Крестьянский поэт писавший гекзаметром полевые псалмы. Стихотворения (Павел Радимов)

Павел Александрович Радимов (11 сентября 1887, село Ходяйново, Зарайский уезд, Рязанская губерния - 12 февраля 1967, Хотьково, Московская область) - русский советский «крестьянский поэт» и художник, последний председатель Товарищества передвижников и первый председатель Ассоциации художников революционной России (АХРР) в 1922 и 1927-1932 годах, а также последний председатель ВСП (Всероссийский союз поэтов) - организации, просуществовавшей до 1929 года.

Самой запоминающейся чертой поэтического творчества писателя стали стихи на крестьянскую тему, написанные гекзаметром; в живописи предпочитал пейзажную тему.

Биография

Родился в деревне в Рязанской губернии, в семье сельского священника, в избе 90-летнего деда отца Никанора. И прадеды, и отец и дед художника были попами или сельскими дьячками. Вместе с двумя своими братьями получил духовное образование - с 9-ти лет в Зарайском духовном училище и Рязанской семинарии.

О годах ученичества, проведенных в этом заведении, он вспоминал: «Зарайск! Туда возил меня зимней дорогой, за двадцать пять верст, серый мерин… Летом на широкой телеге, на жесткой дерюге, накрывавшей мешки ржи, приезжал я на постоялый двор… где пил чай с изюменным ситным. Потом с мешком и сундуком, где лежало белье, шерстяные чулки и материны пышки, отец провожал меня в кремль, в каменное двухэтажное здание училища. Там я должен был жить восемь месяцев в году и получать знания».

Отказавшись принять сан, в революционный 1905 год он без паспорта отправляется в Москву, где решает поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Берет уроки в студии Большакова. Но в итоге в 1906 году поступает на филологический факультет Казанского университета (в столичные университеты семинаристов не принимали), который заканчивает в 1911 году с дипломной работой о Гомере («Гомер в произведениях греческих художников»). Одновременно учился живописи, брал уроки у Н. И. Фешина. С 1908 года выступает как художник.

В 1912 году вышла первая книга стихов «Полевые псалмы», отмеченная как многообещающая; вторая книжка Радимова - «Земная риза» в целом разочаровала критиков. Он встал в число крестьянских поэтов, его стихи читают вместе с и . В 1914 году вышел сборник гекзаметров «Попиада». В 1914-1916 гг. - сотрудник газеты «Сибирская жизнь» и журнала «Сибирский студент».

С 1911 года принят экспонентом в Товарищество передвижников (дебютируя на 39-й выставке), а в 1914 году становится его членом по рекомендации Поленова и Репина за картину «Старый мезонин». Преподавал историю искусства в Казанской художественной школе.

В 1917 году в Казани заведывал отделом искусств Наркомпроса Татарии. Активно включился в культурно-агитационную работу, продолжая параллельно заниматься поэзией и живописью. В 1918 году избран главой товарищества передвижников.

В 1921 году П.Радимов приезжает с выставкой своих работ в Москву, а в 1922 году совместно с художниками Григорьевым и Наумовым принимает участие в организации АХРРа. В конце 20-х годов XX века преподаёт в Училище памяти 1905 года.

В 1922 г. выпустил сборник стихов «Деревня». Избирался председателем Всероссийского Союза поэтов, работал в Кремле, дружил с Луначарским, Ворошиловым и Буденным, а также с Есениным, своим земляком. В 1926 году с делегацией художников он едет в Финляндию к Репину. В Пенатах создает портрет Репина (он хранится в Третьяковской галерее).

Со временем Радимов попал под кампанию «раскулачивания кулацких поэтов», после чего «переключился на пейзажно-описательную лирику с элементами социалистической бутафории (красный флаг на дугах телеги и проч.)». В последующие годы работал преимущественно в области живописи. Много путешествовал по Советскому Союзу, писал об увиденных краях стихи и картины.

С 1930-х годов поселился в Хотьково, где много рисовал, а позже - в Ново-Абрамцевском посёлке, где жил с 1932 года. В 1957 году открыл в Абрамцеве народную выставку «для свободного и бесплатного посещения всех, кто любит искусство».

Скончался в своем доме в Хотьково 12 февраля 1967 года. Похоронен на Хотьковском кладбище Сергиево-Посадского района. Перезахоронен на Московском Введенском кладбище.

Характеристика живописи

Его первые живописные работы, рассказывающие о Казани и Казанской губернии, регулярно начали появляться с 1908 года («Окраина Казани», 1908; «Суконная слобода в Казани. Зима», 1910; «Рыбный базар в Казани», 1911; «Пожарная каланча в Казани», 1917; и проч.). В первые десятилетия своей работы изображал преимущественно избушки и «огороды затихших глухих деревень».

Был членом Товарищества передвижников и последним его председателем - темы и стиль этого направления заметны в его работах. Когда в 1918 году скончался председатель Товарищества передвижных выставок Н. Н. Дубовской, Радимов был избран председателем Товарищества, добился в 1922 году организации 47-й выставки передвижников.

В связи с закрытием 47-й выставки передижников он выступил с докладом на, казалось бы, непритязательную тему «Об отражении быта в искусстве». Этот доклад, встреченный бешеными атаками всего «левого» фронта, способствовал организации советской Ассоциации художников революционной России (АХРР). Как гласит каталог выставки АХРРа 1933 года: «В 1922 г. на 47-й передвижной выставке выступил с докладом о реалистическом искусстве, отражающем советский быт. Доклад послужил началом большого советского общественного художественного движения, оформившегося в виде АХРР (Ассоциация художников революционной России)». В 1922 году Радимов вошел в АХРР.

Уже в 1922 году Радимов в составе первой небольшой бригады советских художников-реалистов отправляется с этюдником на заводские зарисовки и пишет литейный цех. Как художник присутствовал на партийных съездах, делая наброски к портретам вождей, создал картины «Заседание в Кремле», «Выступление Троцкого на II конгрессе Коминтерна». Ему отведена мастерская в Кремле, вместе с его другом Евгением Кацманом, секретарем АХРРа, и Давидом Штеренбергом. Он делает наброски заседаний съездов, участников III конгресса Коминтерна, много этюдов старого и обновленного Кремля. Способствовал возведению Дома Художников на Масловке.

В 1928 году на юбилейной выставке 10-летия Красной Армии (10-я выставка АХРР - «10 лет РККА»), одним из организаторов которой он стал, Радимов выставляет большую картину на историко-революционную тему «Люди в рогожах» (баржа с революционерами-смертниками, спасенными из белогвардейского плена - знаменитая баржа Колчака в Сарапуле), позднее выставленную в центральном зале Советского павильона в Венеции.

После «кампании раскулачивания кулацких поэтов» занимается практически одной живописью. Организует Московский областной союз художников, избирается его первым председателем. Не усердствует в тематике социалистического реализма, введённого АХРРом, предпочитая пейзаж.

После революции появляются циклы пейзажных работ Радимова, посвященные Башкирии, Чувашии, Марийской земле, Средней Азии и, наконец, средней полосе России и Подмосковью.

Последняя персональная прижизненная выставка художника прошла в Москве в 1962 году и была посвящена его 75-летию. В 2005 году галерея «Золотой плес» демонстрировала выставку «Павел Радимов. Передвижник и поэт» в Каминном зале Дома журналиста (Москва). В 2007 году в Казани состоялась посмертная выставка к 120-летию со дня рождения.

Характеристика поэзии

До революции был близок к кругу акмеистов, в 20-е годы - «новокрестьянских» поэтов и Есенину. В 1922 году перевёл с татарского языка произведения Ф.Бурнаша, Г.Губайдуллина, Г.Ибрагимова, А.Камала, А.Тукаева (сказка «Шурале») и др.

Как отмечает «Литературная энциклопедия» (1929-39): «ранние стихи Радимова характерны, с одной стороны, пантеистически окрашенными мотивами („Полевые псалмы“), а с другой - мотивами, близко соприкасающимися с тем течением в акмеизме, которое представлено дореволюционным творчеством Нарбута и Зенкевича. Радимов в ряде стихов создает настоящие гимны плоти, рисует образы „зверья первозданного“, первобытного человека с его буйными и примитивными инстинктами самца, хищника, охотника. Но уже со второй книги в творчестве Радимова появляется тема русской деревни, ставшая центральной и основной для него. Его деревенские стихи описательны и статичны; натуралистически выписанная деталь выдвигается на первый план: „Вымя, нагрубшее за день, корова несет над землею, низко, как полный сосуд, капли на сосках дрожат“».

Исследователи отмечают: «В дальнейшем Радимов часто эксплуатировал найденный им прием: бытовые картинки русского села, описанные торжественным „античным“ размером, давали эффект неожиданной современной стилизации „Трудов и дней“ Гесиода». Позже стихи были собраны им в единую книгу, в разном объёме выходившую несколькими изданиями (Казань, 1922; Ревель, 1923; Берлин, 1923; Москва, 1924 и 1926).

Русский советский «крестьянский» поэт, литератор, художник-пейзажист, общественный деятель. Председатель Товарищества передвижных выставок; председатель Ассоциации художников революционной России; председатель Московского областного союза художников.

Павел Александрович Вадимов родился в деревне Рязанской губернии, в семье сельского священника. По отцовской линии все предки Радимова были священнослужителями. Он также получил духовное образование, окончив Зарайское духовное училище и Рязанскую семинарию. Однако священником Павел не стал. С детства маленький Павел любил рисовать и начал писать стихи. В 1905 году он отправился в Москву поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако в итоге юный Радимов поступил в совсем другое учебное заведение: на историко-филологический факультет Казанского университета. Окончил его в 1911 году, защитив дипломную работу «Гомер в произведениях греческих художников». Одновременно с учебой на филологическом факультете брал уроки живописи у Н. И. Фешина. Такое разностороннее образование позволило расцвести универсальному таланту юноши и предопределило его дальнейшую судьбу: вскоре он стал известен и как поэт, и как художник.

С 1908 года он начал серьезно заниматься живописью. В 1912 году выходят в свет его первые книги: «Полевые псалмы», замеченные В. Брюсовым, и «Земная риза». В 1914 году вышел сборник стихов Радимова, написанных редким размером - гекзаметром, - «Полиада». В 1914- 1926 годах молодой поэт был сотрудником газеты «Сибирская жизнь» и журнала «Сибирский студент».

Параллельно с литературным творчеством Радимов прогрессировал как живописец. С 1911 года он начал экспонироваться в Товариществе передвижных выставок. Дебют состоялся на 39-й выставке. В 1914 году за картину «Старый мезонин» был принят в члены Товарищества по рекомендациям В. Д. Поленова и И. Е. Репина. В это же самое время поэт, художник, журналист Павел Радимов преподавал историю искусства в Казанской художественной школе.

В 1917 году в Казани он стал заведующим отделом искусств Наркомпроса Татарии. Приняв революцию, стал заниматься общественной деятельность в молодом государстве. Продолжал писать стихи и заниматься живописью. В 1918 году он стал последним председателем Товарищества передвижников.

В 1921 году Павел Радимов впервые представил свои живописные работы в Москве. В 1922 году Радимов с соратниками - художниками Григорьевым и Наумовым активно взялся за создание АХРРа (Ассоциации художников революционной России), став первым председателем нового союза. В эти годы, находясь в центре художественной жизни, он близко сошелся с художниками А. Е. Архиповым, С. В. Малютиным, скульптором С. Т. Коненковым, поэтами В.Я. Брюсовым, С. А. Есениным, В. В. Маяковским и другими. Художник в разное время участвовал во многих зарубежных выставках — в Венеции, Лондоне, Берлине, Мюнхене, Кельне, Стокгольме, Нью-Йорке.

Первый послереволюционный сборник стихов «Деревня» Радимова-поэта вышел в 1922 году. Как литератор, избирался председателем Всероссийского союза поэтов. В эти годы П. А. Радимов дружил с Луначарским, Ворошиловым, Буденным, работал в Кремле.

В 1926 году Радимов ездил в Финляндию, на дачу к Репину («Пенаты»). Там им был создан портрет выдающегося российского живописца, который находится в настоящее время в Третьяковской галерее. В «Пенатах» П. А. Радимов написал стихотворение «Море», посвященное великому художнику.

Как и другие «крестьянские» поэты, Радимов пострадал от кампании против «кулацкой» поэзии. После этого стал работать в ином жанре, переключившись на пейзажно-описательную лирику с элементами социалистической бутафории. Большую часть времени занимался живописью, много путешествовал по стране, описывал свои впечатления в стихах и на холсте.

В 1928 году состоялась выставка АХРР «10 лет РККА», одним из организаторов которой был Павел Радимов. В последующие годы он много трудился и занимался общественной деятельностью. Организовал Московский областной союз художников, был избран его первым председателем. Устроил десятки выставок своих работ по всей стране, написал воспоминания и издал книги своих стихов. Последняя персональная выставка художника прошла в Москве в 1962 году в честь 75 - летнего юбилея живописца.

В 1930-е годы поселился в Хотькове, близ Сергиева Посада (Загорска). Много рисовал, писал, сочинял. В 1932 году переехал в Ново-Абрамцево - поселок советских художников, основанный И. Э. Грабарем неподалеку от усадьбы Абрамцево.

В 1957 году открыл в Абрамцеве народную выставку «для свободного и бесплатного посещения всех, кто любит искусство», на которой были представлены работы советских художников.

Скончался в 1967 году в своем доме в Хотьково, похоронен на Хотьковском кладбище Сергиево-Посадского района. Был перезахоронен на Московском Введенском кладбище.

Семья

Сергей Александрович Радимов — брат, художник

Татьяна Павловна Радимова (1916—2000) — дочь, художница. Живописец. Заслуженный работник культуры России, член МОСХа. Училась у отца в МГХИ им. В. И. Сурикова до 1941 года. Писала пейзажи и стихи. Автор книги о своем отце.

Павел Сергеевич Радимов — правнук

Мария Павловна Радимова (р.1915) — дочь Радимова и художницы Марии Медведевой (дочери художника Григория Медведева)

Сергей Павлович Радимов — сын, художник

Сергей Сергеевич Радимов — внук, художник

Соперниками мариниста в конкурсе «Великие имена России» были императрица Екатерина Великая, адмирал Павел Нахимов и хирург Валентин Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука)
  • 07.06.2019 Джефф Кунс - самый дорогой из ныне живущих художников. Его скульптурки изготовлены французской мануфактурой Bernardaud - одной из главных по лиможскому фарфору
  • 06.06.2019 В краснодарский краевой арбитражный суд пришли документы в почтовом конверте с репродукцией картины Герарда Давида «Сдирание кожи с продажного судьи» из музея в Брюгге. Для отправителя экскурс в историю искусства чуть не закончился статьей 297 УК РФ
  • 23.05.2019 Неуловимый партизан актуального искусства сделал очередную рискованную вылазку. Под видом картин уличного художника он выставил на центральной площади Венеции инсталляцию Venice in oil и ушел неразоблаченным из-под носа полиции
  • 13.05.2019 Речь о захватывающем реальном детективе, где лже-аристократка родом из России очаровала арт-мир Нью-Йорка и обвела вокруг пальца многих важных людей. Права на историю ее жизни уже купил Netflix
    • 13.06.2019 Организаторы торгов анонсируют продажу шедевров ИЗО, ДПИ и старинных книг. Суммарный эстимейт около 90 миллионов рублей
    • 11.06.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это двенадцать живописных работ, пять листов оригинальной и два - печатной графики и одна бронзовая скульптура
    • 07.06.2019 Сегодня продали 45 % лотов. Часть разъедется по Москве, а другая отправится в Екатеринбург и Питер
    • 06.06.2019 Продано 67 % лотов на 53 % от суммарного эстимейта. Топ-лотами стали первое издание «Бахчисарайского фонтана» Пушкина, прижизненное издание «Арабесок» Гоголя, автограф Рональда Рейгана и др.
    • 06.06.2019 13 июня 2019 года состоится специализированный аукцион антикварной бумаги, букинистики и филокартии аукционного дома «Русская эмаль»
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 24.04.2019 Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
    • 29.03.2019 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
    • 12.03.2019 Такой вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 года Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным эндаументом искусств (NEA)
    • 12.03.2019 В «Гараже» открылась безбашенная постмодернистская выставка, по отзывам смелая вплоть до риска очередного вмешательства «возмущенной общественности». Бывший инспектор «Медицинской герменевтики» и литературный отец парторга Дунаева опять задал жару
    • 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.
    • 11.06.2019 В Лондон на выставку привезли около 170 работ Гончаровой из музеев и коллекций со всего мира, включая Россию
    • 07.06.2019 В Галерее Церетели на Пречистенке до конца июня проходит большая персональная выставка Константина Александровича Батынкова, отмечающего в этом году своё 60-летие

    Весна

    Враз кукарекнул петух на плетне, и задорному кличу
    Вторит с дороги другой, зоб понатуживши вмиг.
    Оба певца, горлопаня, под ветер хвосты распустили,
    Вихорь, с бугра налетев, створку в воротах открыл.
    Виден весь двор мужика Агафона: омшанник, закуты
    Для лошадей и коров, с дверцами все, катухи.
    Овцы глядятся гурьбою сквозь дранки набитой решетки,
    Мордою мерин гнедой ткнулся в телегу. Об ось
    Чешет заржавленный бок отлежавшийся за зиму боров.
    Куры в соломе клюют выбитый колос пустой.
    К ним воробьи налетели, просыпались стаей с застрехи,
    Подняли щебет такой, что и скворцу не стерпеть,
    Он лишь с вчерашнего дня домовничает в новой скворешне,
    Хитрый резьбой Агафон вывел над нею князек,
    Полочку вместо крылечка приделал и прутик засунул,
    Поднял на длинном шесте певчему гостю жилье.
    «Эк заливается птица!» - промолвил хозяйке хозяин, -
    «Значит, весна напрямки к нам на деревню пришла».
    Баба, помои плеснув и поневу спустив над коленкой,
    Поторопилась быстрей с шайкою в избу войти.
    А Агафон, засучив рукава, что есть силы ударил
    Вилами в жирный навоз, пласт отрывая сырой.

    В усадьбе Достоевского

    Опять бегут бугры, а с ними перелески,
    А вот и старый парк, где Федор Достоевский
    Жил по летам не раз. Как тень в лесу темна!

    Широкоствольных лип, коряжистых дубов
    Стоит высокая зеленая стена.
    На узенькой тропе не слышен звук шагов

    Творца, видавшего в Сибири мертвый дом.
    Он ждал, поднимется народ российский к свету.
    Смотри, горит восток за золотым бугром,
    И жаворонок песнь мне, сельскому поэту,

    Поет, дрожит; исчез в просторе голубом.
    Идут в работе дни, конец приходит лету.
    Комбайн срезает рожь… Как хорошо кругом!
    Я родине отдам любовь и песню эту.

    Где-то сыч закричал... ∞

    * * *
    Где-то сыч закричал, - сторожит он в полночь колокольню.
    Где-то алая зорька зажглась и потухла безгласно.
    Поднимается месяц немеркнущим оком и красным,
    Он идет над землею пространной и дольней.

    В этот вечер весенний неправду и злое кто скажет?
    И хулой укорит ли он имя Великого Бога?
    Изомнет ли ногою цветы? - они там, где овражек,
    Украшают ковром пол Земного Чертога.

    Желанье

    Тревожным ропотом дубровы
    Душа взволнована моя.
    Шумит в вершинах ветр суровый,
    И листьев легкая струя

    Кружится в бездыханном танце
    На тризне пышно-золотой,
    И смерти лик сквозит в багрянце,
    Покрывшем землю пеленой.

    Я знаю: гостью роковую,
    Грозящую небытием,
    Напевом строк не зачарую.
    Она холодным лезвием

    Пронзает грудь. Но в сладкой боли
    Хотел бы я на тленный прах
    Уныло дремлющих раздолий
    Сойти с улыбкой на устах.

    Зной ∞

    Луг, заклейменный метами косцов.
    Жестоким солнцем спалена трава.
    Болото высохло. У берегов
    Ручья, склонясь, шепчу свои слова.

    Вся выжжена душа. Среди пустынь
    Томящий зной, и вихорь не кружит.
    Безрадостно склоняется полынь
    Над колеей, где мертвый грач лежит.

    К Аполлону

    Порфироносный, солнцеокий,
    Мой бог, великий Аполлон!
    Услышал я глагол высокий
    И лиры среброструнной звон.

    Влеком таинственною силой,
    Как цвет к весеннему лучу,
    Свирелью бедной и унылой
    Я рощу огласить хочу.

    Не будь жестоким в яром гневе!
    Мне страшен Марсия злой рок,
    Когда на красноствольном древе
    Из жил струился алый ток.

    Не славы жажду. Дерзновенный
    Я меч не обагрил в крови.
    В душе мой ключ запечатленный
    Дрожит алмазами любви.

    И лишь златая колесница
    Восстанет в тверди голубой,
    Поет убогая цевница
    О тихой радости земной.

    Когда белеется в полях гречиха...

    * * *
    Когда белеется в полях гречиха,
    Как первый снег, цветы ее былинок,
    Когда царит покой в колосьях тихо,
    Лишь жук гудит, сронив пыльцу с тычинок.

    Выходит на межу с детьми зайчиха
    В час сумерек, в траве среди росинок
    Горит светляк, в ручье, как рыбье Лихо,
    Шагает цапля - мест болотных инок.

    Тогда мечта поет о тихих грезах
    Моей любви, о снах вечерних лета,
    Тогда мне слышится в лесных березах

    Песнь иволги, тогда к ногам поэта
    Ссыпает лепестки свои калинник
    И сторожит поля куст-чубаринник.

    Корова

    Вымя, набухшее за день, корова несёт над землею
    Низко, как полный сосуд, капли дрожат на сосцах...
    Тучен был корм на пару: горлуна, молодой чернобыльник,
    В белых цветах повитель, кашка, шершавый лопух.
    Больше не клонит она головы, но, подбрудок повесив,
    Кистью хвоста шевеля, медленным шагом идёт.
    Шерсть её красная, с белым пятноми на лбу и на шее.
    Дома Красоткой зовут, слово понятно ей "тпрень".
    Всякий её отличит по рогам, перевязанным лентой.
    Это хозяйка её, полная станом жена,
    Жизнь услыхавши под сердцем другую, тогда ж повязала,
    Слово промолвив: "Носи, сына корми молоком".

    Лавра

    Зима. От инея стал тополь весь кудрявый,
    Над Лаврой день взошёл с пылающим лицом.
    Здесь некогда Донской пред битвой величавой
    Благословение от Сергия крестом
    На подвиг принимал. И грянул бой кровавый
    Перед Мамаевым злочённым шатром.
    Ты, Лавра, дождалась другой великой славы,
    Как в смутные года в московский злой погром,
    Вождей Пожарского и Минина полки
    Ударили врага из-за Москвы-реки.
    "За Сергия!" -тут клич послышался тогда,
    И ополченье в бой стремилось, как поток,
    И со шляхтой панскою был трудный бой жесток,
    Но над страной взошла счастливая звезда.

    Ладья

    Умом пытливым я бессилен
    Постигнуть тайны бытия.
    Как трепет гаснущих светилен,
    Мысль говорящая моя.

    Иным я кормчим доверяю
    Свою покорную ладью,
    Веселья полн окрест взираю
    И мира тишину пою.

    И дремлют бури роковые,
    И безмятежен легкий стих, -
    Но в час ночной, как вести злые,
    Доходит гул пучин морских.

    Начинает разворачиваться лист... (О Есенине)

    Начинает разворачиваться лист,
    Скоро кинет кисть черемуха в саду.
    По проселку ходит с песней гармонист,
    Как Есенин в незапамятном году.
    Эти песни он у родины узнал,
    Не одну он деву-кралю целовал,
    Оттолкнуть его девчонка не могла,
    И черемуха, как кипень, зацвела.
    Где ты, гений незадачливый Сергей,
    Песней Русь теперь прославилась твоей,
    Средь полей ты бродишь и среди долин
    Русокудрый юный Лель, крестьянский сын.

    Ночь

    Ночь, осиянная звездами,
    С золоторогою луной,
    Над заблиставшими снегами
    Скользит размеренной стопой.

    Я, полюбивший до забвенья
    Великолепие пустынь,
    Мятельный прах, унылость пенья
    И порубежную полынь, -

    Душой раскрытой принимаю
    Скрижалей древних письмена
    И взором радостным читаю
    Миров златые имена.

    Язык природы вдохновенной
    Мне внятен, мудрый и простой,
    И я душой своей нетленной
    Сливаюсь с вечной красотой.

    Ночь на Купалу

    Ну, ночка! Бог спаси! Тут всякой чертовщины
    Не оберется ввек крещеный человек.
    Какие чудища! Рога, что две тычины.
    Какое сборище уродов и калек!

    Сбежались из лесов, лугов, топей, трясины,
    Из логовищ пустых и обмелевших рек.
    Вот лешие пришли - угрюмые детины.
    Меж ними набольший Дубовик-Дровосек.

    Зажгли костер в лугах: яичницу готовят
    Из пестрых бученей... Валит не дым - содом.
    Русалки у реки свой хоровод заводят

    И оголтелые - вот крест вам - нагишом
    Сигают чрез костер бесстыдною гурьбою,
    Глумяся хохотом и дерзкой похвальбою.

    О полях, что пьянятся...

    * * *
    О полях, что пьянятся от вешнего солнца,
    И о криках с небес журавлей я пою,
    Об отсветах в ручье золотого червонца,
    О зеленой осоке, склоненной к ручью.

    И о том, что у жизни так радости много
    И простора пьянящих зеленых полей...
    Знаю сердце свое: родилась в нем тревога
    О мирах неизвестных, о радостном солнце,
    Родилась в нем тревога под крик журавлей.

    Омут

    Какая тишина! Багряный месяц всходит
    За гладью Божьих нив, за скатами полей.
    Русалка на реке ночную песнь заводит
    О золотых дворцах подводных королей.

    У мельничных колес шумит и колобродит
    Утопленниц толпа и призрачных теней.
    Влюбленный водяной из-под коряг не сводит
    С печальной девушки пылающих очей.

    Ему так странно то, что, слезы проливая,
    Грустит она. О чем? Чем жизнь милей земная?
    И, мнится, в тишине, пугая речью странной,

    Ей шепчет про любовь, про нежный поцелуй...
    О, сколько тайных слов я в полночи обманной
    Услышу под напев ласкающихся струй!

    Пан

    Ночью осенней торжественной,
    Веющей грозным молчаньем,
    Слышу я голос божественный,
    Слитый с лесным трепетаньем.

    Гимнами радостно-странными
    Падают звуки свирели
    С листьями благоуханными
    На парчовые постели.

    То - среди чащи под кленами
    Пан, повелитель дубравы,
    Над деревами зелеными
    Горечь свершает отравы.

    Чуя зимы приближение,
    Видя в покое спасенье,
    В чуткое оцепенение
    Он погружает растенья.

    Перед весной

    Весна застряла в снеговых сугробах.
    За непогодой не летят грачи,
    Лишь стаи галок, серых, крутолобых,
    Кружат в зените заревой парчи

    И рушатся на белые березы
    Ватагой говорливой без ума.
    Еще гремят последние морозы,
    Еще метет метелица-зима.

    Но каждый вечер золотистей зори,
    И дальний лес заметно почернел.
    Близка пора, как в полевом просторе
    Подымет солнце алый самострел…

    Пойло

    Всякая дрянь напихалася за день в большую лоханку:
    Тут кожура огурцов, корки, заплесневший хлеб;
    В желтых помоях из щей, образуемых с мыльной водою,
    Плавает корнем наверх вялый обмусленный лук;
    Рядом лежит скорлупа и ошметки от старой подошвы,
    Сильно намокнув в воде, медленно идут ко дну.
    Всклянь налилася лоханка, пора выносить поросятам,-
    В темном они котухе подняли жалобный визг.
    Старая бабка Аксинья, в подтыканной кверху поневе,
    Взявши за ушки лохань и, поднатужась, несет.
    Вылила вкусное пойло она поросятам в корыто.
    Чавкают, грузно сопят, к бабе хвосты обратив.

    Полдень ∞

    Тяжек полуденный зной, изливаемый небом жестоким:
    Оводы жалят коров, вьется столбом мошкара.
    Мухи с зеленым брюшком пересохший навоз облепили.
    Медленным взмахом хвоста бык отгоняет врагов.
    Дремлет понурое стадо. Взмесили уютную тину
    Свиньи, забравшися в пруд. Овцы же в кучу сошлись.
    Спит и пастух, закрываясь от жара овчинною шубой, -
    Высунув жаркий язык, дышит собака над ним.

    Попиада (отрывок)

    Словно заря, выходя в небеса золотые, играет
    Светлой улыбкой лучей на зеленом лугу и на дальнем
    Лесе таинственно-синем, -- так Маша к гостям появилась,
    Вызвав у Федора видом прелестным волнующий трепет
    И заставляя отца Александра с челом просветлевшим
    Громко воскликнуть: "Ай, дочка у вас, королева, царевна!.."

    Радонеж

    В старинный Радонеж по жаворонков пенье
    Иду с котомкою дорогой без дорог.
    Окончилось зимы осадное сиденье;
    Крутая липнет грязь, и чмокает сапог.
    Развесила ветла пушистые подвески,
    Снегами кое-где белеют перелески
    Пустые ржанища желтеются окрест,
    Янтарною водой налиты мочажины.
    Поместье Калиты средь этих было мест,
    Владимир Храбрый здесь гостил с дружиной.
    Я в древней вотчине: мелькнул на церкви крест,
    И пожар под Селом все залила лощины,
    И утки дикие, покинув свой насест,
    Над головой летят до новой луговины.

    Разочарование

    Зеленая вечерняя звезда
    Уже взошла.
    Опять весна. Опять бежит вода.
    Трепещет мгла.

    И вновь растерянный вперяю взор
    В немую даль.
    И снова зимний тяготит укор.
    И сердцу жаль, -

    Жаль, что прожить в изменах суждено
    Всему, всегда.
    А в небе беспристрастно, холодно
    Дрожит звезда.

    Родина

    Деревья в инее, а снега вовсе нет,
    Зима задумалась у столбовой дороги.
    Радимов Павел я, художник и поэт,
    Советский гражданин и человек нестрогий,

    В коломенском краю свой написал сонет,
    Бродя вблизи Оки, где берега пологи,
    Где протекла пора моих ребячьих лет,
    Где ездил много раз, усевшися на дроги.

    Я помню, помню вас, поемные луга!
    Вот на реке паром, вот Ловцы, Белоомут,
    Вот бричка ямщика и со звонком дуга,

    Вот Горки на Яру и под горою омут,
    Внизу ж стоят стога, и зелени нет края.
    Дай ширь твою вдохнуть, о сторона родная!

    Свиной хлев ∞

    Невероятную грязь наследили в углу поросята,
    Ибо прохладу и тень зной заставляет искать.
    В липкий навоз, где вода пузырями зелеными смотрит,
    Морды уткнув до ушей, мирному сну предались.
    Первый с льняною щетиной лежит, повернувшись к корыту,
    Пестрому сверстнику в нос задом уперся своим.
    Луч золотой, проскользнувши в заборные щели, играет
    На розоватом боку, сладко дрожащем во сне.

    Следить хоругви в облаках...

    * * *
    Следить хоругви в облаках,
    Плескаемые многошумно,
    Словам хвалебным в ирмосах
    Внимать душой благоразумно.

    Иль, заменив пономаря,
    Раздуть потухшее кадило.
    Какая ясная заря
    В те годы надо мной всходила!

    Теперь на торжищах градских
    Дни проводящий суетные,
    Я древних славословий стих
    Забыл, как гимны полевые.

    Но в дни, когда весенний зов,
    Великолепием блистая
    И первой роскошью листов,
    Звучит от края и до края,

    Когда все золотом горит,
    Поет звенящими речами,
    Когда трава в ложбинах плит
    Сквозит, краснея стебельками,-

    Волнуясь, трепетно дыша,
    Былому счастью благодарный,
    Я плачу, и дрожит душа,
    Как луч, печалью светозарной.

    Смиренной повести моей...

    * * *
    Смиренной повести моей
    Прочти немногие страницы:
    Отец мой - сельский иерей
    Веленьем Божией Десницы.

    Представил ныне пред собой
    Его я в парчовой фелони,
    С каймой блестящею литой,
    В тумане синих благовоний,

    Когда под звон колоколов
    Идет в весеннем крестном ходе
    Средь зеленеющих хлебов,
    Благословляя жизнь в природе.

    Как я любил щекой своей
    К епитрахили прикасаться
    И взором радостных очей
    В лазурной вышине теряться!

    Сухая осень

    Прошла пора цветущих лип.
    Давно забыты дни страдные,
    Когда восходы золотые
    Встречал телег немолчный скрип.

    Истерлась зелень у лесов,
    Надевших ризу аналоя.
    Пора осеннего покоя
    И журавлиных голосов

    Сменила верным чередом
    Сверканье кос и звон брусницы.
    Где пламевейные зарницы?
    Смотри: какая тишь кругом!

    Над покачнувшимся плетнем
    Краснеют гроздьями рябины,
    Да хмеля желтого тычины
    В пустырь грозятся костылем.

    Сырой вечер ∞

    Скучен в деревне глухой неприветливый вечер осенний.
    Давеча дождь моросил. Пахло моченцем с пруда.
    Чей-то ребенок кричал. Равнодушно, лениво сидели
    Перед поповым крыльцом утки, наевшись лузги.
    Вот и смеркается. Стадо пустили. И в воздухе мозглом
    Грустно разносится рев. Сельский священник идет
    В мелочной лавке купить табаку и селедок на ужин.
    Слышно: на барском дворе с цепи спускают собак.

    Тишина

    Как хрусталевых ниток четки
    Росинки влаги дождевой.
    Осины трепетны и кротки.
    Наряд омывши золотой,

    Не дрогнут ветки. Мерным стуком
    Ударит капля в рдяный лист,
    И чаща отзовется звуком, -
    Лес нежно-чуток, голосист.

    Не прошуршит в корнях мышонок,
    И ящерицы спят в норах,
    И под ногою странно-звонок
    Становится хрустящий прах.

    Туча

    По небу синему грозный пророк Илия поркатился.
    Бросил, Громовник, стрелу - змейкой сверкнула она.
    Из-за попова сарая надвинулась гулкая туча.
    сено увезть до дождя с луга спешат мужики,
    Громок колёса стучат... На бугре чей-то воз накренился:
    Лопнула ось пополам, выскочил шкворень, звеня.
    Вихорь на старый плетень навивает зелёное сено
    И на спокойном пруде зыблет дрожащую рябь.
    Первые капли дождя взбудоражили пыль на дороге.
    Кличет наседка детей. Ласточки сели в гнездо.
    снова могучий раскат... И, снимая дырявую шапку,
    Истово дюжий мужик лоб осеняет крестом.

    Русский советский «крестьянский поэт» и художник, последний председатель Товарищества передвижников и первый председатель Ассоциации художников революционной России (АХРР) в 1922, 1927-1932 гг., а также последний председатель ВСП (Всероссийский союз поэтов) - организации, просуществовавшей до 1929 года.

    Родился в деревне в Рязанской губернии, в семье сельского священника, в избе 90-летнего деда отца Никанора. И прадеды, и отец и дед художника были попами или сельскими дьячками. Вместе с двумя своими братьями получил духовное образование - с 9-ти лет в Зарайском духовном училище и Рязанской семинарии.

    О годах ученичества, проведенных в этом заведении, он вспоминал: «Зарайск! Туда возил меня зимней дорогой, за двадцать пять верст, серый мерин… Летом на широкой телеге, на жесткой дерюге, накрывавшей мешки ржи, приезжал я на постоялый двор… где пил чай с изюменным ситным. Потом с мешком и сундуком, где лежало белье, шерстяные чулки и материны пышки, отец провожал меня в кремль, в каменное двухэтажное здание училища. Там я должен был жить восемь месяцев в году и получать знания».

    Отказавшись принять сан, в революционный 1905 год он без паспорта отправляется в Москву, где решает поступить в Московское училище Ваяния и Зодчества. Берет уроки в студии Большакова. Но в итоге в 1906 году поступает на филологический факультет Казанского университета (в столичные университеты семинаристов не принимали), который заканчивает в 1911 году с дипломной работой о Гомере («Гомер в произведениях греческих художников»). Одновременно учился живописи, брал уроки у Н. И. Фешина. С 1908 года выступает как художник.

    В 1912 году вышла первая книга стихов «Полевые псалмы», отмеченная как многообещающая; вторая книжка Радимова - «Земная риза» в целом разочаровала критиков. Он встал в число крестьянских поэтов, его стихи читают вместе с Есениным и Клюевым. В 1914 году вышел сборник гекзаметров «Попиада». В 1914-1916 гг. - сотрудник газеты «Сибирская жизнь» и журнала «Сибирский студент».

    С 1911 года принят экспонентом в Товарищество передвижников (дебютируя на 39-й выставке), а в 1914 году становится его членом по рекомендации Поленова и Репина за картину «Старый мезонин». Преподавал историю искусства в Казанской художественной школе.

    В 1917 году в Казани заведывал отделом искусств Наркомпроса Татарии. Активно включился в культурно-агитационную работу, продолжая параллельно заниматься поэзией и живописью. В 1918 году избран главой товарищества передвижников.

    В 1921 году П.Радимов приезжает с выставкой своих работ в Москву, а в 1922 году совместно с художниками Григорьевым и Наумовым принимает участие в организации АХРРа. После революции выпускает сборник стихов «Деревня» (1922). Избирался председателем Всероссийского Союза поэтов, работал в Кремле, дружил с Луначарским, Ворошиловым и Буденным, а также с Есениным, своим земляком. В 1926 году с делегацией художников он едет в Финляндию к Репину. В Пенатах создает портрет Репина (он хранится в Третьяковской галерее).

    Со временем Радимов попал под кампанию «раскулачивания кулацких поэтов», после чего «переключился на пейзажно-описательную лирику с элементами социалистической бутафории (красный флаг на дугах телеги и проч.)». В последующие годы работал преимущественно в области живописи. Много путешествовал по Советскому Союзу, писал об увиденных краях стихи и картины.

    С 1930-х годов поселился в Хотьково, где много рисовал, а позже - в Ново-Абрамцевском посёлке, где жил с 1932 года. В 1957 году открыл в Абрамцеве народную выставку «для свободного и бесплатного посещения всех, кто любит искусство».

    Скончался в своем доме в Хотьково, похоронен на Хотьковском кладбище Сергиево-Посадского района. Перезахоронен на Московском Введенском кладбище.

    Семья
    Сергей Павлович Радимов - сын, художник

    Сергей Сергеевич Радимов - внук, художник

    Павел Сергеевич Радимов - правнук

    Сергей Александрович Радимов - брат, художник

    Татьяна Павловна Радимова (1916-2000) - дочь, художница. Живописец. Заслуженный работник культуры России, член МОСХа. Училась у отца в МГХИ им. В. И. Сурикова до 1941 г. Писала пейзажи и стихи. Автор книги о своем отце.

    Мария Павловна Радимова (р.1915) - дочь Радимова и художницы Марии Медведевой (дочери художника Григория Медведева), замужем за Константином Павловичем, художница-пейзажист.

    Радимов Иван Александрович - брат художника, академик живописи. В статье приведена его картина из собрания музея "Зарайский кремль", названная здесь "Парад Победы". На самом деле деле картина называется "Конница Белова в Зарайске"

    Характеристика живописи
    Его первые живописные работы, рассказывающие о Казани и Казанской губернии, регулярно начали появляться с 1908 года («Окраина Казани», 1908; «Суконная слобода в Казани. Зима», 1910; «Рыбный базар в Казани», 1911; «Пожарная каланча в Казани», 1917; и проч.). В первые десятилетия своей работы изображал преимущественно избушки и «огороды затихших глухих деревень».

    Был членом Товарищества передвижников и последним его председателем - темы и стиль этого направления заметны в его работах. Когда в 1918 году скончался председатель Товарищества передвижных выставок Н. Н. Дубовской, Радимов был избран председателем Товарищества, добился в 1922 году организации 47-й выставки передвижников.

    В связи с закрытием 47-й выставки передижников он выступил с докладом на, казалось бы, непритязательную тему «Об отражении быта в искусстве». Этот доклад, встреченный бешеными атаками всего «левого» фронта, способствовал организации советской Ассоциации художников революционной России (АХРР). Как гласит каталог выставки АХРРа 1933 года: «В 1922 г. на 47-й передвижной выставке выступил с докладом о реалистическом искусстве, отражающем советский быт. Доклад послужил началом большого советского общественного художественного движения, оформившегося в виде АХРР (Ассоциация художников революционной России)». В 1922 году Радимов вошел в АХРР.

    Уже в 1922 году Радимов в составе первой небольшой бригады советских художников-реалистов отправляется с этюдником на заводские зарисовки и пишет литейный цех. Как художник присутствовал на партийных съездах, делая наброски к портретам вождей, создал картины «Заседание в Кремле», «Выступление Троцкого на II конгрессе Коминтерна». Ему отведена мастерская в Кремле, вместе с его другом Евгением Кацманом, секретарем АХРРа, и Давидом Штеренбергом. Он делает наброски заседаний съездов, участников III конгресса Коминтерна, много этюдов старого и обновленного Кремля. Способствовал возведению Дома Художников на Масловке.

    В 1928 году на юбилейной выставке 10-летия Красной Армии (10-я выставка АХРР - «10 лет РККА»), одним из организаторов которой он стал, Радимов выставляет большую картину на историко-революционную тему «Люди в рогожах» (баржа с революционерами-смертниками, спасенными из белогвардейского плена - знаменитая баржа Колчака в Сарапуле), позднее выставленную в центральном зале Советского павильона в Венеции.

    После «кампании раскулачивания кулацких поэтов» занимается практически одной живописью. Организует Московский областной союз художников, избирается его первым председателем. Не усердствует в тематике социалистического реализма, введённого АХРРом, предпочитая пейзаж.

    После революции появляются циклы пейзажных работ Радимова, посвященные Башкирии, Чувашии, Марийской земле, Средней Азии и, наконец, средней полосе России и Подмосковью.

    Последняя персональная прижизненная выставка художника прошла в Москве в 1962 году и была посвящена его 75-летию. В 2005 году галерея «Золотой плес» демонстрировала выставку «Павел Радимов. Передвижник и поэт» в Каминном зале Дома журналиста (Москва). В 2007 году в Казани состоялась посмертная выставка к 120-летию со дня рождения.



    
    Top