Краткая биография В. Короленко: самое главное и основное

) очень типично для того, что в 1880-е и 1890-е годы считалось «художественным». Оно полно эмоциональной поэтичности и «тургеневских» картин природы. Лирический элемент сегодня представляется несколько устарелым и неинтересным, и мы в большинстве, вероятно, предпочтём его последнюю книгу, в которой он почти полностью освободился от «поэтичности». Но именно эта поэтичность пришлась по вкусу русской читающей публике его эпохи, которая оживила культ Тургенева . Хотя всем было известно, что Короленко радикал и революционер, все партии приняли его с равным восторгом. Независимый от партийной принадлежности прием, оказываемый писателям в 80-е гг., был знаком времени. Гаршин и Короленко были признаны классиками (меньшими, но классиками!) раньше, чем получил хотя бы отдаленное признание Лесков (который гораздо крупнее их, но родился в менее удачное время).

Портрет Владимира Галактионовича Короленко. Художник И. Репин, 1912

Поэтичность Короленко хоть и поблекла с годами, но первые его вещи все еще сохраняют часть своего очарования. Ибо даже эта его поэтичность поднимается над уровнем «миловидности» в описаниях величественной северной природы. Северо-восток Сибири с его обширными необжитыми пространствами, короткими полярными днями и ослепительными снежными пустынями живет в его ранних рассказах во всей своей впечатляющей огромности. Он мастерски пишет атмосферу. Все, кто читал, помнят романтический остров с разрушенным замком и высокие, шумящие на ветру тополя в рассказе В дурном обществе (см. полный текст этого рассказа на нашем сайте).

Но неповторимость Короленко – в соединении поэтичности с тонким юмором и неумирающей верой в человеческую душу. Сочувствие к людям и вера в человеческую доброту характерна для русского народника; мир Короленко – это мир, основанный на оптимизме, ибо человек по природе добр, и только дурные условия жизни, созданные деспотизмом и грубым эгоистическим капитализмом, сделали его таким, какой он есть, – бедным, беспомощным, нелепым, жалким и вызывающим раздражение созданием. В первом рассказе Короленко – Сон Макара – есть истинная поэзия, не только в том, как написан якутский ландшафт, но, главное, в глубочайшем и неистребимом авторском сочувствии к темному непросвещенному дикарю, наивно-эгоистичному и все-таки несущему в себе луч божественного света.

Владимир Галактионович Короленко. Видеофильм

Особенно прелестен короленковский юмор. В нем совершенно нет сатирических ухищрений. Он непринужденный, естественный, и есть в нем та легкость, которая у русских авторов встречается редко. У Короленко юмор нередко перевит с поэзией, как в прелестном рассказе Ночью , где дети ночью, в спальне, обсуждают захватывающий вопрос – откуда берутся дети. Йом Кипур , со своим забавным древнееврейским дьяволом, представляет собой ту смесь юмора и фантазии, которая так прелестна в ранних рассказах Гоголя , но краски Короленко мягче, спокойнее, и, хотя в нем нет и грамма творческого богатства его великого земляка, он превосходит его теплотой и человечностью. Самый чисто юмористический из его рассказов – Без языка (1895) – повествует о трех украинцах-крестьянах, эмигрировавших в Америку, не зная ни слова ни на одном языке, кроме своего собственного. Русская критика называла этот рассказ диккенсовским, и это справедливо в том смысле, что у Короленко, как и у Диккенса , нелепость, абсурдность персонажей не мешает читателю их любить.

Последняя вещь Короленко – его автобиография, рассказ о собственной жизни, необыкновенно точный и правдивый, но который он, из какой-то сверхщепетильности, назвал историей не своей, но своего современника. Она менее поэтична, чем его первые вещи, она никак не приукрашена, но там очень сильны два главных качества короленковской прозы – юмор и человечность. Мы встречаем там прелестные картины жизни полупольской Волыни; видим его отца, щепетильно-честного, но своенравного. Он вспоминает свои первые впечатления – деревня, школа, великие события, свидетелем которых он стал, – освобождение крестьян и польское восстание . Он показывает нам необыкновенно живые фигуры чудаков и оригиналов – пожалуй, их портреты удались ему лучше всех прочих. Это, конечно, не сенсационная книга, но это восхитительно спокойная история, рассказанная старым человеком (ему было всего пятьдесят пять лет, когда он ее начал, но что-то от «дедушки» в образе Короленко всегда присутствовало), у которого много времени, и он с удовольствием рассказывает, оживляя память о случившемся пятьдесят лет назад.

Владимир Галактионович Короленко, чью краткую биографию мы сегодня рассмотрим — это писатель средины 19 начала 20 вв. Он был замечательным русским автором, работал в журналистике, был публицистом. Его творчество изучают в школе, поэтому Короленко и его краткая будет полезна для детей.

Короленко Биография. Кратко самое главное

Давайте сейчас познакомимся кратко с биографией Короленко, останавливаясь более подробно на его детстве, творчестве и интересных фактах из его жизни.

Владимир Короленко биография: детские годы

Жизненный путь и краткая биография Короленко, которого изучают в 5 классе, начинается в 1853 году в Житомире. Именно там в семье уездного судьи родился в июле будущий писатель. Его мать — полячка, поэтому будущий писатель с рождения знал польский. Начальные знания он получает в местной гимназии, а после переезда в Ровно, поступает в училище. Вообще детство и отрочество Владимира прошли в небольших городках, где окружали его польская, еврейская и украино-русская народности. Они и отразятся в будущем в его творчестве, где переплелись польская романтичность с украино-русским колоритом, поэтичностью и задушевностью.

После училища мальчик поступает в Петербурге в технический институт. На тот момент отец его умер, оставив семью без денег. Мальчику приходится терпеть лишения и голодать. Позже мать добьется переезда сына в Москву, где он станет в 1874 году стипендиатом в земледельческой академии. Но его оттуда исключают из-за участия в студенческих движениях. Его высылают в Кронштадт. По возвращении в Петербург в 1877 году он становится студентом горного института. Позже его и отсюда исключат, выслав в Глазов, а за отказ присягнуть Александру Третьему его вышлют в Сибирь.

Литературное творчество

Если говорить о его творческой биографии, то первая литературная деятельность пришлась, когда он учился в горном институте. Первое его произведение называлось Эпизоды из жизни искателя. Данную новеллу он пишет в 1879 году. Однако основное его творчество пришлось на период с 1885 по 1895 гг. За этот промежуток времени он пишет знаменитое произведение Сон Макара, позже будут и другие не менее замечательные работы, среди которых Без языка, написанный во время путешествия писателя по другим странам.

Его работы переводились на иностранные языки и были признаны по всему миру.

Короленко живет сначала в Петербурге, а потом переезжает в 1900 году в Полтаву. Там он продолжает писать новеллы, а на последних годах жизни пишет автобиографическую работу История моего современника. Умер В.Г. Короленко в 1921 году.

Если останавливаться на интересных фактах в биографии писателя, то стоит сказать, что родился он в Украине, там же и получил начальное образование.

Вторая половина 19-ого века принесла нашей стране немало талантливейших литературных деятелей. Один из них – это журналист, прозаик и публицист Владимир Галактионович Короленко.

Владимир Короленко появился на свет в 1853 году в городе Житомир, Украина. Отец Владимира работал судьёй. Он имел довольно строгий, но неподкупный характер, что выделяло его среди других чиновников. Мать Владимира — уроженка Польши, и именно поэтому в ранние годы жизни польский язык стал родным для будущего писателя.

Семья была многодетная: Владимир жил вместе с двумя братьями и сёстрами. Всё детство он провёл на Украине, и воспоминаниями об этих годах он заполнил впоследствии многие свои сочинения.

Образование и юность

Владимир Короленко проходил обучение в польском пансионе и Житомирской гимназии. Когда его отец ушёл из жизни, оставив семью в трудном положении, сын получил образование в Ровенском реальном училище.

В дальнейшем ему пришлось покинуть Петербургский технологический институт, так как на обучение не хватало денег. Он продолжил учиться в Петровской земледельческой академии и Горном институте, из которых его последовательно исключили за революционные наклонности.

Отношение к революции

Уже с юношества Короленко разделял идею народничества. За смелую критику царского режима власть не жалела молодого человека, раз за разом отправляя его в новую ссылку.

Шесть лет в тяжёлых условиях не ослабили его, только закалили характер и послужили в дальнейшем хорошим материалом для рассказов. Но Владимир Короленко критиковал и Октябрьскую революцию, которая, казалось бы, как раз отвечала интересам народнического движения. Как истинный гуманист, он не приветствовал массовые расправы над людьми. Об этом он делился с Луначарким в «Письмах», написанных в 1920 году.

Творчество

В журнале «Слово» Владимир Короленко опубликовал своё первое произведение «Эпизод из жизни искателя». Но самое большое признание получили рассказы «В дурном обществе», «Сон Макара» и «Слепой музыкант». В основу этих сочинений Короленко заложил свои детские воспоминания о жизни на родине.

Помимо прозы, Владимир создал немало и публицистических работ, посвящённых остросоциальным проблемам его современности. Например, статья «Бытовое явление» о подавлении революции в 1905 году.

Личная жизнь: жена и дети

Короленко женился один раз, на своей старой знакомой Евдокии Ивановской, которая, как и он, была революционеркой-народницей. С ней он прожил до конца своих дней, и вместе они воспроизвели на свет двух дочерей – Наталью и Софию.

Уже при жизни Владимир завёл множество добрых знакомств среди известных литераторов, которые отзывались о нем как о добром, жизнерадостном, умном человеке, за которым можно пойти, куда угодно.

Смерть

Последние годы жизни Короленко провёл в Полтаве. Здесь у семьи была собственная дача, куда все её члены приезжали на лето.

На закате своей жизни писатель создавал объёмное автобиографическое сочинение «История моего современника». Он скончался от воспаления лёгких в 1921 году, не закончив четвертый том.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока.

Образовательная цель – подготовка учащихся к восприятию философской тематики произведений В.Г.Короленко, научить видеть позицию автора в художественном тексте, раскрыть содержание логических и литературоведческих понятий, формирование умения создавать учебный проект с использованием литературного источника.

Развивающая цель - создать условия для формирования коммуникативной (речевой) компетенции, самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков общения, формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на сложные жизненные ситуации.

Воспитательная цель – способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма.

Задачи урока:

  • вовлечь учащихся в размышления о “назначении жизни”;
  • использовать воспитательные возможности для развития таких качеств личности, как сочувствие, целеустремленность.

Оборудование урока:

  • портрет В.Г. Короленко, выставка книг различных изданий;
  • листы ватмана, принадлежности для оформления проекта;
  • методическая презентация 1 к уроку учителя, мультимедиапроектор, компьютер. Презентация 2 и фильм о В.Г.Короленко (находится у автора), созданные учащимися.

Эпиграф к уроку: “Человек создан для счастья, как птица для полета”.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся на урок.

1 этап мастерской. Индукция – создание эмоционального настроя, включение чувств учащихся, создание личного отношения к предмету обсуждения.

Вступительное слово учителя.

Ребята, я вас приветствую на проектной мастерской! У меня в руках – символическая птица счастья - это мое пожелание вам. Я надеюсь, что сегодня эта птица счастья действительно поможет вам наполнить вас новыми знаниями, жизнелюбием, а самое главное – понять о назначение человека в современном мире. И ещё пожелаю вам успешной и плодотворной работы в Мастерской! Но прежде чем мы начнем проектировать я хочу представить вам …

Уважаемые участники Мастерской сегодня вам представиться возможность:

  • поразмышлять о “назначении жизни” и “о человеческом счастье”;
  • научиться видеть позицию автора в художественном тексте;
  • создать творческий проект с использованием литературного источника;
  • определить “Что есть счастье? Для чего создан человек?”

2 этап мастерской: “Самоконструкция”. (Индивидуальное создание текста)

Учитель: Вопросу о том, что такое счастье, где его границы и в чем его смысл, мы посвящаем нашу проектную мастерскую. Для счастливой жизни нужно очень мало. Всё заключается в человеке, в его образе мыслей, так говорил Марк Аврелий. Попробуем убедиться в его высказывании.

Задание 1: Запишите слово счастье и подберите ассоциативный ряд к этому слову, используя синонимы, антонимы. Ответьте письменно на следующие вопросы:

  • Что такое счастье?
  • Что необходимо для счастья?
  • В чем заключается счастье для вас?

Сходные понятия: блаженство, удача, успех, понимание, достижение, преодоление, участие, радость, здоровье, знание, любовь, доброта, нежность, забота, благосостояние, исполнение желаний.

Противоположные понятия: несчастье, беда, горе, болезнь, потеря, нищета, бедность, смерть, ненависть, равнодушие, безразличие, непонимание, неудача.

Принципы счастливого человека:

  • Счастье в том, чтобы жить для людей и делать их счастливыми.
  • Счастье – это найти дело по душе и трудиться творчески.
  • Счастье – в преодолении себя, в самосовершенствовании.
  • Счастье – в общении с друзьями и родными.
  • Счастье – иметь все необходимое для интересной жизни.
  • Счастье – жить сегодня, не задумываясь о завтрашнем дне.
  • Счастье – быть здоровым, уметь заботиться о здоровье своем и окружающих.
  • Предложите свои принципы.

3 этап Мастерской. “Социоконструкция”. (Работа учащихся в парах)

Учитель: У каждого человека свой путь, свое представление о счастье, мы сами строим свою жизнь. Перед вами открыты двери в будущее. И каждый хочет быть счастливым. Перед вами высказывания о счастье известных людей. Обсудите их в парах и ответьте на вопросы первого задания.

  • Счастье – чувство и состояние полного высшего удовлетворения. (С.Ожегов. Словарь русского языка)
  • В жизни есть только несомненное счастье – жить для другого. (Л.Толстой)
  • Современный педагог Б.Лихачев, считая счастье целью жизни человека, утверждает, что подлинное счастье достигается умением организовать свой внутренний мир – уметь ставить цель, строить планы и реализовывать их, иметь мечту и воплощать ее в жизнь.
  • Желание служить благу, должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья…(А.П.Чехов)
  • Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное. (Платон)
  • Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым (Л.Н.Толстой)
  • Беседа по вопросам:

    • Как вы понимаете счастье? Какое из высказываний вам наиболее близко?
    • Какого человека, по-вашему, можно считать счастливым?

    Обсуждение в парах и ответы на вопросы.

    4 этап Мастерской. “Социализация”. (Работа в группах)

    Задание 1: Перед вами афоризмы о счастье, обсудите их в группе.

    • “Счастье не в счастье, а лишь в его достижении”. (Ф.М.Достоевский)
    • “За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные…”. (А.П.Чехов)
    • “Кто за счастье борется, к тому оно и клонится”. (Русская народная пословица)
    • “Не обязательно жить, но обязательно жить счастливо”. (Жюль Ренан, писатель)
    • “Где нет стремления к счастью, та нет и стремления вообще”. (Блез Паскаль, философ)

    Задание 2: Напишите небольшое размышление о счастье, о принципах счастливого человека, в чем заключается счастье для вас. (7 минут)

    Учитель: Размышляя о счастье, о назначении человека, о смысле жизни, мы не можем не вспомнить об одном замечательном русском писателе, современники которого называли великим гуманистом, “совестью эпохи, светлым духом”, “человеком с огромным сердцем”. Одна из групп приготовила проект к уроку “Судьба Короленко в произведениях”.

    Проект творческой группы “Судьба Короленко в произведениях”. (Фильм о В.Г.Короленко)

    Учитель: Через все творчество Короленко, демократа и гуманиста, четко проходит проблема человеческого счастья. Уже в первом своем художественном произведении “Эпизоды из жизни искателя” (1878) он утверждал мысль о счастье, как об активном отношении к действительности. Герои его рассказов жаждут большой деятельной жизни. В рассказе “Парадокс” (1894) Короленко провозглашает афоризм: “Человек…”, который в устах жалкого калеки, в мире социальной несправедливости превратился в парадокс.

    Беседа по вопросам.

    Что означает слово парадокс? (Парадокс – мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее здравому смыслу; неожиданное явление, не соответствующее обычным привычным представлениям)

    • Какой вопрос звучит в начале произведения?
    • Какова основная мысль первой части очерка?
    • Перечитайте последний абзац второй части. Ответьте на вопрос: К каким размышлениям приводит писатель своих героев?

    Учитель: Конец второй части нас, читателей, Владимир Галактионович заставляет задуматься о том, что жизнь – реальная действительность, не похожая на игры детства. У каждого из нас мир неповторимый мир детства, но неминуемо наступает тот момент, когда в него входит действительность, и это вторжение человек может запомнить иногда на всю жизнь, как это случилось с героями очерка “Парадокс”. В мир фантазии и детства врывается феномен.

    Что поняли мальчики после встречи с этим необыкновенным человеком? (Не только, что “Человек…”, но и тому, что он должен оставаться человеком несмотря, ни на что, в обстоятельствах, когда невозможно быть счастливым)

    Задание 2: “Возвращаемся к эпиграфу”.

    “Человек создан для счастья, как птица для полета”. (В.Г.Короленко)

    Сравнение в афоризме счастья человека с полетом птицы заключает глубокий смысл. Птица – символ свободы, полет – проявление свободы;

    Свобода – необходимое, если не главное, условие счастья.

    Свобода предполагает активное отношение к жизни, стремление изменить жизнь к лучшему. Писатель Короленко своим творчеством, своей общественной бескорыстной деятельностью, помогал людям не опускать руки, преодолевать несправедливость, поддерживал их в стремлении к счастью.

    Итак, слова “Человек создан для счастья…” автором вложены в уста человека, от рождения, обделенного природой: он без рук, с большой головой на маленьком туловище, с ногами, не способными носить даже такое тело.

    Подумайте: С какой целью писатель использует столь разительный контраст и вкладывает жизнеутверждающие слова в уста калеки?

    (Возможно, если бы природа не обделила этого человека, он, со своим умом, наблюдательностью, умением разбираться в людях, занял бы достойное место в обществе и принес пользу окружающим.)

    Учитель: Человек все может, но для этого нужно многое: желание жить, а не просто существовать, любовь к людям, огромная сила воли и душевная стойкость. В подтверждении этого я хочу обратить ваше внимание на людей с ограниченными возможностями в нашей современной жизни. К уроку вторая группа учащихся подготовила проект “Люди с ограниченным возможностями”. Предоставим им слово.

    Выступление творческой группы ребят с проектом “Люди с ограниченными возможностями в современной жизни”. (Презентация 2)

    Учитель: Вера в осуществимость счастья будит стремление к деятельности, а для того, чтобы добиться счастья, нужны труд и воля. “Жизнь вообще, в самых мелких и крупных явлениях кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого – добро и счастье. А если нет счастья? Что ж, нет своего – есть чужое, а все – таки общий закон жизни есть стремление к счастью. Только это я и пытался сказать своим парадоксом” В.Г.Короленко.

    5 этап Мастерской. “Разрыв”. (Работа в группах с источниками информации, выходят и осознают авторскую позицию)

    Учитель: Главный вопрос, на который мы отвечаем на уроке: для чего создан человек?

    В ходе обсуждения формируется вывод: судьба человека зависит от него самого. Хочешь жить счастливо – не спи, действуй, борись, но не забывай, что не может счастье строиться на несчастье других, что не может быть человек счастлив, когда вокруг него нужда, отчаяние и призывы о помощи. Стремись быть нужным, полезным, не позволяй жизни пройти мимо тебя.

    Наполни смыслом каждое мгновенье,
    Часов и дней неумолимый бег,-
    Тогда весь мир ты примешь как владенье,
    Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

    (Р.Киплинг, “Заповедь”)

    С темой смысла жизни и счастья как достойной долей человека перекликается и поэтическая миниатюра “Огоньки”. В 1900 году Короленко создает миниатюру “Огоньки”, которая стала любимым произведением передовых читателей тех лет. Оно имело колоссальный успех в студенческой и рабочей среде, ходило по рукам в списках, исполнялось на молодежных вечерах. Оно вселяло бодрость, уверенность, оптимизм. Наша задача: ещё раз убедиться, что ни одно слово, ни один знак в художественном произведении не бывают случайными.

    Работа с поэтический миниатюрой “Огоньки”.

    • Какой рисует автор окружающую обстановку? (Темный осенний вечер, угрюмая сибирская река)
    • Какими свойствами наделяется противостоящий неприветливый природе огонек? (Он мелькнул – на один миг - и пропал; яркий, сильный; сверкает, обещает, манит, переливается)
    • Как вы поняли, помогли ли огоньки добраться до берега? Символом чего огоньки являлись? (Символом надежды на отдых, тепло, покой, уют. Как островки счастья)
    • На какие части можно условно разделить миниатюру? (1-ая часть – путь по реке, 2-ая часть – философское рассуждение автора)
    • Какова основная мысль миниатюры?

    Анализ символов в произведении.

    Задание 1: Определите символический смысл следующих слов и выражений:

    Путь по реке - Жизненный путь:

    Ущелья и скалы – преграды, трудности, препятствия.

    Тьма – тяжелое, беспросветное в жизни (обиды, потрясения, утраты).

    Огонек - надежда на счастье; манящие и недостижимые, но дающие надежду и силу огни на реке сопоставляются с мечтой, надеждой, верой, помогающей преодолевать трудный жизненный путь.

    Для достижения светлой цели “приходиться налегать на весла”

    – значит, жить, несмотря ни на что, преодолевая трудности, идти к намеченной цели.

    Задание 2: Определите тему и идею миниатюры.

    (Тема - дорога по реке, идея - не терять надежды, стремиться к своему идеалу)

    Учитель: И здесь, как и в первых своих произведениях, Короленко ставит проблему счастья и борьбы за него. Говоря об “Огоньках”, писатель разъяснял: “Жизнь состоит в постоянном стремлении, достижении и новом стремлении.… Если при этом люди научатся все больше понимать друг друга в пути, если будет все меньше отстающих, если на пройденных путях будет оставаться все больше маяков, светящих вперед,… - то это и значит, что счастья будет все больше. Потому что счастье только в жизни, а жизнь вся – стремление, достижение, новое стремление”.

    1 этап - погружение в проект

    Объявление Мастером о проблеме проекта, сюжетной ситуации и о целях и задачах проектирования.

    Сегодня в Мастерской вы станете на время авторами проекта обращения к разным людям. Эти обращения мы разместим в молодежной газете города “Миг”.

    Цель проекта: создать текст обращения.

    2 этап – организация проектной деятельности.

  • Организация групп.
  • Планирование деятельности.
  • Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов
  • У 3 групп будут разные обращения: “О назначении человека”, “О смысле жизни”, “О вере в счастливое будущее”.

    Обращения не только по тематике разные, но и по адресатам:

    1 группа - обращение к сверстникам из различных субкультур,

    2 группа – обращение к детям с ограниченными возможностями,

    3 группа – обращение к сверстникам.

    3 этап: осуществление проектной деятельности. Учитель организует обсуждение полученных в групповой работе результатов и дает необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

    Учащиеся готовят 3 проекта: “Человек создан для счастья, как птица для полета” (Обращение к детям с ограниченными возможностями) и “Путь к свету” (Обращение к сверстникам из различных субкультур), “И все-таки впереди огоньки…” (Обращение к сверстникам)

    6 этап мастерской. “Афиширование”. (Презентация проекта)

    Учащиеся демонстрируют понимание проблемы, цели и задач проекта, найденный способ решения проблемы, рефлексию деятельности и результата, дают взаимооценку деятельности и её результативности.

    Выводы по уроку. В каких бы “угрюмых берегах” ни текла жизнь, все – таки впереди огни! Эта мысль является одной из главных в очерке “Парадокс” и стихотворении в прозе “Огоньки”. Необходимо “Принимать ее (жизнь) такой, какая она есть, и не склонять голову перед трудностями. Надо верить, что “…все-таки впереди – огни!”. Человек должен идти и дойти до этого света, даже если рушится последняя надежда. Тогда это личность цельная; сильный характер. Таких людей хотел видеть писатель, ибо верил, что такие люди есть мощь и сила России, её надежда и опора и, конечно, её свет. Ведь и сам Короленко был именно таким”.

    7 этап мастерской. “Рефлексия”

    Ребята, я предоставляю вам право подвести итог сегодняшнего урока. Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

    Урок подошел к концу, и мы хотим сказать…

    Нам больше всего удалось….

    Урок привлек нас тем…

    Урок показался интересным…

    Сегодня на уроке было трудным…

    Учитель: Я надеюсь, что вы будете жить, следуя своим принципам. Благодарю вас за помощь и поддержку и на прощанье хочу подарить вам такую притчу: “Один человек нашел бутылочный осколок, поднес его к глазам и увидел прекрасный мир: людей, дома, лес, горы, реку. Бутылочный осколок ему понравился, но показался обыкновенным, совсем не ценным. Тогда он взял стекло и одну его сторону позолотил. Осколок стал ценной вещью. Но когда он снова поднес его к глазам, то не увидел людей, домов, леса, гор, реки – всего того, что он видел раньше. Он видел только себя…”. Я желаю вам, чтобы всегда видели прекрасный мир. Поймите, что истинное счастье заключено в вас самих. Не тратьте времени и усилий в поисках довольства, радости и душевного спокойствия в окружающем мире. Помните, счастлив не тот, кто получает, но лишь, тот, кто дает. Протягивайте руку помощи. Делитесь. Улыбайтесь.

    Тема: В.Г.Короленко «Дети подземелья».

    Цели урока:
    – обучать частичному анализу художественного произведения через исследование текста, картин русских художников, творческие работы детей; совершенствовать навык выразительного чтения, умение устно и письменно выражать свои мысли;
    – развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся;

    – воспитать способность сопереживать; совершенствовать коммуникативную культуру.

    Тип урока:

    Технология: элементы развивающего обучения, с использованием информационно-компьютерных технологий.

    Тип урока: урок – исследования с элементами дискуссии.

    Оборудование : компьютер, проектор.

    Дидактические материалы к уроку: презентация.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Слово учителя.

    Ребята, сегодня на уроке мы должны выяснить, что представляют собой “дурное общество” и “темные личности” в повести В.Г.Короленко “Дети подземелья”. Но сначала проверим хорошо ли вы знаете содержание повести.

    Задание. Отметьте номера правильных предложений (Слайд 3).

      ( + ) Тюрьма была лучшим архитектурным украшением города.

      (–) Замок стал противен мальчику, так как имел зловещий вид.

      ( + ) Васю и его отца разделила смерть Васиной матери.

      (–) Вася и Валек впервые встретились в роще.

      (–) Валек отказался идти в гости к Васе потому, что боялся судью.

      ( + ) Маруся очень отличалась от Сони.

      (+) Валек первым объяснил Васе, что его отец хороший человек.

      (–) Когда Маруся была голодна, Валек попросил у Васи еды для нее

      (+) Мясо для Валека и Маруси было редкой едой.

      (+) Маруся заболела осенью.

      (–)Вася тайком взял куклу у Сони.

      (+)Отец понял Васю после того, как узнал от Тыбурция правду.

    А сейчас познакомимся со штрихами биографии писателя. Начнем знакомство с работы над портретом В.Г.Короленко художника И.Е.Репина (Слайд 5).

    Рассмотрите внимательно портрет и попробуйте предложить, каким был изображенный на нем человек, какую жизнь он прожил. (Художник изобразил задумчивые, проницательные, чуть печальные глаза писателя, морщины на лице, седая борода, усталые руки, лежащие на подлокотниках. Все это говорит о том, что жизнь его была не из легких, он, видимо, многое повидал на своем веку. Он кажется строгим и добрым.)

    Включается фонограмма песни из кинофильма “Генералы песчаных карьеров”.

    Как вы думаете, почему разговор о повести Короленко “Дети подземелья” предваряет такая песня?

    (Дети вспоминают неординарную личность Тыбурция, выброшенного жизнью на улицу, Валека и Марусю, живущих среди “серых камней”, а также говорят об отверженных, о голодающих, об их вынужденном родстве. Именно об этом повесть Короленко и об этом поется в песне.)

    О чем именно заставила задуматься эта повесть? Что в ней для вас было горше и печальнее всего? Почему?

    (Рассказ о болезни и смерти Маруси, одиночество Васи в родном доме, о его тоске по близкой душе, о потребности любить и быть любимым.)

    Учитель: Тема обездоленных и несчастных волновала не только писателей, но и многих русских художников, поэтому часто произведения литературы и изобразительного искусства перекликаются между собой, дополняя друг друга.

    III. Просмотр слайд-шоу “Темные личности” из “дурного общества” (Слайды 6–13) . Слайды демонстрируются на фоне органной музыки А.Вивальди “Адажио”.

    Это картины русских художников XIX века: В.Г.Перов “Спящие дети”, “Савояр”, Ф.С.Журавлев “Дети-нищие”, П.П.Чистяков “Нищие дети, Ф.А.Бронников “Старик-нищий” и другие. После просмотра слайд-шоу учащиеся отвечают на вопросы учителя:

    1. В чем созвучие полотен русских художников в повести Короленко?
    (Босые избитые ноги спящих детей, разбитые башмаки Савояра, узелки в руках нищих, печальные глаза деда Василия, лужи и холодный дождь на картине В.П.Якоби, несчастные лица маленьких нищих на полотнах Чистякова и Журавлева.)

    2. Людей, подобных тем, которых мы видели на полотнах русских художников, в городе Княжье – Вено, где происходят события повести, называют “дурным обществом” и “темными личностями”. Что же представляет собой это “дурное общество”? Кто принадлежит к нему? Это “несчастные темные личности”, испуганные, жалкие”, в лохмотьях, едва прикрывающие худые тела, оставшиеся без крова и куска хлеба, бродяги и воры, нищие и бездонные – те, кому не нашлось места в пыльном маленьком городке, где тюрьма – “лучшее архитектурное украшение”. Какое отношение вызывают эти люди у горожан?
    (Горожане презирают и боятся этих бродяг, относятся к ним “ с враждебной тревогой”, по ночам они выходят на улицу и стучат палками по заборам, давая знать отверженным, что обыватели настороже и не позволят им украсть что-либо, ни спрятаться вблизи человеческого жилья. Город знал, что по его улицам в ненастной тьме дождливой ночи бродят люди, которым голодно и холодно, которые дрожат и мокнут, понимая, что в сердцах этих людей должны рождаться жестокие чувства, город насторожился и навстречу этим чувствам посылал свои угрозы”.)

    3. Где обитают эти “темные личности”? Почему?
    (Пристанищем их стали заброшенный замок на острове и полуразвалившаяся часовня “среди истлевших крестов и провалившихся могил” так как “несчастные изгнанники не нашли в городе своей колеи” Только здесь, среди развалин, и могли они найти приют, потому что лишь “старый замок радушно принимал и покрывал и временно обнищавшего писца и сиротливых старушек, и безродных бродяг”.)

    4. Найдите описания старого замка и часовни. Какое чувство они вызывают? Опишите, как вы их себе представляете.
    (О замке ходят “предания и рассказы один другого страшнее”. Даше в ясные солнечные дни он вызывает у детей “припадки панического ужаса – так страшно глядели черные впадины давно выбитых окон, в пустых залах ходил таинственный шорох; камешки и штукатурка, отрываясь, падали вниз, будя гулкое эхо…”. “А в бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетевшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка и царил над всем городом”. “У часовни же “кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и вместо гулкого, с высоким тоном, медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни”.)

    IV. Работа над иллюстрациями В.Глуздова “Старый замок” и В.Костицына “Величавое дряхлое здание” (Слайд 16).

    1. Ребята, опираясь на описание старого замка и часовни, нарисуйте словесные иллюстрации и сравните их с иллюстрациями В.Глуздова и В.Костицына.
    (Иллюстрация Глуздова выдержана в скупых серо-зеленых тонах. Кажется, что видим сумрачное осеннее небо, низко опустившееся над полуразрушенном замком. Сквозь туман проглядывает солнце, от которого исходит скорее ощущение болезненности, чем радости. Три огромные вороны вносят в рисунок грусть, безысходность, тревогу. Старый замок на иллюстрации Костицына будто выступает из темноты ночи. Мрачный, угрюмый, одинокий, он производит пугающее и таинственное впечатление одновременно. Именно такое сооружение и может быть местом обитания “темных личностей”.)

    2. Какие чувства вызывали замок и часовня у Васи?
    (Он всегда “со страхом смотрел… на то величавое дряхлое здание”, но когда мальчик увидел, как изгоняли оттуда “жалких оборванцев”, замок стал ему противен.)
    (Слайд 17.)

    3. Ребята, представим себе, что стены мрачного замка и часовни смогли заговорить. Что они могли бы рассказать нам о событиях, которые происходили здесь, о тех, кто ютился там? С сочувствием или с неприязнью будет звучать этот рассказ?
    (Стены могли бы рассказать о бедняках, ютившихся среди них, об их нужде, страданиях, болезнях; о том, как их изгоняли даже из этого жалкого убежища. Рассказ этот мог бы прозвучать как с сочувствием. На это в повести указывают слова: “Старый замок радушно принимал и покрывал всех…”, так и с неприязнью: “Все эти бедняки терзали внутренности дряхлого здания, обламывая потолки и полы…”.)

    4. Кто же называет общество “дурным”, а людей, представляющих его “темными личностями”? С чьей точки зрения оно “дурное”?
    (“Дурным” его называют горожане, так как оборванцы представляют угрозу их благополучию и спокойствию.)

    5. Есть ли в нем на самом деле что-нибудь дурное и как это проявляется? (Да, есть. “… Эти бедняки, окончательно лишенные всяких средств к жизни со времени изгнания из замка, составили дружное сообщество и занимались… мелким воровством в городе и окрестностях” Они – воры. Брать чужое грех, преступление.)
    – Но что толкает на него бедняков? (Нужда, голод, отверженность, невозможно заработать деньги честным трудом.)

    V. Анализ V главы. Разговор Валека и Васи о булках.

    1. Почему Вася, твердо знающий, что “воровать нехорошо”, не может осудить своих новых друзей, назвать их “дурными”?
    (Сожаление к Валеку и Марусе у Васи усилилось и обострилось, но привязанность не исчезла. Убеждение, что “нехорошо воровать”, осталось. Но, когда воображение рисовало оживленное личико Маруси, облизывающей свои засаленные пальцы, Вася радовался ее радостью и радостью Валека.)

    2. А теперь рассмотрим иллюстрацию В.Глуздова “Тыбурций с детьми” (слайд 18). Что в центре иллюстрации?
    (Кусок жаркого, на который устремлен задумчивый взгляд Тыбурция.)

    3. Каково его выражение?
    (Оно печально, потому что Тыбурций тоже знает, что “воровать нехорошо”, но не может смотреть спокойно на голод своих детей потоу идет на преступление. Глядя на уплетающих жаркое детей, он с грустью думает об их судьбе: “Я нищий, и он нищий. Я …, и он будет красть” Перспектива безрадостная и неизбежная.)

    4. Какими художник изобразил Валека и Марусю?
    (Дети едят с жадностью, облизывая пальцы. Видно, что “мясное блюдо для них невиданной роскошью…).

    5. На переднем плане иллюстрации Вася. Почему художник изобразил его отвернувшимся от “пиршества” и с опущенной головой?
    (Васе стыдно за дурные наклонности своих друзей, за ворованную еду, но он не может не сочувствовать их беде, их жизни, потому что они нищие, у них нет дома, но Вася знал, что со всем этим соединяется презрение. Он чувствовал, как из глубины души в нем поднимается вся горечь презрения, но он инстинктивно защищал свою привязанность к этой горькой примеси.)

    6. Почему, несмотря ни на что, он был не в состоянии изменить Валеку и Марусе?
    (У Васи доброе, отзывчивое сердце. Он со страданием наблюдал за изгнанием из замка “темных личностей”; а сам, лишенный любви и ласки, он в состоянии оценить и понять одиночество бродяг. Отдав свое сердце маленьким нищим, разделив их беды и заботы, он повзрослел.)

    VI. Итог урока.

    VII. Рефлексия (Слайд 19) .

    Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку.

      Доволен ли ты тем, как прошел урок?

      Сумел ли ты получить новые знания?

      Ты был активен на уроке?

      Ты сумел показать свои знания?

    VIII. Домашнее задание (Слайд 20) . Три варианта письменных заданий (по выбору):

      Рассказ старых стен часовни.

      Рассказ старых стен замка.

      Рассказ старого замка.



    
    Top