Краткая биография франца шуберта самое главное. Биография

"В самом начале 1930-х годов происходили серьезные события в советской архитектуре. Прежние острые разногласия между конструктивистами и традиционалистами были притушены, и представители всех прежде враждебных друг другу течений вошли в 1932 году в единый Союз советских архитекторов. Новые веяния в архитектуре явились опосредованным отражением изменений в общественном сознании. В социальной психологии общества наметились две, казалось бы, разнонаправленные тенденции.

С одной стороны, перестал удовлетворять массы идеал аскетизма и самоограничения первых революционных лет. Люди как бы несколько устали от суровости быта, им захотелось чего-то более человечного, понятного и уютного. Уже в конце 1920-х годов Маяковский устами спящих вечным сном у Кремлевской стены революционеров спрашивал у своих современников: "А вас не тянет всевластная тина? Чиновность в мозгах паутину не свила?" Поэт явно чувствовал возникающее стремление не столько даже к ненавидимой им "изящной жизни", сколько просто к более спокойному, прочному существованию в капитально построенных домах среди настоящих, крепких, красивых, "дореволюционных" вещей.

С другой стороны, успехи индустриализации, выполнение первого пятилетнего плана, пуск новых заводов, строительство Днепрогэса, Магнитогорска, Турксиба и т.д. порождали энтузиазм, желание видеть и в искусстве, в том числе и в архитектуре, увековеченными эти победы.

Хотя истоки этих двух тенденций были различны, они, переплетаясь и взаимодействуя, породили желание видеть несколько иное искусство - не чисто агитационное и только призывающее, не аскетичное и суровое, а более светлое, утверждающее, близкое и понятное каждому и в определенной мере пафосное, прославляющее. От этого нового, небывалого еще искусства ждали понятности и впечатляющей величавой силы. Это искусство не должно было резко рвать с традицией подобно конструктивизму и производственничеству 1920-х годов, по, наоборот, в чем-то опираться на культурное наследие прошлых эпох и на мировой художественный опыт... Это было естественно: новый, вышедший на историческую и государственную арену класс должен был освоить культурные богатства свергнутых классов, а не "перепрыгивать" через них.

Именно такую архитектуру предложил Б.М. Иофан в конкурсных проектах Дворца Советов и Парижского павильона, смело сочетая ее с пластическими искусствами, в частности со скульптурой, приобретавшей новые "архитектурные" качества. Справедливо пишет доктор архитектуры А.В. Рябушин, что в сложившихся социально-психологических условиях творческая фигура Иофана оказалась в высшей степени исторически современной. Воспитанный в традициях классической школы, он не остался чужд архитектурных веяний периода своего ученичества. Тщательно изучив старую архитектуру Италии, он в то же время прекрасно знал современную ему западную практику и мастерски владел языком зодчества 1920-х годов.

Архитектура Иофана представляет собой цельный и, главное, образный сплав разнородных тенденций и истоков. Это была архитектура эмоциональная, динамичная, устремленная вперед и вверх, построенная на достаточно привычных, хорошо воспринимаемых пропорциях и сочетаниях масс и объемов, вместе с тем выразительно использующая прямолинейность, четкую геометричность конструктивизма, да и к тому же еще в сочетании с фигуративной пластикой и отдельными классическими деталями профилированными тягами, картушами, пилонами и т.д. Причем классические мотивы часто нарочито упрощались, а от архитектуры 1920-х годов брался лаконизм и структурная ясность целого. Все это позволяло Б.М. Иофану, как считает А.В. Рябушин, создать "свой ордер, свой порядок построения и развития архитектурных форм, крупномасштабность и сочная пластика которых сочетались с филигранной профилировкой вертикально устремленных членений" ."

ИОФАН Борис Михайлович , российский архитектор, народный архитектор СССР (1970), член АА СССР. Учился в Художественном училище в Одессе (1903-11), затем помогал брату, архитектору Дмитрию Михайловичу Иофану (1885-1961), в строительстве дома в Санкт-Петербурге (до 1914). Продолжил образование в Риме - на архитектурном факультете Высшего института изящных искусств (среди учителей - М. Манфреди; 1916) и в Инженерной школе при университете (1919). Работал в мастерской известного римского архитектора А. Бразини и самостоятельно - в стилистике неоклассицизма и в духе римской барочной архитектуры (проект здания советского посольства в Риме, 1922-23, и др.). Состоял в Итальянской КП, был знаком с А. Грамши, П. Тольятти и др. По приезде в СССР построил посёлок при Штеровской ГРЭС в Донбассе (1924). С 1924 года работал в Москве. В работах этого периода (многие совместно с братом) проделал путь от «очищенного классицизма» к конструктивизму, квартал опытно-образцовых домов на Русаковской улице (1924-25), Опытная станция при Химическом институте имени Л. Я. Карпова (1926-27), учебный городок Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева (1927-31; все - в Москве); санаторий «Барвиха» под Москвой (1926-34). Одной из наиболее значительных построек Иофана стал жилой комплекс ЦИК и СНК [так называемый Дом на набережной; 1928-31; корпуса сгруппированы вокруг 3 внутренних дворов, включают квартиры (более 500) и помещения культурно-бытового обслуживания], сочетающий новаторские конструкции [в сводчатых перекрытиях клуба (ныне Театр эстрады) и кинотеатра] с репрезентативными неоклассическими элементами (портик главного фасада).

В 1931-48 Иофан был вовлечён в работу по осуществлению идеи Дворца Советов: занимался организацией конкурсов (в том числе был инициатором приглашения иностранных участников); разрабатывал конкурсные проекты (высшие премии 1931 и 1933) и утверждённый вариант композиции с гигантской башней, увенчанной статуей В. И. Ленина (совместно с В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейхом). Автор советских павильонов на Всемирных выставках в Париже (1937; скульптурная группа «Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной) и в Нью-Йорке (1939; статуя «Рабочий» В. А. Андреева), станции метрополитена «Бауманская» (1939-44), лабораторного корпуса в Институте физических проблем на Воробьёвском шоссе (1944-47; совместно с Е. Н. Стамо), здания Института нефти и газа (1949-56). Создавал многие проекты монументальных ансамблей с общественными и административными зданиями, в том числе здания Наркомата тяжёлой промышленности в Москве (1935), реконструкции разрушенных войной центров Сталинграда (ныне Волгоград; 1943) и Новороссийска (1945), высотного здания МГУ на Воробьёвых горах (1948). Руководил проектированием застройки в Москве: в Марьиной Роще, Северной Измайлове и Сокольниках (1955-70); построил ряд 16-этажных жилых домов, Государственный центральный институт физической культуры в Измайлове (1964-74). Государственная премия СССР (1941). Награждён орденом Ленина.

Лит.: Эйгель И. Ю. Б. Иофан. М., 1978; он же. Б. Иофан // Зодчие Москвы. М., 1988. Кн. 2; Костюк М. Итальянское наследие Б. Иофана // Вести Союза архитекторов России. 2002. №1; Никитин С. Жизнь и творчество Б. Иофана в 1920-е годы // Итальянский Дворец Советов. Каталог выставки. М., 2006; Седов В. В. А. Бразини и Б. Иофан // Проект Классика. 2007. №21.

Борис Михайлович Иофан (1891-1976) - один из ведущих представителей сталинской архитектуры, автор неосуществлённого проекта дворца Советов. Народный архитектор СССР (1970). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941).

Биография

Б. М. Иофан родился 16 (28) апреля 1891 года в Одессе в еврейской семье. Окончил в 1911 году Одесское художественное училище, работал в Петербурге помощником архитектора А. И. Таманяна и своего брата Д. Иофана. Затем учился в Риме в институте изящных искусств у известного архитектора Армандо Бразини, закончив институт в 1916 году. Вернулся в Россию в 1924 году уже опытным мастером, с прекрасной архитектурной и технической подготовкой. К этому времени у него уже было несколько реализованных проектов в Италии. Член ВКП(б) с 1926 года.

Первой большой работой Иофана был правительственный санаторий в Барвихе (1929). В период с 1927 по 1931 годы Иофан проектирует и руководит строительством жилого комплекса на улице Серафимовича (дом ВЦИК и СНК СССР) в Москве - так называемого «Дома на набережной».

Один из самых известных проектов Иофана (в соавторстве с В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейхом) - неосуществлённый дворец Советов в Москве, гигантское здание высотой 420 метров, венчать которое должна была статуя В. И. Ленина высотой 70 метров. Под строительство дворца было отведено место, на котором прежде стоял Храм Христа Спасителя. Строительство дворца было прервано с началом Великой Отечественной войны и более не возобновлено.

Иофану принадлежат проекты павильонов СССР на Всемирных выставках в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939). Павильон на Всемирной выставке 1937 г. служил постаментом для скульптуры «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной.

В послевоенные годы Иофан создал в Москве комплексы Нефтяного и Горного институтов (1947-50), проект Центрального института физической культуры в Измайлово, руководил застройкой крупных жилых массивов в Измайлово и Марьиной Роще.

Одним из последних реализованных проектов Иофана стал комплекс шестнадцатиэтажных жилых домом на Щербаковской улице в Москве (соавторами Иофана были архитекторы Д. Алексеев, Н. Челышев, А. Смехов, инженеры С. Кошёлкин, Л. Шойхет, Л. Шустров, М. Рейтман). Дома обращены торцами к Щербаковской улице и объединены проходящими на уровне первого этажа помещениями магазинов. Строительство было начато в рамках программы Н. С. Хрущёва по переселению советских граждан в отдельные квартиры. Были спроектированы квартиры для одиночек (однокомнатные площадью 11 м2), семей из двух-трёх человек (однокомнатные с жилой площадью 23,5 м2 и двухкмнатные с жилой площадью 45,2 м2), больших семей (трёхкомнатные с жилой площадью 32,3-36,1 м2 и 45 м2). Так как дома были запроектированы стоящими в 47 м друг от друга, что нарушало требования по инсоляции того времени, в ходе проектирования была проведена проверка макета на искусственном солнце в Институте строительной физики; проверка показала, что выбранное проектировщиками расстояние допустимо. Другой особенностью проекта были большие для новых жилых домов 1960-х годов кухни (например, в трёхкомнатных квартитрах площадь кухни составила 14,1 м2) - это обусловлено тем, что кухни рассматривались как «кухни-столовые», при наличии которых, как предполагали авторы, «спальные комнаты будут использованы только по своему прямому назначению». Строительство домов растянулось на 13 лет, однако их удалось заселить ещё при жизни Иофана, в 1975 году.

Б. М. Иофан умер 11 марта 1976 года. Похоронен в колумбарии Новодевичьего кладбища в Москве. Жена - Ольга Фабрициевна Мещерская (Иофан) (1883-1961)

Проекты

  • 1925 - здание на Русаковской улице, 7
  • 1927 - Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева, Административный корпус, Колхозный корпус
  • 1928-1931 - работа над 1-м Домом Советов ЦИК и СНК СССР (Дом Правительства, «Дом на набережной»)
  • 1931 - проектирование здания Дворца Советов
  • 1935 - корпуса Санатория Лечебно-санитарного управления Кремля «Барвиха» (ныне ФГУП УДП РФ клинический санаторий «Барвиха»)
  • 1937 - павильон международной выставки в Париже и идея скульптуры В. Мухиной «Рабочий и колхозница» - павильон-цоколь по проекту Иофана в настоящий момент восстановлен на ВВЦ
  • 1938 - Дом культуры ЗиС (затем кинотеатр и филиал № 1 Дворца культуры АМО «ЗиЛ», ныне Досуговый центр в районе Зюзино на Симферопольском бульваре, 4)
  • 1939 - советский павильон выставки в Нью-Йорке
  • 1938-1944 - станция метро «Бауманская»
  • 1944-1947 - лаборатория академика П. Л. Капицы.
  • Реконструкция и восстановление Театра им. Евгения Вахтангова
  • 1947-1948 - проекты сталинских высоток, здания Университета
  • 1957 - Центральная клиническая больница с поликлиникой Управления делами Президента РФ
  • 1962-1975 - комплекс жилых домов в Москве на Щербаковской улице (дома № 7, 9, 11; соавторы Д. Алексеев, Н. Челышев, А. Смехов)
  • 1972 - Институт физкультуры (последний осуществлённый проект)

Цифра 1 — поистине судьбоносная для Иофана . В 1911-м он окончил Одесское художест-венное училище. В 1931-м было закончено строительство его «Дома правительства», в 1941-м он получил Сталинскую премию. В 1941-м же прекращено и строительство главного его проекта — Дворца Советов. Цифра 1, устремлённая ввысь, как символ его жизни и творчества.

Посмотрите на фото его павильонов СССР на Всемирных выставках в Париже (1937 г.) и Нью-Йорке (1939 г.) — точно взлетающих в небо. А здание Дворца Советов, самое высокое на то время в мире — 420 м, должна была венчать 80-метровая статуя Ленина .

Странно, что об Иофане до сих пор не сняли фильм. Успешный и удачливый красавец, талант, любимец Сталина (встречались 14 раз!). Супруга Ольга — герцогиня Руффо , одновременно из рода князей Мещерских и графов Строгановых (Иофан снимал комнату у неё на вилле, когда его старший брат, архитектор Дмитрий, отправил Бориса учиться в Италию.

Кстати, там ровно 100 лет назад он окончил Высший институт изящных искусств и Высшую инженерную школу). Ему прощалось всё: и «царст-венный» брак — правда, супруги были членами Итальянской компартии, затем ВКП(б), — и знакомство с А. И. Рыковым , «врагом народа», благодаря которому Борис Михайлович вернулся из Италии в Совет-скую Россию. За ним не приезжал «чёрный воронок» в Дом ЦИК и СНК СССР (Дом на набережной), где у него была роскошная квартира. Кстати, в ней по сей день живут его потомки — редчайший случай! У него была ещё одна мастерская — напротив дома, за Большим Каменным мостом (Кремлёвская наб., д. 1) (1) . Орден Ленина, Гран-при на Всемирной выставке в Париже, звание почётного гражданина Нью-Йорка... Да что там - у Иофана было всё.


В своей мастерской (здание с колоннами на Кремлевской набережной, д.1) Борис Иофан работал над проектом Дворца Советов. Фото: АиФ / Эдуард Кудрявицкий

Подвинуть МГУ

Иофан прокололся только однажды, но этот случай стал для него роковым. Будучи автором проекта высотного здания МГУ на Ленинских горах (Воробьёвы горы, д. 1а) (2) , он дерзнул спорить со Сталиным. Вождь в итоге вспылил... и отстранил до того любимого зодчего от проекта.

Восемь (в итоге — семь) высоток не зря называют «сталинскими» — идея их возведения как спутников Дворца Советов принадлежит вождю народов, родилась она в 1947 г. Самая высокая — главный корпус МГУ на Ленинских горах.

Руководить проектом поручено Иофану, он предлагает общий архитектурный вид здания. Снова устремлённость ввысь — башня, которую по замыслу Иофана должна была венчать скульптура Ломоносова авторства Мухиной . А по указке Сталина все высотки должны завершать шпили со звёздами (у МГУ — 50-метровый со звездой весом 12 т). Но не это стало главным расхождением зодчего с вождём. Иофан планировал установить МГУ на бровке гор, прямо над обрывом, но специалисты по фундаментам опасались за устойчивость строения, боялись, что здание сползёт вниз. Иофан упорствовал и в итоге 3 июля 1948 г. был отстранён от руководства стройкой.

По задумке зодчего, МГУ должна была венчать фигура Ломоносова. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

МГУ был построен уже без него в рекордный срок — за 5 лет, с 1949 по 1953 г. Возможно, если бы Иофан остался руководить стройкой, было бы принято его предложение установить перед зданием скульптуру «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной, верной соратницы архитектора. А теперь подключим воображение: здание-гигант вблизи обрыва, наверху — Михайло Васильевич, перед ним — мухинский шедевр! А носить МГУ должен был имя Сталина, но вождь умер и...

Госдом на болоте

Большим зодчим в принципе не нужны надгробные памятники. Гигантский массив Дома на набережной напротив Кремля (ул. Серафимовича, д. 2) (3) — чем не памятник -Борису -Иофану? Его и называют порой «дом -Иофана». Всю жизнь Иофан много работал. Вернувшись в Россию, поехал в Донбасс строить рабочий посёлок электростанции, затем обустраивал «образцовые жилые дома» для рабочих в Москве — на Щербаковской ул. (д. 7, 9, 11, 35) (4) , -Русаковской ул. (д. 7, к. 1-3) (5) , в Северном Измайлове. А мечтал... о 32-этажной высотке (проект 1947 г.), когда Иофан участвовал ещё и в планах восстановления Сталинграда и Новороссийска. Среди его конкурсных проектов — и проект Мавзолея в стиле древнеегипетской гробницы.

В Доме на набережной до сих пор живут потомки архитектора. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

«Гробницей» в итоге стали называть его Дом правительства на 500 квартир: перед войной каждый третий его житель был репрессирован, расстрелян, а хозяева освобождавшихся квартир менялись с непостижимой скоростью. В грандиозном проекте, на то время самого крупного жилого строения в Европе, соединились тяготения Иофана к мемориалам и жилым комплексам.

Так и стоит он по сей день, увешанный мемориальными досками, как уникальный памятник эпохе. Характерно, что первоначально здание должно было быть красно-розовым, с оттенком крови... Будто бы под цвет Кремля. Иофан стал ещё и автором внутреннего дизайна: в квартирах был дубовый паркет, художественная роспись на стенах и потолках. Фрески делали специально приглашённые из Эрмитажа живописцы-реставраторы. Он же придумал и мебель из морёного дуба — стандартную для всех жильцов, тяжеловесную, массивную.

Материал из Википедии

Борис Михайлович Иофан

Основные сведения

Место рождения Одесса, Херсонская губерния, Российская империя
Дата смерти11 марта 1976(1976-03-11) (84 года) Место смерти Москва, СССР
Работы и достижения Работал в городах Москва, Барвиха Архитектурный стиль - конструктивизм
Важнейшие постройки Дом на набережной

Борис Михайлович Иофа́н (1891-1976) - известный советский архитектор. Народный архитектор СССР (1970). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941). Член ВКП(б) с 1926 года.

Б. М. Иофан родился 16 (28) апреля 1891 года в Одессе в еврейской семье. Окончил в 1911 году Одесское художественное училище, работал в Петербурге помощником архитектора А. И. Таманяна и своего брата Д. Иофана. Затем учился в Риме в институте изящных искусств, закончив его в 1916 году. Вернулся в Россию в 1924 году уже опытным мастером, с прекрасной архитектурной и технической подготовкой. К этому времени у него уже было несколько реализованных проектов в Италии.
Первой большой работой Иофана был правительственный санаторий в Барвихе (1929). В период с 1927 по 1931 годы Иофан проектирует и руководит строительством жилого комплекса на улице Серафимовича (дом ВЦИК и СНК СССР) в Москве - так называемого «Дома на набережной ». Один из самых известных проектов Иофана (в соавторстве с В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейхом) - неосуществлённый Дворец Советов в Москве, гигантское здание высотой 420 метров, венчать которое должна была статуя В. И. Ленина высотой 70 метров. Под строительство Дворца было отведено место, на котором прежде стоял Храм Христа Спасителя. Строительство Дворца было прервано с началом Великой Отечественной войны и более не возобновлено. Иофану принадлежат проекты павильонов СССР на Всемирных выставках в Париже ( 1937) и Нью-Йорке (1939) . Иофан - автор проекта станции метро «Бауманская» (1944) в Москве. В послевоенные годы Иофан создал в Москве комплексы Нефтяного и Горного институтов (1947-50), проект Центрального института физической культуры в Измайлово, руководил застройкой крупных жилых массивов в Измайлово и Марьиной Роще. Б. М. Иофан умер 11 марта 1976 года.




Top