«Красное колесо» в Новом Пространстве Театра Наций. «Красное колесо» в Новом Пространстве Театра Наций Михаил башкиров драматург

В Театре Наций показывают первый театральный сериал, который состоит из 5 спектаклей-эскизов по мотивам романа-эпопеи А.И. Солженицына «Красное колесо», над которым он работал практически всю жизнь. Это произведение о России 1914-1917 годов, о Первой мировой войне, Февральской и Октябрьск ой революциях 1917 года.

Идея создания целой серии спектаклей по произведению Александра Солженицына принадлежит художественному руководителю Театра Наций, народному артисту России Евгению Миронову. Также этот экспериментальный театральный проект был поддержан супругой писателя Наталией Солженицыной. Куратор проекта – режиссер Талгат Баталов. Постановка спектаклей по «Красному колесу» посвящена 100-летию Великой Октябрьской Революции, а также приурочена юбилею А.И. Солженицына, которому в следующем 2018 году исполнилось бы 100 лет. Показ спектаклей начался 11 декабря и закончится 24 декабря. Над созданием этого театрального сериала работали творческие команды, состоящие из драматургов и режиссеров из разных городов России, в том числе из Якутска.

23 декабря будет показана пьеса «Ячейка» драматурга Михаила Башкирова, который представляет в этом интересном проекте Якутию. Поставил спектакль молодой режиссер, автор проектов в Gogol School, Центре им. Вс. Мейерхольда, Егор Матвеев. Пьеса состоит из нескольких эпизодов или скетчей – это «сериал внутри сериала». Он посвящен большевикам – вернее, одной их «ячеек», разбросанных по пылающему революционным огнем Петербургу. Зритель, будто в калейдоскопе, видит представителей разных слоёв населения, которых в одном месте могла собрать лишь национальная катастрофа… На сцене появляются рабочий Гвоздев, теоретик переворота Розенбом, колдунья Аграфена, эвен Холчохо, великий князь Михаил и другие персонажи. Это разрозненный, растерянный народ, который творил собственную историю, при этом едва ли понимая суть революционных процессов…

Стоит отметить, что Михаил Башкиров сам родом из Москвы, но с 2016 года проживает в Якутске и работает доцентом на кафедре международных исследований ИЗФиР СВФУ. Является специалистом по Канаде, кандидат исторических наук. Но одновременно с научной в последние годы лет занимается творческой деятельностью. За эти годы было поставлено несколько его пьес, дважды был участникоммосковск ого фестиваля молодой драматургии «Любимовка».

За время его жизни уже в Якутске вышло несколько произведений, которые были написаны им здесь. Сложился замечательный тандем с режиссером Саха Театра Сергеем Потаповым, с которым у них состоялись театральные премьеры в течение этих двух лет. Перу М. Башкирова принадлежат пьеса «Ванапаган», поставленная в эстонском театре «R .A .A .A .M » в Таллине в 2016 г., и пьеса «Тарас», поставленная в Санкт-Петербурге в театре «Балтийский дом» в 2017 г. Также М. Башкиров выступил в качестве сценариста в фильме «Уол о5ото», который вышел в прокат якутских кинотеатров этой осенью. Также режиссером В. Мункуевым был снят короткометражный фильм «Дьол» по рассказу «Ануфриев», написанному М. Башкировым в соавторстве с Д. Камозиным еще в 2011 году.

Выбор Ольги Федяниной Театральный год начинается не в январе, а в конце сентября - вместе с осенними премьерами у репертуарных театров и сезоном фестивалей. Тех, для кого театр - важнейшее из искусств, в Москве становится все больше, поэтому и о билетах нужно заботиться все раньше. Weekend изучил премьерную и гастрольную афишу на три месяца вперед и выбрал театральные события, которые стоит не пропустить.

«Десять дней, которые потрясли мир» спектакль, режиссёр Максим Диденко


Спектакль-оммаж Юрию Любимову, поставленный в пространстве юбилейной выставки. Режиссер Максим Диденко предложит зрителям путешествие по мотивам десяти самых известных любимовских спектаклей: фрагменты, соединенные в одну композицию, разыграют выпускники актерской мастерской Дмитрия Брусникина, для которых Диденко три года назад поставил очень успешную «Конармию». Юбилейная программа «Век Любимова» Музей Москвы,29 сентября - 8 октября


«Волшебная гора» спектакль, режиссёр Константин Богомолов



За неделю до премьеры известно, что в спектакле по роману Томаса Манна будут звучать стихи Некрасова, Заболоцкого и Шаламова - и почти не будет звучать текст «Волшебной горы». Константин Богомолов - пожалуй, самый «романный» режиссер в нашем театре, а болезнь и умирание - один из лейтмотивов всех его постановок. В данном случае инсценировка будет, очевидно, вполне камерная, поскольку заявлены только два исполнителя - сам Константин Богомолов и Елена Морозова. Электротеатр «Станиславский», 2–5 октября


«Лебединое озеро» балет, хореограф Майкл Киган-Долан



Для своей новой танцевальной компании Teac Damsa Майкл Киган-Долан придумал не только выразительную хореографию, но и целую историю на основе классического сюжета. Это не Чайковский, а ирландская народная музыка, которую прямо на сцене исполняет трио Slow Moving Clouds. Декорация - сталь и черный пластик - выглядит современно и брутально. Как, впрочем, и история, в которой соединены современная Ирландия и ее древние мифы. Принц по версии Киган-Долана - 36-летний безработный Джимми, и озеро ему нужно не для охоты на лебедей, а для того, чтобы утопиться. Лебеди, тем не менее, существуют, у них тоже есть своя мрачноватая история, связанная с любовью и насилием. Фестиваль DanceInversion Театр наций, 10, 11 октября


«Ночь в библиотеке» театрализованная инсталляция, режиссёр Робер Лепаж



Это путешествие по самым красивым и интересным библиотекам мира, которое показывает, что библиотека в разных ситуациях может выполнять самые разные функции - она может быть и образовательным центром, и политическим клубом, и музеем, и местом отдыха. В любом случае библиотека - это всегда театр теней, которые спускаются с книжных полок, как только уходит последний посетитель. Феерию книг Робера Лепажа озвучивает Евгений Миронов. Фестиваль-школа «Территория» Мультимедиа Арт Музей, 12 октября - 12 ноября


«Бельгия правит» перформанс, режиссёр Ян Фабр

Четыре часа поисков бельгийской сюрреалистической идентичности - Ян Фабр заготовил объяснение в любви родной стране, но у самого радикального режиссера современности объяснение в любви, разумеется, тоже получилось радикальное, строго 18+. Помогает Фабру, как обычно, готовая на все международная команда перформеров. Их задача - показать всему миру страну Магритта и барокко, страну мирных анархистов, лучшее на свете место для современных художников и их публики. Фестиваль-школа «Территория» Театр наций, 17, 18 октября


«Наследие. Комнаты без людей» спектакль, группа «Римини-протокол»



Как и многие другие проекты «Римини-протокола», «Наследие» создано исключительно документальными средствами и обращается к каждому зрителю индивидуально. Вместо сценического пространства здесь есть комнаты, в которых звучат слова людей, размышляющих о предстоящем им уходе из жизни и создающих своего рода аудиозавещания. Несколько разговоров о смерти, которые превращаются в разговор о жизни и о том, что жизнь после смерти - понятие не только метафизическое. Фестиваль-школа «Территория» «Винзавод», 17–22 октября


«Альцина» опера, режиссёр Кейти Митчелл



Виртуозная постановка оперы Генделя - не только музыкальное событие высшего класса, но и буквально учебник по современной режиссуре, сложной и феерически красивой. Впервые показанная в Экс-ан-Провансе в позапрошлом сезоне, «Альцина» с самого начала была совместной продукцией французского фестиваля и Большого театра. В этом сезоне по условиям контракта она «переехала» в Москву, и это действительно нельзя пропустить. Большой театр, 18, 20, 22, 24, 26 октября

«Страсти по Матфею» балет, хореограф Джон Ноймайер



Самые ожидаемые осенние гастроли для поклонников балета. «Страсти по Матфею» сохраняются в репертуаре Гамбургского балетного центра уже 37 лет, за это время спектакль объехал почти весь мир, но в Москве не был ни разу. Сам Ноймайер по-прежнему называет четырехчасовые «Страсти» главной работой своей жизни, попыткой воссоздать христианский танцевальный культ. Желающим попасть стоит обратить внимание на то, что часть действия происходит в партере, поэтому мест на единственный спектакль в продаже не так много. Концертный зал им. П.И. Чайковского, 25 октября


«19.17. Светлый путь» спектакль, режиссёр Александр Молочников
25-летний Александр Молочников уже удачно дебютировал и как актер, и как телеведущий. В театральной режиссуре его пока что занимает только один формат, в котором он тоже вполне успешен: историческое кабаре. Режиссерский дебют Молочникова на сцене МХТ - «19.14» - был посвящен Первой мировой войне, за ним последовали «Бунтовщики» - о русских революционерах как таковых. Новая премьера своим названием отсылает к дебютному опыту, но в данном случае вероятный повтор даже радует - «19.14» был очень выразительным и живым спектаклем. МХТ им. А.П. Чехова, 2, 3 ноября


«Ромео и Джульетта» балет, хореограф Алексей Ратманский



Алексей Ратманский, вероятно, самый известный из действующих российских хореографов, в Большом театре не ставил с 2011 года. В ноябре он возвращается на эту сцену - правда, не с оригинальной постановкой, а с ремейком «Ромео и Джульетты» Прокофьева. Оригинал был поставлен в Торонто в том же 2011 году, но до сих пор считается самой современной вариацией этого классического балета. Интересно, что, вопреки обыкновению, дирекция Большого не стала снимать с репертуара предыдущую версию - «Ромео и Джульетту» Юрия Григоровича, так что желающие смогут сравнить впечатления. Большой театр, 22–26 ноября


«Серенада», «Ореол», «Онис», «Тюль» одноактные балеты, хореографы Джордж Баланчин, Пол Тейлор, Жак Гарнье, Александр Экман С прошлого сезона балет Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко возглавляет выдающийся танцовщик, балетмейстер и педагог Лоран Илер - соответственно, обновляется и балетная программа. Второй вечер одноактных балетов представит четырех выдающихся хореографов, чьи композиции никогда раньше не шли на сцене этого театра. Получилась своего рода балетная антология XX и XXI веков: балеты, вошедшие в программу, поставлены в 1935 году («Серенада» Баланчина), 1962-м («Ореол» Тейлора), 1979-м («Онис» Гарнье) и 2012-м («Тюль» Экмана). Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, 25, 26 и 27 ноября


«By Heart» перформанс, режиссёр Тьяго Родригес



Единственный спектакль осенней программы, где есть шанс побыть и публикой, и исполнителем. Тьяго Родригес, новый любимец европейских театральных фестивалей, создал необыкновенно обаятельный перформанс, во время которого десять волонтеров под руководством самого режиссера и в присутствии публики должны выучить наизусть одно стихотворение. Эпиграфом к перформансу стали слова литературного критика Джорджа Стайнера: «Если стихотворение знают наизусть десять человек, то с ним уже ничего не сможет сделать ни КГБ, ни ЦРУ, ни гестапо - оно выживет». Театр наций, 29, 30 ноября


«Синяя синяя птица» мюзикл, режиссёр Олег Глушков


Перед Новым годом у театров традиционно обостряется любовь к феериям для семейного просмотра. Театр наций анонсировал «Синюю синюю птицу», в которой используются мотивы из пьесы Метерлинка, но к этому добавлено еще множество сказочных компонентов. Герои спектакля отправятся в путешествие, где им встретятся 50 сказочных персонажей, среди которых будет Царица Ночи, Торт Наполеон и многие другие. Режиссер спектакля Олег Глушков известен и в узких театральных кругах, и в широких кругах телезрителей - как хореограф сериала Валерия Тодоровского «Стиляги». Кажется, у «Синей синей птицы» есть все шансы составить конкуренцию традиционным «Щелкунчикам». Театр наций, 30 ноября


«Кеды» спектакль, режиссёр Владимир Панков



Пьеса Любови Стрижак - одно из самых успешных названий в современном русском театре, своего рода манифест поколения, которое по аналогии с европейскими «рассерженными молодыми людьми» можно назвать «раздраженными молодыми людьми». У режиссера Владимира Панкова и его актеров есть все возможности сделать из этого манифеста важное театральное событие - у основанной Панковым группы SounDrama, как, может быть, ни у одной другой московской труппы, есть и слух на ритмы и шумы современности, и умение делать злобу дня поэтичной, но не слащавой. Центр драматургии и режиссуры, 8 декабря


«Пигмалион» спектакль, режиссёр Леонид Хейфец Леонид Хейфец несколько лет не ставил спектакли большой формы, предпочитая камерную сцену на Сретенке. В этом сезоне он возвращается в масштабное пространство основной сцены Театра имени Маяковского - с постановкой по великой пьесе Бернарда Шоу. Как всегда у Хейфеца, центром постановки станет актерский ансамбль: в «Маяковке» нет недостатка в интересных и популярных исполнителях. Роль профессора Хиггинса репетирует Игорь Костолевский, и этого, в общем-то, достаточно, чтобы постараться не пропустить начало продаж билетов на декабрь. Театр Маяковского, 8, 9 декабря


«Нуреев» балет, хореограф Кирилл Серебренников

Самая ожидаемая премьера 2017 года, вероятно, до последнего дня останется непредсказуемой. На балет с музыкой Ильи Демуцкого и хореографией Юрия Посохова в постановке Кирилла Серебренникова уже один раз были приглашены журналисты и проданы билеты. В день генерального прогона премьеру отменили, объявив о неготовности спектакля. В качестве новой даты театр назвал конец декабря. А через несколько недель Кирилл Серебренников был арестован. Как ни странно звучит это в театральной хронике, но последняя информация о балете заключается в том, что директор Большого театра Владимир Урин получил от следователей разрешение встретиться с режиссером для обсуждения судьбы «Нуреева» - и после этой встречи появилась новая премьерная дата. Запасаемся билетами, продолжаем следить за новостями и надеемся увидеть Кирилла Серебренникова на премьерных поклонах. Большой театр, 8, 9 декабря


«Великий укротитель» спектакль, режиссёр Димитрис Папаиоанну



Если бы на фестивале в Авиньоне был приз зрительских симпатий, то в 2017 году его получил бы этот спектакль - огромная, необыкновенной красоты композиция со сложной акробатической хореографией, посвященная приключениям человеческого тела в современном мире. То, что NET, существующий исключительно на частные деньги, вообще решил довезти до Москвы такую дорогостоящую и сложную постановку, свидетельствует о кураторской решительности, которая заслуживает отдельных аплодисментов еще до всех показов. Фестиваль нового европейского театра NET Театр наций, 14 декабря


«Пушечное мясо» спектакль, режиссер Дмитрий Волкострелов
У Дмитрия Волкострелова, единственного в русском театре последовательного режиссера-минималиста, отношения с драматургией складываются сложно - а пьесы Павла Пряжко, вероятно, единственное исключение. В «Пушечном мясе» чеховское «Люди обедают, только обедают, а в это время <…> разбиваются их жизни» обострено радикально: люди разговаривают об открытии выставки, но каждый слышит, что на самом деле кругом война, боевые действия повседневности. Правда, сам Волкострелов считает, что эту войну нельзя выиграть, но можно закончить: «Репетирование спектакля, возможно, уменьшает количество пушечного мяса в этом мире». Театр наций. Премьера в декабре, точная дата будет объявлена позже

«Красное колесо» спектакль, режиссёр-куратор Талгат Баталов «Красное колесо» - это не один спектакль, а экспериментальный проект, попытка создать формат «театрального сериала». К столетию со дня рождения Александра Солженицына пять режиссеров покажут в Новом пространстве свои спектакли-эскизы, основанные на тексте его романа-эпопеи и придуманные в соавторстве с молодыми драматургами. Участники проекта - режиссеры Талгат Баталов, Степан Пектеев, Артем Терехин, Егор Матвеев, Сергей Чехов, художник Ольга Никитина, драматурги Полина Бородина, Дмитрий Богославский, Константин Стешик, Михаил Башкиров. Новое пространство Театра наций. Премьера в декабре, точная дата будет объявлена позже


«Заповедник» спектакль, режиссёр Сергей Женовач Сергей Женовач очень любит русскую прозу, но при этом предпочитает тексты сильно прошедших времен. Возможно, в этом есть предубеждение против злободневности - в общем-то, понятное. Авторов послевоенного времени он до недавних пор вообще не инсценировал. Но в последние сезоны Женовач дважды обратился к сравнительно новым текстам, поставив «Киру Георгиевну» Виктора Некрасова и «Москву - Петушки» Венедикта Ерофеева, произведения 1961-го и 1973 года соответственно. «Заповедник» Довлатова, написанный в 1983-м,- еще один шаг на пути к современности. Так, глядишь, СТИ когда-нибудь и до постсоветской литературы дойдет. Студия театрального искусства. Премьера в декабре, точная дата будет объявлена позже

Ольга Федянина, «Коммерсантъ Weekend»
Ссылка на

© Государственный Театр Наций

В сезоне 2017/2018 в Театре наций состоятся шесть премьер и начнется работа над двумя новыми постановками, среди которых спектакль Кирилла Серебренникова.

Об этом было объявлено 16 сентября на пресс-конференции в Новом пространстве Театра наций, в которой приняло участие руководство театра во главе с его художественным руководителем Евгением Мироновым.

Две премьеры будут представлены до конца 2017 года: мюзикл для семейного просмотра «Синяя синяя птица» в постановке режиссера и хореографа Олега Глушкова и спектакль Дмитрия Волкострелова «Пушечное мясо» по пьесе Павла Пряжко.

На 10-11 апреля 2018 года запланирована премьера спектакля Дмитрия Крымова «Му-му» по мотивам произведений Тургенева «Записки охотника» и «Муму». Также в планах театра премьеры спектакля по мотивам пьесы Гоголя «Игроки» в постановке Андрея Могучего и спектакля «Игра» по пьесе Энтони Шеффера в постановке Явора Гырдева (Болгария).

В конце сезона Театр наций приступит к двум новым постановкам: на Основной сцене Кирилл Серебренников начнет репетировать спектакль «Чайковский» по собственной сценической композиции, а на Малой сцене неоднократный лауреат Фестиваля театров малых городов Денис Бокурадзе приступит к работе над спектаклем по произведениям Сервантеса . Премьеры этих спектаклей состоятся уже в начале сезона 2018/2019.

К столетию революции 1917 года Театр наций продолжит проект «Утопии и трагедии» , начатый в конце прошлого сезона спектаклем «Цирк» Максима Диденко.

12 октября состоится премьера художественного фильма Александра Шеина «ВМаяковский» с Юрием Колокольниковым, Чулпан Хаматовой, Евгением Мироновым, Михаилом Ефремовым и Людмилой Максаковой.

В конце октября в Новом пространстве Театра наций пройдет программа лекций и видеопоказов «Любимов 100» , посвященная юбилею великого режиссера. Куратор программы - театральный критик Алла Шендерова.

В декабре в Новом пространстве состоится премьера экспериментального театрального проекта по «Красному колесу» Солженицына - пять спектаклей-эскизов, подготовленных молодыми режиссерами в сотрудничестве с молодыми драматургами. Куратор проекта - режиссер Талгат Баталов, участники - Степан Пектеев, Артем Терехин, Егор Матвеев, Сергей Чехов, художник Ольга Никитина, драматурги Полина Бородина, Дмитрий Богославский, Константин Стешик, Михаил Башкиров.

Темы второго сезона Нового пространства Театра наций - «Утопии. XXI век» . В программу войдут десять крупных проектов современных российских и зарубежных междисциплинарных художников, среди которых будут оригинальные продукции Нового пространства и приглашенных участников.

Завершится сезон на Малой сцене Театра наций спектаклем режиссера Марата Гацалова по новой пьесе драматурга Михаила Дурненкова «Утопия» , в которой тема власти прошлого над нашим сознанием и попыток человека смириться с ходом времени раскрывается в частной истории наших современников.

В гастрольных планах Театра наций на сезон 2017/2018 выступления в Ярославле, Минске, Риге, Дзержинске, Бухаресте, Воронеже, Норильске, Тюмени, Нижневартовске, Гонконге и Нью-Йорке.

XVI Фестиваль театров малых городов России пройдет весной 2018 года в городе Новороссийске Краснодарского края.

Государственный театр наций

Новое Пространство Театра Наций

представляют

Театральный сериал по роману Александра Солженицына

Куратор проекта - Талгат Баталов

Художник проекта - Ольга Никитина

18+

С 11 по 24 декабря 2017 года в Новом Пространстве Театра Наций пройдут показы Лаборатории «Красное колесо». Группа режиссеров и драматургов подготовили пять спектаклей-эскизов на основе романа-эпопеи Александра Солженицына. «Красное колесо» ‑ часть большого проекта Театра Наций «Утопии и трагедии», в котором художники размышляют на тему 100-летия Российской революции.

Неслучайно стартует 11 декабря в 99-й день рождения Александра Солженицына, являясь и посвящением грядущему столетнему юбилею Нобелевского лауреата.

«Идея этой лаборатории принадлежит Евгению Миронову и Роману Должанскому - как часть творческой программы Театра Наций, посвященной 100-летию Русской революции 1917 года. Появление в такой программе имени Александра Солженицына объяснять не нужно - тем более, что в будущем году исполняется 100 лет со дня рождения великого русского писателя. Мне предложили взяться за проведение лаборатории и подумать над возможным материалом. Погрузившись в творческое наследие писателя, я довольно быстро нашел ответ, который многих удивил - это должно быть «Красное колесо»! Роман-эпопея, над которым Солженицын работал всю жизнь и который охватывает важнейшие события как предшествующих революции лет, так и собственно революционные события 1917 года.

Это великий роман, о существовании которого все знают, но который, чего греха таить, мало кто читал от начала до конца. Поэтому нам всем кажется очень важным не просто придумать интересный театральный проект, но и вновь привлечь интерес публики как к этому сложному, объемному, но невероятно увлекательному произведению, так и ко всему творчеству Александра Исаевича. Мы бесконечно благодарны Наталии Дмитриевне Солженицыной, которая не просто разрешила нам поработать над «Красным колесом», но и дала важные советы, и благословила не заниматься «литературным театром», а фантазировать, работать «по мотивам», искать новые способы театральной выразительности, экспериментировать с современными жанрами…

Поэтому мы решили сделать «театральный сериал» - сама структура романа подсказала такую идею. И каждую «серию» отдали разным творческим парам, составившимся из режиссера и драматурга. Важно было и то, что режиссеры и драматурги - из разных городов, и не только российских. Так что в итоге зритель увидит пять совершенно разных взглядов на роман Солженицына.

Не менее важно напомнить зрителям, что формат театральной лаборатории не предполагает создание законченного спектакля. Но предполагает неожиданные решения - которые не всегда возможно реализовать при создании полноценного театрального продукта. Скорость, бессонные ночи, внезапные озарения - вот что такое театральная лаборатория. В общем, читайте великие книги и ходите в живой, современный театр!»

Талгат Баталов , режиссер, куратор лаборатории «Колесо»

«Столыпин | Богров»

Драматург - Гульнара Гарипова

Режиссёр - Степан Пектеев

Участвуют: Екатерина Романова, Ольга Белинская

Хор: Даниил Дробиков, Василий Неверов, Алексей Князев, Сергей Фишер, Александр Галочкин, Егор Ковалев, Максим Мишарин

Первая серия посвящена одному из самых драматических эпизодов не только романа-эпопеи «Красное колесо», но и всей русской истории начала ХХ века - убийству премьер-министра П.А.Столыпина. Документальное повествование позволяет пристально вглядеться в подробности этой трагедии, в лица убийцы и жертвы, в мотивы этого рокового для судьбы государства преступления.

«Вагон системы Полонсо»

Фарс в одном действии

Драматург - Дмитрий Богославский

Режиссёр - Талгат Баталов

Участвуют: Евгений Миронов, Евгения Дмитриева,

Людмила Трошина, Владимир Калисанов

В конце XIX века появился новый тип вагона — вагоны «Полонсо». Его заказала Владикавказская железная дорога, отличавшаяся наиболее «продвинутой» техникой, которая и дала вагону свое имя. Потом такие вагоны выпускались также для Китайско-Восточной и Варшаво-Венской дорог. Также была выпущена ограниченная партия вагонов для членов Императорской семьи… Действие пьесы происходит в вагоне поезда, в котором Владимир Ульянов-Ленин сопровождении Надежды Крупской и тещи Елизаветы Васильевны едет из Галиции в Цюрих. Но выйти из вагона ему так и не удастся ‑ три года скитаний, размышлений и споров показаны в едином, бесконечном движении поезда по Европе…

«Мертвые»

Жанр - экраны, документы, отступления, песни

Драматург - Константин Стешик

Режиссёр - Сергей Чехов

Участвуют: Татьяна Владимирова, Максим Стоянов

Константин Стешик: «Для меня важной стала попытка передать ощущение вязкости смерти, которая как нефтяное болото пожирает людей и животных. Она движется по кругу, заставляя мир существовать в её древнем, шаманическом ритме. В «интервале» между жизнью и окончательным исчезновением из неё у мертвеца нет ничего, кроме попыток вырваться из витков бесконечной спирали умирания - пока он увязает всё глубже и глубже в состояние растерзанности. Ни у человека, ни у лошади нет иного выхода, кроме как в ужасе созерцать тягучий праздник смерти, которая внезапно оказалась сконцентрирована в одном конкретном месте и, может быть, именно она вращает лопасти горящей мельницы, не используя ветер».

"Ячейка"

Скетч-шоу

Драматург - Михаил Башкиров

Режиссёр - Егор Матвеев

Участвуют: Василий Молодцов, Роман Евдокимов, Егор Матвеев, Лилия Гайсина,

Джан Бадмаев, Олег Блинов

Пьеса состоит из нескольких эпизодов или скетчей - это «сериал внутри сериала». Он посвящен большевикам - вернее, одной их «ячеек», разбросанных по пылающему революционным огнем Петербургу. Зритель, будто в калейдоскопе, видит представителей разных слоёв населения, которых в одном месте могла собрать лишь национальная катастрофа… На сцене появляются рабочий Гвоздев, теоретик переворота Розенбом, колдунья Аграфена, эвен Холчохо, великий князь Михаил и другие персонажи. Это разрозненный, растерянный народ, который творил собственную историю, при этом едва ли понимая суть революционных процессов…

«На "Дне"»

Драматург - Полина Бородина

Режиссёр - Артем Терёхин

Участвуют: Елена Нестерова, Кристина Исайкина, Алексей Калинин

Эта серия посвящена отречению от престола императора Николая Второго - как известно, это ключевое для истории страны событие произошло в вагоне царского поезда на станции Дно недалеко от Пскова. Но как мы теперь знаем, до подлинного «дна» империи в этот день еще было очень далеко… (вторые кавычки в названии «На "Дне"» важны - все происходит на станции Дно)

Интервью с драматургом Михаилом Башкировым

На обсуждении пьесы «Новый Свет» драматург из Москвы Михаил Башкиров сказал: «Я хотел написать о чуде». Зрители же единодушно отметили главное: несмотря на опасность, связанную с выбором темы - в основе конфликта здесь столкновение двух религиозных верований - в пьесе нет поучительной интонации.

Как ты начал писать пьесы?

Я всегда интересовался художественной литературой, и в какой-то момент захотелось писать самому. Я пытался писать рассказы, рассылал их по толстым журналом, но никто мне не отвечал. Лишь однажды напечатали один мой рассказ. И я был как-то, не знаю… и доволен, и не доволен одновременно. В какой-то момент я вдруг понял, что лучше всего получаются диалоги. И стал думать о том, чтобы написать пьесу, но я об этом вообще ничего не знал.

То есть ты не учился по специальности?

Нет. Когда-то давно я читал голливудский учебник по сценарному искусству, из которого узнал, что такое завязка, конфликт и так далее. Время спустя это знание пригодилось. У нас с моим товарищем был рассказ, и мы решили переделать его в пьесу. Это было в 2013 году, я отправил эту пьесу на Любимовку, она попала в отмеченные, и это как-то польстило с одной стороны, а с другой – захотелось попасть в шорт-лист. Я стал много об этом думать и все мышление переориентировалось под пьесы, на литературу я забил. Год назад получилось с «Полями ярости», теперь - «Новый свет».

Можешь рассказать о выборе темы. Почему религия? Ты верующий человек?

У меня сложное отношение со всем этим. На самом деле, случайно вышло. Моя первая пьеса была «как бы о религии», то есть в подтексте, хотя там этого вообще нет. А потом, со второй так получилось… мы ее долго обсуждали с режиссером Володей Баграмовым, мы долго что-то придумывали на трех персонажей. Этот мир, хотя он это отрицает, мы придумали вместе. Стояла чисто механическая задача: на этот каркас, на трех женских персонажей, нанизать какую-то историю. А потом я стал думать, что мне вообще интересно? В какую сторону я хочу пойти. Я отбрасывал один сюжет, другой и понял, что ситуация, когда к людям приходит проповедница, мне интересна. И я стал думать-думать-думать, и постепенно стало понятно, что действие нужно переносить в постапокалипсис.

Какой отклик ты бы хотел вызвать у зрителя? Была же авторская цель, сверхзадача?

Для меня это текст о чуде. О его природе. Мне трудно сформулировать какую-то цель или задачу, но мне хотелось бы, в идеале, чтобы зритель попытался для себя все эти вопросы еще раз задать и лишний раз это отрефлексировать, потому что у меня никаких ответов нет. Еще я пытался для себя осмыслить, что такое – другой. Где начинается граница, как ее перейти, как другой начинает воздействовать на тебя и так далее. Для меня это прежде всего история взаимодействия.

Уже придумал новый сюжет, буду пытаться… главное сюжет есть. Мелодрама. (Улыбается)

Ты читаешь современную драматургию? Есть любимые авторы?




Top