хотелось иногда полетать.

– Что с тобой поделаешь, – смеялась мама. – Летай.

И Лёля взлетала, но в комнате летать было неинтересно – мешал потолок, взлететь высоко не удавалось.

Но всё-таки она летала и летала. Конечно, если нет возможности летать на улице – надо летать в доме.

– Ну всё, хватит летать, – говорила мама. – Ночь на дворе, спать пора. Летай теперь во сне.

Ничего не поделаешь – Лёля ложилась спать и летала во сне. А куда денешься? Если нет возможности летать на улице или в доме – надо летать во сне.

– Хватит летать, – сказала однажды мама. – Научись как следует ходить. Иди.

И Лёля пошла. А куда пошла – она не знала.

– Иди смело. Не бойся ничего.

И она пошла. И только отошла, как над головой у неё что-то глухо зазвенело:

– Дон! Дон!

Лёля испугалась, но тут же не испугалась.

Она подняла голову и увидела: высоко на стене висит какая-то штука с золотым носом. Она качала этим носом, а лицо у ней было круглое, белое, как у Марфуши, только уж очень много глаз.

«Это что за штука с золотым носом?» – хотела спросить Лёля, но спросить не удалось. Язык как-то пока не поворачивался. А поговорить хотелось.

Лёля набралась духу и спросила у этой штуки:

– Летаешь?

– Так, – ответила штука и махнула носом. Страшновато махнула.

Лёля снова напугалась, но тут же снова и не напугалась.

«А не летаешь – ну и ладно», – хотела сказать Лёля, но сказать ей это опять не удалось. Она просто махнула на штуку рукой, а та в ответ – носом. Лёля снова рукой, а та – носом.

Так они и махали некоторое время – кто носом, а кто рукой.

– Ну ладно, хватит, – сказала Лёля. – Я пошла.

Она пошла дальше, и вокруг неё стало темно. Она шагнула в темноту, прошла два шага и раздумала идти дальше. Всё-таки неловко было перед этой штукой, которая не летает, а только качает золотым носом. Может, она всё-таки летает?

Лёля вернулась назад, постояла, посмотрела: нет, никак не летает. Качает носом – и всё.

И тут Лёле самой захотелось взлететь к этой штуке и схватить её за нос, чтоб зря не болтался.

И она взлетела и схватила за нос.

И нос золотой перестал качаться, а Лёля опустилась вниз, к маме на руки.

– Это – часы, Лелесь, их трогать нельзя.

«А чего они всё время носом болтают?» – хотела спросить Лёля, но язык снова не повернулся. А поговорить о часах хотелось.

– Летают? – спросила она.

– Нет, они не летают, – засмеялась мама. – Они ходят или стоят.

Сказка о крыльце и завалинке

А уж это было, когда Лёля перестала стенные часы за нос дёргать.

Она решила теперь ходить и стоять. Как часы.

И она всё время ходила и стояла, ходила и стояла. Дойдёт до часов, постоит.

– Хожу и стою, – говорила она. – Хожу и стою.

Часы тикали в ответ, помахивали золотым носом, который назывался маятник. Но Лёля забыла про маятник, она теперь думала, что это не только нос, а ещё и такая нога золотая. Этакая нос-нога. Вот часы и ходят этим носом-ногой. А дёргать за нос-ногу нельзя – часы станут. А дёрнуть хочется. Ну ладно, пошли дальше.

«А вот меня можно», – подумала Лёля и дёрнула сама себя за нос, а потом села на пол и дёрнула за ногу.

Часы на все эти штучки не обратили никакого внимания.

И Лёля снова пошла вперёд, в темноту. И увидела в темноте светлую щель, из которой шёл свет. И так получилось, что Лёля сунула в неё свой нос. И конечно, щель могла каждую секунду прищемить ей нос, потому что была дверная. Но не прищемила.

«Не прищемляет, – подумала Лёля. – Повезло».

И она толкнула дверь и вышла на крыльцо.

Свет, зелёный и золотой, ослепил её, а за светом – зелёным и золотым – она увидела луг и одуванчики и очень обрадовалась. Так обрадовалась, как будто раньше их не видала. Но раньше-то её приносили сюда на руках, а теперь она сама дошла. Это важно – дойти самому до того, до чего хочешь.

Лёля села на крыльцо и стала глядеть на то, до чего дошла сама.

«Дошла до одуванчиков, – думала она. – Добралась. А трудновато было. Коридор такой тёмный, да ещё эта щель дверная. Зря я совала в неё нос. Больше никогда не буду».

Так сидела она и так примерно думала и любовалась тем, на что глядела.

«А на чём это я сижу?» – подумала вдруг она. И перевела взгляд на крыльцо. Уютное это было крыльцо, тесовое, с резными колонками, с навесом, чтоб не капал дождик на того, кто сидит на крыльце.

Она постучала по резной колонке, и тихо-тихо ответило ей крыльцо.

«Крыльцо, – думала Лёля. – Крыльцо. Хоть и не крыло, а, наверно, летает. Пускай летит, а я буду на нём сидеть и глядеть на луг и одуванчики».

Но крыльцо никуда не летело.

«Ну и ладно, – подумала Лёля. – Зато на нём сидеть хорошо. Буду всегда на нём сидеть».

Теперь каждый день она подходила к часам, шла потом по коридору и садилась на ступеньку крыльца.

Она очень полюбила своё крыльцо и называла его – крылечко.

Рядом с нею часто сиживал котёнок Васька, подходил поросёнок Федя.

– Почеши-ка мне пузо, – говорил вроде бы поросёнок и тёрся об её ногу.

И Лёля чесала ему пузо.

Почему-то, кстати сказать, она сразу поняла, что поросёнок Федя не летает. И дело тут не в крыльях. Крылья можно приделать и к поросёнку. А просто те, кто чешет пузо, летать никак не могут. Или летай, или пузо чеши.

Так сидела Лёля на крылечке, размышляя о пузе, о поросёнке и о полётах.

«Конечно, Федя не летает, – думала она. – Но, пожалуй, на нём можно сидеть. Как на крылечке».

Лёля сошла с крылечка, подошла к поросёнку и только хотела усесться на него – а Федя убежал.

«Стой, Фёдор!» – хотела сказать Лёля, но сказать не успела и плюхнулась в траву. Она не огорчилась, что поросёнок убежал, – она обрадовалась, что можно на траве сидеть.

Лёля оглянулась и увидела, что неподалёку от неё сидит мама. И сидит она не на крыльце, не на траве и, конечно, не на поросёнке Феде, а на чём-то совсем другом.

– Иди сюда, иди. Садись рядом со мной на завалинку. Она не летает.

Но Лёля уже сама поняла, что завалинка не летает, ясное дело – она ведь заваливает, дом снизу заваливает, чтоб ветер под дом не пробрался, а с ветром – мороз и снег.

Хорошая была завалинка, обшитая серыми досками. И на ней можно было сидеть, и не только сидеть, а даже бегать по завалинке вокруг дома. И Лёля бегала по завалинке, стучала босыми пятками по серым доскам, а потом сидела и глядела на луг и одуванчики.

«Сидеть можно и на стуле, – думала Лёля. – Сидеть и глядеть в стену. Но разве сравнится стул – с крыльцом и завалинкой, а стена – с лугом и одуванчиками? Да никогда в жизни».

И тут Лёля поняла, что главное – это не то, что на крыльце можно сидеть, главное, что у неё есть это крыльцо и завалинка, и луг, и одуванчики.

А сидеть можно на чём угодно.

Да хоть на стуле, да хоть на поросёнке Феде, если вовремя сказать ему:

– Стой, Фёдор!

Сказка о Соседней комнате

Наконец-то Лёля поняла, что она живёт в доме. А дом стоит на большой поляне. А за поляной видны другие дома. И в них живут люди.

А тот дом, в котором живёт сама Лёля, называется – школа.

– А вон те дома тоже школы? – спрашивала она, когда научилась толком спрашивать.

– Да нет, там просто – дома.

– А это наш дом?

– Он – дом?

– А где же школа?

– Да вот она. Наш дом и есть школа. Здесь дети учатся.

Так Лёля поняла, что живёт не в простом доме, а в школе.

Школа начиналась с крыльца, и, поднявшись по ступенькам, надо было пробежать через коридор, в котором всегда было темновато, – тут и попадёшь в сторожку, в которой жил школьный сторож дед Игнат.

Из сторожки в глубину школы вели две двери. Одна – налево, другая – направо.

И налево была комната Лёли, а в ней было три окна.

В одно окно было видно, как бегают ребята на школьном лугу, в другое – крыши домов, тех простых домов, не школ. У них были соломенные крыши, а пыльная дорога вилась между домами. По дороге ходили кони, ездили на телегах люди.

А в третье окно видна была сирень, и большей красоты, чем эта сирень, на свете не было.

Когда цвела сирень, всё вокруг было полно сирени – и окна, и небо в окнах.

Была в Лёлиной комнате кровать с яркими серебряными шарами, а на ней лежало сразу три подушки. А внутри-то у подушек был пух! Утиный, гусиный и куриный пух! Вот это да! Этого Лёля никак не ожидала, что у подушек внутри пух.

Но пух, в конце концов, ерунда. Пух в подушках, стол да стулья есть в каждом доме, а вот такой огромной жёлтой и высокой штуки, что стояла у стены, не было нигде.

Штука называлась – кафедра.

На кафедру можно было взобраться и речь говорить.

И Лёля забиралась на кафедру и говорила речь.

– А в подушках – пух! – говорила она. – Утиный, гусиный и куриный! Вот как!

И стенные часы слушали Лёлю, удивляясь насчёт подушек.

Кафедра была покрашена жёлтой масляной краской. Не какой-нибудь простой краской, а – масляной.

– У нас кафедра покрашена масляной краской! – толковала Лёля с кафедры стенным часам. – Вот как!

А в кафедре в специальном ящичке кое-что лежало.

Там лежали тетради, ручки и перья!

И было ещё кое-что! Чернила!

Вот это уж да! Чернила! Вот так вот!

А рядом с Лёлиной комнатой была – Соседняя. И рядом с Соседней комнатой нельзя было плакать.

Когда Лёля была ещё совсем маленькая и лежала ещё в колыбели, ей хотелось поплакать.

Но как только она начинала это дело, тут же к ней подходил кто-нибудь и говорил:

– Тише… тише… не плачь… нельзя… там – Соседняя комната.

«Что за ерунда? – думала Лёля. – Всюду можно плакать, а тут нельзя! Загадка какая-то!»

И тогда она решила раз и навсегда перестать плакать, раз уж рядом была Соседняя комната. И перестала, и во всей своей будущей жизни не плакала. И плакала только тогда, когда удержаться было невозможно.

Так жила Лёля рядом с Соседней комнатой и не плакала, а только приглядывалась, что в этой комнате происходит.

И вот что она заметила.

Она заметила, что какие-то маленькие люди ходят в эту комнату. Туда-сюда. Придут – уйдут. Опять придут.

А в комнате за стенкой всё время что-то творилось. То была тишина, то вдруг начинался шум, гвалт и крики. Такие крики, что, если б Лёля заплакала, в Соседней комнате никто бы и не услыхал. И вот когда в Соседней комнате слышались крики – Лёля немного плакала, чтоб отвести душу; стихали крики – смолкала и она.

Когда Лёля научилась ходить, она, конечно, сразу пошла в Соседнюю комнату.

И только она открыла дверь, только заглянула, как сразу поняла – Комната Волшебная!

Она увидела такие вещи, такие странные вещи, которым названия подобрать было невозможно!

Потом-то оказалось, что названия у всех этих вещей есть.

Доска – так называлась длинная и чёрная штука на ножках. На доске можно было писать мелом, а потом тряпочкой мел стирать.

Парты – так назывались те удивительные вещи, которые стояли в три ряда посреди комнаты. На этих партах и сидели маленькие люди – ученики. И много ещё было удивительных вещей – и глобус, и шкафы с книгами, и карты, и указки, и счёты. И вся эта комната со всеми вещами называлась – класс, а Лёлина мама была учительница.

Она, оказывается, учила учеников.

И Лёля долго думала, чему же мама их учит?! А потом сообразила, что мама учит летать!

Когда в классе тишина – это мама их учит, а когда начинается шум – это значит они все разом полетели.

И Лёля представляла себе, как маленькие ученики дружно летают над партами – кто кувыркается в воздухе, кто смеётся, кто кричит и просто так машет руками.

А выше всех и лучше всех летает над доской её мама!

Сказка о Главном Человеке

И, конечно же, мама её была Главным Человеком в мире.

Это было ясней ясного.

Когда мама гуляла с Лёлей по лужайке около школы, им часто встречались люди – большие и маленькие.

Маленькие крутились вокруг мамы. Забегут спереди и кричат:

– Татьяна Дмитриевна, здравствуй!

А после обегут вокруг и снова:

– Здравствуй, Татьяна Дмитриевна!

И так бесконечно: здравствуй да здравствуй!

Много их бегало и здоровалось.

А большие люди не бегали и не кричали, а только кланялись и снимали шапки. И Лёлина мама кланялась в ответ.

Однажды на дороге им попался уж очень большой и широкий человек. Тёмная материя окутывала его с ног до головы, а на голове стояла высочайшая чёрная труба.

Но только из трубы дома дым подымается кверху, а тут клубился внизу. И Лёля догадалась, что это не дым, а курчавейшая борода.

Мама остановилась. Остановился и человек с трубой на голове.

И мама поклонилась первая. А человек с трубой не поклонился, он помахал рукой в воздухе и протянул к маме эту руку.

Он тянул и тянул руку, и Лёля не понимала зачем.

Лёлина мама, кажется, должна была что-то сделать, а не сделала ничего. Она взяла Лёлю на руки и прошла мимо человека с трубой на голове.

– Кто это? – шепнула Лёля, когда они прошли мимо.

– Это – батюшка поп.

«Ого! – подумала Лёля. – Батюшка поп! А чего он руку-то тянул?»

– Чтоб я её поцеловала.

«А что ж ты её не поцеловала-то?» – хотела спросить Лёля, но не спросила, а только подумала.

И мама ответила:

– Да так, не хочется что-то.

И Лёля поняла, что батюшка поп хоть и главный человек, а мама, как ни крути, всё-таки главнее.

Сказка про деда Игната

А это было уже после того, как Лёля поняла, кто на свете главный человек.

Она узнала, что на свете много-много людей и множество вещей, а у её мамы немало учеников – и Марфуша, и Максим, и другие ребята. И мама их вовсе не учит летать, она учит их читать и писать.

И жил ещё в школе дед Игнат.

Большой и сильный дед. Он рубил дрова.

Размахнётся топором и так крякнет, что чурка пополам разлетается.

Потом дед собирал дрова в охапку и тащил в школу, и Лёля тащила за ним одно полено.

Дед Игнат бросал дрова на пол, и они грохались с грохотом, и дед говорил:

– Ну вот и приехали…

И Лёля бросала своё полено. И грохоту было поменьше. Но всё-таки был.

Дед Игнат топил печки. А их в школе было две – русская и голландская. И русская была больше голландской и дров съедала больше.

Затопив печку, дед Игнат глядел на стенные часы, доставал колокольчик и громко звонил.

И тут открывались двери класса – и все ученики разом выбегали в сторожку. А самая старшая и самая добрая ученица Марфуша подхватывала Лёлю на руки. И все ребята, и Марфуша с Лёлей на руках бежали на улицу, рассыпаясь по поляне, но дед Игнат скоро снова звонил в колокольчик, и все возвращались в школу. И как только ребята вваливались гурьбой в сторожку, дед говорил:

– Ну вот и приехали!

Это была его любимая фраза.

Пойдёт на улице дождик – дед говорит:

– Ну вот и приехали.

Вскипит самовар:

– Ну вот и приехали.

Приедут гости:

– Ну вот и приехали.

Однажды Лёля сказала деду, что крыльцо и завалинка всё-таки летают. Только глубокой ночью, когда все спят. Дед Игнат не поверил, чесал в затылке, удивлялся.

А Лёля в этот день легла спать нарочно пораньше. И заснула. Спать-то она спала, а всё равно всё видела и слышала.

– Эй, завалинка, – сказало крыльцо. – Ты спишь?

– Не, – ответила завалинка, – подрёмываю.

– Давай полетаем.

И они сорвались с места и полетели летать над деревней.

А дед Игнат как раз возвращался домой.

Увидел он, как летают над деревней крыльцо и завалинка, – сильно удивился. А когда появилась в небе школьная кафедра, покрашенная масляной краской, дед сел в траву и сказал:

– Ну вот и приехали.

Это было...

Давно это было.

Это было, когда я ещё любил болеть. Но только не сильно болеть. Не так болеть, чтоб тебя везли в больницу и вкалывали десять уколов, а тихо болеть, по- домашнему, когда ты лежишь в постели, а тебе чай с лимоном несут.

Вечером мама с работы прибегает:

— Боже мой! Что случилось?!

— Да так, ничего... Всё в порядке.

— Чаю надо! Крепкого чаю! — волнуется мама.

— Не надо ничего... оставьте меня.

— Милый мой, милый... — шепчет мама, обнимает меня, целует, а я постанываю. Замечательные были времена.

Потом мама садилась рядом со мной на кровать и начинала мне что-нибудь рассказывать или рисовала на листочке бумаги домик и корову. Это всё, что она умела нарисовать — домик и корову, но я никогда в жизни не видел, чтоб кто-нибудь так хорошо рисовал домик и корову.

Я лежал и стонал и просил:

— Ещё один домик, ещё одну корову!

И много получалось на листочке домиков и коров.

А потом мама рассказывала мне сказки.

Странные это были сказки. Я никогда и нигде таких потом не читал.

Прошло много лет, прежде чем я понял, что мама рассказывала мне про свою жизнь. А у меня в голове всё укладывалось как сказки.

Шёл год за годом, пролетали дни.

И вот этим летом я сильно заболел.

Обидно болеть летом. Я лежал на кровати, глядел на макушки берёз и вспоминал мамины сказки.

Сказка о праздничных стихах

Что-то глухо стукнуло в окно — и Лёля проснулась.

Она открыла глаза и не сразу поняла, что произошло.

В комнате было светло-светло. Странно, огромно и празднично.

Она подбежала к окну и сразу увидела — снег!

Снег выпал! Снег!

Под окном стоял Мишка-солдатик и лепил снежок. Прицелился, кинул и ловко попал, не в стекло, а в оконную раму. Вот, оказывается, какой глухой стук разбудил Лёлю.

— Ну погоди, Мишка! — крикнула Лёля через стекло и, даже не умывшись, побежала на улицу.

Она выскочила на крыльцо, слепила снежок и кинула Мишке прямо в лоб, да попала в деда Игната. Слепила было второй, но не успела долепить, как дед Игнат зазвонил в колокольчик — пора, пора, пора! Пора на урок!

И у колокольчика школьного был сегодня какой- то особенный и праздничный звонок.

Выпал, выпал, выпал снег — и преобразилась деревня Полыновка, исчезли под снегом засохшие, пожухшие травы, светлыми стали тёмные соломенные крыши, а из труб валил новый дым — снежный, зимний.

— Ну, ребята, — сказала Татьяна Дмитриевна, — сегодня у нас настоящий праздник! Выпал первый снег! Будем праздновать!

— Как праздновать? Как, Татьяна Дмитриевна? Блины, что ли, печь?

— Или пироги со снегом?

— Блины потом, — улыбнулась учительница. — И пироги потом. Первым делом будем читать праздничные стихи. На празднике обязательно надо читать стихи.

Ребята примолкли. Они, конечно, не знали, что на празднике надо читать стихи.

Татьяна Дмитриевна достала книжку и стала читать:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь...

И пока читала Татьяна Дмитриевна, в классе было тихо-тихо, а за окном бело-бело.

Ребята, конечно, поняли, что стихи эти особенные, действительно праздничные.

Они поняли и слова «зима», «крестьянин», «лошадка». Сообразили, что «дровни» — это сани, на которых возят дрова. Но три слова они не поняли: «торжествуя», «почуя», «обновляет».

И Татьяна Дмитриевна стала объяснять:

— Торжествует — значит радуется. Снег выпал. Теперь не надо на телеге грязь месить, на санках-то куда приятней катиться по снегу. Вот и мы сегодня радуемся, торжествуем, потому что в природе произошло великое событие — выпал снег! Ясно?

— Ясно! Ясно!

— Татьяна Дмитриевна! Давай торжествовать! — закричал солдатик.

— Давай! Давай! — подхватили все.

И тут поднялся в классе крик и гвалт: кто размахивал руками, кто пел, а кто кричал — в общем, все торжествовали как умели. А Татьяна Дмитриевна смотрела на это торжество и смеялась.

— Ну ладно, хватит торжествовать, — сказала она наконец. — Разберём теперь другие слова: «Его лошадка, снег почуя...» Так вот, лошадка почувствовала снег, почуяла, вдохнула снежный запах. Понимаете?

— Понимаем, понимаем! — закричали ребята.

— А ты, Ванечка, понял или нет?

— Понял, — тихо сказал Ванечка.

— А что ты понял?

— Лошадку.

— А ещё чего ты понял?

— Я лошадку понял.

— А как ты её понял-то?

— А так, — сказал Ванечка. — Лошадка вышла из сарая и увидела снег и сделала вот так. — И тут Ванечка сморщил свой нос и стал нюхать парту.

Тут все, конечно, засмеялись, как Ванечка понял лошадку, и особенно было смешно, как он парту нюхает.

А Ванечка сморщил нос и только хотел было заплакать, но Татьяна Дмитриевна сказала:

— Ребята, скорей, скорей, посмотрите в окно.

И все кинулись к окну, а Ванечка подумал: «Потом поплачу» — и тоже побежал к окну.

А там за окном ехал на санях к школе дед Игнат. Он помахивал кнутом, а на санях, на дровнях, лежали дрова, и лошадка рысью плелась как-нибудь, а путь, по которому подъезжал к школе дед Игнат, и вправду обновлялся — первые санные следы ложились на первый снег.

И всё было в точности так, как читала стихи учительница, только особенного торжества не было видно на лице деда Игната.

Лошадь стала, дед Игнат слез с саней и, развязывая верёвку, обхватившую дрова, бормотал что-то. Через стекло не было слышно, что он бормотал, но все ребята знали:

— Ну вот и приехали.

Сказка о приходе весны

Зимнее солнце короткое.

Только выйдет на небо, глядишь — нет его, уже вечер, уже ночь да мороз. И спит деревня Полыновка, только в окнах школы горит сосновая лампа, и вечные звёзды дрожат над снежною степью.

Долго и долго тянулась зима, но вот задули ночные тяжёлые ветры. Они не были такими пронзительными и сухими, как зимой. Они наваливались на степь, прижимали к земле деревню, и они — эти странные ветры — были теплее снега.

Как-то ночью Лёля проснулась оттого, что ветер особенно тяжко выл и гудел за окном.

Леля лежала, не открывая глаз, но видела всё, что происходило на улице за стеною дома.

Двигался снег. Как огромная шапка, вздрагивал он и пытался ползти. Он не был холодный и мёртвый, он тёплый был, тающий и живой. Плохо ему стало сегодня ночью, душно и тягостно. Он метался и не мог ничего поделать, никуда спрятаться, потому что был огромный. И Леле стало жалко снег.

И она услышала тихий стон, как будто снег стонал под окном, но тут же поняла, что это стонет мама, и напугалась. Снег должен стонать, должен метаться, а мама — никогда.

Лёля вскочила, подбежала к маминой кровати, забралась под одеяло.

— Лёленька, — шептала мама, просыпаясь. — Ну что ты? Что ты?

Мама была жаркая, влажная, она целовала Лёлю, и так, обнявшись, они заснули, и снег всю ночь стонал за окном.

А утром обрушилась на деревню Полыновку великая весна.

Всё сразу и всё кругом раскрылось — и небо, и земля.

Снег, измученный ночными ветрами, таял, и забурлила в овраге речка, подхватила разбитые дрожки, понесла; ударили в небе жаворонки, а ледянка быстроходная обратилась в решето.

А Лёля в решете этом таскала из-за дома снег. Она хотела уберечь снежные часы, которые подарила Ванечке. Она рассыпала снег по краям циферблата, вокруг палки, вколоченной в землю.

Но солнце заливало поляну, на которой были снежные часы. Снег таял, таял, и Лёля поняла, что надо строить новые часы, весенние.

Великая весна обрушилась на деревню Полыновку, а зима, которая тоже была великой, потускнела и забылась.

Да и что толку вспоминать о зиме, когда подснежники охватили землю, а гуси и жаворонки раскрасили небо? Кто вспомнит о великой зиме, когда идёт босиком по одуванчикам?

Пожалуй, только Лёля и помнила, как мучился снег однажды ночью. Она радовалась гусям и одуванчикам, а ещё больше радовалась, когда находила в оврагах остатки снега.

«Уберёгся, милый», — думала она.

И ей хотелось, чтоб всё на свете всегда уберегалось.

Это было...

Давно это было.

Это было, когда я ещё любил болеть. Но только не сильно болеть. Не так болеть, чтоб тебя везли в больницу и вкалывали десять уколов, а тихо болеть, по-домашнему, когда ты лежишь в постели, а тебе чай с лимоном несут.

Вечером мама с работы прибегает:

— Боже мой! Что случилось?!

— Да так, ничего... Всё в порядке.

— Чаю надо! Крепкого чаю! — волнуется мама.

— Не надо ничего... оставьте меня.

— Милый мой, милый... — шепчет мама, обнимает меня, целует, а я постанываю. Замечательные были времена.

Потом мама садилась рядом со мной на кровать и начинала мне что-нибудь рассказывать или рисовала на листочке бумаги домик и корову. Это всё, что она умела нарисовать — домик и корову, но я никогда в жизни не видел, чтоб кто-нибудь так хорошо рисовал домик и корову.

Я лежал и стонал и просил:

— Ещё один домик, ещё одну корову!

И много получалось на листочке домиков и коров.

А потом мама рассказывала мне сказки.

Странные это были сказки. Я никогда и нигде таких потом не читал.

Прошло много лет, прежде чем я понял, что мама рассказывала мне про свою жизнь. А у меня в голове всё укладывалось как сказки.

Шёл год за годом, пролетали дни.

И вот этим летом я сильно заболел.

Обидно болеть летом. Я лежал на кровати, глядел на макушки берёз и вспоминал мамины сказки.

Очень БЫЛЬные сказки. Вот она, какая эта детская жизнь. Вот оно-первое познание мира.
И самое главное - «дойти самому до того, до чего хочешь».
Юрий Коваль подарил этими сказками всем путешествие в детство, в начало.
Да, у каждого своё крылечко. У меня ещё и совпадение с сиренью в третьем окне.
Просто открывалось окно, и комнаты наполнялись вкусным и счастливым возДУХом,- значит скоро день рождения.
Невозможно надышаться книгой. Просторная какая Полыновка.
И почему человек один на один с этой вселенской природой не одинок?! и никакой тоски в этой круговой красоте!
И всего хватает здесь всем. Особенно доброты.
Да, и давненько в небо не смотрели.

Затягивает эта деревенская проза, детская, почти без «борьбы борьбы с борьбою»(конечно, волка Евстифейку упомянул автор,- а как же, время такое было).
Сильный сеятель - Юрий Коваль.
Жаль, что первозданность сказок ещё в 1987 году нарушили.
А в 1990 вышла всё-таки одна- одинёшенька полынная (вычеркнутая из книги, в этом издании её тоже нет)
СКАЗКА О КОЛОКОЛЬНЫХ БРАТЬЯХ.
«И был ещё рядом огромный дом.
Он виден был в третье Лёлино окно, а она очень долго его не видела. Он был слишком большим, чтобы сразу его увидеть, и Лёля смотрела на сирень, которая росла у ограды дома.
Когда можно смотреть на сирень в цвету - тогда и вправду не хочется больше смотреть ни на что другое. Даже на дом, возле которого растет сирень.
А дом и сам будто рос. Так показалось Лёле, когда она всё-таки увидела его однажды ранним утром.
Долго-долго поднимала она голову, а всё не видела, где кончается этот дом. И ей показалось, что он нигде не кончается, так и пропадает в высоких облаках.
Но это было не так. Дом оканчивался, как всегда имеет конец любой дом, построенный на земле. А на самой вершине его, почти в облаках, висели колокола и жили голуби.
И как только ударял старший колокол - стая голубей поднималась в небо, и Лёля знала, что там среди голубей живет и волшебный голубь. Ей никто о нём не рассказывал, она знала о голубе сама.
Когда-нибудь он улетит на небо и принесет ей оттуда счастье. Она еще не понимала, что волшебный голубь счастье ей давно уже принес.
Колокола гулкие были, протяжные, и самый старший из них говорил басом. Его слышно было на много вёрст кругом, а звали его, конечно, Иван.
Он бил густо, мягко, будто выговаривал своё простое имя:
- И-ван! И-ван!
И были у него средние братья - Степан да Мартемьян, и, конечно, маленькие колоколята - Мишки да Гришки, Тришки да Аришки.
И когда звонили все колокола - колокольный звон разворачивал неслыханные крылья над окрестными степями:
-И-ван! И-ван!
-Степан!
-Мартемьян!
-Мишки да Гришки,
-Тришки да Аришки.
- У меня там есть колокольный брат, - сказал однажды Лёле Мишка-солдатик. - Он так и звонит: - Мишка! Ми-шка!
- Как это так - колокольный брат?
- А так - очень просто. Он - это вроде я. Только я как человек живу, а он - как колокольчик.
- А у меня там есть кто-нибудь?
- Не знаю, - сомневался солдатик. - Уж больно ты мала.
И тут как раз зазвонили «во все». Огромные крылья колокольного звона раскинулись над степью.
Лёля стояла и слушала, и ей казалось, что она слышит, как выговаривает ее имя колокольный братишка:
- Лёля-Лелесь! Лёля-Лелесь!
- Да нет, вряд ли, - сомневался солдатик. - Мала ты еще.
Солдатик был, конечно, не прав. Потому что у каждого человека, который живет на земле, есть свой колокольный брат.
Надо только прислушаться - обязательно услышишь, как зовет он тебя.»
***

Как и многие, не представляю свою книжную КЛАДовую без книг Ю.И. Коваля.
Вот жду, когда Суер-Выер переиздадут.
Появилось второе издание Ковалиной книги.Воспоминания о писателе читать не менее интересно, чем его книги.
А книги непременно от ИД Мещерякова В.Ю.




Top