Красная синяя зеленая и желтая фигура картина.

Работа Ротко «Без названия» (желтый и синий) (The Untitled (Yellow and Blue)) была написана им в 1954 году – период, когда художник создал свои наиболее известные полотна. Высота картины достигает 8 футов (примерно 2,5 м). Как и другие работы Марка Ротко, она выполнена в стиле абстрактного экспрессионизма. По предварительным оценкам, полотно уйдет с торгов за 40-60 млн долларов.

Другим ожидаемым лотом аукциона станет картина “Ле Алискамп» (L’Allée des Alyscamps), принадлежащая кисти великого Винсента Ван Гога. Картина написана в 1888 году во время «арльского» периода. Арль – небольшой городок на юге Франции, где и настал «звездный час» художника. Он приехал на юг с жаждой обновления – и не обманулся.

«На юге все наши чувства обостряются, рука делается подвижнее, глаз острее, мозг проницательнее», — говорил Ван Гог.

Vincent Van Gogh, L’Allée des Alyscamps

Интересно, что это полотно было написано в компании другого гениального художника, Поля Гогена. В течение 9 недель они обменивались полотнами и идеями, оставив неизгладимый след в творчестве друг друга.

По мнению экспертов, стоимость полотна L’Allée des Alyscamps на торгах может достигнуть 40 млн долларов.

"Нет ничего конкретнее, чем линия, цвет, плоскость", эти слова Пита Мондриана в полной мере описывают последний период его творчества. "Геометрические" картины, пространство которых заполнено идеальными квадратами и прямоугольниками чистых цветов - апогей жизни и творчества голландского художника. Один из основоположников абстрактного искусства Мондриан в своем творчестве эволюционировал вместе с ХХ-м веком: от импрессионистских "пятен света" через острые углы кубизма он пришел к собственному стилю уже в самом конце жизни, продолжая творить вплоть до самой последней минуты.

В субботу в Третьяковской галерее на Крымском валу, в рамках кросс-культурного года Россия-Голландия, открывается выставка "Пит Мондриан. Путь к абстракции", в рамках которой будут представлены около 40 работ художника из коллекции Муниципального музея Гааги, где находится крупнейшее собрание его работ. Выставка, которая продлиться до 24 ноября, обещает стать одним из важнейших культурных событий этой осени и объектом пристального внимания горожан. Прежде чем занимать очередь в кассу, проект Weekend предлагает читателям проследить эволюцию творчества Мондриана на примере пяти его знаковых работ.

"Мельница в солнечном свете" (Mill in Sunlight). 1908

Пит Мондриан

Пит Мондриан. "Мельница в солнечном свете". 1908

Работу, которая сейчас находится в собрании Муниципального музея Гааги, можно считать одной из наиболее ярких иллюстраций раннего периода творчества Мондриана и его кратковременного увлечения импрессионизмом. В этой картине уже явно виден конфликт в творчестве художника, яркие пигменты, влияние фовизма и работ Ван Гога как бы противопоставляются традиционному голландскому мотиву, так часто встречавшегося в работах его предшественников и увлеченных классикой современников. Желто-голубой фон контрастирует с красно-синей мельницей, написанной нарочито грубыми мазками. Даже в этой работе проглядывает некая схематичность и геометричность композиции, к которой художник придет гораздо позже. Увидеть конкретно эту работу художника на выставке в Москве не удастся, но в Третьяковке будут представлены другие произведения этого периода.

Триптих "Эволюция" (Evolution). 1911

Пит Мондриан

Пит Мондриан. Триптих "Эволюция". 1911

С середины 1900-х годов Мондриан увлекся символизмом и теософскими течениями Рудольфа Штайнера и Елены Блаватской. Влияние этого увлечения заметно, например, в работе "Набожность" 1908 года, которую можно будет увидеть на выставке. Не увидят москвичи в этот раз, к сожалению, самое важное произведение этого периода - триптих "Эволюция". Знаковое произведение художника, в котором "теософский символизм соединяется с жесткостью линий". На картине показаны "три этапа познания", что отражает религиозные взгляды и моральные принципы Мондриана в тот период.

"Серое дерево" (The Grey Tree). 1912

Пит Мондриан

Пит Мондриан. "Серое дерево". 1912

В 1911 году Мондриан уехал в Париж, где прожил до июля 1914 года. Это период его увлечения кубизмом, работами Пабло Пикассо и Жоржа Брака. В этот период он отдает предпочтение графическим работам, оставляя цвету второстепенное значение в пику колористическому кубизму Фернана Леже и Робера Делоне. В этот период Мондриан постепенно отказывается от трехмерности изображения, оставляя лишь линии на плоскости холста. Одновременно художник не оставляет и свою давнюю серию вариаций мотива дерева, некоторые из этих работ можно также увидеть на выставке в Третьяковской галерее. В работе 1912 года "Серое дерево" уже видно как на место изогнутых линий приходят горизонтали и вертикали, пока еще прерываемые косыми линиями, от которых Мондриан откажется лишь в 1914. Этот мотив - взаимоотношений вертикального (мужского) и горизонтального (женского) - появился в его творчестве несколько раньше, но и в дальнейшем художник продолжал поиски идеальной гармонии между этими двумя началами в своих произведениях.

"Композиция с Красным, Желтым, Синим и Черным" (Composition with Red, Yellow, Blue and Black). 1921

предоставлено отделом по связям с общественностью Государственной Третьяковской галереи

Пит Мондриан. "Композиция с Красным, Желтым, Синим и Черным". 1921

Наиболее узнаваемые работы художника - его поздние абстрактные произведения, названия которых отличаются в основном нумерацией. Его "геометрическая" живопись - неопластицизм, как назвал свою живописную систему сам автор - во многом перевернула представления современников и потомков об искусстве. Самая известная его работа в этом направлении -"Композиция с Красным, Желтым, Синим и Черным", написанная в 1921 году. Именно об этой работе вспоминают в первую очередь, когда говорят о "мондриановской манере", и ее можно будет увидеть на выставке в Москве. В 1960-х Ив Сен-Лоран вдохновившись стилем художника (и "Композицией" 1921 года в частности) создал целую серию лаконичных платьев с абстрактными геометрическими узорами, которые сейчас стали одним из узнаваемых символов модного дома.

"Победа буги-вуги" (Victory Boogie Woogie). 1942-1944

Пит Мондриан

Пит Мондриан. "Победа буги-вуги". 1942-1944

Эту картину Мондриан закончил в 1943 году, вскоре после своего переезда в Нью-Йорк (в 1938 году он бежал в Америку из охваченной фашизмом Европы). Искусствоведы называют эту работу кульминацией стиля художника и принципов неопластицизма. В отличие от ранних абстрактных произведений, квадраты здесь мельче и ярче, здесь нет ни одного черного пятна, а ячейки чистого цвета лишь оттеняют белое пространство холста. В этой работе нашли отражение шумные достопримечательности и звуки Нью-Йорка 1940-х. Главная отличительная особенность картины - ее ромбовидная форма, холст повернут на 45 градусов. Сейчас картина находится в коллекции музея Гугенхайма в Гааге. Это последнее произведение художника, над которым он работал перед тем, как попасть в больницу. Мондриан скончался от воспаления легких 1 февраля 1944 года и был похоронен в Бруклине.

Узнать подробнее о творчестве художника можно будет на лекции "Пит Мондриан: Пионер абстрактной живописи" , которую прочтет эксперт по живописи художника, руководитель музея современного искусства Парижа Бриджит Леаль.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

В 2012 году мировой арт рынок действительно был шокирован невероятно высокой ценой продажи картины “Игроки в карты” Поля Сезанна из частной коллекции греческого судовладельца Джорджа Embiricos. Самая дорогая картина в мире уехала на Восток…Кто же он, тот загадочный покупатель?

20 место. “Желтое, розовое, лиловое” (1950 г) Марк Ротко – продана 15.05.2007 на аукционе Sotheby’s за $72.8 млн. Его называют отцом американского абстракционизма, философом и интеллектуалом. Ротко создал философию «простого выражения сложной мысли» и свой “бренд” – цветные прямоугольники с размытыми краями, как бы плавают на абстрактном фоне большого прямоугольника. Его работы – это продолжение “Черного квадрата” Малевича и магии византийской мозаики. Полотна писались огромные, чтобы создать интимную атмосферу, полностью погружая зрителя в магию цвета, приоткрывая двери в потусторонний мир, в космос. «Зрители, которые проливают слезы у моих картин, переживают те же религиозные переживания, что испытывал и я, создавая их» – писал Ротко в 1965 году.

19 место. “Дармштадтская Мадонна” (1526-1528 г.г.) Ганс Гольбейн младший – продана 12.07.2011 на частных торгах за $75 млн. Самое дорогое из произведений искусств Германии было продано сравнительно недорого, так как владелец не хотел, чтобы картина покидала страну. Существует мнение, что от лица Мадонны как будто исходит свет, невидимый глазами, но ощущаемый душой. Именно эта ее особенность послужила тому, что картину стали называть «cеверной сестрой „Сикстинской мадонны“.

18 место. “Избиение младенцев” (1611г) Петер Пауль Рубенс – продана 10.07.2002 на аукционе Sotheby’s за $76.8 млн. Самая жестокая сцена библейской мифологии “истребление младенцев царем Иродом” вызвала большой ажиотаж на торгах. Владельцы, выставившие картину на продажу, были уверены, что автором полотна является ученик Рубенса и его последователь Яна ван дер Хуке. Но неожиданно для всех, экспертиза доказала авторство самого Рубенса. При начальной стоимости 9 млн. долларов картина была продана по рекордной цене $76.8 млн. Этот факт еще раз доказывает, что стоимость произведения искусства напрямую зависит от имени автора.

17 место. “Бал в Мулен де ла Галетт (уменьшенная авторская копия) (1876 г) Пьер Огюст Ренуар – продана 17.05.1990 на аукционе Sotheby’s $78.1 млн. Французский импрессионист Пьер Огю ст Ренуар – это “единственный великий художник, не написавший за свою жизнь ни одной печальной картины”, – утверждал в 1913 году писатель Октав Мирбо. “Бал в Мулен де ла Галетт” – самый яркий пример “солнечного” искусства живописца. Новаторство и уникальность картины “Бал в Мулен де ла Галеттзаключается в том, что никто до Ренуара не решался изобразить на полотне столь значительного размера сцену повседневной жизни из реального времени. Критика и враждебные нападки обрушились на автора, но время доказало ценность столь отважного поступка.

16 место. “Бирюзовая Мэрилин” (1964 г) Энди Уорхол – продана 20.05.2007 частным образом за $80.0 млн. Такая высокая цена неслучайна. “Бирюзовую Мэрилин” называют иконой поп-арта, а Энди Уорхола – родоначальником современного ПОПулярного искусства для широких масс. Начиная, как дизайнер поздравительных открыток, метеокарт и конвертов для пластинок, он нашел свой стиль шелкографии, напоминающую плохую газетную репродукцию. В этом стиле он написал серию портретов кинозвезд, в том числе свою любимую модель Мэрилин. Как Мона Лиза, теперь нам повсеместно улыбается Мэрилин с печатных репродукций Энди Уорхола. Существует пять вариантов Мэрилин в разных цветах, но почему-то “Бирюзовая Мэрилин” стала самой дорогостоящей.






15 место. “Фальстарт” (1959 г) Джаспер Джонс – продана 12.10.2006 частным образом за $80.0 млн. Она является самой дорогой картиной в мире ныне живущего художника. Американский художник и скульптор Джаспер Джонс родился 30 мая 1930 года. Его картины – это смешение абстрактного экспрессионизма, поп-арта и нео-дадаизма (понятия не имею, что это такое). Его работы также обращены к образам массовой культуры, предметам обыденной жизни. Например, самая известная скульптура Джаспера Джонса – две бронзовые банки из-под пива (действительно, предмет поклонения современного общества).

14 место. “Пруд с кувшинками” (1919 г) Клод Моне – продана в июне 2008 года на аукционе Sotheby’s за $80,5 млн. Основоположник импрессионизма, великий живописец второй половины 19 века был еще и прирожденным садовником, влюбленным в цветы и в живую природу. В собственном пруду в Живерни Клод Моне вырастил кувшинки из семян, специально привезенных из Японии. И в 1899 году начал серию из 60 картин “Кувшинки”, которые писал до самой смерти (1840-1926 годы жизни). Зрение художника стремительно ухудшалось, он перенес две операции, но продолжал рисовать любимый пруд. «Понадобилось какое-то время, чтобы я смог понять, что собой представляют мои кувшинки. Я их высаживал и растил просто ради удовольствия, без всякой мысли, что буду писать о них картины… Восприятие живой природы приходит к нам не сразу» (Клод Моне).

13 место. “Портрет доктора Гаше” (1890 г) Винсент ван Гог – продана 15.05.1990 на аукционе Sotheby’s за $82.5 млн. Портрет своего доктора Ван Гогнаписал буквально в последние месяцы жизни. Истинный художник пишет сои великие полотна до последнего вздоха и иначе не может. Из письма Винсента Ван Гога своему брату:

“Господин Гаше, на мой взгляд, также болен и нервен, как я или ты, к тому же он много старше нас и несколько лет назад потерял жену; но он врач до мозга костей, поэтому его профессия и вера в нее помогают ему сохранять равновесие. Мы с ним уже подружились. Работаю сейчас над его портретом: голова в белой фуражке, очень светлые и яркие волосы; кисти рук тоже светлые, синяя куртка и кобальтовый фон. Он сидит, облокотясь на красный стол, где лежит желтая книга и веточка наперстянки с лиловыми цветами с печальным выражением лица, столь характерным для нашего времени…»



12 место. “Триптих” (1976 г) Фрэнсис Бэкон – продана в мае 2008 года на аукционе Sotheby’s за $86,281 млн. Кто бы мог подумать, что этот больной астмой мальчик, отверженный отцом и в 16 лет выгнанный из дома за “постыдную склонность”, любимчик фортуны и азартный игрок в рулетку, самоучка в живописи, проживет долгую и плодотворную жизнь (1909-1992). Фрэнсис Бэкон д обился признания своего таланта еще при жизни, но при этом не считал рисование работой, а лишь отдыхом между постоянными кутежами, мальчиками и азартными играми. Его психоделические картины – это надрывный крик души, запертой в отнюдь не идеальном, уродливом теле человека, который погряз в своих плотских желаниях, забыв о своем уникальном высшем предназначении. Кто когда-либо задумывался о смысле своего существования, переживал те же сильные эмоции, что и Френсис Бэкон, тот поймет его “ужасные картины”. Кстати, говорят, что “Триптих” по столь рекордной цене купил сам Роман Абрамович, который за свои дорогостоящие приобретения в последние годы, назван самым влиятельным коллекционером произведений искусства.

11 место. “Оранжевое, красное, жёлтое” (1961 г) Марк Ротко – продана 08.05.2012 на аукционе Sotheby’s 86.882.500 $. Картина относится к яркому периоду творчества американского экспрессиониста. Однако в конце своей жизни, когда к нему уже пришла известность, художник впадает в глубокую депрессию. Это уже сплошное серое на черном в различных вариантах. Сказались многолетние непонимание и обвинения, многочисленные судебные тяжбы с обидчиками и подорванное здоровье. Ротко уже не видит иного выхода и пишет свою последнюю трагическую картину самоубийства. Его нашли обнаженным в огромной луже крови в своей студии около картины “Красное на красном”.

10 место. “Портрет Адели Блох-Бауэр II” (1912 г) Густав Климт – продана 08.11.2006 на аукционе Sotheby’s за $87,9 млн. Австрийский модернистГустав Климт возглавил авангардное сообщество “Сецессион”, выступавшее против “эстетического консерватизма и морализаторства предыдущего поколения”. Его картины, посвященые красоте и эротизму женского тела, шокировали публику своей изысканной непосредственностью. Но при этом Густав Климт был признанным и востребованным, как в правительственных кругах, так и среди богатой знати. Его полотна всегда были желанным украшением интерьера самых роскошных домов в начале XX века, да и сейчас!

9 место. “Дора Маар с кошкой” (1941 г) Пабло Пикассо – продана 03.05.2006 на аукционе Sotheby’s за $95,2 млн. Звезда парижской художественной богемы 30-40-х годов, экстравагантная женщина-фотограф Дора Маар была музой и возлюбленной Пикассо на протяжении семи лет. За весь период этой скандальной “lav story” Пикассо написал множество ее портретов графических, классических и кубистских, в шляпе, с зелеными ногтями и в образе химеры. Портрет “Дора Маар с кошкой” был написан уже в завершении их романа, поэтому здесь Пикассо очень гротескно и символично передал всю надменность и экзальтичность своей музы. По достоинству оценил и приобрел это произведение российско-грузинский бизнесмен Борис Иванишвили.

8 место. “Восемь Элвисов” (1963 г) Энди Уорхол – продана в октябре 2008 года частным образом за $100,0 млн. Серия картин, посвященных поп-кумирам, была пиком творчества Энди Уорхола. Уже в 1968 году радикальная феминистка и актриса Валери Соланас выстрелила в Уорхола три раза. В результате он стал практически инвалидом, но отказался давать обвинительные показания в полиции. После этого покушения произведения Энди Уорхола стали более дипрессивными. Умер король поп-арта в 1987 году, прожив 58 лет.

7 место.”Мальчик с трубкой” (1905 г) Пабло Пикассо – продана 04.05.2004 на аукционе Sotheby’s за $104,1 млн. Картина относится к самому раннему и поэтому наиболее дорогостоящему периоду творчества мастера.

6 место. “Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев” (1932 г) Пабло Пикассо – продана 05.05.2010 на аукционе Sotheby’s за $106,5 млн. В сюрреалистический период музой для творчества Пикассо становится очаровательная семнадцатилетняя Мария-Тереза Вальтер. С нее он лепит величественные женские бюсты, пишет чувственные, пронизанные эротизмом картины. Веселый и мирный характер Марии-Терезы позволил ей смирится с ролью красивой игрушки в руках мастера. В 1935 году она родила дочь, но Пикассо по-прежнему не воспринимал ее серъезно. А в 1936 году Пикассо уже знакомится с экстравагантной Дорой Маар и Мария-Тереза уходит на второй план. Но любовь к мастеру и преклонение перед ним было настолько сильным, что спустя 4 года после его смерти Мария-Тереза повесилась в своем гараже. Такова печальная история этой безответной любви, навеки запечатленная в полотнах.

5 место. “Крик” (1932 г) Эдвард Мунк – продана 02.05.2012 на аукционе Sotheby’s за $119 922 500 . Одна из четырех версий норвежского художника-экспрессиониста выполненная в технике “пастель” (т.е. восковыми мелками). Созданная на стыке веков, она стала эмблемой экспрессионизма и прелюдией к модернизму XXI века. Отчаянный крик одиночества, отчужденности и обреченности, словно предвестник будущих войн, революций и экологических катаклизмов предстоящего столетия. При всей своей обезличенности и примитивизированности образ кричащего настолько эмоционален, что стал вдохновение для фильмов, пародий и арт коллажей современного искусства.
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || ).push({});

4 место. “Портрет Адели Блох-Бауэр I” (1907 г) Густав Климт – продана 18.06.2006 частным образом за $137,5 млн. Ее называют “Золотая Адель” или “Австрийская Мона Лиза”. Вдохновленный поездкой в Италию, византийской мозаикой, богато украшенной золотом в 1903 году Климт приступает к работе над портретом Аделии. Было сделано более 100 набросков, прежде чем художник добился идеального положения рук, тела и взгляда прекрасной Аделии.

3 место. “Женщина III” (1953 г) Виллем де Кунинг – продана 14.08.2006 частным образом

за $137,5 млн. Серия картин абстрактного экспрессиониста под название “Женщина” вызвала бурю недовольства даже среди поклонников мастера. Но настоящие ценители утверждают, что возникает разительный контраст в ощущении при просмотре полотна на расстоянии и вблизи. Издалека эти женщины кажутся жестокими амазонками, воплощением силы природы и вряд ли соблазнительными. Вблизи же картина захватывает в свое динамичное пространство формы, цвета и мазка. Женщина, как бы прячется в окружающем пространстве и ее уже трудно разглядеть в беспорядочном хаосе “мазков-ударов”. Действительно психологический шедевр абстрактного экспрессионизма, достойный фрейдистского анализа. Представленная картина – единственная из всей серии, оставшаяся в частной коллекции.

2 место. “№ 5” (1948 г) Джексон Поллок – продана 02.11.2006 частным образом за $140 млн. С 2006 года по 2012 год оставалась самой дорогой картиной в мире, поэтому заслуживает особого внимания критиков.Джексон Поллоклидер и идеолог абстрактного экспрессионизма, сформировавшегося как отличительный стиль в 40-х годах в Нью-Йорке. Самые противоречивые оценки его творчества лишь подтверждают его гениальность.
“Моя живопись никак не связана с мольбертом. Я едва ли хоть раз натягивал холст на подрамник. Я предпочитаю прибить холст к стенке или полу. Я должен чувствовать сопротивление твердой поверхности. На полу легче всего. Я чувствую себя ближе к живописи, ее частью, я могу ходить вокруг нее, работать с четырёх сторон и буквально быть внутри нее. Я продолжаю отходить от обычных инструментов художника, таких, как мольберт, палитра и кисти. Я предпочитаю палочки, совки, ножи и льющуюся краску или смесь краски с песком, битым стеклом или чем-то ещё. Когда я внутри живописи, я не осознаю, что я делаю. Понимание приходит позже. У меня нет страха перед изменениями или разрушением образа, поскольку картина живёт своей собственной жизнью. Я просто помогаю ей выйти наружу. Но если я теряю контакт с картиной, получается грязь и беспорядок. Если же нет, то это чистая гармония, легкость того, как ты берешь и отдаешь.” Джексон Поллок
Сальвадор Дали так охарактеризовал его в своём «Дневнике гения»: «Поллок: Марсельеза абстрактного. Романтик праздников и фейерверков, как первый ташист-сенсуалист Монтичелли. Он не так плох, как Тёрнер. Ведь он ещё большее ничто ».

Очень хочется повернуть ее горизонтально, но нельзя…

1 место. И, наконец, самая дорогая картина в мире, проданная в феврале 2012 года из частной коллекции греческого судовладельца Джорджа Embiricos, “Игроки в карты” (3-я картина серии, 1892-1893) Поль Сезанн. Невероятная стоимость$250 млн., превышающая прежний рекорд почти в 2 раза, всколыхнула мировой арт рынок и значительно подняла планку последующих сделок. Чем же примечательна самая дорогая картина в мире?
Серия из 5 картин “Игроки в карты” относится к позднему и самому зрелому периоду творчества французского постимпрессиониста Поля Сезанна. Фанатичный трудоголик, мнительный и нелюдимый Сезанн лишь в живописи находил вдохновение и излечение от фобий и противоречий окружающего мира. Его неповторимый стиль – это своеобразное примирение классики и современности, переход от импрессионизма к кубизму. Несколько лет назад картина “Игроки в карты” №3была названа одной из лучших работ в мире, которая находится ​​в частных руках. Наверное, с этим и связана столь рекордная в мире арт-рынка цена сделки. Кто же покупатель? Королевская семья Катара приобрела картину для национального музея. И снова нас удивляет Ближний Восток!




Top