Козловский михаил. Козловский Михаил Иванович: биография, фото, скульптуры

КОЗЛОВСКИЙ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ

Козловский Михаил Иванович - один из лучших русских скульпторов. Учился в Академии Художеств, у Жилле. С 1794 года преподавал скульптуру в академии. Умер в 1802 году. Из его произведений, в сильной степени отзывающихся направлением французской скульптуры конца XVIII века, наиболее известны: монумент Суворову в Петрограде, колоссальная статуя "Самсон, раздирающий пасть льву", украшающая главный петергофский фонтан, мраморные статуи: "Сидящая девочка" (в Зимнем дворце), "Гименей", исполненный по случаю бракосочетания цесаревича Константина Павловича (в Зимнем дворце), мужская фигура для изучения человеческой анатомии (ecorche) и барельефы: "Возвращение Регула в Карфаген" и "Камилл, избавляющий Рим от галлов" (оба в Мраморном дворце, в Петрограде). В музее Александра III - "Поликрат", "Меркурий и Нимфа", "Избиение младенцев", "Амур", "Аполлон".

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КОЗЛОВСКИЙ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КОЗЛОВСКИЙ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Михаил Иванович , русский скульптор. Сын флотского трубача. Учился в петербургской АХ (1764-73) у Н. …
  • КОЗЛОВСКИЙ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ
    (1753-1802) российский скульптор и рисовальщик. Представитель классицизма. Творчество Козловского проникнуто просветительскими идеями, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональностью (статуя для каскада в …
  • КОЗЛОВСКИЙ, МИХАИЛ ИВАНОВИЧ
    один из лучших русских скульпторов, получил воспитание в спб. академии художеств, в которой его ближайшим наставником был профессор Жилле. По …
  • КОЗЛОВСКИЙ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ в Современном энциклопедическом словаре:
  • КОЗЛОВСКИЙ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ в Энциклопедическом словарике:
    (1753 - 1802), российский скульптор, представитель классицизма. Творчество Козловского проникнуто просветительскими идеями, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональностью образов (статуя для каскада …
  • КОЗЛОВСКИЙ, МИХАИЛ ИВАНОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? один из лучших русских скульпторов, получил воспитание в спб. академии художеств, в которой его ближайшим наставником был профессор Жилле. …
  • КОЗЛОВСКИЙ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    397494, Воронежской, …
  • МИХАИЛ в Словаре значений Цыганских имен:
    , Михаэль, Мигель, Михель (заимств., муж.) - «кто как Бог» …
  • МИХАИЛ
    (кто, как Бог) АРХАНГЕЛ имя которого встречается три раза в кн. Даниила, однажды - в послании ап. Иуды и один …
  • МИХАИЛ в Библейской энциклопедии Никифора:
    Чис 13:14 - отец Сефура, одного из 12-ти соглядатаев земли Ханаанской. 1Пар 5:13 - один из кол. Гадова, живший в …
  • КОЗЛОВСКИЙ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Мечислав Юльевич (1876-1927). Член РСДРП с 1900 г. Деятель польского и русского революционного движения. После Февральской революции - член Исполкома …
  • МИХАИЛ в Краткой биографической энциклопедии:
    Михаил - митрополит Киевский. Упоминается впервые в "Степенной книге" и Никоновской летописи. По словам надписи на его раке пришел в …
  • ИВАНОВИЧ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Корнелий Агафонович (1901-82), педагог, д.ч. АПН СССР (1968), д-р педагогических наук и профессор (1944), специалист по сельскохозяйственному образованию. Был учителем …
  • МИХАИЛ в Большом энциклопедическом словаре:
    (ум. 992) митрополит Киевский и всея Руси (989), чудотворец. Память в Православной церкви 15 (28) июня и 30 сентября (13 …
  • ИВАНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Ivanovici) Иосиф (Ион Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. жил …
  • МИХАИЛ СЛЕЗКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    южно-русский деятель книгопечатания, родом белорус, с 1633 г. поселился в Львове и стал заведовать ставропигиальной братской типографией, затем открыл собственную …
  • МИХАИЛ МОНАСТЫРЕВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаил (в мире Андрей Иванович Монастырев; 1815—1846) — воспитанник Орловской семинарии и Киевской акд., постригся в 1841 г. и получил …
  • МИХАИЛ ЛУЗИН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I Михаил (в мире Матвей Иванович Лузин; 1830—1887) — богослов. Учился в Нижегородской семинарии и Московской духовной акд., где и …
  • МИХАИЛ КОПЫСТЕНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    с 1591 г. епископ Перемышльский и Самборский, поборник православия, родом из знатной дворянской фамилии (герба Лелива). Когда уния была утверждена …
  • МИХАИЛ КОЗАЧИНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаил (в мире — Мануил Иванович Козачинский) — воспитанник Киевской акд. Много путешествовал по славянским землям и Германии, заводил училища …
  • МИХАИЛ ДЕСНИЦКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаил (в мире Матвей Десницкий) — сын пономаря, род. в 1762 г. Образование получил в Троицкой семинарии и в филологической …
  • МИХАИЛ ГРИБАНОВСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    епископ Прилукский (с 1894 г.); образование получил в С.-Петербургской духовной акд. (1884 г.). Оставленный при акд., М., после защиты диссертации …
  • МИХАИЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаил Ярославич - вел. князь тверской. Родился в 1271 г., стол занялоколо 1285 г.; в 1286 г. успешно преследовал литовцев, …
  • МИХАИЛ
    МИХА́ИЛ ЯРОСЛАВИЧ (1271-1318), князь тверской с 1285, вел. князь владимирский в 1305-17. Боролся с вел. князем московским Юрием Даниловичем за …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ЯРОСЛАВИЧ Хоробрит (?-1248), князь московский с 1247, вел. князь владимирский (1248), брат Александра …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ШИШМАН (?-1330), болг. царь с 1323. В 1324 вступил в брак с внучкой визант. имп. Андроника II; заключил воен. …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ФЁДОРОВИЧ (1596-1645), царь с 1613, первый царь из династии Романовых. Сын Ф.Н. Романова (см. Филарет) и К.И. Шестовой …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ПСЕЛЛ (до пострижения в монахи - Константин) (1018 - ок. 1078 или ок. 1096), визант. полит. деятель, писатель, учёный, …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ПАВЛОВИЧ (1798-1849), вел. князь, мл. брат имп. Александра I и Николая I. С 1819 ген.-фельдцейхмейстер, с 1825 ген.-инспектор по …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ОБРЕНОВИЧ III (1823-68), серб. князь в 1839-42 и с 1860, из династии Обреновичей. Продолжал абсолютистскую политику своего отца Милоша …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ НИКОЛАЕВИЧ (1832-1909), вел. князь, четвёртый сын имп. Николая I, ген.- фельдм. (1878), поч. ч. Петерб. АН (1855). С 1852 …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ КИРУЛАРИЙ (ок. 1000-58), патриарх Константинопольский с 1043. Отстаивал независимость визант. церкви от императорской власти, от папства. Конфликт в 1054 …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ (1179-1246), князь черниговский. В 20-х гг. 13 в. неск. раз был князем в Новгороде. С 1238 вел. князь …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ БОРИСОВИЧ (1453 - ок. 1505), последний вел. князь тверской (1461-85). Участвовал в походах Ивана III на Новгород и в …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1878-1918), вел. князь, брат имп. Николая II, ген.-лейт. (1916). В 1898-1912 на воен. службе. В 1-ю мир. войну …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1333-99), вел. князь тверской с 1368. Вёл безуспешную борьбу с моск. кн. Дмитрием за вел. княжение владимирское, получал …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ VIII (1224-82), никейский император с 1259 (соправитель имп. Иоанна IV до 1261), с 1261, после отвоевания у Лат. империи …
  • КОЗЛОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОЗЛ́ОВСКИЙ Сер. Вас. (1885-1962), художник кино, нар. худ. РСФСР (1944). Оформил ф.: "Поликушка" (1919), "Мать" (1926), "Конец Санкт-Петербурга" (1927), "Окраина" …
  • КОЗЛОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОЗЛ́ОВСКИЙ Осип (Иосиф, Юзеф) Ант. (1757-1831), композитор. По происхождению поляк. С 1791 в С.-Петербурге. Автор романсов ("российских песен"), полонезов (в …
  • КОЗЛОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОЗЛ́ОВСКИЙ Мих. Ив. (1753-1802), скульптор и рисовальщик. Предст. рус. классицизма. Творчество К. проникнуто просветит. идеями, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональностью …
  • КОЗЛОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОЗЛ́ОВСКИЙ Ив. Сем. (1900-93), певец (лирич. тенор), нар. арт. СССР (1940), Герой Соц. Труда (1980). В 1926-54 в Большом т-ре …
  • КОЗЛОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОЗЛ́ОВСКИЙ Ал. Фёд. (1905-77), композитор и дирижёр, нар. арт. Узб. ССР (1955). Ученик Н.Я. Мясковского. В 1949-63 гл. дирижёр и …
  • ИВАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АНОВИЧ (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), рум. музыкант, дирижёр воен. оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. …
  • МИХАИЛ в Словаре Кольера:
    (евр. Михаэль, "Кто как Бог?"), архангел, упоминаемый и в Ветхом, и в Новом Завете. В Книге Даниила он упоминается несколько …
  • МИХАИЛ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • МИХАИЛ в словаре Синонимов русского языка.
  • МИХАИЛ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Михаил, (Михайлович, …
  • МИХАИЛ
    (ум. 992), митрополит Киевский и всея Руси (989), чудотворец. Память в Православной церкви 15 (28) июня и 30 сентября (13 …
  • КОЗЛОВСКИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Алексей Федорович (1905-77) , композитор и дирижер, народный артист Узбекистана (1955). В 1949-63 главный дирижер и художественный руководитель симфонического оркестра …

Михаил Иванович Козловский


Михаил Иванович Козловский родился 26 октября (6 ноября) 1753 года в семье военного музыканта, который служил в унтер-офицерских чинах в Балтийском галерном флоте и жил с семьёй на морской окраине Петербурга, в Адмиралтейской галерной гавани. Здесь прошли детские годы будущего скульптора.

По прошению, поданному 1 июля 1764 года, одиннадцатилетний Михаил, обученный российской грамоте и арифметике, был принят в число воспитанников Академии художеств и навсегда расстался с родительским домом. Годы его учения совпали с периодом становления и постепенного созревания классицизма в европейской скульптуре, архитектуре и живописи.

Окончив Академию в 1773 году с большой золотой медалью, Козловский в течение четырёх лет (1774–1778) жил в Риме в качестве академического пенсионера.

По окончании пенсионерского срока в Риме Козловский провёл один год во Франции. В феврале 1780 года Марсельская академия искусств присудила ему звание академика. В том же году он вернулся на родину и сразу занял заметное место в петербургской художественной среде. Козловский тесно сблизился с передовой дворянской интеллигенцией.

Первые произведения Козловского составляют своеобразный цикл, пронизанный пафосом высокой гражданственности. Главная тема художника - гражданин, жертвующий собой во имя отечества и общественного блага. В самом начале восьмидесятых годов Козловского привлекают к участию в скульптурном оформлении Мраморного дворца. Скульптор исполняет барельефы, украшающие одну из стен мраморного зала: «Прощание Регула с гражданами Рима» и «Камилл избавляет Рим от галлов».

В 1784–1785 годах Козловский выполнил большую мраморную статую Екатерины II в образе Минервы - богини мудрости. Здесь скульптор воплощает представления просветителей об идеальном монархе - защитнике отечества и мудром законодателе. Эта работа принесла скульптору широкую известность и признание со стороны современников.

Аллегорический смысл имеет и другая статуя Козловского - «Бдение Александра Македонского». Как отмечает В. Н. Петров:

«Скульптор проявил здесь талант меткого наблюдателя, умеющего остро подметить в натуре и выразить в искусстве живое состояние, задуманное для характеристики образа.

Только при круговом обходе статуи до конца раскрывается очарование прекрасного юношеского тела Александра, а многочисленные декоративные детали, украшающие статую, связываются в единое, чётко продуманное целое. Козловский добивается одновременно и пластической цельности образа и логической ясности своего подробного, насыщенного историческими намёками рассказа об Александре Великом».

В конце восьмидесятых годов Козловский был уже широко признанным, прославленным мастером. Но, закончив очередные заказы, скульптор в начале 1788 года принял решение вновь начать учиться и ехать за границу «для вящего приобретения познаний в своём художестве», как отмечено в протоколе академического совета.

В Париже скульптор создаёт статую «Поликрат», к которой один из критиков удачно применил слова великого Гёте, сказанные ранее об античном «Лаокооне»: «Это запечатлённая вспышка молнии, волна, окаменевшая во мгновение прибоя».

В «Поликрате» ярко показано последнее, предсмертное напряжение жизненных сил умирающего, последний порыв в борьбе жизни со смертью.

В 1790 году Козловский вернулся на родину. Через два года он создаёт одну из своих прекрасных идиллических скульптур - статую «Спящий Амур».

Фигура Амура находится в сложном, напряжённом движении. Кажется даже, что это противоречит избранному скульптором мотиву сна Козловский, стремясь воплотить характер и внутреннюю жизнь чувства, придал своему герою выражение лирической мечтательности и томной усталости.

Цикл идиллических образов Козловского завершает небольшая мраморная статуя Психеи (1801), которую все исследователи упоминают в ряду его самых прекрасных созданий.

«Нарушая иконографическую традицию, - пишет В. Н. Петров, - восходящую к знаменитой античной группе „Амур и Психея" (Капитолийский музей в Риме) и развитую Рафаэлем во фресках Фарнезины, Козловский изобразил Психею не прекрасной девушкой, а маленькой девочкой, с ещё несформировавшимся ребяческим тельцем и миловидным, но совсем детским лицом. Так в скульптуре русского мастера переосмысливается античная символика: образ Психеи-души приобретает реальный, почти жанровый характер, а изображение мотылька утрачивает своё символическое и мистическое значение, становясь простой сюжетно-декоративной деталью».

Одновременно с произведениями идиллического цикла Козловский создавал рельефы, статуи и скульптурные группы. Темы их были взяты из античной мифологии или отечественной истории. Лучшие скульптуры как раз и принадлежат к этому новому героическому циклу.

С 1796 года Михаил Иванович берётся за работу над обширной серией скульптурных эскизов на темы Троянской войны, а также подвигов Геракла и Тезея. Весь «Троянский» цикл отмечен поисками монументальности, составляющими существенную новую черту в развитии творчества скульптора. Однако всё это не идёт в ущерб реалистической ясности и живой выразительности образов. Произведения, созданные в середине девяностых годов, выглядят более строгими и внутренне цельными, более сдержанными в выражении чувства. Отсюда прослеживаются пути к монументальной пластике «Суворова» (1800–1801) и «Самсона» (1802). Работа над памятником Суворову началась ещё при жизни Александра Васильевича, в 1799 году. Только что закончились знаменитые итальянские походы, увенчав неувядаемой славой русскую армию и полководческий талант Суворова. Семидесятилетний генералиссимус поразил весь мир беспримерным в истории героическим переходом русских войск через Альпы. «Русский штык прошёл через Альпы», - стали говорить с тех пор. Русские войска в 63 битвах не потерпели ни одного поражения и захватили 619 неприятельских знамён.

Великий полководец представлен в образе рыцаря. Для верного понимания статуи, созданной Козловским, необходимо не терять из виду одну существенную особенность замысла: в ту пору, когда художник приступал к своей работе, он не имел в виду ставить памятник в том смысле, какой обычно придаётся этому термину, - он создавал прижизненный триумфальный монумент. Тема была строго обусловлена заказом. Задача скульптора сводилась к тому, чтобы прославить Суворова как героя войны в Италии. Не своеобразие душевного облика великого полководца и не деяния его долгой и героической военной жизни, а только подвиги в период итальянской кампании могли быть отражены в статуе Козловского.

Уже с самого начала работы над статуей Козловский обратился к языку аллегории. Он желал создать не портрет, а символическое изображение, в иносказательной форме прославляющее Россию и её великого полководца.

На круглом постаменте - лёгкая, стройная фигура воина в доспехах, юного, мужественного, полного силы и стремительного движения. Это римский бог войны Марс. Решителен жест правой руки, в которой он держат обнажённый меч. Плащ энергично отброшен за спину. Уверенность, непреклонность, всепобеждающая воля мастерски переданы в фигуре; красивое мужественное лицо, гордая посадка головы дополняют этот идеализированный образ «бога войны».

Воин прикрывает щитом стоящий позади него жертвенник, на котором папская тиара, Сардинская и Неаполитанская короны. Их символический смысл - победы русского оружия, одержанные под руководством Суворова, защищавшего интересы трёх аллегорически представленных в памятнике государств. Женские фигуры на боковых гранях жертвенника символизируют человеческие добродетели: веру, надежду, любовь.

Фигура воина удачно согласуется с великолепно найденными пропорциями постамента. На его лицевой стороне - гении славы и мира скрестили пальмовую и лавровую ветви над щитом с надписью; щит словно опирается на военные трофеи - знамёна, пушки, ядра. Ограда вокруг памятника состоит из соединённых цепями бомб, из которых вырываются языки пламени.

Всё здесь наполнено иносказательным смыслом. И лишь надпись на постаменте «Князь Италийский, граф Суворов Рымникский» убеждает нас, что это памятник великому русскому полководцу.

Однако мысль о портретном сходстве вовсе не была чужда скульптору. Ведь речь шла не только о прославлении побед русского оружия - речь шла о заслугах самого Суворова, и современники должны были узнавать его в статуе.

Портретное сходство отчётливо заметно в изображении, созданном Козловским. Художник передал удлинённые пропорции лица Суворова, его глубоко посаженные глаза, крупный нос и характерный разрез старческого, чуть запавшего рта. Правда, как и всегда у Козловского, сходство остаётся отдалённым. Образ Суворова идеализирован и героизирован. Но, жертвуя внешней портретной точностью, скульптор сумел раскрыть и выразить самые существенные черты душевного облика национального героя Решительное и грозное движение фигуры, энергичный поворот головы, властный жест руки, заносящей шпагу, хорошо передают всепобеждающую энергию и непоколебимую волю Суворова. В патриотической статуе Козловского есть высокая внутренняя правда.

Этот памятник ещё не был завершён, когда Козловскому пришлось принять участие в исполнении новых замыслов, таких же грандиозных по масштабам.

К обновлению скульптуры Большого петергофского каскада были привлечены лучшие русские мастера - Шубин, Щедрин, Прокофьев и Рашетт. Работы начались весной 1800 года и завершились спустя шесть лет.

Козловскому отводилась главная роль. Он создал группу «Самсон, раздирающий пасть льва», занимающую центральное место в идейном замысле ансамбля Большого каскада.

Как пишет В. Н. Петров:

«Создавая скульптурную группу, Козловский воспользовался старинной аллегорией, возникшей ещё в петровское время. Библейский Самсон, разрывающий пасть льва, отождествлялся со святым Сампсонием, которого в XVIII веке считали покровителем России. В день празднования памяти этого святого, 27 июня 1709 года, была одержана победа над шведами под Полтавой. В искусстве петровской эпохи Самсон олицетворял победоносную Россию, а лев (государственный герб Швеции) - побеждённого Карла XII.

Козловский воплотил эти символы в грандиозном скульптурном произведении. Могучее тело Самсона с титанически напряжёнными мышцами было изображено в энергичном, но сдержанном движении. Фигура героя развёртывалась в пространстве как бы по спирали: изогнув корпус, слегка склонив голову и резко отведя ногу назад, Самсон обеими руками раздирал львиную пасть.

Исследователи справедливо указывали на близость „Самсона" к образам искусства Микеланджело. Но в идейно-образном содержании группы, в глубоком патриотическом чувстве, которое выражено в этой статуе Козловского, можно заметить отдалённые отзвуки совсем иной традиции».

Козловский Михаил Иванович является одним из крупнейших скульпторов русского классицизма, творчество которого проникнуто высокими идеями просветительства, яркой эмоциональностью и возвышенным гуманизмом. По мнению художественной критики начала XIX века, в каждом из его произведений «обнаруживается много воображения, чувства, оригинальный взгляд и мастерская рука автора».

Михаил Иванович Козловский - скульптор, из всех российских деятелей искусства проживший, пожалуй, самую короткую, но и самую блистательную жизнь. Особый интерес творца вызывали персонажи античных мифов и русской истории. Именно в них он находил идеалы, важные не только для его современников, но и для потомков.

Козловский Михаил Иванович: биография

Работа началась еще при жизни героя. В семидесятилетнем возрасте генералиссимус заставил весь мир рукоплескать беспримерному в истории героическому переходу русской армии через Альпы. В 63 битвах у русских не было ни одного поражения, 619 знамен неприятеля было захвачено победителями. Знаменитые итальянские походы увенчали российскую армию и полководческий талант Александра Суворова неувядаемой славой.

Задача скульптора Козловского заключалась в создании прижизненного триумфального монумента. Заказ обусловливал тему: не деяния долгой героической жизни великого полководца, не своеобразие его душевного облика, а лишь подвиги в итальянской кампании должны были найти отражение в статуе.

Портрет языком аллегории

И скульптор вновь обратился к языку аллегории. Легкая стройная фигура на круглом постаменте - юный мужественный воин в доспехах, исполненный силы и стремительного движения вперед. Это образ римского бога войны Марса. Жест правой руки, держащей обнаженный меч, являет необыкновенную решимость. Энергично отброшен за спину плащ. Красивое мужественное лицо, гордо вскинутая голова, непреклонная уверенность и всепобеждающая воля, мастерски переданные в фигуре - таков идеализированный образ созданного скульптором бога войны.

Своим щитом воин прикрывает установленный позади него жертвенник, на котором находятся Сардинская и Неаполитанская короны, а также папская тиара. Символический смысл данного образа таков: русское оружие под руководством Суворова защитило в итальянской кампании интересы трех представленных государств.

На боковых гранях жертвенника расположены женские фигуры, символизирующие лучшие из человеческих добродетелей: надежду, веру и любовь.

На лицевой стороне постамента присутствует изображение скрещенных лавровой и пальмовой ветвей - символ содружества гениев войны и мира.

Щит героя опирается на трофеи войны - ядра, пушки, знамена. Ограда вокруг памятника представляет собой соединенные цепями взрывающиеся бомбы.

Иносказательный смысл следует искать во всех деталях статуи. И надпись на постаменте: «Князь Италийский, граф Суворов Рымникский» говорит о том, кому предназначен памятник.

Высокая внутренняя правда

В работе Козловского лишь отдаленно заметно портретное сходство созданного им иносказательного идеализированного образа с любимым народным героем.

В удлиненных пропорциях лица, глубоко посаженных глазах, крупном носе и характерном разрезе старческого, слегка запавшего рта бронзового бога войны современники узнавали черты великого полководца.

Сходство размыто и весьма отдаленно, внешняя портретная точность явно не была приоритетом создателя скульптуры. Пожертвовав портретной достоверностью, он передал непоколебимую волю и всепобеждающую энергию Суворова. Козловский языком аллегории - через уподобление богу войны - идеализировал и героизировал образ великого русского полководца на века. И в этом - высокая внутренняя правда его работы.

Михаил Иванович Козловский (1753 – 1802)

М.И. Козловский умер раньше всех своих знаменитых современников-скульпторов, но раньше других сформировался как мастер классицизма.

Михаил Иванович Козловский родился в семье полкового музыканта, – как сообщает исследователь. В двенадцатилетнем возрасте будущий скульптор поступил в Академию художеств (Карпова Е.В. Скульптор Михаил Козловский /Альманах. Вып. 180. – СПб.: Palace Editions, 2007. – С.5. Русский музей представляет). Учился он у Николя Жилле, о котором мы уже говорили, и в процессе обучения получал золотые и серебряные медали. По завершении образования в 1773 году был направлен пенсионером в Италию, откуда после шестилетнего пребывания уехал в Париж. По возвращении в Петербург М.И.Козловский был привлечён к участию в работе над декоративно – монументальными произведениями, украшавшими архитектурные памятники столицы и парковые ансамбли под Петербургом. Он был автором знаменитой скульптуры Самсона, побеждающего льва, в ансамбле фонтанов Петергофа, участвовал в создании декоративного убранства Мраморного и Чесменского дворцов, Храма дружбы Царского Села.

Поликрат. Бронза. 1790 У нас представлены произведения Козловского, выполненные в конце 1780-х–1802 годах. В центре зала мы видим статую «Поликрат», замысел которой возник у скульптора в период жизни в Париже. Если вы вспомните, что в это время происходило во Франции, то станет понятным выбор темы, наполненной трагическим и философским смыслом. Это было время революции, время казней, кровопролития. 14 июля 1789 года была взята Бастилия – тюрьма, олицетворявшая старый режим. Власти потребовали даже от русских художников-пенсионеров взяться за оружие и примкнуть к восставшим, на что Козловский, как наиболее смелый и активный, ответил: «….нас императорская Академия не с тем сюда прислала, чтоб нам ружьё здесь носить». (Карпова Е.В. Указ. книга, с 17.) Сюжет скульптуры взят из истории Древней Греции. Поликрат – властитель острова Самос. Он был очень богат и удачлив во всех своих делах. Побеждал врагов, жил в роскоши. Но он понимал, – и это соответствовало греческой философии, – что человек не может быть равным богам, что за всё надо платить. Иначе боги могут послать несчастья. И Поликрат решил задобрить богов. Он придумал послать им самое главное своё сокровище – драгоценный перстень. Как послать подарок богам? Поликрат бросил перстень в море. Но случилось так, что на следующий день повар чистил только что пойманную рыбу и обнаружил в ней перстень. Поликрат понял, что боги не приняли его дар. Вскоре началась война с персами, и Поликрат был предательски выдан врагам. Он был жестоко казнён – распят на дереве. Этот момент и показывает скульптор. На стволе дерева мы видим надпись на греческом языке, в переводе означающая: «Никто не является счастливым, пока жив». Немецкий поэт Фридрих Шиллер написал стихотворение на эту тему «Поликратов перстень», известное у нас в переводе Василия Андреевича Жуковского.

Скульптура показана в сложном развороте, её необходимо обойти, чтобы получить полное впечатление. Поликрат стремится освободиться, мускулы тела и левой руки сильно напряжены, но страдальческое лицо и бессильно опущенная правая рука говорят, что силы героя иссякают. В композиции фигуры мы видим наследие барокко.

Для осмотра следующих статуй нам следует пройти в вестибюль.Бдение Александра Македонского

Имя Александра Македонского и слава прошли через века. Он прожил всего тридцать три года, в 20 лет возглавил государство и армию, и в многолетней войне, которую он вёл с народами Средиземноморья, Египта, Персии и Индии, не потерпел ни одного поражения. В процессе войн Александр основал несколько городов, названных его именем. Один из них дожил до наших дней – это Александрия в Египте. Образ Александра Македонского привлекал поэтов, писателей, художников, скульпторов. Не остался равнодушен к этому, как бы мы сказали, романтическому герою, и наш М.И. Козловский.

Александр (356–323 г.до н.э.) – сын Македонского царя Филиппа II. Из литературы известны различные истории из его юности, которые говорят о его уме и храбрости, например, он смог приручить дикого и злого коня, который никому не давался в руки. Учителем Александра был знаменитый греческий философ Аристотель. Известно, что Александр с отроческих лет готовил себя к воинским подвигам. Например, он заставлял себя не спать. Для этого возле его ложа был поставлен сосуд, а в руке Александр держал шарик (из металла или мрамора). Это был будильник. Когда юноша засыпал, шарик падал со звоном в сосуд, и будил его. Вот этот сюжет и выбрал скульптор для своей работы.

Молодой царевич представлен красивым юношей, весь облик которого выполнен на основе античных статуй. Он опирается на руку, в полудремоте, и поза его подчёркнута преобладающей здесь фасадной точкой зрения. Но всё же, чтобы внимательно разглядеть скульптуру, мы должны рассмотреть её с разных сторон. Александр сидит на ложе, среди воинских атрибутов: мы видим шлем, колчан со стрелами, щит на пьедестале и развёрнутый свиток – это рукопись поэмы Гомера «Илиада», персонаж которой – Ахилл – был любимым героем Александра. Рассмотрим пьедестал. На щите изображён кентавра (получеловек, полулошадь), который воспитывает героя Ахилла. Как отмечает исследователь этого произведения А.Г. Сечин, воспитание – смысл этой скульптуры. (А.Г.Сечин. К вопросу о сюжете статуи М.И. Козловского «Бдение Александра Македонского» //Страницы истории отечественного искусства. XVI-XIX век. Вып. V. – СПб.: Государственный Русский музей. 1999. – С.62-68). Можно подчеркнуть, что и аллегория, и идея нравственного воспитания, самоусовершенствования, и само художественное решение скульптуры свойственны классицизму. Козловский быстро усвоил основные положения этого стиля, что мы видим и на примере этой работы, и на других, выполненных в 1790-х годах.

Екатерина II в роли Фемиды

Эта статуя в аллегорической форме прославляет Екатерину II. Фемида – богиня Правосудия в Древней Греции. Императрица Екатерина II, немецкая принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская (1729–1796) известна под именем Екатерины Великой. Жена Петра III, убитого гвардейцами в 1762 году, мать императора Павла I, убитого придворными в 1801, бабушка, любящая своих внуков, двое из которых царствовали – Александр I и Николай I, писательница, автор пьес и сказок. Издала «Наказ» – свод законов. Скульптор Э.М. Фальконе, по её приглашению приехавший в Россию, создал здесь всемирно известный памятник «Медный Всадник». Екатерина всегда окружала себя людьми выдающимися, умными и талантливыми. Она вела интересную переписку с французскими философами. Например, переписка с самым влиятельным и знаменитым писателем и философом Вольтером составляет несколько томов. Екатерина купила для России библиотеку Вольтера, делала пометки на полях книг, ещё не все изученные исследователями, и библиотеку писателя Дени Дидро, который даже побывал в Петербурге и беседовал с императрицей. Екатерина II значительно обогатила собрание Эрмитажа покупкою коллекций произведений искусства. При ней Россия вела победоносные войны, полководцы – Потёмкин, Суворов, Румянцев-Задунайский, – прославили русскую армию, был завоёван Крым. Екатерина оставила воспоминания.

Императрица изображена сидящей на троне в величавой позе, которую подчёркивают ниспадающие складки одежды. Правой рукой она опирается на столб, где лежат весы – символ правосудия – и придерживает их, а левая, как бы пересекающая фигуру императрицы, указывает на меч, обёрнутый свитком. Что же обозначает этот символ? Меч всегда символизирует войну. Но здесь он обёрнут рукописью, свитком законов. Значит, войны закончились, наступил мир, и пришло время спокойно исполнять законы. Идея скульптуры, выраженная аллегорически, призывает к миру и нравственному долгу; художественное решение – фасадная точка зрения, обобщённый, лишённый дробности облик императрицы – говорит о достигнутом скульптором классицистическом исполнении памятника.

Помимо величественных и героических сюжетов Козловского привлекали идиллические мотивы, где можно показать покой, гармонию, беззаботность. Таковой воспринимается стоящий здесь же «Амур».

Амур (Амур в образе Гарпократа)

Кто такой Амур знают все. А вот кто такой Гарпократ? Так называли египетского бога Гора. Его изображали в виде младенца с пальчиком у рта. Этот образ символизировал молчание. В эллинистическую, греко-римскую эпоху Амур в образе Гарпократа считался богом молчания. (Мифологический словарь /Сост. М.Н.Ботвинник и др. – Л.: Гос. уч.- пед. изд-во, 1959. - С. 43.) Вы можете сами сказать, что это настоящая классицистическая скульптура.Гименей

Бог брака у древних греков и римлян. Скульптура выполнена в связи с бракосочетанием великого князя Константина Павловича и великой княжны Анны Фёдоровны (Юлии Генриетты Ульрики, принцессы Саксен-Кобургсой). Присутствуют атрибуты свадебных торжеств – щит с портретами жениха и невесты, воркующие голубки, соединённые руки, цветы и рог изобилия.
К спокойным и беззаботным образам относится и «Девочка с бабочкой».

Яков Долгорукий, разрывающий царский указ

Князь Яков Фёдорович Долгорукий (1659 – 1720) был сподвижником Петра I. Участвовал в военных походах Петра. Был сенатором и возглавлял Военный комиссариат. С 1717 года был назначен президентом Ревизионной коллегии. Он был известен справедливостью, неподкупностью, прямотой суждений и бесстрашием. Яков Долгорукий не боялся противоречить самому Петру, если был с ним не согласен. Однажды произошло событие, которое и послужило темой для скульптуры. Сенаторы подписали Указ, «по которому Новгородская и Петербургская губернии, и без того разорённые войной, обязаны были посылать крестьян на рытьё Ладожского канала». (Карпова Е.В. Скульптор Михаил Козловский. /Альманах. Вып. 180. – СПб.: Palace Editions, 2007. – С.47. Русский музей представляет). Яков Долгорукий заявил, что крестьяне и без того отягощены войной и поборами, и не следует посылать их на новые работы. И он разорвал царский указ. Петр рассердился, а потом понял, что Долгорукий был прав. Не каждый сумел бы так поступить! Фигура героя дана в лёгком повороте, не нарушающем фасадную точку восприятия. В руке у него факел – символ истины. У ног – змея и маска. Змея – символ зла, маска – символ лицемерия. Аллегория означает, что герой попирает лицемерие и зло во имя торжества истины. На столбе лежит Указ в развёрнутом виде, надпись на французском языке гласит: «Указ императора, обременённый для разорённой страны» (Карпова Е.В. Там же). Здесь же лежат весы, символизирующие правосудие. Высокая гуманистическая, нравственная идея скульптуры соответствовала классицистическим идеалам. Художественное исполнение также отвечало канонам классицизма. Козловский не показывает исторически верный костюм героя, он одет в римскую тогу и сапожки. Обрамлённое пышными кудрями лицо идеализировано.

Самой знаменитой и оказавшейся последней работой рано ушедшего из жизни скульптора стал памятник Александру Васильевичу Суворову.
Уменьшенное повторение памятника А.В. Суворову, установленного в Петербурге в 1801 году. Бронза, гранит. 1801 Козловский работал над этим памятником в 1799 – 1801 годы, начав его сразу, как только слава о походе армии Суворова через Швейцарские Альпы дошла до Петербурга. Александр Васильевич Суворов (1730 – 1800) – великий русский полководец, всемирно известный, не знавший ни одного поражения. Памятник был заказан Козловскому императором Павлом I. В соответствии с эстетикой того времени и канонами классицизма скульптор создал не портрет Суворова, а памятник его победам. Суворову исполнилось семьдесят лет, и он, вернувшись из труднейших Итальянского и Швейцарского походов, был болен и вскоре умер. Полководец представлен в образе бога войны, на нём шлем и латы, в поднятой руке он властно держит шпагу. Щитом полководец прикрывает папскую тиару (головной убор Римского папы), и короны Сардинского и Неаполитанского королевств. Символика означает, что Российская армия под руководством Суворова вела победоносные войны в этих землях. Суворов представлен в героической позе, с гордо поднятой головой, плащ его ложится динамичными складками, как будто колеблемый ветром. На гранитном постаменте читаем надпись: «Князь Италийский граф Суворов-Рымникский». Суворов получил эти звания за свои блистательные победы – в русско-турецкой войне на реке Рымник в 1787 – 1791 годах и над войсками молодого тогда генерала Наполеона в 1799, хотя с самим Наполеоном ему не пришлось сразиться. Бесстрашный полководец получил также звание генералиссимуса. Эта скульптура представляет собою обобщённый памятник полководцу и его победам, прославившим русскую армию. В создании постамента участвовали - молодой архитектор А.Н. Воронихин, будущий строитель Казанского собора, и скульптор Ф.Г. Гордеев, о котором мы уже говорили. Бронзовый барельеф с надписью осеняют два крылатых гения - аллегорические фигуры, обозначающие Мир и Славу. Памятник был открыт 5 мая 1801 года, через год после смерти полководца. Современники говорили о нём: «Суворов был чудо нашего века. Он блистал величием души и простотою добрых нравов». (А.В.Суворов. Письма. //Издание подготовил В.С. Лопатин. – М.: Наука, 1987. – С. 747).

Можно вспомнить, что в годы Великой Отечественной войны этот памятник, как и Кутузову и Барклаю де Толли, был оставлен открытым. Он вдохновлял бойцов, напоминая о подвигах русских солдат. Войска салютовали ему, уходя на фронт.

В этом же зале помещены картины первых русских художников Академии. Мы уже упоминали об этом учебном заведении, но поговорим несколько подробнее. Мысль о создании в России Академии художеств занимала Петра Великого ещё в молодости. Но осуществлению её мешали войны. В известной Канцелярии от строений, действовавшей с 1706 года и занимавшейся строительством новой столицы, Петербурга, работали мастера декоративного искусства. Мир со шведами был заключён в 1721 году, и уже в следующем, 1722 году, император приступил к созданию большого научного центра с Академией наук, университетом, гимназией и Академией художеств. Академия наук была основана в 1724, и открыта в 1725 после смерти великого царя. Он умер 28 января 1725 года. При Академии наук действовало живописное, скульптурное и архитектурное отделение, где преподавали, в основном, иностранные мастера. Императрица Елизавета Петровна преобразовала это отделение в Академию художеств.

Произошло это так: камергер, друг императрицы, образованнейший человек своего времени Иван Иванович Шувалов, о котором мы уже упоминали, заботился о художественном образовании в России. В 1757 году он подал в Сенат проект о создании Академии художеств. Елизавета Петровна утвердила проект. Так дочь Петра Великого осуществила мечту своего отца. Вскоре началось строительство здания Академии художеств на Васильевском острове. В странах Западной Европы – Австрии, Италии, Франции и других – уже работали Академии художеств и там были разработаны идеи, определённые каноны и правила изображения. Мы уже говорили о них. В процессе осмотра картин повторим ещё вновь.

Михаил Иванович Козловский родился 26 октября (6 ноября) 1753 года в семье военного музыканта, который служил в унтер-офицерских чинах в Балтийском галерном флоте и жил с семьёй на морской окраине Петербурга, в Адмиралтейской галерной гавани. Здесь прошли детские годы будущего скульптора.

По прошению, поданному 1 июля 1764 года, одиннадцатилетний Михаил, обученный российской грамоте и арифметике, был принят в число воспитанников Академии художеств и навсегда расстался с родительским домом. Годы его учения совпали с периодом становления и постепенного созревания классицизма в европейской скульптуре, архитектуре и живописи.

Окончив Академию в 1773 году с большой золотой медалью, Козловский в течение четырёх лет (1774–1778) жил в Риме в качестве академического пенсионера.

По окончании пенсионерского срока в Риме Козловский провёл один год во Франции. В феврале 1780 года Марсельская академия искусств присудила ему звание академика. В том же году он вернулся на родину и сразу занял заметное место в петербургской художественной среде. Козловский тесно сблизился с передовой дворянской интеллигенцией.

Первые произведения Козловского составляют своеобразный цикл, пронизанный пафосом высокой гражданственности. Главная тема художника - гражданин, жертвующий собой во имя отечества и общественного блага. В самом начале восьмидесятых годов Козловского привлекают к участию в скульптурном оформлении Мраморного дворца. Скульптор исполняет барельефы, украшающие одну из стен мраморного зала: «Прощание Регула с гражданами Рима» и «Камилл избавляет Рим от галлов».

В 1784–1785 годах Козловский выполнил большую мраморную статую Екатерины II в образе Минервы - богини мудрости. Здесь скульптор воплощает представления просветителей об идеальном монархе - защитнике отечества и мудром законодателе. Эта работа принесла скульптору широкую известность и признание со стороны современников.

Аллегорический смысл имеет и другая статуя Козловского - «Бдение Александра Македонского». Как отмечает В. Н. Петров:

«Скульптор проявил здесь талант меткого наблюдателя, умеющего остро подметить в натуре и выразить в искусстве живое состояние, задуманное для характеристики образа.
Только при круговом обходе статуи до конца раскрывается очарование прекрасного юношеского тела Александра, а многочисленные декоративные детали, украшающие статую, связываются в единое, чётко продуманное целое. Козловский добивается одновременно и пластической цельности образа и логической ясности своего подробного, насыщенного историческими намёками рассказа об Александре Великом».

В конце восьмидесятых годов Козловский был уже широко признанным, прославленным мастером. Но, закончив очередные заказы, скульптор в начале 1788 года принял решение вновь начать учиться и ехать за границу «для вящего приобретения познаний в своём художестве», как отмечено в протоколе академического совета.

В Париже скульптор создаёт статую «Поликрат», к которой один из критиков удачно применил слова великого Гёте, сказанные ранее об античном «Лаокооне»: «Это запечатлённая вспышка молнии, волна, окаменевшая во мгновение прибоя».

В «Поликрате» ярко показано последнее, предсмертное напряжение жизненных сил умирающего, последний порыв в борьбе жизни со смертью.

В 1790 году Козловский вернулся на родину. Через два года он создаёт одну из своих прекрасных идиллических скульптур - статую «Спящий Амур».

Фигура Амура находится в сложном, напряжённом движении. Кажется даже, что это противоречит избранному скульптором мотиву сна Козловский, стремясь воплотить характер и внутреннюю жизнь чувства, придал своему герою выражение лирической мечтательности и томной усталости.

Цикл идиллических образов Козловского завершает небольшая мраморная статуя Психеи (1801), которую все исследователи упоминают в ряду его самых прекрасных созданий.

«Нарушая иконографическую традицию, - пишет В. Н. Петров, - восходящую к знаменитой античной группе „Амур и Психея“ (Капитолийский музей в Риме) и развитую Рафаэлем во фресках Фарнезины, Козловский изобразил Психею не прекрасной девушкой, а маленькой девочкой, с ещё несформировавшимся ребяческим тельцем и миловидным, но совсем детским лицом. Так в скульптуре русского мастера переосмысливается античная символика: образ Психеи-души приобретает реальный, почти жанровый характер, а изображение мотылька утрачивает своё символическое и мистическое значение, становясь простой сюжетно-декоративной деталью».

Одновременно с произведениями идиллического цикла Козловский создавал рельефы, статуи и скульптурные группы. Темы их были взяты из античной мифологии или отечественной истории. Лучшие скульптуры как раз и принадлежат к этому новому героическому циклу.

С 1796 года Михаил Иванович берётся за работу над обширной серией скульптурных эскизов на темы Троянской войны, а также подвигов Геракла и Тезея. Весь «Троянский» цикл отмечен поисками монументальности, составляющими существенную новую черту в развитии творчества скульптора. Однако всё это не идёт в ущерб реалистической ясности и живой выразительности образов. Произведения, созданные в середине девяностых годов, выглядят более строгими и внутренне цельными, более сдержанными в выражении чувства. Отсюда прослеживаются пути к монументальной пластике «Суворова» (1800–1801) и «Самсона» (1802). Работа над памятником Суворову началась ещё при жизни Александра Васильевича, в 1799 году. Только что закончились знаменитые итальянские походы, увенчав неувядаемой славой русскую армию и полководческий талант Суворова. Семидесятилетний генералиссимус поразил весь мир беспримерным в истории героическим переходом русских войск через Альпы. «Русский штык прошёл через Альпы», - стали говорить с тех пор. Русские войска в 63 битвах не потерпели ни одного поражения и захватили 619 неприятельских знамён.

Великий полководец представлен в образе рыцаря. Для верного понимания статуи, созданной Козловским, необходимо не терять из виду одну существенную особенность замысла: в ту пору, когда художник приступал к своей работе, он не имел в виду ставить памятник в том смысле, какой обычно придаётся этому термину, - он создавал прижизненный триумфальный монумент. Тема была строго обусловлена заказом. Задача скульптора сводилась к тому, чтобы прославить Суворова как героя войны в Италии. Не своеобразие душевного облика великого полководца и не деяния его долгой и героической военной жизни, а только подвиги в период итальянской кампании могли быть отражены в статуе Козловского.

Уже с самого начала работы над статуей Козловский обратился к языку аллегории. Он желал создать не портрет, а символическое изображение, в иносказательной форме прославляющее Россию и её великого полководца.

На круглом постаменте - лёгкая, стройная фигура воина в доспехах, юного, мужественного, полного силы и стремительного движения. Это римский бог войны Марс. Решителен жест правой руки, в которой он держат обнажённый меч. Плащ энергично отброшен за спину. Уверенность, непреклонность, всепобеждающая воля мастерски переданы в фигуре; красивое мужественное лицо, гордая посадка головы дополняют этот идеализированный образ «бога войны».

Воин прикрывает щитом стоящий позади него жертвенник, на котором папская тиара, Сардинская и Неаполитанская короны. Их символический смысл - победы русского оружия, одержанные под руководством Суворова, защищавшего интересы трёх аллегорически представленных в памятнике государств. Женские фигуры на боковых гранях жертвенника символизируют человеческие добродетели: веру, надежду, любовь.

Фигура воина удачно согласуется с великолепно найденными пропорциями постамента. На его лицевой стороне - гении славы и мира скрестили пальмовую и лавровую ветви над щитом с надписью; щит словно опирается на военные трофеи - знамёна, пушки, ядра. Ограда вокруг памятника состоит из соединённых цепями бомб, из которых вырываются языки пламени.

Всё здесь наполнено иносказательным смыслом. И лишь надпись на постаменте «Князь Италийский, граф Суворов Рымникский» убеждает нас, что это памятник великому русскому полководцу.

Однако мысль о портретном сходстве вовсе не была чужда скульптору. Ведь речь шла не только о прославлении побед русского оружия - речь шла о заслугах самого Суворова, и современники должны были узнавать его в статуе.

Портретное сходство отчётливо заметно в изображении, созданном Козловским. Художник передал удлинённые пропорции лица Суворова, его глубоко посаженные глаза, крупный нос и характерный разрез старческого, чуть запавшего рта. Правда, как и всегда у Козловского, сходство остаётся отдалённым. Образ Суворова идеализирован и героизирован. Но, жертвуя внешней портретной точностью, скульптор сумел раскрыть и выразить самые существенные черты душевного облика национального героя Решительное и грозное движение фигуры, энергичный поворот головы, властный жест руки, заносящей шпагу, хорошо передают всепобеждающую энергию и непоколебимую волю Суворова. В патриотической статуе Козловского есть высокая внутренняя правда.

Этот памятник ещё не был завершён, когда Козловскому пришлось принять участие в исполнении новых замыслов, таких же грандиозных по масштабам.

К обновлению скульптуры Большого петергофского каскада были привлечены лучшие русские мастера - Шубин, Щедрин, Прокофьев и Рашетт. Работы начались весной 1800 года и завершились спустя шесть лет.

Козловскому отводилась главная роль. Он создал группу «Самсон, раздирающий пасть льва», занимающую центральное место в идейном замысле ансамбля Большого каскада.

Как пишет В. Н. Петров:

«Создавая скульптурную группу, Козловский воспользовался старинной аллегорией, возникшей ещё в петровское время. Библейский Самсон, разрывающий пасть льва, отождествлялся со святым Сампсонием, которого в XVIII веке считали покровителем России. В день празднования памяти этого святого, 27 июня 1709 года, была одержана победа над шведами под Полтавой. В искусстве петровской эпохи Самсон олицетворял победоносную Россию, а лев (государственный герб Швеции) - побеждённого Карла XII.
Козловский воплотил эти символы в грандиозном скульптурном произведении. Могучее тело Самсона с титанически напряжёнными мышцами было изображено в энергичном, но сдержанном движении. Фигура героя развёртывалась в пространстве как бы по спирали: изогнув корпус, слегка склонив голову и резко отведя ногу назад, Самсон обеими руками раздирал львиную пасть.
Исследователи справедливо указывали на близость „Самсона“ к образам искусства Микеланджело. Но в идейно-образном содержании группы, в глубоком патриотическом чувстве, которое выражено в этой статуе Козловского, можно заметить отдалённые отзвуки совсем иной традиции».



Top