Краткая хронологическая таблица бабеля. Биография бабеля исаака эммануиловича

Биография Бабеля, известная во многих подробностях, всё же имеет некие пробелы, связанные с тем, что автобиографические заметки, оставленные самим писателем, во многом являются приукрашенными, изменёнными, или даже «чистым вымыслом» с определённой целью, соответствовавшей политическому моменту того времени. Тем не менее, устоявшаяся версия биографии писателя такова:

Детство

Родился в Одессе на Молдаванке в семье бедного торговца Маня Ицковича Бобеля (Эммануила (Мануса, Мане) Исааковича Бабела), родом из Белой Церкви, и Фейги (Фани) Ароновны Бобель. Начало века было временем общественных беспорядков и массового исхода евреев из Российской империи. Сам Бабель выжил во время погрома 1905 года (его спрятала христианская семья), а его дед Шойл стал одним из трёхсот убитых тогда евреев.

Чтобы поступить в подготовительный класс одесского коммерческого училища Николая I, Бабель должен был превысить квоту на студентов-евреев (10 % в черте оседлости, 5 % за её пределами и 3 % для обеих столиц), но несмотря на положительные отметки, дававшие право на обучение, место было отдано другому юноше, чьи родители дали взятку руководству училища. За год образования на дому Бабель прошёл программу двух классов. Помимо традиционных дисциплин, он изучал Талмуд и занимался музыкой.

Молодость

После ещё одной неудачной попытки поступить в Одесский университет (вновь из-за квот) он оказался в Киевском институте финансов и предпринимательства, которую закончил под своей первоначальной фамилией Бобель. Там он встретил свою будущую жену Евгению Гронфейн, дочь богатого киевского промышленника, которая бежала с ним в Одессу.

Свободно владея идишем, русским и французским языками, Бабель первые свои произведения писал на французском языке, но они до нас не дошли. Затем он отправился в Петербург, не имея на это, по собственным воспоминаниям, права, так как город находился вне черты осёдлости. (Недавно обнаружен документ, выданный петроградской полицией в 1916 году который разрешал Бабелю проживать в городе на время учёбы в Психоневрологическом институте, что подтверждает неточность писателя в его романтизированной автобиографии). В столице ему удалось поступить сразу на четвёртый курс юридического факультета Петроградского психоневрологического института.

Первые рассказы на русском Бабель опубликовал в журнале «Летопись» в 1915. «Элья Исаакович и Маргарита Прокофьевна» и «Мама, Римма и Алла» привлекли внимание, и Бабеля собрались судить за порнографию (1001-я статья), чему помешала революция. По совету М. Горького, Бабель «ушёл в люди» и переменил несколько профессий.

Осенью 1917 года Бабель, отслужив несколько месяцев рядовым, дезертировал и пробрался в Петроград, где в декабре 1917 года пошёл работать в ЧК, а затем в Наркомпрос и в продовольственных экспедициях. Весной 1920 г. по рекомендации М. Кольцова под именем Кирилла Васильевича Лютова был направлен в 1-ю Конную армию в качестве военного корреспондента Юг-РОСТа, был там бойцом и политработником. С нею он воевал на румынском, северном и польском фронтах. Потом работал в Одесском губкоме, был выпускающим редактором 7-ой советской типографии, репортёром в Тифлисе и Одессе, в Госиздате Украины. Согласно озвученному им самим мифу в автобиографии, в эти годы не писал, хотя именно тогда начал создавать цикл «Одесских рассказов».

Карьера писателя

В 1924 в журналах «Леф» и «Красная новь» опубликовал ряд рассказов, позднее составивших циклы «Конармия» и «Одесские рассказы». Бабель сумел мастерски передать на русском языке стилистику литературы, созданной на идиш (особенно это заметно в «Одесских рассказах», где местами прямая речь его героев является подстрочным переводом с идиша).

Советская критика тех лет, отдавая должное таланту и значению творчества Бабеля, указывала на «антипатию делу рабочего класса» и упрекала его в «натурализме и апологии стихийного начала и романтизации бандитизма». Книгу «Конармия» подверг резкой критике С. М. Будённый, усмотрев в ней клевету на Первую конную армию. Климент Ворошилов в 1924 г. жаловался Дмитрию Мануильскому, члену ЦК, а позже главе Коминтерна, что стиль произведения о Конармии был «неприемлемым». Сталин же считал, что Бабель писал о «вещах, которые не понимал». Горький же высказал мнение, что писатель, наоборот, «украсил изнутри» казаков «лучше, правдивее, чем Гоголь запорожцев».

В «Одесских рассказах» Бабель в романтическом ключе рисует жизнь еврейских уголовников начала XX века, находя в обиходе воров, налётчиков, а также мастеровых и мелких торговцев экзотические черты и сильные характеры. Самым запоминающимся героем этих рассказов является еврей-налётчик Беня Крик (его прототип - легендарный Мишка Япончик), по выражению «Еврейской энциклопедии» - воплощение бабелевской мечты о еврее, умеющем постоять за себя.

В 1926 году выступил редактором первого советского собрания сочинений Шолом-Алейхема, в следующем году адаптировал для кинопостановки роман Шолом-Алейхема «Блуждающие звёзды».

В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».

В 1928 Бабель опубликовал пьесу «Закат» (поставлена во 2-м МХАТ), в 1935 - пьесу «Мария». Перу Бабеля принадлежит также несколько сценариев. Мастер короткого рассказа, Бабель стремится к лаконизму и точности, сочетая в образах своих персонажей, сюжетных коллизиях и описаниях огромный темперамент с внешним бесстрастием. Цветистый, перегруженный метафорами язык его ранних рассказов в дальнейшем сменяется строгой и сдержанной повествовательной манерой.

В последующий период, с ужесточением ситуации и наступлением тоталитаризма Бабель печатался всё меньше. Несмотря на свои сомнения относительно происходящего, не эмигрировал, хотя имел такую возможность, навещая в 1927, 1932 и 1935 годах свою жену, проживавшую во Франции, и родившуюся после одного из этих визитов дочь.

Арест и расстрел

15 мая 1939 Бабель был арестован на даче в Переделкино по обвинению в «антисоветской заговорщической террористической деятельности» и шпионаже (дело № 419). При аресте у него изъяли несколько рукописей, которые оказались навсегда утраченными (15 папок, 11 записных книжек, 7 блокнотов с записями). Судьба его романа о ЧК остается неизвестной.

На допросах Бабеля подвергали жестоким пыткам. Военной коллегией Верховного Суда СССР он был осуждён к высшей мере наказания и расстрелян на следующий день, 27 января 1940. Расстрельный список был подписан лично Иосифом Сталиным. В числе возможных причин неприязни Сталина к Бабелю называют то, что «Конармия» была посвящена рассказу о Польском походе 1920 года - военной операции, проваленной Сталиным.

В 1954 году посмертно реабилитирован. При активном воздействии Константина Паустовского, весьма любившего его и оставившего о нём тёплые воспоминания, после 1956 года Бабель был возвращён в советскую литературу. В 1957 году был издан сборник «Избранное» с предисловием Ильи Эренбурга, который назвал Исаака Бабеля одним из выдающихся писателей XX века, блестящим стилистом и мастером новеллы.

Семья Бабеля

Евгения Борисовна Гронфейн, с которой он сочетался законным браком, в 1925 году эмигрировала во Францию. Его другая (гражданская) жена, с которой он вступил в отношения после расставания с Евгенией - Тамара Владимировна Каширина (Татьяна Иванова), их сын, названный Эммануилом (1926), позже стал известен в хрущёвское время как художник Михаил Иванов (член «Группы девяти»), и воспитывался в семье отчима - Всеволода Иванова, считая себя его сыном. После расставания с Кашириной Бабель, выезжавший заграницу, на некоторое время воссоединился с законной супругой, которая родила ему дочь Наталью (1929), в замужестве - американский литературовед Натали Браун (под чьей редакцией было издано на английском языке полное собрание сочинений Исаака Бабеля). Последняя (гражданская) жена Бабеля - Антонина Николаевна Пирожкова, родила ему дочь Лидию (1937), жила в США.

Творчество

Творчество Бабеля оказало огромное влияние на литераторов так называемой «южнорусской школы» (Ильф, Петров, Олеша, Катаев, Паустовский, Светлов, Багрицкий) и получило широкое признание в Советском Союзе, его книги переведены на многие иностранные языки.

Наследие репрессированого Бабеля в чём-то разделило его судьбу. Его начали снова печатать лишь после «посмертной реабилитации» в 1960-х годах, тем не менее, его произведения подвергались сильной цензуре. Дочь писателя, американская гражданка Натали Бабель (Браун, англ. Natalie Babel Brown, 1929-2005) сумела собрать малодоступные или неопубликованные произведения и издать их с комментариями («The Complete Works of Isaac Babel», 2002).

Память

В настоящее время в Одессе проводится сбор средств горожан на памятник Исааку Бабелю. Уже получено разрешение городского совета; монумент будет стоять на пересечении улиц Жуковского и Ришельевской, напротив дома, где он когда-то жил. Торжественное открытие планируется в 2010 году - к 70-летию трагической гибели писателя.

Вместе с родителями вернулся в Одессу.

По настоянию отца изучал древнееврейский язык и еврейские священные книги, брал уроки игры на скрипке у известного музыканта Петра Столярского, участвовал в театральной самодеятельности.

К этому же периоду исследователи творчества писателя относят появление первых не сохранившихся ученических рассказов Бабеля, которые он писал на французском языке.

В 1911 году окончил Одесское коммерческое училище.

В 1915 году в Петербурге поступил сразу на четвертый курс юридического факультета Петроградского психоневрологического института, учебу в котором не окончил.

В 1916 году с отличием окончил экономическое отделение Киевского коммерческого института.

Литературный дебют писателя состоялся в феврале 1913 года в киевском журнале "Огни", где был опубликован рассказ "Старый Шлойме".

В 1916 году в журнале Максима Горького "Летопись" были опубликованы рассказы Бабеля на русском языке "Элья Исаакович и Маргарита Прокофьевна" и "Мама, Римма и Алла". В петроградском "Журнале журналов" появились заметки "Мои листки".

В 1954 году Исаак Бабель был посмертно реабилитирован.

При активном содействии Константина Паустовского он был возвращен в советскую литературу. В 1957 году вышел в свет сборник подвергнутых тщательной цензуре произведений писателя. С 1967 до середины 1980-х годов произведения Бабеля не переиздавались.

Творчество Исаака Бабеля оказало огромное влияние на литераторов так называемой "южнорусской школы" (Илья Ильф, Евгений Петров, Юрий Олеша, Эдуард Багрицкий, Валентин Катаев, Константин Паустовский, Михаил Светлов), его книги переведены на многие иностранные языки.

4 сентября 2011 года в Одессе на углу улиц Ришельевской и Жуковского был открыт памятник писателю.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Бабель, Исаак Эммануилович, писатель (13.7. 1894, Одесса – 17.3.1941, в заключении). Родился в еврейской купеческой семье. Изучал древнееврейский язык, Тору и Талмуд, в 15 лет окончил коммерческое училище. В 1911-15 учился в Киевском финансово-торговом институте, первые рассказы писал по-французски. До 1917 жил в Санкт-Петербурге. В 1916 напечатал два рассказа в журнал М. Горького «Летопись».

С 1917 по 1924 переменил много занятий: был солдатом на фронтах Первой мировой войны , сотрудником Наркомпроса, участником грабительских экспедиций продотрядов в русскую деревню, бойцом Первой Конной армии Буденного ; служил в городском управлении Одессы, работал журналистом в Петрограде и Тифлисе. В 1924 поселился в Москве. Его жена в 1925 эмигрировала в Париж.

Бабель после ареста

В 1924 к Бабелю внезапно пришла известность благодаря публикации нескольких его рассказов в «ЛЕФе »; эти рассказы были потом собраны в два сборника Конармия (1926) и Одесские рассказы (1931); оба сборника были вскоре переведены более чем на 20 языков и сделали известность Бабеля международной.

Продолжая писать рассказы, Бабель создал также пять сценариев и две пьесы, Закат (1927) и Мария (1935). Последняя пьеса не была разрешена к постановке, но литературная карьера Бабеля в СССР пока оставалась довольно успешной. В 1934 он выступал на Первом съезде Союза писателей , в 1938 он был заместителем председателя редакционного совета Гослитиздата.

15.5.1939 Бабель был арестован, его рукописи подверглись конфискации, его имя было вычеркнуто из литературы. 18.12.1954 он был посмертно реабилитирован Военной коллегией Верховного суда СССР, в 1956 была названа дата его смерти – 17.3.1941, но не указаны ни место, ни причина смерти. При активном влиянии К. Паустовского после 1956 Бабель был возвращен в советскую литературу. В 1957 вышел в свет сборник произведений Бабеля, подвергнутых тщательной цензуре и снабженных предисловием И. Эренбурга . Однако обвинения, выдвигаемые против Бабеля в 20-х и 30-х годах, когда его упрекали в слишком «субъективном изображении Гражданской войны », продолжались. С 1967 по 1980 в СССР не было опубликовано ни одной его книги.

Относительно небольшой объем творчества Бабеля – около 80-ти рассказов и две пьесы – объясняется не только его гибелью в 47 лет. Бабель писал чрезвычайно медленно, перерабатывая каждый рассказ подчас месяцами; так было, например, с рассказом Любка Казак , который он издал в 1925 после 26-ти переработок. В итоге его прозы отличалась лаконичностью и плотностью, сжатым языком, броскими, сильными образами. Образцом для себя он считал прежде всего Флобера .

В рассказах Бабеля и о Гражданской войне, и об одесской жизни преобладающее место занимают мотивы жестокости, убийства, насилия, непристойности. Игорь Шафаревич в работе «Русофобия » даёт резко отрицательную оценку стилю и националистически-еврейской идеологии бабелевских произведений:

Презрение и брезгливость к русским, украинцам, полякам, как к существам низшего типа, недочеловекам, ощущается почти в каждом рассказе «Конармии» И. Бабеля. Полноценный человек, вызывающий у автора уважение и сочувствие, встречается там только в образе еврея. С нескрытым отвращением описывается, как русский отец режет сына, а потом второй сын – отца («Письмо»), как украинец признается, что не любит убивать, расстреливая, а предпочитает затаптывать насмерть ногами («Жизнеописание Павличенка, Матвея Родионыча»). Но особенно характерен рассказ «Сын Рабби». Автор едет в поезде вместе с отступающей армией.

«И чудовищная Россия, неправдоподобная, как стадо платяных вшей, затопала лаптями по обе стороны вагонов. Тифозное мужичьё катило перед собой привычной гроб солдатской смерти. Оно прыгало на подножки нашего поезда и отваливалось, сбитое прикладами».

Но тут автор видит знакомое лицо: «И я узнал Илью, сына житомирского рабби». (Автор заходил к раввину в вечер перед субботой – хоть и политработник Красной Армии – и отметил «юношу с лицом Спинозы» – рассказ «Гидали».) Его, конечно, сразу приняли в вагон редакции. Он был болен тифом, при последнем издыхании и там же, в поезде, умер, «Он умер, последний принц, среди стихов, филактерий и портянок. Мы похоронили его на забытой станции. И я – едва вмещающий в древнем теле бури моего воображения, – я принял последний вздох моего брата».

В отличие от рассказов Чехова рассказы Бабеля насыщены динамикой и действием. Одесские рассказы отличаются совершенно непереводимым на другие языки колоритом, который складывается из специфически одесского жаргона, пронизанного украинизмами и заимствованиями из идиш, а также из языка литературной нормы и элементов поэтической патетики.

Исаак Эммануилович Бабель

Исаак Бабель.
Фото с сайта www.klassika.ru

Бабель Исаак Эммануилович (1894/ 1940) - советский писатель. Известен под такими псевдонимами, как Баб-Эль, К. Лютов. В годы советской власти был репрессирован, реабилитирован лишь посмертно. Наиболее известные произведения: сборники рассказов «Конармия» и «Одесские рассказы», а также пьесы «Закат» и «Мария».

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 26.

Бабель Исаак Эммануилович (1894-1940) - советский писатель.

Печататься начал в 1916 г. В 1917 г. на румынском фронте участвовал в Первой мировой войне 1914-1918 гг. После Октябрьской революции 1917 г. служил в ВЧК , Наркомпросе, продотрядах, воевал на Северном фронте и в 1-й Конной армии, работал в Одесском губернском комитете РКП(б), был репортером.

В 1921-1931 гг. написал два цикла произведений - «Конармия» и «Одесские рассказы», пьесы «Закат» (1928) и «Мария» (1935). В 1927-1933 гг. жил во Франции и Италии. Последний рассказ, опубликованный при жизни, - «Ди Грассо» (1937).

Мастер короткого рассказа, он стремился к лаконичности, сдержанной образности и точности. За излишний натурализм, подчеркивание стихийного начала в изображении Гражданской войны в России в 1918-1922 гг. неоднократно подвергался жесткой критике.

В 1939 г. арестован и расстрелян (1940). Реабилитирован посмертно.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 26.

Бабель Исаак Эммануилович (1894, Одесса - 1940) - писатель. Сын состоятельного торговца. Учился в Одесском коммерческом училище, где получил фактически гимназическое образование, но вместо древних языков изучал химию, политэкономию, современные иностранные языки. В 15 лет стал писать первые рассказы на французском, но затем бросил. В 1915 закончил Коммерческий Институт в Киеве. Не получив право на жительство вне черты оседлости, пытался печатать свои сочинения в Петрограде. При содействии А. М. Горького выступил в журн. "Летопись" с рассказами, за которые был привлечен к уголовной ответственности по ст. 1001 (порнография) и за попытку ниспровергнуть существующий строй. Февральская рев. 1917 избавила Б. от суда. В 1917-1924 работал в ЧК, сотрудничал в газ. "Новая жизнь", был солдатом на фронте, в Первой конной армии, служил в Одесском губкоме. С 1924 жил в Москве, писал пьесы, киносценарии, рассказы, занимался переводами. После публикации "Конармии" Бабель подвергся ожесточенным нападкам за дегероизацию истории, но был защищен Горьким. Написал цикл "Одесские рассказы". "Трагическое соединялось в его историях со смешным, искренность соседствовала с лукавством. Магия его воображения была настолько сильна, что... слушали его, затаив дыхание" (Т. Тэсс). В 1939 Бабель был арестован. При аресте забрали все его рукописи, которые впоследствии так и не удалось разыскать. Был расстрелян. Реабилитирован посмертно.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Бабель Исаак Эммануилович (1894- 1940), прозаик. Родился 1 июля (13 н.с.) в Одессе в семье торговца. "Дома жилось трудно, - пишет позже Бабель, - потому что с утра до ночи заставляли заниматься множеством наук". Учился в Одесском коммерческом училище, откуда благодаря учителю мистеру Вадону вынес прекрасное знание французского языка и любовь к Франции. Окончив училище, уехал в Петербург, где в 1915 "начал разносить свои сочинения по редакциям". В 1916, попав к М. Горькому, обрел в нем учителя и наставника ("Я всем обязан этой встрече..."). Горький напечатал два первых рассказа Бабеля, но затем отправил его "в люди".

Прервав занятия литературой на семь лет, Бабель переменил множество профессий: сотрудник Нарком-проса, типографский служащий, репортер, боец 1-й Конной армии, служил в ЧК. "И только в 1923 научился выражать свои мысли ясно и не очень длинно. Тогда вновь принялся сочинять".

В начале 1924 появились первые рассказы писателя - "Соль", "Письмо", "Король". Вместе с написанными позднее, они составили два цикла - "Конармия" (отдельное издание 1926) и "Одесские рассказы" (отдельное издание 1931). "Конармия" была воспринята современниками неоднозначно: литературной критикой - восторженно, командармом Буденным названа "клеветой" и "бабьими сплетнями". На защиту писателя встал М. Горький.

В 1928 Бабель написал пьесу "Закат", тематически связанную с "Одесскими рассказами".

Интерес Бабеля к культуре Франции и его неоднократные поездки в Париж давали повод для сплетен в московских литературных кругах. Подозрительное отношение к Бабелю особенно усилилось, когда в июне 1935 Бабель отправился в Париж для участия в Международном конгрессе писателей в защиту культуры и, пренебрегая осторожностью, общался с представителями русской эмиграции.

В конце 1930-х по стране прокатилась волна репрессий. В то время Бабеля печатали крайне редко, поскольку он не освещал успехов партии и не выражал любви к вождю (как это требовалось от писателей). На съезде писателей он был подвергнут резкой критике за то, что "оторвался от жизни, отяжелел, стал наблюдателем...". Для Бабеля это не было неожиданностью. После смерти М. Горького он сказал: "Ну, теперь все, каюк. Жить мне не дадут". 15 мая его арестовали по обвинению в принадлежности к троцкистской террористической организации и в шпионаже в пользу французской и австрийской разведок.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Писатель XX века

Бабель Исаак Эммануилович (настоящая фамилия Бобель, псевдонимы К. Лютов, Баб-Эль) - прозаик, драматург, переводчик, очеркист.

Родился в Одессе, на Молдаванке, в семье торговца Эммануила (Маня) Исааковича (Ицковича) Бабеля (Бобеля). В раннем детстве жил в Николаеве, близ Одессы. Девяти лет поступил в 1-й класс Коммерческого училища им. графа С.Ю.Витте в Николаеве. На следующий год стал учеником Одесского коммерческого училища им. императора Николая Первого, которое окончил в 1911. В эти годы брал уроки игры на скрипке у известного музыканта П.С.Столярского, увлекался французской литературой, сблизился с французской колонией в Одессе, первые ученические рассказы писал на французском языке. В то же время по настоянию религиозного отца серьезно изучал древнееврейский язык, еврейские священные книги. После успешного окончания Одесского коммерческого училища ему было присвоено сословное звание почетного гражданина. В том же году подает заявление о зачислении в Киевский коммерческий институт на экономическое отделение. Был принят и несколько лет жил в Киеве. В 1916 закончил институт с отличием - со званием кандидата.

Там же, в Киеве, в журнале «Огни» был впервые напечатан рассказ «Старый Шлойме».

После начала русско-германской войны Бабель был зачислен в ратники ополчения второго разряда, но в военных действиях участия не принимал.

В 1915 Бабель был принят на 4-й курс юридического факультета Петроградского психоневрологического института, однако институт не окончил.

В 1915 некоторое время жил в Саратове, где написал рассказ «Детство. У бабушки», затем возвратился в Петроград.

Осенью 1916 встречался с М.Горьким в редакции журнале «Летопись». В этом журнале в №11 (нояб.) за 1916 опубликованы 2 рассказа: «Элья Исаакович и Маргарита Прокофьевна» и «Мама, Римма и Алла». В том же 1916 в петроградском «Журнале журналов» был опубликован цикл очерков под общим названием «Мои листки».

В «Автобиографии» (1928) Бабель писал о первом знакомстве с М.Горьким: «...я всем обязан этой встрече и до сих пор произношу имя Алексея Максимовича с любовью и благодарностью... Он научил меня необыкновенно важным вещам и потом, когда выяснилось, что два-три сносных моих юношеских опыта были всего только случайной удачей, и что с литературой у меня ничего не выходит, и что пишу я удивительно плохо,- Алексей Максимович отправил меня в люди. И я на семь лет - с 1917 по 1924 - ушел в люди».

В эти годы Бабель был солдатом на румынском фронте, служил переводчиком в иностранном отделе ЧК в Пг.; в 1918 печатается в газете «Новая жизнь»; летом того же года участвует в продовольственных экспедициях Наркомпрода и т.п.

В конце 1919 - начале 1920 живет в Одессе, работает заведующим редакционно-издательским отделом Госиздата Украины. Ранней весной 1920 в качестве корреспондента Югроста, под именем Кирилла Васильевича Лютова, Бабель попадает в Первую Конную армию. Служит там несколько месяцев, ведет дневники, печатается в газете «Красный кавалерист» (статьи, очерки).

В конце 1920 после перенесенного тифа писатель возвращается в Одессу.

В 1922-23 он начинает активно печатать свои рассказы в одесских газетах и журнале: «Лава», «Силуэты», «Известия», «Моряк». Среди них рассказ «Король» (из цикла «Одесские рассказы») и рассказ «Гришук» (из цикла «Конармия»). Почти весь 1922 Бабель живет в Батуми, выезжает в другие города Грузии.

В 1923 устанавливает связи с литераторами Москвы, печатается в «Лефе», «Красной нови», «Прожекторе», в «Правде» (новеллы из «Конармии» и «Одесские рассказы»). Еще в Одессе Бабель познакомился с В.Маяковским, после окончательного переезда в Москву он знакомится со многими московскими писателями - С.Есениным, А.Воронским, Д.Фурмановым. Первое время живет под Москвой, в Сергиевом Посаде.

В середине 1920-х Бабель становится одним из наиболее популярных советских писателей. В одном лишь 1925 вышли отдельным изданием 3 сборника рассказов. В следующем году вышел первый свод его новелл из «Конармии», который пополнялся в последующие годы. (Задумано было 50 новелл, опубликовано - 37, последняя - «Аргамак».)

В 1925 приступает к работе над сценарием «Беня Крик» и пишет пьесу «Закат».

В середине и второй половине 1920-х Бабель создает (по крайней мере, публикует) почти все произведения, которыми он вошел в советскую литературу и остался в ней. Последующие 15 лет его жизни очень немного прибавили к этому основному ядру: пьеса «Мария» (1932-33), несколько новых «конармейских» новелл, несколько рассказов, по большей части автобиографических («Пробуждение», «Ги де Мопассан» и др.). Создал киносценарий по прозе Шолом-Алейхема («Блуждающие звезды» и др.).

Вхождение Бабеля в литературу в середине 1920-х было сенсационным. Новеллы его «Конармии» отличались небывалой даже для суровой реалистической прозы того времени остротой и прямотой изображения кровавых событий Гражданской войны - и все это при подчеркнутой изысканности стиля, редком изяществе слова. С особенной резкостью Бабель передает картину катастрофической сшибки в хаосе революции и Гражданской войны трех контрастных культурных «полей», до того, в сущности, вряд ли соприкасавшихся в русской истории,- судеб еврейства, исканий русской интеллигенции и народного «низового» понимания жизни. Эффект этого парадоксального столкновения и образует полный духовных страданий и надежд, трагических ошибок и прозрений худож. и нравственный мир «конармейской» прозы Б. Книга эта сразу же вызвала чрезвычайно острую полемику, в которой столкнулись непримиримые точки зрения (в частности, С.М.Буденного, командарма Первой Конной, который воспринял прозу Б. как клевету на красных бойцов, с одной стороны, и М.Горького, А.Воронского - с другой, полагавших, что правда и глубина изображения судеб людей в коллизиях Гражданской войны, а не пропаганда есть главная задача писателя).

В «Одесских рассказах» Бабель создал образ романтизированной одесской Молдаванки, душой которой стал «благородный» бандит Беня Крик. В книге колоритно, иронико-патетически и лирически изображен, как уходящая экзотика, быт одесских налетчиков и торговцев, мудрецов и мечтателей. «Одесские рассказы» (вариантом сюжетов 2-й книги стала пьеса «Закат») были одним из самых заметных событий в литературе середины 1920-х, книга оказала влияние на творчество некоторых писателей, в частности И.Ильфа и Е.Петрова.

Начиная с 1925 Б. особенно много ездит по стране (Ленинград, Киев, Воронежская губ., Юг России), где он собирает материалы о Гражданской войне, работает секретарем сельсовета в д. Молоденово на Москве-реке. Летом 1927 он впервые выезжает за границу - в Париж, затем в Берлин. С этого времени его зарубежные поездки становятся почти ежегодными: 1927, 1928, 1932, 1933, 1935, 1936.

В 1935 Б. выступил в Париже с докладом на Конгрессе писателей в защиту культуры.

Многократно он встречался с Горьким, который всегда внимательно следил за его путем в литературе, поддерживал его. После смерти Максима Пешкова, сына писателя, Горький пригласил Бабеля к себе в Горки, где Бабель жил в мае-июне 1934. В авг. этого же года Бабель выступил с речью на I Всесоюзном съезде советских писателей. Его работа середины и второй половины 1930-х связана главным образом с литературной обработкой произведений других писателей: работает над киносценарием по роману Н.Островского «Как закалялась сталь», сценарием по поэме Вс.Багрицкого «Дума про Опанаса», сценарием фильма о М.Горьком, пишет для С.М.Эйзенштейна сценарий фильма «Бежин луг» (фильм как «идейно порочный» был запрещен и уничтожен.).

В 1937 Бабель сообщил в печати о том, что окончил пьесу о Г.Котовском, а в 1939 - о завершении сценария «Старая площадь». Ни одно из этих произведений не было опубликовано при жизни писателя. Последний сборник рассказов Бабель вышел осенью 1936. Его последнее выступление в печати - новогодние пожелания, опубликованные в «Литературной газете» 31 дек. 1938 под рубрикой «Литературные мечтания».

15 мая 1939 был произведен обыск на московской квартире писателя и одновременно на его даче в Переделкино под Москвой, где он в это время находился. При обыске были изъяты 24 папки с рукописями, которые впоследствии не были обнаружены в архивах ФСК. После серии непрерывных допросов 29-30 июня Бабель был вынужден дать показания, от которых впоследствии в ряде заявлений, в т.ч. и во время судебного заседания Военной коллегии Верховного суда СССР 26 янв. 1940, отказывался. В заявлении на суде Бабель просил дать ему возможность «завершить <...> последние литературные произведения». Был приговорен к расстрелу и казнен 27 янв. 1940. В тот же день его тело было предано огню в крематории Донского монастыря.

В 1954 Бабель был полностью реабилитирован «за отсутствием состава преступления».

Споры вокруг творчества и судьбы Бабель возобновились после его реабилитации и продолжаются до наших дней.

В.М.Акимов

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 145-147.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Соч.: в 2 т. / сост. и подгот. текста А.Н.Пирожкова; вступ. статья Г.Белой; комм. С.Поварцова. М., 1991;

Соч.: в 2 т. М., 2002;

Избранное. М., 1957;

Избранное / сост., предисл., комм. Е.Шкловского; Справочно-методические материалы Л. Страховой. М., 2002;

Дневник. 1920. М., 2000;

Проза. Драматургия / вступ. статья Б.Сарнова. М., 2000;

Одесские рассказы. М., 2001. (Имена. Классика).

Литература:

Левин Ф. И.Бабель: Очерк творчества. М., 1972;

Жолковский А.К., Ямпольский М.Б. Бабель // Babel. M.: Carteblanche, 1994;

Поварцов С.Н. Причина смерти расстрел; Хроника последних дней И. Бабеля. М.: Терра, 1996;

Воспоминания о Бабеле / сост. А.Н.Пирожкова, Н.Н.Юргенева; послесл. С.Поварова. М., 1989.




Top