Красивые рисунки в стиле стимпанк. Стимпанк в деталях: Краткое пособие для изобретателей-викторианцев

Что такое стимпанк? Представьте себе цивилизацию, ну, где-то сродни романам Герберта Уэллса. На главной площади самого большого города пыхтит и чихает машина времени. Еще бы ей не пыхтеть - она ведь паровая! Такой, казалось бы, нонсенс - паровая машина времени - основной сплав, симбиоз стимпанка. В стимпанке смесь технологий будущего с компонентами паровой техники обязательно. Это направление очаровательно, есть в нем мечта о более простых путях развития, есть и налет викторианской мелодраммы.

У стимпанка есть родственные направления и разновидности. Фэнтези-стимпанк - объединяет в себе мир фэнтези и стимпанка.

Сейлапанк - мир из летающих островов, воздушные корабли и всё что связано с небом. Наверно, ое самый выигрышный для живописи - небеса и дирижабли…


Таймпанк - это путешесвия во времени и всё что с этим связанно.

Теслапанк - это наличие электрогенераторов и элекрических волн в стимпанке. Клокворкпанк - это механический компьютер на валах и пружинах, он превозносит эстетику механизма доведённого до совершенства. Есть ещё разновидности таймпанка, но для ориентира этого достаточно.


Вот и получается, что стимпанк - богатый оттенками и разнообразием мир. И если вы подумаете, что стимпанк встречается везде, то не ошибетесь. Сейчас модны кафешки и бары, оформленные в этом направлении, есть кватртиры в дизайне стимпанка и стиль в одежде, где каждая вещь просто дышит фантазией. Но особенно фантастический мир раскрывается в рисунках и фотографиях, где воображению нет границ.




Если бы паровые двигатели не сменила электроника…

Только представьте, что мир завоевали не нанотехнологии и мобильные гаджеты, а паровые двигатели! Мода Англии рубежа XIX-XX веков продолжает оставаться популярной, а ученые - поголовно гении механики со слегка съехавшей крышей. За окном процветает капитализм, а в обществе выраженно расслоение. И в, казалось бы, обычное течение жизни порой удивительно вплетаются фэнтези и даже ужасы. О подобно альтернативной реальности и повествует стимпанк.

Первые работы, которые считаются образцами стиля, стали мелькать в творческой среде еще в 60-х годах прошлого столетия, но сам термин возник гораздо позже. В обиход его ввел писатель Кевин Джетер, как альтернативу слову «киберпанк». В отличие от последнего стимпанк более реалистичен, т.к. основан на действительно существующих технологиях или тех, которые вполне могли бы быть.



Панки, кипяточку не желаете?

Стимпанк в дословном переводе звучит как паропанк . Паро - потому что главным элементом стиля стал паровой двигатель. Но почему именно панк? И если это панк, то где же тогда парни с разноцветными ирокезами и косухами на голое тело?

На самом деле слово панк в данном контексте надо понимать немного иначе. Здесь оно обозначает человека - яркую индивидуальность, того, кто противостоит системе. Жанр антиутопичен, пессимистичен и особо акцентирует низменные черты человеческой природы.

Но несмотря на, казалось бы, мрачное содержание стиль изобилует пародийными и юмористическими элементами. Кроме того, до наших дней он дошел дополненный романтизмом и эстетикой старушки Европы, что придало направлению особый шарм.




Стимпанк в живописи

Сам по себе стимпанк зародился как литературный жанр, и его основоположником считают Жюля Верна. Но все-таки большую популярность стилю принесли отнюдь не книги. Именно с того момента, когда стимпанк плотно вошел в живопись , он разросся до невероятных масштабов!

Дизайны помещений, мебели, техники, одежды и украшений - все это определило появление новой субкультуры. На сегодняшний день выделяют несколько направлений паропанка:

  • Фэнтезийный стимпанк.
  • Вестерн-стимпанк.
  • Альтернативно-исторический стимпанк.

Несмотря на индивидуальным особенности каждого, их объединяют общие черты присущие данному жанру. Особенно это можно увидеть на рисунках в стиле стимпанк. Посмотрев однажды на стимпанковскую картину или иллюстрацию, Вы уже никогда не спутаете этот стиль с каким-то другим.



Во-первых, в глаза сразу бросается урбанистичность . На картинах в стиле стимпанк Вы не найдете природы - сплошной городской пейзаж. Облачное небо, будто бы задымленное от смога множества заводских труб, брусчатка на мостовой, витрины магазинов и лавок «под старину», газовые уличные фонари и сплошные трущобы. Художником создаётся мрачная, немного тяжелая атмосфера.

Во-вторых, кругом изобилие паровой техники и механических приборов. Паровозы, дирижабли, котлы, машины и даже роботы с рычагами и миллионом шестерёнок, циферблаты и стрелки. Среди материалов - дерево и медь. При этом внешний вид приборов строго выдержан в Викторианской эпохе.



Последний пункт нашел отражение в одежде и в поведении людей на рисунках в стиле стимпанк, нарисованных чаще карандашом. Аристократы в цилиндрах и фраках, леди в пышных платьях с корсетами. Рабочий люд в кепках, кожаных куртках и сапогах. И обязательно - слегка чокнутые ученые, инженеры и даже маньяки.

Кроме них, на улочках стимпанк-городка встречаются смелые путешественники и детективы. Беспризорники, «ночные бабочки» и, как противопоставление им, девушки «со взором горящим», острым умом, которые интересуются наукой наравне с мужчинами. И конечно же неотъемлемым элементом почти каждого жителя становятся очки-гогглы и их всевозможные вариации.


Стимпанк: из рисунков в жизнь

Необычность и красота стиля стала притягательной для многих людей. Им стало не хватать простого созерцания старинных городских улочек, которые при этом были будто бы из будущего. Жанр стал твердо оседать в повседневной, реальной жизни и приобрел альтернативное название - нео-викторианство.

Мода стимпанков - это сочетание готики, панка и моды Англии второй половины XIX века. Она представляет собой тоску по потерянной «золотой эпохе», ведь людям всегда кажется, что раньше было лучше… А особенно когда в тесьму реальности начинает вплетаться красная нить фантастики, человеку становится очень трудно оторвать от нее глаза и вернуться в привычный, серый, скучный мир.




Стимпанк — это не только викторианская Англия, но и другие планеты, летающие города, параллельные миры


Зачастую фантазия заводит создателей стимпанка слишком далеко, и очарование старых простых технологий приносится в жертву нагромождению изощренных механизмов. Между тем, можно создавать новые технологии, оставаясь в строгих рамках стиля — например, придумывать необычные движители или их комбинации


Среди создателей произведений в стиле стимпанк можно встретить немало людей с инженерным образованием


Рисовать машины в стиле стимпанк довольно просто


Главное — запомнить все классические компоненты паровой машины, научиться хорошо рисовать цилиндры под разными углами (практически все конструктивные элементы имеют цилиндрическую форму) и последовательно выполнить четыре основных шага, которые продемонстрировал нам И-Вей Хуанг


В стимпанке автор не может сослаться на искусственный интеллект, беспроводные технологии и изобретения будущего тысячелетия. Все конструкции должны быть выставлены на всеобщее обозрение и подчиняться простым законам механики, за каждое малейшее движение должен отвечать свой привод, рычаг, вентиль. С помощью художника И-Вей Хуанга мы разобрались, какие конструктивные элементы присутствуют в каждой паровой машине, для чего они служат и как работают.

Котел

Котел — это центральный элемент любой паровой машины. Чаще всего он имеет круглую или цилиндрическую форму и занимает немало места. В герметичном котле кипит вода, образуется пар и накапливается необходимое для работы двигателя давление. Внутри большинства котлов имеются жаровые трубы. Горящий внутри них огонь помогает воде быстрее нагреваться и выделять больше пара.

Водяной бак и насос

Размер котла должен соответствовать мощности двигателя, чтобы обеспечивать необходимое давление пара. Слишком большой котел неэффективен — зачем греть лишнюю воду, тратить драгоценное тепло, чтобы потом стравливать большую часть пара регулятором скорости? Если же котел мал, а поездка предстоит далекая, воду можно запасти в отдельном баке с насосом.

Индикатор уровня воды

Для нормальной работы двигателя котел должен быть всегда наполнен водой минимум на три четверти. Индикатор уровня может представлять собой застекленное смотровое окно, проделанное прямо в стенке котла, или же прозрачную трубку, выведенную наружу по принципу сообщающихся сосудов.

Предохранительный клапан

Крайне необходимый клапан, который выпускает пар, когда давление внутри котла становится слишком большим. Отсутствие или неисправность предохранительного клапана могут закончиться взрывом котла. Клапан располагается в верхней части котла — нам нужно стравливать пар, а не воду. Пар, выходящий через клапан, может быть направлен в дымоход.

Свисток

Жизненно необходимый аксессуар. Свисток помогает узнать, есть ли давление в котле, стравливает лишний пар при необходимости, распугивает зевак и, конечно, отлично выглядит.

Пароперегреватель

Паровые трубы выходят из верхней части котла — ведь в его нижней части кипит вода. Иногда «паропровод» вновь возвращается в котел, чтобы пройти сквозь жаровые трубы в виде змеевика. Такое устройство называется «пароперегреватель» (superheater). Пароперегреватель дополнительно увеличивает давление пара в трубах, а также уменьшает вероятность конденсации влаги в двигателе.

Дымоход

Как в печке или камине, на паровой машине дымоход служит для вентиляции огня, который горит в топке и кипятит воду в котле. Дымоход может быть практически любого размера и формы. Иногда внутрь дымохода заводят выходную трубу с отработавшим паром от двигателя или прямо от котла, через клапан. Выход пара под давлением создает разрежение внутри дымохода, способствуя дополнительной воздушной тяге.

Топка

Чтобы преобразовать воду в пар, в топке можно сжигать все, что хорошо горит, — уголь, дрова, газ, керосин. Подача топлива должна регулироваться, обеспечивая точный контроль над мощностью двигателя. В случае с газом и жидким топливом с регулировкой отлично справляются вентили и клапаны, когда же речь идет об угле или дровах, роль клапана приходится исполнять кочегару. Для каждого вида топлива необходимо предусмотреть хранилище — баллон для газа, бак для керосина, контейнер для угля. Кроме того, интенсивность горения можно регулировать, изменяя подачу воздуха. Для этого служат воздушные заслонки.

Двигатель

Паровые двигатели могут иметь разное количество цилиндров разной конфигурации. Цилиндр — это главный элемент мотора, он скрывает поршень, который перемещается под давлением пара. Рядом с цилиндром располагается коллектор — клапан, который поочередно направляет пар с разных сторон поршня. И поршень, и коллектор соединяются с коленчатым валом практически одинаковыми шатунами. На коленчатом валу обязательно располагается тяжелый маховик. Он делает работу двигателя более плавной и исключает остановку в мертвой точке.

Лубрикатор

Этот небольшой цилиндрический резервуар, как правило, располагается рядом с коллектором на паровой трубе и обеспечивает двигатель смазкой. Вместе с паром масло постепенно попадает в коллектор и цилиндр. В некоторых случаях лубрикатор оснащается ручным насосом.

Центробежный регулятор

Самый эффектный приборчик паровой машины ограничивает обороты двигателя. Повинуясь центробежной силе, тяжелые металлические шарики поднимаются тем выше, чем быстрее вращается «карусель», и увлекают за собой коромысло, открывающее клапан. Как только скорость достигает установленного значения, клапан стравливает давление пара, не давая двигателю развить более высокие обороты. Чтобы работать правильно, регулятор должен стоять строго вертикально.

Конденсатор

Конденсатор улавливает отработанный пар, содержащий масло. Масло конденсируется вместе с водой, а наружу выходит чистый пар. Конденсатор не обязателен для работы двигателя, он заботится, скорее, об экологии и чистоте лиц пассажиров. Затем отработанный пар может выводиться по трубам в дымоход — тогда белые облака будут исходить прямо из основной трубы. Как вариант, с помощью конденсатора можно пополнять запасы воды, увеличивая тем самым запас хода.

Стрелочный манометр

Манометр — классический и очень эффектный элемент паровой машины. Манометры могут располагаться в разных местах, показывать давление пара в котле и других частях системы. Чем больше стрелок — тем внушительнее выглядит машина.

Теплоизоляция

В XIX веке теплоизоляция чаще всего применялась на судовых двигателях, чтобы минимизировать потери тепла. Изолировать можно котел, паровые трубы, цилиндры двигателя. Самая эффектная теплоизоляция — дерево. Оно придает машине характерный старинный облик.

Шестерни

Разнообразные шестеренки — это символ всего механического, от часов до разводных мостов. Крутящий момент парового двигателя зачастую приходилось передавать на движитель с бóльшим передаточным отношением. Для этого использовались сложные комбинации шестерен разного диаметра. Чем больше зубчатых колес — тем внушительнее выглядит конструкция.

Рычаги

Рычаги могут делать все что угодно: открывать и закрывать клапаны, управлять сцеплениями, соединять или разъединять шестерни, притормаживать колеса. Главное, чтобы их было как можно больше!




Top