Кратко чем известен памятник николаю 1. Памятник николаю i

Какое-то время, император Николай Первый являлся шефом Конногвардейского полка.

Полк был расквартирован неподалеку от Исаакиевского собора.

Этим и объясняется местоположение памятника, воздвигнутого вскоре после его смерти, а также и то, что царь изображен в мундире конногвардейцев.

Александр Второй лично следил за изготовлением макета. Когда тот был готов, он дал несколько указаний по изменению аллюра коня, размера и положения каски на голове и некоторых предметов туалета.

Огюст Монферран, создававший проект, в точности исполнил все пожелания государя.

Памятник довольно красив и динамичен.

Коня создал знаменитый Петр Карлович Клодт, автор скульптурной группы на Аничковом мосту.

Если на Аничковом главной была «идея», то в памятнике Николаю Второму есть своя изюминка - конь опирается только на задние ноги.

Некоторые экскурсоводы рассказывают, что, благодаря всего двум точкам опоры, скульптуре аналогов в мире нет. Это не совсем так, но достоинств этот факт не умаляет.

Существовал еще один миф о том, что для придания коню равновесия, в его круп была засыпана дробь, а ноги держатся на железных прутах.

При одной из реконструкций, дроби не обнаружили, а вот прутья действительно существуют.

Николай Первый изображен с портретной точностью. Кроме того, очень верно передан характер царя. Честолюбивый и самодовольный, желающий во всем походить на Великого Петра.

Монумент установили на одной оси с Медным всадником , повернув его в ту же сторону.

Этот факт стал причиной насмешек и поговорок.

Пьедестал несколько портит впечатление своей тяжеловесностью. Он украшен женскими фигурами - аллегорическими изображениями Мудрости, Силы, Правосудия и Веры.

Кроме того, богато оформлен горельефами, описывающими основные события царствования Николая.

Компенсируют грузность постамента фонари, установленные по кругу.

Их считают самыми красивыми в городе.

В 1930 году город чуть не потерял эту знаковую достопримечательность. Был принято решение в его демонтировать, ведь в послереволюционном Ленинграде не должно быть места для памятников царю. Но искусствоведам удалось его отстоять. Они сумели доказать, что это прежде всего уникальное творение русских инженеров.

Якобы, держится он на двух точках только благодаря точному математическому расчету. На первых порах его сохранили, но позже появилась новая идея. Решили оставить коня, а фигуру заменить на какого-нибудь «героя революции», например, Буденного, или Фрунзе.

Тут снова за монумент вступились специалисты, ссылаясь на ту же неимоверную техническую сложность.

Вожди города удовлетворились оградой памятника, которую демонтировали и уничтожили.

Так он смог достоять до наших дней, выжив даже в годы Блокады.

Ограду восстановили в 1994 году, но весной 2010 года она снова была практически уничтожена. На этот раз в нее врезался Мерседес.

Искореженные куски отвезли в реставрационную мастерскую, а заодно было приняли решение реставрировать и сам памятник.

Сейчас он находится в идеальном состоянии, единственное, что может огорчать туристов – вокруг организована большая стоянка автобусов, ожидающих туристов с экскурсии в Исаакиевский собор .

Как добраться:

От Невского проспекта налево по набережной реки Мойки, или по Малой морской улице

Памятник стоит на Исаакиевской площади. Позади него – Марьинский дворец. По правую руку, чуть впереди – гостиницы

Проект памятника принадлежит архитектору Огюсту Монферрану . Конная скульптура создана Петром Карловичем Клодтом. Пьедестал выполнен архитекторами Н. Ефимовым и А. Пуаро, скульпторами Р. Залеманом и Н. Рамазановым. Пьедестал украшен аллегорическими женскими фигурами Мудрости, Силы, Веры и Правосудия, в которых можно увидеть черты лиц жены и дочерей Николая I. Горельефы на пьедестале изображают важнейшие события времени царствования Николая I: восстание декабристов (1825), усмирение холерного бунта на Сенной площади (1831), награждение Сперанского по поводу составления первого свода законов (1832) и открытие Веребьинского моста на железной дороге Санкт-Петербург - Москва (1851). Общая высота памятника - более 16 метров, около него установлены фонари, созданные по модели архитектора Р. К. Вейгельта, считающиеся одними из самых красивых в городе. Невысокую ограду вокруг пьедестала спроектировал архитектор Л. Л. Бонштедт .

Николай I ряд лет являлся шефом расквартированного неподалёку Конногвардейского полка. Благодаря этому памятник Николаю I находится именно на Исаакиевской площади, а сам император изображён в мундире конногвардейцев.

Фигура скульптуры императора достаточно точно показывает характер государя. В советское время особенно отмечалось, что он показан тщеславным, самодовольным человеком, пытающимся быть похожим на своего великого предка Петра I. Кроме того, памятник установлен на одной оси со знаменитым Медным всадником , обращён в ту же сторону, их разделяет только Исаакиевский собор . В петербургском фольклоре по этому поводу возникли соответствующие поговорки, например: "Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает".

В 1930-х годах памятник Николаю I собирались демонтировать. В советском Ленинграде памятнику императору не было места. Сохранить эту достопримечательность удалось в том числе за счёт придуманной искусствоведами истории об уникальности конного памятника, имеющего всего две точки опоры. То есть его описывали не только как памятник императору, но и как уникальную работу русских инженеров. На самом деле такие скульптуры имеются и в других городах мира.

Часто встречается мнение, что памятник Николаю I держится на двух точках опоры за счёт точного математического расчёта его центра тяжести и насыпанной в круп лошади металлической дроби. Однако, при реставрации в 1980-х годах дроби внутри скульптуры не было обнаружено. Коню помогают удержаться на пьедестале металлические прутья, вставленные в его ноги.

Ещё одна легенда рассказывает о том, что положение памятника Николаю I спиной к Мариинскому дворцу послужило отказом от проживания во дворце дочери Николая I Марии. Якобы, ей не понравилось, что отец повёрнут спиной к её окнам.

А. С. Пушкин в своем дневнике записал: «В нем много от прапорщика и мало от Петра Великого». Великий русский поэт хорошо знал цену Николаю I. «...Самодовольная посредственность с кругозором ротного командира, человек, принимавший жестокость за энергию и капризное упрямство за силу воли», - так писал о Николае I Ф. Энгельс. Русский народ метко окрестил ненавистного императора, жестокого и тщеславного, Палкиным. Это был мрачный период репрессий, жестокого преследования передовых взглядов и прогрессивных стремлений.

Более ста лет прошло с тех пор. Свершился Великий Октябрь, очистивший дорогу свету, цивилизации, прогрессу. А одну из центральных площадей Ленинграда - Исаакиевскую - продолжает украшать нарядный монумент Николая I. Почему же и сегодня этот памятник сохраняет право на существование?

На высоком, богато декорированном постаменте гарцует на красивом, стройном коне офицер, туго затянутый в нарядный кавалергардский мундир. На голове каска с орлом. Ноги в высоких ботфортах упираются в стремена. Нарочитость и высокомерие сквозят в чопорной, надменной позе всадника.

В мае 1856 года после смерти Николая I его преемником Александром II был утвержден проект памятника.

Рисунок представил Монферран, завершавший тогда строительство Исаакиевского собора. Скульптору Клодту было поручено выполнение конной статуи. Работы продолжались около трех лет, и 25 июля 1859 года состоялось торжественное открытие монумента «при громе пушек, при звоне колоколов и трубных звуках».

Основная заслуга в создании памятника принадлежит скульптору Клодту. Он сам производил и отливку конной статуи. Конь имеет лишь две точки опоры, что само по себе было уникальным в подобных произведениях и требовало от литейщика высокого мастерства.

Клодт к этому времени был уже известным скульптором и следовал в своих работах по пути реализма. С этих же реалистических позиций подошел он и к созданию памятника Николаю I.

Приглядитесь к всаднику: низко надвинутая каска скрывает от вас его лицо, и вы не улавливаете портретного сходства. Случайно ли это? Мы помним, как заботился Фальконе о портретном сходстве в "Медном всаднике". А усилению индивидуальных черт Николая I не помогли даже требования "заказчика" Александра II, предъявленные к автору: "козырек у каски уменьшить, каску одеть несколько назад". Памятник был открыт таким, каким задумал его автор. Клодт отказывается от четкого выявления портретного сходства, перенося акцент на иные качества, свойственные императору. Внешний лоск, высокопарность, любовь к военной мишуре, тщеславие - вот черты, которые скульптор сумел передать в памятнике. За внешним лоском всадника скрываются жестокость и высокомерие, за чопорной парадностью - холодное бездушие.


Памятник Николаю I. Барельеф "Открытие Веребьинского моста на железнодорожной магистрали Петербург - Москва"

Конная статуя Николая I поднята на высокий пьедестал, но нет в ней величия, героики. Обилием деталей и вычурностью отличается этот пьедестал, выполненный по рисункам архитектора Монферрана. Он создан из различных сортов мрамора и гранита разнообразных тонов и оттенков: финляндского и сердобольского гранита, шоханского порфира, итальянского белого мрамора, и словно стремится поразить зрителя своим богатством. На фоне белого мрамора с лицевой стороны памятника под гербом надпись: "Николай I, император всероссийский" и дата открытия памятника "1859".

По сторонам овальной верхней части пьедестала - тяжеловесные аллегорические фигуры с портретными чертами жены и трех дочерей императора, выполненные скульптором Р. К. Залеманом. Две из них обращены в сторону Исаакиевского собора: одна с весами в руках, олицетворяющая Правосудие, другая с мечом и копьем, символизирующая Силу. С противоположной стороны - Вера, женская фигура с покрытой головой, держащая в руках крест и раскрытое евангелие; другая - Мудрость, с неизменным зеркалом в руках, словно открывающим ей истину.

Четыре барельефа по сторонам постамента имели цель прославить царствование Николая I; они были выполнены скульпторами Р. К. Залеманом и Н. А. Рамазановым.

С лицевой стороны, обращенной в сторону Исаакиевского собора, барельеф, на котором помечена дата - 1825. На фоне дворового фасада Зимнего дворца Николай I, отправляясь на Сенатскую площадь, передает войскам своего сына, наследника престола.

На втором барельефе дата - 1831. На фоне строений бывшей Сенной площади - карета, в которой стоит "миротворец" - император. Около кареты толпятся крестьяне. Идиллически-мирная сцена, изображенная здесь, совершенно не отражает истинного характера события - холерного бунта, происшедшего в июне 1831 года, когда массовое выступление бедноты было жестоко подавлено гвардейскими полками.

В сторону б. Мариинского дворца обращен барельеф с датой 1832 - "Вручение М. М. Сперанскому ордена Андрея Первозванного". Николай I говорил, что нашел в Сперанском "самого ревностного, преданного слугу". При Александре I, накануне войны 1812 года, Сперанский был сослан. В царствование Николая I, в 1826 году он возглавил 2-е Отделение императорской Канцелярии и под его руководством было издано "Полное собрание законов Российской Империи в 45 томах" и "Свод законов Российской Империи в 15 томах". Эта работа была простым механическим соединением законов, изданных в разное время.

На барельефе изображена церемония вручения ордена в Грановитой палате в Москве. На переднем плане Сперанский и Николай I в окружении ряда государственных деятелей; на столе - тома "Свода законов" - работа, за которую Сперанский.и был награжден орденом.

На четвертом барельефе представлен момент открытия в 1851 году Веребьинского моста железнодорожной магистрали Петербург - Москва, где присутствует и Николай I.

Дополнением к богато декорированному постаменту служат четыре фонаря, созданные по рисункам Клодта.

Высоко оценил работу Клодта величайший критик В. В. Стасов. Ценим и мы этот памятник за несомненные элементы критического подхода к изображаемому, за мастерство исполнения конной фигуры, за органическое сочетание художественных достоинств с исторической правдой.

Конная статуя императору России Николаю Павловичу Романову, вошедшему в историю под именем Николая I, находится в центре Исаакиевской площади с 25 июля 1859 года. Она продолжила череду конных памятников российским монархам, начатую Медным всадником Петра Великого и продолженную Павлом I . Этот красивый и сложный монумент сильно рисковал в советское время из-за противоречивой личности императора, запомнившегося, в основном, усмирениями, подавлениями и военной муштрой. Однако вовремя выдуманный миф об уникальности памятника, имеющего всего 2 точки опоры (ноги коня), помог отговорить функционеров от культуры от планов по его сносу. (Во время реконструкции выяснилось, что тонкий математический расчет основательно подпирают два металлических столба, связывающих копыта с постаментом).

16-метровый памятник выполнен в виде фигуры всадника на пьедестале. В отличие от Медного всадника, он представляет собой не цельную каменную глыбу, а композитную конструкцию из разных пород: в облицовке архитекторы Н. Ефимов , А. Пуаро и скульпторы Р. Залеман , Н. Рамазанов использовали мрамор, шокшинский порфир, красный финский и темно-серый сердобольский гранит. Для создания скульптуры коня к проекту был привлечен Петр Клодт , ранее создавший известную скульптурную группу Аничкова моста. Разработкой проекта руководил француз Огюст Монферран , к тому времени уже несколько десятков лет проведший в России в работе над такими достопримечательностями и символами Санкт-Петербурга, как Александринская колонна и Исаакиевский собор .

Всадник в форме Кавалергардского полка, как считается, передает некоторые черты характера императора Николая I: гордая и властная посадка на вставшем на дыбы коне (нередко символизировал Россию в целом), присущее ему при жизни тщеславие, нашедшее выражение в стремлении быть во всем похожим на своего предка - Петра Великого (расположение двух памятников на одной линии не случайно). В свете некоторой претензии, сквозившей в фигуре, а также общего впечатления о годах правления Николая I скорое появление известной характеристики не кажется безосновательной: «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает».

Барельефы на пьедестале запечатлели главные исторические достижения, которые, по мнению современников, отличали правление императора, например: подавление восстания декабристов (1825 год), усмирение холерного бунта на Сенной площади (1831 год), награждение М. Сперанского по случаю составления первого свода законов (1832 год), торжественное открытие Веребьинского моста на железной дороге Санкт-Петербург-Москва (1851 год). С каждой стороны памятника поставлено по высокому фонарю, которые завершают ансамбль.

Это место в Петербурге чрезвычайно богато на достопримечательности. Кроме собора и памятника, на Исаакиевскую площадь также выходит Мариинский дворец , Манеж , гостиница Напомним также, что большая часть площади является Синим мостом, который считается самым широким в Петербурге (93 метра). Ближе к набережной Невы расположено бывшее здание Сената и Синода (ныне здесь располагается Конституционный Суд РФ и Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина) и Медный всадник . Передохнуть от изучения всего этого великолепия можно в разбитом в 60-е годы XIX века перед Исаакиевским собором сквере.


П амятник Николаю I был торжественно открыт на Исаакиевской площади 25 июля 1859 г.
Проект памятника принадлежит Огюсту Монферрану. Конная скульптура создана Петром Карловичем Клодтом, который как известно, "делал лошадей лучше чем сами жеребцы".

Памятник знаменит тем, что опирается только на две точки опоры - ноги коня. Ранее считалось, что такой конный памятник (с двумя точками опоры) единственный в Петербурге, но недавно выяснили, что и опирается лишь на две точки (змея служит лишь для уменьшения парусности).
Пьедестал выполнен архитекторами Н. Ефимовым и А. Пуаро, скульпторами Р. Залеманом и Н. Рамазановым. Пьедестал украшен аллегорическими женскими фигурами Мудрости, Силы, Веры и Правосудия, в которых можно увидеть черты лиц жены и дочерей Николая I.

Обратите внимание на надпись - Николай 1. Единичка не римская, а наша, арабская.

Горельефы на пьедестале изображают важнейшие события времени царствования Николая I: восстание декабристов (1825), усмирение холерного бунта на Сенной площади (1831), награждение Сперанского по поводу составления первого свода законов (1832) и открытие Веребьинского моста на железной дороге Санкт-Петербург - Москва (1851).

Общая высота памятника - более 16 метров, около него установлены фонари, считающиеся одними из самых красивых в городе. Макет памятника сейчас находится в Русском музее Петербурга.

Николай I ряд лет являлся шефом расквартированного неподалёку Конногвардейского полка. Благодаря этому памятник Николаю I находится именно на Исаакиевской площади, а сам император изображён в мундире конногвардейцев.

Памятник установлен на одной оси со знаменитым Медным всадником, обращён в туже сторону, их разделяет только Исаакиевский собор. В петербургском фольклоре по этому поводу возникли соответствующие поговорки, например: "Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает".

В 1930-х годах памятник Николаю I собирались демонтировать. В советское время в Ленинграде памятнику императору не было места. Сохранить эту достопримечательность удалось в том числе за счёт придуманной искусствоведами истории об уникальности памятника, имеющего всего две точки опоры.

То есть его описывали не только как памятник императору, но и как уникальную работу русских инженеров.

Считается, что памятник Николаю I держится на двух точках опоры за счёт точного математического расчёта его центра тяжести и насыпанной в круп лошади металлической дроби. При реставрации в 1980х годах дроби внутри скульптуры не было обнаружено. Коню помогают удержаться на пьедестале металлические прутья, вставленные в его ноги.

Ещё одна легенда рассказывает о том, что положение памятника Николаю I спиной к Мариинскому дворцу послужило отказом от проживания во дворце дочери Николая I Марии. Якобы, ей не понравилось, что отец повёрнут спиной к её окнам.

Чудо на лихом коне... ниже...

С памятником связана еще одна интересная история.

"Хулиганы", которые метили памятники, существуют не только в наше время, но и были в далеком прошлом. Существует легенда, что на памятнике отлито слово ЙУХ (наоборот только). Якобы его пытались даже убрать при последней реставрации, но до конца этого так и не сделали.

Более того, такое же слово отлито и на памятнике "Тысячелетия Руси" в Новгороде.

Надписи невозможно увидеть невооруженным глазом. Нужен бинокль или фотоаппарат с хорошей оптикой. На памятнике в Новгороде буквы расположены над фигурой Нестора, первого русского летописца, автора "Повести временных лет". Символично, однако... ведь он как раз и нес русские слова в народные массы.

Где расположены буквы на памятнике Николаю I, мне не ведомо. Очень хотелось бы посмотреть. Самое интересное, что время, когда отливали памятники примерно совпадает. Может быть, кто-то знает еще памятники с такой же "народной" меткой? Впрочем, может быть все это только легенда...

Вид сзади)))

Но летом на фоне синего неба, памятник особенно красив, но и зимой когда идет снег прекрасен...

Зимним вечером памятник выглядит так.




Top