Краткая биография Андерсена для детей: самое главное. Ганс кристиан андерсон

«Моя жизнь прекрасная история, счастливая и полная инцидентов».

(Ганс Христиан Андерсен)

Известный датский сказочник Ганс (Ханс) Христиан Андерсен (1805-1875) родился в небольшом городке Оденсе, что располагается на острове Фюн. Семья будущего писателя была самая что ни на есть простонародная, отец Ханса Андерсена (1782-1816) зарабатывал на кусок хлеба сапожным делом, а мать Анна Мари (1775-1833) была прачкой. Материальное положение семьи было крайне скудным и вот в такой непростой обстановке рос и развивался маленький Ганс.

Мальчик, как, впрочем, все творческие личности, отличался обостренно-эмоциональным восприятием окружающей действительности, был мнительно-тревожным и достаточно нервозным человеком. Фобии преследовали его на протяжении всей жизни и порядком отравляли ее.

Андерсен очень опасался ограблений, потери документов, в частности, паспорта. Он панически боялся собак, а также смерти при пожаре. На последний случай, известный ныне датчанин, везде и всюду брал с собой веревку, которая могла бы помочь ему спастись из огненного плена.

Всю свою жизнь он мужественно терпел болезненные ощущения от нездоровых зубов, ибо полагал что с их количеством напрямую связана его творческая деятельность. А значит, терять их было попросту нельзя.

Еще один серьезный страх сказочника — страх быть отравленным. В связи с этим примечателен случай из биографии Андерсена. Однажды группа почитателей его таланта, собрала весьма немалую сумму на подарок. В качестве презента была заказана огромная коробка («самая большая в мире»), шоколадных конфет. Ганса Христиана настолько привел в панику этот гостинец, что он был немедленно перенаправлен ближайшим родственникам сказочника, племянницам.

Сочинять и фантазировать Андерсен любил буквально с самого раннего возраста. И, возможно, его стремление к выдумке подпитывалось и поощрялось со стороны деда Андерса Хансена. Большинство горожан Оденса, считали старика полусумасшедшим. Всему причиной служило странное, по мнению обывателей, увлечение деда вырезанием из дерева фантастических существ. Не они ли стали впоследствии прообразами многих героев сказок Ганса Христиана? Не они ли сподвигли будущего сказочника на написание мистических историй, известных ныне широкому кругу читателей всех возрастов?

К слову, не так давно среди архивных бумаг датского Оденса, местные историки нашли рукопись, названную «Сальная свеча». После проведения ряда исследований, специалистами была подтверждена подлинность и принадлежность перу Андерсена этого произведения. Предположительно, автор создал ее еще будучи школьником.

А вот сами школьные годы были, по мнению исследователей творческого пути Ганса Христиана, для него весьма непростыми. Школу мальчик не любил. Учился он очень посредственно и даже грамоту одолеть полностью не смог. Общеизвестный факт- писал сказочник до конца дней своих с грубейшими орфографическими и грамматическими ошибками. Но даже это не помешало Андерсену впоследствии обрести мировую известность.

Еще при жизни ему был установлен памятник, причем проект утверждал он лично. Первоначально, по задумке скульптора Огюста Сабё, Андерсен восседал в большом кресле в окружении маленьких детей. Но сказочник отверг эту идею. Поэтому Сабё пришлось спешно вносить коррективы в первоначальный проект. И сейчас в городе Копенгагене, на одной из площадей можно увидеть одобренный Гансом Христианом монумент.

Андерсен увековечен также в кресле, с книгой в руке, но в одиночестве. Однако, несмотря на неоднозначность личности известного датчанина, его творческое наследие до сих пор имеет огромную популярность среди читателей всех возрастов.

Биография

ЧУДЕСНАЯ СУДЬБА

    «Моя жизнь - это прекрасная сказка... Если бы в детстве, когда я бедным мальчиком один пустился по белу свету, меня встретила могущественная фея и сказала бы мне: «Выбери себе дорогу и цель, и я буду охранять и направлять тебя!» - и тогда моя судьба не сложилась бы счастливее, мудрее и лучше. История моей жизни поведает миру то, что она говорит мне: Господь милостив и все творит к лучшему».

    Так начинается автобиография всемирно известного датского писателя, великого сказочника Ганса Христиана Андерсена.

    Четырнадцатилетним мальчиком Андерсен приехал из провинции в город, не зная ни единого человека и не имея ни денег, ни возможности заработать себе на пропитание. И ему удалось не только выжить, но и стать знаменитым человеком. Мало того, еще при жизни он смог увидеть собственный памятник, который воздвиг ему датский народ. Кто мог бы похвастаться таким благоволением судьбы?

    «ГАДКИЙ УТЕНОК»

    Наружность и поведение Андерсена часто вызывали смех. Он был чрезвычайно нескладен: очень высокий рост, худые и длинные, почти до колен руки, неправдоподобно большой нос, за которым прятались маленькие, близко посаженные друг к другу раскосые глаза, огненно-рыжая копна нечесаных волос. При этом, несмотря на гренадерский рост, - тонкий женский голос, неестественно театральные движения, и такая же театрально-вычурная речь. Эта странная, если не сказать комическая, внешность была одной из причин его болезненной мнительности. Помните, как в сказке «Гадкий утенок» утка учила утят держать лапки вместе? Когда-то и Андерсена мать учила держать ноги носками наружу, а не внутрь - «так только дураки и неудачники ходят». Похоже, советы матери мало помогали сыну. Он, «гадкий утенок», только к концу жизни смог превратиться в прекрасного лебедя.

    Каких только оскорбительных кличек ему не довелось услышать! И «аист», и «фонарный столб», и «орангутанг»... Причем, это говорилось в открытую, в лицо, с издевкой! Земляки Андерсена проявляли к нему крайнюю несправедливость: они просто не понимали его и мешали ему когда могли и в чем могли. И признали они его только потому, что его признали чужие - народы других стран. Опомнившись и удивившись, датчане загладили свою вину перед ним, поставив писателю в центре столицы бронзовый монумент...

    Ганс Христиан Андерсен (дат. Hans Christian Andersen)

    НАИВНЫЙ ВЕЛИКАН

    Если наружность и поведение Андерсена вызывали смех, то еще большее впечатление производил сам человек, скрывающийся за этой внешностью. От его наивной и пламенной души исходило некое излучение, от которого невозможно было укрыться. Никто не мог устоять против его искренне добрых, умоляющих глаз, его невозможно было оттолкнуть. Вот только один пример:

    В детстве Ганс Христиан ходил с матерью на поля, где бедняки собирали колосья. Однажды им встретился там управляющий, известный своим дурным нравом. Они увидели, что он приближается с огромным кнутом; все пустились бежать, но малыш не поспевал за другими, и управляющий схватил его. Он уже поднял кнут, но мальчик посмотрел ему прямо в лицо и сказал: «Как вы смеете бить меня, ведь Бог может увидеть!» Управляющий сразу смягчился, погладил мальчика по щеке, спросил, как его зовут, и дал ему монетку. Когда мальчик показал деньги матери, она сказала, обращаясь к окружающим: «Удивительный ребенок мой Ганс! Все его любят, и даже этот негодяй дал ему денег!»

    Ганс Христиан Андерсен (дат. Hans Christian Andersen)

    ЕМУ ВСЕГДА ХОТЕЛОСЬ ЕСТЬ

    Андерсен был сыном башмачника и прачки. И еды в его семье почти всегда не хватало. На закате жизни Андерсен признавался, что ему постоянно хотелось есть, и он мечтал когда-нибудь наесться досыта. Вероятно, память о голодной молодости заставила его быть предельно экономным. Получив от друзей или его покровителей деньги, он тотчас же перекладывал их в сундук. Чтобы не тратиться на еду, он напрашивался в гости то к одному, то к другому - к этому на завтрак, к этому на обед... Но он вовсе не был скупцом. Став относительно свободным в своих тратах, он помогал бедным, в том числе и многим из тех, кто письменно обращался к нему с просьбой о помощи. А таких писем к нему приходило со всего света до сотни в день.

    Андерсена, как никакого другого писателя, обкрадывали издатели, не платя ему авторских. Если же и платили, то совершенно мизерные суммы. Однако, несмотря на это, он сумел накопить немалое состояние, которое после его кончины было завещано его друзьям.

    Чрезвычайная чуткость и ранимость его большой души заставляли Андерсена, не в силах которого было мужественно сражаться с препятствиями, обращаться к слезам. Плакал он не реже маленькой капризной девочки - по нескольку раз на день, а временами и того чаще. Женщинам не раз приходилось утешать и успокаивать его, когда он со слезами выходил из-за стола, оскорбленный той или иной невинной шуткой.

    Некоторые биографы объясняют плаксивость писателя следующим эпизодом из его жизни. В молодости, еще никому неизвестный юноша, недавно приехавший в столицу, он снимал за небольшие деньги комнату в доме у некой мадам Торгесен. Он спросил хозяйку, не возьмется ли она его кормить. Хозяйка согласилась, но потребовала за это 20 риксдалеров в месяц. Таких денег у Андерсена не было. Те немногие деньги, которые давали ему друзья и знакомые - а их-то он всегда умел заводить повсюду - уходили на скудную еду и билеты в театр, без которого он не мог тогда представить свою жизнь. Может быть, хозяйка возьмет 16 вместо 20? Нет, она была неумолима. Она сказала, что собирается в город, и пусть он даст ответ, когда она вернется. 20 риксдалеров, ни больше, ни меньше. Она ушла, оставив его в слезах. На стене висел портрет ее покойного мужа, и Андерсену показалось, что портрет смотрит на него очень приветливо, и тогда в своей детской простоте он попросил покойного, чтобы тот смягчил сердце жены; он увлажнил глаза портрета собственными слезами, чтобы тот лучше его понял. Такое удивительное использование средневековой магии оказало свое действие, и хозяйка, вернувшись, снизила цену до 16 риксдалеров, которые предлагал Андерсен.

    «ПОСЛЕЗАВТРА Я УЕЗЖАЮ, И ВООБЩЕ, СКОРО УМРУ...»

    В молодости Андерсен работал на фабрике. Грубые и сальные шутки рабочих шокировали ранимого и впечатлительного юношу, заставляя его по-девичьи краснеть и опускать глаза. Однажды, во время пения - у Андерсена от природы было прекрасное сопрано - рабочие подкрались к нему сзади и стянули с него штаны: они хотели удостовериться - юноша он или девушка?

    Став взрослым, Андерсен так и не повзрослел характером: он остался таким же наивным и крайне чувствительным ребенком. Любая, даже малейшая похвала или комплимент в его адрес могла привести его в восторг и трепет, и он, забывая обо всем и всех, начинал декламировать собственные стихи или читать свою новую рукопись, которую он всегда носил в кармане, чтобы читать из нее при любой возможности. Но если вдруг находились такие, кто отказывался наслаждаться плодом его творческого гения, то это повергало Андерсена в такую депрессию, что он от горя целый день сидел, запершись в своем номере или комнате, и беспрестанно плакал.

    Ганс Христиан Андерсен (дат. Hans Christian Andersen)

    Ему было трудно угодить. Даже его друзья, хорошо зная его натуру, подчас теряли с ним всякое терпение. Андерсену не в силах было понять, что у друзей могут быть другие обязанности, кроме как быть его друзьями, всегда готовыми ему услужить. В отчаяние и пессимизм его могла привести любая мелочь: например, недостаточно доброжелательный взгляд или слишком, по его мнению, холодный тон письма, не такой, как «друг пишет другу»...

    Каждый день он ходил к кому-нибудь в гости - посетовать на что-нибудь. И если, не дай бог, он случайно никого не заставал дома, то жутко сердился и писал, например, такие трагические записки: «Фру Коллин! Мне больно, что вы меня избегаете; сейчас я ухожу, послезавтра я уезжаю, и вообще, скоро умру! С почтением Г. К.»

    Приходится только посочувствовать его друзьям, ибо им приходилось, общаясь с Андерсеном, учиться терпению. Да и как можно было вести себя с человеком, который на людях стремится говорить только о себе, который вечно жалуется, что болен, или плачет, если кто-нибудь ему перечит...

    Ганс Христиан Андерсен (дат. Hans Christian Andersen)

    «ЭТО ТОЛЬКО КАЖЕТСЯ, ЧТО Я УМЕР»

    Любой пустяк: царапина на пальце, синяк на колене, рыбная кость, которую он, как ему казалось, проглотил, небольшая простуда - все внушало ему ипохондрический страх. Даже слушая о болезнях других, он боялся заболеть сам. Он так боялся погибнуть от огня, что в любую поездку всегда брал с собой длинный канат, надеясь спастись с его помощью в случае пожара. Он также очень боялся, что его похоронят живым, и потому просил друзей, чтобы в любом случае ему разрезали одну из артерий перед тем, как его положат в гроб. Когда он болел, он часто оставлял на столике и кровати записку. В ней было написано: «Это только кажется, что я умер».

    Андерсен страдал особой формой неврастении, проявлявшейся в постоянной усталости и недомоганиях - тошнотой, головной болью, приступами головокружения и многим другим. Почти у каждой даты в его дневнике записано, что он чувствует себя больным. Ему постоянно нужно было отвлекаться от чувства усталости, ходить в гости, чтобы думать о чем-нибудь другом, путешествовать, чтобы забыть свои страдания. Отсюда его постоянное движение, продолжительные ежегодные путешествия. Стоит ли после этого удивляться, что у Андерсена не было собственного дома.

    Всю жизнь он прожил в гостиницах и меблированных комнатах. Когда в 1866 году ему все же пришлось купить собственную мебель, он был вне себя: проклятые вещи привязывали его к определенному месту! Особенно его приводила в ужас кровать: ему казалось, что он скоро умрет и кровать переживет его и станет ему смертным одром. (Она им не стала, но действительно пережила хозяина и теперь стоит в музее в Оденсе.)

    Ганс Христиан Андерсен (дат. Hans Christian Andersen)

    В БОРЬБЕ С ЛЮБОВЬЮ

    Андерсен всю жизнь прожил девственником. Он не был ни гомосексуалистом, ни импотентом, но, увы, насладиться плодом чувственной любви он так и не сумел. Сознание собственной невыгодной внешности и чувство, что он не такой, как все, мешало ему поверить в успех у противоположного пола. Он не раз был на волоске от грехопадения, но всякий раз отступал.

    В Дрездене, например, его пыталась соблазнить одна немецкая писательница, которая все время порывалась поцеловать его и которая была «старая, толстая и горячая». В Неаполе искушения преследовали его на каждом шагу, но он, «испытывая страсть, которой никогда не знал», вынужден был спешить домой, чтобы облить холодной водой голову. В своем дневнике он писал: «У меня в крови жар. Я по-прежнему сохраняю невинность, но я весь в огне... Я наполовину больной. Счастлив тот, кто женат, и счастлив тот, кто хотя бы помолвлен». Он с трудом сопротивлялся сиренам опасного города, а при отъезде успокоенно написал: «Все же я вышел из Неаполя невинным».

    Его потребность в женщинах была велика, но страх перед ними еще сильнее. Во время поездок в Париж после 1860 года Андерсен иногда посещал публичные дома. Там он наслаждался вежливыми приятными беседами с полуобнаженными проститутками. Но он был просто шокирован и крайне возмущен, когда Дюма, который и затащил его в это заведение, намекнул ему, что в публичный дом он ходит, вероятно, не только для того, чтобы поговорить...

    Ганс Христиан Андерсен (дат. Hans Christian Andersen)

    АХ, МОЙ МИЛЫЙ АНДЕРСЕН!..

    События последних тридцати лет его жизни заставили Андерсена забыть впечатления прежних обид. Он считал себя необыкновенно счастливым человеком. «Все к лучшему в этом наилучшем из миров!» - любил повторять он, успокаивая других, и... успокаиваясь сам. Светлый и радостный оптимизм можно обнаружить во всех его произведениях. Даже его знаменитая сказка «Ледяная дева», несмотря на печальный конец, завершается фразой: «Все к лучшему».

    В последние свои дни он был весел, спокоен и полон благодарности за судьбу, а также за любовь и заботу, которую оказывали ему его многочисленные друзья. Рассказывают, что за несколько дней до смерти он пытался спеть старую детскую песенку, которую когда-то пела ему мать. Он слегка лишь подправил в ней слова, сменив имя Августин на - Андерсен:
    - Ах, мой милый Андерсен,
    Андерсен, Андерсен!
    Ах, мой милый Андерсен,
    Все, все пройдет!..

Ганс Христиан Андерсен заслуженно считается лучшим сказочником времён и народов. Поразительно, но он совсем не собирался становиться писателем, а уж тем более сказочником. Страсть Андерсена заключалась совсем в ином. Он мечтал стать великим актёром. Но, к большому сожалению писателя, театр не был благосклонен к неприметному юноше. И чтобы не голодать, Андерсен начал писать сказки. Писатель с детства любил и знал народные сказки в большом количестве, и именно на этой плодотворной почве расцвел его большой талант. Он сумел гениально сочетать два направления волшебного и житейского миров. На этом автор и строил свои произведения.

Include("content.html"); ?>

Список сказок Андерсена очень большой и мы постарались собрать наиболее интересные и увлекательные на страницах нашего сайта. Но всё же хотим обратить ваше внимание на самые известные произведения - Гадкий утёнок, Новое платье короля, Принцесса на горошине, Снежная королева, Дюймовочка… Все сказки Андерсена очень красочные и наполнены настоящим сказочным волшебством. Дети с огромным удовольствием слушают эти произведения. А читать волшебные истории приходится малышам не один раз подряд.

Гениальность этого писателя заключалось в том, что сюжеты его сказок и основной глубокий смысл актуален и в наше время. Сказки Андерсена читать нужно и для того, что бы ребёнок научился точно различать между собой добро и зло. А также поминать к чему может привести тот или иной поступок.

Сказки Андерсена читать

Сказки Андерсена читать любят и взрослые и дети. Список сказок огромен, а мы отобрали самые интересные и запоминающиеся. Читая произведения Ганса Христиана, сложно понять, как он мог ТАК писать сказки, что каждая из них актуальна до сих пор и не сходит с уст.

Название Время Популярность
08:20 90
14:24 80
04:20 400
16:11 70001
06:26 300
02:55 70
04:40 60
30:59 40000
19:37 95000
03:56 200
03:00 2000
07:34 4000
21:13 250
07:36 5000
12:18 50000
18:56 7000
08:36 3000
17:29 50
01:36 60000
26:49 40
07:04 30000
42:32 90000
07:42 10000
04:08 30
07:49 500
03:26 20
08:14 6000
56:37 110000
17:39 10
14:30 10
12:22 350
07:18 20001
10:37 10
06:12 100
24:12 8000
03:50 10
13:34 10
02:59 1200
05:38 350
08:54 1000

Датский писатель Андерсен прославился на весь мир в основном благодаря четырем сказкам.

Сказки Андерсена – список самых популярных:

  1. Гадкий утёнок. Считается, что сказка о судьбе утёнка – это словно описание жизни маленького Ганса Андерсена, ведь он также был неказист внешне и очень мечтателен внутри.
  2. Новое платье короля. Эта сказка, как признавался сам Ганс, была заимствована им из стороннего источника, однако получила такую известность, что сказки Андерсена читать начинают именно с неё.
  3. Принцесса на горошине. Одна из первых сказок, которую родители читают своим дочкам, повествующая о маленькой принцессе, настолько чувствительной, что даже сорок перин не помешают почувствовать горошинку.
  4. Тень. Небольшой философский очерк, подходящий в самый раз для чтения и понимания детям старшего школьного возраста.

Сказки Андерсена список самых известных дополняют также Снежная королева с бесчисленным множеством экранизаций, Оле-Лукойе, Дюймовочка и многие-многие другие бессмертные произведения.

Об авторе

Родился писатель-сказочник в 1805 в очень бедной датской семье. С самого детства он был мечтателем и фантазером, что поощрялось его отцом. Андерсен не был женат, у него не было детей, всю свою любовь он вложил в театр, это его увлечение принесло ему множество унижений, часто ему приходилось упрашивать взять его в спектакль, поэтому заработать любимым делом не удалось. Основные сказки Андерсен написал после 1833 года, когда отправился в путешествие на деньги короля. Пытался писать пьесы и романы, но популярность ему приносили только сказки, которые он хоть и писал, но говорил, что презирал их…

О, нет, ведь Андерсен нисколько не собирался становиться сказочником! Все его мечты были об актерской карьере, бурной жизни и прочих радостях. Однако случилось так, что худому и совсем некрасивому мальчику, превосходно поющему и читающему стихи на публике, благодаря внешности было не суждено стать известным актером. Сама жизнь Ганса стала похожа на одну из его многочисленных историй, в которых герою приходится переживать множество невзгод, прежде чем добиться чего-то действительно стоящего, такого, чем стали сказки Андерсена, список которых, кстати, содержит его собственную автобиографию под незамысловатым названием “Сказка моей жизни”.

Жизнь Андерсена не была веселой или простой, ему всегда было очень одиноко, даже среди друзей. Однако в его историях нет места грусти и, как говорится в сказке Лён, что песенка никогда не кончается и это самое чудесное! Мы знаем об этом, и потому счастливее всех! Сказки Андерсена читать приятно и легко, ведь через них можно понять, что же это значит: быть счастливее всех.

Произведения на сайте Lib.ru в Викитеке.

Ханс Кри́стиан А́ндерсен (дат. Hans Christian Andersen [ˈhanˀs ˈkʁæsdjan ˈɑnɐsn̩] ; 2 апреля 1805 года , Оденсе , Датско-норвежская уния - 4 августа 1875 года , Копенгаген , Дания) - датский писатель и поэт , автор всемирно известных сказок для детей и взрослых: «Гадкий утёнок », «Новое платье короля », «Стойкий оловянный солдатик », « », «Оле Лукойе », «Снежная королева », и многих других.

Биография

Детство

Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Оденсе на острове Фюн . Отец Андерсена, Ханс Андерсен (1782-1816), был бедным башмачником, мать Анна Мари Андерсдаттер (1775-1833), была прачкой из бедной семьи, ей приходилось в детстве просить подаяние, она была похоронена на кладбище для бедных. В Дании существует легенда о королевском происхождении Андерсена, поскольку в ранней биографии Андерсен писал, что в детстве играл с принцем Фритсом, впоследствии - королём Фредериком VII , и у него не было друзей среди уличных мальчишек - только принц. Дружба Андерсена с принцем Фритсом, согласно фантазии Андерсена, продолжалась и во взрослом возрасте, до самой смерти последнего. После смерти Фритса, за исключением родственников, один лишь Андерсен был допущен к гробу покойного. Причиной этой фантазии явились рассказы отца мальчика, что он родственник короля. С детства будущий писатель проявлял склонность к мечтанию и сочинительству, часто устраивал импровизированные домашние спектакли, вызывавшие смех и издёвки детей. В 1816 г. отец Андерсена умер, и мальчику пришлось работать ради пропитания. Он был подмастерьем сперва у ткача , затем у портного . Потом Андерсен работал на сигаретной фабрике. В раннем детстве Ханс Кристиан был замкнутым ребёнком с большими голубыми глазами, который сидел в углу и играл в свою любимую игру - кукольный театр . Кукольным театром Андерсен увлекался и позднее.

Он рос очень утончённо нервным ребёнком, эмоциональным и восприимчивым. В то время физические наказания детей в школах были обычным делом, поэтому мальчик страшился ходить в школу, и его мама отдала его в еврейскую школу, где физические наказания в отношении детей были запрещены . Отсюда навсегда сохранившаяся связь Андерсена с еврейским народом и знание его традиций и культуры; он написал несколько сказок и рассказов на еврейские темы - на русский язык они не переводились.

Юность

В возрасте 14 лет Ханс поехал в Копенгаген ; мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся. Когда она спросила причину, по которой он едет, покидая её, и дом, юный Ханс Кристиан тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!». Он поехал с целью устроиться на работу в театр , мотивируя это своей любовью ко всему тому, что с ним связано. Он получил деньги по рекомендательному письму полковника, в семье которого он устраивал в детстве свои спектакли. В течение года жизни в Копенгагене он пытался попасть в театр. Сперва он пришёл домой к известной певице и, от волнения заливаясь слезами, просил её устроить его в театр. Она, чтобы только отвязаться от назойливого подростка, обещала всё устроить, но не выполнила своего обещания. Позднее она заявила Андерсену, что просто приняла тогда его за сумасшедшего.

Ханс Кристиан был долговязым подростком с удлинёнными и тонкими конечностями, шеей и таким же длинным носом. Но благодаря его приятному голосу и его просьбам, а также из жалости, Ханс Кристиан, несмотря на не эффектную внешность, был принят в Королевский театр, где играл второстепенные роли. Его всё меньше и меньше задействовали, а затем началась возрастная ломка голоса, и он был уволен. Ханс Кристиан тем временем сочинил пьесу в 5 (пяти) актах и написал письмо королю, убедив дать деньги на её издание. В эту книгу входили также стихи. Ханс Кристиан позаботился о рекламе и дал анонс в газете. Книга была напечатана, но никто её не покупал, она пошла на обёртку. Он не терял надежды и понёс свою книгу в театр, чтобы по пьесе был поставлен спектакль. Ему было отказано с формулировкой «ввиду полного отсутствия опыта у автора». Но ему предложили учиться из-за доброго к нему отношения, видя его желание. Посочувствовавшие бедному и чувствительному мальчику люди ходатайствовали перед королём Дании Фредериком VI , который разрешил учиться в школе в городке Слагельсе , а затем в другой школе в Эльсиноре за счёт казны. Это означало, что больше не нужно будет думать о куске хлеба, о том, как прожить дальше. Ученики в школе были на 6 лет младше Андерсена. Он впоследствии вспоминал о годах учёбы в школе как о самой мрачной поре своей жизни, из-за того что он подвергался строгой критике ректора учебного заведения и болезненно переживал по этому поводу до конца своих дней - он видел ректора в кошмарных снах. В 1827 году Андерсен завершил учёбу. До конца жизни он делал в письме множество грамматических ошибок - Андерсен так и не одолел грамоты.

Андерсен никогда не был женат и не имел детей.

Творчество

В 1829 г. опубликованный Андерсеном фантастический рассказ «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера» принёс писателю известность. Мало что было написано до 1833 года, когда Андерсен получил от короля денежное пособие, позволившее ему осуществить первое в жизни заграничное путешествие . Начиная с этого времени, Андерсен пишет большое количество литературных произведений, в том числе в 1835 году - прославившие его «Сказки». В 1840-х годах Андерсен попытался вернуться на подмостки, но без особого успеха. В то же время он подтвердил свой талант, издав сборник «Книга с картинками без картинок».

Слава его «Сказок» росла; 2-й выпуск «Сказок» был начат в 1838 году, а 3-й - в 1845. К этому моменту он был уже знаменитым писателем, широко известным в Европе. В июне 1847 г. он впервые приехал в Англию и был удостоен триумфальной встречи. Во второй половине 1840-х и в следующие годы Андерсен продолжал публиковать романы и пьесы , тщетно пытаясь прославиться как драматург и романист . В то же время он презирал свои сказки, принёсшие ему заслуженную славу. Тем не менее он продолжал писать всё новые и новые сказки. Последняя сказка написана Андерсеном в Рождество 1872 года. В 1872 году Андерсен упал с кровати, сильно расшибся и больше уже не оправился от травм, хотя прожил ещё три года. Он скончался 4 августа 1875 г. и похоронен на кладбище Ассистэнс («Assistens») в Копенгагене.

Список известных сказок

  • (Storkene , 1839)
  • (Engelen , 1843)
  • (Anne Lisbeth , 1859)
  • (Bedstemoder , 1845)
  • (Metalsvinet , 1842)
  • (Hyldemoer , 1844)
  • (Flaskehalsen , 1857)
  • (Vinden fortæller om Valdemar Daae og hans Døttre , 1859)
  • Волшебный холм (1845)
  • Воротничок (Flipperne , 1847)
  • Всяк знай своё место! (“Alt paa sin rette Plads” , 1852)
  • Гадкий утёнок (Den grimme Ælling , )
  • Ганс Чурбан (или Дурень Ганс) (Klods-Hans , 1855)
  • (Boghveden , 1841)
  • Две девицы (1853)
  • Дворовый петух и флюгерный (Gaardhanen og Veirhanen , 1859)
  • Девочка со спичками (Den lille Pige med Svovlstikkerne , 1845)
  • Девочка, которая наступила на хлеб (Pigen, som traadte paa Brødet , 1859)
  • (De vilde Svaner , 1838)
  • Директор кукольного театра (Marionetspilleren , 1851)
  • Домовой у лавочника (1852)
  • Дорожный товарищ (Reisekammeraten , 1835)
  • (Dynd-Kongens Datter 1858)
  • Дюймовочка (Tommelise , 1835) (см. также Дюймовочка (персонаж))
  • Есть же разница! (“Der er Forskjel!” , 1851)
  • (Grantræet , 1844)
  • Жаба (Skrubtudsen , 1866)
  • Жених и невеста (Kjærestefolkene или Toppen og Bolden , 1843)
  • Злой князь. Предание (Den onde Fyrste , 1840)
  • Иб и Христиночка (Ib og lille Christine , 1855)
  • Истинная правда (Det er ganske vist! , 1852)
  • История года (Aarets Historie , 1852)
  • История одной матери (Historien om en Moder , 1847)
  • Как хороша! (1859)
  • (Lykkens Kalosker , 1838)
  • (Vanddraaben , 1847)
  • Колокол (Klokken , 1845)
  • Колокольный омут (Klokkedybet , 1856)
  • Красные башмаки (De røde Skoe , 1845)
  • Лесной холм (1845)
  • (Hørren , 1848)
  • Маленький Клаус и Большой Клаус (Lille Claus og store Claus , 1835)
  • Маленький Тук (Lille Tuk , 1847)
  • Мотылёк (1860)
  • На дюнах (En Historie fra Klitterne , 1859)
  • На утином дворе (1861)
  • Немая книга (Den stumme Bog , 1851)
  • Нехороший мальчик Den uartige dreng
  • Новое платье короля (Keiserens nye Klæder , 1837)
  • О том, как буря перевесила вывески (1865)
  • (Fyrtøiet , )
  • (Ole Lukøie , 1841)
  • Отпрыск райского растения (Et Blad fra Himlen , 1853)
  • Парочка (Kærestefolkene , 1843)
  • Пастушка и трубочист (Hyrdinden og Skorsteensfeieren , 1845)
  • Пейтер, Петер и Пер (Peiter, Peter og Peer , 1868)
  • Перо и чернильница (Pen og Blækhuus , 1859)
  • Побратимы (Venskabs-Pagten ,1842)
  • Подснежник (отрывок) (1862)
  • Последний сон старого дуба (Det gamle Egetræes sidste Drøm , 1858)
  • Последняя жемчужина (Den sidste Perle , 1853)
  • (Prindsessen paa Ærten , 1835)
  • Пропащая (“Hun duede ikke” , 1852)
  • Прыгуны (Springfyrene , 1845)
  • Птица феникс (Fugl Phønix , 1850)
  • Пятеро из одного стручка (Fem fra en Ærtebælg , 1852)
  • Райский сад (Paradisets Have , 1839)
  • Ребячья болтовня (Børnesnak , 1859)
  • Роза с могилы Гомера (En Rose fra Homers Grav , 1842)
  • (Gaaseurten , 1838)
  • (Den lille Havfrue , 1837)
  • С крепостного вала (Et Billede fra Castelsvolden , 1846)
  • Самое невероятное (Det Utroligste , 1870)
  • (Svinedrengen , )
  • Снежная королева (Sneedronningen , 1844)
  • (Nattergalen , )
  • Сон (En Historie , 1851)
  • Соседи (Nabofamilierne , 1847)
  • Старый дом (Det gamle Huus , 1847)
  • (Den gamle Gadeløgte , 1847)
  • (Den standhaftige Tinsoldat , )
  • Судьба репейника (1869)
  • Сундук-самолёт (1839)
  • Суп из колбасной палочки (1858)
  • Счастливое семейство (Den lykkelige Familie , 1847)
  • Тень (Skyggen , 1847)
  • Уж что муженёк сделает, то и ладно (Hvad Fatter gjør, det er altid det Rigtige , 1861)
  • Улитка и розы (Sneglen og Rosenhækken , 1861)
  • Цветы маленькой Иды (Den lille Idas Blomster , 1835)
  • Чайник (1863)
  • Чего только не придумают… (1869)
  • Через тысячу лет (Om Aartusinder , 1852)
  • Штопальная игла (Stoppenaalen , 1845)
  • Эльф розового куста (Rosen-Alfen , 1839)

Экранизации произведений

  • - Оловянный солдатик
  • 1994 - Снежная королева

Анимация

  • - Новое платье короля
  • - «Ганс Христиан Андерсен. Сказки» - коллекционное издание мультфильмов:
    • Навозный жук
    • Снежная королева
    • Прыгун
    • Огниво
    • Русалочка
    • Что муж ни сделает, то и хорошо
    • Оле-Лукойе
    • Сундук-самолет
    • Стойкий оловянный солдатик
    • Цветы малышки Иды
    • Золотое сокровище
    • Профессор и блоха
    • Принцесса на горошине
    • Свинопас
    • Калоши счастья
    • Новое платье короля
    • Жених и невеста
    • Старый уличный фонарь
    • Бутылочное горлышко
    • Садовник и семейство
    • Гадкий утёнок
    • Истинная правда
    • Суп из колбасной палочки
    • Спутник
    • Снеговик
    • Соловей
    • Ганс Чурбан

Диафильмы

    • Огниво (1990) студия Диа-факс, художник Н. Казакова
    • Огниво (1988) Художник О. Монина
    • Огниво (1973) художник А. Спешнева

Опера

  • Опера-притча «Гадкий утёнок», соч. 1996, - свободная оперная версия Льва Конова на музыку Сергея Прокофьева (ор.18 и ор.22) для сопрано-соло, детского хора и фортепиано. 1 Акт: 2 Эпиграфа и 38 картинок-мимолётностей, продолжительностью - 28 мин.
  • Опера-притча «Девочка, наступившая на хлеб» (1980-81) - музыка В. Копытько , либретто Ю. Борисова и В. Копытько при участии В. Котовой (поставлена на Ленинградском телевидении, 1983, реж. Дм. Рождественский).

Память

Почтовая марка Казахстана, 2005 год

Почтовая марка Беларуси, 2005 год

Фильмы об Андерсене

  • Hans Christian Andersen (1952), реж. Чарльз Видор , в главной роли Дэни Кей .
  • «Андерсен. Жизнь без любви » (2006, фильм Эльдара Рязанова)
  • «Волшебник страны грез (Жизнь как сказка)» (2001, США, реж. Филип Савилл)

Фотогалерея

См. также

Примечания

Литература

  • «По небесной радуге за пределы мира» (к 200-летнему юбилею Х. К. Андерсена). Коллективная монография. Отв. ред. Н. А. Вишневская, А. В. Коровин, Е. Ю. Сапрыкина. М., Наука, 2008. - 170 с.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Бо Грёнбек, Ганс Христиан Андерсен. Жизнь. Творчество. Личность, Москва, Прогресс, 1979
  • Архив журналов - № 12 (24)"04 - 200 лет Х. К. Андерсену, Сказочник на всю жизнь
  • Пётр Вайль Сказки народов севера // Иностранная литература . - 1997. - № 12.
  • «Das Marchen meines Lebens», автобиография Андерсена. Полное собрание его сочинений. Т. 1-2. Strassburg, neu uber-setzt mit Anmerkungen von Emil Ionas.
  • H.C. Andersen’s Briefwechsel. Leipzig, 1887, 1 Band.

Ссылки




Top