Краеведческий проект памятник значит память. Проект: Памятники поселка Борисовка

Данные об авторе

Моисеева Наталья Владимировна

Место работы, должность:

г Советская Гавань, МБУОО ООШ №2, учитель

Хабаровский край

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Все уровни образования

Целевая аудитория:

Все целевые аудитории

Класс(ы):

Все классы

Предмет(ы):

Внеклассная работа

Предмет(ы):

Внешкольная работа

Предмет(ы):

История

Предмет(ы):

Краеведение

Предмет(ы):

Мировая художественная культура

Предмет(ы):

Обществознание

Предмет(ы):

Окружающий мир

Предмет(ы):

Социология

Цель урока:

Цель проекта:

Цель педагога

Задачи проекта: Участвуя в этом проекте мы хотим :

    развивать в себе исследовательские умения (планирование работы; поиск, сбор и обработка информации;умение проводить социологический опрос (анкетирование) и анализировать его результаты; умение работать в парах и группах…);

    собрать воспоминания своих родных и близких о Великой Отечественной войнесборник сочинений «Спасибо деду за Победу!»;

    внести личный вклад в сохранение иблагоустройство территории Памятной стелывоинам-заводчанам, погибшим в Великой Отечественной войне;

Используемая методическая литература:

Источники информации:

1. Бессолицына Т.С., Григорова Л.С. Память в металле и граните. Хабаровск. 2000. 2. Шевченко Е. Память, застывшая в камне… Хабаровская краевая тепография.2014 г

3. Материалы архивов районного краеведческого музея им. Н. Бошняка, школьного музея «Музей Добра и Милосердия»

4. Источники интернета:

Краткое описание:

Социальный проект учащихся начальной школы, посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне. Поисковая работа по восстановлению фамилий работников СРЗ ММФ, погибших в годы войны, сбору и обработке информации о памятниках защитникам Отечества. Работы участников литературного конкурса "Спасибо деду за Победу"

Введение. Актуальность . Цели, задачи проекта.

1. Выбор проблемы

1.1. Цель и задачи этапа

1.2. Анализ ситуации

1.3. Итоги социологического опроса по выбранной проблеме

1.4. Вывод.

2. Сбор информации (исследование проблемы)

2.1. Цель и задачи этапа

2.2. Юридическая база решения проблемы

2.3 Изучение и анализ различных источников информации по интересующей проблеме

2.4. Итоги социологического опроса

2.5. Итоги встречи с компетентными специалистами

3. Наш путь (Разработка собственного варианта решения проблемы)

3.1. Цель и задачи этапа

3.2. Идеи участников проекта

3.3. План работы

3.4. Мы взаимодействуем (соучастники проекта)

3.5. Смета проекта

3.6. Оценка рисков

3.7. Ожидаемые результаты нашего проекта :

3.8. Показатели эффективности проекта

4. Реализация плана действий.

4.1. Цель и задачи этапа

4.2. Уже сделали…

4.3. Выводы

Заключение. Дел впереди много…

Источники информации

Приложение

Введение

Вы в бронзе и в камне застыли,

Сквозь время взирая на нас.
Вы жизнью своей заплатили
За то, чтоб мы жили сейчас

Актуальность проекта

Уже 70-ый раз пришла на нашу землю мирная весна. 9 мая вся страна будет отмечать великий праздник - День Победы, 70-летие окончания Великой Отечественной войны!

Из века в век сыновья земли русской сражались за свою Родину, защищали её от врагов иноземных. Славились русские воины силушкой богатырской да удалью, храбростью да мужеством. Любовью к родному краю, к своей прекрасной Родине. О таких воинах народ слагал сказания и былины. Колокола храмов гремели в честь победы Александра Невского на Чуд-ском озере, в честь победы Дмитрия Донского на Куликовом по-ле, Петра Великого под Полтавой, Кутузова в 1812 году. Гремели победные салюты и на Красной площади в мае 1945 года.

В годы Великой Отечественной войны пополнили ряды Красной Армии и 6430 совгаванцев. Первыми добровольно ушли на фронт 80 рабочих нашего судоремонтного завода.

Огромную цену заплатили народы мира за победу над фашизмом - общие потери населения всех стран составили 50 миллионов человек, из них более 27 миллионов - советский народ. Наших земляков тоже коснулось эхо тех огненных лет. Более 2500 наших земляков не вернулись с поля боя. Мы низко склоняем головы перед памятью прошлого, перед нашими великими предками. Их пример учит нас, детей сегодняшней России, любить свою страну так, как любили её наши прадеды.

Все дальше уходят от нас грозные годы Великой Отечест-венной войны. Памятники Солдату - освободителю стоят по всей территории России и за ее пределами. Вечные огни и большие мемориалы, скромные памятники и мемориальные доски - все это символ признания участникам Великой Отечественной. Память о них жива!

Но знаем ли мы страницы истории Великой Отечественной войны, знаем ли имена тех, кто отдал свои жизни за наше мирное детство?

Проблема : к сожалению, мы очень мало знаем о наших земляках, героях Великой Отечественной войны, о памятниках, возведенных в их честь. А мы должны внести свой вклад в сохранение в памяти поколения героического подвига участников Великой Отечественной Войны. В этом году решили изучать памятники защитникам Отечества. Так родился наш проект «Одетые в гранит и бронзу».

Мы, правнуки тех, кто сражался на той войне, решили собрать материал о памятниках воинам-героям, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, и рассказать об этом ученикам других классов нашей школы.

Изучение памятников города и района, истории их создания, позволит нам прикоснуться к прошлому, почувствовать причастность к истории нашей страны, стать достойным наследником лучших традиций родного края.

Девиз проекта :

Основополагающие вопросы :

  • Почему мы не вправе забывать тех, кто отстоял для нас Великую Победу ?
  • Что могут рассказать памятники о героическом прошлом нашего народа?
  • Что мы можем сделать для сохранения памяти о героическом прошлом нашего народа?

Цель проекта: мы хотим внести личный вклад в сохранение в памяти подрастающего поколения героического подвига участников Великой Отечественной Войны.

Цель педагога : Инициация социально-значимой деятельности обучающихся по формированию основ гражданской.

Задачи проекта: Участвуя в этом проекте мы хотим :

  • привлечь внимание школьников к решению проблемы сохранения памяти о героической истории нашего народа;
  • развивать в себе исследовательские умения (планирование работы; поиск, сбор и обработка информации; умение проводить социологический опрос (анкетирование) и анализировать его результаты; умение работать в парах и группах…);
  • познакомиться с историей сооружения обелисков и памятников, увековечивающих память участников Великой Отечественной войны;
  • создать сборник материалов «Память, застывшая в камне…»;
  • разработать виртуальную модель экскурсии о Памятной стеле воинам-заводчанам, погибшим в Великой Отечественной войне;
  • собрать воспоминания своих родных и близких о Великой Отечественной войне и создать сборник сочинений «Спасибо деду за Победу!»;
  • весь собранный материал передать в школьный музей;
  • встретиться с Еленой Шевченко, автором книги «Память, застывшая в камне…», бабушкой Никиты Кулакова, ученика нашего класса;
  • внести личный вклад в сохранение и благоустройство территории Памятной стелы воинам-заводчанам, погибшим в Великой Отечественной войне;
  • почувствовать гордость за свою Родину, свой город, личную ответственность за свои поступки.

Участвуя в этом проекте, мы хотим сами и с помощью учителя и родителей научиться проектной деятельности. Мы знаем, что эти умения очень пригодятся нам в жизни. Мы верим, если приложить наши исследовательские умения, нашу активность, то любое дело можно завершить успешно, т.е. достигнуть положительного результата. Главное - захотеть!

Срок реализации проекта : 4 месяца (февраль - май 2015 г.)

Этапы работы над проектом :

1. Подготовительный. Выявление проблемы, определение темы, постановка целей и задач (февраль 2015 г.)

2. Проектировочный. Анализ проблемы; анализ и обработка информации; планирование (февраль 2015 г.)

3. Практический. Реализация проекта (февраль - май 2015 г.)

4. Аналитико-коррекционный. Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений (март - май 2015 года)

5. Заключительный этап. Оценка результатов (май 2015 г.)

Формы работы: встречи с ветеранами, членами их семей; занятия факультативов «Я и мой край» и «Я - исследователь» на базе районного краеведческого музея; работа с различными источниками информации (подбор и систематизация); экскурсии; создание презентаций и текстовых материалов; оформление Уголка памяти в классной комнате; акции; социологический опрос; подготовка гидов; сотрудничество и консультации со специалистами.

Участвуя в этом проекте, мы планируем получить следующие результаты:

  • познакомились со страницами истории Великой Отечественной войны, примерами героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины;
  • привлечено внимание учащихся нашей школы к решению проблемы сохранения памяти о героической истории нашего народа;
  • продолжено развитие наших поисково-исследовательских умений;
  • изучен материал об истории сооружения обелисков и памятников, увековечивающих память участников Великой Отечественной войны;
  • разработана виртуальная модель экскурсии о Памятной стеле воинам-заводчанам, погибшим в Великой Отечественной войне;
  • собраны воспоминания родных и близких о Великой Отечественной войне и создан сборник сочинений «Спасибо деду за Победу!»;
  • весь собранный материал передан в школьный музей;
  • встретились с Еленой Шевченко, автором книги «Память, застывшая в камне…», бабушкой Никиты Кулакова, ученика нашего класса;
  • внесли личный вклад в сохранение и благоустройство территории Памятной стелы воинам-заводчанам, погибшим в Великой Отечественной войне;
  • в проекте приняли участие не менее 50% учащихся класса и 20% родителей;
  • появилось осознанное уважительное отношение к памяти павших и желание возложить цветы к Памятникам погибшим в годы войны

Продукты проекта:

  • материалы виртуальной экскурсии к Памятной стеле воинам-заводчанам, погибшим в Великой Отечественной войне (текст, презентация);
  • уточненный список заводчан, погибших в годы войны
  • сборник сочинений «Спасибо деду за Победу!»;
  • сборник материалов «Память, застывшая в камне…»;
  • Памятка юному исследователю «Как описать памятник. Паспорт памятника».

Способ хранения информации о проекте: собранный материал о памятниках станет основой для будущей экспозиции в школьном музее.

Оценка успеха работы над проектом:

Что оцениваем?

Занятость школьников в проекте

в проекте примут участие учащихся класса и 20% родителей

Эстетичность оформления

Все созданные материалы эстетично оформлены

Трансляция опыта

Проведено не менее двух виртуальных экскурсий;

Публикации материалов на страницах школьного сайта, школьной и районных газет;

Все собранные и обработанные материалы (продукты проекта) переданы в школьный музей

Приобретение навыков социального общения со взрослыми

Совместные мероприятия с родителями, социальными партнерами, специалистами

Безопасность

Все трудовые десанты проведены с соблюдением техники безопасности

Ключевые слова: РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО, ПАТРИОТИЗ

1. Выбор проблемы

Главная цель данного этапа: обсудить наиболее важные проблемы у нас в школе и выбрать наиболее значимую, которую будет решать.

Для выявления проблем, нам предстояло решить следующие задачи :

Обсудить и проанализировать имеющиеся в нашей школе проблемы;

Рассмотреть выявленные проблемы и выделить самую важную;

Провести опрос учащихся, педагогов, родителей по данной проблеме.

Анализ ситуации

В этом году 9 мая вся страна отмечает 70-летие окончания Великой Отечественной войны. Но всё ли мы знаем об этих страницах нашей истории? Знаем ли мы о тех, кто отдал свои жизни за наше мирное детство?

Проблема : хотя этой темой мы интересуемся с 1 класса (смотрели и обсуждали фильмы о войне, встречались с ветеранами), но, к сожалению, очень мало знаем о героях Великой Отечественной войны нашего города, о памятниках, возведенных в их честь.

В прошлом году, проводя исследование «Моя родословная», мы узнали, что и наши прадеды тоже были участниками Великой Отечественной войны. Многие из них не вернулись с поля боя.

Уходят из жизни ветераны. Вот и Голубых А.К., с которым мы встречались, уже нет. Возникает главный вопрос: «Как же сохранить память о наших героях?» Наша задача не оставаться равнодушными. В память о тех, кто защищал нашу Родину от врагов, мы решили продолжить исследовательскую работу. Мы должны внести свой вклад в сохранение в памяти поколения героического подвига участников Великой Отечественной Войны. Мы решили - в этом году будем изучать памятники защитникам Отечества. Так родился наш проект «Одетые в гранит и бронзу». Родители поддержали нас.

Мы считаем, что эта проблема требует решения, и мы постараемся с ней справиться. С нами согласились другие ученики школы и родители.

Мы провели социологический опрос по проблеме. (Приложение 1)

Социологический опрос

«Никто не забыт, ничто не забыто…»

Количество

Актуальность проблемы

Необходимость решения проблемы

Почему мы не вправе забывать тех, кто отстоял для нас Великую Победу

Учащиеся

38ч. (62,3% опрошенных)

100% опрошенных высказались за актуальность поднимаемой проблемы

100% опрошенных высказались за обязательность решения данной проблемы

Чтобы такое не повторилось - 10 ч. (16,4%)

Дали нам возможность жизнь - 26 ч. (43%)

Защитили нашу Родину и установили мир - 29 ч. (47,5%)

Педагоги

9 ч. - (14,8%)

Родители

9 ч. - (14,8%)

Другие работники школы

Опрос показал, что 100% опрошенных (61 человека) считают, что мы не вправе забывать тех, кто отстоял для нас Великую Победу. Из них 60 человек (98%) высказали свои предположения по её решению. При этом лишь 16 опрошенных (26%) знают памятники воинам Великой Отечественной войны, расположенные в нашем городе и 8 человек (13%) - в районе. Знают родственников, участвовавших в той страшной войне только 37 человек (60,7%). (Приложение 1)

ВЫВОД : В результате опроса школьников, педагогов, родителей мы сделали вывод, что проблема сохранения памяти о защитниках Отечества актуальна, потому что 100% опрошенных высказали это мнение

2. Сбор информации

(исследование проблемы)

Главная цель данного этапа: исследовать нашу проблему, собрать как можно больше информации по возможным вариантам её решения

Наши шаги:

1. Изучить законодательную и нормативно-правовую базу проблемы;

2. Провести социологический опрос;

3. Проанализировать различные источники информации по интересующей нас проблеме;

4. Провести встречу с компетентными специалистами.

Почему мы не вправе забывать тех, кто отстоял для нас Великую Победу? Почему эта проблема остаётся актуальной на данный момент? В чем ее важность? Что могут рассказать памятники о героическом прошлом нашего народа? Что мы можем сделать для сохранения памяти о героическом прошлом нашего народа? Такие вопросы встали перед нами, после того, как была выбрана проблема, над которой предстояло работать. Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно было собрать и проанализировать разные источники информации по заинтересованной нас проблеме.

Своё исследование мы начали с изучения законодательной базы проблемы . (Приложение 2) Мы познакомились с документами:

Федеральный закон "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ

Декларацией прав человека;

Конституцией Российской Федерации;

Конвенцией о правах ребёнка;

Законом об образовании;

Закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры»

Уставом школы.

В результате этой работы мы убедились, что имеем право :

1. Свободно выражать свои взгляды по интересующим нас вопросам;

2. Искать, получать информацию из различных источников, особенно информацию и материалы, которые направлены на содействие благополучию и здоровью не только детей, но и местных жителей;

3. На свободу мирных собраний (т. е. создавать инициативные группы и реализовывать социальные проекты);

4. На обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;

5. На участие в опросе граждан.

А еще мы обязаны :

1. Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

2. Защищать Отечество. Это долг и обязанность гражданина Российской Федерации.

Вывод: Проанализировав документы, мы пришли к выводу, что разработка и реализация социального проекта разрешены законом.

У своих родителей мы взяли разрешение на участие в этом проекте (на работы по благоустройству).

Затем мы определили источники информации , из которых можно узнать полезные сведения об исследуемой проблеме. Это средства массовой информации (газеты, журналы); телевидение, специальная литература, интернет. Кроме того это наш школьный музей «Музей Добра и Милосердия», районный краеведческий музей имени Н.К. Бошняка. А бабушка нашего Никиты написала книгу о памятниках нашего города и района. Со всеми этими источниками информации нам предстояло поработать.

Приступили к работе. Нашли много интересных идей. Оказывается, не только мы обеспокоены этой проблемой. Многие дети и взрослые хотят, чтобы память об участниках Великой Отечественной войны осталась в памяти будущих поколений.

Много хороших идей высказали дети и взрослые в анкетировании

Вопрос: Как Вы думаете, что мы можем сами сделать?

Предложения: Встретиться с ветеранами и их родственниками; поздравить их с праздником Победы, оказать помощь; рассказывать младшим и своим детям о войне, о подвигах народа; воспитывать в себе силу духа, физические данные, чтобы в трудную минуту встать на защиту Родины; читать книги, смотреть фильмы, принимать участие в мероприятиях, посвященных памятной дате; с уважением относиться к старшим; изучать свою родословную; беречь семейные реликвии; навести порядок у памятников, посадить цветы; изучить историю возникновения памятников и рассказать о ней школьникам; собрать материал и написать сочинения о наших родственниках - участниках войны, весь собранный материал передать в наш школьный музей, можно сделать лавочки на территории памятника изучать историю, проводить исследования, общаться и ухаживать за памятниками; в торжественные дни возлагать цветы)…

Вывод: итоги опроса показали, что многое мы можем сделать своими руками, а взрослые и старшие товарищи готовы нам помочь.

Итоги встречи с компетентными специалистами

А еще мы обратились за помощью в подборе материалов к Дунайцевой И.В., методисту районного краеведческого музея и Паневой В.П., руководителю школьного музея. Директор школы Нечай Л.Б. и завхоз школы Потемкина Н.В. обещали помочь нам инвентарем для работы по благоустройству мест, где располагаются памятники. А наши родители помогут нам купить цветы для возложения их к памятникам героев войны в праздничные даты и вместе с нами примут участие в субботнике. А Ирина Владимировна и Валентина Петровна помогут в работе с источниками информации.

Вывод: Мы верим, если приложить наши исследовательские и творческие возможности, нашу активность, то это дело можно завершить успешно, т.е. достигнуть положительного результата. Главное - захотеть!

В прошлом году получилось! Вместе с родителями и школьниками других классов мы создали площадку для отдыха на школьном дворе.

3. Наш путь

(Разработка собственного варианта решения проблемы)

На данном этапе мы должны определить основные шаги, которые потребуются для претворения в жизнь нашего проекта.

Наши шаги :

Обсудить варианты решения проблемы;

Составить план работы по его реализации;

Сначала мы разделились на группы и стали нарабатывать свои пути решения проблемы. После обсуждения составили план реализации проекта (Приложение 3).

Планируя работу над проектом, мы поняли, что нам нужна помощь родителей и старшеклассников. Попросим их о помощи. Уверены, они нам не откажут и тогда участниками проекта могут стать: ученики нашего класса; другие ученики школы; воспитанники ГПД; воспитанники лагеря с дневным пребыванием; педагоги; родители; добровольцы из числа выпускников школы, жителей близлежащих домов.

Затраты проекта. Мы попробовали провести расчеты и определили, что наш проект требует минимальных затрат . В основном нам нужны будут деньги на бумагу, краску для распечатки материалов. Все остальное можно сделать самостоятельно. Семена цветов для клумб мы попросим у родителей и бабушек. Инструменты нам предоставит школа, часть принесем из дома. Самое затратное - это скамейки. Думаем, что напишем письмо в Администрацию города с просьбой изготовить и установить скамейке у памятной стелы заводчанам, погибшим на фронтах войны.

Где же взять необходимую сумму?

Необходимые денежные средства попросим у родителей. Сами пока заработать не можем.

Вывод: Для реализации проекта не требуется много средств. Объединив усилия учащихся, родителей, учителей можно выполнить поставленные задачи.

Оценка рисков

Риск проекта - это опасность для успешного осуществления проекта.

Больших рисков в нашем проекте нет. Это могут быть только риски, связанные с денежными средствами. В остальном, мы надеемся на наши собственные силы.

Вывод: мы надеемся, что все продукты нашего проекта, которые мы создадим, будут эстетично оформлены, а самое главное - ими смогут пользоваться педагоги и школьники при подготовке к урокам и мероприятиям. Кроме того, у всех участников проекта появится уважительное отношение к памяти павших и желание возложить цветы к Памятникам воинам, погибшим в годы войны

4. Мы действуем

Цель этапа:

Начать реализацию плана действий. Попробовать свои силы в организаторской деятельности.

Наши шаги:

Нами уже сделаны первые шаги по реализации нашей программы и уже есть результаты.

Мы провели социологический опрос, исследовали материалы Интернета, СМИ, книги, архивы музеев.

Мы узнали, что на фронтах Великой Отечественной войны сражались 80 тысяч жителей Хабаровского края . 6430 совгаванцев ушли на фронт защищать Родину. В первые дни добровольцами ушли 80 работников завода СРЗ ММФ. Из рассказа Кондратьева М.Ф. мы узнали, что потом - целый год, почти никого из заводчан не забирали. Каждый рабочий был на счету. Завод ремонтировал военные суда.

Страна высоко оценила мужество и героизм военнослужащих Дальнего Востока. Более 300 тысяч из них были удостоены орденов и медалей. Из их 7000 человек - совгаванцы. Это те, кто ушел на фронт из нашего города и те, кто остался у нас после войны с Японией и прожил здесь долгие годы. За героическое участие в боях 80 жителей Хабаровского края удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Не все фронтовики вернулись с полей сражений. 47 тысяч жителей Хабаровского края отдали жизнь за эту победу. Среди них 2500 наших земляков.

Из материалов сайта Администрации Хабаровского края и портала «Губерния» мы узнали, что сегодня в нашем крае проживают свыше 9 тысяч ветеранов Великой Отечественной войны. В том числе около 1,5 тысяч инвалидов и участников войны и более 7 тысяч тружеников тыла.

Ветераны, проживающие в Хабаровском крае

Участники войны

Труженики тыла

Ветераны, проживающие в Советско-Гаванском районе

Более 9000 человек

Около 1.500

Более 7.000

10 144 ветерана

10 313 ветерана

Более 12.000

Сегодня в нашем городе проживают только 17 ветеранов Великой Отечественной войны. Двое из них - заводчане: Алексахин Владимир Никонорович и Каримуллина Раиса Гайфетдиновна. Большинство из них участвовали в войне с Японией. Мы благодарны каждому ветерану за боевой и трудовой подвиг и гордимся ими! Их осталось совсем немного, тех, кому мы обязаны жизнью, тех благодаря кому мы живем.

Память о наших земляках - победителях увековечена в более 130 мемориалах и обелисках края. Героям боевых подвигов в нашем Советско-Гаванском районе установлено 8 памятников. Они - свидетельства благодарности людей своим освободителям. Мы собрали материал об этих памятниках, составили сборник «Память, застывшая в камне» и уверены, что он будет полезен школьникам и учителям (Приложение 7, 8, 10). По собранному материалу мы составили виртуальную экскурсию к Памятнику-стеле работникам СРЗ ММФ, погибшим в годы Великой Отечественной войны (Приложение 7).

Вместе с Ириной Владимировной Дунайцевой, методистом районного краеведческого музея, мы побывали на экскурсии по памятным местам нашего города (Приложение 9). Встретились с ветераном Великой Отечественной войны Голубых Анатолием Кузьмичем.

Памятники и обелиски ставят героям. И мы их должны знать! Изучая свою родословную мы узнали о наших родственниках, участниках Великой Отечественной войны и в этом году приняли участие в акции «Спасибо деду за Победу». 19 ребят нашего класса написали сочинения о своих прадедах. (Приложение 11)

Мы встретились с Кондратьевым Михаилом Фёдоровичем. (Приложение 9). Сколько он знает о ветеранах войны! Он настоящий исследователь. Михаил Фёдорович выяснил, что, оказывается, не все фамилии погибших заводчан указаны на мемориальной доске. Сейчас мы работаем над уточнением данных о заводчанах ушедших на фронт. Уже нашли 25 фамилии, которых нет на мемориальной доске памятника. Работая с сайтом «ОБД Мемориал» и Книгами Памяти уточнили фамилии и отчества работников завод, ушедших на фронт. Список передали в районный Совет ветеранов (Приложение 7).

А еще Михаил Фёдорович талантливый и творческий человек - пишет стихи, моделирует памятники. Мы узнали, что именно он является техническим руководителем проекта Мемориала жителям посёлка Нельма, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Сегодня Михаил Федорович готовит новый памятник - жителям п. Ситуан, ушедшим на фронт.

Кроме того, мы участвовали в конкурсе стенгазет, в школьном конкурсе инсценированной военной песни. Нашли и исполняли частушки военного времени.

Мы узнали, что к 70-летию великой Победы Правительство нашего Хабаровского края проводит чествования ветеранов Великой Отечественной войны. Глава края Вячеслав Шпорт торжественно вручает юбилейные медали к 70-летию Победы (Приложение 6).

На основании собранных материалов уже создали следующие продукты :

  • сборник материалов «Память, застывшая в камне…» (Приложение 10);
  • материалы виртуальной экскурсии к Памятной стеле воинам-заводчанам, погибшим в Великой Отечественной войне (текст, презентация) (Приложение 10);
  • обновленный список работников завода СРЗ ММФ, погибших на фронтах войны (Приложение 10);
  • сборник сочинений «Спасибо деду за Победу!» (Приложение 11);
  • памятка юному исследователю «Как описать памятник. Паспорт памятника» (Приложение 4,5).

Кроме того, мы учились работать с различными источниками информации, работали с фондами школьного и районного музеев (Приложение 9).

В нашем крае 584 памятника истории, архитектуры, монументального искусства и 728 — археологии. Память о наших земляках - победителях увековечена в более 130 мемориалах и обелисках (данные 2011). И все необходимо сохранить для потомков. 18 апреля отмечается Международный день памятников и исторических мест. Мы обязательно примем участие в этом празднике. Проведём субботник у Памятника работникам СРЗ М МФ, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Вывод: еще многое предстоит сделать, вместе дружно справимся с работой.

Заключение

Проходят годы. Все дальше отдаляется то время, когда окончилась война. С каждым годом остается все меньше ветеранов, прошедших ее. Но памятники, посвященные людям, погибшим в годы Великой Отечественной войны, памятники тем, кто трудился в тылу, напоминают нам, ныне живущим, о той цене, что заплатила наша страна за мир на земле.

Люди не должны забывать, какой ценой достается мир. А значит, нужно знать и изучать историю Родины. Помнить тех, кто ковал победу на фронте и в тылу, кто шел к ней и пал в борьбе за Отечество, ныне живущих ветеранов Великой Отечественной войны, - необходимо, ради нашего мирного будущего.

Изучение памятников города и их истории позволило нам прикоснуться к прошлому, почувствовать причастность к истории нашей страны, стать достойным наследником лучших традиций родного края.

В городах и малых населенных пунктах нашего края установлено множество мемориальных комплексов и досок, обелисков, посвященных землякам-защитникам Отечества в Великую Отечественную войну, участникам Гражданской войны и локальных военных конфликтов. С течением времени открываются новые памятники, а сведения о некоторых мемориалах теряются, имена воинов-героев становятся неизвестными для юного поколения.

Оказывается, не только мы обеспокоены тем, чтобы память о героях - защитниках Отечества осталась для будущих поколений. Пять лет назад в нашем крае стартовала патриотическая акция «Имя на обелиске», которая посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Итогом работы участников акции станет виртуальная карта-схема памятных мест военной истории Хабаровского края, которая будет доступна в сети Интернет на информационно-образовательном портале "ПроОбраз27" 30 апреля. Жалко, что мы не успели принять участие в этой акции. Но, мы думаем, что работая над проектом «Одетые в гранит и бронзу», мы внесли свой вклад в общее дело…

Наш проект «Одетые в гранит и бронзу» еще не закончен, но уже сегодня мы можем подвести некоторые итоги. Нами уже достигнуты ожидаемые результаты:

  • мы познакомились со страницами истории Великой Отечественной войны, примерами героизм и мужества наших земляков в борьбе за свободу Родины;
  • проект помог нам развить наши исследовательские умения;
  • изученный материал об истории сооружения обелисков и памятников, увековечивающих память участников Великой Отечественной войны был переработан и на его основе созданы продукты проекта (5 штук); весь собранный материал эстетично оформлен и передан в школьный музей;
  • мы приняли участие в двух творческих конкурсах (20 человек - весь класс);
  • в целом в проекте приняли участие 100% учащихся класса и 53% родителей (больше, чем планировали).

Кроме того, проект помог нам обрести уверенность в собственных силах, мы учимся общаться со взрослыми. Сегодня у большинства из нас сложилось уважительное отношение к памяти павших. Мы хотим возложить цветы к Памятникам воинам, погибшим в годы войны.

Мы, правнуки тех, кто сражался в той войне, кто не щадил своей жизни, ради светлого будущего, тех, кто подарил нам мир. На деле мы убедились, что можем внести свой вклад в сохранение памяти о героическом подвиге участников Великой Отечественной Войны. Мы - поколение ныне живущих, можем и должны бережно хранить культурное наследие прошлого.

Дальнейшее развитие проекта .

На этом наша работа не закончится. Мы продолжим изучать страницы истории военного времени, продолжим собирать материал о людях войны и памятниках, воздвигнутых в их честь. В апреле - мае нам предстоит провести трудовые десанты в сквере у памятника заводчанам, погибшим в годы войны. Наши экскурсоводы готовят проведение виртуальной экскурсии для учащихся начальных классов школы. Еще предстоит опубликовать часть материалов на страницах школьного сайта, школьной и районных газет. Намечена встреча с Еленой Шевченко, автором книги «Память, застывшая в камне…» (Пока её нет в городе)

В следующем году мы продолжим работу над проектом. Будем собирать материал о городах героях

Давно закончилась война -

Ряды редеют ветеранов -

Но снится по ночам она,

И ноют к непогоде раны.

Поклон примите низкий наш

За подвиг неоплатный ваш,

За то, что мы теперь живем,

И вы для нас пример во всем!

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Заводоуспенская средняя общеобразовательная школа № 23

Тугулымский городской округ Свердловская область

ПРОЕКТ

ИСТОРИЯ ПАМЯТНИКА

Районная научно-практическая конференция обучающихся

Тугулымского городского округа в 2014-2015 учебном году

Кузнецова Надежда Сергеевна,

ученица 1 класса

МКОУ Заводоуспенская СОШ №23

Руководитель:

Кузнецова Оксана Николаевна,

зам. директора по УВР, учитель истории

МКОУ Заводоуспенская СОШ №23

п. Заводоуспенское 2015 г.

1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..........3

1.1. Постановка проблемы.……………………………………………………………..3

1.2. Цели, задачи, методы исследования……………………………………………....3

1.3. Актуальность работы………………………………………………………………4

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………5

2.1. Механизм реализации проекта…………………………………………………….5

2.2. Ожидаемые результаты…………………………………………………………….6

2.3. История вопроса……………………………………………………………………6

2.4. Социологические опросы………………………………...…………………………8

3. ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….9

4. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………10

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Постановка проблемы.

В этом году весь мир и особенно наша страна отмечает годовщину Великой Победы над фашизмом. Великая Отечественная война - гигантский пожар, пламя которого в 1941 году опалило всю нашу Отчизну. Эта страшная война унесла миллионы жизней.

В интернете проводится множество патриотических акций, проектов к 70-летию Победы. Мы решили принять участие во Всероссийском сетевом межшкольном проекте «Карта памяти». В рамках этого проекта школьники рассказывают о памятниках, обелисках на своей территории, и на карте нашей страны, в месте расположения памятника загорается красная звезда. Памятники истории…. Они немые свидетели истории, символы её славных страниц. Мне хотелось внести свой вклад в память о земляках, погибших в этой войне, чтобы на карте нашей родины было обозначено и это памятное место. Размещая рассказ на сайте, у меня возникла идея создания проекта «История памятника».

1.2. Цели, задачи и методы работы.

Главный (основополагающий) вопрос проекта: «Что я могу сделать для сохранения памяти о земляках, погибших в ВОВ?»

Цель проекта: подробно изучить историю открытия памятника, познакомить с полученными данными учащихся школы.

Задачи проекта:

Разработать план поиска информации по теме;

Научиться составлять вопросы для социологического опроса;

Провести социологический опрос по теме проекта среди учащихся школы;

Оформить альбом «Памятник воинам-землякам, погибшим в ВОВ»;

Сделать презентацию выступления.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Основные методы исследования:

* поиск и сбор информации по теме;

* социологический опрос;

* систематизация;

* обобщение;

* дизайн-анализ (определение формы, стиля, размера Продукта).

Объект исследования: память о воинах, погибших в ВОВ.

Предмет исследования: история памятника воинам-землякам.

Продукт проекта: альбом «Памятник воинам-землякам, погибшим в ВОВ»

Сроки реализации проекта: март-апрель 2015г.

1.3. Актуальность работы.

Данная работа особенно актуальна в год семидесятилетия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Она направлена на сохранение памяти о воинах-земляках, повышение интереса к героическому прошлому своей Родины. Нужно помнить о тех людях, кто отстоял в роковые годы нашу Родину, а значит, и подарил нам Будущее.

Хочется подчеркнуть новизну исследования, так как не существует монографий, посвящённых памятнику воинам-землякам. Публикации в периодической печати крайне малочисленны и скудны.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Механизм реализации проекта.

Реализация проекта предполагает наличие четырёх последовательных этапов, на каждом из которых решаются свойственные только ему задачи и осуществляются подготовительные мероприятия для последующих действий.

Этапы проекта

Название и содержание деятельности

Предпосылки проекта

Участие во Всероссийском сетевом межшкольном проекте «Карта памяти». Размещение на сайте издательства «Просвещение» рассказа о памятнике, фотографий.

Проектировочный этап

Основная деятельность – проектирование

1.1. Определение темы и актуальности проекта

1.2. Определение плана поиска информации по теме проекта

Деятельный этап

2.1. Сбор информации по теме проекта

2.2. Проведение социологических опросов

2.3. Разработка вариантов оформления альбома

2.4. Создание итогового Продукта

Итоговый этап

3.1. Подготовить презентацию выступления

3.2. Подвести итоги работы над проектом

3.3. Подготовить доклад для выступления

2.2. Ожидаемые результаты.

По окончании деятельности в рамках проекта предполагается, что от участников проекта будет исходить инициатива по его продолжению. В будущем планируется дополнение альбома биографиями воинов-земляков, погибших в ВОВ. Мы прогнозируем повышение уровня заинтересованности в нашем Продукте.

2.3. История вопроса.

Из воспоминаний Валентины Андреевны Назаровой (Председателя поселкового Совета

р.п. Заводоуспенское в 1967 году) я узнала, что обелиск в память о войнах-земляках, погибших в Великой Отечественной войне, открыт в р.п. Заводоуспенское седьмого ноября 1967года. Скульптор Смирнов Николай Александрович из Тюмени, предложил несколько вариантов, но ни один из проектов не подходил под стоимость, которую мог выделить район. Решили обратиться к односельчанам. Выбрали от каждой улицы уполномоченного, который обходил дома соседей с тетрадочкой, в которой значились следующие графы: № дома, фамилия хозяина, внесённая сумма и подпись. Так и была собрана нужная сумма. Во время открытия памятника Сучинский Григорий Анисимович, прошедший войну белорусский партизан, которому было поручено снять покрывало с памятника, зарыдал и припал к его подножию.

(Полный текст воспоминаний представлен в альбоме «Памятник воинам-землякам, погибшим в ВОВ»)

Из переписки с Назаровой Татьяной Германовной (Пилипишиной), дочерью Валентины Андреевны Назаровой я узнала о подробностях истории открытия памятника.

«…На сессии исполкома поселкового совета был поднят вопрос о подготовке к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Я даже спросила у мамы, чья была идея, но она уклончиво ответила: "Всех". Мама уже готовила материал для доклада на торжественном собрании, в военкомате ей назвали число земляков, погибших в годы войны. И вот решили, что к юбилею надо сделать что-то значительное и решили поставить обелиск в честь воинов, отдавших жизнь за родину…»

(Полный текст переписки представлен в альбоме «Памятник воинам-землякам, погибшим в ВОВ»)

В редакции газеты «Знамя труда» среди архивных номеров я, осторожно листая страницы почти 50-летней давности, нашла выпуск от 09 ноября 1967 года, в котором напечатана небольшая статья Г.Георгиева «Памятник в Заводоуспенке» о торжественном открытии памятника.

(Полный текст статьи представлен в альбоме «Памятник воинам-землякам, погибшим в ВОВ»)

На сайте Любови Рыбаковой нам удалось отыскать несколько фотографий с комментариями, сделанных в день открытия памятника.

В поселковой библиотеке Нина Михайловна Ровчак рассказала много интересного из истории нашего поселка, жизни поселка в военные годы. Я узнала, что из 14 учеников школы, ушедших на фронт в 1941 году, никто не вернулся живым. Но материалов, в которых упоминается о памятнике в библиотеке, к сожалению, отыскать не удалось.

В Тугулымском историко-краеведческом музее имеется информация о памятниках, установленных в населенных пунктах Тугулымского района, есть много информации о поселке Заводоуспенское, но конкретно о нашем памятнике материалов нет. Мы поделились с музеем имеющейся информацией, фотографиями памятника, обещали передать в музей копию альбома «Памятник воинам-землякам, погибшим в ВОВ»

2.4. Социологические опросы.

Среди учащихся нашей школы мы провели социологический опрос, в котором было два вопроса:

1. В каком году был открыт памятник воинам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 г, установленный на площади нашего поселка?

2. Что вам известно об истории открытия памятника?

3. Хотели бы вы узнать историю открытия памятника?

Опрос проводился 3 апреля 2015 года среди учащихся начальных классов. В опросе принимали участие 46 учеников. Из данного социологического опроса я увидела, что из 46 опрашиваемых только 2 ученика правильно назвали дату открытия памятника, 1 ученик ответил, что знает об открытии памятника от своих родителей. На третий вопрос 39 учащихся ответили утвердительно.

Вывод №1: абсолютное большинство учащихся из числа опрошенных не знают, когда был открыт памятник; почти никто из учеников начальной школы не знает истории открытия памятника; большинству участников опроса будет интересно узнать о том, как был установлен памятник.

Вывод №2: мне просто необходимо познакомить учащихся с историей памятника.

Для этого мы приготовили презентацию выступления и оформили альбом «Памятник воинам-землякам, погибшим в ВОВ», представление которого прошло 16 апреля 2015 года.

3. ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Цель работы достигнута – удалось исследовать историю возникновения памятника.

    Создана презентация для ознакомления учащихся школы с историей памятника.

    Оформлен альбом «Памятник воинам-землякам, погибшим в ВОВ», точные копии которого будут переданы в Тугулымский историко-краеведческий музей, поселковую библиотеку. Сам альбом будут передан в школьный музей, который вновь начинает работать.

    Этот проект имеет своё продолжение. Работа по исследованию истории возникновения памятника позволила мне узнать много интересного о нашем посёлке, его жителях. Мне хочется подробнее изучить такую богатую историю моей малой родины.

Проект будет полезен ученикам школы, родителям учеников, классным руководителям, педагогам – организаторам, библиотекарям, администрации образовательных учреждений, всем, кому не безразлична память о героическом прошлом нашей Родины.

P .S . К 70-летию Великой Победы обелиск был отреставрирован. Жители поселка не могли допустить, чтобы стерлись с памятника и из памяти святые имена тех, кто ценой собственной жизни приблизил час Великой Победы. Также как и 40 с лишним лет назад каждый внес посильную лепту в возрождение нашей святыни.

4. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

    Архив газеты «Знамя труда».

    Воспоминания Валентины Андреевны Назаровой, председателя поселкового Совета

р.п. Заводоуспенский в 1967 году.

    Переписка с Татьяной Германовной Назаровой (Пилипишиной), дочерью Валентины Андреевны Назаровой.

    Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. - 80с

Интернет-ресурсы

    Мой поселок Заводоуспенское

    Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. Электронная библиотека. http://profilib.com/

    Село Заводоуспенское. Любовь Рыбакова.

Председатель Пермской краевой организации Союза журналистов России Игорь Лобанов считает, что историю с установкой памятного знака в честь 100-летия комсомола раздули средства массовой информации.

Игорь Лобанов Фото: Тимур Абасов

«Лёгкая игра слов, небольшая подмена понятий в паре заголовков  -  и понеслось: в Перми установят шестиметровый комсомольский значок, он будет высотой с двухэтажный дом. Инициаторы установки знака действительно предложили такой проект, но члены совета очень деликатно дали понять, что в таком виде эту идею не поддержат. И проголосовали мы в итоге вовсе не за утверждение предложенного варианта. Мы согласились с мыслью, что в год 100-летия ВЛКСМ можно было бы этот юбилей как-то зафиксировать. Но если уж это делать, то креативно, современно, уважительно по отношению к городскому общественному пространству и жителям города. И разумеется, с учётом того, что в Перми уже давно есть и Комсомольский проспект, и Комсомольская площадь. К сожалению, некоторые участники дискуссии, развернувшейся по этому вопросу в соцсетях, принялись критиковать фейк, которые сами же вольно или невольно породили»,  -  сказал он.

Эксиз памятного знака в честь 100-летия комсомола

По мнению Лобанова, все уже установленные советские символы необходимо сохранять. «Хотя вместо Ленина у Оперного театра я бы поставил балерину»,  -  признался он.

Владимир Абашев: «Перми нужна продуманная политика памяти»

Заведующий кафедрой журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ Владимир Абашев голосовал «против». Он сомневается в идее установки юбилейного памятного знака в честь столетия комсомола по нескольким причинам.

Владимир Абашев Фото: Максим Артамонов

«Во-первых, она представляется мне поспешной данью ностальгическим настроениям, которые последнее десятилетие интенсивно культивируются в нашем обществе,  -  рассказал Владимир Абашев.  -  Но ностальгия  -  это не очень конструктивное чувство. Вернуться в прошлое невозможно. Это временное состояние умов, которое лишено главного для любого общества  -  конструктивной мысли о будущем. Не стоит черпать идеи в ностальгических переживаниях, они хороши для поэзии. Во-вторых, разве эта идея не избыточна? Я не утверждаю, что деятельность комсомола как часть истории страны не достойна памяти. Но эта память в топонимике города уже отмечена  -  есть Комсомольская площадь, есть Компрос, который стал действительно народным топонимом, есть отличное произведение монументального советского искусства  -  большое мозаичное панно на площади. На фоне уже существующих знаков памяти форсированные юбилейные решения кажутся излишними».

По словам Владимира Абашева, речь идёт о весьма значимом и в градостроительном, и в символическом смысле городском пространстве  -  о Комсомольской площади. Он считает, что если и создавать что-то монументальное в этом месте, то оно должно быть общезначимым, объединяющем интересы и эмоции более широкого сообщества.

«Я не уверен, что намерение установить монументальный знак комсомолу относится к числу таких идей. В социологическом смысле она отражает ностальгические настроения достаточно локальной группы  -  комсомольской номенклатуры. Перми нужна более продуманная и концептуальная политика памяти. На карте города остаётся слишком много пережитых и ушедших в прошлое знаков»,  -  считает Владимир Абашев.


Заведующий кафедрой журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ считает необходимым в пределах старого губернского города, ограниченного старым Загородным бульваром, речками Данилихой и Егошихой, вернуть старую топонимику Перми.

«Я рассматриваю её как объект нематериального культурного наследия, который нуждается в охране. Топонимика старой Перми была системной, продуманной и символически значимой. Теперь этого нет. Исключение  -  Компрос, он стал какой-то важной магистралью в теле города и прочно вошёл в сознание горожан. Здесь я бы никогда не настаивал, чтобы возвращать ему имя Кунгурской улицы. Если взять городское пространство в целом с точки зрения монументальной риторики или топонимической политики, то оно остается излишне советизированным. Движение в сторону более фундаментальных и значимых традиций в свое время начиналось. Вернули свои имена улицы Сибирская, Петропавловская, Осинская и Екатерининская. Кому уж и надо отдать дань в городском пространстве, то это Екатерине II, которая не только основала наш город, но и даровала ему главное его достояние  -  имя»,  -  подчеркнул Владимир Абашев.

Михаил Нечаев: «Комсомол воплощал созидательные принципы»

Идею увековечить юбилей ВЛКСМ поддержал доцент кафедры государственного управления и истории ПНИПУ Михаил Нечаев. Он рассказал, что 50 лет назад пермский космсомол заложил камень для будущего памятника к 100-летию, но проект так и остался незавершённым.


Фото: Пермская городская дума

«На совете по топонимике речь шла о памятном знаке, который вырос до 6,5 метров, хотя в первоначальном варианте это был всего лишь небольшой памятный знак, который не претендовал на памятник. Совет по топонимике обсудил саму идею такого воплощения памятного знака, но проголосовал в основном за то, чтобы эту идею поменять. В Перми есть Комсомольский проспект, но так и не воплощено создание скульптуры или памятника, посвященного стройотрядам. Хотя в Томске, Магнитогорске, Москве и в Белгороде такие объекты появились. У нас была только закладка такого памятника. Панно на Комсомольском проспекте так и не отреставрировано. Ветераны комсомола собрали деньги на свой праздник. Но возникло много вопросов: а может, воплотить те проекты, которые не были реализованы? Я голосовал за идею памятного знака, потому что комсомол хотя и являлся политической организацией, но воплощал в себе созидательные принципы. Он много сделал для города и края. Стройотряды организовывали молодёжь на созидательные работы  -  и речь не только о БАМе. Впервые за долгие годы я колебался, когда голосовал»,  -  сказал историк.

Михаил Нечаев видит только два варианта отношения к советским символам: либо уничтожать советское прошлое, либо сохранять их.

«Мы всегда быстро прощались с прошлым,  -  рассуждает Михаил Нечаев.  -  У нас история начиналась то с Петра I, то с 1917, а то с 1991 года. Как будто до этого ничего в нашей истории не было. Может быть, мы эти ошибки быстрого прощания с прошлым не будем повторять, а постараемся извлечь уроки из того, что было? Я против уничтожения прошлого в принципе. Ведь советская история  -  целая эпоха, в которой прожили три поколения наших предков. Вопросы советизации и десоветизации  -  это вопросы политические, и они не конструктивны. Если мы оставим память о прошлом,  -  значит, мы будем его знать и не повторим тех ошибок, которые были».

Андрей Белавин: «В Перми необходимо установить памятник императрице Екатерине II»

Противником установки памятного знака в честь комсомола стал археолог, проректор по научной работе и внешним связям ПГГПУ Андрей Белавин. Он напомнил, что «комсомол и так имеет улицу, площадь, замечательное панно на площади, сквер с фонтаном перед театром оперы и балета  -  названные в его честь и славу».


Фото: Страница Андрея Белавина в Фейсбуке

«Для тех, кто не знает  -  официально он называется „Комсомольский“, точнее, „Уральского комсомола“. На мой взгляд, для ностальгирующих по молодой, бодрой и весёлой комсомольской жизни этих мест вполне достаточно. И так огромная честь для умершей политической организации  -  иметь название центрального проспекта города-миллионника. Сам я был активным комсомольцем, сдавал „Ленинский зачёт“, имел наградные значки, был членом комитета комсомола вуза, секретарём комсомольской организации городского Дворца пионеров и школьников. Много моих знакомых и друзей  -  активных комсомольцев 1970-80-х годов стали профессорами, генеральными директорами, руководителями вузов, города и края. Думаю, что для большинства из них достаточно возможности поностальгировать о комсомольской юности на Комсомольском проспекте, вспомнить, как здесь они гуляли с девушками и ходили компаниями. Для города существенно, особенно в преддверии его так называемого 300-летия, установить памятник императрице Екатерине II, без которой города бы не было, и генералам Кашкину и Ламбу, которые этот город построили по её указу в 1780-1781 годах»,  -  считает Андрей Белавин.

Однако проректор по научной работе и внешним связям ПГГПУ не поддержал идею своего коллеги Владимира Абашева о десоветизации названий Перми, поскольку считает, что все советские символы и монументы нужны нашему городу.

«Зачем вычеркивать из нашего прошлого пусть даже не совсем удобные с современной точки зрения страницы  -  уподобляться большевикам и тем, кто был с ними? Вот только у некоторых памятников и символов нужны пояснения. Например, у памятника Кирову на улице Кировоградской можно разместить стелу с надписью „Входил в состав „тройки“ Ленинградской области, которая рассматривает дела контрреволюционеров с правом приговорить их к расстрелу. При этом активно занимался развитием промышленности Ленинграда, поддерживал Горького. Любитель книг и театра, почитатель творчества Толстого, а также автор следующей цитаты: „ЧК ГПУ  -  это орган, призванный карать, а если попросту изобразить это дело,  -  не только карать, а карать по-настоящему, чтобы на том свете был заметен прирост населения благодаря деятельности нашего ГПУ“. Исключением должны стать памятники Хохрякову и некоторым иным революционерам, которые к Перми практически не имеют отношения, но имеют весьма кровавый след в истории».

  • О том, как члены Совета по топонимике обсуждали идею установить памятный знак в честь 100-летия ВЛКСМ, .
  • Историю создания пермских памятников, какие смыслы в них вкладывались и как менялось отношение общества к истории, высеченной в камне  -  в нашем .

Ирина Кабалина

Участники проекта

1. Пед. коллектив МБДОУ ЦРР д/с «Сказка».

2. Сотрудники историко-краеведческого музея.

3. Дети подготовительной группы.

Воспитатель: Кабалина И. И.

Обоснования проекта

Из года в год уходят в прошлое подвиги наших земляков-героев.

Чтобы увековечить память о них и их подвигах, русские люди открывают памятники, мемориалъные доски, монументы и т. п.

Поэтому, мы должны, на конкретных фактах (из жизни близких, знакомых, участников ВОВ) прививать детям понятия «долг перед Родиной››, «ненависть к врагу».

Важно подвести детей к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, свой народ.

Родина помнит и чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей.

Их имена увековечены, в честь них воздвигнуты памятники.

В своем проекте, мы запланировали познакомить детей и расширить знания о

памятниках, воздвигнутых на Борисовской земле нашим землякам, отдавшим жизнь за освобождение нашего поселка.

Воспитывать уважение к людям, совершившим подвиги, познакомить со значением памятников для подрастающего поколения, воспитывать культуру поведения и отношение к могилам погибших. Продлевать вечную память героев из поколения в поколение.

Цель проекта:

Познакомить детей с памятниками Великой Отечественной войны

поселка Борисовка и героическими подвигами людей, в честь которых они воздвигнуты.

Объяснить значение памятников войны для воспитания подрастающего поколения.

Дать представление об историческом прошлом создания памятника.

Активизировать словарь: памятник, постамент, обелиск, монумент, мемориальная доска и т. д.

Познакомить с творчеством поэтов, песенников посвятившим свое творчество памятникам героям войны.

Задачи реализации проекта

1. Поддерживать интерес к военному прошлому нашего народа.

2. Расширить социальную связь детей с сотрудниками детской библиотеки и

работниками историко-краеведческого музея.

3. Побуждать у детей желание чтить память погибших, возлагая цветы и венки к подножию.

4. Формироватъ положительное отношение к памятникам архитектуры.

5. Воспитывать у детей желание охранять памятники от вандалов.

6. Формировать отзывчивость к людям старшего поколения.

7. Развивать творческие способности.

8. Воспнтывать бережное и уважительное отношение к прошлому своего народа.

Вид проекта:

Информационный, открытый, долгосрочный (3 месяца).

Предполагаемый результат

Дети получат ответ на вопрос: «Для чего воздвигают памятники? Виды памятников?»

Расширят знания о героях, в честь которых установлены памятники, мемориальные доски и т. д.

Пополнят материалы музея Великой Отечественной войны детского сада

Дети – научатся с уважением относиться к историческим памятникам

Родители – обратят внимание на духовно – нравственное воспитание детей

Публикации по теме:

Игра по краеведению «Памятники» Тема игры:"Памятники" База реализации игры:МДОБУ детский сад "Буратино" с. Буганак Участники игры:дети средней группы,воспитатели,родители.


2006 г.

1. Полное наименование проекта

«Возрождение памятника»

2. Краткая аннотация проекта

Памятник войнам – землякам, установленный в сквере посёлка Ветлужский три десятилетия тому назад, на момент начала проекта нуждался в серьёзной реставрации. Его месторасположение потеряло привлекательность и торжественность по причине того, что со временем оказалось в окружении хаоса торговых точек.

На территории же школы имелась большая открытая площадка, благоприятная для размещения данной достопримечательности. Так возникла идея переноса памятника.

Установление памятника на школьной территории имеет большое социальное значение, так как школа носит имя нашего земляка - Героя Советского Союза Таначева Василия Александровича.

Работы по перемещению взяла на себя компания «Промстрой». Но при осмотре памятника оказалось, что из-за ветхости перенос его не возможен, и генеральный директор компании предложил возвести новый памятник взамен прежнего.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Перенос памятника воинам – землякам из сквера около остановки автобусов на территорию школьного двора.

ЗАДАЧИ:

Формировать социально-зрелую личность;

Формировать у подрастающего поколения чувство патриотизма и любви к Родине и малой родине

Способствовать воспитанию активной жизненной позиции горожанина-гражданина.

Эффективность :

В проекте приняли участие 100% учащихся (массовость);

Цель проекта была достигнута: памятник установлен на территории школы 8 мая 2006 года (реальность проекта);

Педагогический и ученический коллективы школы взяли на себя ответственность за сохранность памятника (Локальный акт № 72 от 01.01.01г «О сохранности памятника») (постоянство) ;

В период с 8 мая 2006 года, дня установления памятника, по настоящее время не совершенно в отношении памятника ни одного хулиганского поступка.

Выпускники 2006 года торжественно возложили цветы к памятнику. Этот торжественный акт станет новой традицией школы (принятие социумом );

На вопрос анкеты, «Какие чувства ты испытываешь от того, что на территории школы находится памятник воинам – землякам?» – большинство учащихся ответили, что испытывают чувство гордости (удовлетворение от проекта ).

3 . Степень реализации проекта

Так выглядел памятник в начале проекта

А так – на завершающем

этапе реализации проекта

4. Описание организации

Школа открыта в 1951 году. С 2004 года функционирует в одну смену, в шестидневном режиме обучения, насчитывает 459 учащихся. Педагогический коллектив обладает высоким профессиональным потенциалом: 4 человека имеют звание «Заслуженный учитель РФ», 11 учителей звание «Отличник народного образования РФ».

Цель деятельности школы: формирование личности, способной к саморазвитию, самоанализу, самосовершенствованию на основе освоения полного базового образования и дополнительных образовательных услуг.

Задачи:

1. Обеспечить условия для реализации прав граждан на получение образования.

Сфера основной деятельности: учебно-воспитательная

Перспективы:

1. Реализация физико – математического направления.

2. Совершенствование структуры государственно - общественного управления школой.

3. Развитие профессиональной компетенции учителя.

4. Укрепление здоровья обучающихся и обеспечение условий безопасного пребывания в школе.

5. Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей

Составление плана проекта.

сентябрь 2005г.

сентябрь 2005г.

нормативно-правовой

1. Постановление Главы самоуправления
города Шарьи «О переносе памятника воинам-землякам»

2. Приказ заведующей отделом образования администрации г. Шарьи «О проведении работы в коллективах педагогов и учащихся, родительской общественности по привлечению внимания к благоустройству и реставрации памятника».

3. Приказ директора школы о начале реализации проекта «Возрождение памятника».

4. Локальный акт «О сохранности памятника».

программно-методический

1. Разработка рекомендаций для педагогов-руководителей творческих групп учащихся по организации и содержанию различных видов деятельности в рамках реализации проекта.

Октябрь 2005г.

Октябрь 2005г.

материально-технический

1. Аренда техники для переноса памятника.

начало работы




Top