«Красное колесо» в Новом Пространстве Театра Наций. Театр наций объявил планы на сезон Михаил башкиров театр

В «Балтийском доме» состоялась премьера спектакля «Тарас». Хочется по привычке добавить «Бульба» и «по повести Гоголя», но театр не дает нам такой возможности. На сцене совершенно самостоятельное произведение.

Авторы вдохновлены не столько литературным первоисточником, сколько его мотивами, актуальными как для средневековой Европы, так и для современного мира. Позволю себе цитату из Гоголя: «Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли только возникнуть в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, когда вся первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена до тла неукротимыми набегами монгольских хищников... когда бранным пламенем объялся древле-мирный славянский дух и завелось козачество — широкая, разгульная замашка русской природы... Это было... необыкновенное явление русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед».

Прошу прощения за столь пространный «ликбез», но иначе трудно объяснить, что же за магнит таит в себе эта повесть, которую со школьной скамьи все помнят главным образом по нескольким расхожим цитатам и истории про то, как козаки воевали с поляками, Андрий влюбился в панночку, а отец его убил со словами: «Я тебя породил, я тебя и убью!». Дело, конечно, в другом. Характеры и страсти, кипящие в «Тарасе Бульбе», поражают библейской мощью и мифологичностью. Эта история вечная.

Так ее почувствовали и авторы спектакля — драматург Михаил Башкиров, режиссер Сергей Потапов и сценограф Михаил Егоров. То, что они родом из Якутии, не просто насытило действие таинственным духом шаманских обрядов, атмосферой язычества. Их «Тарас» — это взгляд со стороны, непредвзятое суждение о людях и судьбах. Так театр из Саха вглядывался в «Короля Лира», так японское кино видело «Макбета», так Някрошюс познавал Чехова... Музыка Фаустаса Латенаса тоже отрывает историю от этнических корней, помещая в более широкий контекст, примиряя Восток и Запад. Только раз звучит в спектакле песня донских козаков: «Не для меня придет весна и сердце девичье забьется...», но и в ней мы не услышим национальных мотивов — одна тоска по недоступному счастью мирной жизни.

О мире трудно мечтать в условиях тотальной вражды и подозрительности. «Смерть врагам!» — этот призыв у героев в крови. Даже если кровь сильно разбавлена горилкой. Даже если на Сечи врага днем с огнем не сыскать. Мирная жизнь козакам в тягость. Они начинают бодаться друг с другом — кто в шутку, кто всерьез. Или специально выискивают врагов. Даже баб назначают врагами, предостерегая молодежь: «От баб все зло! Сторонитесь их, сынки!».

Андрей (Олег Коробкин) и Остап (Егор Лесников), может, и рады бы окунуться в суровую мужскую жизнь, но молодая кровь играет. И женское племя пока ни в чем не провинилось перед ними. К матери как к олицетворению нежности, любви и красоты тянутся не меньше, чем к отцу. Жена Тараса (Мария Шульга) через весь спектакль проходит легкой тенью — вечная женственность, сострадание и покорность. Муж почитает ее старухой и лишь в предсмертный час вспомнит свою первую ночь любви, да и то для того, чтобы повиниться перед уточкой, бившейся в сетях: хотел спасти, но позабыл... А сколько таких «уточек» было в его жизни?! (И не была ли та уточка гоголем — птичкой, столь близкой Николаю Васильевичу?) Птичек, к слову, в спектакле видимо-невидимо, они населяют пустое пространство огромной сцены, напоминая о мире и гармонии.

Любовь, отодвинутая козаками на обочину жизни, о себе все же напоминает. Присутствуя, правда, об руку со смертью. Выясняется, что любить-то герои разучились. И детей, и друзей, и женщин. В трагикомической сцене соблазнения Панночкой Тарас предстает несчастным стариком, от которого ждут чистой любви, а он может только растерянно спустить свои широченные штаны... И стать посмешищем для юной красавицы.

Леонид Алимов как нельзя лучше подходит для роли знаменитого козака. Трагизма в его герое не меньше, чем в Макбете, сыгранном им несколькими годами ранее. Его Тарас и упрям, и мудр, и слаб, и могуч, и справедлив, и хитер... А как напряженно, негромко, скрывая страдания и душевную муку, проводит он сцену с Андреем, убить которого — все равно что себя погубить и весь свой род уничтожить. Он и убивает — не разжимая объятий.

Родство с Гоголем в спектакле не педалируется, но присутствует. Панночка (Елена Карпова) и ее служанка-татарка (Анна Щетинина) явно залетели сюда из «Вия». Да и атмосфера действия пронизана фантастическим реализмом — эстетикой, которой Николай Васильевич заразил всю европейскую культуру XX века. В какой-то момент и тень Пушкина пролетает над происходящим: шляхтич Мякиш (Юрий Елагин), устало сетуя на народ, который «всегда к смятенью тайно склонен», говорит чуть ли не словами Бориса Годунова...

«Тарас» многослоен, сложен по театральному языку, при всей своей актуальности лишен категоричности — разве что твердо противопоставляет девизу «Смерть врагам!» заповедь «Не убий!».

Спектакль не похож на другие постановки «Балтийского дома». Однако родиться он мог только здесь, на сцене театра-фестиваля, где постоянно встречаются, сталкиваются, обмениваются идеями художники разных стран, разных эстетик и мироощущений... Зрителю будет нелегко расшифровать все послания постановщика, кого-то обилие метафор испугает. И все же надо признать, что Гоголю на сей раз повезло: спор о том, какой из славянских культур он принадлежит, решается положительно. Мастера из Якутии поставили его в ряд гениев мировой культуры.

Интервью с драматургом Михаилом Башкировым

На обсуждении пьесы «Новый Свет» драматург из Москвы Михаил Башкиров сказал: «Я хотел написать о чуде». Зрители же единодушно отметили главное: несмотря на опасность, связанную с выбором темы - в основе конфликта здесь столкновение двух религиозных верований - в пьесе нет поучительной интонации.

Как ты начал писать пьесы?

Я всегда интересовался художественной литературой, и в какой-то момент захотелось писать самому. Я пытался писать рассказы, рассылал их по толстым журналом, но никто мне не отвечал. Лишь однажды напечатали один мой рассказ. И я был как-то, не знаю… и доволен, и не доволен одновременно. В какой-то момент я вдруг понял, что лучше всего получаются диалоги. И стал думать о том, чтобы написать пьесу, но я об этом вообще ничего не знал.

То есть ты не учился по специальности?

Нет. Когда-то давно я читал голливудский учебник по сценарному искусству, из которого узнал, что такое завязка, конфликт и так далее. Время спустя это знание пригодилось. У нас с моим товарищем был рассказ, и мы решили переделать его в пьесу. Это было в 2013 году, я отправил эту пьесу на Любимовку, она попала в отмеченные, и это как-то польстило с одной стороны, а с другой – захотелось попасть в шорт-лист. Я стал много об этом думать и все мышление переориентировалось под пьесы, на литературу я забил. Год назад получилось с «Полями ярости», теперь - «Новый свет».

Можешь рассказать о выборе темы. Почему религия? Ты верующий человек?

У меня сложное отношение со всем этим. На самом деле, случайно вышло. Моя первая пьеса была «как бы о религии», то есть в подтексте, хотя там этого вообще нет. А потом, со второй так получилось… мы ее долго обсуждали с режиссером Володей Баграмовым, мы долго что-то придумывали на трех персонажей. Этот мир, хотя он это отрицает, мы придумали вместе. Стояла чисто механическая задача: на этот каркас, на трех женских персонажей, нанизать какую-то историю. А потом я стал думать, что мне вообще интересно? В какую сторону я хочу пойти. Я отбрасывал один сюжет, другой и понял, что ситуация, когда к людям приходит проповедница, мне интересна. И я стал думать-думать-думать, и постепенно стало понятно, что действие нужно переносить в постапокалипсис.

Какой отклик ты бы хотел вызвать у зрителя? Была же авторская цель, сверхзадача?

Для меня это текст о чуде. О его природе. Мне трудно сформулировать какую-то цель или задачу, но мне хотелось бы, в идеале, чтобы зритель попытался для себя все эти вопросы еще раз задать и лишний раз это отрефлексировать, потому что у меня никаких ответов нет. Еще я пытался для себя осмыслить, что такое – другой. Где начинается граница, как ее перейти, как другой начинает воздействовать на тебя и так далее. Для меня это прежде всего история взаимодействия.

Уже придумал новый сюжет, буду пытаться… главное сюжет есть. Мелодрама. (Улыбается)

Ты читаешь современную драматургию? Есть любимые авторы?

© Государственный Театр Наций

В сезоне 2017/2018 в Театре наций состоятся шесть премьер и начнется работа над двумя новыми постановками, среди которых спектакль Кирилла Серебренникова.

Об этом было объявлено 16 сентября на пресс-конференции в Новом пространстве Театра наций, в которой приняло участие руководство театра во главе с его художественным руководителем Евгением Мироновым.

Две премьеры будут представлены до конца 2017 года: мюзикл для семейного просмотра «Синяя синяя птица» в постановке режиссера и хореографа Олега Глушкова и спектакль Дмитрия Волкострелова «Пушечное мясо» по пьесе Павла Пряжко.

На 10-11 апреля 2018 года запланирована премьера спектакля Дмитрия Крымова «Му-му» по мотивам произведений Тургенева «Записки охотника» и «Муму». Также в планах театра премьеры спектакля по мотивам пьесы Гоголя «Игроки» в постановке Андрея Могучего и спектакля «Игра» по пьесе Энтони Шеффера в постановке Явора Гырдева (Болгария).

В конце сезона Театр наций приступит к двум новым постановкам: на Основной сцене Кирилл Серебренников начнет репетировать спектакль «Чайковский» по собственной сценической композиции, а на Малой сцене неоднократный лауреат Фестиваля театров малых городов Денис Бокурадзе приступит к работе над спектаклем по произведениям Сервантеса . Премьеры этих спектаклей состоятся уже в начале сезона 2018/2019.

К столетию революции 1917 года Театр наций продолжит проект «Утопии и трагедии» , начатый в конце прошлого сезона спектаклем «Цирк» Максима Диденко.

12 октября состоится премьера художественного фильма Александра Шеина «ВМаяковский» с Юрием Колокольниковым, Чулпан Хаматовой, Евгением Мироновым, Михаилом Ефремовым и Людмилой Максаковой.

В конце октября в Новом пространстве Театра наций пройдет программа лекций и видеопоказов «Любимов 100» , посвященная юбилею великого режиссера. Куратор программы - театральный критик Алла Шендерова.

В декабре в Новом пространстве состоится премьера экспериментального театрального проекта по «Красному колесу» Солженицына - пять спектаклей-эскизов, подготовленных молодыми режиссерами в сотрудничестве с молодыми драматургами. Куратор проекта - режиссер Талгат Баталов, участники - Степан Пектеев, Артем Терехин, Егор Матвеев, Сергей Чехов, художник Ольга Никитина, драматурги Полина Бородина, Дмитрий Богославский, Константин Стешик, Михаил Башкиров.

Темы второго сезона Нового пространства Театра наций - «Утопии. XXI век» . В программу войдут десять крупных проектов современных российских и зарубежных междисциплинарных художников, среди которых будут оригинальные продукции Нового пространства и приглашенных участников.

Завершится сезон на Малой сцене Театра наций спектаклем режиссера Марата Гацалова по новой пьесе драматурга Михаила Дурненкова «Утопия» , в которой тема власти прошлого над нашим сознанием и попыток человека смириться с ходом времени раскрывается в частной истории наших современников.

В гастрольных планах Театра наций на сезон 2017/2018 выступления в Ярославле, Минске, Риге, Дзержинске, Бухаресте, Воронеже, Норильске, Тюмени, Нижневартовске, Гонконге и Нью-Йорке.

XVI Фестиваль театров малых городов России пройдет весной 2018 года в городе Новороссийске Краснодарского края.

Государственный театр наций

Новое Пространство Театра Наций

представляют

Театральный сериал по роману Александра Солженицына

Куратор проекта - Талгат Баталов

Художник проекта - Ольга Никитина

18+

С 11 по 24 декабря 2017 года в Новом Пространстве Театра Наций пройдут показы Лаборатории «Красное колесо». Группа режиссеров и драматургов подготовили пять спектаклей-эскизов на основе романа-эпопеи Александра Солженицына. «Красное колесо» ‑ часть большого проекта Театра Наций «Утопии и трагедии», в котором художники размышляют на тему 100-летия Российской революции.

Неслучайно стартует 11 декабря в 99-й день рождения Александра Солженицына, являясь и посвящением грядущему столетнему юбилею Нобелевского лауреата.

«Идея этой лаборатории принадлежит Евгению Миронову и Роману Должанскому - как часть творческой программы Театра Наций, посвященной 100-летию Русской революции 1917 года. Появление в такой программе имени Александра Солженицына объяснять не нужно - тем более, что в будущем году исполняется 100 лет со дня рождения великого русского писателя. Мне предложили взяться за проведение лаборатории и подумать над возможным материалом. Погрузившись в творческое наследие писателя, я довольно быстро нашел ответ, который многих удивил - это должно быть «Красное колесо»! Роман-эпопея, над которым Солженицын работал всю жизнь и который охватывает важнейшие события как предшествующих революции лет, так и собственно революционные события 1917 года.

Это великий роман, о существовании которого все знают, но который, чего греха таить, мало кто читал от начала до конца. Поэтому нам всем кажется очень важным не просто придумать интересный театральный проект, но и вновь привлечь интерес публики как к этому сложному, объемному, но невероятно увлекательному произведению, так и ко всему творчеству Александра Исаевича. Мы бесконечно благодарны Наталии Дмитриевне Солженицыной, которая не просто разрешила нам поработать над «Красным колесом», но и дала важные советы, и благословила не заниматься «литературным театром», а фантазировать, работать «по мотивам», искать новые способы театральной выразительности, экспериментировать с современными жанрами…

Поэтому мы решили сделать «театральный сериал» - сама структура романа подсказала такую идею. И каждую «серию» отдали разным творческим парам, составившимся из режиссера и драматурга. Важно было и то, что режиссеры и драматурги - из разных городов, и не только российских. Так что в итоге зритель увидит пять совершенно разных взглядов на роман Солженицына.

Не менее важно напомнить зрителям, что формат театральной лаборатории не предполагает создание законченного спектакля. Но предполагает неожиданные решения - которые не всегда возможно реализовать при создании полноценного театрального продукта. Скорость, бессонные ночи, внезапные озарения - вот что такое театральная лаборатория. В общем, читайте великие книги и ходите в живой, современный театр!»

Талгат Баталов , режиссер, куратор лаборатории «Колесо»

«Столыпин | Богров»

Драматург - Гульнара Гарипова

Режиссёр - Степан Пектеев

Участвуют: Екатерина Романова, Ольга Белинская

Хор: Даниил Дробиков, Василий Неверов, Алексей Князев, Сергей Фишер, Александр Галочкин, Егор Ковалев, Максим Мишарин

Первая серия посвящена одному из самых драматических эпизодов не только романа-эпопеи «Красное колесо», но и всей русской истории начала ХХ века - убийству премьер-министра П.А.Столыпина. Документальное повествование позволяет пристально вглядеться в подробности этой трагедии, в лица убийцы и жертвы, в мотивы этого рокового для судьбы государства преступления.

«Вагон системы Полонсо»

Фарс в одном действии

Драматург - Дмитрий Богославский

Режиссёр - Талгат Баталов

Участвуют: Евгений Миронов, Евгения Дмитриева,

Людмила Трошина, Владимир Калисанов

В конце XIX века появился новый тип вагона — вагоны «Полонсо». Его заказала Владикавказская железная дорога, отличавшаяся наиболее «продвинутой» техникой, которая и дала вагону свое имя. Потом такие вагоны выпускались также для Китайско-Восточной и Варшаво-Венской дорог. Также была выпущена ограниченная партия вагонов для членов Императорской семьи… Действие пьесы происходит в вагоне поезда, в котором Владимир Ульянов-Ленин сопровождении Надежды Крупской и тещи Елизаветы Васильевны едет из Галиции в Цюрих. Но выйти из вагона ему так и не удастся ‑ три года скитаний, размышлений и споров показаны в едином, бесконечном движении поезда по Европе…

«Мертвые»

Жанр - экраны, документы, отступления, песни

Драматург - Константин Стешик

Режиссёр - Сергей Чехов

Участвуют: Татьяна Владимирова, Максим Стоянов

Константин Стешик: «Для меня важной стала попытка передать ощущение вязкости смерти, которая как нефтяное болото пожирает людей и животных. Она движется по кругу, заставляя мир существовать в её древнем, шаманическом ритме. В «интервале» между жизнью и окончательным исчезновением из неё у мертвеца нет ничего, кроме попыток вырваться из витков бесконечной спирали умирания - пока он увязает всё глубже и глубже в состояние растерзанности. Ни у человека, ни у лошади нет иного выхода, кроме как в ужасе созерцать тягучий праздник смерти, которая внезапно оказалась сконцентрирована в одном конкретном месте и, может быть, именно она вращает лопасти горящей мельницы, не используя ветер».

"Ячейка"

Скетч-шоу

Драматург - Михаил Башкиров

Режиссёр - Егор Матвеев

Участвуют: Василий Молодцов, Роман Евдокимов, Егор Матвеев, Лилия Гайсина,

Джан Бадмаев, Олег Блинов

Пьеса состоит из нескольких эпизодов или скетчей - это «сериал внутри сериала». Он посвящен большевикам - вернее, одной их «ячеек», разбросанных по пылающему революционным огнем Петербургу. Зритель, будто в калейдоскопе, видит представителей разных слоёв населения, которых в одном месте могла собрать лишь национальная катастрофа… На сцене появляются рабочий Гвоздев, теоретик переворота Розенбом, колдунья Аграфена, эвен Холчохо, великий князь Михаил и другие персонажи. Это разрозненный, растерянный народ, который творил собственную историю, при этом едва ли понимая суть революционных процессов…

«На "Дне"»

Драматург - Полина Бородина

Режиссёр - Артем Терёхин

Участвуют: Елена Нестерова, Кристина Исайкина, Алексей Калинин

Эта серия посвящена отречению от престола императора Николая Второго - как известно, это ключевое для истории страны событие произошло в вагоне царского поезда на станции Дно недалеко от Пскова. Но как мы теперь знаем, до подлинного «дна» империи в этот день еще было очень далеко… (вторые кавычки в названии «На "Дне"» важны - все происходит на станции Дно)




Top